Возможности реализации концепции устойчивого развития в сфере образования
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования проводилась в ходе докладов, выступлений на Международной конференции «Формирование единого научно-образовательного пространства на европейском севере как ответ на вызовы XXI века» (г. Архангельск, 2005) — Международной научно-практической конференции «Международное сотрудничество на севере России в условиях глобализации» (г. Архангельск, 2005… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические подходы к исследованию концепции устойчивого развития
- 1. 1. Предпосылки возникновения и становление концепции устойчивого развития
- 1. 2. «Концепция устойчивого развития» и «Концепция образования для устойчивого развития» в международных документах
- 1. 3. Анализ подходов к трактовке понятия устойчивого развития в работах отечественных и зарубежных исследователей
- 1. 4. Развитие социальной подсистемы в становлении триединой концепции устойчивого развития
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Образование как основной фактор обеспечения устойчивого развития общества
- 2. 1. Сущность образования для устойчивого развития, его принципы условия реализации
- 2. 2. Взаимосвязь экологического образования и образования для устойчивого развития, их общие и отличительные признаки
- 2. 3. Комплекс задач образования, направленных на реализацию устойчивого будущего
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.-336 с.
- Абрамов Ю.Ф., Душутин В. К., Куйбарь В. И. Эколого-информационное общество. Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета, 2002. — 125 с.
- Агафонов Н.Т., Исляев P.A. Основные положения концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. СПб., 1995. — 117 с.
- Адамов А.К. Ноосферная демократия система истинного народовластия. -Саратов: Аквариус. — 2003. — 144 с.
- Адамов А.К. Ноосферная республика организатор устойчивой бескризисной жизни граждан (философское обоснование). — Саратов: ИЦ «Наука». — 2009. — 128 с.
- Айзятов Ф.А. Устойчивое развитие: состояние, модель, стратегия. -Саранск, 1998. 242 с.
- Акинфеева Н.В. Устойчивое развитие российского образования // Власть -2007. № 5. — С. 43 — 46.
- Алексашина И.Ю. Образование в развивающемся мире: поиск новых подходов. // Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы. -СПб., 1995.-С. 6−12.
- Альтернативные пути к цивилизации / X. Дж. М. Классен, A.B. Коротаев, H.H. Крадин и др. М.: Логос — 2000. — 367 с.
- Антонов Н.П. Философия сознания и ноосферы. Иваново: Изд-во Иван. гос. ун-та. 2003. 279 с.
- Аристотель. Политика // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. Мчелидзе Н. Б., Лебеденко A.A., Гребенщикова Е. А. М., 1986. — С. 22 -24.
- Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М.: Международныеотношения, 1993. 135 с.
- Баева Л.В. Роль высшего профессионального образования в условиях информационной культуры // Философия образования. 2012. — № 4. — С. 74 -82.
- Баева JI.B. Совершенствование качества учебного процесса в современном вузе // Гуманитарные исследования. 2012. — № 1 (41). — С. 175 — 179.
- Балыхин Г. А. Проблемы устойчивого развития российской системы образования / Федер. собр. Рос. Федерации Гос. Дума, Ком. Гос. Думы по образованию. — Москва: Изд. Гос. Думы. — 2010. — 190 с.
- Барболин М.П. Социализация личности как фактор устойчивого общественного развития в новых социально-экономических условиях России на рубеже XX—XXI вв.еков / М. П. Барболин, В. В. Приятелев, А. А. Смирнов. СПб.: Петрополис. — 2005. — 148 с.
- Барлыбаев Х.А. Общая теория глобализации и устойчивого развития. М.: Издание Государственной Думы, 2003. — 335 с.
- Барлыбаев Х.А. Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие. М.: Издание Государственной Думы, 2001. — 143 с.
- Бауман 3. Глобализация: последствия для человека и общества. М: Весь мир, 2004.-188 с.
- Бахарев В.В. Экологическая культура как фактор устойчивого развития социума. Ульяновск: Изд. УлГУ, 1998. — 240 с.
- Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М: Прогресс-Традиция, 2000. — 384 с.
- Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма — ответы на глобализацию. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 304 с.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. — 949 с.
- Беляева JI.A. Философия образования в начале третьего тысячелетия // XXI век: будущее России в философском измерении. Екатеринбург, 1999.1. С.121−125.
- Бессонов Б.Н., Ващёкин Н. П., Тихонов М. Ю., Урсул А. Д. Образование -прорыв в XXI век. М.: Московский государственный университет коммерции, 1998.-241 с.
- Бердяев H.A. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. — № 2. — С. 153−154.
- Бердяев H.A. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Правда, 1989. -607 с.
- Бехман Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. Москва: Логос. — 2011 (2010). — 247 с.
- Бобылев С.Н. Зеленая экономика: перспективы для России // Экологическое право. 2011. — № 6. — С. 39 — 41.
- Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития. М., 2008. — 327 с.
- Борисов Т.Н. Апокалипсис в масштабах Европы // Экология и жизнь. -2002.-№ 1.-С. 48−51.
- Брундтланд Г. Х. Наше общее будущее // Доклад ООН по окружающей среде и развитию. 1987. -М.: Прогресс, 1988.
- Бруннер В., Хорнинг Э., Ионсон Б. и др. Эко-Ведение. Пер. с англ. под ред. Калинина В. Б. // Вестник АсЭкО, № 1−2 (9−10), 1996. С. 9 — 40.
- Будущее человечества: глобальные проблемы современности и сценарии будущего: методические указания для студентов всех специальностей / Сост. О. В. Беззубова. СПб.: СПбГАСУ, 2010. — 36 с.
- Бурдье П. За ангажированное знание // Неприкосновенный запас. 2002. -№ 5.
- Буровский A.M. Люди ли мы? (О соотношении «естественного» и «искусственного» в современном человеке) // Общественные науки и современность. 1996. — № 4. — С. 122 — 133.
- Вавилов A.M. Безопасность окружающей среды и саммит в Йоханнесбурге 2002 г. по устойчивому развитию. М., 2003. — 192 с.
- Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Левине Л. Фактор четыре. Затрат половина, отдача — двойная. Новый доклад Римскому клубу. — М., 2000. — 502 с.
- Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI в. М: Логос, 2004. — 368 с.
- Валлерстайн И. Куда идет мир? // Европа-Еигоре 2009. — Т. 9. — № 2 (31). -С. 61−67.
- Варапутин A.B. Философия экологического образования // Вопросы философии. 1996. — № 8. — С. 137.
- Василенко Л. И. Поиски оснований и источников экологической этики // Вопросы философии. 1986. — № 2. — С. 145−152.
- Василенко Л. И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму // Вопросы философии. 1995. — № 3. — С. 37−42.
- Василенко В.Н. Устойчивая Россия: ноосферная концепция управления природопользованием государства: индикаторы, институты, инструменты, механизмы. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — 390 с.
- Ващёкин Н.П. Информатизация общества и устойчивое развитие. М.: Издательство Московского государственного университета коммерции, 2000. — 268 с.
- Ващёкин Н.П. Образование и устойчивое развитие. М.: Издательство Московского государственного университета коммерции, 2001. — 402 с.
- Ващёкин Н.П. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие. М.: Издательство Московского государственного университета коммерции, 2000. — 240 с.
- Ващёкин Н.П. Устойчивое развитие мнения учёных. — М., 2002. — 352 с.
- Ващёкин Н.П. Цивилизация и Россия на пути к устойчивому развитию. -М.: Издательство Московского государственного университета коммерции, 1999.-326 с.
- Вебер А.Б. Устойчивое развитие как социальная проблема (глобальный контекст и российская ситуация). М., 1999. — 122 с.
- Величко А., Веремейчик Г., Гавдис С. Клуб устойчивого развития. Минск: Минсктиппроект, 2006. — 114 с.
- Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. 1997. — № 6. С. 10−12.
- Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. — С. 181 — 185.
- Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере.// Ноосфера. 1996. № 1. С. 42 -45.
- Вернадский экология — ноосфера // Материалы научной сессии. — М.: Луч, 1994.-226 с.
- Витол Э.А. Планетарная эволюция: прошлое, настоящее, будущее. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. строит, ун-та, 2002. — 359 с.
- Владимиров В.А., Измалков В. И. Катастрофы и экология. М.: Наука, 2000. — 332 с.
- Водопьянов П.А. Приоритеты образования XXI века в контексте идей устойчивого развития // Социология. 2000. — № 1. — С. 15 — 19.
- Возобновление истории. Человечество в XXI веке и будущее России. М: Изд-во МГУ, 2002. — 308 с.
- Галкин Ю.Ю. Экологическое движение. Социально-философский анализ проблем и перспектив экологического движения в России. М., 1993. — 272 с.
- Гарднер Г., Сампат П. Выковывание устойчивой материальной экономики // Состояние мира 1999. Доклад института WorldWatch о развитии по пути к устойчивому обществу: Пер. с англ. М.: Весь мир, 2000. — С 58−77.
- Гегель Г. Философия истории // Собр. соч.: В 15 т. М.- Л., 1934. Т. 8. С. 53 -55.
- Герасименко В.Н. Концепции современного естествознания. Учебноепособие. Часть 2. Научно-технический прогресс и человек. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2006. — 136 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1997. — 697 с.
- Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004. 120 с.
- Гиренок Ф.И. Русские космисты. М.: Знание, 1990. — 64 с.
- Гиренок Ф.И. Экология Цивилизация. Ноосфера. М.: Наука, 1997. С. 28 -30.
- Глазачев С.Н., Козлова О. Н. Структура и устойчивость социоприродных экосистем // Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. М.: Высшая школа, 1996.-С. 129−186.
- Глобальная экологическая перспектива 2000. — Найроби. ЮНЕП. — 1999. -702 с.
- Глобальные процессы и устойчивое развитие // Сборник статей. Рос. гос. торгово-эконом. ун-т, Центр исследований глоб. процессов и устойчивого развития. / Отв. ред. А. Д. Урсул. Москва: Изд-во РГТЭУ. — 2011. — 382 с.
- Гнатюк B.C. Устойчивое развитие: парадоксы и противоречия / Рос. акад. наук, Юж. науч. центр. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН — 2009. — 334 с.
- Голубев B.C. Социоэволюционная концепция устойчивого развития. М., 1994.- 104 с.
- Голубев B.C. Устойчивое развитие: новая парадигма // Вестник РАН, 1997. -№ 12. с. 40 — 46.
- Голубева О.Н., Суханов А. Д. Проблема целостности в современном образовании. / Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. — С.54−75.
- Горизонты экологического знания (социально-философские проблемы) / Отв. ред. И. Т. Фролов. М.: Наука, 1986. — 204 с.
- Горшков В.Г., Кондратьев К. Я., Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению. М., 1994. -27 с.
- Горшков В.Г., Кондратьев К. Я., Лосев К. С. Природная биологическая регуляция окружающей среды // Известия Русского географического общества. Вып. 6. — 1994. — С. 17 — 23.
- Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации. Проект. М.: Изд-е Гос. Думы, 1998. — 120 с.
- Гранберг А., Данилов-Данильян В., Циканов М., Шопхоев Е. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. М., 2002. — 414 с.
- Губайдуллина Т. Методологические проблемы развития эколого-экономических отношений в современных условиях. Казань, 1999. — 112 с.
- Гусев М.В. К обсуждению вопроса об антропоцентризме и биоцентризме // Вестник Московского университета. Сер. 16. Биология. 1991. — № 5. С. 3 -6.
- Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество: Пер. с англ. / Дж. Гэлбрейт. — М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига" — СПб.: Terra Fantastica, 2004. — 602 с.
- Дайман С.Ю., Островкова Т. В., Заика Е. А., Сокорнова Т. В. Системы экологического менеджмента для практиков / Под ред. С. Ю. Даймана. М.: Изд-во РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004. — 248 с.
- Данилова B.C., Кожевников H.H. Система мировоззренческих универсалий современной философии // Вестник ЯГУ. 2005. № 1 (2). — С. 47−52.
- Данилов-Данильян В. И. Возможна ли коэволюция природы и общества? -М: Экопресс, 1999. 19 с.
- Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие: выбранный путь или предопределение? // ЭКОС. 1998. — № 1. — с. 46−53.
- Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 416 с.
- Делокаров К.Х. Философия и человек в век глобальных проблем. М.: Изд-во: Дело, 1998.- 126 с.
- Делокаров К.Х., Комисарова Г. А. Философия образования в период социальных трансформаций. М., 1997. — 237 с.
- Дерябо С. Д. Экологическое сознание // Гуманитарный экологический журнал. Т. 6. — В. 2. — С. 5 — 6.
- Дмитриевская И.В. Системные закономерности формирования ноосферной парадигмы образования // Ноосферная идея и будущее России: Тез. межгос. науч.-практ. конф. / Под ред. Г. С. Смирнова. Иваново: ИвГУ, 1998. С. 136 140.
- Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX в. — М.: ИТП и МИО РАО, 1994. — 140 с.
- Донченко А.П. Фактор времени в нравственном становлении личности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1998. — 120 с.
- Дрейер O.K., Лось В. А. Экология и устойчивое развитие. М., 1997. — 224 с.
- Дробжев М.И. Вернадский и современная эпоха: Монография. Тамбов: Издательство ТГТУ, 2010. — 232 с.
- Дьюи Д. Школа и общество. / Пер. с англ. ГА. Лучинского. Изд. 2-ое. М., 1924. — С. 7−9.
- Дыльнова Т.В. Социальная справедливость и устойчивое развитие общества. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1999. — 108 с.
- Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана.— М.: Канон, 1995.—352 с.
- Дятлов С.А. Основы концепции устойчивого развития. СПб., 1999.- 154 с.
- Егоров Ю.Л., Костина Т. И., Тихонов М. Ю. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность: Филос.-методол. аспекты. М.: РАГС, 1996. — 160 с.
- Еланова М.М., Мантатова Л. В. Гуманизация образования в целях устойчивого развития. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. — 154 с.
- Ермаков Д. С. Интернет для экологического образования / Д. С. Ермаков // Открытое образование.- 2001. № 2. — С. 26−29.
- Ермаков Д.С., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Учимся решать экологические проблемы. М.: Школьная пресса, 2002. — 110 с.
- Жевлакова М., Кириллов П., Корякина Н. Парадоксы экологического образования Электронный ресурс. / М. Жевлакова. Режим доступа: http://ecoedu.iseu.by/uploads/files/eo3.pdf (Дата обращения: 14.12.2012).
- Забота о земле. Стратегия устойчивого существования. Резюме. -Гланд. 1991.- с. 64.
- Завадский K.M. К пониманию прогресса в органической природе // Проблемы развития в природе и обществе. М.- Л.: Наука, 1958. — 372 с.
- Захаров В.М. Здоровье среды: Концепция. М.: Центр экологической политики России, 2000. — 30 с.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М., 1981. -184с.
- Захлебный А.Н. Экологическая компетенция новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы: науч.-метод. журн. — 2007. — № 3. — С. 3−8.
- Захлебный А. Н. Экологоориентированная деятельность: куда ориентировать? // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы: Научно- методический журнал.- 2003. № 3. С. 10−13.
- Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования // Развитие непрерывного экологического образования. / Под ред. В. В. Лебединского.1. М., 1995.-С. 16−26.
- Иноземцев B.JI. Расколотая цивилизация. М., 1999. — 740 с.
- Информатика для устойчивого развития / Под ред. М. Б. Игнатьева и М. А. Вуса. СПб., 2009. — 196 с.
- Информационные и коммуникационные технологии для среднего образования: Информационный меморандум / Кинелев В., Коммерс П., Коцик Б. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО). М., 2005. — 24 с.
- История философии / под ред. В. М. Мапельмана, Е. М. Пенькова. -М.: Изд-во «Приор», 1997. 464 с.
- Иоханнесбургский меморандум: Справедливость в хрупком мире / Меморандум ко Всемирному саммиту по устойчивому развитию. М.: ОГИ, 2002. — 88 с.
- Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию Электронный ресурс. / Главная страница ООН. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/decl wssd. shtml (Дата обращения: 14.12.2012).
- Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2002. — № 9- 10. -С. 139−141.
- Каган М.С. Гуманитаризация образования как общекультурная проблема // Магистр. Москва, 1998. — № 4. — С.88−95.
- Калинин В. Б. Гуманистическая модель экологического образования / В. Б. Калинин.- 1998. № 1. — С. 3−8.
- Калинин В.Б. Концептуальные основы образования для устойчивого развития. Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения // Вып. XIII. М.: Изд-во МГИДА, 2002. — С. 87−102.
- Калинин В.Б. Ресурсная база гуманистической модели экологического образования // Вестник АсЭкО. 1998. — № 1 (15). — С.5 — 63.
- Калинин В.В., Ермаков Д.С, Гайворон Т. Д., Лапшина С. Ю. Методические основы курса «Устойчивое развитие» // Вестник АсЭкО, № 2 (30), 2003.-С. 7−8, 41−46.
- Калужский М.Л. Генезис цивитальной организации: идеология нового мира. LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 408 с.
- Кан Г. Грядущий подъем: экономический, политический, социальный // Новая технологическая волна на Западе. М., 1986. — 453 с.
- Кант И. О педагогике. // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. — С. 445−504.
- Карнаухов H.H. Образование будущего или будущее образования // Россия: выбор пути: Материалы научно-практической конференции. -Тюмень, 2000. 144 с.
- Карпинская P.C., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Наука, 1995. — 290 с.
- Кара-Мурза С. Г. Концепция «золотого миллиарда» и новый мировой порядок // Знание — власть. 2000. — № 118. — С. 1 — 8.
- Кемкин В.И., Зейналов Г. Г., Айзятов Ф. А. Общество на пути к устойчивому развитию. М.: Марс, 1996. — 238 с.
- Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. М.: Прогресс, 1991.-344 с.
- Киселев A.C. Инновационная система опережающего образования в контексте социологической перспективы общественного развития: Учебно-методическое пособие. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 220 с.
- Киселев A.C. Роль нарождающегося информационного общества в развитии мировой цивилизации: Монография. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005. — 164 с.
- Киселева Н.П., Литвинцева Э. В., Павлов А. Г. Выбери будущее сегодня: книга для тех, кому жить в 21 веке: Пособие для учителей. СПб.: Региональная общественная организация содействия экологическомуобразованию «АсЭкО-Санкт-Петербург», 2001. 68 с.
- Клячко Т.Д. Образование как ресурс социально-экономического развития. М., 2002. — 19 с.
- Ковалев A.M. Законы истории и облик современного мира: идеи, размышления, гипотезы. М.: ЧеРо. — 2003. — 400 с.
- Ковалев А. М. Человек продукт природы и основа социума. — М.: Квадратум. — Т. 3. — 2000. — 423 с.
- Кожевников H.H. Важнейшие философские ориентиры развития общества // Credo 2005. — № 3 (43). — С. 143−152.
- Кожевников H.H. Основные направления развития планетарной философии. / Материалы XXI Всемирного философского конгресса «Философия лицом к мировым проблемам». Доклады российских участников. Краснодар-Москва, 2004. — С. 140−146.
- Комиссарова Э.С. Философия природы: история и современность: Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. 16 с.
- Кондорсэ Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936. С. 5 — 6.
- Кондратьев К.Я. Глобальные изменения на рубеже тысячелетий // Экология и жизнь. 2002. — № 1. — С. 38−42.
- Кондратьев К.Я., Романюк Л. П. Устойчивое развитие: концептуальные аспекты // Изв. Русск. геогр. общ-ва. 1996. — Т. 128. — Вып. 6.-С. 1−12.
- Кондратьев К.Я., Крапивин В. Ф. Савиных В.П. Перспективы развития цивилизации: Многомерный анализ. М.: Логос, 2003. — 576 с.
- Конт О. Основные законы социальной динамики или общая теория общественного прогресса человечества // Зомбарт В. Социология. Хрестоматия. Л., 1926.- С. 15−30.
- Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию
- Утверждена Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440) // Россия на пути к устойчивому развитию. М.: РЭФИА, 1996. — С. 10−22.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.
- Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 15.-Ст. 1572.
- Концепция устойчивого развития и местная повестка дня на XXI век / Под ред. Д. А. Голубева, Н. Д. Сорокина. СПб., 2003. — 480 с.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 2015 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р.
- Концепция экологического образования учащихся Н. Новгорода в контексте идей устойчивого развития / Под ред. В. А. Глуздова, Н. Ф. Винокуровой, В. В. Николиной. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2002. -19 с.
- Корякина Н.И., Желвакова М. А., Кириллов П. Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий (методическое пособие для учителя) / Общ. ред. С. В. Алексеева. СПб.: Школьная пресса, 2000. — 150 с.
- Коптюг В.А. На пути к устойчивому развитию цивилизации // Свободная мысль 1992 — № 4 — С. 14−22.
- Коптюг В.А. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России. Растущее противоречие между богатыми и бедными странами чревато взрывом. // Экология и жизнь. 2007. — № 3. — С. 10−13.
- Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Информационный сбор. Новосибирск: СО РАН, 1992.-С.61−62.
- Костюкова Т.А. Философские основания новой образовательноймодели // Образование и наука: современные стратегии развития. Томск, 1995. — С.52−56.
- Кошелева B.JI. Философия Н. Бердяева и проблемы гуманизации образования // Социально-философские проблемы образования. М., 1992. -С.134−150.
- Коэн Р. Социальные последствия современного технологического прогресса // Новая технологическая волна на Западе. М., 1986. — с. 215 -218.
- Крапивенский С.Э., Стризое A.JI. Социальная философия: Методические указания для студентов, обучающихся по специальности «Философия». Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — 60 с.
- Кузнецов О.Л., Большаков Б. Е. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе природа обществ — человек. — М. — Дубна: Изд-во «Гуманистика», 2002. — 616 с
- Кузнецов П. Г. Об идолах и идеалах // Россия 2010: Журнал межрегиональной государственности. — М. — 1994. — № 5. — С. 182−184.
- Кузнецов П. Г. Система питания: разум против геноцида // Россия -2010: Журнал межрегиональной государственности. М. — 1994. — № 5. -С. 185−189.
- Кузнецов О.Л., Кузнецов П. Г., Большаков Б. Е. Система человек -общество природа: устойчивое развитие. — М., 2001. — 569 с.
- Кузнецов О.Л., Кузнецов П. Г., Большаков Б. Е. Устойчивое развитие: синтез естественных и гуманитарных наук. Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2001. — 212 с.
- Куликов М. И. Земная цивилизация. Эпохи ее восходящего развития: теоретико-методолог. монограф, исследование. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого. — 2005. — 616 с.
- Культура и устойчивое развитие мирового сообщества в XXI веке. -М.: Международное издательство «Информациология», 2002. 133 с.
- Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ: пер. с англ. М.: Прогресс, 1970. С. 10−13.
- Кургинян С.Е., Аутеншлюс Б. Р., Гончаров П. С. и др. Постперестройка: Концептуальная модель развития нашего общества, политических партий и общественных организаций. М.: Политиздат, 1990. -93 с.
- Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994. — 314 с.
- Кутырев В.А. Утопическое и реальное в учении о ноосфере. // Природа.- 1990, № 4. С. 49−56.
- Кушнаренко И.А. На пути к ноосферному государству. М.: Издательство: РАГС, 2000. — 258с.
- Лавров С.Б. Реалии глобализации и миража устойчивого развития // Известия РГО. 1999. — Т. 131. Вып. 3. — С. 1−8.
- Ласло Э. Век бифуркации. Постижение изменяющегося мира // Путь.- 1995. -№ 1.-С.З- 129
- Левашов В.К. Глобализация и устойчивое развитие // Устойчивое развитие. Наука и Практика. 2002. — № 1. — С. 5—27.
- Левашов В.К. О социальной сущности концепции устойчивого развития // Социологические исследования. 1997. — № 4. — С. 3−14.
- Левитан Е. Грани опережающего образования // Наука и жизнь. -1996.- № 10.-С. 34−38.
- Лойко О.Т. Устойчивое развитие и планирование в туризме: учебное пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. -360 с.
- Лосев К.С. На пути к устойчивому развитию. // Зелёный мир 1995 -№ 5.-С. 8−10.
- Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке. М.: Космосинформ, 2001. — 400 с.
- Лось В.А. Взаимоотношения общества и природы. М.: Знание, 1989. -115 с.
- Львов Д.С. Путь в XXI век. М.: Экономика, 1999. — 793 с.
- Лысак И.В. Общество как саморазвивающаяся система: Учебное пособие по курсу «Социальная философия» для студентов высших учебных заведений. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. — 112 с.
- Мальтус Т. Опыт закона о народонаселении. — Петрозаводск: Петроком. 1993. — 142 с.
- Мамедов Н.М. Введение в теорию устойчивого развития. М.: Ступени. — 2004. — 98 с.
- Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М., 1996. — с. 102.
- Мамедов Н.М. Основы социальной экологии. М.: Ступени, 2003. -272 с.
- Мамедов Н.М. Техника и экология. М.: Наука, 1996. — 241 с.
- Мамедов Н.М. Экологическая культура и образование // Экологическое образование: концепции и методические подходы. 1996. — С. 10−23
- Мамедов Н.М. Основания экологического образования // Философия экологического образования. М., 2001. — С. 72−88
- Мантанов В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие. В 2 т. Улан-Удэ, 1998. Т.1. — 208 с.
- Мантатова Л.В. Стратегия развития: Ценности новой цивилизации. -Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. 242 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 21 С. 269 — 317.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 42. С. 116−118.
- Марфенин H.H. Концепция «устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире, 2002. Аналитический ежегодник. М.: Изд-во МНЭПУ, 2002. — С. 126−176.
- Медоуз Д.Х., Медоуз Д. Д., Рандерс Й. За пределами роста: Предотвратить глобальную катастрофу, обеспечить устойчивое будущее / Пер. с англ. М.: Изд. «Прогресс», 1994. 304 с.
- Медоуз Д.Х., Рандерс Й., Медоуз Д. Л. Пределы роста: 30 лет спустя / Пер. с англ. М.: Изд. «Академкнига», 2008. 342 с.
- Миркин Б.М., Наумова Л. Г. Курс лекций по устойчивому развитию. -М.: «Тайдекс Ко», 2005. 248 с.
- Моисеев H.H. Быть или не быть . человечеству? М.: Ульяновский Дом печати, 1999. — 288 с.
- Моисеев H.H. Время определять национальные цели // Собр.соч.: В 3 т.-М., 1997. Т.З.- С. 77- 129.
- Моисеев H.H. Еще раз о проблеме коэволюции. // Вопросы философии 1998 — № 8 — С. 22−36.
- Моисеев Н. Система «Гея» и проблема запретной черты // Мир науки- 1985-№ 1.-С.4−7.
- Моисеев H.H. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Языки русской культуры, 2000. — 224 с.
- Моисеев H.H. Экология и образование. М., 1996. — С.117 — 119.
- Молодая интеллигенция и устойчивое развитие общества // XIX Международная научно-теоретическая конференция, Иваново, 25−27 сентября 2008 г. Иваново: Ивановский гос. ун-т. — 2008. — 289 с.
- МунинП.И. От модели устойчивого роста к модели устойчивого развития. //Синергетика: человек и общество. М., 2000. — С. 209 — 211.
- Мунтян М.А. Иммануил Кант и теория всеобщего мира // И. Кант. Проект «К вечному миру». К 200-летию со дня смерти. М.: Изд-во РГТЭУ.- 2004. С. 39−85.
- Мунтян М.А. Людвиг Фейербах и проблема познания человека постиндустриально-информационной эры // Вестник РГТЭУ. Научный журнал. 2007.-№ 3.-С. 153−160.
- Мунтян М.А. Международный порядок по 3. Бжезинскому // Глобализация и моделирование социальной динамики. М.: Изд-во ИСН. -2001. — С.48−52.
- Мунтян М.А. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие // Безопасность Евразии. 2001. № 3. — С. 225−262.
- Муравых А.И. Философия экологической безопасности. М.: Изд-во РАГС, 1997.- 202 с.
- Мэльман М. Образование для устойчивого развития: слепцы и слон. // Адукатор 2006 — № 2(8). С. 35 — 37.
- Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. М., 2001. — 226 с.
- Национальная оценка прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию. М.: 2002. — 56 с.
- Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКСОР). / Пер. с англ. М. 1989. — 562 с.
- Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству. Сочинения в 2-х томах. Том 2. М., 1998. — С. 233 — 489.
- Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексные исследования проблем устойчивого развития: идеи и результаты / Под ред. В. А. Коптюга, В. М. Матросова, В. К. Левашова. Изд. 2-е. М.: 2000. — 416 с.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. М.: Изд-во «Эгвес», 2000. — 272 с.
- Образование взрослых: цели и ценности / Под ред. Г. С. Сухобской, Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. СПб.: ИОВ РАО, 2002. — 188 с.
- Образование во имя устойчивого будущего. UNESCO. 1997.
- Образование для инновационного общества в XXI веке. Итоговый документ саммита Большой восьмёрки, г. Санкт-Петербург, 16 июля 2006 г.
- Образование для устойчивого развития в Санкт-Петербурге. СПб., 2002.-12 с.
- Образование для устойчивого развития: Материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития» / Под ред. Н. С. Касимова. Смоленск: Универсум, 2004. — 264 с.
- Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад / Общественная палата Российской Федерации. М.: 2007. -78 с.
- Образование, наука, университет гаранты будущего человечества: Материалы круглого стола / Московский государственный университет коммерции. — М., 2000. — 104 с.
- Огурцов А. П., Платонов В. В. Западная философия образования. XX век. СПб.: РХГИ, 2004. — 520 с.
- Олейникова О.Н., Муравьева A.A., Аксёнова Н. М. Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии. М.: РИО ТК им. Коняева, 2009. — 131 с.
- Олех Л.Г. Цивилизация и революция. Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние.- 1989.- 189 с.
- Осипов А. М. Социологические предпосылки развития образования // Вестник Новгородского университета 1997 — № 6. — С. 139 — 147. .
- Основные положения стратегии устойчивого развития России // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2002 — № 910. — С. 13−103.
- Оспина Г. Л. Задачи образования на национальном и международном уровнях // Перспективы. М.- Париж — 2001 — Т. ЗО — № 1. С. 120 — 124.
- О состоянии окружающей среды в конце тысячелетия. // Доклад ЮНЕП. М: ЗАО Интердиалект*, 2000. — 398 с.
- Павленко В.Б. Мифы «устойчивого развития». «Глобальное потепление», или «Ползучий» глобальный переворот? Москва: ОГИ -2011.-942 с.
- Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998 — 270 с.
- Пасхин E.H. Информатизация и образование. М.: Изд-во РАГС, 1996. — 196 с.
- Пасхин E.H. Информатизация образования в стратегии устойчивого развития. М.: РАГС, 1999. — 218 с.
- Перелет P.A. Переход к эре устойчивого развития? // Россия в окружающем мире: 2003. Аналитический ежегодник. М.: Изд-во МНЭПУ, 2003.-С. 10−31.
- Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. М.: КМК, 2002. -502 с.
- Пестель Э. За пределами роста. М.: Прогресс, 1988. — 268 с.
- Петров A.B. Социально-экономические проблемы развитиясовременного общества: Учебно-методическое пособие. СПб.: Астерион, 2007. — 33 с.
- Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1977. С. 9 — 10.
- Поддубный A.B. Экологические проблемы и устойчивое развитие регионов: Учебное пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. — 143 с.
- Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Рук. программы и отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Норма: Инфра-М. — 2000. — 314 с.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 101 — 102.
- Проблема устойчивого развития: естественно-научный и гуманитарный анализ / Н. В. Белотелов, Ю. И. Бродский, H.H. Оленев и др. -М.: ФАЗИС.-2004. 108 с.
- Проблемы экологического образования школьников: Пособие для слушателя экологической школы. / Сост. Н. Ф. Винокурова, В. В. Николина. -Н.Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1991. 40 с.
- Программа действий по дальнейшему осуществлению «Повестки дня на XXI век» // Зеленый мир 1998 — № 6. — С. 157−158.
- Промежуточный отчет ЭКО-Формула для Целевой группы по образованию для устойчивого развития. Женева, февраль 2004. — 159 с.
- Пути устойчивого развития: Социогуманитарный аспект / отв. ред. Бойко В. И., Ламин В. А., Фофанов В. П. Новосибирск: Сиб. науч. изд-во, 2006. — 423 с.
- Раимова А.Т., Абдрашитов Р. Т., Шаврина Е. В. Информационно-правовые аспекты устойчивого развития региона: Монография. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003.-210 с.
- Разумовский О.С. Три подводных камня концепции устойчивого развития человечества // Гуманитарные науки в Сибири. 1997. — № 1. — С. 128−161.
- Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: Международный центр1. Рерихов, 1997.-200 с.
- Розов Н.С. Устойчивое развитие и ценностное сознание. -Новосибирск, 1994. 30 с.
- Россия на пути к устойчивому развитию / Московский городской институт, Центр содействия устойчивому развитию России. М.: МГИУ Правительства Москвы. — 2003. — 412 с.
- Рудмэн Д.М. Построение устойчивого общества // Состояние мира 1999. Доклад института WorldWatch о развитии по пути к устойчивому обществу / Пер. с англ. М.: Весь мир, 2000. — С. 247−275.
- Рябова Н. Эко-логика образования // Адукатар. 2004. — № 3. — 19 с.
- Садовничий В.А. Роль образования и науки в переходе к устойчивому развитию. // Высшее образование сегодня. М., 2002. — № 1. — С. 10−17.
- Сен-Симон А. Катехизис промышленников // Избр. соч.: В 2 т. М.- Л., 1948. Т. 2. С. 121−257.
- Смирнов Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность. Философские проблемы ноосферного универсума: Монография. -Иванова: ИвГУ, 1998. 340 с.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. — 543 с.
- Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. -351 с.
- Состояние мира 1999. Доклад института WorldWatch о развитии по пути к устойчивому обществу: Пер. с англ. М.: Весь мир, 2000
- Состояние мира 2001. Доклад института WorldWatch о развитии по пути к устойчивому обществу: Пер. с англ. М.: Весь мир, 2003.
- Состояние мира 2002. Доклад института WorldWatch о развитии по пути к устойчивому обществу: Пер. с англ. М.: Весь мир, 2003.
- Социальная экология и устойчивое развитие / РАГС при Президенте РФ. Каф. социал. экологии- отв. за вып. Шилов А. С. М.: Изд-во РАГС, 1996.- 159 с.
- Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев. 1997. — 512 с.
- Степанов С.А. Глобализация. Устойчивое развитие. Образование / Концептуальные основы экологического образования в высшей школе для устойчивого развития: Монография. М.: Изд-во МНЭПУ, 2009. — 286с.
- Степанов С.А. К вопросу о стратегии устойчивого развития как теоретико-методологической основе экологического образования // Вестник РУДН.- Сер. Психология и педагогика 2008.- № 2. — С.90 — 95.
- Степанов С.А. О необходимых чертах цивилизации будущего // Социально-гуманитарные знания.- 2009.- № 2. С. 360 — 368.
- Степанов С.А. Основные методологические и содержательные аспекты экологического образования для устойчивого развития в высшем учебном заведении: Монография.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2010. 243 с.
- Страницы автобиографии В. И. Вернадского / Под ред. К. П. Флоренского. М.: Наука, 1981. — 210 с.
- Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. -М.: Экономика. 2002. — 414 с.
- Стратегия образования для устойчивого развития в Санкт-Петербурге (интеграция основных направлений образования для устойчивого развития в образовательную систему Санкт-Петербурга). / Под ред. С. В. Алексеева. -СПб, 2002. 25 с.
- Стрелец Ю.Ш. Философия образования: Методические указания. -Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. 17 с.
- Субетто А.И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия (избранное). С-Пб.: ПАНИ, 1999. — 828 с.
- Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный283. интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. СПб -М: ИЦ ПКПС, 1993.-172 с.
- Тарасова Н.П., Ягодин Г. А., Николайкин Н. И. Образование как фактор устойчивого развития // Экология и промышленность России. 2000. -№ 1. — с. 2—4.
- Татур В.Ю., Кравченко С. Ф. Естественнонаучные основы антропокосмизма // Ноосфера и человек, М., 1991. С. 35 — 40.
- Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. — 736 с.
- Тойнби А. Цивилизация перед судом истории / Пер. с англ. под ред. В. И. Уколовой, Д. Э. Харитоновича. М.: Айрис-пресс. — 2003. — 588 с.
- Тоффлер О. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. — 456 с.
- Тоффлер А. Третья волна. // США экономика, политика, идеология. М., 1982.-№ 7- с. 97−102.
- Тоффлер А. Футурошок. М., 1997. — 464 с.
- Тузовский И. Д. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. -Челябинск, 2009. 312 с.
- Турченко В.Н. Основы стратегии образования. Новосибирск, 1995. -54 с.
- Турченко В.Н., Шафранов-Куцев Г.Ф. Россия: от экстремальности к устойчивости (методология устойчивого развития). — Тюмень: Тюменский государственный университет, 2000. 204 с.
- Указ Президента РФ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». — Москва, 04.02.94, № 236.
- Указ Президента РФ «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию». М., 01.04.96, № 440.
- Урсул А.Д. Концепция устойчивого развития. Образование для устойчивого развития. // Биология в школе 2002 — № 7. С. 7 — 10.
- Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу. // Философские науки 1991 — № 5. — С.27−36.
- Урсул А.Д. Опережающее образование и устойчивое развитие // Зелёный мир. 1996 — № 25. — С.36−42.
- Урсул А.Д. Переход к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. -М.: Ноосфера, 1998. 500 с.
- Урсул А.Д. Путь в ноосферу (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). — М., 1993.-275с.
- Урсул А.Д., Лось В. А. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития: проблемы и перспективы. М.: Луч, 1994. — 273 с.
- Урсул А.Д. Устойчивое развитие, становление ноосферы и опережающее образование // В сб.: Глобальные экологические проблемы на пороге XXI века. М.: Наука. — 1998. — С. 273−294.
- Урсул А.Д. Устойчивое развитие цивилизации и образование в XXI веке // Зелёный крест. 1995 — № 4. — С. 35−36.
- Устойчивое развитие в меняющемся мире. Преобразование институтов, рост и качество жизни / науч. ред.: д. э. н. Осадчая И. М., Осадчая О. Е. Москва: Весь Мир. — 2003. — 255 с.
- Устойчивое развитие: ресурсы России / Под ред. Н. П. Лаверова. — М.: РХТУ, 2004. 212 с.
- Фарелл Р. Образование для жизнеобеспечения // Энциклопедия систем жизнеобеспечения. Знания об устойчивом развитии. Т 1. М.: МАГИСТР ПРЕСС, 2005. — 198 с.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.
- Федоров Н.Ф. Сочинения / Сост. С. Г. Семенова. М.: Мысль, 1982. -711 с.
- Федотов А.П. Мировая система и Россия: закономерности и модели развития // Реформы в России с позиций концепции устойчивого развития. -Новосибирск 1995. — 106 с.
- Философия и кризис современной цивилизации / Отв. ред. Делокаров К. Х. М.: Луч, 1993. — 254 с.
- Философия экологического образования: монография / Под общ. ред. и с предисл. Лисеева И. К. М.: Прогресс-Традиция. — 2001. — 412 с.
- Формирование современного информационного общества проблемы, перспективы, инновационные подходы: Материалы международного форума, Санкт-Петербург, 30 мая — 3 июня 2011 г. / ГОУ ВПО СПбГУАП, СПб., 2011.- 188 с.
- Форрестер Дж. Мировая динамика. М.: Наука, 1978. — 167 с.
- Фромм Э. Иметь или быть. М.: 000 «Фирма «Издательство АСТ», 2000. — 448 с.
- Фукуяма Ф. Конец истории. // Философия истории: Антология. — М., 1994, — С. 290−291.
- Фурсей Г. Н., Рюмцев Е. И., Чирятьев М. Н. Наука и образование в общем контексте культуры как определяющий фактор устойчивого развития России. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. -164 с.
- Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. Калуга: Золотая аллея, 2001. -384 с.
- Чижевский А.Л. Я молнию у неба взял . Автобиографические очерки. Калуга: Гелиос, 1994. — 75 с.
- Человек из века в век, или К третьему тысячелетию по двадцати ступеням в духовном развитии цивилизации / Л. В. Василенко, В. В. Горбунов, Г. А. Жесткова. М.: Фонд имени И. Д. Сытина. — 2000. — 204 с.
- Чепурных H.B. Экономика и экология: развитие катастрофы / Н. В. Чепурных, А. Л. Новоселов. М.: Наука, 1996. — 271 с.
- Чугунов A.B. Развитие информационного общества: теории, концепции и программы: Учебное пособие. СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. — 98 с.
- Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. — 343 с.
- Шелехов A.M. Основные направления стратегии устойчивого развития для России. // Экосинформ 2001 -№ 9. — С.16 — 18.
- Шелехов A.M. Устойчивость России устойчивость всего мира. // Парламентская газета, № 239 (619), 19.12.2000.
- Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1993. — 663 е.- Т.2. Всемирно-исторические перспективы. / Пер с нем. и примеч. И. И. Маханькова. — М.: Мысль, 1998. -606 с.
- Эдварде Б. Реформирование образования и устойчивое развитие в странах Америки. // Перспективы. М.- Париж, 2001. — Т.30, № 1. — С. 25 -27.
- Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития // Материалы Международного форума, 20 24 сентября 2004 г.: в 2 т. — Брянск: Клинцовская городская типография — 2004. — 398 с.
- Экологическое образование и устойчивое развитие / РАГС при Президенте РФ. Каф. социал. экологии. М., 1996. — 213 с.
- Экологическая доктрина Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р. г. Москва.
- Эко-школы. Как получить Зелёный флаг в России. Пособие для школ. -СПб, 2003.-32 с.
- Энциклопедия систем жизнеобеспечения. Знания об устойчивом развитии. Т.1. М.: ЮНЕСКО / ООО «Издательский Дом МАГИСТР -ПРЕСС», 2005.- 1300 с.
- Энциклопедия систем жизнеобеспечения. Знания об устойчивом развитии. Т.2. М.: ЮНЕСКО/ ООО «Издательский Дом МАГИСТР -ПРЕСС», 2005.-1200 с.
- Энциклопедия систем жизнеобеспечения. Знания об устойчивом развитии. Т.З. М.: ЮНЕСКО/ ООО «Издательский Дом МАГИСТР -ПРЕСС», 2005.-1270 с.
- Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. -М., 1999. 352 с.
- Яншина Ф.Т. Ноосфера Вернадского: утопия или реальные перспективы. // Общественные науки и современность. 1993. — № 1. — с. 163 — 173.
- Яншина Ф.Т. Эволюция взглядов В.И.Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М.: Ноосфера, 1996. — 222 с.
- IX конференция по сотрудничеству приполярных университетов «Глобализация и устойчивое развитие приполярного Севера»: Материалы международной конференции. Петрозаводск, 2005. — 130 с.
- XXI век: Диалог цивилизаций и устойчивое развитие: Тезисы докладов международного симпозиума. Улан — Удэ: Издательство ВСГТУ, 2001.-232 с.
- Donella H. Meadows et al. The Limits to Growth. New York: Universe Books, 1972.-216 p.
- Environmentally sustainable economic development: building on Brundtland/ UNESCO. — 1991. — 100 p.
- The world environment 1972 1992. — London: Chapman and Hall, 1992. — 884 p.
- World resources, 1990 1991. — N.Y., Oxford: Basic Book, Ink. — 1990. -XII. — 383 p.