Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-философский анализ динамики и дифференциации ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее важные черты в дифференциации ценностных структур студентов в системе среднего профессионального образования, заключаются в смещении акцентов от традиционных к новым индивидуалистическим ценностям, опоре на инструментальные ценности. Однако дифференциация ценностей зависит от множества факторов, наиболее значимыми из которых является возраст, уровень, качество и специализация… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Социально-философские основы ценностно-нравственного 20 аспекта личности
    • 1. 2. Теоретические подходы к определению понятий «ценности» и «ценностные ориентации» в измерении российского студенчества
    • 1. 3. Аксиологический потенциал личности в контексте социализации 61 студентов как социальной общности
  • ГЛАВА 2. Социально-философский анализ структуры аксиологиче- 71 ской системы студентов среднего профессионального образования
  • §-2.¡-Понятие профессионального самоопределения личности в ориентирах среднего профессионального образования
    • 2. 2. Социальная дифференциация аксиологических ориентиров студентов 89 средних специальных учебных заведений в современном российском обществе
    • 2. 3. Социальная динамика ценностей-целей, ценностей-средств студентов среднего профессионального образования
    • 2. 4. Трансформация ценностных ориентаций студентов средних специ- 119 альных учебных заведений в современной России
    • 1. 1. Социально-философский анализ концепций личности

Социально-философский анализ динамики и дифференциации ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема ценностных ориентаций студенческой молодежи в транзитивном обществе, их структуры и динамики представляет огромный научный интерес для всех направлений гуманитарной науки. В условиях социально-экономической и духовно-культурной трансформации современного российского общества, в связи с радикальным переосмыслением основных политических, экономических, социальных, культурных, духовных и личностных ценностей, изменением потребностей, установок, мотиваций, эта проблема приобретает особую значимость.

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, ее ядром, определяют функционирование и развитие личности. Они выполняют функцию регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Именно система аксиологических ориентиров является основой формирования мировоззрения, проявляется в отношениях к процессу жизненного, личностного и профессионального самоопределения, положительный результат последнего определяется тождеством системы личностных смыслов и адекватным этим смыслам выбором профессиональной деятельности. В этом случае субъективные ценности личности, гармонично переплетаясь с приоритетами профессиональной деятельности, образуют ценностно-смысловое единство и способствуют формированию целостной личности.

Структура аксиологической системы современной молодежи, а так же ее динамика и трансформация за период 1991;2008 гг. позволяет представить и проанализировать качество и направленность изменений в социальном устройстве нашего общества. Молодые люди очень чувствительны к любым изменениям, которые происходят в обществе, моментально отражая все негативные и позитивные стороны трансформаций, поэтому, опираясь на молодежные ценности, интересы, взгляды, идеалы, представляется возможным прогнозировать будущее как минимум на одно поколение вперед. Структурная трансформация ценностей молодых людей в условиях радикальных российских реформ является реакцией на социальные изменения и показывает степень адаптации молодежи к новым социально-экономическим условиям.

В становлении аксиологической системы личности участвуют все институты социализации, однако институт образования играет важнейшую роль, транслируя определенную систему общечеловеческих и личностных ценностей, как традиционных, так и наиболее актуальных в тот или иной период общественного развития. Институт среднего профессионального образования несет в себе огромный потенциал исконно российских традиционных ценностей, однако и он в настоящее время подвержен изменениям, отражая трансформационные процессы российского общества. Процесс обучения и воспитания социально-значимых ценностей молодых людей направлен на формирование всесторонне развитой гармоничной личности, достигающийся в процессе образования путем сознательного восприятия каждым студентом общечеловеческих духовно-нравственных, а так же востребованных сегодня, «рыночных» ценностей, и включения их в индивидуальную систему аксиологических ориентаций.

Среднее профессиональное образование представляет собой особый социально-философский феномен, задачей которого является не только удовлетворение потребности общества в воспроизводстве специалистов тех или иных профессий, но и формирование специфичной гармоничной личности путем трансляции и привития, непреходящих со временем, духовных ценностей. Профессиональное образование — древнейший институт, воплотивший в себе драгоценное наследие предков, которое в настоящее время теряется под влиянием новых веяний, а также сложных экономических преобразований, поставивших среднее специальное образование на грань выживания.

Структурная трансформация молодежи в периоды социальной нестабильности в разные времена привлекла пристальное внимание ученых всего мира. Представители самых разных научных направлений стремились выразить сущность происходящих в России изменений, определить их вектор, структуру и динамику, а также степень влияния на формирование личности подрастающего поколения. Любое изменение в жизни человека, спровоцированное либо внешними (социальными) причинами, либо внутренними (субъективными, личностными), влечет мгновенное изменение мотивационных установок, потребностей и, как следствие, переоценку ценностей. Именно этот факт в свете очень чуткой восприимчивости молодежи актуализирует исследование аксиологических ориентиров студенчества и особенно студентов средних специальных учебных заведений как специфичной социальной группы. Осознание потребности в переосмыслении результатов коренных социально-экономических и духовных трансформаций российского общества побуждает нас к проведению комплексного социально-философского анализа аксиологической системы студентов средних специальных учебных заведений, ее динамики и трансформации, выявления конкретных последствий для духовного наследия нашей страны.

Степень разработанности темы. Каждая из комплекса гуманитарных наук исследует аксиологический потенциал личности в своем ракурсе. Философское осмысление категории «ценность» уходит корнями в античную Грецию, где в трудах Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Сократа, Диогена закладывались основы содержания аксиологического категориального аппарата. Решающее слово в проблеме научного обоснования ценностей принадлежит И. Канту.

Существенный вклад в проработку ценностно-нравственной сущности личности внесла целая плеяда ученых разных исторических периодов и разных направлений научной мысли. Непосредственным изучением истории происхождения и сущности термина «личность» занимались В. В. Виноградов, H.H. Вольский. Психологическая структура личности отражена в фундаментальных трудах 3. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера. Другая группа ученых — Э. Фромм, Г. Айзенк, Р. Кэттэлл — анализировали закономерности поведения человека в различных жизненных ситуациях. Опираясь на эти труды, знаменитые отечественные психологи А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Л. И. Божович, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, изучая личность, наполняли ее новым содержанием.

Процессам формирования личности посвящали свои работы такие ученые как: К. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Ю. Н. Бабанов, М. Р. Василюк, П. Я. Гальперин, С. И. Гессен, В. А. Глуздов, И. А. Зимняя, Д. Зингер, В. П. Казначеев,.

Е.М. Калашникова, JT.H. Коган, Н. М. Коханенко, O.JT. Краева, В. А. Лабу некая, Ф. И. Минюшев, А. Т. Москаленко, Н. Д. Никандров, Д. Олпорт, A.B. Петровский, К. К. Платонов, Я. А. Пономарев, В. М. Розин, В. В. Рыжов, А. Н. Славская, В.И. Та-расенко, A.A. Терентьев, В. Ф. Шаталов и др. Особого внимания заслуживают исследования, освещающие социальные, психологические, возрастные особенности адаптации к условиям аномии молодого поколения. Это работы И.В. Бестужева-Лады, A.A. Глискова, A.C. Запесоцкого, М. А. Кашиной, П. М. Китаева, Л. Д. Козыревой, В. Ф. Левичевой, В. Т. Лисовского, Л. С. Шишкиной и других. Широкому социально-философскому осмыслению процесса социализации посвящены работы Г. М. Андреевой, Н. В. Андреековой, М. И. Бобневой, A.B. Брушлинского, Т. С. Васильевой, Б. С. Гершунского, Я. И. Гилинского, В. И. Гинецианского, В. В. Давыдова, A.B. Ласточкина, Ю. А. Лебедева, Б. Д. Парыгина, Ж. В. Праховой, Х. В. Сабирова, Э. В. Сайко, Д. И. Фельдштейна, Л. В. Филиповой и др.

Огромное влияние на изначальное формирование собственно философской проблематики молодежных ценностей оказали мыслители XIX—XX вв. Среди научных исследований по изучению ценностных ориентаций большое значение имеют монументальные, основополагающие труды известных ученых — Т. Пар-сонса, Р. Мертона, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Э. Дюркгейма, П. Сорокина, К. Мангейма, Р. Р. Инглхарта, А. Маслоу и др. Российские философы и социологи вложили неоценимые усилия в формирование аксиологии молодежи как науки, ее развитие, определение проблемного поля и методов исследования (Г.С. Иконникова, В. Т. Лисовский, И. Ильинский, С. Григорьев, В. Добреньков, В. Журавлев, Л. Коген, В. Криворученко, С. Кугель, В. Левичева, В. Луков, В. Нимеровский, Ю. Ожегов, В. Харчева, В. Чурбанов, А. Шендрик и др). Проблема ценностных ориентаций молодежи превалирует в трудах С. Быковой, В. Васильева, А. Капто, Е. Катульского, А. Кулагина, А. Колесникова, В. Лавриненко, Е. Леванова, Л. Руби-ной, Н. Слепцова, Е. Семенова, В. Староверова, И. Слепенкова, С. Фролова, В. Шубкина и других российских ученых.

Некоторые отечественные философы (О.М. Бакурадзе, И. С. Барский, А.Я. Разина) относят ценности к сфере должного, выступающего в качестве идеала, но I i в реальности, — не существующего. Д. А. Леонтьев, И. С. Нарский, И. М. Попова считают ценности общественными идеалами, проявлениями общественного сознания. В. А. Павловский и И. А. Раппопорт делят ценности личности по принципу профессиональной направленности. А. Г. Здравомыслов определяет ценностные ориентации личности как ось сознания.

Проблемы ценностей образования вообще и профессионального образования в частности, также имеют внушительную научно-теоретическую и практическую основу. Ф. Н. Гоноболин, А. Г. Соколов, И. И. Левина, A.C. Лында, E.H. Колосов, А. Т. Маленко и другие, изучая источники возникновения профессионального образования, создали мощную теоретическую и методологическую базу для дальнейших исследований в данной области. Категориальный аппарат профессионального образования разрабатывали Д. С. Горбатова, Г. М. и А.Ю. Коджаспи-ровы. Проблеме ценностей профессионального образования посвящены труды Е. Г. Глазкова, М. Т. Дмитрук, В. Г. Пеккель, М. И. Станкина, В. Г. Куценко, В. Н. Липника. В. Г. Лисовский проводит детальный анализ отношения между нравственностью в обществе и воспитанием молодежи. Изучением динамики ценностей в системе образования занимались О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк, Л.А. Лип-ская, Е. А. Ануфриев, Л. В. Лесная, отмечая взаимозависимость между общечеловеческими ценностями и духовным потенциалом личности. Е. К. Узденова, З. Б. Рахматуллина, O.A. Дубова, И. Л. Данилова, М. А. Ярославцева указывают на главную ценность профессионального образования — самореализацию личности. Изучением ценностно-нравственного подхода в системе среднего профессионального образования занимались Б. М. Сапунов, O.A. Чепенко, Н. И. Мохов, разрабатывая концепцию гармоничного развития личностипо мнению В. М. Морозовой, формирование нравственных качеств личности является первостепенной задачей профессионального образования. Проблемы качества среднего профессионального образования рассматриваются в работах Г. И. Ибрагимова, В. Ю. Переверзева.

Отдельная группа современных отечественных ученых посвятила свои труды проблеме динамики ценностных ориентиров в реформируемом российском обществе — Вишневский Ю. В., Шапко В. Т., Соколов A.B., Щербакова И. О., Ручкин Б. А., Родионов В. А., Щербакова Л. И., Алексеенко Т. Ф., Рудакова И. А., Зубок Ю. А., Чупров В. И., Соколов A.B., Гареев Э. С., Дорожкин Ю. Н., Карпухин О. И. и многие другие. Практически все эти ученые связывали основные тенденции современной динамики аксиологической системы личности студентов с коренными трансформационными процессами, происходившими в российском обществе в 90-е годы, что особенно важно для нашего исследования. Жизненные планы студенческой молодежи изучали Бойко И., Зборовский Л. Е., Шукмена Е. А., Мкртчан Г. М., Сорокина Н. Д. и др. Очень интересна точка зрения Ж. Т. Тощенко в отношении «парадоксальности» системы ценностных ориентаций молодых людей современности. П. Сорокин, Т. И. Заславская, А. Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин, И. М. Клямкин, Б. Г. Капустин, И. Ф. Кефели, изучая проблему формирования ценностных ориентаций, пришли к выводу, что она возможна при преодолении конфликта «старых» и «новых» ценностей.

Для изучения аксиологических ориентиров личности через призму среднего профессионального образования очень важны исследования, посвященные становлению личности профессионала и профессиональному самоопределению. Г. Эбингауз, К. Ховланд, С. Пако рассматривали профессионализм и саморазвитие личности. Профессиональное самоопределение изучалось в работах А. Ро, Д. Сьюпера, Л. М. Митиной, Е. А. Климова, В. А. Бодрова, Е. М. Борисовой, В. Ю. Дементьевой, Т. В. Кудрявцева, В. Б. Шегуровой, В. И. Слободчикова, И. С. Кона, Н. С. Пряжникова и др. Очень большое значение для данной тематики имеют работы современников М. Х. Титма, В. Добрынина, Т. Кухтевич. Е. М. Аврамова, A.B. Шатунов, Д. М. Логинов акцентируют внимание на зависимости ценностных ориентаций молодежи от региональных особенностей и особенностей культурыГорбова Г. А. проводит серьезный философский анализ ценностей современной РоссииЛеонтьев Д.А., Дубов И. Г., Смирнов Л. М. разрабатывали методику изучения ценностейЧередниченко Г. А. и Селиванова З. К. изучали личные планы выпускников средних учебных заведенийКлимова С.Г. анализировала аксиологические основания идентификации и стратификационной динамикиМаринов М.Б. исследовал стратегию жизни личности в индивидуализирующемся обществе.

Перечисленные нами научные разработки, составили теоретико-методологическую базу проблемы ценностных ориентации: современной молодежи, способствовали систематизации и теоретическому, обобщению научного знания этого профиля. Однако современный мир не стоит на месте и наша странанаглядный показатель того, что общественное развитие представляет собой очень динамичный процесс, с подвижным центром и постоянно смещающимися акцентами. Изменения в окружении, социальной ситуации и обстановке находят свое отражение в аксиологической структуре личности и особенно — подрастающего поколения, в связи с чем потребность в продолжении подобных исследований остается насущной.

Проблемным полем данной работы является социально-философский анализ аксиологического потенциала личности студента среднего специального образования в динамике и соотношении с аксиологическим потенциалом российской молодежи, как отдельной социальной группы, отражающим и проявляющим взаимосвязь и зависимость структуры ценностных ориентаций личности от духовно-нравственного состояния современного общества, а также аксиологическую преемственность различных поколений молодых людей постперестроечного периода. Несмотря на то, что внимание многих и многих ученых уже привлечено к данной проблематике, уровень теоретического обобщения и целостного, а не фрагментарного анализа проблемы изменения аксиологической системы студентов, недостаточен. Важным аспектом данного исследования является и объект, представленный студентами среднего профессионального образования, который имеет свою специфику, а динамика и трансформация его ценностных ориентаций в постперестроечном периоде практически не изучена. Именно это, в контексте динамики социально-экономических, политических и духовно-нравственных преобразований, выступило основным мотивом выбора темы, объекта, предмета исследования, его целей и задач.

Гипотезой исследования и основанием рассуждений выступает то, что, во-первых, изменяющиеся социальные условия, приводят к трансформациям аксиологической системы молодого поколения и, зная динамику и дифференциацию ценностных ориентиров студенчества, можно прогнозировать будущее развитие общества, а также выносить объективные оценки осуществленным преобразованиям. Во-вторых, средства массовой информации оказывают значительное формирующее влияние на структуру ценностных ориентаций современных молодежи. В-третьих, аксиологическая система студентов средних специальных учебных заведений в современной России демонстрирует высокую степень адаптации этой группы населения к новым рыночным к условиям. В-четвертых, аксиологическая преемственность, в виду изменившихся условий, полностью отсутствует.

Целью диссертационной работы является социально-философское осмысление динамики, дифференциации и трансформации ценностных ориентаций личности студентов средних специальных учебных заведений в современном российском обществе.

Задачи:

— проанализировать основные теоретико-методологические подходы к исследованию ценностных ориентаций личности;

— определить особенности формирования ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений;

— исследовать аксиологический потенциал студентов средних специальных учебных заведений;

— изучить специфику профессионального самоопределения личности как важнейшего компонента аксиологического потенциала студентов средних специальных учебных заведений;

— рассмотреть особенности дифференциации ценностно-нравственного мира студента в системе профессионального образования в условиях трансформации российского общества;

— определить вектор динамики аксиологического потенциала студентов средних специальных учебных заведений на основе сравнительного анализа результатов исследований ценностных ориентаций российского студенчества периода 1991;2008 г. г.;

— выявить тенденции трансформации аксиологической системы личности студента в диалектическом единстве с социальными изменениями последних двух десятилетий.

В качестве объекта исследования выступает современная студенческая молодежь среднеспециальных учебных заведений в контексте аксиологического феномена личности.

Предметом исследования является динамика и дифференциация ценностно-нравственных ориентаций субъектов средних специальных учебных заведений в современных условиях социальной трансформации российского общества.

Теоретико-методологическая база исследования. В силу междисциплинарного характера исследования, теоретико-методологическую основу составляют социально-философские концепции развития личности, целостной и гармоничной личности в их исторической ретроспективетруды философов, социологов, психологов, культурологов о сущности таких социально-философских категорий как «ценности» и «ценностные ориентации" — сочинения антропологов и историков, посвященных изучению образования, среднего профессионального образования, его истории, мастерства, ремесленности, вопросам прикладного искусстватруды психологов о структуре аксиологической системы личностисоциологов о динамике ценностных ориентаций и социальной обусловленности последнихработах различных ученых, посвященных социализации молодежи, как особой социальной группы, а так же специфике студентов средних специальных учебных заведений.

Социально-философский анализ динамики и трансформации ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений основан на использовании комплекса социально-философских и общенаучных методов. Наиболее оптимальным в данной работе нам видится применение системного подхода, на фундаменте которого автор стремится объединить и обобщить аксиологические аспекты различных наук, выявить и раскрыть специфичность, многогранность и сложность проблемы ценностно-нравственных ориентаций студенческой молодежи в условиях транзитивности. Исследователь в своей работе опирается на методы аналогии, синтеза, сравнительного и структурно-функционального анализа, научного обобщения. Работа выполнена в русле диалектического подхода, позволяющего отразить возможности изучения данного социально-философского явления в развитии и противоречивости.

Эмпирической базой исследования выступили результаты социологических исследований двух периодов в недавней российской истории — периода распада Советского Союза, ломки прежних ценностей, идеалов, представлений и формирования новых социально-экономических условий, породивших необычные аксиологические и социально нравственные отношения, и современного периода — периода относительной социальной стабильности, определенности развития. Среди исследований, посвященных изучению ценностных ориентаций «детей перестройки», нами были использованы результаты исследования Э. С. Гореева и Ю. Н. Дорожкина (сотрудники кафедры Уфимского нефтяного института), направленные на изучение ценностной системы молодежи Уфы, проведенные в августе — сентябре 1991 годарезультаты социологического исследования, проведенного П. Н. Осиповым в 1991 году в 4-х колледжах г. Казаниданные, полученные в результате вторичного анализа исследования С. И. Григорьева, направленного на изучение духовно-нравственных ориентиров 17-тилетних россиян, проведенного в 1997 годусоциологического исследования A.B. Соколова и И. О. Щербаковой, проведенного в 2001 году в Санкт-Петербурге на выборке студентов ВУЗов, состоящей из 1070 студентовисследования A.B. Соколова, проведенного в 2005 годурезультатах сравнительного анализа ценностных ориентаций молодежи г. Тулы в 2004 и 2005 годах, проведенных Самсоновой Е. А. и Ефимовой Е.Ю.- результаты интернет-опроса «Национальное единство и российские СМИ: ценнрсти современной России», проведенного НИЦ «Церковь в информационном обществе», МГУ им. М. В. Ломоносова, Издательским советом Прусской православной церкви, газетой «Церковный вестник» (29 сентября по 13 октября 2006 г.) — исследование A.B. Петрова, проведенное в Краснодарском крае в 2006 году с целью выявления тенденций изменения ценностных ориентаций молодежиисследование В. В. Семенова (2007 год) — результаты авторского исследования среди студентов ФГОУ СПО «Новочеркасский автотранспортный колледж», направленного на изучение аксиологической системы студентов среднего специального образования в декабре 2008 года.

Научная новизна:

— на основе системного подхода проанализированы и обобщены фундаментальные подходы к исследованию ценностей личности, дана новая интерпретация понятия ценностей, уточнена сущность ценностных ориентаций, важнейшую роль, в формировании которых играет социальная ситуация;

— определена специфика формирования структуры ценностей студентов среднего профессионального образования через его аксиологический срез в диалектическом единстве с особенностями возрастного, статусного, транзитивного характера молодежи, а также трансформационных процессов самого социума;

— исследован аксиологический потенциал студента среднего специального образования, особенности которого заключаются в утилитаризме, инструментали-зации, прагматизации ценностной системы, существенном снижении значимости общечеловеческих ценностей;

— изучена специфика профессионального самоопределения студентов как важнейшего элемента аксиологического потенциала, состоящая в снижении значимости духовно-нравственного наследия института среднего специального образования, потере смыслового содержания трудовой деятельности;

— выявлены основные черты дифференциации ценностных структур студентов в системе среднего профессионального образования, заключающиеся в смещении акцентов от традиционных к индивидуалистическим ценностям;

— определен вектор динамики ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений в период становления рыночных отношений (1991;2008 гг.), выявлены уникальные особенности, заключающиеся в сокращении разрыва между терминальными и инструментальными ценностями, при доминировании последних;

— выявлено, что система ценностных ориентаций студентов среднего профессионального образования на постперестроечном пространстве не претерпела кардинальных преобразованийтенденции, наметившиеся в 1990;е годы, в современном российском обществе получили свое яркое развитие.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социально-философское обобщение концептуальных подходов к понятиям «ценность», «ценностные ориентации» в рамках системного подхода, при помощи методов аналогии, анализа и синтеза, диалектического метода, позволяет изучить аксиологический феномен личности студента среднего профессионального образования в его развитии, динамике, единстве противоречий, целостности. Ценности представляют собой общезначимые, общепринятые представления, идеалы, цели и средства их достижения, разделяемые индивидом и проявляющиеся через мировоззрение в поведении, мотивации, отношении человека к мироустройству, социальной жизни и окружающим людям. Ценностные ориентации, являясь смыс-лообразующими конструктами структуры личности, первыми претерпевают изменения, что вызывает трудности в идентификации ценностей молодого поколения.

2. Специфика формирования ценностных ориентаций современных студентов средних специальных учебных заведений обусловлена как естественными особенностями (возрастом, статутом и транзитивностью молодежи), так и общероссийскими трансформационными процессами. Наиболее сильно социально-экономические изменения отражаются в сознании молодого человека, как субъекта, находящегося в процессе активного формирования мировоззрения и аксиологической системы. Чтобы удовлетворить потребности современного мироустройства, человек меняет себя, предлагая нужный тип личности, адекватный запросам рынка. В условиях неопределенности, общества риска, какой является Россия, наблюдается тенденция прагматизации, инструментализации аксиологического мира молодых людей, утрата смыслового содержания традиционных ценностей (особенно трудовых ценностей, что наиболее важно для специалистов среднего звена), аксиологическое сознание молодежи, сочетая в себе две разнонаправленные ценностные системы, характеризуется крайней эклектичностью.

3. Аксиологический потенциал личности представляет собой сложное многоуровневое личностное образование, сочетающее в себе совокупность ценностных ориентаций, мотивов и волевой компонент, дающее возможность достижения жизненных целей. Аксиологический потенциал студента среднего специального образования характеризуется сохранением значимости большинства традиционных ценностей, с одной стороны, а с другой, все большей опорой на новые западные ценности. В аксиологическом потенциале студента среднего профессионального образования в настоящее время наблюдается снижение значимости общечеловеческих ценностей, усиление роли индивидуальных достиженческих ориентаций. Значимость волевых качеств современных студентов по сравнению с началом перестроечного периода резко повысилась. Мотивации всего спектра деятельности студента пронизаны стремлением к достижению личного социального успеха, материального благополучия, крайне усиливаются потребленческие мотивации, истинный смыл жизни зачастую подменяется вещизмом. Подобная ситуация приводит к рассогласованию личных и социальных ценностей, норм и моделей поведения, ведет в направлении трансцендентализма и утилитаризма. Главным противоречием, которое решается в процессе развития личности студента, является антагонизм между образом «Я» и пропагандируемым обществом, типом личности. Аксиологическая система студентов средних специальных учебных заведений целиком и полностью детерминирована транзитивным характером современного российского общества. Молодые люди, социализирующиеся в период перестройки, попали в ситуацию глубокой мировоззренческой дезориентации: с одной стороны, за время реформ произошла скрытая деформация норм и образцов поведения молодых людей, которая изменила существовавший механизм межпоколенной передачи традиционных ценностей. С другой стороны, изменилась смысловая интерпретация базовых ценностей.

4. Профессиональное самоопределение, представляющее собой длительный процесс нахождения личностного смысла в потенциальной или уже осваиваемой трудовой деятельности, находится в прямой зависимости от аксиологического потенциала личности. Не смотря на то, что в России на данный момент наблюдается острая нехватка специалистов среднего звена, профессиональное самоопределение современной молодежи не ориентировано на престижность и высокую ценность профессионального образования. Ценностные ориентации являются ядром профессионального самоопределения личности, определяющим соответствие личности учащегося потенциальному субъекту профессиональной деятельности. Образовательные мотивации, как и система ценностей студентов, характеризуются инструментальными установками на получение документа об образовании, а не глубоких знаний. Профессиональное самоопределение направлено не на самореализацию в избранной профессии своих личных, духовных, интеллектуальных и физических возможностей, а на стремление получить более высокооплачиваемую и престижную работу без учета собственных интересов и наклонностей, что свидетельствует о кризисе профессионального самоопределения.

5. Наиболее важные черты в дифференциации ценностных структур студентов в системе среднего профессионального образования, заключаются в смещении акцентов от традиционных к новым индивидуалистическим ценностям, опоре на инструментальные ценности. Однако дифференциация ценностей зависит от множества факторов, наиболее значимыми из которых является возраст, уровень, качество и специализация образования. По данным критериям студенты дифференцированы следующим образом: значения показателей по терминальным и инструментальным ценностям у первокурсников и выпускников технической специальности практически не колеблются, зато аксиологический портрет тех же категорий студентов экономической специальности по мере взросления демонстрирует значительный прирост инструментальных ценностей и снижение значимости терминальных. По результатам нашего исследования, к окончанию учебного заведения растет приоритет материальных факторов в трудовой деятельностиперспективы карьерного роста так же занимают важнейшее место в ценностной системе молодых людей. Большая часть респондентов высоко оценивают семью, любовь, дружбу, работу, образование, однако на этом фоне максимальные баллы получают такие инструментальные ценности как предприимчивость, рациональность, энергичность, мобильность, инициативность, коммуникабельность, то есть те ценности, которые помогают добиться успеха в жизни. Первокурсники, в большинстве своем, не имеют еще определенного, а самое главное реального взгляда на жизнь и события, не имеют жизненного и социального опыта, сформированного мировоззрения и аксиологической системы, поэтому в структуре ценностных ориентаций этих студентов преобладают идеализированные, инфантильные, зачастую мифические представления. Выпускники же более прагматичны, более трезво оценивают ситуацию в стране и на рынке труда, а так же собственные возможности и способности и шансы на успех.

6. Наиболее важными тенденциями в динамике ценностных предпочтений студентов средних специальных учебных заведений в период трансформации российского социума являются, во-первых, доминирование инструментальных ценностей, во-вторых, появляется тенденция к сокращению разрыва между инструментальными и терминальными ценностями. В целом можно отметить, что молодежь восприняла ценности рынка, поставив популярность жизненных стратегий социального успеха на первые места. В ценностных представлениях молодежи доминирует ценность свободы личности, ее суверенитет, индивидуализм, свободная конкуренция, плюрализм, важность влиятельных друзей и знакомых, личная инициатива, помощь «нужных» людей, обретение материальных благ и статусных ценностей, что является свидетельством того, что студенты нацелены на более высокие социальные роли и позиции, чем те, которые обещает профессиональная карьера. Необходимо отметить снижение ценности знания, утрату академических ценностей, а преобладание инструментальных установок в образовании говорит о том, что у молодых людей отсутствует внутренняя потребность совершенствования культурного и образовательного уровня.

7. Аксиологическая система студентов средних специальных учебных заведений за время постперестроечного периода радикальных изменений не претерпела. Трансформационные процессы системы ценностей молодых людей характеризуются тем, что тенденция развития прагматизма, наметившаяся в 1991 году, в современном российском обществе усиливается и переходит в стадию яркого индивидуализма. Одновременно остается стабильная приверженность студентов к традиционным ценностям: семья, любовь, друзья, интересная работа. Несмотря на то, что молодежь дифференцирована на различные группы по разным основаниям, общим для них являются следующие особенности. Молодые люди надеются исключительно на свои силы и на возможности своей семьи, ориентированы на материальные, прагматические, индивидуалистические цели, хотя сохраняют и ценности российской социокультурной традиции, в то же время опасно снижаются показатели толерантности, что провоцирует агрессивность, непримиримость к отличным от себя. Аксиологическая система показывает прагматическую настроенность студентов средних специальных учебных заведений, готовность приложить определенные усилия для достижения желаемой цели, однако происходит это, в целом положительное явление, на фоне снижения ценности духовно-нравственного содержания деятельности, человеколюбия, эгоизации и индивидуализации межчеловеческих отношений, которые переводятся в русло полезности и выгоды. Структурная трансформация ценностей молодежи является показателем степени ее адаптации к изменившимся социальным условиям.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Социально-философский анализ трансформационных процессов, происходящих в аксиологической системе личности студентов средних специальных учебных заведений, может быть использован для дальнейшего анализа и проработки данной тематикина основании результатов исследования возможно построение прогностических моделей состояния духовно-нравственных ориентиров данной социальной общности и всего общества в целом. Результаты, полученные в ходе теоретического обобщения и осмысления проблем динамики ценностных ориентаций молодежи, могут быть использованы при составлении учебных курсов по социологии, философии, политологии, социальной работе. Методам, используемым в работе, и ее практическим результатам можно найти применение в организации воспитательного процесса в средних специальных учебных заведениях. Результаты, полученные в ходе прикладного исследования, могут представлять интерес для различных аспектов дальнейшего изучения ценностно-нравственных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях ФГОУ.

ВПО «НГМА» (2007;2009 годы) — на научно-практической конференции «Профессиональное образование: традиции и инновации» Северного филиала Московского гуманитарно-экономического института (2008 г.) — Международной научно-практической конференции «Современные образовательные технологии в системе математического образования» ГОУ ВПО «Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова (2008 г.) — I и II Международной интернет-конференциях в Таганрогском государственном педагогическом институте (2008 и 2009 гг.) — опубликованы в 18 научных статьях (две из них в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ).

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения (объем основного текста 147 страниц), списка использованных источников (227 наименований) и приложений (10 листов).

Результаты исследования свидетельствуют о преобладании в аксиологиче-. ской иерархии студентов средних специальных учебных заведений инструментальных ценностей, эта тенденция в целом отражает общероссийскую. Однако, по нашим исследованиям разрыв между терминальными и инструментальными ценностями заметно сократился. В то же время в аксиологической системе студентов наблюдается две равнозначные тенденции. Первая заключается в доминировании традиционных сугубо российских ценностей (друзья, семья, интересная работа, труд), другая же представляет собой равнозначное гипертрофированное стремление к потреблению, обладанию ничем не подкрепленными материальными благами любыми способами (то есть типично западная тенденция).

В отношении инструментальных аксиологических ориентиров можно отметить прагматическую настроенность личности респондентов, готовность приложить определенные усилия для достижения желаемой цели, однако происходит это в целом положительное явление на фоне снижения ценности духовно-нравственного содержания деятельности, человеколюбия, гуманизма, порождающее ситуацию, когда «человек человеку — волк», происходит эгоизация и индивидуализация межчеловеческих отношений, которые переводятся в русло полезности и выгоды. В4 то же время, как ни странно, снижается ценность высоких запросов как повышенных требований к жизни и высоких притязаний. Сама по себе таг кая ситуация порождает некоторый парадокс. С одной стороны, молодые люди стремятся всеми правдами и неправдами получить желаемые материальные блага, а с другой стороны, уровень их жизненных притязаний в общем-то не высок.

Настораживает тот факт, что многие ценности потеряли в весе за последние два десятилетия. К таким аксиологическим ориентирам относится терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения, а так же непримиримость к недостаткам в себе и других людях. Эта тенденция во многом объясняет массовое появление в молодежной среде экстремистских групп, рост агрессивности, напряженности и недоверия. Однако это явление, отражающее ситуацию в стране, оно поддается коррекции путем целенаправленного воздействия на личность социальных институтов, то есть воспитания, провозглашающее и транслирующее социально значимые и одобряемые ценности. Кроме того, в связи с отсутствием продуманной политики по занятости молодежи, как в свободное от работы и учебы время, так и трудоустройству на фоне наличия огромного количества свободного, ничем не заполненного времени и начинают проявляться самые плохие и негативные стороны подрастающего поколения. Поэтому, помимо целенаправленного воспитания, должна существовать и реально действовать продуманная государственная политика, пресекающая путем отвлечения внимания молодежи от совершения социально неодобряемых поступков.

Таким образом, тенденция развития прагматизма, наметившаяся в 1991 году, в современном российском обществе усиливается и переходит в стадию яркого индивидуализма, эгоизма, материализма, отсутствия толерантности к отличным от себя. Одновременно остается стабильная приверженность студентов к таким ценностям как семья, любовь, друзья, интересная работа, которые являются традиционными. Институту среднего профессионального образования отводится не последняя роль в формировании личности, так как результаты нашего исследования показали, что ценности, транслируемые преподавателями, дисциплинами, да и самим «духом» и направленностью учебного заведения коренным образом меняют аксиологическую систему своих студентов и задают ей определенный вектор.

Проведенное автором исследование ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений полностью подтверждает точку зрения о том, что современная молодежь полностью адаптировалась к рыночным условиям. Индивидуалистические ценности уже проникли в сознание молодых людей, он ими руководствуется, все чаще и полнее применяет в своей жизни, постепенно нивелируя и искореняя традиционную аксиологическую систему. За этой погоней за благами теряется ценность собственной жизни, каждого ее момента, красоты окружающего мира, прелести общения со знакомыми, друзьями, детьми, родителями, да и просто людьми, занятия любимым, а не высокооплачиваемым делом. Однако в ситуации с нашими студентами, изредка все же подают голос где-то из глубины сознания такие традиционно российские ценности как честность, искренность, взаимопомощь, коллективизм. Современная молодежь все еще обладает существенным позитивным духовно-нравственным потенциалом. В общем-то, как считает автор, современная молодежь сделала единственно правильный выбор, поддавшись влиянию прагматических ценностей, особенно если учесть, что в свое время она стояла под вопросом выживания и во многих семьях просто не хватало средств для удовлетворения элементарных базовых жизненно важных потребностей. Таким образом, преобладание потребленческих, материальных ценностей, если будет регулироваться совестью, своим внутренним арбитром, не нанесет значительного вреда обществу. А вот формирование этой самой совести — это первоочередная и главнейшая задача семьи, образования, церкви, важнейших институтов социализации, государства, общества и человечества в целом!

В данной работе нами была предпринята попытка: рассмотреть разнообразные концепции личности, провести их философскую рефлексию, попытаться дать целостный, а не мозаичный ответ на вопрос о природе личностиопределить механизмы формирования, структуру и содержания аксиологической системы личностивыявить аксиологический потенциал личности студента среднего специального образованияобозначить мотивы и проблемы профессионального самоопределенияопределить степень влияния социальных изменений на трансформацию ценностных ориентации студентов средних специальных учебных заведений (1991;2008 годы) — выявить соотношение смысложизненных и инструментальных ценностей современного студенчества и проследить их динамику за время трансформации российского общества.

В диссертационной работе мы постарались изучить и рассмотреть объективное состояние ценностно-нравственного аспекта личности студента среднего специального учебного заведения в динамике путем вторичного анализа данных социологических исследований периода трансформации российского общества, изучения социально-философских концепций, раскрывающих аксиологических потенциал личности, интерпретации полученных результатов в сравнении с авторским исследованием с целью социально-философского анализа динамики, дифференциации и трансформации аксиологической структуры студенчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Важнейшей тайной человека с начала его существования и по настоящее время была и остается тайна человеческой личности. Разрешить эту загадку пытаются практически все человековедческие науки. Однако, как видится автору, именно на уровне философских обобщений можно дать наиболее полный и всеобъемлющий, а не мозаичный ответ, на вопрос о природе и понятии личности человека. Философы считают личность высшей ступенью эволюции человека как духовно-телесного существа. В их трудах личность предстает со стороны своего телесно-духовного единства, целостности и непротиворечивости. Личность предстает в трудах мыслителей во всей полноте своей целостности, устремленной к миру и другим людям, единением с Мирозданием. По мнению автора, ключом к пониманию человеческой личности может служить тот факт, что именно способность быть личностью является сущностным для человека.

Фундаментальную основу личности, ее мировоззрения составляет система аксиологических ориентиров, отражающих смысловые универсалии человеческого бытия. Можно с полной уверенностью утверждать, что ценности и ценностные ориентации являются главным механизмом действия человека или социальной группы. Они представляют собой одновременно и желаемую цель для человека, и потребность, которая обусловила ее появление, и способы достижения поставленных целей, и нормы, которыми руководствуется индивид при выполнении социального действия, и самооценку индивидом себя и своих поступков, и базу для оценивания себя и окружающего мира. Ценности выступают основой целеполага-ния, определяют человеческие интересы и потребности, испытывая взаимообратное влияние.

Российское общество длительно находилось в состоянии глубоких социально-стратификационных изменений, в результате чего произошло изменение потребностей, установок, мотивов поведения, жизненных стереотипов, переоценка ценностей. Такие трансформации находят свое отражение в менталитете, рождая по сути нового человека. Наиболее сильно подобные изменения проявляются в сознании молодого человека, как субъекта, находящегося процессе социализации и активного формирования мировоззрения, отношения к миру, ценностно-нравственного аспекта личности, аксиологического потенциала. Аксиологическая система студентов среднего специального образования, да и молодежи вообще, выступает наиболее верным индикатором изменений, моментально отражая как позитивные, так и негативные стороны трансформационного процесса. Мировоззрение современной молодежи иллюстрирует транзитивный характер российского общества, проявив такие черты как неопределенность ожидания, инфантилизм, неспособность к самостоятельности, минимальная социальная активность, апатия, растерянность, недостаток жизненного опыта, знаний, прагматические и гедонистические цели и ценности, высокооплачиваемая работа, деньги и желание получить и желание получить от жизни как можно больше удовольствий, большая часть студенчества все больше переключается на личные индивидуальные проблемы, на материальные ценности, отодвигая общественные ценности и духовные.

Аксиологический потенциал личности студента формируется под воздействием различных институтов социализации, и образование здесь является наиболее важнейшим транслятором духовно-нравственных ценностей общества. Среднее профессиональное образование, воплощая ремесленную мудрость веков, исконно передает традиционные ценности: преемственность опыта, высокий профессионализм, преданность профессии, уважение к труду, отражение религиозных воззрений народа и др. Однако же, перемены и сложности, возникшие с новым социальным устройством, не могли не отразиться и на этом институте социализации, породив тенденции кризиса идентичности, которые проявляются в девальвации нравственных норм, дезадаптации, девиациях, интериоризации ценностей на обыденном уровне сознания, но появляется так же и положительная тенденция: студенты средних специальных заведений в основном опираются на личностный опыт, надеются на свои силы, стремятся преодолеть противоречия, развивая собственные способности, применяя креативность. Однако институт образования как важнейший институт социализации молодого поколения должен стремиться поддерживать и развивать в личности ценности гуманизации отношений между людьми, утверждения общечеловеческой системы ценностей, признания ведущей роди личности в прогрессе общества.

Коренные изменения в социально-экономическом и политическом устройстве страны, потеря существующей идеологии на рубеже 90-х гг. привели изначально к дисбалансу ценностных ориентаций молодежи, а затем породили новый тип дифференциации аксиологических структур молодежного сознанияДвумя важнейшими чертами новой дифференциации явились, во-первых, возникновение агрессивного негативного-отношения к традиционным прежним ценностным ориентирам, во-вторых, опора на терминальные аксиологические ориентации. Тенденция доминирования терминальных ценностей (семьи, образования, материального благополучия, престижной профессии, культа здоровья, общения с друзьями — и т. д.) скорее всего, является не чем иным как социокультурной реакцией на навязанные насильно и в очень короткие сроки жесткие рыночные условия жизни. .

Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность, выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. Для нашего исследования представляет особый интерес социальная динамика ценностных ориентаций. студентов среднего специального образования в 1990;е годы и в настоящее время. Нами было проведено изучение ценностных ориентации студентов ФГОУ СПО «Новочеркасский автотранспортный колледж». Полученные результаты были проанализированы, и прошли процесс сравнения с результатами П. Н. Осипова (1991 год), Э. С. Гореева и Ю. Н. Дорожкина (1991 год) А. В. Соколова и И. О. Щербаковой (2001 год), Самсоновой Е. А. и Ефимовой Е. Ю. (2004 и 2005 года).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Allport, Y.W. Becoming: basic consideration for a psychology of personality/ Y.W. Allport New Hasen- London: Vale Vmy. Press, 1967 — 106 p.
  2. Holland, J.Y. Explorations of theory of vocational choice// J. Appl. Psychol. -1968/ Vol.52 — № 1−54 — 79 p.
  3. Inglehart R. Culture shift in advanced society. One of Choice’s Outstanding Academic Books of 1991, 504 p.
  4. Абульханова-Славская K.A. Жизненные перспективы личности// Психология личности и образ жизни. — М., 1987.
  5. Е.М., Шабунова А. А., Логинов Д. М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы и ожидания.// Социологические исследования. — 2005. -№ 9. с. 55.
  6. А. Понять природу человека. СПб: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. — 256 с.
  7. Т.Ф., Рудакова И. А., Щербакова Л. И. Рельефы идентификационного пространства российского студенчества. — Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ)., 2005 154 с.
  8. Алкоголизм, пьянство, наркомания, курение способы разрушения личностного здоровья, с. 92
  9. Е.А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен. // Социально-политический журнал.- 1997 -№ 3.-С. 14−28.
  10. М.Я. Личность и профессия: К начальному обоснованию выбора профессии-М.- Л., 1926. 68 с.
  11. JI. Общие направления стратификации в переходный период.// Социальная стратификация современного российского общества. М., 1995.
  12. Н.Белов А. Г. Молодежь и рынок.//Социологические исследования 1993 -№ 11 -С. 156−157
  13. , H.A. Конец Ренессанса и кризис гуманизма./ В кн.: Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М.: Искусство, 1994.
  14. H.A. Миросозерцание Достоевского./ В кн.: Бердяев H.A. О русской философии. М.: Мысль, 1993.1 7. Бойко Л. И. Трансформация функций высшего образования и социальная позиция студенчества. // Социологические исследования. — 2002. № 3. — С. 78−83
  15. К.И. Политическая экономия: нравственный аспект преподавателя.// Среднее специальное образование. 1985 — № 3. — С. 39−41.
  16. Л.Н. Деятельность в жизни человека и общества.// Социально-политический журнал. 1994 -№ 1−2.-С.108.
  17. О.В. Социальные ценности в современном российском обществе: анализ системных изменений.// Автореф. дисс. д-ра социол. наук. Ростов-Н-Д, 1998 — 29 с.
  18. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект.// Автореф. дис. д-ра психол. наук.- М., 1995. 47 с.
  19. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности.// Психология, формирование и развитие личности/ Отв. ред. Л. И. Анциферова.-М., 1981.-С. 159−176.
  20. Т.Н. Духовно-нравственные ценности сельской молодежи.// Социологические исследования — 2009 № 4 — С. 117−122
  21. .С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века.// Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 6−13
  22. Е.Г. Настройка, стабилизация и развитие гармоничной целостности человека и общества. — Новосибирск: НГУ, 2001. — 181. с.
  23. В.П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ., 1999.-704 с.
  24. Г. Э., Кемеров В. Е. Духовность и рациональность М.: Знание, 1986−64 с.
  25. С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированно-сти.// Социологические исследования — 2000 № 4, С. 48−52
  26. В.Н. Проблемы становления многопартийности в современной России.// Реформируемая Россия: социологический аспект. Новосибирск, 1994.
  27. Д.Ю. Социокультурные ценности современной российской молодежи./ Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Ставрополь, 2001.
  28. М. Основные социологические понятия.// Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990 808 с.
  29. И.И. Духовная культура, личность, мировоззрение.// Роль духовной культуры и искусства в мировоззрении личности: сборник// Составитель A.C. Мигунов. — М: Знание — 64 с.
  30. В.В. История слов. -М.: Российская академия наук, 1999.- 1138с.
  31. Ю.В., Шапко В. Т. Студент 90-х социокультурная динамика.// Социологические исследования. — 2000. — № 12 — С. 62.
  32. , Ю.Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов A.B. Социология: учебник / под ред. проф. Ю. Г. Волкова. М.: ГАРДАРИКИ, 2006.
  33. Ю.Г., Харитонов Е. М. Гуманистическое будущее России. -М., 1995 -457 с.
  34. H.H. Лингвистическая антропология. Введение в науки о человеке: Курс лекций. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004.
  35. Г. П. Духовные ценности и судьба России.//Социально-политический журнал. — 1994 № 3−6. — С.23−27.
  36. Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития. //Социально-политический журнал. 1996 — № 6. — С. 61- 64.
  37. , Э.С., Дорожкин, Ю.Н. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации// Социологические исследования -1993 -№ 1, С. 123−125
  38. Гегель, Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук/ Т. З М., 1977.
  39. В. Э. Экономические реформы в Китае и России: попытка сравнения.// Азия и Африка. 1990. № 3
  40. У. Постмодерн.// Философия истории: антология М.: Аспект-Пресс, 1995.
  41. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения.// Вопросы психологии 1994, № 3, с.43
  42. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка.// Мир психологии и психология в мире 1995. — № 3. — с.21−28
  43. Д.С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих поня-тий.//Педагогика. 1994 — № 2. — С. 15−16.
  44. Г. А. Социально-философский анализ ценностей в современной России: личность, культура, социум./ Моногр. Новочеркасск: НГМА, 2005 — 142 с.
  45. H.A. Треугольный человек.- М., 1991.
  46. М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ) М.: РОСПЭН, 2001.
  47. В. JI. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с.
  48. И.А., Ярославцева М. А. К вопросу о формировании личности учащегося.//Среднее профессиональное образование. 2006 — № 7. — С. 49−55.
  49. В. Надежды на рынок не оправдались//Учительская газета 2005 — № 12.
  50. В.Ю. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи среднего российского города./ Диссертации кандидата социол. наук. — Новочеркасск, 2006.
  51. М.В., Барсукова Л. С. Воспитательная система колледжа.// Среднее профессиональное образование. — 2004 № 1. — С. 47.
  52. В.И. Культура и цивилизация.// Социально-политический журнал. 1994 — № ½. — С. 99 -102.
  53. Л.М. Социальный заказ на подготовку специалиста как условие его успешной адаптации в современном социуме.//Среднее профессиональное образование. 2004 — № 3. — С.49−50.
  54. Н.И., Давыденко В. А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра.// Социологические исследования. — 1997 № 4.
  55. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.
  56. Э. Социология. — М.: Канон, 1995.
  57. Э. Метод социологии. М., 1991.
  58. Т.М. Стратификация современного российского общества./ Информационный бюллетень мониторинга ВЦИОМ, 1996, № 1 с. 7−15
  59. Т.М. Роль социологии в преобразовании России.// Социологические исследования. 1996 — № 3 — С. 6−15
  60. Г. Б., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда. // Социологические исследования. — 2003. № 4.бб.Здравомылов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.
  61. Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска.// Социологические исследования, 2003 № 4 — с. 50
  62. Игумен Георгий (Е.В. Шестунов). Духовно-нравственное становление личности в православной традиции.// Педагогика. — 2006 № 4. — С. 53−61.
  63. В.В., Панарин A.C., Ахиезер A.C. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. М., 1996.
  64. И.М. Молодежь России: Тенденции и перспективы — М.: Молодая гвардия. 1983. — С. 187.
  65. Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М: Логос, 2000. — 129 с.
  66. Иржи Давид. Современное состояние Великой России, или Московии.// Вопросы истории. 1968 — № 4. — С. 1−14.
  67. История среднего профессионального образования в России./Авторский коллектив под руководством В. М. Журавского. М.: НМЦ СПО, 2000.
  68. М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997
  69. И. История философии/ Под ред. В. П. Кохановского. Ростов-Н-Д: Феникс, 1999- 181 с.
  70. И. О темпераменте./Психология индивидуальных различий: Сборник. -М.: МГУ, 1982.
  71. В.К. Личность и власть в России: сотворение катастрофы.// Вопросы философии № 7 — с. 15−21,
  72. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения.// Социологические исследования. 2000 — № 3 — с. 124−128
  73. . A.B. Аксиологические императивы университетского образования в контексте глобализации.
  74. И.Ф. Нравственность и культура поведения. // Социально- политический журнал. 2005 — № 6. — С. 97−107.81 .Кецкало Н. М. Эволюция проблемы личности в истории философской мысли Вестник МГТУ, том 9 2006 г — № 4 — с.547−555
  75. А.Т. Деятельность и духовный мир человека. //Социально-политический журнал. — 1995 № 2. — С. 138−151.
  76. .А. Психология профессионального самоопределения. Рос-тов/н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.
  77. С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации.//Социологические исследования. — 1995 № 1.
  78. С.Г. Изменения в алкогольном поведении молодежи // Социологические исследования — 1992 № 8 — С. 90−97
  79. A.A. Проблема личности в теоретических концепциях XX века: социально-философский анализ./ Автореферат канд. дисс. на соиск. уч. степени канд. филос. наук.- Ростов-на-Дону, 2006 20 с.
  80. Клячко T. J1. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. — 2002. № 2
  81. А.И. Концепция социализации молодежи.// Социологические исследования. 2003 — № 1.
  82. А.И., Луков С. И. Социология молодежи: творческие вопросы. — М., 1999.
  83. Когда наступает время выбора (устремления молодежи и первые шаги после окончания ученых заведений)// Отв. ред. Г. А. Чередниченко. СПб: Изд-во РХГИ, 2001.
  84. А. Религиозная метафизика В л. Соловьева.// Вопросы философии. — 2000-№ 3.-С. 132−137.
  85. Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентация и пути в сфере образования (от 1960 к 2000 г.). — М.: Эдиториая УРСС, 199 993. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации, www.cir.ru
  86. E.H. Среднее профессиональное образование в 1990 году.// Среднее специальное образование. — 1990 № 1. — С. 2.
  87. Ю.С. Парадоксы формирования «рыночных» стандартов поведения студенческой молодежи// Известия вузов. Северокавказский регион. Общественные науки. 1997. — № 4. — С. 81−83
  88. И.Н., Сухарев A.B. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития.// Вопросы психологии. — 1989. № 5. — С. 158−164
  89. Кон И. С. Психология ранней юности. М. Просвещение, 1989.
  90. Л.А., Конева A.B. Антропологические идеи в русской религиозной философии. Самара: СамГУ, 1995.
  91. Конституция Российской Федерации. Официальный текст.- Москва: Изд-во «Поматур», 2002.
  92. В.В. Воспитание или образование?//Педагогика. — 2001 № 3.
  93. А.И. Социология: Общий курс. М., 2002. 640 с.
  94. Э. Строение тела и характер //Психология индивидуальных различий: Сборник. М.: МГУ, 1982. — С. 219−247.
  95. Т.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения/Т.В. Кудрявцев, A.B. Сухарев// Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С. 86−93
  96. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения // Вопросы психологии. — 1983. № 2. — С. 51−59
  97. JI.M. Демократизация образования: так ли это про-сто?//Среднее специальное образование. 1990- № 7. — С. 36−41.
  98. Культура жизни личности: Проблемы теории и методологии социально-психологического исследования. Киев, 1988. — С. 81
  99. Культурология/ Под ред. Г. В. Драча Ростов-Н-Д: Феникс. — 1997.
  100. В.А. Духовность, «экономизм» и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии 2001 — № 8
  101. А.Ф. Классификация личности / Психология индивидуальных различий: Сборник. М.: МГУ, 1982. — С. 179−198.
  102. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян.//Социологические исследования. 1996 — № 5.
  103. Н.И. Ценности как компонент социокультурной эволюции современной России.// Социологические исследования. 1994 — № 5.
  104. Н.И. Ценности в кризисном социуме. // Ценности социальных групп и кризис общества./ Отв. Ред. Н. И. Лапин., — М., ИФРАН, 1991.
  105. В.П. Проблемы личности: святоотеческий и философский подходы// legav.nm.ru
  106. К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий: Сборник. М.: МГУ, 1982. — С. 270−287.
  107. , Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл. Вступительная статья.// Франки В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990 368 с.
  108. Л. А. Философско-антропологический фундамент современного образования// Педагогика. 2006 — № 2. — С. 27−33.
  109. В.Т. Социальные проблемы юности.// Среднее специальное образование. 1991 — № 5. — С. 25−28.
  110. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  111. А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990.
  112. А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., ЧеРо, 1998.
  113. В.Н. Богословское понятие человеческой личности // По образу и подобию. М., 1995.
  114. А. Анализ характера. Психология и психоанализ характера. -Самара, 1997.
  115. М.Б. Стратегия жизни личности в индивидуализирующемся обществе./ Автореф. дисс. на соискание уч. степени д-ра филос. наук. Ростов-на1. Дону, 2008
  116. A.K. Психология профессионализма/А.К. Маркова. М.: Междунар. гуманитар, фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  117. М.М. Культурологический аспект формирования квалитативной компетентности будущего специалиста.//Среднее профессиональное образование. 2006 — № 9. — С.66.
  118. Г. А. Развитие аксиологического потенциала личности студента как проблема университетского образования //Современные наукоемкие технологии. 2005 — № 8
  119. A.B. Политические стереотипы студенчест-ва//Социологические исследования, 1992. — № 8. — С. 84−90.
  120. Методика Профессионального Самоопределения Дж. Голланда// http://moikompas.ru.
  121. A.A. Человек, его внутренний и внешний мир.//Социально-политические знания. 1998 — № 3. — С. 40−57.
  122. Министерство образования Российской Федерации. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 годы. Приказ Министерства образования России от 01.02.2000 № 305.
  123. Г. М. Стратификация молодёжи в сферах образования, занятости, потребления// Социологические исследования. 2005. — № 2. — 104−111.
  124. Г. М., Чистяков И. М. Молодежь Москвы на рынке труда.// Социологические исследования. 2000 — № 11.
  125. E.JI. Экономические ориентации студенчества их взаимосвязи и методы формирования.// Социологические исследования. — 2005. — № 10. -С. 57−61.
  126. В.М. Нравственное воспитание учащихся.//Среднее специальное образование. 1985 — № 2. — С. 26−27.
  127. К. Идея справедливости // Социологические исследования 1992 — № 1 — С. 80−83
  128. Мэй Р. Чтение характера. Психология и психоанализ характера. Самара, 1997.
  129. К.Т. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. -М.: Прогресс, 2001 365 с.
  130. Н.Г. Роль ценностных ориентаций в формировании коммуникативных навыков у студентов технических колледжей.//Среднее профессиональное образование. 2005 — № 11. — С. 36−37.
  131. В.Н. Профессионально самоопределение в моделях жизненного проектирования студентов технических колледжей. Диссертация кандидата социол. наук. Новочеркасск, 2005. — 154 с.
  132. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности (круглый стол)// Социологические исследования. 2003. — № 5. — С. 95
  133. A.C. Концепции личности в философии И.В. Киреевского и А. С. Хомякова как исток проблематики русского персонализма.// www.mosgu.ru
  134. П.Н. Ценностные ориентации учащихся.// Среднее специальное образование. 1991 — № 8. — С. 17−19.
  135. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  136. A.C. Смысл истории.// Вопросы философии 1999 — № 9
  137. Д. Конфликты ценностей в странах транзиции.// Социологические исследования. — 1997. № 6. — с.24−36
  138. Т. Система координат, общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. Американская социологическая модель. -М., 1994.
  139. H.H. Перестройка и образование.//Среднее специальное образование. 1988 — № 5. — С. 9−17.
  140. В.Ю. Качество среднего профессионального: образования: проблемный аспект.// Среднее профессиональное образование. 2003 — № 7 — С. 2−3.
  141. Ф.И. Перестройка высшего образования: состояние и политика преобразований.// Среднее специальное образование. 1990 — № 6. — С. 2−8.
  142. М.Ю. Гуманитаризация образования: шаг первый.// Среднее специальное образование. 1991 — № 11. — С. 8.
  143. Переход к рынку в КНР. М., 1998.
  144. A.A. Ценностные аспекты рыночной либерализации. // Вестник МГУ. Вып. 4. М., 1996.
  145. , A.B. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменения// Социологические исследования 2008 — № 2 — С. 83−90
  146. Ю.П. Профессиональное становление личности// Дисс. д-ра психол. наук М., 1999 — 450 с.
  147. Д. В. Девальвация духовных ценностей (Менталитет: изменение ценностных ориентаций личности) Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования. Тез. Докл. Науч. конф. 17−19 Окт. 1995 г. Волгоград: Перемена, 1995. — 168 с.
  148. Г. Н. Общеучебные умения основа непрерывного развития личности студента.// Среднее профессиональное образование. — 2002 — № 1. — С. 48−49.
  149. Ю.Н., Исламишин В. Г. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи.// Социологические исследования. 1999 — № 6.
  150. В .Я. Концепция в воспитании студентов ССУЗа.// Специалист. 2004 -№ 4. — С. 21−22.
  151. Проблема личности в философии и психологии// www. tspu. tula, ru
  152. Профессиональное самоопределение молодежи// Педагогика. 1993. -№ 5. — С. 33
  153. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М., 1996.-С. 16−17
  154. Н. С. Психологический смысл труда.// Изд-во Ин-та практ. психологии. Воронеж: НПО «Модэк», 1997, — 152 с.
  155. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация М.: Аспект-Пресс, 1996
  156. Т.А. Трансформация традиционных ценностей россиян постперестроечный период//Социологические исследования — 2006, № 9, С. 95 102, С. 99
  157. P.M. Ценностные ориентации молодежи Юго-востока Татарстана. // Регионология. 2002. — № 2. — С. 243.
  158. З.Б., Дубовова O.A. Проблемы профессионального становления.// Среднее профессиональное образование. — 2006 № 7. — С. 39−41.
  159. Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья// http://www.orenport.ru/images/img/persons/kiryakova/kiry akova. html
  160. Т.С. Любимому делу всего себя, без остатка.// Среднее специальное образование. — 1990 — № 1. — С. 3−5.
  161. Н.С. Ценности в проблемном мире. Новосибирск, 1998
  162. В.Н. Из опыта работы. //Среднее специальное образование. 1985-№ 3.-С. 12−13.
  163. . А. Молодежь и становление новой Рос-сии.//Социологические исследования. 1998 — № 4.
  164. .А., Родионов В. А. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества.//Социально-гуманитарные знания. 2000 — № 1.
  165. Е.А., Ефимова Е. Ю. Молодежь Тулы: ценностные ориен-таии и реалии повседневной жизни.// Социологические исследования 2007 — № 11-С. 110−116
  166. В.Ф., Ников В. П. Психологический аспект самоопределения личности.// Психологический журнал. 1984. — Т.5, — № 4. — с. 65−73
  167. В.Е. Ценностные ориентации современной молодёжи.// Социологические исследования. — 2007. №. 4. — С. 37−43.
  168. В.А., Головин H.A. Штрихи к поколению 90-х годов.// Социологические исследования. М., 2000. № 5.
  169. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): автореф. дис. д-ра пси-хол. наук. М., 1994. — 78 с.
  170. Н. Социология. Ростов-н/Д: Феникс, 1994 — 688 с.
  171. Советский энциклопедический словарь. Издание 3-е. Главный редактор А. М Прохоров. М.: «Советская энциклопедия», 1985. — С. 828.
  172. A.B. Спасет ли красота мир? (некоторые итоги изучения ценностных ориентаций постсоветского гуманитарного студенчества). // Научные и технические библиотеки. — 2002. № 3. — С. 53
  173. A.B. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества.// Социологические исследования, 2005. — № 9, С. 91−97.
  174. A.B., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветст-кого гуманитарного студенчества// Социологические исследования. 2003, № 6 -С.116−121
  175. B.C. Оправдание добра. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1988.
  176. B.C. Чтения о Богочеловечестве//Сборник сочинений. В 10 т. Т. 3. СПб, 1912.
  177. П. Общедоступный учебник по социологии. Статьи разных лет. -М., 1994.
  178. Социология молодежи./Отв. ред. Лисовский В. Т. СПб., 1996.
  179. Социологические исследования.// www.superjob.ru
  180. А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 1999.
  181. Т.В. ВУЗы на рынке образовательных услуг// Социологические исследования. 2003. — № 4. — с. 122−123
  182. Л.Н. Красота, добро, истина/ Очерк истории эстетической аксиологии-М.: Республика, 1994.
  183. Л.Д. Трансформация массового сознания россиян в транзитивном обществе Ростов-Н-Д: Изд-во Рост.гос. ун-та., 2000. — 287 с.
  184. H.H. Философские очерки. Киев, 1906.
  185. Су’рина И. А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. — М: Социум, 1999.
  186. Н. Социальная эксклюзия в российском обществе/ Н. Тихонова// Общество и экономика. 2002. — № 2. — С. 53−59.
  187. . Социология молодежи: теоретико-методологический аспект// Альма Матер. Вестник Высшей школы. — 2005 № 4, с. 26−29.
  188. , Ж.Т. Парадоксальный человек-Москва: Гардарики, 2008. -543 с.
  189. О.Б. Потенциальные качества образования// Социально-гуманитарные знания. 2006 -№ 3. — С. 49−64.
  190. .К. Формирование ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи у учащихся школ и студентов ССУЗов. //Среднее профессиональное образование. 2006 — № 9.
  191. Философская энциклопедия. Т.1. Главный редактор Ф. В. Константинов. М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1960.
  192. Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991.
  193. А.Р. Психология становления личности профессионала: Учебное пособие М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 240 с.
  194. С.Л. Духовные основы общества. М.: Мысль, 1992.
  195. С.Л. Непостижимое. В кн.: Франк С. Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. — 409 с.
  196. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений/ Сост. науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский.- М.: Просвещение, 1989. С. 425−438.
  197. Фрейд 3. Я и Оно: труды разных лет. В 2 Т.- Тбилиси: Мерани, 1991. -398 с.
  198. Э. Характер и социальный процесс./ Психология личности: Сборник. М.: МГУ, 1982. — С. 48−54.
  199. Э. Психологическая типологии/ Э. Фромм Минск. — Москва, 2000. — 675 с.
  200. Э. Человек для себя. Минск, 2003., 256 с.
  201. В.В. Психология труда/- М.: Высш. шк., 1983. 239 с.
  202. Г. А. Личные планы выпускников средних учебныхзх заведений (сравнительный анализ)// Социологические исследования. — 2001. № 2. -с. 115
  203. В.И., Зубок Ю. А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. -М.: Наука, 2003, 203 с.
  204. Р.Х. О культуре демократии. //Среднее специальное образование. 1991 — № 10. — С. 2−6.
  205. Д.А. Социальная самоидентификация лучших выпускников// Социологические исследования, 2004 № 1 — С. 134−136
  206. У. Психология конституциональных различий /Психология индивидуальных различий: Сборник. М.: МГУ, 1982.
  207. Н.Л. И.А. Ильин и К. Д. Ушинский: «диалог» о духовности// Педагогика. 2005 — № 10. — С. 68.
  208. Н.В. Специфика профессионального самоопределения технических ВУЗов в условиях современного российского общества. Диссертация кандидата социол. наук. Ростов-н/Д, 2004. — С.32
  209. Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. Минск, 1992. -С. 15−67.
  210. Э. Основные идеальные типы индивидуальности// Психология личности: Тексты/ под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. -с.55−59
  211. Р.Н. Формирование личности учащегося средствами науки.// Среднее специальное образование. — 1985 № 6. — С. 26−28.
  212. Юнг КГ. Психологические типы. М., 1992.
  213. З.К. Теория ценностей в социологии: вчера и сегодня.// Социологические исследования. 2001 — № 8.
  214. В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен.// Социальная идентификация личности., Книга 2. М. ИС РАН, 1994, 457 с.
  215. И.С. Динамика структуры ценностных ориентаций студенчества среднего российского города. Автореф. дисс. кандидата социол. наук. — Новочеркасск, 2007, С. 12
  216. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Монография. Кемерово: КузбассИздат., 2000, 204 с.
  217. Прием студентов в средние специальные учебные заведения по укрупненным группамспециальностей.198 020 002 001ш
Заполнить форму текущей работой