Изменения в российском обществе, связанные с процессом централизации, укрепления вертикали власти, предопределили направления реорганизации всех структур государства. Корректировке были подвергнуты внешнеполитические и внутренние ориентиры военной политики. Военное строительство стало реально ориентироваться на модернизацию Вооруженных Сил Российской Федерации, что неизбежно сказалось на всех их элементах. Однако современное военно-политическое положение, сложившееся на глобальном и региональном уровнях, экономическая модернизация российского общества, нестабильность во многих сферах резко повысили требования к обеспечению военной безопасности страны, что нашло свое отражение в основополагающих военно-политических документах государства.
В Военной доктрине среди приоритетов развития военной организации государства определены «комплектование, оснащение, всестороннее обеспечение и подготовка соединений и воинских частей постоянной боевой готовности для решения задач сдерживания и ведения боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах"1.
В своем Послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации В. В. Путин 10 мая 2006 г. сформулировал перспективы развития военной организации государства в предстоящее время: «.современной России нужна армия, имеющая все возможности адекватно реагировать на современные угрозы. У нас с вами должны быть Вооруженные Силы, способные одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется, и в нескольких локальных конфликтах» .
Выполнение поставленных перед Вооруженным Силами Российской Федерации задач требует и соответствующей их организации, что в настоящее время будет невозможно без приведения их системы комплектования в соответствие с современными реалиями.
1 Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г.
2 Послание Президента России Федеральному собранию // Российская газета. 2006.11 мая.
Преобразования Вооруженных Сил Российской Федерации в целом и их системы комплектования в частности в последние полтора десятка лет сопровождаются значительными трудностями, которые обусловлены объективными противоречиями, просчетами и ошибками, издержками, что требует теоретической проработки и определения соответствующих методологических подходов к практическому решению этой проблемы.
Актуальность темы
исследования определяется:
Во-первых, потребностями социальной практики, диктующими необходимость поиска путей оптимизации системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, которые тесно взаимосвязаны с социально-политическими условиями и традициями, сложившимися в обществе.
Во-вторых, возрастанием интереса в российском обществе к вопросам военного строительства, и особенно комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации. Неслучайно некоторые политические силы используют эту тему для повышения своего рейтинга среди избирателей.
В-третьих, стремлением высшего руководства российского государства создать современные, технически оснащенные армию и флот, способные адекватно реагировать на все угрозы безопасности России, и попытками их политических оппонентов навязать Вооруженным Силам Российской Федерации исторический опыт западных государств, который по своим традициям, духовным и культурным ценностям существенно отличается от отечественного.
В-четвертых, потребностью совершенствования системы комплектования как одной из основ возможной модернизации военной организации государства с учетом той роли, которую Россия играет в международной политике на региональном, континентальном и глобальном уровнях.
Данные насущные потребности современного этапа развития нашего общества и его военной организации, интересы строительства российской армии явились главным побудительным мотивом проведенного исследования.
Степень научной разработанности темы.
Многие аспекты данной темы в той или иной степени были исследованы российскими и зарубежными специалистами. Все многообразие существующей литературы условно разделяется на несколько групп в соответствии с логикой исследования данной темы.
Первую группу источников представляют исследования, посвященные изучению армии, военных реформ, анализу ее системы комплектования с позиций общефилософских. Так, эту задачу в свое время успешно решали: в XVIII— XIX веках — И. С. Блиох, К. Клаузевиц, Д. А. Милютин, А. Смит, Ф. Энгельс1. В первой половине XX века эти вопросы рассматривали: В. И. Ленин, А. Ф. Редигер, A.A. Свечин, В. К. Триандафилов, М. Н. Тухачевский, М. В. Фрунзе и др.2.
Определенные социальные детерминанты системы комплектования вооруженных сил, различные стороны взаимоотношений армии и общества, характер противоречий в этой области и пути разрешения представлены в работах В. И. Гидиринского, А. И. Дырина, Н. И. Звинчукова, Б. И. Каверина, Г. Г. Лукавы, Ю. В. Мамонтова, Ю. Г. Носкова, A.C. Панарина, П. В. Петрия, О.Х.-А. Рахимова, А. Е. Савинкина, A.A. Тиморина, С. А. Тюшкевича, П. И. Чижика, А. Н. Шахова, М. Н. Шахова, Ю. А. Чернавина и др.3.
1 См.: Блиох И. С. Будущая война в техническом, экономическом и политическом отношениях. СПб., Т. 2. 1898- Клаузевиц К. О войне. В 2 т. М., 2002; Милютин Д. А. Дневник. Т. VII. 1873−1875. М., 1974; Милютин Д. А. Старческие размышления о современном положении военного дела в России // Известия Императорской Николаевской Академии. СПб., 1882. № 30- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. В 2 т., Т. 2. 1935; Энгельс Ф. Армия // Соч. Т. 14.
См.: Куропаткин А. Н. Задачи русской армии. М., 1910; Ленин В. И. Революционная армия и революционное правительство // ПСС, Т. 10- Редигер А. Ф. Комплектование и устройство Вооруженной Силы. История русской армии. 4-е изд. Ч. 1 (комплектование армии). СПб., 1913; Свечин А. А. Стратегия. М., 1927; Триандафилов В. К. Характер операций современных армий. 3-е изд. М., 1936; Тухачевский М. Н. Стратегия организации / Избр. произв. М., 1964; Тухачевский М. Н. Красная армия и милиция // Война классов. М., 1921; Фрунзе М. В. Единая военная доктрина и Красная Армия / Избр. произв. М., 1965; Фрунзе М. В. О реорганизации военного аппарата // Собр. соч. Т. 2. М., 1926. Фрунзе М. В. Текущие задачи военного строительства // Собр. соч. Т. 2. М., 1926.
3 См.: Война и армия: философско-социологический очерк / Под ред. Д.А. Волкогоно-ва, А. С. Миловидова, С. А. Тюшкевича. М., 1977; Гидиринский В. И. Философско-социологические проблемы политики и политической организации общества. М., 1976; Ги.
Во второй группе выделены источники, в которых рассматривается система комплектования вооруженных сил как часть военной организации, ее зависимость от военно-политических условий, экономического потенциала государства и других факторов.
Так, общие вопросы комплектования вооруженных сил в контексте военного строительства рассматривали в своих работах В. М. Барынькин, O.A. Бельков, Э. А. Ватолкин, Е. Т. Гайдар, М. А. Гареев, В. Н. Лобов, А. И. Николаев, В. И. Слипченко, В. И. Цымбал, Б. М. Шапошников и др.1.
Вопросы профессионализации армии и соответствующей системы комплектования исследовали в своих работах О. В. Адамцевич, A.C. Бухарова, диринский В. И. Русская идея и армия (философско-исторический анализ). М., 1997; Ды-рин А.И. Военно-теоретические вопросы в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. М., 1980; Звинчу-ков Н. И Строительство Вооруженных Сил: сущность, содержание, приоритеты (социально-философский анализ). Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1996; Каверин Б. И, Чижик П. И Политика и вооруженные силы: философские аспекты. М., 1995; Лукава Г. Г. Лозунг должен быть один: профессионал, патриот, гражданин // Армейский сборник. 2004. № 1- Мамонтов Ю. В. Армия: целостность, система, организация. М., 1986; Носков Ю. Г. Религиозный фактор в системе национальной безопасности. М., 1997; Панарин A.C. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2003; Петрий П. В. Духовные ценности российского общества и армия. М., 2001; Рахимов О.Х.-А. Моральная регуляция воинской деятельности: социально-философский анализ. М., 1994; Савинкин А. Е. Армия: форма организации в новых условиях // Перестройка в Вооруженных Силах СССР: опыт и проблемы. М., 1991; Серебрянников В. В. Армия и общество. М., 1991; Тиморин А. А. Армия и общество (социологический анализ): Автореф. дис. .д-ра филос. наук. М., 1972; Тюшкевич. С. А. Законы войны: сущность, механизм действия, факторы использования. М., 2002; Шахов А. Н. Политический потенциал оборонной мощи государства. М., 1992; Шахов М. Н. Демократизм и единоначалие (социально-философские проблемы взаимодействия). М., 1993; Чернавин Ю. А. Социальный статус воина: сущность, направления формирования. М., 1992; Чернавин Ю. А. Социальная политика государства и армия // Гуманизация воинской деятельности и реформа вооруженных сил. М., 1994.
1 См.: БабакинА. Примерные состав и структура российских Вооруженных Сил после реформирования // Независимое военное обозрение. 2004. 20 августаБарынькин В. М. Теория и практика военного строительства в России. М., 1998; Бельков O.A. Военная реформа и разговоры о ней // Отечественные записки. № 3. 2003; Гареев М. А. Если завтра война? (Что изменится в характеристике вооруженной борьбы в ближайшие 20−25 лет). М., 1995; Гречко A.A. Вооруженные Силы Советского государства. Изд. 2-е, доп. М., 1975; Ватолкин Э. А. Проблемы и практика перехода военной организации России на новую систему комплектования. М., 2004; Дерюгин Ю. И, Ефимов H.H., Ковалев В. И. Безопасность России и армия. М., 1995; Николаев А. И. Оборона России. М., 2003; Цымбал В. И. Военная реформа. Реформа системы комплектования военной организации России. Союз правых сил. СПб., 2001.
Ю.И. Дерюгин, Л. В. Певень, В. В. Серебрянников, В. В. Смирнов, В. В. Шлыков и ряд других авторов1.
Среди наиболее известных иностранных исследователей этих проблем были: Ш. де Голль, Ч. Москос, С. Саркисян, С. Хантингтон, М. Яновиц и др.2.
В третьей группе сосредоточены источники, содержащие сведения социально-гуманитарных наук, раскрывающие роль социальных элементов в системе комплектования вооруженных сил.
Это исследования, прежде всего исторического3, политического4, эконо.
1 См.: Адамцевич О. В. Социалыю-политические проблемы профессионализации Военно-Воздушных Сил России: Автореф. дис. .канд. филос. паук. М., 1995; Бухарова A.C. Профессионализация армии: социально-философский анализ: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1998; Певень Л. В. Проблемы профессионализации Вооруженных Сил России: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1992; Серебрянников В. В., Дерюгин Ю. И. Социология армии. М., 1996; Смирнов В. В. Контрактная армия в России: проблемы и пути решения // Военная мысль. 2003. № 2- Смирнов В. В. Программа принята. Впереди большая и трудная работа // Военные комиссариаты. 2003. № 4 (16) — Шлыков В. В. Армия профессиональная или по призыву / Социально политические процессы и экономическое состояние России // Матер, науч. семинара. Вып. № 3. М., 2005.
См.: Голль Ш. Профессиональная армия. М., 1985; Москос Ч. Вооруженные силы в «обществе отрицания войны» / Армия и общество. М., 1990; Хантингтон С. Солдат и государство // Отечественные записки. 2002, № 3.
3 См.: Агапеев. Опыт истории развития стратегии и тактики наемных и постоянных армий новых государств. СПБ., 1902; Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XIX веке. М., 1973; Военная история Отечества с древних времен до наших дней. Т. 1, 2. М., 1995; Вооруженные силы и военное искусство России в войнах 18 — начала 20 веков. М., 1998; Дегтярев А. П., Семин В. П. Россия в войнах и вооруженных конфликтах. М., 2004; Зайончков-скийП.А. Военные реформы 1860−1870 годов в России. М., 1952; История западноевропейских армий. М., 2003; История Русской Армии // Российский военный сборник. М., 1994. Вып. 3, 4- К познанию России // Российский военный сборник. М., 1994. Вып. 7- К познанию России. М., 1994; Какая армия нужна России? Взгляд из истории // Российский военный сборник. М., 1995. Вып. 9- Карташов C.B. Военно-философская мысль в отечественной историографии русской армии: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1995; Керсновский A.A. Философия войны // Философия войны. М., 1995; Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. Репринтное воспроизведенное издание 1909 г. М., 1991; Короткое H.A. История советской военной мысли. Краткий очерк. 1917 — июнь 1941;го. М., 1980; Кулик Ф. Г. Отечественные военные реформы XVI—XX вв.еков. М., 1999; Очерки советской военной историографии. М., 1974; Рунов В. А. Престижность профессии офицера русской армии // Военно-исторический журнал. 1991. № 6- Русская военная мысль: конец XIX — начало XX в. М., 1982; Савинкин А. Е. Военная реформа: отечественный опыт и его современное значение. Военная реформа: история и перспективы. М., 1991; Савинкин А. Е., Лобов В. Н. Военная реформа: связь времен. М., 1993.
4 См.: Кокошин A.A. Армия и политика: Советская военно-политическая и военно-стратегическая мысль в 1918;1991 годы. М., 1995; Климов H.A. Философско-социологический анализ армии и политики в современную эпоху: Автореф. дис. .д-ра филос. наук. М., 1982; Митюков А. Г. Социалыю-политические проблемы комплектования Booмического1, социологического2 и юридического3 характера.
В отдельную группу источников можно выделить работы, изучающие организацию комплектования с позиций антропных характеристик4. Это прежде всего работы психологической и культурологической направленности.
В процессе подготовки и написания диссертации автор исследовал аналитический материал, в котором проводится анализ опыта комплектования вооруженных сил западных государств5.
Характеризуя источники, следует отметить, что в представленной литературе наиболее подробно рассмотрены вопросы взаимосвязи армии и ее комплектования, качественных характеристик ВС РФ и их взаимодействия со споруженных Сил Российской Федерации: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1994; Нарыков Н. В. Политический режим и армия (философско-политологический анализ): Автореф. дис. .д-ра филос. наук. М., 1995; Тюшкевич С. А. Новый передел мира. М., 2003; Теребиев JI.B. Вектор угроз и конфликтов в геополитической перспективе / Военно-гражданские отношения и государственность изменяющейся России / Матер, науч. семинара. Вып. № 2, 3. М., 2004; Шахов А. Н. Политический потенциал оборонной мощи государства. М., 1992; Шахов М. Н. Демократизм и единоначалие в Вооруженных Силах. М., 1993; Чалдымов H.A. Новые параметры военной политики / Военная реформа: история и перспектива. М., 1991.
1 См.: Гайдар Е. Т. Социально-экономический прогресс и трансформация системы комплектования Вооруженных Сил // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 8- Красный В. А. Экономические основы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом в условиях рыночной экономики: Автореф. дис. .канд. экон. наук. М., 2005; Куделина Л. К. В зеркале военного бюджета // ВПК. 2004. № 10 (27) — Ку-делипаЛ.К. Оборонный бюджет-2006: приоритеты и особенности // Российское военное обозрение. 2006. № 1 (25).
2 См.: Колядинов А. И. Комплектование кадров Вооруженных сил России на контрактной основе: факторы и трудности реализации: Автореф. дис. .канд. социол. наук. М., 1999; Попов В. М. Диалектика политики и войны в ядерно-космический век (философско-социологический анализ): Автореф. дис. .д-ра филос. паук. М., 1991; Серебрянников В. В., Дерюгин Ю. И. Социология армии. М., 1996.
3 См.: Стрекозов В. Г. Конституционные основы защиты социалистического Отечества: Автореф. дис. .д-ра юрид. наук. М., 1981; Кудашкип A.B. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Автореф., дис. .д-ра юрид. наук. М., 2003;
4 См.: Грабовский И. В. Психологический аспект оценки эффективности информационного обеспечения перехода российской армии на контрактную основу // Матер, межд. науч. конф. «Современное состояние военно-гражданских отношений и государственное управление сектором безопасности в России». М., 2005; Семыкина Т. А. Социально-психологические аспекты укрепления семьи офицера: Автореф. дис. .канд. псих. наук. М., 1990.
5 См.: Гареев М. А. Профессиональная армия за рубежом (история, опыт и условия создания). М., 1993; Ломжев Л. Проблемы комплектования ВС США и усилия руководства Пентагона по их преодолению // Зарубежное военное обозрение. 2005. № 5- Мгимов Ю. В. Комплектование Сухопутных войск США // Военио-истор. журнал. 1990. № 7- Профессиональная армия за рубежом. М., 1999. № 7- ТрепинД.В. Зарубежный опыт и наша военная реформа/Военная реформа: История и перспективы. М., 1991. собами и принципами комплектования, выделены социально обусловленные количественные и качественные параметры комплектования армии и флота.
Проведенный автором анализ состояния и степени разработанности исследуемой научной задачи позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на достаточно большое количество исследований, многие вопросы требуют своего уточнения, прежде всего с позиций современных военно-политических, военно-стратегических условий. Вместе с тем нуждается в корректировке и в уточнении понятие системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации с позиций социальной детерминации, обобщенная оценка системы комплектования в рамках социально-философского анализа.
Объектом исследования выступает система комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предметом исследования является социальная детерминация системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы представить факторный анализ социальных детерминант системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, выработать практические рекомендации, направленные на оптимизацию этого явления.
Цель диссертации предопределила и основные задачи, которые предполагается решить в процессе исследования. Они заключаются в следующем.
1. Уточнить сущностное содержание понятия «система комплектования вооруженных сил» как целостного элемента военно-социальной организации, имеющей глубинные экономические, политические, правовые и культурно-исторические детерминанты.
2. Определить совокупность определяющих социальных факторов системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Выявить основные зависимости системы комплектования армии и флота от общества и его социальных качеств.
4. Предложить одну их возможных моделей оптимизации системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют реализуемый в диссертации социально-философский анализ в единстве основополагающих методологических принципов, подходов, категорий, а также идей и положений, содержащихся в философских трудах мыслителей прошлого и современных отечественных и зарубежных ученых по проблемам комплектования вооруженных сил.
Непосредственную методологическую основу диссертации составляют идеи и положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. В частности, применяются принципы единства исторического и логического, социально-онтологического, сущностного, структурно-содержательного, функ-ционально-деятельностного, социокультурного, цивилизационного, философ-ско-антропологического и других подходов, осуществляется анализ и обобщение источников, документов и литературы по теме, использование статистических данных.
В работе использован ряд источников философско-исторической, историко-философской, философско-антропологической литературы, авторефератов кандидатских и докторских диссертаций, отражающих результаты социально-философских исследований последних 10−15 лет, материалов научных конференций и семинаров, публикации в общественно-политических и научных журналах и других средствах массовой информации. В процессе исследования с позиций социально-философского знания осмысливается и обобщается практический опыт строительства и реформирования систем комплектования армий ряда зарубежных государств, наиболее рациональные подходы, которые можно применить с учетом особенностей истории, культуры и традиций России.
В исследовании применены методологические принципы, подходы и методы ряда гуманитарных дисциплин: социологии, политологии, истории и др.
Эмпирическую базу исследования составляют результаты конкретных социологических исследований, проведенных Социологическим центром Вооруженных Сил Российской Федерации по всеармейской выборке в войсках и военно-учебных заведениях в период 2002;2006 гг., изучение и контент-анализ законодательной базы в области военного строительства, публикации в средствах массовой информации, а также наблюдения, основанные на личном опыте автора.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в социально-философском анализе актуальной научной задачи, которая до последнего времени оставалась недостаточно исследованной, в достижении следующих научных результатов: а) уточнено определение понятия «система комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации» как социально детерминированная часть военной организации обществаб) представлена совокупность социальных детерминант, определяющих систему комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации как социально-обусловленную реальностьв) выявлена зависимость системы комплектования армии и флота от общества и его социальных качеств, проанализировано влияние социальной детерминации на сущностные характеристики вооруженных сил, их состояние и структуруг) предложена одна из возможных моделей оптимизации системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечивающая сохранение единства добровольного и призывного компонентов.
Логика достижения целей исследования определяет структуру диссертации, состоящей из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Система комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации представляет собой целостную, динамическую, социально обусловленную, специально созданную, государственно-организованную и исторически преемственную часть военной организации общества, главная функция которой — обеспечивать надежное пополнение армии и флота прежде всего личным составом, отвечающим требованиям современной войны, а также организовывать поставки материальных средств и ресурсов, необходимых для защиты Отечества.
2. Социальные факторы, определяющие систему комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, представляют собой сложную структуру социальных детерминант внешней и внутренней направленности, субъективного и объективного характера, имеющих сферное происхождение (экономические, политические, социальные, духовные).
3. Система комплектования вооруженных сил в решающей степени зависит от состояния общества и его социальных характеристик и качеств, в свою очередь социальная детерминация определяет сущностные характеристики вооруженных сил, их состояние и структуру.
4. Одна из возможных моделей оптимизации системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации может быть представлена как целенаправленная деятельность военно-политических субъектов по обеспечению безопасности личности, общества и государства на основе сохранения единства добровольного и призывного компонентов, которое обеспечивает реальное наполнение социального долга и почетной обязанности граждан по защите Отечества.
Теоретико-методологические рекомендации.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки некоторых актуальных вопросов социальной философии применительно к обществу и его военной организации.
Сформулированные выводы и рекомендации могут выступить в роли теоретической базы для моделирования процесса комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предложения и рекомендации диссертации могут быть предметом дальнейших исследований ученых различных гуманитарных дисциплин. К ним моЛ гут обращаться руководители государственных структур и командный состав Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно занимающиеся вопросами комплектования армии и флота личным составом.
Рекомендации практического характера.
Практическая реализация представленных в диссертации положений и рекомендаций может способствовать решению проблем повышения престижа военной службы в российском обществе.
Автор полагает,' что отдельные выводы и практические рекомендации могут быть учтены работниками органов государственной власти, Министерства обороны РФ, Генерального штаба ВС РФ для совершенствования системы комплектования ВС РФ личным составом. Кроме того, материалы исследования, содержащиеся в нем выводы и рекомендации, могут быть использованы в процессе преподавания ряда учебных дисциплин в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации.
Сделанные практические выводы и рекомендации не являются бесспорными и окончательными, однако их учет в деятельности органов военного управления способен повысить эффективность работы по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации и положительно влиять на их боеспособность.
Таким образом, эффективное функционирование системы комплектования будет возможно не только при наличии у должностных лиц органов государственной власти намерений привести эту часть военной организации в соответствие с требованиями времени, но и в практическом решении указанной проблемы, качественном улучшении всех сторон жизни армии и флота.
Апробация результатов исследования.
Основные теоретические положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях автора на международной научной конференции в ИНИОН «Современное состояние военно-гражданских отношений и государственное управление сектором безопасности в России» 26 ноября 2004 г., научном семинаре «Социально-политические процессы и экономическое состояние России», в публикациях в различных источниках общим объемом свыше 3 п.л.
Основные теоретические положения и выводы исследования изложены диссертантом в следующих работах.
1. К вопросу о социальной детерминации системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». 2006. № 3 (35). — 0,5 п.л.
2. Условия перехода к новой системе комплектования вооруженных сил по контракту: особенности, некоторые уроки // Вестник Академии военных наук. 2006. № 3 (16). — 0,7 п. л.
3. Некоторые уроки перехода к новой системе комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации // Социально-политические процессы и экономическое состояние России. Материалы научного семинара. Вып. 3. М.: Научный эксперт, 2005. — 0,6 п.л.
4. Социальная готовность военнослужащих по призыву к заключению контракта с вооруженными силами // Современное состояние военно-гражданских отношений и государственное управление сектором безопасности в России / Материалы международной научной конференции, Москва, 26 ноября 2004 г. М.: Научный эксперт, 2005. — 0,4 п.л.
5. Как сделать контракт привлекательным? // Российское военное обозрение. 2006. № 3. — 0,4 п.л.
6. О тех, кто готов подписать контракт (Штрихи к социальному портрету военнослужащего-контрактника) // Российское военное обозрение. 2006. № 7. -0,4 п.л.
7. Контрактникам — социальные гарантии // Ориентир. 2006. № 3. — 0,4 п.л.
8. Условия формирования резерва Вооруженных Сил: социологический анализ // Российское военное обозрение. 2006. № 8. — 0,4 п. л.
Выводы по разделу.
1. Для оптимизации деятельности субъекта системы комплектования в современных условиях необходимо: во-первых, строго разграничить сферы компетенции и ответственности между ее различными элементами, наладить их связи с целью координации деятельности по удовлетворению потребности армии и флота в личном составево-вторых, улучшить материальную базу различных подразделений системы комплектования, в том числе с целью более качественной и интенсивной рекламы военной службыв-третьих, требует дальнейшего совершенствования законотворческая деятельность системы комплектования на верхнем уровне. Она должна быть гибкой и обладать способностью к своевременным изменениям в соответствии с изменяющейся действительностью.
2. Одним из инструментов совершенствования системы комплектования ВС РФ призвана стать реализация Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004;2007 годы». В качестве цели данной ФЦП определено обеспечение поэтапного перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами (в первую очередь в воинских частях, выполняющих задачи или дислоцированных в «горячих точках»), и совершенствование боевой готовности соединений и воинских частей постоянной готовности.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что задача, наилучшим образом обучить войска при наименьших затратах актуальна во все времена и для любой армии. Однако особую значимость она приобретает в современных условиях модернизации Вооруженных Сил из-за обострения противоречия между потребностью полноценного обеспечения процесса боевой подготовки и ограниченностью материально-финансовых ресурсов, выделяемых на эти цели. Не обеспечив же соответствующих экономических условий для совершенствования мастерства воину, контрактная система комплектования с экономической точки зрения приобретает иррациональный смысл.
3. Учет исторических традиции России, в соответствии с которыми дело защиты Отечества всегда являлось общим делом народа, экономические, политические, социальные, духовно-идеологические особенности современного типа государственного устройства России, сложившиеся параметры социальной трансформации общества, позволяют сделать вывод о том, что максимально эффективным для российской армии является смешанный (добровольческо-призывной) способ комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Результаты социально-философского анализа всей совокупности социальных детерминант, влияющих на становление системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, а также самой системы комплектования, предложенные автором, дают возможность сформулировать ряд теоретических выводов и рекомендаций.
Анализ сущности и содержания системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях позволяет сделать автору следующие теоретические выводы.
1. Система комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации представляет собой целостную, динамическую, социально обусловленную, специально созданную, государственно-организованную и исторически преемственную часть военной организации общества, главная функция которогообеспечивать надежное пополнение армии и флота, прежде всего, личным составом, отвечающим требованиям современной войны, а также организовывать поставки материальных средств и ресурсов, необходимых для защиты Отечества.
Первым признаком системы комплектования ВС РФ, как и любой системы общества, является ее зависимость от общества. Она не представляет собой какую-то субстанциональную часть реальности, она является способом организации, обособления определенного аспекта социального бытия и имеет непосредственную связь с конкретным социумом, его сферами и субъектами. Основным субъектом, с которым работает система комплектования, представлен человек, соответствующий установленным требованиям к службе в Вооруженных Силах России. Здесь следует учитывать специфичность бытия системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, так как оно представляет собой «бытие — внеприродное», «бытие — социально-организованное», «бытие — правовое», «бытие — военно-политическое». Это сфера деятельности особого субъекта, связанного с обеспечением вооруженных сил в первую очередь людьми, подходящими для службы в военной организации.
В качестве второго признака системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации следует отметить ее взаимосвязь с конкретным государством, его военно-политическими потребностями и формами организации. Государство, вне зависимости от его типа и формы политического устройства, всегда обеспечивает централизацию системы комплектования, которая в определенные исторические периоды может охватывать все общество и его институты, все слои населения. Для современного общества такое состояние не характерно, армия всегда была, есть и будет «сколком» общества.
Система комплектования должна иметь комбинированный характер, так как она подвержена изменениям в зависимости от меняющихся экономических условий, в которых находится общество. Она должна отражать основные сферы жизнедеятельности общества: духовную, политическую, социальную и экономическую. И в этих сферах система комплектования должна быть соответственно представлена.
В качестве третьего признака следует отметить, что система комплектования вооруженных сил должна опираться на культурную традицию, военную практику и исторический опыт государства в организации комплектования армии, а также учитывать международный опыт военного строительства.
Элементами системы комплектования являются способы и принципы комплектования. В современной литературе способ комплектования вооруженных сил определен, прежде всего, как порядок привлечения граждан на военную службу. Способ комплектования показывает, на основе принуждения или добровольности обеспечиваются потребности армии в личном составе.
Среди известных способов комплектования, использовавшихся в российской армии, можно выделить следующие:
— на принудительной основе, имевшие такие формы: а) «рекрутская повинность» (русская армия после военной реформы Петра I) — б) «милиционный способ» (использовался частично в Красной Армии в период реформ, проводимых М.В. Фрунзе) — в) «всеобщей воинской повинности» (русская армия после реформ, осуществленных Д.А. Милютиным) — г) «воинская обязанность» (преимущественно Советская армия);
— на добровольной основе — по найму, контракту или на основе добровольчества с его идейной мотивацией (с определенной долей условности на Руси так комплектовались княжеские дружины и ополчение).
Кроме перечисленных, можно выделить еще один способ — смешанный, который заключается в сочетании нескольких способов или их элементов.
Еще одним из основных элементов системы комплектования является принцип комплектования. В документах в настоящее время определены: территориальный и экстерриториальный принципы комплектования, а также смешанный, являющийся сочетанием двух указанных.
Территориальный принцип означает, что комплектование войск личным составом осуществляется за счет призывных контингентов, проживающих вблизи мест дислокации (формирования) воинских частей и соединений. Этот принцип облегчает отправку призывников в части, сокращает сопряженные с этим расходы, позволяет привлекать военнообязанных на учебные сборы с минимальным отрывом от труда и проводить мобилизацию войск в кратчайшие сроки. Вместе с тем территориальный принцип комплектования затрудняет укомплектование воинских частей соответствующими специалистами при недостатке численности призывников в районах их дислокации. Он также обусловливает необходимость выбора мест дислокации воинских частей с учетом места жительства состава основных призывных контингентов в ущерб планам создания наиболее целесообразных группировок войск и выполнения ими боевых задач с началом войны.
В свою очередь экстерриториальный принцип комплектования подразумевает пополнение вооруженных сил личным составом за счет призывных контингентов, проживающих вне районов дислокации воинских частей, соединений. Естественно, недостатки территориального принципа становятся достоинствами экстерриториального и наоборот.
В настоящее время экстерриториальный принцип принят в строительстве вооруженных сил ряда государств. Учитывая геополитическое положение России, низкую плотность населения в отдельных ее регионах, можно предположить, что экстерриториальный принцип остается приемлемым для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Уникальность военно-политического, геостратегического положения нашей страны, протяженность границ, огромная ее территория, неравномерность распределения производственных и людских ресурсов, наличие протяженных сухопутных и морских границ во многом определяют систему комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации и отвергают слепое копирование зарубежного опыта.
2. Социальные факторы, определяющие систему комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации представляют собой сложную структуру социальных детерминант внешней и внутренней направлешюсти, субъективного и объективного характера, имеющих сферное происхождение (экономические, политические, социальные, духовные).
Социальная детерминация системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации определяется многими факторами, различающимися по своей роли, глубине и способам воздействия. Первоочередными из них являются те, которые определяют необходимость существования ВС РФ, потребности которых и формируют соответствующую систему комплектования.
При рассмотрении различных детерминант, влияющих на формирование системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, можно вести речь о как о совокупности объективных социальных условий, в которых она функционирует, так и о субъективных условиях, связанных с деятельностью личности. Чем теснее взаимодействие объективно-социального и объективно-личностного, внешних и внутренних условий функционирования системы комплектования Вооруженных Сил, тем эффективнее она будет действовать.
Кроме того, необходим учет и двух диалектически взаимосвязанных факторов: внешнего (политической целесообразности) и внутреннего (экономических, научных, духовных возможностей страны по удовлетворению потребностей армии и флота в личном составе).
Выделение детерминант внешней и внутренней направленности предполагает определение основных военных опасностей для государства. Собственно, исходя из этих обстоятельств внешней и внутренней политики, создаются и функционируют Вооруженные Силы.
Во все времена боевой состав, структура, численность вооруженных сил, их техническое оснащение, боевая подготовка, система комплектования определялись объективными внешнеполитическими, геостратегическими условиями существования государства, его местом и ролью в мировом сообществе, в системе международных отношений. Исходным моментом в оценке уровня военной опасности для России является то, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось.
В настоящее время определяющими являются внешнеполитические факторы: военная опасность для государства, угроза военного конфликта, террористические структуры и т. д. Внутренние же угрозы сейчас не так актуальны, но они имеют воздействие на решение задач строительства армии и флота.
Учитывая внешнеполитические факторы, представляется, что в современных условиях Россия должна иметь как подготовленные мобильные силы, способные адекватно реагировать на все угрозы своей военной безопасности, так и тщательно отлаженную систему подготовки мобилизационных резервов. Этим требованиям соответствует система комплектования, основанная на экстерриториальном принципе комплектования с использованием смешанного способа комплектования.
К основным внутренним факторам могут быть отнесены: тип государственного устройства, приоритеты государственной и военной политики, экономические возможности государства, научно-технический фактор в военном деле, демографическая ситуация и состояние мобилизационных ресурсов, система взаимоотношений между социумом и армией, престиж военной службы в обществе, состояние духовной сферы.
Одним из важнейших объективных факторов, определяющим приоритеты строительства вооруженных сил любого государства, является военно-экономический компонент. Экономические возможности государства, его военно-экономический потенциал, определяют качество и количество вооружения и военной техники, организацию и состав войск и сил флота, их систему комплектования. Необходимо отметить, что экономические возможности государства автоматически не играют главенствующей роли в становлении той или иной системы комплектования. Экономические возможности государства, как правило, подчинены политическим интересам обеспечения безопасности.
Кроме того, продолжая рассматривать экономические детерминанты системы комплектования, становится ясно, что основной проблемой комплектования ВС РФ является разрешение противоречия между потребностью общества в обеспечении национальной безопасности и ограниченностью в количестве и качестве ресурсов и материальных средств. Высокий профессионализм и необходимая экономичность становятся нормой военного строительства развитых стран, что и для России становится приемлемым.
Еще одним объективным внутренним фактором выступает форма государственного устройства. Государства, имеющие различные формы правления, особенности государственной организации и т. д., как правило, имеют различные системы комплектования своих вооруженных сил.
С точки зрения государственного устройства исторические примеры показывают, что зачастую демократические государства оказывались менее готовыми к вооруженной защите своей безопасности и суверенитета и очень часто в вооруженном противостоянии с менее демократическими режимами оказывались не готовыми к войне и, как правило, ее проигрывали.
Следующим объективным фактором, существенно влияющим на систему комплектования ВС РФ, стала демографическая ситуация в России, которую можно оценить как достаточно тяжелую, свидетельствующую о пока неблагоприятном демографическом развитии страны. За последние десять лет проявились следующие негативные тенденции: низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий даже простого воспроизводства населения, повышенная смертность населения трудоспособного возраста, неблагоприятная динамика показателей здоровья населения, снижение средней продолжительности жизни, дальнейшее значительное сокращение численности населения вследствие естественной убыли населения, не компенсируемой миграционным приростом и изменение соотношения в трудовой структуре населения в сторону значительного увеличения доли лиц старших возрастов. Эти обстоятельства значительно уменьшают количество потенциальных защитников Отечества и способствуют кризису ныне действующей призывной системы комплектования.
Одним из объективных внутренних факторов является социокультурная организация общества, которая выражается в отношении к военной службе и воинам со стороны общества и государства. Помимо этого, радикальные изменения последних полутора десятков лет негативно отразились на армии как социальном институте воспитания молодежи, прежде всего в результате болезненной трансформации всего армейского организма. Среди основных негативных факторов оказалась либеральная идея, декларирующая индивидуализм, порой переходящий в крайний эгоцентризм. Процесс насаждения индивидуализма в общественном сознании болезненно отражается в нашем обществе, а для российской армии, основой которой всегда служил коллективизм, стал основной причиной ее деморализации.
Наряду с объективными факторами, существенное влияние на систему комплектования оказывает и субъективный фактор, представляющий собой, прежде всего, «человеческий материал» с его уровнем образования, мировоззрением, моральной зрелостью, уровнем профессиональной подготовки и готовностью к выполнению задач по защите Отечества. Однако в этой области в настоящее время существуют серьезные проблемы. Кроме существенных негативных изменений количественных показателей населения России, ухудшились его качественные характеристики. Наиболее ярко это видно на примере молодежи, призываемой на службу в ВС РФ, интеллектуальный и образовательный уровень которой значительно снизился. Из-за малограмотности многие солдаты просто не способны осваивать даже сравнительно простые системы вооружения.
Кроме того, на формирование системы комплектования в государстве накладывает серьезный отпечаток и субъективизм военно-политического руководства. Это выражается в зависимости принимаемых решений по реформированию военной организации от политической ситуации и личных амбиций политиков. Авторитет должностного лица, принимающего решения по военно-политическим вопросам, наличие или отсутствие четкого, научно обоснованного плана преобразований, доступность и открытость для широкой общественности ииформации по военным проблемам и т. п. существенно влияют на результат преобразований.
3. Система комплектования вооруженных сил в решающей степени зависит от состояния общества и его социальных характеристик и качеств, в свою очередь социальная детерминация определяет сущностные характеристики вооруженных сил, их состояние и структуру.
Одну из основных характеристик общества представляет собой экономический потенциал (фактор). Экономический потенциал определяет военно-экономическую мощь государства, прежде всего, путем производства вооружения и военной техники, продовольствия и других материальных средств, необходимых для ведения войны.
Современный уровень развития вооружения и военной техники, внедрение в результате научного прогресса сложнейших образцов вооружения выдвигают повышенные требования к качеству человеческого потенциала, обслуживающего технику.
Современное состояние российской экономики пока не позволяет в полной мере решить проблемы обеспечения армии и флота вооружением, обеспечивающим повышение боевой эффективности за счет качественных показателей, создание научно-технического задела по важнейшим технологиям, недопущение отставания от ведущих армий мира, поддержание возможностей мобилизационного наращивания выпуска вооружения и военной техники. К сожалению, значительное количество новых образцов вооружения закупается иностранными армиями, в российскую же поступает их незначительная часть.
Достаточно серьезным экономическим фактором, влияющим на состояние армии и флота в настоящее время стала зависимость российского бюджета от мировых цен не нефть и другие источники сырья. В условиях нынешних весьма высоких цен, у государства появляются дополнительные средства на финансирование Вооруженных Сил и реализацию социальных программ. Однако, в течение последних нескольких лет ежегодные расходы по разделу «Национальная оборона» не увеличивались до объявленных 3,14%. За 5 лет с 2000 года объем недофинансирования составил треть от предусмотренных размеров. Как следствие этого — явно недостаточное количество новой боевой техники, непростое состояние ВПК, еще имеющие место долги за топливо, энергоносители, и как следствие, сокращение затрат на социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей.
Материальное положение военнослужащих пока не соответствует заявленному социальному статусу, отчего престиж и привлекательность военной службы в России пока недостаточно высоки и требуют особенного внимания со стороны государства.
Следующей достаточно важной характеристикой общества является ее социальная характеристика. Социальный потенциал российского общества не отличается сегодня особой прочностью и жизнеспособностью. Это объясняется тем, что продолжается тенденция негативного изменения социального портрета общества, наблюдается углубление социальной неоднородности и дифференциации доходов населения при снижении его численности, обострение социально-политических противоречий.
Сложность социального положения проявляется в капитализации рынка рабочей силы, который характеризуется ростом безработицы, особенно латентной, разрушением сельского хозяйства, имущественным расслоением, социальной незащищенностью значительной части населения, повышением удельного веса маргинальных слоев населения.
Приходится констатировать, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует продуманная политика отношении социально-экономического обеспечения как военной службы в целом, так и достойного обеспечения статуса военнослужащих. Целый ряд провозглашенных законодательными актами социальных гарантий, льгот и компенсаций только продекларированы, но не выполняются. Последние решения Правительства РФ о «монетизации» льгот военнослужащих не решили вопрос повышения социального статуса военнослужащих и, как следствие, не способствовали повышению престижа военной службы.
Одним из основных показателей социальной подсистемы является воспроизводство самого человека, его духовных и физических сил. Другими критериями являются: образ жизни, достойное существование человека как гражданина, состояние медицинского и других видов социального обеспечения, образование и воспитание, прирост народонаселения и т. п. Необходимо отметить, что сложная демографическая ситуация в обществе проецируется и на армию. Из-за отсутствия должных материальных и жилищно-бытовых условий военнослужащие не стремятся к семейной жизни, увеличивается доля холостяков, количество детей в семьях военнослужащих сокращается.
В соответствие с этими тенденциями количественный и качественный состав молодежи, являющейся источником комплектования Вооруженных Сил, изменяется не в лучшую сторону.
Не менее важной характеристикой общества, тесно взаимосвязанной с другими, является его политический потенциал, указывающий на тесную взаимосвязь политической системы общества с формой организации армии и системой комплектования. Как правило, государству с жесткой централизованной властью в большой степени соответствует система комплектования, основанная на принудительности. В свою очередь, демократическое государство стремится дать человеку свободу выбора, социальные гарантии и имеет соответствующую этим ценностям систему комплектования.
Политическая оппозиция в начале 90-х годов в процессе борьбы с руководством станы активно использовала армейские проблемы, но не с целью их решения, а с выгодой для собственного рейтинга. Армия стала объектом для критики, у населения сформировалось мнение о том, что она виновна в появлении у страны экономических проблем. Подобная ситуация усиливала кризисное положение в армии и на флоте, постепенный выход из которого начинается с огромным трудом.
Другая не менее важная составляющая общества — это его духовая подсистема, выражающая степень внутренней готовности народа и его вооруженных сил перенести испытания войны и не утратить воли к победе. История войн и вооруженной борьбы, особенно в XX в. свидетельствует о том, что какой бы высокоразвитой экономикой ни обладало государство, это само по себе еще не приводит к победе. Экономические, социальные, научно-технические и другие возможности государства необходимо реализовать, то есть привести в действие, превратить в реальный фактор. А это достигается практической деятельностью людей с их духовным миром и мотивациями, духовными ценностями, с такими качествами, как стойкость, самоотверженность, готовность перенести любые тяготы во имя поставленной цели — обеспечения военной безопасности своей Родины.
Именно духовный компонент в нашем обществе находится в достаточно сложном и противоречивом состоянии, поскольку с распадом советского государства, единых Вооруженных Сил, произошла девальвация таких духовных ценностей, как «родина», «Отечество», «патриотизм». Для многих стало затруднительным понимание целей и предназначения армии. Ситуация осложняется тем, что взамен утраченных ценностей пока не создано новых, отвечающих сущности и направленности преобразований, осуществляемых в обществе, тем более, что и в обществе по этим вопросам пока нет единства мнений.
Обострению духовной ситуации в Вооруженных Силах в немалой степени способствует смена духовных ориентиров, меркантилизация и прагматиза-ция сознания, криминализация населения, коррупция, взяточничество, воровство и всплеск насилия и аморализма, особенно в молодежной среде. Естественно, эти явления не могли не проявиться и в армейской среде. Это разрушает духовно-ценностный мир военнослужащих, которые нередко ставят материальное благополучие выше воинского долга, чести, ответственности и дисциплины. Неслучайно, растет общее число «отказников», а в обществе стал приветствоваться человек, сумевший уклониться от военной службы.
В то же время от качества «человеческого материала», его профессиональной выучки, морально-психологических состояния напрямую зависит свойства и полнота выполнения Вооруженными Силами Российской Федерации поставленных задач.
Каждый пятый из призывников воспитывался в неполной семье, каждый четвертый не работал и не учился, каждый десятый состоял на учете в правоохранительных органах, а каждый двадцатый — ранее судим за уголовные преступления. Значительная часть призывников употребляла спиртное, наркотики. Более четверти приходят в армию с ослабленным здоровьем, каждый десятый имеет дефицит массы тела, каждый двенадцатый — склонность к суициду, причем один из ста еще до призыва предпринимал попытки свести счеты с жизнью. Не соответствует предъявляемым требованиям и физическая подготовка призываемой молодежи.
При этом на сегодняшний день 1,3 млн. студентов, обучающихся в вузах, имеют отсрочки от военной службы, а это почти третья часть от общего количества молодых людей, подлежащих призыву на военную службу. Иными словами, каждый третий призывник освобожден от прохождения военной службы или имеет законодательно установленные отсрочки. От этого несут потери армия, флот и другие силовые структуры, где налицо некомплект на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, где требуется высокий интеллект, где все больше нужны молодые люди, способные быстро и качественно осваивать современные средства вооруженной борьбы. Потери несет и общество, утрачивая чувство духовности, патриотизма, общей ответственности за судьбу страны.
Система комплектования должна поставлять в Вооруженные Силы людские ресурсы, соответствующие современным требованиям по уровню образования, морально-деловым качествам, состоянию здоровья. Неизмеримо выросли требования к личностным, физическим и профессиональным качествам военнослужащих, что становится естественной потребностью дальнейшего развития армии и флота.
4. Одна из возможных моделей оптимизации системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации моэ/сет быть представлена как целенаправленная деятельность военно-политических субъектов по обеспечению безопасности личности, общества и государства на основе сохранения единства добровольного и призывного компонентов, которое обеспечивает реальное наполнение со1(иального долга и почетной обязанности граэ/сдан по защите Отечества.
Данная модель поддерживает историческую традицию и благоприятно отражает значимый для российской армии и флота принцип — единство народа и его военной организации.
В последние годы в социальных науках были предложены различные модели системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации. Предлагались варианты строительства военной организации по милиционному признаку, в которой должно было присутствовать кадровое ядро высокопрофессиональных специалистов. Высказывались обоснованные точки зрения о необходимости оставить без изменения существующую в 70−80-х годах в Советской Армии систему комплектования. В настоящее время довольно обстоятельно навязывается вариант полного перехода военной организации на контрактный способ комплектования.
Система комплектования армии и флота России в последние годы подвергается определенным изменениям. Одним из направлений оптимизации системы комплектования ВС РФ является реализация Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004;2007 годы» (далее — ФЦП). В качестве цели данной ФЦП определено обеспечение поэтапного перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами (в первую очередь в воинских частях, выполняющих задачи или дислоцированных в «горячих точках»), и совершенствование боевой готовности соединений и воинских частей постоянной готовности. При этом в других соединениях и воинских частях сохраняется и призывной компонент.
В оптимальной модели системы комплектования должны быть учтены коренные позитивные изменения в практике развития государств, культурные традиции и особенности менталитета российского человека, геостратегическая роль и легендарный исторический пример непобедимости русской армии. Модель должна быть экономически приемлемой, соответствовать потребностям и запросам военной организации государства, учитывать исторические традиции и опыт военного строительства.
Для успешного функционирования системы комплектования необходимы консолидированные усилия органов государственной власти, общественных структур, руководящего состава вооруженных сил, командования и воспитательных структур соединений и воинских частей. На различных уровнях их следует сосредоточить на следующих положениях.
Предложения и рекомендации могут быть отнесены к двум основным группам.
Первая группа рекомендаций — это перспективные направления исследования проблем комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации. Акцентируя внимание на социально-философском аспекте этих комплексных по характеру проблем, автор выделяет следующие: опыт социально-философского осмысления становления и развития комплектования российской армииобобщение общего, особенного, единичного в опыте создания систем комплектования иностранных государств различных регионовзависимость системы комплектования армии от характера государственнополитического строя (политического режима государства) — роль экономического потенциала государства в обеспечении армии и флота личным составом и материальными средствамивлияние духовных и социокультурных факторов в создании системы комплектования вооруженных силроль человека в процессе модернизации военной организации государства (социально-философский аспект) — оценка и прогнозирование результатов, последствий ее перспектив модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации.
Результаты диссертационного исследования позволили автору предложить также вторую группу рекомендаций — предложения, имеющие непосредственно практический характер и направленные на оптимизацию системы комплектования ВС РФ на трех уровнях социальной детерминации.
I. На уровне общества, в целях успешного функционирования системы комплектования ВС РФ, представляется целесообразным:
1) в комитетах и комиссиях Федерального Собрания Российской Федерации, на заседаниях Правительства Российской Федерации систематически проводить слушания о состоянии и развитии Вооруженных Сил России, их системы комплектования как одного из наиболее важных элементов военной организации, ее проблемах и перспективах, о совершенствовании политических, социально-экономических и правовых условий функционирования;
2) органам законодательной и исполнительной власти создать систему гражданского контроля над деятельностью Вооруженных Сил и органов военного управления, сконцентрировав ее на механизме использования армии для решения государственно-политических задач, соблюдения прав и свобод военнослужащих, охраны их жизни, чести и достоинства, реализации государственных и военных программ социальной защиты военнослужащих и членов их семей, искоренения в армии и на флоте социально-нравственных аномалий, создании в армейских коллективах условий, способствующих всестороннему раскрытию способностей, заложенных в личности каждого военнослужащего.
В частности:
— в целях обеспечения социально-экономической защищенности и повышения привлекательности военной службы установить должностной оклад: а) солдата-контрактника по первому тарифному разряду в размере одного прожиточного минимума, а размер оклада по воинскому званию «рядовой» -его половинеб) солдата по призыву по первому тарифному разряду — ХА прожиточного минимума. При этом предусмотреть механизм опережающей индексации размеров денежного довольствия;
— признать необходимым отход от практики двойных стандартов в отношении Вооруженных Сил, когда декларации и заявления о необходимости их экономического обеспечения не в полной мере соответствуют реально проводимой политике;
— при разработке проектов федерального бюджета исходить из максимально возможных темпов инфляции и на их основе определять ассигнования по разделам, подразделам, статьям и подстатьям бюджетной классификации. Это позволит обеспечить реальное наполнение бюджетного финансирования;
3) соблюдать поэтапность в модернизации армии. Использовать принцип смешанного комплектования Вооруженных Сил в переходный период развития общества, государства и армии, не допускать абсолютизации ее формальной стороны, связанной с изменением принципа комплектования войск, сообразовывать форму и содержание процесса;
4) выработать современную идеологию, в основу которой должны быть положены идеи патриотизма, защиты государственности, суверенитета и государственной целостности, традиции соборности и духовности русского воинства. Их реализацию осуществлять через систему воспитания и морально-психологической подготовки военнослужащих;
5) Министерству культуры РФ и массовых коммуникаций предпринять усилия для целенаправленной работы по координации деятельности учреждений культуры, СМИ, деятелей литературы и искусства в поддержку духовного обновления и возрождения армии. Нуждается в серьезной переориентации деятельность культурно-просветительных учреждений, обладающих значительным потенциалом воздействия на духовный мир человека, общественное сознание. Значительный пласт далеко нереализованных возможностей лежит в русле адекватного художественного отображения истории русского воинства, нравственного выбора российского солдата, его чести и ответственности, современного этапа духовного развития армии и флота;
6) обеспечить восстановленную систему начальной военной подготовки учащихся в учебных заведениях подготовленными специалистами, учебными и учебно-методическими пособиями, материально-технической базой.
II. На уровне Вооруженных Сил рекомендуется:
1) перед началом комплектования частей на контрактной основе создавать полную инфраструктуру для проживания военнослужащих и членов их семей, их досуга, обучения детей;
2) значительное влияние на процесс комплектования оказывает недостаточное юридическое оформление статуса военнослужащего, проходящего военную службу по контракту. Существующий статус предполагает значительную отсрочку обязательств государства перед солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту, кроме того, в настоящий момент ответственность военнослужащих за расторжение контракта из-за нарушения им условий контракта минимальна.
Целесообразно:
— разработать юридически выверенную, четкую и конкретную форму контракта, в которой военнослужащему указаны все его права, льготы и обязанности. Необходимо юридическое закрепление системы взаимной ответственности сторон, заключающих контракт;
— разработать правовую процедуру, предусматривающую удержание денежной компенсации с военнослужащих, получивших высшее военное профессиональное образование, при досрочном расторжении контракта за его несоблюдение со стороны военнослужащего;
— определить порядок прохождения военной службы в других частях для военнослужащих, расторгнувших контракт о прохождении военной службы и не выслуживших установленных сроков военной службы по призыву;
— уточнить нормы общевоинских уставов ВС РФ в части касающейся организации повседневной деятельности военнослужащих, проходящих службу по контракту;
— разработать эффективные дисциплинарные и материальные стимулы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, включающую систему штрафов за дисциплинарные проступки, в том числе предоставить командирам подразделений право дифференцированно выплачивать надбавку за особые условия боевой подготовки в зависимости от результатов служебной деятельности и состояния воинской дисциплины, а отличившихся воинов премировать дополнительно;
3) в соединениях и частях разработать и внедрить комплексные программы развития оборонного сознания у военнослужащих, формирования у них устойчивого морально-психологического состояния с учетом специфики выполняемых подразделениями задачсоздать целостную систему управления формированием патриотического сознания у военнослужащих в воинских коллективах, предполагающую постоянное изучение динамики его развития, четкую организацию и координацию взаимодействия командования воинских частей, научно-исследовательских организаций и учреждений, вузов МО РФ;
4) активизировать проведение научно-практических конференций по вопросам совершенствования системы комплектования ВС РФ в современных условиях с участием представителей Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Министерства обороны, других органов государственного и военного управления, заинтересованных ведомств и организаций, представителей из войск, военкоматов, научно-исследовательских организаций. Это позволит своевременно обобщать опыт работы в данной области, вырабатывать теоретико-методические и практические рекомендации для войск по ее эффективному функционированию;
5) осуществить комплекс мер по совершенствованию военно-служебных отношений в воинских коллективах соединений и воинских частях постоянной готовности, переходящих на новый способ комплектования, для чего предусмотреть:
— разработку проекта Положения о сержантском (старшинском) составе Вооруженных Сил. Следует придать этой категории военнослужащих дополнительные полномочия и возложить повышенную ответственность за воспитание и обучение подчиненного личного состава;
— формирование до 1 января 2008 года при каждой воинской части постоянной готовности отдельного подразделения, в котором будут проходить службу военнослужащие, расторгнувшие контракт о прохождении военной службы и не выслужившие установленные сроки военной службы по призыву;
— проведение корректировки программ обучения в военно-учебных заведениях Минобороны России с целью подготовки молодых офицеров к руководству подразделениями, укомплектованными военнослужащими, проходящими службу по контракту. Необходимо значительное увеличение доли психолого-педагогических дисциплин, связанных с изучением особенностей этой категории военнослужащих. Направление выпускников ввузов в соединения и воинские части постоянной готовности, желательно проводить только после первого года службы в войсках (силах);
6) в целях повышения эффективности культурно-досуговой работы, повышения ответственности должностных лиц за обеспечение полноценного быта и досуга военнослужащих, следует:
— изучить возможность проведения практического эксперимента в одном из гарнизонов, в котором дислоцируются соединения и воинские части постоянной готовности, переходящие на новый способ комплектования, по использованию элементов базы гарнизонных Домов офицеров, солдатских (матросских) клубов для создания культурно-развлекательных комплексов для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, включающих в себя: библиотеки с читальными залами, бильярдные, залы просмотра видеофильмов и DVD, спортивные и тренажерные залы, парикмахерские, бани (сауны), комнаты психологической разгрузки, компьютерные классы, Интернет-клубы, помещения для проведения выставок и презентаций, междугородные телефоны, объекты военной торговли, кафе (бары), дискотеки и др.;
— наращивать военно-рекламную деятельность в интересах повышения престижа Вооруженных Сил и привлечения добровольцев в армию и на флот через демонстрацию привлекательных сторон военной службы в создаваемых художественных кинофильмах, видеороликах о военной службе по контракту, показе рекламных сюжетов и передач о жизнедеятельности армии и флота с использованием электронных СМИ: Интернета, центральных и особенно региональных телевизионных и радиоканалов, в том числе возможностей национальной телевизионной компании «Звезда»;
7) в настоящее время идет разработка концептуальных документов долгосрочного планирования, таких как Концепция строительства Вооруженных Сил РФ на период до 2021 года, Замысел строительства и развития Вооруженных Сил РФ на период до 2016 года, Государственная программа вооружения на период до 2015 года. Крайне важно, чтобы к составлению этих документов были привлечены военные ученые и специалисты органов военного управления, а также руководство видов ВС и родов войск.
8) разработать и принять в качестве основы и средства воспитания военнослужащих «Кодекс чести российского офицера».
III. На уровне саморегуляции в основу воспитательной работы целесообразно положить принцип развития личности военнослужащего, создание необходимых предпосылок для ее самореализации в условиях переходного периода в стране, строительства российской армии, дополнить содержание и направленность воспитательной деятельности основными смыслоориентирующими, смысложизненными ценностями, в первую очередь, направленными на понимание и осознание каждым военнослужащим своего воинского долга по защите жизненно важных национальных интересов России. Для чего представляется необходимым:
— командирам всех степеней обратить особое внимание на создании в частях и подразделениях необходимых условий для реализации потребностей и интересов военнослужащих, активно использовать для этого возможности гражданских и военных культурно-просветительских учреждений, а также культовых организаций основных религиозных конфессий России;
— в повседневной деятельности командиров и органов воспитательной работы планировать мероприятия, в которых бы прослеживалась направленность на формирование основных общесоциальных и военно-профессиональных качеств, характеризующих оборонное сознание личности воина.
Практическая реализация представленных в диссертации положений и рекомендаций может способствовать решению проблем повышения престижа военной службы в российском обществе.
Автор полагает, что отдельные выводы и практические рекомендации, могут быть учтены работниками органов государственной власти, Министерства обороны РФ, Генерального штаба ВС РФ для совершенствования системы комплектования ВС РФ личным составом. Кроме того, материалы исследования, содержащиеся в нем выводы и рекомендации, могут быть использованы в процессе преподавания ряда дисциплин в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, а также в научно-исследовательской работе.
Сделанные практические выводы и рекомендации не являются бесспорными и окончательными, однако их учет в деятельности органов военного управления способен повысить эффективность работы по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации и положительно влиять на их боеспособность.