Теоретические вопросы
Контрольная
Содержание управления в области внутренних дел обусловливается характером и особенностями общественных отношений, составляющих объект управляющего воздействия, т. е. специфика объекта определяет и особенности управления в этой сфере. Его отличает: 1) динамизм функционирования; 2) значительно больший по сравнению с другими сферами управления объем государственно-властных принудительных полномочий… Читать ещё >
Содержание
- Тема 1. Государственное управление как объект административно-правового регулирования
- 1. Каково содержание понятия «государственное управление», его принципы и основные черты?
- 4. Раскройте основные признаки исполнительной власти, ее функции
- Тема 2. Управление внутренними делами как отрасль государственного управления
- 1. Охарактеризуйте понятие, задачи и специфические черты управления в отрасли внутренних дел
- 2. Раскройте понятие «общественная безопасность». Каково его значение на современном этапе развития РФ?
- Тема 3. Административное право как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина
- 1. Охарактеризуйте административное право как отрасль права
- 2. Каковы предмет, метод и система науки административного права?
- 3. Раскройте место административного права в системе российского права
- Тема 4. Основные элементы механизма административно-правового регулирования
- 1. Каковы основные элементы механизма административно-правового регулирования?
- 2. В чем состоят особенности административно-правовых норм? Приведите классификации административно-правовых норм
- 3. Каковы виды административно-правовых отношений, их субъекты и объекты?
- Раздел II.
- Субъекты административного права
- Тема 5. Физические лица
- 1. Охарактеризуйте административно-правовой статус граждан как субъектов административного права и его элементы
- 2. Раскройте понятие «административной правосубъектности граждан»
- Тема 6. Органы исполнительной власти государственного управления и муниципального самоуправления
- 1. Дайте понятие «органа исполнительной власти»
- 5. Проиллюстрируйте примерами классификации органов исполнительной власти по уровню (федеральному и субъектов Федерации) и компетенции (общей, отраслевой и межотраслевой)
- 6. Каково правовое положение Правительства Российской Федерации?
- 4. Каковы правовые основы деятельности органов местного самоуправления?
- Тема 7. Государственные, муниципальные и иные служащие
- 1. Какова сущность федеральной государственной службы и ее отличие от других видов трудовой деятельности?
- 5. Раскройте перечень наименований государственных должностей Российской Федерации категорий «А», «Б», «В», предусмотренных законом, их классификацию
- Каков административно-правовой статус федеральных государственных служащих?
- Тема 8. Общественные и иные негосударственные объединения
- 1. Раскройте понятие и виды общественных объединений
- 4. Каков объем административной правосубъектности негосударственных объединений?
- Раздел III.
- Административно-правовые формы и методы государственного управления
- Тема 9. Административно-правовые формы государственного управления. Административно-правовые акты органов исполнительной власти
- 1. Раскройте понятие административно-правовых форм осуществления исполнительной власти
- 6. Назовите виды правовых актов органов государственного управления
- 5. Каков порядок принятия, вступления в законную силу и действия административно-правовых актов исполнительной власти?
- Тема 10. Административно-правовые методы государственного управления. Административное принуждение
- 1. Раскройте понятие и содержание административно-правовых методов
- 5. Какова классификация методов государственного управления?
- 6. Назовите виды мер административного принуждения и дайте их правовую характеристику
- Раздел IV.
- Административная юрисдикция
- Тема 11. Административные правонарушения и административная ответственность
- 1. Дайте понятие административного правонарушения, охарактеризуйте его состав
- 1. Приведите классификацию административных правонарушений
- 1. Каково понятие административной ответственности, ее основные черты и субъекты, отличие от других видов юридической ответственности?
- Тема 12. Административные взыскания. Наложение административных взысканий
- 1. Каковы понятие, виды, цели и основания применения административного взыскания?
- 2. Каков порядок наложения административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений?
- Тема 13. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- 1. Назовите виды органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
- 2. Охарактеризуйте подведомственность дел об административных правонарушениях
- Тема 14. Административный процесс и административно-процедурное производство по делам об административных правонарушениях
- 1. Приведите понятие, основные черты, принципы и стадии административного процесса
- 2. Охарактеризуйте виды процедурных производств: правотворческое, лицензионно-разрешительное, регистрационное
- Охарактеризуйте виды административно-юрисдикционного производства: производство по жалобам, дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях
- Тема 15. Производство по делам об административных правонарушениях
- 1. Каковы стадии производства по делам об административных правонарушениях?
- 2. Каков порядок обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении?
- Раздел V. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении
- Тема 16. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
- 1. В чем заключается сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении?
- 2. Охарактеризуйте роль государственного, судебного, общественного контроль в управлении
- ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Раздел VI
- Административно-правовое регулирование в отраслях и сферах государственного управления
- Тема 17. Административно-правовое регулирование управления в отраслях и сферах экономики
- 1. Охарактеризуйте систему органов исполнительной власти и их компетенцию в сфере организации управления промышленностью
- 5. В чем состоит административно-правовое регулирование в сфере транспорта и связи?
- 9. Раскройте понятие административно-правового регулирования в сфере сельского хозяйства
- Тема 18. Административно-правовое регулирование управления в социально-культурной сфере
- 1. Каковы органы исполнительной власти и их компетенция в сфере организации системы общего и профессионального образования?
- 5. Каково административно-правовое регулирование управления в сфере культуры?
- 9. Охарактеризуйте административно-правовое регулирование управления в сфере здравоохранения
- 13. Охарактеризуйте административно-правовое регулирование в сфере трудовой занятости и социальной защищенности граждан
- Тема 19. Адмиистративно-правовое регулирование управления в административно-политической сфере
- 1. Охарактеризуйте административно-правовое регулирование системы обороны
- 5. Какова система органов управления в сфере безопасности?
- Тема 20. Административно-правовое регулирование управления в межотраслевой сфере
- 1. Охарактеризуйте административно-правовое регулирование в межотраслевой сфере
- 2. Каковы особенности государственного управления в области экономики, финансов и кредитов?
Список литературы
- ОБЩАЯ ЧАСТЬ
- Раздел I.
- Введение в курс административного права
- Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Российская газета от 25.12.1993 г. № 237
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ // СЗ № 26 99 г.
- Коренев А.П. Административное право. Учебник, М., 2000 г.
- Алехин А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право. Учебник, 1997 г.
- Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник, 2000 г.
- Манохин В.Н., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право. Учебник, 2002 г.
- Тема 1. Государственное управление как объект административно-правового регулирования.
- Каково содержание понятия «государственное управление», его принципы и основные черты?
- Государственное управление это целенаправленное организующая подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления в отраслях и сферах хозяйственного, социально-культурного и административно-политического (устройства) строительства.
- Существует 2 подхода к определению понимания государственного управления.
- Широкое понимание это регулирующая деятельность государства в целом, т. е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры.
- В этом понимании государственное управление более широкое понятие, чем исполнительная власть.
- Узкое понимание это административная деятельность органов исполнительной власти. Сюда относится практическая деятельность Президента, Правительства, федеральных органов исполниельной власти, органов исполнительной власти субъектов и т. д.
- В этом понимании государственное управление и исполнительная власть тождественны. Термин Управление — латинского происхождения. В буквальном смысле управление означает руководство чем-либо (или кем либо). Управление необходимо там, где проявляется совместная деятельность людей. Государственное управление — это один из видов деятельности государственных органов РФ по осуществлению государственной власти, реализации государственно-властных полномочий. В юридическом смысле под властью обычно подразумевают право, возможность и полномочия субъекта (органа, должностного лица, представителя власти) подчинять кого-либо своей воле; распоряжаться чьими-либо действиями. Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, т. е. общественным признанием. Согласно ст. 10 и 11 Конституции, государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Это означает, что Конституцией закреплен широко распространенный в странах Запада и оправдывающий себя уже на протяжении двух столетий принцип разделения единой системы государственной власти на три ее ветви — законодательную, исполнительную и судебную, а также принцип четкой вертикальной субординации. Основные понятия на этот счет сформулированы в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ .
- Местные органы самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции), хотя тоже принимают участие в государственном управлении. Функциями органов законодательной власти являются: законодательная, т. е. подготовка и принятие законов, и контрольная — в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией (ст. 101, 103, 114). Органы судебной власти призваны в соответствии со ст. 118 Конституции рассматривать конституционные, уголовные, гражданские и административные дела. Кроме того на судебную власть возложено осуществление контроля за законностью в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, представителей власти. Порядок реализации этой функции определен рядом законов.
- Исполнительная власть (а именно эту власть и изучает административное право) осуществляет функции организационно-управленческого, исполнительно-распорядительного характера. Эти функции выполняются специальными органами государства — органами исполнительной власти, деятельность которых реализуется на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного функционирования государства и его аппарата.
- Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены: Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц (представителям Президента РФ в федеральных округах).
- Деятельность указанных органов по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством ранее называлась государственным управлением. После того, как юридически было закреплено разделение государственной власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную — вместо термина государственное управление стали употреблять термин исполнительная власть. Вместе с тем в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации часто называются органами, осуществляющими государственное управление. Хотя понятия эти весьма близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако следует учитывать, что понятие государственное управление — шире понятия исполнительная власть, так как некоторые управленческие функции выполняются и другими органами государственной власти наряду с их главными функциями. Так, органы судебной власти наряду с осуществлением правосудия одновременно осуществляют при рассмотрении конкретных дел контроль за законностью актов органов исполнительной власти и внутреннее управление, выражающееся в руководстве деятельностью аппаратов судов и других судебных работников.
- К принципам госуправления относятся следующие:
- Принцип народовластия (ст. 3 Конституции). Этот принцип означает, что народ является единственным источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть.
- Принцип законности (ст. 15 Конституции). Этот принцип означает, что все издаваемые административно — правовые акты, все действия субъектов государственного управления, должны соответствовать закону и в первую очередь основному закону Конституции РФ.
- Принцип приоритета прав человека. Является новым для российского законодательства и административной практики. Правовое государство, которое предполагается создать в России, характеризуется тем, что права личности признаются высшей ценностью, а все государственные органы, в том числе и органы исполнительной власти, ответственны перед гражданами. Права граждан должны быть надежно защищены от любого произвола органов государства, должностных лиц и представителей власти.
- Демократический централизм (принцип централизации). Этот принцип предполагает подчиненность нижестоящих органов вышестоящим. Он вытекает из единства данной системы, когда объем полномочий каждого органа исполнительной власти четко определен законодательством.
- Принцип гласности. Предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц. Все, что делается в центре и на местах, должно находиться под контролем общества. на виду у него.
- Принцип плановости (не утратил своего значения, хотя и стал менее значимым). В условиях перехода к рыночной экономике сфера плановости выражается в разработке программ развития отраслей и сфер народного хозяйства, прогнозировании хода экономической реформы, расчетах наиболее эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, установлении госзаказа на наиболее значимую продукцию, предоставлении по единому плану льготных кредитов.
- Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Российская газета от 25.12.1993 г. № 237
- Агапов А.Б. Федеральное административное право России. Курс лекций, 2000 г.
- Овсянко Д.М. Административное право. Учебное пособие, 2000 г.
- Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. Учебник, 2002 г.
- Труханович Л.В. Административное право. Пособие для подготовки к экзаменам (конспект лекций). М., 2001 г.