Социально-философский анализ динамики и дифференциации ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений в современной России
Диссертация
Наиболее важные черты в дифференциации ценностных структур студентов в системе среднего профессионального образования, заключаются в смещении акцентов от традиционных к новым индивидуалистическим ценностям, опоре на инструментальные ценности. Однако дифференциация ценностей зависит от множества факторов, наиболее значимыми из которых является возраст, уровень, качество и специализация… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Социально-философские основы ценностно-нравственного 20 аспекта личности
- 1. 2. Теоретические подходы к определению понятий «ценности» и «ценностные ориентации» в измерении российского студенчества
- 1. 3. Аксиологический потенциал личности в контексте социализации 61 студентов как социальной общности
- ГЛАВА 2. Социально-философский анализ структуры аксиологиче- 71 ской системы студентов среднего профессионального образования
- §-2.¡-Понятие профессионального самоопределения личности в ориентирах среднего профессионального образования
- 2. 2. Социальная дифференциация аксиологических ориентиров студентов 89 средних специальных учебных заведений в современном российском обществе
- 2. 3. Социальная динамика ценностей-целей, ценностей-средств студентов среднего профессионального образования
- 2. 4. Трансформация ценностных ориентаций студентов средних специ- 119 альных учебных заведений в современной России
- 1. 1. Социально-философский анализ концепций личности
Список литературы
- Allport, Y.W. Becoming: basic consideration for a psychology of personality/ Y.W. Allport New Hasen- London: Vale Vmy. Press, 1967 — 106 p.
- Holland, J.Y. Explorations of theory of vocational choice// J. Appl. Psychol. -1968/ Vol.52 — № 1−54 — 79 p.
- Inglehart R. Culture shift in advanced society. One of Choice’s Outstanding Academic Books of 1991, 504 p.
- Абульханова-Славская K.A. Жизненные перспективы личности// Психология личности и образ жизни. — М., 1987.
- Аврамова Е.М., Шабунова А. А., Логинов Д. М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы и ожидания.// Социологические исследования. — 2005. -№ 9. с. 55.
- Адлер А. Понять природу человека. СПб: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. — 256 с.
- Алексеенко Т.Ф., Рудакова И. А., Щербакова Л. И. Рельефы идентификационного пространства российского студенчества. — Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ)., 2005 154 с.
- Алкоголизм, пьянство, наркомания, курение способы разрушения личностного здоровья, с. 92
- Ануфриев Е.А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен. // Социально-политический журнал.- 1997 -№ 3.-С. 14−28.
- Басов М.Я. Личность и профессия: К начальному обоснованию выбора профессии-М.- Л., 1926. 68 с.
- Беляева JI. Общие направления стратификации в переходный период.// Социальная стратификация современного российского общества. М., 1995.
- Н.Белов А. Г. Молодежь и рынок.//Социологические исследования 1993 -№ 11 -С. 156−157
- Бердяев, H.A. Конец Ренессанса и кризис гуманизма./ В кн.: Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М.: Искусство, 1994.
- Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского./ В кн.: Бердяев H.A. О русской философии. М.: Мысль, 1993.1 7. Бойко Л. И. Трансформация функций высшего образования и социальная позиция студенчества. // Социологические исследования. — 2002. № 3. — С. 78−83
- Бобков К.И. Политическая экономия: нравственный аспект преподавателя.// Среднее специальное образование. 1985 — № 3. — С. 39−41.
- Боголюбов Л.Н. Деятельность в жизни человека и общества.// Социально-политический журнал. 1994 -№ 1−2.-С.108.
- Бондаренко О.В. Социальные ценности в современном российском обществе: анализ системных изменений.// Автореф. дисс. д-ра социол. наук. Ростов-Н-Д, 1998 — 29 с.
- Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект.// Автореф. дис. д-ра психол. наук.- М., 1995. 47 с.
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности.// Психология, формирование и развитие личности/ Отв. ред. Л. И. Анциферова.-М., 1981.-С. 159−176.
- Бояк Т.Н. Духовно-нравственные ценности сельской молодежи.// Социологические исследования — 2009 № 4 — С. 117−122
- Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века.// Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 6−13
- Брындин Е.Г. Настройка, стабилизация и развитие гармоничной целостности человека и общества. — Новосибирск: НГУ, 2001. — 181. с.
- Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ., 1999.-704 с.
- Бурбулис Г. Э., Кемеров В. Е. Духовность и рациональность М.: Знание, 1986−64 с.
- Быков С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированно-сти.// Социологические исследования — 2000 № 4, С. 48−52
- Быстренко В.Н. Проблемы становления многопартийности в современной России.// Реформируемая Россия: социологический аспект. Новосибирск, 1994.
- Ваниянц Д.Ю. Социокультурные ценности современной российской молодежи./ Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Ставрополь, 2001.
- Вебер М. Основные социологические понятия.// Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990 808 с.
- Берникова И.И. Духовная культура, личность, мировоззрение.// Роль духовной культуры и искусства в мировоззрении личности: сборник// Составитель A.C. Мигунов. — М: Знание — 64 с.
- Виноградов В.В. История слов. -М.: Российская академия наук, 1999.- 1138с.
- Вишневский Ю.В., Шапко В. Т. Студент 90-х социокультурная динамика.// Социологические исследования. — 2000. — № 12 — С. 62.
- Волков, Ю.Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов A.B. Социология: учебник / под ред. проф. Ю. Г. Волкова. М.: ГАРДАРИКИ, 2006.
- Волков Ю.Г., Харитонов Е. М. Гуманистическое будущее России. -М., 1995 -457 с.
- Вольский H.H. Лингвистическая антропология. Введение в науки о человеке: Курс лекций. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004.
- Выжлецев Г. П. Духовные ценности и судьба России.//Социально-политический журнал. — 1994 № 3−6. — С.23−27.
- Выжлецев Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития. //Социально-политический журнал. 1996 — № 6. — С. 61- 64.
- Гореев, Э.С., Дорожкин, Ю.Н. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации// Социологические исследования -1993 -№ 1, С. 123−125
- Гегель, Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук/ Т. З М., 1977.
- Гельбрас В. Э. Экономические реформы в Китае и России: попытка сравнения.// Азия и Африка. 1990. № 3
- Гидденс У. Постмодерн.// Философия истории: антология М.: Аспект-Пресс, 1995.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения.// Вопросы психологии 1994, № 3, с.43
- Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка.// Мир психологии и психология в мире 1995. — № 3. — с.21−28
- Горбатов Д.С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих поня-тий.//Педагогика. 1994 — № 2. — С. 15−16.
- Горбова Г. А. Социально-философский анализ ценностей в современной России: личность, культура, социум./ Моногр. Новочеркасск: НГМА, 2005 — 142 с.
- Государев H.A. Треугольный человек.- М., 1991.
- Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ) М.: РОСПЭН, 2001.
- Даль В. JI. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с.
- Данилова И.А., Ярославцева М. А. К вопросу о формировании личности учащегося.//Среднее профессиональное образование. 2006 — № 7. — С. 49−55.
- Демин В. Надежды на рынок не оправдались//Учительская газета 2005 — № 12.
- Дементьева В.Ю. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи среднего российского города./ Диссертации кандидата социол. наук. — Новочеркасск, 2006.
- Демидюк М.В., Барсукова Л. С. Воспитательная система колледжа.// Среднее профессиональное образование. — 2004 № 1. — С. 47.
- Добрынина В.И. Культура и цивилизация.// Социально-политический журнал. 1994 — № ½. — С. 99 -102.
- Дормидонова Л.М. Социальный заказ на подготовку специалиста как условие его успешной адаптации в современном социуме.//Среднее профессиональное образование. 2004 — № 3. — С.49−50.
- Дряхлов Н.И., Давыденко В. А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра.// Социологические исследования. — 1997 № 4.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.
- Дюркгейм Э. Социология. — М.: Канон, 1995.
- Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1991.
- Заславская Т.М. Стратификация современного российского общества./ Информационный бюллетень мониторинга ВЦИОМ, 1996, № 1 с. 7−15
- Заславская Т.М. Роль социологии в преобразовании России.// Социологические исследования. 1996 — № 3 — С. 6−15
- Зборовский Г. Б., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда. // Социологические исследования. — 2003. № 4.бб.Здравомылов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.
- Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска.// Социологические исследования, 2003 № 4 — с. 50
- Игумен Георгий (Е.В. Шестунов). Духовно-нравственное становление личности в православной традиции.// Педагогика. — 2006 № 4. — С. 53−61.
- Ильин В.В., Панарин A.C., Ахиезер A.C. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. М., 1996.
- Ильинский И.М. Молодежь России: Тенденции и перспективы — М.: Молодая гвардия. 1983. — С. 187.
- Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М: Логос, 2000. — 129 с.
- Иржи Давид. Современное состояние Великой России, или Московии.// Вопросы истории. 1968 — № 4. — С. 1−14.
- История среднего профессионального образования в России./Авторский коллектив под руководством В. М. Журавского. М.: НМЦ СПО, 2000.
- Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997
- Кант И. История философии/ Под ред. В. П. Кохановского. Ростов-Н-Д: Феникс, 1999- 181 с.
- Кант И. О темпераменте./Психология индивидуальных различий: Сборник. -М.: МГУ, 1982.
- Кантор В.К. Личность и власть в России: сотворение катастрофы.// Вопросы философии № 7 — с. 15−21,
- Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения.// Социологические исследования. 2000 — № 3 — с. 124−128
- Кирьякова. A.B. Аксиологические императивы университетского образования в контексте глобализации.
- Кефели И.Ф. Нравственность и культура поведения. // Социально- политический журнал. 2005 — № 6. — С. 97−107.81 .Кецкало Н. М. Эволюция проблемы личности в истории философской мысли Вестник МГТУ, том 9 2006 г — № 4 — с.547−555
- Кинкулькин А.Т. Деятельность и духовный мир человека. //Социально-политический журнал. — 1995 № 2. — С. 138−151.
- Климов Б.А. Психология профессионального самоопределения. Рос-тов/н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.
- Климова С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации.//Социологические исследования. — 1995 № 1.
- Климова С.Г. Изменения в алкогольном поведении молодежи // Социологические исследования — 1992 № 8 — С. 90−97
- Клочкова A.A. Проблема личности в теоретических концепциях XX века: социально-философский анализ./ Автореферат канд. дисс. на соиск. уч. степени канд. филос. наук.- Ростов-на-Дону, 2006 20 с.
- Клячко T. J1. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. — 2002. № 2
- Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи.// Социологические исследования. 2003 — № 1.
- Ковалева А.И., Луков С. И. Социология молодежи: творческие вопросы. — М., 1999.
- Когда наступает время выбора (устремления молодежи и первые шаги после окончания ученых заведений)// Отв. ред. Г. А. Чередниченко. СПб: Изд-во РХГИ, 2001.
- Кожев А. Религиозная метафизика В л. Соловьева.// Вопросы философии. — 2000-№ 3.-С. 132−137.
- Константинов Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентация и пути в сфере образования (от 1960 к 2000 г.). — М.: Эдиториая УРСС, 199 993. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации, www.cir.ru
- Колосов E.H. Среднее профессиональное образование в 1990 году.// Среднее специальное образование. — 1990 № 1. — С. 2.
- Колесников Ю.С. Парадоксы формирования «рыночных» стандартов поведения студенческой молодежи// Известия вузов. Северокавказский регион. Общественные науки. 1997. — № 4. — С. 81−83
- Кондаков И.Н., Сухарев A.B. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития.// Вопросы психологии. — 1989. № 5. — С. 158−164
- Кон И. С. Психология ранней юности. М. Просвещение, 1989.
- Конева Л.А., Конева A.B. Антропологические идеи в русской религиозной философии. Самара: СамГУ, 1995.
- Конституция Российской Федерации. Официальный текст.- Москва: Изд-во «Поматур», 2002.
- Краевский В.В. Воспитание или образование?//Педагогика. — 2001 № 3.
- Кравченко А.И. Социология: Общий курс. М., 2002. 640 с.
- Кречмер Э. Строение тела и характер //Психология индивидуальных различий: Сборник. М.: МГУ, 1982. — С. 219−247.
- Кудрявцев Т.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения/Т.В. Кудрявцев, A.B. Сухарев// Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С. 86−93
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения // Вопросы психологии. — 1983. № 2. — С. 51−59
- Куликов JI.M. Демократизация образования: так ли это про-сто?//Среднее специальное образование. 1990- № 7. — С. 36−41.
- Культура жизни личности: Проблемы теории и методологии социально-психологического исследования. Киев, 1988. — С. 81
- Культурология/ Под ред. Г. В. Драча Ростов-Н-Д: Феникс. — 1997.
- Кутырев В.А. Духовность, «экономизм» и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии 2001 — № 8
- Лазурский А.Ф. Классификация личности / Психология индивидуальных различий: Сборник. М.: МГУ, 1982. — С. 179−198.
- Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян.//Социологические исследования. 1996 — № 5.
- Лапин Н.И. Ценности как компонент социокультурной эволюции современной России.// Социологические исследования. 1994 — № 5.
- Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме. // Ценности социальных групп и кризис общества./ Отв. Ред. Н. И. Лапин., — М., ИФРАН, 1991.
- Лега В.П. Проблемы личности: святоотеческий и философский подходы// legav.nm.ru
- Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий: Сборник. М.: МГУ, 1982. — С. 270−287.
- Леонтьев, Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл. Вступительная статья.// Франки В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990 368 с.
- Липская Л. А. Философско-антропологический фундамент современного образования// Педагогика. 2006 — № 2. — С. 27−33.
- Лисовкий В.Т. Социальные проблемы юности.// Среднее специальное образование. 1991 — № 5. — С. 25−28.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
- Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990.
- Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., ЧеРо, 1998.
- Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // По образу и подобию. М., 1995.
- Лоуэн А. Анализ характера. Психология и психоанализ характера. -Самара, 1997.
- Маринов М.Б. Стратегия жизни личности в индивидуализирующемся обществе./ Автореф. дисс. на соискание уч. степени д-ра филос. наук. Ростов-на1. Дону, 2008
- Маркова A.K. Психология профессионализма/А.К. Маркова. М.: Междунар. гуманитар, фонд «Знание», 1996. — 308 с.
- Махмудова М.М. Культурологический аспект формирования квалитативной компетентности будущего специалиста.//Среднее профессиональное образование. 2006 — № 9. — С.66.
- Мелекесов Г. А. Развитие аксиологического потенциала личности студента как проблема университетского образования //Современные наукоемкие технологии. 2005 — № 8
- Меренков A.B. Политические стереотипы студенчест-ва//Социологические исследования, 1992. — № 8. — С. 84−90.
- Методика Профессионального Самоопределения Дж. Голланда// http://moikompas.ru.
- Миголатьев A.A. Человек, его внутренний и внешний мир.//Социально-политические знания. 1998 — № 3. — С. 40−57.
- Министерство образования Российской Федерации. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 годы. Приказ Министерства образования России от 01.02.2000 № 305.
- Мкртчан Г. М. Стратификация молодёжи в сферах образования, занятости, потребления// Социологические исследования. 2005. — № 2. — 104−111.
- Мкртчян Г. М., Чистяков И. М. Молодежь Москвы на рынке труда.// Социологические исследования. 2000 — № 11.
- Могильчак E.JI. Экономические ориентации студенчества их взаимосвязи и методы формирования.// Социологические исследования. — 2005. — № 10. -С. 57−61.
- Морозова В.М. Нравственное воспитание учащихся.//Среднее специальное образование. 1985 — № 2. — С. 26−27.
- Муздыбаев К. Идея справедливости // Социологические исследования 1992 — № 1 — С. 80−83
- Мэй Р. Чтение характера. Психология и психоанализ характера. Самара, 1997.
- Мяло К.Т. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. -М.: Прогресс, 2001 365 с.
- Набиулина Н.Г. Роль ценностных ориентаций в формировании коммуникативных навыков у студентов технических колледжей.//Среднее профессиональное образование. 2005 — № 11. — С. 36−37.
- Недайвозов В.Н. Профессионально самоопределение в моделях жизненного проектирования студентов технических колледжей. Диссертация кандидата социол. наук. Новочеркасск, 2005. — 154 с.
- Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности (круглый стол)// Социологические исследования. 2003. — № 5. — С. 95
- Овсянникова A.C. Концепции личности в философии И.В. Киреевского и А. С. Хомякова как исток проблематики русского персонализма.// www.mosgu.ru
- Осипов П.Н. Ценностные ориентации учащихся.// Среднее специальное образование. 1991 — № 8. — С. 17−19.
- Осмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
- Панарин A.C. Смысл истории.// Вопросы философии 1999 — № 9
- Пантич Д. Конфликты ценностей в странах транзиции.// Социологические исследования. — 1997. № 6. — с.24−36
- Парсонс Т. Система координат, общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. Американская социологическая модель. -М., 1994.
- Пахомов H.H. Перестройка и образование.//Среднее специальное образование. 1988 — № 5. — С. 9−17.
- Переверзев В.Ю. Качество среднего профессионального: образования: проблемный аспект.// Среднее профессиональное образование. 2003 — № 7 — С. 2−3.
- Перегудов Ф.И. Перестройка высшего образования: состояние и политика преобразований.// Среднее специальное образование. 1990 — № 6. — С. 2−8.
- Пережлицын М.Ю. Гуманитаризация образования: шаг первый.// Среднее специальное образование. 1991 — № 11. — С. 8.
- Переход к рынку в КНР. М., 1998.
- Петров A.A. Ценностные аспекты рыночной либерализации. // Вестник МГУ. Вып. 4. М., 1996.
- Петров, A.B. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменения// Социологические исследования 2008 — № 2 — С. 83−90
- Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности// Дисс. д-ра психол. наук М., 1999 — 450 с.
- Полежаев Д. В. Девальвация духовных ценностей (Менталитет: изменение ценностных ориентаций личности) Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования. Тез. Докл. Науч. конф. 17−19 Окт. 1995 г. Волгоград: Перемена, 1995. — 168 с.
- Полутина Г. Н. Общеучебные умения основа непрерывного развития личности студента.// Среднее профессиональное образование. — 2002 — № 1. — С. 48−49.
- Попов Ю.Н., Исламишин В. Г. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи.// Социологические исследования. 1999 — № 6.
- Портных В .Я. Концепция в воспитании студентов ССУЗа.// Специалист. 2004 -№ 4. — С. 21−22.
- Проблема личности в философии и психологии// www. tspu. tula, ru
- Профессиональное самоопределение молодежи// Педагогика. 1993. -№ 5. — С. 33
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М., 1996.-С. 16−17
- Пряжников Н. С. Психологический смысл труда.// Изд-во Ин-та практ. психологии. Воронеж: НПО «Модэк», 1997, — 152 с.
- Радаев В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация М.: Аспект-Пресс, 1996
- Рассадина Т.А. Трансформация традиционных ценностей россиян постперестроечный период//Социологические исследования — 2006, № 9, С. 95 102, С. 99
- Рахимова P.M. Ценностные ориентации молодежи Юго-востока Татарстана. // Регионология. 2002. — № 2. — С. 243.
- Рахматуллина З.Б., Дубовова O.A. Проблемы профессионального становления.// Среднее профессиональное образование. — 2006 № 7. — С. 39−41.
- Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья// http://www.orenport.ru/images/img/persons/kiryakova/kiry akova. html
- Ремизова Т.С. Любимому делу всего себя, без остатка.// Среднее специальное образование. — 1990 — № 1. — С. 3−5.
- Розов Н.С. Ценности в проблемном мире. Новосибирск, 1998
- Романюта В.Н. Из опыта работы. //Среднее специальное образование. 1985-№ 3.-С. 12−13.
- Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой Рос-сии.//Социологические исследования. 1998 — № 4.
- Ручкин Б.А., Родионов В. А. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества.//Социально-гуманитарные знания. 2000 — № 1.
- Самсонова Е.А., Ефимова Е. Ю. Молодежь Тулы: ценностные ориен-таии и реалии повседневной жизни.// Социологические исследования 2007 — № 11-С. 110−116
- Сафин В.Ф., Ников В. П. Психологический аспект самоопределения личности.// Психологический журнал. 1984. — Т.5, — № 4. — с. 65−73
- Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодёжи.// Социологические исследования. — 2007. №. 4. — С. 37−43.
- Сибирев В.А., Головин H.A. Штрихи к поколению 90-х годов.// Социологические исследования. М., 2000. № 5.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): автореф. дис. д-ра пси-хол. наук. М., 1994. — 78 с.
- Смелзер Н. Социология. Ростов-н/Д: Феникс, 1994 — 688 с.
- Советский энциклопедический словарь. Издание 3-е. Главный редактор А. М Прохоров. М.: «Советская энциклопедия», 1985. — С. 828.
- Соколов A.B. Спасет ли красота мир? (некоторые итоги изучения ценностных ориентаций постсоветского гуманитарного студенчества). // Научные и технические библиотеки. — 2002. № 3. — С. 53
- Соколов A.B. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества.// Социологические исследования, 2005. — № 9, С. 91−97.
- Соколов A.B., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветст-кого гуманитарного студенчества// Социологические исследования. 2003, № 6 -С.116−121
- Соловьев B.C. Оправдание добра. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1988.
- Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве//Сборник сочинений. В 10 т. Т. 3. СПб, 1912.
- Сорокин П. Общедоступный учебник по социологии. Статьи разных лет. -М., 1994.
- Социология молодежи./Отв. ред. Лисовский В. Т. СПб., 1996.
- Социологические исследования.// www.superjob.ru
- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 1999.
- Старостина Т.В. ВУЗы на рынке образовательных услуг// Социологические исследования. 2003. — № 4. — с. 122−123
- Столович Л.Н. Красота, добро, истина/ Очерк истории эстетической аксиологии-М.: Республика, 1994.
- Столяренко Л.Д. Трансформация массового сознания россиян в транзитивном обществе Ростов-Н-Д: Изд-во Рост.гос. ун-та., 2000. — 287 с.
- Страхов H.H. Философские очерки. Киев, 1906.
- Су’рина И. А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. — М: Социум, 1999.
- Тихонова Н. Социальная эксклюзия в российском обществе/ Н. Тихонова// Общество и экономика. 2002. — № 2. — С. 53−59.
- Тесленко Ж. Социология молодежи: теоретико-методологический аспект// Альма Матер. Вестник Высшей школы. — 2005 № 4, с. 26−29.
- Тощенко, Ж.Т. Парадоксальный человек-Москва: Гардарики, 2008. -543 с.
- Третьяков О.Б. Потенциальные качества образования// Социально-гуманитарные знания. 2006 -№ 3. — С. 49−64.
- Узденова Б.К. Формирование ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи у учащихся школ и студентов ССУЗов. //Среднее профессиональное образование. 2006 — № 9.
- Философская энциклопедия. Т.1. Главный редактор Ф. В. Константинов. М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1960.
- Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991.
- Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала: Учебное пособие М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 240 с.
- Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Мысль, 1992.
- Франк С.Л. Непостижимое. В кн.: Франк С. Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. — 409 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений/ Сост. науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский.- М.: Просвещение, 1989. С. 425−438.
- Фрейд 3. Я и Оно: труды разных лет. В 2 Т.- Тбилиси: Мерани, 1991. -398 с.
- Фромм Э. Характер и социальный процесс./ Психология личности: Сборник. М.: МГУ, 1982. — С. 48−54.
- Фромм Э. Психологическая типологии/ Э. Фромм Минск. — Москва, 2000. — 675 с.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск, 2003., 256 с.
- Чебышева В.В. Психология труда/- М.: Высш. шк., 1983. 239 с.
- Чередниченко Г. А. Личные планы выпускников средних учебныхзх заведений (сравнительный анализ)// Социологические исследования. — 2001. № 2. -с. 115
- Чупров В.И., Зубок Ю. А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. -М.: Наука, 2003, 203 с.
- Шакуров Р.Х. О культуре демократии. //Среднее специальное образование. 1991 — № 10. — С. 2−6.
- Шевченко Д.А. Социальная самоидентификация лучших выпускников// Социологические исследования, 2004 № 1 — С. 134−136
- Шелдон У. Психология конституциональных различий /Психология индивидуальных различий: Сборник. М.: МГУ, 1982.
- Шеховская Н.Л. И.А. Ильин и К. Д. Ушинский: «диалог» о духовности// Педагогика. 2005 — № 10. — С. 68.
- Ширяева Н.В. Специфика профессионального самоопределения технических ВУЗов в условиях современного российского общества. Диссертация кандидата социол. наук. Ростов-н/Д, 2004. — С.32
- Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. Минск, 1992. -С. 15−67.
- Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности// Психология личности: Тексты/ под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. -с.55−59
- Щербаков Р.Н. Формирование личности учащегося средствами науки.// Среднее специальное образование. — 1985 № 6. — С. 26−28.
- Юнг КГ. Психологические типы. М., 1992.
- Юлдашев З.К. Теория ценностей в социологии: вчера и сегодня.// Социологические исследования. 2001 — № 8.
- Ядов В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен.// Социальная идентификация личности., Книга 2. М. ИС РАН, 1994, 457 с.
- Якунина И.С. Динамика структуры ценностных ориентаций студенчества среднего российского города. Автореф. дисс. кандидата социол. наук. — Новочеркасск, 2007, С. 12
- Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Монография. Кемерово: КузбассИздат., 2000, 204 с.
- Прием студентов в средние специальные учебные заведения по укрупненным группамспециальностей.198 020 002 001ш