Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Административно-правовой статус федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения диссертации мотуг быть использованы для совершенствования законодательства об образовании, внутривузовского локального нормотворчества, а также в практической деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственные функции в сфере высшего образования, и органов управления высших учебных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
    • 1. 1. Право граждан на получение высшего образования
    • 1. 2. Государственная политика в сфере высшего образования в России
    • 1. 3. Понятие и правовая характеристика высшего учебного заведения
  • ГЛАВА II. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Основные черты административно-правового статуса федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
    • 2. 2. Административно-правовые аспекты статуса структурных подразделений федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования
    • 2. 3. Проблемы реализации правового статуса студента и преподавателя
  • ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 3. 1. Направления развития современного законодательства в сфере высшего образования
    • 3. 2. Особенности правового положения учебных военных центров при гражданских федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования

Административно-правовой статус федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время высшая школа имеет общественно-государственную значимость и является одним из факторов, оказывающих положительное влияние на социально-экономическое развитие общества. Исследование проблем, появляющихся в процессе деятельности федеральных государственных высших учебных заведений, позволит наиболее полно и эффективно использовать правовые средства для оптимизации административно-правового статуса вуза, который является определяющим звеном в организационной структуре высшего образования.

Содержание административно-правового статуса адекватно уровню развития общественных отношений и отражает положение вуза в обществе, определяет его права, обязанности, ответственность, закрепляет систему управленческих связей между вузом и государством.

Развитие деятельности вузов в условиях вхождения России в V европейскую систему высшего образования, реализация потребностей личности в высшем профессиональном образовании, защита прав и интересов граждан в этой сфере требуют более четкого определения статуса вуза и повышения эффективности управления высшим образованием.

Современное российское образовательное законодательство не в состоянии решить накопившиеся проблемы правового регулирования общественных отношений в этой сфере в силу существующих пробелов. Его нормы нередко противоречат другим нормам как внутри самого законодательства об образовании, так и в смежных отраслях законодательства.

На современном этапе назрела необходимость совершенствования правового регулирования деятельности вузов и образовательных отношений. Исследование проблем правового применения законодательства Российской Федерации об образовании и соответствия нормативных правовых актов в этой области реальным потребностям высшей школы является важной задачей модернизации системы высшего образования. В России необходимо создание нового, качественного и комплексного документа, в котором будет детально регламентирована деятельность вузов.

Отмечая высокую ценность проведенных исследований в научном плане, мы в то же время полагаем, что на современном уровне развития отношений в межвузовской среде и законодательства в сфере высшего образования ряд положений и выводов, разработанных в науке, требует новой оценки и дальнейшего совершенствования как в теории, так и на практике.

Теоретическое осмысление таких проблем, как совершенствование административно-правового статуса вуза, соотношение его автономии и государственного управления и регулирования, а также анализ законодательства и правоприменительной практики, позволит определить общее состояние уровня правовой регламентации деятельности вузов и наметить пути совершенствования законодательства в сфере высшего образования.

Степень разработанности темы исследования. Реформирование системы высшего образования, происходящее сегодня в России, требует глубокого теоретического осмысления места и роли федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в новых социально-экономических условиях. В настоящее время в юридической науке практически не имеется комплексных работ, рассматривающих правовое положение федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которых проводится исследование их статуса и структуры, статуса участников образовательных отношений в административно-правовом аспекте.

Выбор темы диссертации был обусловлен актуальностью проблемы, недостаточной ее разработанностью в юридической литературе и большой практической значимостью.

Важное значение для исследования поставленных проблем имеют, прежде всего, фундаментальные труды по общей теории права таких ученых, как С. С. Алексеев, B.C. Нерсесянц, Н. И. Матузов, А. В. Малько. Проблемы образовательного права в целом исследованы в работах В. М. Сырых,

Е.Д. Волоховой, В. И. Шкатуллы, А. А. Ментикова, Л. Б. Александровой, В. В. Спасской и др. Отдельные вопросы регулирования правового статуса высших учебных заведений рассматривались С. В. Барабановой, А. К. Клюевым, В. В. Штыковым, В. В. Кваниной, А. П. Бердашкевичем, Г. А. Дороховой, Н. С. Барабашевой, В. Г. Кинелевым, Ю. Г. Татуром и др.

Однако, несмотря на наличие научных трудов, рассматривающих административно-правовой статус федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования с различных точек зрения и использующих разные подходы, эти труды не охватывают в полной мере всех проблем исследуемой темы.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является всестороннее исследование административно-правового статуса федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации, разработка теоретических основ для совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей сферу высшего образования.

В соответствии с целью исследования в диссертации ставятся для решения следующие задачи:

— проанализировать сущность права граждан на получение высшего образования в России;

— рассмотреть основные направления государственной политики в сфере высшего образования в России;

— сформулировать понятие и сущность высшего учебного заведения;

— исследовать административно-правовой статус федеральных государственных высших учебных заведений;

— рассмотреть особенности административно-правового статуса структурных подразделений высших учебных заведений;

— исследовать проблемы реализации административно-правового статуса студента и преподавателя;

— проанализировать развитие современного законодательства в сфере высшего образования;

— рассмотреть особенности правового положения учебных военных центров при гражданских высших учебных заведениях.

Объектом диссертационного исследования являются административно-правовые отношения, складывающиеся в сфере высшего образования в России, а также нормативные правовые акты, осуществляющие их регулирование.

Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты административно-правового статуса федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и перспективы его развития.

Методологическая основа исследования. Методологический комплекс составляют юридические методы — сравнительно-правовой и историческо-правовойобщенаучные методы — анализ, синтез, абстрагирование, теоретическое моделирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогияметод системного анализа.

Теоретическую основу исследования составляют научные работы таких ученых, как Л. Б. Александрова, С. В. Барабанова, Н. С. Барабашева, Д. Н. Бахрах, И. Л. Бачило, С. А. Беляков, А. П. Бердашкевич, С. Н. Братановский, Ю. С. Васильев, Е. Д. Волохова, В. В. Денисенко, Г. А. Дорохова, И. В. Ильина, В. В. Кванина, Н. Р. Кельчевская, В. Г. Кинелев, А. К. Клюев, Н. М. Конин,

A.П. Коренев, Т. В. Королева, В. М. Манохин, А. А. Ментиков, А. В. Минашкин, Е. Б. Покладюк, Н. Г. Салищева, В. В. Спасская, В. М. Сырых, М. Н. Суровцова, Ю. Г. Татур, Т. В. Твердова, М. В. Токмовцева, И. В. Тяпкина, Е. В. Шаклеина,

B.И. Шкатулла, В. В. Штыков и др.

Научная новизна диссертации. В диссертации впервые осуществлено комплексное исследование административно-правового статуса федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, определены их роль и значение в современных политико-правовых условиях, обоснован и сформулирован ряд предложений по дальнейшему совершенствования законодательства об образовании. Помимо этого, научная новизна работы определяется подходом к исследованию проблемы с учетом недостаточной степени ее разработанности в науке.

В диссертации исследованы и выносятся на защиту следующие положения и выводы:

1. Комплексное исследование законодательства об образовании, административного и гражданского законодательства, сущности образовательной деятельности, осуществляемой высшими учебными заведениями, позволили сформулировать понятие высшего учебного заведения и выявить критерии дифференциации вузов.

Высшее учебное заведение является научно-образовательной некоммерческой организацией, которая: осуществляет свою деятельность в предусмотренных законодательством об образовании организационно-правовых формахреализует программы высшего и, как правило, послевузовского и дополнительного профессионального образования, а также иных уровней образования на основании лицензии, выданной уполномоченным государственным органомобъединяет научно-педагогические кадры высокой квалификацииосуществляет подготовку учебных, учебно-методических и научных трудовведет научно-исследовательскую деятельность по фундаментальной и прикладной тематике по своему профилюинтегрирует учебный и научный процессыучаствует в региональном, российском и международном образовательном и научном сообществах.

2. Выявленное в ходе данного исследования отсутствие однозначности в употреблении понятия «учредитель вуза» отрицательно влияет на установление управленческих и регулятивных связей между соответствующими органами исполнительной власти и вузом, что негативно отражается на эффективности управления вузом.

Предлагается употреблять в законодательстве РФ об образовании только один термин для государственных вузов — «учредитель», включив в него понятия «учредитель» и «собственник», для чего внести дополнение в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» о том, что «федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится вуз, осуществляет полномочия учредителя вуза и собственника имущества, закрепленного за вузом (далее по тексту закона — учредитель)».

3. Предлагается в законодательстве об образовании установить статус и четкие механизмы функционирования системы управления вузом, для чего закрепить, что:

1) к компетенции ректора относятся: все вопросы руководства текущей деятельности вуза, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания и ученого совета вузаорганизация всей работы вуза, а также выполнение решений общего собрания и ученого совета вузаутверждение решений ученого советапредставление интересов вуза без доверенности, совершение сделок от имени вуза, утверждение штатов, издание приказов и распоряжений, обязательных для всех работников и обучающихся вуза;

2) к компетенции ученого совета относится: определение приоритетных направлений деятельности вузаформирование структуры вуза, за исключением его филиаловпроведение конкурсного отбора на должности научно-педагогических работников и выборов на должности декана факультета и заведующего кафедройпредставление работников и обучающихся к награждению и присвоению званий, грантов, специальных стипендийпринятие решений по важнейшим вопросам образовательной деятельностиосуществление функций нормотворчества и контроля.

Решения ученого совета должны реализовываться путем издания приказов и распоряжений ректора. При этом ректор должен иметь право отклонить решение ученого совета, противоречащее законодательству Российской Федерации или уставу вуза, и направить его на доработку и повторное рассмотрение.

4. В связи с тем, что правовой статус структурных подразделений вуза четко не определен в законодательстве, предлагается в законодательстве об образовании определить понятие и критерии дифференциации структурных подразделений вуза.

Структурным подразделением вуза предлагается считать организационно обособленную от других подразделений часть вуза, которая составляет его организационную структуру, состоит из определенного количества работников, имеет обособленные и четко определенные функции, осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного в порядке, предусмотренном уставом вуза, и возглавляется руководителем, который непосредственно подчиняется ректору или проректору.

Обособленным структурным подразделением вуза предлагается считать структурное подразделение, находящееся вне места нахождения вуза, осуществляющее автономную деятельность, действующее на основании утвержденного положения, имеющее отдельный баланс, расчетный или текущий счет, руководитель которого действует на основании доверенности, выданной ректором.

5. При определении правового статуса студента, обучающегося в учебном военном центре, предлагается исходить из того, что он является специальным по отношению к общему административно-правовому статусу студента высшего учебного заведения. В этой связи вопросы зачисления, обучения и отчисления студентов в учебных военных центрах требуют согласованности с нормами законодательства об образовании как в терминологии, так и по существу.

6. Одним из элементов административно-правового статуса вуза является определение комплекса прав и обязанностей преподавателей и студентов. Системный анализ законодательства об образовании позволяет говорить о несбалансированности их правового статуса. В работе предлагается детализировать и более четко урегулировать права, обязанности и ответственность студента и преподавателя в главе III Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

При этом, определяя правовой статус студента, предлагается учитывать, что:

1) правоотношения вуза со студентами, обучающихся с оплатой стоимости обучения по договорам с физическими и (или) юридическими лицами, регулируются в части оплаты обучения нормами гражданского права, в остальной части — нормами законодательства об образовании;

2) в законодательстве об образовании должны быть определены общие обязанности студентов и установлены основания их ответственности;

3) особенности статуса студента, выполняющего функции старосты учебной группы, должны быть указаны в уставе вуза;

4) порядок применения дисциплинарных взысканий и отчисления студентов должен быть усовершенствован и более детально раскрыт в законодательстве об образовании (по аналогии можно использовать нормы трудового законодательства с учетом специфики образовательных отношений);

5) взаимоотношения вуза и студента должны строиться на принципах сотрудничества, взаимного уважения и баланса прав и интересов сторон;

6) в вузе должен быть создан специализированный общественный орган на паритетных началах с администрацией вуза для защиты прав и интересов студентов.

При определении правового статуса преподавателя предлагается законодательно закрепить:

1) процедуру признания преподавателем и дифференциацию преподавательских кадров на основе квалификационных требований и образовательного ценза с учетом опыта научно-педагогической работы, наличия ученой степени, ученого звания и т. п.;

2) признание преподавателей как лиц, выполняющих от имени государства властно-распорядительные и контрольные функции в отношении студентов, должностными лицами с предоставлением статуса государственных служащих и соответствующих правовых гарантий материального и иного обеспечения их деятельности и защиты;

3) создание преподавателям необходимого социального статуса и условий для творческого поиска и использования инновационного подхода в работе, направленной на решение насущных образовательных и научных проблем.

7. Предлагается включить в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» отдельную главу, в которой должны быть определены основные вопросы, связанные с приемом студентов: конкретизированы гарантии прав граждан в процессе приема в высшие учебные заведения, приведен единый перечень лиц, имеющих право на льготы и преимущества при поступлении, раскрыта сущность и особенности целевого приема студента.

Также более детальной законодательной регламентации требует вопрос о возможности получения бесплатно второго высшего образования, в том числе по направлениям органов занятости населения, а также параллельного освоения бесплатно двух образовательных программ высшего образования. Поскольку норма законодательства об образовании, предоставляющая право получать высшее образование бесплатно только, если гражданин получает образование данного уровня впервые, не в полной мере отвечает требованиям международного права и Конституции Российской Федерации, а также контроль за ее выполнением невозможен из-за отсутствия Единого реестра выпускников высших учебных заведений, предлагается два пути решения проблемы:

1) либо исключить указанную норму, при этом обеспечивая рациональное расходование средств федерального бюджета на подготовку специалистов путем создания системы целевого трудоустройства выпускников вузов;

2) либо сохранить указанную норму, при этом обеспечив ее гармоничную взаимосвязь с другими нормами законодательства об образовании, регулирующими ограничения права на образование и получение второго высшего образования, а также посредством создания общедоступного Единого реестра выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации.

8. В связи с тем, что в разработке и реализации государственной политики в сфере высшего образования участвуют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, государственно-общественные объединения в сфере высшего образования и др., в ряде случаев возникает дублирование и неопределенность в компетенциях в этой сфере.

Предлагается более четко на законодательном уровне определить их полномочия по разработке и реализации государственной политики в сфере высшего образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Для этого Правительство Российской Федерации должно определять основные меры по реализации установленной Президентом Российской Федерации государственной политики в этой сфере. При этом Министерство образования и науки Российской Федерации должно нести ответственность за осуществление определенных Правительством Российской Федерации мер по ее реализации, а также участвовать наряду с государственно-общественными объединениями в выработке предложений как для Президента Российской Федерации по определению основных направлений, так и для Правительства Российской Федерации по выполнению государственной политики в сфере высшего образования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно существенно расширяет и углубляет современные представления о сущности и механизмах административно-правового регулирования системы высшего образования. Предложенные диссертантом положения в определенной степени восполняют пробелы и устраняют противоречия в теоретическом осмыслении правовой природы статуса федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения диссертации мотуг быть использованы для совершенствования законодательства об образовании, внутривузовского локального нормотворчества, а также в практической деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственные функции в сфере высшего образования, и органов управления высших учебных заведений. Кроме того, выдвинутые диссертантом рекомендации и предложения могут быть использованы в процессе преподавания курса «Административное право» и спецкурса «Образовательное право».

Апробация результатов исследования. Теоретические положения, практические предложения и рекомендации докладывались на научно-практических конференциях, внедрены в учебный процесс в Ростовском юридическом институте МВД России, используются при подготовке локальных нормативных актов и применении законодательства об образовании в работе ректората Ростовского государственного университета путей сообщения, а также отражены в семи публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, объединяющих 8 параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

В ходе проведенного исследования было установлено, что правовое

регулирование деятельности федеральных государственных образовательных

учреждений высшего профессионального образования не отвечает

современным социально-экономическим условиям, сложившимся в нашей

стране в связи с переходом к рыночной экономике. Изменения, произошедшие

в экономической сфере, потребовали пересмотра роли государства в

организации высшего образования. Немаловажную роль в определении места и

значимости высших учебных заведений играет осмысление их

административно-правового статуса и системы управления высшим

образованием. Теоретическое осмысление существующей системы нормативно правового регулирования управления и организации высшего образования

позволило решить ряд научно-практических задач и прийти к нижеследующим

выводам, а также внести предложения по концепции модернизации

законодательства в сфере высшего образования. Функционирование государственно-правового механизма должно быть

направлено на создание основ для решения назревших проблем в сфере

высшего образования: повышение качества образования, обеспечение

доступности образования, повышение инвестиционной привлекательности

сферы образования, слабые связи с рынком труда. В реализации конституционного права граждан на высшее образование

существует ряд проблем, связанных с несоответствием прав и обязанностей

граждан при поступлении в вузы вследствие наличия значительного количества

пробелов и противоречий в законодательстве. По нашему мнению, вопросам

приема студентов необходимо посвятить отдельную главу в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которая должна включать

конкретизацию гарантий прав граждан в процессе приема студентов, понятие и

механизм целевого приема студентов и исчерпывающий перечень лиц,

имеющих право на льготы и преимущества при поступлении. Также требует

более детальной законодательной регламентации вопрос о возможности

получения бесплатно второго высшего образования, в том числе по

направлениям органов занятости населения, а также параллельного освоения

бесплатно двух образовательных программ высшего образования. Основные цели и задачи развития высшего образования должны быть

направлены в первую очередь на дальнейшее развитие нормативно-правовых

основ реализации государственной политики в сфере высшего образования и

построение совершенного правового механизма устойчивой деятельности вузов

по обеспечению конституционного права граждан на высшее образование. В

разработке и реализации государственной политики в сфере высшего

образования участвует большое количество государственных и общественных

органов, что в ряде случаев приводит к дублированию и неопределенности в

компетенциях в этой сфере. Предлагается более четко на законодательном

уровне определить полномочия этих органов по разработке и реализации

государственной политики в сфере высшего образования в соответствии с

Конституцией РФ.

Понятие высшего учебного заведения недостаточно раскрыто в

законодательстве об образовании, что вызывает затруднения в определении

объема полномочий и функций вузов в административных правоотношениях. Также необходимо отметить, что введение трехуровневой системы высшего

образования, а также реализация государственной политики в сфере высшего

образования, направленной на укрупнение вузов как центров образования и

науки, потребует наличия в законодательстве четких критериев классификации

и дифференциации вузов. Предлагается определить высшее учебное заведение

как научно-образовательную некоммерческую организацию и включить в

определение вуза признаки, наиболее точно отражающие сущность высшего

учебного заведения и отделяющие его от других организаций. Российское законодательство не в полной мере конкретизирует правовой

статус вуза, что приводит к противоречивости содержания различных

нормативных правовых актов. В настоящее время в связи с политикой

государства на укрупнение вузов усложняется система управления ими,

происходит перераспределение функций между ректором вуза и

руководителями структурных подразделений, что требует дальнейшего

совершенствования организационной и управленческой структуры вузов. В

результате исследования был выявлен ряд проблем, создающих коллизии в

правовом поле деятельности вузов. Таким образом, совершенствование

правового статуса вузов должно привести к оптимизации деятельности вузов. Выявленное в ходе данного исследования отсутствие однозначности в

употреблении понятия «учредитель вуза» отрицательно влияет на установление

управленческих и регулятивных связей между соответствующими органами

власти и вузом, что негативно отражается на эффективности управления вузом. Предлагается употреблять только один термин для государственных вузов ;

«учредитель», включив в него понятия «учредитель» и «собственник». В законодательстве об образовании статус ректора и ученого совета не

раскрывается на должном уровне. Таким образом, в совершенствовании

системы управления вуза содержится значительный потенциал развития

российской системы высшего образования, развитию которого должно

способствовать принятие новых правовых актов и изменение действующих,

которые более четко определят органы вуза, их компетенцию, ответственность

и взаимоотношения. В законе должны быть более четко определены органы

управления вуза, их компетенция и ответственность, должен быть прописан

механизм реализации их полномочий. Учитывая характер деятельности,

содержание полномочий и взаимоотношения ректора и ученого совета,

предлагается закрепить в законодательстве об образовании норму,

позволяющую ректору отклонить решение ученого совета и направить его на

повторное рассмотрение. Необходимо устранить противоречия в порядке формирования общего

собрания (конференции) и ученого совета вуза, связанные с возможностью

вхождения деканов факультетов в состав ученого совета по должности (без

избрания) — обязательным выделением квот для выдвижения кандидатов

(делегатов) от студентоввозможностью участия в представительных органах

вуза работодателей, взаимодействующих с вузом на правах заказчика

специалистов и заинтересованных в результативности работы данного вуза. В настоящее время правовой статус структурных подразделений вуза

четко не прописан в законодательстве и нуждается в совершенствовании. Необходимо различать структурные подразделения вуза, которые составляют

организационную структуру вуза в целом и подразделения, входящие в состав

структурного подразделения вуза, которые являются звеном в организационной

структуре структурного подразделения вуза, а не вуза в целом. Структурным подразделением вуза предлагается считать организационно

обособленную от других подразделений часть вуза, которая составляет его

организационную структуру, состоит из определенного количества работников,

имеет обособленные и четко определенные функции, осуществляет свою

деятельность на основании ноложения, утвержденного в порядке,

предусмотренном уставом вуза, и возглавляется руководителем, который

непосредственно подчиняется ректору или проректору. Обособленным структурным подразделением вуза предлагается считать

структурное подразделение, находящееся вне места нахождения вуза,

осуществляющее автономную деятельность, действующее на основании

утвержденного положения, имеющее отдельный баланс, лицевой счет,

руководитель которого действует на основании выданной ректором

доверенности. Права участников образовательных отнощений, предусмотренные

законодательством об образовании и являющиеся составной частью их

правового статуса, а также обязанности вуза и государства по отношению к

ним, выступают в качестве гарантий реализации таких конституционных прав

граждан, как право на получение высщего образования и право на свободу

преподавания. Однако вузы не должным образом уделяют внимание и не в

полной мере регламентируют правовой статус студента и преподавателя. В

уставах и локальных актах вузов просто дублируются нормы законодательства

без дополнительной детализации статуса, нраво на которую предоставлено

вузам законодательством. Одной из главных задач совершенствования

законодательства об образовании должно стать четкое определение статуса

участников образовательных отношений в рамках предоставляемых

академических свобод. И в рамках решения этой задачи первоочередным

является уделение особого внимания в законодательстве об образовании

полному отражению круга обязанностей основных участников

образовательных отношений, перечень оснований и порядок привлечения их к

ответственности в совокупности с необходимостью обеспечения гарантий прав

студентов на получение образования и академических свобод преподавателя. В ходе развития законодательства в сфере высшего образования

необходимо решить задачу наиболее точного отражения правового положения

образовательных учреждений высшего профессионального образования в

системе государственного управления и общественных отношений. Таким

образом, необходима комплексная нормативная правовая база, обеспечиваюш, ая

достаточно полное регулирование правоотношений в сфере высшего

профессионального образования. Основные силы в развитии законодательства

в сфере высшего образования должны быть направлены на принятие закона,

интегрирующего законодательство по всем уровням системы образования. Указанный закон должен регулировать, в том числе ряд очень важных вопросов

высшего образования, регулирование которых в настоящее время

осуществляется на уровне подзаконных нормативных правовых актов. При этом в случаях, предусмотренных законами, должны быть приняты

нормативные акты, развивающие положения этих законов, а декларативные

нормы должны быть либо устранены из законодательства в сфере высшего

образования, либо обеспечены необходимыми правовыми гарантиями их

реализации. Расширение экономической самостоятельности вузов как

государственных автономных учреждений должно сопровождаться

приведением нормативных правовых актов как на законодательном, так и на

ведомственном уровне, в соответствие с целями и задачами по созданию

автономных учреждений. При этом, учитывая существующие недостатки

правового характера в ФЗ «Об автономных учреждениях» в первую очередь

более детальной проработки требуют его положения на предмет их взаимосвязи

с нормами федеральных законов, определяющих правовой статус федеральных

государственных вузов. Российское законодательство должно четко определять

содержание и объем правомочий вуза при осуществлении различных видов

деятельности, правовой режим использования имущества и дохода как

бюджетного так и внебюджетного. Развитие взаимоотношений вузов с работодателями потребует

совершенствования нормативной правовой базы целевой подготовки в первую

очередь путем определения ее понятия, сущности и механизма реализации в

законодательстве об образовании. Необходимо создать правовые основы

участия представителей работодателей в прогнозировании потребностей

государства в квалифицированных кадрах, разработке образовательных

стандартов и учебных программ. При реформировании системы военного образования в первую очередь

необходимо уделить особое внимание нормативному правовому

регулированию деятельности учебных военных центров при федеральных

государственных вузах и созданию правовых основ взаимодействия вузов и

студентов с Министерством обороны РФ при реализации программ военной

подготовки. При определении правового статуса студента, обучающегося в

учебном военном центре, предлагается исходить из того, что он является

специальным по отношению к общему административно-правовому статусу

студента высшего учебного заведения. В этой связи вопросы зачисления,

обучения и отчисления студентов в учебных военных центрах требуют

согласованности с нормами законодательства об образовании как в

терминологии, так и по существу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ: утв. Федеральным законом от 31.07.1998 145-ФЗ Собрание законодательства РФ. 1998. 31. Ст. 3823.
  2. Венская конвенция о праве международных договоров Международное публичное нраво: сб. документов в 2 т. Т. 1. -М.: Бек, 1996.
  3. Вопросы Федерального агентства по образованию: Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 J" 168 Собрание законодательства РФ. 2004.-№ 15.-Ст. 1460.
  4. Вопросы Федеральной регистрационной службы: Указ Президента РФ от 13.10.2004 1315 Собрание законодательства РФ. 2004. 42. Ст. 4110.
  5. Временное положение о высшем учебном заведении СССР: утв. приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 07.07.1989 565 Вестник высшей школы. 1989. 9.
  6. Временное положение о государственном высшем учебном заведении РСФСР: утв. постановлением Совмина РСФСР от 23.02.1991 119// Не опубликован. СПС «Консультант плюс».
  7. Гражданский кодекс РФ. Часть первая Собрание законодательства РФ,-1994.-№ 32.-Ст. 3301.
  8. Инструктивное письмо Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 23.06.1969 И-29 «Об образце устава высшего учебного заведения» Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 1969. -N2 10.
  9. Квалификационные требования (требования к квалификации по разрядам оплаты) по должностям работников высших и приравненных к ним по оплате труда учебным заведениям: утв. Постановлением Комитета по высшей школе Миннауки России от 14.11.1992 108 Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства высшей школы и технической политики. 1993. № 1.-С.59.
  10. Кодекс РФ об административных правонарушениях Собрание законодательства РФ. 2002. 1. Ст. 1. И. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год) Документы международного права по вопросам образования Сост.: Ю. А. Кудрявцев, Г. А. Лукичев, Т. Ю. Тихомиров, В.А. Митрофанов- Под ред. Г. А. Лукичева и В. М. Сырых. М.: Готика, 2003.
  11. Конвенция Совета Европы о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе от 11.04.1997 Собрание законодательства РФ. 2000. 39. Ст. 3836.
  12. Конституция РФ (1993 год) Российская газета. 1993. 25 декабря.
  13. Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования. ГОСТ Р 51 511−2001: утв. постановлением Госстандарта России от 25.12.2001 573-ст. М.: ИПК Изд-во стандартов, 2002.
  14. Письмо Минфина России от 22.09.2004 03−03−01−04/1/55 Не опубликовано. СПС «Консультант Плюс».
  15. Письмо Минфина России от 28.08.2001 04−01−10/3−87 Пе опубликовано. СПС «Консультант Плюс».
  16. Положение о кафедрах высших учебных заведений СССР: утв. приказом министра высшего и среднего специального образования СССР от 30.10,1961 }{2 302 Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 1961.-№ 12
  17. Положение о совете факультета высшего учебного заведения: утв. приказом министра высшего и среднего специального образования СССР от 30.10.1961 301 //Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 1961. 12
  18. Положение о студенческом совете факультета Петербургского государственного университета путей сообпдения О деятельности вузов по организации и осуществлению воспитательного процесса в современных условиях: из опыта работы отраслевых вузов. Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2001. С 104−106.
  19. Положение о факультете высшего учебного заведения: утв. приказом министра высшего и среднего специального образования СССР от 15.06.1962
  20. Положение о факультете и среднего специального общественных профессий высшего учебного заведения: утв. приказом министра высшего и среднего специального образования СССР от 13.07.1973 584 Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 1973. 10
  21. Положение об обш, етехнических заведений: утв. факультетах и высших учебных приказом министра высшего среднего специального образования СССР от 05.11.1962 369 Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования. 1962. 12
  22. Положение об обязанностях и правах Петербургского деятельности государственного по университета старост учебных путей сообщения групп О вузов организации и осуществлению воспитательного процесса в современных условиях: из опыта работы отраслевых вузов. Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2001. 107−108.
  23. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10.05.2006 Российская газета. 2006. 11 мая.
  24. Проект Концепции участия РФ в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, разработанный Министерством образования и науки РФ Пе опубликовано. Официальный сайт Минобрнауки России http://www.mon.gov.ru.
  25. Протокол 1 (1952 год) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 года Собрание законодательства РФ. 2001. 2. -Ст. 163.
  26. Распоряжение Правительства РФ от 06.04.2007 № 402-р Собрание законодательства РФ. 2007. 17. Ст. 2057.
  27. Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год) Документы международного права по вопросам образования Сост.: Ю. А. Кудрявцев, Г. А. Лукичев, Т. Ю. Тихомиров, В.А. Митрофанов- Под
  28. Рекомендация о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании: утв. на 27-й сессия Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 13.11.1993 Бюллетень Госкомвуза России.-1994.-№ 7.
  29. Рекомендация о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений: утв. на Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 11.11.1997 в Нариже Документы международного права по вопросам образования Сост.: Ю. А. Кудрявцев, Г. А. Лукичев, Т. Ю. Тихомирова, В.А. Митрофанов- Нод ред. Г. А. Лукичева и В. М. Сырых. М.: Готика, 2003.
  30. Трудовой кодекс РФ: утв. Федеральным законом от 30.12.2001 197-ФЗ Собрание законодательства РФ. 2002. i (ч. 1). Ст. 3.
  31. Определение Верховного Суда РФ от 10.02.2006 74-Г06−4 Не опубликовано. СПС «Консультант Плюс». НО. Ответы на вопросы III квартала 2004 года, утвержденные постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 08 декабря 2004 г. Пе опубликованы. СПС «Консультант Плюс».
  32. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.12.2002 по делу КА-А40/8088−02 Пе опубликовано. СПС «Гарант».
  33. Сборник судебных актов арбитражных судов по спорам в сфере образования. М.: Изд. Дом «Повый учебник», 2003. 4 1 4 3
  34. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа по делу А08−2260/04−1 от 03.10.2005 Пе опубликовано. СПС «Консультант Плюс».
  35. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2002 Х" А4 032 069/02−99−229 Пе опубликовано. СПС «Гарант».
  36. Сборник судебных актов Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ, судов общей юрисдикции по спорам в сфере образования Сост. и отв. ред. И. А. Рожков. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 287 с. III. Монографии, учебники
  37. Административное право: учебник под ред. Л. Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. 703 с.
  38. , Ю.С. Дисциплинарное производство в СССР. Саратов, 1986.
  39. , С. Общая теория права. 1.21 С. Алексеев. М., 1982. -336 с.
  40. , Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса Н. Г. Багутдинова. М.: ЗАО «Изд-во „Экономика“, 2003.-426 с.
  41. , СВ. Государственное регулирование высшего образования в РФ: административно-правовые вопросы СВ. Барабанова. Казань: изд-во Казанского государственного университета, 2004. 340 с.
  42. Барабашева, Н. С Правовой статус вузов в СССР Н. С Барабашева. -М., 1979.-216 с.
  43. , Д.Н. Административное право Д.Н. Бахрах. М.: Бек, 1993. -301с.
  44. , Д.Н. Административное право России: учебник для вузов Д. Н. Бахрах. -М., 2001. 640 с.
  45. , И.Л. Организация советского государственного управления И.Л. Бачило. М.: Наука, 1984. 237 с.
  46. , Е.В. Объединения юридических лиц в сфере образования Е.В. Богданов. Белгород: Белгородская областная типография, 2003. 158 с.
  47. Большая Советская энциклопедия. Т. 5 гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. -М.: Изд-во „Советская энциклопедия“, 1978.
  48. , Г. Французское административное право: пер. с фр. Г. Брэбан- под ред. СВ. Боботова. М.: Прогресс, 1988. 488 с.
  49. Васильев, Ю. С Экономика и организация управления вузом: учебник Ю. С Васильев, В. В. Глухов, М. П. Федоров, А. В. Федотов под ред. В. В. Глухова. СПб.: Изд-во „Лань“, 1999. 448 с.
  50. , Б.В. Служебные преступления Б.В. Волженкин. М., 2000.-368 с.
  51. , Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в РФ: монография Е. Д. Волохова. М.: Готика, 2004. 239 с.
  52. Высшая школа: сборник основных постановлений, приказов и
  53. Гражданское право: учебник. В 2-х т. Т. 1 отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2003.-816 с.
  54. Документы международного нрава, но вопросам образования Сост.: Ю. А. Кудрявцев, Г. А. Лукичев, Т. Ю. Тихомирова, В.А. Митрофанов- Под ред. Г. А. Лукичева и В. М. Сырых. М.: Готика, 2003. 560 с.
  55. , Г. А. Законодательство о народном образовании. Теоретические проблемы совершенствования Г. А. Дорохова. М.: Наука, 1985.-160 с.
  56. , В.Н. Лекции по праву социальной культуры В.Н. Дурденевский. М., Л.: Госиздат, 1929. 327 с.
  57. , М.Н. Кафедра главное звено высшего учебного заведения: метод, пособие /М.Н. Катханов. М Высш. школа, 1982. 143 с.
  58. , В.В. Высшее учебное заведение как субъект права: проблемы частного и публичного права: монография В. В. Кванина. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. 352 с.
  59. , В.В. Гражданско-нравовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: монография /В.В. Кванина. М.: Изд-во „Готика“, 2005. 368 с.
  60. , В.Г. Объективная необходимость: История, некоторые итоги и перспективы реформирования высшего образования России В. Г. Кинелев. М., 1995. 294 с.
  61. Кодекс образования Франции. Законодательная часть. М.: Статут, 2003.-270 с.
  62. Кодекс Российской Федерации об образовании. Обш, ая часть: проект с изм. и доп. отв. ред. В. М. Сырых. М.: ИЦНКНС, 2003. 228 с.
  63. , Ю.М. Административное право: учебник. М.: Юристъ, 2005.-554 с.
  64. , Н.В. Правосубъектность Козлова. М.: Статут, 2005. 476 с. юридического лица Н.В.
  65. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой Под ред. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина. М., 2002. 880 с.
  66. , Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части: курс лекций. М.: Юристъ, 2004. 560 с.
  67. , Н.М. Российское административное право. Общая часть: курс лекций Н. М. Конин. Саратов, 2001. 352 с.
  68. Конституционный Суд РФ: Постановления. Определения. 1992 1996. М.: Новый Юрист, 1997.
  69. , А.П. Административное право России: учебник. В 3-х ч. Ч. 1 А. Н. Коренев. М.: МЮН МВД России. Изд-во „Щит-М“, 1999. 280 с.
  70. , СВ. Образование и гражданское право: учебное пособие СВ. Куров. М., 2004. 116 с.
  71. , СБ. Экономическая деятельность высших учебных заведений: гражданско-правовой аспект С В Куров, В. В. Насонкин. М.: Готика, 2005.-176 с.
  72. , В.М. Российское административное пособие В.М. Манохин, Ю. С Адушкин. Саратов, 2000.
  73. , М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник М. Н. Марченко. М., 2001. 760 с.
  74. , B.C. Общая теория права и государства: учебник для юридических вузов и факультетов B.C. Нерсесянц. М., 1999. 552 с.
  75. Новоселов, государственного В. Н. Правовое В.И. положение Новоселов. граждан в отраслях Нзд-во право: учебное управления Саратов: Саратовского университета, 1977. 166 с.
  76. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира под ред. Ю. Г. Татура. М.: Нсслед. центр по
  77. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации „Об образовании“ под ред. А. Н. Козырина, В. В. Насонкина. М.: Юристъ, 2006. 509 с.
  78. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития Под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2000. 320 с.
  79. , Г. С. Правовые основы развития народного образования Г.С. Сапаргалиев, Е. Б. Баянов. Алма-Ата, 1983. 188 с.
  80. , Г. К. Вузовская наука: государственная политика и законодательство Г. К. Сафаралиев, А. П. Бердашкевич. Махачкала: Изд-во „Юпитер“, 2001.-344 с.
  81. , А.Я. Борьба с должностными преступлениями А.Я. Светлов. Киев, 1970.
  82. , В.А. Аккредитация учебных заведений. Опыт США В. А. Северцев, Б. Д. Чащихин. М.: Мир книги, 1993. 239 с.
  83. , В.В. Высшая школа стран Восточной Европы В.В. Спасская, Л. М. Тарасюк. М.: НИИ ВО, 1991. 4 0 с.
  84. , В.М. Образовательное право как отрасль российского права В.М. Сырых. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
  85. , Ю.Г. Высшее образование в России в XX в. (антропоцентрический взгляд): вчера… сегодня…завтра Ю. Г. Татур. М., 1994.-64 с.
  86. Теория государства и права: учебник для вузов Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 2000. 616 с.
  87. Теория государства и права: учебник для вузов Под ред. М.М.
  88. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля Изд-во „Диамант, Золотой век“, 1999.
  89. Шахнина, И З Организация и перспективы развития на XXI в. системы высшего образования за рубежом И. З. Шахнина. Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. 22 с.
  90. , В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы. Общая часть В. И. Шкатулла, 1996.
  91. , В.И. Образовательное право: учебник для вузов В. И. Шкатулла. М., 2001. 688 с. 176. Щур-Труханович, Л. В. Кадровые перестановки: переводы и перемещения: практическое пособие Л.В. Ш, ур-Труханович, Д. Ф. Рысина. М.: Финпресс, 2004. 160 с. IV. Статьи
  92. , И. Некоторые проблемы определения статуса высших учебных заведений И. Алещев Официальные документы в образовании. 2 0 0 0 1 9 С 96.
  93. , М.С. Управление образованием в РФ: правовой аспект М. С. Андиева Право и образование. 2002. 6. 140.
  94. , Н.Н. „Образовательное право“ и некоторые проблемы законодательства об образовании Н.Н. Бажанов Юридическое образование и наука. 2004. 1. 2
  95. , СВ. К вопросу о принятии Кодекса РФ об образовании С В Барабанова Право и образование. 2002. J b 5. С 83. V
  96. , СВ. Проблемы регламентации вузовской жизнедеятельности: экономические и юридические аспекты. Консалтинг как
  97. Барабанова, С В Студенческое самоуправление как правовое явление С В Барабанова Юрист вуза. 2006. 12. С 19.
  98. , Д.Н. Правовой статус студента в РФ Д.Н. Бахрах, С В Барабанова Университетское управление: практика и анализ. 2003. Хй 3 2 6 С 97.
  99. , А. О статусе высшего учебного заведения А. Беляков Университетское управление: практика и анализ. 2003. 5−6(28). С 5257.
  100. , А. Реформа образования в России: между прошлым и будуп]-им А. Бердашкевич, Ю. Белавина, И. Шалганова, Т. Ярыгина Социальная политика в России. 1998. -N2.С. 4−36.
  101. , М. Граждане (физические лица). Юридические лица (Комментарий ГК РФ) М. Брагинский, К. Ярошенко Хозяйство и право. 1 9 9 5 2 С 10−13.
  102. , В.А. Проблема систематизации законодательства об образовании: научное противостояние или диалог? В. А. Бублик, Т. А. Владыкина Российский юридический журнал. 2003. 1. С 109−111.
  103. И. Особенности организационно-правовой формы образовательного учреждения И. Булатова Юрист вуза. 2005. J 2 1. V 14−15.
  104. Бунтов, СД. О понятии обособленного
  105. Буслов, Е. Законодательная база управления образовательным
  106. , В. Модернизация управления университетом: экономический аспект В. Владимиров,
  107. , Г. Мокрецова Высшее образование в России. 2006. 3. 52−53.
  108. , Т.А. К проблеме образовательного права Т.А. Владыкина Российский юридический журнал. 2001. 4. 25−34.
  109. Волохова, Е. Д. Понятие и содержание
  110. , А.А. Проблемы расходования бюджетных средств в сфере образования А.А. Воронин, А. Беляков Финансы. 2000. 1. 21.
  111. , А.С. Проблемы децентрализации функций при управлении вузом А.С. Востриков, П. В. Пустовой Университетское управление: практика и анализ. 2003. 4 (27). 6−15.
  112. , А.С. Коммерческий подкуп А.С. Горелик Юридический м и р 1 9 9 9 1 С 17.
  113. , Н.Н. Актуальность проблем и перспектив законодательства об образовании и его кодификации П.Н. Гриценко Проблемы и перспективы законодательства об образовании и его кодификация: материалы VI Международной научно-практической конференции. Москва. 1112 октября 2001 года- отв. ред. А. Я. Капустин, В. В. Бремян. М.: Изд-во РУДП, 2002.-С. 58.
  114. , В. Вопросы формирования государственной военно-образовательной политики В. Добровольский, А. Овечкин Высшее образование в России. 2005. J f 2. 76. Se
  115. , Н.А. Типичные ошибки в финансово-экономической деятельности вузов Н.А. Добышева Университетское управление: практика и анализ. 1997. 2 (2). 34−36.
  116. Доклад Министра образования и науки РФ Фурсенко А. А. на
  117. , О. Р. Ректор О.Р. Долженко, А.О. Овсянников Высшее образование в России. 1 9 9 4 3 С 131−139.
  118. , Е.М. Предпринимательская деятельность государственного вуза: проблемы, пути решения Е. М. Егорова, Н. П. Ганоненко Советник бухгалтера в сфере образования и науки. 2005. 3. 13−14.
  119. Елисеева, Л.Б. Структурные
  120. , Г. Высшее образование в правовом поле Г. Ермошин Высшее образование в России. 2005. 6. 168.
  121. , Г. Законодательная деятельность в образовательной сфере Г. Ермошин Высшее образование в России. 1999. 6. 3−15.
  122. , Т.В. Проблемы договорного регулирования возмездного оказания образовательных услуг Т.В. Жукова Юрист вуза. 2005. Х» 2. 29−33.
  123. , О.Б. Проблемы трудовой правосубъектности медицинских и педагогических работников О.Б. Зайцева Трудовое право. 2006. 5.
  124. , В.Н. Совершенствование. правового статуса государственных организаций образования В. Н. Зенков Журнал российского права.-2006.-.№ 4.-С. 31.
  125. , А.В. Реформа профессионального образования в Российской Федерации с точки зрения трудового права А.В. Ивашковская Право и образование. 2006. J f 6. 58. Se
  126. , И.В. Внебюджетная деятельность учебных заведений в России: организационно-правовая база и основные направления И. В. Ильина Экономика образования. 2001. 4 (5). 19.
  127. Ильичев, И. Е. Правовой статус руководителей образовательных
  128. , Н.В. Организационное единство негосударственного вуза: правовой аспект Н. В. Караваев Право и образование. 2007. 2. 53.
  129. , Н.А. О практике применения статьи 120 Гралоданского кодекса Российской Федерации в части привлечения к субсидиарной арбитражными судами Волго- ответственности собственника учреждения Вятского округа Н.А. Каширская Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2 0 0 0 2 С 111−115.
  130. , А.В. Образование для инвалидов: социальные и экономические проблемы А. В. Киселева Адвокат. 2006. J 2 5. V
  131. , А.К. Новые модели управления вузом: шаг вперед или два назад? А. К. Клюев Университетское управление: практика и анализ. 2004. 5 6 (33).-С. 53−61.
  132. , А.К. Проблемы расхождения юридического и фактического статусов органов системы управления вузами А.К. Клюев Юрист вуза. 2 0 0 5 8 С 16.
  133. Клюев, А.К. Структурные
  134. , А.К. Ученый совет в системе управления вузом А.К. Клюев Университетское управление. 2003. 5−6 (28−29). 16−21.
  135. , Д. Административно-правовой статус российских граждан: структура, состояние, совершенствование Д. Князев Юрист. 2 0 0 3 1 2 С 27.
  136. Кожевников, О. А. Проблемные вопросы законодательства о
  137. , Н. Правовая нрирода учредительных документов юридического лица П. Козлова Хозяйство и нраво. 2004. JT 1. 53−74. S"
  138. , А.Н. Пормативно-правовое регулирование высшего образования в России (в свете вхождения России в Болонский процесс) А. П. Козырин Юридическое образование и наука. 2006. 4.
  139. Комягин, Д. Л. Понятие обособленного
  140. , В. Кадровая ситуация в высшей школе: тенденции и проблемы В. Корольков Высшее образование в России. 2000. -Ш в.- 13.
  141. , СВ. Особенности гражданско-правового возмездного оказания образовательных образование. 2001. 6. 85.
  142. , СВ. Правовая заш-ита управления образовательными регулирования услуг С В Куров Право и учреждениями С В Куров Юрист вуза. 2007. Mi 2, С 8.
  143. Куров, С В Проблема правового регулирования образовательной деятельности С В Куров Право и образование. 2003. 4. С 80−83.
  144. , Т. Университетский комплекс непрерывного профессионального образования Т. Леонтьева Высшее образование в России. 2005. 4. 69.
  145. , Г. В. Нормативно-правовые и организационно-финансовые аспекты функционирования учебно-научно-инновационного комплекса классического университета Г.В. Май ер, Г. Е. Дунаевский Университетское управление: практика и анализ. 2001. JT 3 (18). S"
  146. Мартынова, Т. Н. Проблемы совершенствования правовой регламентации процедуры создания представительств высших образовательных
  147. , А.В. Основы административно-правового статуса государственных учреждений А.В. Мипашкип Право и экономика. 2003. 1 С 20−29.
  148. , В.А. Перспективные направления развития образовательного законодательства В.А. Миронов Проблемы и перспективы законодательства об образовании и его кодификация: материалы VI Международной научно-практической конференции. Москва. 11−12 октября 2001 года- отв. ред. А. Я. Капустин, В. В. Еремян. М.: Изд-во РУДН, 2002. 135.
  149. , В.К. Образовательная политика как структурный элемент национальной безопасности В.К. Митрохин Юридический мир. 2006.-№ 5.
  150. , И.И. Организационно-правовые основы деятельности негосударственных высших профессиональных образовательных учреждений И.И. Михеева Университетское управление: практика и анализ. 2002. 4 (23).-С. 110−113.
  151. Началов, А.В. Обособленные
  152. , В. Болонский процесс: мифы, иллюзии, реалии В. Печаев, Шаронова Высшее образование в России. 2004. 7. 87.
  153. , И.Ф. Конституциональная характеристика права на образование И.Ф. Никитина Право и образование. 2003. 1. 29−36.
  154. Обособленные структурные
  155. Основные положения Концепции Кодекса Российской Федерации об образовании (обш-ая часть) Право и образование. 2002. J f 1. 71−171- Se Хо 2 С 144−203.
  156. Привезенцев, В. Совершенствование организационной и
  157. , В.А. О совершенствовании законодательства в области образования В.А. Привезенцев Право и образование. 2003. 5. С 161−162.
  158. , Л.М. Правовое положение нреднриятия, входящего в производственное объединение Л.М. Рутман Советское государство и право. 1 9 7 4 2 С 59.
  159. , О.П. Некоторые новшества законодательства Российской Федерации в области образования О.П. Савелов Юридическое образование и наука.-2003.-№ 1.
  160. , Н.Г. Проблемы правового статуса университетов в СССР Н.Г. Салищева, Е. М. Ковешников, Е. А. Стешенко, Н. С. Барабашева Вестник Московского университета. Сер.
  161. , И. Обособились? И. Седова Расчет. 2004. 6.
  162. , В. Предпринимательская деятельность в вузе В. Семеусов Российская юстиция. 2000. 10. 12−13.
  163. , О.Н. Законодательное регулирование экономики образования как идеологическая образование. 2002. 3. 54. проблема О. Н. Смолин Право и
  164. , Т.А. Отчислить двоечника из вуза можно, несмотря на то, что он оплатил обучение Т.А. Сошникова Право и образование. 2002. 1 С 190−191.
  165. , В.В. Право на образование как источник образовательных отношений /В.В. Спасская //Правоведение. -2006. J42 3. 77−93.
  166. , В.В. Современная система российского законодательства об образовании В.В. Спасская Право и образование. 2006. 5. 21.
  167. Спасская, В.В. Содержание
  168. Суханов, Е.А. О концепции Кодекса об образовании и
  169. , Е.А. О правовом статусе образовательных учреждений Е.А. Суханов Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2002. 11. 66−67.
  170. , А. Система военного обучения в вузах в интересах гражданской специальности А. Тарасов Высшее образование в России. 2 0 0 5 2 С 78.
  171. , Ю.А. Административное усмотрение Ю.А. Тихомиров Журнал российского права. 2000. 4. 70−79.
  172. , Ю.А. Споры о компетенции Ю.А, Тихомиров Право и экономика. 2001. 2. 3−7.
  173. , И.В. Право на образование в средних и высших профессиональных учебных заведениях и система конституционных гарантий его обеспечения и реализации в России И.В. Тяпкина Право и образование. 2 0 0 7 3 С 33.
  174. Управление социально-культурным учреждением: межвуз. сб. научн. тр. Свердл. юрид. ин-т им. Р.А. Руденко- отв. ред. Э. Н. Ренов. Свердловск: СЮИ, 1986.-С. 10.
  175. Фильков, «Оптимизация» военных кафедр Фильков Высшее образование в России. 2005. Jsr2 2. 79.
  176. , А. Товарное качество образования А. Фурсенко Юрист в у з, а 2 0 0 5 5 С 5.
  177. , А.А. О роли права в развитии науки и образования А.А. Фурсенко Журнал российского права. 2
  178. , Е.Е. Развитие законодательной базы в сфере российского образования Е.Е. Чепурных Право и образование. 2002. 1. 46
  179. , М.В. Правила формулирования легального определения М.В, Чиннова Право и политика. 2005, 1.
  180. , А.Н. Пути решения проблем управления вузами А.Н. Чмыхов Инновации в образовании. 2002. JT 3. 71.
  181. , В. О видах высших образовательных учреждений В. Шадриков, Е. Геворкян, В. Паводнов, Г. Мотова, М. Петропавловский Высшее образование в России. -2000. 3. 15−23.
  182. , Е.В. К вопросу о правовом статусе образовательного учреждения Е.В. Шаклеина Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 3. В 3 томах. Том 1. М.: Изд. группа «Юрист», 2003.-С. 963−965.
  183. Шафранов-Куцев, Г. Ф. Концепция развития филиальной сети классического университета Г. Ф. Шафранов-Куцев, А. В. Епифанов Сб. трудов научно-практической конференции «Представительство-филиал-вуз». Тюмень, 2001.-С. 21.
  184. , Г. Д. Пормативно-правовое регулирование системы непрерывного профессионального образования в условиях модернизации Г.Д. Шкарлупина Юридическое образование и наука. 2006. 3. 17.
  185. , Д.А. Проблемы и пути оптимизации законодательной деятельности в области образования в Российской Федерации Д.А. Ягофаров Право и образование. 2007. JYs 1. 14.
  186. , Л.Б. Образовательное право России (становление и развитие в условиях реформ): дис. канд. юрид. наук Александрова Любовь борисовна. Волгоград, 2005.
  187. , А.А. Особенности правового регулирования труда научнопедагогических работников и работников, совмещающих работу с обучением в высшей школе: дис. канд. юрид. наук Асеева Алла Аркадьевна. Екатеринбург, 2003.
  188. Барабанова, С В Правовое положение вузов в Российской Федерации: административно-правовой аспект: дис. канд. юрид. наук Барабанова Светлана Васильевна. Казань, 1996.
  189. , А.П. Правовые проблемы финансового обеспечения государственной политики в области образовательной и научной деятельности высших учебных заведений: дис. канд. юрид. наук Бердашкевич Анатолий Петрович. Саратов, 2002.
  190. , А.П. Правовые проблемы финансового обеспечения государственной политики в области образовательной и научной деятельности высших учебных заведений: автореф. дис. канд. юрид. наук Бердашкевич Анатолий Петрович. Саратов, 2002.
  191. Владыкина, гражданского Т. А. Высшее учебное заведение как субъект права: дис. канд. юрид. наук Владыкина Татьяна Анатольевна. Екатеринбург, 2003.
  192. , Н.С. Особенности реализации конституционного права на образование в негосударственном образовательном учреждении в России: автореферат дис. канд. юрид. наук Голубкова Падежда Станиславовна. М., 2002.
  193. , Г. А. Теоретические проблемы совершенствования законодательства о народном образовании: автореферат дис. докт. юрид. наук Г. А. Дорохова. М., 1982.
  194. Королева, образовательного Т.В. Гражданско-правовой высшего статус государственного образования учреждения профессионального (государственного вуза) и его структурных
  195. Лескова, Ю. Г. Правовое положение учреждений по российскому
  196. , Т.Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования: дис. канд. юрид. наук Матюшева Татьяна Николаевна. Ростов н/Д, 1999.
  197. , А.А. Административно-нравовое регулирование образования в РФ: дис. канд. юрид. наук /Ментиков Алексей Анатольевич. М., 1998.
  198. , Г. А. Дисциплинарная ответственность, но советскому административному нраву: автореф. дис. канд. юрид. наук Г. А. Нестерова. М 1988.
  199. , Е.Г. Правовое регулирование финансовой деятельности государственных высших учебных заведений: автореф. дис. канд. юрид. наук Нисарева Елена Геннадьевна. Саратов: Саратов, гос. акад. права, 1998.
  200. , Н.Н. Административно-правовое регулирование в области послевузовского профессионального образования: дис. канд. юрид. наук Свирплис Нина Нетровна. Саратов, 2004.
  201. , М.Н. Государственный вуз как юридическое лицо: автореф. дис. канд. юрид. наук Суровцова Марина Николаевна. Томск, 2004.
  202. , Т.В. Правосубъектность образовательного учреждения по гражданскому праву Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук Твердова Татьяна Викторовна. М., 2003.
  203. , М.В. Высшее учебное заведение как субъект отношений в сфере предпринимательства: автореф. дис. канд. юрид. наук Токмовцева Маргарита Владимировна. М., 2002.
  204. , В.В. Административно-правовая организация механизма управления высшим образованием. Региональный аспект: дис. канд. юрид. наук Штыков Владимир Владимирович. М., 2003.
Заполнить форму текущей работой