Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конкурентоспособность национальной экономики и основные направления ее повышения: На примере Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для получения стабильных источников конкурентных преимуществ предприятия должны использовать все три стратегии: т. е. стратегию лидерства по низким издержкам, стратегию дифференциации продукта и стратегию рыночной ниши. Конечная цель этих стратегий — создание добавленной стоимости, имеющей определенную полезность для общества. Тем не менее, реальным в настоящее время является использование… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Конкурентоспособность как критерий экономического развития
    • 1. Сущность и содержание категории «конкурентоспособность национальной экономики»
    • 2. Формы проявления конкурентоспособности национальной экономики
  • Глава II. Методические вопросы определения конкурентоспособности национальной экономики
    • 1. Конкурентоспособность товара
    • 2. Конкурентоспособность предприятий и отрасли
    • 3. Конкурентоспособность страны
  • Глава III. Стратегия и закономерности конкурентоспособности национальной экономики
    • 1. Конкурентоспособность национальной экономики в развитых странах
    • 2. Особенности повышения конкурентоспособности национальной экономики в странах с переходной 99 экономикой
    • 3. Проблемы конкурентоспособности национальной экономики в условиях перехода к рынку
  • Глава IV. Соотношение монополизма и конкурентоспособности в национальной экономике Республики Таджикистан
    • 1. Монополия и олигополия в национальной экономике
    • 2. Монополистическая конкуренция в экономике страны
    • 3. Влияние монополизма на конкурентоспособность экономики
  • Глава V. Факторы и параметры оценки конкурентоспособности национальной экономики
  • Республики Таджикистан
    • 1. Уровень развитости факторов, влияющих на конкурентоспособность национальной экономики
    • 2. Оценка уровня конкуренции на национальном рынке
    • 3. Эффективность структурных изменений экономики страны
  • Глава VI. Конкурентные стратегии как фактор повышения конкурентоспособности экономики Республики
  • Таджикистан
    • 1. Конкурентное преимущество: проблемы и пути достижения
    • 2. Конкурентные стратегии растущих отраслей
    • 3. Конкурентная стратегия на стадии зрелости и спада отрасли
  • Глава VII. Конкурентоспособность национальной экономики главное условие интеграции экономики
  • Таджикистана в мировую экономику
    • 1. Влияние участия экономики страны в системе w международного разделения труда на ее конкурентоспособность
    • 2. Конкурентоспособность открытой национальной экономики
    • 3. Конкурентоспособность и экономическая безопасность страны

Конкурентоспособность национальной экономики и основные направления ее повышения: На примере Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В Республике Таджикистан научное исследование проблем повышения конкурентоспособности экономики только начинается. Научные работы, посвященные этим проблемам, почти отсутствуют. В практическом же плане эта актуальность заключается в том, что в настоящее время экономика Таджикистана не в достаточной степени интегрирована в мировое хозяйство. Среди стран СНГ республика по экспорту товаров в страны Содружества занимает 7 место, в другие страны — 8 место. По импорту товаров Таджикистан занимает соответственно 7 и 10 места.1 Сложившаяся структура экономики, уровень конкуренции на внутреннем рынке, проводимая денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика не в полной мере способна обеспечить эффективное использование общественных ресурсов и производство качественных товаров, конкурентоспособных на мировом рынке. Вследствие чего в республике на каждого жителя страны товаров и услуг производиться меньше чем в развитых странах в 52,8 раза и в 12,8 раза меньше, чем в странах бывшего СССР.

Существенную долю экспорта Республики Таджикистан (78%) занимают сырьевые ресурсы. Поэтому рынок торгового обмена республики с другими странами является неравновесным, где большая часть прибыли, создаваемая субъектами экономики республики, передается торговым партнерам по международным экономическим отношениям. Следовательно, в международной торговле Республика Таджикистан изначально не может получить всю выгоду, заложенную в системе международного разделения труда. В сложившейся системе международного разделения труда среди стран СНГ Республика Таджикистан импортирует товаров больше, нежели экспортирует. Отрицательное сальдо в международной торговле (в 2003 г. -83,6 млн долл.) говорит о том, что часть национального дохода страны.

1 Таджикистан и страны СНГ. Статистический есборник.-Душанбе, 2003. — С.74,90.

2 Статистический ежегодник Республики Таджикиста11.-Душанбе, 2003. — С.159, Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет/Под ред.И. С. Королева.-М.: Юристъ, 2003.-c.511−512.

3 Статистический ежегодник Республики Таджикистан.-Душаибс, 2004. — С.254,266. направлены на инвестирование развития экономики другой страны.1 Основной причиной такого положения является низкий уровень конкурентоспособности товара, предприятий, отрасли и экономики республики в целом.

Вышеизложенное ставит отечественных ученых перед необходимостью исследования научных и практических проблем производства товаров и услуг, конкурентоспособных и на внутреннем, и на мировом рынках. При этом следует иметь в виду, что в условиях рыночных отношений и перехода к открытой экономике уровень эффективности национального хозяйства оценивается на мировом рынке в сравнении с другими странами, являющимися участниками международной торговли. Практика международных экономических отношений показывает, что критерием оценки состояния и развития национальной экономики является уровень ее конкурентоспособности. Из признания данного положения следует, что ключевой проблемой для стабильного экономического развития и эффективного участия страны в системе международного разделения труда является повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Однако не достаточно исследованным до настоящего времени остаются вопросы достижения конкурентоспособности национальной экономики в переходном периоде. Существующие научные исследования направлены на решения проблем отдельных сфер экономики. Нет единой обобщающей картины взаимодействия различных факторов, образующих в совокупности модель конкурентоспособности экономики, находящихся в стадии переходного периода. Поэтому необходим научный анализ проблем связанных с вопросами конкурентоспособности национальной экономики и определения направлений ее повышения в условиях переходной экономики.

Степень изученности проблемы. Исходя из того, что конкурентоспособность национальной экономики является главным условием устойчивого экономического роста, а следовательно, обеспечения постоянного роста повышения уровня жизни населения все теории раскрывающие.

1 Статистический ежегодник Республики Таджикистан.-Душанбе, 2004. — С.250. механизмы повышения благосостояния нации, создания и умножения ее богатства, достижения стабильного экономического роста отнесена автором диссертации к теориям, рассматривающим сущность конкурентоспособности экономики. Поэтому можно утверждать, что вопросы повышения конкурентоспособности экономики были предметом исследований практически всех экономических школ на протяжении истории экономических учений.

Проблема конкурентоспособности экономистами рассматривались с точки зрения эффективного использования факторов производства и различных моделей международной торговли. Попытка совместить теории факторов производства и теории международной торговли для раскрытия сущности конкурентоспособности экономики была предпринята американским экономистом М. Портером. Ценность данной теории заключается в том, что при выявлении механизмов и источников получения конкурентных преимуществ М. Портер объединяет и обогащает теории различных экономических школ по проблемам конкурентоспособности.

Центральное место в исследованиях М. Портера по проблемам конкурентоспособности занимает теория конкурентных преимуществ. М. Портер выявил четыре детерминантов страны, которые определяют наличие конкурентных преимуществ. К этим детерминантам относятся: факторные условия, условия спроса, конкурентоспособные отрасли, стратегия фирмы и конкуренция.

Однако данная теория не учитывает особенности стран с переходной экономикой. В этих странах, где в ближайшем будущем уровень жизни населения будет на порядок ниже (значит, и ниже покупательная способность), чем в развитых странах условия спроса национального рынка нельзя рассматривать как источник получения конкурентных преимуществ. В постсоциалистических странах, где кластеры еще не созданы применение кластерного анализа проблем конкурентоспособности является трудной задачей.

В современной экономической науке проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики является предметом научных исследований ряда ученых-экономистов стран СНГ. Доктор экономических наук. Андрианов В. Д. в отдельной главе своей монографии определяет уровень конкурентоспособность экономики России в разрезе товара, предприятий, отрасли и страны.1 Ценность данного исследования заключается в том, что анализ основан на сравнении уровня развитости факторов, влияющих на конкурентоспособность экономики. Это позволяет определить место России в мировой экономике по уровню конкурентоспособности. Однако научного анализа причин изменений уровня конкурентоспособности экономики характерные для России и для стран с переходными экономиками автор не проводит, а это необходимо для правильного определения дальнейших путей повышения конкурентоспособности экономики. Л.

В книге Кныша М. И. показаны основные типы конкурентных стратегий, рассмотрены конкурентное поведение на различных рынках и пути достижения д.

О ' конкурентоспособности товаров и услуг. Достоинство данной работы заключается в том, что подробно анализируется рыночные механизмы, f. влияющие на конкурентные стратегии предприятий. Однако выводы и рекомендации автора носят чисто теоретический характер и не основываются на фактических материалах развития мировой экономики или экономики отдельной страны. Предприятиям же, функционирующих в конкретных рыночных ситуациях, нужны рекомендации по выбору той или иной стратегии, учитывающие особенности конкретной экономики и рынка.

В монографии Жуламанова Р. К. исследуется актуальные проблемы теории конкурентоспособности экономики, рассматриваются практические вопросы модернизации казахстанской экономики в контексте исследуемой темы.3 Важность данного исследования определяется тем, что автором.

1 См. Андрианов В. Д. Россия: экономический и инвестиционный потенцнал.-М.: Экономика, 1999.-660 с.

2 См. Кныш М. И. Конкурентные стратегии.-Санкт-Петербург: Любавич, 2000.-284 с.

1 Жуламанов Р. К. Конкурентоспособность национальной экономики (теория и практика). -Алматы.: Принт, 1995.-164 с. предложен комплексный подход к изучению проблем конкурентоспособности национальной экономики Казахстана. В данной книге по нашему мнению не достаточно полно освещены: эволюция теории конкурентоспособности экономикивлияния монополизма на уровень конкурентоспособностиэффективность внешнеэкономических связей.

Фатхутдинов Р. А в своей книге рассматривает научные основы управления конкурентоспособностью и содержание системы обеспечения конкурентоспособности.1 Важным является то, что автор предлагает типовые факторы конкурентного преимущества и методические основы конкурентоспособности персонала, товара, организации, отрасли и страны. Однако необходимость экспертной оценки показателей делает использование рекомендаций автора для исследования проблем конкурентоспособности трудным.

В опубликованных научных статьях ученыхэкономистов, как Емельянова С., Естенугелова А., Никитина Г. А рассматриваются пути повышения конкурентоспособности экономики посредством повышения эффективности внешнеэкономических связей и государственной л экономической политики. Проблема оценки уровня конкурентоспособности экономики в отдельных ее аспектах рассматривались в научных статьях Пчелкина, А и Нурсеита Н. Эти научные статьи важны для выработки методологических подходов по исследованию проблем конкурентоспособности экономики. Вместе с тем многие положения этих статей основаны на основе анализа экономического развития отдельной страны и не учитывают общие.

См. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление.-М.:Инфра, 2000.-309 с.

2 Си. Емельянов С. В. Международная конкурентоспособность производителей: факторы, определяющие положение на рынках н конкурентные преимущества (на примере США)// Маркетинг в России и за Рубежом.№ 2002.№ 1. С. 107−116, Есенгулов А. Стратегия безопасного экономического развития Казахстана в условиях глобализации// Аль-пари, 2002, № 1 стр 3−7, Никитина Г. А., Гусева Г. Я. Конкурентоспособность и импортозамещающее продукции на продовольственном рынке Казахстана// Проблема агрорынка 2002 январь-март с.55−60.

3 См. Пчелкин А. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей // Маркетинг.-2000. № 2. С. 24−26, Нурсент Н. Оценка экспортно импортозамнщающего потенциала конкурентоспособности продукции промышленности Казахстана //Аль-пари 2001 № 5−6 с 106−111 закономерности развития экономики стран с переходными экономиками и развитых стран.

В Республике Таджикистан исследования ряда ученых-экономистов, посвящены проблемам экономического развития страны. Так, в научных публикациях Г. С. Абдусамадова, А. А. Бойматова, М. М. Исмаиловой, Н. К. Каюмова, Т. Н. Назарова, Р. К. Рахимова, О. Т. Тошева, Х. У. Умарова рассматриваются некоторые аспекты достижения конкурентоспособности национальной экономики. Особо следует выделить статьи «К вопросу о темпах экономического роста в условиях переходной экономики Таджикистана» (авторы Каюмов Н. К., Назаров Т. Н., Рахимов Р.К.)1 и «Глобализационные процессы и экономические проблемы Таджикистана» (авторы Каюмов Н. К., Назаров Т. Н., Махмудов И. И., Рахимов Р. К., Умаров Х.У.) где обосновываются необходимый уровень темпа роста ВВП, и анализируется условие получения выгоды от включения республики в систему международных отношений.

Вопросы зависимости конкурентоспособности страны от конкурентоспособности товара рассматривается в научной статье Каримова Р.Т.3 Важным в данной статье является то, что автор основным условием эффективности внешнеэкономических связей считает высокий уровень конкурентоспособности экспортируемых товаров. При этом эти товары должны быть товарами конечного потребления. Однако за пределами анализа этой статьи остались проблемы эффективности производства в экономике республики, от которого в первую очередь зависит уровень конкурентоспособности товара. Также по нашему мнению нужны предложения по совершенствованию экспортно-импортных операций в разрезе товаров. Под конкурентоспособностью автор предлагает понимать способность субъекта хозяйственной деятельности согласно требованиям рынка эффективно.

1 См. Экономика Таджикистана: Стратегия развития.-2002. № 3. с 23−39.

2 См. Экономика Таджикистана: Стратегия развнтия.-2003. № 4. с 5−65.

3 Каримов Р. Т. От конкурентоспособности продукции к конкурентоспособности страны //Известия Академии наук Республики Таджикистан.-2003.-№ 1−2.-с.38−49 функционировать в любых сложившихся условиях, удовлетворяя потребности населения в высококачественных продуктах и услугах. Нам же представляется, что конкурентоспособность предприятий напрямую связана с использованием источников конкурентных преимуществ, будь то стратегия наименьших издержек, дифференциации товаров или рыночной ниши.

В общем, вышеприведенные научные исследования ученых экономистов республики в основном направлены на решения отдельных проблем достижения конкурентоспособности экономики. Вместе с тем конкурентоспособность экономики как главное условие достижений устойчивого экономического развития требует полного комплексного теоретического и практического анализа. В частности, нет научных исследований посвященные анализу факторов, влияющих на конкурентоспособность экономики Республики Таджикистан, выявлению конкурентных преимуществ республики и влиянию внешнеэкономической политики на уровень конкурентоспособности национальной экономики страны.

Целью диссертационной работы являются научное исследование теоретических, методологических вопросов конкурентоспособности товара, предприятий, отраслей, национальной экономики в целом и обоснование основных направлений ее повышения в условиях переходной экономики на материалах Республики Таджикистан.

Основные задачи исследования:

1) на основе анализа существующих теорий конкурентоспособности экономики определить: а) сущность понятия «конкурентоспособность экономики» как экономической категорииб) формы проявления конкурентоспособности экономикив) факторы, влияющие на конкурентоспособность экономики;

2) на основе обобщения опыта достижения конкурентоспособности экономики развитых стран и стран с переходной экономикой определить экономические механизмы, посредством которых обеспечивается использование конкурентных преимуществ в Республике Таджикистан, а также конкретизировать роль государства в формировании соответствующей среды для создания и использования этих преимуществ;

3) оценить эффективность структурных изменений в экономике и их влияния на уровень развития конкуренции и конкурентоспособности национальной экономики Республики Таджикистан;

4) определить на уровне микроэкономики имеющиеся конкурентные стратегии и разработать рекомендации по выбору той или иной стратегии для реализации предприятиями своих конкурентных преимуществ на рынке;

5) проанализировать влияние внешнеэкономической деятельности на уровень конкурентоспособности национальной экономики и экономической безопасности Республики Таджикистан;

6) обосновать оптимальное соотношение импортозамещения и экспортоориентации во внешнеэкономической деятельности как фактора способствующего повышению конкурентоспособности национальной экономики Республики Таджикистан;

7) выявить зависимость конкурентоспособности экономики Республики Таджикистан от уровня развития монополий и конкуренции и обосновать предложения по достижению оптимального их соотношения.

Предметом исследования является совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе реализации конкурентных преимуществ и достижении конкурентоспособности национальной экономики.

Объектом исследования является стратегия субъектов макрои микроэкономики Республики Таджикистан в контексте повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики.

Теоретической н методологической основой исследования стали научные исследования зарубежных и отечественных ученых-экономистов различных школ и направлений, труды, речи и выступления Президента Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонова, законодательные и нормативные акты. Автор опирался в своей работе на теорию и методологию анализа экономического роста и конкурентоспособности экономики, на теории международной торговли, конкурентных преимуществ. В работе также были использованы данные органов государственной статистики, постановления Правительства и решения Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что комплексное научное исследование конкурентоспособности (товара, предприятия, отрасли, национальной экономики в целом) проведено впервые и оценено через призму их влияние на уровень эффективности экономики Республики Таджикистан.

Основными элементами научной новизны проведенного исследования являются следующие:

1. Повышение конкурентоспособности экономики — это процесс, наиболее полно характеризующий стабильное динамичное развитие производительных сил общества. Исходя из этого, в исследовании применительно к экономике Республики Таджикистан, обосновывается положение о том, что повышение конкурентоспособности экономики предполагает обеспечение соответствия социально-экономических отношений, организационных форм хозяйственной деятельности, способов регулирования экономической деятельности, конкретных экономических связей между хозяйственными субъектами современным тенденциям развития мировой экономики.

2. Доказано, что сущность и задачи достижения конкурентоспособности предопределяются особенностями экономики разных стран, например развитых стран и стран с переходной экономикой. Поэтому в диссертации вводятся такие понятия, как конкурентоспособность низшего и высшего порядка. Конкурентоспособность низшего порядка рассматривается как ступень или этап достижения конкурентоспособности высшего порядка. Дано определение сущности конкурентоспособности экономики. Экономика конкурентоспособна, если обеспечиваются: эффективное участие страны в системе международного разделения трудаэффективное использование ограниченных общественных ресурсовразвитие рыночных отношенийсоздание факторов производства и усиление их качественных характеристикстабильный экономический рост, полная занятость, загруженность основных фондов. Сущность конкурентоспособности экономики, проявляясь в различных формах, заключается в следующем: а) для товара — если при его производстве достигается эффективное использование ресурсовдля предприятий — при наличии стратегий, обеспечивающих их устойчивое рыночное положениедля отрасли — если стратегии предприятий, функционирующих в отрасли, основаны на действии рыночных механизмовдля страны — если обеспечивается эффективное использование как внутренних, так и внешних ресурсов.

3. Выявлены особенности влияния различных факторов производства на конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли и экономики в целом в странах с разным уровнем развития:

3.1. В развитых странах конкурентоспособность товара достигается в краткосрочный период за счет увеличения степени интенсивности труда, в силу проявления закона убывающей производительности труда, а в странах с переходными экономиками, где наблюдается недозагруженность основных фондов, и в долгосрочном периоде. В развитых странах выгоду от масштаба производства, как средства достижения конкурентоспособности товара, можно использовать только в краткосрочный период функционирования фирмы. В странах же с переходной экономикой, где необходимым условием достижения этого эффекта являются обновление основных производственных фондов и полная загрузка производственных мощностей, выгоду от масштаба производства можно получить только в долгосрочном периоде. Кроме того, в странах с переходной экономикой рост производительности труда не всегда означает повышение конкурентоспособности товара. Например, увеличение производительности труда в Республике Таджикистан достигается за счет повышения интенсивности труда, тогда как товар конкурентоспособен, когда рост эффективности труда для его создания достигается посредством использования новейших технологий.

3.2. Конкурентоспособность крупных предприятий зависит от их способности идти на большие затраты, с целью удержания рыночного положения, а конкурентоспособность мелких предприятий — от возможностей выдерживать острую конкуренцию с минимальными издержками производствав развитых станах — от преодоления рыночной власти, а в странах с переходными экономиками — от начала получения этой власти.

3.3. Исследовано влияние главного фактора на конкурентоспособность национальной экономики. Этим фактором является наличие отраслей, которые конкурентоспособны на мировом рынке. В связи с этим, обоснованы критерии для определения приоритетной отрасли. К ним относятся: использование конкурентных преимуществ страныразвитие отраслей, выпускающих готовые продукты и перерабатывающих сырье внутри странысвязь между приоритетной отраслью и другими отраслями экономики.

4. Выявлены первоочередные меры по достижению конкурентоспособности экономики в странах с переходной экономикой. К ним относятся: создание условий для прибыльного вложения внутренних и внешних инвестиций на развитие производстваопределение приоритетной отрасли со стороны государстваразвитие сырьевых секторов экономики как средства для первоначального накопления капитала.

5. Определены способы влияния государства на развитие таких факторов конкурентоспособности экономики Республики Таджикистан, как трудовые ресурсы, уровень спроса, конкурентоспособные отрасли, уровень конкуренции. К этим способам относятся: формирование рынка труда, эффективная денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика, создание рынка ценных бумаг. Конкретизирована роль государства на каждой стадии кругооборота капитала в экономике Республики Таджикистан: на стадии обращениянедопущение монополизации рынка сырья со стороны отдельных фирмна производственной стадии — стимулирование предприятия на обновление производственных мощностей путем льготного налогообложенияна стадии обращения (реализация товара) — недопущение монополизации рынка транспортных услуг, предоставление равных возможностей для приложения капитала.

6. Рассмотрены критерии и показатели оценки эффективности структурных изменений в странах с переходной экономикой, отличающиеся от критериев и показателей развитых стран. Критериями эффективности структурных изменений в экономике являются: для развитых странувеличение доли отрасли на мировом рынкедля стран с переходной экономикой — замещение на внутреннем рынке импортных товаров отечественными. Показателями оценки эффективности структурных изменений в экономике являются: увеличение доли производства товаров конечного потребленияповышение доли отрасли на внутреннем и внешнем рынкахструктурные сдвиги в отрасли под воздействием рыночных механизмов.

7. Впервые на основе теории конкурентных преимуществ М. Портера определен уровень конкуренции на национальном рынке Республики Таджикистан. Анализировались действия следующих рыночных сил: а) угроза вторжения новых участниковб) рыночная власть продавцав) рыночная власть потребителяв) всеми средствами добиваться выгодного положения среди текущих конкурентовг) угроза появления продуктов-заменителей или услуг-заменителей.

8. Определены конкурентные стратегии предприятий в сфере материального производства и в сфере услуг в зависимости от стадии развития отрасливыявлены основные источники получения конкурентных преимуществ в рамках этих стратегийопределены оптимальные размеры предприятий промышленности Республики Таджикистан по численности работающих, способствующие использованию конкурентных преимуществ.

9. Предложены сравнительные показатели для определения конкурентоспособности национальной экономики республики. Выявлено, что по таким количественным показателям, как доля экспорта в ВВП, отраслевая и географическая структура экспорта, товарная структура импорта, доля промежуточных продуктов в структуре внешнеторгового оборота наблюдается тенденция повышения степени участия экономики Республики Таджикистан в системе международного разделения труда. Однако эффективность внешнеэкономических связей республики находится на низком уровне по причине сырьевой направленности экспорта.

10. Обосновано, что в нынешних условиях переход к открытой экономике может привести к неравновесному состоянию международной торговли, где экономика республики будет в большей степени потребителем, чем производителем товаров. Объектами сравнительного анализа были следующие показатели экономики Республики Таджикистан и других стан: ВВП на душу населения, структура экономики, уровень международной специализации, соотношение доли внешнеторгового оборота СНГ и Республики Таджикистан в объеме международной торговли стран Содружества.

11. Применительно к экономике Республики Таджикистан определены такие виды политики импортозамешения и экспортоориентации, как расширенная, простая и потенциальная. В контексте повышения конкурентоспособности экономики предложены пути дальнейшего развития политики импортозамешения и экспортоориентации. Выявлена степень использования Республикой Таджикистан конкурентных преимуществ при проведении политики импортозамешения и экспортоориентации и их соответствие основным положениям теории международной торговли абсолютных, сравнительных преимуществ, а также модели Хекшера-Олина.

12. Выявлены особенности монопольного, олигопольного рынка в Республике Таджикистан: товарный дефицит, низкий уровень спроса и дифференцированности производимых товаров. Особенностями рынка монополистической конкуренции являются: отсутствие условий для развития ценовой и неценовой конкуренцииконкуренция между товаропроизводителями приводит не к увеличению своей доли на рынке, а к сохранению существующего рыночного положения.

Теоретическая н практическая значимость. Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней раскрыты особенности, факторы и пути достижении конкурентоспособности товара, предприятий, отраслей и национальной экономики в целом в условиях переходной экономики. В этом контексте значимыми являются научное обоснование в условиях переходной экономики критериев выбора приоритетных отраслей и их роли в достижении конкурентоспособности экономики, оптимального соотношения монополизма и конкурентоспособности. Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее выводи и предложения могут быть использованы: государственными органами при разработке государственной экономической политики по повышению конкурентоспособности национальной экономики, при совершенствовании налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, повышении эффективности внешнеэкономических связей, выборе приоритетной отрасли, разработке законодательных актов и правительственных решений по развитию рыночно-конкурентных отношений;

— различными субъектами рынка, от государства до предприятия, при расчетах конкурентоспособности экономики страны, отрасли, предприятия и товара;

— руководителями предприятий при выборе и разработке конкурентных стратегийпреподавателями при чтении соответствующих тем курса экономической теории, спецкурсов по проблемам рыночной экономики и при разработке учебных программ.

Соискателем по результатам исследования направлены предложения и рекомендации по повышению конкурентоспособности экономики Республики Таджикистан в Министерство экономики и торговли РТ, Министерство промышленности РТ и Государственное агентство по антимонопольной политике и защите прав предпринимателей при Правительстве РТ.

Апробация диссертации. ОРезультаты исследования были обсуждены на расширенном заседании кафедры «Экономическая теория» Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова, докладывались на научно-теоретических конференциях, а также использовались в учебном процессе при чтении курса «Экономическая теория» на факультетах «Финансы и экономика рынка» и «Кибернетика». Основные положения диссертации изложены в публикациях автора.

Публикации. По материалам диссертационного исследования опубликованы 12 работы общим объемом 35,9 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 7 глав, заключения (выводы и предложения), списка использованной литературы и приложений.

354 Заключение.

После исследования проблем повышения конкурентоспособности национальной экономики Республики Таджикистан, мы пришли к следующим выводам:

1. Конкурентоспособность экономики, как экономическая категория, наиболее полно характеризует процесс постоянного, динамичного развития производительных сил общества. Элементы, отражающие сущность конкурентоспособности экономики, должны определять задачи по ее достижению. Однако эти задачи для развитых стран и стран с переходной экономикой различаются. Поэтому автором вводятся в научный оборот такие понятия, как конкурентоспособность низшего и высшего порядка. Конкурентоспособность низшего порядка можно рассматривать как ступень или этап достижения конкурентоспособности высшего порядка.

2. Повышение конкурентоспособности товара в странах с переходной экономикой путем использования масштаба производства является проблемным. Здесь, в первую очередь, следует обновить основные фонды и обеспечить их полную загрузку. Только при таких условиях можно ожидать положительного эффекта от масштаба производства, как реального фактора повышения конкурентоспособности товара.

3. Для стабильного экономического развития необходим учет всех четырех детерминант конкурентного преимущества необходимы. Тем не менее, главным детерминантом является наличие отраслей, которые конкурентоспособны на мировом рынке. Развитие одной отрасли способствует развитию других отраслей, так или иначе связанных с ней. Это вызывает в свою очередь рост других отраслей экономики (мультипликационный эффект) и их доходов.

4. В странах с переходной экономикой для достижения конкурентоспособности, в первую очередь, необходимо создать условия для привлечения внутренних и внешних инвестиций на развитие производства. В этих странах следует повысить роль государства в регулировании экономики.

Государство должно определить приоритетную отрасль и принять меры по ее развитию.

5. Роль государства в повышении эффективности инвестиционной политики должна сводиться не только к увеличению своей доли в капитальных вложениях, оно должна ориентироваться и на создание условий для стимулирования негосударственного сектора к инвестированию реального сектора экономики.

6. В экономике республики система налогообложения не выполняет эффективно фискальную и регулирующую функции, вследствие чего не используются потенциальные возможности увеличения доходной части бюджета. Кредит не выполняет эффективно свою основную прераспределительную функцию. То есть временные свободные денежные средства направляются в основном в сферу обращения, а реальный сектор, являющийся основой развития экономики, не получает необходимых денежных средств для модернизации производства.

7. Критерии оценки эффективности структурных изменений в экономике постсоциалистических странах и развитых стран отличаются. В развитых странах структурные изменения в экономике эффективны, если они приводят к увеличению доли отрасли на мировом рынке. В странах же с переходной экономикой первой задачей структурных изменений является замещение на внутреннем рынке импортных товаров отечественными.

8. Структурные сдвиги в экономике Республики Таджикистан, обеспечивая увеличение объемов производства, по сравнению с предыдущим годом, вместе с тем не способствуют повышению экспортного потенциала страны. Поэтому изменения в отраслевой структуре экономики должны осуществляться необходимыми инвестициями на обновление производственных мощностей.

9. В экономике республики силы, которые усиливают конкуренцию, так как и силы, ограничивающие ее, проявляются слабо. В силу сказанного здесь имеются условия для повышения уровня конкуренции. Однако для преодоления барьеров, ограничивающих развитие конкуренции, необходимы производственные инвестиции.

10. Препятствием стабильного экономического роста в Республике Таджикистан являются ограниченные возможности увеличения объема использования основных фондов и трудовых ресурсов. Ограниченность эта вызвана: а) невозможностью эффективного использования трудовых ресурсовб) отсутствием современной техники и квалифицированных кадров.

11. Коэффициент эластичности спроса и предложения по цене хотя и имеет тенденцию к повышению, но он пока меньше единицы, значит, спрос и предложение не являются стимулирующими факторами развития экономики.

12. Для получения стабильных конкурентных преимуществ ценность должна создаваться на протяжении всего процесса производства и обращения капитала, т. е. полного его кругооборота (концепция цепочки ценностей). Основной же в этой цепочке остается стадия производства товара, где создается дополнительная стоимость.

13. Географическая структура экспорта республики и положительное значение чистого экспорта не отражают реального состояния развития экономики. Превышение объема экспорта над импортом (чистый экспорт) достигнутое в основном за счет большого объема сырьевых материалов, свидетельствует о том, что новая максимальная стоимость, заключенная в товаре готовой продукции, не реализуется.

14. Внешняя торговля Республики Таджикистан более выгодна торговым партнерам республики. Страны, получающие сырье из Таджикистана, за счет переработки этого сырья производят готовую продукцию, что позволяет им максимизировать получаемую прибыль. Импортные товары используются в экономике республики преимущественно для производства продукции промежуточного потребления, где получаемая прибыль минимальна.

15. Структура экономики Республики Таджикистан не способствует позитивному влиянию открытой экономики на повышение эффективности экономики. Неспособность промышленности республики производить в достаточном количестве товары с высокой степенью обработки приводит к уменьшению доли готовых товаров в товарной структуре экспорта, вследствие чего получаемая прибыль от внешней торговли будет минимальна;

16. В экономике республики пока на низком уровне находятся все три типа международной специализации, т. е. общая, частная и единичная. Поэтому переход к открытой экономике может привести к неравновесному состоянию международной торговли, где экономика республики будет в большей степени потребителем, чем производителем товаров. Это может снизить уровень экономической безопасности страны.

17. Монопольный рынок Республики Таджикистан можно разделить на рынок с высоким и низким уровнями спроса. С увеличением уровня жизни населения сектор рынка с низким уровнем спроса будет сокращаться. Это означает, что монополисты Республики Таджикистан будут терять своего покупателя, вследствие чего предприятия промышленности республики, оставаясь единственным производителем определенного вида товара, вместе с тем, не будут обладать властью на рынке.

18. На олигопольном рынке Республики Таджикистан ценовой конкуренции нет. Рост цен как при увеличении предложения, так и при его уменьшения говорит о высоком уровне дефицитности рынка. Олигополия не заинтересована в насыщении рынка, так как при этом цены снижаются и соответственно, величина получаемой прибыли предприятием уменьшается.

19. Отсутствие возможности у предприятий для существенного снижения себестоимости продукции (ценовая конкуренция) и минимальная величина разницы между ценой покупателя и производителя (неценовая конкуренция) не способствуют созданию условий для развития конкуренции на рынке монополистической конкуренции. Конкуренция между товаропроизводителями идет не по поводу увеличения своей доли на рынке, а с целью сохранения существующего рыночного положения.

20. Проблему соотношения монополизма и конкурентоспособности необходимо рассматривать отдельно для внутреннего и мирового рынка.

Внутренний рынок Республики Таджикистан имеет высокий уровень монополизации, и на этом рынке уровень конкурентоспособности и монополизм прямо пропорциональны. Однако без ожесточенной конкуренции на внутреннем рынке невозможно производство товаров, конкурентоспособных на мировом рынке. Поэтому даже если под воздействием конкуренции уровень конкурентоспособности для отдельных товаров снижается, этот показатель все же будет реальным и в дальнейшем будет признаваться на внешнем рынке.

Предложения автора, сделанные в результате исследования, заключается в следующем:

1. При применении теории кластерного анализа М. Портера для повышения конкурентоспособности национальной экономики необходимо учитывать особенности экономики исследуемых стран. Например, в Республике Таджикистан, где в связи с неразвитостью инфраструктуры кластеры еще не созданы, есть необходимость в проведении экономической политики по развитию приоритетной отрасли, как первой ступени к достижению конкурентоспособности экономики. При определении приоритетной отрасли надо выбрать ту отрасль, где имеются лучшие условия для образования кластера и дальнейшего его развития.

2. При определении приоритетной отрасли необходимо учитывать следующие факторы: а) использование факторных преимуществ страныб) развитие отраслей, выпускающие готовые продукты и перерабатывающие сырье внутри страныв) использование сравнительных преимуществ страны посредством развития приоритетной отраслиг) связь между приоритетной отраслью и другими отраслями экономики.

3. Приоритетное развитие должны иметь (значит необходимую инвестицию) отечественные предприятия экспортирующие товары на мировой рынок или отрасли имеющие свою нишу (хоть маленькую) на международном рынке. В качестве приоритетных отраслей предлагаются отечественные предприятия по переработке хлопка сырца и получающие готовую продукцию. Уже по факту близости к источнику экспортного сырья эти предприятия будут иметь конкурентные преимущества на мировом рынке. Кроме того, трудоемкость производства в этих сферах, из-за низкой стоимости рабочей силы, позволяет предприятиям иметь стабильное конкурентное преимущество.

4. Государственная экономическая политика в сфере денежно-кредитной политики должна быть направлена на стимулирование кредита на реальный сектор и уменьшение процентной ставки. Такая политика позволит мобилизовать свободные денежные средства и направить их на обновление производственных мощностей производителей материальных благ.

5. Для повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной сферы предлагается следующее:

— создать условия для привлечения внешних и внутренних инвестиций для обновления производственных мощностей;

— одним из приоритетов государственных инвестиций определить сферу повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда;

— постепенное снижение доли государственных инвестиций за счет роста доли негосударственного сектора посредством создания благоприятного инвестиционного климата.

6. Для достижения равновесия на рынке труда государству необходимо:

— стимулирование увеличения объемов производства, т. е. повышение спроса на рабочую силу- - способствовать предприятиям в создании новых конкурентных рабочих мест посредством создания условий для обновления техники и технологий;

— создать условия для повышения квалификации работников, способных овладеть новыми технологиями.

7. Понятие внутриотраслевой конкуренции воплощает в себе конкуренцию предприятий внутри отрасли и конкуренцию между отраслями разных стран производящих однородные товары. При определении путей повышения конкурентоспособности отрасли необходимо принимать меры не только для повышения уровня внутриотраслевой конкуренции в масштабах страны, но также необходимо учитывать уровень оснащенности и развитости отраслей других стран.

8. Для привлечения внешних и внутренних инвестиций необходимо использовать такой распространенный способ привлечения внешних инвестиций, как открытая продажа акций акционерными компаниями. При этом деятельность рынка ценных бумаг, как и во всех странах с рыночной экономикой, должна подвергаться государственному регулированию. Главная цель государственного вмешательства должна быть защита владельцев ценных бумаг, охрана биржи от всевозможных спекуляций и соблюдение правил игры всеми участниками рынка ценных бумаг.

9.. Для минимизации издержек производства, как одного из источников получения конкурентных преимуществ, необходимо: а) увеличение количества инвестиционных ресурсов для создания материальных условий по расширению производства. Рост объема выпускаемой продукции приведет к увеличению добавленной стоимости. При этом необходимым условием эффективности производства является опережающий темп роста объема производимой продукции над темпом роста объема использования средств производства, т. е. повышение фондоотдачи. б) повышение производительности труда, для чего необходимо выполнение следующих условий:

— должно быть пропорциональное соотношение между численностью работающих и технической вооруженностью труда, т. е. необходимо добиться соединения всей рабочей силы с основным капиталом в сфере производства. Или, другими словами, простоя рабочих из-за нехватки средств производств или по причине их морального или физического износа не должно быть;

— необходимо обеспечить снижение трудоемкости выпуска единицы конечной продукции посредством роста технического строения основного капитала;

— уровень квалификации трудовых ресурсов должен соответствовать техническому уровню средств производства, в противном случае невозможно обеспечить эффективного использования современных технологий и оборудования.

10. Для получения стабильных источников конкурентных преимуществ предприятия должны использовать все три стратегии: т. е. стратегию лидерства по низким издержкам, стратегию дифференциации продукта и стратегию рыночной ниши. Конечная цель этих стратегий — создание добавленной стоимости, имеющей определенную полезность для общества. Тем не менее, реальным в настоящее время является использование предприятиями Республики Таджикистан стратегии рыночной ниши, основанной на низких издержках обслуживания определенного узкого сегмента рынка. Причины этому: а) изолированность рынковб) неразвитость транспортной инфраструктурыв) близость предприятия к рынку по географическому положению. Все это позволяет местным предприятиям получить некоторые конкурентные преимущества перед другими конкурентами за счет снижения транспортных расходов, а значит, снижения себестоимости продукции.

11. Одним из путей достижения положительного эффекта от масштаба производства, является вовлечение в производственный процесс большого количества трудовых ресурсов. Однако стратегия предприятий должна быть направлена не на увеличение количества занятых как такового, а на достижение оптимальных размеров, при которых показатели эффективности производства повышаются.

12. Для получения источников конкурентных преимуществ и повышении эффективности производства в таких растущих отраслях, как машиностроительнойлегкая промышленность и строительных материалов необходимы укрупнение предприятий (мелких) и, наоборот, уменьшение размеров предприятий (крупных) до оптимальных размеров (200−500 чел), исключение составляет предприятия естественной монополии топливной отрасли, для которых оптимальным размером является более 500 чел.

13. Для достижения устойчивости на рынке, получения стабильной прибыли, предприятия растущей отрасли должны придерживаться следующих стратегий: а) снижения издержек производства (выгода от масштаба производства) — б) направление необходимых инвестиций в освоение разновидности выпускаемых продуктов (дифференциация).

14. Предприятиям, функционирующих в таких отраслях, как швейная, масложировая, кожевенная, меховая, обувная и виноводчельская, (отрасли, находящийся на стадии зрелости) необходимо: а) направить капитал на улучшение качества одного или двух видов продукции, по которым фирма имеет конкурентные преимущества, например за счет специализации данного вида товараб) уменьшение производственных запасов на предприятии, т. е. покупается только необходимое количество сырья, топлива и т. д., которые обеспечивают непрерывность производственного процесса. В этом случае сокращается время пребывания капитала в сфере обращения и задерживается возвращение авансированного капитала предпринимателю в денежном виде с прибылью.

15. Для предприятий, работающих в отраслях находящихся на стадии спада, т. е. машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, лесная, хлебопекарная можно рекомендовать следующие конкурентные стратегии: а) предприятиям необходимо выявить те сегменты рынка, которые в условиях общего падения спроса на рынке, растут быстрыми темпами. Часто один и более сегментов растут быстрыми темпами, в то время как отрасль в целом, переживает застойб) предприятиям необходимо укрепить свое положение на рынке на основе повышения уровня дифференцированности товаров. Это станет барьером для вхождения новых конкурентов на рынокв) повышение уровня дифференциации товаров означает увеличение затрат на освоение новых разновидностей производимых товаров, улучшение их качества. Поэтому необходимо сократить текущие расходы предприятий и увеличить размеры инвестиций на развитие производства.

16. Для дальнейшего развитие рынка бытовых услуг и увеличение ее доли в создании добавленной стоимости необходимо развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, которая более приспособлена к изменениям конъюнктуры рынка. Предприятиям этой сферы услуг надо придерживаться стратегии снижения издержек посредством дальнейшего повышения производительности труда, вложением средств на обновление средств труда, развитие сервиса по обслуживанию.

17. Для повышения эффективности коммунальных услуг необходимо: принять следующие меры:

— создать условия для появления на рынке малых предприятий негосударственной формы собственности, которые более гибки при удовлетворении коммунальных потребностей населения;

— улучшить сервис, оказании качественных и разнообразных услуг (дифференциация услуг);

18. Задача крупных государственных предприятий в сфере коммунальных услуг заключается в воспроизводстве основных фондов жилищно-коммунального хозяйства. Конкурентная стратегия в данной сфере состоит в достижении положительного эффекта от масштаба производства.

19. В общем в сфере услуг, стратегия государственных предприятий должна быть направлена на использование разнообразных услуг, повышения эффективности от вложения капитала с целью возведения барьеров на рынке. Задача же малых предприятий заключается в преодолении рыночных барьеров посредством снижения издержек производства и повышения качества услуг.

20. Необходимо повысить экспортный потенциал экономики страны посредством производства конкурентоспособных товаров конечного потребления. В этом случае достигаются решения сразу двух задач: а) экспортные производства станут точками роста всей экономики и повышения ее конкурентоспособности, б) повышение степени участия экономики Республики Таджикистан в систему международного разделения труда.

21. Для максимизации прибыли от международной торговли на первом этапе необходима ориентации экспорта с рынка развитых стран (сырьевых товаров) на рынок стран менее развитых (готовых товаров). Переход на производство преимущественно готовых товаров приведет к развитию обрабатывающих отраслей экономики, что станет предпосылкой для повышения эффективности всей экономики страны.

22. Для повышения уровня специализации в отраслях промышленности предлагаются следующие пути:

— в легкой и металлургической промышленности следует развивать внутриотраслевую специализациюв металлургической промышленности необходимо создавать производства по переработке первичного алюминия;

— в легкой промышленности следует развивать производство по переработке хлопка и получению готовой продукции;

— в пищевой промышленности повышение уровня специализации должно быть достигнуто путем развития импортозамещающих производств. В этом случае повышается экономическая безопасность страны;

— в таких отраслях, как машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов, химическая промышленность повышение уровня специализации связано с обновлением производственных мощностей и использованием всего производственного потенциала отрасли.

23. Для дальнейшего развития политики экспортоориентации необходимо: увеличение объема экспорта таких товаров как пряжа хлопчатобумажная, томаты консервированные и фруктовые соки, алюминий, хлопок волокно, ковры и ковровые изделиясушеных плодов;

— увеличение объемов экспорта хлопка волокна и алюминия должна сопровождаться развитием производств по переработки данного товара внутри страны и получения готового продукта;

— для повышения конкурентоспособности ковровых изделий и сушеных плодов необходимы крупные инвестиционные вложения для обновления основных фондов предприятий, производящих эту продукцию. В противном случае эти товары будут вообще вытеснены с внешнего и внутреннего рынка.

24. Необходимо смягчение зависимости экономики от импорта посредством растущего внутреннего производства. Этот процесс должен сопровождаться модернизацией производства и внедрением новой технологии. Дальнейшее развитие политики импортозамещения в республике можно разделить на два этапа:

— на первом этапе необходимо замещение импорта тех товаров, производства которых уже налажено в экономике и существует потенциал их развития. Реализация этого этапа не требует значительных капиталовложений.

— на втором этапе по мере накопления капитала в экономике необходимо создавать предпосылки для создания производств товаров производственно-технического значения и замещение ими импортируемых товаров.

25. Для повышения эффективности политики экспортоориентации и импортозамещение значит, повышения уровня экономической безопасности необходимы: а) инвестиционные вложения для модернизации соответствующих производствб) повышение уровня конкурентоспособности товаров, предназначенных для экспортоориентации и импортозамещенияв) увеличение количества используемой рабочей силы.

26. До достижения определенной ступени развития экономики фактором повышения конкурентоспособности экономики республики необходимо рассматривать уровень спроса на мировом рынке. Ориентация на уровень спроса на мировом рынке означает принятие комплекс мер как в масштабе страны, так и отдельной отрасли, предприятий по производству качественных товаров и услуг.

27. Для улучшения сравнительных показателей конкурентоспособности национальной необходимо принять следующие меры: а) темп роста ВВП должен быть выше, чем сейчасб) повышение производительности труда на основе использования современных средств производствав) увеличение объема экспорта посредством производства конкурентоспособных товаров конечного потребления.

28. Для повышения конкурентоспособности абсолютных монополий необходимо создать условия для возникновения реальной конкуренции на внутреннем рынке между монополистами и отечественными производителями. Из-за схожести условий производства, а именно технологическая оснащенность и общие издержки, конкуренция между этими предприятиями будет реальной.

29. Для создания условий по свободному переливу капитала государству необходимо: а) устранение или минимизация административных барьеров на пути движения капиталув) создание в стране современной инфраструктуры, в первую очередь сети банковских учреждений, транспортной и информационной инфраструктуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. История экономических учений.-М.: Инфра-М, 2002.783 с.
  2. В. Россия в мировой экономике: сравнительная конкурентоспособность // Международная жизнь. -2000. № 8−9.- с.119−133.
  3. А.Т. Экономический рост в республике: инвестиционные факторы структурных сдвигов/ЛГеория и практика реформирования экономики на постсоветском пространстве.-Алматы, 2001.-с.25−39.
  4. К. Инновации промышленных предприятий и экономический рост5. // Экономист.-2002. № 6.- С. 44−51
  5. С. и др. Валютный курс и экономический рост7. // Вопросы экономики.- 2001.№ 8.- С. 4−31
  6. Г. Р. Международная конкуренция за ресурсы// Формирование открытой рыночной экономики. Казахстан: сб. научн. ст. Алматы: экономика, 2000 с 112−120
  7. М. Теоретические модели конкурентоспособности// Маркетинг.-2003. № 4.- С. 25−37
  8. Азоев Г. Л. Конкурентное преимущество фирмы М, 2000,256 стр
  9. Антология экономической классики. А.Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов.-М.:МП ЭКОНОВ, 1991.-472с.
  10. М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд.-М.: Дело Лтд, 1994.-450C.
  11. М. Монополизм и антимонопольное регулирование: опыт, проблемы, решения.М.:Знание, 1991.-155 с.
  12. А.С. Экономика.-М.: БЕК, 1996.-604 с.
  13. Е.Ф. Экономическая теория.-М:Юрайт, 2000.-567 с.
  14. Д.П. Некоторые аспекты денежно — кредитной системы Таджикистана //Экономика Таджикистана: стратегия развития.-2001.-№ 1. — С.74−90.
  15. O.K. Промышленность Таджикистана: использование производственного потенциала и предотвращение деиндустриализации.//Экономика Таджикистана: стратегия развития.-2001.-№ 1. -С.64−74.
  16. . Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности экономики Казахстана// Аль-пари, 2002, № 1 стр 5153.
  17. В., Жигин А., Абрамов М. Машиностроение: инновации и конкурентоспособность// Экономист.- 2000.№ 8.- С. 38−42
  18. В.А., Синельников А. В. Развитие организации в конкурентной среде// Менеджмент в России и за рубежом.- 2000.№ 6.- С. 313
  19. Р. О положительных и отрицательных эффектах экономической концентрации// Маркетинг.- 2003. № 2.- С. 3−9
  20. А.А. Об этапах формирования рыночной экономики в Таджикистане// Экономика Таджикистана: Стратегия развития.-2004. № 1.- с 82−99.
  21. Н. Методологические основы анализа эффективности государственных предприятий// Экономист.- 2002. № 5.- С. 55−58
  22. А.А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия// Маркетинг.- 2003. № 4.- С. 44−52
  23. А.А. Кластерный анализ — база управления конкурентоспособностью на макроуровне// Маркетинг.- 2003. № 1.- С. 11−20
  24. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан. Статический сборник.-Душанбе, 2004.-386 с.
  25. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан. Статический сборник.-Душанбе, 2002.-351 с.
  26. Всемирная история экономической мысли.-Т2.-М.:Мысль, 1989.574с.
  27. Всемирная история экономической мысли.-ТЗ.-М.: «Мысль», 1989.605с.
  28. Всемирная история экономической мысли.-Т4.-М.: «Мысль», 1989.590 с.
  29. Ф. О конкуренции на рынках промышленной продукции в 1999—2000 гг.. (по данным конъюнктурных обследований предприятий промышленности)^. 39−44.
  30. Е.П. Исследование и анализ рыночной ситуации// Маркетинг в России и за Рубежом.- 2001 .№ 3.- С. 112−126
  31. М. Конкурентоспособность в микро-мезо и макроуровняем изизмерениях// Рос. Эконом. Журнал 1998 № 3, стр 67−77
  32. С. Конкурентоспособность экономики факторы системы воспроизводства// Экономист 2003, № 4 с9−20
  33. А. Конкурентоспособность международных компаний// Маркетинг.- 2000.№ 3.- С. 64−67
  34. С.В. Международная конкурентоспособность производителей: факторы, определяющие положение на рынках и конкурентные преимущества (на примере США)// Маркетинг в России и за Рубежом.№ 2002.№ 1.- С. 107−116
  35. В. Влияние членства в ВТО на приток прямых инвестиций)// Вопросы экономики.№ 2003.№ 10.- С. 30
  36. .с. Теоретческие основы конкурентоспособности коммерческих банков на валютном рынке//Банки Казахстана. 2002 № 11 стр.27−32
  37. История экономических учений: Учебное пособие/Под ред.А. Г. Худокормова.-М.:Изд-воМГУ, 1994. 235 с.
  38. М.М. Приоритеты реформирования рыночного механизма в специфических условиях// Экономика Таджикистана: Стратегия развития.-2003.- № 4.- с 65−87.
  39. М.М. Особенности моделей реформирования экономики в странах с переходной экономикой// Экономика Таджикистана: Стратгия развития.-2002.- № 1.- с 30−54.
  40. Р.К. Конкурентоспособность национальной экономики (теория и практика). -Алматы.: Принт, 1995.-164 с.
  41. Д.В. Ресурсосбережение как основа повышения конкурентоспособности промышленного производства РК//Вести Каз НУ сер. Экономическая. 2003. № 1 cl 12
  42. С.А. Роль государства в процессе развития инновационной деятельности// Патентное дело. Дайджест российской и зарубежной прессы.-2001.№ 4.- С. 24−26
  43. Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики// Экономист.- 2001.№ 4.- С. 12−22
  44. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет/ Под ред. И. С. Королева.-М.: Юристь, 2003.-603 с.
  45. В.Д. Экономическая теория.-М.: ВЛАДОС, 2000.-633 с.
  46. Ю. Конкурентоспособность России в мировой экономике// Вопросы экономики.- 2001.- 6.- С. 36−44.
  47. Н. К. Назаров Т.Н., Махмудов И. И., Рахимов Р. К., Умаров Х. У. Глобализационные процессы и экономические проблемы Таджикистана// Экономика Таджикистана: Стратегия развития.-2003.- № 4.- с 5−65.
  48. Н.К. Приоритеты и меры по стимулированию экономического развития Республики Таджикистан в переходный период//Экономика Таджикистана: Стратегия развития.-2001. № 3.-с 105−111.
  49. Н.К. Таджикистан и ВТО: реалии и перспективы// Экономика Таджикистана: Стратегия развития.-2004.- № 4.- с 27−36.
  50. Е. Б. Анализ конкурентоспособности товаров// Маркетинг в России и за рубежом 2000 № 3 с 45−48
  51. М.И. Конкурентные стратегии.-Санкт-Петербург: Любавич, 2000.-284 с.
  52. Ленинабадская область в цифрах — 1999 год. Статсборник.-Худжанд.2000.-383 с.
  53. Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю Экономикс.- Т1.-М. Республика, 1992.-.392 с.
  54. Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю Экономикс.- Т2.-М. Республика, 1992.-382с.
  55. А.И. Международная экономика.-М.: Высшая школа, 2002.-335 с.
  56. О.Ю. Динамика фондового рынка: факторный анализ// Финансы.- 2002. № 1С. 65−67
  57. В. Экономика Китая: новые горизонты// Экономист.-2002.№ 5.- С. 72−83
  58. М.Д., Алексейченко Е. Ю. Ускорение процесса мотивации фактор повышения конкурентоспособности предприятия// Пищевая промышленность.- 2000.№ 11.- С. 14−15
  59. Т.Н. Европейский союз и Содружество Независимиых государств экономического сотрудничества// Экономика Таджикистана: Стратегия развития.-2004.- № 4.- с 20−27.
  60. М.Н. Проблемы занятости населения и внешняя трудовая миграция// Экономика Таджикистана: Стратегия развития.-2001. № 1.-с 58−64.
  61. Н. Оценка экспортно импортозамнщающего потенциала конкурентоспособности продукции промышленности Казахстана //Аль-пари 2001 № 5−6 с 106−111
  62. Г. А., Гусева Г. Я. Конкурентоспособность и импортозамещающее продукции на продовольственном рынке Казахстана// Проблема агрорынка 2002 январь-март с.55−60
  63. М., Ежкин JI. Реструктуризация путь повышения конкурентоспособности производства// Экономист.- 2000.№ 10.- С. 58−65
  64. Г. Конкурентоспособность Казахстанской экономики в условиях глобализации// Центральния Азия в глобальных отношениях: сб. материалов конф. Алматы с28−39
  65. Основные показатели системы национальных счетов, статистический сборник.-Душанбе, 2003. 79 с.
  66. Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года.2004.- 141 с.
  67. Портер М.Конкуренция.-Санкт-Петербург.: Вильяме, 2000.-495 с.
  68. А. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей // Маркетинг.- 2000.- № 2.- С. 24−26
  69. В. Конкурентоспособность: анализ факторов, показателей и критериев, определяющих успех субъектов рынка в конкурентной борьбе на различных уровнях экономической деятельности// ресурсы, Информатика, Снабжения, конкуренция. 1999, № 4, с4−11
  70. Промышленность республики Таджикистан. Статистический сборник.-Душанбе, 2004. -119 с.
  71. Промышленность республики Таджикистан. Статистический сборник.-Душанбе, 2002. -105 с.
  72. Промышленность Республики Таджикистан за 2003 год (статистические данные по годовым отчетам) .-Душанбе, 2004. — 43 с.
  73. Промышленность Республики Таджикистан за 2002 год (статистические данные по годовым отчетам) .-Душанбе, 2003. — 42 с.
  74. Промышленность Республики Таджикистан за 1998 год (статистические данные по годовым отчетам) .-Душанбе, 1999. 64 с.
  75. Производство промышленной продукции в натуральном выражении Республики Таджикистан за январь-декабрь 2003 г. (по данным срочной отчетности).-Душанбе, 2004. 68 с.
  76. Производительность труда по предприятиям Согдийской области за январь-декабрь 2000 г. Областное статистическое агагенство.-Худжанд.2000.-с.1−9
  77. Э.Ш. Ответственность за будущее//Экономика Таджикистана: стратегия развития.-2003.-№ 2.-С.5−32.
  78. Э.Ш. Итоги года вдохновляют на новые свершенияЮкономика Таджикистана: стратегия развития.-2004.-№ 1.-С.6−30.
  79. Э.Ш. Независимость — великое благо для страны и народа//Экономика Таджикистана: стратегия развития.-2004.-№ 4.-С.5−20.
  80. .А. Курс экономики.-М.: Инфра, 1999.-704 с/
  81. Р.К. Некоторые вопросы инвестирования экономического роста // Экономика Таджикистана: Стратегия развития- 2003.- № 1.-с.24−41.
  82. Рахимов Р. К Макроэкономические показатели развития народного хозяйства Республики Таджикистан //Экономика Таджикистана: стратегия развития.-2001 .-№ 4.-С.31−48.
  83. Р.К. Теоретические вопросы стратегии развития экономики РТ в переходный период //Экономика Таджикистана: стратегия развития.-2001 .-№ 2. -С.55−75
  84. Р.К. Проблемы эффективности и пути развития экономики Таджикистана.-Душанбе.:Дониш, 1976.-262 с.
  85. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции.- М.:Экономика, 1986.350 с.
  86. A.M. Проблемы повышения конкурентоспособности экономики Республики Таджикистан.-Худжанд.:Рахим Джалил, 2004.С.49−67
  87. A.M. Преодоление монополизма в экономике Республики Таджикистан.-Худжанд.:Хуросон, 2000.-42 с.
  88. . Методические подходы к оценке конкурентоспособности отрасли и ее особенности в перерабатывающей сфере производства // Поиск сер. Гуманитарных наук.-2003.- № 1.- с. 46−51.
  89. А. Государственный сектор в развитых странах (опыт Франции и Великобритании)// Экономист.- 2002.№ 6.- С. 9−27
  90. А.И., Лукманова Э. И. Методика определения экономической целесообразности реализации проекта// Известия ВУЗов. Строительство.- 2000.№ 12.- С. 68−73
  91. Статистический ежегодник Республики Таджикистан.-Душанбе.-2004−357с.
  92. Статистический ежегодник Республики Таджикистан.-Душанбе.-2003.-352 с.
  93. Статистический ежегодник Республики Таджикистан.-Душанбе.-2002.-361 с.
  94. Статистический ежегодник Республики Таджикистан.-Душанбе.-2001.-326 с.
  95. Таджикистан и страны СНГ. Статистический сборник.-Душанбе, 2003 .-126 с.
  96. В. Конкурентоспособность 180 стран мира в 1999 году//Маркетинг.- 2000.- № 3.- с. 3−19
  97. В.И. Методы обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия на основе использования маркетинговых матриц // Вестник машиностроения.- 2000.- 11.- С. 3−12
  98. Д.В. Международная конкурентоспособность России: валютные и финансовые аспекты // Деньги и кредит.- 2001.№ 2.- С. 17−24
  99. В. Конкурентоспособность 180 стран мира в 1999 году// Маркетинг.- 2000.№ 3.- С. 3−15
  100. А. Прблемы конкурентоспособности ведущих Российских компаний// Россия и современный мир 2002, № 2, 1 154−161
  101. В.А. Характеристика платежеспособности стран в 1998 году.// Менеджмент в России и за рубежом.- 1999.№ 5.- С. 122−137.
  102. А.М. Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобализации//Вести ун-та «Туран» 2002 № 3−4 стр 2629
  103. К. Проблемы конкурентоспособности национальной экономики// Саясат.- 2002.- № 12.- с. 78−82.
  104. П. Экономика.-М.:Прогресс, 1964.- 840 с.
  105. И.В. Антимонопольная политика: теоретические и практические аспекты.-М.:Знание, 1991.-155 с.
  106. Х.У. Местное самоуправление и развитие рыночной экономики// Экономика Таджикистана: Стратегия развития.-2004.- № 4.- с 71−83.
  107. Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление.-М.: Инфра, 2000.-309 с.
  108. Х.А. Оценка экономической эффективности, качества и конкурентоспособности изделий машиностроения// Вестник машиностроения.- 2000.№ 10.- С. 59−66
  109. А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? //Маркетинг.- 2003. № 4.- С. 53−63.
  110. И. Тип рынка в современной российской экономике//Маркетинг.-2003. № 6.- С. 25−32.
  111. Э. Теория монополистической конкуренции.-М. :Эко-номика, 1996.-.472с.
  112. И. Теория экономического развития.-М.:Прогресс, 1982.321 с.
  113. JI.C. Конкурентоспособность региона: факты и методы создания// Маркетинг в России и за рубежом.- 2001.- 4.- С. 11−16.
  114. Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. Новые методы увеличения конкурентоспособности: Пер. с англ.-Спб.: Бизнес Микро, 1999.- 288 с.
  115. М. Государство и транснациональные компании// Проблемы теории и практики управления.- 1999.№ 4.- С. 53−59
  116. К. Природа экономического кризиса в России и сценарий выхода из него// Проблемы теории и практики управления.-1999.№ 5.-С. 18−23
  117. Щиборщ К. В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона// Маркетинг в России и за Рубежом.- 2000.№ 5.- С. 92−111
  118. Цены в Таджикистане. Статический борник.-Душанбе 2 004 265 е.
  119. Экономические показатели работы промышленных предприятий Республики Таджикистан (по данным срочной отчетности) за январь-декабрь 2003 г.-Душанбе 2004.- 50 с.
  120. Экономические показатели работы промышленных предприятий Республики Таджикистан за январь-декабрь 2002 г. (по данным срочной отчетности).-Душанбе, 2003. 50 с.
  121. Экономика Республики Таджикистан в 2000 г.//Экономика Таджикистана: стратегия развития.-2001.-№ 1. -С. 118−155.
  122. В.Д. Без вертикальной интеграции работать эффективно невозможно//Экономист.- 2001.№ 10.- С. 20−28
  123. Е. Структурный маневр и экономический рост.//Вопросы экономики.-2003.-№ 8. -С.4−40.
Заполнить форму текущей работой