Разработка проблемы гражданского воспитания учащихся в педагогике России и Российского Зарубежья в первой половине XX века
Диссертация
Гражданское воспитание учащихся в учебных заведениях Российского Зарубежья зависело от следующего: социально-экономического и политического развития тех государств, в которых оказались эмигрантыот участия этих государств в деле организации образовательных учрежденийот активного участия самих эмигрантов и наличия благотворительных организацийот изменяющейся внешней и внутренней политики… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы решения проблемы гражданского воспитания учащихся в отечественной педагогике и педагогике Российского Зарубежья в первой половине XX века
- 1. 1. Современные теоретико-методологические подходы к 18−39 разработке концепции гражданского воспитания учащихся в отечественной педагогике
- 1. 2. Теоретико-методологические подходы к рассмотрению 40−72 проблемы гражданского воспитания учащихся в отечественной педагогике с 1900 — по 1922 годы XX века
- 1. 3. Теоретико-методологические подходы к рассмотрению 73−97 проблемы гражданского воспитания учащихся в философско-педагогической мысли Российского Зарубежья
- 1922 — 50-ые годы XX века)
- Глава 2. Гражданское воспитание учащихся в отечественной практике и практике Российского Зарубежья в первой половине XX века
- 2. 1. Гражданское воспитание учащихся в деятельности 98−120 образовательных учреждений России в начале XX века
- 2. 2. Решение проблемы гражданского воспитания учащихся в 121−139 практике Российского Зарубежья (1922 -50-ые гг.)
- 2. 3. Актуализация идей отечественной педагогики первой 140−161 половины XX века в современной теории и практике гражданского воспитания учащихся
Список литературы
- Аблова, Н.Е. История КВЖД и российской эмиграции в Китае (первая половина XX в.) Монография / Н. Е. Аблова. Улан-Удэ: БГУ, 1999−316с.
- Активная школа: теория, практика, перспективы / под. ред. А. Зеленцовой, К. Спенсли и С.Шехтера. М: Американские советы по международному образованию АСПРЯЛ/ АКСЕЛС, Фонд «Сивитас», Партнерство «СИВИТАС"@ Россия», 2006. -136 с.
- Аманбаева, Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях. Текст.: дис. канд. пед. наук: Якутск, 2002.
- Антология педагогической мысли России XVIII в. /Сост. И. А. Соловков. М.: — Педагогика. 1885. — 480 с.
- Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х-начала XX в. / состав. П. А. Лебедев.- М.: Педагогика. 1990.- 608 с.
- Анцифиров, А.Л. Христианство и кооперация / А. Л. Анцифиров // Вестник РСХД. Париж. -1932. -№ 3. — С. 5−9.
- Аристотель, Собрание сочинений: в 4 т./ Аристотель. Пер. с греч.- общ. Ред. А. И. Даватура. М.: Мысль. 1984.-830 с.
- Бабенко, А.Н. Правовая культура личности Текст.: дис.. канд. филос. наук-М., 1996.
- Бандура, P.P. Формирование гражданских качеств старшеклассников на примере жизни и деятельности В.И.Ленина, его соратников Текст.: дис.. канд. пед. наук-Киев, 1978. -172 с.
- Баркова, Н.Н. Нравственный идеал в педагогике (Вт. пол. Х1Х начале XX вв.) / Н. Н. Бабенко // Педагогика. -1998. -№ 2.- С. 70 -75.
- Бердяев, Н.А. Самопознание: сочинения / Н. А. Бердяев М.: Изд-во Эксмо- Харьков: Изд-во Фолио, 2005. — 640 с.
- Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев М.: 1989, — 340с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века: лекции по педагогической антропологии и философии образования / Б. М. Бим-Бад. М.: Изд. Российского открытого ин-та, 1994.- 112 с.
- Битинас, Б.П. Введение в философию воспитания / Б. П. Битинас. М.: Фонд духовного и нравственного образования, 1996. — 129 с.
- Беленцов, С.И. Проблема гражданского воспитания в русской педагогике в конце XIX нач. XX века Текст.: дис.. канд. пед. наук. — Курск, 2000.
- Белозерцев, Е.П. На пути к русскому образованию / Е. П. Белозерцев // Педагогика. -1997.-№ 2.-С.39−42.
- Беляев, В.И. Теоретические основы педагогической концепции С.Т. Шацкого / В. И. Беляев // Педагогика, 1998, -36.- С.76−83.
- Блонский, П.П. О национальном воспитании / П. П. Блонский // Вестник воспитания. 1915.- № 4. — С.1−38.
- Богданов, А.А. Культурные задачи нашего времени / А. А. Богданов. -М.: Изд-е С. Довлатовского и А. Чарушникова, 1911. -92 с.
- Богуславский, М.В. Значение изучения истории русского педагогического зарубежья для развития современного отечественного образования / М. В. Богуславский // Образование и педагогика Российского Зарубежья. М.:ИНПО.-1995. С.78−82
- Богуславский, М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации в отечественной педагогике (начало XX века) / М. В. Богуславский // Педагогика. -1998. № 7. — С.82−87.
- Богуславский, М.В. Русская школа графа Игнатьева / М. В. Богуславский // Учительская газета 1993. -№ 17. — С. 19−29.
- Богуславский, М. В Философия образования в трактовке мыслителей Российского Зарубежья / М. В. Богуславский // Педагогика, 2000. -№ 9. -С.66−74.
- Болотина, Т.В. Гражданское образование: методология, содержание и методы обучения / Т. В. Болотина. М: 2002., 212 с.
- Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Р н/Д: ТЦ «Учитель», 1999. -560 с.
- Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика.- 1995, — № 4.- С.32−36.
- Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н. В. Бондаревская, А. А. Реан СПб: Питер, 2001, -304 с.
- Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении: пособие для руководителей общеобразовательных школ / В. И. Бочкарев М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-192 с.
- Буева, Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме / Л. П. Буева // Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.-С.76−90.
- Булгаков, С.Н. Философия христианства / С. Н. Булгаков. М.: Наука, 1990. -412 с.
- Булкин, А.П. Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII—XX вв. Текст.: Автореф. дис.. док. пед. наук. М., 2003. -47 с.
- ЗВ.Бунаков, Н. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-412 с.
- Буслаева, Л.П. Ученическое самоуправление в русской дореволюционной школе Текст.: дис. .канд. пед.наук.- Л., 1970.-346 с.
- Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма образования /Т.С. Буторина, Н. П. Овчинников СПб.: КАРО, 2004. -224 с.
- Валицкая, А.П. Философские основания современной парадигмы образования / А. П. Валицкая // Педагогика. -1997. -№ 3.-С.15−19.
- Васильева, З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб пособие / З. И. Васильева, Н. В. Седова. -СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2001. 339 с.
- Василькова, П. Н. Самоуправление в школе (из личного опыта)/ П.Н.Василькова//Русская школа. -1917. № 9−12. -С.35−53.
- Вахтеров, В.П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л. Н. Литвин, Н. Г. Бритаева. М.: Педагогика, 1987. — 400 с.
- Вендровская, Р.Б. Школьная реформа 1915−1916 гг. и преподавание истории / Р. Б. Вендровская // Преподавание истории. -1915. -№ 4.-С. 22.
- Вентцель, К.Н. Свободное воспитание, сб. избранных трудов / К.Д. Вентцель- сост. Л, Д. Филоненко. -М.: АПО, 1993. -171 с.
- Вестник воспитания Текст.: журнал. СПб.: 1917, № 1−9.
- Вестник эмигранта Текст.: журнал.-Варшава, 1922, № 5, С. 1−2.
- Вехи. Из глубиныТекст. -М.: Правда, 1991. 600 с.
- Владыкина, В.А. Русская школа за рубежом: организация, содержание образования (1920-е гг.) / В. А. Владыкина // Образование и педагогика Российского зарубежья. М.-1995. — С.29−43.
- Власова, В.Н. Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры Текст.: дис. канд. пед. наук. Новочеркасск, 1999.-181 с.
- Воспитание гражданина в советской школе / под ред. Г. Н. Филонова. -М.: Педагог, 1990.- 176 с.
- Воспитать человека Текст.: Сборник норм.- прав., науч.- метод., орган. практ. материалов по проблемам воспитания / под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней. — М.: Вента-на -графф, 2003.- 384 с.
- Выготский, JI.C. Собрание сочинений. В 6-ти т.- М.: Педагогика, 19 821 984.
- Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры /Г.П. Выжлецов. -СПб, Изд-во С-Петербургского университета, 1996. -152 с.
- Вышеславцев, Б.П. Вечное в русле философии / Б. П. Вышеславцев. -Нью-Йорк: Изд-во имени Чехова, 1953. -350 с.
- Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного эроса /Вступ. ст., сост. И комент. В. В. Сапова. -М.: Республика, 1994, 368 с.
- Вяземский, Е.Е. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова М.: ООО Русское слово — учебная книга, 2002.-240 с.
- Гагаев П.А. Философия школы России. Идея человека в русской культурно-исторической традиции. История русских философско-педагогических учений VIII -XX веков: культурно-исторический аспект / П. А. Гаев. Пенза, 1998. -516 с.
- Гартвиг, А.Ф. К вопросу о преподавании истории в средних учебных заведениях / А.Ф. Гартвиг-М., 1918.-51 с.
- Гессен С.И. Мировоззрение и образование /С.И.Гессен // Педагогика Российского Зарубежья. Хрестоматия. М., 1996. -С.110−120.
- Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И.Гессен- отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. -448 с.
- Гессен С.И. Цели нравственного образования /С.И.Гессен- публ. Е. Г. Осовского // Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20−50-е гг. XX века, Саранск, 1998. -С. 152−165.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. В поисках практико ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский — М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-608 с.
- Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики: учебное пособие / В. И. Гинецинский. СПб.: Изд-во СПБ ГУ, 1992. -154 с.
- Гончаров, И.Ф. Русская национальная школа: концепция / И. Ф. Гончаров. СПб, 1992.
- Гражданское образование в российской школе / Сост. Т. И. Тюляева. -М.: ООО Издательство Астрель: ООО Издательство ACT, 2003. 605 е.- 180.
- Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. С. Шехтера и Н. Воскресенской. М.: 1997. -189 с.
- Гражданское образование: содержание и активные методы обучения /под ред. Н. Воскресенской и С.Шехтера. При участии А. Иоффе и Ч.Уайта. М: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», «Фонд Сивитас», 2006.- 184 с.
- Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории: Сборник статей / Сост. и науч. ред. Н. И. Элиасберг. СПб.: Изд-во Союз, 2004−51 с.
- Грачев, B.C. Правовая культура как субъектный фактор реализации права Текст.: дисканд. юрид. наук. СПб., 1996.
- Гревцова, В.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин Текст.: дис.. канд. пед наук. -Челябинск. 1998. -208 с.
- Грибовский, В.О. О желательной постановке преподавания законоведения в средней общеобразовательной школе / В. О. Грибовский // Русская школа. 1902. № 1. -С. 175−179.
- Гулюкина О.С. Проблема нравственного воспитания в философско-педагогической мысли русского эмигрантского зарубежья (20−40-е годы XX века) Текст.: Автореферат, дис.. канд. пед. наук. -М., 2001. -16 с.
- Давыдов, В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление / В. В. Давыдов, В. П. Зинченко // Перспективы. Вопросы образования. -1992.-3112.-С.7−16.
- Даль, В.И. Толковый словарь русского языка совр. Версия / В. И. Даль М.: ЗАО изд-во ЭКСМО — Пресс, 2002. -736 с.
- Демков, М.И. Краткая история педагогики. М., 1917. -239 с.
- Демков, М.И. Очерки по истории русской педагогики. 4-е изд. М., 1917.368 с.
- Дергунов, В.А. К истокам гражданственности. Социально-педагогические основы движения юных граждан «Наследники"/ В. А. Дергунов. Казань: РИЦ Школа, 2003 с. -104 с.
- Дехтерев, А.П. С детьми в эмиграции 1920−1930 / А. П. Дехтерев. -Шумен, 1931.-с. 15.
- Джуринский, А.Н. Педагогика: история педагогических идей: учебное пособие / А. Н. Джуринский. М.: Педагогическое общество России, 2000.-552 с.
- Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: учебное пособие для студентов сред. высш. пед. учеб. заведений / А. Н. Джуринский М.: Издательский центр «Академия», 1998.-176с.
- Додонов, В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX- начала XX вв. М.: Изд-во ИПТ и МИО РАО, 1994. -140 с.
- Дранишников, В.В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников Текст.: дис.. д-ра пед. наук. М., 2004.
- Дуранов, И.М. Педагогические условия формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников Текст.: дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1991.
- Елин, В.М. Педагогические условия формирования правовых знаний старшеклассников Текст.: дис. канд. пед. наук. Москва, 2003.
- Елисеев, В. Программы и правила приготовительного и первых четырех классов реальных училищ / В. Елисеев СПб., 1907. -168 с.
- Ефимов, Е. Два идеала гражданского воспитания / Е. Ефимов // Вестник воспитания. 1915.- № 1 -С.1−57.
- Ефимов, Е. Реформа средней школы и национальное воспитания / Е. Ефимов //Вестник воспитания.-1916.- № 2. С.15−31.
- Желанова, С.А. Правовая культура личности Текст.: дис. .канд. фил ос. наук. Саратов, 1995.
- Знаменский, С.А. Средняя школа за последние годы. Ученические волнения 1905−1906 гг. и их значение / С. А. Знаменский СПб.: 1909.294 с. 97.3оргенфрей Г. Г. Самоуправление в школах / Г. Г. Зоргенфрей СПб.: 1912.- 166 с.
- Иващенко Г. М. Идейно-политическое воспитание юных ленинцев: кн. для учителя / Г. М. Иващенко М.: Просвещение, 1985. -208 с.
- Из глубины: сборник статей русской революции / С. А. Аскольдов, Н. А. Бердяев, С. А. Булгаков и др.- М.: Изд-во Моск. Ун-т, 1990.-298 с.
- Иконникова, С.Н. История культурологии: идеи и судьбы: учебное пособие / С. Н. Иконникова. СПб. Гос. акад. культ., 1996. -246 с.
- Ильин И.А. Кризис безбожия / И. А. Ильин М.: Дар, 2005. — 496 с.
- Ильин И.А. О грядущей России / И. А. Ильин М.: Республика, 1993.-220с.
- Ильин, И.А. О воспитании в грядущей России /И.А. Ильин// воспитательная работа в школе. 2006. -№ 1.- С.9−18.
- Ильин И.А. О национализме / путь духовного обновления / И. А. Ильин -Мюнхен.: 1962.-380 с.
- Ильин И.А. О сущности правосознания. / И.А. Ильин- подготовка текста и вступительная статья И. Н. Смирнова. М.: Рарогъ, 1993. -235 с.
- Ильин Н.Н. О воспитании общественности в школе / Н. Н. Ильин -М., 1916. 86 с.
- История педагогики. Ч. II с XVII в. до сер. XX в. // Под ред. А. И. Пискунова. М., 1998. — 304 с.
- История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. М. А. Галагузовой. М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 544.
- Иоффе, А.Н. Книга ресурсов. Методические материалы по гражданскому образованию: учеб-метод пособие /А.Н. Иоффе. -2-е изд., испр. М. Изд. дом Новый учебник, 2006. -240 с.
- Ю.Иоффе, А. Н. Организация внеурочной работы по праву / А. Н. Иоффе, Е. С. Корольков, Н. Н. Михайлова, И. Е. Уколова, В. А. Вакуленко. Сборник статей. М.: Изд. дом. Новый учебник, 2002.- 440 с.
- Кабанова, Е. В. Школа и учительство русской эмигрантской диаспоры в Европе, 1919−1930 гг Текст.: автореф. дис.: канд. пед. наук. М., 1998.
- Каджаспирова, Г. М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования / Г. М. Каджаспирова М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 352 с.
- Каган, М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган СПб., ТОО ТК Петрополис. — 205 с.
- Каптерев, П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели / П. Ф. Каптерев Пг., 1915. -746 с.
- Кареев, Н.И. Из курса методики преподавания истории / Н. И. Кареев. -СПб., 1916. -37 с.
- Кареев, Н.И. Учебная книга древней истории / Н. И. Кареев. -СПб., 1912.-310 с.
- Кармин, А.С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова СПб.: Питер, 2006.-464 с.
- Карпова, Г. Ф. Образовательная политика в России в первой половине XX в./Г.Ф.Карпова. Ростов н. /Д: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1994.-168 с.
- Кершенштейнер, Г. Основные вопросы школьной организации/ Г. Кершенштейнер. СПб., 1911 .- 260 с.
- Кершенштейнер, Г. О воспитании гражданственности / Г. Кершенштейнер -Пг., 1917. -30 с.
- Кершенштейнер, Г. Трудовая школа / Г. Кершенштейнер М.1910.-16 с.
- Кларин В.М., Петров В. М. идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX -XX вв. -М., 1996. -123 с.
- Клюже, И. Граф Игнатьев / И. Клюже // Вестник воспитания. -1917-№ 2.- С.56−99.
- Ключкова, Л. Детское движение в России: проблемы и опыт/ Л. Ключкова // Воспитание школьников 1992. — № 5. — С. 45−68.
- Кобылянский, В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма / В. А. Кобылянский //Педагогика. -1998. -№ 5.- С. 18−23.
- Кобылянский, В.А. Русская идея и возрождение России /В.А.Кобылянский. Иркутск. 1997. -164 с.
- Конвенция о правах ребенка. М.: Просвещение, 1990.
- Кондратьева, М.А. Русская гимназия в эмиграции: основные ценности образования (20-е XX века) // Российское Зарубежье: Образование, педагогика, культура. 20-е-50-е гг. XX века. Саранск, 1998. — С. 78−86.
- Константинов, А.В. История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года): Учебное пособие по региональному компоненту образования / А. В. Костантинов, Н. Н. Константинова. Чита: АНО ЦНОП- Изд-во ЗабГПУ, 2002. -248 е.: илл.
- Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе //Преподавание истории и обществознания в школе. -2003.-№ 9.
- Королев, Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики 1917 1920 / Ф. Ф. Королев. Издательство Академии педагогических наук РСФСР, М.: 1958.-542 с.
- Косик, В.И. Русская молодежь в эмиграции / В. И. Косик // Педагогика.-№ 3. 2006. -С.62−69.
- Кохановский, В.П. История философии: учебник для вузов / В. П. Кохановский. Ростов-на Дону: Феникс, 2001 576 с.
- Крохин, В.П. К вопросу о постановке родиноведения в школе (Какая хрестоматия желательна для низших и средних учебных заведений) / В. П. Крохин // Русская школа. 1902. — № 12. -167 с.
- Кравченко, А.И. Социология учебник для студентов вузов / А. И. Кравченко.- М.: Академический проспект, Издательская корпорация Логос, 1999. -382 с.
- Крысько, В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии / В. Г. Крысько. -М: Изд.-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-368 с.
- Крысяк, В. Воспитание гражданственности как интегративного качества личности учащихся средних учебных заведений Польши Текст.: дис.. канд. пед. наук. М., 1999. -303 с.
- Крупская, Н.К. Избранные педагогические произведения / Н. К. Крупская. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. М., 1957 -715 с.
- Кузнецова, Л.В. Проблема гражданского воспитания школьников в советской педагогике 1918−1936 гг. Текст.: автореф.. дис. канд. пед. наук. -М., 1982.
- МЗ.Кузнов, А. Г. Право как явление культуры Текст.: дис.. канд. юрид. наук.-М., 1994.
- Культурное наследие Российской эмиграции: 1917−1940. В 2-х кн. Кн. 1 / Под. общ. ред. акад. Е. П. Челышева и проф. Д. М. Шаховского. -М.: Наследие. 1994. -520 с.
- Лебедева, О.В. Мониторинг тенденций развития идей гражданского образования в отечественной педагогике Х1Х-ХХ веков / О. В. Лебедева // Мониторинг образовательного процесса. 2003. — № 5. — С.47−53.
- Маленкова, Л. И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя / Л. И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом Ноосфера, 1999. -300 с.
- Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие /Л.И.Маленкова. -М.: педагогическое общество России. 2002, — 480 с.
- Материалы по реформе средней школы. Пг., 1915. -548 с.
- Меньшиков, В.М. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический аспект) / В. М. Меньшиков //Курск. 1999,-125 с.
- Мижереков, В. А. Психолого-педагогический словарь / В. А. Мижереков Ростов н /Д., 1998. 236 с.
- Михайлова, М.В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX в. Текст.: дис. канд. пед. наук-М., 1966. -311 с.
- Мудрик, А.В. Воспитание в системе образования характеристика понятия / А. В. Мудрик // Классный руководитель. М.- 2002. -№ 5.-С.4−8.
- Музафаров, P.P. Подходы ЮНЕСКО к формированию гражданского образования /Материалы международной конференции «Развитие сети по гражданскому образованию в республике Казахстан» Алматы, -2000, С.9−10.
- Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. 2-е изд.- М.: Изд. дом Новый учебник, 2004. -192 с.
- Народное образование в ССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917−1973 гг. Текст.:-М.: Педагогика, 1974 .-560 с.
- Национальные ценности образования: история и современность (Материалы XVII сессии науч. Совета по пробл. Истории образования и пед. пауки, окт. 1996 г./ Под. ред. З.И.Равкина) -М.: ИТО и ПРАО, 1997. -441 с.
- Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX 90-е гг. XX вв.) / Под. ред. 3. И. Равкина. — М. ИТО и ПРАО, 1997. -411 с.
- Никандров, Н.Д. Российская национальная идея основа воспитания Текст. / Н. Д. Никандров // Изв. Росс. Акад. Образования. -1999.-№ 2.-С. 13−22.
- Новичкова, И.Ю. Правовая культура в гражданском обществе Текст.: дис. канд. соц. наук. Саратов, 1995.
- Нравственность в современном мире.- Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2003.-128с.
- Нургалиева, A.M. Формирование гражданской активности старшеклассиков с учетом особенностей семьи (социально-педагогический аспект) Текст.: дис. канд. пед. наук. Москва, 1992. -162 с.
- Тисленкова, И.А. Нравственное воспитание в средней школе / И.А. Тисленкова- Волгоград: Учитель, 2007. -156 с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Ожегов. РАН Ин-трусс, языка им. В. В. Виноградова. -4-е изд., доп.-М.: Азбуковик, 1999. -944 с.
- Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. Прутченкова А. С. М.: — 250 с.
- Осипова, Т.П. Гражданское воспитание старшеклассников в процессе познания своей страны. Текст.: дис. канд. пед. наук. Кострома, 2003.1670 Льве Толстом// Возрождение. Тетрадь сто седьмая.- Париж, 1960.-27−35с.
- Очерки по истории СССР часть I (IX-XIII в.) /Б.Д.Греков, А. Л. Сидоров, Н. М. Дружинин, А. М. Панкратова, С. Д. Сказкин и др. М.: Изд-во АН СССР,-1953.-984 с.
- Панарин, А.С. Политология: учебник / А. С. Панарин 2-е, пеработанное и дополненное. — М.: ТК Велби, 2004.-440 с.
- Панарин, А.С. Философия политики: учебное пособие для политологических факультетов гуманитарных вузов / А. С. Панарин -М.: Новая школа, 199. 424 с.
- Панченко, О.Г. Развитие педагогической мысли в России: философия образования и воспитания (по страницам антологии гуманной педагогики) / О. Г. Панченко, И. А. Бирич М.: АПК и ПРО, 2003. — 154 с.
- Певцова, Е.А. Правовое образование в России: формирование правовой культуры современного общества: Монография / Е. А. Певцова. М.: АПК и ПРО, 2002. -195 с.
- Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко и др.- под ред. Л. П. Крившенко. -М.- ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. 432 с.
- Пискунов, А.И. Ленинская концепция культурной революции и создание советской школы / А. И. Пискунов // Советская педагогика. -1980. -№ 4.- С.35−40.
- Письмо Минобразования РФ от 07.04.1995. № 385/11 «О повышении правовой культуры и образования».
- Письмо Минобразования РФ от 15.01.2003. № 13−51−08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
- Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения Текст. -М., 1985.-361 с.
- Победоносцев, К.П. «Великая ложь нашего времени» / К.П.Победоносцев- Сост. С. А. Ростунова, вступ. ст. А. П. Ланщикова. -Москва, Русская книга, 1993. 640 с.
- Подласый, И.П. Педагогика: новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / И. П. Подласый. В 2 кн. М.: Гуманит. Изд. центр. ВЛАДОС, 2003.- Кн.2 Процесс воспитания. — 256 с.
- Политология. Краткий словарь. Ростов н./ Д: феникс, 2001. -448 с.
- Политология: энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. М. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. комм, ун-т, 1993. — 431 с.
- Попов, Н.С. Гражданское воспитание в системе внеклассной работы Текст.: дис.. канд. пед.наук. Москва, 2004.
- Предвечная, Ж.В. Гражданское воспитание детей младшего школьного возраста средствами внешкольной работы Текст. дис.. канд. пед. наук. Пятигорск, 2004
- Проблемы гражданского общества и правового государства. // Сб. статей, вып. № 1.Чита: Забтранс, 2002, 88 с.
- Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях / материалы Всероссийской научно-практической конференции. -М.: 2001, С.98−99.
- Программа законоведения для мужских гимназий и реальных училищ, утвержденная Министром народного просвещения 17.06.1906.
- Программа курса «Основы правовых знаний» для 7−11 классов / В. В. Спасская, С. И. Володина, А. М. Полиевктова и др.- Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». М.: Вита-Пресс, 2000.-48 е.: илл.
- Программы и объяснительные записки по русской и всеобщей истории в мужских гимназиях. К. 1913 -54 с.
- Программы преподавания учебных предметов в мужских гимназиях министерства народного просвещения. Вып.1. К., 1907. — 40 с.
- Программа развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 г. Утверждена Министерством образования № 574 от 18.10.1999.
- Прутченков, А.С. Технология воспитания активного гражданина / А. С. Прутченков // Народное образование. 2004. — № 9−10. — С. 32−38.
- Пряникова, В. Г. История образования и педагогической мысли: учебник-справочник / В. Г. Пряникова, З. И. Равкин. М.: Новая школа, 1994. -96 с.
- Решение коллегии Минобразования РФ от 28.12.1994. № 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования»
- Рогова, А.В. Воспитание человека культуры в контексте философско-педагогической мысли русского зарубежья первой половине XX в.: Монография / А. В. Рогова Чита: Изд-во Заб. ГПУ, 2004. -132 с.
- Рогова, А.В. Идеи становления человека культуры в философско-педагогической мысли России и русского зарубежья (вторая половина XIX начало XX века): Монография / А. В. Рогова — Чита: Изд-во Заб. ГПУ, 2003.-146 с.
- Рогова, А.В. Философия и история образования : учебное пособие / А. В. Рогова. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. -140 с.
- Рождественская, P.JI. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики (XI-XX вв.) Текст.: дис. канд. пед.наук.-Б., 1997.-208 с.
- Розанов, В.В.сумерки просвещения / В.В.Розанов- сост. В. Н. Щербаков. М.: Педагогика, 1990. — 624 с.
- Роков, Г. О. Общественное воспитание в средней школе / Г. Роков // Вестник воспитания. -1907.-№-1.- 23 с.
- Роков, Г. О. Школьное товарищество и его роль как фактора воспитания / Г. Роков // Вестник воспитания, 1901. — № 1,116с.
- Рубинштейн, М.М. Война и идеал воспитания / М. М. Рубинштейн М., 1916 .-35 с.
- Рубинштейн, М.М. Социально-правовые представления и самоуправление у детей / М. М. Рубинштейн. М.: Право и жизнь, 1925. -175 с.
- Рубинштейн, М.М. Современное образование и нравственность. / М. М. Рубинштейн.//Вестник воспитания. № 1.-1917.-С. 1−45.
- Руденко, И.В. Введение в педагогику детского движения: учебное пособие / И. В. Руденко. М.: Педагогическое общество России, 2004.128 с.
- Руденко, И.В. Игра и детское движение./Составитель И. В. Руденко, М. 1992,-70 с.
- Румянцев, Н.Е. Социально-гражданское воспитание с психологической точки зрения/ Н. Е. Румянцев // Вестник воспитания 1916 — № 7 — С.2−43- - № 8- С. 1 -39.
- Румянцев, Н.Е. Социальное воспитание подростков как насущая задача нашего времени / Н. Е. Румянцев // Народный учитель. 1918. -№ 15. -5−35.
- Румянцев, Н.Е. Борьба за обновление школы / Н. Е. Румянцев. СПб., 1913.-56 с.
- Румянцев, Н.Е. Хроника / Н. Е. Румянцев // Вестник воспитания -1917. -№ 6−7. С.68−90.
- Русские философы: Проблема христианства и культуры в истории духовной критики XX века / Рос. гос. Б-ка- Сост. Л. Г. Филонова. -М.: Пашков дом, 2002. -218 с.
- Русская философия и социология права. Издание 2-е Ростовн/д: Феникс- Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005 -400 с.
- Русская школа за рубежом / журнал. Прага. — 1923.-№ 1, — 109 с.
- Русская школа за рубежом / журнал. Прага, 1923. № 2−3, — 233с.
- Савельев, В.К. Гражданское воспитание курсантов как фактор обеспечения национальной безопасности Текст.: дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2004.
- Савотина, Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования / Н. А. Савотина // Педагогика. 2002 № 2.-С. 39−44
- Салихова, Р. Воспитание гражданина / Р. Салихова, Г. Ахметджанова // Воспитание школьников. 2003.-№ 1.- С.1−8.
- Сахапова, Ф.Х. Гражданское воспитание студентов вуза средствами иностранного языка Текст.: дис. канд. пед. наук. Казань, 2004.
- Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед заведений. / В.А.Селиванов- под. ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр Академия, 2000. — 336 с.
- Семенова, Н.В. Развитие идеи о соотношении индивидуального и социального в процессе воспитания личности в отечественной педагогике (80-е годы XIX 30-е годы XX века) монография / Н. В. Семенова.- Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2005.- 292 с.
- Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций /Ю.В.Сенько. М.: Изд. центр Академия, 2000. -240 с.
- Сиземская, И.Н. «С.И.Гессен: Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным» / И. Н. Сиземская // Педагогика. -2002.- № 4. С.44−50.
- Синицкий, Е. Преподавание законоведения и развитие правосознания / Е. Синицкий // Вестник воспитания 1909. -№ 7. — С. 153−199.
- Синельников, И.Ю. Теоретические основы гражданского воспитания в российской педагогике в к. 19 нач.20 веков Текст.: дис. канд. пед. наук. — Москва, 2001.
- Сластенин, В.А. Общая педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев., Е.Н. Шиян- под. ред. В. А. Сластенина: В 2ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Ч.2.-228 с.
- Семитко, А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс Текст.: дис. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1996
- Соловьев, B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. М.: Республика, 1996.-479 с.
- Солодова, О.В. Гражданское воспитание школьников в детской общественной организации Текст.: дис. канд. пед. наук. Москва, 2004.
- Сорока Росинский, В. Н. Педагогические сочинения / В.Н. Сорока-Росинский- сост. А. Т. Губко.- М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
- Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина М.: ТЦ Сфера, 2002. -160 с.
- Степашко, Л.А. Философия и история образования: учебное пособие для студентов высших заведений / Л. А. Степашко. -2-е изд. доп. и перераб. -М.: Московский-психолого-социальный институт: Флинта, 2003.- 320 с.
- Стратегии обучения демократическому гражданству /Проект «Образование для демократического гражданства», Страсбург, 19 2000 DECS / EDU / CIT 92 000) 16.
- Страхов, П.О. О воспитательном значении среднеспециальных заведений / П. О. Страхов // Вестник воспитания. -1899.-№ 8.-С.61−73.
- Стронин, А.И. Этика гражданственности / А. И. Стронин // Вестник Московского университета. Сер. «Социология и политология». М.: 2000. № 1.
- Струве, П.Б. Избранные сочинения / П. Б. Струве. РОССПЭН, 1999.472 с.
- Судьбы гражданского общества в России. В 2 т. Коллектив авторов. Т. 1. Версии гражданского общества в общественной мысли России XXXIX вв. Екатеринбург: Ур О РАН, 2004. 234 с.
- Судьбы гражданского общества в России. В 2 т. Коллектив авторов. Т.2. Версии гражданского общества в общественной мысли России XIX—XX вв. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 223 с.
- Суколенов, В.А. Теория и практика гражданского образования, (историко-педагогические аспекты) Текст. дис.. док-pa. пед. наук. -Москва, 2001.
- Тетерский, С.В. Социально-педагогические движения детей и молодежи как феномен реформирующейся России / С. В. Тетерский. -Барнаул, 1999, С. 175−182.
- Тетерский, С.В. Детские организации: опыт, проблемы,. поиски / С. В. Тетерский // Воспитание школьников. -1999. № 6.-С.12−15.
- Технология развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении «Демократическая республика»: практическое пособие. М.: РАН/С, 2004. 175 с.
- Томашевич, В.А. Учебник законоведения для гимназий и реальных училищ / В. А. Томашевич. СПб., 1905.- 44 с.
- Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 31 000 «педагогика» / В. Г. Торосян. М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. -351с.
- Технология развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении «Демократическая республика»: практическое пособие. М.: РАН/С, 2004 -175 с.
- Тубельский, А.Н. Правовое пространство школы: учебно-методическое пособие / А. Н. Тубельский. М.: МИРОС, 2002. -112 с.
- Тубельский, А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей: методическое пособие / А. Н. Тубельский. М., 2001.-154 с.
- Ученические социальные проекты в системе школьного образования: Методические рекомендации / Авт.-сост. Н. И. Элиасберг. СПб.: СПбГУПМ, 2002.- 64 с.
- Умом и сердцем. Мысли о воспитании. М., 1989. с. 94
- Ушинский, К.Д. Пед. соч. В 6-т. М.: Педагогика 1988, Т 1.-414 е.- Т 2. 492 е.- 1990. Т 5. -527 е.- Т 6. -527 с.
- Фалькович, Т.А., Шупина Т. Н. По законам добра: Изучаем Конституцию Российской Федерации / Т. А. Фалькович, Т. И. Тупицина.-М.: 5 за знания, 2006. -114 с.
- Федотов, Г. П. Судьба и грехи России / Избранные статьи по истории русской истории и культуры. В2-х т. СПб.: София, Т.1. 1991. — 352 е., Т.2. 1992. -349 с.
- Философия: учебник для высших учебных заведений. Ростов н /Д.: Феникс, 1999 -576 с.
- Философский энциклопедический словарь. М: ИНФР, А М, 1997. 576 с.
- Филонов, А. История русской словесности: учебное пособие для средних учебных заведений./ А. Филонов // СПб., 1903. — 804 с.
- Филонов, Г. Н. Феномен Гражданственности в структуре личностного развития / Г. Н. Филонов // Педагогика.-2002. № 10. — С.24−29.
- Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учебное пособие / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Галяпина и др. М., 2004. -240 с.
- Хваленко, Н.Г. управление гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования Текст.: автореф.. дис. канд. пед. наук. Кемерово, 2005.
- Хорудженко, К.М. Мировая художественная культура: Структурно-логические схемы: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / К. М. Хорудженко. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 208 с.
- Цуриков, Н. Дети эмиграции: обзор 2 400 сочинений учащихся в русских эмигрантских школах «Мои первые воспоминания» / Н. Цуриков// Дети эмиграции: Воспоминания. 2001. 126 с.
- Через образование к гражданственности: Сборник материалов.-СПб.: Союз, 2005. -67 с.
- Чижов, Н.Е. О преподавании законоведения в средних учебных заведениях //ЖМНП, 1906, октябрь, С.43
- Шабодоева, А. Российский скаутинг: история, теория, практика / А.Шабадоева. Омск: изд-во госпедуниверситета, 1995. — 144 с.
- Шалич, А. Что значит сфромировать позицию . / А. Шалич // Ориентир. -2003.-№ 3.- С. 72.
- Шехтер, С. Возвращаясь к «свободе и справедливости в американской федеральной системе / С. Шехтер // Мир человека. -1996. -№ 1.- С.28−34.
- Шевелев, А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. Лекции из истории российской педагогики. СПб.: КАРО, 2003.-432 с.
- Шилова, М.И. Теория и методика воспитания: традиции и новации: Избранные педагогические труды / М. И. Шилова. Красноярск: Универс, 2003.-721 с.
- Школа-коммуна Наркомпроса / Под. ред. М. М. Пистрака. -М.: Педагогика, 1990.-288 с.
- Школа Левицкой Е. С. в Царском селе. СПб. 1902−36 с.
- Шкробова, М.А. Гражданское воспитание подростков на уроке и во внеурочной деятельности Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. / М., 2000.
- Элиасберг, Н.И. Воспитание гражданских свойств личности на уроках обществоведческих дисциплин: школьные учебные программы по этике, праву, граждановедению и обществознанию (1−11 классы)/ Н. И. Элиасберг СПб.: Союз, 2005. -155 с.
- Элиасберг Н.И. Как создать школьный парламент: методические рекомендации / Н. И. Элиасберг. СПб.: Изд-во Союз, 2004.- 39 с.