Оперативный выбор безопасных маневров последнего момента в судовых навигационно-информационных системах
Диссертация
В третьем разделе представлена структура и разрабатывается математическая модель маневра скоростью, реализация которой призвана обеспечить безопасное расхождение на основе предлагаемого закона изменения скорости для различных реверсов двигателя. Разработана программа расчета дистанции начала маневра, не требующая от судоводителя специальной подготовки пользователя компьютера. Здесь же… Читать ещё >
Содержание
- Перечень принятых сокращений
- 1. АНАЛИЗ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ АВАРИЙНОСТИ СУДОВ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 1. 1. Аварии и катастрофы с внезапным обнаружением угрозы столкновения судов
- 1. 2. Анализ причин внезапности угрозы столкновения судов
- 1. 3. Возможности АИС и постановка задачи исследований
- 2. РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ МАНЕВРА ПОСЛЕДНЕГО МОМЕНТА
- 2. 1. Математическая модель маневра последнего момента уступающего дорогу судна
- 2. 2. Математическая модель маневра последнего момента привилегированного судна
- 2. 3. Математическая модель маневра последнего момента обоих судов
- 2. 4. Математическая модель маневра последнего момента при встречном движении судов
- 2. 5. Экспериментальная проверка математических моделей маневров
- 3. ОПТИМИЗАЦИЯ МАНЕВРА СКОРОСТЬЮ И СТРУКТУРА СУДОВОЙ НАВИГАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СЕТИ ДЛЯ РАСЧЕТА ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ СУДНА
- 3. 1. Аналитические зависимости маневра скоростью
- 3. 2. Прогноз развития ситуации при маневре скоростью
- 3. 3. Методика контроля маневров и структура судовой навигационно-информационной сети для расчета текущих параметров движения судна
- 4. РАСЧЕТ ТЕКУЩИХ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ СУДНА В СУДОВОЙ НАВИГАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СЕТИ
- 4. 1. Линейная база ПИ СНС как составная часть судовой навигационно-информационной сети и ее возможности
- 4. 2. Расчет текущих параметров движения судна в судовой навигационно-информационной сети
- 4. 3. Расчет элементов маневров в судовой навигационно-информационной сети
- 4. 4. Расчет истинного курса, инерционной девиации и поправки гирокомпаса
- 5. ОЦЕНКА ИНТЕРВАЛА И ШАГА ТРАЕКТОРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ В АИС И ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗА ТРАЕКТОРИЙ ДВИЖЕНИЯ СУДОВ
- 5. 1. Методика выбора интервала и шага обсерваций по СНС для построения траектории движения судов
- 5. 2. Прогноз траектории движения судна для расчета параметров его движения
- 5. 3. Замечания и рекомендации по воспроизведению траекторий судов
Список литературы
- Бакаев В.Г., Лаврентьев В. М. Расчет пути и времени разгона и торможения судна под действием гребного винта. // Тр. ЦНИИМФ том 1,
- Бакланов Н.И. и др. Натурный эксперимент.— М.: Радио и связь, 1982.— 304с.
- Басин A.M. Ходкость и управляемость судов.—М.: Транспорт, 1977.— 456с.
- Басин A.M. Теория устойчивости на курсе и поворотливости судна. М.: Гостехиздат, 1949.
- Березин И.С., Жидков Н. П. Методы вычислений.— М.: Физматгиз, 1962, т.2.—635с.
- Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем.— М.: Наука, 1978.—399с.
- Быков В.В. Цифровое моделирование в статистической радиотехнике.—М.: Сов. радио, 1971.— 326 с.
- Ю.Варавко С. Н. Особенности эксплуатации и управления танкером «Крым».//Экспресс-информация ЦБНТИ ММФ, / сер. «Безопасность мореплавания» 6(106).—М.: 1978.—С. 14−29.
- П.Васильев А. В. Исследование циркулярного движения при работе комплекса корпус судна — винты — двигатели на разных режимах.
- Тр. ГИИВТа, вып. 85.: Транспорт, 1967.—42с.
- Васильев А.В. Управляемость судов. JL: Судостроение, 1989 ., 320 с.
- В.Васильев А. В. Управляемость судов.// Учеб. пособие.— JL: Судостроение, 1989.—328 с,
- Васильев А. В, Белоглазов В. И. Управляемость винтового судна.— М.: Транспорт, 1966.— 168с,
- Васьков А.С. Определение ширины полосы движения судна при плавании в стесненных водах.// Мор. трансп. Сер. «Безопасность мореплавания» ./ЭкспрессИнформ. в/о Мортехинформреклама 1986. вып. 3(187).—С.
- Васьков А. С, Меныненин О. И. Адаптивное управление движением судна по траектории.// Тр. ЦНИИМФ, 1984, вып. 291.
- Васьков А. С, Меныпенин О. И, Студеникин А. И. Обобщенная адаптивная модель судна. //В кн.: Методы и технические средства морской навигации.— М.: В/О Мортехинформреклама, 1986.— С. 47−52 (ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова).
- Владимиров В. В. Анализ точности и содержание метода определения маневренных качеств судна по GPS (Морской транспорт. Сер. «Судовождение, связь и безопасность мореплавания»): Экспресс-информация. -М.: Мортехинформреклама, 1998. Вып.12 (355).
- Владимиров В. В, Кондратьев А. И. Навигационные возможности линейной базы ПИ СНС (Морской транспорт. Сер. «Судовождение, связь и безопасность мореплавания»): Экспресс-информация.-М.: Мортехинформреклама, 2002 в печати.
- Владимиров В. В, Маричев И. В. Навигационное использование приемоиндикатора NT 200 псевдодальномерной спутниковой навигационной системы «Навстар»: Учебное пособие. — Новороссийск: НГМА, 1999.
- Корн Г, Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. Пер. с англ. М.: «Наука», 1978.
- Генри X. Хойер. Управление судами при маневрировании.— М.: Транспорт, 1992.— 103с.
- Гофман А.Д. Движительно-рулевой комплекс и маневрирование судна. Справочник.— Л.: Судостроение, 1988.— 360 с.
- Гофман А.Д. Теория и расчет поворотливости судов внутреннего плавания.— Л.: Судостроение, 1978.— 258с.
- Гофман А.Д., Зайков В. И., Семенова-Тян-Шанская В.П. К расчету управляемости судов при ветре //Тр. ин-та/ Ленинград, ин-т вод. трансп., вып. 81.—Л., 1965.—С. 21−36.
- Гречин М.А. Влияние различных факторов на характеристики торможения. //Тр. ЦНИИМФ, вып. 182,1973.—С. 36−50.
- Гречин М.А. Расчет маневренных характеристик судна, связанных с действием гребного винта.// Тр. ЦНИИМФ, вып. 165 «Мореходные качества судов»./Транспорт, 1973.— С. 38−55.-
- Грузинский П.Г. Учет инерционных свойств судов.— М.: Морской флог, вып. 5,1968.—С. 18−24.
- Гутерман И.Г. и др. Корреляционная функция характеристик ветра.// В кн.: Применение статистических методов в метеорологии.— Л.: Гидрометеоиздат, 1971.
- Демидович Б. П., Марон И. А. Основы вычислительной математики. М.: Наука, 1966.
- Демин С.И. Вопросы управления морскими судами.— М.: Рекламинформбюро ММФ, 1977.— 73с.
- Демин С.И. Определение маневренных элементов судна в открытом море. — М.: Экспресс-информация ЦБНТИ ММФ «Судовождение и связь», вып. 4(50), 1972.—С. 3−18.
- Демин С.И. Совершенствование расчетно-экспериментального метода определения маневренных элементов судна.— М.: Экспресс-информация ЦБНТИ ММФ /"Судовождение и связь", вып. 5(90), 1976.— С. 12−20.
- Демин С.И. Торможение судна.—М.: Транспорт, 1975.— 81с.
- Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ.// В 2 ч. Кн. 2/Пер с англ., 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика. 1987.— 351 е.: ил. (Математико-статистические методы за рубежом).
- Л.:ЛКИ, 1986.—88с. 41.3намеровский Б. П. Теоретические основы управления судном. 1 и 2 ч.—Л.: 1974.—124 с. (ЛВИМУ).
- Калман Р.Е. Идентификация систем с шумами. Успехи математических наук, 1985, т. 40, вып.4, С. 27−41.
- Кацман Ф.М. и др. Пропульсивные качества морских судов. Л., Судостроение, 1972.
- Клейтон Б., Бишоп Р. Механика движения морских судов.// Пер. с англ.— Л.: Судостроение.— 30л.
- Кокрофт А.Н., Ламейер Н. Ф. Толкование МППСС-74. М., Транспорт, 1983., 272 с.
- Корнарки В.А. Маневрирование судов.— М.: Транспорт, 1979.— 124с. (Библиотечка судоводителя).
- Кургузов С.С. Повышение точности расчетно-экспериментальныхспособов определения инерционных свойств судна. //Научно-технический сб. УУЗ ММФ./ Судовождение, вып. 22.— М.: Рекламинформ ММФ, 1977.—С. 89−93.
- Лившиц Н.Л., Пугачев В. Н. Вероятностный анализ систем автоматического управления.— М.: Советское радио, 1963.— 887с.
- Линник Ю.В. Метод наименьших квадратов и основы теории обработки наблюдений.— М.: Физматгиз, 1958.— 328с.
- Лукомский Ю.А., Чугунов B.C. Системы управления морскими подвижными объектами.— Л.: Судостроение, 1988.— 272с.
- Мастушкин Ю.М. Управляемость промысловых судов.— М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.— 232с.
- Матевосян В.Г., Олыиамовский С. Б. Анализ аварий танкеров и их предупреждение.— М.: Мортехинформреклама, 1983.— 36 с.
- Матевосян В.Г., Олыпамовский С. Б., Шишкин Е. А. Оптимальное торможение супертанкеров.— М.: ЦРИА «Морфлот», 1981.— 29с.
- Никитенко Ю. А., Устинов Ю. М. Глобальная навигационная спутниковая система «Навстар». М.: В/О «Мортехинформреклама», 1991.
- Осипов А. В. Мера безопасности траектории расхождения судов. -Гироскопия и навигация, № 3, 2001, с. 3 -18.70.0тчет о НИР «Особенности управления танкерами». Гос. регистрация 81 014 359.—Новороссийск, 1981.
- Отчет о НИР «Рекомендации по управлению крупнотоннажными судами». Гос. регистрация 2 850 038 126.—Новороссийск, 1985.
- Павленко В.Г. Маневренные качества речных судов.— М.: Транспорт, 1979.—184с.
- Павленко В.Г. Элементы теории судовождения на внутренних водных путях.—М.: Транспорт, 1971.—144 с.
- Павленко В.Г., Саленек В. В. 16 лекций по управляемости речных судов.—Новосибирск, НИИВТ, 1970.—170с.
- Першиц Р.Я. Управляемость и управление судном.— JL: Судостроение, 1983.—272с.
- Петров Ю.П. Оптимизация управляемых систем, испытывающих влияние ветра и морского волнения.— Л.: Судостроение, 1973.— 121с.
- Погосов С.Г. Безопасность плавания в портовых водах.— М: Транспорт, 1977.— 135с.
- Пугачев B.C. Теория случайных функций.— М.: Физматгиз, 1962.— 879с.
- Пугачев В.Н. Комбинированные методы определения вероятностных характеристик.—М.: Советское радио, 1973.—255 с.
- Рыжов JI, М., Соларев Н. Ф. Маневренность речных судов и составов.— М.: Транспорт, 1967.—144 с.
- Сазонов А.В., Родионов В. И. Автоматизация судовождения / М. Транспорт, 1992
- Сазонов А.Е., Родионов А. И. Автоматизация судовождения.— М.: Транспорт, 1977.—208с.
- Скворцов М.И. Систематические погрешности в судовождении. — М.: Транспорт, 1980.—168 с.
- Соболев Г. В. Управляемость корабля и автоматизация судовождения.— Д.: Судостроение, 1976.—478 с.
- Соларев Н. Ф. Управление судами и составами. М.: Транспорт, 2-е изд., 1983 г., 296 с.
- Соларев Н.Ф. Безопасность маневрирования речных судов и составов.— М.: Транспорт, 1980.—216с.
- Соларев Н. Ф, Сорокин Н. А. Инерционные характеристики и безопасность расхождения судов и составов.— М.: Транспорт, 1972.— 136с.
- Спиди К, Браун Р, Гудвин Д. Теория управления.— М.: Мир, 1973.— 215с.
- Справочник по теории корабля: В трех томах. Том 1. Гидромеханика. Сопротивление движению судов. Судовые движители. /Под ред. Я. И. Войткунского.— JL: Судостроение, 1985.— 768 с.
- Справочник по теории корабля: В трех томах. Том 3. Управляемость водоизмещающих судов. Гидродинамика судов с динамическими принципами поддержания. /Под ред. Я. И. Войткунского.— Л.: Судостроение, 1985.—544с.
- Таратынов В.П. Судовождение в стесненных водах.— М.: Транспорт, 1980.— 127с.
- Тейлор Дж. Введение в теорию ошибок.— М.: Мир, 1985.— 269 е., 81. Тихонов В. И. Статистическая радиотехника.— М.: Радио и связь, 1982,—624с.
- Тумашик А.П. Расчет гидродинамических характеристик судна при маневрировании//Судостроение, 1978.— № 5.— С. 5−8.
- Турбал В.К. и др. Влияние обрастания корпуса и движителя на характеристики ходкости крупнотоннажных судов. Судостроение, 1975, № 3.
- Удалов В. И, Массанюк И. Ф, Матевосян В. Г, Ольшамовский С. Б. Управление крупнотоннажными судами.— М.: Транспорт, 1986.— 229 с.
- Библиотечка судоводителя).
- Федяевский К.К., Соболев Г. В. Управляемость корабля.— Л.: Судпромгиз, 1963.— 246с.
- Фудзи Д. Инженерные вопросы мореплавания. // Изд. «Кайбундо» 1973.— 210с.
- Ханович И.Г. Поворотливость корабля.— Л.: Воениздат, 1944.—252с.
- Ходкость и управляемость судов. / В. Ф. Бавин В.И., Зайков В. Г., Павленко, Л. Б. Сандер / Под ред. В. Г. Павленко.— М.: Транспорт, 1991.—397с.
- Цветков Э.И. Нестационарные случайные процессы и их анализ. — М.: Энергия, 1973.—128 с.
- Цурбан А.И. Определение маневренных элементов судна.— М.: Транспорт, 1977.—127 с. (Библиотечка судоводителя).
- Шалыгин А.С., Палагин Ю. И. Прикладные методы статистического моделирования.— Л.: Машиностроение, 1986.— 317 с.
- Шеннон Р. Имитационное моделирование — искусство и наука. М.: Мир, 1978.—418с.
- Юдин Е.Б., Маковский А. Г. Идентификация уравненийуправляемости судна по результатам модельных или натурных испытаний судна. SMSSH'84 Варна, 1984. С 78.1−78.8
- Юдович А.Б. Предотвращение навигационных аварий морских судов.— М.: Транспорт, 1982.—224с.
- Яркий П.И. Определение и учет характеристики ускоренного и замедленного движения судна.— М.: Рекламинформбюро ММФ, 1975.— 76с.
- Bauer P., Nouak S., Winkler R. A brief course in Fuzzy Logic and Fuzzy Control FLLL, Version 1.2, December 4,1996
- Encounters in restricted waters. Collwell T. 6. «J.Navig». —1984.— 37,2.—P. 271−278.
- Hasegawa, K. On a Performance Criterion of Autopilot Navigation. Journal of the Kansai Society of Naval Architects, Japan, 1980. Vol. 178, pp. 93−103.
- Honda Keinosuke, Karasuno Keiichi. Comparison of manoeuvrabilities for VLCC during berth approach. «Нихон кокай гаккай ромбунсю, J. Jap. Just. Navig."—1979.—№ 61.—P. 179−189.
- J. Paffett, Design, Handling the Very Large Tankers. — «World Petroleum».— 1974.—V.42.—№ 5.—P. 155−157.
- J. Sommer, Behavior of large ships during harbour manoeuvres. International Sumposium on Shipbehavior and Bething Manoueuvres, 1-st, Grenoble.— 1977.—P. 1−35.
- Kijima, K., Tanaka, S., Furukawa, Y., Hori, T. On a Prediction Method of Ship Manoeuvring Characteristics. Proceedings of MARSIM'93, International Conference on Marine Simulation and Ship Manoeuvrability. St. John’s, Newfoundland, Canada, pp. 285−294.
- Martin L.L. Ship manoeuvering and control in wind. «Trans. Soc. Nev. Archit and Mar. Eng.» Vol. 88. New Jork. M.J.—1980.— P. 257−281.
- Zaikov V.I. «Mathematical Model for Ship Controlled Motion in Manoeuvring under the Conditions of Shallows, Winds and Flows», 109
- Лектор дисциплины «Научные исследования в области безопасности мореплавания», начальник кафедры Техническихсредств судовождения, к.т.н., профессор1. С. Б. Ольшамовский
- Начальник факультета СВ и РЭ, к.т.н., доцент