Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологическое исследование коммуникативного поведения младенцев первого полугодия жизни

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для подтверждения гипотезы нами была разработана и апробирована экспериментальная программа по изучению коммуникативного поведения младенцев первого полугодия жизни в диадах «мать — младенец» и в доме ребёнка. Анализ наблюдений матерей позволил выделить особенности тактильного, визуального и голосового взаимодействия в зависимости от эмоционального состояния собеседников. Результаты исследования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретический анализ проблемы изучения коммуникативного поведения младенцев в социально-психологическом аспекте
    • 1. 1. Анализ хологичих ледований по проблеме общения, взаимодевия и невербальных коммуникаций взрого и младенца
    • 1. 2. Теоретичое рмотрение возможни ользования уровневойруктуры общения дляциально-хологичого ледования коммуникативного поведения младенцев
    • 1. 3. Характерика коммуникативного поведения младенцев
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Организация и проведение экспериментальной работы ф по изучению коммуникативного поведения младенцев первого полугодия жизни
    • 2. 1. Характеристика программы исследования коммуникативного поведения младенцев первого полугодия жизни в диадах «мать — младенец» и в доме ребёнка
    • 2. 2. Результаты экспериментального исследования коммуникативного поведения младенцев первого полугодия жизни в диадах «мать — младенец» и в доме ребёнка
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментального исследования коммуникативного поведения младенцев первого полугодия жизни ф в диадах «мать — младенец» и в доме ребёнка
  • Выводы по II главе

Социально-психологическое исследование коммуникативного поведения младенцев первого полугодия жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

За последние десятилетия значительно возрос интерес учёных к проблеме общения и взаимодействия младенцев со взрослым. В нашей стране, начиная с 60-х гг. XX века, М. И. Лисина с сотрудниками изучала развитие общения на первом году жизни ребёнка с позиции деятельностного подхода. Она разработала теорию генезиса детского общения, которая является основополагающей теорией в отечественной детской психологии. Исследование коммуникативной деятельности детей от рождения до школьного возраста позволило выделить и описать потребности в общении, средства, мотивы и формы общения на разных возрастных этапах. Под руководством М. И. Лисиной, Е. О. Смирнова проводила исследование формирования аффективно-личностных связей младенца и взрослогоС.Ю.Мещерякова и Н. Н. Авдеева изучали формирование образа себя на первом году жизни ребёнка и другого человека в контексте общения. О. В. Баженова разработала эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности потребности в общении у младенца. Отечественными учёными был выделен и описан «комплекс оживления», который является средством общения на первом году жизни (М.Ю.Кистяковская, М. И. Лисина, С. Ю. Мещерякова и др.). Е. И. Исенина провела психолого-семиотическое исследование протоязыкасредства коммуникативной деятельности детей от 2-х месяцев до 2-х лет. Следует отметить, что эти исследования основываются на общепсихологическом подходе к общению, а не на социально-психологическом.

Исследованиями крика младенцев, как коммуникативного сигнала, занимались Е. Н. Винарская, Н. Я. Кушнир, Е. В. Чудинова. Работа Р. Ж. Мухамедрахимова была посвящена изучению взаимодействия в диадах «мать — младенец» из групп риска, и разработке программы раннего вмешательства. Е. Е. Ляксо изучала вокально-речевую имитацию в диаде «матьмладенец». Ю. Ф. Поляков и К. В. Солоед исследовали развитие инициативности у детей первого года жизни в условиях материнской депривации. Когнитивное развитие детей младенческого возраста рассматривается в работах Е. А. Сергиенко.

Начиная с 30-х гг. XX века, за рубежом были проведены экспериментальные исследования взаимодействия матери и младенца, поведения детей в различных ситуациях, взаимосвязи поведения матери и социально-эмоционального развития ребёнка (Дж.Боулби, Т. Бразелтон, Д. Винникот, К. Коннорс, Б. Крамер, М. Льюис, М. Малер, Дж. Ософски, Дж. Робертсон, Р. Шпиц, Т. Фиелд, А. Фрейд, Д. Штерн, М. Эйнсворт, Р. Эмд и др.). Дж. Боулби разработал теорию привязанности, согласно которой главным результатом взаимодействия на первом году жизни является формирование эмоциональной привязанности к матери. Дж. Боулби считает, что качество привязанности влияет на личностные характеристики ребёнка и его мировосприятие.

В результате исследований были выделены сигналы младенцев, указывающие на желание или нежелание взаимодействовать со взрослым (Б.Биб, Д. Штерн, Дж. Эрикс). Некоторые учёные рассматривают мимику как систему коммуникации, которая способна функционировать с рождения. Эмоциональные реакции на первом году жизни изучали К. Изард, А. МакКартер, Т. Томкинс, П. Экман и др.

Таким образом, на сегодняшний день проводились исследования коммуникативного поведения младенцев и их коммуникативных сигналов, но эти исследования носят разрозненный характер и проблема изучения невербальных коммуникаций в младенческом возрасте остаётся недостаточно разработанной. Решение данной проблемы позволит целенаправленно влиять на коммуникативные процессы детей младенческого возраста и, следовательно, на их психическое развитие в целом.

Актуальность исследования связана с важностью разработки данной проблемы и с возможностью её решения на настоящем этапе развития науки, благодаря многочисленным эмпирическим исследованиям младенцев, проведённых разными учёными за последние десятилетия.

Мы подходим к изучению коммуникативного поведения младенцев первого полугодия жизни с позиции уровневой структуры общения (Г.В.Акопов, 2003), согласно которой взаимодействие собеседников последовательно проходит уровни «контакт» — «коммуникация» — «общение» и регулируется с помощью механизма обратной связи [7]. В нашей работе мы сосредотачиваемся на уровнях «контакта» и «коммуникации», не затрагивая смыслового общения. Применение уровневой структуры общения позволит провести социально-психологическое исследование и разрешить противоречие между необходимостью целенаправленного влияния на коммуникативное развитие младенцев и отсутствием знаний о закономерностях их коммуникативного поведения. В исследовании мы опираемся на теоретические положения о невербальных коммуникациях и невербальном поведении взрослого человека.

Объект исследования — коммуникативное поведение младенцев первого полугодия жизни.

Предмет исследования — коммуникативные проявления младенцев в возрасте от полутора до шести месяцев жизни в ситуациях актуализации различных репрезентативных систем.

Цель исследования — выделить и описать коммуникативные проявления младенцев первого полугодия жизни в ситуациях актуализации различных репрезентативных систем, что позволит оптимизировать коммуникативное развитие младенцев.

Гипотеза исследования.

Существует принципиальная возможность целенаправленно изучать и влиять на коммуникативные процессы младенцев посредством актуализации различных репрезентативных систем. Коммуникативные проявления младенцев первого полугодия жизни различаются в ситуациях актуализации различных репрезентативных систем.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ научной литературы, позволяющей выделить особенности взаимодействия, невербальных коммуникаций и коммуникативного поведения в младенческом возрасте;

2) обосновать в теоретическом плане возможность применения уровневой структуры общения для социально-психологического исследования коммуникативного поведения младенцев первого полугодия жизни;

3) разработать программу исследования коммуникативного поведения младенцев первого полугодия жизни с позиции уровневой структуры общения, и апробировать её;

4) изучить особенности коммуникативного поведения младенцев первого полугодия жизни в ситуациях актуализации различных репрезентативных систем, выделить показатели контакта и коммуникации у младенцев первого полугодия жизни.

Методологические основы исследования:

— теории детского развития (Л.И.Божович, А. Валлон, Л. С. Выготский, А. Гезелл, А. В. Запорожец, Р. Сирс, Э. Торндайк и Дж. Уотсон, З. Фрейд,.

A.Фрейд, В. Штерн, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон);

— теория генезиса детского общения (М.И.Лисина);

— теория привязанности (Дж.Боулби, М. Эйнсворт);

— теория дифференциальных эмоций (К.Изард);

— уровневая структура общения (Г.В.Акопов);

— социально-психологический подход к общению (Г.М.Андреева,.

B.Н.Мясищев, Б. Д. Парыгин и др.);

— теории коммуникации (Р.Бендлер и Д. Гринер, Н. Винер, Т. Ньюкомб, К. Шеннон);

— структура невербального поведения человека (Меграбян, В.А.Лабунская).

Источниками исследования являются труды:

— по социальной психологии и психологии общения (Б.Г.Ананьев, Г. М. Андреева, М. Р. Битянова, А. А. Бодалёв, Л. П. Буева, Я. Л. Коломинский, М. С. Каган, А. А. Кроник, В. А. Лабунская, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, М. Н. Ночевник, Н. Н. Обозов, Б. Д. Парыгин, Г. Г. Почепцов, Е. В. Руденский, А. Л. Свенцицкий, М. И. Станкин, Т. Шибутани, П. М. Якобсон и др-);

— по возрастной психологии и психологии развития (Г.С.Абрамова, Н. Н. Авдеева, Т. Бауэр, Л. С. Божович, Д. Боулби, Г. А. Винарская, Е. Б. Волосова, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, МЛО. Кистяковская, Г. Крайг, М. И. Лисина, Е. Е. Ляско, Н. А. Менчинская, С. Ю. Мещерякова, Р. Ж. Мухамедрахимов,.

B.С.Мухина, Н. Ньюкомб, Л. Ф. Обухова, Э. Г. Пилюгина, А. Г. Рузская, Е. А. Сергиенко, Е. О. Смирнова, Т. Фиелд, Н. А. Хаймовская, Д. Чемберлен, О. А. Шаграева, Д. Б. Эльконин, и др.);

— по педагогической психологии (И.М.Аксарина, Л. Г. Голубева, Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, С. М. Кривина, М. В. Лещенко, К. Л. Печора, А. А. Реан, Э. Л. Фрухт и др.);

— по педиатрии и неврологии (Л.О.Бадалян, И. М. Воронцов, Н. В. Ежова, Г. И. Кащеева, А. А. Митькин, А. В. Мазурин, Е. М. Русалова и др.);

— по кибернетике (Н.Винер, В. И. Корогодин, В. В. Коханов и др.);

— по нейролингвистическому программированию (Р.Бендлер, Д. Гринер,.

C.В.Ковалёв и др.);

— по психологии материнства (Г.Г.Филиппова);

— по психологии эмоций (Ч.Дарвин, К. Изард, Я. Рейковский и др.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс различных методов:

1) методы теоретического исследования — анализ психологической, педагогической, медицинской литературы по проблеме взаимодействия и общения младенца и взрослого.

2) методы эмпирического исследования: формирующий экспериментнаблюдениеметодика Е. А. Стребелевой по определению уровня психического развития младенцев, воспитывающихся в домах ребёнкаопросник И. В. Добрякова по определению типа личности беременных женщин.

3) статистические методы обработки данных эксперимента с использованием критериев статистической значимости различий Манна-Уитни и Фишера.

Этапы исследования.

Исследование проходило с 2002 по 2006 годы в несколько этапов:

На первом этапе (2002;2003 гг.) был проведён теоретический анализ психологической, педагогической, философской, медицинской литературы по проблеме исследования. Были определены тема, проблема, объект, предмет и цель исследования, сформулированы его гипотеза и задачи, осуществлён подбор методов и методик опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2003;2005 гг.) исследования была разработана экспериментальная программа по изучению коммуникативных проявлений младенцев первого полугодия жизни и апробирована в диадах «мать — младенец» и в доме ребёнка.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) полученные в ходе эмпирического исследования данные были подвергнуты математическому анализу. Проводилось оформление результатов исследования.

Экспериментальной базой исследования являлись: специализированный дом ребёнка «Солнышко» и диады «мать — младенец». Общая численность детей составила 14 человек, (6 девочек и 8 мальчиков), из них 6 -дети, воспитывающиеся в семьях, и 8 — младенцы, оставшиеся без попечения родителей. Все дети, принявшие участие в эксперименте, родились с оценкой по шкале Апгар 7−8 баллов.

Социально-эмоциональное развитие младенцев из госучреждения, по результатам тестирования по методике Е. А. Стребелевой, соответствует 2,5 — 3 месяцам жизнифизиологический возраст детей на момент начала экспериментаот 2-х месяцев 18-ти дней до 4-х месяцев 8-ми дней.

Для исследования в диадах «мать — младенец» были отобраны беременные женщины, продемонстрировавшие, по результатам диагностики по методике И. В. Добрякова, оптимальный тип личности. В исследовании приняли участие 6 женщин в возрасте от 22 до 33 лет на момент рождения ребёнка. Все младенцы (три мальчика и три девочки) — первые дети в семье. Все семьи полные, матери имеют высшее образование.

Научная новизна исследования.

1. Составлена схема изучения коммуникативного поведения младенцев.

2. Обоснована возможность использования уровневой структуры общения для социально-психологического исследования коммуникативного поведения младенцев.

3. Описаны коммуникативные проявления младенцев от полутора до шести месяцев жизни в диадах «мать — младенец»: контакт глаз, голосовые реакции, тактильный контакт, мимика, двигательная активность и движения, в зависимости от эмоционального состояния младенцев и матерей.

4. Выявлена взаимосвязь между типом актуализированных репрезентативных систем и коммуникативным поведением младенцев первого полугодия жизни. Описаны коммуникативные проявления младенцев в ситуациях актуализации различных репрезентативных систем.

5. Выделены показатели контакта и коммуникации у младенцев первого полугодия жизни, описаны два вида контакта младенца со взрослым — полный и частичный.

6. Проведен сравнительный анализ коммуникативного поведения депри-вированных младенцев первого полугодия жизни и их сверстников, воспитывающихся в семьях.

Теоретическая значимость исследования связана с развитием направлений социальной психологии: психологии общения, социальной психологии раннего детства, психологии личности матери и профессиональных личностных качеств ухаживающих за младенцем взрослых.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в работе с младенцами по сенсорному, речевому, двигательному и эмоциональному развитиюв возможности целенаправленного влияния на коммуникативные процессы младенцев первого полугодия жизнив возможности контроля над коммуникативным развитием детейв возможности психологического консультирования родителей.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования и её соответствием поставленной проблеме, осуществлением исследования на научно-теоретическом и практическом уровнях, сочетанием качественного и количественного анализа результатов исследования, репрезентативностью выборочных совокупностей и апробацией результатов исследования.

Апробация основных положений исследования осуществлялась на научно-практических конференциях: «Психология общения: социокультурный анализ» (Ростов-на-Дону, 2003 г.), «Раннее детство в современном мире: философский, медико-социальный, психологический анализ» (Калуга, 2005 г.), «Социальная психология сегодня: наука и практика» (Санкт-Петербург, 2006 г.). Лауреат конкурса социальных технологий и научных исследований им. Е. М. Мастюковой «Раннее детство в современном мире» (Калуга, 2005 г.). Результаты теоретического и практического исследований нашли своё отражение в опубликованных тезисах и статьях.

Положения, выносимые на защиту.

1. В ситуации актуализации визуальной, аудиальной и тактильно-кинестезической репрезентативных систем (при условии регулировки взаимодействия по механизму обратной связи) увеличивается количество инициативных коммуникативных реакций младенцев первого полугодия жизни, в том числе повышается исследовательская активность.

2. В ситуации актуализации визуальной и аудиальной репрезентативных систем для младенцев первого полугодия жизни ведущей становится визуальная модальность, что проявляется в увеличении длительности контакта глаз, попытках проследить взглядом направление взгляда взрослого, уменьшении двигательной активности, преобладании резких движений руками и ногами.

3. В ситуации актуализации визуальной и тактильно-кинестезической репрезентативных систем уменьшается длительность контакта глаз, увеличивается количество коммуникативных проявлений младенцев, указывающих на выход из взаимодействия («отвод взгляда от взрослого», «поворот головы в сторону от взрослого», «поворот на бок», «поворот на живот», «нейтральное выражение лица», «поднесение соединённых рук к голове»), что указывает на снижение интереса младенцев ко взрослому. Для младенцев первого полугодия жизни увеличивается значимость тактильной репрезентативной системы, что проявляется в прослеживании взглядом тактильного указания взрослого, увеличении длительности фиксации взгляда на объекте, преобладании плавных движений руками и ногами (детей привлекают собственные так-тильно-кинестезические ощущения).

4. Сравнение коммуникативного поведения младенцев из семей и дома ребёнка в ситуациях полимодального взаимодействия показало их сходство на данном возрастном этапе. Различия зафиксированы в количестве инициативных реакций, которое у депривированных младенцев ниже, за исключением тех коммуникативных проявлений, которые указывают на выход ребёнка из ситуации взаимодействия и отказ от общения.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографию и приложения. Текст иллюстрирован таблицами и схемами.

Выводы по II главе.

В результате исследования коммуникативного поведения младенцев первого полугодия жизни в диадах «мать — младенец» и в госучреждении нами были изучены особенности коммуникативных проявлений детей в ситуациях актуализации различных репрезентативных систем. Проанализировав полученные результаты, мы сделали следующие выводы:

1. Выделены показатели контакта и коммуникации младенцев первого полугодия жизни и описаны два вида контакта по глубине связи: полный и частичный.

2. Для установления контакта с младенцем на втором и третьем месяцах жизни матери используют полимодальное или бимодальное воздействие (взгляд в глаза, прикосновение и речевое обращение одновременноили взгляд в глаза и речевое обращениеили взгляд в глаза и прикосновение). Начиная с четвёртого месяца жизни можно установить с ребёнком контакт с помощью одномодального воздействия.

3. В диадах «мать — младенец» на протяжении первого полугодия жизни постепенно увеличивается количество взаимодействий, инициированных младенцами. Просубъектность ребёнка, представленное в поведении матери, служит основой для развития его инициативных реакций. Для младенца предпочтительным способом установления контакта с матерью является голосовая реакция.

4. В зависимости от возраста, младенцы по-разному реагируют на различное эмоциональное состояние матери в ходе взаимодействия с ней. Полуторамесячные младенцы на любое эмоциональное обращение матери отвечают одинаково — в их поведении отражаются радостные переживания. На третьем месяце жизни появляется дифференциация ответной реакции младенцев в зависимости от эмоционального состояния матери. Младенцы младше 3-х месяцев в ответ на печаль матери могут радоваться, удивляться, внимательно изучать её лицо или отказаться от взаимодействия. Только четырехи пятимесячные младенцы отчётливо демонстрируют в своём поведении печаль в ответ на грусть матери.

5. Наблюдаются различия в тактильном контакте в зависимости от эмоционального состояния собеседников. Наиболее разнообразный тактильный контакт сопровождает эмоцию радости, наименее разнообразный — эмоции интереса и удивления. При переживании ребёнком печали, тактильный контакт присутствует чаще в виде объятий и поцелуев, с помощью которых мать стремится успокоить ребёнка. Находясь в отрицательном эмоциональном состоянии, матери, как правило, не используют тактильную модальность в ходе взаимодействия с младенцем.

6. В ходе взаимодействий младенцы на втором месяце жизни смотрят в глаза собеседнику, отвод взгляда расценивается матерями как нежелание малышей продолжать диалог. На третьем месяце жизни появляется движение взгляда младенцев: с глаз на губы взрослогос лица собеседника на предмет или действиерассматривание лица собеседника. Начиная с четвёртого месяца жизни, преобладающим направлением взгляда детей в ходе взаимодействия с мамой является перемещение взгляда с глаз на губы, т. е. внимание младенцев привлекает артикуляция речи. Начиная с пятого месяца жизни, взаимодействие матери и ребёнка может происходить без участия визуальной репрезентативной системы.

7. Наблюдаются различия в коммуникативном поведении младенцев в зависимости от актуализированных взрослым репрезентативным систем.

• В ситуации актуализации визуальной, аудиальной и тактильно-кинестетической репрезентативных систем (при условии регулировки взаимодействия по механизму обратной связи) увеличивается количество инициативных коммуникативных реакций младенцев первого полугодия жизни, в том числе повышается исследовательская активность.

• В ситуации актуализации визуальной и аудиальной репрезентативных систем для младенцев первого полугодия жизни ведущей становится визуальная модальность, что проявляется в увеличении длительности контакта глаз, попытках проследить взглядом направление взгляда взрослого, уменьшении двигательной активности, преобладании резких движений руками и ногами.

• В ситуации актуализации визуальной и тактильной репрезентативные систем уменьшается длительность контакта глаз, увеличивается количество коммуникативных проявлений младенцев, указывающих на выход из взаимодействия («отвод взгляда от взрослого», «поворот головы в сторону от взрослого», «поворот на бок», «поворот на живот», «нейтральное выражение лица», «поднесение соединённых рук к голове»), что указывает на снижение интереса младенцев ко взрослому. Для младенцев первого полугодия жизни увеличивается значимость тактильной репрезентативной системы, что проявляется в прослеживании взглядом тактильного указания взрослого, увеличении длительности фиксации взгляда на объекте, преобладании плавных движений руками и ногами (детей привлекают собственные тактильно-кинестетические ощущения).

8. Сравнение коммуникативного поведения младенцев из семей и дома ребёнка в ситуациях полимодального взаимодействия показало их сходство на данном возрастном этапе. Различия зафиксированы в количестве инициативных реакций, которые у депривированных младенцев встречаются реже, за исключением тех коммуникативных проявлений, которые указывают на выход ребёнка из ситуации взаимодействия и отказ от общения.

9. Исследование коммуникативного поведения младенцев первого полугодия жизни в ситуациях актуализации различных репрезентативных систем, полученные на детях, оставшихся без попечения родителей, можно считать закономерными и для младенцев из семей, поскольку различия в их психическом развитии на данном возрастном этапе незначительные.

Заключение

.

Мы провели социально-психологическое исследование коммуникативного поведения младенцев первого полугодия жизни, используя в качестве теоретической основы уровневую структуру общения. Результаты диссертационного исследования показали возможность целенаправленного изучения и влияния на коммуникативные процессы младенцев первого полугодия жизни посредством актуализации различных репрезентативных систем.

В результате теоретического анализа научной литературы нами были выделены и описаны следующие коммуникативные реакции младенцев: мимикавзгляд и контакт глазкрик, плач, смех, гуканье, гуление, лепет, первые словаинтонацияжестыприкосновениедвиженияусиление и уменьшение двигательной активности, а также определена область их значений. Опираясь на схему невербального поведения взрослого человека В. А. Лабунской, мы составили схему изучения невербального коммуникативного поведения младенца, которую использовали для исследования коммуникативных проявлений младенцев первого полугодия жизни в ситуациях актуализации различных репрезентативных систем.

Для подтверждения гипотезы нами была разработана и апробирована экспериментальная программа по изучению коммуникативного поведения младенцев первого полугодия жизни в диадах «мать — младенец» и в доме ребёнка. Анализ наблюдений матерей позволил выделить особенности тактильного, визуального и голосового взаимодействия в зависимости от эмоционального состояния собеседников. Результаты исследования показали, что для матерей, (характеризующихся высоким уровнем психологической готовности к материнству), каждый эпизод взаимодействия с ребёнком является общением в социально-психологическом понимании данного феномена. В результате исследования на базе дома ребёнка, нами были изучены особенности коммуникативных проявлений младенцев первого полугодия жизни в ситуациях актуализации различных репрезентативных систем. Результаты показали взаимосвязь между коммуникативным поведением младенцев и типом актуализированных репрезентативных систем.

В результате экспериментального исследования мы выделили показатели установления контакта и коммуникации младенцев первого полугодия жизниописали два типа контакта по глубине связи между собеседникамипроследили развитие коммуникативных проявлений младенцев от полутора до шести месяцев жизни в ответ на различное эмоциональное состояние материизучили особенности тактильного, голосового, визуального взаимодействия матерей и детей: направление взгляда младенцев, тактильный контакт в зависимости от эмоционального состояния собеседников, голосовые реакции младенцев, сопровождающие различные эмоцииописали особенности коммуникативных проявлений в ситуациях актуализации различных репрезентативных систем.

Таким образом, в результате исследования была подтверждена гипотеза, достигнуты поставленные цель и задачи, предложено решение проблемы социально-психологического изучения коммуникативного поведения и невербальных коммуникаций в младенческом возрасте. Диссертационное исследование поставило ряд вопросов, нуждающихся в дальнейшей разработке. Например, нет чёткого ответа на вопрос, могут ли младенцы до четырёхмесячного возраста отвечать реакцией печали на печаль материкакие факторы влияют на коммуникативную активность младенцев, помимо типа актуализированных репрезентативных систем и индивидуальных характеристик матери, таких как сенсорная чувствительность и уровень эмоционально предпочитаемой стимуляциикак влияет тип предпочитаемой матерью репрезентативной системы на уровень смыслового общения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. М., 2000. 621 с.
  2. Н.Н. Привязанность к матери и образ себя в раннем детстве. // Вопросы психологии, № 4, 1997. С. 17−24.
  3. Н. Н. Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. М., 1991. 158 с.
  4. Н. Н. Мещерякова С.Ю. Этапы развития общения с взрослым на 1 году жизни. // Общение и развитие психики. М., 1986. С. 72−82.
  5. Н. Н. Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребёнка к взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребёнка). // Психологический журнал, № 1, том 20, 1999. С. 39−48.
  6. Н. Н. Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанность детей от рождения до трёх лет в семье и доме ребёнка. М., 2003. 192 с.
  7. Г. В. Уровневая структура общения. // Психология общения: социокультурный анализ. Ростов-на-Дону, 2003. С. 12−13.
  8. Акредоло JL, Гудвин С., Абраме Д. Как разговаривать с ребёнком, когда он ещё не умеет говорить. Минск, 2004. 192 с.
  9. Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977. 190 с.
  10. .Г. Человек как предмет познания. М., 2000. 350 с.
  11. П.Андреева Г. М. Зарубежная социальная психология 20 века. М., 2001.286 с.
  12. Г. М. Социальная психология. М., 1999. 373 с.
  13. И.Андреева Н. Г. Соколова JI.B. Этот удивительный младенец. СПб., 1999. 221 с.
  14. Э. Социальная психология. СПб., 2002. 557 с.
  15. Бадалян J1.0. Детская неврология. М., 1984. 334 с.
  16. В. А. Малкова Т.Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений. // Вопросы психологии, № 5, 1988. С. 131−140.
  17. О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М., 1986. 78 с.
  18. Баз J1. JL, Баженова О. В. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребёнка первых двух лет жизни. // Психологический журнал, № 1, том 17, 1996. С. 97−109.
  19. А. С. Кащавцев А.Г. Соболева М. В. Зрительное предпочтение как проявление привязанности у детей первого года жизни. // Вопросы психологии, № 4, 1996. С. 127−133.
  20. А. С. Кащавцев А.Г. Соболева М. В. Исследование зрительных предпочтений новорожденных детей в ситуации выбора. // Вопросы психологии, № 3, 1995.С. 111−114.
  21. Т. Психическое развитие младенца. М., 1985.
  22. Т. Зрительный мир грудного ребёнка. // Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974. С. 351−366.
  23. В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб., 1997. 214 с.
  24. М.Р. Социальная психология. М., 2001. 575 с.
  25. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 197 с.
  26. А.А. Личность и общение. М., 1995. 324 с.
  27. А.А. Психология общения. М., 1996. 256 с.
  28. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка. / Избранные психологические труды. М., 1995. С. 20−55.
  29. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. / Избранные психологические труды. М., 1995. С. 60−120.
  30. А. Роскошь человеческого общения. М., 1998. 184 с.
  31. Д. Привязанность. М., 2003. 447 с.
  32. Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004. 232с.
  33. А.Я. Внеречевое общение в жизни и искусстве. М., 2000. 190 с.
  34. А. Шукуров Э. Мир общения. Фрунзе, 1977. 71 с.
  35. В. И. Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. // Вопросы психологии, № 6, 1997. 38−47.
  36. Брэдвей JL Хил Б. А. Ребёнок от 0 до 3 лет. М., 1997. 141 с.
  37. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. 141 с.
  38. Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребёнка и стратегии поведения значимого взрослого. Автореферат на соискание ученой степени к. пс. н. Самара, 2000. 22 с.
  39. Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. Н. Современная западная психология развития. М., 1986. 127 с.
  40. М.Л. Язык тела: природа и культура. М., 2004. 437 с.
  41. Р.А., Бирн Д., Джонсон Б. Т. Социальная психология. СПб., 2003. 507 с.
  42. А. Психическое развитие ребёнка. СПб., 2001. 208 с.
  43. Я. Миккин X. Невербальное поведение в диадах. // Труды по психологии. Выпуск 335. Тарту, 1974. С. 110−121.
  44. П. Бивин Д. Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций. М., 2000. — 311 с.
  45. Е. С. Вершинин Б.В. Тайные знаки лица. М., 1998. 256 с.
  46. Г. Макклафлин К. Язык жестов. СПб., 1999. 190 с.
  47. Г. А. От рождения и до. // Психологическая газета, ноябрь, 2001. С. 22−25.
  48. Г. А., Рязанова Т. Б., Дозорцева А. В. Близнецы от рождения до 3-х лет. М., 2002. 142 с.
  49. Е.Н. Младенческие крики. // Сб. научных трудов. Изучение речевых и нервно психических нарушений. Л., 1983. С. 3−12.
  50. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М., 1968.326 с.
  51. Д.В. Семья и развитие личности. Екатеринбург, 2004. 400 с.
  52. В. Д. Фролова И.А. Фролова Г. А. Русская речь. Произношение. Интонация. Речевой слух. Н. Новгород, 1995. 269 с.
  53. Н.В. Психология общения в детском возрасте. М., 2003. 239 с.
  54. Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста. М., 1999. 72 с.
  55. Выготский J1.C. Психология. М., 2002. 1006 с.
  56. В.И. Воспитание ребёнка. СПб., 1997. 428 с.
  57. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. 323 с.
  58. Д.Б. Особенности реакций младенцев на «физические» и «социальные» раздражители. // Вопросы психологии, № 6, 1969. С. 79−89.
  59. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. 245 с.
  60. Л. Г. Лещенко М.В. Печора К. Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста. М., 2002. 191 с.
  61. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980. 238с.
  62. В.А. Психология общения. М., 2002. 415 с.
  63. Г. Г., Кочетова Н. П., Мергеева Д. В. и др. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет. М., 2004. 253 с.
  64. Ч. Выражение эмоций у человека и животных. // Сочинения. Том 5. М., 1953. С. 681−920.
  65. Р. Первые три года жизни. М., 1992. 58 с.
  66. Доман Глен. Гармоничное развитие ребёнка. М., 1996. 378 с.
  67. М.И. Социальная психология. М., 2000. 160 с.
  68. С.Е. Социально-психологические особенности построения и поддержания контакта с аудиторией. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.пс.н. Курск, 2006. 26 с.
  69. А.В. Психическое развитие ребёнка. // Избранные психологические труды. В 2-х томах. Том 1. М., 1986. 316 с.
  70. В.В. Психология детства. М., 1996. 346 с.
  71. А.С. Проблемы психологии общения. Ростов-на-Дону, 1976. 346 с.
  72. В.В. Язык в сопоставлении с другими средствами передачи и хранения информации. // Доклады на конференции по обработке информации, машинному переводу и автоматическому чтению текста. М., 1961. С. 144.
  73. К. Психология эмоций. СПб., 1999. 460 с.
  74. М.Н. Развитие ребёнка с первого дня жизни до 6 лет. СПб., 2004, 160 с.
  75. Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986. 198 с.
  76. М.С. Мир общения. М., 1988. 315 с.
  77. С. Тайный язык жеста и взгляда. М., 1998. 143 с.
  78. М.Ю. О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребёнка на первых месяцах жизни. // Вопросы психологии, № 2, 1995. С.129−141.
  79. М.Ю. Развитие детей в возрасте до года. М., 1955. 40 с.
  80. М. Развитие одного ребёнка. М., 1991. 187 с.
  81. С.В. Основы нейролингвистического программирования. М., 2001. 160 с.
  82. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 2000. 431 с.
  83. Я.Л., Харин С. С. Становление субъективной социальности у детей раннего возраста. // Вопросы психологии, № 4, 1991. С. 108−115.
  84. М.М. Ребёнок учится говорить. М., 1979. 135 с.
  85. И.М. Основные факторы развития голосовых реакций детей 1-го года жизни. // Вопросы воспитания и развития детей первых трёх лет жизни. М., 1972. С. 60−69.
  86. В. И. Корогодина В.Л. Информация как основа жизни. -Дубна, 2000. 205 с.
  87. Г. Психология развития. СПб., 2000. 646 с.
  88. С. М. Фрухт Э.Л. Воспитание детей первого года жизни. М., 1971. 180 с.
  89. Р.Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М., 2001.318 с.
  90. А.А. Психология человеческих взаимоотношений. Дубна, 1998. 214 с.
  91. Л.М. Психология развития. М., 1997. 477 с.
  92. Кун Д. Все тайны поведения человека. СПб., 2003. 864 с.
  93. В.Н. и др. Межличностное общение. СПб., 2001. 544 с.
  94. Н.Я. Динамика плача ребёнка в первые месяцы жизни. // Вопросы психологии, № 3, 1994. С. 53−60.
  95. Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни. // Вопросы психологии, № 3, 1993. С. 17−24.
  96. В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1986. 135 с.
  97. В.А. Невербальное поведение: структура и функции. // Социальная психология (хрестоматия). Составители: Е. П. Белинская О.А. Ти-хомандрицкая. М., 1999. С. 84−111.
  98. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999. 608 с.
  99. А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000. 509 с.
  100. М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками. // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980. С.3−32.
  101. М.И. Общение, личность и психика ребёнка. М., 1997. 414 с.
  102. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 278 с.
  103. М. И. Авдеева Н.Н. Мещерякова С. Ю. Организация общения взрослых с детьми. // Дошкольное воспитание, № 2, 1985. С. 58−60.
  104. М. И. Авдеева Н.Н. Развитие представлений о себе у ребёнка первого года жизни. // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980. С. 32−54.
  105. Лич П. Младенец и ребёнок от рождения до пяти лет. СПб., 1993. 366с.
  106. А.А. Психология общения. Тарту, 1974. 364 с.
  107. А. Язык тела. СПб., 1998. 362 с.
  108. Е.Е. Вокально-речевая имитация в диаде «мать ребёнок»: первый год жизни. // Психологический журнал, № 3, том 23, 2005. С. 81−93.
  109. Е.Е. Некоторые характеристики материнской речи, адресованной младенцам первого полугодия жизни. // Психологический журнал, № 2, том23, 2002. С. 55−64.
  110. А.В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. М., 1985.368 с.
  111. Д. Социальная психология. СПб., 2000. 684 с.
  112. Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития детей. М&bdquo- 1998. 443 с.
  113. ИЗ. Менчинская Н. А. Психическое развитие ребёнка от рождения до 10 лет (дневник развития дочери). М., 1996. 183 с.
  114. С.Ю. Особенности комплекса оживления у младенцев при воздействии предметов и при общении с взрослым. // Вопросы психологии, № 5, 1975. С. 81−89.
  115. С.Ю. Психологическая готовность к материнству. // Вопросы психологии, № 5, 1996. С. 18−27.
  116. X. Кинезика и язык. // Труды по психологии. Выпуск 395. Тарту, 1974. С. 3−9.
  117. Миллер Лайза. Ваш ребёнок до года. Вильнюс, 1985. 232 с.
  118. С. Психология развития: методы исследования. СПб., 2002. 463 с.
  119. А. А. Сергиенко Е.А. Ямщиков А. Н. Некоторые формы глазодвигательного поведения в раннем онтогенезе человека. // Системный анализ механизмов поведения. М., 1979. С. 143−153.
  120. Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб., 2003. 288 с.
  121. Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца. // Вопросы психологии, № 6, 1994. С. 16−25.
  122. B.C. Близнецы. М., 1997. 607 с.
  123. B.C. Возрастная психология. М., 2000. 452 с.
  124. В.Н. Психология межличностных отношений. М., 1998. 362 с.
  125. Нартова Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. М., 2001. 413 с.
  126. Р.С. Психология. Кн. 1. М., 2000. 686 с.
  127. Р.С. Психология. Кн. 2. М., 2000. 606 с.
  128. Нервная система: психофизиология матери и ребёнка. / Под ред. А. С. Батуева. СПб., 1999. 266 с.
  129. А.Г., Семёнов В. Е. Метод наблюдения в социально-психологических исследованиях. Л., 1987. 96 с.
  130. М.Н. Человеческое общение. М., 1988. 126 с.
  131. Ньюкомб Нора. Развитие личности ребёнка. СПб., 2002. 639 с.
  132. Общение и речь: развитие речи детей в общении с взрослыми. / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1985. 232 с.
  133. Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979. 151 с.
  134. Л.Ф. Возрастная психология. М., 2001. 443 с.
  135. .Д. Анатомия общения. СПб., 1999. 353 с.
  136. .Д. Социальная психология. СПб., 2003. 616 с.
  137. Пиз А. Язык телодвижений. М., 2002. 267 с.
  138. Э.Г. Сенсорные способности малыша. М., 2003. 110 с.
  139. Ю.Ф., Солоед К. В. Развитие инициативности у детей первого года жизни в условиях материнской депривации. / Вопросы психологии, № 4,2000. С. 9−18.
  140. Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001. 651 с.
  141. В.А. Язык мимики и жестов. М., 2001. 216 с.
  142. А.О. Теоретические и практические аспекты психических состояний личности. Самара, 1991. 113 с.
  143. Психологические исследования общения. / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1985. 344 с.
  144. Психология развития. / Под ред. Т. Д. Марцинковской. М., 2001. 349 с.
  145. Психология эмоций. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1993.303 с.
  146. Л. Маленький мир вашего ребёнка. М., 1992. 252 с.
  147. Развитие общения у дошкольников. / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной.-М., 1974. 166 с.
  148. А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб., 2000. 432 с.
  149. Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1997. 200с.
  150. Робер М.-А. Тильман Ф. Общение как обмен информацией. // Хрестоматия по социальной психологии. Составитель Т. В. Кутасова. М., 1995. С.20−25.
  151. Е.В. Социальная психология. М., 2000. 221 с.
  152. А. Г. Елагина М.Г. Залысина И. А. Развитие речи детей первых семи лет в общении с взрослыми. // Общение и развитие психики. М., 1986. С. 61−72.
  153. А.Г. Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. // Психология дошкольника (хрестоматия). Составитель Г. А. Урунтаева. М., 1997. С. 6−25.
  154. М. Н. Изард К.Е. Симонов П. В. Сравнительный анализ мимических и вегетативных компонентов эмоционального состояния человека. // Журнал Высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. Том 26, выпуск 3, 1976. С. 643−646.
  155. Рюе X. Когда ты и я вместе. СПб., 1999. 178 с.
  156. A.JI. Социальная психология. М., 2003. 332 с.
  157. Е.А., Дозорцева А. В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте. // Психологический журнал, № 3, том 21, 2000. С.23−34.
  158. У. Серз М. Ваш ребёнок. М., 1994. 488 с.
  159. Д. Как развивать необходимые навыки у малыша, играя вместе с ним. Минск, 2004. 256 с.
  160. Е.О. Генезис общения ребёнка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников психологического института. // Вопросы психологии, № 2, 2004. С. 54−62.
  161. Е.О. Проблема общения ребёнка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М. И. Лисиной. // Вопросы психологии, № 6, 1996. С. 7688.
  162. Е.О., Авдеева Н. Н., Галигузова Л. Н. и др. Воспитание малыша в семье от рождения до трёх лет. М., 2004. 160 с.
  163. М.В. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования. // Вопросы психологии, № 4, 1995. С. 108−115.
  164. М.В., Батуев А. С. Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребёнка первых полутора лет жизни. // Вопросы психологии, № 5, 2004. С. 11−19.
  165. В.М. О природе человеческого общения. Фрунзе, 1974. 328с.
  166. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992. 109 с.
  167. О.В. Общение: традиционные исследования и новая проблематика. //Социальная психология в современном мире. М., 2002. С. 61−75.
  168. Социальная психология. // Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М., 2000. 474 с.
  169. Социальная психология. / Под ред. А. Н. Сухова. М., 2002. 599 с.
  170. Социальная психология. / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. 222 с.
  171. Социальная психология личности в вопросах и ответах. / Под ред. В. А. Лабунской. М., 1999. 395 с.
  172. М.И. Психология общения. М., 1996. 295 с.
  173. Е. В. Концепция Л.С. Выготского о высших и низших психических функциях современные исследования познавательного развития в младенчестве. // Вопросы психологии, № 6, 1996. С. 88−92.
  174. Е.В. Ребёнок открывает мир. М., 1991. 190 с.
  175. В.П. Выражение эмоций на лице (по материалам работ П. Экмана). // Вопросы психологии, № 5, 1982. С. 144−147.
  176. . Первые три года жизни. М., 1982. 368 с.
  177. Р. О чём говорят лица. СПб., 1986. 232 с.
  178. Л.А. У истоков человеческого общения. М., 1993. 253 с.
  179. Дж. Язык тела. М., 1995. 121 с.
  180. А. Личность и социальное поведение. СПб., 2001. 360 с.
  181. Г. Г. Психология материнства. М., 2002. 238 с.
  182. Флейк Хобсон К. Мир входящему (развитие ребёнка и его отношений с окружающими). М., 1992. 510 с.
  183. М.А. Ребёнок и среда. М., 1974. 190 с.
  184. А. Детский психоанализ. СПб., 2004. 476 с.
  185. Т., Лайоси Ф., Линара Д., Шамергер Р., Ройтенгитраух Т. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Первый год жизни. Минск, 1997.210 с.
  186. Э. Как понять иностранца без слов. М., 1995. 189 с.
  187. К. Направляемый диалог. СПб., 1999. 145 с.
  188. Д. Разум вашего новорожденного ребёнка. М., 2003. 224с.
  189. Л. Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. СПб., 1996. 224 с.
  190. Е.В. Развитие крика младенцев. // Журнал высшей нервной деятельности. Том 36, выпуск 3, 1986. С. 441−446.
  191. О.А. Детская психология. М., 2001. 366 с.
  192. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999. 538 с.
  193. П.Н. Современная социальная психология. Екатеринбург, 2000. 447 с.
  194. Д., Мазарелла М. Читать человека как книгу. М., 2002. 478 с.
  195. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1995. 414 с.
  196. Д.Б. Психология развития. М., 2001. 141 с.
  197. Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и прикладные аспекты. Самара, 2002. 168 с.
  198. Э. Детство и общество. СПб., 415 с.
  199. П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973. 324 с.
  200. Field Т.М. Infancy. Cambridge, 1990. 386 p.
  201. Klaus M.H., Kennell J.H. Maternal infant bonding. St.-Louis, 1976. 148p.
  202. Lewis M. Social development in infancy and early childhood. // Handbook of infant’s development. / Ed. by J.D.Osofsky. New York, 1987. 342−368 p.
  203. Meltzoff A.N., Moore M.K. Imitation of facial and manual gestures by human neonates.//Science. 1977. Vol. 198. 135−142 p.
  204. Osofsky J.D., Connors K. Mother-infant interaction: an integrative view of a complex system. // Handbook of infant’s development. / Ed. by J.D.Osofsky. New York, 1979. 120−131 p.
Заполнить форму текущей работой