Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дидактическое обеспечение обучения будущих учителей технологии и предпринимательства электрофизическим и электрохимическим методам обработки конструкционных материалов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в ИГПИ, ОмГПУ, НГПИ, с помощью разработанного диагностического инструментария (тестов), подтвердили, что внедрение в учебный процесс разработанного дидактического обеспечения для обучения студентов электрофизическим и электрохимическим методам обработки конструкционных материалов на специально сконструированных и изготовленных лабораторных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование обучения будущих учителей технологии и предпринимательства электрофизическим и электрохимическим методам обработки конструкционных материалов

1.1 .Теоретичиское обоснование обучения будущих учителей технологии и предпринимательства электрофизическим и электрохимическим методам обработки конструкционных материалов как потребность социально-экономического развития общества.

1.2. Модель подготовки учителя технологии и предпринимательства и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков.

1.3. Критерии отбора содержания спецкурса «Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов»

1.4. Критерии эффективности обучения будущих учителей технологии и предпринимательства электрофизическим и электрохимическим методам обработки конструкционных материалов.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. Дидакто-методическое обеспечение обучения будущих учителей технологии и предпринимательства электрофизическим и электрохимическим методам обработки конструкционных материалов

2.1. Методические основы ознакомления студентов с современными методами обработки конструкционных материалов.

2.2. Материально-техническое обеспечение спецкурса «Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов».

2.3. Методика проведения педагогического эксперимента и результаты опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Дидактическое обеспечение обучения будущих учителей технологии и предпринимательства электрофизическим и электрохимическим методам обработки конструкционных материалов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Нынешнее поколение живет в условиях, когда уходит в прошлое индустриальный этап научно-технического прогресса с его «экстенсивной», технократической идеологией: любой ценой получить максимальный результат. Уверенно входит в жизнь технологический этап, который устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учетом социальных, психологических, экономических, технологических, экологических и других факторов и последствий, что приводит к необходимости комплексно, на основе научных знаний подходить к выбору способов и оценке результатов своей деятельности.

В развитых странах, таких, как Япония, Южная Корея, США, Франция, Великобритания и др., раз в 2−3 года происходит смена технологий. Она возможна, если для её осуществления имеются хорошо теоретически и практически подготовленные кадры. По этому же пути движется Россия.

Одним из основополагающих компонентов в преобразующей деятельности человека является его технологическая подготовка, которая обеспечивается, прежде всего, усвоением общеобразовательных и специальных знаний. Это объясняется тем, что технология выступает парадигмой современного образования, целью и основной задачей которого является подготовка учащихся к преобразовательной деятельности с использованием научных основ современного производства [50].

Для решения этой задачи в учебные планы школ включена образовательная область «Технология», предполагающая ознакомление учащихся с базовыми способами технологического освоения действительности, с быстро меняющейся техникой и технологией современного производства.

На важность исследования технологической подготовки учащихся указывали такие ученые педагоги, как П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, Ю.К.

Васильев, В. А. Поляков, И. А. Сасова, В. Д. Симоненко и др. [14- 15- 20].

В работах П. Р. Атутова, В. А. Полякова, В. Д. Симоненко и др. был проведен анализ и отбор технологических знаний и умений учащихся, которые должны быть сформированы в процессе допрофессионального и профессионального образования. В концепции технологического образования учащихся (П.Р. Атутов, В. А. Поляков, В. Д. Симоненко и др.) указано на необходимость ведения поиска научно-обоснованных, соответствующих возрастным особенностям учащихся методов, форм и дидактических средств технологического обучения.

Широкое использование достижений науки, техники и технологии в современном производстве, а также увеличение доли творческого труда изменяют и содержание технологического обучения учащихся.

Так, коллегия МО РФ (27.06.00 г., № 14/1), обсудив проблемы технологического образования, приняла решения о необходимости: «. разработки новой методологии общеобразовательной подготовки учащихся.». Указанно, что «. в содержании всех общеобразовательных предметов должны быть усилены прикладные аспекты изучения законов, правил, условий, форм, средств, результатов современного технологического преобразования объектов.». Главной задачей считается «. переход от трудового обучения к технологическому, который призван обеспечить учащимся возможность овладения инвариантными способами и средствами преобразования окружающей действительности, применения в практической деятельности научных знаний, полученных при изучении смежных предметов. Построенный на основе проектной познавательно-трудовой деятельности предмет „Технология“ на качественно новом уровне должен реализовать положительный отечественный и зарубежный опыт технологической, прикладной подготовки учащихся их профессиональную ориентацию».

Поэтому в содержание технологической и методической подготовки будущих учителей технологии уже сегодня необходимо внести соответствующие изменения, в частности, в методах и формах обучения.

В работах А. Н. Богатырева, В. М. Жучкова, А. П. Надточия, В. А. Полякова, А. Н. Ростовцева, В. Д. Симоненко, А. И. Тимошенко, A.C. Тихонова и др. указывается на необходимость больше внимания уделять проектировочно-конструкторской деятельности, обучать студентов технологии творчества, формировать технологическую культуру, развивать творческое мышление и т. д. [101- 171].

Вместе с тем, анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования показал, что данная проблема решена недостаточно полно.

Исследования в области современной теории и практики промышленных технологий, педагогической науки позволили вскрыть противоречия, требующие научного и практического разрешения: между современным уровнем научно-технического прогресса и уровнем технологических знаний, применяемых путей и средств совершенствования технологической подготовки учащейся молодежи, между необходимостью перехода от трудового к технологическому обучению и недостаточным уровнем подготовки учительских кадров. Подготовку последних следует вести, отражая приоритетные направления научно-технического прогресса и современного производства. Например, изучение электрофизических и электрохимических способов обработки конструкционных материалов перспективно, т.к. в условиях средней и высшей школы отвечает установлению интегрированных связей физики, химии с технологией для улучшения технологической подготовки учащейся молодежи [51].

В связи с вышесказанным тема диссертации «Дидактическое обеспечение обучения будущих учителей технологии и предпринимательства электрофизическим и электрохимическим методам обработки конструкционных материалов** является актуальной.

Цель исследования: повышение качества подготовки будущих учителей технологии посредством разработки и внедрения дидактического и материального обеспечения учебного процесса, позволяющих реализовать интеграцию технологических, общетехнических и естественно-научных дисциплин.

Объект исследования: теория и практика учебно-воспитательного процесса подготовки учителя технологии и предпринимательства в педагогическом вузе.

Предмет исследования: дидактическое обеспечение обучения будущих учителей технологии и предпринимательства электрофизическим и электрохимическим методам обработки конструкционных материалов.

Гипотеза исследования. Эффективно осуществить подготовку будущих учителей технологии и предпринимательства к использованию новых методов обработки конструкционных материалов и применению в будущей профессиональной деятельности научных знаний из смежных дисциплин возможно при условии, если будет:

— выявлено состояние проблемы, проанализировано и определено место этих методов в структуре подготовки учителя;

— определено содержание теоретической и практической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства обучению их электрофизическим и электрохимическим методам обработки материалов;

— разработан и внедрен в учебный процесс спецкурс «Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов», основанный на использовании изготовленных лабораторных установок в учебном процессе;

— осуществлена интеграция содержания технологических и общетехнических дисциплин с физикой, химией;

— разработан диагностический инструментарий для определения эффективности учебно-познавательной деятельности студентов.

Задачи исследования: проанализировать состояние технологического обучения в теории и практике преподавания в условиях педвуза и средней школыразработать теоретическую модель подготовки учителя технологии и предпринимательства и определить в ней место спецкурсавыявить возможности интегрирования содержания общетехнических и технологических дисциплин с физикой, химией при обучении студентов электрофизическим и электрохимическим методам обработки конструкционных материаловразработать и внедрить в траекторию профессиональной подготовки студентов спецкурс «Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов» и его дидактическое обеспечениеразработать и изготовить комплект лабораторных установок по электроискровой, ультразвуковой обработке материалов и поверхностной закалке металлов токами высокой частотывыявить и экспериментально проверить эффективность дидактического обеспечения учебного процесса.

Теоретической и методологической основой исследования являются: психолого-педагогические научные положения теории деятельности человека в процессе познания (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.) — труды, посвященные формированию профессиональной компетентности учителей технологии и предпринимательства (П.Р. Атутов, В. А. Поляков, В. Д. Симоненко и др.) — фундаментальные работы ведущих отечественных ученых-дидактов (Ю.К. Бабанского, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, П. И. Пидкасистого и др.) — концепции технологического образования (П.Р. Атутов, В. А. Поляков, В. Д. Симоненко и др.).

Методы исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения философской, психолого-педагогической, методической, технической и специальной литературы по исследуемой проблемеэмпирический (изучение результатов деятельности учащихся, наблюдение, беседа, тестирование, метод педагогического контроля в процессе проведения опытно-экспериментальной работы) — педагогический эксперимент и использование методов статистической обработки результатов исследования.

Организация и база исследования. Исследование осуществлялось в течение 1996 — 2001 гг. в три этапа на базе факультетов ТиП Ишимского государственного педагогического института (ИГПИ) им. П. П. Ершова, Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ), технолого-экономического факультета Новокузнецкого государственного педагогического института (НГПИ).

Первый этап (1996;1998 гг.) — поисково-теоретический. Проведен теоретический анализ проблемы исследования, определены цели, задачи, объект, предмет исследования, сформулирована гипотеза. Проводилась работа по сбору материала для подготовки спецкурса «Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов». Осуществлялось проектирование, конструирование и изготовление комплекта действующих лабораторных установок.

Второй этап (1998;2000 гг.) — опытно-экспериментальный. Разработана теоретическая модель подготовки учителя технологии и предпринимательства, в которой определено место спецкурса и лабораторного практикума. Проводился эксперимент, включающий внедрение в учебный процесс разработанного оборудования, дидактических материалов, апробацию теоретических результатов в выступлениях и публикациях.

Третий этап (2000;2001 гг.) — обобщающий. Продолжался эксперимент, анализировались и обрабатывались результаты, уточнялись некоторые положения, оценивалась эффективность дидактического обеспечения, оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в: • разработке теоретической модели подготовки учителя технологии и предпринимательства;

• выявлении принципов и критериев отбора содержания дидактических материалов, обеспечивающих за счет интегрирования содержания естественнонаучных, общетехнических и технологических дисциплин с использованием разработанных установок обеспечивающих повышение уровня профессиональной подготовки студентов;

• обосновании целесообразности внедрения в учебный процесс спецкурса и разработанных лабораторных установок, позволяющих демонстрировать и исследовать способы ТВЧ, ЭФ и ЭХ процессов обработки конструкционных материалов;

• обосновании эффективности дидакто-методического и материального обеспечения учебного процесса для развития творческих способностей и навыков самостоятельной работы будущих учителей ;

• разработке контрольных тестов для определения эффективности дидактического обеспечения учебного процесса.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в учебный процесс: программы и учебного содержания спецкурса «Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов» — лабораторного практикума по обработке конструкционных материалов на основе разработанного комплекта оборудования и методических рекомендаций к практикумудиагностического инструментария (тесты) для выявления уровня усвоения учебного содержания спецкурса.

На защиту выносятся: теоретическая модель подготовки будущего учителя технологии и предпринимательствапринципы отбора содержания дидакто-методического обеспечения для интеграции материалов естественно-научных общетехнических и технологических дисциплинкомплект дидакто-методического обеспечения (программа и учебное содержание спецкурса «Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов» и лабораторного практикума по обработке конструкционных материалов и методические рекомендации к практикуму) — диагностический инструментарий (тест) для выявления уровня усвоения учебного содержания спецкурсатворческие проекты по конструированию и изготовлению действующих лабораторных установок для обработки конструкционных материалов ЭФ и ЭХ методами1.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: методологической обоснованностью экспериментальной работыприменением комплекса методов исследованияобъективностью выборокиспользованием методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы заслушивались и обсуждались на заседаниях кафедрах теории и методики преподавания технологии и предпринимательства И111И, ОмГПУ, НГПИна кафедрах материаловедения и основ производства, теории и методики профессионального образования НГПИконференциях: международных (г.г. Москва, 1999; Тула, 1999; Самара, 2000; Ишим, 2001) — всероссийских (г.г. Новосибирск — Новокузнецк — Бийск, 2001), межвузовских (г.г. Ишим, 1998;99- Новокузнецк, 2000). Результаты исследования внедрены в учебный процесс на факультетах ТиП ИГПИ, ОмГПУ, а также ТЭФ НГПИ.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Выводы по второй главе.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

1. На основе модели подготовки учителя технологии и предпринимательства нами разработаны и внедрены в траекторию профессиональной подготовки студентов программа и учебное содержание спецкурса «Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов».

2. Обоснована целесообразность внедрения в учебный процесс спецкурса «Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов» и сконструированных и изготовленных лабораторных установок, которые позволили демонстрировать и изучать электроискровой, ультразвуковой и поверхностную закалку металлов токами высокой частоты, способы электрофизических и электрохимических процессов обработки конструкционных материалов на основе использования поисково-исследовательского метода с применением УИРС и НИРС и метода проектов.

3. Лабораторные занятия проводились с использованием разработанных нами методических рекомендаций к лабораторным работам по изучению электроискровой, ультразвуковой и поверхностной закалки металлов токами высокой частоты способов обработки конструкционных материалов.

4. Результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в ИГПИ, ОмГПУ, НГПИ, с помощью разработанного диагностического инструментария (тестов), подтвердили, что внедрение в учебный процесс разработанного дидактического обеспечения для обучения студентов электрофизическим и электрохимическим методам обработки конструкционных материалов на специально сконструированных и изготовленных лабораторных установках (электроискровая, ультразвуковая и поверхностная закалка металлов токами высокой частоты), позволяющих реализовать интеграцию естественно-научных, общетехнических и технологических дисциплин, способствует повышению качества подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства, о чем свидетельствует общий средний коэффициент усвоения знаний содержания спецкурса студентами и умение их работать с изготовленными лабораторными установками (в экспериментальной группе КЭКСп =0,771 по сравнению с контрольной Ккоет=0,61, в которой комплект лабораторных установок не применялся).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования были решены поставленные задачи, экспериментально подтверждена выдвинутая гипотеза, доказаны положения, выносимые на защиту. Результаты диссертации подтверждают актуальность, научную и теоретическую новизну, практическую значимость работы.

1.На основе анализа психолого-педагогической, методической и специальной литературы обоснована необходимость подготовки учителей технологии и предпринимательства, способных осуществлять технологическое образование школьников в соответствии с задачами, поставленными в Решении коллегии МО РФ от 5.07.00 г. № 2043.

2. Разработана теоретическая модель подготовки учителя технологии и предпринимательства, включающая в себя виды деятельности студента, в которой определено место спецкурса «Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов».

3. Выявлены и обоснованы принципы и критерии отбора содержания дидакто-методического обеспечения обучения студентов электрофизическим и электрохимическим методам обработки материалов, содержания образования, позволяющие студентам освоить установление интегрированных связей естественно-научных, общетехнических и технологических дисциплин.

4. Обоснована целесообразность внедрения в учебный процесс содержания спецкурса «Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов», разработанного и изготовленного с использованием метода проектов комплекта действующих лабораторных установок по обработке конструкционных материалов методами электроискровой, ультразвуковой, поверхностной закалке металлов токами высокой частоты, позволяющих демонстрировать и исследовать физические и химические процессы.

5. Разработаны и внедрены в учебный процесс методические рекомендации к лабораторному практикуму по обработке конструкционных материалов методами электроискровой, ультразвуковой и поверхностной закалки металлов токами высокой частоты, на основе использования поисково-исследовательского метода с применением УИРС и НИРС.

6. Обоснована эффективность дидакто-методического и материального обеспечения учебного процесса для развития творческих способностей и навыков самостоятельной работы будущих учителей технологии и предпринимательства.

7. Разработан диагностический инструментарий (тесты) для определения уровня усвоения учебного содержания спецкурса.

8. Разработаны творческие проекты по проектированию, конструированию и изготовлению действующих лабораторных установок (электроискровая, ультразвуковая и поверхностная закалка металлов токами высокой частоты) для обработки конструкционных материалов.

В диссертации решен узкий круг проблем изменения содержания и повышения качества подготовки учителя ТиП. Многие проблемы остались за пределами исследования.

Список научных трудов.

1. Творческий потенциал учебного проектирования. // Школа и производство. — 1995. — № 1. — С. 22 — 24 (в соавторстве).

2. Формирование методики преподавания технических дисциплин и профессионального обучения в профтехшколах Сибири в XIX в. Студенты педвуза — школе: Межвузовский сборник студенческих научных работ / Составители: А. С. Тихонов, В. М. Вызов, С. П. Семухин и др.- под ред. А. С. Тихонова. — Ишим: Издво ИГПИ им. П. П. Ершова, 1998. — С. 130 — 134.

3. О путях ознакомления студентов ФТиП с современными методами обработки конструкционных материалов.//Образовательная область «Технология». Опыт и пути внедрения в учебный процесс школ Тюменской области. Тезисы докладов и сообщений на научно — практической конференции 4−6 декабря 1998. — Ишим: Изд — во ИГПИ им. П. П. Ершова, 1998. — С. 17 (в соавторстве).

4. Обучение студентов ФТиП новым технологиям обработки конструкционных материалов. // Ершове кие чтения: Тезисы докладов и сообщений научно — практических конференций / Под ред. Т. П. Савченковой и др. — Ишим: Изд — во. ИГПИ им. П. П. Ершова, 1998.-С.-42−43.

5. Некоторые пути улучшения технологической подготовки студентов ФТиП. // Ершовские чтения: Тезисы докладов и сообщений научных конференций / Под ред. Н. Р. Скалона. — Ишим: Изд — во ИГПИ им. П. П. Ершова, 1999. — С. 106 — 107 (в соавторстве).

6. Место современных методов обработки конструкционных материалов в вузовском учебном курсе «Материаловедение». // IV Международная конференция «Проблемы формирования технологической культуры и социальная трудовая адаптация школьников». Тезисы докладов и сообщений, Ч. 2. — М., 1999. — С. 85 — 88 (в соавторстве).

7. Роль лабораторного практикума по обработке конструкционных материалов с использованием электрофизических методов в совершенствовании технологической подготовки студентов. // Инновационные процессы в подготовке учителя технологии, предпринимательства, экономики: Материалы V международной научнопрактической конференции. — Тула: Изд — во ТГГТУ им. Л. Н. Толстого, 1999. -С. 61 — 62 (в соавторстве).

8. Пути разрешения проблемы интеграции естественных основ технологической подготовки школьников и студентов. // Реализация новой парадигмы образования через образовательную область «Технология»: Материалы межвузовской научно — практической конференции, Ч. 2. -Новокузнецк: Изд — во НГПИ, 2000. — С. 1 — 7 (в соавторстве).

9. Роль спецкурса «Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов», в технологической подготовке студентов — будущих учителей. // VI международная конференция по проблемам технологического образования школьников «Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе» (Т — 2000). Сб. тр. конф. — Самара: АНО Образовательные ресурсы и технологический тренинг (ОРТ), 2000. — С. 202 (в соавторстве).

10. О содержании тестов для определения уровня усвоения основных понятий спецкурса «Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов». // Материалы Международной научной конференции молодых ученых. — Ишим: Изд — во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2001. — С. 136 — 139.

11. Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов. Курс лекций. Часть 1. — Новокузнецк: НГПИ, 2002 — 121 с. (в соавторстве).

12. Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов. Курс лекций. Часть 2. — Новокузнецк, НГПИ, 2002 — 59 с. (в соавторстве).

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Проблемы формирования педагогических умений и навыков у будущих учителей. // Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. М.: АПН СССР, НИИОП, 1976.- С. 43−48.
  2. А.Н. и др. Экспериментальная программа образовательной области «Технология».-М., 1994.-267 с.
  3. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М., 1989.-167 с.
  4. Ю. П., Поляков В. А. Применение дидактических принципов в труде и профессиональном обучении. // Школа и производство.-1994.-№ 3.-С.7−13.
  5. А.Б. Основы электрофизических методов обработки материалов. Л.: Машиностроение, 1967. — 372 с.
  6. С.И. Теоретические основы научной организации учебного процесса. М.: Высшая школа, 1975. — 356 с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.- метод, пособие. М.: Высшая школа, 1980.-368с.
  8. П. Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук. М.: Просвещение, 1983.-128с.
  9. П.Р., Поляков В. А. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986.-175 с.
  10. Ю.К. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1989.- 558с.
  11. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985- 208 с.
  12. Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1988.-479 с.
  13. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на /Д.: Феникс, 2000.- 416с.
  14. С. Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1976.-686с.
  15. С.Я. Задачи системы профтехобразования в условиях перехода к рыночной экономике. М.: А.П.О., 1993. — 91 с.
  16. С.Я. По-новому готовить рабочие кадры //Сов.педагогика.-1989.-№ 2.-С.91 -97.
  17. С.Я. Требования производства к разработке учебно-программной документации. // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 15−19.
  18. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно- педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов.- Екатеринбург.: Изд-во «Деловая книга», 1996.- 344с.
  19. П.И., Белан Е. П. Подготовка учителей интегративного предмета «Технология». // Школа и производство.- 1994. № 4. — С. 90−93.
  20. А. П. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях.-СПб., 1995.-220с.
  21. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1991. -205с.
  22. В.П. О критериях качества подготовки специалистов.// Вестник высшей школы.-1988.-№ 1.-С.З.
  23. В.П. Слагаемые педагогические технологии. М.: Педагогика, 1989.-192с.
  24. В.П. Теория учебника. М.: Педагогика, 1988.-160 с.
  25. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1998.-144 с.
  26. БСЭ в 30-и томах / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1970- 1978.
  27. БСЭ. Электрофизические и электрохимические методы обработки. -М.: Советская энциклопедия. Т. 28. 1978. — С. 118 — 120.
  28. A.C. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1989.-127с.
  29. О. Дидактика как теория образования. -М.: Высшая школа, 1988.-Т.2.-243 с.
  30. В.В. Производственное освоение прогрессивных технологий. -М.: Знание, 1986. 64 с. — (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Экономика и организация производства», № 4).
  31. В. П. Поверхностная индукционная закалка. М.: Оборонгиз, 1947.-68 с.
  32. В. А. Ультразвуковая обработка. Л.: Лениздат, 1973. 248с.
  33. Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.:Педагогика, 1991.-480 с.
  34. Л.С. Собр.Соч.-М., 1984.-Т.4.-432 с.
  35. П. Я. Введение в психологию. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-150с.
  36. .С. Педагогическая практика: методология, теория и практика. -Киев.: Высшая школа, 1960.-200 с.
  37. Н.П. Физические основы высокочастотного нагрева. / Под ред. А. Н. Шанова. -5-е изд., перераб. и доп. Л.: Машиностроение, 1989.- 56 с.
  38. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 03.06.00. «Технология и предпринимательство». М.: Просвещение, 2000.-30 с.
  39. В.Н., Мешков Ю. Я. и др. Физические основы электротермического упрочнения стали. Киев, 1973. — 134 с.
  40. В.Н. Анодно-механическая обработка металлов. М. — Л.: Машиностроение, 1952. — 84 с.
  41. М.А., Есипов Б. П. Дидактика.- М., 1957. 250с.
  42. А. Д., Головин Г. Ф., Шашкин С. В. Высокочастотная закалка. М. Л.: Машиностроение, 1965. — 88 с.
  43. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 318 с.
  44. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1./ Под. ред. П. Р. Атутова.- Москва: ИОСО РОА, 1997.-230 с.
  45. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 2./ Под ред. П. Р. Атутова.- Москва: ИОСО РАО, 1998.-176 с.
  46. A.B. и др. Высокочастотные электротермические установки с ламповыми генераторами. 2-е изд., перераб. и доп. — J1.: Энергия, 1974.-208 с.
  47. A.B., Келлер O.K., Кратыш Г. С. Ультразвуковые электротехнологические установки.- J1.: Энергия, 1968. 164 с.
  48. A.B., Лейбин Ю. В. Токи высокой частоты. .М.: Знание, 1961. -32 с.
  49. В.Д., Полевой С. Н. От молотка до лазера. М.: Знание, 1987.- 192 с.
  50. Е.В., Рубина Г. В. Реализация принципа преемственности в обучении и подготовке учителей труда. / Политехническая направленность в изучении основ наук. Ярославль, 1990. — С. 95−105.
  51. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. -М.: Логос, 2000.-384 с.
  52. .Н. Физические основы электроискровой обработки. М. Гостехиздат, 1953. — 107 с.
  53. И.А. Структура эвристических приемов решения задач. -М.: Высшая школа, 1992.- 79с.
  54. В.М. Учителю о новой технике в машиностроении. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1977. — 128 с.
  55. В.Ф. Ультразвуковое резание. В кн.: Физические основы ультразвуковой технологии. — М.: Наука, 1970. — 241 с.
  56. В.Ф., Мечетнер Б. Х., Розенберг Л. Д. Новый высокопроизводительный способ ультразвуковой обработки. В сб.
  57. Электрофизические методы обработки материалов", вып. 6. Изд-во ЭНИМС. -М: 1964- 163 с.
  58. A.M. Деловая личность ориентир для учителей технологии и предпринимательства. // Школа и производство.- 1996.-№ 3. — С.11.
  59. И.Н. Термическая обработка стали при индукционном нагреве.-М.: Металлургиздат, 1950. 69 с.
  60. И.Н. Физические основы электротермической обработки металлов и сплавов. М.: Металлургия, 1969. 375 с.
  61. Ю.Л. Квантовые генераторы света и нелинейная оптика. -М.: Просвещение, 1966. 73 с.
  62. В.В., Степаненко А. В. Ультразвуковая обработка материалов. Минск: Наука и техника, 1987 — 296. с.
  63. B.C. Обработка материалов импульсным излучением лазеров Киев: Высшая школа, 1977. — 151 с.
  64. B.C. Технология и оборудование электрофизических и электрохимических методов обработки материалов. Киев: Высшая школа, 1983.- 107 с.
  65. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Я.А. * Коменский. Под. ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982. Т.1. — С.-384.j 71. Коменский Я. А. Великая дидактика. Изб. пед. соч.-М.: Просвещение, j 1979.-243 с.
  66. Е.Г. Основы новых способов металлообработки. Минск: Изд-во АН БССР, 1961. 360 с.
  67. Т.С. Рабочие жидкости для электроэрозионной обработки / Сборник докладов 1 СЕМ 7 Международного симпозиума по электрическим методам обработки металлов. — Братислава, 1983. — С.208.216.
  68. С.И., Романин В. А. Технические средства обучения впрофессиональной школе. -М.: Высшая школа, 1988.-230с.
  69. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методологический анализ) / В.В. Краевский- Науч.-исслед. ин-т. общей педагогики АПН СССР. М.: Педагогика, 1977.-260с.
  70. . А. О физических процессах, лежащих в основе электрических методов обработки металлов. Сб. «Электрические методы обработки металлов». М.: Машгиз. 1967.- № 1. — С. 21 — 28.
  71. Н.Н. Основы физико-химической обработки. Киев, Высшая школа, 1975. 268 с.
  72. Е.В. Электронный луч и его техническое применение. Итоги науки и техники, серия «Электротехника и энергетика». М.: ВИНИТИ, 1967.- 126 с.
  73. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя: Тексты лекций. Гомель, 1976. — 57 с.
  74. . Р., Лазаренко Н. И. Электроискровая обработка токопроводящих материалов. М.: 1958. — 183 с.
  75. .Р. Электрические методы обработки металлов и сплавов. -М.: Машпром, 1961. 65 с.
  76. Е. М. Электроискровая обработка металлов. Л.: Машиностроение, 1957. — 188 с.
  77. Е. М. Электроэрозионная обработка металлов. Л.: Машиностроение, 1961. — 184 с.
  78. Е. М., Владимиров Е. И. Электроискровые установки. М. -Л.: Машиностроение, 1951. — 148 с.
  79. А. Н. Проблемы развития психики. -М.: Высшая школа, 1981.-185с.
  80. А.Н. Избранные педагогические произведения: в 2-х томах. -М.: Педагогика, 1983.-Т.2.-318 с.
  81. М.Р. Об особенностях обучения по программам образовательной области «Технология» / Технологическое образование и предпринимательство. Сборник научных статей. Брянск: Изд-во БГПУ, НМЦ «Технология», 1997, — С. 4 — 6.
  82. И.Я. Дидактическая система обучения. М., 1981.- С.39
  83. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186с.
  84. А.Л., Кравец А. Т., Рогачев И. С. и др. Электроимпульсная обработка металлов. М.: Машиностроение, 1967. — 296 с.
  85. В. Н. Межпредметные связи в учебно воспитательном процессе современной школы. — М.:1987. — 157 с.
  86. Материаловедение: Учебник для высших технических учебных заведений. / Б. Н. Арзамасов, И. И. Сидорин, Г. Ф. Косолапое и др./ Под общ. ред. Б. Н. Арзамасова 2-е изд., испр. и доп. — М.: Машиностроение, 1986. — 384с.
  87. И. Ультразвуковая техника. Пер. с нем. М.: Металлуриздат, 1962.-90 с.
  88. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Просвещение, 1972.-С. 181.
  89. М. И. Принцип профессиональной направленности обучения // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: Межвуз. сб. науч. тр.- Челябинск, 1985.- С. 88−100.
  90. М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.-368с.
  91. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977.-240с.
  92. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1995. — 184 с.
  93. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.- 141 с.
  94. В.М., Ямпольский J1.T. Введение в экспериментальную психологию личности: Учебное пособие для слушателей ИПК преподавателей педагогических дисциплин университетов и педагогических институтов. М.: Просвещение, 1985.-319 с.
  95. Методика обучения технологии. Книга для учителя. / Под ред. В. Д. Симоненко Изд-во Ишимского государственного педагогического института НМЦ «Технология». Брянск — Ишим, 1998. — 296 с.
  96. Методика трудового обучения с практикумом: Уч. пособие для студентов пед. институтов. / Д. А. Тхоржевский, А. И. Бугаев и др. / Под ред. Д. А. Тхоржевского.-М.: Просвещение, 1987.-447 с.
  97. .Х., Манин М. И. Обработка комбинированным ультразвуковым и электрохимическим способом. / Сб.
  98. Электрофизические методы обработки деталей машин". Киев.1. Машгиз, 1965.-С. 43.
  99. И.И., Алексеев Г. А., Водяницкий O.A. и др. Электрохимическая обработка металлов. М.: Машиностроение, 1969. — 208 с.
  100. Е.М. Уроки технологии. // Школа и производство.-1998.-№ 5.-С.28.
  101. P.C. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. 3-е изд. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-Кн.З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.-632с.
  102. Нетрадиционные способы оценки качества обучения школьников. Психолого-педагогический аспект: сборник научных трудов./Под ред.Е. Д. Божович. М.: Новая школа, 1995.-96с.
  103. .П. Ступени творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  104. Новое в электрофизической и электрохимической обработке материалов. / Под ред. Л. Я Попилова. М.-Л. Машиностроение, 1966. — 471 с.
  105. Новые технологии, методы, принципы. Вып. № 1. Сб. статей / Сост. Б. В. Зубков М.: Знание, 1985. — С. 3 — 12 — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Техника», № 12).
  106. Ф. В., Маркосова H. М. Использование ультразвука в преподавании физики. М.: Просвещение, 1966. — 58 с.
  107. В.П., Симоненко В. Д. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Брянск: БГПУ, 1998.-31с.
  108. Н.В. Педагогический эксперимент при изучении общетехнических дисциплин в педвузе: Учебно-методическое пособие. Ишим.: Изд-во. Ишим ИГПИ, 2000−46 с.
  109. Основы новых способов металлообработки. Минск.: Изд-во АН БССР, 1977.-360 с.
  110. Основы профессиональной культуры. / Под ред. В. Д. Симоненко. -Брянск: Изд-во БГПУ, 1997. С. 51 — 62.
  111. Основы профессиональной педагогики / Под ред. С. Я. Батышева, С. А Шапоринского. М.: Высшая школа, 1997. — 502 с.
  112. Педагогика. Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
  113. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.- 608с.
  114. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов./Ю.К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под. ред. Ю. К. Бабанского.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1988 479с.
  115. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.-640 с.
  116. Г. С. и др. Интенсификация инженерного творчества: потребности, методы, формы организации /Г.С. Пирогов, Ю. Н. Таран, В. П. Бельгольский. М.: Профиздат, 1989.- 192с.
  117. Платонов К. К Вопросы психологии труда. М., 1962. — 154 с.
  118. Платонов К. К, Голубев Г. Г. Психология. Учебник для индустриально-педагогических техникумов. М.: Высшая школа, 1973. — 256 с.
  119. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.-216 с.
  120. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. В 2-х кн.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.-Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.-576 с.
  121. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, Изд-во ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  122. В.Н. Технология физико химических методов обработки. -М.: Машиностроение, 1985. — 264 с.
  123. В.Н., Камалов B.C. Физико-химические методы обработки. -М.: Машиностроение, 1973. 346 с.
  124. Поляков В. А Политехнический принцип в трудовом обучении школьников. -М.: Просвещение, 1977. 80 с.
  125. В.А. Социально-педагогические проблемы перехода молодёжи от учебы к работе. // Материалы международной научной конференции «Общее и профессиональное образование в условиях СЭЗ» (13- 14 апреля 1995 г.) Калининград, 1995. — С. 47 — 51.
  126. Л. Я. Основы электротехнологии и новые ее разновидности. -Л.: Машиностроение, 1971. -216 с.
  127. Л.Я. И светом и звуком и взрывом. Л.: Лениздат, 1971. — 184 с.
  128. Л.Я. Электрофизическая и электрохимическая обработка материалов. М.: Машиностроение, 1969. — 296 с.
  129. Применение ультразвука в промышленности. /Под ред. А. И. Маркова. -М.: Машиностроение, 1975. 240 с.
  130. Программа пединститутов. Сб. № 20 для специальности № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд».-М.: Просвещение, 1986.-16 с.
  131. Программы средней общеобразовательной школы. Физика. М.: Просвещение, — 1990. — 45 с.
  132. Программы средней общеобразовательной школы. Химия. М.: Просвещение, — 1990. — 30 с.
  133. Программы пед.инст. Технология конструкционных материалов. Сборник № 22, (для специальности № 2109 «черчение, рисование и труд»). М.: Просвещение, 1980. — 30 с.
  134. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  135. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.-904 с.
  136. Психологические условия повышения качества трудовой и производственной подготовки молодежи./ Под ред. А. Н. Леонтьева. -Новосибирск: НГПИ, 1989.-125 с.
  137. Психолого педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений — Ростов-на / Дону.: Изд — во «Феникс», 1998.-544 с.
  138. К. А. Курс физики, т. 2. М.: Просвещение, 1962. — С. 381−390.
  139. Г. В., Симоненко В.Д Применение ЭВМ в графической подготовке студентов: Уч. пособие для студентов пед. институтов. -Брянск, 1992.-86 с.
  140. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-С.152.
  141. В. Д. Основы технологической культуры. М.: Изд-во БГПУ, 1998.-268с.
  142. В. Д., Хотунцев Ю. Л. Стандарт Российской Федерации школьного технологического образования (Базовый уровень).-Брянск: ВНИК «Технология», 2000.-С. 3.
  143. В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. М.: Просвещение, 1985. — 151 с.
  144. В.Д., Сорока В. Ф., Фомин Н. В. Межпредметные связи в обучении учащихся основам экономики и предпринимательства: Уч. метод, пособие для учителей технологии и предпринимательства. -Брянск: Изд-во БГПУ, 1998. 212 с.
  145. В.Д., Фомин H.B. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства. Уч. метод, пособие. Брянск.: Из -во БГПУ, 1997.-319 с.
  146. М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. — 96с.
  147. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1977. -С.125.
  148. М.Н., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. М.: Просвещение, 1984. — 136 с.
  149. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1985. — С. — 963.
  150. Современная работа школ и промышленных предприятий по профессиональной ориентации учащихся / Под ред. А. Е. Голомштока, -М.: Просвещение, 1984. 120 с.
  151. В.В. Фундаментализация обучения химии в вузе: / Уч. пособие МГУ им. М. В. Ломоносова. Химфак. М.: МГУ, 1991.-91 с.
  152. H.A., Шайденко H.A. Проблемы дидактики современной образовательной школы: Уч. пособие для студентов. Тула, 1993.-116с.
  153. Справочник по электротермическим, электрофизическим методам обработки. /Под ред. В. А. Волосатова. М.: Машиностроение, 1988. 180 с.
  154. Л.Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия. Ростов на/Д: Изд — во «Феникс», 1999.-576 с.
  155. В. М., Промыслов Е. В., Скворчевский А. К., Кузин Б. Г. Обработка деталей лучом лазера. М.: Машиностроение, 1969.- 196 с.
  156. Н.В. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1998. — 175 с.
  157. Техника, год 1985. М.: Знание, 1985. — С. 3 — 16. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Техника», № 8).
  158. Технологическое образование и предпринимательство. Сборник научных статей. Брянск: Изд-во БГПУ «Технология», 1997.-145с.
  159. Технология конструкционных материалов: Учебник для машиностроительных специальностей вузов. / А. М. Дальский, И. И. Арутюнова, Т. М. Барсукова и др. Под общей ред. А. М. Дальского. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1985. — 448с.
  160. Технология металлов и других конструкционных материалов. / Под ред. проф. Г. А. Глазкова, канд. техн. наук K.M. Скобникова и др. JL: Машиностроение, 1972. — С. 453 — 471.
  161. А. С. Краткий терминологический словарь учителя технического труда. Учебное пособие. Ишим: Изд-во ИГПИ, 1993. -90 с.
  162. А. С., Сидоров О. В. Творческий потенциал учебного проектирования. // Школа и производство. М.: 1995.-№ 1. — С.22−24.
  163. Ю.С. Политехнические основы подготовки рабочих широкого профиля. М.: Высшая школа, 1991.-191с.
  164. Ультразвуковая технология. / Под ред. Б. А. Аграната. М.: Металлургия, 1974. — 504 с.
  165. Уч.план специальности 03.06.00. «Технология и предпринимательство». М., 2000.
  166. К.Д. Собрание сочинений. М., 1950.Т.10. С. 511.
  167. К.Д. Собрание сочинений. Т.6. С. 267, 268.
  168. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования. Образовательная область «Технология». Проект. // Школа и производство. 1997, — № 3. — С. 2−14.
  169. Физические основы ультразвуковой технологии. / Под ред. Л. Д. Розенберга. М.: Наука, 1970. — 687 с.
  170. Н. К. Технология электроэрозионной обработки. M.: Машиностроение, 1980. — 170 с.
  171. Л. М., Калугина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288с.
  172. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415с.
  173. И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве. // Педагогика, 1992.-№№ 7−8. С. 11−15.
  174. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрист, 1997.-512 с.
  175. Ю.Л. и др. Продолжается работа над программой «Технология». // Школа и производство.-М., 1995.- № 1. С. 18−20.
  176. В.В. Психологические основы формирования производственных умений и навыков. М.: Высшая школа, 1980. -79с.
  177. В.В. Психология трудового обучения. М.: Высшая школа, 1983.-237 с.
  178. B.C. Экспериментальные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  179. П.В. Электролитическое и химическое полирование металлов. М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 187 с.
  180. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С .Я. Батышева. М.: АПО.Т.2-М-П-1999. — 440 с.
  181. П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989.-272 с. 1 / ^ Новокузнецкий государственный педагогический институт1. На правах рукописи1. Сидоров Олег Владимирович
  182. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
  183. БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИМ И ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИМ МЕТОДАМ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ1. МАТЕРИАЛОВ
  184. Специальность 13.00.08.-Теория и методика профессионального образования1. Я /и1. ДИССЕРТАЦИЯна соискание учёной степени кандидата педагогических наук
  185. Научные руководители: член.корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель наук РФ В. Д. Симоненко-кандидат физико-математических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ А. С. Тихонов1. Новокузнецк 2002
Заполнить форму текущей работой