Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реформа пенсионной системы как средство реализации конституционного права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реформирование системы пенсионного обеспечения началось несколько лет назад с формирования Пенсионного фонда РФ. Однако в отечественной научной литературе еще нет четко представленной модели пенсионного обеспечения в рыночных условиях. В теоретическом плане слабо разработаны вопросы сущности пенсионного обеспечения, его функций, места в системе отношений, а также организационно-экономического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
    • 1. 1. Российское пенсионное законодательство XIX начала XX века
    • 1. 2. Развитие пенсионного законодательства в советский период
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
    • 2. 1. Развитие российского пенсионного законодательства в 90-е годы
    • 2. 2. Конституционные принципы пенсионной системы
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
    • 3. 1. Основные направления реформирования пенсионной системы
    • 3. 2. Проблемы законодательного обеспечения реформы пенсионной системы

Реформа пенсионной системы как средство реализации конституционного права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Формирование России как демократического правового социального государства непосредственно связано с утверждением человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из основных направлений социальной политики Конституция России (ст. 7) определяет развитие системы социальных служб, а также установление государственных пенсий. Данные нормы являются основами конституционного строя России. Кроме того, с учетом положений ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах стратегической целью социального государства является гарантирование права человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости и в ином случае утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Уровень пенсионного обеспечения — важная составляющая экономического и социального положения населения страны. Анализ современного состояния экономической и социальной сфер свидетельствует о том, что неотъемлемой чертой преобразований в России стала социальная незащищенность значительной части ее граждан.

В настоящее время в России насчитывается около 30,5 млн. пожилых людей. Из них за чертой бедности живет 80% граждан. Индексация пенсий намного отстает от темпов инфляции. Существующая система ценностей не обеспечивает чувства собственной значимости пожилым людям, они практически не востребованы обществом.

Общий кризис экономики привел к кризису пенсионного обеспечения. Средняя пенсия в России составляет 73% от прожиточного минимума. В стране действует двойная система пенсионного обеспечения. Размер пенсий, начисляемых отдельным категориям граждан из расчета 75% денежного содержания, превышает размер максимальной трудовой пенсии в 6−10 раз (См. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1999 году. // Российская газета от 04.04.2000. № 65 (2429).

Ущемляются права многих пенсионеров, получающих пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера. На неопределенный срок откладывается решение вопроса об увеличении пенсии ветеранам из числа лиц, работавших в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, прифронтовых участках, железных и автомобильных дорог.

Тяжелая ситуация сложилась с пенсионерами, проработавшими на Севере по 20−30 лет. Возможности для нормальной жизни у них сегодня нет, а программа их переселения в другие регионы практически не реализуется. Речь идет о физическом выживании северян. Сегодня Россия — единственная в мире страна, у которой отсутствует протекционистская политика в отношении собственных северных территорий (См. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в 1999 году).

Формирование в соответствии с конституционными принципами новой системы пенсионного обеспечения, адекватной новым отношениям собственности, рыночной системе, производства, распределения и потребления, представляется весьма актуальным с точки зрения реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Роль государства в регулировании социальных процессов очевидна. Основное бремя ответственности по социальной защите граждан — конституционной, законодательной, финансовой, управленческой, координационной, контролирующей — несет государство. Опыт стран с рыночной экономикой показывает целесообразность построения системы социальной защиты на основе многосторонней ответственности: на уровне государства, частных структур, общественных объединений. Формирование структуры негосударственных субъектов социальной политики: организаций различных форм собственности и видов деятельности, отечественных и иностранных спонсоров — в России только начинается.

Необходимо учитывать и российскую специфику этого процесса. Наша пенсионная система в своей основе является «правопреемницей» советской системы пенсионного обеспечения. Несмотря на реформирование финансовых институтов пенсионной системы и создание Пенсионного фонда Российской Федерации — внебюджетного социального фонда с особым статусом — в целом пенсионное обеспечение по-прежнему является государственным, основанным на перераспределительном принципе. Действующая сегодня система правил выхода на пенсию и определения ее размера остается неизменной, эволюционируя лишь в направлении усложнения этих правил, расширения и пересмотра перечня льгот или категорий пенсионеров, на которые распространяются эти льготы.

Реформирование системы пенсионного обеспечения началось несколько лет назад с формирования Пенсионного фонда РФ. Однако в отечественной научной литературе еще нет четко представленной модели пенсионного обеспечения в рыночных условиях. В теоретическом плане слабо разработаны вопросы сущности пенсионного обеспечения, его функций, места в системе отношений, а также организационно-экономического и правового механизма. Переход к рыночным отношениям требует более глубокого анализа современных тенденций развития системы пенсионного обеспечения, реализации ее конституционных основ в законодательстве. Все это делает данную проблему актуальной и служит основанием для выбора темы диссертации.

Степень разработанности проблемы. В трудах экономистов и различных школ и направлений всегда отводилось значительное место вопросу содержания нетрудоспособных членов общества. Данную проблему исследовали: Д. Кейнс, А. Маршалл, К. Маркс, В. Петти, Д. Рикардо, А. Смит, М. Фридмен и др.

В советский период теоретические исследования в области пенсионного обеспечения представлены через призму анализа общественных фондов потребления следующими авторами: А. В. Вихляевым, Н. В. Герасимовым, К. И. Микульским, Г. И. Тамошиной, Ю. И. Хаустовым, Р. И. Хабиби, И. С. Шаршовым и др. Проблеме социального обеспечения посвящены работы.

Н.С.Ветровой, А. Н. Егорова, М. Л. Захарова, М. С. Ланцева, Л. И. Соловьевой, Э. Г. Тучковой, Э. Чейре и др. Конкретно проблемы пенсионного обеспечения поднимались в свое время в трудах Е. И. Астрахана, В. А. Ачаркана, В. Э. Гордина, Б. П. Гороховского, А. Д. Зашеина, Г. С. Кудрявцева, В. С. Михеева, Г. В. Миля, А. Г. Новицкого, И. М. Трефилова и др.

Современные тенденции и проблемы системы пенсионного обеспечения нашли отражение в работах Е. Г. Азаровой, А. Аникеевой, С. А. Афанасьева, А. Берга, Л. Вульфа, Л. Зубченко, А. В. Куртина, Л. Ф. Лебедевой, Л. Ржаницыной, Е. М. Четыркина, Е. С. Шестаковой и др.

Хотелось бы специально отметить работы ученых-юристов, изучавших проблематику государственного управления различными направлениями реформ в социальной сфере. В их числе: Ю. А. Тихомиров, М. В. Баглай, А. Е, Козлов, Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, К. С. Бельский, В. М. Манохин, Ю. С. Адушкин, З. А. Багишаев и др.

Из диссертаций можно назвать докторскую работу Л. И. Прониной (1992 г.), посвященную проблемам развития социального обеспечения в целом, кандидатскую диссертацию А. В. Голубева (1991 г.), где рассмотрено пенсионное обеспечение в системе распределительных отношении и механизм его реализации. В последние годы проблемам пенсионной реформы посвящены кандидатские диссертации Г. В. Беляевой (1997 г.), О. П. Беребиной (1999 г.), Т. К. Мироновой (1997 г.), А. В. Рябинина (1999 г.) и др.

Целью данной диссертационной работы является комплексное исследование современного состояния основных направлений и реформирования системы пенсионного обеспечения в аспекте реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

— выявить конституционную основу социального обеспечения в Российской Федерации;

— проанализировать реализацию конституционного права граждан на социальное обеспечение;

— показать историю развития и совершенствования пенсионного законодательства в России XIX—XX вв.еков;

— определить объективные основы системы пенсионного обеспеченияраскрыть сущность пенсионного обеспечения как социально-экономической и конституционно-правовой категории;

— рассмотреть генезис научных представлений о роли государства в пенсионном обеспечении;

— проанализировать правовой и организационно-экономический механизм пенсионного обеспечения;

— определить основные направления реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации в условиях перехода к рынку.

Объект исследования — конституционное право граждан на социальное обеспечение и его реализация.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали работы зарубежных и отечественных юристов, экономистов по проблемам пенсионного обеспечения. Правовую основу составили Конституция России и законодательные акты РФ и иные нормативные акты, регулирующие отношения пенсионного обеспечения. В работе использованы сведения государственной статистики, материалы периодической печати, данные Минсоцзащиты и Пенсионного фонда РФ. Диссертационная работа выполнена с использованием методов абстрагирования и обобщений, аналогии и сравнений, анализа и синтеза.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в конституционно-правовом подходе к решению исследуемых проблем:

— показана конституционная и государственная основа пенсионной системы;

— определены объективные основы системы пенсионного обеспечения как юридической и экономической категории;

— выделены функции пенсионного обеспечения и представлена их модель;

— дан генезис научных взглядов о роли государства в пенсионном обеспечении;

— представлена концепция системы пенсионного обеспечения для России в период перехода к рынку;

— выявлена необходимость реформирования пенсионной системы и основные проблемы становления многоуровневой системы пенсионного обеспечения;

— даны практические рекомендации и предложения по реформированию пенсионной системы.

Апробация результатов исследования. По материалам исследования подготовлены две статьи: «Пенсионное законодательство в России в XIX веке» и «Программа пенсионной реформы: особенности и тенденции развития».

Положении, выносимые на защиту:

— конституционная основа пенсионного обеспечения;

— внутренняя структура пенсионного обеспечения;

— функции пенсионного обеспечения, их модель;

— концепция пенсионного обеспечения для России в период перехода к рынку, основанная на многоуровневой системе;

— роль государства в регулировании экономических отношений пенсионного обеспечения на этапе перехода к рынку в России;

Практическая значимость диссертации состоит в следующем:

— выводы исследования касаются реализации одного из основных конституционных прав граждан;

— разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию государственного управления пенсионной реформой;

— подготовлен спецкурс для обучения студентов юридических факультетов и факультетов социальной работы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ).

Кризис российской пенсионной системы обусловлен формационными сдвигами: экономические преобразования по времени значительно опередили необходимые институциональные изменения пенсионной системы.

Сохранение ее прежнего облика, не соответствующего экономическим, социальным и правовым реалиям, чревато воспроизводством подобных ситуаций, более того, является тормозом социального и экономического развития страны. Преодолеть существующее положение административными методамипутем повышения собираемости взносов в Пенсионный фонд — задача практически не решаемая. Переломить ситуацию можно только путем построения принципиально иной модели пенсионной системы. Это — проблема национального масштаба.

Необходимость реформирования пенсионной системы стала очевидной вскоре после принятия Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской федерации» № 340−1 от 20 ноября 1990 г. В течение 1992 — 1995 гг. объединенными усилиями специалистов была разработана Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в РФ, которая в августе 1995 г. одобрена правительством. В рамках мероприятий, намеченных в Концепции, осуществлялся переход на персонифицированный учет в системе государственного пенсионного страхования. Однако остались невыполненными намеченные мероприятия в области создания трехуровневой системы пенсионного обеспечения, ядром которой является государственное страхование пенсий.

В 1997 г. был предложен проект Программы пенсионной реформы в РФ, одобренный Правительством в 1998 г. Суть новых предложений сводится к внедрению в практику пенсионного обеспечения страховых механизмов: в форме индивидуальных именных накопительных и условно-накопительных счетов, профессиональных пенсионных систем. Однако есть основания сомневаться, что намеченный процесс может и не начаться. Прежде всего, это связано с тем, что проведение столь крупной реформы, затрагивающей практически все население страны, все хозяйствующие субъекты, во многом не обеспечено.

Выбор пенсионной системы относится к стратегическим вопросам жизнедеятельности нескольких поколений, что требует использования подходов и методов, более сложных, нежели те, которые применяются для решения текущих проблем.

При разработке стратегии действительно эффективной пенсионной реформы и ее законодательного обеспечения необходимо учитывать следующие моменты:

• сложившуюся модель общественного устройства и достигнутую меру его социальности (уровень конституционных социальных гарантий);

• проводимую социальную политику (степень дифференциации трудо-занятого населения по уровню заработной платы, в том числе по отдельным регионам страны, уровень покупательной способности пенсий, соотношение размеров пенсий и заработной платы);

• сложившуюся демографическую ситуацию (продолжительность периодов дожития мужчин и женщин после выхода на пенсию) и ситуацию на рынке труда (соотношение трудозанятого населения и пенсионеров);

• степень развития культуры социального страхования, которое органично сочетает в себе механизмы самоответственности индивидов и их солидарности с менее обеспеченными и менее здоровыми членами общества;

• ответственность государства за стабильность и надежность функционирования пенсионной системы (гарантированные социальные пенсииформирование развития правовой нормы, регулирующей пенсионное обеспечениесистемы финансового и административного контроля за деятельностью государственных и негосударственных пенсионных систем);

• необходимость привлечения к управлению пенсионными системами социальных партнеров — представителей работодателей и работников, что позволяет достичь большей прозрачности и эффективного использования финансовых потоков, эквивалентности страховых и пенсионных выплат.

Новая пенсионная система, согласно конституционным гарантиям, должна более полно учитывать изменившиеся экономические и социальные условия работающего населенияразнообразие форм собственности и трудовой деятельности (самозанятое население, малый и средний бизнес, фермеры, работники свободных профессий) — различную природу социальных и профессиональных рисковзначительную дифференциацию регионов по уровню заработной платы, по уровню цен на потребительские товары, по природно-климатическим условиям проживания, по продолжительности периодов дожития пенсионеров, безработицу.

После анализа следует отметить некоторые дополнения и замечания к проекту Федерального Закона «Об основах пенсионной системы в Российской Федерации»:

1. Государственный контроль за пенсионным фондом РФ и за Федеральной службой государственного пенсионного обеспечения.

2. Пенсии могут быть финансовыми или пожизненное выплачивание, это определяет сам пенсионер.

3. Соответственно накопительная система — наследуемая и не облагается налогом (и не только для иждивенцев).

4. Финансирование ежемесячных доплат за счет средств бюджета того уровня, который законодательно устанавливает соответствующую привилегию. Если на федеральном уровне — то из Пенсионного фонда РФ.

5. Не должно быть зависимости от поступлений сегодня в пенсионный фонд, так как работающий уже заработал, проплатил и накопил свои проценты.

Кроме того, на наш взгляд, в проекте Закона недостаточно четко определены такие понятия, как:

— профессиональные пенсионные системы и контроль за ними;

— условно-накопительные счета;

— за чей счет происходит частичное финансирование;

— нестраховые периоды;

— дифференциация пенсий.

Формирования правовой нормы, регулирующей вопросы собственности в рамках пенсионной системы и стимулирующей развитие различных ее форм (коллективно-индивидуальной, государственной, частной) является одним из главных целеполагающих ориентиров при разработке механизмов новой пенсионной системы.

Только при условии преодоления недостатков действующей пенсионной системы, ее кардинального реформирования могут быть осуществлены конституционные положения о социальном государстве и реализовано конституционное право граждан на социальное обеспечение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Декрет Совета Народных Комиссаров от 31 октября 1918 г. «О социальном обеспечении трудящихся» // Достойная старость. Сборник нормативных документов. М., 1983.
  3. Закон от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» // «Правда». 1956. 21 июля.
  4. Закон от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» // «Правда». 1964. 22 июля.
  5. Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. // ВВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351.
  6. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» // ВВС РФ. 1991. № 18. Ст. 565.
  7. Закон РФ от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействиям радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // ВВС РСФСР. 1991. № 6. Ст. 1213.
  8. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей» // ВВС РСФСР. 1993. № 9. Ст. 328.
  9. Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» // ВВС РФ. 1993. № 6. Ст. 1323.
  10. Федеральный закон РФ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168.
  11. Федеральный закон РФ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 2867.
  12. Федеральный закон РФ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3198.
  13. Федеральный закон РФ от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.
  14. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О государственных пособиях граждан, имеющих детей» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.
  15. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.
  16. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» II СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 2.
  17. Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 146.
  18. Федеральный закон «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 г. // СЗРФ. 1996. № 14. Ст. 1401.
  19. Федеральный закон от 17 марта 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в статью 100 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1161.
  20. Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 2664.
  21. Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в ст. 87 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1699.
  22. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1678.
  23. Федеральный закон от 28 октября 1998 г. «О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета» // СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5393.
  24. Указ Президента РФ от 10 декабря 1994 г. «О совершенствованиисистемы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» // СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 8.
  25. Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. «О государственных должностях Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 76.
  26. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3112.
  27. Указ Президента России от 14 июня 1997 г. «О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров» // СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2355.
  28. Указ Президента РФ от 20 июля 1998 г. «О неотложных мерах по обеспечению конституционных прав граждан Российской Федерации на получение государственных пенсий» // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3754.
  29. Постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 г. «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1187.
  30. Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации (1995г.) // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3011.
  31. Е.В. Социальные права в условиях рынка. Права человека: время трудных решений. М., 1991.
  32. Е.Г., Кондратьева З. А. Комментарий к Закону РФ «О государственных пенсиях в РФ». М, 1998.
  33. И.М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. М., 1998.
  34. Л.Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами РФ. М., 1996.
  35. B.C. Социальное обеспечение в СССР. М., 1971.
  36. B.C. Право социального обеспечения СССР. М., 1987.
  37. JI.В. В помощь пенсионеру. М., 1998.
  38. Л.В. Роль социально-экономических потребностей в пенсионном обеспечении на современном этапе. // Сборник «Проблемы развития социального обеспечения на современном этапе». М., 1980.
  39. Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. М., 1971.
  40. П.И. Юридические предпосылки рабочего права. М., 1911.
  41. В.А. Обеспечение ветеранов труда в СССР. М., 1965.
  42. В.А. Государственные пенсии. М., 1967.
  43. A.M., Егоров Е. Н., Жильцов Е. Н. Экономика социального страхования. М., 1998.
  44. М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999.
  45. К.С. Тркдовые пенсии. М., 1995.
  46. К.С., Симоненко Г. С. Пособие по государственному социальному страхованию. Законодательство и комментарий. М., 1992.
  47. Г. В. Пенсионное обеспечение в условиях формирования рынка в России. Воронеж, 1997.
  48. О. Т. Реформы в зеркале международных сравнений. М., 1998.
  49. С.Б. Пенсионные фонды и страхование жизни. СПб., 1995.
  50. Г. М., Бродский М. Н. Право и экономика пенсионного обеспечения. СПб., 1998.
  51. А.В. Будущее переходной экономики экономики для человека.// Вестник МГУ. Серия Экономика. 1993. № 4.
  52. А.Ю. Пенсии престарелым или страхование на случай старости. Харьков, 1907.
  53. Н.А. Социальное страхование в общедоступном изложе1. НИИ. М., 1927.
  54. Л.Д. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе, М., 1987.
  55. Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
  56. В.В. и др. Основы конституционного права. Воронеж, 1997.
  57. Государственное право Российской Федерации. Учебник. Под ред. О. Е. Кутафина. М., 1996.
  58. Ю.П. Предмет российского конституционного права. Ростов-на-Дону, 1996.
  59. Л.В. Теория социального обеспечения. М., 1924.
  60. Р.Н. Анализ методов определения размеров пенсионного обеспечения рабочих и служащих и предложения по их совершенствованию. М., 1982.
  61. Р.И. Социальное распределение: теория правового регулирования. М., 1986.
  62. Т.В., Пашков А. С. Кадровая политика и право. М., 1989.
  63. Т.В. Проблемы правового регулирования распределения общественных фондов потребления. Л., 1979.
  64. А.И. Основы конституционного права Российской Федерации. М., 1997.
  65. А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. М., 1990.
  66. Е.А. Социальное обеспечение в СССР. М., 1981.
  67. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1995.
  68. Конституционное право Российской Федерации. Екатеринбург, 1995.
  69. Конституционное право РФ. Сборник судебных решений. СПб., 1997.
  70. М.В. Право социального обеспечения. Ярославль, 1997.
  71. В.О., Мазуров А. В. Указы Президента РФ: основные социальные и правовые характеристики. М., 2000.
  72. Т.К. Правовое регулирование обязательного пенсионногострахования. М., 1997.
  73. Общая теория прав человека./ Под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1996.
  74. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы. СПб., 1998.
  75. Пенсионная реформа. (Библиотечка журнала «Социальная защита». Вып. 3). М., 1996.
  76. Д.А. Страховое право. С.-П, 2000.
  77. А.В. Современное состояние и перспективы развития негосударственных пенсионных фондов. М., 1996.
  78. А.К. Социальное обеспечение пенсионеров в условиях рынка. М., 1996.
  79. Социальное государство и защита прав человека. М., 1994.
  80. И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. М., 1996.
  81. В.Г., Казанчев Ю. Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М., 1995.
  82. А.Н. Пенсионная система России. М., 1997.
  83. .С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М., 1996.
  84. Статьи в периодических изданиях
  85. Е.Г., Кондратьева З. А. Новое в пенсионном законодательстве. //Право и экономика. 1998. № 2, С. 111 -115- № 3, С. 111−117- № 5, С. 67−74.
  86. . Уровень жизни в СНГ. // Аргументы и факты. 1992. № 38−39.
  87. А., Поманский А., Трофимов Г. Пенсионная реформа в России: анализ переходного процесса. // Вопросы экономики. 1999. № 2. С. 103 -119.
  88. Ю.В. О мерах по стабилизации пенсионного обеспечения в1. РФ. //Пенсия. 1998. № 10.
  89. Ю.В. Отдельные положения Концепции реформы пенсионного обеспечения в РФ. // Социальное обеспечение. 1996. № 6.
  90. Ю. Пенсионная реформа. // Социальная защита. 1996. № 2.
  91. Ю.В. Пенсионная система совершенствуется. // Социальное обеспечение. 1996. № 10.
  92. JI. Заработок, учитываемый для исчисления пенсии. // Социальное обеспечение. 1997. № 8.
  93. А. Жизненный уровень населения в Японии и США. Долгосрочные международные сравнения. // Реферативный журнал. Серия Экономика. 1990. № 1.
  94. М. Куда идет пенсионная реформа. // Трудовое право. 1998. № 3. С. 9 -12.
  95. М. Пенсионная реформа остановилась. // Сегодня. 15 июля1999.
  96. М.Э. Переход к накопительной пенсионной системе неизбежен. //Эксперт. 1997. № 49.
  97. Ю.А. Право человека на достойную жизнь, как конституционно-правовая категория. // Конституционный строй России. 1996. Вып. 3.
  98. Дон С. Э. Проблемы осуществления эффективной индексационной политики. // Сборник научных трудов «Обеспечение социальной защиты населения». М., 1992.
  99. В. Пенсионной реформе быть? // Социальное обеспечение. 1999. № 6. С. 18−26.
  100. Л.Д. Сравнительный анализ отечественной и западной моделей социального страхования. // Труд за рубежом. 1994. № 3 (23).
  101. М.Л. Какую пенсию назначит Россия. // Советская Россия. 1990. 31 октября.
  102. М.Л., Тучкова Э. Г. Пенсионная реформа в России 1990 года: хорошее начало и печальные результаты. // Государство и право. 1998. № 3. С. 20.28.
  103. Л., Ковалева Н. Бедность, которая превратилась в проблему. // Человек и труд. 1995. № 2.
  104. М.Ю. Я вынужден создать сильное налоговое ведомство. // Приложение к Независимой газете от 1 февраля 2000 г. № 2 (43).
  105. И снова о пенсионной системе. // Социальное обеспечение. № 9. С. 5- 10.
  106. С. «Пенсионная реформа не терпит революций» (интервью). // Российская Федерация сегодня. 1999. № 7. С. 59−62.
  107. В.А. Международное право и защита прав человека. // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994.
  108. А.Л. Роль трудового и пенсионного законодательства в реализации социальной политики. // Трудовое право. 1998. № 3.
  109. В.Я. Реформа пенсионной системы. // Научно-теоретический сборник МГСУ. М., 1999. № 4.
  110. Ю.З. Задачи реформы пенсионной системы. II Пенсия. 1997. № 1 (4).
  111. Ю., Роик В. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы. // Человек и труд. 1999. № 2. С. 25−28.
  112. Ю.З. Почему государство обкрадывает нас? // НГ-Регионы. № 6. 11.04.2000. с. 6.
  113. О.О. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1998 году. М., 1999.
  114. В.И. Реформа системы пенсионного обеспечения в РФ. // Пенсия. 1998. № 6(21).
  115. На пути к оздоровлению пенсионной системы. // Социальное обеспечение. 1998. № 12. С. 9 -10.
  116. Н.М. Об основных положениях пенсионной реформы и о прогнозах социально-экономических последствий ее реализации (Материалы «круглого стола»), // Государство и право. 1998. № 6. С. 15−25.
  117. Д. Кто защитит пенсионеров? // Независимая газета. Круг жизни. № 6. 24.03.2000. с. 6.
  118. В. Требуются уточнения. // Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 1998. № 11−12. С. 6−9.
  119. И.И. Негосударственные пенсионные фонды и региональное законодательство. // Пенсия 1997. № 4.
  120. Д.Е. Интерес в страховании. // Государство и право. 1998. № 4. С. 89−94.
  121. У. Концептуальные противоречия социально-экономических прав. // Российский бюллетень по правам человека. 1997. № 9.
  122. В. Построение новой пенсионной системы задача национального масштаба. // Человек и труд. 1998. № 4. С. 65−72.
  123. В., Шерстнев В., Эченикэ Е. «Техническое задание» на разработку концепции пенсионной системы для России XXI века. // Человек и труд. 1999. № 3. С. 43−48.
  124. Чумаков JL, Чернышев С., Степанов Б. Шажок вперед, два назад. Зигзаги пенсионной реформы. // Юридический вестник. Апрель 2000. № 7 (237).
  125. Г. А. Основные направления реформы пенсионного обеспечения: мировой опыт. // Проблемы прогнозирования. 1998. № 3. С. 135−147.
Заполнить форму текущей работой