Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7-9-летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью социальной реабилитации и адаптации детей с церебральным параличом, сопровождающимся нарушениями речевого и интеллектуального развития, которые до недавнего времени были вытеснены из сферы образования, изолированы от общества, здоровых сверстников, а часто и от семьи в связи с диктатом образовательного ценза… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
    • 1. 1. Коммуникативная деятельность как объект междисциплинарного исследования
    • 1. 2. Развитие деятельности общения в онтогенезе
    • 1. 3. Детский церебральный паралич как фактор, предрасполагающий к возникновению коммуникативных нарушений
  • Глава II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ
    • II. 1. Организация и методика констатирующего эксперимента
    • 11. 2. Состояние речи и клинико-психологические особенности, влияющие на специфику коммуникативной деятельности при церебральном параличе
    • 11. 3. Характеристика типологических групп. Анализ взаимозависимости между типом коммуникативного проявления, уровнями моторного, интеллектуального и речевого развития
    • 11. 4. Анализ средств коммуникации и коммуникативных умений в выделенных типологических группах
  • Глава III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 7−9-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

III.1. Цель, задачи, принципы и организация логопедической работы по формированию первоначальных коммуникативных умений 129 Ш. 2. Содержание логопедической работы по формированию первоначальных коммуникативных умений 138 Ш. З. Анализ результатов логопедической работы по формированию первоначальных коммуникативных умений

Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7-9-летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. За последние десятилетия в связи с социально-политическими изменениями в обществе и гуманизацией образования возрос интерес к вопросам обучения и воспитания детей с церебральным параличом, сочетающимся с нарушениями речевого и интеллектуального развития. Большинство исследователей.

М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко и др.) отмечают вариативность проявлений нарушений моторного, когнитивного, речевого, эмоционально-личностного развития при церебральном параличе.

В психолого-педагогической литературе имеются данные о несформированности предпосылок коммуникативной деятельности и косвенные указания на наличие стойких коммуникативных нарушений у детей с церебральным параличом (Е. Ф. Архипова, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, О. Г. Приходько, И. А. Смирнова, Л. М. Шипицына и др.). Сочетание неврологических и психических расстройств обусловливает в ряде случаев несформированность к школьному возрасту даже первоначальных коммуникативных умений. В связи с этим представляется важным изучить особенности и возможности целенаправленного формирования коммуникативных умений у данной категории детей.

В существующей системе логопедической помощи детям 7—9-летнего возраста с церебральным параличом основное внимание уделено коррекции фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, а формированию как вербальных, так и невербальных средств коммуникации и коммуникативных умений не уделяется должного внимания.

На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью социальной реабилитации и адаптации детей с церебральным параличом, сопровождающимся нарушениями речевого и интеллектуального развития, которые до недавнего времени были вытеснены из сферы образования, изолированы от общества, здоровых сверстников, а часто и от семьи в связи с диктатом образовательного ценза. Возможности — социальной реабилитации и адаптации таких детей во многом определяются степенью сформированности у них вербальных и невербальных средств коммуникации и коммуникативных умений. Безусловно, наиболее сензитивным периодом для формирования первоначальных коммуникативных умений является ранний и дошкольный возраст, но, к сожалению, до сих пор в оказании помощи ребенку раннего и дошкольного возраста с церебральным параличом в ряде случаев преобладает медицинский подход. Обращение за помощью к педагогам и психологам часто наблюдается лишь при достижении школьного возраста. Следовательно, при детском церебральном параличе выделяется категория детей 7—9-летнего возраста, не получавших в дошкольном возрасте специальной логопедической помощи по ряду объективных и субъективных причин, которым требуется коррекционная помощь по восполнению пробелов в коммуникативном развитии и формированию первоначальных коммуникативных умений.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью целенаправленного изучения механизмов коммуникативных нарушений при церебральном параличе в сочетании с возрастным аспектом симптоматики у детей 7—9-летнего возраста и разработки логопедической технологии формирования первоначальных коммуникативных умений у данной категории детей. В специальной литературе по вопросам изучения, развития и коррекции когнитивной (Л. А. Данилова, Г. В. Дедюхина, И. И. Мамайчук, К. А. Семенова и др.), эмоционально-личностной сфер (Э. С. Калижнюк, Е. И. Кириченко, В. В. Ковалев и др.) и речи (Е. Ф. Архипова, И. И. Панченко, И. А. Смирнова и др.) у детей с церебральным параличом недостаточно разработана проблема их коммуникативного развития.

На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что в современной науке и практике логопедии внимание исследователей сосредоточено на развитии и коррекции произносительной (И. И. Панченко, О. В. Правдина, В. Т. А. Сорокина и др.) и лексико-грамматической сторон речи (Н. Н. Малофеев, Н. В. Симонова, И. А. Смирнова, Л. Б. Халилова и др.) у детей с церебральным параличом, вопросы же формирования первоначальных коммуникативных умений у данной категории детей в 7—9-летнем возрасте остаются неупорядоченными и недостаточно разработанными. Изучены вопросы формирования предпосылок коммуникативной деятельности и начальных навыков общения в раннем и младшем дошкольном возрасте (Е. В. Кириллова, И. П. Лямина, В. Л. Рыбкина, К. В. Якунина и др.), развития коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте при общем недоразвитии речи (О. С. Павлова, Л. Г. Соловьева, Е. Г. Федосеева и др.), формирования основ коммуникации у детей более старшего возраста при умеренной и выраженной степени умственной отсталости (И. М. Бгажнокова, Н. П. Задумова, Л. М. Шипицына и др.), однако применительно к младшему школьному возрасту проблема формирования коммуникативных умений рассматривается в основном в контексте ведущей для данного возраста учебной деятельности (О. Е. Грибова, Л. Б. Халилова, С. И. Чаплинская, А. В. Ястребова и др.), к которой значительная часть детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом не подготовлена. Анализ отечественной литературы показал, что отсутствуют специальные исследования по проблеме формирования первоначальных коммуникативных умений у детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом.

В результате анализа литературных данных и изучения опыта логопедической работы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:

— возрастающими требованиями общества и государства к социальной реабилитации и адаптации детей с церебральным параличом и несформированностью у них коммуникативных умений;

— необходимостью дальнейшего целенаправленного изучения симптоматики коммуникативных нарушений у детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом и отсутствием достоверных критериев оценки средств коммуникации и коммуникативных умений у данной категории детейнеобходимостью выявления механизмов коммуникативных нарушений у детей с церебральным параличом и отсутствием учета зависимости между коммуникативным развитием и развитием моторики, речи и интеллекта в теоретической литературе;

— практической востребованностью в логопедической работе и недостаточной разработанностью логопедической технологии формирования первоначальных коммуникативных умений у детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом.

На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в изучении механизмов коммуникативных нарушений при церебральном параличе в сочетании с возрастным аспектом симптоматики у детей 7—9-летнего возраста и в теоретическом обосновании и разработке логопедической технологии формирования первоначальных коммуникативных умений.

Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия позволили сформулировать тему исследования: «Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия».

Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность логопедической технологии формирования первоначальных коммуникативных умений у детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом.

Объект исследования. Коммуникативная деятельность детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом.

Предмет исследования. Процесс формирования первоначальных коммуникативных умений у детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом.

Гипотеза исследования: возможно, что симптоматика коммуникативных нарушений у детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом проявляется в несформированности как вербальных, так и невербальных средств коммуникации и коммуникативных уменийпредполагается наличие взаимообусловленной зависимости между сформированностью коммуникативных умений и уровнями развития интеллекта, экспрессивной и импрессивной речи, выражающейся в том, что нарушения интеллекта, экспрессивной и импрессивной речи могут привести к несформированности первоначальных коммуникативных умений у детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличомвероятно, что эффективность формирования первоначальных коммуникативных умений у детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом будет обеспечена путем использования логопедической технологии, предполагающей следующие направления воздействия: развитие моторных механизмов речи, формирование когнитивно-поведенческих предпосылок коммуникативной деятельности, развитие умения декодировать информацию, формирование вербальных и невербальных средств коммуникации, развитие умения применять средства коммуникации в процессе общения. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической, логопедической, психолингвистической, нейропсихологической литературы определить современное состояние изучения проблемы коммуникации детей с церебральным параличом.

2. Экспериментально изучить специфические и типологические особенности средств коммуникации и коммуникативных умений у детей 7— 9-летнего возраста с церебральным параличом.

3. Выявить и обосновать взаимозависимость между сформированностью коммуникативных умений и уровнями развития моторики, интеллекта, экспрессивной и импрессивной речи у детей' 7—9-летнего возраста с церебральным параличом.

4. Теоретически обосновать и разработать логопедическую технологию формирования первоначальных коммуникативных умений у детей, 7—9-летнего возраста с церебральным параличом.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной логопедической технологии формирования первоначальных коммуникативных умений у детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом. г.

Методологической и теоретической основой исследования явились:

• диалектические положения философии, психологии и педагогики о единстве сознания и поведения человека (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Ф. Бэкон, Г. Гегель, Р. Декарт, А. Н. Леонтьев, Дж. Локк, М. В. Ломоносов, П. Я. Чаадаев и др.);

• теория преодоления «барьеров» (Р. X. Шакуров);

• концепция о сложной структуре нарушений, возникающих в результате первичного и вторичного дефектов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Р. Е. Левина, В. И. Лубовский, С. Л. Рубинштейн и др.) — ?

• понимание психики человека как единого структурированного целого, включающего аффективный и логический аспекты (Л. С. Выготский);

• учение об общих закономерностях развития нормальных и аномальных детейо потенциальных возможностях развития ребенка (Л. С. Выготский, Е. И. Грачева, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова и др.);

• о социальной обусловленности коммуникативного развития и ведущей роли взрослого в общепсихическом развитии ребенка (Е. И. Исенина, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, О. Н. Усанова и др.);

• о постепенном включении речевого знака в систему знаков дословесной коммуникации (Е. И. Исенина) — 1.

• о значимости невербальных средств в обеспечении коммуникации (И. Н. Горелов, В. А. Лабунская) и дальнейшем речевом развитии ребенка (Е. В. Кириллова, Е. Г. Федосеева, К. В. Якунина и др.);

• о разграничении понятий «коммуникативная способность» и «речевая способность» и об их относительной независимости, несмотря на тесную взаимосвязь (О. Е. Грибова, А. Н. Леонтьев).

Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе диссертационного исследования применялись следующие методы:

• теоретические — анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, статистическая обработка результатов: статистический анализ зависимостей с помощью коэффициента корреляции Спирмана, сравнение выборок с помощью и-критерия Манна — Уитни, критерия Вилкоксона — Манна — Уитни, -критерия %2-Пирсона и качественный анализ.

• эмпирические— изучение медицинской и психолого-педагогической документации, беседа, наблюдение, моделирование, индивидуальный констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Экспериментальное исследование было организовано на базе ряда учреждений: Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции № 2 Ленинского района г. Красноярска, Центра диагностики и консультирования № 9 Центрального района г. Красноярска, Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения № 10 Кировского района г. Красноярска, Красноярского детского дома-интерната № 4 для умственно отсталых детей, Шумковского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, детского психоневрологического санатория № 65 г. Москвы, федерального государственного учреждения Российского реабилитационного центра «Детство» г. Москвы.

Организация исследования. Исследование проводилось в период с 2003 по 2008 г. Всего на различных этапах исследования с различной степенью полноты было изучено 87 детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом. На основании данных, полученных на подготовительном и дифференцировочном этапах экспериментального изучения, мы выделили 76 детей, которые участвовали в дальнейшем эксперименте. Они были разделены на контрольную (28 человек) и экспериментальную (48 человек) группы. Программа экспериментального обучения была рассчитана н&один учебный год (9 месяцев). Экспериментальное обучение было организовано по потокам: в первом потоке (2005—2006 гг.) — 19 детейво втором потоке (2006—2007 гг.) — 29 детей.

Исследование осуществлялось в четыре этапа.

Первый этап (2003—2004) — поисково-теоретический. Анализ психолого-педагогической, логопедической, психолингвистической, нейропсихологической литературы, формулировка проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, цели и задач.

Второй этап (2004—2005) — констатирующий. Разработка и апробация методики констатирующего эксперимента. Комплексное исследование полиморфной группы детей с церебральным параличом. Анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка логопедической технологии формирования первоначальных коммуникативных умений у детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом.

Третий этап (2005—2007) — формирующий. Организация и проведение формирующего и контрольно-оценочного этапов опытно-поисковой работы.

Четвертый этап (2007—2008) — обобщающий. Анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов опытно-поисковой работы, внедрение их в практику образовательных учреждений и учреждений системы социального обеспечения.

Научная новизна. В результате проведенного исследования: —выявлены специфические особенности и разработаны критерии Оценки средств коммуникации и коммуникативных умений у детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом;

— выделены типы коммуникативных нарушений у детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом, зависящие от уровня сформированности импрессивной, экспрессивной речи и активности в общении;

— подтверждено, что тип коммуникативного нарушения коррелирует с уровнем интеллектуального развития, уровнями экспрессивной и импрессивной речи у данной категории детей и не зависит от уровня развития общей моторики;

— разработана логопедическая технология формирования первоначальных коммуникативных умений у детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом, интегрирующая содержание исходно-диагностического, коррекцонно-формирующего и итогово-диагностического блоковдоказаны значительные потенциальные возможности использования предложенной логопедической технологии формирования первоначальных коммуникативных умений у детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что': —уточнены и дополнены имеющиеся теоретические сведения о формировании коммуникативных умений у ребенка с церебральным параличом, сочетающимся с нарушениями речевого и интеллектуального развития;

— расширены теоретические представления о механизмах возникновения коммуникативных нарушений при церебральном параличедано теоретическое обоснование и определены теоретические принципы для целенаправленного изучения и организации логопедического воздействия на этапе формирования первоначальных коммуникативных умений у детей 7— 9-летнего возраста с церебральным параличом. Практическая значимость исследования: получены качественно-количественные данные о специфических и типологических особенностях средств коммуникации и коммуникативных умений у детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом;

— выявлена возможность применения комплекса используемых методик для логопедического обследования и психолого-педагогического изучения детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом, сочетающимся с нарушениями речи и интеллекта, разработаны различные стратегии логопедического обследования в зависимости от отсутствия/наличия речи у испытуемых;

— представлена методика изучения и оценки средств коммуникации и коммуникативных умений, являющаяся инструментом мониторинга результативности логопедической работыразработан алгоритм определения типа коммуникативного нарушения- —выделены этапы, направления, определены содержание и формы организации логопедической работы по формированию первоначальных коммуникативных умений у детей 7—9 лет с церебральным параличом;

— результаты исследования могут быть использованы логопедами, психологами, дефектологами, воспитателями в специальных коррекционных школах и общеобразовательных школах, где обучаются дети с церебральным параличом, реабилитационных центрах различных типов, учреждениях системы социального обеспеченияматериалы исследования также могут быть включены в содержание лекций по курсу логопедии, спецкурсов и спецсеминаров в высших учебных заведениях, в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической разработанностью исходных позиций диссертационного исследования, опирающихся на современные достижения педагогики и психологиивыбором и реализацией комплекса методов, соответствующих цели, задачам и логике исследованиясочетанием количественного и качественного анализа результатов экспериментальных данных с использованием методов статистического анализаличным участием автора во всех этапах экспериментального исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась через:

1) обсуждение его основных положений на заседаниях кафедр: коррекционной педагогики Института специальной педагогики ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» (2004—2007), психопатологии и логопедии Института специального образования ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (2008);

2) участие в научных и научно-практических конференциях: региональных, межвузовских и всероссийских (Красноярск, 2006, 2007; Владимир, 2007) — социальном форуме городов Сибири и Дальнего Востока (Красноярск, 2005);

3) публикации основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов и научных журналах (Красноярск, 2003, 2005, 2006; Москва, 2007; Ростов-на-Дону, 2006);

4) педагогическую деятельность на кафедре коррекционной педагогики Института специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, в центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции № 2 г. Красноярска.

По теме диссертации опубликовано 9 работ (2 из них в научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие когнитивно-поведенческих предпосылок коммуникативной деятельности, экспрессивной и импрессивной речи, невербальных средств коммуникации и коммуникативных умений рассматривается нами как условие коммуникативного развития детей с церебральным параличом 7—9-летнего возраста.

2. В противоположность сложившемуся подходу, когда преодоление коммуникативных нарушений базируется на фрагментарном, нецеленаправленном и несистематизированном использовании логопедических методов и приемов, предлагаемая технология формирования первоначальных коммуникативных умений у детей 7—9-летнего возраста с церебральным параличом, содержащая исходно-диагностический, коррекцонно-формирующий и итогово-диагностический блоки, включает следующие направления: развитие моторных механизмов речи, формирование когнитивно-поведенческих предпосылок коммуникативной деятельности, развитие умения декодировать информацию, формирование вербальных и невербальных средств коммуникации, развитие умения применять средства коммуникации в процессе общения.

3. В отличие от общепринятой системы логопедической работы по формированию фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, предлагаемая логопедическая технология, учитывающая симптоматику коммуникативных нарушений и взаимозависимость между сформированностью коммуникативных умений и уровнями развития интеллекта, экспрессивной и импрессивной речи, является более эффективной.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения и включает 30 таблиц, 4 схемы, 1 диаграмму, 2 гистограммы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ литературных данных показал, что понятия «общение», «коммуникация», «коммуникативная деятельность», «коммуникативные умения» в работах различных исследователей трактуются по-разному. В рамках нашего исследования мы придерживались понимания общения как многомерного, многопланового явления, коммуникации как одной из сторон деятельности общения, а коммуникативных умений как действий общения, сформированнность которых предполагает не просто владение средствами коммуникации, но и умение свободно и адекватно использовать эти средства в меняющихся условиях естественного живого общения.

Таким образом, под коммуникативными умениями мы подразумеваем желание вступить в контакт и умение организовать и поддержать общение. Умение организовать и поддержать общение включает в себя: владение вербальными и невербальными средствами коммуникацииумение понимать, анализировать и передавать информациюпроявлять активность, инициировать и поддерживать общениебыть понятым в общении (а для этого использовать симультанные объединения из знаков различных категорий, соединять несколько знаков в последовательные сукцессивные комплексы) — умение регулировать и воздействовать на коммуникацию, сопереживать и выражать свое отношение, владение различными формами общения. На этапе первоначального умения предполагается лишь осознание цели действия и поиск способов её выполнения, выполнение деятельности путем проб и ошибок.

Такое понимание сущности ' понятия «первоначальные коммуникативные умения» позволило нам выявить основные критерии оценки средств коммуникации (использование в общении знаков различных категорий, симультанных объединений и сукцессивных последовательностей знаков) и коммуникативных умений (активность, инициативность, реактивность, понятность, владение различными формами общения).

В результате анализа литературных источников нами отмечено, что проблема коммуникативного развития при церебральном параличе изучена недостаточно.

Органическое поражение в сочетании со вторичным недоразвитием либо более поздним формированием мозговых систем и с ограничение социальных контактов приводят к нарушениям моторного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития, что, в свою очередь отрицательно влияет на коммуникативное развитие ребенка.

Коммуникативные нарушения при церебральном параличе носят стойкий характер и сохраняются к школьному возрасту: низкая активность, несформированность мотивов и форм общения, недостаточность вербальных и невербальных средств коммуникации. Отмечена также вариативность проявлений коммуникативных нарушений.

Вместе с тем, основное внимание исследователей было направлено на изучение особенностей моторного, речевого, когнитивного, эмоционально-личностного развития детей с церебральным параличом. Специфика же и типы коммуникативных нарушений при церебральном параличе изучены недостаточно, преобладают фрагментарные и несистематизированные сведения в контексте изучения других сторон психического развития не учтена зависимость между коммуникативным развитием и развитием моторики, экспрессивной речи, импрессивной речи и интеллекта.

На констатирующем этапе исследования изучены клинико-психологические особенности, состояние речи и социальные факторы, влияющие на специфику коммуникативной деятельности у детей 7−9-летнего возраста с церебральным параличом: наличие неврологических синдромов и патологических тонических рефлексов, нарушения общей и мелкой моторики, нарушения интеллекта в различной степени выраженности (от задержки психического развития до выраженной умственной отсталости), сенсорные расстройства, соматическая ослабленность и сопутствующие заболевания, недоразвитие экспрессивной и импрессивной речи, грубые дизартрические и анартрические расстройства, низкая активность, несформированность умений программировать, регулировать и контролировать свою деятельность, нарушения внимания, узость круга общих представлений, нарушения зрительного восприятия, несформированность навыков самообслуживания, фактор депривации.

Изучены механизмы коммуникативных нарушений при церебральном параличе в сочетании с возрастным аспектом симптоматики у детей 7−9-летнего возраста. Выявлены следующие специфические особенности средств коммуникации и коммуникативных умений детей 7 — 9 лет с церебральным параличом, сочетающимся с нарушениями речевого и интеллектуального развития: несформированность экспрессивно-мимических, предметно-действенных и вербальных средств общения, доминирование симультанных объединений из 1- 2 знаков, неумение соединять их в последовательные сукцессивные комплексы, низкая понятность, активность и инициативность в общении, ограниченный арсенал возможных моделей общения.

На основании таких критериев, как сформированность экспрессивной, импрессивной речи и активность в общении, нами были выделены 4 типа коммуникативных нарушений:

— с ведущей несформированностью коммуникативных умений при относительной сохранности речис ведущей несформированностью экспрессивной речи при относительной сохранности импрессивной речи и коммуникативных умений;

— с грубой несформированностью как экспрессивной речи, так и коммуникативных умений при относительно сохранном понимании речис грубой несформированностью коммуникативных умений, экспрессивной и импрессивной речи.

Нами выявлена тесная и высокозначимая взаимозависимость между типом коммуникативных нарушений — с одной стороны, и уровнем развития интеллекта, экспрессивной и импрессивной речи — с другой.

Выявленные механизмы коммуникативных нарушений при церебральном параличе в сочетании с возрастным аспектом симптоматики у детей 7−9-летнего возраста нацеливают на неправомерность сведения всего содержания логопедической работы с данной категорией детей лишь к коррекции фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, необходима целенаправленная и последовательная работа над формированием когнитивно-поведенческих предпосылок коммуникативной деятельности, невербальных средств коммуникации, экспрессивной и импрессивной речи, коммуникативных умений.

В связи с полученными результатами были теоретически обоснованы, предложены и апробированы направления и приемы логопедической работы по формированию первоначальных коммуникативных умений путем активизации общения с учетом типа коммуникативного нарушения.

Основные направления: развитие моторных механизмов речиформирование когнитивно — поведенческих предпосылок коммуникативной деятельности, развитие умения декодировать информацию, формирование вербальных и невербальных средств коммуникации, развитие умения применять средства коммуникации в процессе общения реализуются через логопедические занятия трех типов: по произношению, формированию средств коммуникации, развитию навыков общения. Занятия по формированию средств коммуникации и занятия по развитию навыков общения тесно взаимосвязаны: на занятиях по развитию вербальных и невербальных средств коммуникации доступные для ребенка средства (жесты, мимика, пиктограммы, вербальные средства) формируются и активизируются в облегченной модели общения. Затем эти же средства коммуникации на занятиях по развитию навыков общения закрепляются в различных моделях, формах общения и с различной целью. Таким образом, ребенок многократно упражняется в использовании одних и тех же средств в различных ситуациях.

В рамках каждого направления выделены основные задачи и приемы работы. Задачи обучения усложнялись поэтапно:

— подготовительный этап — создание условий для формирования коммуникативных умений;

— начальный этап — накопление и активизация вербальных .и невербальных средств коммуникации;

— тренировочный этап — формирование умения применять средства в различных коммуникативных ситуациях;

— заключительный этап — закрепление применения средств в сложных коммуникативных ситуациях.

В ходе апробации предложенных нами логопедической технологии достигнут положительный эффект не только в развитии экспрессивной речи, но и по таким показателям, как импрессивная речь, расширение арсенала и активизация невербальных средств коммуникации, развитие активности, инициативности, реактивности, понятности в общении, расширение арсенала возможных моделей общения.

Достоверность результатов контрольного эксперимента доказана применением для их обработки методов статистического анализа: и-критерия Манна-Уитни, критерия Вилкоксона — Манна — Уитни, критерия %2-Пирсона. При общем положительном коррекционно-развивающем эффекте отмечен разброс показателей результативности в различных типологических группах.

Таким образом, подтверждена гипотеза исследования, реализованы целевые установки и задачи. Вместе с тем, данное исследование не исчерпывает всех вопросов коммуникативного развития детей с церебральным параличом, сочетающимся с нарушениями речевого и интеллектуального развития, и в качестве дальнейшей перспективы предполагает изучение ряда вопросов:

— выявление детей с риском возникновения коммуникативных нарушений в как можно более ранние сроки, профилактика и преодоление коммуникативных нарушений у детей церебральным параличом, сочетающимся с нарушениями речевого и интеллектуального развития, в раннем и дошкольном возрасте;

— возможности, перспективы и условия овладения письменной речью как средством, наиболее полно компенсирующим отсутствие общеупотребительной речи;

— изучение возможностей и условий коммуникативного развития детей с церебральным параличом, сочетающимся с нарушениями речевого и интеллектуального развития, в условиях интегрированного обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Т. Говори! Ты это можешь : Книга для родителей / Р. Т. Августова. М.: Олимп и др. ., 2002. — 297 с.
  2. О. К. Общение детей с нарушением умственного развития : Автореф. дис.. д-ра психол. наук. — М., 1979. -34 с.
  3. . О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты • специальной психологии и коррекционной педагогики : Монография / О. К. Агавнелян, Р. О. Агавелян. Новосибирск: Изд — во НИПКиПРО, 2004. — 412 с.
  4. Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Акатов. М.: Владос, 2003. — 368 с.
  5. К. Помощь детям с церебральным параличом кондуктивная педагогика : книга для родителей / К. Акош, М. Акош — пер. с англ. С. Вишневской. — М.: Улисс, 1994. — 196 с.
  6. А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. М.: Владос, 1999. — 320 с.
  7. Г. М. Социальная психология. Учеб. для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2006. — 363 с.
  8. Е.В. Социальная психология : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко — под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 264 с.
  9. А.Г. Речь и речевое общение детей : Развитие диалогического общения детей: Методическое пособие для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика -Синтез, 2004. — 128 с.
  10. Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. М.: Астрель, 2006. — 222 с.
  11. П.Ахутина Т. В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. М.: Изд -во МГПУ, 1989. — 215 с.
  12. Л. О. Детская неврология / Л. О. Бадалян. М.: Медицина, 1984.-572 с.
  13. Л. О. Детские церебральные параличи / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина. Киев: Здоровье, 1988. — 328 с.
  14. Л. О. Невропатология : Учеб. для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2003. — 368 с.
  15. Н. Ф. Дифференциальная диагностика различных форм дизартрии у детей, страдающих церебральными параличами / Н. Ф. Балтушевич, Л. А. Данилова, В. А. Клименко и др. // Дефектология. 1975. -№ 6. — С. ЗЗ -39.
  16. Л. Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. СПб.: Союз, 2004. — 44 с.
  17. Е. Интенции, конвенции, и символы / Е. Бейтс •// Психолингвистика. Сб. статей / сост. А. М. Шахнарович. М.: Пресс, 1984. -С. 50−103.
  18. А. В. Монолог, диалог и полилог в ситуациях общения / А. В. Беляева, С. Майклз // Психологические исследования общения / отв. ред. Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1985. С. 218 — 230.
  19. А. Е. Развитие речевого общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной и речевой недостаточностью : Дисс.. канд. пед. наук. Калуга, 2003. — 167 с.
  20. В. П. Психолингвистика : Учебник / В. П. Белянин. — М.: Флинта: Московский психолого — социальный ин т, 2003. — 232 с.
  21. Н. А. Биомеханика и физиология движений : Избранные психологические труды / Н. А. Бернштейн — под ред. В. П. Зинченко. — М.: Ин т практ. психол. и др. ., 1997. — 608 с.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  23. А. А. Личность и общение. Избранные труды / А. А. Бодалев. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 324 с.
  24. А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. М.: Ин — т практической психологии и др. ., 1996. — 256 с.
  25. Д. И. Общение детей с проблемами в развитии : коммуникативная дифференциация личности: Учебно — методическое пособие / Д. И. Бойков. СПб.: Каро, 2005. — 288 с.
  26. Д. И. Как развить навыки общения у ребенка. Методические рекомендации по развитию у детей познавательно личностного отношения в общении / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова. — СПб.: Лен. обл. ин-т усов. учит., 1995.-48 с.
  27. A.K. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  28. А. А. Сознание и общение / А. А. Брудный. — Фрунзе: Илим, 1968. — 96 с.
  29. Дж. С. Онтогенез речевых актов / Дж. С. Брунер // Психолингвистика. Сб. статей / сост. А. М. Шахнарович. — М.: Пресс, 1984. — С. 21−46.
  30. И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью : Учебно — методическое пособие / И. Г. Вечканова. СПб.: Каро, 2006. — 144 с.
  31. Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. М.: Астрель и др. ., 2005.- 141 с.
  32. Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии : Периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения языка: Кн. для логопеда / Е. Н. Винарская. — М.: Просвещение, 1987.- 160 с.
  33. Н. Кибернетика и общество / Н. Винер — пер. с англ. Е. Г. Панфилова. М.: Изд — во иноср. лит., 1958. — 200 с.
  34. Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. -М.: Просвещение, 1973. 175 с.
  35. Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Книга для логопедов / Г. А. Волкова. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Детство — пресс, 2003. 240 с.
  36. Воспитание детей третьего года жизни в дошкольном учреждении / под. ред. Нечаевой. М.: Просвещение, 1965. — 200 с.
  37. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно методические материалы / И. М Бгажнокова, М. Б. Ульянцева, С. В. Комарова и др. — под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: Владос, 2007. — 239 с.
  38. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада / под ред. JI. М. Павловой. — М.: Просвещение, 1986. — 175 с.
  39. JI. С. Вопросы детской психологии / JI. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997.-224 с.
  40. Л. С. Мышление и речь : Психологические исследования. / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1996. — 414 с.
  41. Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М.: Смысл и др. ., 2004. 512 с.
  42. Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т 3. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский — под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983.-368 с.
  43. Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т 5. Основы дефектологии / Л. С. Выготский — гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1983.-369 с.
  44. О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников : Кн. для воспитателя / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. — М.: Просвещение, 1985. 72 с.
  45. Л. Н. Ступени общения : от года до семи лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1992. 142 с.
  46. Ю. Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе / Ю. Ф. Гаркуша, Н. А. Черлина, Е. В. Манина // Логопед. 2004. — № 2. — С. 22 — 28.
  47. И. Н. Безмолвной мысли знак : Рассказы о невербальной коммуникации / И. Н. Горелов, В. Ф. Енгалычев. М.: Молодая гвардия, 1991.-238 с.
  48. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. М.: Наука, 1980. — 104 с.
  49. Е.И. Воспитание и обучение глубоко-отсталого ребенка. 35-летний опыт работы с дефективными детьми / Е. И. Грачева. М.-Л.: Учпедгиз, 1932. — 87 с.
  50. О. Е. К проблеме анализа коммуникации детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. 1995. — № 6. — С. 7 — 16.
  51. О. Е. Реализация принципа деятельностного подхода в процессе логопедического обследования / О. Е. Грибова // Дефектология. —2004. № 2. — С. 14 — 20.
  52. О. Е. Технология организации логопедического обследования : Методическое пособие / О. Е. Грибова. — М.: Айрис — пресс, 2005.-96 с.
  53. П. М. Информативность, пресуппозиция и семантический выбор в однословных высказываниях / П. М. Гринфилд // Психолингвистика. Сб. статей / сост. А. М. Шахнарович. М.: Пресс, 1984. — С. 208 — 219.
  54. . М. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / Б. М. Гриншпун, В. И. Селисерстов // Дефектология. 1988. — № 3. — С. 80 — 84.
  55. О. Е. Идеографическая письменная система «Блиссимволика «как компенсирующая стратегия общения при отсутствии речи / О. Е. Громова // Дефектология. 2000. — № 5. — С. 72 — 78.
  56. О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. М.: Сфера, 2003. — 176 с.
  57. Г. В. Детская невропатология. Естественно изученные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: Учеб. пособиедля студ. сред. спец. учеб. заведений / Г. В. Гуровец — под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Владос, 2004. — 303 с.
  58. А. А. Коррекционно — педагогическая работа по подготовке к школе детей с тяжелыми двигательными нарушениями : Дисс.. канд. пед. наук. Махачкала, 2001. — 200 с.
  59. JI. А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом / JI. А. Данилова. — JI.: Медицина, 1977. 93 с.
  60. JI. А. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе : Методические рекомендации для учителей и родителей / JI. А. Данилова, К. Стока, Г. Н. Казицына. СПб., 1997. — 46 с.
  61. Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития / Т. А. Датешидзе. — СПб.: Речь, 2004. 128 с.
  62. Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике : метод, пособие / Г. В. Дедюхина. М.: Айрис — пресс, 2006. — 64 с.
  63. Г. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком / Г. В. Дедюхина, Е. В. Кириллова. — М.: Издательский центр «Техинформ «МАИ, 1997. — 88 с.
  64. Г. В. Формирование неречевых и речевых функций у дошкольников с церебральным параличом в процессе педагогической коррекции: Дисс.. канд. пед. наук. М., 2002. — 202 с.
  65. Дефектология: Словарь справочник / авт. — сост. С. С. Степанов — под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Новая школа, 1996. — 80 с.
  66. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н. В. Серебряковой. — СПб.: Каро, 2005. — 65 с.
  67. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. С. Л. Новоселовой. -4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  68. Ф. Альтернативные средства коммуникации с неговорящими детьми / Ф. Дюкен, Л. В. Лопатина. СПб.: Изд — во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-80 с.
  69. Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (пути специального обучения) / под ред. Р. Е. Левиной. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. — С. 103 — 111.
  70. Н. И. К вопросу о развитии речи у детей / Н. И. Жинкин // Советская педагогика. — 1954. № 6. — С. 79 — 94.
  71. Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-370 с.
  72. Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. — М.: Наука, 1982.- 159 с.
  73. Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Литур, 2003. — 320 с.
  74. Л. Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова. М.: Медицина, 1981.-271 с.
  75. Н. П. Логопедическая работа по формированию вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью : Дисс.. канд. пед. наук. СПб., 2005. — 264 с.
  76. И. Н. Анализ нейропсихологических нарушений у детей с гемипаретической формой церебрального паралича и минимальными мозговыми дисфункциями / И. Н. Зайцева // Дефектология. 2006. — № 6. — С. 15−17.
  77. В. А. Язык и лингвистические теории / В. А. Звягинцев. — М.: Изд во Моск. ун-та, 1973. — 248 с.
  78. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. М.: Московский психолого — социальный ин-т и др. ., 2001. — 432 с.
  79. С. А. Коммуникативная культура учителя — логопеда : Учеб. пособие / С. А. Игнатьева. — Курск: Изд во Курского госуд. ун — та, 2004.
  80. Игры в логопедической работе с детьми / под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Просвещение, 1987. — 142 с.
  81. . А. Роль речевых способностей в общении / Б. А. Илюк //. Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л.: ЛГУ, 1973.-С. 71−72.
  82. А. Г. Открытая ринолалия : Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. ин-тов / А. Г. Ипполитова — под ред. О. Н. Усановой. — М.: Просвещение, 1983. 95 с.
  83. М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье : пособие для родителей и воспитателей / М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1993. -64 с.
  84. Е. И. Психологические закономерности речевого онтогенеза (Дословесный период). Учебное пособие / Е. И. Исенина. Иваново: Ивановский госуд. ун-т, 1983. — 78 с.
  85. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия / сост. Б. Н. Лозовский. -М.: Высш. шк., 1993. 301 с.
  86. В.В. Вопросы ребенка раннего возраста / В. В. Казаковская // Проблемы детской речи. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — С. 84−87.
  87. Э. С. Роль личностных реакций в патологии формирования характера при детских церебральных параличах (Клиникопсихологическое исследование) / Э. С. Калижнюк, Ю. С. Шевченко // Невропатология и психиатрия. — 1985. № 3. — с. 416 — 421.
  88. О. А. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями : Пособие для логопедов и воспитателей / О. А. Капитовская, М. Г. Плохотнюк. СПб.: Каро, 2005. — 64 с.
  89. . Лица с физическими аномалиями / Б. Каппелле, М. Фарричелли, В. Соре // Основы ортопедагогики / под ред. Э. Брукарт. -Lonven: Yapant, 1999. С. 101 — 174.
  90. А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии : Пособие для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. М.: Владос, 2004. — 224 с.
  91. Е. В. Начальные этапы коррекционной работы с безречевыми детьми / Е. В. Кириллова // Логопедия. 2005. — № 3 (9). — С. 65 — 75.
  92. Е. В. Формирование предпосылок коммуникативной деятельности у безречевых детей : Дисс.. канд. пед. наук. М., 2001. — 202 с.
  93. Н. С. Формирование навыков коммуникации у детей со сложными и множественными дефектами / Н. С. Кицул, Л. В. Абрамова // Логопед. 2005. — № 5. — С. 11 — 18.
  94. Г. Как маленькие дети употребляют свои высказывания / Г. Кларк, Е. Кларк // Психолингвистика. Сб. статей / сост. А. М. Шахнарович. -М.: Пресс, 1984. С. 353 — 366.
  95. Е. В. Речевая коммуникация : Учеб. пособие для ун-тов и ин-тов / Е. В. Клюев. М.: Рипол Классик, 2002. — 320 с.
  96. Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. М.: МарТ и др. ., 2005. — 448 с.
  97. Л. М. Говорю красиво и правильно : Развитие речи у детей от рождения до 5 лет / Л. М. Козырева. Екатеринбург: У — Фактория, 2005.-224 с.
  98. М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. — М.: Сов. Россия, 1979. 192 с.
  99. С. В. Формирование коммуникативных умений у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями / С. В. Комарова // Логопед. -2004.-№ 2.-С. 76−82.
  100. П.И. Воспитание речи неговорящих детей — алаликов / П. И. Кузьмина, В. И. Рождественская. М.: Просвещение, 1966. — 200с.
  101. В. Н. Межличностное общение : Учебник для вузов / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Поголына. СПб.: Питер, 2002. -544 с.
  102. В. А. Невербальная поведение (социально -перцептивный подход) / В. А. Лабунская. Ростов н / Д: РГУ, 1986. — 136 с.
  103. В. А. Экспрессия человека : Общение и межличностное познание / В. А. Лабунская. Ростов н / Д.: Феникс, 1999. -608 с.
  104. Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. М.: Изд — во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 311 с.
  105. И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — М.: Академия, 2001.-192 с.
  106. ИЗ. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
  107. A.A. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-287 с.
  108. А. А. Психология общения : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Леонтьев. 3-е изд-е. — М.: Смысл и др.»., 2005.-386 с.
  109. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. 2-е изд., стереотип. М.: Смысл, 2005. — 352 с.
  110. А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. 4-е изд. — М.: Изд — во МГУ, 1981. — 584 с.
  111. Н. И. Онтогенез речевой коммуникации : Автореф. дисс.. д-ра филол. наук. М., 1989. — 34 с.
  112. Н. И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) / Н. И. Лепская. М.: МГУ, 1997. — 151 с.
  113. Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкойстепенью псевдобульбарной дизртрии: Дисс.. канд. пед. наук. Пермь, 2004.-210 с.
  114. М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина — под ред. А. Г. Рузской. — М.: Институт практической психологии и др., 1997.-384 с.
  115. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. -М.: Владос, 1998. 680 с.
  116. . Ф. Проблема общения в психологии / Б. Ф. Ломов // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. — С. 3 — 23.
  117. В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. — 1971.-№ 6.-С. 15−19.
  118. Т. И. Структура коммуникативных умений учителя и психологические условия их формирования : Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1991.-215 с.
  119. А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. 3-е изд., -М.: Академия, 2004. — 384 с.
  120. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики // Письмо и. речь: Нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия. М.: Академия, 2002.-С. 78−320.
  121. А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия — под ред. Е. Д. Хомской. 2-е изд., — М.: Изд-во МГУ, 1998. — 336 с.
  122. Г. М. Развитие понимания речи у детей второго года жизни / Г. М. Лямина // Вопросы психологии. — 1960. № 3. — С. 106—121.
  123. Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста : Методическое пособие / Г. М. Лямина. М.: Айрис — пресс, 2005. — 96 с.
  124. И. П. Начальные этапы формирования общения у детей с . общим недоразвитием речи: Дисс.. канд. пед. наук. М., 2006. — 207 с.
  125. А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей / А. Р. Маллер. М.: АПК и ПРО, 2002. — 64 с.
  126. Н. Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями / Н. Н. Малофеев // Дефектология. 2001. — № 5. — С. 3 — 11.
  127. Н. Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом / Н. Н. Малофеев // Дефектология. 1985. — № 1. -С. 29−33.
  128. И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2004. — 400 с.
  129. А. К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. М.: Педагогика, Г984. — 240 с.
  130. Е. М. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова, Л. И. Переслени, М. С. Певзнер // Дефектология. 1988. — № 4. — С. 12−18.
  131. Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) / Е. М. Мастюкова. М., 1997. — 304 с.
  132. Е. М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом : Книга для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. — М.: Просвещение, 1985. 191 с.
  133. Е. М. Они ждут нашей помощи / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. -М.: Педагогика, 1991. — 158 с.
  134. Е. М. Особенности понимания речи у учащихся с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова // Дефектология. 1983. — № 3. С. 3−9.
  135. Е. М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова // Дефектология. 1983. — № 1. — С. 67−70. // Дефектология. 1984. — № 2. — С. 7882. // Дефектология. 1985. — № 2. — С. 76−79.
  136. Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина — под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Владос, 2003. — 408 с.
  137. Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2 — 3 лет — Пособие для психологов, воспитателей и родителей / Н. Н. Матвеева. М.: Аркти, 2005. — 96 с.
  138. Н. М. Детский церебральный паралич (клиника, терапия и организация медицинской реабилитации) / Н. М. Махмудова, У. К. Курбанов, О. А. Стерник — под ред. Н. М. Маджидова. Ташкент: Медицина, 1978. — 120 с.
  139. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под ред Г. В. Чиркиной. 3-е изд., доп. — М.: Аркти, 2003.-240 с.
  140. В. С. Детская психология / В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
  141. Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. М.: МЗ — Пресс, 2004. — 67 с.
  142. С. JI. Генетически ранние формы мышления / С. Л. Новоселова. — М.: Московский психолого — социаьный институт и др. ., 2002. 320 с.
  143. Основы дошкольной педагогики / под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. -М.: Педагогика, 1980.-271 с.
  144. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / под ред. Г. В. Чиркиной. — М.: Аркти, 2002. 240 с.
  145. Основы специальной психологии. Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. 4 под ред. Л. В. Кузнецовой. м.: Академия, 2005. — 480 с.
  146. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. -М.: Просвещение, 1967. 363 с.
  147. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно двигательного аппарата / под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педагогика, 1985. — 128 с.
  148. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом: Сборник научных трудов / под ред. М. В. Ипполитовой, Л. Б. Халиловой. М.: АПН СССР, 1989. — 125 с.
  149. В. В. Развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях : Дисс.. канд. пед. наук. Омск, 2000. — 154 с.
  150. О. С. Формирование коммуникативной деятельности .у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1998. 190 с.
  151. М. А. Игротерапия общения : Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М. А. Панфилова. М.: Гном и Д, 2002. — 160 с.
  152. И. И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними : Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1974. — 239 с.
  153. Пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. М.: Просвещение, 1975. — С. 17−42.
  154. . Ф. Анатомия общения / Б. Ф. Парыгин. — СПб.: Изд — во Михайлова В. А., 1999. 301 с.
  155. Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  156. . Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже — нов. ред. перевода Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова СПб.: Союз, 1997. — 256 с.
  157. М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3: Навыки общения / М. Питерси, Р. Трилор — пер. с англ. Н. Грозной. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. — 112 с.
  158. К. К. Краткий словарь системы психологических понятий Учеб. пособие для инж. пед. работников профтехобразования. / К. К. Платонов. — М.: Высшая школа, 1981. — 175 с.
  159. И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения: Учебник для студ. пед. вузов / И. П. Подласный.- М.: Владос, 1999. 576 с.
  160. Понятийно терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова — М.: Владос, 1997. — 400 с.
  161. О. В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектол. фак. пед. ин — тов. / О. В. Правдина. -2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
  162. О. Г. Коррекционно педагогическая работа с детьми раннего возраста, страдающими церебральным параличом : Дисс.. канд. пед. наук. — М., 2001. — 185 с.
  163. О. Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни : Методическое пособие / О. Г. Приходько.- СПб.: Каро, 2006. 112 с.
  164. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М.: НИИ дефектологии АПН СССр, 1984. — 97 с.
  165. Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку: сб. статей / под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.-232 с.
  166. Психология. Словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  167. Психолого педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.- под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 2004. 164 с.
  168. Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
  169. Е. Н. Произносительная сторона речи : Практический курс / Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина. М.: Аркти, 2003. — 104 с.
  170. С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 1999. 720 с.
  171. В.И. Речевые игры с детьми / В. И. Селиверстов. -М.: Владос, 1994. 344 с.
  172. Н. Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. М.: Айрис — пресс, 2005. — 45 с.
  173. К. А. Детские церебральные параличи / К. А. Семенова.- М.: Медицина, 1968. 259 с.
  174. К. А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин. -М.: Медицина, 1972. 328 с.
  175. К. А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом / К. А. Семенова, Н. М. Махмудова — под ред. Н. М. Маджидова. Ташкент: Медицина, 1979. -488 с.
  176. Н.И. Социальная психология : Учебник для вузов / Н. И. Семечкин. СПб.: Питер, 2004. — 376 с.
  177. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. — Минск: Хорвест, 1998. 800 с.
  178. И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно методическое пособие для логопедов и дефектологов / И. А. Смирнова. — СПб.: Детство — пресс, 2004. — 320 с.
  179. И. А. Особенности проявления артикуляторных расстройств у детей с церебральным параличом / И. А. Смирнова, К. Стока // Дефектология. 1995. — № 5. — С. 9 — 15.
  180. Е.О. Особенности общения с дошкольниками : Учебное пособие / Е. О. Смирнова. М.: Академия, 2000. — 151 с.
  181. Е. В. Оптимизация умений и навыков невербальной коммуникации у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Е. В. Соболева // Логопедия. 2006. — № 4 (14). — С. 39 — 45.
  182. Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. — Ростов н / Д: Феникс, 2004.-384 с.
  183. Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева // Дефектология. — 1996. № 1.-С. 62−66.
  184. Л. Г. Сюжетно — ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни : Дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. — 199 с.
  185. Г. Н. Нормализация функции дыхания у детей с врожденными расщелинами неба / Г. Н. Соломатина // Логопед. 2004. — № 1.-С. 16−25.
  186. В. Т. Взаимодействие психолога и логопеда в работе с детьми с церебральным параличом / Т. В. Сорокина, Л. М. Федотовских // Коррекционная педагогика. 2005. — № 2 (8). — С. 22 — 28.
  187. В. Т. А. Коррекционно педагогическая работа по формированию мелодико — интонационной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом: Дисс.. канд. пед. наук. — М., 2004. — 200 с.
  188. Специальная педагогика: Учеб. пособие для вузов / под ред. Н. М. Назаровой. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2004. — 400 с.
  189. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Академия, 2002. — 312 с.
  190. Т. А. Методы организации и проведения психолого -педагогического исследования : Пособие для студентов и аспирантов / Т. А. Стеганцева, И. А. Аликин, А. А. Толмачев. Красноярск: РИО КГПУ, 2001. -96 с.
  191. Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога — дефектолога / Е. А. Стребелева. -М.: Владос, 2001. 184 с.
  192. Тонкова Ямпольская Р. В. Значение подготовительного этапа речи для речевого развития ребенка / Р. В. Тонкова — Ямпольская // Логопедия. — 2005. — № 4 (10). — С. 19 — 22.
  193. О. Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей / О. Н. Усанова. М,: Педагогика, 1990. — 195 с.
  194. О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. — М.: Изд- во Ин-та Психотерапии, 2001. 240 с.
  195. Т. Н. Принципы развития ранней детской речи / Т. Н. Ушакова // Дефектология. 2004. — № 5. — С. 5−15.
  196. Т. Н. Речь человека в общении / Т. Н. Ушакова, Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова. М.: Наука, 1989. — 192 с.
  197. Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1999. 191 с.
  198. М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения : Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада / М. Ф. Фомичева. 4-е изд. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 320 с.
  199. Л. Б. Основные направления лексической работы в специальной школе для детей с церебральным параличом / Л. Б. Халилова // Дефектология. -1986.- № 5. С 46 -51.
  200. Е. Д. Система поэтапного формирования и коррекции фонетико — фонематического восприятия у детей с проблемами в развитии / Е. Д. Худенко, Е. В. Кириллова // Развитие и коррекция. 1999. — Выпуск 6. — С. 27−31.
  201. Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина и др. — под ред. Л. С. Цветковой. М.: Московский психолого — социальный институт и др. ., 2001.-272 с.
  202. Л. С., Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. Учебное пособие / Л. С. Цветкова — М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 148 с.
  203. Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л. С. Цветкова. 4-е изд., исправ. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 96 с.
  204. С. Н. Язык и ребенок : Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Цейтлин. М.: Владос, 2000. — 240 с.
  205. Н. А. Развитие речи детей в процессе ручной деятельности // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (пути специального обучения) / под ред. Р. Е. Левиной. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. — С. 127 — 137.
  206. Е. А. Коррекционно — педагогическая работа по формирования коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития : Дисс.. канд. пед. наук. М., 2001. — 199 с.
  207. Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата / Г. В. Чиркина. М.: Педагогика, 1969. — 120 с.
  208. Л. М. Приемы активизации речи у алаликов / Л. М. Чудинова // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (пути специального обучения) / под ред. Р. Е. Левиной. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961.-С. 112−130.
  209. А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики. Лексика. Семантика. Грамматика / А. М. Шахнарович. — М., 1999. — 165 с.
  210. А. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза детской речи) / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева. М.: Наука, 1990. — 168 с.
  211. Л. М. Детский церебральный паралич / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. — 272 с.
  212. Л. М. » Необучаемый «ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. — 496 с.
  213. JI.M. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : Пособие для учителя / С.-Петербург: Союз, 2003.-336 с.
  214. Шипицына JL М. Реабилитация детей с проблемами в. интеллектуальном и физическом развитии / Л. М. Шипицына, Е. С. Иванов, Л. А. Данилова и др. СПб.: Образование, 1995. — 80 с.
  215. Н. Н. Система развития коммуникативного поведения у детей раннего и дошкольного возраста с осложненными формами интеллектуальной недостаточности. Автореф. дис.. канд. пед. наук .-М., 1993.-15 с.
  216. О. Люди с умственной отсталостью : Обучение и воспитание / О. Шпек — пер. с нем. А. П. Голубева. — М.: Академия,. 2003. — 432 с.
  217. М. Б. Детские церебральные параличи и их преодоление / М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская. — М.: Просвещение, 1969, 173 с.
  218. К. В. Развитие кинетических средств коммуникации у дошкольников с недоразвитием речи : Дисс.. канд. пед. наук. — М., 2000. — 149 с.
  219. А.В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста / А. В. Ястребова. М.: Аркти, 2000. — 96 с.
  220. Cooke J. Early sensory skills / J. Cooke. — Winslow: Telford Road. • Bicester. Oxon OXG OTS UK, 1996. 97p.
  221. Gardner R.A. Early signs in crostered chimpanzees / R.A. Gardner, B.T. Gardner // Hum. Evol. 1989. — № 5.- p. 337−365.
  222. Laswell H.D. The strukture and Funktion of Communikation // Society and Mass Communikation / H.D. Laswell. Urbana: Ed. W. Schram, 1949.
  223. Manolson A. You Make the Difference: In Helping your child learn / A. Manolson, B. Ward, N. Dodington National Library of Canada / A hanen centre publication. Copyright, 1995. — 90 p.
  224. Mercer C.D. Students with learning disabilities. Fourth edition / C.D. Mercer. University of Florida. USA: Maxwell Macmillan, 1995. — 137p.
  225. Naremore R.C. Children Learning Language / A practical introduction to communication development / R.C. Naremore, R. Hopper. San Diego: Singular Publishing Group, Inc, 1990. — 288p.
  226. Rondal J.A. Language in Mental Retardation / J.A. Rondal, S. Edwards. San Diego: Singular Publishing Group, Inc, 1997. — 112p.
Заполнить форму текущей работой