Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности постурального контроля у подростков со спастической формой детского церебрального паралича при использовании авторской программы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность. По данным Министерства здравоохранения и социального развития в 2010 году, численность детей-инвалидов в России составила 549 тыс. человек. Из них на долю лиц с детским церебральным параличом приходится 15,5%. Заболевание проявляется в неспособности принятия естественной вертикальной позы, и связано с поражением незрелого мозга, в результате чего нарушается последовательность этапов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Управление положением тела и двигательной активностью человека
    • 1. 2. Физиологические особенности двигательной активности лиц с детским церебральным параличом
    • 1. 3. Средства и методы двигательной реабилитации лиц с детским церебральным параличом
    • 1. 4. Стабилометрия как метод дифференциальной диагностики и регуляции постурального контроля
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Авторская программа занятий с использованием метода стабилометрии для подростков со спастической формой детского церебрального паралича различного уровня двигательной активности
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И
  • ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Анализ равновесия и управления положением тела подростков со спастической формой детского церебрального паралича различного уровня двигательной активности
    • 3. 2. Двигательная память подростков со спастической формой детского церебрального паралича различного уровня двигательной активности. ^
    • 3. 3. Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы подростков со спастической формой детского церебрального паралича различного уровня двигательной активности

Особенности постурального контроля у подростков со спастической формой детского церебрального паралича при использовании авторской программы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. По данным Министерства здравоохранения и социального развития в 2010 году, численность детей-инвалидов в России составила 549 тыс. человек. Из них на долю лиц с детским церебральным параличом приходится 15,5% [106]. Заболевание проявляется в неспособности принятия естественной вертикальной позы, и связано с поражением незрелого мозга, в результате чего нарушается последовательность этапов его созревания. Это, в свою очередь, приводит к неспособности высших интегративных центров оказывать тормозящее влияние на примитивные стволовые рефлекторные механизмы. Наблюдаемое при этом значительное ограничение двигательной активности приводит к развитию вторичных изменений в мышцах и суставах, способствует образованию контрактур [4, 32, 94, 142, 145], вследствие чего утрачивается возможность удерживать тело в вертикальном положении так, чтобы общий центр тяжести проецировался в пределах площади опоры. В связи с этим костная система лишается главного стимулирующего фактора постоянного развития — взаимодействия веса тела и обратного действия опоры [33, 35]. Все это препятствует нормальному физическому развитию, увеличивает риск травматизма, затрудняет социальную адаптацию и снижает качество жизни данной группы населения. В связи с этим тренировка устойчивости в вертикальном положении, является одной из важнейших задач физической реабилитации больных с детским церебральным параличом (ДЦП). Вместе с тем, многие вопросы, связанные с регуляцией постурального контроля и методы его коррекции до сих пор остаются недостаточно изученными.

На сегодняшний день отечественными и зарубежными учеными разработаны и предложены множество методов социальной интеграции и комплексной реабилитации инвалидов с ДЦП, которые условно можно разделить на несколько групп: хирургические, физиотерапевтические, лечебная физкультура и массаж, нетрадиционные методы [4, 25, 32, 111, 167,.

168]. Основным их недостатком является ограничение спектра самостоятельно совершаемых двигательных актов в вертикальном положении тела, что замедляет процесс физической реабилитации. В связи с этим, поиск оптимальных средств реабилитации данной категории лиц продолжает оставаться актуальной проблемой.

В настоящее время приоритетным направлением в изучении механизмов поддержания равновесия и реабилитации двигательной активности человека являются биомеханические методы с использованием компьютерных технологий. Так в реабилитации пациентов с нарушениями мозгового кровообращения в клинической практике широко применяется компьютерный стабилизатор с биологической обратной связью «Стабилан -01» [40, 69, 79, 131]. Суть метода заключается в обогащении восходящего афферентного потока центральной нервной системы (ЦНС) сигналами целенаправленных двигательных актов, которые способствуют ускоренному образованию новых функциональных связей, являющихся основой формирования двигательных навыков и выработки нового «правильного» стереотипа движений [97, 112].

Однако, в проанализированной нами научно-методической литературе [11, 51, 52, 53, 55, 58, 60, 66, 93, 159], вопросы касающиеся реабилитации подростков со спастической формой ДЦП методом стабилометрии раскрыты не полностью.

Опрос специалистов, работающих с данной категорией лиц также показал, что в реабилитационных центрах нет специально разработанных программ. Занятия на стабилоплатформе строятся исходя из методик, разработанных для схожих по клиническим проявлениям заболеваний, таких как постинсультный гемипарез, болезнь Паркинсона и т. д. Все перечисленные заболевания являются приобретенными, т. е. у пациентов имеется сформированный навык двигательной активности и удержания тела в вертикальном положении. У большинства подростков с ДЦП таких навыков нет. Все это указывает на необходимость разработки специальной программы для данной категории пациентов с учетом функциональных особенностей их организма.

Кроме того, по мнению К. А. Семеновой (1998), особое внимание при разработке специальной программы следует обратить на функциональное состоянии сердечно-сосудистой системы (ССС) лиц с ДЦП. При длительном обездвиживание происходит определенное увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС), которое рассматривается как проявление общефизиологической закономерности процесса детренированности организма. Данные о величинах артериального давления (АД) противоречивы и разнообразны. Оценка особенностей адаптации сердечнососудистой систему к мышечной нагрузке у подростков с последствиями детского церебрального паралича необходимы для выработки адекватных программ физической реабилитации, определения объема, интенсивности и характера нагрузок [57].

В связи с выше изложенным представляется актуальным проведение специального исследования, направленного на изучение постурального контроля и поддержания равновесия у подростков со спастической формой ДЦП различной двигательной активности, и разработка авторской программы реабилитации данной группы населения с учетом функциональных возможностей их организма.

Цель работы: определить особенности коррекции постурального контроля у подростков со спастической формой детского церебрального паралича различного уровня двигательной активности и оценить эффективность авторской программы с использованием метода стабилометрии.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Выявить функциональные особенности постурального контроля у подростков со спастической формой ДЦП различного уровня двигательной активности.

2. Физиологически обосновать и разработать авторскую программу занятий с использованием метода стабилометрии для подростков со спастической формой ДЦП различного уровня двигательной активности.

3. Оценить эффективность влияние авторской программы на показатели постурального контроля, двигательной памяти у подростков со спастической формой ДЦП с учетом функционального состояния сердечнососудистой системы.

Научная новизна исследования:

— выявлены особенности постурального контроля у подростков со спастической формой ДЦП различной двигательной активности. При низком уровне двигательной активности в вертикальной позе колебания тела во фронтальной плоскости преобладают над колебаниями в сагиттальнойв большей степени проявляются проприоцептивные нарушения: отрицательное влияние зрения на функцию равновесия выявлено у 46,1% подростков высокой и 40% подростков низкой двигательной активности, количество поддерживающих равновесие преимущественно за счет зрения составило 38,5% и 50,0% соответственно;

— разработана и экспериментально обоснована авторская программа занятий для подростков со спастической формой ДЦП с использованием метода стабилометрии. Установлено, что использование авторской программы способствует улучшению регуляции постурального контроля. У подростков обеих групп наблюдается уменьшение площади опоры, длины статокинезиограммы, среднего разброса, разброса ЦД, повышается запас устойчивости равновесия во всех направлениях, улучшается кратковременная двигательная память. Также она оказывает нормализующий эффект на функциональное состояние ССС и повышают ее адаптацию к психоэмоциональному стрессу.

Теоретическая значимость исследования.

Получены дополнительные сведения о коррекции постурального контроля, двигательной активности и функциональном состоянии сердечнососудистой системы подростков со спастической формой ДЦП различного уровня двигательной активности. Физиологически обосновано применение авторской программы с использованием стабилометрии, которая позволяет направленно воздействовать на улучшение функции равновесия и координационных способностей, устойчивость в вертикальной позе. Результаты исследования позволяют расширить подходы к решению проблемы двигательной реабилитации подростков с ДЦП.

Практическая значимость исследования.

В результате проведенного исследования разработана и внедрена в практику авторская программа с использованием метода стабилометрии для реабилитации подростков со спастической формой ДЦП, в основе которой лежит принцип дифференцированного подхода с учетом уровня двигательной активности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности № 138/2011 от 8 декабря 2011 года.

Данные разработки внедрены в Центре физической реабилитации Башкирского института физической культуры (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры», в программу занятий секции спортивного туризма для детей с ДЦП при Республиканском детском оздоровительно-общеобразовательном центре туризма, краеведения и экскурсий г. Уфы.

Результаты, полученные в ходе исследования, также используются в учебном процессе Башкирского института физической культуры (филиал) УралГУФК в цикле дисциплин: «Частные методики адаптивной физической культуры», «Физическая реабилитация», «Теория и организация адаптивной физической культуры». Акты внедрения прилагаются.

Научные положения, выносимые на защиту.

1. У подростков со спастической формой ДЦП различного уровня двигательной активности имеются особенности коррекции постурального контроля, двигательной памяти, качества следящего движения, функционального состояния ССС и ее реакции на психоэмоциональный стресс.

2. Программа занятий с использованием метода стабилометрии для подростков со спастической формой ДЦП, должна строиться с учетом приоритетных задач каждого этапа реабилитации, уровня двигательной активности и функционального состояния ССС.

3. Применение авторской программы с использованием метода стабилометрии способствует повышению эффективности регуляции поддержания вертикальной позы, увеличению запаса устойчивости равновесия, улучшению кратковременной двигательной памяти и качества следящего движенияоказывает нормализующий эффект на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и повышает ее адаптацию к психоэмоциональному стрессу у лиц с диагнозом ДЦП.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается: проведением исследований на достаточном объеме выборок обследуемыхвыбором методов исследования, соответствующих целям и уровню решения проблемыприменением современных диагностических методов и адекватных методов статистической обработки полученных данных.

Апробация работы.

По теме диссертационного исследования опубликовано 17 работ, в том числе 3 публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Основные результаты исследования обсуждались на конференциях: II Всероссийская научно-практическая конференция «Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики» (Уфа, 2010) — Межрегиональная научно-практическая конференция «Развитие физической культуры и спорта в современных условиях» (Стерлитамак, 2010) — Всероссийская научно-практическая конференция «Современные технологии спортивной медицины, физической реабилитации и адаптивного физического воспитания.

Набережные Челны, 2010), XXII Всеуральской научной олимпийской сессии молодых ученых и студентов «Олимпизм, олимпийское движение, олимпийские игры (история и современность)» (Стерлитамак, 2011), Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы формирования культуры здоровья студенческой молодежи» (Йошкар-Ола, 2011), Международная научно-практическая конференция, посвященная 15-летию факультета физической культуры и спорта (Челябинск, 2011), III Всероссийская научно-практическая конференция «Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики» (Уфа, 2011), Научно-практическая конференция посвященной дням молодежной науки в Республике Башкортостан (Уфа, 2012), XXIII Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития научной мысли"(Лондон, 2012).

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.

Список литературы

представлен 168 работами, в том числе 43 на иностранных языках. Работа иллюстрирована 6 таблицами и 12 рисунками и изложена на 124 страницах компьютерного текста.

выводы.

1. Исследование функций постурального контроля и состояния сердечно-сосудистой системы подростков со спастической формой ДЦП выявили особенности, связанные с уровнем их двигательной активности. При низком уровне двигательной активности в вертикальной позе колебания тела во фронтальной плоскости преобладают над колебаниями в сагиттальной, длина статокинезиограммы больше. У обследуемых обеих групп низкий запас устойчивости равновесия во всех направлениях. В большей степени проприоцептивные нарушения выявлены у подростков низкой двигательной активности: отрицательное влияние зрения на функцию равновесия выявлено у 46,1% подростков высокой и 40% подростков низкой двигательной активности, количество поддерживающих равновесие преимущественно за счет зрения составило 38,5% и 50,0% соответственно.

Показатели ЧСС и ДП артериального давления были выше значений здоровых сверстников в обеих группах подростков со спастической формой ДЦП. В состоянии покоя значения ЧСС составили 86,6+10,5 уд/мин у подростков высокой двигательной активности и 106,5+16,4 уд/мин — низкой, показатели ДП составили соответственно 112,9+3,6 и 146,4+4,3 усл.ед.

2. Использование авторской программы в реабилитации подростков со спастической формой ДЦП позволило повысить уровень регуляции постурального контроля, на что указывает повышение эффективности управления и поддержании вертикальной позы у обследуемых обеих групп. У подростков высокой двигательной активности уменьшились: площадь опоры на 61,7% (р=0,002), длина статокинезиограммы на 39,9% (р<0,001), средний разброс на 47,8% (р=0,001). У подростков низкой двигательной активности показатели снизились, по сравнению с фоновыми значениями, соответственно на 41,0% (р=0,002), 13,8% (р=0,001), 15,9% (р=0,001).

Уменьшились значения разброса ЦД у подростков высокой двигательной активности во фронтальной плоскости на 54,4% (р=0,001) в сагиттальной — на 55,0% (р=0,001). Запас устойчивости равновесия вперед увеличился на 35,5% (р=0,001), назад на 29,1% (р=0,001), вправо на 20,8% (р=0,001), влево на 32,8% (р=0,001). У подростков низкой двигательной активности отклонения во фронтальной плоскости уменьшились на 52,3% (р=0,001), в сагиттальной — на 46,8% (р=0,001). Запас устойчивости равновесия вперед увеличился на 41,1% (р=0,005), назад на 29,1% (р=0,005), вправо на 21,0% (р=0,005), влево на 32,8% (р=0,008).

3. Занятия по авторской программе позволили повысить готовность высших отделов головного мозга к формированию образа двигательного действия. В тестах по оценке кратковременной двигательной памяти выявлено, что в группе подростков со спастической формой ДЦП высокой двигательной активности после занятий длительность проходов уменьшилась в 1,4 раза (р=0,009), площадь воспроизводимого треугольника в 1,6 раза (р=0,001), суммарная и средняя ошибки на 24% (р=0,02) и 29,3% (р=0,03) соответственно.

В группе подростков низкой двигательной активности длительность проходов уменьшилась в 1,6 раза (р=0,005), площадь воспроизводимого треугольника — в 1,2 раза (р=0,001), на 12,0% (р=0,01) суммарная ошибка и на 24,4% (р=0,02) средняя ошибка.

4. Занятия по авторской программе оказывают нормализующий эффект на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и психоэмоциональную устойчивость лиц с диагнозом ДЦП. В ходе проведения занятий у подростков высокой двигательной активности ЧСС в состоянии покоя уменьшилась на 10,9% (р=0,03), после нагрузки — на 9,8% (р=0,02), значение ДП уменьшилось на 13,6% (р=0,05).

В группе подростков низкой двигательной активности, значения ЧСС уменьшились по сравнению с фоновыми показателями на 10,2% (р=0,05) и 7,8% (р=0,03) соответственно, а ДП — на 13,7% (р=0,04).

5. Занятия по авторской программе с использованием метода стабилометрии для подростков со спастической формой ДЦП высокой двигательной активности должны проводиться с периодичностью один раз в три месяца, а у подростков низкой двигательной активностью перерыв между курсами занятий не должен превышать одного месяца.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В реабилитации подростков со спастической формой ДДП целесообразно использовать разработанную авторскую программу занятий на компьютерном стабилографическом комплексе «Стабилан-01».

2. Программа занятий должна состоять из нескольких этапов, на которых решаются следующие задачи: формирование смысловой и координационной основы навыка произвольного перемещения центра давлениякоординационная «шлифовка» навыка произвольного перемещения и контроля ЦД, обеспечение его стабильности и вариативностизакрепление выработанного навыка.

3. Отдельные занятия должны состоят из вводной, основной и заключительной частей. Построение основной части отличается в зависимости от двигательной активности и функционального состояния ребенка.

4. Периодичности занятий по авторской программе для подросткой со спастической формой ДЦП высокого уровня двигательной активности должна составлять не более трех месяцев, а у подростков низкой двигательной активности перерыв не должен превышать одного месяца.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. А. Физиология человека Текст. М.: Медицинская книга — Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2003. — 528 с.
  2. Н. А., Власов И. Г. Основы физиологии человека Текст. М.: Изд-во РУДН, 2005. — 408 с.
  3. Е. К. Физиология человека Текст. М.: Советский спорт, 2005.-334 с.
  4. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом) Текст.: метод, пособие / под ред.
  5. A. А. Потапчука. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003. — 218 с.
  6. К. Помощь детям с церебральным параличом: кондуктивная педагогика Текст. -М.: Медицина, 1994. 195 с.
  7. А. В., Фролов А. А., Хорак Ф. Стратегия поддержания равновесия при внезапном возмущении опоры под вертикально стоящим человеком Текст. // Биомеханика-2002: тез. докл. Н. Новгород: ИПФ РАН, 2002.-С. 63.
  8. Н. Н. Основы медицинской физиологии Текст. М.: Практика, 2008.-413 с.
  9. П. К. Функциональная система как универсальный принцип изучения уровней биологической организации Текст. // Развитие концепции структурных уровней: сб. науч. ст. М.: Наука, 1972. — С. 100— 121.
  10. Асимметрия и компенсация вестибулярной функции при поражении ушного лабиринта Текст. / В. Р. Гофман, В. Е. Корюкин,
  11. B. Н. Решетников, В. И. Усачев. СПб.: Оргтехиздат, 1994. — 115 с.
  12. Р. Р., Гирфатуллина Р. Р. Физиология спорта Текст. -Уфа: Изд-во БашИФК, 2007. 195 с.
  13. Л. М., Борисенко Н. Д., Вартанова А. Г. Применение метода стабилографии по принципу биологической обратной связи в комплексном лечении детей с детскими церебральными параличами Текст. // Сборник статей по стабилографии. М., 2006. — С. 121−124.
  14. Л. О. Детская неврология Текст. М.: МЕДпресс, 2010.-608 с.
  15. В.Н., Мистулова Т. Е. Контроль устойчивости равновесия тела спортсмена методом стабилографии Текст. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2003. — № 2. — С. 24 — 33.
  16. Н. Н. Способы управления мышечной активностью при сохранении положении тела в заданиях разной степени трудности и рациональности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. -М. 2001. 23 с.
  17. А. А. Изучение роли зрительной обратной связи в поддержании вертикальной позы у больных с детским церебральным параличом Текст.: дис.. .канд. мед. наук. М., 2003. — 130 с.
  18. Н. А. Очерки о построении движений Текст. М.: Медицина, 1947. — 254 с.
  19. Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности Текст. М.: Медицина, 1966. — 350 с.
  20. А. Н. О построении движений Текст. // ЛФК и массаж. Спортивная медицина. 2008. — № 9−12.
  21. О. В., Пинчук Д. Ю., Михайленок Е. Л. Физиология человека Текст. М.: Наука, 1990. — 262 с.
  22. О. А. Количественная и качественная характеристика нарушения кардиодинамики у детей с церебральным параличом Текст. // Реабилитация детей с детским церебральным параличом: сб. материалов. -Екатеринбург, 1995.-С. 5−7.
  23. С. Н. Компьютерная стабилометрия в диагностике неврологических проявлений поясничного остеохондроза Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук. Саратов, 2010. — 24 с.
  24. А. С. Периферические компоненты постинсультного двигательного пареза Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2002. -44 с.
  25. В. С. Стабилометрия при повреждениях коленного сустава Текст. // Вестн. травматологии и ортопедии. 2002. — № 2. — С. 3437.
  26. Т.С. Возрастные особенности регуляции кровообращения при двигательных нарушениях у детей с церебральными спастическими параличами Текст.: автореф. дис.. канд. биол. наук. М., 1992.-23 с.
  27. А. Л. Комплексный подход к методам реабилитации детей с ДЦП Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 2003.-23 с.
  28. Гаже П.-М., Вебер Б. Постурология. Регуляция и нарушения равновесия тела человека Текст. СПб.: СП6МАПО, 2008. — 316 с.
  29. И. Я. Функциональное состояние системы равновесия при острой кохлевестибулярной патологии (клинико-стабилографический анализ) Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 2002.-26 с.
  30. Н. А. Оптимизация процесса реабилитации детей-инвалидов средствами физической культуры Текст. // Образование и инвалидность: нормативно-правовые аспекты: материалы конф. М., 2005. -С. 65−68.
  31. Н. А. Применение тренажерных устройств в процессе реабилитационных занятий физическими упражнениями детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 25 с.
  32. Н. А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Текст. М.: Советский спорт, 2000. — 224 с.
  33. В. С., Бабакова И. А. Точность поддержания положения проекции общего центра массы человека при стоянии Текст. // Физиология человека. 1995. — Т. 21, № 21. — С. 65−74.
  34. В. С., Лебедев М. А., Левик Ю. С. Эффекты переключения в системе регуляции равновесия у человека Текст. // Нейрофизиология. 1992. — Т. 24, № 4. — С.462−470.
  35. Детская инвалидность и инвалидность с детства как медико-социальная проблема Текст. / Ващенко Л. В., Равлинко А. А., Рубашная О. Ф., Бадогина Л. П. // Здоровье ребенка. 2008. — № 2. — С. 5−7.
  36. Детский церебральный паралич, этиология и патогенез Текст. / Сергеева P.A., Исмагигов М. Ф. // Неврологический вестник им. М. В. Бехтерева 1998. — № 1−2. — С.15.
  37. В. Д. Фронтальная устойчивость вертикальной позы человека Текст.: автореф. дис.. канд. биол. наук. М., 2009. — 27 с.
  38. Г. И. Коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры у инвалидов 11−14 лет с детским церебральным параличом Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2005. — 22 с.
  39. В. С. Введение в адаптивную физическую реабилитацию Текст.: монография. М.: Всерос. науч.-исслед. ин-т. физ. культуры, 2001. — 240 с.
  40. А. Н. Управление параметрами мозгового кровообращения с использованием биологической обратной связи Текст. // Биология наука XXI века: сб. тез. — Пущино, 2002. — Т. 1. — С. 76.
  41. В. И. Введение в клиническую постурологию: качество удержания вертикальной позы важный показатель общего и психического здоровья человека Текст. // Практическая медицина. — 2007. — № 3 (22). -С. 71−73.
  42. В. И. Об актуальности и ведущих аспектах исследования позной регуляции методом компьютерной статокинезиметрии (стабилометрии) в клинической практике Текст. // Реабилитация и восстановительная медицина. 2008. -№ 2. — С. 37−39.
  43. В. И. Нейрореабилитация с использованием приемов ремоделировапия правильных двигательных стереотипов и сенсорного образа движений Текст. // Медицинский алфавит. Больница. Неврология. — 2010.-№ 1.-С. 8−13.
  44. А. А. Состояние статокинетической системы у больных с дисциркуляторной энцефалопатией Текст.: дис.. канд. мед. наук. СПб., 2003- 165 с.
  45. В. JI. Гемодинамика у больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях наркоза и операции в стационаре одного дня Текст.: автореф. дис. канд. мед. наук. -М., 1998. с.
  46. Н. Н., Сермеев Б. В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом Текст. -М.: Советский спорт, 1991. 56 с,
  47. Н. В. Реакции сердечно-сосудистой системы и их коррекции средствами физической реабилитации у больных детским церебральным параличом в хронической резидуальной стадии Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1998. — 26 с.
  48. Н. А. Клинико-стабилометрическая оценка нейрогенных нарушений равновесия и их коррекция методом биоуправления Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук. Новосибирск. 2007. — 26 с.
  49. Н. А., Соломин С. А, Шмидт И. Р. Коррекция нарушений равновесия у больных детским церебральным параличом с использованием метода биоуправления по стабилограмме Текст. // Мануальная терапия. 2008. — № 2 (30). — С. 10−16.
  50. Н. А., Соломин С. А, Шмидт И. Р. Особенности нарушения равновесия у больных ДЦП по данным стабилометрии Текст. // Мануальная терапия. 2008. — № 1(20) — С. 31−37.
  51. М. Е., Устинова К. И., Черникова Л. А. Обучение произвольному контролю позы в условиях биоуправления по стабилограмме Текст. // Материалы XXX Всероссийского совещания по проблемам высшей нервной деятельности. СПб., 2000. — С. 338−341.
  52. А. X., Шаяхметова Э. Ш. Функциональные состояния спортсменов : учеб.-метод. пособие Текст. Уфа: БашИФК, 2008. — 112 с.
  53. М. А. Гельмон Э. Б. Современные медицинские технологии функционального биоуправления в системе медико-биологической реабилитации детей с церебральной патологией Текст. // Медицинский альманах. 2010.-№ 2 (11). — С. 136−138.
  54. Н. И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и физическое развитие детей и подростков с ограниченной двигательной активностью Текст.: дис.. канд. биол. наук. Казань, 2005. — 108 с.
  55. Д. А. Стабилометрия в диагностике и лечении детей с гемипаретической формой детского церебрального паралича Текст.: дис.. канд. мед. наук: -М., 2007. 124 с.
  56. Е. В. Современные представления об «инвалидности» // Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) Текст. СПб., 2003. — С. 1−11.
  57. В. Т. Новые технологии в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом в поздней резедуальной стадии Текст.: дис.. д-ра. мед. наук. М., 2005. — 262 с.
  58. В. Т. Эффективность физических методов коррекции двигательных нарушений при детском церебральном параличе в форме спастической диплегии в поздней резидуальной стадии Текст.: автореф. дис.. .канд. мед. наук. М., 1999. — с. 24
  59. Н. Г. Клинико-стабилометрическая характеристика вертикальной позы инвалидов с нижней парплегии Текст. // Клиническая постурология, поза и прикус: материалы междунар. симпозиума. СПб., 2004.-С. 108−115.
  60. Н. Г. Особенности стабилометрии больных с патологией позвоночника и спинного мозга Текст. // Медицина в Кузбассе: спецвыпуск. 2003. — № 2. — С. 65−66.
  61. В. В., Сахаров В. JI. Аппаратно-программный комплекс для исследования нервно-мышечной активности человека Текст. // Медицинские информационные системы: межведомств, темат. сб. Н. Новгород. — 1995. — Вып. 5. — С. 59−62.
  62. С. Н. Биоуправление в медицине и физической культуре Текст. // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 10. — С. 41— 44.
  63. O.A., Сергеенко Е. Ю. Ремоделирование двигательного акта — способ лечения детей с ДЦП, основанный на иерархической структуризации системы регуляции движений Текст. // ЛФК и массаж -2007.-№ 2.-С. 8−13.
  64. Ю. С. Система внутреннего представления в управлении движениями и организации сенсомоторного взаимодействия Текст.: автореф. дис.. д-ра биол. наук. М., 2006. — 46 с.
  65. Ю. С. Стабилография в исследованиях управления позой Текст. // Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический выпуск. «Медицинские информационные системы». 2008. — Т. 83, № 6 — С. 108−112.
  66. Л ильин Е. Т., Степанченко О. В., Бриль А. Г. Современные технологии восстановительного лечения и реабилитации больных с детским церебральным параличом Электронный ресурс. // Детский доктор. 1999. -№ 2. — URL: http://medi.ru/pediatr.
  67. Л. А. Функция равновесия клинические аспекты Текст.: дис.. д-ра мед. наук. — М., 1991. — 364 с.
  68. Л. А., Ганичкина И. Я., Доронина О. М. Методика биологической обратной связи в реабилитации больных с нарушением функции равновесия Текст. // Вестн. оториноларингологии. 2002. — № 2. -С. 18−20.
  69. Л. А., Доронина О. М., Ганичкина И. Я. Реабилитация вестибулярных расстройств с использованием стабилометрии Текст. //
  70. Клиническая постурология, поза и прикус: материалы Междунар. симпозиума. Спб., 2004. — С. 136−137.
  71. М.О. Физическая реабилитация старшеклассников-инвалидов с последствиями детского церебрального паралича в поздней резедуальной стадии Текст.: дис.. канд. пед. наук. -М., 2003. 188.
  72. В. JI. Социально-гигиенические исследования роли семьи в реабилитации детей-инвалидов Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1992.-28 с.
  73. Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): советы родителям и педагогам по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии Текст. М.: ВЛАДОС, 1997. — 304 с.
  74. Методические рекомендации по восстановительному лечению больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича Текст. / под ред. К. А. Семеновой. М.: Аюрведа, 1995. — 495 с.
  75. В. Г. Диагностические возможности компьютерной стабилографии в оценке нарушений функции равновесия у больных с патологией вестибулярного аппарата Текст.: дис.. канд. мед. наук. СПб., 1997.- 176 с.
  76. Т. Г. Патогенетическая роль нарушений системной гемодинамики при детском церебральном параличе Текст.: автореф. дис.. канд.мед. наук. Челябинск, 1998. -23 с.
  77. Н. А. Физическая реабилитация детей с последствиями ДЦП в условиях спортивно-игрового центра Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2000. 23 с.
  78. А.И. Общая биомеханика. Тексты лекций по курсу «Биомеханика физических упражнений» Текст. Гродно, 2000. — 61 с.
  79. А.Б., Шабалов Н. П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных: Руководство для врачей. Текст. СПб.: Питер, 2000. -224 с.
  80. Ю. П. Особенности кардиореспираторной системы у больных со стойкими последствиями детского церебрального паралича Текст.: автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 2000. — 40 с.
  81. И. С., Лузинович В. М., Сологубов Е. Г. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции. М., 1996. — 248 с.
  82. С. В. Методические приемы двигательной реабилитации инвалидов (ДЦП) средствами «искусственной управляющей среды» Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук. Пенза, 2003. — 22 с.
  83. Постуральный контроль Электронный ресурс. // Медицинский портал для врачей и студентов. URL: http://doctorspb.ru/articles.php7article id=l 553 (дата обращения: 19.02. 2011).
  84. Н. В. Стабилометрия в клинике и диагностике легкой черепно-мозговой травмы Текст.: автореф. дис. .канд. мед. наук. -Пермь, 2003.
  85. В. Н. Особенности стабилометрии больных с параплегией, глубоким парапарезом Текст. // Медицина в Кузбассе: спецвыпуск. 2003. — № 2. — С. 73−74.
  86. Руководство пользователя. Программно-методическое обеспечение компьютерного стабилографического комплекса 81аЬМес1 2 Текст. Таганрог: ЗАО «ОКБ» РИТМ", 2008. — 254 с.
  87. М. Ю. Физиологические особенности стабилометрии в оценке статического равновесия у детей с младшего школьного возраста в норме и при нарушениях двигательной функции Текст.: дис.. канд. мед. наук. Архангельск, 2005. — 123 с.
  88. К. А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича Текст. М.: Антидор, 1999.-384 с.
  89. А. Н. Взаимодействие зрительного и проприоцептивного анализаторов при поддержании вертикальной позы у больных с детским церебральным параличом Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1999. — 23 с.
  90. Д. В. теоретические и практические аспекты современной постурологии Текст. // Клиническая постурология, поза и прикус: материалы Междунар. симпозиума. Спб., 2004. — С. 30−31.
  91. Д. В. Биомеханические методы в реабилитации патологии походки и баланса тела Текст.: автореф. дис.. д-ра мед. наук. -М., 2008.-42 с.
  92. Д. В. Клинический анализ движений. Стабилометрия Текст. М.: Антидор, 2000. — 192 с.
  93. Д. В. Стабилометрия человека история, методология и стандартизация Текст. // Медицинские информационные системы: межведомств, темат. сб. науч. ст. — Таганрог, 1995. — Вып. 5. — С 132−135.
  94. , Д. В. Клинический анализ движений, анализ походки Текст. М.: НПЦ Стимул, 1996. — 344 с.
  95. С. С. Биологическая обратная связь на основе методов и средств компьютерной стабилографии Текст. // Биоуправление 4: теория и практика. — Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. — С. 292−299.
  96. С. С. Становление и перспективы развития отечественной компьютерной' стабилографии Текст. // VI Всероссийская конференция по биомеханике: тез. докл. Н. Новгород, 2002. — С. 26.
  97. С. С., Кондратьев И. В. Отечественная компьютерная стабилография: состояние, проблемы и перспективы Текст. // Сборник статей по стабилографии. Таганрог, 2006.
  98. А.Д. Двойное произведение" в диагностике состояния сердечно-сосудистой системы Текст. // Физиология человека. 1991. — Т. 17. -№ 3. — С. 64.
  99. А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная Текст.: учебник. М.: Олимпия Пресс, 2005. — 528 с.
  100. Статистика по детям инвалидам в России на 2010 год Электронный ресурс. // РиаНовости. 2010. 1ШЬ: http://ria.ru/society/20 090 917/185412439.html (дата обращения: 18.05.2011).
  101. Ю. В. Эффективность комплексной программы физультурно-оздоровительных мероприятий для детей с ДЦП 10−14 лет в условиях специализированного детского санатория Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2002. — 23 с.
  102. Т. В., Новикова С. В. Адаптивная физическая культура для детей с детским церебральным параличом Текст.: учеб. пособие. -Уфа: Изд-во БашИФК, 2008. 120 с.
  103. . И. Нормальная физиология человека Текст. М.: Медицина, 2005. — 928 с.
  104. ПО.Ткаченко Б. И. Физиология человека Текст. М.: ГЭОТАР -Медиа, 2009. — 496 с.
  105. Ш. Умнов В. В., Хачатрян В. А. Лечение двигательных нарушений при детском церебральном параличе: от ортопедии к нейроортопедии Текст. // Травматология и ортопедия России. СПб. 2002. — № 3. — С. 59−62.
  106. В.Н. Пронстранственное чувство, вестибулярный аппарат и статокинеститеская система Текст. // XV Съезд оторинолорингологов: тез. докл. Спб., 1995. — С. 49−54.
  107. ПЗ.Усакова Н. А., Красильникова Р. Г. Физические факторы в лечебной физической культуре Текст. М.: Советский спорт, 2006. — 192 с.
  108. Н.Устинова К. И. Технология обучения больных с постинсультными гемипарезами произвольному контролю вертикальной позы с использованием компьютерного биоуправления по стабилограмме Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2000. — 24 с.
  109. Физиология человека Текст.: учебник / под. ред. В. М. Покровского. М.: Медицина, 1998. — 448 с.
  110. А. Кондуктивная педагогика А.Петё, развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст. М.: Академия, 2003. -132 с.
  111. Функциональная диагностика и немедикаментозное лечение двигательных нарушений при рассеянном склерозе Текст. / Попова Н. Ф., Шагаев А. С., Бойко А. Н., Доценко В. И. // Неврология и психиатрия. -2007. № 4. — С. 137−141.
  112. Р. Помощь детям с церебральным параличом Текст. / под. ред. Е. В. Клочковой. М.: Теревинф, 2007. — 336 с.
  113. JI. А. Пластичность мозга и современные реабилитационные технологии Текст. // Анналы неврологии. 2007. — Т. 1, № 2. — С 40-^7.
  114. JI. В. Частные методики адаптивной физической культуры Текст. -М.: Советский спорт, 2007. 608 с.
  115. JI. М. Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич Текст. СПб.: Дидактик Плюс, 2001. — 272 с.
  116. Ю. К., Герасимов К. В. Вестибулярная функция и физиологические механизмы вестибулярной реакции Текст. СПб.: ВМедА, 1997.- 106 с.
  117. Aziz К., Vickar D.B., Sauve R.S., Etches Р.С. Pain K.S., Robertson C. M Text. // Pediatrics. 1995 — Vol. 95. — P. 837 — 884
  118. Alexandrov A. V. et. al. Feedback equilibrium control during human standing Text. // Biol. Cybern. 2005. — Vol. 93(5). — P. 309−322.
  119. Barona de Guzman R., Armengot M. C., Vestibular compensation. Rehabilitation of a patient with vertigo Text. // Acta Otorrinolaringol. Esp. -1994. -Nov. Dec. — Vol. 45(6). — P.401−405.
  120. Bowen J. R., Starts D. R., Arnold J. D., Silmmons J. L., Ma P. J., Leslie G. I. // J. Paediatr. Child. Health. 1993. — Vol. 29. — P. 276−281.
  121. Bax M. Goldstein M. Rosenbaum P. Leviton A. Proposed Definition and Classification of Cerebral Palsy Text. // Journal of Developmental Medicine and Child Neurology. 2005. — Vol. 47. — P. 571−576.
  122. Clinical and stabilometric monitoring in a case of cerebellar atrophy with vitamin E deficiency / C. Battisti, E. D. Toffola, A. P. Verri, E. Serra, M. T. Dotti, P. Formichi, A. Federico // Brain Dev. 1998. — Jun.- 20 (4). — P. 253−257.
  123. Dursun E., Hamamci N., Donmez S., Tuzunalp O., Cakci A. Angular biofeedback device for sitting balance of stroke patients Text. // Stroke. -1996. -Aug.-Vol. 27(8).-P. 1354−1357.
  124. Duarte M., Freitas, S. Control of equilibrium in humans Sway over sway. Text. // Oxford University Press, Oxford. — 2011. — P. 219−242.
  125. Doyle, R.J., Ragan, B.G. Generalizability of stabilogram diffusion analysis of center of pressure measures. Text. // Gait & Posture. 2008. — Vol. 27.-P. 223−230.
  126. F. Horak Clinical assessment of balance disorders Text. // Gait & Posture. 1997. — № 6. -Vol. 1. — P. 76−84.
  127. Gage J. R. Gait analysis. An essential tool in the treatment of cerebral palsy Text. // Clin. Orthop. Rela. t Res. 1993. — Mar. — Vol. 288. — P. 126−134.
  128. Gagey P. M., Weber B. Posturologie Regulation et dereglements de la station debout Text. Paris: Masson, 1995. — 145p.
  129. Gyrfinkel V. S. Ivanenko Y. P., Levik Y. S., Babakova I. A. Kinesthetic reference for human orthograde posture Text. //Neuroscience. 1995. -Vol. 68.-P. 229−243.
  130. Gold, A. Influence of season and heat on energy expenditure during rest and exercise Text. // J. Appl. Physiol. 1996. — № 27. — P. 9.
  131. Hirvonen T. P., Aalto H., Pyykko I. Stability limits for visual feedback posturography in vestibular rehabilitation Text. //Acta Otolaryngol. Suppl. 1997. — Vol. 529. — P. 104−107.
  132. Lin J. P. The cerebral palsies: a physiological approach Text. // T. Neurol. Neurosurg. Psychiatry. 2003. — Vol. 74. — P. 23−29.
  133. Lindemann U., Rupp K., Muche R., Nikolaus T., Becker C. Improving balance by improving motor skills Text. // Zeitschrift fur Gerontologie und Geriatrie. 2004. — Feb. -Vol. 37(1). — P. 20−26.
  134. Dozza M., Chiari L., Chan B., Rocchi L. Influence of a portable audio-biofeedback device on structural properties of postural sway Text. // Jornal of NeuroEngineering and Rehabilitation. 2003. — Vol. 3. — P. 64−78.
  135. Miller G. Cerebral Palsies: An Overview. In: The Cerebral Palsies: causes, consequences, and management Text. Boston: ButterworthHeinemann, 1998. — 35 p.
  136. Norre M. E. Posturography: head stabilization compared with platform recording. Application in vestibular disorders Text. // Acta Otolaryngology Suppl. 1995. — Vol. 520 (2). — P. 434−436.
  137. Rhea, C.K., Silver, T.A. et al. Noise and complexity in human postural control: Interpreting the different estimations of entropy. Text. // PLoS ONE.-2011.-Vol. 6. P. 1−9.
  138. Peterka R. J. Sensorimotor integration in human postural control Text. // J. Neurophysion. 2002. — Vol. 85. — P. 1097−1118.
  139. Petersen H., Magnusson M., Johansson R., Fransson P.A. Auditory feedback regulation of perturbed stance in stroke patients Text. // Scand. J. Rehabil. Med. 1996. — Dec. — Vol. 28(4). — P. 217−223.
  140. E., Koussouri M., Toupadaki N. Papavassiliou A. // Scand. J.Soc.Med. 1996. — Vol. 24. — P. 14−26.
  141. Pharoah P. O. Causal hypothesis for some congenital anomalies Text. // Twin Res Hum Genet. 2005. — Dec. — Vol. 8 (6). — P. 543−550.
  142. Pharoah P.O. Prevalence and pathogenesis of congenital anomalies in cerebral palsy Text. // Arch. Dis. Child. Fetal Neonatal Ed. 2007. — Nov. — Vol. 92 (6).-P. 489−493.
  143. Schubert, P., Kirchner, M. About the structure of posturography: Sampling duration, parametrization, focus of attention (part II). Text. // Journal of Biomedical Science and Engineering. 2012. — Vol. 5. — P. 508 -516.
  144. Suvaudra G. Experimental analysis changing Visual Stimulus in Posturography Text. Lung Institute of Technology, 2003.
  145. Thapa P. B., Gedeon P. Comparison of clinical and biomechanical measures of balanst and mobility in elderly nursing home residents Text. // J. Am. Geriatr.Soc. -1994. May. — Vol. 42 (5). — P. 493−500.
  146. Uldall P.V., Topp M.W., Madsen M. Text. // Ugeskr.Laeger. 1995. -Vol. 157.-P. 740−742.
  147. Winter D. A. A.B.C. (Anatomy, Biomechanics and Control) of Balance during Standing and Walking Text. Waterloo: Waterloo Biomechanics, 1995. — 56 p.
  148. Winter D. A. The biomechanical and motor control off human gait Text. University Waterloo Press, 2002.
  149. Williams H, Pountney T. Effects of a static bicycling programme on the functional ability of young people with cerebral palsy who are non-ambulant Text. // Developmental Medicine and Child Neurology. 2007. 49(7):522−532
  150. Yu S., Fetterrs L. An intensive virtual reality program improves functional balance and modality of adolescents with cerebral palsy //Pediatric Phys Ther.-2011. Vol. 23.-P. 267.
  151. Biofeedback theat ment for cerebral palsy in children adolescents Электронный ресурс. URL: http://joumals.humankinetics.com/pes-back-issues (дата обращения: 15.08.2011)
  152. Computerized static posturographic assessment after treatment of equines deformity in children with cerebral palsy Электронный ресурс. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/2 010 119 (дата обращения: 14.06.2010).
  153. Children with cerebral palsy exhibit greater and more postural sway typical developing children Электронный ресурс. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC213 7946/ (дата обращения:1406.2010).
  154. Rehabilitation and Cerebral Palsy Электронный ресурс. URL: http://emedicine.medscape.c0m/article/310 740-overview#al (дата обращения:1508.2011).
  155. Conductive Education Электронный ресурс. URL: http://www.peto.ru (дата обращения: 18.05. 2010).
  156. What is Reflexlocomotion and how does it work Электронный ресурс. // Internationale Vojta Gesellschaft E.V. URL: http://www.vojta.com (дата обращения: 17.08. 2010).
Заполнить форму текущей работой