Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация бытового обслуживания населения в условиях реформирования системы местного самоуправления: социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Неразвитость рыночной инфраструктуры в период трансформации экономической системы России предполагает формирование институционального регулирования рынка бытовых услуг. В исследовании раскрыт механизм регулирования рынка бытовых услуг на муниципальном уровне, который содержит комплекс мер организационно-экономического и социального характера, направленных на совершенствование структуры рынка… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Теоретические аспекты социологического анализа развития сферы бытовых услуг и места муниципального управления в организации бытового обслуживания населения в современной России
    • 1. Сфера бытовых услуг: специфика, социально-экономическая природа и динамика развития в России
    • 2. Функции муниципального управления в организации бытового обслуживания населения в крупнейшем городе
  • Глава вторая. Роль муниципального управления в развитии сферы бытовых услуг и организации бытового обслуживания населения в крупнейшем городе (на примере г. Екатеринбург)
    • 1. Состояние и динамика, условия и факторы развития сферы бытовых услуг
    • 2. Основные направления организации бытового обслуживания населения в контексте реформирования системы местного самоуправления

Организация бытового обслуживания населения в условиях реформирования системы местного самоуправления: социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность постановки проблемы. За последние три десятилетия сфера услуг в экономике большинства стран мира заняла одно из лидирующих положений. В условиях современной России сфера услуг также превращается в важный источник социально-экономического развития государства, так как она создает многочисленные рабочие места, вносит существенный вклад во внутренний национальный продукт, выполняет социальные функции, является источником доходов для бюджета. Демократические преобразования, формирование системы выборности законодательных и исполнительных органов власти в качестве приоритетной задачи ставят проблему качества жизни народонаселения, как показателя результативности работы органов власти разного уровня управления (федерального, регионального, муниципального). «Современные условия российской действительности актуализируют проблему качества жизни как концептуальную основу социально-экономических программ общефедерального и регионального развития. Преодоление бедности, наполнение стандартов качества жизни населения реальным содержанием обозначены как основные приоритеты развития страны и каждого отдельного региона"1.

Работа предприятий сферы услуг — это весьма существенный компонент, непосредственно воздействующий на многие параметры, детерминирующие уровень качества жизни. В комплексе услуг, имеющих основополагающее социальное значение и непосредственно влияющих на качество жизни населения, особое место занимает сфера бытового обслуживания. Властные структуры в последнее время вынуждены уделять развитию данной отрасли самое пристальное внимание. Это вызвано не только заботой об уровне обеспеченности населения подведомственной территории услугами, но и тем, что данная область деятельности способна приносить ощутимый доход, обладает повышенной выживаемостью в сложных условиях рыночной экономики, служит резервом и источником рабочих мест. «Практически все зарубежные исследователи сходятся на том, что главная цель местного экономического развития состоит в увеличении возможностей трудовой занятости для местного населения. А возможности занятости для местных жителей предопределяются действиями муниципальных властей и частного сектора в экономической сфере, где они тесно взаимосвязаны"1.

Таким образом, в связи со сложившейся ситуацией изменилась роль органов местного самоуправления в развитии системы БОН. Многообразие видов услуг, их различная социальная и экономическая значимость выдвигают на передний план разработку методов эффективного управления сферой бытовых услуг на муниципальном уровне.

Проблема осложняется процессами мировой глобализации, трансформацией социально-экономической жизни современного российского общества, стремлением нашей страны вступить в ВТО, трудовой миграцией. Все это приведет к постепенной интеграции российских рынков в мировые и позволит крупным международным фирмам беспрепятственно проникать на внутренний российский рынок.

Рынок услуг России живет еще традициями советского времени. Население, являющееся основной группой потребления бытовых услуг, не знакомо с западными стандартами этих видов услуг и слабо представляет их ассортимент*. Предприниматели, развивающие эти виды услуг, находятся не в лучшем положении. Государственные и муниципальные организации, планирующие развитие сферы услуг на уровне районов, городов, областей,.

1 Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление. — М., 2002. С. 53. В международных системах классификации бытовые услуги не выделяются в единую группу, такое подразделение в общей классификации услуг существует только в России. В других классификациях опосредованно сектор бытовых услуг может включать группы личностных услуг, услуг для дома и т. д. также остро ощущают дефицит необходимой информации для принятия правильных и эффективных управленческих решений. Совершенствование системы местного самоуправления тормозит то обстоятельство, что во многих муниципальных образованиях продолжает господствовать широко распространенная еще в советское время схема социально-экономического планирования «от возможностей отраслей материального производства», а модель «от потребностей населения», предполагающая их удовлетворение как ключевую цель функционирования всего производственного комплекса, не учитывается.

Таким образом, несмотря на значительное внимание к изучению многих проблем, касающихся развития сферы бытового обслуживания, до недавнего времени еще не был решен вопрос о необходимости привлечения инструментария социологии в плане изучения общественного мнения, процесса его формирования и через это определения будущих параметров спроса населения на бытовые услугиизучения общественного мнения о состоянии и уровне обслуживания по видам услугизучения мнения населения о качестве и культуре обслуживанияперспектив отрасли и т. п. К сожалению, использование арсенала социологии применительно к сфере бытового обслуживания не всеми авторами признается в достаточной степени. Так некоторые специалисты высказывают мнение, согласно которому следует «по возможности не пользоваться данными опросных анкет населения, т.к. они обычно представляют собой слабо структурированный информационный конгломерат и имеют сравнительно небольшой плановый горизонт». Их должны заменить «данные управляемых экспертиз, т. е. экспертные оценки на конкретно сформулированные вопросы. Эксперты при этом должны быть подобраны по специальным методикам"1. Мнение экспертов весьма существенно и необходимо, но как нам представляется, изучение общественного мнения также может дать самые неожиданные результаты, по-новому раскрывающие проблемы функционирования сферы бытового обслуживания. Кроме того, привлечение социологии позволяет решить две важные задачи: во-первых, учитывается несколько главных принципов муниципального управления — принцип участия населения в процессе управления муниципальным образованием и принцип удовлетворения потребностей населенияво-вторых, полученная с помощью социологических инструментов информация, является крайне важной в процессе выработки соответствующих рекомендаций и моделей управления сферой бытовых услуг крупнейшего муниципального образования. По-сути дела, речь идет о создании устойчивого механизма обратной связи с населением, столь необходимого в условиях реформирования органов местного самоуправления.

Состояние н степень научной разработанности проблемы. Сгруппируем источники, в которых отдельные аспекты анализируемой проблемы находят свое отражение.

Первую группу составляют исследования по социологии города как зарубежных авторов (Н. Андерсон, Э. Берджесс, М. Вебер, J1. Вирт, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, В. Зомбарт, Г. Зорбо, М. Кастельс, А. Лефевр, Д. Логан, Р. Макензи, Э. Маурер, X. Молоч, Р. Парк, Р. Л. Пел, Ф. Теннис, Дж. Форрестер, Д. Харвей и др.), так и отечественных (Н.М. Аитов, Р. Ф. Алтынбаев, А. С. Ахиезер, А. В. Баранов, B.C. Боголюбов, М. В. Борщевский, В. В. Вагин, А. Г. Вишневский, А. А. Высоковский, М. В. Глазырин, В. Л. Глазычев, Г. А. Гольц, Г. А. Градов, В. Г. Давидович, М. Г. Данский, Т. М. Дридзе, Б. С. Жихаревич, Е. Н. Заборова, Л. Б. Коган, Н. Н. Колосовский, Ю. С. Колясников, Е. Д. Малинин, М. Н. Межевич, В. Г. Мордокович, П. Д. Павленок, Б. С. Павлов, В. И. Переведенцев, Ю. А. Перелыгин, В. Г. Попов, О. А. Романова, А. Ф. Суховей, А. И. Татаркин, И. Д. Тургель, С. В. Успенский, Р. З. Халиуллин, Д. Г. Ходжаев Б.С. Хореев, О. И. Шкаратан, О. Н. Яницкий и др.). В рамках социологии города решаются вопросы типологии городов, выявляются характеристики и функции городов в управлении социальными процессами. Важнейшей основой рассмотрения города является исследование социальных, политических и экономических процессов, протекающих в нем и детерминирующих дальнейшее развитие территории.

Во вторую группу входят исследования, в которых отражаются общетеоретические и актуально-прикладные вопросы государственного и регионального управления, муниципального права и реформы местного самоуправления. Среди них можно выделить работы О. А. Авакьяна, О. Б. Алексеева, Е. Г. Анимицы, О. С. Анисимова, Г. В. Барабашева, В. А. Баранчикова, В. Г. Белова, В. И. Васильева, JI.A. Велихова, С. В. Вобленко, В. Э. Волкова, Г. Вольмана, И. В. Выдрина, Т. М. Говоренковой, А. Г. Гладышева, Н. И. Глазуновой, А. Ф. Денисова, Н. А. Емельянова, А. Н. Ершова, Г. Г. Ефремова, В. Г. Игнатова, О. Е. Кутафина, JI.E. Лаптевой, П. И. Лапшева,.

B.Н. Лексина, М. И. Либоракиной, З. М. Макашевой, B.C. Мокрого, Е. А. Незнамовой, В. Д. Нечаева, А. Е. Рудена, А. И. Радченко, В. Г. Смолькова, С. П. Сорокина, А. Т. Тертышного, Э. А. Уткина, В. В. Уфимцева, В. И. Фадеева, М. З. Фейгина, Ю. В. Филиппова, А. Н. Швецова, А. И. Широкова и др.

Третью группу представляют публикации, в которых исследуются общая сущность и специфика сферы услуг и бытовых услуг в частностиа также раскрываются вопросы производства социальных услуг населению и необходимости регулирования потребительского рынка социально значимых услуг. Здесь можно выделить таких авторов, как М. А. Абрамов, А. Аброскин, Г. А. Аванесова, Э. М. Агабабьян, Н. В. Алтухова, Ш. Г. Арахамия, Л. Е. Басовский, Д. Бейтсон, З. Г. Белова, Д. И. Бетанели, Л. А. Бобров, Б. Борисов,.

C. Браун, З. Г. Булгатов, Э. К. Васерманис, Р. Векчиотти, X. Ворачек, Ф. С. Гарифуллина, В. В. Гуков, К. С. Гулевич, А. И. Горанин, Л. Демидова,.

B.И. Дмитриев, Ю. Л. Донин, ИГ. Дуденков, Л. И, Ерохина, Е. Н. Жильцев,.

C.В. Жуков, С. М. Загладина, З. Г. Зайнашева, Г. К. Закарая, Н. А. Зарипов, Н. Н. Иванов, В. К. Карнаухова, Н. Б. Кобелев, В. Д. Кожевникова, В. Комаров, Д. Коппет, С. Н. Коробкова, В. П. Корчагин, Т. И. Корягина, В. В. Котилко, Ф. Котлер, А. Кофман, В. И. Кравченко, Т. А. Краковская, Е. А. Кротова,.

Р. Крюон, B.B. Кулибанова, В. Кушлин, К. Лавлок, С. Ф. Легорнев, Н. М. Малей, P.M. Мамиконян, В. Д. Маркова, П. В. Матренинская, Р. Г. Мердик,.

A.А. Мещанкин, Ю. К. Мухин, Г. А. Низовцев, Р. В. Нифантова, B.C. Нифонтов, Э. Новаторов, В. Н. Новиков, Л. И. Овсянников, С. В. Орлов, И. П. Павлова, В. Г. Парначев, В. В. Пациорковский, Е. В. Песоцкая, Л. Песочная, С. Н. Подольский, Т. В. Полкова, Т. Д. Полякова, В. А. Пронин, Р. С. Рассел, Ф. Ф. Ревякин, Б. Рендер, М. Г. Розе, М. Б. Россинский, В. М. Рутгайзер, Н. И. Санин, Л. С. Сбытова, В. А. Селиверстова, М. А. Силин, О. В. Смирнова,.

B.Н. Соловьев, М. В. Солодков, В. Н. Стаханов, Д. В. Стаханов, У. Степлз, В. Ф. Уколов, В. Улановская, В. Г. Федунцов, А. Е. Фомин, К. Хаксевер, Б. А. Хасия, В. Я. Хромов, А. П. Челенков, Н. В. Чуков, И. М. Шатаев, В. М. Шогенов, П. Эглиер, Я. С. Ядгаров и др.

К четвертой группе относятся статьи, опубликованные в научных журналах — «Социологические исследования», «Муниципальный мир», «Муниципальная служба», «Городское управление», «ЧиновникЪ», «Маркетинг в России и за рубежом». Авторы данных изданий оперативно реагируют на происходящие изменения в системе муниципального управления, в социально-экономической жизни общества, и приводят в своих публикациях обширный массив актуальных социологических и статистических данных, а также дают комментарии новым законодательным актам и инициативам.

Несмотря на то, что вопросы формирования и регулирования потребительского рынка как составляющей рынка социально-бытовых услуг достаточно подробно освещены в специализированной литературе, и в принятых на уровне субъектов Российской Федерации целевых комплексных программах развития потребительского рынка, наиболее слабым звеном в этих исследованиях является отсутствие комплексного подхода к анализу сущности рынка бытовых услуг и основных факторов, влияющих на формирование, развитие и управление сферой бытового обслуживания, а также недостаток институционального механизма его регулирования на муниципальном уровне.

Объектом исследования выступает организация системы бытового обслуживания населения в крупнейшем городе. Особое внимание при этом отведено рассмотрению такой системы в г. Екатеринбурге, v. Предметом исследования является механизм реализация органами «Местного самоуправления социальной политики в сфере бытовых услуг (на примере г. Екатеринбурга).

Цель исследования заключается в разработке оптимальной социологической модели, раскрывающей специфику организационного функционирования и значимость сферы бытового обслуживания в модернизации социально-экономических структур крупнейших муниципальных образований в условиях реформирования институтов местного самоуправления.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить понятийно-смысловое поле категории «сфера услуг», проанализировать многообразие подходов к его пониманию и вычленить социальное содержание данного термина;

2. Исследовать сдвиги в потребительском спросе как основном факторе ускорения развития сферы бытовых услуг в крупном муниципальном образовании (городе);

3. Изучить место, роль и функции сферы бытовых услуг в системе муниципального управления;

4. Выявить общественное мнение горожан (а также экспертов) о состоянии и уровне бытового обслуживания населения;

5. Изучить мнение горожан (а также экспертов) о причинах, ограничивающих пользование услугами предприятий бытового обслуживания;

6. Разработать рекомендации и параметры совершенствования сферы бытовых услуг с учетом полученных конкретно-социологических данных.

Теоретико-методологические основы диссертационного исследования. Ведущим в нашем исследовании является структурно-функциональный подход, в рамках которого было сформировано представление об элементах социального взаимодействия, нахождения их места и функций в социальной системе. В структурно-функциональном подходе, и впервые в работах Т. Парсонса, было выделено три уровня управления социальными системами: 1) технический, где элементы системы непосредственно взаимодействуют один с другим- 2) управленческий, регулирующий тот процесс обмена, который совершается на первом уровне- 3) институциональный, где решаются вопросы общего порядка и управления.

Каждый высший уровень выполняет наблюдательные, контролирующие и регулирующие функции по отношению к нижестоящему уровню с целью сохранить в обществе в целом и в каждом из его компонентов состояние стабильности, которое достигается с помощью четырех функциональных императивов (достижения цели, адаптации системы по отношению к внешней среде, интеграции всех компонентов системы, регулирования скрытых напряжений системы).

Кроме того, надо учитывать, что социальные системы могут выходить из состояния равновесия, находясь под воздействием возмущающих и дисфункциональных параметров, которые вызревают как во внутренней, так и во внешней среде. Согласно Р. Мертону, «функции — это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы. Дисфункции — это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы"1. Обнаружение дисфункциональных характеристик в развитии сферы бытового обслуживания является сегодня одной из главных задач, стоящих перед муниципальными органами управления.

Важно учитывать, что Т. Парсонс являлся одним из немногих исследователей, кто признавал помимо экономической и социальную природу услуги. Методологический подход Парсонса предполагает рассмотрение специфики услуги через призму категории социального действия, которая подразумевает участников-акторов, стандартизованную систему социальных отношений между ними, систему действия, то есть мотивированного человеческого поведен!|^).

Эмпирическая база исследования. Прикладное исследование проводилось в феврале-апреле 2007 года и базировалось на смешанной стратегии использования социологических методов.

1. Анализ документов (Типовые положения и инструкции, классификаторы, статистические и экономические показатели Госкомстата Российской Федерации, статистические данные Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области, Комитета по бытовому обслуживанию населения Администрации города Екатеринбурга, публикации в средствах массовой информации и сети Интернет о деятельности городских предприятий бытового обслуживания).

2. Массовый опрос потребителей о состоянии и уровне бытового обслуживания в городе. Объем квотной выборочной совокупности: 660 человек.

3. Анкетирование и экспертные интервью (интервью с руководителями, специалистами, чиновниками, непосредственно работающими в сфере бытового обслуживания). Объем выборочной совокупности: 81 человек. ^ х.

Анализ результатов социологических исследований 1951/ 2об^З 205^годов, в рамках которых раскрывались процессы трансформации.

2 Парсонс Т. О структуре социального действия. — М., 2000. С. 403−406- 700. 1 В. феврале-марте 1995 г. сотрудниками Института экономики УрО РАН было проведено обследование, имевшее своей целью качественную оценку хозяйственной деятельности предприятий бытового обслуживания г. Екатеринбурга с учетом последствий приватизации, степени их экономической устойчивости в рыночных условиях, характера взаимодействия предприятий с органами власти и управления. Методом анкетирования по случайной выборке было опрошено 280 человек, из них 55 человек являлись сервисной системы г. Екатеринбурга и изменения в предпочтениях потребителей.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующих его основных результатах:

1. В диссертационной работе уточнена роль сферы бытового обслуживания в современном российском обществе.

2. Раскрыто понятие бытовой услуги как непосредственного результата специфической трудовой деятельности, направленной на удовлетворение жизненно важных повседневных потребностей человека, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность, улучшающих быт и качество жизни. Как непосредственный результат труда бытовая услуга выступает в виде полезного социального и экономического эффекта, опосредованного как материальной, так и нематериальной формами.

3. Выявлены противоречия развития рынка бытовых услуг, обусловленные неразвитостью рыночной инфраструктуры в период трансформации экономической системы России: неравномерность в развитии тех или иных бытовых услуг обусловленная рыночными механизмами — малой затратностью и большей прибыльностью, что объективно предполагает формирование институционального регулирования системы бытового обслуживания. руководителями предприятий бытового обслуживания и 225 человек — потребителями /тусруг предприятий города. ((2 В июле-августе 2000 г. Институтом экономики УрО РАН совместно с отделом бытового ^-" обслуживания Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области было проведено социологическое исследование локальной социально-экономической ситуации па рынке бытовых услуг Свердловской области, в том числе и в г. Екатеринбурге. По случайной выборке было опрошено 154 человека, обращавшихся в течение календарного ,^тода к услугам различных предприятий службы быта. vJ/'B марте 2005 года сотрудниками кафедры социологии и управления общественными отношениями Уральской академии государственной службы (научный руководитель: профессор, доктор социологических наук В.Г. Попов) совместно со специалистами отдела экономической социологии института экономики УрО РАН (научный руководитель: профессор, доктор философских наук Б.С. Павлов) было проведено социологическое исследование, выявляющее специфику функционирования рынка бытовых услуг г. Екатеринбурга. В ходе этого обследования по случайной выборке было опрошено 306 человек.

4. Предложен механизм регулирования сферы бытовых услуг и раскрыта его роль в организации бытового обслуживания на муниципальном уровне, заключающаяся в обеспечении сбалансированности спроса и предложения и в развитии производства бытовых услуг. В этом механизме выделяются методы, содействующие реорганизации структуры рынка бытовых услуг с использованием муниципальных рычагов для ускорения прогрессивных изменений на социальном уровне. Планирование предложения на рынке бытовых услуг, основанное на прогнозных оценках, способствует определению таких сегментов этого рынка, которые должны подвергнуться сокращению, и таких, каким целесообразно оказать содействие. Приоритеты развития секторов рынка бытовых услуг должны определяться по степени социальной значимости отдельных видов услуг, так как потребительские предпочтения и степень первоочередности удовлетворения потребностей в различных социальных и доходных группах населения не тождественны.

5. В диссертации разработаны конкретные предложения и новые рекомендации по комплексному решению социальных проблем, формированию механизма эффективного управления системой бытового обслуживания (на примере муниципального образования г. Екатеринбург). В частности, предлагается особое внимание уделить формированию социальной ответственности бизнеса, привлечению частных предприятий, общественных организаций к разработке и выполнению мероприятий и программ развития системы бытового обслуживания населениярациональному пространственному размещению сети предприятий службы быта, обеспечивающего территориальную доступность бытовых услуг населениюразвитию механизмов и инструментов предпринимательской, инвестиционной и инновационной деятельности, включая содействие организации и проведению конкурсов инвестиционных и бизнес-проектов субъектов малого предпринимательстваразработке комплексных мер по подготовке и повышению квалификации кадров для бытового обслуживания, создание позитивного имиджа профессий сферы услуг.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту, заключаются в следующем:

1. Процесс организации бытового обслуживания на муниципальном уровне осложняет тот факт, что задачи обеспечения комплексного бытового обслуживания населения вступают в противоречие с задачами формирования механизма социальной защиты. Как представляется, первые задачи предпочтительно решать рыночными методами и механизмами (в основном на уровне муниципального самоуправления), а вторые — нерыночными методами (на уровне государства или за счет региональных ресурсов).

2. Развитие сферы бытовых услуг существенно сдерживает конфликт интересов главных акторов потребительского рынка. Так, предприниматели и особенно инвесторы, стремятся к получению высокого дохода в максимально короткие сроки, в то время как муниципальные органы власти на первый план выдвигают социальные приоритеты. Зависимость развития отрасли бытового обслуживания от многих как функциональных (связанных с потребителем), так и экономических (связанных с производителем) факторов предполагает включение в систему большого числа переменных.

3. Эффективные управленческие решения по организации системы бытового обслуживания должны базироваться на источниках достоверной информации, позволяющих изучить ситуацию, проанализировать тенденции, выявить доминирующие факторы и спрогнозировать потенциальное развитие. Сегодня ядром информационной поддержки управленческих решений является государственная статистика, но она ориентирована главным образом на промышленную отрасль и структурирована для региона или страны в целом. Для муниципальных органов управления подобная информация не представляет собой особой ценности в силу своего обобщенного характера и требует дополнительных (социологических) исследований.

4. Организация эмпирического наблюдения, получение достоверной и объективной информации о состоянии и изменении конъюнктуры рынка бытовых услуг, а также об уровне жизни населения и удовлетворенности граждан качеством, предоставленных услуг является одной из главных задач стоящих перед муниципальными органами власти.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты, выводы и рекомендации уточняют и развивают представления о специфике развития сферы бытового обслуживания населения в современных условиях и могут быть направлены на повышение эффективности управления данной отраслью на муниципальном уровне при разработке мер по оптимизации процессов взаимодействия руководителей, специалистов, экспертов, курирующих и работающих в системе бытового обслуживания и потребителей.

Результаты диссертационного исследования имеют информативную ценность и могут служить материалом для подготовки лекций, семинаров по курсам «Социология управления», «Экономика и социология труда», «Исследование социально-экономических процессов» для специальности «Государственное и муниципальное управление».

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были отражены автором в ряде публикаций и выступлениях в 2006;2007 гг. на международных и всероссийских научно-практических конференциях (г. Екатеринбург, Миасс, Магнитогорск), посвященных теоретико-практическим проблемам управления современным социумом и муниципальным хозяйством. Результаты диссертационного исследования получили дальнейшее развитие в практике функционирования Комитета по бытовому обслуживанию населения Администрации Екатеринбурга и Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области.

Содержание диссертации обсуждалось на кафедре социологии и управления общественными отношениями Уральской академии государственной службы.

Структура и объем работы. Диссертация объемом 182 страницы состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка литературы, содержащего 214 источников, и двух приложений.

Заключение

.

Проблема совершенствования организации и управления сферой бытового обслуживания на муниципальном уровне в современных условиях приобретает большое народнохозяйственное и социально-экономическое значение. От правильного решения данной проблемы во многом зависят пути дальнейшего развития сферы услуг и решение задачи наиболее полного удовлетворения возросшего платежеспособного спроса населения, повышение качества жизни населения.

Рост социально-экономического потенциала муниципальных образований позволяет направлять в сферу обслуживания населения все больше материальных и финансовых ресурсов, в то же время сама сфера обслуживания превращается в мощный фактор ускорения регионального экономического развития, важную предпосылку оптимального размещения и повышения эффективности общественного производства. Под сферой бытового обслуживания в диссертации понимается совокупность отраслей производственной сферы, объединенных общностью выполняемой функции — непосредственного удовлетворения потребностей населения в услугах. Качество, разнообразие ассортимента, финансовая и территориальная доступность бытовых услуг являются важными факторами стабилизации общественных отношений. Таким образом, сфера бытовых услуг занимает одно из важных мест в системе социального управления, от эффективного развития которой во многом зависит снижение социальной напряженности и повышение качества жизни населения.

В диссертационном исследовании понятие «услуга» трактуется как отношение общественного труда в форме его нетоварного обмена и в качестве непосредственно полезного процесса и результата специфической трудовой деятельности физического или юридического лица, направленной на удовлетворение жизненно важных повседневных потребностей человека, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность, улучшающих быт и качество жизни. Как непосредственный результат труда бытовая услуга выступает в виде полезного социального и экономического эффекта, опосредованного как материальной, так и нематериальной формами. Опираясь на такое определение, в работе выделяются следующие основные черты содержания понятия «услуга»: продажа услуг между их производителями и потребителями осуществляется как прямой обмен между ними на основе спроса и предложенияносителем отношений общественного труда в таких случаях выступает полезная деятельность, то есть труд как непосредственно полезный, целесообразный процесс, вызванный производственной необходимостью и потребностьюформа общественного труда и его эффективность определяются в основном не стоимостью, а качеством выполняемых работ по оказанию различных видов услугнепосредственный объект отношений общественного труда есть особая полезная деятельность, а не обособившийся от него и вступающий в рыночный обмен материально-вещественный продукт, то есть товар.

В исследовании раскрываются социальные аспекты сферы бытовых услуг. В частности было обнаружено, что данная сфера решает следующие задачи:

— способствует повышению эффективности общественного и, в частности, материального производства, прежде всего через повышение производительности труда и создание условий оптимизации трудового процесса;

— обеспечивает подержание воспроизводства экономически активного населения в общественно необходимом масштабе за счет специфических видов деятельности (образование, переподготовка кадров и т. п.), воздействующих на интеллект и физическое состояние работников;

— оптимизирует структуру внерабочего времени экономически активного населения;

— повышает уровень и качество жизни, формирует оптимальную для исторически конкретного общества структуру потребностей и способствует их реальному удовлетворению;

— создает условия для нормальной жизнедеятельности экономически неактивного населения (детей, инвалидов, престарелых и т. д.) за счет специфических видов деятельности, воздействующих на структуру их свободного времени, интеллект, здоровье, личное имущество;

— способствует сбалансированности доходов и расходов экономически неактивного населения;

— формирует в своей структуре такие ключевые факторы материального роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии и т. п.;

— оказывает существенное влияние на обеспечение национальной безопасности государства и общества.

Как было показано в исследовании, изменение форм собственности и возможность вести самостоятельную хозяйственно-экономическую деятельность привела к тому, что многие предприятия бытового обслуживания стали дробиться на мелкие структурные подразделения. При этом руководители данных подразделений оказались не готовы работать в новых экономических условиях, ввиду низкой культуры управления. Таким образом, потеря централизованного управления, прекращение дотаций на поддержку функционирования предприятий бытового обслуживания со стороны государства привели к сокращению сети предприятий и уменьшению количества видов бытовых услуг.

Процесс управления сферой бытового обслуживания на муниципальном уровне осложняет тот факт, что задачи обеспечения комплексного бытового обслуживания населения вступают в противоречие с задачами формирования механизма социальной защиты. Как представляется, первые задачи предпочтительно решать рыночными методами и механизмами (в основном на уровне муниципального самоуправления), а вторые — нерыночными методами (на уровне государства или за счет региональных ресурсов).

Основные проблемы, сдерживающие развитие бытового обслуживания населения: недостаточная загруженность мощностей, необходимость в приобретении современного оборудования и передовых технологийразрушение связей по поставкам материалов и комплектующих деталейвысокие тарифы по плате тепловой и электрической энергиинедостаток собственных оборотных средствсложность в получении кредитных ресурсов на развитие предприятий сферы бытовых услугнедостаток маркетинговых исследований рынка услугпотребность в квалифицированных специалистахустаревшие и несоответствующие требованиям времени инструкции и правила нормативно-правового значениянизкий уровень бытового обслуживания населения в сельских населенных пунктахнизкий уровень рентабельности предприятийдлительные сроки окупаемости и т. д.

Развитие сферы бытовых услуг также существенно сдерживает конфликт интересов главных акторов потребительского рынка. Так предприниматели и особенно инвесторы стремятся к получению высокого дохода в максимально короткие сроки, в то время как муниципальные органы власти на первый план выдвигают социальные приоритеты. Зависимость развития отрасли бытового обслуживания от многих как функциональных (связанных с потребителем), так и экономических (связанных с производителем) факторов предполагает включение в систему большого числа переменных.

На первом месте рейтинга причин, отрицательно влияющих на развитие отрасли, стоит неудовлетворенность руководителей-участников анкетирования действующей системой налогообложения и практикой взимания обязательных платежей с предприятий бытового обслуживания.

Неразвитость рыночной инфраструктуры в период трансформации экономической системы России предполагает формирование институционального регулирования рынка бытовых услуг. В исследовании раскрыт механизм регулирования рынка бытовых услуг на муниципальном уровне, который содержит комплекс мер организационно-экономического и социального характера, направленных на совершенствование структуры рынка бытовых услуг в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения и содействующих развитию производства бытовых услуг. К ним относятся методы, способствующие реорганизации структуры рынка бытовых услуг с использованием муниципальных рычагов и ресурсов для ускорения прогрессивных тенденций на местном уровне. Планирование предложения на рынке бытовых услуг, основанное на экспертных и прогнозных оценках, способствует определению таких сегментов потребительского рынка, которые должны подвергнуться сокращению, и таких, каким целесообразно оказать всестороннюю поддержку. Приоритетность в развитии тех или иных сегментов рынка бытовых услуг должна определяться по степени социальной значимости отдельных видов услуг, так как потребительские преференции и степень первоочередности удовлетворения потребностей в различных социальных и доходных группах населения не тождественны, а также отличаются высокой степенью дифференциации.

Также особое внимание необходимо уделять формированию социальной ответственности бизнеса, привлечению частных предприятий, общественных организаций к разработке и выполнению мероприятий и программ развития бытового обслуживания населениярациональному пространственному размещению сети предприятий бытового обслуживания, обеспечивающего территориальную доступность бытовых услуг населениюразвитию механизмов и инструментов предпринимательской, инвестиционной и инновационной деятельности, включая содействие организации и проведению конкурсов инвестиционных и бизнес-проектов субъектов малого предпринимательстваразработке комплексных мер по подготовке и повышению квалификации кадров для бытового обслуживания, создание позитивного имиджа профессий сферы услуг.

В развитии сферы обслуживания на муниципальном уровне большое значение имеет совершенствование системы финансирования. В условиях перехода на рыночные отношения существенно изменилась роль различных направлений финансирования и развития этой сферы. На муниципальный бюджет должно быть возложено решение задач по структурной перестройке сферы обслуживания, финансирование строительства ее объектов в рамках муниципальных целевых комплексных программ по установленным социальным стандартам. При этом местные бюджеты во все большей мере должны опираться на увеличение реальных накоплений и платежей за ресурсы, вносимых государственными, муниципальными и частными предприятиями и организациями по долговременным стабильным экономическим нормативам из своей прибыли.

Таким образом, обобщая полученные результаты, можно предложить следующие меры по поддержке и развитию сферы бытового обслуживания.

1. Правовое регулирование в сфере бытового обслуживания населения:

— реализация комплекса мер, обусловленных реформой местного самоуправления, защита прав предпринимателей, ликвидация необоснованных административных барьеров;

— поддержка местными органами управления малого бизнеса, создание равных конкурентных возможностей для развития крупных, средних и малых предприятий;

— совершенствование системы налогообложения и создание благоприятных условий для развития бытового обслуживания;

— устранение устаревших и несоответствующих требованиям времени инструкций и правил нормативно-правового значения.

2. Реализация социальной политики в сфере бытового обслуживания населения:

— формирование социально ориентированной системы бытового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность услуг для всех социальных групп населения, в том числе для малообеспеченных граждан;

— установление органами местного самоуправления с учетом местных условий перечня социально значимых услуг, обязательных к оказанию в объектах соответствующей специализации;

— изучение и распространение опыта муниципальных образований по реализации мер социальной помощи малообеспеченным и другим льготным категориям населения в части бытового обслуживания;

— содействие развитию технологий потребительского кредитования;

— формирование социальной ответственности бизнеса, привлечение частных предприятий, общественных организаций к разработке и выполнению мероприятий и программ развития бытового обслуживания населения.

3. Развитие сети, инфраструктуры и кадрового обеспечения сферы бытового обслуживания:

— развитие системы «городского маркетинга», которая предполагает набор действий, направленных на изучение и оптимизацию соотношения между услугами, предлагаемыми городскими предприятиями БОН и спросом на них населения, компаний, туристов и других посетителей города, а также учет предложений и требований рынка для более обоснованной ориентации органов местного самоуправления на удовлетворение потребностей жителей муниципального образования в услугах промышленной и непромышленной сферы.

— формирование рационального пространственного размещение сети предприятий бытового обслуживания, обеспечивающего территориальную доступность бытовых услуг населению;

— строительство, реконструкция и модернизация объектов бытового обслуживания с учетом научно-технических достижений;

— сохранение целевого назначения бытовых предприятий, организация и проведение специальных конкурсов с критериями оценки победителей по уровню цен и качеству предоставляемых услуг;

— интенсивное развитие прогрессивных видов услуг и форм их предоставления (по принципу «Сегодня — на сегодня»), прием заявок по телефону, расширение обслуживания на дому, абонементное обслуживание цветных телевизоров, стиральных машин, холодильников и другой сложной бытовой техники.

— развитие механизмов и инструментов предпринимательской, инвестиционной и инновационной деятельности, включая содействие организации и проведению конкурсов инвестиционных и бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства;

— разработка комплексных мер по подготовке и повышению квалификации кадров для бытового обслуживания, создание позитивного имиджа профессий сферы услуг;

— повышение престижности сферы бытовых услуг для молодых специалистов, в том числе путем организации и проведения профессиональных конкурсов, смотров, выставок, привлечение к участию средств массовой информации;

— изучение кадрового потенциала и разработка прогнозных показателей востребованности в специалистах для сферы услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. География сервиса (Сфера обслуживания в СССР). М.: Мысль, 1985.-255 с.
  2. М.А. Производство и сфера обслуживания. Размещение, взаимосвязь, комплексное развитие. М.: Мысль, 1977. — 240 с.
  3. А. Сфера услуг и экономическое развитие // Вопросы статистики. -1998.-№ 10.-С. 42−62.
  4. Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. — 318 с.
  5. Э.М. Экономический анализ сферы услуг. М.: Экономика, 1968. -160 с.
  6. Е.С. Современная международная торговля услугами // Внешняя торговля. 1999. — № 3. — С. 58−76.
  7. О.Б., Лапшев П. И. Местное самоуправление в России: эффективное управление муниципальными финансами. Практические рекомендации. М.: ИГПИ, 1999.-228 с.
  8. , Н.В. Маркетинг и сертификация услуг: учебное пособие. -Саратов: Б. и., 1999.-80 с.
  9. Е.Г., Елохов A.M., Сухих В. А. Качество жизни населения крупнейшего города. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2000. В 2 частях.
  10. П.Е. Муниципальная экономика крупнейшего города: вопросы теории и методологии. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2005. — 106 с.
  11. Ш. Г. Экономические и социальные проблемы сферы обслуживания развитого общества. Тбилиси: Сабчота сакартвело, 1972. -170 с.
  12. Т.Н. Маркетинг услуг: уточнение некоторых понятий с экономической точки зрения // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. -№ 2. -С. 105−109.
  13. Г. В. Местное самоуправление: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1996.-352 с.
  14. В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации. -М.: Проспект, 2005. 192 с.
  15. В.Т. Региональные проблемы управления и планирования сферы обслуживания населения. М.: Наука, 1989. — 128 с.
  16. В. Л., Коробейникова Т. А., Юрганова JI.A. Диверсификация социальной сферы региона: анализ проблем и организационно-правовое обеспечение. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. — 38 с.
  17. С.Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 448 с.
  18. Л. Е. Маркетинг: Курс лекций. -М.: ИНФРА-М, 1999. 219 с.
  19. А.Н. Институциональное управление потребительским рынком Москвы // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. — № 6. — С. 18−33.
  20. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. — 956 с.
  21. В.Г., Смольков В. Г. Местное самоуправление. Социально-экономический анализ. М.: Право и закон, 2001. — 176 с.
  22. З.Г., Корягина Т. И., Малей Н. М. Методы планирования бытового обслуживания населения. М.: Экономика, 1976. — 159 с.
  23. Бобров J1.A., Гуков В. В., Гулевич К. С. Экономика бытового обслуживания населения. М.: Легкая индустрия, 1972. — 373 с.
  24. В.И. От Даля к Парсонсу и обратно. Гипотеза о природе услуги // Социс. 2003. — № 7. — С. 49−57.
  25. . Услуги правовой режим реализации // Предприниматель-инноватор. — 1997. -№ 10. — С. 47−58.
  26. Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления // Социс. 1997. — № 1. — С. 36−42.
  27. М.В., Успенский С. В., Шкаратан И. И. Город. Методологические проблемы комплексного социального и экономического планирования. М.: Наука, 1975.-204 с.
  28. Е. Местное самоуправление: этап обновления и укрепления // Экономист. 2004. -№ 4. — С. 66−75.
  29. Бытовое обслуживание в условиях перехода к рыночной экономике. М.: МДНТП, 1991.- 106 с.
  30. Э.К. Прогнозирование развития сферы услуг. Рига: Зинатне, 1990.-166 с.
  31. В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. -2004. -№ 3.-С. 11−20.
  32. В.И. Местное самоуправление. М. 1999. 452 с.
  33. Введение в специальность: история сервиса / Д. А. Аманжолова, В. Э. Багдасарян, В. Н. Горлов и др. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. — 384 с.
  34. М.В., Панина З. И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. — 464 с.
  35. Н.Ю. Тенденции и факторы трансформации функциональной структуры крупнейших городов России // Управление социально-экономическим развитием современного города / Под науч. ред. И.Д.
  36. Тургель. Екатеринбург: Библиотечка журнала «ЧиновникЪ», 2004. С. 2035.
  37. В.Э. Местное самоуправление в Российской Федерации: нормативно-правовое определение и реальная практика // Юридический аналитический журнал. 2005. -№ 1−2. — С. 52−59.
  38. X. О состоянии «теории маркетинга услуг» // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 1. — С. 99−103.
  39. А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. -М.: Финансы и статистика, 2002. 176 с.
  40. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учебное пособие. -М.: Дело, 1998. 127 с.
  41. Все услуги Екатеринбурга. Екатеринбург: Издательский дом «Филантроп», 2004.-258 с.
  42. Ф.С., Гуков Н. В. Организация и планирование деятельности предприятий бытового обслуживания. М.: Легпромбытиздат, 1989. — 256 с.
  43. А.Г., Иванов В. Н., Савченко Е. С. Муниципальное управление / Под общ. Ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. М.: Муниципальный мир, 2002. — 560 с.
  44. Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. М., Дело, 2000. — 439 с.
  45. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология. -М.: Финпресс. 2002.-416 с.
  46. Е.П. О некоторых аспектах концепции маркетинга и его терминологии // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 6. — С. 2−11.
  47. А.И. Бытовые услуги при социализме. Минск: Наука и техника, 1977.-238 с.
  48. В.Э., Сущинская М. Д. Менеджмент и маркетинг в сфере услуг: Учебное пособие. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. 266 с.
  49. Город: проблемы социального развития / Под ред. А. В. Дмитриева, М. Н. Межевича. Л.: Наука, 1982. — 173 с.
  50. ГОСТ Р 52 492−2005 «Услуги бытовые. Социальные нормы и нормативы к услугам. Общие требования». -М.: Стандартинформ, 2006. 44 с.
  51. В. Д. Бизнес в сфере услуг. М.: Изд-во МЭГУ, 1994. — 176 с.
  52. Н.Д., Коваленко Е. Г., Кормишкина JI.A. и др. Программно-целевое регулирование социально-экономического развития регионов. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1999. — 148 с.
  53. Демидова J1. Глобализация экономики услуг: динамика и основные тенденции // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 5. — С. 36−42.
  54. JI. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 1999. -№ 2. — С. 24−33.
  55. JI. Сфера услуг: изменение динамики производительности // Мировая экономика и международные отношения. 2006. — № 12. С. 40−52.
  56. В.И. Основы изучения и прогнозирования спроса на бытовые услуги. М.: Легпромбытиздат, 1986. — 304 с.
  57. В.И. Проблемы методологии прогнозирования потребления бытовых услуг. М.: Легкая индустрия, 1979. — 116 с.
  58. Ю.Л., Парначев В. Г. Сфера услуг в условиях рыночной экономики // Бытовое обслуживание в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Знание, 1991.-С. 78−90.
  59. Л.И., Башмачникова Е. В. Прогнозирование и планирование в сфере сервиса: Учебное пособие. -М.: КНОРУС, 2004.-224 с.
  60. А.Н., Хайруллина Ю. Р. Качество жизни и местное самоуправление в условиях социальной модернизации // Социологические исследования. -2004.-№ 8. С. 63−70.
  61. Г. Г. Организационно-управленческие аспекты в деятельности органов местного самоуправления. Новосибирск: Наука, 1998. — 156 с.
  62. Е.Н. Основы хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: Изд-во МГУ, 1995.-214 с.
  63. Е.Н., Казаков В. Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг учебное пособие. М: Теис, 2007. — 288 с.
  64. В.И. Социальная политика: парадигмы и приоритеты. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. — 178 с.
  65. С.В. Развивающиеся страны: сфера услуг и экономический рост. М.: Наука, 1991.-198 с. 67.3айнашева З. Г. Региональная политика в сфере услуг // Вестник Московского Университета. Сер. 6. Экономика. — 2005. — № 3. — С. 43−52.
  66. Закономерности развития непроизводственной сферы и повышение жизненного уровня / Отв. ред. В. Е. Козак. Киев: Наукова думка, 1989. — 256 с.
  67. Е.Ю. Бытовые услуги: реформы и реалии. Новосибирск: НГАЭиУ, 1998, — 137 с.
  68. В.В., Коробова А. Н. Муниципальное управление: справочное пособие. М.: Инфра-М, 2006. — 717 с.
  69. В.Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2001. — 327 с.
  70. Н.Н. Менеджмент в сфере услуг: Уч. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.- 196 с.
  71. Н.Н. Сфера услуг как объект исследования и управления. СПб.: СПбГУЭФ, 2000. — 166 с.
  72. Н.Н. Управление сферой услуг: инфраструктурный подход. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.- 143 с.
  73. В.Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. Ростов н/Д: Феникс, 2003.-384 с.
  74. М.А. Новая экономика: опыт структурно-функционального анализа. М.: КомКнига, 2006. — 304 с.
  75. Индексы физического объема бытовых услуг населению // http://www.gks.rn/freedoc/2007/b07l 1 /20−25 .htm
  76. В.К., Краковская Т. А. Сервисная деятельность: учебное пособие.- М., ИКЦ «МарТ», 2006. 256 с. 81 .Кирпичников В. А. Финансовые и правовые проблемы местного самоуправления // Финансы. 2003. — № 9. — С. 11−15.
  77. М. Синергетический потенциал исследований в области маркетинга промышленных товаров и услуг // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 1. — С. 104−109.
  78. Н.Б. Методы оптимального управления отраслью обслуживания населения. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. — 232 с.
  79. Н.Б., Шатаев И. М. Системное решение проблем управления в сфере обслуживания населения. М.: Наука, 1979. — 206 с.
  80. В.Н. Социология управления социальной сферой: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. — 240 с.
  81. А.Е., Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. — 88 с.
  82. В.Д. Закономерности развития сферы услуг и ее роль в повышении жизненного уровня трудящихся. Харьков: б.и., 1980. — 78 с.
  83. В., Улановская В. Сфера услуг и повышение эффективности производства // Вопросы экономики. 1980. — № 8. — С. 46−58.
  84. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (постатейный). М.: Ось-89, 2005. — 304 с.
  85. Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986−2000 годы. М.: б. и., 1985.- 142 с.
  86. Комплексный план развития сферы обслуживания населения / Под ред. В. М. Рутгайзера. М.: 1977. — 144 с.
  87. О.Г. Регулирование развития рынка бытовых услуг в муниципальном образовании (на примере Московской области): автореф. канд. экон. наук. М.: б. и., 2004. — 21 с.
  88. С.Н., Кравченко В. И., Орлов С. В., Павлова И. П. Сервисная деятельность / Под общ. ред. В. К. Романович. СПб.: Питер, 2005. — 156 с.
  89. В.В. Региональная экономическая политика: Учебное пособие. М.: Издательство РДЛ, 2001. — 272 с.
  90. В.В., Санин И. И. Региональное прогнозирование. Учебное пособие. М.: Издательство «Сатурн-С», 2001. 186 с.
  91. В.В., Санин И. И. Стратегия развития сферы услуг. М.: Сатурн-С, 2003.- 166 с.
  92. Ф. Маркетинг менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль: Пер. с англ. 2-е рус. изд. — СПб.: Питер, 1999. — 896 с.
  93. Ф. Основы маркетинга. -М.: Ростинтэр, 1996. 704 с.
  94. Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. М.- СПб.- К.: Издательский дом «Вильяме», 1999. — 944 с.
  95. ЮО.Кротова Е. А. Бытовое обслуживание населения: проблемы адаптации к рынку (по материалам социологического исследования в г. Екатеринбурге). -Екатеринбург: УрО РАН, 1996. 36 с.
  96. Ю1.Кулибанова В. В. Маркетинг: сервисная деятельность. СПб.: Питер, 2000. — 240 с.
  97. Ю2.Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. -М.: Юрист, 2003. 559 с.
  98. ЮЗ.Куцулова Ф. А. Адаптивные аспекты региональной политики развития предприятий социально-бытовой сферы // Экономические науки. 2007. — № 2. — С. 42−45.
  99. М. Становление «сервисной» экономики // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 1. — С. 11−16.
  100. Ю5.Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. — 1008 с.
  101. В.Н. и др. Местное самоуправление. Моделирование социально-экономического развития. Новомосковск: НИРХТУ, 1998. — 145 с.
  102. И.Ю. Экономика сферы сервиса. Учебное пособие. Часть 1. Сфера сервиса и ее роль в современном обществе. СПб.: Изд-во СПбГАСЭ, 2001. -107 с.
  103. С.Ф. Служба быта и рынок. М.: Знание, 1991. — 64 с.
  104. С.Ф. Что считать услугой? -М.: Знание, 1990. 60 с. ПО. Лексин В. И., Швецов А. И. Государство и регионы. Теория ипрактика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1999.- 125 с.
  105. М.И. Проблемы и перспективы местного самоуправления. -М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. 224 с.
  106. Д.С. О мнимых и реальных источниках повышения качества жизни населения // Муниципальный мир. 2003. — № 1. — С. 33−52.
  107. ПЗ.Любивая А. И., Купчинова A.M. Социокультурный сервис за рубежом: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГАСЭ, 2006. — 111с.
  108. Т.А. Сервисная деятельность. Учебное пособие. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2005.- 108с.
  109. З.М. Муниципальное управление (методологические основы). -М.: Издательский Центр ТУУ, 2001. 212 с.
  110. Р. Роль местных органов власти в условиях рыночных реформ. // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 6. — С. 57−62.
  111. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560 с.
  112. Маркетинг: учебник / Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-560 с.
  113. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996. — 258 с.
  114. Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 379−448.
  115. Местное самоуправление / Администрация Екатеринбурга. Екатеринбург: б.и., 1998.-222 с.
  116. Местное самоуправление. Моделирование социально-экономического развития / В. Н. Лазарев, Н. Г. Полякова, П. А. Юдин, Л. М. Эррера. -Новомосковск: НИ РХТУ им. Д. И. Менделеева, 1998. 138 с.
  117. А.А., Кобелев Н. Б. Совершенствование управления бытовым обслуживанием населения. М.: Легкая индустрия, 1980. — 200 с.
  118. .С., Альтман Л. П. Некоторые теоретические и практические вопросы развития и размещения сферы обслуживания // Проблемы географии сферы обслуживания. М.: Московский филиал Географического общества СССР, 1974.-С. 18−25.
  119. Муниципальное право. / Под ред. Н. С. Бондаря. М.: Юнити, 2002. — 386 с.
  120. Муниципальное управление: проблемы теории и практики. Материалы круглого стола. / И. К. Иконина. М.: Личность, культура, общество, 2000. -368 с.
  121. Муниципальный менеджмент / Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 226 с.
  122. Муниципальный менеджмент: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. В. Н. Иванова, С. Б. Мельникова. М.: Муниципальный мир, 2005. — 210 с.
  123. З.А., Бабаева С. Б. Потребительские предпочтения на рынке бытовых услуг // Маркетинг. 2006. — № 3. — С. 44−49.
  124. Научные основы регионального социально-экономического мониторинга / Под ред. Л. В. Ивановского, В. Е. Рохчина. СПб.: ИСЭП РАН, 1998. — 164 с.
  125. Е.А. Местное самоуправление. Органы власти. М.: ПРИОР, 2001.-96 с.
  126. Непроизводственная сфера СССР / Под ред. М. В. Солодкова. М.: Мысль, 1981.-351 с.
  127. Н.А. Конкурентоспособность города: взгляд зарубежных ученых // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. -№ 6. — С. 69−77.
  128. B.C. Потребительское поведение горожан: Модель социального прогнозирования. Екатеринбург: УрАГС, 2005. — 124 с.
  129. Э. Международные модели маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 3. — С. 3−20.
  130. Э. Становление маркетинга услуг как самостоятельной научной дисциплины за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 4. -С. 3−8.
  131. В.Н. Потребление услуг непроизводственной сферы. Киев: Наукова думка, 1977. — 86 с. 1380 регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации // www. antax.ru/articles/laws.htm
  132. Общероссийский классификатор услуг населению. М.: Издательство стандартов, 2000. — 44 с.
  133. Организация бытового обслуживания за рубежом. М: ЦБНТИ МБОН РСФСР, 1990.- 134 с. 141.0садчая Т. И. Социология социальной сферы: Учебное пособие. -М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. 244 с.
  134. В.Г. Малый бизнес в сфере услуг. -М.: Знание, 1991. 64 с.
  135. Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2002.-880 с.
  136. В.В. Платные услуги населению: состояние и перспективы. -М.: Наука, 1991.- 109 с.
  137. М. Народный доход в перспективном плане // Информационный бюллетень Госплана СССР. 1928. — № 1−2. — С. 40−52.
  138. Е.В. Маркетинг услуг: Учебное пособие. СПб., Харьков- Минск: Питер, 2000.-160 с.
  139. Планирование отрасли бытового обслуживания населения. М., Советская Россия, 1974.-303 с.
  140. Повышение конкурентоспособности региона: управление устойчивым развитием / К. В. Суслов. М.: Муниципальный мир, 2006. — 111 с.
  141. Е.С. Регулирование развития бытового обслуживания населения в крупном городе (на примере г. Москвы): Автореф. канд. экон. наук. М.: б. и., 2003.-28 с.
  142. В.Г., Китаев В. В., Чевтаева Н. Г., Лагно О. И. Градообразующее предприятие и управление социальной сферой малого северного города: социологический анализ. Екатеринбург: УрАГС, 2004. — 212 с.
  143. Д.И. Перестройка управления в сфере обслуживания // Управления непроизводственной сферой. М.: Знание, 1988. С. 40−49.
  144. Д.И. Развитие непроизводственной сферы при социализме. М.: Экономика, 1976. — 158 с.
  145. Правила оказания услуг в Российской Федерации. М.: Юрайт-М, 2001. -376 с.
  146. В.В. Семантика, дефиниции и соотношение понятий «продукт», «товар», «услуга» // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. -№ 2.-С. 12−21.
  147. Проблемы менеджмента и совершенствование маркетинговой деятельности в сфере услуг. -М.: ГАСБУ, 1994. 155 с.
  148. Проблемы становления региональной и муниципальной социально-экономической политики. Нижний Новгород: НИСОЦ, 1998. — 64 с.
  149. А.И. Основы государственности и муниципального управления: системный подход. Ростов н/Д.: МарТ, 2007. — 608 с.
  150. В.Б. Социально-экономическая роль сферы услуг в современной Японии.-М.: Наука, 1975.-283 с.
  151. Ф.Ф., Подольский С. Н. и др. Отраслевое и территориальное планирование бытового обслуживания населения. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. -224 с.
  152. Региональное регулирование предпринимательства в условиях рынка: теория и практика / Под ред. А. А. Горбунова. СПб: ИСЭП РАН, 1997. — 108 с.
  153. Реформа местного самоуправления в России / А. А. Александров, С. Л. Богданов, А. В. Гайда, В. М. Голубицкий, В. В. Китаев, В. В. Маслаков, Б. И. Чарный. Екатеринбург — Нижневартовск: Изд-во «Приобье», 2004. — 186 с.
  154. А. В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. -М.: Финансы и статистика, 1998. 336 с.
  155. М.Г., Россинский М. Б. Планирование развития бытовых услуг. М.: экономика, 1975. — 199 с.
  156. .А., Калачев С. Л. Сервисная деятельность: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. — 268 с.
  157. А.Е. Реформа местного самоуправления: предпосылки и перспективы // Местное право. 2004. — № 11—12. — С. 21−59.
  158. В.М. Ресурсы развития непроизводственной сферы. М.: Мысль, 1975.-229 с.
  159. М. Экономика США. М.: Прогресс, 2003. — 274 с.
  160. Сервисная деятельность: Учебное пособие / Под ред. В. К. Романович. -СПб.: Питер, 2006.- 156 с.
  161. О.В., Хромов В. Я. Учреждения обслуживания и общественные центры городов. -М.: Стройиздат, 1973. 111 с.
  162. М.В., Полякова Т. Д., Овсянников Л. И. Теоретические проблемы услуг и непроизводственной сферы при социализме. М.: Изд-во МГУ, 1972. -348 с.
  163. В.А. Государственная политика в сфере бесплатного обслуживания: уроки и перспективы. М.: Наука, 1994. — 104 с.
  164. И. Н. Нифантова Р. В., Селиверстова В. Бытовое обслуживание населения: мнения экспертов и потребителей // Маркетинг. 2002. — № 2. С. 34−39.
  165. И.Н., Нифантова Р.В, Селиверстова В. А., Полкова Т. В., Силин М. А. Бытовое обслуживание населения Свердловской области: реалии и возможности развития. Екатеринбург: УрО РАН, 2001. — 96 с.
  166. Т.Н. Сфера услуг: трансформации в рыночной экономике. СПб.: СПбУЭФ, 1999.- 130 с.
  167. Стандартизация и сертификация в сфере услуг / Под ред. А. Ракова. М.: 2002.-232 с.
  168. Статистика рынка товаров и услуг. Учебник по теории статистики / Под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1995. — 432 с.
  169. В.Н., Стаханов Д. В. Маркетинг в сфере услуг: Уч. пособие. М.: Экспертное бюро, 2001. — 160 с.
  170. Стратегический план Екатеринбурга: Утвержден решением Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 г. № 40/6 // Под ред. Е. Г. Анимицы, B.C. Бочко, А. Г. Высокинского и др. Екатеринбург: АМБ, 2003. -241 с.
  171. С.Г. Народный доход СССР // Плановое хозяйство. 1926. — № 8.-С. 140−156.
  172. Сфера услуг: новая концепция развития / В. М. Рутгайзер, Т. Н. Корягина, Т. П. Арбузова и др. -М.: Экономика, 1990. 159 с.
  173. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. В 4 томах / Под ред. Ю. П. Свириденко. -М.: Вега Интел XXI, 2000.
  174. Г. Н., Семенов М. Ю. Сертификация безопасности и качества услуг: Учебное пособие. М.: Дело и сервис, 2003. — 176 с.
  175. Торговля. Услуги. Защита прав потребителей. М.: Атлас, 1994.
  176. И.Д. Конкурентный статус города: содержание, проблемы и методы оценки: О месте Екатеринбурга в системе крупнейших городов России // ЧиновникЪ. 2002. — № 2 (18). — С. 48−53.
  177. Турков C. JL Управление региональными программами экономического и социального развития: проблемы методологии и теории. Препринт. -Хабаровск: ВЦ ДВО РАН, 1998. 48 с.
  178. А.А. Система местного самоуправления. // Конституционное и муниципальное право. 2002. — № 2. — С. 28−33.
  179. В.Ф. Бытовое обслуживание населения: Опыт, поиски, эксперименты. Ростов н/Д.: Ростовское книжное изд-во, 1987. — 96 с.
  180. Управление хозяйственным механизмом на предприятиях сервиса / Под ред. В. Н. Соловьева, Д. В. Шопенко. СПб: Гидрометеоиздат, 1995. — 164 с.
  181. Услуги и их социально-экономическая роль. -М., Прогресс, 1967. 129 с.
  182. Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление. — М.: Изд-во «ЭКОМОС», 2001. 364 с.
  183. В.И. Муниципальное право России. М.: Юрист, 1994. — 322 с.
  184. Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства: Учебник. М.: Дело, 2000. — 264 с.
  185. А.Е., Мухин Ю. К. Проблемы управления обслуживанием населения. -М.: Легпромбытиздат, 1987. 144 с.
  186. К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. Теория и практика. СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
  187. А.Г. Быт, семья, досуг: социологические и нравственные проблемы. -М.: Знание, 1969.-32 с.
  188. Хорева J1.B. Сфера социальных услуг: финансирование и направления регулирования. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. 148 с.
  189. Центр регионы — местное самоуправление: к новой концепции взаимоотношений (Россия и зарубежный опыт). — Спб.: Летний сад, 2001. -192 с.
  190. А.П. Маркетинг услуг: макросреда индустрии сервиса // Маркетинг. 1997. -№ 2. — С. 108−117.
  191. А.П. Особенности формирования имиджа услуг // Маркетинг. -2000.-№ 4. С. 116−122.
  192. И.М. Основы организации бытового обслуживания населения. М.: Легкая индустрия, 1980. — 340 с.
  193. О.В., Орлова Д. В., Котилко В. В. Перспективы развития сферы услуг Москвы и Московской области. М.: Изд-во ООО «Гюйс», 2001. — 121 с.
  194. Н.Е., Селиверстова В. А. Анализ и прогноз развития бытового обслуживания населения Свердловской области. Екатеринбург: Министерство торговли питания и услуг Свердловской области, 2006. — 157 с.
  195. А.И. Основы местного самоуправления в РФ. М.: Муниципальная власть, 2000. — 304 с.
  196. A.M., Шкуркин А. А. Мониторинг качества жизни населения муниципального образования: проблемы, принципы и перспективы построения. Хабаровск: б.и., 2000. — 69 с.
  197. А.А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. М.: Российский экономический журнал, 1997.- 174 с.
  198. Экономика бытового обслуживания / Под ред. В. Д. Балалова. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1993. — 247 с.
  199. Экономика предприятия торговли и сферы услуг: Учебное пособие. / Под ред. проф. Ю. А. Аванесова. М.: ТОО «Люкс-арт», 1996. — 296 с.
  200. В.Я., Воронин А. Г., Груздов Ю. Н., Иванова В. Н., Родионов В. Г. и др. Местное самоуправление: технологии социально-экономического роста. СПб.: СПбГУ, 1990. — 268 с.
  201. В.Ф. Управление качеством в сфере услуг. Системно-логистический подход. Монография. СПб.: Изд-во СПбГАСЭ, 2002. — 352с.
  202. Brown S, Fisk R, Bitner M. The development and emergence of services marketing thought // Journal of retailing, spring. 1993. — P. 61−103.
  203. Levitt T. Marketing for business growth. New York, McGraw-Hill, 1974. -406 p.
Заполнить форму текущей работой