Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Национальный этос и ценности трудовой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Жизненный мир культуры или повседневный мир концентрирует в себе тот необходимый опыт сообщества, который передается исторически из поколения в поколение, посредством которого члены сообщества могут эффективно осуществлять свою жизнедеятельность, удовлетворять свои потребности и интересы, вести коммуникативную деятельность. Действия, производимые в рамках каждого конкретного жизненного мира… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Национальная ментальность и этос народа
    • 1. 1. Ментальность народа как феномен культуры
    • 1. 2. Методы исследований культуры и национальных ценностей
    • 1. 3. Национальный этос и формирование системы ценностей индивида
  • Глава 2. Этос и ценностно-мотивационные доминанты человека в сфере трудовой деятельности
    • 2. 1. Жизненный мир и трудовые ценности индивида
    • 2. 2. Национальный этос и мотивация трудовой деятельности
    • 2. 3. Трансформация трудовых ценностей в условиях рыночных преобразований

Национальный этос и ценности трудовой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы взаимосвязи различных аспектов культуры народа, его национальной психологии, сознания, языкового мышления, национальной картины мира занимают одно из центральных мест в тематике исследований, ведущихся в таких областях знаний, как философия, психология, культурология, лингвистика, этнология, антропология, социология и некоторых других. В последнее время проблемы формирования культуры, национальных менталитета и характера, их роли и влияния на различные сферы деятельности человека являются, по мнению зарубежных и отечественных ученых, актуальным исследовательским полем.

Актуальность темы

диссертационного исследования. Происходящие в современном мире глобализационные и интеграционные процессы, затрагивают практически все сферы жизнедеятельности человека и вовлекают в свой круговорот народы и отдельные этнические общности. Однако они вызывают у вовлеченных в них субъектов не только чувства унификации, но и стремление сохранить свою уникальность, попытки сберечь наследие предков в виде традиций, обычаев, моделей поведения, ценностей и установок. В. связи с этим как у отечественных, так и у зарубежных исследователей в различных областях знания возрастает интерес к изучению культурного своеобразия народов и отдельных их представителей, к различиям мировосприятия в разных культурах, к этосу национальной культуры.

Преобразования и реформы, проходящие последние десятилетия XX и начала XXI веков в российском обществе, несомненно вызывают изменения в сфере трудовых отношений, трудовых ценностей, установок, ори-ентаций и мотивов. В обстановке перемен, люди ведут себя достаточно противоречиво: с одной стороны, стараются сохранить прежние ценности любой ценой, с другой — отказываются от тех установок, которые мешают адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Необходимо заметить, что ценности не являются данными раз и навсегда человеку, с течением времени, в определенную историческую эпоху, они, как правило, подвергаются некоторым изменениям. Постепенно формируется новая иерархия трудовых ценностей, приоритетов и моделей поведения у работников. В результате адаптации населения к новым экономическим условиям в сознании работников постепенно формируются установки на приспособление к новым формам занятости, на возможности работать не только в государственном секторе экономики, но и на частных предприятиях, на получение новой квалификации в соответствии с требованиями времени и потребностями рынка труда. На фоне происходящих процессов трансформации трудовой этики актуализация новых ценностных приоритетов делает насущным вопрос о влиянии национальной культуры и этоса на систему ценностей трудовой деятельности. В частности, практика международного менеджмента уже сегодня ставит ряд проблем, которые возникают в повседневной работе управляющего с подчиненными и которые в значительной степени зависят от особенностей сознания и поведения индивида, принадлежащего той или иной культуре.

Степень разработанности проблемы. Проблема взаимосвязи и влияние национального этоса на формирование смысложизненных приоритетов, а также системы трудовых ценностей привлекает интерес различных исследователей. Однако стоит заметить, что внимание к данной проблеме проявляется достаточно однобоко, только в каком-либо одном аспекте, а не комплексно. В настоящее время, с одной стороны, имеется большое количество теоретических и прикладных исследований в области культурологии, социологии, антропологии, этнопсихологии, посвященных изучению национальной культуры, традиций и обычаев. В последнее время довольно часто обсуждается понятие «этос», но специальных разработок, посвященных данному вопросу нет. С другой стороны, имеющийся богатый эмпирический материал (в основном это материалы социологический исследований) в большей степени разрознен и не осмыслен с философской точки зрения. В то же время трудовые ценности человека не рассматривались исследователями с позиций социологии, этнопсихологии, культурологии и языкознания.

Таким образом, условно можно выделить три направления исследуемого вопроса:

1) общетеоретические работы в области философии, культурологии, этнологии, истории, социологии, социальной психологии, в которых представлены теоретические и методологические проблемы становления и развития этнического сознания, этоса национальной культуры, менталитета народа;

2) труды, посвященные рассмотрению построения и трансформации иерархии ценностей и смысложизненных ориентаций человека и общества в целом;

3) исследования, затрагивающие языковедческую тематику, а именно психолингвистические работы, посвященные изучению языкового мышления, сознания индивида, языковой картины мира человека.

Интерес к проблемам национальной психологии, «духа народа» занимает значительное место в трудах зарубежных и отечественных исследователей философского направления. Так, особенности бытия и мышления становятся предметом анализа в работах зарубежных философов XVIII — XX вв. таких, как Ш. Монтескье, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Э. Гуссерль, О. Шпенглер, В. Виндельбанд, М. Вебер, А. Шюц, Ю. Хабермас и др. Придерживавшийся принципа географического детерминизма в своей работе Ш. Монтескье рассуждал о том, что существующий «дух народа» есть некий результат воздействия природной среды, климата, в условиях которых обитает народ. По его мнению, именно географическая среда играет основную роль в формировании духовных черт народа, в существующих у него социальных и политических отношениях. И. Кант также признавал влияние географического фактора на характер народа. Однако главную роль он отводил передающимся из поколения в поколение особым характерным чертам предков, которые имели прямое отношение как к характеру этнической общности, так и к выбранному ей социальному и политическому устройству. На связь исторических процессов и национального характера указывал в своих работах Г. В. Ф. Гегель. Специфические черты характера народа, по его мнению, являются определяющим фактором в местоположении данного народа во всемирной истории. В. Виндельбанд рассуждал об изменениях идеалов и ценностей и даже утрате некоторых ценностей, присущих старшему поколению, в связи с развитием промышленности и техники, которые существенным образом меняли условия жизнедеятельности и влияли на образ мыслей и взгляды на жизнь. Распад прежних форм жизнедеятельности, по его мнению, способствовал появлению новых ценностей и мотивов, поиску нового смысла жизни и путей самореализации индивида и общества.

Философские работы Э. Гуссерля, М. Вебера, А. Шюца, Ю. Хабер-маса посвящены теории жизненного мира человека, мира повседневной жизни, как мира его жизнедеятельности и культурной среды, конструированию смысловой структуры социального мира. Э. Гуссерль впервые ввел понятие жизненного мира, как мира, обусловленного культурой и историей, к которому относятся с доверием и который является базой для понимания любого человеческого знания. А. Шюц осуществил синтез идей, высказанных Э. Гуссерлем, и социологических установок М. Вебера в изучении социальной реальности. По его мнению, мир, в который приходит человек с момента своего рождения, уже обладает особой смысловой структурой, системой символов и знаков и воспринимается им как не нуждающаяся в объяснении данность. Свою особость и непохожесть индивид ощущает в тех случаях, когда попадает в другой жизненный мир, совсем непохожий на привычный и родной или сталкивается в процессе взаимодействия и общения с носителями культуры, обладающими иными национальными этосами. В работах Ю. Хабермаса дан анализ нарушения процессов социальной коммуникации, массового копирования образцов поведения, совершенно не свойственных традиционным, привычным жизненным формам, смене ценностных ориентаций и установок молодого поколения на Западе. Традиционные жизненные формы, передающиеся от предков, в рамках которых рождается каждое новое поколение, формируют национальную и культурную идентичность сообщества. От каждого поколения зависит, в каком виде будут переданы традиции последующим поколениям.

Работы П. Бергера и Т. Лукмана, продолжающих традиции феноменологической социологии, направлены на разработку таких категорий как «социология знания», «повседневное знание», «конструирование реальности», а также на изучение различных форм мышления и восприятия социального знания, моделей взаимодействия в повседневной жизни и др. Структура социальной реальности и коммуникация в социуме, по мнению исследователей, остаются в памяти индивида, передаются от одного поколения другому и воспринимаются последним как аксиома жизни.

В ряде областей науки также были предприняты попытки изучения различных аспектов этоса национальной культуры и выявления особенностей жизненного мира человека в различные исторические эпохи. Так, в частности, исследователи французской школы «Анналов» (М. Блок, Л. Февр, Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби, Ф. Бродель), а также их последователиотечественные ученые (А.Я. Гуревич, Л. Н. Пушкарев, Ю. М. Лотман и др.) положили начало новому направлению в исторической науке и историографии, предложив новый подход к использованию методов изучения ментальности, социального знания и реконструкции повседневного мира существования и сознания человека Средневековья.

Национальная специфика в образе жизни, национальной культуре, сознании народа, его психологии отмечались в работах отечественных философов B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, И. А. Ильина, П. А. Сорокина и др., опиравшихся на мысли, высказанные ранее русскими историками С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским, Н. М. Карамзиным и др. Природа, географическая среда, по их мнению, обусловливают специфику бытия, сложившейся государственности, протекание исторических процессов на российской территории, отношение и ведение народом трудовой деятельности и т. п.

Вопросами влияния культурной и социальной среды на формирование личности и передачи национального этоса из поколения в поколение занимались такие зарубежные представители психологии, культурологии, антропологии, как Г. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт, К. Г. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе, А. Маслоу, JI. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, Б. Малиновский, Ф. Боас, М. Мид, Р. Бенедикт, Л. Уайт, А. Крёбер и др. В их работах всесторонне рассматриваются такие понятия, как «менталитет» и «ментальность», «национальный характер» и «дух народа», «социальный характер», вопросы влияния культурной или социальной среды на формирование личности и ее системы ценностей, а также проводится сравнительный анализ культур, показываются процессы динамики и трансформации имеющихся культурных моделей. Данные исследователи в своих трудах закладывают некоторые посылки для дальнейшего анализа феномена национальной психологии в философском и культурологическом аспектах.

Современные исследования отечественных авторов, занимавшихся аналогичными проблемами, представлены в трудах Л. Н. Гумилева, Г. Д. Гачева, Б. Л. Губмана, И. П. Дубова, П. К. Дашковского, Д. В. Полежаева, Е. А. Ануфриева, Л. В. Лесной, О. Г. Усенко, H.A. Моисеевой, В.И.

Сороковиковой, Г. К. Абдалиевой, Ю. М. Габдулгафаровой, К.А. Альбу-хановой-Славской, М. И. Воловиковой, В. А. Елисеева, A.B. Брушлинского, P.A. Додонова, Н. Ф. Калиной, Е. В. Чёрного, А. Д. Шоркина, P.C. Лаво, И. В. Татаренко и др. В данных работах этническое самосознание рассматривалось как базовая составляющая в процессе идентификации этноса как самого себя, определяющая бытие носителя культуры в социальном, историческом и духовном аспектах.

Важными теоретическими источниками лингвистического характера явились работы Г. Штейнталя, В. фон Гумбольдта, A.A. Потебни, Э. Сепира, Б. Л. Уорфа, указывающие на тот факт, что язык является важнейшей. составляющей, отражающей мировоззрение этноса, формирующей его языковое сознание. В работах психолингвистического направления, а именно исследования A.A. Залевской, С. И. Тогоевой, Т. М. Рогожниковой, Л. А. Шариковой, A.B. Пузырева, Э. Ф. Хандамовой, Л. И. Харченковой и др. язык рассматривается как уникальный источник информации для изучения бессознательного в сознании человека.

Большой пласт современных российских социологических исследований посвящен трансформации ценностей в общественном сознании, который ярко характеризует переходный период в обществе. Для решения ряда задач данного диссертационного исследования был проведен анализ работ, посвященных трудовой тематике. В них содержатся результаты исследований трудовых ценностей, мотивов и ориентаций разных возрастных групп населения. Как показывают данные социологических исследований последних десятилетий, позиции в иерархии ценностей трудовой деятельности зависят от нескольких факторов: половой принадлежностивозрастной группыпрофессиональных и личностных характеристик работников.

Исследования, посвященные особенностям трудовых ценностей. работающей, учащейся молодежи, а также людей старшего возраста, их мотивации в сфере трудовой деятельности, потребностям, особенностям формирования трудового сознания различных групп молодежи, трансформации ценностей и «новой» мотивации труда представлены в работах Т. В. Хлоповой, Ж. Г. Озерниковой, А. И. Шендрика, В. И. Чупрова, Н. И. Лапина, B.C. Магуна1, В. В. Павловой, Ю. А. Зубка, А. Н. Дёмина, И. А. Пашинян, Н. Г. Багдасарьян, A.A. Немцова, JI.B. Кансузян, И. Ильинского и др.

Все вышеуказанные работы создают фундаментальную научную базу для дальнейших исследований, посвященных выявлению психических особенностей субъектов трудовой деятельности и ценностных ориен-таций, на основе которых в сознании индивида формируется система ценностей.

Исследование и анализ этоса национальной культуры народа позволяют выявить скрытые или явные смыслы и образы, характеризующие видение мира индивида и сообщества, а также выявить элементы, присущие национальному характеру, менталитету, культурные ценности, образ мыслей, интерпретацию фактов и явлений окружающей действительности. Языковая деятельность отражает не просто мир человека и его культуру, она хранит и передает ее из поколения в поколение, играя при этом значительную роль в формировании личности, национального характера, этноса, нации.

Овладевая родным языком, человек постигает ценности, заложенные в его культуре и составляющие национальный этос. В результате, по мере взросления у человека формируется базовое ценностное ядро, определяющее его отношение к миру в целом, а явления, происходящие в жизни людей, уже имеют определенный смысл и значимость.

1 В работах B.C. Магуна представлены материалы международных исследований 1990 — 1997 гг., результаты сравнительных исследований структуры и динамики трудовых ценностей работников России, Франции, Германии, Великобритании, США, Канады, Японии и других стран мира.

Новая экономическая ситуация на рынке труда в России влияет на формирование системы трудовых ценностей и установок в среде молодежи, являющимися квалифицированными кадрами и отвечающими в большей степени потребностям рынка труда, по сравнению со старшими поколениями работников. Происходит смещение интересов молодого поколения в сторону получения материальной прибыли, построения успешной карьеры, выгодного продвижения по службевозникают новые факторы, а именно такие, как необходимость создания условий для самореализации работников, доброжелательного психологического климата с руководителями и коллегами.

В связи с этим проблематика диссертационной работы обусловливает выбор объекта исследования — процесс формирования национальной и индивидуальной систем ценностей. Предметом исследования является влияние национального этоса на формирование системы ценностей трудовой деятельности.

Целью данного диссертационного исследования является социально-философский анализ влияния национального этоса на формирование системы трудовых ценностей. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. рассмотреть ментальность народа как феномен национальной культуры;

2. разработать синтетический, интердисциплинарный подход к исследованию этнопсихологии и национальных ценностей;

3. выявить определяющие характеристики национального этоса и его влияние на формирование ценностей индивида;

4. показать влияние жизненного мира культуры на трудовые ценности индивида;

5. продемонстрировать связь национального этоса и мотивации индивида в процессе трудовой деятельности;

6. проанализировать процессы трансформации трудовых ценностей в условиях рыночных преобразований. Методологическая база исследования построена на сочетании научных методов познания социальных явлений и процессов, что обусловлено сложностью и многогранностью изучаемой проблемы. Для анализа трудовых ценностей потребовался междисциплинарный подход, позволивший совместить разнообразные методы для наиболее полного рассмотрения системы ценностей субъектов трудовой деятельности. Базовая стратегия диссертационного, исследования основывается на герменевтическом подходе, объединившим методы психолингвистических и социологических исследований относительно ценностей и ценностных ориентаций. В данном ракурсе особое значение имели теоретические положения, сформулированные в работах Э. Гуссерля, А. Шюца, П. Бергера, Т. Лукмана, К. Леви-Стросса, К. Г. Юнга и др. В ходе работы также нашли применение следующие методы, а именно: системный анализ теоретических подходов и методов исследования изучаемой проблемысравнительный анализ результатов социологических исследований, проведенных исследователями трудовых ценностей и ориентацийсовокупность методов социологических исследованийсвободный ассоциативный эксперимент, результаты которого посредством количественного и качественного анализа позволили проанализировать иерархию ценностей молодого поколения.

Эмпирической базой исследования послужили:

1) данные социологических исследований, проведенных исследователями трудовых ценностных ориентаций в 1991 — 2002 гг.;

2) лексические единицы, представленные в русском ассоциативном словаре и характеризующие сферу трудовой деятельности;

3) данные свободного ассоциативного эксперимента, проведенного с носителями русского языка и культуры;

4) результаты проведенного контент-анализа пословиц и поговорок, отражающих трудовую деятельность русского народа.

Структура диссертации включает введение, две главы, каждая из которых разделена на три параграфа, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Изучение национальной психологии, культурного своеобразия народа составляло интерес исследователей различного профиля во все исторические времена. Сегодня внимание к проблемам этнической психологии, ментальности также не утрачивает своей актуальности.

Влияние культуры на ментальные уровни сознания индивида, группы или сообщества отражается на индивидуальных и групповых системах ценностей, на поведении индивидов в различных ситуациях, на их жизнедеятельности в целом. Менталитет складывается в результате длительного, устойчивого воздействия специфичных географических, климатических, этнических, политических, социально-экономических и культурных условий, составляющих историческое проживание сообщества. Ментальные уровни сознания индивида представляют собой трудно поддающуюся изменениям устойчивую структуру психики.

Проблемы, связанные со сложностью изучения ментальности, этоса национальной культуры в кросскультурном аспекте порождают разнообразие теоретических подходов и методик. Однако одним из существенных недостатков у имеющихся на данный момент времени методов исследования ценностных систем, особенностей культурных моделей является упущение анализа языковой деятельности индивида и группы. При изучении особенностей сознания, ценностных и смысложизненных ориентаций индивида, группы или сообщества должен приниматься во внимание и языковой аспект, так как слова, словосочетания, выражения, используемые индивидом или группой в ежедневной жизнедеятельности, способны накапливать информацию об окружающем мире, о процессах, происходящих в жизни индивида и общества.

Используемая в психолингвистике экспериментальная методика дает возможность исследователю по-новому подойти к изучению систем ценностей и ценностных ориентаций общества и индивида. В отличие от социологических исследований данные ассоциативных экспериментов позволяют «заглянуть в душу и сознание» .человека, а также в его подсознательно-бессознательные структуры сознания, получить интересный и необычный материал для анализа, который может быть скрыт от исследователей, пользующихся привычными методами социологических исследований.

Анализ лексикона отдельного индивида или группы может и должен выступать предметом исследования ученых разного профиля, т.к. именно он отражает мысли индивида, его состояние, настроение, переживания, отношение к объектам, позитивные и негативные оценки объектов и явлений действительности. Лексические единицы несут информацию о смысложизненных ориентациях, приоритетах индивида и группы в процессе жизнедеятельности.

Базовые ценности и установки культуры, составляющие сущность национального этоса, лежат в основе индивидуальной системы ценностей и смысложизненных ориентаций и играют не последнюю роль в ее формировании. Человек зависим от выработанных обществом установок, ценностей, моделей поведения. Находясь в обществе, с детства впитывая его культуру и социальный опыт, человек не может не воспринимать традиционные способы мышления, модели, поведения, организации жизнедеятельности. Исторический и социокультурный опыт несомненно определяет логику поведения и формы жизнедеятельности человека.

Ценности национальной культуры, передающиеся в процессе социализации индивиду, прочно входят в его сознание и принимаются им как должное. Однако по мере взросления индивид может пересмотреть свое отношение к ценностям национальной культуры, но они, как правило, будут воздействовать на индивида на подсознательном уровне.

Жизненный мир культуры или повседневный мир концентрирует в себе тот необходимый опыт сообщества, который передается исторически из поколения в поколение, посредством которого члены сообщества могут эффективно осуществлять свою жизнедеятельность, удовлетворять свои потребности и интересы, вести коммуникативную деятельность. Действия, производимые в рамках каждого конкретного жизненного мира, понятны каждому члену сообщества и не требуют никаких объяснений. Но вторжение социальных институтов в жизнь индивида, группы, общества, навязывание этики «общества потребления» способствуют разрушению традиционных жизненных миров. Происходящие в мире процессы интеграции и глобализации способствуют актуализации исследований проблем, посвященных межкультурному взаимодействию и пониманию между носителями различных культур, национальных ценностей, практическому руководству работниками мультикультурных предприятий и организаций.

Интеграция, происходящая в странах Западной Европы, стимулировала создание мультикультурных фирм и зарубежных филиалов национальных компаний, что вызвало необходимость ведения трудовой деятельности работников в другой культурной среде, а также совместную работу в одной фирме представителей разных культур. В последнее время в мире больше внимания стало уделяться проблемам адаптации работников к иной культуре, а также вопросам создания мультикультурного общества, которое подразумевает не ассимиляцию культуры, а диалог между носителями различных культур.

Наряду с процессами интеграции и глобализации мы наблюдаем. феномен «ускорения времени». В системах ценностей и мотивации индивидов, особенно у такой возрастной категории, как молодежь наблюдается смена ценностных позиций и приоритетов в сфере трудовой деятельности. Появившиеся «новые», более актуальные в настоящий промежуток времени ценности вытесняют и заменяют старые.

Научный и технический прогресс заставляет двигаться вперед, молодое поколение усваивает новые веяния, гибко перестраивается, умело настраивается на новый лад. Старшее поколение не успевает «переваривать» быструю смену ценностных ориентаций, не может нагнать стремительно бегущее вперед время. В результате происходит нарушение связи между молодым и старшим поколениями, наблюдается кризис ценностных систем.

Нормы и устои капиталистического общества способствуют развитию и формированию большего количества людей, обладающих «рыночным характером» (Э. Фромм) и ориентацией на потребление. Индивиды с преобладающей непродуктивной ориентацией толкают общество к пересмотру традиционных, устоявшихся ценностей и способствуют формированию новой иерархии ценностей.

Кризис ценностей рождает психологически нездоровых людей, которые не могут справиться с обстоятельствами окружающей действительности. Индивиды замыкаются в — себе, чужие проблемы, боль, радость перестают волновать их. Отчужденные индивиды живут в собственном мире бытия и стремятся удовлетворять свои потребности, стараясь таким образом компенсировать свою «неполноценность». Творческие способности личности подавляются, активизируются деструктивные склонности и ценности, индивид ощущает себя потерянным и ненужным в этом мире.

Отчуждение человека также приводит к переосмыслению существующих ценностей, что порождает постепенную трансформацию последних. Человек все более явно становится на жизненные принципы человека экономического, homo economicus, приобретает его черты и разделяет его ценности. На первые позиции в иерархии ценностей доминирующее положение отводится инструментальным ценностям. Творчество опускается на более низкие позиции, преобладающими мотивами поведения становятся материальная заинтересованность и выгода.

Подавление окружающей действительностью продуктивных потребностей и способностей личности стимулирует активизацию так называемых антиценностей. Индивиды, не разделяющие доминирующие новые ценности, стараются адаптироваться к обстоятельствам реальной действительности, обрести чувство безопасности, защищенности, нужности кому-либо. В результате формируется социальный характер (Э. Фромм), помогающий выжить индивиду в сложных для него условиях.

Вторжение социальных институтов в традиционные или частные жизненные миры приводит к тому, что происходит утрата традиционных ценностей национальной культуры, нарушаются процессы коммуникации и передачи социокультурного опыта предшествующих поколений. Размывание национальной идентичности происходит в результате утраты привычного жизненного мира, насаждения шаблонного образа жизни, стандартных потребностей, ценностей массовой культуры.

Исследования особенностей менталитета и этоса национальной культуры должны иметь прикладные аспекты, в том числе использоваться при регулировании политики предприятия, учитывающей особенности национального характера работников при формировании культуры и философии предприятия, а также системы мотивации и стимулирования труда на предприятиях. Результаты изучения национального менталитета позволят руководителям предприятий учитывать в трудовой деятельности внутренний мир работника, его национальный характер, а также влияние на поведение людей традиций, религии, ценностей и других факторов. Мотивация индивидов в процессе их деятельности напрямую строится на ценностном базисе и уже сегодня составляет предмет исследования специалистов в сфере международного менеджмента.

К настоящему времени проведено значительное количество исследований, посвященных изучению ценностей, ценностных ориентаций и установок, выявлению мотивации трудовой деятельности, накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал. Происходящие процессы трансформации трудовых ценностей и мотивации работников должны учитываться при формировании государственной политики, а также рассматриваться руководителями частных предприятий для планирования и корректировки трудовой и социальной политики в отношении субъектов трудовой деятельности.

Меняющиеся условия жизнедеятельности индивида и общества требуют формирования новых подходов к трудовой деятельности, иных потребностей и интересов, отвечающих требованиям времени. Из всех возрастных групп населения молодежь наиболее гибко и быстро приспосабливается к действительности. Старшее поколение переживает кризис и перестраивается долго и болезненно.

Однако адаптация молодого поколения к новым обстоятельствам социальной и экономической действительности не означает полной утраты ими традиционных культурных ценностей. Ценности национальной культуры, став в определенный момент невостребованными, отступают на второй план, откладываются в подсознательных слоях сознания индивида, находятся в «состоянии спячки». Благоприятные для их активности условия окружающего мира либо стрессовые, экстремальные ситуации в неожиданный для индивида момент активизируют подавленные ранее ценности национальной культуры, которые выйдут из подсознательных уровней сознания субъекта.

Как показало проведенное нами экспериментальное исследование, сознание молодежи по некоторым позициям все еще отражает ценности национальной культуры. Несмотря на некоторое смещение ценностей в сторону материального благополучия, приобретения высокого статуса в обществе, смысложизне иными ориентациями молодежи остаются традиционные духовные ценности, а именно стремление к пониманию, дружеским и семейным отношениям, взаимопомощи, коллективизму, самореализации своих творческих способностей на интересной работе.

Экспериментальное исследование подтверждает, что система ценностей действительно представляет собой гибкую структуру, которая помогает адаптироваться к условиям окружающей действительности, к тому историческому моменту времени, в которое выпало жить индивиду. За счет способности к гибкости ценности меняют позиции в иерархии ценностей (низкая позиция поднимается наверх, высокая опускается вниз), но базовое ядро ценностей, составляющих суть этоса национальной культуры, как правило, остается неизменным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. К. Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. СПб, 2003. С. 467−478.
  2. В.Б. Общечеловеческие ценности: диалог культур // Культура и ценности: Сборник научных трудов. Тверь, 1992. С. 17−26.
  3. E.H., Семушкин A.B. Диалог цивилизаций: Восток — Запад //Вопросы философии. 1998. № 2. С. 173−177.
  4. Е.А., Лесная JI.B. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. 1997. № 4. С. 28−44.
  5. Е.В. Отражение ценностей культуры в языке // Язык, коммуникация и социальная среда. Вып. 2. Воронеж, 2002. С. 25−34.
  6. A.A. Личность, культура, этнос: СовременнаяIпсихологическая антропология. М., 2001. 513 с.
  7. Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры. СПб., 2004. 360 с.
  8. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. 323 с.
  9. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 220 с.
  10. H.A. Судьба России. Харьков, 2001. 734 с.
  11. М. Апология истории или Ремесло историка. М., 1986. 254 с.
  12. М. Феодальное общество // Блок М. Апология истории илиt
  13. Ремесло историка. М., 1986. 254 с.
  14. H.H., Стефаненко Н. Г. Контент-анализ. М., 1992. 62 с.
  15. В.Г. Игровое начало в деятельности языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С. 40 54.
  16. С.Н. Российский менталитет как необходимое условие для выхода из экономического кризиса // http:// www.ovsem.com/rmental.html.
  17. О.Г. Социальные конфликты и крестьянская ментальность в Российской империи начала XX века: новые материалы, методы, результаты. М., 1996. 398 с.
  18. В.П. Языковая картина мира в аспекте координации системообразующих параметров лексики // Язык. Культура. Человек. Этнос. Вып. 3. Кемерово, 2002. С. 59 67.
  19. М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 808 с.
  20. Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. СПб., 1995. 197 с.
  21. E.H. Анализ подходов к проблеме привлекательности труда // Социально-психологические исследования: Сборник научных трудов. Вып. 2. Тверь, 2002. С.61−70.
  22. В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М., 1993. 103 с.
  23. Ю.Г., Поликарпов B.C. Челойек: Энциклопедический словарь. М., 1999. 518 с.
  24. Т.С. Модернизация российского общества и национальная экономическая ментальность // Интернет-конференция «Поиск эффективных институтов для России XXI века // http: www.ecsocman.edu.ru/db/msg/125 683.html.
  25. И.М. О проблеме национального характера и менталитета // http://countries.ru/library/gabdulgafarova/naz-charakter.htm.
  26. . Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988. 485 с.
  27. . Г. Д. Национальные образы мира. ' Космо-Психо-Логос. М., 1995.479 с.
  28. . Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М., 1998. 429 с.
  29. Е. Ценность труда и трудовые ценности // Отечественные записки. 2003. № 3 // http:// www.polit.ru/docs/620 057.html.
  30. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 2000. 477 с.
  31. Дж. Организация: Поведение. Структура. М., 2000. 660 с.
  32. Ф.Ю. Потребности, интересы, ценности как формообразующие факторы ценностных ориентаций личности (категориальный анализ). Автореф. дисс. канд. филос. наук. Карачаевск, 1998. 22 с.
  33. Н.В. Этос и его ритм // Социальная. аналитика ритма. Сборник материалов конференции. СПб., 2001. С. 34−42.
  34. A.B. Ценности и оценки в языковом отражении (на материале русского и польского языков). Автореф. дисс. канд. филол. наук. Пермь, 2002. 24 с.
  35. Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи // Социс. 1998. № 9. С. 123−127.
  36. Л. А. Концепт как культурно-ментально-языковое образование // http: // language.psu.ru / bin / view. cgi?art=0054&th=yes &lang=rus.
  37. .Л. Современная философия культуры. М., 2005. 536 с.
  38. М. Язык и этническая мобилизация // http: // www.archipelag.ru.
  39. В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. 396 с.
  40. В. О различии строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человеческого рода // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Часть 1. М., 1960. С. 65−86.
  41. Л.Н. Конец и вновь начало. М., 2002. 384 с.
  42. JI.H. Этногенез и биосфера земли. М., 2001. 556 с.
  43. А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. 351 с.
  44. А.Я. Марк Блок и «Апология истории» // Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М., 1986. 254 с.
  45. А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. 395 с.
  46. А.Я. Уроки Люсьена Февра // Февр Л. Бои за историю. М., 1991.С. 501 -541.
  47. П.С. Человек: Философско-энциклопедический словарь. М., 2000. 876 с.
  48. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: введение в феноменологию философии. СПб., 2004. 398 с.
  49. Дашкове кий П.К. К вопросу о соотношений категорий «менталитет» и «ментальность»: историко-философский аспект // Философские дескрипты. Вып. 2. Барнаул, 2002. С. 36−44.
  50. И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998. 208 с.
  51. P.A. Теория ментальности: учение о детерминантах мыслительных автоматизмов. Запорожье, 1999. 264 с.
  52. P.A. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. Запорожье, 1998. 205 с.
  53. О.В. Жизненные стратегии северян в условиях трансформации российского общества. Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2002. 24 с.
  54. Л.Е. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринимателей // Социс. 1999. № 7. С. 91 — 94.
  55. В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. Издание 4-е испр. и доп. М., 1991. 534 с.
  56. A.A. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психологических исследованиях. Калинин, 1978. 88 с.
  57. A.A. Психолингвистические проблемы семантики слова. Калинин, 1982. 80 с.
  58. A.A. Слово в лексиконе человека: Психолингвистическое исследование. Воронеж, 1990. 204 с.
  59. Г. Избранное. Т. 2. М., 1996. 607 с.
  60. Н.О. Взаимодействие культур: психолингвистический аспект // Культура мира: перспективы на рубеже XXI века. Материалы Международной научной конференции. Тверь, 12−14 апреля 2001 года. I1. Тверь, 2001.С. 64−67.
  61. Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социс. 1998. № 8. С. 47−56.
  62. . Российское коллективное бессознательное: некоторые закономерности проявления и формирования. Тезисы к пониманию. М., 1993. 126 с.
  63. И. А. Путь духовного обновления // Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1.М., 1993. 557 с.
  64. И. Мировая интеграция в условиях цивилизованного кризиса // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. М., 1994. 318 с.
  65. Н.Ф., Черный Е. В., Шоркин А. Д. Лики ментальности и поля политики. Симферополь, 1998. 178 с.
  66. Г. Этюд о немецких пословицах и поговорках // http: // Partner. 2000. № 3 //www.partner.ru.
  67. О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 1998. № 12. С. 89 94.
  68. Ю.Н., Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. и др. РусскийIассоциативный словарь. М., 1998. 202 с.
  69. Н.М. Избранные статьи и письма. М., 1992. 351 с.
  70. C.JI. Ментальность России и менталитет Западной Европы: сравнительный анализ // http: // www.PHILOSOPHY.ru/ library/Katrechkol 0231 .html.I
  71. Я. Язык и национальная самоидентификация (на примере словацкого национального языка) // Арутюнов С. А., Багдасаров А. Р., Белоусов В. Н. и др. Язык — культура этнос. М., 1994. С. 51 — 61.
  72. Ф. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003. № 1. С. 76−79.
  73. В.О. Курс русской истории. М., 1989. 476 с.
  74. В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990. 624 с.
  75. А.И. Российская модернизация и принудительная социализация молодежи // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. М., 1994. 318 с.
  76. В.Ю. Ценности в кризисном обществе. Вопросы теории и методики: (На материалах всероссийского исследования «Наши ценности сегодня»). Автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 1993. 24 с.
  77. O.A. Языковые картины мира как отражение национальных менталитетов. Автореф. дисс. доктора культурол. наук. М., 2000. 26 с.
  78. Е.Д., Колобова A.A. Психологические особенностиIдеятельности менеджера по мотивированию персонала с учетом организационной культуры // Социально-психологические исследования: Сборник научных трудов. Вып. 2. Тверь, 2002. С. 86−95.
  79. Н.В., Евстифеева Е. А. Доверие и культура мира // Культура мира: перспективы на рубеже XXI века. Материалы Международной научной конференции. Тверь, 12−14 апреля 2001 года. Тверь, 2001. С. 12 — 14.
  80. А. Избранное: Природа культуры. СПб., 2004.1008 с.
  81. Е. П. Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности // http: //www.flogiston.ru.
  82. H.A. Образ жизни и ценности культуры: факторы и условия взаимодействия // Культура и ценности: Сборник научных трудов. Тверь, 1992. С. 37−41.
  83. O.A. Человек и языковая картина мира // Язык. Культура. Человек. Этнос. Вып. 3. Кемерово, 2002. С. 78 79.
  84. Культура и этнос / Сост. JI.B. Щеглова, Н. Б. Шипулина, Н. Р. Суродина. Волгоград, 2002. 156 с.
  85. Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. 445 с.
  86. P.C. Культурные архетипы этнического самосознания ассирийцев. Автореф. дисс. канд. культурол. наук. Краснодар, 1999. 25 с.
  87. Л.Г., Касимова Д. Б. Национальные стереотипы в немецких и русских пословично-поговорочных выражениях // http:// language.psu.ru/ bin/view.cgi?art=0132&th=yes&lang=rus.
  88. Леви-Брюль. Первобытное мышление. М., 1980. 602 с.
  89. Леви-Стросс. Первобытное мышление. М., 1994. 382 с.
  90. Ле Галль Ж.-М. Управление людскими ресурсами. М., 1995. 128 с.
  91. A.A. Основы психолингвистики. Москва, 1997. 285 с.
  92. Е. А. Психосемантическое исследование этнических стереотипов (на материале русской популяции) // http: // www.msu.ru/conference/ language=097D/lit-54.htm.
  93. Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. СПб., 1998. 22 с.
  94. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социс. 1998. № 5. С. 98 104.
  95. Личность, культура, этнос: Современная психологическая ¦ антропология / Под общ. ред. A.A. Велика. М., 2001. 557 с.
  96. C.B. Историческая этнология. М., 1998. 445 с.
  97. А.П. Человек: путь к цивилизации. Философский аспект социальной и культурной антропологии. М., 1997. 158 с.
  98. B.C. Российские трудовые ценности: идеология и массовой сознание // Мир России. 1998. № 4. С. 113−144.
  99. B.C. Ценностный реванш в современном российском обществе // Куда идет Россия? / Под ред. Т. И. Заславской, Л. А. Арутюнян. М., 1993. С. 247−250.
  100. B.C. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения (по данным международных исследований 1990-х гг. // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядова. М., 2001. С. 430 448.
  101. М.И. Патриотизм персонала по отношению к своей организации решающее конкурентное преимущество // http: //www.hrm.ru.
  102. В. Зачем России мультикультурализм? // http: // www.archipelag.ru.
  103. . Избранное: Динамика культуры. СПб., 2004. 959 с.
  104. Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 2003. 526 с.
  105. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. М., 1989. С. 42−174.
  106. А. Мотивация и личность. СПб., 1999 // www.flogiston.ru/library/maslow-l.htm. ¦
  107. А. Психология бытия. М., 1997. 300 с.
  108. Ментальность русской культуры // http://www.countries.ru/ culturologia/culture.html.
  109. Мид М. Культура и мир детства. М., 1998. 429 с.
  110. P.C. Социально-философские основы анализа патриотизма как духовной ценности общества. Автореф. дис. канд. филос. наук. Тверь, 2002. 20 с.
  111. H.A., Сороковикова В. И. Менталитет и национальный характер // Социс. 2003 // socis.isras.ru / SocIS / Articles/ ListSocis2003l06.htm.
  112. Ш. Избранные произведения. М., 1995. 800 с.
  113. Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. М., 1994. 175 с.
  114. А. Сделано в Японии. М., 1991. 64 с.
  115. Н.Г. Язык, культура, социум через призму вербальных ассоциаций // http://lanRuage.psu.ru/bin/view.cgi?art=0142&th= yes&lang=rus.
  116. Г. П. Язык и культура в истории этноса // Арутюнов С. А., Багдасаров А. Р., Белоусов В. Н. и др. Язык культура — этнос. М., 1994. С. 78−98. '
  117. Новейший философский словарь. Минск, 2003. 877 с.
  118. И.Г. Сознательное, и бессознательное: психолингвистическая интерпретация ассоциативного механизма // http:// language.psu.ru/bin/view.cgi?art=007&lang=rus.
  119. В.Б., Климова С. Г., Волжская Н. Ю. Школьники в изменяющемся обществе (1982−1997) // Социс. 1999. № 6. С. 88 95.
  120. В.В. Рыночное мышление студенческой молодежи // Социс. 1998. № 8. С. 138−139.
  121. А.И. Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей: На примере субэтноса сибиряков. Автореф. дисс. канд. филос.наук. Новосибирск, 1998. 22 с.
  122. Г. А. Контент-анализ документов. Тверь, 1997. 34 с.
  123. Г. А. Мотивация общественной и трудовой активности людей в пенсионном возрасте // Мотивация производственного труда и общественной деятельности. Сборник научных трудов. Тверь, 2002. С. 89 -104.
  124. В.Д., Бессокирная Г. П., Темницкий A.JI. Рабочие начастном предприятии, оплата труда и удовлетворенность работой // Социс. 1998. № 4. С. 35−36.
  125. В.Ф., Митина О. В., Бердников К. В., Кравцов А. Р., Осипова B.C. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М., 2000. 341 с.
  126. Е.В. Ценности в процессе передачи опыта поколений. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1993. 25 с.
  127. Д. Безработица и русский менталитет // http: //www.PHILOSOPHY.ru/library/Polezaev 10 057.html.
  128. В.А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационноiценностных ориентаций учащейся молодежи // Социс. 1999. № 6. С. 96 -99.
  129. A.A. Мысль и язык // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Часть 1. М., 1960. С. 117−124.
  130. A.A. Из записок по русской грамматике // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Часть 1. М., 1960. С. 123−149.
  131. Н. А. Соционические типы в системах ценностей // http: // www.oim.ru/reader.asp?nomer=478.
  132. B.C., Шарикова JI.A. Некоторые рассуждения о лингвосемантической перспективе в восприятии культуры германского этноса // Язык. Культура. Человек. Этнос. Вып. 3. Кемерово, 2002. С. 119 — 127.
  133. Психологический словарь. М., 2001. 438 с.
  134. A.B. Субстратный подход к языку и человеку // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С. 55 66.
  135. И. В. Рабочее движение в советской России // Социологические исследования в России. 1999. № 2. С. 24 44.
  136. Т.М. Психолингвистические исследования функционирования многозначного слова. Уфа, 2000. 242 с.
  137. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / Под ред. Б. А. Серебреникова. М., 1988. 244 с. I
  138. Российский менталитет / Под ред. К. А. Альбухановой Славской, A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 1996. 329 с.
  139. И.В. О презумпции неполного понимания // Понимание менталитета и текста. Тверь, 1995. С. 36−42.
  140. .А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998. № 5. С. 90−98.
  141. А.П. Этнология. М., 2000. 302 с.
  142. О.В. Мотивационные различия работников Запада и России // Материалы научно-практической конференции «Государственнаяи муниципальная служба в системе управления регионом. Тверь, 2002. С. 254−257.
  143. О.В. Мотивы и ценности преподавателей вуза в сфере трудовой деятельности. На материале социологического исследования // Управление регионом: теория и практика. Тверь, 2004. С. 111−116.
  144. Л. Россию населяют пять типов людей // Огни Талнаха. 21 января. 2005. № 1. С. 3−6.
  145. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии М., 1993. 654 с.
  146. Э. Положение лингвистики как науки // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Часть 2. М., 1960. С. 231−238.
  147. Э. Язык // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Часть 2. М., 1960. С. 238−254.
  148. З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М., 1996. 204 с.
  149. Е.С. Ценности в мире человека: парадигмальный и социокультурный аспекты. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Саратов, 1996. 18 с.
  150. Я.А. Идея глобального общества и национальный вопрос // Miscallanea humanitaria philosophiae. Очерки по философии и культуре. Вып. 5. СПб., 2001. С. 205−213.
  151. Ю.И. Язык, фольклор и культура // Арутюнов С. А., Багдасаров А. Р., Белоусов В. Н. и др. Язык культура — этнос. М., 1994. С. 99−104.
  152. JI.A. Ценностный фактор в мировоззренческих убеждениях // Культура и ценности: Сборник научных трудов. Тверь, 1992. С. 33 37.
  153. Современный энциклопедический словарь. М., 1995. 958 с.
  154. A.A. Проблемы мотивации труда в международном менеджменте // Труд за рубежом. 2000. № 4. С. 66 — 84.
  155. С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. 768 с.
  156. П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994. 559 с.
  157. П.А. Основные черты русской нации в XX столетии // http: // www.socioworld.narod.ru.
  158. C.B. Национально-культурные компоненты в языковых единицах // Язык. Культура. Человек. Этнос. Вып. 3. Кемерово, 2002. С. 19−22.
  159. Т.Г. Этнопсихология. М., 2003- 368 с.
  160. Е.Ф. Межкультурное общение новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С. 7−22.
  161. Е.Ф. Язык и культура: методологические проблемы // Арутюнов С. А., Багдасаров А. Р., Белоусов В. Н. и др. Язык культура -этнос. М., 1994. С. 105−112.
  162. И. В. Национальная идентификация в переходных обществах. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 2003. 28 с.
  163. Г. В., Рубцова Н. Е. Управление' как фактор глобализации на рубеже веков // Культура мира: перспективы на рубеже XXI века.
  164. Материалы Международной научной конференции. Тверь, 12−14 апреля 2001 года. Тверь, 2001. С. 11−12.
  165. Тверские пословицы и поговорки. Тверь, 1993. 59 с.
  166. С.И. К проблеме социокультурных стереотипов // Культура мира: перспективы на рубеже XXI века. Материалы Международной научной конференции. Тверь, 12−14 апреля 2001 года. Тверь, 2001. С. 2831.
  167. С.И. Психолингвистическое исследование стратегий идентификации значения словесного новообразования. Дисс. канд. филолог, наук. Калинин, 1989. 187 с.
  168. С.И. Психолингвистические проблемы неологии. Дисс. д-ра филол. наук. Воронеж, 2000. 251 с.
  169. С.И. Факторы влияния на мотивацию труда (на материалах Тверского вагоностроительного завода в 1941—1951 гг.) // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л. И. Бородкина. Вып. 8. М., 2002. С. 39 56.
  170. Т. Всеобщая бизнес-культура // http: //www.azp.ru/culture32.php.
  171. H., Харченкова JT. Ассоциативный эксперимент как средство выявления картины мира у представителей разных культур // Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 74 78 .
  172. Уайт J1. Избранное: Эволюция культуры. СПб., 2004. 1064 с.
  173. О. Этнопсихолингвистика и фольклор // Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 1 -3 июня 2000 г. М., 2000. С. 252.
  174. . Ли. О двух ошибочных воззрениях на речь и мышление, характеризующих систему естественной логики, и о том, как слова иобычаи влияют на мышление // Зарубежная лингвистика. 1999. № 1. С. 92 106.
  175. . Ли. Отношение норм поведения и мышления к языку // Зарубежная лингвистика. 1999. № 1. С. 58−92.
  176. Л. Бои за историю. М., 1991. 629 с.
  177. Формирование корпоративной культуры // http: //azp.ru/culture-32.htm.
  178. В. Человек в поисках смысла. M., 1990. 396 с.
  179. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. 526 с.
  180. Э. Иметь или быть? M., 1986. 392 с.
  181. Э. Душа человека. M., 1992. 429 с.
  182. Э. Психоанализ и этика. М., 1993. 414 с.
  183. Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма. М., 2003. 26 с.
  184. Ю. Политические работы. М., 2005. 368 с.
  185. Г. Р. Труд и трудовые ценности как компоненты обеспечения жизнедеятельности общества // Вестник ТИСБИ. Вып. № 1. 2000 // http:// www/tisbi/ru/science/vestnik/2000/issue 1/21.php.
  186. Э.Ф. Принципы изучения индивидуального лексикона // Язык, коммуникация и социальная среда. Вып.2. Воронеж, 2002. С.73−78.
  187. А.Г. Русская ментальность в зеркале метафорического слова И.А. Бунина // Язык. Культура. Человек. Этнос. Вып. 3. Кемерово, 2002. С. 34−38.
  188. Т.В., Озерникова Ж. Г. Трудовые ценности молодежи // Народонаселение. 2002. № 4. С. 66−73.
  189. Т.В. Образ человека в культуре Древней Руси (опыт философско-антропологического анализа). Автореф. дисс. доктора филос. наук. СПб., 2002. 36 с.
  190. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социс.1998. № 3. С. 95−96.
  191. А.Ю. Национальные ценности и менталитет: сущность, структура и взаимодействие. Автореф. дисс. доктора филос. наук. Ростов-на-Дону, 1997. 33 с.
  192. В. Стереотипы национальных характеров // http: // www.vaal.ru/print.php7id-21.
  193. JI.A. Заговоры как лингвокультурное достояние народа //
  194. Язык. Культура. Человек. Этнос. Вып. 3. Кемерово, 2002. С. 38−52.i
  195. Н.И. система трудового потенциала работника // Социс.1999. № 3. С. 51−54.
  196. М.Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Волгоград, 1994. 23 с.
  197. А.И. Коллизии ценностного сознания российской молодежи в постперестроечный период // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. М., 1994. С. 56.
  198. О. Закат Европы. М., 1993. 611 с. i
  199. Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996. 153 с.
  200. Г. Грамматика, логика и психология (их принципы и их взаимоотношения) // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Часть 1. М., 1960. 406 с.
  201. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. СПб., 2004. 1056 с.
  202. В.А. Культура как историческая реальность // Культура и ценности: Сборник научных трудов. Тверь, 1992. С. 7−17.
  203. Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб., 1994. 136 с.
  204. Юнг К. Г. Современность и будущее. Минск, 1992. 60 с. i
  205. Alltagswelt // http: // Wikipedia. Die freie Enzyklopadie // http: // de.wikipedia.org/wiki/Lebenswelt.
  206. Arbeit von morgen // http: // www.iab.de.
  207. Arbeitsformen und Arbeitsmodelle // http: // www.arbeitszeitberatung.de /arbeitszeit.htm.
  208. Archetypus // Wikipedia. Die freie Enzyklopadie // http: // de.wikipedia.org/wiki/ Archetypus.
  209. Billigton J., Parthe K. Russian national identity: Russian perspectives. Washington, 2003. 106 p.
  210. Job-Aqtiv-Gesetz: Arbeitslosichkeit bekampfen bevor sie entstehet // http: // www. publikationen-deutschland.de/content/archi/archiv-ger/00−06/art7.html.
  211. Jobs mit Zukunft // http: // www. bdi-online.de.
  212. Lebensphilosophie // Wikipedia. Die freie Enzyklopadie // http: // de.wikipedia.org/wiki/Lebensphilosophie.i
  213. Lebenspsychologie // Wikipedia. Die freie Enzyklopadie // http: // de.wikipedia.org/wiki/Lebensphilosophie.
  214. Lebenswelt // Lexikon. Sociologicus // http: // www.siciologicus.de/ lexikon/lexgeb/begriffe/lebenswelt.htm.
  215. Lebenswelt // Wikipedia. Die freie Enzyklopadie // http: // de.wikipedia.org/wiki/Lebenswelt.
  216. Mobil, Vernetzt und frei // http: // www.arbeitsamt.de.
  217. Margaret Mead // Congress Library // http: // www.loc.gov.
  218. Nancy J. Adler. International dimensions of organizational behavior. Boston, 1991. 359 p.
  219. National character // Congress Library // http: // www.loc.gov.
  220. Soziale Interaktion // Lexikon. Sociologicus // http: // www.siciologicus.de/ lexikon/lexgeb/begriffe/interak.htm.
  221. Sozialwissenschaften // Wikipedia. Die freie Enzyklopadie // http: // de.wikipedia.org/wiki/Soziologie.
  222. Soziologische Methoden // Wikipedia. Die freie Enzyklopadie // http: // de.wikipedia.org/wiki/Soziologie.
  223. Ethos // Britannica Encyclopaedia // http: // www.britannica.com /article/ethos5 .htm.
  224. Ethos // Wikipedia. Die freie Enzyklopadie // http: // de.wikipedia.org/wiki/Ethos.
Заполнить форму текущей работой