Формирование и государственное регулирование развития кластеров в экономике регионов: на примере Краснодарского края
Диссертация
В третьей главе приведен организационный механизм формирования кластера на основе эффективной интерференции основных и вспомогательных отраслей. Большое внимание при этом уделяется методике выбора отрасли в качестве приоритетной, вокруг которой будет происходить формирование будущего кластера. Определение приоритетной отрасли для целей кластеризации строится на основании оптимизации соотношения… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические и методологические основы формирования экономических кластеров
- 1. 1. Экономический кластер как форма пространственной организации производительных сил > '
- 1. 2. Повышение конкурентных преимуществ региона за счет формирования кластеров в экономической системе
- 1. 3. Методологические подходы к кластеризации региональной экономики
- 2. Анализ социально-экономического развития Краснодарского края для целей кластеризации экономики региона
- 2. 1. Оценка основных показателей развития Краснодарского края
- 2. 2. Анализ развития базовых отраслей Краснодарского края
- 2. 3. Анализ развития поддерживающих отраслей экономики Краснодарского края
- 2. 4. Анализ развития финансовой инфраструктуры экономики Краснодарского края
- 3. Формирование государственной политики в области кластеризации региональной экономики 142 3.1. Организационно-экономический механизм формирования отраслевых экономических кластеров
- 3. 2. Направления государственной политики и ожидаемые результаты в сфере кластеризации региональной экономики
- 3. 3. Стратегическое управление созданием и развитием региональных экономических кластеров
- Заключение
- Список использованных источников
Список литературы
- Азоев Г. Л. Конкуренция: Анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
- Амбарцумов А.А., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное учебное пособие. — М.: Крон-Пресс, 2001. — 302 с.
- Андреева О. Д. Технология бизнеса: Маркетинг: Учеб. пособие. —М.: Дело, 2000. 224 с.
- Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: Учебно-практическое пособие / Отв. ред. Г. А. Александров. М.: Издательство БЕК, 2002.- 544 с.
- Аникеев С. Н. Методика разработки плана маркетинга: Сер. «Практика маркетинга». М.: Фолиум, 2005. — 100 с.
- Антикризисный менеджмент/ Под ред. проф. Грязновой А. Г. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1999.-368 с.
- Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. —4-е изд., доп. и перераб. —М.: Финансы и статистика, 2000. — 416 с.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. / Иноземцев В. Л. (ред. и вступ. ст.). М.: Academia, 1999. 956 с.
- Белоусов В. Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом, 2001, № 5, с. 63−71.
- Бендиков М. А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития // Менеджмент в России и за рубежом, 2003, № 2, с. 17−29.
- Бизнес-карта России. Легкая промышленность. Ч. I, II. / Сост. О. В. Юферев и др. М.: МП «НИК», 1998. — 176 с.
- Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна 2 изд. доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1997. — 864 с.
- Видяпин В. И Региональная экономика. Основной курс: Учебник / Под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. М.: Инфра-М, 2007. -686 с.
- Войнаренко М. П. Кластерные технологии в системе развития предпринимательства, интеграции и привлечения инвестиций, — Москва, 2003. — 156 с.
- Воронов JI. и Буряк А. Экономические кластеры: понятия и характерные черты. Спб.: Нева, 2003. — 190 с.
- Галушкина М. Экономические кластеры как форма функционирования и развития промышленности региона. — М.: Бизнес, 2001. 219 с.
- Глазов. М. М. Диагностика предприятий: новые решения. СПб.: Изд--во СПбГУЭФ, 2001 — 122 с.
- Глазов. М. М. Функциональная диагностика и аудит. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. -122 с.
- Глисин Ф. О конкуренции на рынках промышленной продукции в 19 992 000 гг. //Экономист, 2001, № 4. -с. 39−44.
- Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения. // Маркетинг, 2000, № 2, с. 44−57.
- Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: учебник/ Е. П. голубков. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Фин-пресс, 2003.-493 с.
- Горбашко Е. А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. -207с.
- Грановеттер, М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности Текст. / М. Грановеттер // Экономическая социология. 2002. — № 3. — Т. З.С. 44−58.
- Гребнев Е. Т., Новиков Д. Т., Захаров А. Н. Анализ конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом, 2002, № 3, с. 136−141.
- Гурков И. Б., Титова Н. JL Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции. // Маркетинг, 2002, JVb 1, с. 20−31.
- Данченок JI. Конкурентоспособные цены: вопросы анализа // Маркетинг и маркетинговые исследования, 2003, № 4.
- Дахмена Е. Кластер как форма организации промышленного производства. СПб.: Нева, 2000. — 349 с.
- Добрынин А., Журавлева, JI. Общая экономическая теория. М.: Дело, 2004.-359 с.
- Долинская М. Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М., Издательство стандартов, 1999. — 128 с.
- Дунаев Э.П. Экономическая роль государства на различных этапах становления рыночной экономики / Э. П. Дунаев, А. И. Колганов, Т.К. Кондрашева- МГУ. М.: МАКС Пресс, 2001. — 84 с.
- Жандаров А., Шиллер Ф. Мониторинг социально-экономического положения регионов России: 1998 год.// Вопросы статистики, 1999, № 3,с. 47−52.
- Жикина О. В. Мониторинг как инструмент управления конкурентоспособностью предприятия. //Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной и легкой промышленности: Сб. тр. Вып. 1: СПГУТД., 2001. 142 с.-с. 36−37.
- Жикина О.В. Мониторинг как инструмент антикризисного управле-ния//Теория и практика антикризисного менеджмента: Сборник статей Международной научно-практической конференции.- Пенза, 2003. с. 74−76.
- Жикина О. В. Мониторинг конкурентоспособности: цели, задачи и про блемы // Современное состояние и перспективы развития экономики России: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Сборник статей.- Пенза, 2003. с. 204−206.
- Завьялов П. Экспортная политика предприятий // Маркетинг, 1999, № 3, с. 17−29.
- Зубарева О. Ю. Определение роли и системы мониторинга, предприятиякак средства управления http://www.ael.ru/reap/russian/dokladi/12.htm
- Зулькарнаев И.У., Ильясова JI.P. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом, 2001, № 4, с. 17−27.
- Инвестиционная активность предприятий // Экономист, 2001, № 5, с. 51.62.
- Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью / Под ред. С. Г. Светунькова. СПБ.:Изд-во «Дукат», 1999.
- Кетелс К. Региональная конкуренция как фактор социально-экономического развития.- М.:Наука. 2001. — 320 с.
- Киселев А. М., Стрелков А. А. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное пособие/СПГУТД. СПб.: 2002. — 82 с.
- Кларк Д. Распределение богатства. М.: Просвещение, 1993. 541 с.
- Ковалев В. В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2000. — 424 с.
- Когут А.Е., Рохчии В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб.: ИЭСПРАН, 1999.141 с.
- Когут А.Е., Рохчин В. Е. Региональный мониторинг: Качество жизни населения / Под ред. А. Ф. Варустина. СПб: ИЭСП РАН, 1999. 87 с.
- Комлев Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров // Маркетинг в Рос сии и за рубежом, 2002, № 3, с. 45−59.
- Комлев Е.Б. К вопросу определения степени удовлетворения спроса в сегменте потребительского рынка // Маркетинг в России и за рубежом, 2001, № 6, с. 10−32.
- Короткий Ю.Г. Товарная конкурентоспособность и ее количественное представление (для технически сложных изделий). // Маркетинг в Рос сии и за рубежом, 2002, № 3, с. 17−25.
- Корчагин Ю. А. Современная экономика России. М.: Феникс, 2007.544 с.
- Кротков А. М., Еленева Ю. Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки. // Маркетинг в Рос сии и за рубежом, 2001, № 6, с. 59−68.
- Кузин Б., Юрьев В., Шахдинаров Г. Методы и модели управления фирмой. СПб.: Питер, 2001. -432 с.
- Ливенцев Н.М., Лисоволик Я. Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО.- М.: Экономика, 2002.- 90 с.
- Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения: Учеб. М.: Дело, 2000. — 392 с.
- Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 2004.-271С.
- Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товарови услуг. М.: Юрайт — М, 2001. — 224 с.
- Лобанов М.М., Осипов Ю. М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом, 2001, № 6, с. 53−58.
- Макладырова А. С., Бабашкина Л. М. Управление эффективностью функционирования региональных высокотехнологичных кластеров. Новосибирск: Просвещение, 2003.- 350 с.
- Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг, 2001, № 3, с. 33−39.
- Магомедов Ш. П1. Определение показателей конкурентоспособности товаров // Стандарты и качество, 2003, № 9, с.78−79.
- Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. 218 с.
- Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1996. -230 с.
- Методика оценки уровня конкурентоспособности продовольственной продукции. М.: Издательство стандартов, 1998.- 17 с.
- Методы и модели социально-экономического мониторинга. РАН ЦЭМИ: Сб. науч. тр. М., РАН, 2002. — 183 с.
- Методические вопросы анализа эффективности работы приватизированных отраслей и предприятий промышленности / Ю. В. Перевалов, А. И. Татаркин, А. Л. Бурков и др. препринт. Екатеринбург: Институт экономики РАН, 1999. — 84 с.
- Мигранян А.А. Мониторинг состояния конкурентной среды национального рынка. М.: Дело, 2000. — 219 с.
- Млоток Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции нарынке. www.marketing.spb.rn
- Министерство финансов РФ. Приказ от 28.06.2000 № бОн «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей финансовой отчетности организации"// Экономика и жизнь, 2000, № 31.
- Мониторинг качества пищевых продуктов залог здоровья потребителей // Стандарты и качество, 2001, № 2, с. 74−75.
- Муллахметов Х.Ш. Внутренний аудит в системе управления корпорацией // Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 3, с. 116 119.
- Мэтсон JI. Г. Экономика и управление в современных условиях. М.: Наука, 317 с.
- Николаева Т. П. Общеэкономические основы рыночного хозяйства. СПб.: Нева, 2003. 539 с.
- Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник/ А. И. Харламов, О. Э. Башина, В. Т. Бабурин и др.- / Под ред. А. А. Спирина, О. Э. Башиной. М.: Финансы и статистика, 1999. — 296 с.
- Одинцов М., Ежкин Л. Реструктуризация путь повышения конкурентоспособности производства//Экономист, 2000, № 10, с. 58−65.
- Олейник Л. Формирование кластерных структур в инновационной сфере. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2004.- 210 с.
- Орлов М. По данным разведки (мониторинг цен конкурентов) // Практический маркетинг, 2000,. № 11.
- Печенкин А.Н., Фомин В.Н О критериях конкурентоспособности продукции и подходах к ее оценке // Надежность и контроль качества, 1999, № 2.
- Печенкин А.Н., Фомин В.Н Конкурентоспособность продукции и производителя//Надежность и контроль качества, 1998, № 10, с. 3−9.
- Пирадова Н., Табачный Е. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг, 1999, № 3, с. 33−39.
- Полиди А.А. Диверсификация производства как стратегия развития российской промышленности. М.: Спутник. — 2005. — 235с.
- Попов Е. В. Рыночный потенциал предприятия. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.- 559 с.
- Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Виль-яме», 2002. — 496 с.
- Праздничных А. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы. — М.: Феникс, 2001. 190 с.
- Прайс В. Кластерная политика. М.: Дело. — 1996.- 341 с.
- Практикум по финансовому менеджменту: учебно-деловые ситуации, задачи и решения. / Под ред. Е. С. Стояновой. — 4-е изд. доп. и перераб. — М.: Перспектива, 2005. 139 с.
- Распоряжение ФСФО РФ от 20.12.2000 № 226-р «О мониторинге состояния организаций и учете их платежеспособности». // Российская газета, 06.02.01, N25.
- Ревайкин А., Быстрицкий С., Телушкина Е. Мониторинг инструмент наблюдения и анализа экономики // Экономист, 1998, № 2, с. 55−63.
- Региональный социологический мониторинг: радио, пресса. // Практический маркетинг, 1999, № 4.
- Родионова JI. Н., Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом, 2000, № 1, с. 63.77.
- Розенфельд С. Кластерные технологии. М.: Наука. — 1996. — 128 с.
- Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. Госкомстат Рос сии. М.- 2002. — 690 с.
- Сабецкая Г. Р. Система показателей конкурентоспособности потребительских товаров // Эко, 2000, № 4, с. 87−93.
- Светуньков С. Г., Аренков И. А. Логика маркетинговых решений: Учебное пособие. СПб., 2001. 96 с.
- Светуньков С. Г., Мельников М. Н. Принятие решений в сфере маркетинга Ульяновск: Изд-во гос. Ун-та, 1999. — 51 с.
- Светуньков С. Г, Литвинов А. А. Конкуренция и предпринимательские решения. Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2000. — 255 с.
- Симионова Н. Е. Методы анализа рынка. Учебное пособие. М.: Экспертное бюро, 2004. — 128 с.
- Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1999. — 622 с.
- Советский энциклопедический словарь Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1988. 1600 с.
- Ю2.Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992.
- ЮЗ.Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. -СПб.: «Дуэт», 2004.-752 с.
- Суровцев А. Методика оценки уровня конкурентоспособности цен // Практический маркетинг, 2000 г.,№ 9.
- Об.Сухина НЮ. Устойчивое развитие предприятий пищевой промышленности АПКв контуре продовольственной безопасности. -М.: Спутник. 2005. -208с.
- Ю7.Тарасевич И., Гребенников В. Макроэкономика: Учебник для вузов. 2-е издание СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — 718 с.
- Ю8.Тарасова В. П., Крутикова Ф. А. Толковый словарь рыночной экономики. —М.: Рекламно-издательская фирма «Глория», 2002. — 302 с.
- Ю9.Текущая экономическая ситуация // Деньги и кредит, 2002, № 3, с. 20−22.
- Титова М. Н. Разработка концепции мониторинга предприятия реального сектора // Вестник СПбГУТД, 2001, № 5- с. 15−25.
- Титова М. Н. О методологии мониторинга функционирования предприятия на внутреннем и международном рынках // Вестник СПбГУТД, 1998, № 2, с. 24−29.
- Титова М. Н. Об основах рейтинговой оценки промышленных предприятий // Материалы юбилейной научно-технической межвузовской конференции 23−24 ноября 2000 года. 41. СПб., 2000 с. 94−96.
- Управление научно-техническим прогрессом. / Под ред. И. И. Сигова, А. Е. Когута. JL: Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, 1989. -241 с.
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА — М, 2003. — 312 с.
- Философов Л. Мониторинг финансового состояния организаций // Антикризисное управление, 2004, № 5−6.
- Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой. 5-ое изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во «Перспектива», 2001.-656 с.
- Фишер И. Покупательная способность денег. М.: Просвещение, 1995.389 с.
- И8.Щиборщ К. В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона // Маркетинг в России и за рубежом, 2004, № 5, с. 92−111.
- Неэкономические реформы: проблемы и перспективы. / Под ред. А. Е. Когута. СПб.: Изд-во «Наука», 2002. 212 с.
- Якобс Д., ДеМан JI. Кластерная политика. Спб.: Нева. — 1994. — 289 с.
- Янг Лоурен Э. Технопарки и кластеры фирм. К.: Перу, 1995. — 389 с.
- Porat М. The Information Economy: User’s Guide to the Complete Database (on Magnetic Tape) / M. Porat, M. Rubin. Washington: Office of Telecommunications, 1977. -63 p.