Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности студентов
![Диссертация: Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности студентов](https://westud.ru/work/2513589/cover.png)
Диссертация
Материалы диссертационного исследования представлены на Международных научно-практических конференциях «Реальность этноса: Этнонациональные аспекты модернизации образования» (2003) — «Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития» (2006) в г. Санкт-Петербург, на V Международном Конгрессе психологов АТР «Человек. Власть. Общество» (12−14 мая 2006) в г. Хабаровскна VI… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы исследования ценностных ориентаций личности
- 1. 1. Основные подходы к пониманию ценностных ориентации 10 личности
- 1. 2. Формирование ценностных ориентаций в процессе 26 социализации
- 1. 3. Общая психологическая характеристика традиционных 63 ценностей представителей бурятского этноса
- Выводы по первой главе
- Глава II. Методы и организация эмпирического исследования 78 ценностных ориентаций
- 2. 1. Методологические принципы кросс-культурного 78 исследования ценностных ориентаций личности
- 2. 2. Методы и этапы эмпирического исследования 96 этнопсихологических особенностей ценностных ориентаций личности студентов
- Выводы по второй главе
- Глава III. Эмпирическое исследование этнопсихологических 109 особенностей ценностных ориентаций студентов
- 3. 1. Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций 109 студентов-представителей русской и бурятской культуры
- 3. 2. Ценностные ориентации студентов в зависимости от состава 118 и социального положения семьи, организации учебного процесса в школе и начала трудовой деятельности
- 3. 3. Ценностные ориентации студентов с различным уровнем 141 развития этнического самосознания
- 3. 4. Тендерные особенности ценностных ориентаций студентов 150 представленных этнических групп
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Абаев, Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности человека Текст. / Н. В. Абаев Новосибирск: Наука, 1983. — 192 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности Текст. / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981.-С. 19−45.
- Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблем Текст. / B.C. Агеев М.: изд-во МГУ, 1990.-240 с.
- Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности Текст. / В. Г. Алексеева. // Психол. журнал.- 1984. Т.5 -№ 5.- С.63−70.
- Ананьев, Б.Г. О психологических эффектах социализации Текст. / Б. Г. Ананьев //Человек и общество. Проблемы социализации индивида. Л. -ЛГУ- 1971.
- Андреева, Г. М. Социальная психология. Текст. / Г. М. Андреева М.: Аспект-Пресс, 2000. — 375с.
- Андреенкова, А. В. Материалистические/постматериалистические ценности в России Текст. / А. В. Андреенкова // Социол. журн. 1994. — № 3. -С. 73−81.
- Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений Текст. / Под.ред. В. А. Сластенина.- 2-е изд., доп. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 264 с.
- Антология исследований культуры. Т.1. — Интерпретация культуры. -СПб.: Университетская книга, 1997. — 728 с.
- П.Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и этносоциология образования: второе рождение. Текст. / А. Г. Асмолов // Вопр. психол. 1999. — № 9. — С. 106−107.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. Текст. / А. Г. Асмолов М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
- З.Басаева, К. Д. Брак и семья у бурят. Текст. / К. Д. Басаева Улан-Удэ: изд-во «Бурят, кн.», 1991. — 192 с.
- М.Безменова, И. К., Гулевич, О. А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением: Реферативный обзор Текст. /И.К. Безменова, О. А Гулевич М.: РПО, 1999. — 144 с.
- Белинская, Е.П. Я концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений. Текст. /Е.П. Белинская//Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. -С.25−31.
- Белинская, Е.П. Взаимосвязь ценностных ориентаций и образасоциального мира. Текст. / Е. П. Белинская // Мир психологии. Научно-мет. журнал. № 3 (39). М.-Воронеж, 2004. С.97−102.
- Белинская, Е.П., Стефаненко, Т.Г. Этническая социализация подростка Текст. / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко М.: Моск. психол.-соц. институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 208с.
- Беляева, Т. Б. Изучение половых и возрастных особенностей в представлениях о ценности человека Текст. / Т. Б. Беляева // Ежегодник РПО.- М., 1995. Т.1. — Вып. 2. — С. 102−103.
- Берн, Ш. Тендерная психология. Текст. / Ш. Берн СПб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2001.-320 с.
- Бондырева, С.К. Иное в этническом самоопредлении и общекультурном опредлении. Текст. / С. К. Бондырева //Мир психологии. 2004, № 3 (39). -С. 19−24.
- Бороноев, А.О., Павленко, В.Н. Этническая психология. Текст. / А. О. Бороноев, В. Н. Павленко СПб., 1994. — 165 с.
- Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса. Текст. / Ю. В. Бромлей М.: Наука, 1983.-412 с.
- Брушлинский, А.В. Деятельностный подход и психологическая наука. Текст. / А. В. Брушлинский //Вопр. филос. 2001. — № 2. — С. 89−95.
- Бубнова, С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система Текст. / С. С. Бубнова. // Психол. журн. 1999. — № 5. — С. 3844.
- Будинайте, Г. Л., Корнилова, Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта Текст. / Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова. // Вопр. психол. 1993. — Т. 14. — № 5. — С. 99−105.
- Бучек, А.А. Этническое самоопределение в подростковом возрасте (на примере коренных народов Камчатки) Текст. / А. А. Бучек. // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2004. № 2. С. 15−32.
- Бызова, В. М. Ценностные ориентации представителей коми и русского этносов Текст. / В. М. Вызова. // Психол. журн. 1998. — Т. 19. — № 5. — С. 60 -70.
- Бызова, В.М. Жизненные ценности молодежи республики Коми на рубеже веков: кросс-культурный аспект Текст. / В. М. Вызова. // Психологический журнал, 2002, Т.23, № 1, С.101−112.
- Ванданова, Э.Л. Стилевые особенности семейного воспитания: психологические аспекты и подходы Текст. / Э. Л. Ванданова М.: Изд-во МПУ «СигналЪ», 2003. — 111 с.
- Ванданова, Э.Л. Психодиагностика развития Учебное пособие. / Э. Л. Ванданова. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. — 61с.
- Вардомацкий, А. П. Сдвиг в ценностном измерении? Текст. / А. П. Вардомацкий //Социологические исследования. 1993. — С. 46−55.
- Василюк, Ф. Е. Психотехника выбора Текст. / Ф. Е. Василюк. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.- С. 284−314.
- Вебер, М. Избранные произведения: Пер. с англ. Текст. / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990.- 808с.
- Весна, Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации индивидуализации в онтогенезе. / Е. Б. Весна. — Дисс. д.пс.н. -М, 1998.-370 с.
- Весна, Е.Б. К проблеме формирования этнической идентичности в полиэтничном мире. Текст. / Е. Б. Весна. //Вестник Краунц. Гуманитарные науки. 2004. № 2. С. З — 6.
- Винокуров, М.А., Карнышев, А.Д. Введение в экономическую этнопсихологию: учебное пособие. Текст. / М. А. Винокуров, А. Д. Карнышев Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. — 304с.
- Волков, Г. Н. Этнопедагогика. Текст. /Г.Н. Волков М., 1999. — 168 с.
- Волочков, А.А., Ермоленко, Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности. Текст. / А. А. Волочков, Е. Г. Ермоленко //Психологический журнал. 2004. Т.25. № 2. С.17−33.
- Воробьева, К.И. Изучение концепции собственного будущего студентов Текст. / К. И. Воробьева, Г. J1. Пучкова // Методические проблемы повышения качества подготовки специалистов: Мат-лы межвуз. н.-метод. конф., ноябрь 2002. Хабаровск: ДВГУПС, 2003.
- Выготский, JL С. Педагогическая психология Текст. /J1.C. Выготский /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536с.
- Выготский, J1. С. Избранные психологические труды в 2 т. Текст. / JI.C. Выготский -М., 1986. Т.2.
- Выжлецов, Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития Текст. / Г. П. Выжлецов. // Социально-политический журнал. 1996. — № 1. -С. 86−99.
- Вязникова, Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития. Текст. / Л. Ф. Вязникова //Психол. наука и образование. 2002. — № 4. — С. 88−98.
- Вяткин, Б.А., Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности Текст. / Б. А. Вяткин, В. Ю. Хотинец. // Психол. журнал, 1997, Т.7, № 5, С.69−75.
- Галданова, Г. Р. Бурятский шаманизм: прошлое и настоящее Текст. / Г. Р. Галданова. //Сибирь: этносы и культура (традиционная культура бурят). М. -Улан-Удэ, 1998.-Вып. 3.
- Галшиев, Э.Х. Зерцало мудрости, разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам (на бурятском и русском языках) Текст. / Э. Х. Галшиев. Улан-Удэ: Бур. книжное, 1993. — 352 с.
- Гаюрова, Ю.А. Культурные детерминанты межэтнического взаимодействия Текст. / Ю. А. Гаюрова. //Журнал прикладной психологии/2002/03. С.18−27.
- Герасимов, В.П. Математическое обеспечение психологических исследований: Учебное пособие./ В. П. Герасимов. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997.-89 с.
- Годфруа, Ж. Что такое психология. Текст. /Ж. Годфруа. В 2 Т. М., 1992.
- Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности Текст. / Е. И. Головаха.// Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. С. 256−269.
- Гомбоева, М.И. Образ мироустройства хори-бурят. Текст. / М. И. Гомбоева. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. — 189 с.
- Гордеева, О. В. Представления JI.C. Выготского о самосознании и марксизм Текст. / О. В. Гордеева. //Психол. журн. 1996. —Т.17. — № 5. — С. 31−41.
- Готсдинер, A.JI. Владимир Николаевич Мясищев (воспоминания об ученом). Текст. / A.JI. Готсдинер. //Психол. журн. 1999. — Т.20. — № 4 — С. 106−110.
- Гудечек, Я. Ценностная ориентация личности Текст. / Я. Гудечек. // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. — С. 102−109.
- Дилигенский, Г. Г. Социально-политическая психология. Текст. / Г. Г. Дилигенский. М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
- Додонов, Б. И. Эмоция как ценность. Текст. / Б. И. До донов. М., 1978. -272 с.
- Донцов, А. И. О ценностных отношениях личности Текст. / А. И. Донцов. // Советская педагогика. 1974. — № 5. — С. 67−76.
- Дубов, И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ Текст. / И. Г. Дубов. // Вопросы психологии. 1995, № 5. С.20−29.
- Дробижева, JI.M. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе Текст. / JI.M. Дробижева. //Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. -М, 1994.-С. 16−47.
- Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. Учебник для вузов / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2003. — 319 с.
- Дугарова, Т.Ц. Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях. Дисс. канд. психол. наук / Т. Ц. Дугарова. М., 1999.-201 с.
- Дьяконова, Н.А., Юртайкин, В.В. Авторитарная личность в России и США: ценностные ориентации и локус контроля. Текст. / Н. А. Дьяконова, В. В. Юртайкин. // Вопросы психологии, 2000, № 4, С.51−60.
- Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение Текст. / Э. Дюркгейм. Пер. с франц. М.: Канон, 1995. — 352 с.
- Ешич, М.Б. Этничность в аспекте ее исторического развития. Текст. / М. Б. Ешич. //Мир психологии. 2004, № 3 (39). С.24−38.
- B.П. Зинченко. // Вопросы психологии, 1996, № 5. С.7−20- № 6. С.6−25. 71.3инченко, В.П., Мамардашвили, М. К. Проблема объективного метода в психологии Текст. / В. П. Зинченко, М. К. Мамардашвили. // Вопр. филос. -1977.-№ 7.-С. 109−125.
- Исаев, М.И. Словарь этнолингвистических понятий и терминов. Текст. / М. И. Исаев.-М., 2001.-200 с.
- Инглегарт, Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. / под ред. B.JI. Иноземцева. М.: Академия, 1999.
- Карнышев, А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика Текст. / А. Д. Карнышев. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997.- 184 с.
- Карнышев, А.Д. Очерки социальной психологии. Текст. / А. Д. Карнышев. Иркутск: Изд-во ИГУ-БГУ, 1998. — 325 с.
- Карнышев, А.Д., Жуков, К.С., Шестак, В. Ф. Психология в политической деятельности. Учебное пособие/ А. Д. Карнышев, К. С. Жуков М.: ИМА-пресс, 2004.-456 с.
- Кибизова, Э.Э. Этносоциальные ценности представителей разных поколений (на примере русских и осетин). Текст. / Э. Э. Кибизова СПб., 1999.-237 с.
- Кладько, С.С. К концепции культуры как системы интеракции нормативно-ценностных пространств Текст. / С. С. Кладько. //Мир психологии. 2000.№ 3. С.49−59.
- Климов, Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа Текст. / Е. А. Климов. // Психол. журн. 1993. — Т. 14. — № 4.1. C. 130−136.
- Климова, С. Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80−90-е годы) Текст. / С. Г. Климова. // Социол. исследования. 1995. — № 1. — С. 5972.
- Клочко, В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза Текст. / В. Е. Клочко // Сибирский психол. журн. Томск, 1998. -№ 8−9.-С. 7−15.
- Клочко, В.Е. Галажинский, Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Текст. / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. /Под.ред. Г. В. Залевского -Томск: изд-во Томского университета, 1999 154 с.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника. Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
- Кон, И. С. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Текст. / И. С. Кон. Л., 1988.-252 с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности: книга для учителя. Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Коул, М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. Текст. / М. Коул. М.: «Когито-Центр», Институт психологии РАН, 1997. — 432 с.
- Коул, М. Комментарии к комментариям книги «Культурно-историческая психология: наука будущего» Текст. / М. Коул. (М.: Когито-Центр, 1997)// Психол. журн. -2001.- Т.22. № 4 — с.93−101.
- Крайг, Г. Психология развития. Пер. с англ. Текст. / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
- Краснорядцева, О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов Текст. / О. М. Краснорядцева. // Сибирский психол. журн. -Томск, 1998.-№ 7.-С. 25−29.
- Кригер, Т.Н., Яницкий, М.С. Особенности этнического самосознания коренного малочисленного народа Сибири телеутов Текст. / Г. Н. Кригер, М. С. Яницкий. //Вестник Краунц. Гуманитарные науки. 2004. № 2. — С.38−46.
- Крысько, В.Г. Этническая психология. Текст. / В.Г. Крысько- М.: Просвещение, 2002. 326 с.
- Куницына, В.Н., Панферов, В.Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева Текст. / В. Н. Куницына, В. Н. Панферов. //Психол. журн. -1992 Т13. — № 3 — С. 140−147.
- Лапин, Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян Текст. / Н. И. Лапин.// Социол. исследования. 1996. — № 5. — С. 3−23.
- Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию Текст. / Н. М. Лебедева. М.: Изд-во Ключ-С, 1999 — 224с.
- Лебедева, Н.М. Базовые ценности русских на рубеже 21 века. Текст. / Н. М. Лебедева. // Психол. журнал, 2000, Т. 21, № 3, С. 73−87.
- Левкович, В.П., Кузмицкайте, Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье Текст. / В. П. Левкович, Л. Д. Кузмицкайте.// Психол. журнал. 1992. — Т.13.-№ 6.- С.35−42.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975, — 304 с.
- Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации Текст. / В. Г. Леонтьев. Новосибирск, НГПИ, 1992. — 216 с.
- Леонтьев, Д. А. Внутренний мир личности Текст. / Д. А. Леонтьев. // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — С. 372−377.
- Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 486 с.
- Леонтьев, Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени Текст. / Д. А. Леонтьев. // декабрь-2003. http://vAvw.linesys.ru/krio/.
- Линховоин, Л.Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят. Текст. / Л.Л. Линховоин-Удан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 1972. 101 с.
- Ломов, Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. Текст. / Б. Ф. Ломов М.: Наука, 1999. — 204 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Текст. / Б. Ф. Ломов М.: Наука, 1984. — 446 с.
- Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Текст. / А. Р. Лурия М.: Наука, 1974. — 172 с.
- Лурье, С.В. Восприятие народом осваиваемой территории// Общественные науки и современность. Текст. / С. В. Лурье 1998.- № 5 — С. 61−74.
- Малисова, И. Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности Текст. /И. Ю. Малисова// Психол. журн. -1994.-Т. 14.-№ 4.-С. 94−102.
- Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию Текст. / М. К. Мамардашвили. М.: Прогресс, 1990. — 365 с.
- Манжигеев, И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины Текст. / И. А. Манжигеев М., 1978. — 125с
- Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы Текст. / Пер с англ. А. Маслоу. М.: Смысл, 1999. — 425 с.
- Маслоу, А. Психология бытия Текст. / Пер. с англ. А. Маслоу. М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997. — 304 с.
- Мерлин, B.C. Психология индивидуальности. Текст. / B.C. Мерлин. М. — Воронеж, 1996. — 448 с.
- Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Текст. / Учебное пособие для ВУЗов. /Под ред. Т. В. Корниловой. М.: Издат. группа «ФОРУМ» — «ИНФРА-М», 1998. — 296 с.
- Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения. Текст. / М. Мид. М.: Наука, 1988.-429 с.
- Миронова, Т.Л. Самосознание профессионала. Текст. / Т. Л. Миронова Улан-Удэ: Изд-во Бур. ун-та, 2000. — 200 с.
- Моральные ценности и личность Текст. / Под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. М., 1994. — 176 с.
- Морогин, В. Г., Залевский, Г. В. Ценностно потребностная сфера личности осужденных, переживших смертный приговор Текст. / В. Г. Морогин, Г. В. Залевский // Психол. журн. — 1999. — № 2. — С. 73−81.
- Морохоева, З.П. Личность в культурах Востока и Запада: к постановке проблемы Текст. / З. П. Морохоева. Новосибирск: ВО Наука, Сибирская издат. фирма, 1994. — 206 с.
- Мохова, С.Ю. Самосознание родителя в системе отношений с ребенком./ С. Ю. Мохова //Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук. Чита, 2004. — 21с.
- Муздыбаев, К. Психология ответственности. Текст. / К. Муздыбаев -Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 127 с.
- Мукаева, О.Д. Этнопедагогика наука жизни. Текст. / О. Д. Мукаева. -М.: «Элиста», 2000.- 180 с.
- Мухина, В. С. Предисловие Текст. / B.C. Мухина // Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности /МГПИ.-М., 1985.-С.4−7.
- Мухина, В. С. Этнопсихология: настоящее и будущее. Текст. / B.C. Мухина. // Психологический журнал. 1994. -№ 3. — С.42−49.
- Мухина, B.C. Личность и этносы в условиях столкновения цивилизаций. Текст. / B.C. Мухина. // Мир психологии. 2001, № 4 (28). -С.114−127.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений. Текст. / В. Н. Мясищев. Избранные психологические труды. /Под ред. Бодалева А. А. М.- Воронеж, 1995.-356 с.
- Надирашвили, Ш. А. Установка и деятельность. Текст. / Ш. Надирашвили Тбилиси, 1987. — 361 с.
- Накохова, P.P. Развитие ценностных ориентаций младших школьников средствами народного эпоса и мифологии Текст. / P.P. Накохова. // Мир психологии: научно-методич. журнал. № 4, 2000. С. 159−173.
- Нацов, Г. Д. Материалы по истории и культуре бурят Текст. / Г. Д. Нацов Улан-Удэ. 1995.- С. 155.
- Невструева, Т.Х. Психотехника: проблемы становления научной дисциплины психологической практики. Текст. / Т. Х. Невструева. -Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 1999. 283 с.
- Непомнящая, Н. И. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности Текст. / Н. И. Непомнящая. // Вопр. психол. 1980. — № 1. — С. 22−30.
- Оконешникова, А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Текст. / А. П. Оконешникова Пермь: Изд-во полиграф, комплекс «Звезда», 1999. — 406 с.
- Олпорт, Г. В. Становление личности: избр. психол. труды. Текст. / Г. В. Олпорт /Под общ. ред. Д. А. Леонтьева М.: Смысл, 2002. — 462 с.
- Ольшанский, В. Б. Личность и социальные ценности Текст. / В. Б. Ольшанский.//Социология в СССР. М., 1965,-Т. 1. — С. 471−511.
- Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории. Текст. / Б. Д. Парыгин.-М.: Мысль, 1971.-С. 127−129.
- Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Текст. / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
- Петровский, А. В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии Текст. / В. А. Петровский. // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — С. 75−83.
- Пископпель, А.А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам. Текст. / А. А. Пископпель. // Вопросы психологии. 2001, № 6. — С. 103−119
- Платонов, Ю.П. Этническая психология. Текст./ Ю. П. Платонов. -СПб.: «Речь», 2001.-320 с.
- Прангишвили, А. С. Проблема установки на современном уровне разработки грузинской психологической школы Текст. / А. С. Прангишвили. // Психологические исследования. Тбилиси, 1973. — С. 10−26.
- Психология и культура Текст. / под ред. Д. Матсумото. СПб.: Питер, 2003. — 718с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Психология развивающейся личности Текст. / под ред. А. В. Петровского. М., 1987. — 240с.
- Психология человека от рождения до смерти Текст. / под ред. А. А. Реана СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2002. — 656с. — (Серия «Психологическая энциклопедия»).
- Психологические аспекты буддизма Текст. /Отв. ред. Н. В. Абаев -Новосибирск.: Наука,. Сиб. отд-ние, 1991. 182 с.
- Психологический словарь Текст. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
- Пузырей, А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. Учеб. пособ. по курсу общей психологии / А. А. Пузырей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 118 с.
- Ратанова, Т.А., Шогенов, А.А. Психологические особенности этнического самосознания горских евреев и осетин (на материале диаспор Кабардино-Балкарии). Текст. / Т. А. Ратанова, А. А. Шогенов. //Психол. журнал, 2001, Т.22, № 3, С.37−48.
- Реан, А. А., Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология Текст. / А. А Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер, 1999. -480 с.
- Розин, В.М. Ценностные основания концепций деятельности в психологии и современной методологии. Текст. / В. М. Розин. //Вопр. филос. -2001.-№ 2.-С. 96−106.
- Романова, О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков.О. Л. Романова / Дис. канд. психол. наук. М., 1994. — 151 с.
- Рубинштейн, С.JI. Бытие и сознание. Человек и мир. Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПБ.: Питер, 2003. — 512 с.
- Рыбалко, Е.Ф., Волкова, Н.А. Динамика ценностных ориентаций у старшеклассников и студентов Текст. / Е. Ф. Рыбалко, Н. А. Волкова. // Молодежь в общественных отношениях развитого социализма. Тарту, 1984
- Санжаева, Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности. Текст. / Р. Д. Санжаева. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997.- 178 с.
- Санжаева, Р.Д., Дугарова, Т.Ц. Особенности воспитания детей в бурятской семье Текст. / Р. Д. Санжаева. //Этнопсихологические особенности работы школьных психологов Сибири. Улан-Удэ, 1992. — ч.1. -102 е.-ч.2.-124с.
- Санжаева, Р.Д. и др. К проблеме психокультуры личности Текст. / Р. Д. Санжаева и др. //Вестник Бур. ун-та. Сер. 10. Психология. — Вып 1. — Улан-Удэ: Изд-во Бур. ун-та, 1998. — С. 92−100.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Текст. / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. — 263 с.
- Сердюков, Ю.М. Критический очерк психофизического дуализма. Текст. / Ю. М. Сердюков. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2003. — 94 с.
- Сержантов, В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Текст. / В. М. Сержантов.- М., 1990, 360 с.
- Серкин, В.П. Структура и функции образа мира в практической деятельности Текст. / В. П. Серкин.// Автореферат дисс. на соискание ученой степени д-ра психол. наук. М., 2005 — 49с.
- Серый, А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика Текст. / А. В. Серый. /Науч. ред. М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбасвузиздат, 2004. — 272с.
- Серый, А.В., Яницкий, М.С. Ценностно-смысловая сфера личности Текст. / А. В. Серый, М. С. Яницкий./ Учеб.пособие. Кемерово: Кемеровский гос. университет, 1999. — 92 с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО Речь, 2000. — 350 с.
- Сикевич, З.В. Социология и психология национальных отношений. Текст. / З. В. Сикевич. СПб, 1999- 203 с.
- Смирнов, Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей Текст. / Л. М. Смирнов. // Психол. журн., 1996, Т. 17., № 1.-С. 157−168.
- Собкин, В. С, Писарский, B.C. Ценностные ориентации старшеклассников начала 90-х годов Текст. / В. С Собкин, B.C. Писарский. // Ценностно-нормативные ориентации современного старшеклассника / РАО. Центр социологии образования. М., 1995. — С. 6−62.
- Солдатова, Г. У. О методических проблемах этнопсихологического исследования Текст. / Г. У. Солдатова. //Психологический журнал, Т. 13, № 4, 1992. -С.33−43.
- Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности. Текст. / Г. У. Солдатова. М.: Смысл, 1998. — 389 с.
- Сорокин, П.А. Человечество. Культура. Цивилизация. Текст. / П. А. Сорокин. -М.: Прогресс, 1992.-246с.
- Степанова, Г. С. Этническое самосознание студентов педвуза и его регулирование в учебной деятельности/ Г. С. Степанова. //Дисс. на соискание уч.степ. канд.психол. наук. Калуга, 1999. — 203с.
- Стефаненко, Т.Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий Текст. / Т. Г. Стефаненко. //Мир психологии. 2004, № 3 (39). С.38−43.
- Стефаненко, Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы его изучения Текст. / Т. Г. Стефаненко.// Этнос. Идентичность. Образование. -Том V. Вып.VI. — М., 1998. -С.96.
- Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология. Учебник для высших учебных заведений. / Т. Г. Стефаненко М.- Институт психологии РАН, 1999. — 320 с.
- Столин, В.В. Самосознание личности. Текст. / В. В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1983.-286 с.
- Тугаринов, В. П. Теория ценностей в марксизме. Текст. / В. П. Тугаринов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 124 с.
- Тудупова, Т.Ц. Этнопсихология направленности личности современного подростка. Текст. / Т. Ц. Тудупова. Улан-Удэ: Изд. Бур. Унта, 2002. — 140 с.
- Тумунов, Ж.Т. Этнопедагогика агинских бурят. Текст. / Ж. Т. Тумунов. Чита: Изд-во ЗабГПУ им. Н. Г. Чернышевского, 1998. — 162 с.
- Тхагапсоев, Х.Г. Двуязычие в условиях этнорегиона. Этнокультурная идентификация и расширение социализации (методологические аспекты) Текст. / Х. Г. Тхагапсоев.//Мир психологии. 2004, № 3 (39) С.52−62.
- Узнадзе, Д. Н. Установка у человека. Проблема объективации Текст. / Д. Н. Узнадзе. // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000.-С. 87−91.
- Фанталова, Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов Текст. / Е. Б. Фанталова. // Психол. журнал. — 1992.—Т. 13.-№ 1.-С. 21−29.
- Фаустова, Э. Н. Жизненные ценности студентов в новых социокультурных условиях. Текст. / Э. Н. Фаустова. М., 1995. — 40 с. (Система воспитания в высшей школе: Обзор, информ. / НИИВО- Вып. 1).
- Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности. Текст. / Д. И. Фельдштейн. М. -Воронеж, 1996. — 512 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. труды. Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Моск. психол.-соц. институт: Флинта, 1999.-672 с.
- Философский словарь Текст. / под ред И. Т. Фролова.- 7-е изд., перераб. и доп. -М.: Республика, 2001. 719с.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла: Текст. / В. Франкл. Сборник /Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. Текст. / Э. Фромм. М., 1994. — 447 с.
- Фромм, Э. Душа человека. Текст. / Э. Фромм. /Общ ред., сост. и предисл. П.С. Гуревича-М.: Республика, 1992.-429 с.
- Хангалов, М.Н., Агапитов, Н.Н. Материалы для изучения шаманства в Сибири: Шаманство у бурят в Иркутской губернии Текст. / М. Н. Хангалов, Н. Н. Агапитов. // Собр. соч. Т. 1. — С.395.
- Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание Текст. / В. Ю. Хотинец. -СПб.: Алетейя, 2000. 240 с
- Хотинец, В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в ВУЗе Текст. / В. Ю. Хотинец. //Вопросы психологии, 1998, №З.С.31−43.
- Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. -СПб.: Питер-Пресс, 1997. —608 с.
- Ценности в кризисном социуме (заседание «круглого стола» в Институте психологии АН СССР) // Психол. журн. — 1991. —Т. 12. — № 6. — С. 154−167.
- Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления) Текст. / А. А. Козлов, В. Т. Лисовский, 3. В. Сикевич И. В. — М., 1992. — 40 с. (Система воспитания в высшей школе: Обзор, информ. / НИИВО- Вып. 4).
- Цукерман, Г. А., Мастеров, Б. М. Психология саморазвития. Текст. / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. — М.: Интер-пракс, 1995. —287 с.
- Чамата, П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности Текст. / П. Р. Чамата. //Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966. — С. 228 239.
- Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии. Текст. / И. И. Чеснокова. -М.: Наука, 1977. 144 с.
- Чимитдоржиев, Ш. Б. Бурят-монголы: история и современность. Текст. / Ш. Б. Чимитдоржиев. Улан-Удэ, ОАО «Республиканская типография», 2001.- 128 с.
- Шариков, А. В., Баранова, Э. А. О связи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций Текст. / А. В. Шариков, Э. А. Баранова. // Психол. журн. — 1999. — Т. 20. — № 3. — С. 28−47.
- Шмелева, Н. Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологическиеустановки в профессиональной подготовке социального работника Текст. / Н. Б. Шмелева. // Российский журнал социальной работы. — 1997. — № 1. — С.115−124.
- Шпет, Г. Г. Введение в этническую психологию. Текст. / Г. Г. Шпет. -СПб.: изд. дом «П.Э.Т.» «Алетейя», 1996. 155 с.
- Шпрангер, Э. Два вида психологии Текст. / Э. Шпрангер. // История психологии (10-е—30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. — 2-е изд. / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. —М.: Изд-во МГУ, 1992. — С. 347 361.
- Шумейко, А.А. Учитель как личность и профессионал. Текст. / А. А. Шумейко. //Дальний Восток: наука, образование. XXI век. В 2-х томах. -Комсомольск-на-Амуре, Изд-во ГОУ ВПО Комсом. н/А. гос. пед. ун-та, 2003 — Т.2. — С. 536−541.
- Эльконин, Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений./Б.Д. Эльконин. М.: Изд. центр «Академия», 2001. -144 с.
- Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. Текст. / Э. Эриксон. -М.: Прогресс, 1996. 344 с.
- Эриксон, Э. Детство и общество: Пер. с англ. /Э. Эриксон. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб.: Ленато, 1996. — 592 с.
- Этнические стереотипы мужского и женского поведения /Сб. ст. Отв. ред. А. К. Байбурин, И. С. Кон. СПб.: Наука, 1991.-320 с.
- Юе Вэнь Бо. Кросс-культурные особенности иерархии ценностей в структуре личности: на примере менеджеров России и Китая к.20 н.21 вв. -Дисс. на соискание ученой степени канд.психол.наук, — Барнаул, 2002. — 199с.
- Юнг, К. Г. Сознание и бессознательное: Сборник. Текст. / К. Г. Юнг. -СПб.: Университетская книга, 1997. 544 с.
- Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения Текст. / В. А. Ядов. //Социальная психология: Хрестоматия: Учебное издание. Сост. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. М.: Аспект-Пресс, 1999.-С. 416−432.
- Яницкий, М.С. Ценностные ориентации как динамическая система. Текст. / М. С. Яницкий. Кемерово: Изд-во Кузбассвузиздат, 2000. — 214 с.
- Яницкий, М.С. Модификация методики Р.Инглхарта для изучения ценностной структуры массового сознания. Текст. / М. С. Яницкий. // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбасвузиздат, 2002. — 334с. — С. 189−195.
- Яницкий, М.С. Особенности ценностных составляющих авто- и гетеростереотипов коренных народов Камчатки в зависимости от принадлежности к различным типам культуры. Текст. / М. С. Яницкий. //Вестник Краунц. Гуманитарные науки. 2004. № 2. С.7−15.
- Якобсон, С. Г. Проблемы этического развития ребенка Текст. / С. Г. Якобсон. // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. — С. 193−200.
- Яссман, В.П. Образ мира личности: этническая картина мира. Текст. /
- В.П. Яссман. Хабаровск: ДВГУПС, 2004. — 178 с.
- Phinney J.S. Ethnic Identity in Adolescents and Adults: Review of Reserch //Psychological Bulletin, 1990, Vol. 108, No. 3. P.471−514.
- Schwartz S., Bilsky W. Toward A Universal Psychological Structure of Human Values // J. of Personality and Social Psychology. (Vol.53). 3, (1987) pp. 550−562
- Weinreich P. Psychodinamics of Personal and social Identity. In.: Identity: Personal and Socio Cultural. Uppsala. 1983. pp.138−158.7