Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественная эволюция К.Г. Паустовского

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ произведений К. Г. Паустовского 1910 — 1920;х годов позволил проследить художественную эволюцию писателя, выявить синтетическую природу его творчества (переплетение поэзии и прозы, размывание межжанровых границ, стилистическая неоднородность), особую функцию образа рассказчика. Произведения писателя отличаются сложной композицией, и рассказчик является необходимой фигурой, «скрепляющей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ К. Г. ПАУСТОВСКОГО В 1910-Е ГОДЫ: РАННЯЯ ПОЭЗИЯ
    • 1. 1. Лирический герой
    • 1. 2. Система мотивов
    • 1. 3. Особенности метрики и ритмики
    • 1. 4. Звукопись
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА II.
  • НЕОКОНЧЕННАЯ ПОВЕСТЬ К. Г. ПАУСТОВСКОГО «ЗОЛОТАЯ НИТЬ»: ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
    • 2. 1. Творческая история повести
    • 2. 2. Смысл заглавия, сюжетостроение, стиль повести
  • Выводы по главе II
  • ГЛАВА III.
  • ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ПРОЗЫ К. Г. ПАУСТОВСКОГО
  • 1910−1920-Е ГОДЫ)
    • 3. 1. Малые формы: особенности поэтики
    • 3. 2. Опыт создания крупной формы
    • 3. 3. Образ рассказчика
  • Выводы по главе III

Художественная эволюция К.Г. Паустовского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В диссертационном исследовании рассматривается эволюция творчества К. Г. Паустовского 1910 — 1920;х годов. Именно этот период привлек наше внимание, поскольку он связан с началом творческого пути писателя, борьбой с самим собой, метаниями, поисками своего жанра, стиля, героя. Молодой Паустовский не стремился к обнародованию своих ранних произведений. Так, он признаётся: «В течение 12 лет, примерно с 1914 г. по 1926 г., я писал, но сознательно не печатался, считая, что еще рано. Все написанное за эти 12 лет я отложил в сторону, забыл и начал писать сначала. Длительная лабораторная работа научила овладевать материалом и выработала в известное мере чувство языка» [Паустовский 1934: 20]. Поэтому свет увидело ограниченное количество произведений, созданных в ранний период.

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью творчества К. Г. Паустовского 1910 — 1920;х годов, учитывая хранящиеся в архиве писателя и ранее не публиковавшиеся рукописи, а также лишь недавно увидевшую свет повесть «Золотая нить» (1922).

Исследователи творчества К. Г. Паустовского выделяют три периода в развитии писателя. Г. П. Трефилова в 4-м томе «Истории русской советской литературы» отмечает, что в «сознании читателя закрепились как бы три лика» Паустовского (1892 — 1968). Один Паустовский «Минетозы» (1927),.

Романтиков" (написанного в 1916 — 1923 гг., напечатанного в 1935 г.) и.

Блистающих облаков" (1929) — другой, более популярный — Паустовский.

Кара-Бугаза" и «Колхиды» (1932;1934) — наконец, третий Паустовский.

Мещоры", «Летних дней», «Повести о жизни» и «Золотой розы». Эти три разных творческих возраста у писателя, три последовательных этапа развития" [Трефилова 1970: 295]. Т. В. Карпеченко в 3-ей книге «Истории русской литературы XX века» выделяет два основных периода: «. .» Ранняя" проза — писатель поздно пришел в литературу и числил себя в учениках з примерно до 40-летнего возраста, и — время литературной зрелости с начала 1930;х гг." [Карпеченко 2008: 144]. Характеризуя творчество писателя, исследователь конкретизирует свою периодизацию. Исходя не только из языковой специфики, особенностей изобразительно-выразительных средств, но и из своеобразия тематики, она делит творчество Паустовского на четыре периода — «» экзотического творчества" (1920 — 1929), научно-художественного (1932 — 1939, 1955), «северного» (конец 1930;х гг.) и подчиненного теме искусства 1930 — 1950;е гг.)" [Там же: 143 — 144]. Как видим, литературоведы сходятся в том, что в начале 1930;х годов начинается новый период творческого развития писателя.

Г. П. Трефилова в предисловии к девятитомному собранию сочинений.

К. Г. Паустовского писала, что первый период заканчивается, когда «на последних страницах „Блистающих облаков“ умирает <.> старая романтика» [Трефилова 1981: 13]. Поэтому Л. С. Ачкасова, Л. А. Левицкий,.

Е. А. Алексанян и другие исследователи считают, что «Кара-Бугазом» (1932) начинается новая эпоха. Такая точка зрения вполне обоснованна. Для работы над этим произведением в мае 1931 года К. Г. Паустовский по поручению журнала «Наши достижения» едет на Каспий, что стало определенной вехой в его творческой судьбе. Окунувшись в реальную жизнь строительства Кара.

Бугаза, познакомившись с историками, геологами, археологами, людьми, не жалеющими своих сил на борьбу с пустыней, писатель начинает по-другому смотреть на мир и, как следствие, на свои произведения. Новые знания явились не только напоминанием о художественных недостатках прежних лет, но и стимулом к совершенствованию, к осознанию своих сил и возможностей, чем он делится в письме к Е. С. Загорской-Паустовской (28 ноября 1931 г. Березники). «Как писатель я рос очень медленно и только теперь, сбросив с себя шелуху всяческих РОСТ и галиматьи, я чувствую, как я созрел. Перелом дался мне нелегко — после весенней поездки я чувствовал себя, как писатель, мертвецом — новое пугало меня, давило, и я не знал 4 никаких путей, чтобы вложить в него весь тот блеск, который я чувствую и знаю в себе. Мне казалось, что как писатель современности — я ничто, я кончен, мой удел — более или менее удачное эпигонство. <.> Я брал неглубоко, стараясь заменить отчетливую мысль блеском и не умея придать той этой мысли тот блеск, которого она заслуживает. <.> Теперь пришло время говорить «во весь голос» [Паустовский: 9, 99 -100].

Думается, Паустовский и исследователи его творчества во многом правы, отдавая предпочтение второму этапу. Но нельзя забывать высказывание самого писателя в «Несколько отрывочных мыслей»: «Первой моей „настоящей“ книгой был сборник рассказов „Встречные корабли“ (1928)» [Паустовский: 1, 40]. На начальный период приходится создание не только рассказов, но и литературных эскизов, зарисовок, очерков, романов, в которых уже просматривается индивидуальный стиль Паустовского, зачатки его будущих произведений.

Ранняя" проза остаётся во многом недооцененной критикой. Особенно это ощутимо в исследованиях 1930;1940;х годов. Ряд литературоведов — Г. Колесникова, Е. Дюжий, А. Чачко — предвзято и настороженно относились к первым произведениям, обвиняя прозаика в излишней высокопарности, «красивости», «романтизации ложной действительности» [Чачко: 15], а также в подражательности, отсутствии законченных характеров. По мнению Г. Колесниковой, на начальном этапе «Паустовский выступает как романтик, оторванный от жизни, черпающий темы для творчества в прочитанных книгах, в туманных, волнующих снах, в воображаемых путешествиях по необыкновенным странам» [Колесникова: 210]. Исследователь упрекает писателя в «отрешенности от жизни», в том, «что он выдумывал своих героев, а не обобщал своих наблюдений над встреченными людьми» [Там же: 211]. Поэтому в произведениях Паустовского живут лишь «призраки», которые «не похожи на живых людей» [Колесникова: 210].

Но уже в это время появляются работы, в которых отмечаются как недостатки, так и положительные тенденции в творчестве писателя. Так, А. Роскин одним из первых обратил внимание на удивительно реалистичные природные зарисовки: «Многие пейзажи Паустовского — произведения живописи, созданные средствами словесного мастерства. Их можно было бы вешать на стену, если бы только для подобных картин существовали рамы и гвозди» [Роскин: 173]. В целом критик положительно оценивал ранние произведения: «Для вещей дебютных первые книги Паустовского в смысле мастерства были скорее сильными, а не слабыми. В художественной манере Паустовского с самого начала было нечто уверенное, завладевавшее читателем» [Там же: 172].

В 1960;е годы прослеживается повышенный интерес к прозе Паустовского. Л. С. Ачкасова, Л. П. Егоров, В. М. Яценко, К. Г. Попова и другие исследователи, отмечая закономерные недостатки первых шагов писателя, все чаще подчеркивают его удачи в прозе 1910 — 1920;х годов. Еще А. Чачко утверждал, несмотря на несколько критическое отношение к первым произведениям писателя, что они «не только ценны в историческом смысле, но имеют безусловно художественное значение» [Чачко: 13]. Л. П. Кременцов спустя полвека также настаивает на том, что «творческий путь Паустовского до „Кара-Бугаза“ заслуживает самого серьезного внимания и как время, когда формировалась его творческая индивидуальность, и как период, когда писателем были созданы определенные художественные ценности» [Кременцов 2007: 62].

В разное время к раннему творчеству К. Г. Паустовского обращались такие исследователи, как Е. А. Алексанян, И. М. Боброва, Н. Н. Воробьева, Т. В. Карпеченко, Е. Н. Кобзарь, Л. П. Кременцов, 3. А. Крылова, Л. А. Левицкий, С. Л. Львов, С. А. Мантрова, Н. А. Познякова, К. Г. Попов, Е. В. Попова, Г. П. Трефилова, С. Ф. Щелокова, Lily Daetz, Laszlo Dalos (Венгрия), Andrej Drawicz (Польша) Wolfgang Kasacs (Германия) и др.

Наиболее полно специфика первого творческого периода писателя выявляется в таких работах, как «Раннее творчество К. Паустовского 1916 — 1932 гг.» [Ачкасова 1960], «Паустовский — романтик и реалист: (Идейно-художественные искания 20−30-х гг.)» [Щелокова 1982], «Человек и природа в прозе К. Г. Паустовского 1910 — 1940;х годов: типология героя, специфика конфликта, проблема творческой эволюции» [Мантрова 2010].

Несмотря на основательную изученность раннего творчества.

К. Г. Паустовского, существуют определенные белые пятна, которые нуждаются в исследовании. Так, в журнале «Мир Паустовского» в № 22.

2005) и № 25 (2007) была опубликована недавно найденная повесть писателя.

Золотая нить", относящаяся к 1920;м годам, которая представляет несомненный научный интерес, в том числе и в аспекте эволюции раннего.

Паустовского. Она может привлечь и внимание историков, так как, по словам.

Г. Корниловой, «в современной русской литературе нет другого произведения, где столь ярко, правдиво, жестко описана русско-немецкая война 14-ого и последовавший за ней позорный для России Брестский мир».

Корнилова: 3]. Помимо этих исторических событий в повести рассказывается о Февральской революции, Октябрьском перевороте 1917 года, Гражданской войне. Повесть «Золотая нить» проясняет позицию писателя 1920;х годов. Так, Г. Колесникова в упрек Паустовскому восклицала: «Кажется, маловероятным, что писатель, начавший печататься после Великой Октябрьской революции, умолчал о ней в своем творчестве».

Колесникова: 219 — 220]. Автор не только не «умолчал» в своем произведении о тяжелейшем социально-политическом перевороте, но и развеял ложное мнение критика о том, что его «больше увлекала тогда борьба человека с природой, чем борьба за освобождение человечества» [Там же: 220]. До сих пор повесть «Золотая нить» целостно не исследована.

С. А. Мантрова в своей диссертации касается «Золотой нити» в связи с проблемой человека и природы в ранней прозе писателя. Осмысление первых 7 произведений автора в этом ключе позволило исследователю говорить о «целостной концепции» Паустовского, «суть которой сводится к представлению о природе, как спасительного для человека, очищающего, производящего красоту и гармонию. Мир, разрушенный дисгармонией войн и революций, человек, потрясенный социальным хаосом, нуждается во врачевании гармонией природы» [Мантрова: 205]. Повесть «Золотая нить» требует всестороннего исследования, которое мы и проведём в данной работе, опираясь не только на опубликованный текст повести, но и архивную рукопись.

В РГАЛИ помимо «Золотой нити» хранятся и другие прозаические произведения, относящиеся к начальному периоду творчества писателя и представляющие особую ценность для нас. Эта проза никогда не публиковалась и ранее не исследовалась: рассказ «Репортер, бродяга и капитан» — «Хроникер» (1921;1924)1, неоконченный рассказ «Встреча у Тараханкута» (1916 -1923)2.

В архиве К. Г. Паустовского хранятся и его ранние стихотворения 1911 — 1921;го годов. За редким исключением они не публиковались и не исследованы. Для выявления творческой эволюции писателя, осмысления процесса формирования его творческой индивидуальности необходимо учитывать весь корпус текстов, созданных в рассматриваемый период. Именно поэтому мы подробно рассматриваем стихотворное творчество Паустовского, которое представляет составную часть художественной системы автора.

Объект исследования в диссертационной работе — творчество К. Г. Паустовского 1910 — 1920;х годов: лирика и проза.

Предмет исследования — художественная система писателя в 19 101 920;е годы, творческая эволюция.

Материалом для изучения стали стихи К. Г. Паустовского, рассказы («Белые облака» (1920), «Репортер, бродяга и капитан» — «Хроникер» (19 211 924), «Три страницы» (1924), «Записки Василия Седых» (1929) и др.), очерки («Письма с войны» (1915), «На позиции» (1915), «Лейтенант Шмидт» (1917), «314 527» (1922), («Где нашли золотое руно» (1928) и др.), повесть «Золотая нить» (1920;е годы), романы «Романтики» (1916 — 1923) и «Блистающие облака» (1928), статьи, заметки и эпистолярное наследие писателя, относящиеся к 1910 — 1920;м годам, а также мемуары родственников и близких людей К. Г. Паустовского (В. К. Паустовского, С. Г. Высочанского, Г. А. Арбузовой).

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении, осмыслении и описании особенностей художественной эволюции К. Г. Паустовского в 1910 — 1920;е годы.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1) проследить процесс формирования творческой индивидуальности К. Г. Паустовского в ранней поэзии (1910;е годы);

2) рассмотреть историю создания повести «Золотая нить»;

3) раскрыть особенности поэтики повести «Золотая нить»;

4) определить жанровое своеобразие прозы К. Г. Паустовского 19 101 920;х годов;

5) выявить эволюцию раннего творчества К. Г. Паустовского.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды по теории стиха М. Л. Гаспарова, Л. Я. Гинзбург, В. М. Жирмунского, А. К. Жолковского, Б. О. Кормана, Б. В. Томашевскогоработы по проблемам поэтики, жанра и стиля М. М. Бахтина, А. Н. Веселовского,.

В. В. Виноградова, А. Н. Соколова, Б. В. Томашевскогопо творческой истории литературного произведения — Н. К. Пиксанова.

В диссертации используются системный, сравнительный и структурно-описательный методы исследования.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым детальным исследованием, посвященным формированию художественной системы К. Г. Паустовского в 1910 — 1920;е годы, позволяющим проследить путь писателя от лирики к прозе. В научный оборот вводятся не публиковавшиеся ранее стихи и рассказы «Встреча у Тараханкута», «Репортер, бродяга и капитан» (второе название «Хроникер»), специфика которых выявляется через анализ текстов. Проведённое исследование позволило выявить творческую эволюцию писателя, определить место повести «Золотая нить» в его художественном развитии.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплины «История русской литература XX века», чтении спецкурсов по творчеству К. Г. Паустовского и проведении спецсеминаров в вузе, а также могут послужить основой для подготовки сообщений, докладов, рефератов в школе.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Анализ ранних стихотворений (1910;е годы), хранящихся в архиве К. Г. Паустовского, позволяет расширить и уточнить представления о процессе формирования творческой индивидуальности писателя: особенностях лирического героя, в образе которого сочетаются частное и общее («В этой жизни тоскливой я долго искал.», «Душою я парю в ласкательных морях.» и др.) — системе мотивов, позиционирующих различные сферы реализации лирического «я» поэтаособенностях стихосложения (единство ритмики, интонации, звукописи и темы произведения).

2. История создания повести «Золотая нить» (1920;е годы) (анализ архивной рукописи и опубликованного произведения) позволяет выявить особенности авторской работы над текстом. Все исправления, сделанные рукой К. Г. Паустовского, свидетельствуют о том, что автор особое внимание обращает на смысл, значение, стилистическую и лексическую сочетаемость словстремится к экономии языковых средств и упрощает синтаксическую структуру предложений, что служит целям достижения большей выразительности речи, соблюдения ритма повествования.

3. В повести «Золотая нить», явившейся определённым итогом творческих исканий К. Г. Паустовского в 1910 — 1920;е годы, прослеживаются связи с поздними произведениями писателя. Несмотря на фабульную незавершенность, повесть воспринимается как эстетически законченное произведение. Ее заглавие, событийная основа, сюжетостроение, стиль подчинены раскрытию основной идеи произведения: несмотря на трагические испытания, выпавшие на долю России на переломе исторических эпох, её ждет великое будущее, т.к. дух нации не сломлен.

4. Проза К. Г. Паустовского 1910 — 1920;х годов свидетельствует о жанровых исканиях молодого писателя, что проявилось, с одной стороны, в создании произведений в форме очерка, рассказа, повести, романа, с другой стороны, в жанровом синтезе, присущем его ранней прозе. Для неё характерно соединение романтического и реалистического начал, сочетание очеркового и лирического типов повествования (очерки «Письма с войны», 1915, «На позиции», 1915 и др.- рассказы «Слава боцмана Миронова», 1921, «Репортер Крыс», 1922 и др.- романы «Романтики», 1916 — 1923, «Блистающие облака», 1928). Жанровый синтез проявляется на разных уровнях текста: в сюжетно-композиционной организации, в стилевом своеобразии, в способах выражения позиции рассказчика.

5. Творческое развитие К. Г. Паустовского в 1910 — 1920;е годы отличается выработкой способов выражения своего авторского «я» — в.

11 поэзии и прозе, поиском собственного стиля, стремлением модифицировать жанровые формы, синтезировать разнородные начала. Это определило вектор и специфику художественной эволюции писателя.

Апробация диссертации. Основные результаты исследования отражены в 5 публикациях (3 из них — в журналах из списка периодических научных изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки России), а также в докладах на международных научных конференциях: XI Виноградовские чтения (Москва: 2009), «Роль славянской молодежи в процессе устойчивого цивилизационного развития Славянства многоликий мир» (Москва: 2011), XII Виноградовские чтения (Москва: 2011), «Филологическое образование и современный мир» (Чита: 2011), «Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты» (Чита: 2011).

Достоверность представленных результатов подтверждается методологией, последовательным и детальным анализом художественной системы К. Г. Паустовского 1910 — 1920;х годов.

Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы (251 наименование). Общий объем диссертации составляет 211с.

Выводы по главе третьей.

Прозаические произведения К. Г. Паустовского (1910 — 1920;х годов) -очерки, рассказы, повесть, романы — теснейшим образом связаны друг с другом, что позволяет говорить о цельности творческого пути и художественного развития писателя. Характерная для творческих исканий начала XX века тенденция к синтезу разных видов искусства, форм, стилей проявилась и в ранних произведениях Паустовского. В прозе писателя наблюдается соединение романтического и реалистического начал, очеркового и лирического типов повествования. Жанровая диффузия проявляется и в сюжетно-композиционном строе произведений, вследствие чего порой сложно определить их жанр.

Писатель стремится к целесообразности и взаимосвязанности всех элементов текста. Поэтому особая роль в его прозе принадлежит образу рассказчика, история которого при сложной, громоздкой композиции является часто тем стержнем, на который нанизываются разрозненные фрагменты и эпизоды. Повествующий герой выполняет как структурную, так и психологическую, «композиционно-информативную» и коммуникативную функцию. К тому же благодаря герою раскрывается авторский взгляд на мир и создается имитация реальности описываемых событий. Правда, в зависимости от жанра произведения функции рассказчика могут варьироваться. При этом по способу выражения мы выделили три основных типа героя-повествователя: носитель общественного сознания, индивидуальный человек, смешанный тип.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, проанализировав творчество К. Г. Паустовского 1910 — 1920;х годов, подведём некоторые итоги. Художественный путь писателя начался с лирики (1910;е годы), в которой, несмотря на её подражательный, ученический характер, уже проявилось стремление говорить о проблемах современности, социально-политических катаклизмах: Первая мировая война (1914 — 1918), Февральская революция и Октябрьский переворот (1917), Гражданская война (1917 — 1923).

Основной носитель речи в стихотворениях Паустовского — лирический герой, являющийся (как и рассказчик в прозе) собирательным образом, в котором автор отразил трагедию своего современника. В лирике Паустовского реализуются мотивы, связанные с разными сферами его художественного мира, которые получат дальнейшее развитие в прозе писателя. Личностное начало выражается в мотивах одиночества, тоски, «скитальчества», забвения, богоборчествасфера творчества раскрывается в мотивах предназначения, «страданья» и др.- природное начало воплощается в мотивах, связанных с временами года, природными стихиями, небесными светилами. Основной носитель речи в стихотворениях Паустовскоголирический герой, образ которого вбирает в себя частное и общее. Писатель стремится к единству ритмического, интонационного рисунка, звукописи и темы, что в полной мере проявится в его большой прозе.

Десятилетие, отданное К. Г. Паустовским преимущественно лирике, не прошло бесследно для его творчества. Еще Л. А. Левицкий утверждал, что, несмотря на определенные «слабости», в стихотворных произведениях пробивались обнадеживающие ростки. Пейзажные зарисовки, вкрапленные во многие стихотворения, несмотря на всю их эскизность, говорили о том, что автор внимателен к жизни природы, пробуждающей в его душе живой отклик. <.> Поиски свежих эпитетов и метафор свидетельствовали об интересе молодого Паустовского к слову, о его готовности работать над ним.

182 тщательно и любовно" [Левицкий 1977: 47 — 48]. Кроме того, кропотливая работа над метром и ритмом стихотворения приучила писателя к гармоничному распределению материала, стройности формы. Он стремился к единству ритмического, интонационного рисунка, звукописи и темы, что в полной мере проявится в его большой прозе.

В поэзии Паустовского чувствуется влияние французского и русского символизма, что в большой степени определило формирование его поэтики, стиля. Поэт концентрирует внимание на внутреннем мире человека, его чувствах, впечатлениях. Он улавливает основные настроения людей в начале XX века, в том числе и декадентские. Стихотворения начинающего поэта насыщены символикой, благодаря которой создается «второй план», рождается подтекст. Для выражения ключевой идеи произведения он ищет наиболее подходящую форму, стремится к музыкальности стиха, уделяет внимание технике.

Стихотворный опыт Паустовского выявил его тяготение к объемным, беспробельным стихотворениям, своеобразному повествовательному сюжету, то есть к «прозаизации стиха». Если в 1910;е годы, судя по архиву, стихотворные тексты превалируют по сравнению с прозаическими произведениями, то в 1920;е годы проза практически полностью вытесняет лирику. Появляются известные очерки, рассказы, романы, создается очерковая повесть «Золотая нить» (1922). Отметим, что процесс перехода от лирики к прозе был естественным и последовательным: «прозаизация стиха» —> подобие «стихотворений в прозе» —" лиризм прозаических произведений.

Среди произведений ранней прозы Паустовского выделяется неоконченная повесть «Золотая нить», впервые опубликованная в 2005 году и являющаяся, на наш взгляд, одним из лучших его творений 1920;х годов. В повести отчетливо проявляется особое внимание автора к стилю и форме произведения. Писатель стремится быть точным в выборе изобразительновыразительных средств, тропов. «Золотая нить», несмотря на фабульную.

183 незавершенность, представляется нам цельным произведением — как с точки зрения поэтики, так и в аспекте раскрытия основной идеи.

Повесть демонстрирует художественный рост писателя. Во-первых, он стремится привнести гармонию в распределение материала в тексте, быть точным в выборе изобразительно-выразительных средств, тропов. Во-вторых, кропотливый поиск лексических единиц, отвечающих авторской задаче, помог писателю создать контрастный стиль произведения. На антитезе, противопоставлении строится изображение двух стран: Франции и России. Думается, смешение стилей как типичное явление в прозе Паустовского здесь совсем не случайно. Часто романтичный стиль в произведениях возникал от незнания писателем жизни, от стремления преобразить ее, домыслить действительность в определенном ключе, или от субъективного восприятия некоторых вещей, что не раз отмечала критика. А. Чачко настаивает на ущербности, пагубном влиянии данного стиля на слог писателя: «романтический стиль представляет смертельную опасность для языка. Язык застывает, становится условным, эстетски замкнутым <.>. Неопределенность и абстрактность в языке делает произведение рахитичным, эмоционально беспомощным» [Чачко: 20]. В «Золотой нити» романтичный стиль, выдавая авторское незнание настоящей Франции, подчинен определенной авторской задаче (раскрыть влюбленность рассказчика во Францию, его неготовность принять русскую действительность, чтобы резче очертить психологический перелом, который с ним произойдет).

В-третьих, сюжет произведения, охватывающий приблизительно 6 лет (1914 — 1920), строится таким образом, чтобы раскрыть духовную эволюцию героя — от мечтаний, грез и воздушных замков к реальной действительности, объективному восприятию мира. «Золотой нитью» Паустовский опровергает мнение Г. Колесниковой о том, что «в своем раннем творчестве он не отразил волнующие годы революции» [Колесникова: 219]. Писатель, напротив, углубляя представление об эпохе, не скупится на изображении жизненных.

184 реалий, дает практически протокольную хронику событий, что показывает его осведомленность, тяготение к правдивости, документальности. Поэтому, на наш взгляд, это произведение не традиционная повесть, а очерковая, в ней конкретные факты действительности поданы через призму авторского видения эпохи. «Золотая нить» в этом смысле, по нашему мнению, ближе к «Кара-Бугазу», нежели остальная проза 1910 — 1920;х годов.

В то же время, отличие «Золотой нити» от «Кара-Бугаза» и большинства прозаических произведений 1910 — 1920;х годов (в частности от «Романтиков» и «Блистающих облаков») проявляется в том, что ее сюжетостроение отличается цельностью и динамичностью, не распадается на практически законченные фрагменты. История рассказчика не прерывается эпизодами из жизни других героев, а гармонично переплетается с ними, что, безусловно, является достоинством повести.

На основе анализа прозы К. Г. Паустовского 1910 — 1920;х годов мы пришли к следующим выводам: во многих произведениях писателя проявляется тяготение к жанровому синтезу (что стало характерной приметой развития русской литературы начала XX века). Жанровая полифония проявилась как в стиле (сочетание лиризма, романтики, экзотики с документальностью, фактографичностью), так и в сюжетнокомпозиционной организации. Показательно, что жанр ряда произведений определяется с трудом. «Жанровый разнобой», отмеченный А. Чачко в.

Кара-Бугазе" (1932), объясняется критиком неумением писателя до сих пор сгладить противоречия своего мировоззрения" [Чачко: 21]. Нам трудно согласиться с мнением исследователя, поскольку своеобразная внежанровость" будет визитной карточкой Паустовского любого творческого периода и в большей степени характерна для поздних произведений, о чем, по воспоминаниям Л. А. Левицкого, говорил и сам писатель: «На днях меня спросили, что такое мои последние вещи.

Наедине с осенью", «Огни Ла Манша», «Ильинский омут». Что я мог.

185 ответить? Рассказы не рассказы, очерки не очерки. Так, неизвестно что. Нет в них ни сюжета, на который, кстати сказать, я никогда не был мастером, ни сквозной темы. Если эти вещи держатся, то только на настроении. Я давно хотел писать в таком роде, но что-то мешало, отвлекало, уводило в сторону" [Левицкий 1975: 373].

Диффузия жанров, в первую очередь, характерна для такого направления XX века, как неореализм (Б. Зайцев. С. Сергеев-Ценский, Б. Зайцев, И. Новиков, А. Толстой, А. Ремизов). По мнению А. В. Громовой, именно неореализм является художественным методом раннего Паустовского. Исследователь объясняет это, прежде всего, «свойственным героям и автору ощущением присутствия в реальности особого, духовного, пространства, просвечивающего сквозь обыденные факты» [Громова: 213].

Анализ произведений К. Г. Паустовского 1910 — 1920;х годов позволил проследить художественную эволюцию писателя, выявить синтетическую природу его творчества (переплетение поэзии и прозы, размывание межжанровых границ, стилистическая неоднородность), особую функцию образа рассказчика. Произведения писателя отличаются сложной композицией, и рассказчик является необходимой фигурой, «скрепляющей» довольно разрозненные фрагменты в единое целое, как в прозе «потока сознания». Помимо структурной функции, повествующий герой выполняет психологическую, «композиционно-информативную» и коммуникативную функции, а также способствует раскрытию авторского взгляда на мир, достоверному изображению описываемых событий. По способу выражения образа рассказчика мы выделили три основных типа: носитель общественного сознания, индивидуальный человек, смешанный тип.

Влиянием тенденций, характерных для искусства начала XX века, можно объяснить явление художественного синтеза, присущее ранней прозе писателя. Прежде всего, оно проявилось в переплетении романтического и реалистического начал, очеркового и лирического типов повествования.

Писатель любил цитировать слова А. А. Блока о том, что «гений излучает свет на неизмеримые временные пространства» [Паустовский: 3, 322]. Паустовский и сам надеялся на то, что его литературное наследие не затеряется в вечности. Спустя годы несомненный интерес у исследователей вызывают не только поздние произведения прозаика, но и его ранние опыты как важное звено формирования творческой индивидуальности писателя. Мы в своей работе попытались раскрыть эстетическое своеобразие первых его произведений.

Перспективной для дальнейшего изучения раннего творчества К. Г. Паустовского представляется проблема изобразительно-выразительных средств в поэзии и прозе писателя. Исследование позволит раскрыть специфику образного мира начинающего автора, стремящегося уйти от стереотипов и штампов в поисках новых красок для описания привычных вещей. Поскольку, с точки зрения, самого художника слова «тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости» [Там же: 176].

Показать весь текст

Список литературы

  1. ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ
  2. , А. И. Очерки Русской Смуты. Крушение власти и армии, февраль сентябрь 1917 Текст. / А. И. Деникин. — М.: Издательство «Наука», 1991.-519 с.
  3. З.Загорская, Е. «Мой адрес действующая армия.» (Письма 1914 — 1916 гг.) Текст. / Е. Загорская // Мир Паустовского. — М., 2007. — № 25. — С. 24−28.
  4. Мир Паустовского Текст. /Гл. ред. Г. Корнилова. М., 2005. — № 22. — С. 4
  5. , К. «Война. Тревога. Мобилизация» (Из дневников 1914 — 1915 гг.) Текст. / К. Паустовский // Мир Паустовского. М., 2007. — № 25. -С. 13−21.
  6. , К. Документ и вымысел (вопросы художественного очерка и работа над «Кара-Бугазом») Текст. /К. Паустовский // Наши достижения. -М.-Л., 1933.-№ 1.-С. 85−86.
  7. , К. «Живу по-походному» (Письма 1915 1916 гг. к Екатерине Семеновне Загорской) Текст. / К. Паустовский // Мир Паустовского. — М., 2007. — № 25. — С. 28−32.
  8. , К. Золотая нить Текст. / К. Паустовский // Мир Паустовского. М., 2005. — № 22. — С. 4−5.
  9. , К. Золотая нить Текст. / К. Паустовский // Мир Паустовского. М., 2007. — № 25. — С. 4−12.
  10. , К. Из дневников (20−30-е годы) Текст. / К. Паустовский // Мир Паустовского. М., 2000. -№ 15 — 16. — С. 47−53.
  11. , К. Как учат писателей в России (Интервью К. Паустовскогоанглийской газете «The observer Weekend Review» 27 декабря 1964 г.) /188
  12. К. Паустовский / пер. с англ. А. Мороз // Мир Паустовского. М., 2005. -№ 22. — С. 6 — 8.
  13. , К. На позиции Текст. / К. Паустовский // Мир Паустовского. М., 2007. — № 25. — С. 35−37.
  14. , К. Несколько слов о себе Текст. / К. Паустовский // Мир Паустовского. -М., 2000. № 15 — 16. — С. 2−3.
  15. , К. «Писать хочется и писать по-настоящему» (Из писем 1922−1931 гг.) Текст. / К. Паустовский // Мир Паустовского. М., 2007. -№ 25. — С. 94−99.
  16. , К. Письма с войны (От нашего корреспондента) Текст. / К. Паустовский // Мир Паустовского. М., 2007. — № 25. — С. 33−35.
  17. , К. «Там холод и гибель.» (Из стихов военных лет) Текст. / К. Паустовский // Мир Паустовского. М., 2007. — № 25. — С. 40 — 41.
  18. , К. 1920 год (Из дневника) Текст. / К. Паустовский // Мир Паустовского. М., 2005. — № 23. — С. 7 — 11.
  19. , К. Г. Время больших ожиданий. Повести. Дневники, письма Текст.: в 2 т. / К. Г. Паустовский / Авт. и сост. сопроводительных статей: В. К. Паустовский, Я. И. Гройсман, С. И. Ларин. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2002.-2 т.
  20. , К. Г. Исаак Левитан Текст. / К. Г. Паустовский. Л-М.: Искусство, 1961. — 32 с.
  21. , К. Г. Как я работаю над своими книгами Текст. / К. Г. Паустовский. М.: Профиздат, 1934. — 32 с.
  22. , К. Г. Потерянные романы Текст. / К. Г. Паустовский. -Калуга: Кн. изд., 1962. 256 с.
  23. , К. Г. Собрание сочинений Текст.: в 6 т. / К. Г. Паустовский. М.: Гослитиздат, 1957−1958. — 6 т.
  24. , М. М. Дневники. 1918 1919 Текст.: в 6 кн. Кн. 2/ М. М. Пришвин. — М.: Моск. рабочий, 1994. — 383 с.
  25. , А. П. Полное собрание сочинений и писем Текст.: в 30 т. Т. 17/ А. П. Чехов. 2-е изд., стереотип. — М.: Наука, 2009. — 548 с.
  26. , А. П. Полное собрание сочинений и писем Текст.: в 30 т. Т. 17/ А. П. Чехов. 2-е изд., стереотип. — М.: Наука, 2009. — 548 с.
  27. , Г. «Желание все знать, все видеть, путешествовать.» (О Константине Георгиевиче Паустовском) Текст. / Г. Арбузова // Мир Паустовского. -М., 2000. № 15 — 16. — С. 93−99.
  28. , Е. А. Константин Паустовский-новеллист Текст. / Е. А. Алексанян. М.: Наука, 1969. — 166 с.
  29. , Н. П. Концепция человека в творчестве Константина Паустовского / стиль и характер/ Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 /Н. П. Антипьев. Иркутск: Иркутск, гос. ун-т им. А. А. Жданова, 1969. -339 с.
  30. , Л. С. Гуманизм в творчестве К. Паустовского Текст. / Л. С. Ачкасова. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1972. — 203 с.
  31. , Л. С. Раннее творчество К. Паустовского 1916 1932 гг. Текст. / Л. С. Ачкасова. — Казань: Издательство Казанского университета, 1960.-56 с.
  32. , А. Незабытые вечера Текст. / А. Белянинов // Воспоминания о Константине Паустовском: сб./ Сост. Л. Левицкий. М.: Советский писатель, 1975. — С. 263−276.
  33. , И. М. Средства создания и стилистическая роль экспрессивного тона в малых жанрах К. Г. Паустовского Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01/ И. М. Бобров. Иркутск: Иркутск, гос ун-т им. А. А. Жданова, 1970.-324 с.
  34. , Ю. Мастер Текст. / 10. Бондарев // Воспоминания о Константине Паустовском: сб./ Сост. Л. Левицкий. -М.: Советский писатель, 1975.-С. 44−49.
  35. , И. П. К Паустовский «Повесть о жизни». /Черты лирического стиля/ Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01/ И. П. Бородин. Киев: Киевск. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького, 1970. — 323 с.
  36. , Н. В. Семантическая структура образов в рассказах К. Г. Паустовского Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.01/ Н. В. Брауда. -Воронеж, 1992.- 192 с.
  37. , Б. С. Читая том девятый Текст.: письма К. Г. Паустовского к Г. Л. Эйхлеру /Б. С. Вайсберг. Екатеринбург: Издание газеты «Штерн», 2003.- 63 с.
  38. , Т. Рассказы К. Г. Паустовского 50 60-х годов Текст.: дис.. канд. филол. наук:10.01.01/ Т. Вебер. -М., 1983.- 207 с.
  39. , Н. Н. Проблемы стиля К.Г.Паустовского Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01/ Н. Н. Воробьева. М.: Моск. обл. пед. ин-т им. Крупской, 1964.- 314 с.
  40. , С. Наша семья. Ее прошлое Текст. / С. Высочанский // Мир Паустовского. -М., 2000. -№ 15 16. — С. 14 — 22.
  41. , А. Похвала анекдоту Текст. / А. Гладков// Воспоминания о Константине Паустовском: сб./ Сост. Л. Левицкий. -М.: Советский писатель, 1975.-С. 279−289.
  42. , Ю. Сердце полное света Текст. / Ю. Гончаров // Воспоминания о Константине Паустовском: сб./ Сост. Л. Левицкий. М.: Советский писатель, 1975. — С. 112 — 154.
  43. , А. В. Интертекстуальность ранней прозы К. Г. Паустовского: постановка проблемы Текст./ А. В. Громова//Русистика и компаративистика: сб. науч. ст. /Отв. ред. Е. Ф. Киров, Г. Кундротас, М. Б. Лоскутникова. -М., 2010. Вып.5. — С. 205 — 214.
  44. , Л. П. Константин Паустовский. Очерк творчества Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01/ Л. П. Егорова. М.: Моск. гос. пед ин-т им. В. И. Ленина, 1960. — 334 с.
  45. Зейнаб, 3. X. К. Паустовский мастер рассказа (в соотнесении с новеллистикой Махмуда Теймура) Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.02. 10.01.06 /3. X. Зейнаб. — М.: Государственный университет имени М. В. Ломоносова, 1982. — 184 с.
  46. , И. Одержимость поэзией (Круг чтения молодого Паустовского) Текст. / И. Иванов // Мир Паустовского. М., 2007. — № 25. — С. 49 — 53.
  47. , В. С. Константин Паустовский. Поэзия странствий. Лит. портрет К. Паустовского Текст. /В. С. Ильин. М.: Советская Россия, 1967. — 135 с.
  48. , Э. Из письма, прочитанного на вечере, посвященном семидесятилетию К. Г. Паустовского Текст. / Э. Казакевич// Воспоминания о Константине Паустовском: сб./ Сост. Л. Левицкий. М.: Советский писатель, 1975. — С. 159 — 162.
  49. , Ю. Поедемте в Лопшеньгу Текст. / Ю. Казаков// Воспоминания о Константине Паустовском: сб./ Сост. Л. Левицкий. М.: Советский писатель, 1975. — С. 290 — 302.
  50. , А. Белорусская зима санитара Паустовского Текст. / А. Карлюкевич// Мир Паустовского. М., 2007. — № 25. — С. 38 — 40.
  51. , Т. В. Писатель и творчество в эстетической концепции К. Г. Паустовского Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / Т. В. Карпеченко, — М.: МГПУ, 2000. -242 с.
  52. Киреева, 3. С. Мещорский цикл К. Паустовского Текст.: (Проблема жанра): дис.. канд. филол. наук: 10.01.01/ 3. С. Киреева. М.: Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1973. — 191 с.
  53. , Е. Н. Стиль творчества К. Паустовского тридцатых годов Текст.: дис.. канд. филол. наук:10.01.01/Е. Н. Кобзарь. Донецк: Донецк, гос. ун-т, 1969. — 393 с.
  54. , Г. Прощание с экзотикой (о творчестве К. Паустовского) Текст. / Г. Колесникова // Красная новь. М., 1940. — Кн. 1. — С. 218 — 227
  55. , Г. Путеводная нить писателя Текст. / Г. Корнилова // Мир Паустовского. М., 2007. — № 25. — С. 2−3.
  56. , Л. Трудные дороги поиска Текст. / Л. Кременцов // Мир Паустовского. -М., 2007. № 25. — С. 64−76.
  57. , Л. П. Книга о Паустовском. Очерки творчества Текст.: учеб. пособие/ Л. П. Кременцов. М.: Жизнь и мысль, 2002. — 208 с.
  58. , Л. П. Проблема творческой эволюции писателя: (К. Г. Паустовский) Текст.: дис.. док-pa филол. наук: 10.01.02/ Л. П. Кременцов Москва, 1984. — 359 с.
  59. , Л. На семинаре Текст. / Л. Кривенко// Воспоминания о Константине Паустовском: сб./ Сост. Л. Левицкий. -М.: Советский писатель, 1975.-С. 178−213.
  60. Крылова, 3. А. Эволюция эстетического идеала в творчестве Константина Паустовского-новеллиста Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / 3. А. Крылова. М.: Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1965. — 360 с.
  61. , Л. За десять лет Текст. / Л. Левицкий // Воспоминания о Константине Паустовском: сб./ Сост. Л. Левицкий. -М.: Советский писатель, 1975.-С. 357−374.
  62. , Л. А. Константин Паустовский. Очерк творчества Текст. / Л. А. Левицкий. 2-е изд. — М.: Советский писатель, 1977. — 408 с.
  63. , Ал. Всегда живой Текст. /Ал. Лесс// Воспоминания о Константине Паустовском: сб./ Сост. Л. Левицкий. М.: Советский писатель, 1975. -С. 84−90.
  64. , Е. В. Художественный мир малой прозы К. Г. Паустовского 1940 1960-х годов Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01/ Е. В. Летохо. -М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2010.-187 с.
  65. , С. Встречи разных лет Текст. / С. Львов// Воспоминания о Константине Паустовском: сб./ сост. Л. Левицкий. М.: Советский писатель, 1975.-С. 54−74.
  66. , С. Л. Константин Паустовский. Критико-биографический очерк Текст. / С. Л. Львов М.: Детгиз, 1956. — 94 с.
  67. , А. Уроки мастерства Текст. / А. Медников // Воспоминания о Константине Паустовском: сб./ Сост. Л. Левицкий. М.: Советский писатель, 1975.-С. 93−111.
  68. , М. Воспоминания К. Г. Паустовского о начале XX века: текст и контекст Текст. / М. Михайлова // Мир Паустовского. М., 2005. — № 23 -С. 15−19.
  69. , H. Вспоминаю с любовью." Текст. / Н. Морозова // Мир Паустовского. -М., 2007. № 25. — С. 102 — 103.
  70. , С. Жан Жак Руссо и Константин Паустовский певцы природы и свободы Текст. / С. Олливье// Мир Паустовского. — М., 2005. -№ 25. — С.129 — 133.
  71. , Н. П. Художественная проза К. Паустовского Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01/Н. П. Павлов. Калинин: Калининск. гос. пед ин-т М. И. Калинина, 1949. — 288 с.
  72. , В. История семей Высочанских, Гулей и Тенновых (Из послесловия к 1-ому тому «Повести о жизни» К. Г. Паустовского) Текст. / В. Паустовский // Мир Паустовского. М., 2000. — № 15 — 16. — С. 10 — 12.
  73. , В. Прививка к географии Текст. / В. Паустовский // Воспоминания о Константине Паустовском: сб./ сост. JI. Левицкий. — М.: Советский писатель, 1975. С. 415 — 461.
  74. , В. Серебряное колечко Текст. / В. Паустовский // Мир Паустовского. М., 2000. — № 15 — 16. — С. 61- 69.
  75. , Л. Генеалогическое древо К. Паустовского Текст. / Л. Платонова // Мир Паустовского. М., 2000. — № 15 — 16. — С. 4 — 7.
  76. , Н. А. Художественное мастерство К. Г. Паустовского Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01/Н. А. Познякова. Киев: Киевск. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко, 1968. — 210 с.
  77. , К. Г. Некоторые стороны языка и стиля Константина Паустовского Текст. / К. Г. Попов. София: Наука и искусство, 1964. — 71 с.
  78. , Е. В. Романтические тенденции в историко-биографических повестях К. Г. Паустовского Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / Е. В. Попова. Москва, 1976. — 210 с.
  79. , В. К. Путешествие в прекрасное (о рассказах К. Паустовского) Текст. / В. К. Пудожгорский. Вологда: Вологодский государственный педагогический университет, 1974 — 87 с.
  80. , JI. Путешествие с Паустовским Текст. / Л. Рахманов // Воспоминания о Константине Паустовском: сб./ Сост. Л. Левицкий. М.: Советский писатель, 1975. — С. 326 — 346.
  81. , Л. Т. Биографические произведения К. Г. Паустовского Тест.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01/ Л. Т. Сапринэ. -М.: Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской, 1971. 171 с.
  82. ИЗ.Смолич, Ю. Паустовскому я завидую Текст. / Ю. Смолич// Воспоминания о Константине Паустовском: сб./ Сост. Л. Левицкий. М.: Советский писатель, 1975. — С. 5 — 18.
  83. Су, Шву-Яннь Концепция творческой личности в художественной системе К. Паустовского Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01/ Шву Яннь Су. Москва, 1998. — 208 с.
  84. , Г. П. К. Паустовский, мастер прозы Текст. / Г. П. Трефилова. -М.: Худож. лит., 1983. 128 с.
  85. , Г. П. К. Паустовский. Проблемы формирования творческой индивидуальности Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.02 / Г. П. Трефилова. Москва, 1980. -188 с.
  86. , В. Годы роста Текст. / В. Фраерман // Мир Паустовского. -М., 2007. № 25.-С. 100- 102.
  87. , И. Цветение жизни Текст. / И. Штокман// Мир Паустовского.- М., 2007. № 25. — С. 42 — 46.
  88. , С. Ф. К. Паустовский романтик и реалист Текст.: (Идейн. -худож. искания 20 — 30-х гг. / С. Ф. Щелокова. — Киев: Вища школа. Изд-во при Киев, ун-те, 1982. — 182 с.
  89. , В. Род Паустовских: Городище-Пилипча Текст. /Ярмола В. // Мир Паустовского. М., 2000. — № 15 — 16. — С. 7 — 9.
  90. , В. М. Реализм и романтика в рассказах К.Паустовского Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01/В. М. Яценко. Томск: Томск, гос. ун-т, 1961.- 275 с.
  91. , В. А. Русский советский очерк Текст. / В. А. Алексеев. Л.: Государственный университет имени А. А. Жданова, 1980. — 119 с.
  92. А. П. Платонова. Книга 1. Научное издание Текст. / Отв. ред. Н. В. Корниенко. М.: ИМЛИ РАН, 2009. — 696 с.
  93. , М. М. Проблемы поэзии Достоевского Текст. / М. М. Бахтин. -4-е изд. М.: Советская Россия, 1979. — 320 с.
  94. , М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин/ Сост. С. Г. Бочаров М.: Искусство, 1979. — 424 с.
  95. , Н. А. Эрос и мораль Текст. / Н. А. Бердяев Харьков: Фолио, 2009.-317 с.
  96. , В. Я. Собрание сочинений Текст.: в 7 т. Т. 7. Статьи о
  97. B. Я. Брюсов/ Под общ. ред. П. Г. Антокольского и др. М.: Худож. лит., 1975.-528 с.
  98. , А. Н. Историческая поэтика. Текст. / А. Н. Веселовский / Сост. и коммент. В. В. Мочаловой. М.: Высш. шк., 1989. — 406 с.
  99. , Б. М. Поэтика «Слова о полку Игореве» Текст. / Б. М. Гаспаров. М.: «Аграф», 2000. — 608 с.
  100. Гаспаров, M. J1. Русский стих начала XX века в комментариях Текст. / Б. М. Гаспаров. 3-е изд. — М.: КДУ, 2004. — 312 с.
  101. , Л. Я. О лирике Текст. / Л. Я. Гинзбург 2-е изд., доп. — Л.: Сов. писатель, 1974. — 408 с.
  102. , M. М. Ритм художественной прозы Текст. / M. М. Гиршман. М.: Советский писатель, 1982. — 366 с.
  103. , Е. С. Жизненный материал и художественный сюжет Текст. / Е. С. Добин Л.: Сов. писатель, 1958. — 336 с.
  104. , Е. С. Сюжет и действительность. Искусство детали Текст. / Е. С. Добин. Л.: Сов. писатель, 1981. — 432 с.
  105. Дом и душа. Образ России в русской поэзии XX века Текст. / Отв. ред. А. И. Чагин. М.: ИМЛИ РАН, 2010. — 432 с.
  106. , В. М. Теория стиха Текст. / В. М. Жирмунский Л.: Сов. писатель, 1975. — 664 с.
  107. , А. К. Избранные статьи о русской поэзии: Инварианты, структуры, стратегии, интертексты Текст. /А. К. Жолковский / Отв. ред. Л. Г. Панова. М.: РГГУ, 2005. — 654 с.
  108. , А. К., Щеглов, Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты Тема — Приемы — Текст Текст. / А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов. — М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
  109. , Г., Сухова, Т. Авторские стратегии создания заглавия Текст. / Г. Иванчикова, Т. Сухова //Поэтика заглавия: сб. науч. тр. / Ред,-сост.: А. Н. Андреева, Г. В. Иванченко, Ю. Б. Орлицкий. М. — Тверь: Лилия Принт, 2005.-С. 8- 17.
  110. , Е. А. Рассказчик в повествовательной структуре Достоевского Текст. / Е. А. Иванчикова// Филологический сборник (к 100-летию со дня рождения академика Виктора Владимировича Виноградова). -М.:ИРЯ, 1995.-С. 187−196.
  111. , Б. О. Изучение текста художественного произведения Текст. / Б. О. Корман. М.: Просвещение, 1972. — 110 с.
  112. , Б. О. Лирика и реализм Текст. / Б. О. Корман. Иркутск: Изд-во Иркутск, ун-та, 1986. — 96 с.
  113. , Б. О. Лирика Н. А. Некрасова Текст. / Б. О. Корман. -Воронеж: Воронежский ун-т, 1964. 390 с.
  114. , М. А. Основы сравнительного статистического анализа ритмики прозы и стиха Текст.: учеб. пособие / М. А. Красноперова Спб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2004. — 152 с.
  115. , Н. Движение времени и законы жанра Текст.: монография/Н. Лейдерман. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. -256 с.
  116. , Ю. М. Анализ поэтического текста Текст. / Ю. М. Лотман Л.: Просвещение, 1972.-271 с.
  117. , Ю. В. Поэтика русского романтизма Текст. / Ю. В. Манн М.: Наука, 1976.-375 с.
  118. , Е. М., Неклюдов, С. Ю., Новик, Е. С. Историческая поэтика фольклора: от архаики к классике Текст. / Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов, Е. С. Новик. М.: РГГУ, 2010. — 285 с.
  119. Михаил Шолохов. «Тихий Дон». Динамическая транскрипция рукописи Текст. / Отв. ред. Г. Н. Воронцова. -М.: МЛИ РАН, 2011. 879 с.
  120. , Д. П. Мотивы поэзии Лермонтова. Одиночество Текст. / Д. П. Муравьев// Лермонтовская энциклопедия/ Гл. ред. В. А. Мануйлов. -М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 294 — 295.
  121. , В. О так называемом «лирическом герое» Текст. / В. Назаренко // Звезда. Л., 1953.-№ 11. — С. 164 — 172.
  122. B. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.1. C. 230.
  123. , Ф. Книга для всех и ни для кого: пер. с нем. Ю. М. Антоновского Текст. /Ф. Ницше М.: Культурная революция, 2007. -432 с.
  124. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Теория поэзии и прозы (теория словесности) Текст. /Д. Н. Овсянико-Куликовский 6-е изд. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.- 152 с.
  125. , Н. К. Творческая история «Горя от ума» Текст.' / Н. К. Пиксанов -М.: Наука, 1971.-225 с.
  126. Проблемы структурно-семантических указателей: Сб. статей Текст. / Ред. А. В. Рафаева. М.: РГГУ, 2006. — 166 с.
  127. В. В. Сочинения: Т. 2. Красота в природе и ее смысл и другие статьи: 1882 1890 [Текст] / В. В. Розанов /Ред., сост. и коммент. В. Г. Сукач — М.: Прогресс — Плеяда, 2009. — 610 с.
  128. , Н. Т., Скобелев, В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности Текст. / Н. Т. Рымарь, В. П. Скобелев -Воронеж, Логос Траст, 1994. — 263 с.
  129. , Б. Спор необходимо продолжить Текст. / Б. Рунин // Новый мир-М., 1960. -№ 11. С. 195−219.
  130. Русский эрос, или Философия любви в России Текст./ Сост. и авт. вступ. ст. В. П. Шестаков- Коммент. А. Н. Богословского. — М.: Прогресс, 1991.-448 с.
  131. , И. В. Поэтика мотива Текст. /И. В. Силантьев М.: Языки славянской культуры, 2004. — 296 с.
  132. , А. Н. Теория стиля Текст. / А. Н. Соколов. М.: Искусство, 1963. — 223 с.
  133. , И. Н. По законам искусства. Заметки о современном очерке Текст. / И. Н. Сухих // Звезда. Л., 1987. — № 1. — С. 200 — 208.
  134. , Т. Имплицитные концепции возраста и восприятие заглавия поэтического сборника Текст. /Т. Сухова //Поэтика заглавия: сб. науч. тр. / Ред.-сост.: А. Н. Андреева, Г. В. Иванченко, Ю. Б. Орлицкий. М. — Тверь: Лилия Принт, 2005. — С. 145 — 162.
  135. , Л. И. Слово в стихе Текст.: монография/ Л. И. Тимофеев -М.: Советский писатель, 1987. 424 с.
  136. , Н. Е. Образный строй русской поэзии 1917 1921 гг.: Монография Текст. / Н. Е. Тропкина — Волгоград: Перемена, 1998. — 222 с.
  137. , Ю. Н. Проблема стихотворного языка Текст. / Ю. Н. Тынянов- 5-е изд. М.: КомКнига, 2010.- 176 с.
  138. , В. И. Анализ художественного текста Текст. / В. И. Тюпа. М.: Академия, 2006. — 470 с.
  139. , А. Художественная автобиография и документ Текст. / А. Урбан // Звезда. 1997. — № 2. — С. 192 — 209.
  140. , H.A. Контрапункт интертекстуальности, или интертекст в мире текстов Текст. / H.A. Фатеева. М.: Агар, 2000. — 280 с.
  141. , В. И. Русская лирика революционной эпохи (1912−1922): Монография Текст. / В. И. Фатющенко. М.: Гнозис, 2008. — 416 с.
  142. , К. Писатель. Искусство. Время Текст. / К. Федин. М.: Советский писатель, 1957. — 520 с.
  143. , О. М. Поэтика сюжета и жанра Текст. / О. М. Фрейденберг. М.: Лабиринт, 1997. — 448 с.
  144. , В. П. Европейский эрос: Философия любви и европейское искусство Текст. / В. П. Шестаков. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство ЛКИ, 2011. — 224 с.
  145. , В. Б. О теории прозы Текст. / В. Б. Шкловский. М.: Сов. писатель, 1983.-383 с.
  146. , Б. М. О прозе. О поэзии Текст.: сб. ст. / Б. М. Эйхенбаум. -JL: Сов. писатель, 1986. 733 с.
  147. , Е. Г. Семинарий по французской стилистике Текст.: учеб. пособие. В 2 т. Т. 2. Поэзия / Е. Г. Эткинд. 3-е изд. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 248 с.
  148. , Е. А. Текст и подтекст в рассказах М. Булгакова («Записки юного врача») Текст. / Е. А. Яблоков. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. — 103 с.
  149. Язык фольклора: хрестоматия Текст. / Сост. А. Т. Хроленко. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2006. — 224 с.
  150. СПРАВОЧНЫЕ И ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
  151. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: в 4 т. Репринтное воспроизведение издания 1955 г. / В. И. Даль. М.: Рус. яз., 2002. — 4 т.
  152. , А. П. Словарь поэтических терминов Текст. / Авт.- сост. А. П. Квятковский- под ред. С. М. Бонди. 2-е изд. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — 240 с.
  153. Краткий философский словарь Текст. / Под ред. М. Розенталя и П. Юдина-М.:РИПЛ, 1986.-568 с.
  154. , Дж. Энциклопедия символов Текст. / Дж. Купер. М.: Ассоциация духовного единения «Золотой век», 1995. — 401 с.
  155. Лермонтовская энциклопедия Текст. / Гл. ред. В. А. Мануйлов М.: Советская энциклопедия, 1981. — 784 с.
  156. A. Н. Николюкина- Ин-т науч. Информации по обществ, наукам РАН. М.: НПК «Интелвак», 2003. — 1600 стб.
  157. B. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. — 752 с.
  158. Новейший философский словарь Текст. / Сост. и глав. науч. ред. А. А. Грицанов. Минск: Книжный Дом, 2003. — 1280 с.
  159. , С. И. Словарь русского языка Текст.: ок. 57 000 слов /
  160. C. И. Ожегов/ под ред. д-ра филолог, наук, проф. Н. Ю. Шведовой. 10-е изд., стереотип. -М.: Советская энциклопедия, 1973. — 846 с.
  161. , Д. Э., Теленкова, М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов Текст./ Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2001. — 624 с.
  162. Словарь синонимов русского языка Текст./ / Авт. сост. М. А. Ситникова. — 4-е изд. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2007. — 342 с.
Заполнить форму текущей работой