Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование конкурентной стратегии предприятия: На материалах предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-третьих, непредсказуемость, нестабильность экономической ситуации, недостаточная урегулированность законодательной базы связанные с переходным периодом, не всегда позволяет спрогнозировать будущую ситуацию и проанализировать состояние и развитие конкурентной среды в той или иной отрасли, а также направление будущего хода событий, что накладывает отпечаток на содержание, этапы и подходы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ И
  • РАЗРАБОТКЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ
    • 1. 1. Основы построения конкурентной стратегии предприятия
    • 1. 2. Методические подходы к формированию устойчивого конкурентного преимущества
    • 1. 3. Методические основы оценки и обеспечения конкурентоспособности продукции
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 2. 1. Анализ рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия
    • 2. 2. Формирование системы показателей конкурентоспособности продукции
    • 2. 3. Комплексный анализ издержек, объема производства и прибыли с целью усиления конкурентоспособности предприятия
  • ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО РОЗЛИВУ МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДЫ
    • 3. 1. Формирование системы стратегического управления предприятием
    • 3. 2. Концептуальные направления усиления конкурентоспособности предприятия

Формирование конкурентной стратегии предприятия: На материалах предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стержнем современного рыночного механизма можно назвать конкуренцию. Это связано не только с тем, что масштабы ее проявления неизмеримо возросли за последние годы. Главное здесь состоит в том, что конкуренция, являясь конкретной формой функционирования рыночных отношений, составляет важный элемент рыночного механизма, что позволяет выделить в нем две стороны: механизм взаимосвязи спроса и предложения с целевой функцией их сбалансированияконкурентный механизм с целевой функцией стимулирования товаропроизводителей.

Этим порождается необходимость выявления существенных особенностей понятия «конкурентоспособность» и «конкурентная стратегия». При этом особого внимания заслуживает теоретико-методологическая трактовка анализа конкуренции, основанная на понимании ее двойственного характера и места конкурентной стратегии в рыночной экономике.

Большой зарубежный опыт изучения конкуренции и предпринимательства пока еще не позволяет адекватно отразить процессы их взаимодействия в системе переходной экономики России. В связи с этим возникает потребность в разработке отечественной методологической базы исследования данных процессов с учетом особенностей рыночной экономики переходного периода и общемировых тенденций.

Поскольку процесс взаимодействия конкуренции и предпринимательства выражается в форме конкурентной борьбы, необходимо иметь адекватную для определенной степени зрелости рыночных отношений конкурентную стратегию, которая обеспечивала бы наибольшие успехи в ходе данной борьбы. Кроме того, изменившиеся в последнее время усилия конкурентной борьбы, характеризующейся переходом от статистической конкуренции к динамической, требует формирования нового — конкурентоспособного механизма управления предпринимательской деятельности.

Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных успешно функционировать в условиях рынка, а с другой стороны, это легализованная форма экономической борьбы самостоятельных хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию, ее рынки сбыта с целью получения более высоких доходов.

Конкуренция обеспечивает работу рынка, выполняя ряд важнейших функций как регулирующая, аллокационная, инновационная, распределительная, контролирующая. Конкуренция является конституирующим признаком рыночной экономики, движущей силой экономического процесса. Поэтому перед обществом стоит важная и сложная задача по формированию и развитию конкурентной среды.

Обращение к вопросам конкурентоспособности предприятий по розливу минеральной воды продиктовано ролью рассматриваемого региона как одного из основных поставщиков на российский рынок высококачественного продовольственно-лечебного продукта. Другая причина — добыча и розлив минеральной воды (как подкомплекса пищевой и перерабатывающей промышленности АПК) имеет большое значение и для экономики, и для имиджа региона.

В-третьих — проблемы формирования и развития конкурентоспособной стратегии в данной подотрасли — одна из самых мало исследованных и актуальных как в теоретическом аспекте, так и в практической деятельности по формированию продовольственной безопасности.

Степень разработанности проблемы. Одним из инструментов, позволяющих решить проблему достижения и повышения конкурентоспособности, являются: правильный выбор, разработка и реализация конкурентной стратегии, определяющие общее развитие предприятия и достижение им устойчивого долговременного конкурентного преимущества в соответствующей отрасли (на рынке).

Определение методических основ формирования и реализации конкурентной стратегии, а также выявление с этих позиций причин успеха или неудачи предприятия в рыночной экономике уже около пяти десятилетий является центральной темой исследований в области стратегического менеджмента. Осуществление новых для руководства отечественными предприятиями управленческих функций, а также, решение задач о перспективных направлениях развития хозяйствующего субъекта требует современных знаний в области стратегического менеджмента, изучения и апробации передового зарубежного опыта к отечественным условиям.

Значительный вклад в решение данной проблемы внесли зарубежные ученые: Г. Саймон, Ф. Котлер, Л. Клейн, Г. Минцберг, Дж. Миль, М. Портер, Б. Хендерсон. Имеются и отечественные исследования, посвященные отдельным концепциям конкурентоспособности предприятия — В. Архипов, В. Быков, В. Окрепилов, В. Мисаков, А. Юданов, Ю. Шевченко и другие.

Однако, ряд вопросов теоретического, методического и практического характера, касающихся формирования конкурентной стратегии функционирования и развития предприятия в условиях конкурентной среды требует дальнейшей разработки. Это касается и исследований, систематизирующих зарубежный опыт в области стратегического менеджмента, определения современных тенденций и подходов к формированию и выбору конкурентной стратегии, а также их адаптации к отечественным условиям функционирования предприятий.

Значимость исследования методических основ формирования конкурентной стратегии, являющейся инструментом развития и существования предприятия в сложной, непредсказуемой конкурентной среде и позволяющей предприятию достигнуть длительной и устойчивой конкурентоспособности в соответствующей ему отрасли, а также, недостаточная разработанность этих вопросов определяют актуальность диссертационного исследования.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании теоретических и методических вопросов формирования конкурентной стратегии и разработке практических рекомендаций по ее реализации на предприятиях по розливу минеральной воды.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

— исследование экономического содержания понятия конкурентной стратегии, ее эволюционного развития и причинно-следственной взаимосвязи с понятиями политики предприятия, конкурентоспособности, формирования конкурентных преимуществ, конкурентной позиции;

— анализ содержательных элементов и логики процесса стратегического планирования на предприятии, функционирующем в условиях конкурентного рынка;

— исследование состояния и развития конкурентной среды в анализируемой отрасли, ее специфического влияния на процесс формирования конкурентной стратегии;

— анализ рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия;

— разработка системы показателей конкурентоспособности продукции на основе комплексного анализа издержек, объема производства и прибыли;

— стратегическая ориентация систем управления предприятием;

— развитие маркетинговых исследований в отрасли;

— осуществление выбора конкурентной стратегии для предприятия и разработка рекомендаций по ее реализации.

Предметом исследования являются теоретические, методические и практические проблемы, связанные с формированием и реализацией конкурентной стратегии на предприятиях.

Объектом исследования является производственно-коммерческая деятельность предприятий по добыче и розливу минеральной воды Кабардино-Балкарской Республики.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области экономической теории, теории и методологии рыночных отношений в пищевой и перерабатывающей промышленности, стратегического менеджмента. В ходе исследования изучены и использованы законодательные акты РФ, нормативные и методические материалы в области конкурентных отношений, данные статистической отчетности и научно-исследовательских институтов, а также, информация, полученная в ходе самостоятельно проведенных автором исследований на предприятиях пищевой промышленности АПК КБР. Методика исследования основана на использовании диалектической логики и системного подхода.

В ходе исследования использовались общенаучные методы: анализ и синтез, логический и сравнительный анализ, системный подход, методы экспертной оценки, а также статистические методы обработки данных. Информационной базой исследования явились материалы 47 заводов по розливу минеральной воды Кабардино-Балкарской республики.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке организационно-экономических основ механизма формирования стратегии управления конкурентоспособностью предприятия.

На основе проведенных исследований получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие ее новизну и являющиеся предметом защиты:

— уточнена классификация видов конкурентной стратегии, которая основана на выборе стратегических целей, методов и средств их достижения;

— предложены и систематизированы методические подходы к формированию устойчивых конкурентных преимуществ предприятия, как основной цели при разработке конкурентной стратегии, ориентированной на достижение и повышение конкурентоспособности предприятия;

— разработаны методические основы и практические рекомендации по оценке и обеспечению конкурентоспособности продукции, основанные на определении принципов формирования и поддержания длительности и устойчивости конкурентных преимуществ, составляющих основу конкурентоспособности предприятия;

— на основе исследования финансового состояния хозяйствующих субъектов разработана методика анализа рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия, позволяющая обеспечивать повышение конкурентоспособности и экономической устойчивости4 предприятий в рыночной среде;

— даны методические положения и разработан алгоритм по проведению комплексного анализа издержек, объема производства и прибыли с целью определения конкурентоспособного потенциала хозяйствующего субъекта;

— предложены приоритетные направления формирования системы стратегического управления предприятием, реализация которых будет способствовать обеспечению конкурентоспособного развития предприятия;

— предложены рекомендаций по развитию концептуальных направлений усиления конкурентоспособности предприятия.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности применения выводов, рекомендаций и предложений автора руководством пищевых предприятий при разработке и реализации конкурентной стратегии, направленной на достижение длительной и устойчивой конкурентоспособности предприятия, а также в использовании их в учебном процессе. Основные выводы и положения диссертационной работы опубликованы в 11 печатных работах. Апробирована и используется авторская модель комплексного анализ издержек, объема производства и прибыли в ОАО «Русь» и ЗАО «Александровский завод минеральных вод».

Структура и объем диссертации

«Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа изложена на 196 страницах машинописного текста, содержит 15 таблиц, 17 рисунков. Список использованной литературы насчитывает 159 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование в рамках поставленной в диссертационной работе цели изучения теоретических, методических и практических вопросов формирования и реализации конкурентной стратегии промышленного предприятия, а также решение поставленных в соответствии с целью задач, позволило получить следующие основные результаты.

1. Успешное функционирование и развитие малого бизнеса в рыночной экономике требует обоснованного подхода к формированию его конкурентной стратегии. В большинстве современных работ в области стратегического менеджмента понятие конкурентной стратегии трактуется как совокупность правил и приемов, которыми должно руководствоваться предприятие, если его целью является достижение и поддержание конкурентоспособности в соответствующей отрасли. В свою очередь, конкурентоспособность предприятия означает его способность выдержать конкуренцию со стороны соперников в данной отрасли и выражается в занимаемой предприятием конкурентной позиции.

Конкурентная позиция определяется как позиция, которую то или иное предприятие занимает в своей отрасли в соответствии с результатами своей деятельности и со своими преимуществами и недостатками по сравнению с конкурентами. Соответственно, конкурентная стратегия предприятия ориентирована на достижение конкурентных преимуществ, обеспечивающих наилучшее и устойчивое долговременное финансовое положение предприятия, а также завоевание прочных позиций на рынке.

2. Применение системного подхода при анализе конкуренции в условиях переходного периода позволило сделать вывод о том, что как сложное единое целое конкуренция является частью экономической системы. Она граничит с социальной, правовой, политической сферами общественной жизни и подвержена влиянию изменений, происходящих в них. Рассматривая двойственный характер конкуренции, нами обосновано, что конкурентный механизм выступает как подсистема рыночного механизма и находится в диалектической взаимосвязи с механизмом взаимодействия спроса и предложения. Оптимизация данной взаимосвязи способствует достижению рыночного равновесия.

Конкурентный механизм, выражая отношения обособленных товаропроизводителей, с одной стороны, и потребителей их продукции — с другой, выступает как совокупность форм и методов конкурентной борьбы с целевой функцией стимулирования товаропроизводителей.

Рассматривая конкурентный механизм как систему экономических отношений, выступающую подсистемой рыночного механизма, мы полагаем, что эффективность функционирования конкурентного механизма непосредственно зависит от реализации и согласования экономических интересов субъектов противоречивых конкурентных отношений. Эти противоречия являются источником развития конкурентного механизма, общее направление которого задается экономическими условиями как переходной экономики в целом, так и ее важнейшего сегмента — малого предпринимательства.

3. Реализация указанных методических подходов к формированию конкурентной стратегии в практике отечественных предприятий малого бизнеса требует определенной адаптации, связанной со спецификой переходного периода к рыночной экономике в России и функционированием предприятий в условиях формирующейся конкурентной среды.

По нашему мнению процесс адаптации должен осуществляться с учетом следующих факторов. Во-первых, необходимо обеспечить сбор и анализ большого объема информации при выработке конкурентной стратегии предприятия, от достоверности которой зависит конечный результат выбора стратегии ее правильность и соответствие условиям внутренней и внешней среды предприятия. В этой связи, требуется усовершенствовать информационную систему как на макро-, так и на микроуровне, переориентировав информационные потоки оперативного и тактического характера на стратегический информационный уровень.

Во-вторых, для эффективною стратегического планирования необходимо обеспечить высокое качество менеджмента на отечественных предприятиях малого бизнеса, так как, недостаточная квалификация и уровень образования руководства предприятий этого сектора экономики является в ряде случаев сдерживающим фактором использования методов и средств стратегического планирования.

В-третьих, непредсказуемость, нестабильность экономической ситуации, недостаточная урегулированность законодательной базы связанные с переходным периодом, не всегда позволяет спрогнозировать будущую ситуацию и проанализировать состояние и развитие конкурентной среды в той или иной отрасли, а также направление будущего хода событий, что накладывает отпечаток на содержание, этапы и подходы к формированию стратегии. В этой связи, в некоторых случаях, с нашей точки зрения предпочтителен ресурсный подход к выработке стратегии, основанный в большей степени на исследовании и анализе внутренних возможностей предприятия малого бизнеса.

4. Анализ нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного (муниципального) самоуправления показывает, что в большинстве регионов работа по регулированию привлечения субъектов малого предпринимательства к выполнению госзаказов ведется крайне слабо. Подобная нормативно-правовая база существует лишь в нескольких регионах.

В Кабардино-Балкарской республике, например, игнорируется требование закона о поддержании малого бизнеса, закрепляющее за малыми предприятиями не менее 15% общего объема государственных поставок продукции общегражданского назначения на основе конкурсов, проводимых между субъектами малого предпринимательства. Отчетливо прослеживается несогласованность ведомственных и отраслевых нормативно-правовых актов с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

В связи с этим, мы считаем необходимым усилить законодательную защиту интересов субъектов малого бизнеса в системе государственной кон-трактизации. Для этого следует на правительственном уровне региона установить, какие именно государственные заказчики и по каким видам продукции должны резервировать долю госзаказа для привлечения субъектов малого предпринимательства, утвердить правила и порядок проведения конкурсов между субъектами малого предпринимательства на поставки продукции для государственных нужд.

5. В ходе исследования установлено, что наличие конкурентных преимуществ у предприятия — необходимое, но недостаточное условие при ведении жесткой конкурентной борьбы, поэтому указано, что следует иметь четкую и адекватную условиям рынка модель поведения (стратегию).

Поскольку в настоящее время предприниматели еще не осознали важность стратегического управления, рассмотрены вопросы формирования конкурентных преимуществ в условиях жесткой конкурентной борьбы, что позволило предложить новый методический инструментарий для разработки стратегии хозяйствующего субъекта, учитывающий характер предпринимательской деятельности. Из рассмотренного комплекса стратегий нами выделены те, которые наиболее подходят малым предприятиям при формировании ими конкурентных преимуществ. При этом особый акцент сделан на стратегиях технологического скачка в научно-техническом развитии и пионерской позиции при конкуренции на товарном рынке.

В связи с тем, что любая предпринимательская структура, работающая в условиях рыночных отношений, находится в зоне действия конкурентных сил, перед предпринимателем постоянно стоит задача принятия таких решений, которые позволяют предприятию удерживать и развивать свои позиции в условиях конкурентной борьбы. В соответствии с этим в работе проанализирован механизм конкурентного воздействия на экономический механизм формирования и развития стратегии предприятий Кабардино-Балкарской республики по розливу минеральной воды.

6. Как показывает анализ регионального опыта, выход из кризиса может быть найден посредством интеграции всех субъектов пищевого подкомплекса АПК по розливу минеральной воды. Одним из вариантов развития интеграции является формирование и эффективное использование вертикально интегрированных структур. Все участники указанных структур при сохранении своей юридической самостоятельности объединяют свои материальные и нематериальные активы в целях технологической и экономической интеграции, реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта продукции — минеральной воды, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Важным условием эффективной деятельности интегрированных формирований является установление производственно-экономических отношений между участниками — хозяйствующими субъектами и их подразделениями, построенными на взаимном интересе и взаимной результативности экономического сотрудничества партнеров независимо от их сферы деятельности, формы хозяйствования и собственности.

Основными принципами их формирования и деятельности в исследуемом подкомплексе в условиях возрастающей конкуренции должны стать приоритет потребителя над производителем, обеспечение эквивалентности обмена и равновыгодности условий производства между всеми партнерами по всем стадиям жизненного цикла производимой продукции (проектирование, производство, переработка и реализация конечного продукта), согласованность их интересов с ориентацией на достижение максимальных конечных результатов.

7. Используя принципы финансово-экономического анализа, нами разработана методика анализа финансовой устойчивости предприятий по розливу минеральной воды в условиях неопределенности и риска, представляющее собой новое направление, позволяющее совершенствовать систему финансового анализа и прогнозирования развития потенциала предприятия. Эта методика успешно использована рядом предприятий, особенно на инвестиционной стадии жизненного цикла.

На примере ОАО «Минеральные воды Кабардино-Балкарии» предложена и апробирована методика анализа рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия.

8. С целью создания и развития регионального подкомплекса по розливу минеральной воды в Кабардино-Балкарии, мы предлагаем создать ОАО Производственно-Торговое Объединение «Минеральные воды Кабардино-Балкарии». В этой связи необходимо реализовать комплекс дополнительных мер со стороны органов государственной власти по расширению уже действующих механизмов и внедрению новых, оказанию правовой и информационной поддержки. Для развития ОАО ПТО «Минеральные воды Кабардино-Балкарии» необходимо, на наш взгляд:

1. Сделать полный реестр всех предприятий по розливу минеральной воды независимо от формы собственности.

2. Создать производственно-торговое объединение ОАО «Минеральные воды Кабардино-Балкарии».

3. Убедить каждое предприятие войти в это объединение с передачей (продажей) около 20% акций.

4. Наделить ОАО «Минеральные воды Кабардино-Балкарии» правами снабжения заводов по розливу минеральной воды запчастями, фурнитурой и т. д. и правами по реализации готовой продукции.

Процесс объединения всех разрозненных крупных, средних, мелких предприятий по розливу минеральной воды Кабардино-Балкарии создаст такое положение, когда количество переходит в качество: одно дело, когда десятки предпринимателей ходят по поставщикам с небольшой суммой денег и заключают (в основном) разовые договоры о поставке сырья и материалов и отгрузки готовой продукции. Совсем другим будет отношение к партнерам, которые представляют целый регион и имеют реальные возможности заключать и исполнять долгосрочные крупнооптовые договоры о совместной долгосрочной деятельности, которые имеют достаточно серьезную сумму денежных средств на счету. Эти средства неформальному объединению нетрудно получить в коммерческом банке под залог своих акций.

Создание и функционирование ПТО ОАО «Минеральные воды Кабардино-Балкарии» уже сегодня позволит:

— разработать систему производственно-экономических отношений между предприятиями данной подотрасли;

— замедлить темпы роста цен на продукцию, уменьшить инфляционные издержки предприятий — участников производственного процесса (в рамках ПТО ОАО «Минеральные воды Кабардино-Балкарии» предприятия, связанные единой технологической цепочкой, заинтересованы в оптимизации цен на продукцию;

— планируемое кредитование через объединение позволит оптимизировать схему кредитования предприятий — участников ПТО ОАО «Минеральные воды Кабардино-Балкарии» по всей технологической цепочке и реализовать свою производственную программу;

— создание производственно-торгового объединения ОАО «Минеральные воды Кабардино-Балкарии» позволит повысить привлекательность предприятий с позиций внешних инвесторов.

Таким образом, с развитием ОАО «Минеральные воды Кабардино-Балкарии» намечается, с одной стороны^ производство востребованной конкурентоспособной продукции, с другой — намечается обеспечение своевременного и полного поступления доходов в бюджеты всех уровней.

В этой связи необходимо реализовать комплекс дополнительных мер со стороны органов государственной власти по расширению уже действующих механизмов и внедрению новых, оказанию правовой и информационной поддержки.

Изменение стратегии и тактики может изменить экономическую ситуацию в исследуемом подкомплексе, восстановить лидирующее положение товаропроизводителей на отечественном рынке, повысить продовольственную безопасность и обеспечить достаточное продовольственное снабжение в стране.

Автор выражает надежду, что выполненное диссертационное исследование будет способствовать дальнейшему развитию региона, повышению его конкурентоспособности, усилению на практике влияния научных методов анализа и управления различных объектов и систем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Размышления о стратегии и тактике экономической реформации // Вопросы экономики. 1993. — № 1. С. 11.
  2. М.С., Грачев A.B. Анализ финансово-экономической деятельности. М.: Дело-сервис, 1998. — 225 с.
  3. .Н. Методы экономической оценки новых технологий в условиях рыночного хозяйства // Экономика и коммерция. Вып.2. -1997.
  4. B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998. — 227 с. «
  5. Э.М. Экономические основы воспроизводства нематериальных благ при социализме. М., 1983.
  6. Н.Т., Исляев P.A. Основные положения концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. СПб., Центр регионально-политических исследований и проектирования. — 1995.
  7. Анализ и обоснование хозяйственных решений / Под ред. Майданчика Б. И., Карпунина М. Г., Любинецкого Я. Г. М.: Финансы и статистика, 1991.- 133 с.
  8. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Экономист. 1997. — № 9. С. 35.
  9. И. Стратегическое управление. М.: Экономика АПК, 1989.
  10. Ю.Антипова А. В. Географическое изучение использования территориипри выявлении и прогнозировании экологических проблем // География и природные ресурсы. 1994. — № 3.
  11. В.А. Основы природопользования. Теоретический аспект. М.: Мысль. — 1978.
  12. А. Минерально-сырьевой потенциал Сибири и Дальнего Востока в народном хозяйстве // Российский экономический журнал. № 8, 2001. С. 24−35.
  13. A.A. В защиту природных ресурсов планеты. М.: Об-во1. Знание». РСФСР. 1985.
  14. М.Аукционек С. Н. О теориях неравномерности технического прогресса // Экономика и математические методы. 1986 — Том 22. вып.5.
  15. М.Х., Кармокова Л. Ф. Система материально-технического обеспечения АПК: стратегия экономического развития. -М.: ВНИЭТУСХ, 1998. 146 с.
  16. М.Х. Развитие системы материально-технического обеспечения регионального АПК. Ростов-на-Дону: РГУ, 1996. — 132 с.
  17. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. 3-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 1995.
  18. И.Т. Основы финансового менеджмента— М.: Финансы и статистика, 1997. 478 с.
  19. М.Х., Габоев A.B., Дикинов А. Х., Сохроков Х. Х. Управление процессами институциональных преобразований экономики Кабардино-Балкарской республики на этапе экономической стабилизации. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2000. — 128 с.
  20. Л.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1996.
  21. Л. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования // Экономист. -1996.- № 3.
  22. Бир С. Кибернетика и управление производством. Пер. с англ. — М.: Наука, 1965.-240 с.
  23. Бобылев С. Н, Ходжаев А. Экономика природопользования. М.: МГУ. -1997. С. 272.
  24. С.Н. Экологизация экономического развития. М.: МГУ -1993.
  25. В.Р. Совершенствовать управление АПК // АПК: экономика, управление. 1994. — № 5. — С. 25 — 32.
  26. О.В., Тульская К. С., Панченко Т. М. Маркетинг научно-технической продукции и концепции его управления в пищевой промышленности //Пищ. промышленность. 1994. — № 8.
  27. В.В. Формирование экономических отношений природопользования в условиях перехода к рыночной экономике. Автореферат диссертации. Н. Новгород, 1993. — 17 с.
  28. А. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции // АПК: экономика и управление. 1998. — № 10. С. 58 — 62.
  29. В. Н. Автоматизация имитационного моделирования сложных систем. -М.: Наука, 1977.
  30. В.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции, М.: Эталон, 1992. — 120 с.
  31. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1996.
  32. О.С. Стратегическое управление.- М.: Изд-во МГУ, 1995.252 с.
  33. В.М. Основы предпринимательской деятельности. М.: Финансы и статистика, 1997. — 303 с.
  34. A.M. Швеция: социально-экономическая модель. М.: Мысль, 1991.
  35. Г. и др. Сравнительный анализ на предприятиях. М.: Финансы и статистика, 1987. — 160 с.
  36. Е. Государство и эволюция. М.: Евразия, 1995. — 41 с.
  37. В.М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика: Учебник / Общая редакция Л. С. Тарасевича. СПб.: Экономическая школа, 1994.
  38. А.М. Принцип системности в методологии экономических исследований // Аграрная экономика к политика: история и современность.- М.: РАСХН, Аграрный институт, 1996.- С. 223−227.
  39. В.А. Планирование на предприятии .- М.: Филинъ, 2004.465с.
  40. Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 9.03.99 г. № 191.
  41. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. М.: Известия -1995.- 184 с.
  42. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. М.: Известия. -1995.-220 с.
  43. Дж. мл., О Делл К- Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. / Авт. предисл. Б. З. Мильнер. М.: Экономика, 1991. -319 с.
  44. Г. Г. Как обеспечить продовольственную безопасность страны? // Российский экономический журнал.-1997.- № 9.- С.57−69.
  45. К. г Сарсон Т. Структурный системный анализ: средства и методы. М.: Эйтекс, 1993,. 186 с.
  46. Де Ковни Ш., Танки К. Стратегия хеджирования: Пер с англ. М.: Ин-фра-М, 1996. — 206 с.
  47. Диалектика сложных систем. М.: Мысль, 1988. — 167 с.
  48. Доклад конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3−14 июня 1992.
  49. П. Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы. М., 1992,
  50. В.Ж., Чайкин Б. П. Экономика и управление предприятием (фирмой). Учебник. Екатеринбург: УрГЭУ, 1998. — 443 с.
  51. В. Прогнозирование развития малого предпринимательства // Вопросы статистики.- 1998.-№ 3.тС.39−45.
  52. .Н. Россия: человек, семья, общество, государство. Программа действий на 1996−2000 годы. -М.: Известия, 1996, — 140 с.
  53. О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 1986.
  54. Жигалин М. М Аграрные преобразования в России, их противоречия и результаты // Личное и коллективное в современной деревне. М.: РАСХН, ВИАПК, 1997.- С. 175−177.
  55. JI.C., Демидов В. Е. Формула успеха маркетинг. — М.: МЭО, 1999.
  56. Инвестиционно-финансовый портфель (Книга инвестиционного менеджера. Книга финансового менеджера. Книга финансового посредника). / Ответ, ред. Ю. Б. Рубин, В. И. Солдаткин. М.: СОМИНТЭК, 1993.
  57. Р. Экономическая география КБР. КБГСХА. Нальчик, 1999, с. 123.
  58. Т.М., Каретникова М. В. Конкурентоспособность фирм. — Челябинск: ЧГТУ, 1996. 191 с.
  59. Р. Фирма, рынок и право: Пер. с англ. М.: ДелоЛТД, 1993. — 192с.
  60. Дж. Системология. Пер. с англ.- М.: Радио, 1990. 114 с.
  61. В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 1995.
  62. Комплексная методика диагностики экономической безопасности территориальных образований Российской Федерации / А. И. Татаркин, A.A. Куклин, А. Л. Мызин и др. Препринт.- М.- Екатеринбург: УрО-РАН, 1998.
  63. Коно Тоехиро. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1989. — С. 15.
  64. Концепция хозяйственного порядка (учение ордолиберализма) М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. — 346 с.
  65. Я. Дефицит. М.: Наука, 1990. — 187 с.
  66. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1991. — 489 с.
  67. В.М., Попов А. Н. Микроэкономика: Функциональная модель предприятия. Учебное пособие. Челябинск: УрГЭУ, ЧГАУ, 1998. -168 с.
  68. ГЛ., Шайбакова Л. Ф. Опыт и проблемы экономического регулирования нововведений в России// Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 1996.
  69. .А. Проблемы региональной продовольственной безопасности. Нальчик: КБГСХА, 2001. — 117 с.
  70. .А. Региональные проблемы развития малого предпринимательства. -Нальчик: КБГСХА, 2002.-140 с.
  71. В. В. К рынку под контролем государства // Трудный поворот к рынку / Научн. ред. Л. И. Абалкин- Сост. Е. М. Юдина. М.: Экономика, 1990. — С. 261−268.
  72. В.В. Экономическое эссе. Теории исследования, факты и политика. М.: Политиздат, 1991. 240 с.
  73. А.И. Методологические вопросы оценки экономических аспектов конкурентоспособности машинотехнической продукции. М. Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), 1991.
  74. Н. Философия и культура: перспективы // Общество и культура: Философское осмысление культуры. М., 1988.
  75. В.З. Арендные отношения в АПК. Теория и практика. М.: ГУП Агропрогресс, 1998. — 168 с.
  76. .Н. Сравнительный экономический анализ в машиностроении. М.: Машиностроение. 1973. — 240 с.
  77. К., Брю С. Экономикс, М.: Республика, 1992.
  78. У. Японская промышленная система /Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1988
  79. Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. Пер. с нем. М: Финансы и статистика, 1992. — 206 с.
  80. А. Принципы экономической науки, т. 1. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. — 415с.
  81. О. А. и др. Методика оценки и выбора приоритетов развития науки в пищевых и перерабатывающих отраслях АПК.-М.: МГАПП.-1995.
  82. Н. Экономика организации.-Пер. с фран. М.: Инфра — М., 1996. — 159 с.
  83. П., Роберте Дж. Экономика, организация и менеджмент. -СПб.: Экономическая школа, 1999. 465 с.
  84. . Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 1998, 336 с.
  85. B.C. Экономический анализ основа самоуправления в производственных объединениях. — Нальчик: Эльбрус, 1997, — 141 с.
  86. B.C. Анализ конкурентоспособности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1998. — 214 с.
  87. А.И. Теория экономических информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1999. — 223 с.
  88. Т.Э. Методические основы оценки экологически устойчивого развития региона // Автореф. канд. дисс. М., 1988.
  89. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика /Пер. с англ. М.: Экономика, 1992. — 510 с.
  90. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. / Пер. сангл. М.: Прогресс, 1986.-418 с.
  91. Е.В. Продвижение товаров и услуг. М.: Финансы и статистика, 1999.-321 с.
  92. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.-321 с.
  93. Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / Отв. ред. Ю. Б. Рубин. М.: СОМИНТЭК, 1996.
  94. Эл., Граунт Джек. Маркетинговые волны. СПб.: Питер, 2000. -252 с.
  95. . Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. Пер. с фр. М.: Аудит ЮНИТИ, 1999. — 375 с.
  96. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. -М., 1986.
  97. М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнесс-процессов. Пер. с англ. М., Аудит ЮНИТИ, — 1997, 224 с.
  98. И. А. Применение современных информационных технологий в системе антикризисного управлении предприятиями АПК // Личное и коллективное в современной деревне. М.:РАСХН, ВИАПК, 1997.- С. 212−214.
  99. Ф.М., Грачев В. Основы Российского менеджмента и модель современного менеджера. // Консультант директора. 1997. № 14. — С. 9 — 18.
  100. Юб.Руттингер Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ 1992. — 240 с.
  101. А., Радугин Н. Продовольственная безопасность: зарубежный опыт //АПК: экономика, управление.- 1997.-№ 2.- С. 7−14.
  102. Ю.А. Как продать товар на внешнем рынке? М.: Мысль. -1990.-344 с.
  103. Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен И. Управление по результатам / Пер. с фин. М.: Прогресс, — 1988. — 312 с.
  104. О.Д. Математической моделирование водно-теплового режима и продуктивности агроэкосистем. Д.: Гидрометеоиздат, 1981,. 167с.
  105. Система научного и инженерного обеспечения пищевых и перерабатывающих отраслей АПК России /А.Н. Богатырев, В. А. Панфилов, В. И. Тужилкин и др.-М.: Пищевая промышленность, 1995.
  106. В.Н. Экономическая кибернетика. Учебное пособие. -Челябинск: ЮУГУ, 1999. 114 с.
  107. Современная экономика / Под ред. Мамедова О. Ю. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-608 с.
  108. С.П. Экономическая реформа и конкурентоспособность сельского хозяйства: опыт микроэкономического анализа // Аграрная экономика и политика: история и современность.- М.: РАСХН, Агра-ный институт, 1996.- С.211−216.
  109. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России. Доклад ИЭ РАН /Рук. авт. коллектива JL Абалкин // Вопросы экономики. 1998. — № 6. — С. 10 — 67.
  110. Справочник финансиста предприятия. М.: ИНФРА-М, 1996.
  111. Э.С. Как управлять персоналом? 2-е изд. — М., 1995.
  112. М. Разработка миссии и структуры целей компании // Консультант директора. 1997. — № 24. — С. 27 — 32.
  113. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ, под ред. Л. Г. Зайцева, М И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  114. С. и др. Денежная оценка рекреационных ресурсов // Маркетинг № 2 (57). 2001. С.103 110.
  115. Устойчивое развитие горных территорий: проблемы и перспективы. Сб. науч. труд. СОГУ, Владикавказ. 1998. С. 205.
  116. В.К. Экономическое поведение: человек фирма -государство — экономика. Т. 1. — М: Дело, 1993. — 159 с.
  117. P.A. Инновационный менеджмент: Учебник. 2-е изд. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
  118. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
  119. P.A. Стратегический маркетинг: Учебник. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
  120. М.А. Анализ финансового состояния предприятия. М.: Финансы и статистика, 2001.
  121. Н.Г. Регулирование природопользования в новых условиях хозяйствования // Эффективность рационального природопользования. М., 1997.
  122. O.K. Проблемы повышения конкурентоспособности продукции предприятий // Пищевая промышленность. 1999. — № 3. С. 30.
  123. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. -М.: Дело, 1993. 829 с.
  124. Г. Моя жизнь. Мои достижения. Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 1989. 206 с.
  125. Р. Обновление производства: отстающие выигрывают. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. — 272 с.
  126. Функциональная стратегия предприятия. Научный доклад / Кравцов В. М., Попов А. Н. и др. Екатеринбург-Челябинск: УрГЭУ, УралГАФК, 1999.-23 с.
  127. Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992.
  128. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение.
  129. Т. 1. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1992. — 384с.
  130. Д.Р. Стоимость и капитал. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. -488 с.
  131. В. Как делать бизнес в Европе. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.-252 с.
  132. В. Как делать бизнес в России. М.: Прогресс, 1990.
  133. Р.Н. Основы финансового менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1993.- 127 с.
  134. А. Курс предпринимательства (наука о бизнесе). М.: Международные отношения, 1993.
  135. Г. «Торговая марка» как создать имя, которое принесет миллионы. — СПб.: Питер, 2000. — 487 с.
  136. Э. Теория монополистической конкуренции. -М., 1959.
  137. Г. А. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2000. -649 с.
  138. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М. -2000, — 208 с.
  139. X., Томас К. Анализ затрат на основе потребительской стоимости. М.: Экономика, 1975.
  140. К. Эффективная экономика шведская модель. — М.: Экономика, 1991.-281 с.
  141. Экономика и экология: противоречие и взаимодействие. Вопросы экономики, 1999, № 11.
  142. Экономика природопользования. Аналитические и нормативно-методические материалы. Госкомэкология Российской Федерации. -М, 1997-
  143. Экономика природопользования. Под ред. Т. С. Хачатурова. -М.: Изд-во МГУ, 1991.
  144. Экономическая теория на пороге XX века / Под ред. Осипова Ю. М. -СПб.: Петрополис, 1996. 789 с.
  145. JI. Благосостояние для всех. М.: Начало-Прогресс, 1991.
  146. А.Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты. / МеиМО, № 6, — 1997. С. 14−17.
  147. Т.Н. Экономическая теория для России. М., 1993.
  148. Г. Экономика России: последствия и возможности. М.: ЭПЦентр, 1996.
  149. Ю.В. и др. Программа преобразована технологической структуры экономики России / Под ред. акад. АЕН Ю.ВЛковца. М. — 1998.
  150. JI.H. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1990.
  151. Е. Российские реформы и структурная политика: Материалы конференции. М., 1992. С. 35.
  152. Minzberg Н. Five Ps for strategy. // Reading in the strategi process/ed. By H. Minzberg, J.B. Quinn. New Jersey: Prentice Hall, 1998, — p. 10−17.
Заполнить форму текущей работой