Инновации системы управления университета в условиях реформирования высшего образования
Диссертация
Апробация и практическое использование результатов работы. Основные положения и результаты диссертационной работы нашли отражение в научных публикациях, в информационном и организационно-методическом обмене опытом с другими вузами через Интернет, докладывались и обсуждались на научно-практических семинарах и конференциях: III Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование… Читать ещё >
Содержание
- 1. Стратегия управления университета в условиях регионализации высшего образования
- 1. 1. Университеты и основные тенденции развития высшей школы
- 1. 2. Цели деятельности и стратегические направления развития регионального университета на современном этапе
- 1. 3. Становление университетской корпорации. Основные характеристики системы управления регионального университета как научно-образовательной корпорации
- 2. Социальные детерминанты модернизации структуры управления регионального университета
- 2. 1. Научно-образовательное пространство Тюменской области и оценка влияния общероссийских и регионально отраслевых факторов на развитие региональных вузов
- 2. 2. Социальная эффективность современной структуры управления регионального университета (Тюменского государственного нефтегазового университета)
2.3 Прогнозная модель структуры управления научно-образовательной корпорации — Тюменского государственного нефтегазового университета и оценка ее эффективности (по результатам социологического анализа).
Список литературы
- Абелинскас Э. Между прошлым и будущим // «Эксперт-Урал». 2002. № 28. — С. 18−24.
- Ажаламов С., Боков В. В. Прогнозирование развития системы высшего образования РФ в условиях структурной перестройки экономики // Экономика высшей школы.-Вып. 1. -М.: НИИВО, 1995.
- Алиев Ю.В., Богин В. Г. и др. Прогностическая концепция целей и содержания образования. — М., 1994.-131с.
- Архангельская Н. Твердая рука вождь россиян. // Эксперт. 2002. № 31. — С. 46−48
- Асмолов А.Г. Смена имени: чем инициация отличается от переписывания вывески // Ведомости НИИ ПЭ. Вып.9 Тюмень: ИПП «Тюмень», 1998. — С. 11.
- «author»>Асмолов А.Г. ".Создать личность, умеющую оставаться человеком в ситуации неопределенности" // Ведомости НИИ ПЭ. Вып. И Тюмень: ИПП «Тюмень», 1998.
- Афанасьев Ю. Образовательная антиутопия // Отечественные записки.- М.: 2002.-№ 1.
- Бажанов В.А. Какой должна быть оптимальная стратегия реформы высшего образования // Независимая газета 2.09.98.
- Базовые ценности россиян. Социальные установки, жизненные стратегии, символы, мифы./ Отв. Редакторы Рябов A.B., Курбан-Галеева Е.Ш. М.: Мои интеллектуальные книги, 2003. — 448 с.
- Ю.Бакштановский В. И.,. Согомонов Ю. В. Университетская корпорация: успешный профессионализм // Ведомости НИИ ПЭ. Вып.2. Тюмень, 1995. 1 ГБарбаков О. М. Региональное управление: реалии и перспективы. СПб.: Лань, 1999.
- Басовский JI.E. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. -M.: ИНФРА-М, 1999.-260 с.
- Батыгин Г. С. Этос воспитания, университетское сообщество и социальная дифференциация//Ведомости. Вып 13. Тюмень, 1999.
- Бауман 3. Индивидуализированное общество. — М.: Логос, 2002−162 с.
- Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс-Традиция. — С. 238.
- Беккер Г. Природа профессии // Этика успеха. Вып.З. Тюмень-Москва. 1994.-С. 86.
- Бизнес-идеи образования // http: // www.sharomov.ru /obrazovanie/doklad.htm
- Битуева А.В. Особенности структурного строения ценностных ориентацией. // Теоретический журнал Credo, № 21, 2000. С. 45−63.
- Богданова М.В. Формирование духа среднего класса у студентов университета // Ведомости. Вып. 16. Тюмень, 2000.- С. 28−42.
- Богданова М.В., Согомонов А. Ю. Нефтегазовый университет как образовательная корпорация. Материалы пилотного этапа мониторинга // Ведомости НИИ ПЭ. Вып. 1. Тюмень, 1995. С. 13−23.
- Болотин И. Социальные проблемы научно-педагогических кадров // Высшее образование в России.-2002. № 4.- С.21−32.
- Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: «Большая российская энциклопедия», — Спб.: «Норинт», 2002. — 1456с.
- Булатов В., Голдин В. Научно-образовательный центр европейского севера. // Высшее образование в России. 2002. № 5.- С.9−13.
- Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos* 96. M., 1996.- С. 8.
- Быкова М. Мифы и реальность американского образования // Отечественные записки.2002.№ 1 .-С. 131 -144.
- Вайнштейн Г. Формирование гражданского общества в России: надежды и реальность // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 5. —С.8−19.
- Вайншток С.М., Крысин Н. И. Роль нефтяной промышленности в развитии экономики городов Тюменского Севера Тюмень: Вектор Бук, 2000. — 140 с.• • 175
- Вайсман А. Стратегия маркетинга: Десять шагов к успеху. Стратегия менеджмента: Пять факторов успеха / Пер. с нем. -М.: Экономика, интерэксперт, 1995. — 126 с.
- Васильев В. Н., Воронин А. В., Университетский комплекс центр развития региональной системы непрерывного образования // http: // Virlib EUNnet / unimng
- Васильев Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. д.э.н. В. В Глухова. -СПб: Изд-во «Лань», 2001. -544 с.
- Верже Ж. История средневекового университета //• Вестн. высш. шк. 1991. № 10.-С. 100−109.
- Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 160 с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление. — М.: Гардарики, 1998. 296 с.
- Владимиров В. Организационная структура российских вузов. // Высшее образование в России.2001.№ 5.-С.5−11.
- Владимиров В. Стоимость обучения и оплата труда преподавателей // Высшее образование в России.2002.№ 6.-С.28−33.
- Водзинская В.В. Понятие установки, отношенияи ценностной ориентации в социологическом исследовании. // Науч. Докл.высш.школы Философ. Науки. -М., 1968.-С. 113−119.
- Врагов В.Н., Ильин В. Е., Лисс Л. Ф., Хаславская Л. М. Основные принципы современного университетского образования. Новосибирск: НГУ, — 56 с.
- Вуз силен выпускниками. Тюмень. 1998.
- Вуз, нефть и люди. Составитель В. Е. Копылов.- Тюмень, 1993.- 238 с.
- Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. Статистический справочник. М., НИИВО, 1999. — 100 с.
- Высшее образование в XXI веке: Подходы и практические меры. Заключительный доклад ЮНЕСКО. Париж, 1998. — 21 с.
- Высшие, средние и начальные профессиональные учебные заведения Тюменской области: Стат. сборник./ Тюменский областной комитет госстатистики.1. Тюмень, 2002. 92 с.
- Галаган А.И. Проблемы интернационализации и контроля качества высшего образования и подходы к их решению в ряде зарубежных стран // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 3. С.221−228.
- Гвоздев В. Модернизация образования: взгляд из региона.// Aima mater: Вестник высшей школы. 2003. № 2. С. 5.
- Гегель Г. Философия духа // энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1977. Т.1. — С.350−364.
- Георгиев Г., Иванов В., Свердлов Е. Кредитная система высшего образования //Известия. № 24.2002.
- Гершкович Т.Б. К вопросу о детерминантах профессиональной адаптации преподавателей высшей школы // Образование и наука.-2001.-№ 1(7).-С.69−82.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). — М.: Совершенство, 1998.-605 с.
- Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. -М., 1993.- С. 90.
- Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. 2-е изд., доп. и испр. — Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПУ «Крылья», 1998. — 224 с.
- Глущенко В.В., Глущенко И. И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПУ «Крылья" — 2000.- 416 с.
- Грызлов В. Региональные университеты и корпоративный „климат“ // Высшее образование в России. 2002. № 5.-С.26−28.
- Гудков Л. Кризис высшего образования в России: конец советской модели // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. Информационный бюллетень ВЦИОМ. 1998. № 4 (36). С.34−35.
- Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. / Российская Академия образования взрослых в России и США.-М.: ИТПиМИО РАО, 1994.- 189 с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования.- М.:1. Логос, 2001.
- Десять тезисов НИИ ПЭ университету // Ведомости. Вып.1. Тюмень, 1995. С.10−12.
- Джонстон Д.Б. Высшее образование в США в 2000 г. // Перспективы: Вопр. Образования / ЮНЕСКО. 1992.№ 3.- С.225 238.
- Добреньков В.И., Нечаев В .Я. Общество и образование. — М.: ИНФРА -М, 2003.-381с.
- Долгоруков Ю.М. Развитие образования в условиях информатизации общества //Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18, Социология и политология. 199.№ 4.-С.ЗЗ-51.
- Долгушин В.В., Лимонова Э. М., Винников А. Б. Развитие профессионального образования в регионе // Налоги, инвестиции, капитал. 2002. № 1−2. С.75−80.
- Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издат. дом „Вильяме“, 2001.272 с.
- Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результат / Пер. с англ. М., 1995. -234 с.
- Дудников В.В. Менеджмент сферы образования. М.: Т.1. — 1995- Т.2. — 1999.
- Дятченко Л. Новый университет: эксклюзивный опыт. // Высшее образование в России. 2003. № 5. С. 14−24.
- Егоршин А.П. Прогноз (о перспективах образования в России) // Высшее образование в России. 2000. № 4. С. 17−30.
- Елисеев К.В. Некоторые особенности нововведений в образовании // Иноваци-онные процессы в образовании/ под.ред. Загвязинского Сб.науч.тр. — Тюмень, 1990-С. 63−64.
- Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М.: Финстатинформ, 1998.70.3арубежный опыт реформ в образовании (Европа, США, Китай, Япония, страны СНГ): Аналитический обзор // Офицальные документы в образовании. 2002. № 2.-С. 50−73.
- Захаров Н.П., Ляхович Е. С. Миссия университета в европейской культуре.- М., 1994.
- Зимняя И.А. (ред.) Гуманизация образования. М.: Исслед. центр. 1996−98. Вып.1−3.
- Иконников А. Интеллектуальный ресурс в демографическом ракурсе // Высшее образование в России. 2001. № 6, — С.20−25.
- Ильин Г. Л. Философия образования: Идея непрерывности. М.: Вузовская книга. 2002.-С. 27.
- Инновации в системе образования: коллект. Монография / ред. Коллегия: Новиков В. Г., Барбакова К. Г., Пермякоков В. Г. СП (б): СРП „Павел ВОГ“, 2002. -312с.
- Кабеева Н. В, Спасибов В. М. Высшее образование и нефтяной бизнес перспективы взаимодействия.//Глобальные социально-экономические тенденции в 21 веке и проблемы высшей школы: Тез. докл. методологического семинара — Тюмень, Вектор Бук, 2002.
- Кабеева Н. В, Спасибов В. М. О Российском опыте глобализации образования // Глобальные социально- экономические тенденции в 21 веке и проблемы высшейшколы: Тез. докл. методико-методологического семинара Тюмень, Вектор Бук, 2002.
- Казаренков В.И. Высшая школабСоциально-педагогическое взаимодействие // Педагогика.2000. № 5. С. 64−69.
- Капустин Б.Г. Современность как принуждение и как свобода // Вопросы философии. 1998. № 4. — С. 27.
- Карасев А.Б. О развитии российской системы корпоративного управления предприятиями // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 5.-С.5
- Каратеев А.Ю. Финансовые проблемы высшего образования США // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 6.-С.212−220.
- Карлов Н.В. Наука о духе в естественном и техническом университете // Вопросы философии. 1999. № 2.
- „author“>Карнаухов H.H. ».Наша идеология реформ в университете заключается в том, что мы как управленцы должны поступать очень прагматично" // Ведомости НИИ
- ПЭ. Вып. 10.- Тюмень, 1998.- С. 45−55.
- Карнаухов H.H. От «выживания» к «развитию»: проблемы и результаты // Ведомости. Выпуск 17.- Тюмень, 2000.
- Ковалишин Е. Издержки профицита. // Эксперт.2002 г. № 30.- С. 13−17.
- Колбина J1. Есть ли жизнь после нефти // «Эксперт-Урал». 2002. № 24. — С.20−28.
- Комментарий к закону РФ «Об образовании» / Отв.Ред. Шкатулла В. И. — М.:Юристъ, 2001.- 778с.
- Концепция развития профессионального образования в Ханты-Мансийском автономном округе // Международная академия наук высшей школы / под ред. H.H. Карнаухова, Г. С. Корепанова Тюмень: Изд. «Вектор Бук», — 24 с.
- Корольков В. Кадровая ситуация в высшей школе // Высшее образование в России. 2000. № 6. С. 5−19.
- Короткое Э.М. Концепция менеджмента: М.: ИНК «ДеКА», 1997. — Зс.
- Кузьминов Я. Образование и реформа // Отечественные записки. № 2 (3). Москва. 2002.- С. 8−9.
- Кулакова И. У истоков высшей школы: Московский университет в XVI11 веке // Отечественные записки. № 2.- С. 154.
- Ю1.Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ.- М., 1970-
- Кутковец.Т., Клямкин И. Нормальные люди в ненормальной стране // Московские новости. № 25. 2002.
- ЮЗ.Къосев А. Университет между фактами и нормами // Отечественные записки.- М. 2002. № 2.-С. 82.
- Ладыжец Н. Университеты в Европе // Вестн. высш. шк. 1991. № 9. -С. 80−84.
- Летопись Тюменского государственного нефтегазового университета: Спра-вочно-информационный выпуск. Выпуск 1,2. Тюмень, 2000.
- Лиферов А.П. Глобальное образование путь к интеграции мирового образовательного пространства. — М.: Педагогический поиск, 1997. — 108 с.
- Лысенко В. Концепция глобального образования (российский вариант) // Народное образование. 1993. № 9/10.-С.З-7.
- Лысова Е.Б. Основные тенденции развития содержания образования в зарубежных странах //Дидактические проблемы построения базового содержания образования. М., 1994.- С.44−58.
- Ляхович Е. История и культура дореволюционной России.- Томск, 1998.
- Масленникова Н. Разработка структуры управления, обладающей потенциалом для изменений // Проблемы теории и практики- управления. 2002.№ 4. С. 121−127.
- Материалы VII съезда Российского Союза ректоров.- М- 2003.
- Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001. — 624 с.
- ПЗ.Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2001.-800 с.
- Миронов. Век образования. Человечество на рубеже XXI века.- М., 1990-
- Многоуровневое высшее образование. Вып. 9.- Чита: Изд-во ЧГПИ, 1995.109 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М.: МО РФ. 2000.- 15 С.
- Незримый колледж успешных профессионалов: модели профессионализма // Ведомости. Вып. 2.- Тюмень, 1995.
- Никитина Н. Корпоративность это совместное и взаимное развитие // Alma mater: Вестник высшей школы. 2001. № 12.- С.34−35.
- Новый экономический и юридический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. -М.: Институт новой экономики, 2003. 1088 с.
- Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. М.: Весь мир, 2000. — 200 с.
- Овсянников A.A. система образования в России и образование России // Мир России. 1999. № 3.- С.73−132.
- Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. А. Н. Силина, С. Д. Резника, Э. М. Короткова. Тюмень: Вектор бук, 1998'. -'308 с.
- Ортега-и-Гассет X. Миссия университета // Отечественные записки. № 2. М. 2002.
- Отчет по контракту с НФПК на разработку новой структуры управления Тюменского государственного нефтегазового университета № А2/047/5/1. Руководитель Карнаухов H.H. ТюмГНГУ, 2003.
- Попов В., Подлеснов В. Н., Кучеров В. Т. и др. Многоуровневая структура образования: научно-методические основы и практика. — Волгоград, 1997. — 108 с.
- Попов О., Саидов М. Стратегия расходования средств взгляд на финансовый менеджмент европейского университета. // Вестник высшей школы.2001.№ 1. С.27−33.
- Попова А. Проблема качества образования в высшей школе // Aima mater. 2002. № 8 .-С. 19−28.
- Поташник М.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1997.-350 с.
- Пригожин А.И. Современная социология организаций. — М.: Интерпакс, 1995.-278 с.
- Профессиональное образование в Тюменской области: анализ и прогноз.-Тюмень, Вектор бук, 2002.
- Розанов В.А. Психология управления. —М.: Интел-Синтез, 1997. — 170 с.
- РоманковаЛ.И. Динамика кадрового потенциала высшей школы России // Экономика образования.2002.№ 1.-С.32−43.
- Роуг В. Университет как явление средневековой культуры // Вестн. высш. шк. 1991. № 8.-С. 97−109.
- Русинов Ф.М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. М.: ИНФРА -М, 1996. -352 с.
- Савин Г. В. Подготовка бакалавров-экономистов в университетах различных стран мира // Экономика образования. 2002.№ 2.-С. 43−48.
- Садовничий В.А. Высшая школа России: традиции и современность // Высшее образование сегодня. 2002. № 12.- С. 10−15.
- Садовничий В.А., Белокуров В. В., Сушко В. Г., Шикин JE.B. Университетское образование: приглашение к размышлению.- М.: Из-во Моск. Университета, 1995. -352 с.
- Сенашенко B.C. О структуре высшего профессионального образования // Материалы методической конференции. М., 1997. — С. 50−55.
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.- С. 43.
- Сериков Т.Н. Элементы теории системного управления образованием. Челябинск. — 4.1. — 1994. 4.2. — 1995. Ч.З.- 1996.
- Сидоров И. Университетский холдинг в трех «измерениях» // Высшее образование в России. 2001. № 6. С.33−36.
- Силин A. H, Н. Г. Хайруллина Управление персоналом Учебник. Тюмен. гос. нефтегаз. ун-т Тюмень, Вектор Бук, 2002.
- Система образования РФ: Сборник статистических данных. М.: Министерство образования РФ, 2000.
- Скифский C.B. Обучение инновациям в нефтегазовом образовании // Известия высших учебных заведений «Нефть и газ».2002. С. 110−117.
- Смирнов С. Серые новости. // Эксперт. 2002. № 29.- С. 36−38.
- Согомонов А.Ю. Назад в университет! Меняющаяся прагматика знания и университетская идентичность в эпоху высокой современности // Отечественные записки. № 2.- С. 99.
- Согомонов А.Ю. Университет в XXI веке: меняющаяся прагматика знания и возврат к истокам. // Ведомости. Вып. 16/ под ред. В. И. Бакштановского, H.H. Карнаухова. — Тюмень: НИИ ПЭ, 2000 — 164 с.
- Соловейчик С. О Первом и Последнем в классе // Этика успеха. Вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Вып.1.- Тюмень-Москва, 1994.
- Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования. Анализ и оценка. Монография / Под ред. проф. А. Я. Савельева. М.: НИИВО, 1999.
- Социальное положение и уровень жизни населения России. 2002: Стат.сб./ Госкомстат России. М., 2002. — 453 с.
- Социальный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 271 с.
- Становление духа университета./ Под ред. В. И. Бакштановского и H.H. Карнаухова. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ. 2001 — 755с.
- Страхова Л.П., Бартенев А. Е. Корпоративные образования в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 6. С. 22. — 36.
- Т.Парсонс, Дж. Платт. Интеллектуалы, университет и секуляризация. Глава из книги «Американский университет» // Ведомости НИИ ПЭ. Вып. 4.- Тюмень. 1996.
- Табаков Н. Даны два пути, ищем третий // «Эксперт-Урал». 2002. № 20.-С.19−22.
- Терлецкий В. И богатым нужна поддержка // Директор.2002.- С. 52.
- Томсон A.A. Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1998, — 576 с.
- Торкин А. Высшее образование: системный подход // Высшее образование в России. 1999.№ 4.- С. 42−48.
- Тюменская область в цифрах. 1976 — 1980 годы. Свердловск: Сред.-Урал, кн. изд-во, 1981.- 160 с.
- Тюменская область в цифрах. 2002 год. Тюмень: Тюменское областное управление статистики, 2003.- 230с.
- Удальцова Н.В. Социология управления: Учебное пособие. М.: ИНФРА -М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. — 144 с.
- Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-пресс, 1998. — 256 с.
- Уткин Э.А. Управление фирмой. -М.: Акалис, 1996. 516 с.
- Федоров И.Б., Еркович С. П., Коршунов С. В. Высшее профессиональное образование Мировые тенденции. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1988.
- Филиппов А. Утопия образования // Отечественные записки. № 1.-М., 2002.1. С. 10−11.
- Филиппов В.M. Высшая школа России перед вызовами XXI века // Высшее образование в России.2001. № 1. С. 5−15.
- Филиппов В.М. Россия образование XXI: взгляд в будущее // Университетская книга. 1999. № 12.
- Хохлов А., Стронгин Р., Грудзинский А. Проектно-ориентированный университет // Высшее образование в России. 2002. № 2.- С.3−11.
- Ценностные аспекты доктрины образования для университета. (Фрагменты стенограммы ректорского семинара). // Ведомости. Вып. 16/ под ред. В.И. Бак-штановского, H.H. Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2000 — 164 с.
- Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. — 2-е изд., испр. И доп. -M.: ИНФРА — М, 1996. — 272 с.
- Шабсис А. Высшее образование США: проблемы и решения // ФОРВЕРТС. № 404.2003.
- Шадриков В., Геворкян Е. и др. О видах высших образовательных учреждениях // Высшее образование в России. 2000. № 3 С. 13−25.
- Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет в региональном.сообществе.- М.: Высшая школа. 2003.- 223 с.
- Экономика и организация управления вузом / Под ред. д.э.н. В. В. Глухова — СПб.: Лань, 1999.-448 с.
- Ясперс Идея университета. Перевод А. Филиппова // Ведомости. Вып. 2.-Тюмень, 1995.
- Howard Becker. The Nature of Profession // Sociological Work: Method and Substance.- Chicago: Aldine Publishing Company, 1970.
- Jaspers K. Die Idea der Universitaet. Berlin: Springer-Verlag, 1946. — P. 10.
- Talcott Parsons and Gerald M. Piatt. The American IJniversity. Cambridge: Harvard University Press, 1973. P. 276−282-