Субъектность как психолого-педагогическое условие развития интеллектуального потенциала педагога дополнительного образования
Диссертация
Существует значительное количество работ, в которых показано, что необходимым условием успешного выполнения профессиональной педагогической деятельности является высокий уровень субъектности педагога (Л.И. Анциферова, А. Г. Асмолов, A.B. Брушлинский, В. В. Давыдов, А. К. Осницкий, В. А. Петровский, В. И. Слободчиков, В. А. Татенко, Г. А. Цукерман, Т. Н. Щербакова, A.M. Эткинд, И. С. Якиманская… Читать ещё >
Содержание
- Введение.стр
- Глава 1. Научно-теоретические основы изучения интеллектуального и личностного развития педагога дополнительного образования. стр
- 1. 1. Проблема интеллектуального развития педагога дополнительного образования. стр
- 1. 2. Содержание понятия «интеллектуальный потенциал педагога дополнительного образования». стр
- 1. 3. Особенности субъектности педагога дополнительного образования. стр
- Глава 2. Стратегия постановки эксперимента и методы исследования. стр
- 2. 1. Общая организация исследования. стр
- 2. 2. Методический комплекс для изучения интеллектуального потенциала и характеристик субъектности педагога дополнительного образования. стр
- 2. 3. Анализ взаимосвязи между интеллектуальным потенциалом и характеристиками субъектности педагога дополнительного образования. стр
- Глава 3. Психолого-педагогическое проектирование профессиональной деятельности как метод развития субъектности и интеллектуального потенциала педагога дополнительного образования. стр
- 3. 1. Психолого-педагогические условия развития интеллектуального потенциала и характеристик субъектности педагога дополнительного образования. стр
- 3. 2. Сущность понятия «психолого-педагогическое проектирование профессиональной деятельности». стр
- 3. 3. Базовая модель психолого-педагогического проектирования профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. стр
- Глава 4. Анализ результатов опытно — экспериментальной работы по развитию интеллектуального потенциала и характеристик субъектности педагога дополнительного образования. стр
- 4. 1. Теоретические основы программы обучения психологопедагогическому проектированию профессиональной деятельности стр. педагогов дополнительного образования
4.2. Динамика развития интеллектуального потенциала и характеристик субъектности педагога дополнительного образования в ходе обучения психолого-педагогическому проектированию профессиональной деятельности.стр.
Список литературы
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1996.
- Абульханова Славская К. А Типологический подход к личности профессионала //Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. — М., 1991.
- Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М., 1980.
- Абульханова Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. — 1985. № 5.
- Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М, 1973.
- Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С.Л.Рубинштейна//Сергей Леонидович Рубинштейн: очерки, воспоминания, материалы к 100-летию со дня рождения. М., 1989.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская-М., 1991.
- Александрова Н.Х. Субъектность на поздних этапах онтогенеза.-Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
- Амонашвили Ш. А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса. М., 1990.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
- Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта//Человек и общество. Л., 1967. Вып. II.
- Анастази, А. Психологическое тестирование / Под ред. K.M. Гуревича, В. И. Лубовского: В 2 т. Т. 2 / А. Анастази. М., 1985.
- Аношкин А.П. Педагогическое проектирования систем и технологий обучения. Учеб. пособие. Омск: ОмГПУ, 1997. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. A.A. Бодалева. М.1. Воронеж, 1996.
- Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности//Человек в системе наук. М., 1989.
- Артемьева Т.П. Проблема способностей: личностный аспект//Психологический журнал. 1984. № 3.
- Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993.
- Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития //Внешкольник. 1997. № 9.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности (Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе). М., 1986.
- Асмолов А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития)//Вопр. психологии. 1992. № 1−2.
- Бедерханова В.П., Бондарев П. Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Учебн. пособие.: Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования. Краснодар, 2000.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
- Берулава, Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика / Г. А. Берулава.- М. Педагогическое общество России, 2001.
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.— Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.
- Бодалев A.A. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983.
- Бондарев П.Б., Курочкина В. Е. Проектная деятельность учителя: Учебное пособие, под общей редакцией Бондарева П. Б. гимназия № 71 -Краснодар, 2002.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. -М., 1991.
- Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке// Психологический журнал. 1991. Т.12. № 6.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. -М., 1996.
- Введение в психодиагностику / Под ред. K.M. Гуревича, Е. М. Борисовой. М., 1997.
- Волкова E.H. Психологические аспекты субъектности учителя. -Н.Новгород. 1997.
- Волкова E.H. Психологические критерии оценки профессионализма педагога//Становление личности и проблемы обучения. -Н.Новгород. 1994.
- Волкова E.H. Субъектность как интегративное свойство личности педагога: Дисс. на соиск. ученой степени канд. психол. наук. М., 1992.
- Волкова E.H. Субъектность педагога: теория и практика. -Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр Н. Новгород, 1998.
- Волкова E.H. Субъектность: философско-психологический анализ. Н. Новгород, 1997.
- Волкова E.H., Пробылова B.C. Особенности внутреннего контроля «типичного» учителя/ЯТедагогическое обозрение. № 4. — 1995.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию.// Новые ценности образования. М., 1996. № 6.
- Гальперин П.Я. О возможности построения объективной психологии//Вопросы психологии. 1987. № 6.
- Голубь JI.A. Формирование исследовательской компетентности педагога в системе дополнительного образования / Дисс.. канд. пед. наук -Ижевск, 2006.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя//Вопросы психологии. 1975. № 1.
- Горшкова В.В. Субъект и объект в психологии. С-Петербург, 1994.
- Григорьева Е.В. Стиль педагогического общения глазами психолога//Педагогическое обозрение. 1995. № 3.
- Гришин В.В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М., 1990.
- Гусинский Э.Н. Образование личности. М., 1994.
- Давыдов В.В. Психология развивающего обучения. М., 1986. —
- Деркач A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершине профессионализма. М., 1993.
- Дополнительное образование детей в Российской Федерации: Сб. нормативно-правовых документов Министерства образования РФ.- М.: МОРФ, 1995.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. Вопросы теории и практики. М., 1991.
- Дунаева Н.И. Психологическая структура субъектности как личностного свойства студента-будущего социального педагога / Дисс.. канд. психол. наук. Сочи, 2006.
- Е.В. Лопанова Управление развитием профессионального мышления педагога: учеб. Пособие. Ом. гос. пед. ун-т. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000.
- Ермолаева Т.П., Логинова Л. Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. Москва — Самара, 1998.
- Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб. 1995.
- Захарова Л.Н. Психология управления человеческими ресурсами в организации- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001.
- Иванова JI.В. Оптимизация профессиональной деятельности педагога системы дополнительного образования / Дисс.. канд. психол. наук -Москва, 2001.
- Каган М. С. Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество //Вопросы психологии. -1988. № 4.
- Кан Калик В. А. Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования//Вопросы психологии. -1985. № 4.
- Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. СПб., Алетейя, 2000.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
- Ковалев Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика /Дисс. докт. психол. наук. М., 1991.
- Коваль М.Ф. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург, ОПИ, 1992.
- Кондратьева C.B. Учитель ученик. — М., 1984.
- Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству: Учеб. пособие для психологов и педагогов. М.: 1998.
- Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов на Дону.: Феникс, 1999.
- Кузьмина Н.В. Оценка деятельности и личности учителя учащимися старших классов и руководителями школ//Человек и общество. Л., 1968.-Вып. III.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологического труда учителя. -Ленинград, 1964.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Ленинград, 1985.
- Кузьмина H.B. Уровни педагогических способностей и проблемы социальной перцепции//Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.
- Кузьмина Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. С-Петербург, Рыбинск, 1993.
- Культурно досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. -М.: МГУК, 1998.
- Кюльпе О. Психология мышления Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления М. 1981.
- JI. Тондл, И. Пейша, Методологические аспекты системного проектирования. «Вопросы философии». 1982. № 10.
- Лаптева О.И. Рефлексивное мышление как основа профессионального роста педагогов в дополнительном образовании. / Дисс.. канд. психол. наук Тамбов, 2003.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М: Политиздат, 1975.
- Лобанова H.H., Косарев В. В., Крючатов А. П. Профессиональная компетентность педагога. Самара — Санкт-Петербург, 1997.
- Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений//Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Любутин К.Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. -Екатеринбург, 1993.
- Макшанов С.И. Психодиагностика способности к управлению людьми//Актуальные проблемы практической психологии: Межвуз. сб. С-Петербург, 1992.
- Макшанов С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика. С-Петербург: Образование, 1997.
- Макшанов, С.И. Психодиагностика способности к управлению людьми//Актуальные проблемы практической психологии: Межвуз. сб. / С. И. Макшанов С-Петербург, 1992.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя.// «Советская педагогика». 1990.№ 8.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
- Махотин Д.А. Педагогическое проектирование учебных программ в образовательной области «Технология»: учебно-методическое пособие. -М., 2000.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М.: Педагогика, 1988.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: Дис. докт. психол. наук. М., 1995.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3.
- Моделирование педагогических ситуаций // Под ред. Ю. Н. Кулюткина., Г. С. Сухобской. М., 1981.
- Монахов В.М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. 2001. № 5.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии//Хрестоматия по психологии. М., 1987.
- Никитина Л.Е. Организационно-педагогические основы деятельности организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы в микрорайоне школы. /Дисс. канд. пед. наук М., 1984.
- Образование педагога / Под ред. Е. Н. Волковой. Чебоксары, 1997.
- Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителя. М., 1994.
- Орлов А.Б. Психологические центрации в профессиональной деятельности учителя/ТНовые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
- Осницкий А.К. Психология самостоятельности / Психологический ин-т РАО, Центр социально-психологической помощи им. Ж. Казаноко. Москва — Нальчик: «Эльфа-Фа», 1996.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности //Вопросы психологии. 1996. № 1.
- Педагогика/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М., Школа-Пресс, 2000.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
- Петровский В.А. Принцип субъектности в психологическом исследовании//Вопросы психологии. 1985. № 4.
- Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: Дисс. на соиск. ученой степени докт. психол. наук. М., 1993.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
- Поваренко Ю.П. Профессиональное становление личности: автореф. дис.. .д-ра психолог.наук. — М., 1999.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1997.
- Проблемы результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования детей: Материалы науч. практ. конф., г. Ярославль, 3−5 июня 1997 г. — Ярославль: ЦДЮ, 1997.
- Психодиагностика: Теория и практика. М.: Прогресс, 1986.
- Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского. М., 1987.
- Пыжьянова М.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности в младшем школьном возрасте / Дисс.. канд. психол. наук-Нижний Новгород 2006.
- Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования. Дисс. д-рапед. наук. С.-Пб., 1996.
- Реан A.A., Баранов A.A. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. № 1.
- Рожков М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе. — М., 2000.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Рубинштейн C.JI. Человек и мир // Проблемы общей психологии. -М., 1976.
- Саитбаева Э.Р. Теоретические основы самоопределения педагога-профессионала в системе дополнительного педагогического образования /Дисс. на соиск. ученой степени докт. психол. наук.- Москва, 2002.
- Серегина, H.A. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога / Дисс.. канд. психол. наук- М 1999.
- Серякова С.Б. Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования / Дисс. на соиск. ученой степени докт. психол. наук.- Москва, 2003.
- Слободчиков В.И. Вопросы теории и диагностики психического развития//Вопросы психологии. 1982. № 1.
- Слободчиков В. И. Исаев Е.И. Психология человека (Введение в психологию субъективности). М.: Школа-Пресс, 1995.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Дисс. на соиск. учен, степени докт. психол. наук. М., 1994.
- Степанский В.И. Свойства субъектности как предпосылка личностной формы общения//Вопросы психологии. 1991. № 5.
- Татенко В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы//Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 3.
- Тезаурус ЮНЕСКО-МБЛ по образованию. ЮНЕСКО, 1993.
- Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. -Т. 1.
- Тирская Е. А. Проектирование учебной деятельности старшеклассников в условиях личностно-ориентированного обучения. / Диссер. кандидата педагогических наук. — М, 2000.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Академия, 2005.
- Толстоухова Н.С. Развитие акмеологической культуры педагога дополнительного образования. / Дисс.. канд. психол. наук- Тамбов, 2006.
- Федосеева З.А. Развитие профессиональной компетентности педагогов в системе дополнительного профессионального образования / Дисс.. канд. психол. наук Екатеринбург, 2006.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: Педагогика, 1989.
- Философия науки и техники: Учеб. Пособие./В.С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. М.: Контакт — Альфа, 1995.
- Харитонова Татьяна Владимировна. Формирование профессионального мышления в структуре личности будущего учителя музыки / Дисс.. канд. психол. наук Казань, 1998.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. «Питер», 2002.
- Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). С-Петербург: Питер Пресс, 1997.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
- Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996.
- Щербакова Т.Н. Субъективный контроль как фактор личностного роста учителя / Дисс. на соиск. ученой степени канд. психол. наук. Ростов-наДону, 1994.
- Щетинская А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей: Дисс. на соиск. ученой степени докт. пед. наук.- Казань, 1999.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., сентябрь, 1996.
- Якиманская И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников.//Вопросы психологии. 1994. № 2.
- Holt John. Instead of Edication. Ways to Help Peopl Do Things Better. N.Y., E. P. Dutton LCo, 1976.
- Rogers C.R. Freadom to learn for the 80's Columbus, Toronto, London, Sydney, 1983.