Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Делинквентное поведение как форма деструктивной девиации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическая основа исследования. Чтобы решить поставленные задачи, необходимо учитывать реальное воздействие многообразных экономических, социальных и политических факторов, а также преобладающие тенденции изменения общественной жизни. Это возможно сделать лишь на основе целостного, комплексного методологического подхода, позволяющего составить всестороннее, системное представление о том или… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
    • 1. 1. Понятие социальной нормы. Различные подходы к классификации социальных норм
    • 1. 2. Основные концептуальные подходы к определению понятия девиантного поведения
    • 1. 3. Причины девиации и делинквентности
  • ГЛАВА 2. ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
    • 2. 1. Влияние делинквентного поведения на динамику общественных процессов
    • 2. 2. Роль социального контроля в регулировании делинквентности
    • 2. 3. делинквентность в современном российском обществе и способы её регулирования

Делинквентное поведение как форма деструктивной девиации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современном российском обществе в ходе радикальных преобразований всех сфер жизнедеятельности на ряду с различными формами проявления девиации, широкое распространение получило делинквентное поведение. Данное обстоятельство существенно актуализирует необходимость всестороннего научного изучения э того социального явления.

Научный анализ делинквентного поведения особо актуален в силу ряда причин. Во-первых, экономические трудности, переживаемые нашим обществом, инициировали широкое распространение преступности, что усугубляет социально-экономическую и политико-правовую ситуацию в стране, негативно отражается в массовом сознании, формируя и закрепляя соответствующие ценностные ориентации. Сложилась парадоксальная ситуация, характеризующаяся тем, что, с одной стороны, весь ход радикальных реформ требует активного участия граждан в их осуществлении, а, с другой стороны, особенности их проведения обусловили распространение различных видов отклоняющегося поведения, в частности делинквентного, которые выступают серьезным тормозящим фактором общественного развития.

Во-вторых, радикальные реформы, основное содержание которых составляет приватизация и становление рыночного типа экономики, сопровождаются динамичными изменениями социальной структуры и массовой маргинализацией общества. Тем самым, значительно расширяется социальная база различных видов отклоняющегося поведения. В-третьих, радикализм проведения экономических реформ, сопряженный с разрушением механизма государственной власти, обусловил процесс криминализации общественной жизни, который стал важным фактором распространения социально-негативных форм девиантного поведения.

Широкое распространение различных видов отклоняющегося поведения в современном российском обществе оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности людей и отражается в изменениях их образа жизни, в формировании ценностных ориентаций и социальных установок, предполагающих нарушение как правовых, так и моральных норм. В результате различные формы девиации (в том числе и противоправное, то есть делинквентное поведение), охватывают значительное число социальных институтов, слоев, групп и индивидов. Отклонения от социальной нормы приобретают массовый характер и зачастую воспринимаются как рациональный и общеприемлимый стиль поведения.

Поэтому важно выявить и изучить социальные факторы формирования и распространения девиантного и в частности делинквентного поведения, характерные для современной России. Это поможет разработать основные направления укрепления социального порядка в целях повышения эффективности проводимых реформ.

Социология девиантного поведения имеет столетнюю историю развития, которая представлена различными подходами к определению понятий, сущности и социальной значимости девиантности и делинквентности.

Анализ девиантности с позиций позитивизма часто отождествляет делинквентность и девиантность. Одни позитивистские подходы рассматривают биологические факторы, являющиеся причинами девиантного поведения, тогда как психологически ориентированные теории видят причины девиантного поведения в определенных психологических характеристиках девиантов.

Интеракционистский подход к девиантности, работающий с такими понятиями, как «договорная реальность», «определение ситуаций», роли, был развит в трудах ранних интеракционистов — Ч. Кули, У. Томаса, Дж. Мида и более поздних исследователей, в частности, И. Гофмана, Г. Блумера. По утверждению Г. Блумера, поступки становятся девиантными потому, что их интерпретируют как девиантные. И. Гофман ввел понятие социальной идентичности, которая, по его мнению, может укрепляться с помощью реакций на поведение какого-либо индивида.

Социально-позитивистские теории получили дальнейшее развитие в рамках социально-экологического подхода Чикагской школы, в частности в трудах Р. Парка, Р. Маккензи, Е. Бержесса. Анализируя поведение обитателей так называемых «моральных районов», на которые разбита городская территория, названные авторы показали, что для некоторых таких районов, живущих по своим моральным принципам, некоторые формы девиантного поведения, например, такие как проституция, наркомания и пьянство, являются вполне приемлемыми. Однако в их работах понятие социальной дезорганизации не дано достаточно четко.

Функционалистская концепция, являющаяся одним из вариантов социально-позитивистских теорий девиантности и базирующаяся на понятии аномии, была раскрыта в трудах Э. Дюркгейма и Р. Мертона. С позиций Р. Мертона, девиантное поведение является функциональным как для индивида, так и для окружающих его людей, при этом, если суждения негативные, индивид приобретает «поврежденную» идентичность, которая была ему фактически навязана. Г. Беккер ввел понятие «девиантной карьеры», показав, как индивид становится девиантом, проходя определенные стадии, на которые разбита девиантная карьера.

Структурные теории девиантности, в том числе теория конфликтов, считают необходимым для понимания девиантности учитывать противостояние между властями, которые формируют и навязывают определенные стандарты добра и зла, и субъектами, которым эти нормы (или девиантные идентичности) навязываются.

Из современных западных исследований девиантного поведения большой интерес представляют работы таких ученых, как Д. Доттер, П. Монсон [79], X. Хэйес, который, рассматривая одну из форм девиацииделинквентность, использует для объяснения молодежных правонарушений интегрированную теорию. Хэйес показывает, что теория социального обучения и социального контроля дает полезную информацию о различных фазах процесса правонарушения. Однако ни одна из этих теорий не объясняет процесс правонарушения в целом. Теория социального контроля более подходит для объяснения первоначального правонарушения, тогда как теория «навешивания ярлыков» — для объяснения продолжающихся правонарушений. Хэйес объединяет элементы теорий «навешивания ярлыков», дифференциальных связей (ассоциаций), социального обучения и социального контроля в модель, которая объясняет и первоначальные, и продолжающиеся правонарушения. Анализ данных трех национальных молодежных обследований подтверждает теоретическую модель Хэйеса и показывает, что ослабевший социальный контроль способствует возможности связи молодых людей с преступным миром, научению преступному поведению, совершению первых правонарушений. Первичная преступность увеличивает вероятность быть негативно оцененным родителями. Эти оценки усиливают вероятность будущих правонарушений. Полученные Хэйесом результаты служат веским аргументом для использования интегрированной теории в изучении молодежной преступности.

Взаимосвязь первичных и последующих правонарушений с негативными общественными санкциями рассмотрены в работах X. Каплана и К. Дэмфауса.

Проблемы антисоциального поведения в школе, оптимальные стратегии и практики его преодоления анализирует в своих работах К. Боудич — половые различия в факторах социального контроля рассматривают С. Г. Тиббеттс и Д. К. Херц — проблемы преступности, наркомании и других девиантных адаптаций на примере лонгитюдных исследований Х. Б. Каплана отражены в работе Е. Е. Лабеффапричины появления «человека криминального» рассматривает М. Экерстром .

Необходимо отметить, что единая теория девиантности, которая бы учитывала и структуру детерминации девиантного поведения, и формы социетальной реакции на девиации, и социально-психологические факторы вовлеченности в девиантность, на данный момент пока не разработана.

Отечественные исследования девиантного поведения развивались в двух направлениях. Одно из них связано с социологической школой уголовного права и социологической направленностью изучения некоторых форм девиантного поведения, например, таких как наркомания, алкоголизм, проституция, суицид. Такое социологическое осмысление феномена социальных отклонений начало формироваться в России с середины XIX в. Второе направление связано с формированием социологии девиантного поведения и социального контроля как специальной социологической теории.

Рассматривая степень разработанности данной проблемы, следует отметить, что на протяжении длительного времени данная проблематика рассматривалась в рамках изучения отдельных видов социальных отклонений. В частности, за довольно значительный период большой материал был накоплен в трудах отечественных криминологов, анализирующих делинквентность. Поэтому развитие социологического подхода к изучению преступности нашло отражение в работах по истории криминологии. Ценные исторические данные изложены в произведениях ряда крупных отечественных исследователей, внесших огромный вклад в становление криминологии и проявляющих интерес к социологическим аспектам исследования делинквентного поведения.

Важно принять во внимание исследования в рамках социологии права. Обращаясь к изучению социальной эффективности правоохранительной деятельности, авторы неизбежно касались социологических проблем делинквентного поведения.

Следует отметить, что до настоящего момента еще слабо освящены причины и факторы распространения различных видов девиантного поведения, том числе и деликвентного, в условиях современного.

Российского обществамало изучены механизмы отклоняющегося поведения и способы их регуляции.

Объектом данного диссертационного исследования является делинквентное поведение в современном обществе.

Предмет исследования — социальные факторы делинкветности, характерные для современной России.

Цель и задачи исследования

обусловлены научной и практической значимостью решения проблем отклоняющегося поведения.

Цель исследования состоит в выявлении общих закономерностей возникновения делинквентности, особенностей её социальной детерминации в условиях современной России и определении способов ее регулирования.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: выявить и рассмотреть основные теоретические подходы к определению понятия социальной нормы как исходному элементу отклоняющегося поведенияраскрыть с позиции социологического подхода сущность и содержание отклоняющегося поведения как социального явленияопределить причины девиантного поведения, характерные для современного обществаохарактеризовать сущность делинквентного поведения как формы деструктивной девиациирассмотреть существующие формы социального контроля, направленные на регулирование делинкветного поведенияпроанализировать взаимосвязь дисфункций социального контроля и делинквентного поведения в условиях современной России.

Методологическая основа исследования. Чтобы решить поставленные задачи, необходимо учитывать реальное воздействие многообразных экономических, социальных и политических факторов, а также преобладающие тенденции изменения общественной жизни. Это возможно сделать лишь на основе целостного, комплексного методологического подхода, позволяющего составить всестороннее, системное представление о том или ином явлении социальной жизни и его отражении в общественном сознании (в идеологии, теории). Именно такой подход, реализуемый в диссертационном исследовании, дает возможность рассмотреть делинквентное поведение как целостное явление отражающее сущностные характеристики девиации.

В качестве методологической основы исследования применяется сравнительно-исторический метод, позволяющий проанализировать и сопоставить различные этапы развития теории девиантного поведения, использование диалектического метода дает возможность раскрыть взаимосвязь делинквентного поведения, как формы деструктивной девиации, с основными процессами конкретного общества.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: уточнено понятие социальной нормы, как общественно одобряемой меры взглядов оценок и сужденийраскрыта сущность делинквентности как формы деструктивной девиациипоказана социальная значимость делинквентного поведения для современного Российского общества: преобладающие формы и виды делинквентности позволяют выявить характерные отклонения в его развитии, требующие первоочередного регулированиявыявлены социальные факторы, детерминирующие возникновение делинквентности в современном Российском обществе, особенности которых определяются трансформацией экономических и социально-политических условий, воздействующих на общественное сознание, в котором закрепляется возможность делинквентного выбора.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейшей разработке проблем девиантности, в определении ряда подходов по регулированию деликвентоного поведения. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекционных курсов по общей социологии, девиантологии, спецкурсов.

Результаты исследования чаще всего отражают специфику ее региональных проявлений, однако, региональные данные с определенной коррекцией создают возможность выработки целостной картины воздействия на лиц с делинквентным поведением.

Принимаемые обществом меры борьбы с социальными отклонениями должны быть дифференцированы и по месту и времени. Практически важно знать, когда, на что, как и в какой степени следует воздействовать и воздействовать ли вообще. Есть такие отношения, стереотипы и образцы поведения, которые нельзя «подтолкнуть» или изменить силой, — они не исчезнут до тех пор, пока не изменится та или иная часть социального организма. А есть отношения, на которые можно и нужно воздействовать уже сейчас и самым решительным образом, потому что для этого созрели все условия.

Ill.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование показывает, что деликвентное является естественноисторическим социальным явлением. Социальная среда выступает в роли объективной детерминанты, которая постоянно воздействует на состояние деликвентного поведения. Это воздействие может ее активизировать или, напротив, гасить до известных пределов, но оно всегда сохраняется, никогда не исчезает. Основополагающим фактором формирования делинквентнсти как деструктивной формы девиации выступает деформация социальных норм, которая обусловлена развевающеся социальной реальностью и трансформацией массового сознания.

Социальных нормы, выступают регулятором поведения людей, и определяется, с одной стороны, условиями данной социальной действительности, с другой — содержанием процесса нормативного отражения на уровнях общественного и индивидуального сознания (субъективный фактор), а также действенностью их обратного активного влияния на социальную практику через нормативное поведение людей, в котором реализуются рациональные и эмоциональные стороны их познавательной и практической деятельности.

Отрыв социальных норм от конкретно-исторической реальности, в их нестбильности и неопределенности, выступают одной из основных причин ослабления социального контроля.

Неоднородность и изменчивость нормативно-ценностной системы общества также вызывает возникновение и распространение различных форм девиаций, особенно деструктивных.

Общей и глобальной причиной девиантного поведения является дестабилизация общества. Кризисные явления общественного развития нашли отражение в массовом сознании, которому стали присущи внутренняя противоречивость, неустойчивость, эклектичность и переоценка одних ценностей при одновременной недооценке других. Ориентация значительной части населения на уровень «верхов» общества вытесняет морально-правовые аспекты целеполагающей деятельности. Происходит криминализация социальной жизни.

Содержание процесса криминализации выражается прежде всего в противозаконном поведении и в формировании ценностных ориентаций и социальных установок, предполагающих нарушение правовых норм. В результате противоправное поведение приобретает массовый характер. Таким образом, в условиях социально-экономического и политического кризиса, стремительное падение уровня жизни и формирования морально-правового нигилизма, когда материальный успех становиться широко распространенной целью при необеспеченностью легальными средствами ее достижения.

В таких условиях существенно возрастает роль социальной регуляции общественной жизни.

На основе проведенного исследования можно утверждать, что наиболее эффективной и перспективной в регулирования делинквентного поведения представляется прежде всего социально-профилактическая деятельность цель которой заключается в выявлении и нейтрализации причин и условий, вызывающих распространение деликвентного поведения.

Работа в данном направлении, на наш взгляд должна предусматривать следующий комплекс мер:

— проведение активной социальной политики направленной на преодоление сложившейся имущественной поляризации общества;

— формирование нормативно-правовой базы обеспечивающей наказание соразмерно совершенному правонарушению;

— организация информационных служб констатирующих и прогнозирующих изменения показателей деликвентного поведения с изменяющимися социальными условиями;

— формирование социальных центров способствующих адаптации к социальным условиям лицам в постпеницитарный период;

— разработка программ по трудоустройству и возможной профессиональной подготовки лиц освободившихся из мест заключения;

— создание молодежных движений способствующих формированию правосознания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Ф. Поиски выхода. Преступность, уголовная политика и места заключения в постсоветском пространстве/Обществ, центр содействия реформе уголовного правосудия.-М.: Права человека, 1996.-205с.
  2. Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями): Ежегодник/Рос, акад. наук. Ин-т социологии. М., 1995.-200с.
  3. С. Ф. Мораль и поведение. М, 1979. с. 116
  4. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. -М.:АН СССР, 1971. 61 с.
  5. Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и позитивистской психологии // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 131−143.
  6. Р. Этапы развития социологической мысли / Пер. с фр.- Общ. ред. и предисл. Л. С. Гуревича. М.: Прогресс — Универс, 1993. — 607 с.
  7. А.Ю., Вилке А. Я. Антиобщественные проявления в молодежной среде: опыт регионального прогноза// Социологические исслед. 1990. — № 4. — С. 57−65.
  8. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Политиздат, 1975. — 408 с.
  9. М.М. О пределах статистического анализа динамики преступности.//Государство и право. 2001,№ 9.
  10. Безопасность и здоровье нации в аспекте преступности: Материалы междунар. конф. «Здоровье нации и национальная безопасность», Москва 1995 г. / Редкол.: Долгова А. И. (отв.ред.) и др. М., 1996. — 192 с.
  11. Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939.
  12. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социал. Здоровье России, 1993. — 198 с.
  13. М.И. Социальные нормы как объект психологического исслед. // Методологические проблемы социальной психологии: Сб.ст. / Отв.ред. Е. В. Шорохова. М., 1975. — С. 222−240.
  14. В.Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация / Отв. ред. А. И. Арнольдов. М.: Наука, 1986. — 303 с.
  15. В.Н. Типы рефлексии в научном познании // Методологические проблемы науки. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 1976. — Вып. 4. — С. 38−45.
  16. Брушлинский J1.B. Мышление и прогнозированием., 1979.
  17. Н. Р. Социально-нравственные нормы как регуляторы поведения и деятельности личности. // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 2. Л., 1984. С. 154.
  18. М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения/Составл., общ.ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова- Предисл. П. П. Гацденко. М.: Прогресс, 1990. -С. 602−643.
  19. С.Г. Криминологическое исследование виктимности лиц с девиантным поведением: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук: (12.00.08) /Акад. управления МВД России. М., 1997. — 23 с.
  20. Я. Творчество: норма или отклонение?// Социологические исслед.- 1990. № 2. — С. 41−49.
  21. Я.И. «Отклоняющееся поведение» как социальное явление // Человек и общество. Л.: ЛГУ, 1971.- Вып. 8. — С Л13−118
  22. Я.И. Некоторые вопросы методологии криминологических исследований // Теоретические проблемы изучения территориальныхразличий в преступности: Социальные аспекты профилактики преступлений: Труды по криминологии. Тарту, 1988. — С. 102−110.
  23. Я.И. Некоторые проблемы «отклоняющегося поведения» //Преступность и ее предупреждение / Отв. ред. М. Шаргородский. Л.: ЛГУ, 1971.-С. 95−103.
  24. Я.И. Социальная ситуация в России и девиантное поведение //Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями): Ежегодник. М., 1995. — С. 58−67.
  25. Я.И. Социальный контроль в современном обществе: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы в социологии девиантного поведения и социального контроля: Сб.ст.- М.:ИС РАН, 1992.-С. 58−67.
  26. Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория.//СОЦИС. 1991. № 4.
  27. Ш. Теория и факт в криминологии // Социология преступности: Сб.ст. М: Прогресс, 1966. — С. 106−113.
  28. Ш. Теория и факт в криминологии. Критика теории дифференцированной связи.//Социология преступности. М.: Прогресс 1966. С106−113.
  29. Л.А. Четыре рода бедности в современной России.// Социс.1994.
  30. П.С. О жизни и смерти// Жизнь земная и последующая / Пер. с англ./Сост. П. С. Гуревич, С. Я. Левит. М.: Политиздат, 1991. — С. 401−412.
  31. В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи:(социологический аспект)// Вести. Моск. ун-та. Сер. 18. Социол. И политология. — 1997. — № 3.- С. 45−55.
  32. А. Преступность и борьба с ней: законотворчество и теоретические устои.//Уголовное право. 2001,№ 4.
  33. Ф.М. Полн. Собр. Соч. в 30 т. Л., 1984.Т.21
  34. Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983. — 228 с.
  35. Э. Метод социологии. Киев-Харьков, 1899.
  36. Э. Норма и патология // Социология преступности: Сб.ст. -М.-.Прогресс, 1966.-С. 39−44.
  37. Э. О разделении общественного труда: Метод социологии/Из д. подгот. А.Б. Гофман- Пер. с фр. А. Б. Гофман М.: Наука, 1991. — 574 с. -(Социологическое наследие/ АН СССР, Ин-т социологии)
  38. Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с англ. Ильинского А.Н.- СПб.: Союз, 1998. 494 с. — (Психология и социология. Страницы классики).41 .Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Новые идеи в социологии.
  39. СПб., 1914.-Сб. 2.-С. 27−67. 42.3авражин С. А. Прогнозирование отклоняющегося поведения учащихся
  40. Советская педагогика. 1990. — № 6. — С. 28−32. 43.3вечаровский Н. Э. Посткриминальное поведение: понятие, ответственность, стимулирование.-Иркутск:Изд-воИркут.ун-та, 1993.-124с.44.3удинВ.Ф. Социальная профилактика преступности. Саратов, 1983.
  41. В.И. Проблемы детской виктимности в современном обществе //Молодежь в условиях социально-экон. реформ: Материалы междунар.науч.-техн.конф. СПб, 1995. — Вып. 2. — С. 57−58.
  42. JI.O., Ильина JI.B. Пути и судьбы отечественной криминологии / АН СССР. Ин-т государства и права. М.: Наука, 1991. — 204 с.
  43. Интервью с проф. Н. Луманом//Прблемы теоретической социологии: Сб.ст. -СПб.: Петрополис, 1994. С. 236−248.
  44. История буржуазной социологии первой половины XX века/М.С.Комаров, А. Б. Гофман, В. В. Пациорковский и др.- Отв. ред. Л. Г. Ионин, Г. В. Осипов. М.:Наука, 1979.-306с.
  45. История буржуазной социологии Х1Х-начала XX вв. / И. С. Кон, Е. В. Осипова, А. Б. Гофман и др.- Отв.ред. И. С. Кон. М.: Наука, 1979. — 344 с.
  46. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.Политиздат, 1988.-319 с.
  47. Ю.А. Конфликты и отклонения в социальных системах / Кемер. гос. ун-т. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.- 141 с.
  48. Ю.А. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения.//Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С. 141−145.
  49. Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков/Кемер. гос. ун-т., Кемер. гор. социально-психологический центр управления образованием. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.-163с.
  50. Ю.А. Социальные нормы и отклонения / Ин-т психологии и пед. 2-е изд., доп. — М.: Вита-пресс, 1997. — 143 с.
  51. Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и мед. психологии. -1991.-Вып. 1.-С. 8−15.
  52. Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука СО, 1990. — 224 с.
  53. Л. Между хаосам и социальным порядком//Рго et Contra. 1999. Т4.№ 1
  54. А. Криминальные проявления в культуре современной России. //Законность. 2001,№ 5.
  55. И. О феномене преступности. //Уголовное право. 2001,№ 4.
  56. Д.Р. Развитие теории. Теория дифференцированной связи //Социология преступности: Сб. ст. М.: Прогресс, 1966. — С. 88−105.
  57. В.Н. Причинность в криминологии. (О структуре индивидуального преступного поведения). М.:Юридическая лит., 1968. -175с.
  58. В.Н. Правовое поведение: норма и патология.М., 1982.
  59. В.Н. Юридические нормы и фактическое поведение.//Советское гос. и право. 1980. — № 2. — С. 12−20.
  60. Ю.В. О концепции ценностей адаптации. .06.991
  61. С. Новосибирск в объятиях проституции//Отчизна.-1999.-№ 9(13).
  62. Е.Н. Социальная диагностика девиантного поведения: Автореф. дис.. канд. социол. наук: (22.00.08)/Белгород. гос. технол. акад. строит, материалов. Белгород, 1997. — 18 с.
  63. JI. А., Шурупова М. Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально- политический журн. 1993. — № 4. — С. 32—41.
  64. C.JI. Социальные нормы: гносеологический и социологический анализ. Баку, 1984.
  65. Н.Б. Российская повседневность в контексте концепций отклоняющегося поведения //Изв. Санкт-Петербург, ун-та экон. и финансов 1996.- № 2.- С. 133−143.
  66. В.Я. Диалектика рефлексивного и арефлексивного в познании // Проблема рефлексии в научном познании. Куйбышев: Куйбышевский гос. ун-т, 1983. — С. 5−7.
  67. В.В. Криминогенная обстановка в России и формирование новой политической элиты//Социс. 1994.№ 8,9.
  68. В.В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. М., 1980.
  69. В.В. Преступность XX века:Мировые, региональные и российские тенденции.М. :Норма, 1997.
  70. Р., Флямер М., Грасенкова А.//Мир психологии. 1998. — № 2 (14).-С. 151−168.
  71. Р.К. Социальная структура и аномия//Социология преступности: Сб. ст. М.: Прогресс, 1996. — С. 299−313.
  72. Молодежь России: социальное развитие / Быкова С. И., Березкина Т. Е., Боровик B.C. и др.- Редкол.:В. И. Чупров (отв.ред.) и др.- Рос. акад. наук. Ин-т социал.-полит, исслед. М.: Наука, 1992. — 205 с.
  73. П. Современная западная социология :теории, традиции, перспективы / Пер. со швед. А. Ливанской. СПб.: Нотабене, 1992. — 445 с.
  74. Моральный выбор / А. А. Гусейнов, Р. И. Александров, С. Ф. Анисимов и др.- Под общ. ред. А. И. Титаренко М.: Изд-во МГУ, 1980. — 344 с.
  75. Г. В. Россия: национальная идея и социальная стратегия // Вопросы философии. 1997. — № 10 С. 3−12.
  76. Отклоняющееся поведение молодежи: Крат, слов.-справ. / Владимир, гос. пед. ун-т- Авт.-сост.:Б. А. Ермолаев и др.- Под общ. ред. В. А. Попова, С. А. Завражина. Владимир: Изд-во ВГПУ, 1994. — 141 с.
  77. .А. Ценностно-коммуникативный контекст практических рассуждений // Философские науки. 1987. — № 6. — С. 57−64.
  78. А.В., Пацула В. Я. Диагностика деструктивной активности студенческой молодежи // Дети-Молодежь-Общество: Материалы межрегио-нальных общественно-пед. чтений. Челябинск: Изд-во ЧГПИ"Факел", 1995. — С. 44−47.
  79. С. Понимание преступления.// Уголовное право. 200, № 3.
  80. Е.М. Социальные нормы-регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории М.: Мысль, 1972. — 198 с.
  81. Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М, 1990.
  82. Планирование мер борьбы с преступностью'.Материалы коллоквиума /Редкол.: В. И. Коган (отв.ред.) и др. М.: ИГП АН СССР, 1982. — 152 с.
  83. В. Д. Социальные нормы: философские основания общей теории. М, 1985.
  84. Р. Жизненно важный вопрос.-Советская Сибирь.-1994.-11 февр.
  85. М.Е. Социологический анализ наркомании.- М., 1995. 146 с.
  86. Проституция и преступность: Сборник/Отв. ред. И. В. Штаров.- М.: Юридическая лит.-1991. 303 с. — (проблемы, дискуссии, предложения).
  87. Психокоррекция:теория и практика/Усанова О.Н. и др.- Под ред. Ю. С. Шевченко и др.- Науч.-практический центр «Коррекция». М.: Вита-Пресс, 1995.-222 с.
  88. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976
  89. О.Н. К вопросу о соотношении основных криминологических теорий. //Российский Юридический журнал.2001,№ 3.
  90. Е.В. Психология отклоняющегося развития личности: Введение в теорию социальной патопсихопедагогики. Новосибирск: Инт психологии личности, 1998. — 212 с.
  91. Е.В. Введение в психологию образования: Концептуально-аналитический докл.- Новосибирск: Ин-т психологии личности.-1999.-96с.
  92. Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности: Введение в психологическую теорию социального функционирования личности. Новосибирск, 1997. — 205 с.
  93. Е.В. Основы психологии социального функционирования адаптирующейся личности: Введение в психологию интерактивного развития личности: Науч.-аналитический докл.-Новосибирск: Ин-т психологии личности, 1999. 96 с.
  94. В.Е. Современные российские менталитеты и молодежь//Молодежь в условиях социально-экон. реформ: Материалы междунар. науч.-техн. конф. СПб, 1995. — Вып. 2. — С. 3−4.
  95. Сепс Д-А. Общее в личностных характеристиках лиц асоциального поведения // Взаимосвязь формирования личности и коллектива: Сб.ст./Латв. гос. ун-т им. Петра Стучки- Под ред. А. П. Шпона. Рига, 1989.-162с.
  96. Современная социологическая теория в ее приемственности и изменении / Пер. с англ. В. М. Корзинкина и Ю. В. Семенова. Предисл. Беккер Г., Бесков А. Общ.ред. и послесл. [С.828−861.] проф. Д. М. Чеснокова. М.:Иностранная лит, 1961. — 805 с.
  97. П.А. Причины войны и условия мира.//Социаологические исследования .1993 .№ 2.
  98. П.А. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — С. 297−424.
  99. П.А. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992 — С. 32−155.
  100. Состояние преступности в российской Федерации и ее долгосрочный прогноз./Под ред П. Г. Пономарева. М, 1998.
  101. Т.В. Образование как фактор культурной динамики (опыт прочтения Питирима Сорокина) // Вестн. Моск. ун-та. Серия 7, Философия. -1998.-№ 6.-С. 83−93.
  102. Социальные отклонения.-2-е изд., перераб. 1980 г. М.: Юридическая лит., 1989.-368с.
  103. Социология в России / Под ред. В. А. Серова. 2-е изд. — М.: Изд-во Инта социологии РАН, 1998.- 696 с.
  104. Л.И. Социальное развитие и право.Л., 1973.
  105. К.А. От насилия в кино к насилию «как в кино»?-(На материалах западных исслед.) // Социологические исслед. 1996. — № 2.-С.35−45.
  106. Г. Преступность и преступлением., 1906.
  107. Тернер Символ и ритуал. М., 1983.
  108. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1980. — 446 с.
  109. Философский энциклопедический словарь / Ред. сост. Губский Е. Ф. и др. — М.:ИНФРА-М, 1997. — 575 с. — [Б-ка слов. «Инфра-М"].
  110. Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер., авт. вступ. ст. П. С. Гуревич. М.: Республика, 1994. — 447 с. — (Мыслители XX века).
  111. B.JT. Неотвратимость ответственности как сдерживающий фактор развития преступности.//Следователь. 2001,№ 6.
  112. В.Н. Молодежный наркотизм // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы междунар. науч.-практической конф. СПбГУ, 1995. — Вып. 2. — С. 58−60.
  113. И. Классовый компромисс переходное общество, трансформация .//РЖ Серия «Социология», 1992.№ 3
  114. B.C. Теоретико-методологические проблемы изучения социального здоровья личности. Феноменологический подход //Мирпсихологии. 1998. — № 1. — С. 184−206.
  115. Р.Я. Принуждение к агрессии/Молодежь провинциальной России: социальные проблемы и перспективы развития. Белгород, 1994. -С. 88−90.
  116. A.M. Девиантное поведение молодежи как одно из проявлений ее правосознания: Автореф. дис.. канд. психол. наук (09.00.11)/ Каф. философии и культурологии Иркут. гос. ун-та. Иркутск, 1996. — 20 с.
  117. B.C. Рефлексия и понимание в современном анализе науки //Вопросы философии. 1985. — № 6. — С. 44−56.
  118. Д.А. Уголовное право и криминология // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 1999. № 2.
  119. Шибутани Томатсу. Социальная психология / Пер. с англ. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-544с.
  120. Т.В. Система понятий социологии девиантного поведения:опыт концептуального синтеза: Автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.04 / Санкт-Петербург, фил. Ин-та социологии Рос.акад.наук. -СПб., 1997.-20 с.
  121. Экспресс-информация // Советская Сибирь. 1995. — 26 янв.
  122. И.М. Социопатические предпосылки криминальных знаний / Казанский пед. ун-т. Казань, 1996. — 28 с.
  123. И.Г. Цивилизация и варварство в истории России // ОНС. 1996.№ 4.
  124. A.M. Преступность и социальная психология: Социально-психологические закономерности противоправного поведения. / Предисл. проф. д-ра экон. наук В. Н. Кудрявцева. М.: Юридическая лит.,
Заполнить форму текущей работой