Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности правового регулирования в информационной сфере: Теоретический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопросы правового регулирования общественных отношений рассматриваются почти всеми учеными — юристами в работах по общей теории права. Однако, проблемы информационных правоотношений, особенности предмета и метода правового регулирования в информационной сфере в настоящее время не получили однозначного решения в теоретических исследованиях и в области информационного права. Теоретическое… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие и характеристика особенностей правового регулирования в информационной сфере
    • 1. Понятие и сущность особенностей правового регулирования в информационной сфере
    • 2. Специфика информационных отношений и особенности методов правового регулирования в информационной сфере
    • 3. Источники правового регулирования в информационной сфере
  • Глава 2. Особенности правового регулирования защиты права на объекты информационных отношений
    • 1. Юридические факты и правовая охрана объектов информационных отношений
    • 2. Правоприменительные судебные акты в механизме правового регулирования защиты авторских прав на программы для электронных вычислительных машин и баз данных
    • 3. Международно-правовые акты в механизме правового регулирования в информационной сфере
  • Глава 3. Развитие правового регулирования общественных отношений в информационной сфере
    • 1. Цели и основные принципы развития правового регулирования в информационной сфере
    • 2. Основные направления совершенствования и развития правового регулирования в информационной сфере

Особенности правового регулирования в информационной сфере: Теоретический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования подтверждается развитием процессов информатизации и возникновением в этой связи новых общественных отношений, когда особую социальную значимость приобретает проблема их правового регулирования. Правовая основа развития единого информационного пространства России должна способствовать гармоничному развитию информационных ресурсов, услуг и средств, а также производства в стране в процессе ее движения к информационному обществу.

В Окинавской Хартии Глобального информационного общества, подписанной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 22.07.2000 г. провозглашается: «Ключевой составляющей нашей стратегии должно стать непрерывное движение в направлении всеобщего доступа для всех». На Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества, прошедшей в Женеве 10 декабря 2003 года, принята Декларация принципов, согласно которой обеспечение каждому возможности иметь доступ к информации, идеям и знаниям и вносить в эти области свой вклад является необходимым элементом открытого для всех информационного общества.

Важность проблемы развития информационного законодательства определяется тем обстоятельством, что регламентируемые им общественные отношения существенно влияют на эффективность деятельности субъектов во всех областях жизни страны.

Проблемы, связанные с необходимостью создания системы правового обеспечения информационной сферы, возникли в рамках общей тенденции построения в России демократического государства, и обусловлены, в первую очередь, признанием и соблюдением прав и свобод чел9века в сферах его жизнедеятельности, развитием соответствующих общественных отношений.

Проведенный в рамках настоящего исследования теоретический анализ показывает, что правовое регулирование не покрывает всего сложившегося многообразия отношений между субъектами, реализующими свои полномочия в информационной сфере, охватывающей всю деятельность субъектов, связанную с созданием, распространением, преобразованием, потреблением информации и обеспечивающими реализацию права на доступ к информации, а также ее защиту.

Проблема правового регулирования общественных отношений в информационной сфере является актуальной для развития общей теории права, информационного права и законодательства в целом. Общетеоретическое исследование особенностей общественных отношений в названной сфере деятельности, выявление пробелов и противоречий их правового регулирования необходимо для совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности в указанном направлении.

Определить четко юридические границы области общественных отношений в информационной сфере достаточно сложно.

Любой вид отношений субъектов предваряется и сопровождается информационным обеспечением, при этом нередко создаются такие новые информационные продукты, как Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, имеющие основополагающее значение для всего правового пространства страны.

В тоже время, любой нормативный правовой акт, регулирующий правовые отношения в какой-либо сфере общественной жизни, обязательно затрагивает информационные аспекты взаимодействия их субъектов. Это обстоятельство существенно размывает границы массива нормативных правовых актов, регулирующих отношения в информационной сфере, приводит к недостаточной эффективности правовых норм, что обусловливает необходимость системного исследования проблем правового регулирования общественных отношений в указанной сфере.

Наличие значительного количества нормативных правовых актов в данной области и активный нормотворческий процесс, противоречивость и несовершенство правового регулирования общественных отношений в информационной сфере обуславливают как необходимость системного анализа нормативных правовых актов, так и определение приоритетов и первоочередных мер по развитию правового регулирования в указанной области.

Теоретической основой диссертации послужили труды ведущих ученых в области теории права и в области информационного права: А. Б. Агапова, С. С. Алексеева, Ю. М. Батурина, И. Л. Бачило, А. Б. Венгерова, O.A. Гаврилова, Д. А. Керимова, В. А. Копылова, Е. А. Лукашевой, A.B. Морозова, В. С Нерсесянца, В. Д. Перевалова, Т. А. Поляковой, Ю. Г. Просвирнина, М. М. Рассолова, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, A.A. Фатьянова и других.

Вопросы правового регулирования общественных отношений рассматриваются почти всеми учеными — юристами в работах по общей теории права. Однако, проблемы информационных правоотношений, особенности предмета и метода правового регулирования в информационной сфере в настоящее время не получили однозначного решения в теоретических исследованиях и в области информационного права. Теоретическое осмысление особенностей правового регулирования общественных отношений в информационной сфере направлено на разработку предложений по реализации задач в сфере информатизации, определенных Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, одобренной • • •.

Президентом Российской Федерации 09.09.2000, правительственными федеральными целевыми программами «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» и «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 -2005 годы)», иными правовыми актами.

Объектом исследования выступает область общественных отношений, связанная с процессами производства, хранения, распространения и потребления информации, подвергающаяся правовому воздействию в современном обществе.

Предметом исследования являются специфические закономерности, складывающиеся в ходе правового регулирования информационной сферы, а также тенденции развития информационного законодательства в России.

Цель исследования. Целью настоящей работы является совершенствование правовой основы общественных отношений в информационной сфере на основе использования результатов теоретического анализа нормативных правовых актов в информационной сфере, позволяющего выявить особенности системы юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование информационных отношений: юридических норм, нормативных правовых актов, правоприменительных актов, их конкретизирующих и дополняющих.

При исследовании теоретических проблем содержания правового регулирования в информационной сфере автор ставил перед собой задачи системного исследования информационной и регулятивно-управленческой сущности нормативных актов в этой области, их внутреннего построения и организации взаимосвязей, взаимодействия и применения на практике.

В условиях информатизации российского общества, широкого внедрения компьютерной техники в практику управления общественными процессами чрезвычайно важным становится общетеоретический анализ состояния правового регулирования информационной безопасности. В связи с этим целесообразно охарактеризовать элементы системного подхода в исследовании нормативных актов информационной направленности- «показать, что это за акты и как они «работают» в обществе и помогают регулировать фактические общественные отношениякак осуществляется правовое регулирование общественных отношений сторон, участвующих в создании, ведении и пользовании информационных ресурсов.

Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, комплексный и системный подходы. Исследование базируется на принципах и теоретических положениях теории государства и права, конституционного, административного, информационного, гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права, правовой информатики и социологии. В работе применялись также формально-юридический подход, методы сравнительного правоведения, историко-сравнительный анализ законодательства.

При подготовке диссертации использовались положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, международных правовых актов, правовых актов органов Совета Европы, имеющих отношение к теме диссертации, а также предписания Единой системы государственных стандартов автоматизированных систем управления, определяющие правила разработки, внедрения и эксплуатации автоматизированных информационных систем. При формировании теоретических положений и практических результатов автор опирался на труды ведущих ученых в области теории права, информационного права и правовой информатики, теории государственного управления, системного анализа и кибернетики.

При разработке темы автор использовал судебную практику арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что в диссертации проведен теоретический анализ правового регулирования • «информационной сферы, в ходе которого оно (правовое регулирование) рассматривается как вид юридической деятельности.

В ходе исследования предмета правового регулирования выявлена главная особенность информационно-правовой деятельности, заключающаяся в том, что она носит комплексный характер, так как пронизывает все срезы российской правовой системы: частное и публичное, материальное и процессуальное, внутригосударственное и международное.1 Автор пришел к выводу, что этим, прежде всего, определяются особенности методов правового регулирования в информационной сфере.

В диссертационном исследовании выработана теоретическая основа унификации информационного законодательства в виде единого интегрированного целого для определения состояния и перспектив оптимизации правотворческой и правоприменительной деятельности в информационной сфере. В частности, предлагается осуществить систематизацию, разработав Основы информационного законодательства. В результате проведенного исследования разработаны правовые принципы обеспечения гарантий прав субъектов в информационной сфере.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Показано, что правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере с точки зрения общепризнанного в теории права понятия есть целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств с учетом определения информационной сферы, где информационная сфера — это область общественных отношений, включающая в себя отношения субъектов в процессах производства, хранения, распространения и потребления информации.

В сферу информатизации входят также отношения субъектов при создании и использовании технических, технологических и программных средств производства, хранения, распространения и потребления.

1 Шагиева P.B. Правовая деятельность в современном российском обществе (проблемы теории и методологии), М., 2004, С. 180 информации, знания о производстве и использовании которых получили название информационно-коммуникационных технологий.

2. Доказывается, что специфика общественных отношений в информационной сфере обусловлена особенностями информационно-правовой деятельности, самой природой информации и непосредственной технологией ее обработки на машинных носителях.

Наличие и эффективное функционирование этих отношений в значительной мере характеризует уровень информатизации общества в целом, то есть достигнутую в нем степень реального использования новейших достижений научно-технического прогресса. Наряду с этим, как обосновывается в работе, в современных условиях они требуют адекватного правового регулирования, и в связи с этим ставится и решается ряд новых теоретических правовых проблем. Среди них — в какой мере действующее законодательство отвечает современному состоянию дел в этой области и способствует развитию и упорядочению этой новой сферы общественных отношений, и какое влияние развитие информационных технологий может оказать на правовое регулирование и правоприменительную деятельность.

3. Обосновывается, что средства и методы правового регулирования общественных отношений в информационной сфере объективно нуждаются сегодня в следующих основных направлениях совершенствования и развития: закрепление законом важнейших направлений государственной политики в области информатизацииопределение компетенции и полномочий органов государственной власти в этой сфере деятельностиустановление специального правового режима (правил) формирования и использования информационных ресурсов- «закрепление права собственности на информационные ресурсы, системы, технологии и средства их обеспечения, а также регулирование отношений собственности на нихлицензирование деятельности негосударственных информационных предприятий, осуществляющих предоставление информационных услугсертификация информационных систем, технологий, средств их обеспечения и защитыстандартизация средств, методов и форм обработки информациирегламентация авторских прав разработчика программ для ЭВМ и баз данныхустановление юридического статуса документов на машинных носителяхклассификация информационных ресурсов по категориям доступа к ним и установление условий ограниченного доступа к определенным видам информацииустановление режима функционирования автоматизированных информационных систем и сетей, в том числе в сфере международного обмена компьютерной информациейрегулирование контроля за исполнением информационного законодательствапрактики привлечения к юридической ответственности за правонарушения в сфере компьютерной информации.

В связи с указанными обозначенными пробелами в информационном законодательстве предлагается разработать новую редакцию Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». Рассматривается новая структура этого закона.

4. Отмечается, что в условиях рыночных отношений необходим в ¦ • известной мере новый взгляд на состояние и перспективы развития законодательства о юридической ответственности, требующий разработки эффективных правовых мер защиты интеллектуальной собственности. В качестве таких мер предлагается, например, в рамках проведения судебной реформы рассмотреть вопрос о выделении особых коллегий в судах, специализирующихся на рассмотрении дел, связанных с защитой интеллектуальной собственности (авторские, патентные, товарные знаки, доменные имена и т. д.), а также связанных с антимонопольным законодательством и законодательством о рекламе. Особенности порядка рассмотрения дел особыми коллегиями в судах следует предусмотреть при разработке проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

5. Анализ комплексной системы информационного законодательства позволил выделить «специальные информационные» нормативные правовые акты, полностью посвященные информационной сфере, систему которых на федеральном уровне составляют федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти.

6. Формулируются предложения по совершенствованию структуры и основных положений «Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации», утвержденной приказом Министра юстиции Российской Федерации от 21 января 2000 года № 10.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно расширяет и уточняет с точки зрения общей теории права представления о содержании и особенностях правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.

Анализ состояния и степени урегулированное&tradeнормативными правовыми актами основных общественных отношений в указанной области, ключевых проблем, препятствующих широкому внедрению информационных и коммуникационных технологий, проведению полного учета государственных информационных ресурсов, позволил определить основные направления совершенствования и развития нормативно-правового регулирования в указанной сфере и сформулировать предложения, направленные на выработку соответствующих первоочередных мер.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в возможности использования положений диссертации для совершенствования действующей юридической практики и правоприменительной деятельности. На основе системного анализа российского законодательства, международных правовых актов в работе автором представлены основные направления совершенствования и развития нормативно-правового регулирования в информационной сфере.

Результаты диссертации использованы при преподавании в Российской правовой академии теории государства и права, а также таких юридических дисциплин, как информационное право, проблемы интеллектуальной собственности, правовая информатика.

Апробация проведенного исследования. Результаты исследований обсуждались на кафедре теории и истории государства и права и на кафедре информационного права, информатики и математики Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

Практические выводы проведенных исследований излагались автором на Международной научно-практической конференции «Правовые проблемы применения автоматизированных информационных технологий в различных сферах общественной жизни» (Минск, 2003 г.), XIII Международной конференции «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов», посвященной 75-летию Академии управления МВД России (Москва, 2004 г.).

Апробация рсуществлена также в практической деятельности автора в качестве адвоката при рассмотрении соответствующих дел в судах, связанных с защитой авторских прав на программное обеспечение ЭВМ и базы данных.

Полученные результаты диссертационного исследования опубликованы в монографии «Состояние и перспективы развития правового регулирования в информационной сфере» и ряде научных статей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В рамках настоящей работы проведен анализ основных нормативных правовых актов и правовых норм с учетом их значимости в информационной сфере и необходимости выделения основных проблем и специфики процессов информатизации в Российской Федерации на этапе формирования основ информационного общества в условиях применения новых информационно-коммуникационных технологий, укрепления научно-технической и производственной базы развития средств и систем информатизации.

В качестве главного результата диссертационной работы показано, что в настоящее время в Российской Федерации общественные отношения в информационной сфере объективно нуждаются в следующих основных способах правового регулирования: закрепления законом важнейших направлений государственной политики в области информатизациизакрепления в законе компетенции и полномочий субъектовустановления специального правового режима (правил) формирования и использования информационных ресурсовустановления права собственности на информационные ресурсы, системы, технологии и средства их обеспечения, а также регулирование отношений собственности на нихвведения лицензирования деятельности негосударственных информационных предприятий, осуществляющих предоставление информационных услугрегламентация сертификации информационных систем, технологий, средств их обеспечения и защитырегулирования стандартизации средств, методов и форм обработки «» компьютерной информациирегламентация авторских прав разработчика программ для ЭВМ и баз данныхустановление юридического статуса документов на машинных носителях: классификация информационных ресурсов по категориям доступа к ним и установление условий ограниченного доступа к определенным видам информацииустановления режима функционирования компьютерных систем и сетей, в том числе в сфере международного обмена компьютерной информациейрегулирование контроля за исполнением информационного законодательствапривлечения к юридической ответственности за правонарушения в сфере компьютерной информации.

В диссертации все эти способы разделены, как это принято в других отраслях права, на четыре основные группы методов правового регулирования: установление правограничение правустановление обязанностейустановление ответственности. Показано конкретное содержание и особенности этих методов, которые обусловлены характером их непосредственной направленности, который определяется, прежде всего, безбумажным, электронным способом сбора, обработки, распространения информации. Информационное право является комплексной отраслью российской системы права полиметодного типа. В. П. Мазолин совершенно справедливо отмечает, что «появились отрасли права с полиэлементными методами правового регулирования47.

В качестве основных результатов диссертационного исследования следует отметить следующие выводы:

1. Правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере с точки зрения общепризнанного в теории права понятия есть целенаправленное воздействие на общественные отношения с.

47 Мазолин В. П. Система российского права (доклад на Всероссийской конференции 14 ноября 2001 г.) // Государство и право, 2003, № 1, С. 107−113 помощью правовых (юридических) средств с учетом определения информационной сферы, в которую входят также отношения субъектов при создании и использовании технических, технологических и программных средств производства, хранения, распространения и потребления информации, знания о производстве и использовании которых получили название информационно-коммуникационных технологий.

2. Специфика общественных отношений в информационной сфере обусловлена особенностями информационно-правовой деятельности, самой природой информации и непосредственной технологией ее обработки на машинных носителях.

3. В условиях рыночных отношений необходим в известной мере новый взгляд на состояние и перспективы развития законодательства о юридической ответственности, требующий разработки эффективных правовых мер защиты интеллектуальной собственности.

4. Анализ комплексной системы информационного законодательства позволил выделить «специальные информационные» нормативные правовые акты, полностью посвященные информационной сфере, систему которых на федеральном уровне составляют федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти.

5. Сформулированы предложения по совершенствованию структуры и основных положений «Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации», утвержденной приказом Министра юстиции Российской Федерации от 21 января 2000 года № 10.

6. Показана возможность использования положений диссертации для совершенствования действующей юридической практики и правоприменительной деятельности. На основе системного анализа российского законодательства, международных правовых актов в работе автором представлены основные направления совершенствования и развития нормативно-правового регулирования в информационной сфере.

7. Результаты диссертации использованы при преподавании в Российской правовой академии теории государства и права, а также таких юридических дисциплин, как информационное право, проблемы интеллектуальной собственности, правовая информатика.

Показать весь текст

Список литературы

  1. «Всеобщая декларация прав человека» принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.// «Российская газета». 10 декабря 1998 года — № 235
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, Совет Европы.// СЗ РФ. 1998. — № 20. — Ст. 2143
  3. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 года, Женева, ЮНЕСКО, в редакции 1971 года
  4. Конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 года, Стокгольм.// «Парижская Конвенция по охране промышленной собственности», комментарий. М.: «ПРОГРЕСС», 1977. — С. 282 303
  5. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники от 21 мая 1974 года, Брюссель.// Публикация ВОИС. № 289®. — 1992
  6. Конвенция о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных актов от 28 января 1981 года, Совет Европы.// Сборник международно-правовых документов «Права человека». 1999. -С.833
  7. Директива Европейского сообщества о юридической защите программных средств, вступившая в силу с 1 января 1993 г.
  8. Конвенция о защите Частных лиц в отношении автоматизированкой обработки данных личного характера от 28 января 1981 года, Совет
  9. Европы.// Сборник международно-правовых документов «Права человека».- 1999.- С.828
  10. Ю.Окинавская Хартия Глобального информационного общества от 22.07.2000 г. // Государственная политика информационной безопасности (основные документы). — Екатеринбург: Изд-во УрПОА, 2001.-104 с.
  11. Евразийская Патентная Конвенция от 9 сентября 1994 года.// СЗ РФ. 1996.- № 20. -Ст.2323
  12. Декларация принципов построения информационного общества, принятая на Всемирной встрече на высшем уровне, состоявшейся в Женеве в 12−13 декабря 2003 года
  13. Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 года между государствами участниками Содружества Независимых Государств // «Вестник ВАС Российской Федерации». — 1995. — № 2.
  14. Решение Совета глав правительств СНГ «О концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств» от 18 октября 1996 года. // «Российская газета» («Экономический союз»).- № 235. 07.12.96
  15. Решение Совместной коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства юстиции Республики Беларусь от 26 января 1999 года «Об организации работы по унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации».
  16. Конституция Российской Федерации // «Российская газета», 25.12.1993, № 23 719. «Декларация прав и свобод человека и гражданина» одобрена Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года // «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР» 1991. — № 52. — Ст. 1865
  17. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».// «Российская газета», 23.12.1997, № 245
  18. Федеральный закон от 21.10.1994 г. № 15-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» (часть первая) // СЗ РФ. 1994. — № 32. — Ст. 3301
  19. Федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» (часть вторая) //СЗ РФ. 1996. — № 5. — Ст. 410
  20. Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 «Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. — № 25. — С. 2954
  21. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации» (часть первая) // СЗ РФ. — 1998. № 31. — Ст. 3824
  22. Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации» (часть вторая) // СЗ РФ. — 2000. № 32. -Ст. 3340
  23. Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ «Уголовно-процессуальный кодекс Российскбй Федерации» //СЗ РФ. — 2001. № 52 (ч. 1).-Ст. 4921
  24. Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3
  25. Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. — 2002. № 1 (ч. 1). — Ст. 1
  26. Федеральный закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. № 30.-Ст.3012
  27. Федеральный закон от 14.11.2002 № 138-Ф3 «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. — № 46.-Ст.4532
  28. Закон Российской Федерации от 05.03.1992 г. № 2446−1 «О безопасности» (в ред. от 24.12.1993 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. — № 15. Ст. 769- САПП РФ. 1993. — № 32. — Ст. 15
  29. Закон Российской Федерации от 23.09.1992 г.№ 3523−1 «О правовой охране программ # для электронных вычислительных машин и баз данных"// «Российская газета». № 229. — 20.10.1992 г.
  30. Закон Российской Федерации от 23.09.1992 г. № 3526−1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. — № 42. Ст. 2325
  31. Закон Российской Федерации от 09.07.1993 г. № 5351−1 «Об авторском праве и смежных правах» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. — № 32. — Ст. 1242
  32. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485−1 «О государственной тайне"//СЗ РФ. 1997.- № 41. — Ст.8220
  33. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5773−1 «Об учреждениях и органах исполняющих наказание в виде лишения свободы» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. — № 33,-Ст. 1316
  34. Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 394−1 «О Центральном банке Российской Федерации» // Вестник Банка России — 1999. № 56. -С.35
  35. Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395−1 «О банках и банковской деятельности"//СЗ РФ. 1996.- № 6.- Ст. 492
  36. Федеральный закон от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. 1994. — № 8. — Ст. 801
  37. Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» // «Российская газета^. 17.01.1995. — С. 6−8
  38. Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» // СЗ РФ. 1995. — № 1. — Ст. 2
  39. Федеральный закон от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации"// СЗ РФ. 1995. — № 8. — Ст. 609
  40. Федеральный закон от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации"// «Российская газета». 12.04.1995 г. — № 72
  41. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. — № 21.- Ст. 1934
  42. Федеральный закон от 18.07.95 № 108 ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ. -1995. № 30.- Ст. 2864
  43. Федеральный закон от 01.12.95 № 125-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» //СЗ РФ. 1995. — № 49.-Ст.4698
  44. Федеральный закон от 17.06.1996 «О национально-культурной автономии» // СЗ РФ. 1996. — № 25.- Ст. 2965,
  45. Федеральный закон от 04.07.1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене"// СЗ РФ. 1996. — № 28.-Ст.3347
  46. Федеральный закон от 21.07. 1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» // СЗ РФ. 1997. — № 30.- Ст. 3590
  47. Федеральный закон от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ. 1997. — № 30.- Ст. 3591
  48. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 1997. — № 30.- Ст. 3594
  49. Федеральный закон от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» // СЗ РФ. — 1997. № 39.- Ст. 4465
  50. Федеральный закон от 25.07.1998 г. № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом"// СЗ РФ. 1998. — № 31. — Ст. 3808
  51. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» // «Российская газета». 22.07.1999 г. — № 140. — С.4
  52. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. — № 42. — Ст. 5005
  53. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» // СЗ РФ. 2001. — № 29.- Ст. 2950
  54. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // «Российская газета». 10.08.2001 г. -№ 153−154.-С. 36
  55. Федеральный закон от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // СЗ РФ. 2001. — № 49. — Ст. 4562
  56. Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // «Российская газета». 12.01.2002 г. — № 6. — С.8
  57. Федеральный закон от 31.05.2002 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. № 23.- Ст. 2102
  58. Федеральный закон от 24.07.2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации» // СФ РФ. 2002. — № 30. — Ст. 3019
  59. Федеральный закон от 27.12.2002 «О техническом регулировании» // СФ РФ. 2002. — № 52 (ч. 1). — Ст. 5140
  60. Федеральный закон от 10.01.2003 № 7-ФЗ «Об охране1."окружающей среды» // СЗ РФ. 2003. — № 2.- Ст. 133
  61. Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» // СЗ РФ.-2003.-№ 2.- Ст. 172
  62. Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» // СЗ РФ. -2003.-№ 29.-Ст. 600
  63. Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Российская газета от 04.08.2004
  64. Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1993 г. № 11 «О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. — № 3. — Ст. 182
  65. Указ Президента Российской Федерации от 19.10.1993 г. № 1665 «Об информационно-правовом сотрудничестве Российской Федерации с государствами-членами Содружества Независимых Государств» // САПП РФ. 1993. — № 43. — Ст. 4108
  66. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» // САПП РФ.-1994.-№ 2.-Ст. 74
  67. Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» // САПП РФ, 1994. № 4. — Ст. 305
  68. Указ Президента Российской Федерации от 29.03.1994 г. № 607 «О ' взаимодействии федеральных органов 'государственной власти
  69. Российской Федерации в области информационного сотрудничествас органами власти государств-участников Содружества Независимых Государств» // САПП РФ. 1994. — № 14. — Ст. 1049
  70. Указ Президента Российской Федерации от 05.04.1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» // САПП РФ. 1994. — № 15. — Ст. 1173
  71. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // СЗ РФ. 1995. — № 49. — Ст. 4775
  72. Указ Президента Российской Федерации от 20.01.1996 г. № 71 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» // СЗ РФ. 1996. — № 4. — Ст. 286
  73. Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // СЗ РФ.-1997.-№ 10.-Ст. 1127
  74. Указ Президента Российской Федерации от 18.10.1997 № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1997. № 41.- Ст. 4683
  75. Указ Президента Российской Федерации от 24.01.1998 г. № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» // СЗ РФ. -1998.-№ 5.-Ст. 561
  76. Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. — № 2. — Ст. 170
  77. Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2000 № 511 «О классификаторе правовых актов» // СЗ РФ. 2000. — № 12. — Ст. 1260
  78. Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации"//С3 РФ. — 2000. № 33. — Ст. 3356
  79. Указ Президента Российской Федерации от 01.09.2000 г. № 1603 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации» //СЗ РФ. 2000. — № 37. — Ст.3701
  80. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000 г. № ПР-1895// «Российская газета». 28.09.2000. — № 187. -С. 4
  81. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2004 г. № 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, А сфере международного информационного' обмена» // Российская газета от 19.05.2004
  82. Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета от 24 мая 2004 г.
  83. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 07.06. 2004 г. № 726 // СЗ РФ. 2004. — № 24 — Ст. 2913
  84. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313// Российская газета от 19.10.2004 г., № 230, С. 10
  85. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314// Российская газета от 19.10.2004 г., № 230, С. 13
  86. Положение о Федеральной регистрационной службе, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1315// Российская газета от 19.10.2004 г., № 230, С. 10
  87. Положение о Федеральной службе судебных приставов, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316// Российская газета от 19.10.2004 г., № 230, С. 13
  88. Постановление Правительства Российской Федерации от1501.1993 г. № 30 «Об упорядочении использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1993. № 3. — Ст. 179
  89. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 г. № 226 «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» // СЗ РФ. 1996. — № 12. — Ст. 1114
  90. Постановление Правительства Российской Федерации от1707.1996 г. № 832 «Об утверждении особых условий приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств"//СЗ РФ. — 1996.-№ 31.-Ст. 3724
  91. Постановление Правительства Российской Федерации от2403.1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской
  92. Федерации информацией в области защиты населения и территорийот чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1997. — № 13. -Ст. 1545
  93. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.1997 г. № 813 «О создании и функционировании глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности» // СЗ РФ. 1997. — № 27. — Ст. 3247
  94. Постановление Правительства Российской Федерации от0208.1997 г. № 973 «Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам» // СЗ РФ 1997. — № 32. — Ст. 3786
  95. Постановление Правительства Российской Федерации от0306.1998 г. № 564 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по международному информационному обмену» // СЗ РФ. 1998. — № 23. — Ст. 2559
  96. Постановление Правительства Российской Федерации от1602.1999 г. № 180 «О порядке регулирования и использования на телекоммуникационном рынке России глобальных систем подвижной персональной спутниковой связи» // СЗ РФ. — 1999. № 8. — Ст. 1034
  97. Постановление Правительства Российской Федерации от2808.2001 г. № 630 «О Федеральной целевой программе «Развитие*единой образовательной информационной среды (2001−2005оды)"// СЗ РФ. 2001. — № 36. — Ст. 3578
  98. Постановление Правительства Российской Федерации от2801.2002 г. № 65 «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия 2002−2010 гг.» //СЗ РФ. 2002. — № 5. — Ст. 531
  99. Постановление Правительства Российской Федерации от2202.2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» //СЗ РФ. — 2003. № 5. — Ст. 483
  100. Положение о Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2004 г. № 311 // Российская газета от 01.07.2004, № 137, С. 12
  101. Положение о Федеральном агентстве по информационным технологиям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 319 // Российская газета от 06.07.2004 г., № 142, С. 12
  102. Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р // Российская газета от 07.10.2004 г.
  103. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применениязаконодательства о компенсации морального вреда») // Российская газета от 08.02.1995 г.
  104. Постановление Пленума. Верховного Суда Российской Федерации от 29.09. 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» // Российская газета от 26.11. 1994
  105. Концепция информатизации Министерства юстиции Российской Федерации, утв. приказом Минюста России от 21.01.2000 № 102. Монографии и статьи
  106. А.Б. Основы федерального информационного права России. М.: «Экономика», 1995. — 145 с.
  107. А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. -М.: «Юристь», 1997. — 344 с.
  108. А.Б. Современное состояние и перспективное развитие информационного законодательства России: Тез. докл. Андрианов В. В. Технология защиты в принципах организации информационных систем. Конфидент.//Защита информации. 1998. — № 3. — С.23−30
  109. В.Д., Стрельцов A.A. Проблемы формирования региональной политики информационной безопасности России.//Безопасность информационных технологий. 1998. — № 1. — С.5−9
  110. В.Д., Стрельцов A.A. О доктрине информационной безопасности Российской Федерации.//"Информационное общество». — 1997.-№ 2−3.-С. 3−9
  111. А.Б. Проблемы государственного регулирования информационной деятельности.//Информационные ресурсы России. —1998. № 3. — С. 18−20
  112. С.С., Структура советского права, М., 1975
  113. А.Ф., Климов В. Н. Автоматизированная система управления процессом разработки законов.// НТИ. 1997. — Сер.1. -№ 10. — С.36−40
  114. П. Вопросы безопасности компьютерных системЖЕАВ МЕ. 1998. — № 4. — С.58−59
  115. Ю.М. Право и политика в компьютерном круге. М.: Наука, 1987. — 109 с.
  116. И.Л. Законодательное регулирование информатизации в Российской Федерации.// НТИ. 1992. — Сер.1 — № 10−11.- С.47−51
  117. И. Л. О собственности на информацию. Законодательные проблемы информатизации общества.//Труды ИЗиСП. М., 1992. — № 52.- С.46
  118. И. Л., Сергиенко Л. А. Анализ законодательства Российской Федерации в области информации и информатизации.// НТИ.-1993.-Сер.1 № 8.-С.1−6
  119. И.Л. Состояние нормативно-правового обеспечения информационной безопасности.// НТИ. — 1995. Сер.1 — № 8. — С. 1922
  120. И.Л. Информация как предмет правоотношений.// НТИ. -1997.- Сер.1- № 9. С. 17−25
  121. И. Л. Правовые проблемы формирования государственных научных, научно-технических и информационных ресурсов.//НТИ. 1997. — Сер.1 — № 10. — С. 15−18
  122. И.Л. Информация —объект права.//НТИ. — 1999. -Сер.1- № 8. С.26−30
  123. И.JI. Бачило. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации. //"Государство и право». — 2001. № 2.- С. 5−14
  124. Информационные ресурсы развития Российской Федерации: Правовые проблемы, под ред. Бачило И. Л. / /Институт государства и права, М., Наука
  125. Байтин М. Ю Петров Д. Е. Система права: к продолжению дискуссии. Государство и право, 2003, № 1
  126. В.В. Проблемы охраны интеллектуальной собственности.// НТИ. ВИНИТИ — 1997. — Сер.1 — № 1. — С. 15−18
  127. C.B. Что есть что в информационном праве./АГехнологии и средства связи. — 1998. № 1. — С.80
  128. A.B., Копылов В. А. Информационное законодательство и информационная безопасность.//НТИ. — 1996. — Сер. 1 -№ 7.-С. 1−3
  129. O.A. Логико-семантический анализ правовой нормы.// «Правовая информатика». 1996. — Вып.1. — С.84−90
  130. O.A. Законодательство России об информации и информатизации.// «Правовая информатика». — 1997. Вып.2. — С.37−45
  131. O.A. Основы правовой информатики. М:. ИГП РАН, 1998.-43 с.»
  132. O.A. Информатизация правовой системы России. Теоретические и практические проблемы. — М.: Юридическая книга, 1998.-144 с.
  133. Е.В. Некоторые вопросы тематической классификации российского законодательства.//"Правовая информатика». — М., 1997. Вып.2. — С.94−99
  134. В.А., Малюк A.A. Проблемы информационной безопасности и пути их решения.//Проблемы информатизации высшей школы. 1998. — № 1−2. — С.151−156
  135. .М. Проблемы российского информационного законодательства (в оценке отечественных и западных специалистов) (по материалам международного семинара).//НТИ. — ВИНИТИ. — 1996.- Сер.1 № 11−12. — С.30−35
  136. .М. О правах и обязанностях по отношению к информационным ресурсам. Межотраслевая информационная служба.// ВИМИ. 1998. — № 1. — С.39−40
  137. Е.В. Лингвистические средства как интеллектуальный компонент информационных правовых систем.// «Правовая информатика». М.- 1997. — Вып.2. — С.72−83
  138. П.К. Практика информационной войны.//Вопросы защиты информации. 1998. — № 1−2. — С.44 — 46
  139. И. Н. Информационно-компьютерное право: отрасль праваили отрасль законодательства?//Труды по социальным проблемамкибернетики. Учен. Зап. Тартусского государственного университета.
  140. Тарту, 1989. -Вып.864. С. 5 — 23
  141. И.М. Проблемы безопасности в Интернет.//Безопасность информационных технологий. 1998. — № 1. — С.'50−56 4
  142. И.И. Информационная война —что это такое? //Защита информации. «Конфидент». — 1996. — № 4. — С.16−21
  143. Т.В. Основные направления и принципы формирования законодательства в области информации, информатизации и информационной безопасности.//"Правовая информатика». М., 1997. — Вып.2. — С. 100−107
  144. Т.В. Правовые и организационные аспекты формирования информационного пространства государств-участников СНГ. М.: «Молодая гвардия», 1998. — 240 с.
  145. М.В. Средства и методы защиты от информации.// Безопасность информационных технологий. — 1998. № 1. — С.59−60
  146. В.В. Защита информации в корпоративных TCP/IP сетях.// Конфидент. Защита информации. — 1998. — № 3. — С.44−48
  147. В. Б. Информация и информационные технологии в процессе законотворчества.// НТИ. М., 1999. — Сер. 1 — № 8. — С.7
  148. П. Правовая охрана программ ЭВМ и баз данных в Литве.//Интеллектуальная собственность. — 1998. № 2. — С.79−82
  149. Д.А. Философские проблемы права. — М., изд-во «Мысль», 1972
  150. В.А. Вопросы методологии синтеза нормативно-правовых актов.//НТИ. 1993. — Сер.1 — № 7. — С.20−27
  151. В.А. О структуре и составе информационного законодательства.// Государство и право. — 1996. № 6. — С. 101−110
  152. В. А. Информация как объект правового регулирования.// НТИ. 1996. — Сер.1 — № 8. — С. 1−17
  153. В.А. Информация как объект гражданского права: проблемы дополнения Гражданского кодекса Российской Федерации//Информационные ресурсы России. — 1998. № 5. — t.26−29
  154. В. А. О теоретических проблемах становления информационного права.//Информационные ресурсы России. — 1998.- № 3. С.21−26
  155. В. А. Об основных теоретических положениях информационного права.//НТИ. ВИНИТИ — Сер.1 — 1998. — № 8. -С.1−8
  156. П.У. Правовая методология информационных процессов и информационной безопасности: монография.//"Право — Информация — Безопасность» Екатеринбург: УрГЮА, 2001. — № 1.- С.64−65
  157. А.П. О проблеме компьютерной преступности.//НТИ. -1993. Сер.1 — № 8.-С.6−9
  158. О. Е., Копылов В. А. Проблемы становления информационного права в России.//НТИ. — М., Сер. 1 — С. 16 -26
  159. Г. В. Понимание права: Подходы и проблемы. — М.: Прометей, 1999. 419 с.
  160. И.С. Правовые аспекты регулирования сети Интернет.// Информационные ресурсы России. — 1997. № 1. — С.7−14
  161. A.B., Морозов В. К. Основные концепции подбора и подготовки персонала в правовых компьютерных системах законораспространительной деятельности. // ' Сб.: «Правоваяинформатика», M.: Министерство юстиции Российской Федерации, 1997.- № 2.- С.7−14
  162. A.B. Вопросы законодательства в сфере информационной безопасности. Доклад. Конференция Совета Безопасности Российской Федерации «Информационная безопасность регионов России» 13 октября 1999, г. Санкт-Петербург. -Юс.
  163. A.B. Система правовой информации Минюста России. М.: Изд-во «Триумф», 1999. — 464 с.
  164. A.B., Филатова J1.B. Вопросы кодификации информационного законодательства. Тезисы научно-практической конференции «Проблемы законодательства в сфере информатизации. М., 2003, С.31−33
  165. Национальная стратегия информационного развития. Стратегии России, № 9, октябрь 2004
  166. Ю.А. Информационная политика России: проблемыи перспективы. М.: ЗАО «Растерс», 1998. — 176 с.
  167. Ю.А. Информация и власть. М.: Мысль, 2000. — 175 с.
  168. Ю.А. Право на информацию как концептуальная основа формирования информационного законодательства.//НТО. -2001.- № 12.-С. 1−7
  169. C.B. Теоретические проблемы системы советского «%законодательства. М., 1979. — 118 с.
  170. Ю.Г. Информационное законодательство: современное состояние и пути совершенствования. — Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2000. — 368 с.
  171. A.A. Принципы и структура правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.//Право — информация безопасность. — 2001. — № 1. — С. 21−34
  172. В.М. Логические основания общей теории права: в 2-х томах. Том 1. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2000. — 528 с.
  173. Л.К. Правовые проблемы использования Интернет в России.// Российское право. 1999. — № 7/8. — С. 32−37
  174. Ю.А. Правовой режим информационных процессов: Национальное законодательство и международное сотрудничество.// НТИ. 1993. — Сер.1 — № 7. — С.3−6
  175. Ю.А. О правилах законодательной техники. // «Российскоеправо». — М.- 1999. -№ 11.-С. 110−116
  176. A.A. О предмете, норме и системе права (Об особенностях правового отражения). — Ученые записки Пермского государственного университета. Пермь, 1972, № 264
  177. Е.В. Право и информатика: коэволюция и интеграция. М.: Диалог — МГУ, 1998. — 197 с.
  178. P.O. Право как средство социального управления. — М.: Наука, 1988.-254 с.
  179. К. Работы по теории информации и кибернетики: Пер. с англ./ Под. ред. Р. Л. Добрушина, О. Б. Лупанова.- М.: Иностр. лит., 1963.- 830 с.
  180. Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты
  181. С.С. Теория государства и права. Учебное пособие. -М., 1995
  182. С.С. Право: азбука — теория философия: Опыт комплексного исследования. — М.: «Статут», 1999. — 712 с.
  183. И.Л. Информационное право: Основы практическойинформатики. Учебное пособие. -М.: Издание г-на Тихомирова М. Ю., 2001.-352 с.
  184. И.Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право. Учебник для вузов под ред. Топорнина Б. Н. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2001. — 789 с.
  185. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы Консультант плюс: Учебное пособие/Под ред. Д. Б. Новикова и В. Л. Камынина. М.: ЗАО «Консультант Плюс», 1999. — 313 с.
  186. А.Б. Теория государства и права. М.- 1999. — с.415
  187. O.A. Курс правовой информатики. Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000. — 432 с.
  188. Г. В., Стрельцов A.A. Информационная безопасность России. Ч. 1. Основные понятия и определения. Учебное пособие. / Под общ. ред. проф. A.A. Прохожева. М.: РАГС при Президенте РФ, 1999. — 52 с.
  189. Информатика в терминах и определениях российского законодательства./ Под ред. Никитова В. А. М.: Славянский диалог, 2000.-431 с4. *
  190. Д. А. Законодательная техника. Научно — методическое и учебное пособие. М.: НОРМА — ИНФРА М, 1998. — 127 с.
  191. В.А. Информационное право: Учебное пособие М.: «Юристь», 1997. — 472 с.
  192. В.А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 2002. — 512 с.
  193. В.В. Расследование преступлений в сфере информации. М.: «Городец», 1998. — 264 с.
  194. Л.П. Информация как объект правовой защиты. М.: «Гелиос», 1998. — 240 с.
  195. В.Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности. М.: Издание Государственной Думы. М.- 1998. — 128 с.
  196. В.К., Долганов A.B. Основы теории информационных сетей. Учебник для ВУЗов. М.: Высшая школа, 1987. — 271 с.
  197. B.C. Философия права: Учебник для вузов. — М.:
  198. Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. 652 с.
  199. В.А., Апт Л.Ф., Ветров А. Г., Орлов Е. И. «Информатика втерминах и определениях российского законодательства», М., 2000. —431с.
  200. Общая теория права. М.: Изд-во Ml ГУ им. Н. Э. Баумана, 1995 —478 с.
  201. Правовая реформа: концепции развития российского законодательства./Под ред. Окунькова Л. А. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве * Российской Федерации, 1995. — 218 с.
  202. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Научно-методическое пособие./ Отв. ред. A.C. Пиголкин. — М.: Издательство НОРМА, 1998. 272 с.
  203. В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. — 150 с.
  204. М.М., Элькин В. Д., Рассолов ИМ. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. -М.: «Юристь», 1998.-367 с.
  205. М.М. Информационное право: анализ и решение практических задач. М., 1998. — 27 с.
  206. М.М. Информационное право: Учебное пособие. М.: «Юристь», 1999. — 400 с.
  207. Российское законодательство: проблемы и перспективы./Под ред. Окунькова JI.A. М.: БЕК, 1995. — 478 с.
  208. Система советского законодательства. М., 1980.- 98 с.
  209. С.В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. — СПб., 1994.- 315 с.
  210. В.М. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2001. 592 с.
  211. Теория права и государства: Учебник для вузов./Под ред. проф. Г. Н. Манова. — М.: Издательство БЕК, 1995. — 336 с.
  212. Теория государства и права: Учебник для вузов./Под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, ЛС.Эбзеева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. — 640 с. '
  213. Теория права и государства. Учебное пособие для вузов.// Под ред. Рассолова М. М. 2-е изд. М., 2004
  214. Теория права и государства. Учебное пособие для вузов. М., Норма, 2004
  215. Ю.А. Публичное право. М.: Изд-во БЕК, 1995. -496 с.
  216. А. Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику: Учебное пособие М.: Академия общественных наук, 1990. — 191 с.
  217. A.A. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: «Юрист», 2001. — 412 с.
  218. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», комментарий. М.: ИГП РАН, 1996. — 83 с.
  219. В.И. Информационная безопасность. Учебное пособие. М.: Международные отношения, 2000. — 400 с.
Заполнить форму текущей работой