Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование технологического процесса для повышения качества рабочего слоя цементированных зубчатых колес судовых дизелей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны технологические способы повышения качества зубчатых колес, учитывающие организацию производственного контроля, пооперационное улучшение свойств поверхностного слоя зубьев цри токарной обточке наружного диаметра, зубофрезеровании, цементации, высоком отпуске, закалке, токарной обточке сторон црофиля диска заготовки, цредварительном и окончательном зубошлифовании, а также… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА О КАЧЕСТВЕ РАБОЧЕГО СЛОЯ ЦЕМЕНТИРОВАННЫХ ЗАКАЛЕННЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
    • 1. 1. Общие сведения о качестве поверхностного слоя цементированных закаленных зубчатых колес судовых дизелей. Ъ
    • 1. 2. Обоснование метода упрочнения тяжелонагруженных зубчатых колес цементацией и закалкой
    • 1. 3. Анализ дефектов поверхностного слоя цементированных закаленных зубчатых колес
    • 1. 4. * Влияние технологических факторов на качество рабочего слоя и надежность зубчатых передач
    • 1. 5. Задачи исследования. Ъ
  • 2. АНАЛИЗ НАБЛВДЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС И РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ ГЛАВНЫХ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ
    • 2. 1. Изучение цроизводственного брака цементированных закаленных зубчатых колес судовых дизелей *(
    • 2. 2. Исследование эксплуатационных отказов тяжело-нагруженных зубчатых передач. W
    • 2. 3. Влияние структуры технологического цроцесса на качество рабочего слоя зубчатых колес
  • Выводы
  • 3. РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИПУСКА ПРИ ЗУБ0ШЛИФ0ВАНИИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ЦЕМЕНТИРОВАННЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС. 51?
    • 3. 1. Минимальный и максимальный припуски при зубо
  • — ь шлифовании крупногабаритных цементиро ванных зубчатых колес
    • 3. 2. Изучение составляющих минимального црипуска при зубошлифовании на основании экспериментальных работ
    • 3. 3. Уменьшение влияния погрешности зубофрезеро-вания на максимальный припуск при зубошлифовании
    • 3. 4. Исследование деформации 1фупногабаритных зубчатых колес после цементации и термообработки
    • 3. 5. Разработка методики уменьшения деформации зубчатых колес цри термической обработке
    • 3. 6. Производственные экспериментальные исследования термической обработки
    • 3. 7. Уменьшение деформации зубчатого венца при токарной обработке црофиля диска
    • 3. 8. Зависимость црипуска при зубошлифовании от глубины цементации
  • Выводы. №
  • 4. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОЧЕГО СЛОЯ ЦЕМЕНТИРОВАННЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ПРИ ЗУБОШЛИФОВАНИИ. №
    • 4. 1. Производственные экспериментальные исследования зубошлифования
    • 4. 2. Изучение изменения свойств поверхностного слоя при шлифовании методом мшдэотвердости и металлографией. Ш
    • 4. 3. Видимые прижоги цри зубошлифовании
    • 4. 4. Анализ напряженного состояния поверхностного слоя цементованных закаленных зубьев после зубопшифования. Ш
  • Выводы

Совершенствование технологического процесса для повышения качества рабочего слоя цементированных зубчатых колес судовых дизелей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ХХУ1 съезд КПСС поставил перед машиностроением ряд задач по улучшению качества выцускаеиых двигателей, повышению их технического уровня, цроизводительности изготовления деталей и сборки, надежности и экономичности. В решениях ноябрьского (1982 г декабрьского (1983 г.) Пленумов отмечена необходимость ускорения научно-технического прогресса, широкого и быстрого внедрения в производство достижений науки, техники и передового опыта. Энергетический потенциал страны в значительной мере оцределяется мощностью дизельного парка, насчитывающего более 90 млн. кВт (120 млн. д.с.) или около 40% установленной мощности всех электростанций страны. Планами на 1981;85 гг. предусмотрено увеличение ресурса серийно выпускаемых дизедь-редукторных установок, в среднем, в 1,5 раза, что может быть достигнуто за счет совершенствования технологии производства, применения нового оборудования, разработки и внедрения комплексных систем уцравления качеством продукции. В связи с этим актуальными следует считать исследования, направленные на повышение качества, увеличение ресурса и цроизводительности изготовления деталей дизелей. Для судостроительной отрасли повышение ресурса судовых дизелей также представляется особо актуальным. Известно, что дизельредукторные тлашят энергетические установки используются на 9 судов морского, речного и рыбоцромыслового флотов страны. Зубчатые передачи находят широкое применение в народном хозяйстве. Так, в отрасли транспортного и сельскохозяйственного машиностроения изготавливается около 50 млн. шестерен в год, в том числе цилиндрических шестерен около 44 млн. Характерная для судового машиностроения тенденция к снижению веса и габаритов двигателей приводит к широкому применению зубчатых колес с рабочими поверхностями, упрочненными путем цементации или азотирования. Упрочнение цементацией используется для тяжедонагруженных зубчатых передач судовых дизелей, работающих в условиях повышенных контактных и изгибных нагрузок. Наиболее обоснован метод упрочнения цементацией на глубину I, Z 1,5 мм с последующей закалкой. Азотирование используется для зубчатых колес, испытывающих высокие циклические нагрузки от изгиба при умеренных контактных напряжениях. Для главных судовых дизелей применяются крупногабаритные цементированные закаленные зубчатые колеса с модулем до 6 в мм и наружным диаметром до 1200 мм, материал, конструкция и технология изготовления которых обеспечивают B H C O I несущую способность зубьев при эксплуатации. Технологический цроцесс изготовления цемент1фованных закаленных зубчатых колес тяжелонагруженных судовых редукторов включает после зубофрезерования комплекс операций химико-термической и термической обработок: цементация, двухтрехкратный ввюокий отцуск, нагрев под закал! и закалка в масле, обработка холодом, низкий отпуск. После термической обработки заготовки поступают на окончательную механическую обработку. Для облегчения конструкции зубчатых колес со ступицей обтачиваются на токарном станке стороны профиля диска. На заключительном этапе технологического цроцесса заготовки поступают на зубошлифование, которое состоит из предварительного и окончательного. Между этими операциями для уменьшения остаточнык напряжений цроводится низкий отпуск при температуре 170+100 в течение 4. .6 часов. Таким образом, цементированные закаленные зубчатые колеса судовых дизелей характеризуются сложным технологическим процессом изготовления. Выполненный в работе анализ опыта изготовления и эксплуатахщи передач с цементированными закаленными зубчатыми колесами показывает, что производственный брак в виде микротрещин и вшифовочных црижогов и отказы по причине выкрашивания и поломок зубьев являются результатом несовершенства технологического процесса и недостаточности методов контроля качества материала. Высокая усталостнЕш прочность зубчатых колес достигается получением качественного дифионного слоя после цементации и техшообработки и сохранением его при зубошлифовании. В процессе шлифования выделяется большое количество теплоты, основная часть которой воспринимается обрабатываемой заготовкой и вызывает структурные изменения цементованного слоя. Наличие на рабочей поверхности зубьев структурной неоднородности, а также остаточных напряжений растяжения и пониженной твердости снижает долговечность зубчатых передач. К дефектам упрочненного слоя относятся также микротрещины. Поэтому вопросы фори1фования свойств рабочего слоя, оказывающего решающее влияние на эксплуатационные свойства зубчатых колес судовых дизелей, требуют дальнейшего изучения. Для обеспечения высокого качества при зубошлифовании существенное технико-экономическое значение имеет определение прицусков и режимов обработки. При этом необходимо учитывать дополнительное условие, присущее шлифованию цементированной стали,.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При изготовлении цементированных закаленных зубчатых колес судовых редукторов наблюдаются цроизводственные дефекты (прижоги и микротрещины), а цри эксплуатации — отказы в результате контактных разрушений и поломок. До 78% отказов цроисхо-дит по технологическим цричинам.

2. Разработаны технологические способы повышения качества зубчатых колес, учитывающие организацию производственного контроля, пооперационное улучшение свойств поверхностного слоя зубьев цри токарной обточке наружного диаметра, зубофрезеровании, цементации, высоком отпуске, закалке, токарной обточке сторон црофиля диска заготовки, цредварительном и окончательном зубошлифовании, а также технологическое наследование дефектов от операции к операции.

3. Разработана методика автоматизированного расчета расцре-деления ми! фотвердости по глубине поверхностного слоя зубьев на ЭЦВМ EC-I020, позволившая оценить состояние рабочего слоя цементированных закаленных зубчатых колес и уменьшить трудоемкость исследования.

4. Повышена точность зубофрезерования в 4 раза, уменьшены деформации заготовок при цементации и термообработке от погрешности длины общей нормали -0,55.+0,35 мм до -0,22.+0,20 мм (цри поле допуска с пределами -0,3.+0,2 мм), что уменьшило и стабилизировало црипуск цри зубошлифовании и обосновано расчет-но-аналитическим и экспериментальным исследованием цементированных зубчатых колес. Предлагаемая последовательность обточки сторон црофиля диска заготовки уменьшила конусообразность на 0,1 мм.

5. Обоснованы рациональные режимы зубошлифования: цредвари-тельное шлифование проводится при высокопроизводительных режимах, с глубиной разупрочненного слоя 0,04.О, Об мм, не превышающей црипуска на окончательное зубопшифование 0,1.0,15 мм, при котором обеспечиваются заданная точность и шероховатость поверхности и минимальная глубина микрослоя отпуска до Q025.0,030 мм.

6. Экспериментально установлено, что зубопшифование с видимыми прижогами и слоями структурных изменений на глубину от 20 до 300 мкм не вызывает появления микротрещин на профильной поверхности зубьев. Причиной образования трещин цри зубошлифовании цементированных зубчатых колес является предрасположение материала к растрескиванию, которое возникает на предыдущих операциях термической и механической обработки.

7. Для повышения качества рабочего слоя зубьев разработан новый технологический цроцесс цементированных зубчатых колес, позволивший повысить качество изготовления и устранить брак зубчатых колес из-за повышенных деформаций и дефектов поверхностного слоя.

8. Практические результаты работы:

— внедрен новый технологический цроцесс изготовления цементированных закаленных зубчатых колес, обеспечивающий уменьшение деформаций зубчатого венца на 60%, снижение брака при изготовлении и уменьшение количества отказов при эксплуатации судовых редукторов, что подтверждается техническими актами;

— внедрены рациональные режимы цредварительного профильного зубошлифования, повысившие производительность процесса на 40%.

Годовой экономический эффект от внедрения результатов работы при изготовлении зубчатых передач судовых дизелей на заводе «Звезда» им. К. Е. Ворошилова составил 40,06 тыс.рублей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авиационные зубчатые передачи и редукторы: Справочник/ Под ред.Э. Б. Вулгакова. — М.: Машиностроение, 1981, 374 с.
  2. . А. О методике испытания на микротвердость рабочего слоя црецизионных деталей топливной аппаратуры. Труды ЦНИТА, 1970, вып.46, с.60−66.
  3. .А. Исследование качества поверхностного слоя закаленных деталей судовых дизелей при различных методах окончательной обработки. Дисс.. канд.техн.наук. — Л., 1971, 182 с.
  4. В.А., Симаков А. А. Формирование структуры технологического цроцесса изготовления закаленных деталей дизелей. -Двигателестроение, 1982, № II, с.45−46.
  5. В.А., Симаков А. А. Пути повышения цроизводительностии качества цри изготовлении зубчатых колес судовых редукторов.-В сб.: Прогрессивная технология абразивной обработки и абразивный инструмент/ Ред.В. И. Муцянко. Л.: ЛДНТП, 1983, с.30−35.
  6. В.А., Симаков А. А. Технологическое обеспечение безотказности тяжелонагруженных зубчатых передач дизелей. Двига-телестроение, 1983, № II, с.31−33.
  7. В.А., Симаков А. А. О способе повышения качества изготовления закаленных зубчатых колес путем устранения црижогов и шлифовочных микротрещин. Труды ЛКИ: Технология сварки в судостроении и судовом машиностроении, 1983, с.94−102.
  8. М.А. Упрочнение деталей машин. М.: Машиностроение, 1978, 184 с.
  9. М.А., Гринберг Н. М. Причины образования трещин цри охлаждении деталей после цементации. Металловедение и термическая обработка металлов, 1962, № 6, с.27−33.
  10. Г. Ю. Основы технологии судового машиностроения. Л.: Судостроение, 1972, 248 с.
  11. И.А. Остаточные нацряжения. М.: Машиностроение, 1963, 232 с.
  12. В.П. Исследование и оптимизация параметров точности и технологических методов формирования поверхностей трения деталей цилиндропоршневой группы судовых дизелей. Дисс. докт.техн.наук. — Л., 1981, 316 с.
  13. К.М. Определение экономической эффективности вариантов механической обработки деталей. Л.: Машиностроение, 1970, 240 с.
  14. P.P. Контактная црочность зубчатых передач с поверхностным уцрочнением. Л.: ЛДНТП, 1964, 28 с.
  15. P.P., Начинкин В. П., Филаткин А. Ф. Влияние азотирования и термообработки зубчатых колес на изгибную црочность их зубьев. Судостроение, 1976, № 6, с.26−28.
  16. М.Д., Рыжов Н. М. Некоторые пути снижения црижогов цри шлифовании зубчатых колес. Вестник машиностроения, 1964,7, с.64−67.
  17. М.Д., Рыжов М. А., Рыжов Н. М. Повышение надежности тя-желонагруженных зубчатых передач. М.: Машиностроение, 1981, 232 с.
  18. Н.М., Коновалова М. П. Причины изменения размеров деталей цри цементации. Металловедение и термическая обработка металлов, 1968, № 6, с.71−74.
  19. В.А. Повышение износостойкости зубчатых передач. -М.: Машиностроение, 1977, 232 с.
  20. А.П. Металловедение. М.: Металлургия, 1977, 646 с.
  21. А.П., Петушина Б. В. Металлографическое исследование превращения аустенита в мартенсит. М.: Машгиз, 1952, 90 с.
  22. А.В. Технологические методы управления качеством цродукции. М.: Изд-во стандартов, 1971, 191 с.
  23. Дунин-Барковский И. В. Влияние технологических цроцессов на качество поверхности и усталостную долговечность машин. В сб.: Технология машиностроения. Брянск, 1973, с.51−58.
  24. Д.Г. Формирование свойств поверхностных слоев цри абразивной обработке. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1975, 126 с.
  25. А.Н. Ошибки измерений физических величин. Л.: Наука, 1974, 108 с.
  26. Зубчатые передачи: Справочник Под общ.ред.Е. Г. Гинзбурга. -Л.: Машиностроение, 1980, 416 с.
  27. Изгибная выносливость зубчатых колес, подвергнутых различным упрочнениям/ В. Л. Леванов, Р. М. Пратусевич, В. Н. Кудрявцев и др. Вестник машиностроения, 1968, № 3, с.3−9.
  28. П.А. Динамика судовых двигателей внутреннего сгорания. Л.: Судостроение, 1964, 288 с.
  29. П.А. Крутильные колебания в судовых ДВС. Л.: Судостроение, 1968, 304 с.
  30. П.А., Румб В. К. Применение метода конечных элементов для расчета пространственных колебаний коленчатых валов. -Двигателестроение, 1982, № 7, с.17−19.
  31. Качество изготовления зубчатых колес/ А. В. Якимов, Л. П. Смирнов, Ю. А. Бодршинов и др. М.: Машиностроение, 1979, 191 с.
  32. В.М. Расчет припусков на обработку в машиностроении. -М.- Машгиз, 1953, 208 с.
  33. В.М. Основы технологии машиностроения. М.: Машгиз, 1959, 496 с.
  34. И.С. Химико-термическая обработка шестерен. М.: Машиностроение, 1970, 230 с.
  35. И.С., Лебедев Ё. А., Калинин А. Т. Прочность цементованной стали при различных режимах химико-термической обработки. Металловедение и термическая обработка металлов, 1964, № 3, с.10−16.
  36. Н.И., Мясников Ю. Г. Рентгеновские методы и аппаратура для определения напряжений. Л.: Машиностроение, 1972, 88 с.
  37. А.И., Решетов Д. Н. Повышение несущей способности и долговечности зубчатых передач. М.: Машиностроение, 1968, 288 с.
  38. А.И., Крылов К. А. Механизм развития и причины некоторых отказов шестеренчатых насосов. В кн.- Воцросы повышения надежности и долговечности деталей и узлов авиационной техники/ КИИГА, 1969, вып.1, с.127−132.
  39. А.Г., Мещеряков Р. К., Калинин М. А. Точность обработки, заготовки и припуски в машиностроении: Справочник технолога. -М.: Машиностроение, 1976, 288 с.
  40. .И. Шлифование закаленной стали. Киев: Гостех-издат Угдэаины, 1947, 87 с.
  41. Ю.М., Хрульков В. А., Дунин-Барковский И.В. Предотвращение дефектов при шлифовании. М.: Машиностроение, 1975, 144 с.
  42. А.К. Метод обработки отклонений формы цилиндрических деталей. В сб.: Взаимозаменяемость и технические измерения в машиностроении. М.: Машиностроение, 1964, № 4, с. 134−143.
  43. В.Г. Шлифование зубчатых колес абразивными, алмазными эльборовыми кругами. Киев: Техника, 1973, 45 с.
  44. .И. Образование трещин при термической обработке стальных изделий. М.: Машиностроение, 1965, 176 с.
  45. Ё.Н. Основы теории шлифования металлов. М.: Машгиз, 1951, 179 с.
  46. А.А. Микротвердость и износоустойчивость поверхности.-В кн.: Качество обработанных поверхностей, кн. № 34. М.-Л., Машгиз, 1954, с.58−72.
  47. А.А. Точность механической обработки и проектирование технологических цроцессов. М.-Л.: Машиностроение, 1970, 315 с.
  48. А.А. Технологические методы повышения долговечности деталей машин. Киев: Техника, 1971, 144 с.
  49. Машиностроение: Энциклопедический сцравочник в 15 томах. -M.s Машгиз, 1947−1960. Т.7, с.1−28.
  50. Методика (основные положения) оцределения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений/ Госкомитет
  51. СМ СССР по науке и технике. М.: Экономика, 1977, 45 с.
  52. В.А., Пономарев В. П. Изменение размеров зубчатых колес при газовой цементации и закалке. Металловедение и термическая обработка металлов, 1975, № 3, с.31−37.
  53. Надежность и долговечность машин/ Под общ.ред.Б.И.Костецко-го. Киев: Техника, 1975, 405 с.
  54. A.M., Заморуев В. Н. Новая безникелевая высокоцрочная конструкционная сталь. В сб.: Машиностроение и металлургия Кировского завода. Л., Машиностроение, 1970, с.410−417.
  55. А.Л. Микроскопические и макроскопические трещины закаленной стали. В сб.: Металловедение. Л., Судцром, 1959, с. I18−135.
  56. Основные воцросы надежности и долговечности машин/ Под ред. А. С. Проникова. М., изд. МАТИ, 1969, 212 с.
  57. Основы технологии машиностроения/ Под ред. В. С. Корсакова. -М.: Машиностроение, 1977, 416 с.
  58. А.И., Генкин М, Д., Рыжов Н. М. Влияние шлифовочных црижогов на контактную выносливость цементированных и закаленных зубчатых колес. Вестник машиностроения, 1965, № 6,с.7−13.
  59. Повышение несущей способности механического привода/ Под ред.В. И. Кудрявцева. Л.: Машиностроение, 1973, 223 с.
  60. А.В., Сулима A.M., Евстигнеев М. И. Технологические остаточные напряжения. М.: Машиностроение, 1973, 216 с.
  61. В.П. Оптимизация процессов механической обработки цементованных зубчатых колес. Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1974, 263 с.
  62. В.П., Бословяк И. П. Рациональное назначение црипус-ков на размеры термически упрочняемых зубчатых колес. -Вестник машиностроения, 1979, № 9, с.59−61.
  63. Производство зубчатых колес: Справочник/ Под ред.Б. А. Тайца. -М.: Машиностроение, 1975, 727 с.
  64. А.С. Надежность машин. М.: Машиностроение, 1978, 592 с.
  65. С.Г. Процессы теплообразования при шлифовании металлов. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1962, 231 с.
  66. А.Г. Технология цроизводства судовых дизелей. Л.: Судостроение, 1968, 344 с.
  67. А.Г., Балдаев В. А. Влияние шлифования зубьев на качество материала закаленных зубчатых колес судовых дизелей. -Технология судостроения, 1970, № 5, с.84−88.
  68. Э.В. Связь методов обработки деталей с эксплуатационными параметрами изделий. В сб.: Проблемы технологичности конструкций изделий машиностроения. М.: Изд-во стандартов, 1976, с.83−92.
  69. М.А., Рыжов Н. М. Оценка способов шлифования зубчатых колес по тепловому воздействию на поверхностный слой зубьев. Станки и инструмент, 1971, № б, с.17−19.
  70. И.И., Генкин М. Д., Рыжов Н. М. Остаточные напряжения в поверхностном слое профилей зубьев и их влияние на долговечность зубчатых колес. Вестник машиностроения, 1965,2, с.64−67.
  71. А.А. Оптимизация црипуска на зубошлифование цементированных закаленных зубчатых колес. Экспресс-информация/ ЦИНТИ по химич. и нефт.машиностроению. Сер. ХМ-9, 1984, № I, с.1−5.
  72. А.П. Научные основы технологии машиностроения. -M.-JI.: Машгиз, 1955, 516 с.
  73. И.С. Математическая статистика в технологии машиностроения. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1972, 216 с.
  74. И.А., Бобух Ж. С., Михайлуца Э. Б. Прогрессивная технология обработки металлов. Вестник Харьковского политехнического института, 1974, № 89, с.8−11.
  75. Термическая обработка в машиностроении: Сцравочник/ Под ред. Ю. М. Лахтина, А. Г. Рахштадта. М.: Машиностроение, 1980, 783 с.
  76. Технология термической обработки стали/ Пер. с нем. под ред. М. Л. Бернштейна. М.: Металлургия, 1981, 608 с.
  77. Технологические методы повышения качества, долговечности и эксплуатационной надежности деталей машин: Сб.научн.тр./ Пермский политехи.институт. Пермь, 1974, № 143, 95 с.
  78. Трение, изнашивание и качество поверхности. М.: Наука, 1973, 152 с.
  79. Ю.Г. Образование регулярных микрорельефов на деталях и их эксплуатационные свойства. Л.: Машиностроение, 1972, 240 с.
  80. А.В. Оптимизация процесса шлифования. М.: Машиностроение, 1975, 176 с.
  81. П.И. Влияние операции травления на рабочие поверхности деталей машин. Вестник машиностроения, 1965, № II, с.43−46.
  82. П.И., Шальнерович Е. А. Шлифование металлов. -Минск: Беларусь, 1970, 463 с.
  83. П.И., Рыжов Э. В., Аверченков В. И. Технологическая наследственность в машиностроении. Минск: Наука и техника, 1977, 255 с.
  84. П.И., Цо|$ф А.К., Еременко М. И. Тепловые явления при шлифовании и свойства обработанных поверхностей. Минск: Наука и техника, 1973, 179 с.
  85. Det florske Veritas. Rules for the Construction and Classification on Steel Ships. 1974, p.297-ЗЮ.
  86. Brand K., Heuertz K. Tendenzen beim Hart ever zug an Zahnra-dern. Fertigungstechnik und Befcrieb, 1971, Bd.21, n 12, s.713−716.
  87. Bureau Veritas. Rules and Regulations for the Construction and Classification of Steel Vessels, 1973, p.437−440.
  88. Fleischer G. Probleme der Zuverlassigkeit von Maschinen. -Wiss.z.Technische Hochschule O. Guericke (Magdeburg), 1972, Bd.16, n 4, S.289−290.161
  89. Kerpstein J.В. Gearing for Medium Speed Diesel Marine Propulsion Systems. Holland Shipbuilding, 1976, vol.25, n.1.95″ Keller. Massenderung an Zahnradern durch Nitrieren. An-* triebtechnik, 1971, Bd.10, n 3.
  90. Sack W. Qualitatskies eines Zahnrades-Ars-Antrieb mit Steuer und Kegel, 1981, Bd.9, n.5, S.39−43.
  91. Schumann H. Diskussionbeitrag auf der 3 Gemeinschaftkonfe-renz «Metalle» am 19 und 20.3 1964 in Berlin.
  92. Schumann H. Metallograpbie, Leipzig: VEB, 1974. — 608 S.
Заполнить форму текущей работой