Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7-9-летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия
Диссертация
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью социальной реабилитации и адаптации детей с церебральным параличом, сопровождающимся нарушениями речевого и интеллектуального развития, которые до недавнего времени были вытеснены из сферы образования, изолированы от общества, здоровых сверстников, а часто и от семьи в связи с диктатом образовательного ценза… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
- 1. 1. Коммуникативная деятельность как объект междисциплинарного исследования
- 1. 2. Развитие деятельности общения в онтогенезе
- 1. 3. Детский церебральный паралич как фактор, предрасполагающий к возникновению коммуникативных нарушений
- Глава II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ
- II. 1. Организация и методика констатирующего эксперимента
- 11. 2. Состояние речи и клинико-психологические особенности, влияющие на специфику коммуникативной деятельности при церебральном параличе
- 11. 3. Характеристика типологических групп. Анализ взаимозависимости между типом коммуникативного проявления, уровнями моторного, интеллектуального и речевого развития
- 11. 4. Анализ средств коммуникации и коммуникативных умений в выделенных типологических группах
- Глава III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 7−9-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
III.1. Цель, задачи, принципы и организация логопедической работы по формированию первоначальных коммуникативных умений 129 Ш. 2. Содержание логопедической работы по формированию первоначальных коммуникативных умений 138 Ш. З. Анализ результатов логопедической работы по формированию первоначальных коммуникативных умений
Список литературы
- Августова Р. Т. Говори! Ты это можешь : Книга для родителей / Р. Т. Августова. М.: Олимп и др. ., 2002. — 297 с.
- Агавелян О. К. Общение детей с нарушением умственного развития : Автореф. дис.. д-ра психол. наук. — М., 1979. -34 с.
- Агавелян. О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты • специальной психологии и коррекционной педагогики : Монография / О. К. Агавнелян, Р. О. Агавелян. Новосибирск: Изд — во НИПКиПРО, 2004. — 412 с.
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Акатов. М.: Владос, 2003. — 368 с.
- Акош К. Помощь детям с церебральным параличом кондуктивная педагогика : книга для родителей / К. Акош, М. Акош — пер. с англ. С. Вишневской. — М.: Улисс, 1994. — 196 с.
- Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. М.: Владос, 1999. — 320 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учеб. для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2006. — 363 с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко — под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 264 с.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей : Развитие диалогического общения детей: Методическое пособие для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика -Синтез, 2004. — 128 с.
- Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. М.: Астрель, 2006. — 222 с.
- П.Ахутина Т. В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. М.: Изд -во МГПУ, 1989. — 215 с.
- Бадалян Л. О. Детская неврология / Л. О. Бадалян. М.: Медицина, 1984.-572 с.
- Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина. Киев: Здоровье, 1988. — 328 с.
- Бадалян Л. О. Невропатология : Учеб. для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2003. — 368 с.
- Балтушевич Н. Ф. Дифференциальная диагностика различных форм дизартрии у детей, страдающих церебральными параличами / Н. Ф. Балтушевич, Л. А. Данилова, В. А. Клименко и др. // Дефектология. 1975. -№ 6. — С. ЗЗ -39.
- Баряева Л. Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. СПб.: Союз, 2004. — 44 с.
- Бейтс Е. Интенции, конвенции, и символы / Е. Бейтс •// Психолингвистика. Сб. статей / сост. А. М. Шахнарович. М.: Пресс, 1984. -С. 50−103.
- Беляева А. В. Монолог, диалог и полилог в ситуациях общения / А. В. Беляева, С. Майклз // Психологические исследования общения / отв. ред. Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1985. С. 218 — 230.
- Белякова А. Е. Развитие речевого общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной и речевой недостаточностью : Дисс.. канд. пед. наук. Калуга, 2003. — 167 с.
- Белянин В. П. Психолингвистика : Учебник / В. П. Белянин. — М.: Флинта: Московский психолого — социальный ин т, 2003. — 232 с.
- Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений : Избранные психологические труды / Н. А. Бернштейн — под ред. В. П. Зинченко. — М.: Ин т практ. психол. и др. ., 1997. — 608 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
- Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные труды / А. А. Бодалев. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 324 с.
- Бодалев А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. М.: Ин — т практической психологии и др. ., 1996. — 256 с.
- Бойков Д. И. Общение детей с проблемами в развитии : коммуникативная дифференциация личности: Учебно — методическое пособие / Д. И. Бойков. СПб.: Каро, 2005. — 288 с.
- Бойков Д. И. Как развить навыки общения у ребенка. Методические рекомендации по развитию у детей познавательно личностного отношения в общении / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова. — СПб.: Лен. обл. ин-т усов. учит., 1995.-48 с.
- Бондаренко A.K. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
- Брудный А. А. Сознание и общение / А. А. Брудный. — Фрунзе: Илим, 1968. — 96 с.
- Брунер Дж. С. Онтогенез речевых актов / Дж. С. Брунер // Психолингвистика. Сб. статей / сост. А. М. Шахнарович. — М.: Пресс, 1984. — С. 21−46.
- Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью : Учебно — методическое пособие / И. Г. Вечканова. СПб.: Каро, 2006. — 144 с.
- Винарская Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. М.: Астрель и др. ., 2005.- 141 с.
- Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии : Периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения языка: Кн. для логопеда / Е. Н. Винарская. — М.: Просвещение, 1987.- 160 с.
- Винер Н. Кибернетика и общество / Н. Винер — пер. с англ. Е. Г. Панфилова. М.: Изд — во иноср. лит., 1958. — 200 с.
- Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. -М.: Просвещение, 1973. 175 с.
- Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Книга для логопедов / Г. А. Волкова. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Детство — пресс, 2003. 240 с.
- Воспитание детей третьего года жизни в дошкольном учреждении / под. ред. Нечаевой. М.: Просвещение, 1965. — 200 с.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно методические материалы / И. М Бгажнокова, М. Б. Ульянцева, С. В. Комарова и др. — под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: Владос, 2007. — 239 с.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада / под ред. JI. М. Павловой. — М.: Просвещение, 1986. — 175 с.
- Выготский JI. С. Вопросы детской психологии / JI. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997.-224 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь : Психологические исследования. / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1996. — 414 с.
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М.: Смысл и др. ., 2004. 512 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т 3. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский — под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983.-368 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т 5. Основы дефектологии / Л. С. Выготский — гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1983.-369 с.
- Гаврилушкина О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников : Кн. для воспитателя / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. — М.: Просвещение, 1985. 72 с.
- Галигузова Л. Н. Ступени общения : от года до семи лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1992. 142 с.
- Гаркуша Ю. Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе / Ю. Ф. Гаркуша, Н. А. Черлина, Е. В. Манина // Логопед. 2004. — № 2. — С. 22 — 28.
- Горелов И. Н. Безмолвной мысли знак : Рассказы о невербальной коммуникации / И. Н. Горелов, В. Ф. Енгалычев. М.: Молодая гвардия, 1991.-238 с.
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. М.: Наука, 1980. — 104 с.
- Грачева Е.И. Воспитание и обучение глубоко-отсталого ребенка. 35-летний опыт работы с дефективными детьми / Е. И. Грачева. М.-Л.: Учпедгиз, 1932. — 87 с.
- Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. 1995. — № 6. — С. 7 — 16.
- Грибова О. Е. Реализация принципа деятельностного подхода в процессе логопедического обследования / О. Е. Грибова // Дефектология. —2004. № 2. — С. 14 — 20.
- Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования : Методическое пособие / О. Е. Грибова. — М.: Айрис — пресс, 2005.-96 с.
- Гринфилд П. М. Информативность, пресуппозиция и семантический выбор в однословных высказываниях / П. М. Гринфилд // Психолингвистика. Сб. статей / сост. А. М. Шахнарович. М.: Пресс, 1984. — С. 208 — 219.
- Гриншпун Б. М. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / Б. М. Гриншпун, В. И. Селисерстов // Дефектология. 1988. — № 3. — С. 80 — 84.
- Громова О. Е. Идеографическая письменная система «Блиссимволика «как компенсирующая стратегия общения при отсутствии речи / О. Е. Громова // Дефектология. 2000. — № 5. — С. 72 — 78.
- Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. М.: Сфера, 2003. — 176 с.
- Гуровец Г. В. Детская невропатология. Естественно изученные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: Учеб. пособиедля студ. сред. спец. учеб. заведений / Г. В. Гуровец — под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Владос, 2004. — 303 с.
- Гусейнова А. А. Коррекционно — педагогическая работа по подготовке к школе детей с тяжелыми двигательными нарушениями : Дисс.. канд. пед. наук. Махачкала, 2001. — 200 с.
- Данилова JI. А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом / JI. А. Данилова. — JI.: Медицина, 1977. 93 с.
- Данилова JI. А. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе : Методические рекомендации для учителей и родителей / JI. А. Данилова, К. Стока, Г. Н. Казицына. СПб., 1997. — 46 с.
- Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития / Т. А. Датешидзе. — СПб.: Речь, 2004. 128 с.
- Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике : метод, пособие / Г. В. Дедюхина. М.: Айрис — пресс, 2006. — 64 с.
- Дедюхина Г. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком / Г. В. Дедюхина, Е. В. Кириллова. — М.: Издательский центр «Техинформ «МАИ, 1997. — 88 с.
- Дедюхина Г. В. Формирование неречевых и речевых функций у дошкольников с церебральным параличом в процессе педагогической коррекции: Дисс.. канд. пед. наук. М., 2002. — 202 с.
- Дефектология: Словарь справочник / авт. — сост. С. С. Степанов — под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Новая школа, 1996. — 80 с.
- Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н. В. Серебряковой. — СПб.: Каро, 2005. — 65 с.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. С. Л. Новоселовой. -4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
- Дюкен Ф. Альтернативные средства коммуникации с неговорящими детьми / Ф. Дюкен, Л. В. Лопатина. СПб.: Изд — во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-80 с.
- Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (пути специального обучения) / под ред. Р. Е. Левиной. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. — С. 103 — 111.
- Жинкин Н. И. К вопросу о развитии речи у детей / Н. И. Жинкин // Советская педагогика. — 1954. № 6. — С. 79 — 94.
- Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-370 с.
- Жинкин Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. — М.: Наука, 1982.- 159 с.
- Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Литур, 2003. — 320 с.
- Журба Л. Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова. М.: Медицина, 1981.-271 с.
- Задумова Н. П. Логопедическая работа по формированию вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью : Дисс.. канд. пед. наук. СПб., 2005. — 264 с.
- Зайцева И. Н. Анализ нейропсихологических нарушений у детей с гемипаретической формой церебрального паралича и минимальными мозговыми дисфункциями / И. Н. Зайцева // Дефектология. 2006. — № 6. — С. 15−17.
- Звягинцев В. А. Язык и лингвистические теории / В. А. Звягинцев. — М.: Изд во Моск. ун-та, 1973. — 248 с.
- Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. М.: Московский психолого — социальный ин-т и др. ., 2001. — 432 с.
- Игнатьева С. А. Коммуникативная культура учителя — логопеда : Учеб. пособие / С. А. Игнатьева. — Курск: Изд во Курского госуд. ун — та, 2004.
- Игры в логопедической работе с детьми / под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Просвещение, 1987. — 142 с.
- Илюк Б. А. Роль речевых способностей в общении / Б. А. Илюк //. Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л.: ЛГУ, 1973.-С. 71−72.
- Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия : Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. ин-тов / А. Г. Ипполитова — под ред. О. Н. Усановой. — М.: Просвещение, 1983. 95 с.
- Ипполитова М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье : пособие для родителей и воспитателей / М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1993. -64 с.
- Исенина Е. И. Психологические закономерности речевого онтогенеза (Дословесный период). Учебное пособие / Е. И. Исенина. Иваново: Ивановский госуд. ун-т, 1983. — 78 с.
- Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия / сост. Б. Н. Лозовский. -М.: Высш. шк., 1993. 301 с.
- Казаковская В.В. Вопросы ребенка раннего возраста / В. В. Казаковская // Проблемы детской речи. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — С. 84−87.
- Калижнюк Э. С. Роль личностных реакций в патологии формирования характера при детских церебральных параличах (Клиникопсихологическое исследование) / Э. С. Калижнюк, Ю. С. Шевченко // Невропатология и психиатрия. — 1985. № 3. — с. 416 — 421.
- Капитовская О. А. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями : Пособие для логопедов и воспитателей / О. А. Капитовская, М. Г. Плохотнюк. СПб.: Каро, 2005. — 64 с.
- Каппелле Б. Лица с физическими аномалиями / Б. Каппелле, М. Фарричелли, В. Соре // Основы ортопедагогики / под ред. Э. Брукарт. -Lonven: Yapant, 1999. С. 101 — 174.
- Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии : Пособие для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. М.: Владос, 2004. — 224 с.
- Кириллова Е. В. Начальные этапы коррекционной работы с безречевыми детьми / Е. В. Кириллова // Логопедия. 2005. — № 3 (9). — С. 65 — 75.
- Кириллова Е. В. Формирование предпосылок коммуникативной деятельности у безречевых детей : Дисс.. канд. пед. наук. М., 2001. — 202 с.
- Кицул Н. С. Формирование навыков коммуникации у детей со сложными и множественными дефектами / Н. С. Кицул, Л. В. Абрамова // Логопед. 2005. — № 5. — С. 11 — 18.
- Кларк Г. Как маленькие дети употребляют свои высказывания / Г. Кларк, Е. Кларк // Психолингвистика. Сб. статей / сост. А. М. Шахнарович. -М.: Пресс, 1984. С. 353 — 366.
- Клюев Е. В. Речевая коммуникация : Учеб. пособие для ун-тов и ин-тов / Е. В. Клюев. М.: Рипол Классик, 2002. — 320 с.
- Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. М.: МарТ и др. ., 2005. — 448 с.
- Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно : Развитие речи у детей от рождения до 5 лет / Л. М. Козырева. Екатеринбург: У — Фактория, 2005.-224 с.
- Кольцова М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. — М.: Сов. Россия, 1979. 192 с.
- Комарова С. В. Формирование коммуникативных умений у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями / С. В. Комарова // Логопед. -2004.-№ 2.-С. 76−82.
- Кузьмина П.И. Воспитание речи неговорящих детей — алаликов / П. И. Кузьмина, В. И. Рождественская. М.: Просвещение, 1966. — 200с.
- Куницина В. Н. Межличностное общение : Учебник для вузов / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Поголына. СПб.: Питер, 2002. -544 с.
- Лабунская В. А. Невербальная поведение (социально -перцептивный подход) / В. А. Лабунская. Ростов н / Д: РГУ, 1986. — 136 с.
- Лабунская В. А. Экспрессия человека : Общение и межличностное познание / В. А. Лабунская. Ростов н / Д.: Феникс, 1999. -608 с.
- Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. М.: Изд — во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 311 с.
- Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — М.: Академия, 2001.-192 с.
- ИЗ. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-287 с.
- Леонтьев А. А. Психология общения : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Леонтьев. 3-е изд-е. — М.: Смысл и др.»., 2005.-386 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. 2-е изд., стереотип. М.: Смысл, 2005. — 352 с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. 4-е изд. — М.: Изд — во МГУ, 1981. — 584 с.
- Лепская Н. И. Онтогенез речевой коммуникации : Автореф. дисс.. д-ра филол. наук. М., 1989. — 34 с.
- Лепская Н. И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) / Н. И. Лепская. М.: МГУ, 1997. — 151 с.
- Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкойстепенью псевдобульбарной дизртрии: Дисс.. канд. пед. наук. Пермь, 2004.-210 с.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина — под ред. А. Г. Рузской. — М.: Институт практической психологии и др., 1997.-384 с.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. -М.: Владос, 1998. 680 с.
- Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии / Б. Ф. Ломов // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. — С. 3 — 23.
- Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. — 1971.-№ 6.-С. 15−19.
- Лукьяненко Т. И. Структура коммуникативных умений учителя и психологические условия их формирования : Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1991.-215 с.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. 3-е изд., -М.: Академия, 2004. — 384 с.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики // Письмо и. речь: Нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия. М.: Академия, 2002.-С. 78−320.
- Лурия А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия — под ред. Е. Д. Хомской. 2-е изд., — М.: Изд-во МГУ, 1998. — 336 с.
- Лямина Г. М. Развитие понимания речи у детей второго года жизни / Г. М. Лямина // Вопросы психологии. — 1960. № 3. — С. 106—121.
- Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста : Методическое пособие / Г. М. Лямина. М.: Айрис — пресс, 2005. — 96 с.
- Лямина И. П. Начальные этапы формирования общения у детей с . общим недоразвитием речи: Дисс.. канд. пед. наук. М., 2006. — 207 с.
- Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей / А. Р. Маллер. М.: АПК и ПРО, 2002. — 64 с.
- Малофеев Н. Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями / Н. Н. Малофеев // Дефектология. 2001. — № 5. — С. 3 — 11.
- Малофеев Н. Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом / Н. Н. Малофеев // Дефектология. 1985. — № 1. -С. 29−33.
- Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2004. — 400 с.
- Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. М.: Педагогика, Г984. — 240 с.
- Мастюкова Е. М. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова, Л. И. Переслени, М. С. Певзнер // Дефектология. 1988. — № 4. — С. 12−18.
- Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) / Е. М. Мастюкова. М., 1997. — 304 с.
- Мастюкова Е. М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом : Книга для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. — М.: Просвещение, 1985. 191 с.
- Мастюкова Е. М. Они ждут нашей помощи / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. -М.: Педагогика, 1991. — 158 с.
- Мастюкова Е. М. Особенности понимания речи у учащихся с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова // Дефектология. 1983. — № 3. С. 3−9.
- Мастюкова Е. М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова // Дефектология. 1983. — № 1. — С. 67−70. // Дефектология. 1984. — № 2. — С. 7882. // Дефектология. 1985. — № 2. — С. 76−79.
- Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина — под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Владос, 2003. — 408 с.
- Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2 — 3 лет — Пособие для психологов, воспитателей и родителей / Н. Н. Матвеева. М.: Аркти, 2005. — 96 с.
- Махмудова Н. М. Детский церебральный паралич (клиника, терапия и организация медицинской реабилитации) / Н. М. Махмудова, У. К. Курбанов, О. А. Стерник — под ред. Н. М. Маджидова. Ташкент: Медицина, 1978. — 120 с.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под ред Г. В. Чиркиной. 3-е изд., доп. — М.: Аркти, 2003.-240 с.
- Мухина В. С. Детская психология / В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
- Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. М.: МЗ — Пресс, 2004. — 67 с.
- Новоселова С. JI. Генетически ранние формы мышления / С. Л. Новоселова. — М.: Московский психолого — социаьный институт и др. ., 2002. 320 с.
- Основы дошкольной педагогики / под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. -М.: Педагогика, 1980.-271 с.
- Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / под ред. Г. В. Чиркиной. — М.: Аркти, 2002. 240 с.
- Основы специальной психологии. Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. 4 под ред. Л. В. Кузнецовой. м.: Академия, 2005. — 480 с.
- Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. -М.: Просвещение, 1967. 363 с.
- Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно двигательного аппарата / под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педагогика, 1985. — 128 с.
- Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом: Сборник научных трудов / под ред. М. В. Ипполитовой, Л. Б. Халиловой. М.: АПН СССР, 1989. — 125 с.
- Охотникова В. В. Развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях : Дисс.. канд. пед. наук. Омск, 2000. — 154 с.
- Павлова О. С. Формирование коммуникативной деятельности .у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1998. 190 с.
- Панфилова М. А. Игротерапия общения : Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М. А. Панфилова. М.: Гном и Д, 2002. — 160 с.
- Панченко И. И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними : Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1974. — 239 с.
- Пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. М.: Просвещение, 1975. — С. 17−42.
- Парыгин Б. Ф. Анатомия общения / Б. Ф. Парыгин. — СПб.: Изд — во Михайлова В. А., 1999. 301 с.
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже — нов. ред. перевода Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова СПб.: Союз, 1997. — 256 с.
- Питерси М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3: Навыки общения / М. Питерси, Р. Трилор — пер. с англ. Н. Грозной. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. — 112 с.
- Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий Учеб. пособие для инж. пед. работников профтехобразования. / К. К. Платонов. — М.: Высшая школа, 1981. — 175 с.
- Подласный И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения: Учебник для студ. пед. вузов / И. П. Подласный.- М.: Владос, 1999. 576 с.
- Понятийно терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова — М.: Владос, 1997. — 400 с.
- Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектол. фак. пед. ин — тов. / О. В. Правдина. -2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
- Приходько О. Г. Коррекционно педагогическая работа с детьми раннего возраста, страдающими церебральным параличом : Дисс.. канд. пед. наук. — М., 2001. — 185 с.
- Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни : Методическое пособие / О. Г. Приходько.- СПб.: Каро, 2006. 112 с.
- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М.: НИИ дефектологии АПН СССр, 1984. — 97 с.
- Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку: сб. статей / под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.-232 с.
- Психология. Словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психолого педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.- под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 2004. 164 с.
- Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
- Российская Е. Н. Произносительная сторона речи : Практический курс / Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина. М.: Аркти, 2003. — 104 с.
- Рубиштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 1999. 720 с.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми / В. И. Селиверстов. -М.: Владос, 1994. 344 с.
- Семаго Н. Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. М.: Айрис — пресс, 2005. — 45 с.
- Семенова К. А. Детские церебральные параличи / К. А. Семенова.- М.: Медицина, 1968. 259 с.
- Семенова К. А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин. -М.: Медицина, 1972. 328 с.
- Семенова К. А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом / К. А. Семенова, Н. М. Махмудова — под ред. Н. М. Маджидова. Ташкент: Медицина, 1979. -488 с.
- Семечкин Н.И. Социальная психология : Учебник для вузов / Н. И. Семечкин. СПб.: Питер, 2004. — 376 с.
- Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. — Минск: Хорвест, 1998. 800 с.
- Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно методическое пособие для логопедов и дефектологов / И. А. Смирнова. — СПб.: Детство — пресс, 2004. — 320 с.
- Смирнова И. А. Особенности проявления артикуляторных расстройств у детей с церебральным параличом / И. А. Смирнова, К. Стока // Дефектология. 1995. — № 5. — С. 9 — 15.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками : Учебное пособие / Е. О. Смирнова. М.: Академия, 2000. — 151 с.
- Соболева Е. В. Оптимизация умений и навыков невербальной коммуникации у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Е. В. Соболева // Логопедия. 2006. — № 4 (14). — С. 39 — 45.
- Солдатова Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. — Ростов н / Д: Феникс, 2004.-384 с.
- Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева // Дефектология. — 1996. № 1.-С. 62−66.
- Соловьева Л. Г. Сюжетно — ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни : Дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. — 199 с.
- Соломатина Г. Н. Нормализация функции дыхания у детей с врожденными расщелинами неба / Г. Н. Соломатина // Логопед. 2004. — № 1.-С. 16−25.
- Сорокина В. Т. Взаимодействие психолога и логопеда в работе с детьми с церебральным параличом / Т. В. Сорокина, Л. М. Федотовских // Коррекционная педагогика. 2005. — № 2 (8). — С. 22 — 28.
- Сорокина В. Т. А. Коррекционно педагогическая работа по формированию мелодико — интонационной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом: Дисс.. канд. пед. наук. — М., 2004. — 200 с.
- Специальная педагогика: Учеб. пособие для вузов / под ред. Н. М. Назаровой. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2004. — 400 с.
- Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Академия, 2002. — 312 с.
- Стеганцева Т. А. Методы организации и проведения психолого -педагогического исследования : Пособие для студентов и аспирантов / Т. А. Стеганцева, И. А. Аликин, А. А. Толмачев. Красноярск: РИО КГПУ, 2001. -96 с.
- Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога — дефектолога / Е. А. Стребелева. -М.: Владос, 2001. 184 с.
- Тонкова Ямпольская Р. В. Значение подготовительного этапа речи для речевого развития ребенка / Р. В. Тонкова — Ямпольская // Логопедия. — 2005. — № 4 (10). — С. 19 — 22.
- Усанова О. Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей / О. Н. Усанова. М,: Педагогика, 1990. — 195 с.
- Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. — М.: Изд- во Ин-та Психотерапии, 2001. 240 с.
- Ушакова Т. Н. Принципы развития ранней детской речи / Т. Н. Ушакова // Дефектология. 2004. — № 5. — С. 5−15.
- Ушакова Т. Н. Речь человека в общении / Т. Н. Ушакова, Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова. М.: Наука, 1989. — 192 с.
- Федосеева Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1999. 191 с.
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения : Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада / М. Ф. Фомичева. 4-е изд. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 320 с.
- Халилова Л. Б. Основные направления лексической работы в специальной школе для детей с церебральным параличом / Л. Б. Халилова // Дефектология. -1986.- № 5. С 46 -51.
- Худенко Е. Д. Система поэтапного формирования и коррекции фонетико — фонематического восприятия у детей с проблемами в развитии / Е. Д. Худенко, Е. В. Кириллова // Развитие и коррекция. 1999. — Выпуск 6. — С. 27−31.
- Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина и др. — под ред. Л. С. Цветковой. М.: Московский психолого — социальный институт и др. ., 2001.-272 с.
- Цветкова Л. С., Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. Учебное пособие / Л. С. Цветкова — М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 148 с.
- Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л. С. Цветкова. 4-е изд., исправ. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 96 с.
- Цейтлин С. Н. Язык и ребенок : Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Цейтлин. М.: Владос, 2000. — 240 с.
- Чевелева Н. А. Развитие речи детей в процессе ручной деятельности // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (пути специального обучения) / под ред. Р. Е. Левиной. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. — С. 127 — 137.
- Чернышева Е. А. Коррекционно — педагогическая работа по формирования коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития : Дисс.. канд. пед. наук. М., 2001. — 199 с.
- Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата / Г. В. Чиркина. М.: Педагогика, 1969. — 120 с.
- Чудинова Л. М. Приемы активизации речи у алаликов / Л. М. Чудинова // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (пути специального обучения) / под ред. Р. Е. Левиной. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961.-С. 112−130.
- Шахнарович А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики. Лексика. Семантика. Грамматика / А. М. Шахнарович. — М., 1999. — 165 с.
- Шахнарович А. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза детской речи) / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева. М.: Наука, 1990. — 168 с.
- Шипицына Л. М. Детский церебральный паралич / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. — 272 с.
- Шипицына Л. М. » Необучаемый «ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. — 496 с.
- Шипицына JI.M. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : Пособие для учителя / С.-Петербург: Союз, 2003.-336 с.
- Шипицына JL М. Реабилитация детей с проблемами в. интеллектуальном и физическом развитии / Л. М. Шипицына, Е. С. Иванов, Л. А. Данилова и др. СПб.: Образование, 1995. — 80 с.
- Школьникова Н. Н. Система развития коммуникативного поведения у детей раннего и дошкольного возраста с осложненными формами интеллектуальной недостаточности. Автореф. дис.. канд. пед. наук .-М., 1993.-15 с.
- Шпек О. Люди с умственной отсталостью : Обучение и воспитание / О. Шпек — пер. с нем. А. П. Голубева. — М.: Академия,. 2003. — 432 с.
- Эйдинова М. Б. Детские церебральные параличи и их преодоление / М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская. — М.: Просвещение, 1969, 173 с.
- Якунина К. В. Развитие кинетических средств коммуникации у дошкольников с недоразвитием речи : Дисс.. канд. пед. наук. — М., 2000. — 149 с.
- Ястребова А.В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста / А. В. Ястребова. М.: Аркти, 2000. — 96 с.
- Cooke J. Early sensory skills / J. Cooke. — Winslow: Telford Road. • Bicester. Oxon OXG OTS UK, 1996. 97p.
- Gardner R.A. Early signs in crostered chimpanzees / R.A. Gardner, B.T. Gardner // Hum. Evol. 1989. — № 5.- p. 337−365.
- Laswell H.D. The strukture and Funktion of Communikation // Society and Mass Communikation / H.D. Laswell. Urbana: Ed. W. Schram, 1949.
- Manolson A. You Make the Difference: In Helping your child learn / A. Manolson, B. Ward, N. Dodington National Library of Canada / A hanen centre publication. Copyright, 1995. — 90 p.
- Mercer C.D. Students with learning disabilities. Fourth edition / C.D. Mercer. University of Florida. USA: Maxwell Macmillan, 1995. — 137p.
- Naremore R.C. Children Learning Language / A practical introduction to communication development / R.C. Naremore, R. Hopper. San Diego: Singular Publishing Group, Inc, 1990. — 288p.
- Rondal J.A. Language in Mental Retardation / J.A. Rondal, S. Edwards. San Diego: Singular Publishing Group, Inc, 1997. — 112p.