Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методическая система подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1995 году Министерством образования РФ был издан документ под названием «Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях"1, в соответствии с которым информатику в школе рекомендовалось изучать на трех уровнях: пропедевтическом, базовом и профильном. В 2009 году были приняты государственные образовательные стандарты для начальной школы, в которых изучение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
    • 1. 1. Анализ ыауч1 ю-методической литературы по проблеме подготовки учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне
    • 1. 2. Особенности современной методической системы преподавания информатики на пропедевтическом уров11е
    • 1. 3. современная методическая система подготовки учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне
  • выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКЕ НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
    • 2. 1. методические принципы подготовки учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне
    • 2. 2. структурно-функциональная модель методической системы подготовки будущих учителей к обуче11ию информатике на пропедевтическом уровне
    • 2. 3. Обоснование требований к подготовке будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКЕ НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
    • 3. 1. Корректировка содержания методической системы подготовки будущих учи гелей к обучению информатике на пропедевтическом уровне
    • 3. 2. Методические подходы, направленные на совершенствование системы подготовки учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне
    • 3. 3. Опытно-экспериментальная апробация разработанной модели и доказательство ее эффективности
  • Выводы по третьей главе

Методическая система подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В 1995 году Министерством образования РФ был издан документ под названием «Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях"1, в соответствии с которым информатику в школе рекомендовалось изучать на трех уровнях: пропедевтическом, базовом и профильном. В 2009 году были приняты государственные образовательные стандарты для начальной школы, в которых изучение информационных технологий является компонентом подготовки по дисциплине «Технология». Сегодня информатику в школе на пропедевтическом уровне (2—7 классы) преподают более чем в половине школ России (по статистическим данным Министерства образования РФ), и тенденция к увеличению классов, изучающих информатику на пропедевтическом уровне, сохраняется. В связи с этим становится актуальной проблема подготовки студентов педагогических вузов к обучению информатике на пропедевтическом уровне.

Под методической системой подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне будем понимать систему, включающую цель, задачи, содержание, методы обучения, организационные формы проведения занятий и средства обучения (по А. М. Пышкало), направленную на подготовку будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне.

Подготовка учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне является частью методической системы обучения информатике и опирается на фундаментальные научные достижения в области:

— обоснования методологических основ информатизации образования (Я. А. Ваграменко, О. А. Козлов, А. А. Кузнецов, Е. В. Данильчук, С. В. Па-нюкова, В. А. Поляков, И. В. Роберт, О. Г. Смолянинова и др.);

Приложение № 2 к решению коллегии МО РФ от 22.02.94 № 4/1 «Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях» // ИНФО. — 1995. № 4. С. 17−36.

— отбора содержания и методических основ преподавания общеобразовательного курса информатики (С. А. Бешенков, В. С. Леднев, А. С. Леснев-ский, В. П. Линькова, Н. И. Пак, Н. В. Софронова и др.);

— разработки программных средств учебного назначения (И. Е. Вострок-нутов, С. Г. Григорьев, Л. X. Зайнутдинова, Г. А. Кручинина, Н. В. Софронова и др.);

— подготовки учителей информатики (М. М. Буняев, С. А. Жданов, М. П. Лапчик, В. Л. Матросов, А. Л. Сметанников, Т. К. Смыковская, Р. X. Шаймурданов, В. П. Шари и др.);

— использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогическом вузе (А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, А. В. Штыров и др.);

— преподавания информатики на пропедевтическом уровне (В. А. Горячев, Т. П. Бокучава, Л. Л. Босова, Н. В. Матвеева, Ю. А. Первин, С. Н. Тур и др-);

— подготовки учителей и студентов к обучению информатике на пропедевтическом уровне (В. Ю. Андреева, С. А. Бешенков, О. И. Литвинович, Н. А. Пионтковская, С. В. Поморцева, Е. А. Ракитина, О. В. Синявина и др.).

Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, изучение практики обучения информатике на пропедевтическом уровне позволили выявить ряд проблем. Во-первых, отсутствие единого содержания пропедевтического курса информатики. Можно выделить следующие направления: развивающее — акцент делается на развитии алгоритмического, логического и системного мышления школьников (авторский коллектив под руководством А. В. Горячева) — технологическое — основное внимание уделяется формированию у школьников умений работать за компьютером (авторский коллектив под руководством Н. В. Макаровой, Л. Л. Босова и др.), информационное — большая часть заданий ориентирована на обработку и преобразование информации в виде текстов (Н. В. Матвеева и др.) — социально-культурологическое — авторы опираются на национально-региональные источники (Н. В. Софронова,.

Н. В. Бакшаева, А. А. Бельчусов). Вторая проблема — это большое разнообразие программного обеспечения для уроков информатики пропедевтического уровня. Наиболее популярные комплексы — «Роботландия» (Ю. А. Первин, А. А. Дуванов), «Мир информатики» (компания «Кирилл и Мефодий»), Ло-гоМиры (Институт новых технологий образования). Кроме того, существует множество игровых обучающих программ, конструкторов (например, конструкторы мультфильмов), компьютерных тренажеров и пр. Все эти программы не связаны с учебниками (кроме Лого, описанного в учебнике Н. В. Макаровой) и друг с другом. Следующая проблема — отсутствие преемственности при обучении информатике между начальной (2−4 классы) и средней (5−7 классы) школой, хотя формально они относятся к одному пропедевтическому уровню. Не менее важна проблема дублирования содержания базового уровня информатики на пропедевтическом уровне. Учащиеся, изучающие информатику со второго класса, вынуждены повторять одни и те же темы в начальной, средней школе (5−7 классы) и позже — в 8−9 классах — на базовом уровне. Такое нерациональное использование учебного времени ведет к перегрузке учащихся. Названные проблемы определяют противоречия в процессе подготовки учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне:

— между многообразием учебников и программного обеспечения пропедевтического курса информатики и недостаточной разработанностью научно обоснованных подходов к отбору содержания пропедевтического курса информатики;

— между «слабой» преемственностью разделов и уровней пропедевтического курса информатики и требованием организации обучения в соответствии с принципом системности и систематичности;

— между дублированием тем пропедевтического и базового уровней обучения информатике в школе и необходимостью оптимизации учебного времени школьников.

Разрешение названных противоречий обуславливает актуальность дан ного исследования.

На основе выделенных противоречий была определена проблема исследования, состоящая в необходимости подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне.

Объект исследования — процесс подготовки будущих учителей информатики.

Предмет исследования — подготовка будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне.

Цель исследования — разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность методической системы подготовки учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне будет более эффективным в смысле достижимости более высоких показателей уровняготовности, если будут выполнены следующие педагогические условия:

— учтены факторы, влияющие на процесс подготовки учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне;

— реализована в учебном процессе структурно-функциональная модель методической системы подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне;

— выполнены методические принципы:

• двухуровневой преемственности: в пределах пропедевтического курса информатики между начальной и средней школой и между пропедевтическим и базовым уровнем изучения информатики в школе;

• вариативности содержания образования;

• связи методической системы подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне с методической системой обучения информатике на пропедевтическом уровне;

— учтены педагогические требования к подготовке будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне.

Уровень готовности определяется педагогическими требованиями к подготовке будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне.

Задачи исследования:

1. Исследовать состояние проблемы подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне в методической науке и практике обучения будущих учителей информатики.

2. Разработать когнитивную карту факторов, влияющих на процесс подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне, и на ее основе определить и обосновать методические принципы.

3. Разработать и научно обосновать педагогические требования к подго-' товке учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне.

4. Разработать структурно-функциональную модель методической системы подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне.

5. Провести апробацию разработанных теоретических положений и обосновать их эффективность.

Теоретико-методологической основой исследования явились: методологические и теоретические основы информатизации образования (Я. А. Ваграменко, О. А. Козлов, А. А. Кузнецов, Е. В. Данильчук, С. В. Па-нюкова, В. А. Поляков, И. В. Роберт, О. Г. Смолянинова и др.) — исследования в области разработки программных средств учебного назначения (И. Е. Вос-трокнутов, С. Г. Григорьев, Л. X. Зайнутдинова, Г. А. Кручинина, Н. В. Соф-ронова и др.) — научно-методические основы отбора содержания и методики преподавания общеобразовательного курса информатики (С. А. Бешенков, В. С. Леднев, А. С. Лесневский, В. П. Линькова, Н. И. Пак, Н. В. Софронова и др.) — исследования в области методики преподавания информатики на пропедевтическом уровне (В. А. Горячев, Т. П. Бокучава, Л. Л. Босова, Н. В. Матвеева, Ю. А. Первин, С. Н. Тур, и др.), теоретико-методические работы по использованию средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогическом вузе (А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, А. В. Штыров и др.), исследования в области технологий дистанционного обучения, реализуемых на базе ИКТ (А. А. Андреев, Е. С. Полат, И. В. Роберт и др.) — научно-методические основы подготовки педагогических кадров (М. М. Буняев, С. А. Жданов, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, В. Л. Матросов, О. В. Синявина, А. Л. Сметанников, Т. К. Смыковская, Р. X. Шаймурданов, В. П. Шари и др.).

Методы исследования:

— теоретический анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования;

— изучение, анализ и обобщение передового отечественного и зарубежного опыта подготовки учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне;

— лонгитюдные наблюдения за педагогической деятельностью учителей в школе, преподавателей и учебной деятельностью студентов, тестирование, запись на видео, анкетирование, опрос, изучение документации: рабочих программ, планов-конспектов уроков и пр.;

— когнитивное моделирование, методы системного анализа;

— педагогический эксперимент и статистическая обработка его результатов.

Этапы проведения исследования.

Проблемно-поисковый этап (2001;2005 гг.) включал в себя изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, изучение практики подготовки учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне. Выявлено проблемное поле исследования, определены объект и предмет исследования, сформулированы его цель и задачи, выдвинута гипотеза, разработана когнитивная модель «проблемных зон» методической системы подготовки учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне.

Экспериментальный этап (2005;2007 гг.) включал разработку методической системы подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне. Был проведен формирующий эксперимент, определены методические принципы подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне, разработаны и опубликованы материалы по теме исследования.

Обобщающий этап (2008;2010 гг.) характеризовался обобщением результатов теоретического и эмпирического исследований, систематизацией результатов работы. Сформулированы выводы, описаны полученные результаты, уточнены и опубликованы методические рекомендации, оформлены материалы в форме диссертации.

Базой экспериментальной работы явилось ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (ЧГПУ). В работе приняли участие студенты физико-математического факультета, обучающиеся по педагогическим специальностям «Информатика и математика», «Математика и информатика», «Физика и информатика». Всего в эксперименте приняли участие более 300 студентов и 9 педагогов-экспертов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в образовательном процессе ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». Результаты исследований обсуждались на заседаниях кафедры информатики и вычислительной техники, были представлены для обсуждения на Международной научной конференции «Новые информационные технологии в образовании» в Екатеринбурге в 2007 г., всероссийских научно-практических конференциях «Проблемы информатизации образования: региональный аспект» в Чебоксарах в 2006;2010 гг., на научной конференции «Роль инновационных университетов в реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Нижнем Новгороде в 2011 г., на вузовских конференциях студентов и преподавателей ЧГПУ им. И. Я. Яковлева в 2007;2011 гг.

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

— разработана когнитивная карта факторов, влияющих на процесс подготовки будущих учителей к преподаванию информатики на пропедевтическом уровне, которые были объединены в три группы: особенности профессиональной подготовки, проблемы методической системы обучения информатике на пропедевтическом уровне, личностная предрасположенность к работе с детьми в младшей и средней школе;

— определены и обоснованы методические принципы подготовки учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне: 1) двухуровневой преемственности в пределах пропедевтического курса информатики: между начальной и средней школой и между пропедевтическим и базовым уровнем изучения информатики в школе- 2) вариативности содержания образования и 3) связи методической системы подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне с методической системой обучения информатике на пропедевтическом уровне;

— определены и обоснованы педагогические требования к подготовке будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне: владение знаниями в области информатики и ИКТумение моделировать и проводить урок в компьютерном классеумение разрабатывать и проводить экспертизу программных средств учебного назначениявладение знаниями в области психологии и физиологии детей младшего и среднего школьного возраставладение методиками проведения уроков во 2−7 классах и особенностями общения с учащимися начальных классов;

— разработана и научно обоснована структурно-функциональная модель методической системы подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне, включающая цель, задачи, методические принципы, содержательный, личностный, организационно-процессуальный и результативно-оценочный блоки.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в теорию методики обучения информатике в системе высшего профессионального образования. В работе разработана структурно-функциональная модель методической системы подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне, определены и обоснованы методические принципы и педагогические требования к подготовке учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне.

Практическая значимость заключается в том, что:

— внедрена модель методической системы подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне;

— внедрен в учебный процесс авторский курс «Использование вычислительной техники в младших классах» для студентов педагогической специальности «Информатика и математика»;

— разработаны и внедрены в учебный процесс рабочие программы и учебно-методические пособия по дисциплине «Теория и методика обучения информатике» для педагогических специальностей «Информатика и математика», «Математика и информатика», «Физика и информатика», отражающие основные положения диссертационного исследования;

— разработаны учебно-методические пособия «Программы практик специальности 30 100.00 (50 202) — информатика с дополнительной специальностью» и «Педагогическая практика студентов. Специальность «Математика и информатика».

Положения, выносимые на защиту.

1. Повышение уровня готовности будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне осуществляется посредством создания педагогических условий, обеспечивающих выполнение методических принципов, таких как: принцип двухуровневой преемственностивариативности содержания образования и связи методической системы подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне с методической системой обучения информатике на пропедевтическом уровне.

2. Педагогические требования к подготовке будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне являются частью методической системы и включают следующие компоненты: владение знаниями в области информатикиумение моделировать и проводить урок в компьютерном классеумение разрабатывать и проводить экспертизу программных средств учебного назначениявладение знаниями в области психологии и физиологии детей младшего и среднего школьного возраста, методиками проведения уроков во 2−7 классах, общения с учащимися начальных классов.

3. В основу структурно-функциональной модели методической системы обучения информатике на пропедевтическом уровне положено соответствие между структурными компонентами методической системы подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне и методической системой обучения информатике на пропедевтическом уровне, также учтены результаты когнитивного анализа факторов, влияющих на процесс подготовки учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне. Факторы, влияющие на процесс подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне, были объединены в три группы: особенности профессиональной подготовки, проблемы методической системы обучения информатике на пропедевтическом уровне, личностная предрасположенность к работе с детьми в младшей и средней школе.

Достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается опорой на современные методологические подходыиспользованием валидных, надежных и апробированных в психолого-педагогических исследованиях методикцеленаправленным анализом реальной методической практики и положительного опыта учителей информатикиприменением методов математической статистики и системного анализа, личным участием автора в проведении педагогического эксперимента.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Выводы по третьей главе.

В результате экспериментальной работы было показано, что разработанные теоретические положения, примененные на практике, способствуют повышению уровня готовности будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования все задачи были решены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась. Были получены следующие основные результаты:

1. Исследование состояния проблемы подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне выявило ряд проблем обучения информатике на пропедевтическом уровне, влияющих на процесс подготовки студентов: отсутствие единого содержания пропедевтического курса информатикибольшое разнообразие программного обеспечения для уроков информатики пропедевтического уровняотсутствие преемственности при обучении информатике между начальной и средней (5−7 классы) школойдублирование содержания базового уровня информатики на пропедевтическом уровне.

2. На основе когнитивного анализа и экспертной оценки была разработана когнитивная карта факторов, влияющих на процесс подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне, которые были объединены в три группы: особенности профессиональной подготовки, проблемы методической системы обучения информатике. на пропедевтическом уровне, личностная предрасположенность к работе с детьми в младшей и средней школе.

3. На основе когнитивной карты были определены и обоснованы следующие методические принципы подготовки учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне: 1) двухуровневой преемственности: в пределах пропедевтического курса информатики между начальной и средней школой и между пропедевтическим и базовым уровнем изучения информатики в школе- 2) вариативности содержания образования и 3) связи методической системы подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне с методической системой обучения информатике на пропедевтическом уровне.

4. Были определены и обоснованы педагогические требования к подготовке будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне: владение знаниями в области информатики и ИКТумение моделировать урок в компьютерном классеумение проводить уроки в компьютерном классеумение разрабатывать и проводить экспертизу программных средств учебного назначениявладение знаниями в области психологии и физиологии детей младшего и среднего школьного возраставладение методикой проведения уроков во 2−7 классахвладение знаниями особенностей общения с учащимися начальных классов.

5. В структурно-функциональной модели методической системы подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне были выделены следующие блоки: цель, задачи, методические принципы, содержательный, личностный, организационно-процессуальный и результативно-оценочный блоки. Содержательный блок включает компоненты: гностический, экспертный, технологический, проектировочный, организационный, рефлексивный. Личностная предрасположенность к преподаванию информатики на пропедевтическом уровне учтена в структурно-функциональной модели в виде креативного, мотивационного и коммуникативного компонентов. В организационно-процессуальном блоке описаны основные организационные мероприятия, направленные на совершенствование методической системы подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне, а именно авторский курс «Использование вычислительной техники в младших классах», педагогическая практика по информатике в 2−7 классах, просмотр и анализ видеоуроков по информатике пропедевтического уровня, а также ряд мероприятий, ориентированных на использование сетевых ресурсов: подготовка к занятиям, написание курсовых и дипломных работ по пропедевтическому курсу информатики, разработка и размещение в сети студенческих блогов и страничек, участие в организации дистанционных игр по информатике с учащимися школ.

6. В результате опытно-экспериментальной работы было показано, что разработанные теоретические положения, примененные на практике, способствуют повышению уровня готовности будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне.

Проведенное расследование инициирует постановку и поиск путей разрешения проблем, среди которых можно указать:

— развитие средств автоматизации, организации и контроля самостоятельной работы студентов в процессе подготовки к обучению информатике на пропедевтическом уровне;

— разработка критериального аппарата для отбора содержания образования пропедевтического курса информатики;

— исследование влияния личностных психологических особенностей студентов на эффективность организации пропедевтического курса информатики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях : дис.. д-ра пед. наук / А. А. Андреев. М.,. 1999.-387 с.
  2. , Л. А. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования / Л. А. Андреева. — Брянск, 1999. 19 с.
  3. , В. С. Системный анализ в управлении : учеб. пособие / В. С. Анфилатов, А. А. Емельянов, А. А. Кукушкин М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
  4. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. -М.: Высш. шк., 1 980 368 с.
  5. , Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  6. , В. К. Требования к знаниям и умениям школьников • по информатике / В. К. Белошапка, А. С. Лесневский // ИНФО. 1993. — № 6. , — С. 25−29.
  7. , В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 154 с.
  8. , В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М., 1995. — 365 с.
  9. , С. А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации : дис.. д-ра. пед. наук :1300.01 общая педагогика, история педагогики и образования / С. А. Бе-шенков. — М., 1994. — 345 с.
  10. , С. А. Формирование системно-информационной картины мира на уроках информатики в начальной школе / С. А. Бешенков и др. // Информатика и образование. 2000. — № 4. — С. 91−96.
  11. , JI. JI. Информатика : учеб. для 5 kji. / JI. JI. Босова. 4-е изд., испр. — М.: Бином. Лаб. Знаний, 2006. — 192 с.
  12. , Л. Л. Комбинированные уроки информатики / Л. Л. Босова // Информатика и образование. 2000. — № 3. — С. 34−38.
  13. , Л. Л. Компьютерные уроки в начальной школе / Л. Л. Босова // Информатика и образование. 2002. — № 1. — С. 86−94.
  14. , Л. Л. Методические подходы к пропедевтической подготовке школьников в области информатики и информационных технологий / Л. Л. Босова // Информатика и образование. 2005. — № 3. — С. 19−30.
  15. , Л. Л. Пропедевтическая подготовка сельских школьников в области информатики и информационных технологий : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 теория и методика обучения информатике / Л. Л. Босова. -М., 2000.-215 с.
  16. , Г. Г. Вопросы подготовки студентов педагогического факультета к использованию компьютеров в начальной школе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Брусницына Г. Г. Екатеринбург, 1994.20 с.
  17. , Я. А. Информатизация образования в регионах России / Я. А. Ваграменко // Проблемы информатизации образования: региональный аспект: материалы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28−30 апреля 2005 г.). Чебоксары, 2005. — С. 5−9.
  18. , Я. А. Информатизация общего образования: итоги и направления дальнейшей работы / Я. А. Ваграменко // Педагогическая информатика. 1997. — № 1. — С. 3−7.
  19. , Н. Н. Тестовые методики диагностирования сформированное&trade- учебной деятельности / Н. Н. Веселова // Начальная школа. — 1999.5. С. 25−27.
  20. , Л. Г. О педагогических системах / Л. Г. Викторова // Красноярск: Изд-во КГУ, 1989. С. 21.
  21. , Р. Компьютеры в школе : пер. с англ. / Р. Вильяме, К. Маклин — общ. ред. и вступ. ст. В. В. Рубцова. -М.: Прогресс, 1988. -333 с.
  22. , В. Н. Основы теории систем и системного анализа : учеб. для, по спец. «Систем, анализ и упр.» / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. -СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999. 512 с.
  23. , Р. А. Преподавание информационных технологий в начальной школе / Р. А. Волкова // Информатика и образование. 2001. — № 6.- С. 90−92.
  24. , И. Е. Методология оценки качества программных средств учебного назначения // Материалы международной конференции «ИТО-1999». М., 1999.
  25. , И. Е. Современное состояние развития теории и технологии оценки качества программных средств образовательного назначения / Вострокнутов И. Е., Галкина А. И. // Материалы международной конференции «ИТО-2003». М., 2003.
  26. , И. Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения. М.: Госкоорцентр информ, технологий, 2001. 300 с.
  27. , Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 287 с.
  28. , И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. М.: Наука, 1980. — 104 с.
  29. , Р. И. Педагогический эксперимент: сущность, содержание, технология. Чебоксары: Гос.ком.стат. ЧР, 2002. — 143 с.
  30. , Р. И. Подготовка выпускников к исследовательской деятельности в условиях перехода на двухуровневую систему / Горохова Р. И., Горохов М. С. // Материалы международной конференции «ИТО-2010». -М., 2010.
  31. , Р. И. Проблемы формирования ИКТ-компетентности будущих учителей в вузе // Материалы VI всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информатизации социальных систем: региональный аспект». Чебоксары, 2008. — С. 199−201.
  32. , А. В. Информатика в играх и задачах. М.: Баласс, 2002.
  33. , А. В. Методика преподавания информатики в начальной школе : (1−4 классы). Лекция № 2: Блок «Алгоритмические модели»: (3−4 классы) / А. В. Горячев, А. А. Меньшикова // Информатика. 2004. — № 35. -С. 2−9.
  34. , А. В. Методика преподавания информатики в начальной школе : (1−4 классы). Лекция № 5: Блок «Логические рассуждения и их описание»: (1−2 классы) / А. В. Горячев, А. А. Меньшикова // Информатика. -2004.-№ 41.-С. 2−10.
  35. , А. В. Методика преподавания информатики в начальной школе : (1—4 классы). Лекция № 6: Блок «Логические рассуждения и их описание»: (3−4 классы) / А. В. Горячев, А. А. Меньшикова // Информатика. -2004. -№ 43. -С. 2−11.
  36. , А. В. Модели объектов и классов : (1−2 классы) / А. В. Горячев, А. А. Меньшикова // Информатика. 2004. — № 37. — С. 57−64.
  37. , А. В. Модели объектов и классов : (3−4 классы) / А. В. Горячев, А. А. Меньшикова // Информатика. 2004. — № 39. — С. 56−62.
  38. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 30 100 Информатика. Квалификация учитель информатики от 14.04.2000. Номер государственной регистрации 371 пед/СП. 23 с.
  39. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 100 Информатика. Квалификация учитель информатики от 31 января 2005 г., Номер государственной регистрации № 661 пед/СП. 11 с.
  40. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: утв. постановлением Правительства РФ от 14.04.2000 № 365 / Госкомвуз России. М.: Логос, 2000. — 383 с.
  41. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 50 202 Информатика (повышенный уровень среднего профессионального образования) от 30 мая 2006 г. Регистрационный № 03−50 202-П. 32 с.
  42. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0324 Информатика (повышенный уровень среднего профессионального образования). — М.: ИПРСПО, 2002. -44с.
  43. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  44. , Г. Л. Теория статистики : учебник/под ред. Г. Л. Громыко. М.: ИНФРА-М, 2000. — 476 с.
  45. , Е. В. Информационная культура педагога: методологические предпосылки и сущностные характеристики / Е. В. Данильчук // Педагогика. 2003. — № 1. — С. 65−73.
  46. , Е. В. Проблема формирования мировоззренческой ' компоненты информационной культуры личности при обучении информатике // Материалы XX Ежегодной международной конференции-выставки («ИТО-2010»), 1−3 ноября 2010 г., г. Москва. М., 2010.
  47. , А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность / А. Н. Дахин // Вопросы Интернет образования. 2003. — № 6.
  48. , А. П. Применение технологии когнитивного моделирования для описания процесса формирования информационной культуры будущего учителя / А. П. Декина // Ученые записки ИИО РАО. М., 2004. -Вып.12.-С. 118−127.
  49. , JI. И. Структура методической системы подготовки -студентов педагогических вузов к использованию НИТ / JI. И. Долинер // Информатизация образования-2000: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. 16-, 18 мая 2000 г. Хабаровск, 2000. — С. 62−64.
  50. , В. Д. Результаты исследования проблемы раннего обучения информатике / В. Д. Еремеева // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информатизации образования: региональный аспект». Чебоксары, 2005. — С. 211—215.
  51. , С. А. Информационные технологии в процессе подготовки будущего учителя / С. А. Жданов, В. Л. Матросов // Инновации в сис- -теме педагогического образования: материалы Всерос. науч. конф. — Барнаул, 1999.-С. 23−26.
  52. , С. А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях : дис.. канд. пед. наук в форме науч. докл. / С. А. Жданов. М., 1992. — 36 с.
  53. Закон Российской Федерации «Об образовании»: постановление Верхов. Совета Рос. Федерации от 10 июля 1992 // Российская газета. — 1992. 31 июля.
  54. , В. П. Человек развивающийся : очерки рос. психологии / В. П. Зинченко В. П., Моргунов Е. Е. М.: Тривола, 1994. — 301 с.
  55. Изучение основ информатики и автоматизации в средней школе: метод, рекомендации для физ.-мат. фак. педвузов. Омск: ОГПИ, 1989. -52 с.
  56. Изучение основ информатики и вычислительной техники / подред. А. П. Ершова и др. М.: Просвещение, 1985. — 191 с.
  57. Изучение основ информатики и вычислительной техники: сб. ст.: пособие для учителя / В. М. Монахов и др. — М.: Просвещение, 1987. -190 с.
  58. Информатика: нач. курс: учебник: 5−6 кл. / Н. В. Макарова и др. — под ред. Н. В. Макаровой. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 159 с.
  59. Информатика в понятиях и терминах: кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. / Г. А. Бордовский и др. — под ред. В. А. Извозчикова. М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
  60. , JI. Б. Математические и кибернетические методы в педагогике / Л. Б. Ительсон. М.: Педагогика, 1964. — 248 с.
  61. , И. М. Понятийно-терминологичекая система педагогики: логико-методологические проблемы / И. М. Кантор. М.: Педагогика, 1980.- 158 с.
  62. Когнитивные исследования за рубежом / под ред. В. М. Сергеева.- М.: Ин-т США и Канады АН СССР, 1990. 150 с.
  63. , К. К. О структуре и содержании образовательной области Информатика / К. К. Колин // ИНФО. 2000. — № 10. — С. 5−10.
  64. , Ю. А. Анализ урока : приложение к журналу «Завуч» / Ю. А. Конаржевский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. -336 с.
  65. , H. Н. Практикум по работе в ОС Windows для 3−5 классов / H. Н. Кононова // Информатика. 2004. — № 44. — С. 18−19.
  66. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года от 2.02.2002 № 393.
  67. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990. — № 1. — С. 3−7.
  68. Концепция содержания обучения информатике в двенадцатилетней школе: проект / Кузнецов А. А. и др. М., 1999. — 11 с.
  69. , Е. К. Управление ситуацией с использованием структурных свойств ее когнитивной карты / Е. К. Корноушенко, В. И. Максимов // Труды Института. М., 2000. — Т. 11. — С. 85−90.
  70. , В. В. Методология педагогического исследования : пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. Самара: СГПИ, 1994.- 165 с.
  71. , А. А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе : дис. д-ра. пед. наук в форме науч. докл. / А. А. Кузнецов. М., 1988. — 47 с.
  72. , И. Реальный уровень компьютерной грамотности педагогических кадров: ничто или нечто? / И. Кузьмин, В. Кочуров, О. Кочурова // Информатика и образование. 1988. — № 5. — С. 106−109.
  73. , М. Готовить учителей нового типа / М. Лапчик // Информатика и образование. 1987. — № 2. — С. 83−87.
  74. , М. П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования : историко-методологический аспект / М. П. Лапчик. Омск: Изд-во Ом. гос. пед. ун-та, 1999. — 294 с.
  75. , М. П. Методика преподавания информатики : учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер -под общ. ред. М. П. Лапчика. М.: Академия, 2001. — 624 с.
  76. , М. П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 (информатика) / М. П. Лапчик. М.: ИОСО РАО, 1999. — 427 с.
  77. , А. С. Становление системы понятий информатики в школьном образовании : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 (информатика). М., -1996.-306 с.
  78. , В. П. Развитие методической системы обучения информатике на основе информационного и информационно-логического моделирования : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 (информатика) / В. П. Линькова.-М., 2000.-303 с.
  79. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. / Данильчук Е. В., Сергеев Н. К. Волгоград: Перемена, 2000. -147 с.
  80. , Н. В. Информатика : учеб. для 9 кл. / под ред. Н. В. Макаровой. СПб., 1999.
  81. ЛогоМиры: учебно-методическое пособие / под ред. А. Л. Семенова. М.: ИНТ, 1997. — 127 с.
  82. , Н. В. Системно-информационная концепция курса школьной информатики / Н. В. Макарова // Информатика и образование. -2002.-№ 8. -С. 18−21.
  83. , Т. П. Элементы занимательности в курсе информатики / Т. П. Макарова, Г. Д. Редченкова // Информатика и образование. 2000. — № 5.-С. 25−28.
  84. , В. Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя : дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 — общ. педагогика, история педагогики и образования / В. Г. Максимов. — М., 1994. 298 с.
  85. , Л. Г. Социально-культурологический подход в преподавании пропедевтического курса информатики / Л. Г. Максимова // Информатика и образование. 2008. — № 12. — С. 80−85.
  86. Материалы коллегии Министерства образования РФ // Информатика и образование. 1995. N4.
  87. , Н. В. Информатика : учебник: 2 класс / Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Е. Н. Челак. М.: БИНОМ, 2005. — 175 с.
  88. , Н. В. Информатика : учебник: 3 класс / Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Е. Н. Челак. М.: БИНОМ, 2007. — 191 с.
  89. , Н. В. Информатика : учебник: 4 класс / Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Е. Н. Челак. М.: БИНОМ, 2006. — 239 с.
  90. , Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. — 291 с.
  91. , М. С. Педагогическое моделирование в рамках когнитивного подхода как метод структурного исследования педагогической деятельности / М. С. Можаров // Педагог: наука, технология, практика. 1999. — № 2.-С. 54−57.
  92. , В. М. Теория и методика обучения информатике : учеб. прогр. / В. М. Монахов, Я. А. Ваграменко. М., 2000. — 24 с.
  93. Мониторинг состояния преподавания информатики в школах Самарской области Электронный ресурс. URL: http://www.sipkro.ru/sipkro/ exper/itmonitiringanaliz.htm.
  94. , А. Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза : автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 теория и история педагогики / А. Г. Мороз. — Киев, 1972.- 24 с.
  95. Новые информационные технологии в школе и педагогическом институте: из опыта работы / М. М. Буняев и др. М.: Прометей, 1989. — 69 с.
  96. , И. Б. Путешествие в Алгоритмию / И. Б. Павлова // Информатика. 2004. — № 36. — С. 13−14.
  97. Пак, Н. И. Нелинейные технологии обучения в курсах информатики и информационных технологий: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 (информатика) / Н. И. Пак. М., 2000. — 375 с.
  98. , С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении / С. В. Панюкова. — М.: Про-пресс, 1998. 226 с.
  99. , Е. Д. Интернет-студия для начальной школы / Е. Д. -Патаракин // Информатика и образование. — 1999. — № 6. С. 57−62.
  100. , Ю. А. Концепция раннего курса обучения информатике / Ю. А. Первин // Информатика и образование. 2003. — № 3. — С. 14−17 — № 4. -С. 15−16.
  101. Н. А. Методика обучения информатике на адаптационном этапе пропедевтического курса начальной школы : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания Ярославль, 2009. — 20 с.
  102. Письмо Министерства образования «Методическое письмо по -вопросам обучения' информатике в начальной школе» от 17 декабря 2002 года за № 957/13−13.
  103. , Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат и др. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  104. Политика в области образования: нац. докл. Рос. Федерации на 2 междунар. конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика», Москва, 1−5 июля 1996 г. // ИНФО. № 5. — 1996. — С. 3−20.
  105. , С. В. Из опыта подготовки будущих учителей начальной школы к преподаванию информатики Электронный ресурс. / С. В. Поморцева. URL: http://www.ito.Su/1999/I/2/269.htm.
  106. Приказ Министерства образования и науки Чувашской Республики «О преподавании информатики в школах Чувашской Республики на пропедевтическом уровне» № 132 от 12 апреля 2005 г.
  107. Приказ Министерства образования России от 09.02.98 г. № 322 «Об определении минимумов содержания начального общего, среднего. (полного) общего образования».
  108. Приказ Министерства образования России от 19 мая 1998 г. № 1235 «Об утверждении Обязательного минимума содержания начального общего образования».
  109. Приказ Министерства образования России от 19 мая 1998 г. № 1236 «Об утверждении Обязательного минимума содержания основного общего образования».
  110. Приказ Министерства образования России от 19.05.98 г. № 1236 «Временные требования к минимуму содержания основного общего • образования».
  111. Приказ Министерства образования России от 30 июня 1999 г. № 56 «Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования».
  112. Приказ Министерства образования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  113. Приказ Министерства образования России от 9 марта 2004 г. № • 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных -учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  114. Приказ Министерства образования России от 9 февраля 1998 г. № 322 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
Заполнить форму текущей работой