Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественное решение нравственно-этических проблем в современной кабардинской прозе (повесть)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новый шаг в развитии кабардинской прозы сделал П. Мисаков. Писатель уделяет большое внимание исследованию психологии нового человека, его поведению в крайне противоречивых жизненных ситуациях, вопросам морали, нравственных убеждений и этике человеческих взаимоотношений. В повести «Королева долины» автору удалось объединить личное и общественное начало, тем самым преодолеть односторонний подход… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Проблема нравственности и ее художественное решение в первых повестях кабардинской литературы
    • 1. 1. Нравственный мир художественного произведения
    • 1. 2. Этапы формирования и развития жанра повести
    • 1. 3. Ад. О. Шогенцуков как основоположник кабардинской психологический прозы
  • Глава II.
  • Художественное решение нравственно-этических проблем в кабардинской повести
    • 2. 1. Соотношение понятий «человек», «труд», «нравственность» в произведениях о «новой» жизни
    • 2. 2. Роль адыгских нравственных категорий в художественном тексте повести
  • 1970- 1980)
  • Глава III.
  • Проблемы нравственности и этики в современной лирической прозе (
  • — 2007)

Художественное решение нравственно-этических проблем в современной кабардинской прозе (повесть) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Художественное решение нравственно-этических проблем в национальной литературе остается одной из самых злободневных в литературоведении. Актуальность нашего диссертационного исследования обусловлена тем, что в нем впервые предпринята попытка системного анализа нравственно-этических проблем в современной кабардинской повести на материале произведений Л. Абазовой, Т. Адыгова, X. Кауфова, А. Кушхаунова, Б. Мазихова, С. Хахова, М. Хакуашевой, К. Эльгара и других.

Актуальность темы

исследования обусловлена также и тем, что рассмотренный аспект литературного творчества способствует определению идеалов и ценностей современности, выявлению уровня художественности отдельно взятой литературы. Современная кабардинская повесть не только поднимает важные жизненные проблемы, но прежде всего останавливает свое внимание на решении моральных, нравственно-этических вопросов современной личности, семьи и общества.

Поиски цельной личности, вооруженной нравственным опытом прошлого и современности — таков смысл большинства произведений нашего времени. Они отмечены все более углубленной публицистической заостренностью, философской насыщенностью и этим самым сопричастны своему времени. Признанная отражать красоту человеческой души, лирическая повесть не может не принять во внимание особенности эпохи. В авторском видении мира очень важно то, насколько личное, ставшее непосредственной натурой художника, отражает общее, социальное, насколько глубоко духовный мир художника вбирает черты действительности. Все повести современного периода, при всей разительной несхожести жизненного материала, тем не менее связаны между собой неуловимыми нитями, и в первую очередь характером постановки в них нравственно-философских проблем. При ближайшем рассмотрении вопросы, поставленные в них, оказываются вместе с тем и глубоко социальными, актуальными вопросами действительности, нервом жизни сегодняшнего дня.

Проблемы веры и безверия, соотношения личного и коллективного, духовного и этического, нравственности и политики — основные в мировой литературе XX века и в русской прозе 1980 — 2000;х годов — приобретают особую актуальность и дают импульс развитию современной национальной прозы. Однако в кабардинской литературе наблюдаются специфические процессы и явления. Несмотря на то, что литература конца XX века характеризуется хаотичным смешением стилей, жанров и форм, в литературном процессе Северного Кавказа сохраняются определенные закономерности, генетические и типологические связи, находящиеся, однако, в состоянии обновления и изменения.

В кабардинской литературе повесть занимает особое место, так как в отличие от романа с его стремлением синтезировать время, вписав в него человека, повесть «сосредоточивается на современности» (Ю. Тхагазитов). Основой первых кабардинских повестей послужили: фольклор (нартский эпос, обрядовая поэзия, архетип и миф, мифопоэтика) и русская классическая литература (А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, М. Горький), в произведениях данного периода находит отражение целостная национальная картина мира (особое философское мировосприятие кабардинцев, менталитет).

Прозаические жанры получили в отечественном литературоведении довольно серьезное изучение. Однако существует определенная неравномерность в исследовании отдельных жанровых форм. Так, если в системе эпоса как жанра литературы природа рассказа, очерка и в особенности романа была в основном всесторонне осмыслена, то повести было уделено гораздо меньше внимания. Одну из причин того, что жанровые особенности повести трудно уловимы для оформления в научных категориях, исследователи усматривают в том, что повесть занимает серединное место между романом и рассказом, и растворяет свои приметы в их художественных структурах (В .Г. Белинский «О русской повести и повестях Гоголя», Н. Утехин «Жанры эпической прозы», Ю. М. Тхагазитов «Эволюция художественного сознания адыгов»). Некоторое значение имеет тот факт, что западные литературоведы повесть вообще не выделяют как самостоятельный жанр и в определении его отечественные исследователи лишены возможности сравнительного изучения, как это было при разработке вопросов теории других повествовательных жанров.

Северокавказские литературоведы, изучая творческое наследие тех или иных писателей, как правило, затрагивают проблему изображения внутреннего мира человека, но осмысление художником нравственно-этических категорий, последовательность приемов, выявляющая типические и характерологические качества личности, не становились предметом специального исследования. Основной акцент в работе ставится на художественном познании внутреннего мира, эмоциональной и интеллектуальной сферы личности в ее обусловленности явлениями окружающей действительности.

Первые кабардинские повести строились на бинарных оппозициях: добро — зло, положительный образ — отрицательный образ, старый мир — новый мир (Дж. Налоев «Начало», С. М. Кожаев «Новь», X. Теунов «Аслан», Ад. Шогенцуков «Весна Софият»). Нравственные позиции героев просты и однозначны. Первые предпосылки к преодолению этой бинарности были намечены в произведении Ад. Шогенцукова «Назову твоим именем» (в «злодее», «плохом» герое Хапаче показаны и добрые начала) и в военной прозе, где герой не идеализируется, а дан в раздумьях и сомнениях (Б. Карданов «Я — рядовой Залим Видов», X. Кауфов «Встреча» и других). Однако, первые попытки были не основательны, а, следовательно, художественно не убедительны. Значительный шаг в этом направлении сделал Т. Адыгов в повести «Берег, к которому надо причалить» (главном герое повести заложено и плохое и хорошее начала, они ведут диалог, спорят между собой, приводят аргументы) и А. Кушхаунов в повести «Год до весны» (Джемал, сбившийся с пути, попадает в дружный, сплоченный трудовой коллектив и преображается, самосовершенствуется). Линию преодоления однозначной интерпретации образа и его нравственной позиции продолжают современные прозаики (JI. Абазова, Б. Журтов, М. Кармоков, Б. Мазихов, М. Хакуашева, С. Хахов, К. Эльгар). Размывая грани между «плохими» и «хорошими» героями, они показывают кризис системы ценностей в обществе, «кризис сознания» человека конца XX — начала XXI века.

В конце 1980;х — 2007 г. лирическая проза окончательно оформляется как особый вид в северокавказской литературе. Во многих произведениях мы находим философское осмысление пережитого и происходящего. Вся проза данного периода исследует человека с его бытовыми, социально-экономическими и нравственными проблемами. Современные авторы посвящают свои произведения морально-этическим поискам, памяти детства, проблемам личных взаимоотношений. Необходимость разноаспектного рассмотрения темы и научного исследования современного видения решения нравственно-этических проблем определяют актуальность нашего исследования.

Цель диссертационного исследования — выявить специфику художественного решения нравственно-этических проблем в современной кабардинской повести (на материале произведений J1. Абазовой, Т. Адыгова, Б. Журтова, X Кауфова, А. Кушхаунова, М. Хакуашевой и др.).

В соответствии с поставленной целью возникает необходимость решения следующих задач:

— определить национально-этические истоки понятия «нравственность»;

— исследовать проблематику и поэтику современной кабардинской повести;

— изучить жанр повести с точки зрения стилевых особенностей;

— исследовать проблемы нравственности в повести и специфику ее художественного решения;

— установить связь жанра повести в кабардинской литературе с адыгским менталитетом;

— выявить специфику соотношений понятий «человек», «труд», «нравственность», «общество» в повестях X. Хавпачева, Т. Адыгова, П. Мисакова и др.

— исследовать специфику проблем нравственности в современной лирической повести.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка монографического исследования современной лирической повести в кабардинской литературе как жанровой разновидности, следующей своей внутренней природе, обладающей определенными закономерностями, но неразрывно связанной с эволюцией всего литературного процесса, с теми идейно-эстетическими и нравственно-этическими устремлениями, которые проявились в нем. Моральные устои человека призваны были представлять нравственные силы общества, в котором он живет, поскольку ценностные ориентиры человека во многом детерминированы социальными обстоятельствами. Проза 1980 — 2000 гг. представляет собой анализ социальных, нравственных, философских проблем бытия и человека. Современный мир и человек в нем — именно здесь мы находим основной конфликт современности.

Для решения выдвинутой проблемы привлечен значительный литературный материал. Произведения, избранные нами для анализа, в основном принадлежат перу уже сложившихся мастеров слова, имеющих заслуженное признание и внесших значительный вклад в развитие национальной литературы. Именно авторы, отражающие менталитет своего народа, способствуют формированию оценочных критериев в решении актуальных, насущных вопросов и проблем. Нами впервые вводятся в научный оборот для создания наиболее полной картины писательского видения современной жизни и произведения молодых, начинающих прозаиков, интересные своим, иногда оригинальным взглядом на суть вещей.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выбраны повести Л. Абазовой, Т. Адыгова, Л. Бозиева, С. Жилетежева, Б. Журтова, Б. Карданова,.

М. Кармокова, X. Кауфова, JL Кибишевой, А. Кушхаунова, Б. Мазихова, С. Мафедзева, П. Мисакова, А. Налоева, X. Хавпачева, М. Хакуашевой, С. Хахова, Ад. Шогенцукова, К. Эльгарова.

В своей работе мы попытались проанализировать произведения всех современных кабардинских писателей. Отбор произведений обусловлен также и хронологической принадлежностью к определенному периоду развития жанра повести.

Степень научной разработанности темы. Жанр повести в кабардинской литературе в достаточной мере изучен в работах JI. Бекизовой («От богатырского эпоса к роману», Черкесск, 1974; «Черкесская советская литература», Ставрополь, 1964), У. Далгат («Литература и фольклор. Теоретические аспекты», Москва, 1966), А. Мусукаевой («Поиски и свершения», Нальчик, 1978), У. Панеш («Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур», Майкоп, 1990), А. Схаляхо («Ступени развития», Майкоп, 1974), А. Теппеева («Балкарская проза», Нальчик, 1991), 3. Толгурова («В контексте духовной общности», Нальчик, 1991), В. Тугова («Очерки истории абхазской литературы», Черкесск, 1970), Ю. Тхагазитова («Адыгский роман», Нальчик, 1987), Ф. Урусбиевой («Путь к жанру», Нальчик, 1972), К. Шаззо («Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах», Тбилиси, 1978) и других.

Значительную помощь в решении нашей научной концепции оказали труды Л. Бекизовой. Особенно важной является точка зрения исследователя относительно генезиса жанра повести в адыгской литературе. Работы Ю. Тхагазитова дополняют и углубляют наши представления об эволюции художественного сознания адыгов, о национальных особенностях, присущих кабардинской литературе.

В книге А. Х. Мусукаевой «Поиски и свершения» (1978) рассматриваются основные вопросы формирования и развития кабардинской художественной прозы. Автор подробно прослеживает связи кабардинской прозы с фольклором, с русской литературой, анализирует движение жанровых форм кабардинской литературы. Особое место в исследовании уделяется вопросам художественного мастерства писателей.

В монографии У. Панеш «Типологические связи и формы художественного единства адыгских литератур» (1990) немаловажное место отводится адыгской прозе. Автор акцентирует свое внимание на «самоценном значении личности». Эта новая струя в отечественном искусстве и является, по мнению автора, причиной распространения субъективно-повествовательных форм.

При определении понятия «нравственный мир художественного произведения» мы опирались на труды отечественного литературоведения. Из изученных нами работ Г. Белой, Л. Гинзбург, Д. Лихачева, Г. И. Ломидзе, Ф. Кузнецова признается наиболее соответствующей нашим взглядам работа Г. Белой «Художественный мир современной прозы», в частности, ее статья «Нравственный мир художественного произведения» (1983), которые, по нашему мнению, дают наиболее полное представление об особенностях изучения проблем нравственно-этического характера в современной прозе. Указанные труды послужили важным подспорьем в наших собственных научных изысканиях.

Очевиден подъем современной науки о литературе в Кабардино-Балкарии: в последнее время появляется все больше теоретических исследований литературоведов республики и диссертационных работ молодых ученых, но обозначенная тема не освещалась ни в одной из них. Данное диссертационное исследование является первой попыткой монографического исследования темы нравственности в современной кабардинской повести.

Методологической основой исследования стала ориентация на целостное восприятие художественной картины мира кабардинской повести, на его рассмотрение в контексте развития северокавказской литературы и всего литературного процесса России. Исследуя закономерности развития жанра повести, мы опирались на труды зарубежных и отечественных авторов, изучавших проблемы современного литературного процесса: вопросы поэтики стилей и жанров, особенностей проблематики и т. д.

Базисными для нашего исследования стали работы по проблемам становления жанра повести таких ученых, как Г. П. Абрамович, М. М. Бахтин, В. Г. Белинский, JL Гинзбург, Д. В. Затонский, Е. М. Мелетинский, А. И. Кузьмин, Д. С. Лихачев, Г. И. Ломидзе, Г. Н. Поспелов, Н. П. Утехин и другие, а также труды историков литературы народов Северного Кавказа: С. Д. Абитовой, АЛ. Абазова, Л. А. Бекизовой, А. Х. Мусукаевой, У. М. Панеш, А. А. Схаляхо, З. Х. Толгурова, А. Х. Хакуашева, Х. Х. Хапсирокова, Р. Х. Хашхожевой, Р. Я. Фидаровой, Г. И. Чамокова, К. Г. Шаззо, Т. Е. Эфендиевой и др.

Помимо монографических трудов значительный материал по проблемам литературного процесса конца XX века представлен за последнее десятилетие в периодических изданиях (журналы «Вопросы литературы», «Звезда», «Знамя», «Новое литературное обозрение», «Октябрь», «Литературная Кабардино-Балкария» и др.).

Теоретическая значимость диссертации состоит в разработке одной из актуальнейших проблем современного литературоведения — художественного решения нравственно-этических проблем в современной прозе, в частности, кабардинской, — а также в возможности комплексного изучения литератур Кабардино-Балкарии для создания целостной картины современного литературного процесса республики, выявления общих закономерностей и специфических черт. Результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению проблем нравственности в национальных республиках, а также внести определенную лепту в создание истории кабардинской литературы.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования данных, полученных в ходе нашей работы, при изучении в школе и в вузе дисциплин, ориентированных на современный литературный процесс и на исследование творчества его представителей, в данном случаетворчества кабардинских прозаиков Кабардино-Балкарии.

Материал, собранный и систематизированный в работе, может войти в учебную дисциплину «Литература народов РФ», а также стать составной частью программ специальных курсов по проблемам литератур народов Кабардино-Балкарии.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены в докладах и обсуждены на научно-практических конференциях: «Перспектива-2006. Всеросийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых» (Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик, 2006), «Перспектива-2007. Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых» (Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик,.

2007), «Наука и устойчивое развитие» (I форум молодых ученых Юга России и 1 всероссийская конференция молодых ученых, Нальчик, 2007), «Перспектива-2008. Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых» (Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик,.

2008), — а также опубликованы в 7 научных статьях: «Нравственно-этические проблемы в современной кабардинской прозе» (Культурная жизнь Юга России. Региональный научный журнал, 2007, № 6), «Художественное решение проблемы нравственного выбора в кабардинской „военной“ повести» (Пятигорск).

Структура диссертации определена содержанием, целями и задачами научного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

Значительную часть содержания литературы составляют проблемы нравственности. Изучение морально-этического аспекта художественного произведения является одним из ключевых при литературоведческом анализе, однако, несмотря на это, нет четкости в определении нравственности как категории литературоведения. Исследователи связывают это с тем, что данное понятие — подвижно, в каждую историческую эпоху наполняется новым смыслом. В трудах Г. Белой, JI. Гинзбург, Д. Лихачева отмечалось, что для исследования нравственной позиции героя недостаточно проанализировать его внутренний мир и изучить его психологию, необходимо еще рассмотреть соотношение его этической системы ценностей с духовными принципами всех персонажей, выявить их взаимодействие и взаимовлияние. На основе работ вышеназванных исследователей можно сделать следующий вывод: для выявления общей этической системы художника слова и нравственного мира произведения необходимо провести анализ этической системы ценностей каждого из персонажей и синтез всех систем (обозначение их общих и различных черт, нахождение внутренней связи между ними).

Художественная литература всегда занималась решением нравственно-этических проблем. Однако в повести, в силу ее особой мобильности, «компактности» и быстрой реакции на злободневные вопросы, эти проблемы стояли наиболее остро и требовали немедленного разрешения. Первые произведения (С.М. Кожаева «Новь», Дж. Налоева «Начало»), появившиеся в 30-х годах XX столетия, сразу заняли особое место в кабардинской литературе. Эти повести отличались излишней социологизированностью, лаконизмом, схематичностью, заданностью в построении сюжета и отсутствием психологизма, но, несмотря на это, писателям удалось воссоздать интересные образы и отобразить характерные особенности целой эпохи.

Первый шаг в разработке нравственно-этических проблем в кабардинской прозе сделал X. Теунов в повести «Аслан». Финал произведения не несет в себе благополучного и положительного ответа, однако, этическая позиция героя, данная автором в самом начале произведения, остается неизменной, устойчивой ко всем трудностям. Писателю удалось показать самобытность, ментальность, особенности этикета и приметы национальной культурысоздать тип горца — честного, целеустремленного, гордого, многое в жизни повидавшего, но не сломленного судьбой.

Весьма существенный вклад в развитие жанра повести внес Ад.О. Шогенцуков. В своей прозе писатель заостряет внимание на животрепещущих проблемах современности, реалистически воссоздает нравственно-психологическую атмосферу 50 — 70-х годов. В повести «Весна Софият» художник углубляет методы психологического анализа, использует прием внутреннего монолога, персонажи характеризуются не только автором, но и через восприятие других героев. Писателю удался образ молодой труженицы: показав чистоту помыслов девушки, неподготовленной к жестоким ударам, мягкость и ранимость ее сердца, писатель одновременно раскрывает и волевые черты ее характера — гордость и достоинства, не только заставляющие ее возмутиться, но и помогающие ей преодолеть мысль об отступлении перед трудностями. В целом, автору удалось отобразить становление нового человека, нового общества, новой этической системы ценностей. В произведении «Назову твоим именем» Ад. Шогенцукова мало событий, но остро поставлены нравственные проблемы: вопрос о выборе верного жизненного пути, вопросы долга и чести, влияние коллектива на человека, утверждение норм поведения. Образы Залины и Хапачи даны автором в динамике. Пройдя через позор, стыд и осуждение общества девушка сохраняет нравственную стойкость и чистоту, благодаря ей происходит перерождение Хапачи и переосмысление им духовных ценностей. Повесть включает в себя самые разнообразные факты и явления современной автору действительности, и по своей глубине, сложности и широте охвата жизни соотносима с жанром романа.

В 70 — 80-ее гг. появляется много произведений о строительстве новой жизни. Художественное осмысление героя влечет за собой изменения художественной структуры литературы, возникает новая проза, названная многими критиками «деревенской». Такое деление по «отсекам» мы считаем не совсем верным, так как произведения данного периода сведены не только к изображению деревни, но и содержат сложную общественно-философскую и нравственно-этическую проблематику.

X. Хавпачев повестью «Дорога» одним из первых отозвался на строительство новой жизни. Пейзажные зарисовки в повести и язык писателянесомненная заслуга автора. На наш взгляд, автору не удалось проникнуть в психологию героев, до конца раскрыть их внутренний мир.

Новый шаг в развитии кабардинской прозы сделал П. Мисаков. Писатель уделяет большое внимание исследованию психологии нового человека, его поведению в крайне противоречивых жизненных ситуациях, вопросам морали, нравственных убеждений и этике человеческих взаимоотношений. В повести «Королева долины» автору удалось объединить личное и общественное начало, тем самым преодолеть односторонний подход к жизни, характерный для предшествующего литературного процесса. Художник слова особо заостряет внимание на сложных душевных переживаниях персонажа: развитие сюжета связано с мыслями и чувствами Кантемира, героя повести, в его духовном становлении заключается кульминация и развязка. Несомненной заслугой П. Мисакова является разработка женского образа в кабардинской прозе. В повести «Груши цветут» писатель выступил как тонкий знаток женской психологии, сумел создать сильный, волевой характер. Произведение изобилует интересными историями из жизни персонажейживыми яркими эпизодами и вставками, придающими сюжету подлинную занимательностьостроумными шутками и выражениямияркими деталями.

Большой шаг в разработке образа молодого человека, исследовании особенностей психологии и внутреннего мира подростка сделал Т. Адыгов. В повести «Берег, к которому надо причалить» писатель сумел выстроить по кирпичикам нравственный стержень юноши, изучить сложности в становлении и утверждении его морально-этических принципов.

Особый круг проблем в повестях А. Кушхаунова «Год до весны» и «Наводнение» — поиски смысла жизни, вопросы о предназначении человека на земле, о его нравственном самосовершенствовании. Излюбленным приемом исследования художника является изучение обычных в своей повседневной жизни людей с их необычными устремлениями и идеалами.

Следует отметить, что вся литература периода 70 — 80-х гг. претерпевает значительные перемены: писателями решаются многие актуальные вопросы и проблемы, раскрываются духовные поиски, обнажаются чувства и стремления народа. Отходя от заданности, схематичности и иллюстративности, литература постепенно подходит к психологическому анализу персонажей, к объективному, всестороннему воссозданию образа строителя новой жизни, а через него — образа всего народа. Произведения Ад. Шогенцукова, П. Мисакова, Т. Адыгова и других, полные пафоса утверждения завоеваний современности, отображают не только социальные, но и нравственные проблемы новой эпохи. Писателям достаточно тонко удалось показать соотношение этической позиции одного человека с коллективной нравственностью.

80 — 90-е годы XX века представляют собой новый, более зрелый этап в художественном видении мира. Произведения данного периода мы условно разделяем по «поджанрам»: историческая повесть (Т. Адыгов «Вершины остаются непокоренными», С. Мафедзев «Черная бурка», «Добрые гости», «Начих», «Конокрад») и военная повесть (А. Налоев «Там, за горой Кубати», Б. Карданов «Я — рядовой Залим Бидов», X. Кауфов «Встреча», К. Эльгаров «Ночное солнце», «След», Б. Мазихов «Пора листопада»). Исторические произведения отмечены серьезным проникновением в суть конфликта. Авторы не предлагают односложных простых решений, так как от них далека сама жизнь. Но тот нравственный ориентир, идеал, к которому необходимо стремиться, явственно проступает сквозь ткань произведений. Чаще всего он покоится на высоких традиционных нормах и национальных обычаях, на соблюдении природно-естественного хода вещей.

В произведениях военных и послевоенных лет авторам удается поднять и художественно воссоздать ряд сложных тем: боевые эпизоды из фронтовой жизни, глубоко противоречивую действительность в немецком тылу, судьбы отдельных героев, — правдиво отображающих многие морально-этические и философские проблемы.

Прозу 1980 — 2007 годов можно разделить на нравственно-психологическую и лирическую. Деление это весьма условно, так как все произведения последних лет отмечены лиризмом и характеризуются исповедально-монологическим потоком сознания. К нравственно-психологической можно отнести прозу JI. Абазовой. В повестях «Осенние слезы» и «Материнский зов» остро стоит проблема возрождения духовности в современном обществе, большое место в произведениях отводится нравственному самопознанию человека. Повести написаны со свойственным автору глубоким знанием народной жизни и психологии простого человека. Художнику удается показать развитие внутреннего мира героев, путь их нравственного совершенствования или процесс морального опустошения. Новаторство прозы Л. Абазовой в том, что она привносит новую тему в кабардинскую литературу: телесный опыт женщины, в частности, проблемы, связанные с беременностью, родами, абортами — то, что практически не затрагивалось другими писателями.

Нравственно-психологическими можно назвать и повести «Красная люстра» Т. Адыгова, «Корни дают побеги» К. Эльгара, «Выстраданное счастье» Б. Мазихова. Национальные писатели раскрывают, как правило, конфликты социального и человеческого, показывают дисгармонию или степень расхождения общечеловеческого и индивидуального в человеке, дающую представление о сути общественных отношений изображаемого времени.

Нравственные устои человека призваны были представлять нравственные силы общества, в котором он живет, поскольку ценностные ориентиры человека во многом детерминированы социальными обстоятельствами. Анализ социальных, нравственных, философских проблем бытия и человека — вот к чему устремлена лирическая проза конца XX — начала XXI вв. Повести Б. Журтова «Ранняя весна», А. Кушхаунова «Южанин и северянка», М. Кармокова «Что в воду кануло.», С. Хахова «Велга» отражают всю многогранность человеческого восприятия мира. Но противоречия действительности, сложные процессы современности воплощаются в ней не столько через столкновение различных характеров, сколько как отклик сердца на те или иные явления действительности. Роль художественного воздействия того или иного произведения определяется тем, на что отзывается непосредственно писатель, и какова нравственная направленность его отклика.

Несомненным достижением современной литературы, на наш взгляд, является определенность в понятии «нравственность». Эта определенность необходима современному человеку, который хорошо должен знать, что зло есть зло, а добро есть добро, и что никакими ссылками на сложность, I современного человека эти категории нравственности не должны и не могут быть размыты.

Одним из наиболее ярких произведений современной кабардинской литературы является повесть М. Хакуашевой «Дорога домой» (2007). По охвату нравственно-этических, исторических и онтологических проблем это произведение не имеет аналогов в кабардинской литературе. Новаторство писателя в том, что ему удалось перенести панораму жизни кабардинского народа и мировой истории в нашу современность, в сегодняшний день. Повесть «Дорога домой» знаменует собой новый этап становления жанра повести в кабардинской литературе.

В целом, кабардинские писатели двух последних десятилетий позволяют говорить о прогрессе в развитии жанра повести в одной из северокавказских литератур. Усваивая традиции родного адыгского фольклора и других национальных литератур, кабардинские писатели используют их в своем творчестве. Лучшие образцы кабардинской повести последнего десятилетия освобождаются от описательности, их авторы все чаще проникают в глубь явлений, совершенствуя художественные приемы изображения героев. Прозаики нередко создают живой диалог, индивидуализируя язык персонажей, пользуясь возможностями родного языка, фольклора, этнического менталитета — традиций и обычаев народа, придавая тем самым своим произведениям художественную выразительность, национальное своеобразие и колорит.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ч. Кабардинские писатели. — Нальчик: Эльбрус, 1999. — 488с. Каб.яз.
  2. С. К высотам реализма. Проблемы развития адыгейской прозы. -Черкесск, 1968.- 103с.
  3. Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1983. -416с.
  4. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. — 444с.
  5. .Х. Адыгская этика. Нальчик: Эль-фа, 1999. — 96с.
  6. Г. А. Художественным мир современной прозы. М.: Наука, 1983. — 191с.
  7. М.Бербешкина З. А. Совесть как этическая категория. М.: Высшая школа, 1986.-105с.
  8. В.А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание (философско-этические основы). — Воронеж, ВГУ, 1990. — 142с.
  9. Ю. Б. Художественные направления в искусстве XX века: Борьба реализма и модернизма. Киев: Мистецтво, 1986. — 131с.
  10. А.Г. Бесконечность поиска: Художественные поиски современной советской прозы. -М.: Сов. писатель, 1982. — 423с.
  11. А.Н. Историческая поэтика. Л.: ГИХЛ, 1940. — 91с.
  12. В.Л. Художественная концепция: Из опыта советской прозы 60 — 80-х годов. -М.: Советский писатель, 1984. 384с.
  13. Л. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971. -464с.
  14. Т.Б. Маленький человек с большой буквы: Очерки творчества. — Нальчик: Эльбрус, 1994. -207с.
  15. Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. М.: Наука, 1971.-351с.
  16. Л.В. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. -М.: Наука, 1979. -200с.
  17. Р.Х. Адыгский исторический роман. Н.: Эль-фа, 1999, 118с.
  18. З.Б. Формы эпического повествования в современной многонациональной прозе. — Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1983. 118с.
  19. JI.H. Кабардинская советская проза. — Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1962. 148с.
  20. JI.H. Совершеннолетие пера. Нальчик: Эльбрус, 1968. — 116с.
  21. О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект — Пресс, 1998. — 430с.
  22. Ф.Ф. За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе и методологии критики. М.: Сов. Россия, 1984. — 588с.
  23. Культурология: XX век. Словарь. Спб., 1997.
  24. Г. И. Единство и многообразие. М.: Советский писатель, 1960. -526с.
  25. Г. И. Нравственные истоки подвига. — М.: Советский писатель, 1985.-208с.
  26. И.Н., Капустин Н. С., Кирсанова О. Т., Тохтамышев В. П. Мифологический словарь. -Р.-на-Д.: Феникс, 1997. 576с.
  27. В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. — М.: Издательство «Ось-89», 2005. — 560с.
  28. В.Г. Вровень с веком. Майкоп, 2001. — 240с.
  29. С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов в 19-нач. 20 века. Нальчик: Эльбрус, 1991.
  30. Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. — М.: Наука, 1986.-318с.
  31. А.Х. Поиски и свершения. Нальчик: Эльбрус, 1978. — 140с.
  32. А.Х., Шетова Р. А. Художественный мир Хачима Теунова. — Нальчик, 2002. 24с.
  33. Писатели Кабардино-Балкарии XIX конец 80-х гг. XX в. Библиографический словарь. — Нальчик: Эль-фа, 2003. — 441с.
  34. Поэтика жанра: Сб. научных трудов (Ред. колл.: А. И. Куляпин, О. Г. Левашова, В. Д. Морозов). Барнаул: Изд-во Алтайского ГУ, 1995. — 145с.
  35. Г. Н. Вопросы методологии и поэтики: Сб. статей. М.: Изд-во МГУ, 1983.-336с.
  36. Г. Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984. — 325с.
  37. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989.- 1600с.
  38. Современная русская советская повесть. Л.: Наука, 1975. — 264с.
  39. М. Память сердца. — Нальчик: Эльбрус, 1995. — 304с.
  40. К. Особое и общее в опыте современного романа. М.: Наука, 1983.-152с.
  41. К. Динамика жанра (Особое и общее в опыте современного романа). М.: Наука, 1989. — 151с.
  42. К. Певцы разных народов. Махачкала, 1971.- 267с.
  43. Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. -Нальчик: Эльбрус, 1996. 256с.
  44. Ф. Путь к жанру. Нальчик: Эльбрус, 1972. — 59с.
  45. Н. Жанры эпической прозы. Л.: Наука, 1982 — 185с.
  46. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. 1983. 840с.
  47. А.Х. Избранные труды. Нальчик: Эльбрус, 2000. — 400с.
  48. Р.Х. Адыгские писатели-просветители XIX начала XX вв. -Нальчик: Эльбрус, 2003. — 226с.
  49. Хашхожева Р. Х Избранные статьи. Нальчик: Эльбрус, 2004. — 200с!
  50. Т.Н. В созвездии сияющего братства. М.: Современник, 1976. -253с.
  51. К.Г. Главная мера человек. — М.: Наука, 1974. — 115с.
  52. В.Б. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983. — 383с.
  53. А.О. Утверждать правду жизни — гражданский долг писателя. Нальчик, 1985. — 32с.
  54. А.И. О кабардинской прозе последних лет // Кабардино-Балкарская правда. 1963. 4 января.
  55. Р. Тот день и остальная жизнь. // Кабардино-Балкарская правда. 1988, 20 мая.
  56. Е. Пора взлета // Кабардино-Балкарская правда. 1989. 5 января.
  57. А. Обнаженное сердце Биберда // Кабардино-Балкарская правда. -1997. 5 июня.
  58. А. Сафарби, которого я знаю и не знаю // Кабардино-Балкарская правда. — 1998. 20 мая.
  59. Ф. Делюсь я с другом и светом и сердцем делюсь своим // Кабардино-Балкарская правда.- 1995. 28 декабря.
  60. Ф. Звонко звучал голос П. Мисакова // Горянка. — 2000. 15 апреля.
  61. . Поэтическая повесть // Дон. 1957. N° 6.
  62. . Сын зеленой долины // Кабардино-Балкарская правда. -1995. 28 декабря.
  63. М. Созвездие. Сборник статей. Нальчик: Эльбрус, 1986 -103 с.
  64. Ю. Воин, педагог, писатель (о Б. Карданове) // Кабардино-Балкарская правда. 2005. 13 июня.
  65. X. Выше гор могут быть только. // Кабардино-Балкарская правда-2001. 10 августа.
  66. М.П. К вопросу зарождения кабардинской прозы // Перспектива-2004, Т. 1. Нальчик: КБГУ, 2004.
  67. . Содружество муз. Сборник статей Нальчик: Эльбрус, 1982.
  68. С. Весна кабардинской прозы. // Огонек. 1955. № 33.
  69. С. Такой он видит жизнь // Кабардино-Балкарская правда. -2005. 7 апреля.
  70. С. Признанный ученый, любимый писатель // Кабардино-Балкарская правда. — 2005. 29 января.
  71. А.Х. Б.М. Карданов как художник слова // Проблемы развития гос. языков КБР. Нальчик, 1998.
  72. А.Х. О становлении и развитии кабардинской повести // Дон. 1972. № 8.
  73. А.Х. Поэтическое и прозаическое в повестях Адама Шогенцукова // Ученые записки КБНИИ, Т. 27, Н., 1975.
  74. О. М. Особенности современной женской прозы: новаторство тематики, образной системы // Сб. молодых ученых КБГУ, Нальчик, 2005.
  75. М. Рассвет в горах // Кабардино-Балкарская правда— 1962. 8 сентября.
  76. К. Двадцать книг о своем поколении: к 70-летию Кармокова М. //Кабардино-Балкарская правда-2000. 10 октября.
  77. М. Возросшее мастерство // Кабардино-Балкарская правда — 1955. 2 апреля.
  78. Е. Повесть о кабардинской девушке // Кабарда. 1955. № 7.
  79. В. Тысяча первый раз о нравственности // Звезда. 2003. № 12
  80. М. Поэт, прозаик, драматург: творческие портреты // Кабардино-Балкарская правда. 1980, 4 марта.
  81. Т.Н. Важно, чтоб душа искала // Кабардино-Балкарская правда-1981. 17 июля.
  82. А. Нежная правда Сафарби Хахова // Кабардино-Балкарская правда 1998. 3 декабря.
  83. Р. Рецензия к сборнику «Осенние слезы» Л. Абазовой // Адыгэ Псалъэ. 1997. 13 марта.
  84. Т. Назову твоим именем. // Кабардино-Балкарская правда. — 1971. 13 октября.
  85. Ад. Большая тема // Дружба народов 1955. № 12.
  86. Ад. Помочь человеку найти себя // Дружба народов. 1964. № 7.
  87. К. крутой у жизни берег // Кабардино-Балкарская правда 1988. 2 авгута.1.I
  88. Л. Осенние слезы. Сборник повестей и рассказов. Нальчик: «Эльбрус», 1994. (каб)
  89. Т. Берег, к которому надо причалить. Нальчик: «Эльбрус», 1973.
  90. . Обыкновенное задание: повести и рассказы // М.: «Современник», 1986.
  91. С. Новь. Нальчик: «Эльбрус», 1934. (каб)
  92. КочесоковХ. Фатима. Повесть. — Нальчик: «Эльбрус», 1962.
  93. А. Избранное. Нальчик: «Эльбрус», 2002.
  94. А. Год до весны. Повесть и рассказы. Нальчик: «Эльбрус», 1974.
  95. А. Наводнение. Повесть и рассказы. — Нальчик: «Эльбрус», 1979.
  96. С. Родня. Повесть. Нальчик: «Эльбрус», 1961.
  97. . Пора листопада: Повести и рассказы. М.: «Сов.писатель», 1988.
  98. А. Тень пламени: Повести и рассказы. — Нальчик: «Эльбрус», 1973.
  99. Дж. Начало. Повесть. Нальчик, 1959. (каб)
  100. А. Камень Асият. Ставрополь: «Книжное издательство Ставрополь», 1962.
  101. X. Аслан. Повесть. Нальчик, 1941. (каб)
  102. X. Дорога. Повесть. Нальчик: «Эльбрус», 1968.
  103. М. Дорога домой. Повесть // Дружба народов. 2006, № 8.
  104. Ад. Солнце перед ненастьем. Нальчик: «Эльбрус», 1964.
  105. Ад. Назову твоим именем. Нальчик: «Эльбрус», 1970.
  106. К. Ночное солнце: повести и рассказы. М.: «Сов. Россия», 1984.
Заполнить форму текущей работой