Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Построение функции спроса на основе гипотез порядкового измерения полезности (ординалистская концепция)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1] «В Викторианскую эпоху философы и экономисты беспечно говорили о „полезности“ как о показателе общего благосостояния человека. Полезность представлялась им численной мерой благоденствия индивида. Беда в том, что эти экономисты классического толка в действительности никогда не приводили способа измерения полезности». (Вэриан Х. Р. Микроэкономика. М., 1997. С. 71.). Согласно гипотезе… Читать ещё >

Построение функции спроса на основе гипотез порядкового измерения полезности (ординалистская концепция) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно гипотезе I кардиналистской концепции индивид способен количественно измерять полезность каждой единицы потребляемых благ. Такое утверждение является слабым звеном этой концепции[1]. В начале прошлого века была разработана модель поведения потребителя, основанная на гипотезах порядкового измерения полезности (удовлетворенности) индивида.

В ординалистской концепции потребитель оценивает и сравнивает не отдельные единицы благ, а наборы (потребительские корзины). При этом от него не требуется определять, насколько или во сколько раз одна корзина полезнее другой; достаточно установить, какой из двух наборов он признает лучшим. В основе ординалистской концепции лежат пять гипотез.

Гипотеза полной упорядоченности. При наличии двух различных наборов благ потребитель всегда предпочитает один из них другому или признает их равнозначными (одинаково предпочтительными).

Гипотеза ненасыщения. Потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.

Гипотеза транзитивности. Если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равноценен набору С, то А и С тоже для него равнозначны.

Гипотеза транзитивности определяет рационального потребителя и позволяет однозначно расставить (проранжировать) множество наборов благ по их предпочтительности независимо от очередности попарного сравнения наборов.

Гипотеза рефлексивности. При наличии двух одинаковых наборов благ потребитель считает, что любой из них не хуже другого.

На основе уже этих четырех гипотез можно сделать некоторые предположения относительно поведения потребителя на рынке благ.

Когда потребитель сопоставляет различные наборы, содержащие только два блага, тогда область его выбора можно представить графически, как показано на рис. 3.3. На осях координат в данном случае откладываются количества благ. Если потребительская корзина состоит из трех различных благ, то область выбора образует трехмерное пространство, а при п видов благ — n-мерное пространство. Для упрощения ограничим ассортимент набора только двумя благами; при этом одно из них (например, деньги) может представлять совокупность других благ.

Из гипотезы ненасыщения следует, что потребитель предпочтет набор, представленный точкой F, набору, отмеченному точкой G, так как точке F соответствует большее количество обоих благ. Потребитель выберет также корзины, которые соответствуют точкам М

Пространство двух благ.

Рис. 3.3. Пространство двух благ и N, набору G, потому что набор N превосходит набор G количеством блага А, а набор М — количеством блага В. Однако для выбора между наборами F и М или F и N информации пока недостаточно. В соответствии с гипотезой ненасыщения движение из точки G в северо-восточном направлении повышает благосостояние потребителя, а в юго-западном снижает его.

По гипотезе полной упорядоченности ряд потребительских корзин индивид может признать равнозначными. Совокупность точек в пространстве двух благ, представляющих равнозначные для потребителя наборы, называют кривой безразличия. Из гипотезы ненасыщения следует, что кривая безразличия имеет отрицательный наклон: наборы, равнозначные набору G, не могут оказаться в областях, отмеченных на рис. 3.3 знаками «+» и «-». Более точные очертания кривой безразличия позволяет определить пятая гипотеза.

Гипотеза выпуклости. Кривая безразличия выпукла к началу координат.

Выпуклость кривой безразличия к началу координат означает, что в пределах заданного уровня благосостояния каждая последующая единица уменьшающегося блага равнозначна все большему количеству увеличивающегося блага (рис. 3.4).

Чтобы сохранить данный уровень удовлетворенности (остаться на данной кривой безразличия), каждая последующая порция блага, А должна компенсироваться все возрастающей порцией блага В: от 4-й единицы блага, А индивид согласен отказаться в обмен.

Кривая безразличия.

Рис. 3.4. Кривая безразличия на 1 дополнительную единицу блага В; от 3-й единиц блага, А он откажется только в том случае, если взамен получит 2 ед. блага В; при наличии двух единиц блага, А одну из них потребитель согласен обменять не меньше, чем на 4 ед. блага В. Гипотеза выпуклости эквивалентна первому закону Госсена: при малом запасе блага каждая его единица ценится выше, чем при большом.

  • [1] «В Викторианскую эпоху философы и экономисты беспечно говорили о „полезности“ как о показателе общего благосостояния человека. Полезность представлялась им численной мерой благоденствия индивида. Беда в том, что эти экономисты классического толка в действительности никогда не приводили способа измерения полезности». (Вэриан Х. Р. Микроэкономика. М., 1997. С. 71.)
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой