Развитие системы всеобщего менеджмента качества (TQM) на промышленном предприятии
Диссертация
Статистика свидетельствует о том, что емкость автомобильного рынка и рынка автомобильных компонентов ежегодно увеличивается, при этом преимущества этого роста в значительной мере используются иностранными или совместными предприятиями. Например, отношение продаж новых иномарок к объему продаж российских автомобилей в 2002 году составляло 11,8%, в 2003 году -19,1%, при этом эксперты предполагают… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВСЕОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (TQM) НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
- 1. 1. Сущность и тенденции развития TQM
- 1. 2. Принципы TQM и их содержание применительно к промышленному предприятию
- 1. 3. Методические основы оценки эффективности и результативности функционирования системы менеджмента качества промышленного предприятия
- ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ TQM В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ
- 2. 1. Анализ формирования TQM в автомобильной промышленности РФ
- 2. 2. Государственное регулирование деятельности предприятий в области менеджмента качества
- ГЛАВА 3. ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ TQM
- 3. 1. Использование процессного подхода при внедрении TQM
- 3. 2. Развитие корпоративной культуры как направления успешного внедрения TQM
- 3. 3. Совершенствование организационной структуры СМК предприятия на принципах проектного управления
Список литературы
- О техническом регулировании: Закон Российской Федерации от 25.12.2002 // Российская газета от 27.12.2002, № 387. С. 4−6.
- Концепция развития автомобильной промышленности России: Распоряжение правительства № 978-Р от 16.07.2002. // Инженер Поволжья, 2003. № 3. С. 3−6.
- План мероприятий по реализации Концепции развития автомобильной промышленности России. // Инженер Поволжья, 2003. № 4. С. 7−8.
- ИСО/ТУ 16 949−2002 Системы менеджмента качества. Особые требования по применению стандарта ИСО 9001:2000 в автомобилестроении и организациях, поставляющих соответствующие запасные части. // Издательство стандартов, 2004.1. Монографии и сборники.
- Аналитический обзор. Производство автомобильной, тракторной, сельскохозяйственной техники и компонентов к ней производителями России и других стран СНГ. ОАО «АСМ-Холдинг», 01.2004. С. 24.
- Аналитический обзор. Производство автомобильной, тракторной, сельскохозяйственной техники и компонентов к ней производителями России и других стран СНГ. ОАО «АСМ-Холдинг», 11.2003. С. 18.
- Бадалов Л.М. Экономические проблемы повышения качества продукции. М.: Экономика, 1982. 192 с.
- Бенцман Б.Л., Булавина Г. П., Кунявский М. Е., Ланин А. Б., Филиппова В. А. Научные основы Саратовской системы мероприятий по повышению качества продукции. Саратовский ЦНТИ, 1969. 70 с.
- Богатин Ю.В. Качество продукции, экономические вопросы управления. М.: Изд. стандартов, 1986. 98с.
- Версан В.Г., Сиськов В. И., Дубицкий Л. Г. Интеграция производства и управление качеством продукции. М.: Изд. стандартов, 1995. 320 с.
- Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/О.П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин. -М.: Радио и связь, 1999.
- Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. 685 с.
- Гличев A.B. Основы управления качеством продукции. -М.: Издательство АМИ, 1998.
- Годлевский В.Е., Изюменко Г. Н., Карпилова О. М., Кокотов В. Я. Система менеджмента качества. Учебное пособие. Самара: Самарский научный центр РАН, 2001. — 132 с.
- Горбашко Е.А. Управление качеством промышленной продукции за рубежом. Санкт-Петербург: СПбУЭиФ, 1990. 54 с.
- Гуияр Ф.Ж., Келли Дж. Н. Преобразование организации. М.: Дело, 2000.
- Диев B.C. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. Издательской центр Новосибирского госуниверситета. 2001. 57 с.
- Злобин В.К. Экономический механизм повышения качества продукции. М.: Мысль, 1980. 230 с.
- Исикава К. Японские методы управления качеством (Пер. с англ.). М.: Экономика, 1988. 215 с.
- ИСО 9000 ИСО 9004, ИСО 8402. Управление качеством продукции (пер. с англ.). М.: Издательство стандартов, 1988. 96 с.
- Карлик Е.М., Демиденко Д. С. Опыт определения затрат по обеспечению повышения качества в машиностроении. Л. 1982.26 с.
- Качалов В.А. Сертификация системы менеджмента качества: триумф или хорошо подготовленный старт? TQM — XXI. Проблемы, опыт, перспективы. Вып. 1. -М.: ИздАТ, 1997.
- Качество и конкурентоспособность: теория, методология, практика. Выпуск 2: Научные и организационные основы обеспечения качества иконкурентоспособности экспортной продукции / Под ред. Гличева A.B. М.: ТПП СССР, 1988. 78 с.
- Конарева JI.A. Управление качеством продукции в промышленности США. М.: Наука, 1977. 256 с.
- Конарева J1.A. Управление качеством продукции и освоение передовой технологии (опыт США и Японии). М.: ЭКО, 1989.
- Конарева J1.A. Управление качеством продукции и освоение передовой технологии (опыт США и Японии). М.: ЭКО, 1989.
- Крайер Э. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000. Руководство по подготовке и проведению сертификации- дальнейшие шаги. -М.: ИздАТ, 1999.
- Круглов М.Г., Сергеев С. К., Такташов В. А. и др. Менеджмент систем качества: Учебное пособие .- М.: ИПК Издательство стандартов, 1997. -321 с.
- Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. Нижний Новгород, Приоритет, 2002. 453 с.
- Лапуста М.Г. Качество продукции. Механизм управления. М.: Экономика, 1980. 184 с.
- Лапуста М.Г., Никитин Г. Н. Стимулирование повышения качества продукции. М.: Профиздат, 1980. 224 с.
- Леонов И.Г., Аристов О. В. Управление качеством продукции. М.: Изд. стандартов, 1990. 224 с.
- Медведев A.M., Ряполов А. Ф. Международная стандартизация и сертификации продукции. М.: Изд. стандартов, 1989. 120 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента (Пер. с англ.). М.: Дело, 1992. 702 с.
- Нив Г. Р. Пространство доктора Деминга. Кн. 1: Пер. с англ. Тольятти: Городской общественный фонд «Развитие через качество», 1998.
- Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: Экономика, 1998. — 320 с.
- Опыт обновления и повышения конкурентоспособности продукции в науке, технике и производстве. Киев: УКРНИИНТИ. Сер. Управление качеством продукции. Обзорная информация для руководителя. Вып. 2. 1989. 76 с.
- Перспективы развития автомобильной промышленности: Тез. докл. конф. Адама Смита, Тольятти.: АВТОВАЗ-Пресс, 2003 г.
- Психология в управлении: Сборник / Составитель A.M. Зимичев. JL: Лениздат, 1983. — С. 117−118)
- Свиткин М.З., Мацута В. Д., Рахлин K.M. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО. СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999. 356 с.
- Сертификация продукции. Основные положения. Нормативы. Организация, методика и практика. М.: Изд. стандартов, 1990. Ч. 1.213 с.
- Система социально-экономического обеспечения качества продукции (Доклад). М.: Изд. стандартов, 1995.
- Тейлор Ф.У. Менеджмент: Пер. с англ. А. И. Зака // Под ред. и с пред. Е.А. Кочерчина// Контроллинг. 1992. Вып. 4. 137 с.
- Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента: Пер. с англ. А. И. Зака // Под ред. и с пред. Е. А. Кочерчина // Контроллинг. 1991. Вып. 1. 104 с.
- Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании (Пер. с англ.). М.: Прогресс, 1988. 368 с.
- Управление качеством: Учебник для ВУЗов / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 295 с.
- Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. (Пер. с англ.)/ Под ред. Гаичева A.B. М.: Экономика, 1986. 471 с.
- Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика (Пер. с англ.).М.: Дело ЛТД 1993. 864 с.
- Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях.(Пер. с англ.) /Под ред. Конарева Л. А. М.: Экономика, 1990.272 с.
- Хомутова В.Н. Организация обеспечения качества продукции в авиастроительных фирмах США. М.: Воениздат, 1987. 104 с.
- Хоскинс А. Курс предпринимательства. Практическое пособие (Пер с англ.) М.: Международные отношения, 1993. 352 с.
- Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. -СПб.: Бизнес Микро, 1999.
- Экономические проблемы управление качеством продукции в АПК /Семёнов Н.С., Удовиченко Е. Т., Панов В. П., Яшин Н. С. и др. М.: Наука, 1989. 160 с.
- Экономическое положение регионов Российской Федерации. М.: Госкомстат, 1994. 362 с.
- Юданов А.Ю. Фирма и рынок. М.: Знание, 1990. 64 с.
- Яшин Н.С. Методы государственного регулирования конкурентоспособности промышленных предприятий. Саратов: СГЭА, 1996. 94 с. 1. Статьи.
- Амирджанянц Ф.А. Проблемы качества и международное сотрудничество //Стандарты и качество, 1990. № 10. С. 8−11.
- Бадалов Л.М., Яшин Н. С. Об усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение технического уровня и качества промышленной продукции // Стандарты и качество, 1982. № 10. С. 26−29.
- Белых B.C. Ответственность за качество продукции по национальному праву Великобритании //Стандарты и качество, 1989. № 12. С. 70−75.
- Версан В.Г. Внедрение стандартов ИСО серии 9000. Новый этап //Стандарты и качество. 1990. № 9. С.9−12.
- Воскобойников В. Высокое качество ключевой элемент // Экономика и жизнь, 1993. № 35. С. 9.
- Гличев A.B. Качество продукции и потребительная стоимость //Стандарты и качество, 1990. № 10. С. 30−33.
- Горячев А. Достоинства и недостатки Федерального закона «О техническом регулировании» // Стандарты и качество, № 3 2003. С. 12−14.
- Гугелев A.B., Яшин Н. С. Статистический анализ потерь в качестве продукции на этапе производства. М.: МЭСИ, 1991. С. 35−39.
- Денис В.А., Яшин Н. С. Проблемы качества и конкурентоспособности промышленной продукции // Проблемы экономической истории и теории. Саратов: СГУ, 1991. С.117−125.
- Джойнер Б.Л. Ключевая роль статистиков в преобразовании североамериканской промышленности // Курс на качество. 1992, № 3−4. С. 23−27.
- Джуран Дж.М. Ответственность руководящих работников промышленности за качество продукции // Стандартизация и качество. Сер. А. .Вып. 2. М.: Изд. стандартов, 1966. С. 30−35.
- Журавлев В. «Американское качество». из Волгограда // Экономика и жизнь, 1993. № 23. С. 17.
- Захаров М.Г. Система качества это инструмент самосохранения предприятия в условиях кризиса // Стандарты и качество.-1999. -№ 2.-С. 3334.
- Ипатов A.A. Модель реализации «Концепции развития отечественной автомобильной промышленности до 2010 г.» и ее главный инструмент -мониторинг // Автомобильная промышленность, № 7, 2003.
- Кисуленко Б.В. Концепция технического регулирования в автомобилестроении // Автомобильная промышленность, 2003, 11.
- Комаров В.А. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом // Управление персоналом. № 1, 2002. С. 23−26.
- Кример Дж. Индустрия поставок в России. Проблемы и возможности// Инженер Поволжья № 5, 2003 С. 37.
- Ларин В.М., Яшин Н. С. Проблемы коренной перестройки экономического механизма повышения качества продукции //Противозатратный механизм и экономические проблемы повышения качества продукции (Тезисы докладов). Уфа, 1989. С. 19−20.
- Мильнер Б. Качество управления важный фактор экономической безопасности //Вопросы экономики, 1994. № 12. С. 54−64.
- Никитин В.А. Оценивание результативности и эффективности корректирующих и предупреждающих действий // Методы менеджмента качества 7'2003 С. 49.
- Попов Э., Шапот М. Реинжиниринг бизнес-процессов и информационные технологии //Открытые Системы, 1996. № 1(15). — С.38−40.
- Российский бизнес под знаком качества// Методы менеджмента качества № 10 стр. 4−8.
- Тельнов Ю.Ф. Реорганизация бизнес-процессов предприятия на основе применения методологии бизнес-реинжениринга.// Тез. докл. Конференции «Логистика и бизнес-98», 28−29 января 1998 года. Сессия «Реинже-ниринг бизнес-процессов». М., 1998. — С. 42−45.
- Усов В. Как нам реализовать Федеральный закон «О техническом регулировании» // Вестник Госстандарта, № 4, с. 50−54.
- Халет А. Бубшаит Практическая схема оценки культуры обеспечения качества // Европейское качество, № 4, 2000.
- Чайка И.И. Основные понятия и элементы системы качества в международных стандартах ИСО серии 9000 //Стандарты и качество, 1989. № 7. С. 90−95.
- Abernathy W.S. and Hayes R.H. Managing Our Way to Economic Declinc //Harvard Business Reviem, Jule-Augest 1980, p. 67−77.
- Athos A. and Pascale R. The Art of Japans Management .New York: Simon and Schuster, 1981.
- Bowers K. S., Regher G., Balthazard C. Parker K. Intuition in the Context of Discovery // Cognitive Psychology. N. Y, 1990. Vol. 22. № 1. P. 72−110.
- Charles H. Kepner, Benjamin B. Tregoe The new rational manager. McGraw Hill, 2003.
- Crosby Ph. Quality is free. New York: McGraw — Hill Book Co., 1979, p.7
- Dale B. G. and Cooper C.L. Total quality and human resources. Blackwell, Oxford, 1992.
- Deming W. E Out of the crisis. Cambridge. MA: Massachusetts Institute of Technology. Center for Advanced Engineering Study. 1988. — 437 p.
- Euroka B. Quality function deployment //Qural, Today. 1989.May. p. 33−39.
- Feigenbaum A. Total Quality Control, third edition. New York: McGraw -Hill Book Co. 1983.- 109 p.
- Ishikawa K. What is Total Quality Control? The Japanese Way. Englewood Cliffs.-NJ: Prentice-Hall Inc., 1985, p. 44−45.
- Juran J. M. A history of managing for quality: the evolution, trends, and future directions of managing for quality. 1995. 203 p.
- Juran J., Gryna F. Juran’s Quality Control Handbook.- New York: McGraw -Hill Book Co. 1988, p. 206−207.
- Juran J.M., Gryna F.M. Quality of Planning and Analysis. New York, 1979.
- Kanji Gopal K. Total quality management: the second industrial revolution. Total quality management, v. l, № 1, 1990.
- New Product Management for the 1980 year./ /New York: Boor, Alten and Hamilton, 1982. p. 9.
- Ouchi W.G. Theory Z: Now American Business Can Meet the Japans Challenge. Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1981.
- Quality Function Deployment: a Tool or a Phylosophy.//SAE Tehn. Pap. Ser., 1989. № 890 163. p. 1−4.
- R. Hoyer, B. Hoyer. What Is Quality? Learn how each of eight well-known gurus answers this question // Quality Progress, July 2001. — P. 28.
- Saraph J.V. and Sebastian R.J. Developing a quality culture. Quality Progress. Sept. 1993.
- Shepherd W.G. The Economics of Industrial Organization.2d ed. Engiowood Cliffs, N.S.: Prentice Hall, Inc., 1985.
- Shewhart W.A. Statistical Methods from the viewpoint of Quality Control, Lancester press, Lancester, 1939. 154 p.
- Total Quality Management. London, British Standards Institution, 1992.
- Y. Izuka. Quality management in Japanese industry. General view. — Japan. 1999.
- Zysman S., Tyson L. American Industry in International Competition: Government Policies and Corporate Strategies. Ithaca, New York, London: Cornell University Press, 1.
- Критерии для оценки потенциала предприятия1. Критерий Оценка, баллов 0 25 50 75 1001. Потенциал структуры
- Качество руководства недостаточное среднее высокое- как можно оценить стиль и качество руководства предприятия и руководителей 2-го уровня
- Компетентность руководства недостаточная средняя высокая- как можно оценить профессиональные качества руководства предприятия и руководителей 2-го уровня (образование, опыт, преданность предприятию)
- Уровень информированности недостаточным средний высокий1. Критерий Оценка, баллов 0 25 50 75 100- Получает ли персонал регулярно всеобъемлющую информацию о деятельности предприятия? (тематика и периодичность, для различных уровней)
- Компетентность персонала недостаточная средняя высокая- Как можно оценить профессиональные качества персонала?
- Экономические показатели текущий год -3 года теку ший год -2 года текущий год-1 год текущий год следующий год
- Сертификация системы качества имеется
- Качество процесса производства
- Процесс контроля недостаточный требует улучшения средний хороший на высоком уровне- способ и место сбора данных по качеству? оснащение рабочего места контролера? — средства контроля за качеством? — самоконтроль трудящегося?
- Потенциал системы логистики
- Риск местоположения очень высокий высокий средний низкий очеиьнизкий- Правила ввоза/вывоза Транспортные и грузовые ограничения — Насколько велик риск задержек поставок 2. Физическая логистика
- Складирование и поток материалов недостаточные нуждаются в .т чтении средняя чорошие оптимальные- Прозрачность потока материалов Идентификация и обозначение товарных потоков 1. Критерий Оценка, баллов 0 25 50 75 100
- Планирование и управление заказами
- Планирование исходных материалов недостаточное нуждается в улучшении среднее хорошее оптимальное- управление поставщиками: вид, ритм, прозрачность и соблюдение сроков планирования поставок.
- Новые концепции логистики Очень незначительные Незначительные средние высокие Очень высокие- готовность к сотрудничеству на основе новых концепций логистики? Ноу-хау в этой области?
- Краткосрочное и среднесрочное планирование
- Качество и гибкость планирования загрузки оборудования отсутствует с недостатками среднее хорошее высокое- Информирование потребителей о возможных несоответствиях в производстве и простоях?
- Планирование производственных мощностей отстствует с недосшткамп среднее хорошее высокоеоо