Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория и методология развития потенциала туристских предпринимательских структур крупного города

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показал анализ отечественной и зарубежной литературы в ней до сих пор классификация индустрии туризма осуществляется с точки зрения предложения со стороны ТПС, не учитывающей потребности потребителейтуристов, местных жителей и однодневных посетителей, что было характерно для этапа массового организованного стандартизированного туризма. По нашему мнению, в условиях перехода… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Туристские предпринимательские структуры крупного города: системный подход в исследовании сущности и содержания
    • 1. 1. Туристский бизнес крупного города как социально-экономическая территориальная система
    • 1. 2. Особенности и принципы развития предпринимательства в туризме
    • 1. 3. Экономическая сущность и классификация туристских предпринимательских структур крупного города
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Место и роль туристского бизнеса в социально-экономическом развитии крупного города
    • 2. 1. Факторы, влияющие на развитие туристского бизнеса в крупных городах
    • 2. 2. Особенности воздействия туристского бизнеса на крупный город как социально-экономическую систему
    • 2. 3. Проблемы развития туристского бизнеса в крупных городах Российской
  • Федерации
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Теоретико-методологические основы оценки экономического потенциала туристских предпринимательских структур
    • 3. 1. Анализ существующих подходов к определению понятия «потенциал» как экономической категории
    • 3. 2. Сущность и содержание понятия «экономический потенциал туристских предпринимательских структур»
    • 3. 3. Методика оценки величины и эффективности использования экономического потенциала туристских предпринимательских структур
  • Выводы по третьей главе
  • Глава 4. Концептуальные основы развития интегрального потенциала туристского бизнеса крупного города как туристской дестинации
    • 4. 1. Крупный город как туристская система и ее основные компоненты
    • 4. 2. Концептуальная модель интегрального потенциала туристского бизнеса крупного города как туристской дестинации
    • 4. 3. Концептуальные основы управления развитием интегрального потенциала туристского бизнеса
  • Выводы по четвертой главе
  • Глава 5. Методологические основы формирования системы мониторинга развития интегрального потенциала туристского бизнеса
    • 5. 1. Генезис существующих подходов к определению сущности и содержания понятия «мониторинг»
    • 5. 2. Цель, задачи и принципы формирования системы мониторинга развития интегрального потенциала туристского бизнеса
    • 5. 3. Мониторинг оценки вклада развития туристского бизнеса на экономику крупного города
  • Выводы по пятой главе
  • Глава 6. Разработка научно-практических рекомендаций повышения эффективности использования экономического потенциала ТПС (на примере г. Санкт-Петербурга)
    • 6. 1. Оценка величины и эффективности использования экономического потенциала компаний-туроператоров по международному и въездному туризму
    • 6. 2. Оценка величины и эффективности использования экономического потенциала малых отелей
    • 6. 3. Инновационные направления повышения эффективности использования экономического потенциала ТПС
  • Выводы по шестой главе

Теория и методология развития потенциала туристских предпринимательских структур крупного города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате начавшегося во второй половине XX века перехода современной человеческой цивилизации к постиндустриальной фазе развития, крупнейшие города стали превращаться из центров промышленного производства в центры концентрации потребления товаров и услуг. В результате крупные города начали специализироваться на развитии образования, финансовой сферы, культуры, туризма и т. д.

В связи с этим стала меняться их роль в мировой системе туризма: из генераторов туристских потоков они стали превращаться в центры, их привлекающие. По данным Euromonitor International на долю 150 городов мира в 2005 году приходилось 237 млн. туристских прибытий, что составляет 27% от мирового туристского потока. Так, например, лидеры по приему иностранных туристов в мире — Лондон — принимает более 15 млн. туристов в год, и Париж ежегодно посещают только более 9 млн. туристов, Нью-Йорк и Рим — более 6 млн. туристов. При этом туриндустрия Нью-Йорка приносит в экономику города 23 млрд. долларов и даёт 250 тыс. рабочих мест. В бюджет Парижа туризм в 2008 г. принёс около 8 млрд евро и обеспечил 148 тыс. рабочих мест.

Некоторые российские крупные города также начали процесс трансформации к фазе постиндустриального развития. В настоящее время крупные города России декларируют туризм как одну из стратегических отраслей их социально-экономического развития. При этом среди важнейших факторов, влияющих на принятие данного решения выделяют большой культурно-исторический потенциал городов, значительный мультипликативный эффект предприятий индустрии туризма, в том числе развитие их предпринимательской деятельности. Однако научно-обоснованные экономические расчеты, подтверждающие данные утверждения отсутствуют. Более того, как правило, в качестве подтверждения целесообразности развития туризма в крупном российском городе, приводятся показатели роста мирового туристского потока, доли туризма в общем объеме мирового экспорта и в мировом объеме торговли услугами и т. д., что, по нашему мнению, не может служить научным обоснованием. При этом практически не учитывается тот факт, что уровень и тенденции развития зарубежного туризма значительно отличаются от отечественного, что связано, прежде всего, с более поздним переходом нашей страны^ на путь развития рыночной экономики и становления туризма как вида предпринимательской деятельности.

Анализ отечественной научной литературы показал недостаточный уровень разработанности теоретических и методологических подходов, посвященных таким проблемам, как выявление особенностей развития туризма в крупном городе с системных позиций, исследование сущности и содержания понятия «туристский бизнес крупного города" — и особенностей его функционирования с позиций предпринимательства, оценка эффективности использования потенциала действующих ТПС, определение возможных направлений и путей его развития, формирование целостной системы мониторинга, призванной отслеживать тенденции развития потенциала ТПС крупного города с целью разработки эффективных управленческих решений, как на. уровне крупного города, так и отдельной ТПС.

Всё вышеизложенное показывает, что в нашей стране существует определенный недостаток теоретических и методологических работ по этой проблеме, что определяет актуальность выбранной автором темы исследования.

Исходной научной гипотезой исследования принято предположение о том, что в современных условиях обеспечение эффективного использования потенциала туристских предпринимательских структур (ТПС) крупного города требует развития теории и методологии оценки его состояния и поиска направлений и путей его развития и повышения вклада в экономику крупного города.

Теоретические аспекты проблемы развития предпринимательской деятельности, в том числе применительно к сфере туризма, изучались в трудах отечественных учёных В. И. Азара, М. Б. Биржакова, Ю. В. Блохина, В.Ф. Бога-чева, B.C. Боголюбова, М. А. Горенбургова, В. Я. Горфинкеля, А. Б. Здорова,.

М.И. Лапусты, Г. А. Карповой, В. А. Квартальнова, А. Т. Кириллова, Ю. В. Кузнецова, А. Б. Крутика, В. А. Морозова, М. А. Морозова, В. П. Попкова, и зару о бежных ученых — Д. Бухалиса, П. Друкера, Ф. Котлера, М. Портера, И. Шумпе-тера, А. Хоскинга, С. Ванхилла, Д. Флетчера, К. Купера и ряда других.

В современной отечественной научной литературе большое внимание уделяется изучению особенностей развития туризма на региональном уровне. Однако при этом практически не рассматриваются теоретические и методологические вопросы, связанные и исследованием особенностей становления и развития предпринимательства в туризме в крупных городах, влияния последствий его развития на социально-экономические процессы крупного города. По нашему мнению это связано с тем, что крупные города представляют собой достаточно сложное и до сих пор малоизученное явление современной человеческой цивилизации, что отмечают многие отечественные и зарубежные исследователи — Н. Т. Агафонов, Н. В. Васильева, B.JI. Глазычев, А. Г. Гранберг, Б. С. Жихаревич, B.C. Занадворов, A.B. Занадворов, А. М. Лаппо, В. Н. Лексин, Д. С. Львов, Т. В. Малеева, А. Г. Раппопорт, В. Е. Рохчин, A.M. Ходачек, Б. С. Хорев, К. Линч, А. О’Салливан, Ю. А. Симагин, Дж. Форрестер и другие.

В то же время формирование и развитие туризма в крупном городе как одной из стратегических отраслей экономики и соответствующих ТПС требует обязательной оценки потенциальных возможностей их ресурсной и экономической базы.

Однако этой проблеме практически не уделяется внимания в современной научной литературе. Лишь немногие исследования связаны с изучением и оценкой фактического потенциала конкретной предпринимательской структуры (гостиницы, турфирмы). В большинстве научных работ уделяется внимание исследованию туристско-рекреационного потенциала региона в целом без учёта потенциала туристского бизнеса.

Поэтому, теория и методология оценки экономического потенциала ТПС и потенциала туристского бизнеса крупного города в настоящее время требует развития.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в развитии теоретических положений и разработке методологического подхода по оценке эффективности использования потенциала действующих ТПС и обоснованию путей его инновационного развития в условиях крупного города.

Для решения поставленной цели в диссертации были сформулированы и решены следующие задачи исследования: определить место и роль туризма как одной из отраслей сферы услуг в экономике крупного городавыявить и систематизировать проблемы развития ТПС крупного города в условиях жёсткой конкуренции на мировом и отечественном рынках туризмасформулировать важнейшие направления и пути инновационного развития ТПС крупного города на мировом и отечественном туристских рынкахрассмотреть особенности и сформулировать принципы развития-предпринимательства в туристском бизнесе крупного городаосуществить классификацию ТПС крупного города с точки зрения туристского спроса как важнейшего фактора повышения эффективности использования и развития их экономического потенциала в условиях постиндустриального обществаразработать концептуальную схему количественной оценки экономического потенциала ТПС (ЭП ТПС) — разработать систему показателей и модель оценки величины экономического потенциала ТПС крупного городаисследовать сущность крупного города как туристской системы, обосновать сущность и сформулировать важнейшие требования к крупному городу как туристской дестинациипредложить метод комплексной оценки интегрального потенциала туристского бизнеса крупного городаразработать методологию системы мониторинга формирования и эффективного использования потенциала ТПС крупного городапредложить методологические подходы к оценке влияния уровня использования потенциала ТПС на социально-экономическую систему крупного городаапробировать методические положения по оценке эффективности использования экономического потенциала на примере конкретной ТПС крупного города.

Предметом исследования являются теоретические и методологические вопросы оценки эффективности использования и развития потенциала ТПС крупного города как туристской системы.

Объектом исследования выступают туристские предпринимательские структуры, функционирующие в крупном городе.

Теоретической основой исследования послужили фундаментальные концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области теории систем и системного анализа, теории глобализации и постиндустриального развития общества, циклического и эволюционного развития общества, теории эффективности.

Методологическая основа диссертационного исследования базируется на использовании диалектического метода и общей теории систем, методов экономического и структурно-функционального анализа, исторического и статистического методов, а также методов экономико-математического моделирования и экспер тных оценок.

Статистической и информационной базой исследования явились материалы Всемирного экономического форума, Всемирной туристской организации, Всемирного совета по туризму и путешествиям, национальных и региональных туристских администраций, различных отечественных и зарубежных исследовательских и информационных служб по туризму, ресурсы Интернета. В исследовании использоваиы статистические данные органов государственной статистики РФ и Федерального агентства по туризму (Ростуризма), законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и крупных городов как муниципальных образований, монографии и статьи в специализированных изданиях, материалы ряда научных конференций и семинаров, а также научно-исследовательских работ, посвященных актуальным проблемам экономики, организации и управления туризмом на различных уровнях.

Некоторые материалы были получены в процессе участия автора в различных международных программах и стажировках: Проект ЕС ТАОЭ ЕВ1Ш8 9510 «Укрепление учебной базы для индустрии туризма» (1997;1999 гг.), Проект ЕС «Развитие туризма в Северо-Западном регионе России» (2005;2006 г.), научные стажировки 1996 г., 2005 г. — в соответствии с договором между СПбГИЭУ и Датской Академией Туризма г. Роне (Дания), что подтверждено соответствующими сертификатами.

Вклад автора в проведенное исследование. Теоретико-методологические положения, выводы и научно-практические рекомендации, представленные в диссертации, являются результатом самостоятельных исследований автора.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем: автором проведено комплексное исследование проблем формирования' и развития ТПС крупных городов, позволившее сформулировать концептуальные и методологические подходы к оценке эффективности использования их потенциала, а также разработать научно-практические рекомендации, направленные на повышение уровня использования потенциала ТПС.

Основные результаты, выносимые на защиту и их научная новизна: 1. По специальности 08.00.05, специализация: экономика предпринимательства:

1.1. Уточнено понятие туристского бизнеса крупного города как многоотраслевого комплекса, представляющего собой совокупность автономных отраслей городской экономики — культуры и искусства, общественного питания, гостиничного хозяйства, транспорта, связи, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, промышленности и т. д., — взаимосвязи между которыми возникают в процессе удовлетворения разнообразных туристских потребностей, как посетителей города, так и местных жителей, что позволяет осуществить оценку потенциала туристского бизнеса именно с системных позиций.

1.2. Сформулированы основополагающие принципы развития предпринимательства в туризме — системности, согласованности действий, возвышения потребностей, ограниченности ресурсов, креативности, законности, своевременности и полноты информации, адаптивности, деполитизации, сохранения окружающей среды, — соблюдение и реализация которых позволит ТПС значительно повысить эффективность использования фактического ЭП ТПС, а также определить направления его инновационного развития.

1.3. Предложена классификация ТПС крупного города по критерию туристского спроса, отличие которой от существующих состоит в том, что обособление основных, вспомогательных и обслуживающих ТПС осуществляется в зависимости от целей посещения туристом крупного города1 и, соответственно, различной степени востребованности их услуг (работ, продукции) в процессе удовлетворения его разнообразных туристских потребностей. Данный подход позволяет по-новому рассматривать место и роль каждой ТПС в процессе оценки величины и эффективности использования потенциала туристского бизнеса крупного города.

1.4. Адаптировано понятие «экономический потенциал» применительно к ТПС, отличительной особенностью которого является взаимоувязка ресурсного и предпринимательского подходов к его эффективной реализации в условиях крупного города.

Это позволило обосновать авторский подход к определению сущности и содержания понятия «ЭП ТПС» и предложить концептуальную схему количественной оценки ЭП ТПС как хозяйствующего субъекта, включающую в себя формирование системы показателей, модель оценки фактического экономического потенциала ТПС и эффективности его использования.

Данный подход позволяет проводить количественную оценку эффективности использования частных потенциалов ЭП ТПС, а также потенциала «резерва» и потенциала «запаса» ЭП ТПС, что необходимо предпринимательским структурам для разработки научно-обоснованной стратегии развития и повышения конкурентоспособности на туристском рынке.

1.5. Теоретически обосновано понятие «интегральный потенциал туристского бизнеса крупного города», представляющий собой совокупность ЭП основных, вспомогательных и обслуживающих ТПС и потенциала городской среды обитания, предложена концептуальная экономико-математическая модель оценки его величины и возможностей развития.

Предлагаемый подход в отличие от существующих, которые представляют туристско-рекреационный потенциал региона только как совокупность природных, природно-антропогенных и антропогенных ресурсов,* предлагает применительно к крупному городу рассматривать потенциал туристского бизнеса, включающего помимо ресурсной составляющей, также возможности и способности ЭП ТПС вовлекать его В процесс хозяйственной деятельности В' целях удовлетворения разнообразных потребностей туристов (местных жителей, однодневных посетителей).

1.6. Разработана методология формирования системы мониторинга потенциала туристского бизнеса крупного города как информационно-аналитической системы наблюдения не только за фактическим уровнем использования ЭП ТПС и интегральным потенциалом туристского бизнеса крупного города, а и за динамикой вклада туристского бизнеса в экономику города и уровнем удовлетворения туристских потребностей. Предлагаемый методологический подход адаптирует и развивает существующие подходы организации мониторинга применительно к туристскому бизнесу крупного города.

Реализация данного подхода на практике позволит всем участникам туристского рынка крупного города получать своевременную информацию о позитивных и негативных тенденциях развития туристского бизнеса, что необходимо в процессе принятия эффективных управленческих решений на различных иерархических уровнях управления с точки зрения разработки научно-обоснованных направлений развития потенциала туристского бизнеса крупного города в целом и ЭП отдельных ТПС.

1.7. Сформулированы научно-практические рекомендации по повышению уровня эффективности использования фактического ЭП ТПС (туроператоров по въездному и выездному туризму, малой гостиницы), что позволило выявить резервы развития их ЭП и разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности его использования, а в конечном итоге — повышения конкурентоспособности данных ТПС на туристском рынке.

По специальности 08.00.05, специализация: региональная экономика: 2.1. Предложена концептуальная модель крупного города как туристской системы, в которую включаются в отличие от традиционного подхода три подсистемы: город как генератор туристских потоков, город как транзитная дестинация, город как туристская дестинация. Это позволяет рассматривать крупный город как. уникальный туристский объект, объединяющий одновременно все три вышеперечисленные подсистемы, в отличие от распространенной в настоящее время зарубежной модели, включающей в региональную туристскую систему данные подсистемы в разобщённом во времени и пространстве виде.

Это позволяет в современных условиях расширить содержание понятия «туристская дестинация», учитывающего переход современного общества к «обществу потребления», что требует постоянного гармоничного развития интегрального потенциала туристского бизнеса крупного города, ориентированного на удовлетворение разнообразных и постоянно возрастающих потребностей туристов.

2.2. Обосновано, что в условиях современного потребления, для которого характерен преимущественно гедонистический характер (поиск удовольствий), в качестве одного из важнейших требований к крупному городу как туристской дестинации выступает формирование благоприятной городской среды обитания, суть которой состоит в обеспечении эмоционального восприятия посетителем города как туристского продукта. Предложенная для этих целей система показателей, позволяет определять уровень развития и комфортности городской среды обитания.

Реализация данного требования в практической деятельности ТПС и органов управления крупного города расширяет спектр предпринимательства в туризме, ориентированный на формирование условий для положительных индивидуальных эмоциональных и духовных переживаний потребителей туристских услуг.

2.3. Предложен авторский подход к определению жизненного цикла крупногогорода как туристской дестинации. Кардинальное отличие предлагаемого подхода состоит в том, что достигнув максимально эффективного использования фактического интегрального потенциала туристского бизнеса, крупный город как туристская дестинации, вступив в этап стагнации, не переходит в дальнейшем в стадию упадка (ликвидации), а начинает формировать и развивать новые элементы интегрального потенциала.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что она способствует развитию научных знаний в области теории и методологии формирования и развития потенциала ТПС в крупных городах, определяет важнейшие тенденции дальнейшего исследования возникающих при этом проблем.

Практическая значимость. Теоретические, методологические и методические результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке программ развития туризма не только в крупных городах, а с учётом некоторых доработок для других городских поселений Российской Федерации, на уровне туристских предпринимательских структур для оценки эффективности использования их фактического экономического потенциала, выявления его резервов и запасов в целях разработки рекомендаций по повышению конкурентоспособности ТПС на туристском рынке.

Материалы диссертационного исследования могут быть также использованы в учебном процессе высших и средних учебных заведений при подготовке учебных пособий, лекционных и практических курсов по ряду туристских дисциплин.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на международных, всероссийских и региональных конференциях и симпозиумах, обсуждались на методических и теоретических семинарах: «Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития» (Москва, 2009, 2010), Международной научно-практической конференции МГУ имени М. В. Ломоносова «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования» (Москва, 2009, 2010), Международного форума «Туризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия университетов и работодателей» (Санкт-Петербург, 2009), VI международной научно-практической конференции «РИ., бизнес, СМИ — партнёрство и конкуренция» (Санкт-Петербург, 2009), Международной межрегиональной научно-практической конференции «Туризм — ответ на вызовы современности» (Санкт-Петербург, 2008), Международной научно-практической конференции «Сервису и туризму — инновационное развитие» (Санкт-Петербург, 2009, 2010), Всероссийской научно-практической конференции «Малый бизнес как инновационная составляющая устойчивого социально-экономического развития территории» (Петрозаводск, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Государственно-частное партнёрство в сфере туризма: практика, проблемы, перспективы» (Санкт-Петербург, 2009), Ежегодной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития туризма в РФ» (Санкт-Петербург, 2009, 2010), Межрегиональной научно-практической конференции «Социальная ответственность бизнеса: проблемы теории и практики» (Екатеринбург, 2008), II Межвузовская научно-практическая конференция.

Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса (Санкт-Петербург, 2006, 2009).

Отдельные результаты исследования были использованы при выполнении ряда хоздоговорных НИР: «Концепция повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга на период 2002;2005 гг. и до 2010 года» Раздел «Туризм» (№ 207−35−2001, 2001 г.) — «Разработка концепции создания гостиничного комплекса на базе Дома отдыха «Энергетик» (№ 823−04−2004, 2004 г.) — «Определение объемов внутренних туристских потоков путем проведения опросов, исследований, независимых рейтингов с целью осуществления сбора информации, необходимой для принятия эффективных маркетинговых и стратегических решений, нацеленных на продвижение Санкт-Петербурга на международном рынке туристских услуг» (№ 20/02ЮИР, 2008 г.).

Результаты и выводы диссертационной работы нашли отражение в деятельности Управления по туризму Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Администрации Санкт-Петербурга в процессе реализации Программы развития Санкт-Петербурга как туристического центра на' 2005;2010 годы и Приказа Ростуризма от 18 июля 2007 г. № 69 «Порядок определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации. Вклад туризма в экономику субъектов Российской Федерации». Отдельные результаты исследования были использованы при разработке стратегии развития ОАО «Национальная туристическая компания «Якутия», туристских компаний ООО «Тез Тур Северо-Запад», ООО «Центр международного сотрудничества и туризма «Открытый мир», ООО «Невский Парадиз», отеля «Мэрибель», музея-усадьбы «Приютино».

Результаты исследования широко применяются в учебном процессе при подготовке специалистов по специальностям «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства» и «Социально-культурный сервис и туризм» в ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет», «Менеджмент организации» в НОУ ВПО «Институт Гостеприимства».

Публикации. Основные научные и методологические положения диссертации изложены в 6 монографиях, 8 статьях, опубликованных в рекомендованных ВАК изданиях, 31 научных статьях и докладах общим объёмом 45,75 печатных листов.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, приложений и списка источников.

Выводы по шестой главе.

1. Оценка эффективности использования экономического потенциала некоторых крупных многопрофильных компаний-туроператоров Санкт-Петербурга в соответствии с предложенным автором методологическим подходом показала, что многие из них не используют в полной мере свою субъективную — организационно-управленческую, инновационную, информационную и креативную — составляющую. То есть, несмотря на имеющиеся в достаточном объёме ресурсы степень их вовлечения в процесс хозяйственной деятельности, а, следовательно, и уровень удовлетворения потребностей туристов, находятся на не высоком уровне.

2. Исследование уровня эффективности использования экономического потенциала гостиницы «Мэрибель» также показало, что производственный, финансовый и кадровый потенциалы используются не в полной мере. В связи с этим необходимо активизировать использование имеющегося организационно-управленческого потенциала, что явилось основой для разработки научно-обоснованной стратегии развития гостиницы.

3. Учитывая тот факт, что большинство ТПС представляют собой малые и средние предприятия, которые, как правило, испытывают значительные трудности в привлечении финансовых ресурсов, необходимых для их развития, считаем целесообразным активизировать внедрение таких организационных нововведений в их деятельность, как расширение своего участия в сетевых ПС, ассоциациях, кластерах. Это связано с тем, что данный вид нововведений не требует значительных инвестиций, а, наоборот, может привести к экономии финансовых и кадровых ресурсов, имеющихся у ТПС.

4. При этом на современном этапе развития отечественного туристского бизнеса одним из перспективных организационных нововведений выступает создание туристского кластера в крупных городах. По нашему мнению, его создание позволит развивать как ЭП ТПС, так и ИП ТБ крупного города именно на инновационной основе в целях обеспечения удовлетворения духовных и эмоциональных потребностей современного туриста, а также обеспечения устойчивого развития туристского бизнеса в крупном городе.

Заключение

.

На основании всего вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы.

1. В результате начавшегося во второй половине XX века перехода современной человеческой цивилизации к постиндустриальной фазе развития, крупнейшие города превращаются из центров промышленного производства в центры концентрации потребления товаров и услуг. При этом они начинают специализироваться на развитии образования, финансовой сферы, культуры, туризма и т. д. Роль крупных городов в мировой системе туризма стала кардинально меняться: из генераторов туристских потоков они стали превращаться в центры, их привлекающие, а также крупные транзитные центры.

Большинство крупных российских городов также начали процесс трансформации от индустриального этапа своего развития к постиндустриальному. Именно поэтому большинство из них декларировали, что туризм является одной из стратегических отраслей их социально-экономического развития, мотивируя это его значительным мультипликативным эффектом на экономику крупного города.

Выполненный анализ различных отечественных источников показал, что исследования теоретического и методологического характера, посвященных особенностям развития туризма в крупных городах практически не ведутся. Хотя встречаются прикладные разработки по данной проблеме.

2. Наиболее часто в научной литературе встречается классификация проблем, основанная на сфере их возникновения с последующим их объединением в соответствующие блоки для решения их в комплексе по одному блоку (экономические, правовые, финансовые, экологические, технологические и т. д.). Нами предложено осуществлять классификацию проблем развития туристского бизнеса в крупном городе исходя из иерархических уровней управления туризмом в стране, а также с учётом взаимоотношений индустрии туризма, входящих в неё отраслей, и крупного города как социально-экономической системы. В связи с этим нами предложено классифицировать проблемы развития туризма в крупном городе на четыре группы: проблемы развития туризма на уровне страныпроблемы социально-экономического развития крупного города, оказывающие влияние на развитие туризмапроблемы развития туризма как многоотраслевого комплексапроблемы функционирования ТПС как хозяйствующих субъектов.

3. Исследование туристского бизнеса крупного города с позиций системного подхода позволило сделать вывод о том, что он представляет собой открытую динамически развивающуюся социально-экономическую территориальную систему, включающую в себя две крупные подсистемы социально-экономическую — бизнес, домашние хозяйства и государство, и территориальную.

4. Изучение вопросов, связанных с определением сущности и содержания, принципов формирования и функционирования туризма с точки зрения теории предпринимательства показало, что туристский бизнес как несёт в себе не только экономическую функцию, а и социальную — предоставление услуг, связанных с обеспечением отдыха и восстановления физических, моральных и эмоциональных сил человека. Именно это определяет, по нашему мнению, противоречивость предпринимательской деятельности в туризме.

5. Как показал анализ отечественной и зарубежной литературы в ней до сих пор классификация индустрии туризма осуществляется с точки зрения предложения со стороны ТПС, не учитывающей потребности потребителейтуристов, местных жителей и однодневных посетителей, что было характерно для этапа массового организованного стандартизированного туризма. По нашему мнению, в условиях перехода к постиндустриальному этапу развития современного общества, характеризующегося, в том числе как «общество потребления», концептуальный подход к классификации предпринимательских структур, входящих в индустрию туризма, должен исходить в первую очередь из спроса туристских услуг (работ, продукции). Поэтому нами предложена классификация предпринимательских структур крупного города с точки зрения их участия в процессе обслуживания туристов в зависимости от целей путешествия. В связи с этим нами выделяются основные, вспомогательные и обслуживающие ТПС, состав которых варьируется в зависимости от цели посещения туристами крупного города.

6. На основе исследований сущности и содержания экономической категории «потенциал» определено, что применительно к туристскому бизнесу в основе определения понятия «экономический потенциал ТПС» должен находиться ресурсный подход. При этом в структуре ЭП ТПС необходимо выделять объективную (ресурсную) и субъективную («потенциальную энергию») компоненты. То есть ЭП ТПС представляет собой совокупность разнообразных видов ресурсов, степень вовлечения которых в предпринимательскую деятельность непосредственно зависит от способностей и возможностей персонала ТПС с целью повышения конкурентоспособности ТПС на туристском рынке.

7. В связи с этим методологический подход оценки фактической величины ЭП ТПС и эффективности его использования основан на определении объективной и субъективной составляющей ЭП ТПС. При этом в целях осуществления сравнения разнородных качественных и количественных характеристик соответствующего хозяйствующего субъекта необходимо осуществить нормирование каждого из показателей, характеризующего соответствующий частный потенциал.

Кроме того, предлагаемый подход позволяет также оценить потенциал «резерва» как разницу между нормируемыми величинами показателей с наилучшими значениями соответствующих показателей у аналогичных ТПС и потенциал «еезапаса» — разницу между фактическим значением соответствующих показателей частного потенциала ТПС и их расчётной величиной (например, при проектировании номерного фонда гостиницы, посадочных мест в ресторане).

По нашему мнению оценка эффективности использования ЭП ТПС не должна осуществляться только с позиций хозяйствующего субъектанеобходимо учитывать также факторы спроса со стороны туристов. Представляется, что в современных условиях развития сервисной экономики именно факторы спроса будут оказывать значительное влияние на «возможности» развития ЭП ТПС.

8. Эффективность функционирования ЭП ТПС зависит не только от внутренних факторов развития предпринимательской структуры. Одной из важнейших особенностей ТПС является то, что на их развитие большое влияние оказывает внешняя среда — крупный город.

Именно поэтому крупный город как туристскую систему необходимо рассматривать как совокупность трёх взаимосвязанных подсистем: город как туристская дестинация, крупный город как транзитная дестинация и крупный город как генератор туристских потоков.

В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе, а также в прикладных исследованиях наибольшее внимание уделяется исследованию крупного города как туристской дестинации, что связано со значительным мультипликативным эффектом на его экономику. Однако, по нашему мнению, научные и прикладные исследования двух других подсистем крупного города как туристской системы также необходимо осуществлять, что обусловлено значительными выездными и транзитными потоками из крупных городов.

9. На современном этапе развития среда обитания крупных городов приобретает особую значимость — она сама по себе может оказывать как положительное влияние на развитие туризма, и даже выступать в качестве аттрактора, так и негативное воздействие на туристов, а, следовательно, снижать их общее впечатление от посещения города. Именно поэтому комфортную городскую среду обитания необходимо рассматривать как одну из важнейших компонентов крупного города как туристской дестинации.

10. В связи с этим необходимо рассматривать потенциал туристского бизнеса крупного города как совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих ТПС, а также городской среды обитания, т. е. в качестве интегрального потенциала туристского бизнеса крупного города.

Причём ИП ТБ КГ включает в себя не только внутренний потенциал, а и потенциалы более высокого уровня — субъекта федерации, страны, а иногда и даже мирового значения. К важнейшим свойствам ИП ТБ КГ можно отнести следующие: представляет собой совокупность свойств, присущих предметам (явлениям), которые, в свою очередь, являются подсистемой другой системынаходится в процессе постоянного движения, трансформацииобъединение потенциалов различных уровней приводит к появлению потенциала совершенно нового качества, т. е. ярко выражен синергетический эффектиерархичность и структурная организация, позволяющая выделить следующие частные потенциалы — культурно-исторический и ресурсный, административно-управленческий, институциональный (нормативно-правовой), финансово-бюджетный, информационно-статистический, потенциал продвижения, кадровыйтесная взаимосвязь между ЭП ТПС и потенциалом городской среды обитания, которая проявляется в том, что исчезновение или ухудшение качественных характеристик любого из них может привести к серьёзному изменению уровня конкурентоспособности крупного города как туристской дестинации на отечественном и международном туристском рынке.

11. Развитие ИП ТБ КГ тесно взаимосвязано с жизненным циклом непосредственно самого крупного города как социально-экономической системы, а также с его жизненным циклом как туристкой дестинации. Однако в отличие от жизненного цикла курорта особенность крупного города состоит в том, что, во-первых, начало его формирования и развития как туристской дестинации непосредственно зависит от субъективного фактора — наличия в структуре городской администрации соответствующего подразделения, и, во-вторых, крупный город не может перестать существовать как туристкая дестинация — достигнув максимального экстенсивного использования фактического ИП ТБ он перейдёт на его инновационное, креативное развитие.

12. Эффективное использование ИП ТБ КГ требует формирования соответствующей системы мониторинга его развития. По нашему мнению, мониторинг ИП ТБ ГК представляет собой систематический процесс наблюдения за эффективностью его использования в целях удовлетворения туристских потребностей всех посетителей крупного города как туристской дестинации, направленный на выявление позитивных и негативных тенденций его развития, а также предоставления всем заинтересованным участникам туристского рынка соответствующей информации для принятия эффективных управленческих решений.

При этом он должен осуществляться по следующим направлениям: мониторинг ТПСмониторинг ТБ как многоотраслевого комплексамониторинг городской среды обитаниямониторинг туристских впечатлений от посещения городамониторинг туристских потребностеймониторинг воздействия туристского бизнеса на уровень социально-экономического развития крупного города.

13. Разностороннее воздействие туристского бизнеса на крупный город как социально-экономическую систему требует проведения исследований научного и прикладного характера направленные на изучение не только его экономического вклада как многоотраслевого комплекса, а и социального и экологического влияния на крупный город.

При этом по нашему мнению, необходимо учитывать различные аспекты воздействия на социально-экономическую систему крупного города не только въездного туризма, но также и выездного и транзитного.

14. В связи с тем, что большинство ТПС крупного города относятся к малым и средним предпринимательским структурам, особое внимание в процессе повышения эффективности использования экономического потенциала им необходимо уделить организационным нововведениям, которые не требуют привлечения значительных инвестиций, а, наоборот, могут привести к экономии финансовых и кадровых ресурсов, имеющихся у ТПС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный Закон РФ от 24.11.1996 г. № 132- ФЗ. (с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 05.02.07 № 12). М., 2007.
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. -М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 95 с.
  3. Градостроительный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 февраля 2005 года). Новосибирск: Сиб. университет изд-во, 2005. 123 с.
  4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности: Электронный ресурс.: www.okvad.ru.
  5. СНиП 2.07.01−89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений / Госстрой России. М.: ГУЛ ЦПП, 1998. — 64 с.
  6. Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации. Приказ Федерального агентства по туризму от 18 июня 2007 года № 69.
  7. О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 09.07.2003 № 409−52.
  8. Закон о туризме Новосибирской области. Постановление Новосибирского областного Совета депутатов от 29.06.2006 № 22-ОСД: Электронный ресурс.: http://tourism.feldgendler.ru/node/427
  9. Закон о туризме и туристской деятельности в Свердловской области. 31 декабря 1999 года № 51−03: Электронный ресурс.: http://www.tourizm-ural.narod.ru/
  10. Программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 20 052 010 годы. Приложение № 1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 17.10.2005. № 1541: Электронный ресурс.: http://ural-region.net/bsverd/positxy/watchkkqaw 1 .htm
  11. Абалкин JT. K Диалектика социалистической экономики. М.: Мысль, 1981.
  12. В.И. Очевидные проблемы развития туризма в России // Труды академии Туризма. Вып. 3., СПб., 2000.
  13. Р., Эмери Ф. О целеустремлённых системах. Пер. с англ. Под ред. И. А. Ушакова. М. «Сов. радио», 1974. 272 с.
  14. К.Э. Теоретическое обоснование концепции скоординированного развития Санкт-Петербурга и Москвы / Аналитическая записка. Проект «Развитие городских агломераций в зоне транспортного коридора Москва-Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2005.
  15. Актуальные проблемы развития туризма и подготовки кадров для предприятий туристской индустрии (35-летию туристского образования в Санкт-Петербурге посвящается): Сборник научных трудов. СПб.: Издательство «Д.А.Р.К.», 2004. — 200 с.
  16. А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов.-М.: Аспект Пресс, 2001. 464 с.
  17. Е. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Система показателей // Человек и труд. 1994, № 3.
  18. Е., Петров О. Мониторинг социально-трудовой сферы // Экономист, 1998, № 4.
  19. АнчишкинА.К Прогнозирование роста экономики. М.: Экономика, 1996.
  20. В.М. Проектирование производственного потенциала объединений (теоретические аспекты). -JL: Изд-во ЛГУ, 1984. 247 с.
  21. И. Т. Экономика туризма: Учеб. Пособие / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов. М.: Финансы и статистика, 2003. — 176 с.
  22. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. под ред. B.JI. Иноземцева. М., 1999.
  23. Д.Г. Экономический потенциал предприятия, стратегические аспекты его диагностики // Материалы XII регион. Научно-техн. конф. «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону». Том третий. Экономика. Ставрополь: СевКавГТУ, 2008.
  24. Бир С. Кибернетека и менеджмент: пер. с англ./Под ред. А. Б. Челюскина. Предисл. J1.H. Отоцкого. Изд-е 2-е. М.: КомКнига, 2006.
  25. М.Б. Введение в туризм. — Издание 9-е, переработанное и дополненное. СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. — 576 с.
  26. БлаугМ. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
  27. В.Ф. Стратегия малого предпринимательства. СПб.: Корвус, 1 995 224 с.
  28. B.C. Актуальные проблемы крупных городов. СПб.: СПбГИЭА, 1997.-194 с.
  29. B.C. Экономика туризма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Боголюбов, В ЛОрловская. М.: «Академия», 2005. -192 с.
  30. Большой коммерческий словарь / под ред. Т. Ф. Рябовой. М.: Война и мир, 1996.-399 с.
  31. Большая Советская Энциклопедия. / Ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. М.: Изд-во «Большая Советская Энциклопедия», 1958.
  32. Большой экономический словарь / Под. ред. А. Н. Азрилияна. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1997. — 864 с.
  33. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., ггерераб. и доп. М, 1998.-c.1388.
  34. Л. Г., Голиков Д. П., Прудский В. Г. Туристический потенциал регионов Российской Федерации: понятие, структура, оценка. Монография. Пермь, 2005.
  35. И.В. Статистический анализ рынка туристских услуг в России: диссертация на соискание уч. степени кандидата экономических наук. Москва, 2003.-230 с.
  36. С.А., Воронцова М. Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. — 464 с.
  37. Н.В. Жилищная сфера крупного города: проблемы управления и стратегия развития. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. 216 с.
  38. А.Н., Сухенко КЭ. Теоретические и методические аспекты совершенствования государственного регулирования туризма в регионах // Проблемы современной экономики, № 3 (23), 2007.
  39. A.B. Система финансового мониторинга на рынке реальных инвестиций: диссертация на соискание уч. ст. к. э. н. Иваново, 2001.
  40. .Д., Мочерный C.B. Экономическая энциклопедия. — К.: Издательский центр «Академия», 2002. 951 с.
  41. В.В., Лычагин М. В. Анализ программ государственной поддержки предпринимательства / Отв. ред. д.э.н. Г. М. Мкртчан. Новосибирск, ИЭОПП СО РАН, НГУ, 2004. с. 48.
  42. В.Г. Діагностика системи управління підпризмтсвом : Навч. посібник. -К.:ІСДО, 1995.- 120 с.
  43. Ю.Б., Моисеев H.H. О некоторых задачах теории иерархических систем управления / Проблемы прикладной математики и механики. М.: наука, 1971. с. 30−43.
  44. A.B., Мезенцев С. А. Рекреационно-курортноехозяйство.—М., 1991.
  45. Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. М., 1965.-433−456 с.
  46. Ю. Н. Чистобаев А.И. Регионоведение. Учебник. М. Гардарики, 2000.-384 с.
  47. В.Э., Хорева Л. В. Перспективы развития Санкт-Петербурга как серви-сополиса // Современные проблемы регионоведения. Доклады первой всероссийской конф. Санкт-Петербург: РГО, СПбГУЭФ, СПбГУ. 2009, — 70−75 с.
  48. О.В., Иоффе Т. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии. М.: Наука, 1991. 168 с.
  49. В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 304 с.
  50. А.Э. Влияние изменяемости городской среды на принципы ее проектирования. //Автореф. дис. на соиск. ученой степени кандидата архитектуры.-М., 1970.
  51. И.И. Экономическое влияние туристской индустрии на развитие отдельных видов промышленности (на примере Владимирской области): Монография / ГУУ. М., 2002. — 166 с.
  52. Дмитревский Ю. Д Туристские районы мира: Учебное пособие. Смоленск: СГУ, 2000.
  53. Ю.Ю. Эффективность использования производственного потенциала. Киев: Знание, 1998.
  54. П. Ф. Бизнес и инновации: Пер. с англ. М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007.
  55. Друкер 77. Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Пер. с англ. М., 1992.
  56. И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой: Пер. с польск. — М.: Финансы и статистика, 2003.
  57. Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход / Е. А. Ерохина. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999.
  58. М.В. Развитие российской туристской индустрии в условиях кризиса. // Маркетинг в России и за рубежом, № 2 (76), 2010. с. 115−119.
  59. A.A., Закорин Н. Д. Инновационные аспекты управленческой деятельности на предприятиях сферы туризма: Монография. СПб, 2007. — 224 с.
  60. B.C., Занадворова A.B. Экономика города. Вводный курс: Учебное пособие. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. — 272 с.
  61. А.Б. Экономика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005.-272 с.
  62. И.В., Квартальное В. А. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. М.- Афины: INFOGROUP, 1996.-407 с.
  63. М.Е. Потенциал гостиничного бизнеса и пути повышения эффективности его использования. Диссертация на соиск. уч. ст. к.э.н. М., 2003.- 197 с.
  64. B.JT. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: «Логос», 2000.
  65. Н.П., ИВ. Ли, В. П. Попков. Экологическое предпринимательство в рекреационной сфере: монография / Н. П. Казаков, И. В. Ли, В. П. Попков. -СПб.: СПбГИЭУ, 2009. 192 с.
  66. Т.В. Феномен международного выездного туризма России (территориальные уровни исследования). Автореферат на соискание уч. ст. канд.геогр. наук. Пермь, 2010. 28 с.
  67. В.П. Городское управление: Учеб. Пособие. СПб.: ОЦЭиМ, 2003.- 112 с.
  68. Х.Карпова Г. А., Воронцова И. В и др. Методические подходы к разработке кадастра туристских ресурсов на примере г. Пушкин (Санкт-Петербург, Россия) // Туристские фирмы. СПб.: Невский Фонд, 2002. Вып. 27. -117−135 с.
  69. Г. А., Мицерук O.A. Туризм в крупном городе // Современные проблемы экономики и управления в сфере туризма: сб. науч. тр. Вып. 1 / Редкол.: B.C. Боголюбов (отв. ред.) и др. СПб.: СПбГИЭУ, 2006. — с. 127−136.
  70. B.C., Панибратов А. Ю. Основы бизнеса: Учебник. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. — 296 с.
  71. В.А. Теория и практика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003.
  72. Д.А. Мировой туризм в постиндустриальной экономике. Автореферат на соискание уч. ст. д.э.н. М., 2005. 44 с.
  73. А.Е., Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. ИЭСП РАН — С.-Петербург, 1995. -143 с.
  74. Е.В., Строительство объектов туристской инфраструктуры в Санкт-Петербурге // Материалы международного форума «Туризм и гостиничный бизнес. Стратегия взаимодействия университетов и работодателей». Ноябрь 26−27, 2009. Санкт-Петербург (с.93−96).
  75. Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учебное пособие для студентов,. обучающихся по специальности «Менеджмент». М.: Российская международная академия туризма, 1998. 136 с.
  76. ОД. Инфраструктура продвижения как важнейший фактор повышения эффективности использования туристского потенциала крупного города // IV Международная научно-практическая конференция МГУ имени М.В.
  77. Ломоносова «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования»: сб. научных трудов / МГУ. М.: Диалог культур, 2010.
  78. ОД. Место и роль туристского бизнеса в Российской экономике. Вестник ИНЖЭКОНа. 2009. № 3 (30). 88−96 с.
  79. ОД. Развитие потенциала туристского бизнеса крупного города: концептуальный подход. Монография / О. Д. Коль СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2010. — 135 с.
  80. О.Д. Система планирования социально-экономического развития административного района города в условиях самоуправления. Диссерт. на соиск. уч. ст. к.э.н. СПб, 1992. 173 с.
  81. ЬЪ.Колъ ОД. Туристский бизнес в крупном городе: сущность и особенности. Актуальные проблемы развития сферы услуг: Сборник научных трудов. Выпуск VII / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А. Б. Титова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. — 124−129 с.
  82. О.Д. Экономико-организационная сущность и виды инфраструктуры // Вестник ИНЖЭКОНа. 2008. № 6 (25). 133−139 с.
  83. О.Д. Экономический потенциал туристских предпринимательских структур крупного города: теория и методология оценки / О. Д. Коль — СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2010. 96 с.
  84. НД. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989.- 120 с.
  85. А.Б., Решетова М. В. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: Уч. пособие длч студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2010. — 224 с.
  86. Ю.В., Воскобойникова H.H., Стеценко О. П. Концепция экологического мониторинга туристского продукта Санкт-Петербурга /под редакцией д. э. н., профессора Кузнецова Ю. В. СПб: Изд-во «Невский фонд», 2001−224 с.
  87. A.C. Основы туризма: учебник/А.С. Кусков, Ю. А. Джаладян. М.: КНОРУС, 2008
  88. Г. М. Города на пути в будущее. М.: Мысль, 1987. 236 с.
  89. Г. М. Урбанизация в Европейской России: процессы и результаты // Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. Монография. Сб. М.: ОГИ, 2001.- 124−154 с.
  90. Ю.Н., Лаптева Е. Е. Стратегическое развитие гостиничного комплекса региона: Монография. Владимир: ВШУ, 2003. — 164 с.
  91. О.Т., Лепин A.B., Малеева Т. В. Экологические проблемы городов: Учеб. пособие. Л.: ЛИЭИ, 1991.-е. 232.
  92. О. Т., Малеева Т. В. Экономика регионального природопользования: Учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭА, 2001.- 104 с.
  93. К. Образ города / К. Линч- Перевод с англ. В. Л. Глазычева. М.: Стройиздат, 1982.
  94. Л.И. Популярный экономико-математический словарь. М., «Знание», 1979. 192 с.
  95. Лукинов К, Онищенко А., Пасхавер Б. Аграрный потенциал: исчисление и использование // Вопросы экономики. 1988. — № 1 — С. 12−21.
  96. H.H. Совершенствование оценки потенциала туристского комплекса (на примере Сахалинской области). Автореф. диссерт. на соиск. уч.ст. к.э.н. Хабаровск 2008.
  97. Люкшинов, А '.Н. Стратегический менеджмент на предприятиях АПК / А. Н. Люкшинов. М.: Колос, 1999. — 367 с.
  98. Г. П., Коль О. Д., Садикова М. О. Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур гостинич-ного бизнеса на основе бенчмаркинга / Коль О. Д., Ляпунова Г. П., Садикова М. О. СПб.: Изд-во Политех, ун-та, 2010.- 166 с.
  99. Макагонов 77.77. Управление развитием городских территорий: Учеб. Пособие. М.: ИПКгосслужбы, 2001.-351 с.
  100. К. Р, Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА-М, 2002.
  101. Т.В. Земельные ресурсы крупного города: методология системного управления. Спб.: СПбГИЭУ, 2005. — 204с.
  102. М.Л. Мониторинг социально-трудовой сферы: Учебное пособие. — М.: Издательство РГСУ «Союз" — «Перспектива», 2007. — 276 с.
  103. Н.С. Маркетинговые исследования регионального рынка потребителей туристских услуг: Монография. Владивосток: Дальнаука, 2007.-258 с.
  104. У.И., Ныммик С. Я. Современная география: вопросы теории. М.: Мысль, 1984.
  105. Н. С., Твердохлебов И. Т. Рекреационная география. М.: МГУ, 1981.
  106. Г. Н. Экономическая оценка и управление финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Автореферат диссертации на соискание уч. ст. к. э. наук. — Хабаровск, 2000.
  107. В.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями в национальной экономике. М.: ТЕИС, 2004. — 192 с.
  108. М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. для студ. высш. Учеб. заведений / М. А. Морозов. 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с.
  109. М., Коль О. Д. Дестинация важнейший элемент туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 1998- № 1.
  110. P.M. Информационная экономика. Книга 1. Информационная Вселенная: Информационные основы экономического роста. Москва — Кострома, 2002. 163 с.
  111. С.С. Стратегия формирования единого туристского пространства в регионе (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области): диссертация на соискание уч. степени кандидата экономических наук. -Санкт-Петербург, 2000. 176 с.
  112. Д.В. Рекреационная география: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 288 с.
  113. Общая экономическая теория: Учебник для вузов / В. З. Баликоев. М.: Омега-Л- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. — 732 с.
  114. С.И. Толковый словарь русского языка: около 65 ООО слов и фразеологических выражений / Под ред. Л. И. Скворцова / 26-е изд., перераб. и доп. М.: Оникс, Мир и Образование, 2008. — 736 с.
  115. Организация ведения и анализа туристской статистики в Санкт-Петербурге и мониторинга туристских потоков и рынков./Отчет НИР. Агентство Социальной Информации Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, май-сентябрь 2006. — 116 с.
  116. Организация мониторинга использования и развития ресурсного потенциала индустрии туризма, отдыха и развлечений Санкт-Петербурга / Отчет НИР. Российский Союз Туристской Индустрии. Санкт-Петербург, 2002. — 154 с.
  117. Организация туризма: Учеб. пособие/ А. П. Дурович, Н. И. Кабушкин, Т. М. Сергеева и др.- Под общ. ред. Н. И. Кабушкина и др. Мн.: Новое знание, 2003.-632 с.
  118. Основы бизнеса. 5-е издание, переработанное и дополненное. Учебник для студентов высших учебных заведений. -М.: «МаркетДС», 2003.—784 с.
  119. П.Б. Методические рекомендации по повышение результативности государственной поддержки и развития предпринимательства в Санкт-Петербурге. / П. Б. Панкратов // Экономика и управление. 2009. — № 12 (50).
  120. В.П., Коль О. Д., Анохина Е. М. Мониторинг туристского бизнеса в крупном городе: теория и практика / Коль О. Д., Попков В. П., Анохина Е М. СПб.: Астерион, 2009. — 212 с.
  121. В.П., М.М. Марков, Н.М. Олейник. Принципы и метода создания конкурентоспособных предпринимательских структур на основе нововведений / Попков В. П., М.М. Марков, Н.М. Олейник. СПб.: Астерион, 2009.
  122. Популярный экономико-статистический словарь справочник / Под ред. Елисеевой И. И. — М.: Финансы и статистика, 1993.
  123. М. Конкуренция: Пер. с англ. М., 2000.
  124. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. 4-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2005. — 667 с. — (Высшее образование)
  125. О.С. Корпоративная культура: управление инновационным потенциалом экономических систем. Диссертация на соиск. уч. ст. д.э.н. Ставрополь, 2002.
  126. А.И. Современная социология организаций. — М.: Интерпракс, 1995.-40 с.
  127. Программа «Развитие инфраструктуры туризма, отдыха и развлечений Санкт-Петербурга на период до 2010 года». Северо-западное региональное отделение Российского Союза Туристской Индустрии. Санкт-Петербург, 2002.- 123 с.
  128. Программа развития туризма. Правительство Санкт-Петербурга. Министерство экономического развития и торговли. Результаты первого этапа проекта. The Boston Consulting Group. 8 октября 2004 г. 68 с.
  129. Л.Ю. Туризм как экономический приоритет М.: Новый век, 2004 г.-216 с.
  130. В.Г. Туристический потенциал регионов Российской Федерации: понятия, структура, оценка/В.Г. Прудский, Л. Г. Бурылова, Д.П. Голиков- Федер. агентство по образованию М-ва образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО
  131. Перм. Гос. ун-т». Препр. — Пермь: Редакционно-издательский отдел Пермского университета, 2005. — 77 с.
  132. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. — 496 с.(6).
  133. А., Быстрицкий С., Телушкина Е. Мониторинг — инструмент наблюдения и анализа экономики // Экономист, 1994, № 2.
  134. Регионы России. Стат. сб. / Росстат. М., 2008 (CD-ROM).
  135. Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. — М.: Мысль, 1990.-639 с.
  136. Рекомендации по статистике туризма // ООН. Департамент по экономической и социальной информации и анализу политики. Статистический отдел. Нью-Йорк, 1994. — 103 с.
  137. Т.П. Туристские услуги в системе потребительского рынка национальной экономики. М., 1998. — 30 с.
  138. Российский рынок туристских услуг: розничные продажи. Аналитический обзор. М., Росбизнесконсалтинг, 2008. 156 с.
  139. Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркат ДС, 2006.
  140. Г. А. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении // Теория фирмы. СПб., 1995. с. 59−60.
  141. А. Экономика города. 4-е изд.: Пер. с англ. — М.: ИНФРА, 2002 — XXVI, с. 706.
  142. В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: «Ось-89», 1997.- 160 с.
  143. Т.В. Основы территориального маркетинга / Монография. Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2004. — 202 с.
  144. С.Г. Методы маркетинговых исследований: Учебное посо-бие/С.Г. Светуньков. СПб.: ДНК, 2003. — 352 с.
  145. С.А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе. СПб.: СПбГИЭУ, 2005. — 180 с.
  146. В.П. Экономическая сущность и содержание предпринимательства. / Коммерческая деятельность и предпринимательство: Сб. научн. Тр. / Редкол.: В. П. Попков (отв. ред.) и др. СПб.: СПбГИЭУ, 2003. — 85−101 с.
  147. B.C. Организация международного туризма: учебник / B.C. Сенин. -2-е изд., перераб. и доп. Москва: Финансы и статистика, 2003. — 400 с.
  148. B.C. Организация международного туризма. — М.: Финансы и статистика> 2005.
  149. Ю.А. Территориальная организация населения: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. / Под общ. ред. В. Г. Глушковой. — М.: Издатель-ско-торговая корпорация «Дашкова и К», 2007. — 236 с.
  150. М. У. Экономический потенциал основных производственных фондов в машиностроении / М. У. Слижис. М.: Машиностроение, 1986. — 210 с.
  151. И.В. Управление имуществом мегаполиса: проблемы и развитие. СПб.: СПбГИЭУ, 2004. 248 с.
  152. JT.A. Мониторинг государственных предприятий в промышленности региона как инструмент совершенствования управления. Диссертация на соискание уч. ст. к. э. наук. Иваново, 2005. — 230 с.
  153. Современные проблемы экономики и управления в сфере туризма: сб. науч. тр. Вып. 1 / Редкол.: B.C. Боголюбов (отв. ред.) и др. СПб.: СПбГИЭУ, 2006.-220 с.
  154. М.В. История туризма: Учеб. пособие. М.: Мастерство, 2002. — 352 с.
  155. Социологический энциклопедический словарь / Ред.- координатор Г. В. Осипов. -М.: ИНФРА-М, 1998.
  156. АЯ., Иванова Н. В. Категория «потенциал» в экономике. СПб, 1999.
  157. Стратегическое планирование и управление: современное состояние: Монография / Под ред. А. Н. Петрова и Л. Г. Демидовой. СПб.: ИВЭСЭП- Знание, 2002. — 232 с.
  158. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Д. С. Львов и др.- под ред. Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А.П. Егоршина- ООН РАН, НИМБ. 2-е изд., доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. — 603 с.
  159. A.C. Международный контрольный механизм в системе экономической безопасности // Государство и право. 1990, № 2.
  160. Н.Ф. Город и район. Регулирование комплексного развития. М.: Экономика, 1980.
  161. Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. — 262 с.
  162. Труд и занятость в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: статистический сборник. СПб, Петростат, 2005. 269 с.
  163. Туризм в цифрах. 2008: Стат. сб./ИИЦ «Статистика России, Федеральное агентство по туризму. М., ИИЦ ««Статистика России», 2008 — 40 с.
  164. В.Г., Федгрв В. В. Предпринимательство: сфера сервиса: Учебное пособие. — М: Издательско-торшвая корпорация «Дашков и К», 2002. 210 с.
  165. Э. Производственный потенциал. — М., 1982. — 316 с.
  166. Э. Потенциал предприятия социалистического общества // Политическое самообразование. 1982. — № 1. — 5−12 с.
  167. Форрестер 'Дж. Мировая динамика. М.: ACT- СПб.- TERRA FANTASTIKA, 2003. 381 с.
  168. С. Производственный и научно-технический потенциал СССР // Вопросы экономики. 1982. — № 12.-е. 13−20.
  169. A.M. Управление экономикой в крупном городе: вопросы теории и практики государственного регулирования. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — 348 с.
  170. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. М.: Междунар. Отношения, 1993. — 352 с.
  171. Т.Г. Методология исследования социально-экономического потенциала потребительской кооперации: дис. д-ра экон. наук. / Т. Г. Храмцова Центросоюз РФ- СибУПК. Новосибирск, 2002. — 374 с.
  172. B.B. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления / В. В. Царев, A.A. Кантарович, В. В. Чернышев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  173. Д. Эффективность использования производственного потенциала и конечные народнохозяйственные результаты // Экономические науки.- 1981.- № 10. 89−97 с.
  174. Н.В. К вопросу оценки рекреационного потенциала северных территорий. Туристские фирмы. Выпуск 16. — СПб, ТОО «ОЛБИС», 1998. — 60−68 с.
  175. З.А. Функциональные формы и методические основы мониторинга эффективности развития малых промышленных предприятий. — Автореферат диссертации на соискание уч. степени кандидата экономических наук. Краснодар, 2005.
  176. М.Д. Социальная эффективность развития территориальных социально-экономических систем СССР // Социально-экономические и экологические аспекты географии / Под ред. С. Б. Лаврова, А. И. Чистобаева и др. Л.: Изд-во Лен-го ун-та, 1983.
  177. ШумпетерЙ. Капитализм, Социализм и Демократия. М., 1995.
  178. Й. Теория экономического развития. М., 1982. с. 189.
  179. С. С. Историко-культурный потенциал как базис институциональной экономики современного региона России // Экономика региона: Электронный журнал ВлГУ. 2006. — № 8.
  180. Экономика и организация туризма. Международный туризм / Е. Л. Драчева, Ю. В. Забаева, Д. К. Исмаев и др.- под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева, Е.Л. Дра-цевой. 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2005. — 576 с.
  181. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Гл. ред. A.M. Румянцев. М.: «Советская энциклопедия», т. 3, Н — Социологическая школа, 1979. — 624 с.
  182. Экономический потенциал административных и производственных систем: Монография / Под общей ред. О. Ф. Балацкого. Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. — 973 с.
  183. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов / Общ. ред.: д.э.н., проф. Кушлин В. И., д.э.н., проф., член-корр. РАН Чичканов В. П. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 744 с.
  184. Эффективность государственного управления: Перевод с англ./ Под общей ред. С. А. Батчикова, С. Ю. Глазьева. М.: Издательство АО «Консал-тбанкир», 1988. — 847 с.
  185. Г. А. Экономика и статистика туризма. М.: Изд-во РДЛ, 2003.
  186. Abeele Andries Van Den, Jeruzalem and Bruges. A contribution to the Workshop on conservation, Jeruzalim, 1986: Электронный ресурс.: htpp://www.users.skynet.be/sb 176 943/ Andries Vanden Abeele/AVDA265.htm
  187. Altman S. Performance Monitoring Systems of Public Managers // Public Administration review. 1979, № 39.
  188. An elan for Paris. Paris, the world in a city: Электронный ресурс.: http://www.paris.fr/portail/
  189. Bell D. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest. 1967. № 7. P. 102.
  190. Bremner C. Trend Watch: Euromonitor International’s Top City Destinations Ranking. URL: http: // www.euromonitor.com/
  191. , D. (2000) Marketing the competitive destination of the future, Tourism Management, Vol. 21 (1), pp. 97.
  192. , R. W. (1980) The concept of a tourist area cycle of evolution, Canadian Geographer, 24, p. 5−12.
  193. City Tourism & Culture The European Experience. World Tourism Organization and European Travel Commission, Madrid, Spain, 2005.
  194. Cooper, C., Fletcher, J., Gilbert, D. and Wanhill, S. (Eds), (1993), Tourism: Principle and Practice, London: Pitman Publishing.
  195. Frangiali, Fr. World Tourism: global and region review Paris, Roma: UNWTO, 2000.
  196. , N. (1979). The framework of tourism, Annals of Tourism Research, 6 (4), pp. 390−407.
  197. Porat M. The information economy. Palo Alto (Cal.): Stanford Center for In-terdiscipl. Res., 1976.
  198. , P.J. (1997): Tourism Information Technology. CAB International, Oxon, UK, 1997
  199. Swisss J. E. Monitoring and Managing Government Performance: Output Oriented Management Systems. Prentice-Hall, Englewoood Cliffs, New Jersey, 1991.
  200. The tourism industry. A report for the world summit on sustainable development. Johannesburg. September, 2002. Completed by WTTC, IFTO, IHRA, ICC, facilitated by UNEP (Division of Technology, Industry & Economics), WTO. 2001.
  201. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2009. Managing in a time of Turbulence. World Economic Forum: Электронный ресурс.: http ://www. weforum.org
  202. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2010. Managing in a time of Turbulence. World Economic Forum: Электронный ресурс.: http://www.weforum.org
  203. Top 150 City Destinations: London Leads the Way: Электронный ресурс.: http://www.euromonitor.com/
  204. Urban tourism: Электронный ресурс.: http://www.citymayors.com/sections/tourismcontent.html
  205. Официальный сайт Всемирной туристской организации: Электронный ресурс.: http://www.unwto.org/indexr.php
  206. Официальный сайт Всемирного Совета по туризму и путешествиям. Электронный ресурс.: http://www.wttc.org
  207. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: Электронный ресурс.: http://www.gks.ru/
  208. Официальный сайт Федерального агентства по туризму (Ростуризма): Электронный ресурс.: http://www.russiatourism.ru
  209. Официальный сайт Российского союза туриндустрии: Электронный ресурс.: http://rustourunion.ru/
  210. Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга: Электронный ресурс.: http://pda.gov.spb.ru/economics/
  211. Официальный сайт Комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Санкт-Петербурга: Электронный ресурс.: http://gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/invest/
  212. Официальный портал «Малый бизнес Москвы»: Электронный ресурс.: http://www.mbm.ru/
  213. Туристический портал г. Казань города с тысячелетней историей. Электронный ресурс.: http://gokazan.ru/webcard/category/21
  214. Официальный сайт, посвященный реализации Программы размещения объектов гостиничной инфраструктуры: Электронный ресурс.: http ://hotelinvest.ru/
  215. Портал «Городовой новости Санкт-Петербурга»: Электронный ресурс.: http://www.gorodovoy.spb.rU/rus/news/civil/388 651 .shtml
  216. Портал «Сообщество профессионалов гостиничного бизнеса»: Электронный ресурс.: http://www.frontdesk.ru/
  217. Российская газета: Электронный ресурс.: http://www.rg.ru/
  218. Э. Городская агломерация: старое название новое содержание: Электронный ресурс.: htipy/www.msrev.org/?ntent/review/prmLasp?idsF: 154&ida=l919
  219. В. О малых отелях замолвите слово: Электронный ресурс.: http://www.catalog.horeca.rU/newspaper/hotel/l/
  220. Вклад городского туризма в экономику Европы составляет почти половину всех доходов отрасли: Электронный ресурс.: http://www.votpusk.ru/news.asp?msg=199 235
  221. B.JT. Представление о городе и технологии управления средовым развитием: Электронный ресурс.: http://www.vusnet.ru/biblio/archive/glazychevpredstogorode/default.aspx
  222. Е. В. Пути повышения эффективности использования тури-стско-рекреацио иного потенциала региона: Электронный ресурс.: http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.
  223. Гостиницы Санкт-Петербурга в 2004 году: обзор рынка: Электронный ресурс.: http://www.becar.ru/press2.php?mes=6255
  224. Гостиницы Петербурга: гостиничный рынок Петербурга полагается на помощь администрации: Электронный ресурс.: http://prohotel.ru/articles-4923/0/
  225. Гостиничный рай Петербургу пока не светит: Электронный ресурс.: http://www.gorodu.net/marketcomestate/page16/
  226. Д. Петербург гостиничный: вчера, сегодня, завтра (обзор рынка): Электронный ресурс.: http://prohotel.ru/articles-21 919/0/
  227. Инвестиционный потенциал регионов России: Электронный ресурс.: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/
  228. B.C. Проблема понятия туристско-рекреационного потенциала в аспекте современного образования // Совр. наукоёмкие технологии. — 2005. № 1. — 54−55 е.: Электронный ресурс.: http://www.rae.ru/snt/pdf/2005/01/Iskakova.pdf
  229. Kempinski откроет отель в историческом здании Ростова-на-Дону: Электронный ресурс.: http://www.travel.ru/news/2008/!2/23/165 809.html
  230. Концепция развития туризма в Омской области на 2005−2010 годы: Электронный ресурс.: http:// http://www.omskportal.nyr^ Tourism/Tourism/Conception-2005−2010.html
  231. Нью-Йорк — самый популярный город США: Электронный ресурс.: http://www.travel.ru/news/2010/01/12/
  232. Особенности развития малого предпринимательства в Лондоне: Электронный ресурс.: http://www.giac.ru/content/documentr67D7A6B6-BBFA-40B7-ABB0−2AC9BD75BE01 .html
  233. Париж представляет новые услуги для туристов: Электронный ресурс.: http://www.travel.ru/news/2010/02/18/177 522
  234. Перспективы развития туризма на территории южной агломерации Красноярского края. Центр стратегических разработок «Северо-Запад»: Электронный ресурс.: http://www.csr-nw.ru
  235. Порт «Морской фасад» в Санкт-Петербурге будет принимать зимние круизы: Электронный ресурс.: http://www.travel.ni/news/2009/l l/20/175 369.html
  236. Реклама Петербурга появиться в аэропорту Франкфурта: Электронный ресурс.: http://www.spbgid.ru/index.php?news=181 645
  237. Рынок гостиничной недвижимости Петербурга в I полугодии 2009 г.: • Электронный ресурс.: http://asninfo.ru/asn/55/19 472
  238. Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска и Комплексные целевые программы: Электронный ресурс.: http://strateg.novo-sibirsk.ru/
  239. Стратегия развития Казани до 2015. 3.3 Устойчивая городская среда: Электронный ресурс.: http://investkazan.ru/strateg6.htm
  240. Стратегический проект «Екатеринбург туристический центр, где встречаются Европа и Азия»: Электронный ресурс.: http://vvovw.ekburg.rU/administration/administration-gorod/4/8/35/
  241. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года:
  242. Электронный ресурс.: http://www.russiatourism.ru/section449/254. 30 млн евро на отели. // Вестник ПИР № 2 (124). 21 января 2010: Электронный ресурс.: http://www.pir.ru/vestnik/272.html
  243. Узаконена программа развития туризма в Санкт-Петербурге: Электронный ре сурс.: http://www.travel.rU/news/2002/03/l 8/16 944.html
  244. Украина приняла меньше туристов: Электронный ресурс.: http://www.travel.ru/news/2010/03/03/
  245. С.И. Экономический потенциал предприятия как основа предпринимательской деятельности: Электронный ресурс.: ЬйрУ/Бшепсе-bsea.narod.ru/2006/ekonom20062/uskovaekonom.htm
  246. Число туристов в мире снизилось до показателей 2006 года: Элек тронный ресурс.: http://www.travel.ru/news/2010/03/15/
  247. Рейтинг 150 городских туристских дестинаций на 2007 год
  248. Город Место Тур. прибытия, тыс. Город Место Тур. прибытия, тыс. Город Место Тур. прибытия, тыс.
  249. Лондон 1 15,640 Токио 51 1,467 Инсбрук 101 536
  250. Бангкок 2 10,350 Абу-даби 52 1,459 Осло 102 522
  251. Париж 3 9,700 Варадеро 53 1,448 Чэнду 103 508
  252. Сингапур 4 9,502 Копенгаген 54 1,357 Форталеза 104 503
  253. Гонконг 5 8,139 Цюрих 55 1,369 Атланта 105 477
  254. Ныо-Иорк Сити 6 6,219 Эдинбург 56 1,338 Хьюстон 106 455
  255. Дубай 7 6,120 Кейптаун 57 1,323 Братислава 107 455
  256. Рим 8 6,033 Чжухай 58 1,318 Оксфорд 108 449
  257. Сеул 9 4,920 Сучжоу 59 1,286 Фос-ду-Игаусу 109 438
  258. Барселона 10 4,695 Севилья 60 1,234 Ґетеборг 110 422
  259. Дублин 11 4,469 Ницца 61 1,227 Сан-Хосе 11 412
  260. Бахрейн 12 4,418 Сан Пауло 62 1,095 Люксембург 112 406
  261. Шанхай 13 4,315 Вашингтон 63 1,062 Бристоль 113 403
  262. Торонто 14 4,160 Чикаго 64 1,062 Буэнос-Айрес 114 395
  263. Куала-Лумпур 15 4,125 Гуйлинь 65 1,021 Рейкьявик 115 371
  264. Стамбул 16 3,994 Стокгольм 66 1,003 Нюмберг 116 356
  265. Мадрид 17 3,921 Таллинн 67 1,001 Неаполь 117 356
  266. Амстердам 18 3,901 Бостон 68 997 Бузиос 118 355
  267. Мекка 19 3,800 Краков 69 992 Кардифф 119 355
  268. Прага 20 3,702 Гавана 70 953 Кембридж 120 348
  269. Москва 21 3,695 Сальвадор де Бахя 71 935 Сиэтл 121 325
  270. Пекин 22 3,593 Мельбурн «72 ' 923 Ныокасл-апон-Таун 122 3171. Продолжение приложения 1
  271. Вена 23 3,339 Манчестер 73 912 Флорианапо-лис 123 314
  272. Тайбей 24 3,280 Зальцбург 74 874 Монако 124 313
  273. С-Петербург 25 3,200 Тяньцзинь 75 850 Лидс 125 292
  274. Канкун 26 3,074 Наньцзин 76 843 Брайтон 126 265
  275. Макао 27 3,072 Хельсинки 77 842 Гент 127 261
  276. Венеция 28 2,927 Хаян 78 801 Иорк 128 253
  277. Варшава 29 2,925 Циндао 79 795 Инвернесс 129 ¦ 252
  278. Мехико 30 2,823 Сямынь 80 792 Гейдельберг 130 245
  279. Лос-Анджелес 31 2,513 Бирмингем 81 779 Бас 131 245
  280. Гуанчжоу 32 2,512' Глазго 82 741 Дижон 132 242
  281. Бенидорм 33 2,457 Гамбург 83 739 Генова 133 239
  282. Берлин 34 2,309 Леон 84 715 Дрезден 134 227
  283. Рио-де-Жанейро 35 2,185 Монреаль 85 679 Реймс 135 226
  284. Будапешт 36 2,043 Мумбаи 86 672 Ноттингем 136 219
  285. Сан-Франциско 37 1,993 Далянь 87 666 Грац 137 206
  286. Орландо 38 1,993 Сан-Диего 88 650 Ридинг 138 202
  287. Майами 39 1,972 Брюгге 89 641 Гоа 139 200
  288. Мюнхен 40 1,925 Антверпен 90 636 Линц 140 199
  289. Шензен 41 1,904 Ливерпуль 91 625 Бильбао 141 198
  290. Милан 42 1,902 Ныо-Дели 92 612 Абердин 142 195
  291. Сидней 43 1,852 Валенсия 93 611 Марсель 143 180
  292. Оаху/Гонолулу 44 1,733 Куньмин 94 607 Честер 144 173
  293. Каир 45 1,720 Гранада 95 606 Иерусалим 145 165
  294. Флоренция 46 1,715 Уси 96 594 Сарагоса 146 159
  295. Лиссабон 47 1,715 Ченнай 97 588 Таррагона 147 154
  296. Лас-Вегас 48 1,647 Женева 98 577 Мальма 148 131
  297. Ханчжоу 49 1,562 Агра 99 560 Брегенц 149 96
  298. Марракеш 50 1,500 Чонгкуинг 100 544 Турку 150 87
Заполнить форму текущей работой