Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Налогообложение как инструмент государственного управления инновационным развитием регионов Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На наш взгляд, на уровне региона не имеет смысла разграничивать научно-техническую и инновационную политику, как это сделано на федеральном уровне. Концепция научно-технической и инновационной деятельности, утвержденная в виде правового акта в установленном законом порядке, должна определить организационные, правовые и экономические условия научно-технической и инновационной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Налоговая система как важнейшая предпосылка формирования качественно новой системы управления инновациями региона
    • I. 2 Сравнительный опыт зарубежных стран по поддержке инновационного развития экономики посредством налогового регулирования в контексте российской хозяйственной политики
  • Глава II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В ЦЕЛЯХ УСИЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
    • II. 1. Действующая модель экономического развития в условиях наращивания факторов инновационного роста в регионах РФ
    • II. 2 Инновационное обновление налоговой системы региона в процессе совершенствования системы современного налогового федерализма
  • Глава 1. П. НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И КЛАСТЕРОВ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ
    • III. 1. Проблема адресности налоговых каникул как составная часть налоговой реформы
    • III. 2. Расчет эффективности влияния налоговых каникул на развитие фирм-инноваторов

Налогообложение как инструмент государственного управления инновационным развитием регионов Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный подход к экономике и определению перспектив ее развития включает в себя в качестве обязательной составляющей разработку и реализацию мер, придающих экономическому развитию инновационный характер. Инновационная модель развития в последнее время делается базовой основой устойчивости экономического роста стран с рыночной экономикой. Во всем мире инновационная деятельность рассматривается сегодня как одно из главных условий модернизации экономики, перехода к новой, постиндустриальной стадии социального прогресса. Традиционные отрасли производства — металлургия, машиностроение, автомобилестроение, сырьевые и энергетические отрасли в значительной мере уже исчерпали как экстенсивные, так и интенсивные возможности своего развития. Поэтому в ряде стран за последние десятилетия выдвигаются на первый план уже не сами эти отрасли, еще недавно определявшие «лицо» экономики всех промышленно развитых государств, а совсем иные, основанные на использовании новейших технологий, и прежде всего информационной: производство компьютеров, систем информационного обеспечения, робототехники, новых материалов и т. п. Именно эти современные производства и инновационные технологии буквально совершают революцию в социально-экономической сфере, помогая «влить свежую кровь» в традиционные отрасли: они широко внедряются в практику авиакосмической индустрии и автомобилестроения, в область производства сложного медицинского, нефтеи газодобывающего оборудования, в сферу научной деятельности, образования, делопроизводства и т. д. В индустриально развитых странах от 70 до 90%, а в Германии почти 100% прироста ВВП осуществляется сегодня за счет использования результатов научных исследований и инноваций. Причем решающим участком реализации целей инновационного развития является региональный уровень. Реалии современной экономики таковы: сегодня лучше живет та страна, которая обладает более высокими технологиями. В XXI веке, по прогнозам, значимость современных технологий и других инноваций в социально-экономическом развитии еще более усилится.

В нашей стране в настоящее время идет процесс адаптации хозяйственного комплекса к изменившимся социально-экономическим и политическим условиям, осуществляется интеграция новой России в мировое сообщество, определяется стратегия развития на многие десятилетия вперед. И от того, сумеет ли Россия и ее регионы в этот переломный период использовать накопленный научно-технический потенциал для инновационного преобразования экономики, зависит, займет ли Россия достойное место в системе мировых экономических связей или будет отброшена в разряд стран третьего мира.

Регион в федеративном государстве представляет собой территорию одного или нескольких субъектов федерации, в пределах которой появляются общие и территориальные факторы и условия общественного воспроизводства и разделения труда. Общие мобильные факторы — рабочая сила и капитал, а также макроэкономические условия — денежно-кредитная политика, финансово-бюджетная и налоговая политика в сочетании с территориальными факторами и условиями (население и его состав, географическое положение, земля и другие виды природных ресурсов, производственный потенциал, социальная и производственная инфраструктура) формируют экономическую структуру региона и уровень благосостояния его жителей. Каждый регион имеет свои особенности, отличающие субъекты РФ по своим потенциальным рынкам (труда, капитала, сырьевым ресурсам) и перспективам экономического роста.

Кардинальные изменения в экономической и политической системах России потребовали создания нового подхода к проблемам регионального развития и формирования региональной политики и ее экономической (в частности, налоговой) составляющей.

По мнению С. Е. Артоболевского, «.старая региональная политика полностью непригодна для нынешней экономики, ибо она действовала „прямыми“ методами, через полностью контролируемую государством экономику в условиях отсутствия реального голоса регионов и местных органов власти. Нынешняя региональная политика может действовать в основном косвенными методами (т.е. привлекая потенциальных инвесторов) и учитывая полученные региональными органами власти широкие права в различных областях». По мнению того же автора «.региональная политика — это целенаправленная деятельность государства по сглаживанию пространственных) социально-экономических диспропорций"1. Применительно к современной ситуации предлагается рассматривать «российские регионы, как объект самостоятельного политико-экономического анализа, выделяя ключевую роль регионов в практическом осуществлении экономической реформы"2.

Все сказанное в полной мере относится и к такому важнейшему аспекту регионального управления, как регулирование процессов инновационного развития.

С точки зрения стратегических задач государственного развития «.актуален поиск эффективных подходов, методологии прогнозирования и действенных способов управления региональным развитием», — считает Н.Д. Матрусов3. В. Н. Лексин и А. Н. Шведов отмечают, что «. регулирование территориального развития следует понимать как специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого развития и сбалансированного функционирования региональных систем, имеющего целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения"4.

Адаптируя вышеизложенное к целям и задачам управления, можно отметить, что регулирование любой формы территориального развития в федеративном государстве представляет собой такой режим совокупного воздействия на условия и факторы функционирования экономики региона, в результате которого обеспечивается повышение уровня жизни населения на основе устойчивого воспроизводства товаров и услуг, трудовых и природных.

1 Артоболевский С. Е. Проблемы формирования современной региональной политики России. М., 1996. С. 81.

2 Там же. С. 81.

3 Матрусов Н. Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие. М., 1995. С. 6.

4 Лекснн В. Н., Шведов Н. А. Государство и регионы. Теория и практика регулирования территориального развития. М., 1997. С. 31. возобновляемых) ресурсов территории. Применительно к концепции инновационного обновления производства все перечисленные цели делаются производными от итога реализации инновационных программ.

Основные термины и положения инновационной политики Российской Федерации изложены в «Концепции инновационной политики РФ на 1998 — 2000 годы». Выработке основных мер, призванных активизировать инновационную направленность экономического развития, были посвящены «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года», принятых Правительством РФ.

В 2005 г. С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон № 195-ФЗ от 19 июля 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности».

В последнем документе отмечается, что важной составной частью государственной социально-экономической политики является инновационная политика, определяющая как цели, так и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Конечной целью данной политики в настоящее время является решение острейших проблем — повышение эффективности использования научных разработок, внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство.

В целях более точного определения целей и задач исследования в настоящей работе используются следующие основные термины и определения: инновация (нововведение)" - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельностиинновационная деятельность" - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных 6 научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработкигосударственная инновационная политика" - определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектовинновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации)" - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельностиинновационная сфера" - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инновацийинновационная инфраструктура" - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации) — инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая)" - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики молено отнести:

1. Разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот.

2. Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций как на федеральном, так и на региональном уровнях.

3. Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники.

4. Развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.

5. Совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций.

6. Реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу.

7. Использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Важную роль в комплексе предлагаемых общегосударственных мер играют институциональные преобразования (приватизация, создание финансово-промышленных групп, демонополизация в инновационной сфере, малое предпринимательство и другие), направленные на создание рыночной инфраструктуры и способствующие активизации инновационной деятельности, обеспечивающей рост производства конкурентоспособной продукции и освоение высоких технологий.

В этих целях необходимо в соответствии с законодательством предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые будут обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности.

Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная от превращения научно-технических разработок в инновационный продукт, 9 привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, и кончая освоением их в производстве, требует расширения сети технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров в тех регионах России, где сосредоточена инфраструктура, обеспечивающая активизацию инновационного процесса.

Однако важнейший и в значительной степени даже решающий участок инновационной политики государства, каковым является региональный уровень, на сегодняшний день еще не обеспечен отвечающими духу времени теоретическими разработками и, соответственно, практическими рекомендациями. Между тем, именно региональный уровень является в определенной мере решающим участком, своего рода финальной сферой, в которой общегосударственные принципы и элементы инновационной политики реализуются в конкретные рекомендации с учетом специфики хозяйственного развития данного региона.

Быстрое сокращение производственного потенциала и уменьшение затрат на его обновление привели за последние пять лет к коренным изменениям в состоянии производственного аппарата. В большей части он физически изношен или морально устарел. Снижение уровня научно-технической и инновационной активности обусловлено низким платежеспособным спросом, сформированным как под воздействием макроэкономических факторов, так и вследствие неэффективности научно-технической и инновационной политики государства.

В настоящее время Россия поставлена перед выбором: либо выбытие производственного аппарата будет компенсировано на современном научно-техническом уровне, для чего потребуется резкое увеличение научно-технической, инновационной и инвестиционной активности, либо страна будет отброшена назад не только по объему выпускаемой продукции, но и по ее качеству и конкурентоспособности.

Нынешний этап в развитии российского государства позволяет с оптимизмом оценивать перспективы инновационной одели российской экономики. Как отмечалось в Послании Президента Российской Федерации.

Федеральному собранию, нынешний этап дает стране принципиальную.

10 возможность развиваться высокими темпами, решать масштабные общенациональные задачи1.

В создавшихся условиях, усугубленных организационной и финансовой слабостью центральных органов власти, основная тяжесть по обеспечению подъема инновационной активности переносится в регионы, а выработка концепции научно-технической и инновационной политики на этом уровне становится насущной необходимостью. На повестке дня стоит задача теоретической разработки концепции инновационной деятельности на региональном уровне.

На наш взгляд, на уровне региона не имеет смысла разграничивать научно-техническую и инновационную политику, как это сделано на федеральном уровне. Концепция научно-технической и инновационной деятельности, утвержденная в виде правового акта в установленном законом порядке, должна определить организационные, правовые и экономические условия научно-технической и инновационной деятельности, обосновать отношения между субъектами инновационной деятельности и органами государственной власти региона, и быть направлена на создание условий развития и функционирование субъектов инновационной деятельности на территории региона. При этом необходимо соблюсти субординацию между законодательствами различного уровня, непротиворечивость местным законам и соответствие основным направлениям социально-экономического развития региона. Концепция должна стать логическим развитием идей, подходов, механизмов осуществления и системы мер, провозглашенных и осуществляемых в рамках Федерального Закона «О науке и государственной научно-технической политике», «Концепции инновационной политики РФ на 1998 — 2000 годы» и Законов региона о промышленной политике и инвестиционной деятельности. Ниже представлен полный текст модельной концепции, который может быть скорректирован в соответствии со спецификой проблем и перспектив развития региона.

1 Путин В. В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, (о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). Стенограмма выступления от 26 мая 2004 г. М., 2004. С. 5.

Как проблемы обеспечения успешной реализации федеральных инновационных программ на региональном уровне, так и поиски собственных путей активизации инновационных процессов в регионах невозможны без принципиально новой концепции управления инновационной деятельностью на уровне субъектов РФ. Этим и определяется актуальность темы данной диссертации.

Нацеленность на непрерывное научно-техническое обновление производства, создание условий для рыночной востребованности инноваций, и, как следствие, придание российской экономике инновационного являются важным условием ее вывода на современный уровень и обеспечения высоких темпов ее развития.

Все это существенно повышает требования к качеству управления социально-экономическими процессами как на уровне отдельных субъектов хозяйствования, так и, в гораздо большей степени, на уровне государственного управления экономикой. Проблема повышения качества управления не может обойти стороной и управление налоговыми отношениями, выражающееся посредством налоговой политики.

Обычно к основным направлениям государственной научно-технической и инновационной политики региона относят: в обеспечение постепенного перехода региона к устойчивому социально-экологическому развитию за счет освоения производства принципиально новых для региона видов продукции и технологий, а также расширение на этой основе рынков их сбыта;

• создание и осуществление системы мер по переориентации производства на ресурсосберегающие технологии, производство экологически чистых продуктов;

• выявление проблем, решение которых обеспечивает динамичное развитие производительных сил региона и требует развития научно-технической и инновационной деятельности;

• определение приоритетов выявленных проблем и концентрация необходимых для их решения ресурсов;

• формирование целевых научно-технических и инновационных программ региона по решению выявленных проблем, с учетом выделяемых и привлекаемых ресурсов;

• осуществление конкурсов, тендеров и других форм реализации научно-технических и инновационных программ и проектов в интересах региона и Российской Федерации в целом.'.

• формирование эффективной системы управления научно-технической и инновационной деятельностью;

• развитие инновационной инфраструктуры и формирование среды, привлекательной для инвестиций в производственную сферу области;

Нетрудно убедиться, что в числе предполагаемый к осуществлению мер региональной инновационной политики внимание на мерах налогового управления инновационными процессами специально не акцентируется.

В настоящее время в России налоговая политика имеет в основном фискальную ориентацию. Основу государственных решений, принимаемых в области налогообложения, составляет соблюдение фискальных интересов федерального центра и, в несколько меньшей степени, регионов. Подобная ориентация налоговой политики приводит к тому, что при разработке и принятии государственных решений в области налогообложения не уделяется достаточного внимания таким факторам, как воздействие совокупности взимаемых налогов на перспективы инновационного развития регионов, оценка возможной реакции налогоплательщиков на изменения, вводимые в налоговую систему, воздействие принимаемых решений на экономическое развитие как отдельных хозяйствующих субъектов, так и муниципального и регионального хозяйственных комплексов и хозяйственного комплекса страны в целом.

Видимым следствием этого являются часто встречаемые мнения по поводу низкой эффективности налоговой системы и чрезмерности налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов. Невысокая лояльность хозяйствующих субъектов к налоговой системе, объективно обусловленная отсутствием учета их хозяйственных интересов при разработке системы государственных мероприятий в области налогообложения, приводит к большим объемам занижения налоговой базы, увеличению недоимок, необходимости ужесточения налогового контроля. Таким образом, можно утверждать, что недостаточная реализация регулирующей функции налогов приводит к снижению эффективности реализации их фискальной функции и, как следствие, к общему снижению эффективности налоговой системы.

Вопросы ресурсного обеспечения инновационных программ могут и должны решаться на общефедеральном уровне. Выработка же механизмов стимулирования инновационной деятельности, приемов и методов управления процессами научно-технической модернизации носит уже ярко выраженный региональный характер, ибо должна отражать специфику местных условий по самому широкому перечню факторов, влияющих на экономическое развитие регионов. К числу мер, призванных обеспечить перманентное инновационное обновление экономики, в первую очередь должны быть отнесены методы налогового регулирования, используемые пока явно недостаточно. Назрела необходимость разработки научно обоснованной программы эффективного использования налогового потенциала страны, определения теоретико-методологических основ налогового регулирования инновационной деятельности.

Очевидно, что важным звеном в совершенствовании системы управления инновационной деятельностью в регионе должно стать преобразование той части системы управления экономикой региона, в компетенции которого находится ее инновационная составляющая. Налоговый механизм является естественной частью данной системы, поэтому научно-теоретическое исследование проблем его модернизации в отмеченных целях является вполне своевременным.

Отмеченными соображениями определяется актуальность настоящего диссертационного исследования.

В связи с этим конкретной целью исследования является разработка теоретических и методологических положений для выработки нового механизма налоговой политики региона, основанного на ее нацеленность на стимулирование инновационного обновление экономического потенциала региона, на превращение ее в эффективный регулятор инновационных процессов на региональном уровне. В соответствии с указанной целью в диссертационной работе была поставлена следующая система задач: всестороннее исследование проблемы налогового регулирования экономических процессов на региональном уровне в современных условиях;

— уточнения понятийно-терминологической составляющей исследуемой проблемы и обоснования на ее основе принципиальной схемы модернизации системы налогообложения в регионе, имеющей целью стимулирование инновационного развития регионаразработки подходов по взаимодействию административно-управленческих структур с инновационными комплексами, отдельными предприятиями государственного сектора и предпринимательскими структурами региона;

— определения и алгоритма расчета эффективности налогообложения объектов инновационного развития в регионе в ходе реализации ее управленческо-регулирующей функции.

Объектом исследования является налогооблагаемая государственная и корпоративная собственность региона как единая сфера инновационного развития и инновационной политики, осуществляемой региональной администрацией на основе современных управленческих технологий и направленных на непрерывное научно-техническое и хозяйственное обновление региональной экономики в условиях эволюции рыночной системы и рыночных механизмов в современной России.

Предметом исследования является налогообложение в системе управления инновациями региона как неотъемлемая составляющая государственного регулирования его научного и хозяйственного развития.

Степень разработанности проблемы, несмотря на ее актуальность, остается недостаточной. Вопросы налогообложения и использования регулирующей функции налогов привлекали к себе пристальное внимание экономистов, начиная с Адама Смита. К ним обращались Абалкин Л. И, Бабленкова И. И., Бездудный Ф. Ф., Берне М., Завлин П. Н., Кулишер И. М., Лапин В. Н., Лаффер

A., Львов Д. С., Молчанов И. Н., Озеров И. Х, Павлова Л. П., Починок А. П., Романовский М. В., Самуэльсон П., Стайн Г., Пансков В. Г., Тургенев Н. И., Фридман М., Цветков А. Н., Черник Д. Г., Шаталин С. С. Юткина Т.Ф. Исследования по вопросам изучения роли и места налогового регулирования в системе государственной экономической политики нашли отражение в работах таких экономистов и практиков управления, как Брайан Т., Авдокушин Е. Ф., Артоболевский С. С., Богомолов О. Т., Вардомский Л. Б., Глазьев С. Ю., Горегляд.

B.П., Гранберг А. Г., Долгов С. И., Дюмулен И. И., Кейнс Д. М., Королев И. С., Кузнецова О. В., Леонтьев В. В. Леусский А.И., Некипелов А. Д., Покровский В. В., Рубинштейн Т. Б., Самбурова Н. В., Смородинская Н. В., Хартманн X., Швецов Д. Е. Шишков Ю.В., Шумпетер Й., Эрхард Л., Однако наличие отдельных специальных работ, посвященных исследованию налогообложения как инструмента управления инновационным развитием региональной экономики, недостаточно. Относительная разработанность данной проблематики не дает оснований утверждать об отсутствии объективной необходимости эволюции научных взглядов на налоговую политику.

В настоящее время на первый план в рамках совершенствования налоговой политики выступает необходимость разработки и обоснования экономических принципов и механизма управления в данной области, отвечающих современному состоянию социально-экономических отношений, что и обусловило выбор направления данного диссертационного исследования.

В состав информационной базы настоящего исследования включены: научные публикации — статьи, материалы конференций, монографии и др.- статистические и информационные материалы — данные Министерства финансов Российской Федерации, Государственного Комитета Российской Федерации по статистике, Министерства экономического развития и торговли.

Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, данные зарубежных источников;

•законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие различные аспекты налоговых и бюджетных взаимоотношений, а также национально го, регионального и муниципального развитияэлектронные средства массовой информации, данные электронных справочных и справочно-правовых систем.

В работе применялись следующие методы исследования и научного познания: системный анализ, диалектический подход, методы дедукции и индукции, метод сравнения и аналогий, метод обобщений, методы имитационного моделирования, метод экспертных оценокматематические и статистические методы, монографический метод и другие методы исследования.

Важность и актуальность для экономики современной России задач, затронутых в данном диссертационном исследовании, определяется его научной новизной, которая подтверждается следующими результатами, полученными в ходе исследования. В диссертации: предложен пересмотр традиционной приоритетности функций налогов, их деления на прямые и косвенные в контексте управления инновационным развитием и обоснована перспективность максимального использования регулирующей функции в целях управления инновационными процессами;

•обобщен опыт зарубежных стран по использованию налоговых регуляторов и на их основе выделены преимущества косвенного государственного регулирования с учетом специфики конкретных регионов.

•проведен анализ современных проблем бюджетного федерализма и на его основе обоснованы коррективы к планам налоговой реформы в части формирования целевой направленности налоговой системы региона на его регулярное инновационное обновление.

•предложена модель расчета экономической эффективности налоговых каникул, как наиболее действенного метода управления инновационными процессами, и обоснованы наиболее перспективные формы из применения.

Практическая значимость и ценность исследования состоит в разработке научных рекомендаций по эффективному использованию налоговых механизмов для активизации инновационного фактора в социально-экономическом развитии регионов, придания инновационному самообновлению региональной экономики долгосрочного и необратимого характера. Внедрение в практику предлагаемых мер налогового регулирования инновационной сферы позволит модернизировать существующие подходы к достижению целей ускоренного научно-технического развития территорий инновационного развития. Предлагаемый автором пересмотр подходов к управлению налоговыми отношениями может быть внедрен как элемент общей системы государственного управления инновационным развитием, реализуемой органами государственной власти Российской Федерации на территории ее регионов.

3 Эти выводы содержатся, например, в работе [92]. Заметим, что детального исследования позиций правоведов по данному вопросу автором не проводилось в силу того, что рассмотрение правовых коллизий налоговых отношений не имеет отношения к целям и задачам настоящего исследования. юристов отличают с одной стороны — чрезмерная приверженность формальному подходу к решению любых экономических, в том числе и налоговых, вопросов, с другой стороны — слабое знание или практически полное пренебрежение основными экономическими законами.

Так, например, М. Н. Карасев предлагает дополнить Конституцию РФ в частности следующими принципами [92]: принципом финансовой обеспеченности бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований (принципом установленной финансово-налоговой автономии) — с точки зрения экономики кажется совершенно непонятным, каким образом должен реализовываться подобный принциппринципом ограничения налогового бремени в отношении одного налогоплательщика в течение одного финансового года за счет установленной в федеральном законодательстве предельной совокупной налоговой нагрузки на одного налогоплательщика в сочетании с принципом равного налогового бремени субъектов экономической деятельности, независимо от их местонахождения, а также места осуществления их экономической деятельности на территории РФ.

Позволим себе кратко прокомментировать последнее из предлагаемых правовых нововведений. По мнению автора, с точки зрения экономической теории подобное предложение не выдерживает никакой критики. Помимо того, что вопрос определения налоговой нагрузки конкретного экономического субъекта до сих пор остается предметом теоретических изысканий экономистов, решить — на каком именно уровне должна находиться эта самая нагрузка и по каким данным (налогоплательщика, налоговых органов или каким-то другим данным) определяется этот уровень — вообще не представляется возможным. А если все-таки подобная работа и будет проведена и соответствующий критерий будет найден, у тех же юристов тут же возникнет масса причин найти обоснования неприменимости данного (еще раз подчеркнем — придуманного исключительно юристами и совершенного нереального) критерия.

Анализ того, каким образом в действующей налоговой системе сочетаются интересы различных уровней бюджетной системы целесообразно производить на основании статистических данных. В таблице 6 приведена статистика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ (по налогам и сборам, администрирование которых полностью находится в сфере ведения налоговых органов), а в таблице 7 — данные о распределении этих поступлений между различными видами налогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Преодоление проблем, стоящих сегодня перед российской экономикой, немыслимо без придания ей инновационного характера. Центрами применения мер государственного управления инновационным развитием должны быть, в первую очередь, регионы РФ. Меры для обеспечения регулярного научно-технического обновления экономики региона могут и должны быть реализованы в первую очередь, путем модернизации налоговой системы, ориентированной на постоянное инновационное обновление.

Одним из минусов действующей в Российской федерации модели налогообложения является явный приоритет фискальной функции. Именно в силу доминирования фискальной функции налогообложения одна из приоритетных сфер нынешнего экономического развития — инновационные предприятия — испытывает серьезные затруднения. Приведение всех функций налогообложения в оптимальное состояние, в частности, расширение сферы применения стимулирующей и регулирующей функций можно в этом плане рассматривать как один из важнейших приоритетов политики по выработке механизма управления хозяйственным развитием региона.

Опыт стран с развитыми рыночными традициями показывает, что стандартных «рецептов», гарантирующих позитивный эффект налоговых льгот, сегодня не существует. Каждая страна применяет налоговые льготы для решения своих собственных, зачастую уникальных задач и проблем, диапазон которых чрезвычайно широк. В этом смысле, зарубежный опыт налоговой поддержки сферы ИР представляет для Российской Федерации не готовую для копирования модель, а лишь полезные ориентиры, которые могут быть использованы для формирования системы налоговых льгот для сферы ИР. Основным ориентиром является установка на разработку и обоснование методов налогового управления инновационным развитием на уровне конкретного региона с учетом его особенностей и специфики развития.

Перспектива использования налоговых регуляторов инновационного развития российской экономики на региональном уровне является комплексной проблемой, решение которой возможно на уровне включения соответствующих целевых мероприятий в планы осуществляемой налоговой реформы.

Проводимой налоговая реформа не нацелена на кардинальное изменение сложившихся условий налогообложения для сферы инновационного развития. Это во многом определяется современным состоянием налогового федерализма. Здесь целям совершенствования государственного управления инновационным развитием должен стать пересмотр некоторых базовых оснований бюджетного федерализма, в частности, распределение и закрепление налогов между бюджетами разных уровней. Возможным направлением правовых исследований здесь может стать и обоснование выводов о неконституционности закрытого перечня налогов и сборов в Налоговом кодексе и, наоборот, конституционности права субъектов Федерации на установление собственного перечня.

Наиболее универсальным приемом налогового управления инновационным развитием региона, может стать предоставление налоговых каникул. В диссертационном исследовании обоснована прикладная модель расчета величины оптимальных налоговых каникул с учетом конкретных условий региона. Предлагаемый алгоритм расчета эффективности налоговых каникул для предприятий инновационной сферы с различными темами роста доходности доказывает, что политика региональных органов власти по стимулированию инвестиционного и инновационного процессов посредством предоставления налоговых каникул обещает существенно большие результаты, нежели общая модернизация налоговой политики на федеральном уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация, Конституция Российской Федерации Электронный ресурс.: принята 12.12.1993 г. //СПС «КонсультантПлюс».
  2. Российская Федерация, Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации Электронный ресурс. федеральный закон от 31.07.1998 г., № 145~ФЗ //СПС «КонсультантПлюс».
  3. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть I Электронный ресурс.: федеральный закон от 31.07.1998 г., № 146- ФЗ //СПС «КонсультантПлюс».
  4. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть II Электронный ресурс.: федеральный закон от 15.08.2000 г., № 117- ФЗ //СПС «КонсультантПлюс».
  5. Российская Федерация. Законы. Об основах налоговой системы в Российской Федерации Электронный ресурс.: федеральный закон от 27.12.1991 г., № 2118−1 //СПС «КонсультантПлюс»
  6. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2005 г. Электронный ресурс.: федеральный закон от 23.12.2004 г., № 173-Ф3 //СПС «КонсультантПлюс».
  7. Российская Федерация. Президент. Указы. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации Электронный ресурс.: Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 // //СПС «КонсультантПлюс»
  8. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года. Электронный ресурс.: одобрена Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 № 584//СПС «КонсультантПлюс»
  9. Программа социально экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 — 2004 годы) Электронный ресурс.: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р //СПС «КонсультантПлюс»
  10. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003−2005 годы) Электронный ресурс.: (проект) //СПС «КонсультантПлюс»
  11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «России надо быть сильной и конкурентоспособной» (2002 год) Электронный ресурс. //СПС «КонсультантПлюс»
  12. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (2003 год) Электронный ресурс. //СПС «КонсультантПлюс»
  13. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (2004 год) Электронный ресурс. //СПС «КонсультантПлюс»
  14. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (2005 год) Электронный ресурс. //СПС «КонсультантПлюс»
  15. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (2006 год) Электронный ресурс. //СПС «Консультант-Плюс»
  16. Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2004 году» Электронный ресурс. //СПС «Консультант-Плюс»
  17. Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2005 году» Электронный ресурс. //СПС «Консультант-Плюс»
  18. Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2006 году» Электронный ресурс. //СПС «Консультант-Плюс»
  19. Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2007 году» Электронный ресурс. //СПС «Консультант-Плюс»
  20. Минфин России. Приказы. О формах бухгалтерской отчетности организаций Электронный ресурс.: Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н //СПС «КонсультантПлюс»
  21. Правительство Москвы. Постановления. О прогнозе социально- экономического развития города Москвы до 2010 года Электронный ресурс.: Постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 № 449-ПП //СПС «Консульант-Плюс»
  22. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на 2006−2008 годы Электронный ресурс.: (проект)
  23. , М.Д. О налоговой системе России Текст. / М. Д. Абрамов, В. А. Кашин // «Налоги и налогообложение». 2006. — № 3.
  24. , А.Г. Система моделей народнохозяйственного планирования Текст. / А. Г. Аганбегян, К. А. Бариновский, А. Г. Гранберг. М.: Мысль, 1972.
  25. , С.А. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичной обработки данных. Текст. / С. А. Айвазян, И. С. Енюков, Л. Д. Мешалкин. М.: Финансы и статистика, 1983.
  26. , С.А. Прикладная статистика. Исследование зависимостей. Текст. / С. А. Айвазян, И. С. Енюков, Л. Д. Мешалкин.-М.: Финансы и статистика, 1985
  27. В., Сластников А., Швецова Э. Налоговое стимулирование инвестиционных проектов в российской экономике. Научный доклад № 99/03, февраль 1999. М., РПЭИ/Фонд Евразия
  28. , А.В. Налоги и налогообложение Текст.: учеб, пособие. / А. В. Аронов, В. А. Кашин М.: Магистр, 2007.
  29. , К.JI. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политике Текст. / K.JI. Астапов // «Финансы», 2002, № 10
  30. , С. Структурные характеристики предприятий и их налоговое поведение // Вопр. экономики. № 9. — С. 82−100 М., 2001
  31. , И.И. Методология управления государственным сектором экономики регионов Электронный ресурс.: Дисс. д-ра экон. наук:08.00.05 /Ин-т проблем регион, экономики РАН. -СПб, 2004. 382 с.
  32. , И.И. Роль государственного регулирования экономики Текст. / И.И. Бабленкова- М-во Рос. Федерации по налогам и сборам, Всерос.гос. налоговая акад. М.: Налоговый вестник, 2002
  33. , Е.В. Воспроизводственный цикл и налоговое бремя // Экономика и мат. методы. Т. 36, вып 1. М., 2000
  34. Е. Прямые иностранные инвестиции и внутренняя инвестиционная активность.//МЭиМО, 1999, № 11
  35. , Ф.Х. Налоговое планирование : (Регион, аспект): Дис. д-ра наук- Экономические науки: 08.00.10 / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов СПб., 1999
  36. , Ф.Х. Финансовое планирование и моделирование налогового процесса региона / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. Каф. финансов М.: Финансы, 1999
  37. , Е.В. Методика управления налогами на предприятии //Финансы. № 4. М., 2003.
  38. , Е.В. Налоги, частный бизнес и реформы Е.Ф. Канкрина // Финансы. № 2. М., 2002.
  39. , Е.В. Налоговое планирование в организации Электронный ресурс.: Дисс. канд. экон. наук: 08.00.10. М., ВЗФЭИ 2002
  40. Е.В. О координации и гармонизации налоговых отношений // Финансы. № 2. — 2004.
  41. Башамов Т, С. Налоги в системе государственного регулирования предпринимательства. -Дисс. канд. экон. наук, М., 1999
  42. , АН. Способы определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты // Регион: экономика и социол. № 2. Новосибирск, 2001.
  43. , Д.Е. Развитие социально-экономического потенциала регионов в условиях рыночной экономики Электронный ресурс.: Дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. М.: 2001.
  44. , Н.П. Эволюция государственного управления экономикой: налогово-бюджетный аспект // Весн. Беларус. дзяр. экан. ун-та = Вестн. Белорус, гос. экон. ун-та. № 2. Минск, 1998.
  45. М.И. Налоговая политика как средство стимулирования региональной экономики. Владикавказ: ИР, 2000
  46. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия Электронный ресурс. (БЭКМ2003), издание седьмое.
  47. В.И. Основы регионоведения. Ростов-на-Дону, 1998
  48. Бюджетная политика на 2007 год и среднесрочную перспективу (аналитические материалы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации)
  49. Введение в экономико-математические модели налогообложения // Д. Г. Черник и др.- Под ред. Д. Г. Черника М.: Финансы и статистика, 2000
  50. А.Б. Теория государства и права. М.: «Юриспруденция», 2000
  51. С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве.-СПб., 1912
  52. , С.Ю. Собрание сочинений и документальных материалов : В 5 т. М.: 2002
  53. , В. Оценка возможностей снижения налогового бремени в переходной экономике // Вопр. экономики. № 2. М., 2000- С. 107−116
  54. , А.В. Трансформация функциональной направленности налоговой политики России в условиях становления рыночной экономики на рубеже XX XXI веков Электронный ресурс.: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01 Москва, 2003
  55. , Д.А. Налоговое планирование как механизм рационализации налоговой нагрузки предприятия : Дисс. канд. экон. наук: 08.00.10 // Д.А.Воробьев- С.-Петерб.гос.ун-т СПб., 2003 193 с.
  56. , Е.С. Налоговое планирование в коммерческих банках / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2000
  57. , Е.С. Налоговое планирование в системе управления финансами хозяйствующих субъектов / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб., 2002
  58. , Е.С. Налоговое планирование в системе управления финансами хозяйствующих субъектов Электронный ресурс.: Дисс. д-ра экон. наук :08.00.10. Санкт-Петербург, 2002.
  59. Е.С. Расчет налогового бремени в современных российских условиях // Налоговый Вестник. № 12. 2003. — № 1
  60. А.И. Региональная экономика и управление. М.: ЮНИТИ, 2002
  61. Г. А., Пепеляев С. Г. Предприниматель. Налогоплательщик. Государство. М.: ФБК-Пресс, 1998
  62. Д.Д. Устойчивое развитие экономической системы: потенциал, сущность, факторы (региональный аспект) дисс. канд. экон. наук, СПб, 2003
  63. , И.В. Налоги в экономической стратегии государства // Финансы. № 8. М., 200 168. Горский, И. В. Налоговая политика и экономический рост //1. Финансы. 1999.-№ 4
  64. , И.В. Налоговый потенциал в механизме бюджетных отношений // Финансы. № 6. М., 1999
  65. А.П., Кузин Б. И., Медников М. Д., Соколицын А. С. Региональная экономика (принципы и модели управления предпринимательским климатом региона). СПб.: 2003
  66. Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля дисс. доктора юрид. наук, М., 2000
  67. Т.В. Государственное регулирование экономического развития регионов: проблемы и стратегия // «Финансы и кредит», 2003, №№ 18,19
  68. Т.В. Моделирование процессов регионального развития // «Финансы и кредит», 2002, № 23
  69. , Т.В. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями : Рос. и зарубеж.опыт / Т.В.Грицюк-Гос.ин-т упр. М.: УРСС, 2003
  70. Т.В. Трансформация налоговой системы Российской Федерации и субнациональные отношения // «Финансы и кредит», 2002, № 24
  71. Т.В. Фискальная децентрализация и взаимодействие различных уровней власти // «Финансы и кредит», 2002, № 17
  72. , М.М. Управление природно-хозяйственными системами территории: стратегия, принципы, механизмы Текст. / М. М. Гузев, В. Н. Василенко, А. В. Плякин. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2002.
  73. Данилов-Данильян, В. И. Бегство к рынку: десять лет спустя Текст. //В.И. Данилов-Данильян. М.: МНЭПУ, 2001.
  74. Данина, Ирина Николаевна Налоговая нагрузка организации: показатели и методика оценки: На материалах Чувашской Республики: Дисс. канд. экон. наук: 08.00.10 Электронный ресурс М., 2005.
  75. С.В. Развитие экономики регионов путем перераспределения финансовых потоков // «Менеджмент: теория и практика», 2002, № ¾
  76. О.Д. Взаимоотношения бюджетов в области распределения налогов // «Современные аспекты экономики», 2002, № 9
  77. Доспишил, Дмитрий Валерьевич Реализация социальной функции налоговой политики в странах с постсоциалистической экономикой: На примере России и Чехии Электронный ресурс.: Дисс. канд. экон. наук- 08.00.10 Москва, 2003.
  78. , Ю.С. Региональная политика и управление Текст. // Ю. С. Дулыциков. М: РАГС, 1998.
  79. Е.Н., Тернопольская Г. Б., Тютюрюков Н. Н. Сравнительная оценка влияния налоговой системы России изарубежных стран на инвестиционную деятельность предприятия. Препринт WP/97/034. М.: ЦЭМИ РАН, 1997
  80. М., Фокс К. А. Методы анализа корреляций и регрессий линейных и криволинейных. М.: Статистика, 1966
  81. И.Г., Кузьбожев Э. Н. Теория и практика разработки концепции регионального развития /под ред. Э. Н. Кузьбожева Курск: Кур. гос. тех. ун-т, 2003.
  82. Ю.С. Региональная налоговая политика: границы самостоятельности и механизм реализации: Дисс. канд. экон. наук, Ростов н/Д, 2001. -166с.
  83. Зябриков, Владимир Васильевич. Налоговое планирование как способ согласования интересов фирмы и государства: Дисс. канд.экон.наук: 05.13.10/С.-Петерб.гос.ун-т. СПб., 1997−205 с.
  84. , Ф.А. Негативные экстерналии и проблемы государственного регулирования Текст./ Ф. А. Иванов // Вестник МГУ. сер. 6. Экономика. 1998.-№ 3.
  85. Н.Г. Тенденции и особенности формирования доходов бюджетов регионов в условиях налоговой реформы // «Финансы и кредит», 2002, № 15
  86. С.Ж. Методы определения налоговой нагрузки: зарубежная и отечественная практика // Современные аспекты экономики, 2002, № 11
  87. Капогузов, Евгений Алексеевич Влияние налоговой политики на экономический рост Электронный ресурс.: Дисс. канд. экон. наук: 08.00.01 Омск, 2002 244 с.
  88. И.К. Налоговое регулирование рыночной экономики. М, 2000
  89. М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России М.: «Вершина», 2004
  90. В.А. Налоговая политика России на современном этапе // «Финансы», 2002, № 9
  91. В.А. Налоговая доктрина и налоговое право // СПС Консультан-тПлюс (ИБ Комментарии законодательства)
  92. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег: Пер. с англ. Н. Н. Любимова под ред. Л. П. Куракова М.- Гелиос АРВ, 1999.
  93. Е.А. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты // Финансы. № 9. — М., 1998.
  94. , Е.А. Налоги и предпринимательство в России / Е. А. Кирова М.: Изд.-консультац. ко. «Статус-КВО 97″, 1998
  95. , Е.А. Система налогов и ее влияние на развитие предпринимательской деятельности в России : Дис.. доктора наук: 08.00.10 / Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. М., 1998
  96. Е.А. Система налогов и ее влияние на развитие предпринимательской деятельности Дисс. канд. экон. наук, М., 1998
  97. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2003
  98. В.В. Региональные системы и региональное развитие в России М.: УРСС, 2003
  99. Ковалев, Петр Иванович Экономические и административные формы реализации налоговой политики Электронный ресурс.: Дисс. канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.10 Ростов н/Д, 2006
  100. , А.Н. Три подхода к определению понятия „Количество информации“ Текст. / А. Н. Колмогоров // Новое в жизни, науке, технике Сер. „Математика, кибернетика“. 1991. — № 1.
  101. Коробова, Любовь Анатольевна Налоги как инструмент обеспечения экономической безопасности России Электронныйресурс.: Дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2004 172 с.1
  102. Г. В. Экономика региона: проблемы и перспективы развития // „Деньги и кредит“, 2002, № 11
  103. Кузнецова, Ольга Владимировна Экономическое развитие регионов //Теорет. и практ. аспекты гос. регулирования / Кузнецова О. В М- URSS, 2005
  104. И.Н. Налоговая политика России : Теорет. и ист.-правовой анализ Электронный ресурс.: Дис. д-ра юрид. наук: 12.00.01 СПб., 1998.
  105. , П.И. О направлениях адаптации налогов в странах ЦВЕ к условиям ЕС // Вестн. науч. информ. / Ин-т междунар. экон. и полит, исслед. РАН. № 9. М., 2000.
  106. , А.Г. Графический метод расчета ВВП и поступления налогов в бюджет // Финансы. № 5. М., 2000.
  107. Купцова, Юлия Васильевна Налоговая политика как инструмент интеграции в Европейском Союзе Электронный ресурс.: Дисс. канд. экон. наук: 08.00.14 Москва, 2004
  108. Курс экономической теории Текст.: учебник / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. 4 изд. перераб. и доп. — Киров: „АСА“, 1999.
  109. , В.В. Теория информации Текст. /В.В. Лидовский. М., 2002.
  110. М.И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы. 1998. — № 5.
  111. Лукаш, Юрий Александрович Оптимизация налогов. Методы и схемы: все возможности законной экономии / Ю. А. Лукаш М.: ГроссМедиа, 2005
  112. , Д.С. Экономика развития Текст. / Львов Д. С. М.: Экзамен, 2002.
  113. , Л.В. Формирование концепции государственного управления региональным экономическим развитием Текст.: Дисс. канд.экон.наук // МГУ им. М. В. Ломоносова.Фак.Гос.Упр. М., 2003.
  114. , К., Брю С. Экономикс Текст. / К. Макконнелл, С. Брю -М.:ИНФРА-М, 2001.
  115. , Е.В. Направления совершенствования налоговой политики РФ // Вести. Фин. акад. № 1. М., 1999.
  116. Материалы официального сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru
  117. Материалы официального сайта Института социально-политических исследований РАН http://www.ispr.ru
  118. Материалы официального сайта Министерства регионального развития Российской Федерации http://www.minregion.ru
  119. Материалы официального сайта Министерства финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru
  120. Материалы официального сайта Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации http://www.economy.gov.ru
  121. Материалы официального сайта Правительства Российской Федерации http://www.government.gov.ru
  122. Материалы официального сайта Федеральной налоговой службы Российской Федерации http://www.nalog.ru
  123. Материалы СПС „КонсультантПлюс“
  124. , Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России Текст. / Н. Д. Матрусов. М: Наука, 1995.
  125. , М.А. Фискальный федерализм и проблемы региональной налоговой политики Электронный ресурс.: Дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 Ставрополь, 2004.
  126. , М. Основы менеджмента Текст.: пер с англ. / Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. М.: Дело, 1992.
  127. .А., Ткачева С. В. Методологические подходы к анализу влияния инновационной деятельности предприятий на экономическое развитие региона. Пенза, 1999.
  128. Минэкономразвития России „О текущей ситуации в экономике Российской Федерации в январе-октябре 2004 г. и оценках до конца года“ Электронный ресурс. // http://www.economy.gov.ru
  129. Мир на рубеже тысячелетий. Прогноз развития мировой экономики до 2015 года Текст. М.: Издательский дом „Новый век“, 2001.136. 135. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона Текст. / под ред. В. И. Гурмана, Е. В. Рюминой. М.: Наука, 2001.
  130. Налоги и налоговое право: учебное пособие под ред. А. В. Брызгалина.- М.: Аналитика-Пресс, 1998
  131. Налоги и налогообложение / под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В. СПб, Питер, 2000
  132. Налоги и налогообложение: учебник / Д. Г. Черник и др. -М.: ИНФРА-М, 2003.
  133. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / под ред. И. В. Горского. М., Финансы и статистика, 2003
  134. Налоговое право России / под ред. Крохиной Ю. А. М.: „Норма“, 2003
  135. , В.Н. Комплексное управление природными ресурсами территорий Текст. / В. Н. Незамайкин. М.: Издательство „Экзамен“, 2006.
  136. , В.Н. Стратегия устойчивого развития РФ Текст. / В. Н. Незамайкин // Финансы и кредит. 2005. — № 17 (185).
  137. В.Н. Теоретико-методологические положения управления природно-экономическими комплексами регионов Российской Федерации Текст.: Дисс.. докт. экон. наук. М.: 2007. -405 с.
  138. , В.Н. Инвестиционная политика государства как фактор развития экономики страны: в сб. „Повышение конкурентоспособности промышленности региона“ Текст. / В. Н. Незамайкин, С. А. Гладух, В. Л. Петрова М.: ВГНА МНС России, 2005.
  139. , В.Н., Юрзинова И. Л. Актуальные факторы повышения конкурентоспособности региональной экономики: в сб. „Повышение конкурентоспособности экономики России“ Текст. / В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова М.: ВГНА МНС России, 2004.
  140. Нечаев, Валерий Геннадьевич Социально-экономическая направленность налоговой политики России Электронный ресурс.: Дисс. канд. экон. наук: 08.00.01, 08.00.10 Ростов н/Д, 2003 178 с
  141. А.А. Основы финансовой науки и политики. -М., 1909.
  142. Ф. Основные начала финансовой науки. М., 1904.
  143. , Р.Б. Малое предпринимательство: состояние, проблемы, перспективы: монография / Р. Б. Новрузов — Всерос. гос. налоговая акад. М. :ВГНА, 2004
  144. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-ноябре 2003 г. и об оценках до конца года // Минэкономразвития России, Госкомстат России
  145. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: РАН, 2001
  146. , С. Анализ некоторых параметров налоговой системы: реалии и преувеличения //Налоги. № 1. М., 2000.
  147. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2008 год (аналитические материалы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации)
  148. Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (проект стратегического развития РФ на период до 2010 года, разработанный Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации)
  149. М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997
  150. В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. М.: МЦФЭР, 2003
  151. , А.Б. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика / А. Б. Паскачев, Ф. К. Садыгов, В. И. Мипшн и др. Под ред.Ф.К.Садыгова- ПЖИ РНС М.: Изд-во экон.-правовой лит., 2004
  152. А.Б. Налоговый потенциал экономики России -М.- ИД „МЕЛАП“, 2001
  153. , А.Б. Обзор фискальной политики в Российской Федерации и за рубежом в 2004 году // А. Б. Паскачев, В. А. Капшн М.: Изд-во экон, — правовой лит., 2005
  154. О.Ф. Определение налоговой нагрузки на организацию // Налоговый вестник. 2004. — № 6.-Д71.
  155. Пеппер, Джон. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования И Джон. Пеппер М.: ИНФРА-М, 1999
  156. Е.В. Законодательство субъектов Федерации как источник налогового права-дисс. канд. юрид. наук, Саратов, 1998
  157. Н., Аркин В., Маневич В. Страхование инвестиций от политических рисков: перспективы практической реализации//Инвестиционный эксперт. 1997, апрель, 16−17.
  158. , М. Международная конкуренция Текст.: пер. с англ. // М. Портер- под ред. и с предисловием Щетинина В. Д. М.: Международные отношения, 1993.
  159. Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики) Текст. / под ред. Д. С. Львова. М.: Экономика, 1999,
  160. Региональные кризисные ситуации и экономическая безопасность России Текст. М.: СОПСиЭС, 1998.
  161. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: Стат.сб.: 2002 / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике (Госкомстат России) М., 2002
  162. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: Стат.сб.: 2003 / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике (Госкомстат России) М., 2003
  163. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики Текст. / Отв. ред. Б. М. Штульберг, В. В. Котилко. М.: Наука, 1993.
  164. Д. Начала политической экономии и податного обложения. М.-Л., 1929
  165. , И.П. Социально-экономические отношения „Регион-центр“: теория, методология, анализ Текст.: Дис. д-ра экон. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова.Социол.фак. М., 2000.
  166. Н.М. Распределение полномочий органов власти по формированию доходов бюджетов // „Финансы и кредит“, 2003, № 19
  167. P.P. Экономические проблемы согласования системы налогообложения с интересами товаропроизводителей дисс. канд. экон. наук, Уфа, 1999.
  168. С.В. Математическое моделирование процесса влияния налоговой системы на прибыль и накопление основного капитала дисс. канд. экон. наук, 2002.
  169. Н. Налоговое регулирование на уровне субъектов РФ: приоритеты, технологии, методы // „Проблемы теории и практики управления“, 2002,№ 6.
  170. В.И. Корреляционный анализ в экономических исследованиях. М.: Статистика, 1975
  171. Скворцов, Олег Владимирович Налоговая политика и ее влияние на прибыль организаций Электронный ресурс.: Дисс. канд. экон. наук: 08.00.10. Москва, 2001.
  172. Д.А. Модель оптимизации налогов дисс. канд. технич. наук, М&bdquo- 1999
  173. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. 1935, т.2.
  174. К.А. Современная налоговая политика и система налогообложения СПб.: „Инфо-да“, 2002
  175. Стажкова, Мария Михайловна Оптимизация налога на прибыль: учет, политика, гражд.-правовые договоры, совокуп. налоговая нагрузка. / М: Статус-Кво 97,2006
  176. Теория статистики: Учебник / Р. А. Шмойлова, В. Г. Минашкин, Н. А. Садовникова, Е.Б. Шувалова- Под ред. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2004
  177. Я. Математические модели экономического роста / Пер. с186. англ. М.: Прогресс, 1967
  178. Топоркова, Мария Сергеевна Налоговая политика фактор формирования социально ориентированной рыночной экономики в России Электронный ресурс.: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01 Красноярск, 2005.
  179. А.А. Налоги как орудие экономической политики. -Баку, 1925
  180. , А.В. Налоговое бремя и его экономическое воздействие на хозяйствующих субъектов / Трошин А. В. М.: ПАИМС, 2001
  181. А.В. Сравнительный анализ методик определения налоговой нагрузки на предприятия // Финансы. 2000. — № 5.
  182. Н.И. Опыт теории налогов / „У истоков финансового права“.-М: Статут, 1998
  183. Э., Ренц Б. Методы корреляционного и регрессионного анализа. М.: Финансы и статистика, 1983
  184. , А.В. Моделирование воздействия налоговой системы на развитие предприятий в условиях становления рыночных отношений : Дис.канд. экон. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова М., 2002
  185. Л.В. Основы государственного хозяйства: Курс финансовой науки.-СПб., 1913
  186. , П. Естественный капитализм. Грядущая промышленная революция Текст. / П. Хокен, Э. Ловинс, Х. Ловинс- пер. с англ. В. Д. Новикова. -М.: Наука, 2002.
  187. Храмов, Владимир Валерьевич Использование инструментов налогового планирования на промышленном предприятии Электронный ресурс.: Дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 Владимир, 2002 165 с.
  188. С. О некоторых условиях реформы межбюджетных отношений. // Вопросы экономики. 1998. — № 10
  189. , Д. Г. Налоговая модель и российская действительность //Экономика и жизнь. № 29. М., 1997.
  190. , Д.Г. Налоговая реформа на рубеже веков. М.: МЦФЭР, 2000
  191. , Д.Г. Налоговая система России на пороге второго десятилетия реформирования экономики // Экон. вестн. № 4. — М., 2001-С. 95−100
  192. , Д.Г. Налоговый кодекс : реформы продолжаются М.: Журн. „Налоговый вестник“, 2000
  193. , Д.Г. Налоговый кодекс должен решить ключевые вопросы налоговой реформы // Финансы. № 11. — М., 1997.
  194. , Д.Г. Налоговый менеджмент : Учеб. // Черник Д. Г., Замятин Б. И., Кирова Е. А. и др.- Под ред. А. Г. Поршнева. М.: Инфра-М, 2003
  195. , Д.Г. Опыт социально-экономических реформ : Региональный аспект: (На прим. г. Москвы) М.: МЦФЭР, 1998
  196. , Д.Г. Экономическое развитие и налоги // Финансы. № 5. — М., 2 000 206. Чиркин В. Е. Федерация и ее субъекты: моделиразграничения полномочий // „Политика и право“, 2002, № 1
  197. , Е.А. Налоговое планирование как основа проектированиядоходов бюджета региона : Дисс. канд. экон. наук: 08.00.10. Ростов-на-Дону, 2003.
  198. , Б.М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации Текст. / Б. М. Штульберг, В. Г. Введенский. М.:Гелиос АРВ, 2000.
  199. Экономическая безопасность Российской Федерации: Учеб. для вузов: Ч. 1. / Балакина А. П., Кваша Ю. Ф., Цыпин И. С. и др.-
  200. Под общ. ред. Степашина С. В. / МВД России. С,-Петерб. ун-т М.: СПб., 2001
  201. Экономическая безопасность Российской Федерации: Учеб. для вузов: 2. / Балакина А. П., Кваша Ю. Ф., Цыпин И. С. и др.- Под общ. ред. Степашина С. В. /. МВД России. С.-Петерб. ун-т М.- СПб.: Лань, 2001
  202. , И. Л. Влияние налоговой политики на экономическое развитие регионов Текст.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.10. М., 2004.
  203. , И.Л. Проблемы качественной оценки последствий решений, принимаемых в области налогообложения Текст. / И. Л. Юрзинова //"Экономический анализ». 2002. — № 2.
  204. , И.Л. Современная налоговая политика- баланс интересов федерального центра и регионов Текст. / И. Л. Юрзинова // Региональная политика: теория и практика. 2004. — № 7 (10).
  205. И.И. Основные начала финансовой науки. СПб., 1890
  206. Dantzig George В. Linear programming and extensions. The Rand Corporation and University of California, Berkeley. Princeton University Press, Princeton, New Jersey, 1963.
  207. Devereux M.P., Griffith R. Evaluating tax policy for location decisions.
  208. London, Centre of Economic Policy Researh, 2002
  209. Dye, R.F. A model of tax increment financing adoption incentives // Growth a. change. Vol. 29, № 1. — P. 90−110 Lexington, 1998
  210. Eastaugh, Steven R. Facing tough choices: Balancing fiscal and social deficits / S. R. Eastaugh Westport, CT: Praeger, 1994
  211. Oxford: Princeton university press, cop.2001.
  212. Haller. Restauration der Staatswissenschaft. Baden. 1816. LVT
  213. Lane, D. Competition gains a foothold // Banker. Vol. 150, № 894.-P. 17−19L., 2000.
  214. Leontief W.W. The structure of American economy, 19 191 939, New York, Oxford Univ. Press, 1951.
  215. Luski, I. A dinamic analysis of fiscal pressure and demographic transition//Appl. economics.-Vol. 30, № 11.-P. 1431−1442 L., 1998
  216. Mathieu, Jean Luc La politique fiscale / Jean-Luc Mathieu Paris: Economica, 1999
  217. Important Shifts are Emerging in the Key Factors Influencing Foreing Business Investments. UNCTAD Press Release, TAD/INF/2777, 02.11.1998.
  218. Mingaleva Zh., Tkacheva S. Interactions and linkages of federal and regional authorities in the management of Region innovative development.//Globalition: Effects on Enterprises, Employment and Government. September 18,1999, Speyer/Germany.
  219. Mingaleva Zh., Tkacheva S. Innovation activities Infrastructure as Multi-Agent System// The 4th Annual Meeting of the Japan Association for Evolutio-nary Economics. JAFEE 2000. Tokyo, Japan, 2000.
  220. Economics.//Contributed Session Bal. «Institutional change in Eastern Europe regional and European level» — Vienna, Austria, 3−6 may 2000.
  221. Thornton J. Restructuring Production without Market Infrastructure in Douglas North ed. Transforming Post-Communist Political Economies. National Resource Council/National Academy Science. 1997.
  222. O’Connor, James. The fiscal crisis of the state. / James. O’Connor New York: St. Martin’s press, 1973
  223. Public finance and fiscal policy: Selected readings / Ed. by J. Scherer, J.A.Papke. Boston etc.: Houghton Mifflin, 1966
  224. Roeger, W. Growth and employment effects of fiscal regimes // Oxford
Заполнить форму текущей работой