Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве: Правовые вопросы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отличие от других субъектов института обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, права и обязанности лиц, имеющих право на обеспечение, не выделены в отдельную статью Федерального закона № 125 от 24.07.1998 г. и, по существу, ограничиваются лишь правом на получение обеспечения в соответствии со статьёй 7 и обязанностью извещения страховщика об обстоятельствах… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.стр

Глава 1. Возникновение и развитие законодательства об обеспечении лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и определение места норм, регулирующих обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в системе российского права.стр.

§ 1. Трансформация гражданско-правовой ответственности работодателя по возмещению вреда, причиненного работнику несчастным случаем на производстве, в систему социально — страховых правоотношений в Германии в конце XIX — начале XX века.стр.

§ 2. Становление института возмещения вреда, причиненного несчастным случаем на производстве в России.стр.

§ 3. Место норм, регулирующих обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в системе российского права.стр.

Глава 2. Проблема правового статуса субъектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве.стр.

§ 1. Проблемы правового статуса страховщика по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.стр.

§ 2. Проблемы правового статуса застрахованных лиц и лиц, имеющих право на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.стр.

§ 3. Проблемы правового статуса страхователей в отношениях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.стр.

Глава 3. Страховые случаи и обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.стр.

§ 1. Страховой риск, страховой случай и объект страховой охраны в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве.стр.

§ 2. Денежные выплаты, предоставляемые пострадавшим от несчастных случаев на производстве и лицам, потерявшим кормильца.стр.

§ 3. Оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве.стр.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве: Правовые вопросы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. Разработка эффективного экономического и юридического механизмов обеспечения конституционных прав на достойную жизнь и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, является одной из важнейших задач, стоящих как перед государством и обществом, так и перед наукой современной России. В первую очередь, данную задачу необходимо решить для социально незащищённых слоев населения, к которым следует отнести лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве, а также членов семей, потерявших кормильца. Важным механизмом обеспечения права данных лиц на достойную жизнь, а для пострадавших от несчастных случаев на производстве — также и механизмом обеспечения права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, служит обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Этим страхованием обеспечивается реальная защита прав и законных интересов не только лиц наемного труда, пострадавших от несчастных случаев на производстве и членов их семей, но и имущественные интересы их работодателей — лиц, использующих наёмный труд и извлекающих из него прибыль.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве — самый молодой вид обязательного социального страхования в современно российском законодательстве, и потому количество работ, посвященных проблемам его правового регулирования, сравнительно невелико. В то же время он имеет более длительную историю на протяжении всего периода развития России по сравнению с обязательным пенсионным или медицинским страхованием. В советский период истории развития России государство являлось главным собственником средств производства и доходов от их использования, и потому в условиях, когда оно играло роль главного работодателя, а все социальные выплаты производились из государственного бюджета, не имело значения то, кто производит эти выплаты и какой механизм возмещения вреда пострадавшим от несчастных случаев на производстве используется.

В связи с переходом к рыночной экономике и провозглашением России социальным государством Конституцией РФ 1993 года возникла необходимость сочетания личной свободы человека и его ответственности за личное и семейное благополучие с адекватным уровнем защиты населения от возможных социальных рисков. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в наибольшей мере из всех видов обязательного социального страхования содействует реализации данного положения. В силу относительной новизны норм закона, определенной неоднородности административной и судебной практики его применения был выявлен целый ряд теоретических и практических проблем. К ним следует отнести: проблему разграничения сферы действия обязательного социального страховании от несчастных случаев на производстве от других видов обязательного социального страхования, проблему определение круга страхователей и их правового статуса, проблему организационно-правовой формы страховщика и правового режима средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, проблему определения видов и объёма страховых выплат и другие.

Теоретический анализ перечисленных проблем направлен на повышение эффективности правового регулирования обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве. Он позволяет разработать научно-правовые дефиниции основного института и понятий, необходимых для создания теоретической базы изучения института обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего диссертационного исследования является изучение сущностных особенностей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве как в процессе его становления и развития, так и в современных условиях и, исходя из полученных результатов — определение круга отношений обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, оценка эффективности его правового регулирования, установление его места в системе российского права, а также выработка рекомендаций по совершенствованию правового регулирования по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве.

Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:

1. Сформулировать значение и соотношение страховой модели обеспечения при несчастных случаях на производстве и модели социальной помощи в условиях социальной рыночной экономики.

2. Определить место обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве в системе российского права.

3. Дать общую характеристику субъектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и исследовать специфику их правового положения.

4. Рассмотреть особенности страхового случая и страхового риска в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве.

5. Проанализировать отношения по обеспечению в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и определить их особенности.

6. Разработать предложения законодателю по совершенствованию правового регулирования обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве.

Информационная база исследования. Информационной базой исследования являются нормативные акты: Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125 — ФЗ от 24.07.1998 г., нормативные правовые акты СССР, РСФСР, дореволюционной и современной России, а также германское законодательство. Особое внимание уделено Правилам возмещения вреда, причинённого трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, 1992 года, так как именно в этот период сформировалась необходимость особого правового регулирования отношений по обеспечению пострадавших от несчастных случаев на производстве и членов их семей вследствие перехода к рыночным отношениям и тотальной приватизации государственного имущества с широким применением процедур банкротства в отношении организаций-работодателей. Кроме того, в сферу исследования вовлечён значительный объём нормативных актов СССР и России, которые стали источником преобразований в последнее десятилетие: КЗоТ РСФСР 1971 г., ГК РФ, Федеральный Закон «Об основах обязательного социального страхования в РФ» и др. Необходимость изучения данных нормативных материалов не умаляется тем фактом, что некоторые из них на сегодняшний день целиком или полностью признаны утратившими силу либо не применяются на территории РФ.

Практической базой исследования стал анализ судебной практики Европейского суда по правам человека, Конституционного суда РФ, Высшего Арбитражного и Верховного судов РФ, а также судов общей юрисдикции субъектов РФ и федеральных районных и городских судов, в том числе неопубликованной.

Объектом исследования является история обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, а также правоотношения, возникающие при реализации норма, составляющих данный правовой институт.

Необходимо отметить, что федеральный закон № 125- ФЗ от 24.07.1998 г. предполагает осуществление обязательного социального страхования не только от несчастных случаев на производстве, но и от профессиональных заболеваний. Однако обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и обязательное социальное страхование от профессиональных заболеваний, несмотря на общность субъективных характеристик (субъектов, их прав и обязанностей), правового режима страховых взносов и выплат, обладают совершенно различной природой страховых случаев и страховых рисков.

Поскольку оценка профессиональных заболеваний как страховых случаев и рисков их наступления достаточно сложна, что неизбежно привело бы к значительному увеличению объёма настоящего диссертационного исследования, проблемы обязательного социального страхования от профессиональных заболеваний как подвида обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вынесены за пределы настоящего исследования и не включены в его объект.

Методологической основой исследования являются следующие общенаучные и частнонаучные методы: сравнительно-исторический (с целью уяснения причин появления института обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и его правового предназначения), сравнительно-правовой (выявление аналогичных юридических реалий в других правовых системах и оценка перспектив их использования для регулирования отношений по обязательному у социальному страхованию от несчастных случаев на производстве в российском праве), системно-структурный (выявление исследуемых правовых конструкций в системе видов обязательного социального страхования).

В процессе исследования использовались достижения отечественной науки теории государства и права и конституционного права, изложенные в трудах С. С. Алексеева, С. Н. Братуся, Л. Д. Воеводина, О. Е. Кутафина, Н. И. Матузова, А. В. Мицкевича и др. Основную группу использованных источников составляют труды представителей науки гражданского, трудового права и права социального обеспечения В. С. Андреева, щ Е. И. Астрахана, К. С. Батыгина, М. Л. Захарова, Т. В. Иванкиной, А. А. Иванова,.

Р.И.Ивановой, А. Д. Караваева, Е. Е. Мачульской, М. И. Полупанова, В. К. Райхера, В. Д. Роика, В. Т. Смирнова, Ю. К. Толстого, Э. Г. Тучковой, Е. Б. Хохлова, В. Ш. Шайхатдинова и др. Работы указанных учёных составили теоретическую основу диссертации.

Историко-правовой анализ обусловил широкое использование трудов выдающихся русских учёных по социальному страхованию и гражданскому праву, в частности Н. А. Вигдорчика, В. М. Догадова, А. В. Нолькена, А. В. Репенака, Л. С. Таля, Г. Ф. Шершеневича и др.

Научные результаты диссертационного исследования заключаются в выделении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве из всей системы видов обязательного социального страхования как по субъектному составу, так и по особенностям страхового случая, в вычленении его сущностных свойств, позволяющих отграничить страхование от несчастных случаев на производстве от видов страхования, регулируемых гражданским правом, в установлении его целостного, единого характера, а поэтому, несмотря на использование различных способов правового регулирования, признания его комплексным правовым институтом права социального обеспечения.

Научная новизна состоит в том, что работа представляет собой одно из первых комплексных исследований, в котором на монографическом уровне после введения в действие в 2000 году Федерального закона № 125 — ФЗ от 24.07.1998 г. исследуются основные теоретические проблемы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, а также проблемы правоприменительной практики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Существование целого комплекса признаков, составляющих особенность обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, позволяет сделать вывод о невозможности отнесения обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве к институтам гражданского права. К данным признакам относятся:

1) обязательность страхования с приданием страховым взносам формы финансовых обременений с элементами правового режима налогов (бесспорным взысканием недоимок в административном порядке, санкционированием размеров страховых взносов публичными органами и так далее),.

2) необходимость создания специальной страховой организации — лица, обладающего двойственным правовым статусом (статусом публично-правовой организации — субъекта как частного, так и публичного права),.

3) осуществление страхования в связи с монопольным положением страховщика не на основании гражданско-правового договора, а на основании закона,.

4) введение повышенного публичного (государственного и (или) общественного) контроля за формированием, использованием и расходованием средств страхового фонда,.

5) принятие государством и обществом на себя обязанности по финансовому обеспечению выплат потерпевшим.

2. Доказывается внутреннее единство социального страхования от несчастных случаев на производстве и определяется его место в качестве правового института особенной части подотрасли социального страхования отрасли права социального обеспечения. Это означает, что все нормы института обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве включены в предмет отрасли права социального обеспечения.

3. Определяется необходимость развития разнообразия видов и систем социальной защиты граждан в социальном рыночном государстве ввиду рискового характера рыночной экономики, порождающего разнообразие социально-экономических условий, а поэтому установления наряду с институтами социального вспомоществования за счет средств государственного бюджета различных видов обязательного социального страхования. Обязательное социальное страхование, а не социальная помощь, является основной формой для обеспечения пострадавших от несчастных случаев на производстве и членов их семей именно в связи с рисковым характером данного вида несчастного случая.

4. Обосновывается необходимость перехода от определения классификации профессионального риска по отраслям к определению профессионального риска по каждому конкретному страхователю и установления дифференцированных страховых взносов для отдельных страхователей в целях их стимулирования к снижению страхового риска путём введения безопасных условий труда.

5. Обосновывается необходимость отказа от двойного обеспечения лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и лиц, потерявших кормильца в результате несчастного случая на производстве, которое осуществляется в настоящее время как на основании Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 г., так и на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Подобное двойное обеспечение нарушает установленный статьёй 19 Конституции РФ принцип равенства всех граждан перед законом и статьёй 39 Конституции РФ о равенстве права всех граждан на социальное обеспечение при инвалидности и по случаю потери кормильца.

6. Обосновывается необходимость предоставления всех без исключения социальных услуг лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве за счёт средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве. Это позволит в полной мере реализовать принцип гарантированности права застрахованных и членов их семей на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, установленный статьёй 4 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 г.

Практическая значимость исследования. Значительная часть вынесенных на защиту положений является актуальными вопросами правоприменения, в том числе и в судебной практике. Приведённые выводы и их мотивация могут быть использованы как в процессе разрешения спорных ситуаций, связанных с правовым положением субъектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, так и в повседневной деятельности участников правоотношений по социальному обеспечению. Ряд выводов исследования, в первую очередь в части правовой сущности исследуемых правовых конструкций и их места среди видов социального страхования, будут полезны также в рамках учебного процесса. Некоторые предложения диссертации могут быть использованы при совершенствовании существующей законодательной базы (изменение статей 8 и 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях», расширение круга лиц, имеющих право на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, уточнение формулировок статей 6 и 9 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования в РФ»).

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации доложены на научно-практических конференциях и на заседаниях кафедры трудового права и охраны труда юридического факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета и опубликованы в целом ряде статей и коллективной монографии. Большинство положений, выносимых на защиту, применялось диссертантом в практической деятельности в качестве ведущего специалиста филиала № 28 Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (в 2000 году) и в качестве адвоката Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов (с 2001 года по настоящее время).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование законодательства, регулирующего обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве позволило сделать вывод о необходимости рассматривать обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве как самостоятельный институт права социального обеспечения, включающий в себя регулирование всей совокупности общественных отношений: отношений по предоставлению обеспечения по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, отношения по формированию средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и отношений по управлению этими средствами.

В отличие от традиционного подхода о делении права социального обеспечения на отношений по предоставлению пенсий, пособий, социального обслуживания, следует поддержать позицию М. В. Лушниковой о делении всех отношений по социальному обеспечению на отношения по социальному страхованию и отношения по предоставлению социальной помощи и рассматривать институт обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве в рамках социального страхования как институт особенной части права социального обеспечения.

Предпринятое научное исследование позволило сделать ряд выводов принципиального характера:

1. Анализ истории развития законодательства о возмещении вреда лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве, позволяет сделать вывод о том, что социальное страхование от несчастных случаев на производстве является наиболее эффективным правовым способом их защиты при реализации профессиональных рисков по сравнению с механизмом гражданско-правовой ответственности (как договорной, так и внедоговорной), а также гражданско-правовым страхованием (как коммерческим, так и взаимным). Данная эффективность обусловлена возможностями расширения оснований возмещения вреда потерпевшим, наличием гарантий реализации их права на возмещение, а также снижением расходов для работодателей, которые предоставляются экономико-правовым механизмом социального страхования от несчастных случаев на производстве.

2. В отличие от других субъектов института обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, права и обязанности лиц, имеющих право на обеспечение, не выделены в отдельную статью Федерального закона № 125 от 24.07.1998 г. и, по существу, ограничиваются лишь правом на получение обеспечения в соответствии со статьёй 7 и обязанностью извещения страховщика об обстоятельствах, влияющих на их право на получение обеспечения или его размер, установленной статьёй 20 Федерального закона. К числу таких обстоятельств, в частности относятся не только утрата права на получения страховых выплат, например, в результате признания нетрудоспособного иждивенца трудоспособным или достижения им возраста 18 лет или 23 лет, но также и в случае явки или установления места нахождения объявленного безвестно отсутствующим или объявленного умершим кормильца. Поэтому данный пробел должен быть восполнен путём изменения статьи 16, с изменением её названия на «Права и обязанности застрахованных лиц и лиц, имеющих право на обеспечение в связи со смертью кормильца в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания» и с введением в неё пункта 3, изложенного в следующей редакции:

Лица, имеющие право на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае смерти застрахованного лица" обладают правами, предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 4, 7 и 8 части 1 и несут обязанности, установленные пунктом 2 части 3 настоящей статьи" .

3. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве имеет общественную природу, а потому государство, правомерно предоставляя социальную поддержку одним категориям лиц, должно делать это не в ущерб интересам других участников общественного производства. В нынешней же ситуации получается, что государство, освободив от уплаты страховых взносов инвалидов и их объединения, а также организации, созданные их объединениями, устранилось от решения вопроса о возмещении расходов. Поэтому наиважнейшей задачей законодателя в ближайшее время стоит определение механизма компенсации страховщику средств, неуплаченных инвалидами, либо их объединениями и предприятиями, за счёт средств государства, предоставившего им указанную льготу, иначе обратная ситуация может привести к нехватке средств у страховщика.

4. Необходимо законодательно закрепить оплату ритуальных услуг в качестве расходов в связи с несчастным случаем на производстве. Их стоимость должна возмещаться в пределах разницы между средней их стоимостью в местности, где осуществляются похороны и 1000 рублями, подсчёт которой должен быть основан на статистических данных. Перечень же ритуальных услуг, подлежащих оплате должен быть тождественен тому, что установлен для умерших военнослужащих.

5. Предлагается осуществлять направление застрахованных для лечения в санаторно-курортных учреждениях, находящихся на балансе исполнительных органов отделений Фонда социального страхования РФ и финансируемых по смете, утверждаемой органами по следующей схеме:

— обследование пострадавших на производстве застрахованных и составление заключения по результатам такого обследования осуществляется врачами амбулаторно-поликлинических учреждений по их месту жительства. В состав медико-социальной экспертной комиссии, помимо специалистов, по требованию страховщика, страхователя и застрахованного должны включаться их представители, действующие в порядке и на основаниях, установленных гражданским законодательством, что позволит, по возможности, учесть интересы всех участников обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и предотвратить различные конфликтные ситуации. Это также позволит лучше определить вид санаторно-курортного лечения, его место и сезон в зависимости от заболевания застрахованного, а также противопоказания к нему.

— установление следующего порядка обеспечения застрахованных, пострадавших на производстве, путёвками: на основании личного заявления застрахованного и заключения указанного медицинского учреждения, где указывается тип санатория, его место нахождения и сезон, исполнительный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства застрахованного в 10-дневный срок принимает решение о выдаче путёвки в определённый санаторий, находящийся на территории РФ. Застрахованный получает в амбулаторно-поликлиническом учреждении по своему месту жительства санаторно-курортную карту на основании решения органа страховщика, которую он предъявляет при прибытии вместе с путёвкой в санаторно-курортное учреждение.

5. Обосновывается необходимость соответствия экономической природы фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве, являющегося общественным фондом, его правовой форме, и закрепления права общественной собственности на средства данного страхового фонда вместо права государственной собственности и замены организационной формы юридического лица, государственного учреждения, управляющего данным фондом, на негосударственную некоммерческую организацию.

6. Вносится предложение о расширении круга застрахованных лиц за счёт самозанятого населения, в связи с необходимостью соблюдения конституционного принципа равенства граждан на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

7. Вносится предложение необходимости установления верхнего предела размера заработной платы, с которого производятся начисления в счет страховых взносов (например, 300 ООО руб. в год) в условиях законодательного ограничения верхнего предела страховых выплат. Это будет соответствовать принципу справедливости и позволит сочетать социальный принцип страхования (солидарности при несчастье) с рыночными принципами свободы и равенства, предоставив лицам, обладающим большим доходом возможность в качестве дополнения к обязательному социальному страхованию использовать добровольное социальное страхование.

8. Высказано предложение о необходимости реформирования системы и механизма предоставления социальных услуг лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве. С точки зрения автора, представляется целесообразным оплачивать за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний любое лечение застрахованных в связи с несчастным случаем на производстве, а не только последствий тяжёлых несчастных случаев на производстве. Санаторно-курортное же лечение в учреждениях, находящихся в оперативном управлении ФСС РФ следует финансировать на основании сметы, а не договоров. Кроме того, представляется целесообразным оплата расходов на погребение за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечень которых должен быть аналогичен перечню расходов на погребение умерших военнослужащих.

Указанные предложения должны способствовать как упорядочению норм, регулирующих обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, так и более эффективному их применению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н.Аверьянов. Системное познание мира. Методологические проблемы. М., «Политиздат», 1985.
  2. С.С.Алексеев Структура советского права -.М, 1975.
  3. С.С.Алексеев Теория права М., 1994.
  4. В.С.Андреев Социальное обеспечение в СССР (правовые вопросы). М., 1971.
  5. В.С.Андреев. Право социального обеспечения в СССР. Издание второе, дополненное и переработанное М., 1987.
  6. О.В., Ковалевский М. А., Ковалевский СМ., Соснова Е. В. Социальное страхование в решениях Европейского суда по правам человека: материалы и комментарии. М., 2002.
  7. К. Анненков. Система русского гражданского права. Том 1 Спб, 1894.
  8. Е.И.Астрахан. Некоторые вопросы пенсионного обеспечения по советскому трудовому праву. Учёные записки ВИЮН, выпуск 14. М., 1962.
  9. Е.И.Астрахан. Принципы пенсионного обеспечения по рабочих и служащих. М., Юрид. лит., 1961.
  10. А.Бабич, Е. Егоров, Е.Жильцов. Социальное страхование в России и за рубежом М., 1998.
  11. Ю Барон. Система римского гражданского права. Выпуск 1. Книга I. Общая часть. 3-е изд. СПб, 1919.
  12. Ю Барон. Система римского гражданского права. Выпуск 3. Книга IV. Обязательственное право. 3-е изд.- М., СПб, 1910.
  13. К.С.Батыгин. Администрация и социальное страхование. М., Юрид. лит., 1982.
  14. К.С.Батыгин. Ответственность по законодательству о социальном страховании. М., 1974.
  15. К.С.Батыгин. Правоотношения по социальному страхованию // Сов. гос-во и право, 1972, № 11.
  16. К.С.Батыгин, Г. С. Симоненко. Пособия по государственному социальному страхованию. Законодательство и комментарий. М., Профсоюзы и экономика, 1992.
  17. В. К. Белов. Комментарий законодательства о страховании военнослужащих и приравненных к ним лиц М., 1999.
  18. Г. Дж. Берман. Западная традиция права: эпоха формирования -М., 1994.
  19. З.С.Богатыренко. Международная организация труда и основные направления её нормотворческой деятельности // Труд за рубежом. 1998, № 3.
  20. В.В.Бойко Социально-защищённые и незащищённые семьи в изменяющейся России. СПб, 1999.
  21. И.В.Большакова Дифференцированность тарифов страховых взносов. Журнал «Социальный мир», № 2, 2001.
  22. М.И.Брагинский Договор страхования. М., 2000.
  23. С.Н.Братусь. Курс гражданского права. Субъекты гражданского права. М., 1950.
  24. М.О.Буянова Социальное обслуживание граждан в условиях рыночной экономики. М., 2001.
  25. Н. А. Вигдорчик. Социальное страхование М., 1912.
  26. H.A. Вигдорчик. Социальное страхование. Систематическое изложение истории организации и практики всех форм социального страхования СПб, 1912.
  27. Н.А.Вигдорчик Страхование на случай болезни в России Спб, 1911.
  28. Л.Д. Воеводин «Юридический статус личности в России». М., 1997.
  29. В.П.Галаганов. Российское право социального обеспечения: проблемы и перспективы развития // Гос. и право, 1992, № 12.
  30. Р.С.Гарипов. Пособие по временной нетрудоспособности: правовые вопросы. Автореферат дис., канд. юрид. наук. Екатеринбург., УрАГС РФ, 1997.
  31. Л.Я.Гинцбург. Трудовой стаж рабочих и служащих. М., Изд-во АН СССР, 1958.
  32. В. Закон об обязательном социальном страховании как его применять // Российская юстиция, № 3, 2000.
  33. Е. Годэмэ. Теория обязательств -., 1948.
  34. В.И.Гойман. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях // Сов. гос и право, 1991, № 12.
  35. Гражданское право. Часть 2 / Под редакцией Ю. К. Толстого и А. П. Сергеева М., 1997.
  36. В.Г.Графский, Н. Н. Ефремова, В. И. Карпец и др. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М, 1995.
  37. Ж.-В. Груа Принципы и адекватность социального обеспечения. // Опубликовано в выпуске издания бюро МОТ в Москве — К реформе социального обеспечения: принципы и прагматизм. М., 2001.
  38. И.В.Гущин. Советское право социального обеспечения: вопросы теории. Минск, 1982.
  39. В.М.Догадов. Социальное страхование Л., 1924.
  40. E.H. Обеспечение увечных в порядке социального страхования. М., Вопросы труда, 1927.
  41. Г. Д. Правовое регулирование социального обеспечения осуждённых // Журнал российского права № 1, 2002.
  42. О.Г., Игнатенко A.A., Изотова С. В., Мовчан С. Н., Невменова Н. С. Некоммерческие организации и фонды -М., 1997.
  43. В.Н.Дубровский «О подготовке изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Журнал «Социальный мир», № 4, 2001.
  44. В.Дурденевский. Лекции по праву социальной культуры. М., Л., Госиздат, 1929.
  45. Европейский суд по правам человека, избранные решения. Том 1 М&bdquo- 2000.
  46. А. О понятии обязательного страхования // Хозяйство и право, 1997, № 12.
  47. P.C. Возмещение работнику вреда, причинённого при исполнении трудовых обязанностей как институт социального страхования // Юридические записки ЯрГУ им. Демидова, 1997.
  48. Л.Н.Завадская. Механизм реализации права. М., Наука, 1992.
  49. А.Д.Зайкин. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М., 1974.
  50. М.Л.Захаров, Э. Г. Тучкова. Право социального обеспечения России -М., 2001.
  51. Т.А.Зыкина. Социальная политика России в период социально-экономических преобразований и её взаимосвязь с основными целями социального страхования // Материалы всероссийской научной конференции «Российское трудовое право на рубеже» ч. 2, Спб, 2001.
  52. Т.В. Иванкина. Правовое регулирование распределения общественных фондов потребления Л., 1979.
  53. A.A. Иванов Брагинский М. И. Договор страхования / Правоведение, 2001, № 6.
  54. Р.И. Иванова Правоотношения по социальному обеспечению СССР. М&bdquo- 1986.
  55. Д.А. Керимов Философские проблемы права М. 1973.
  56. Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. Конституционное право России -М&bdquo- 1995.
  57. Н.В. Козлова. Некоммерческие организации. Благотворительность или предпринимательство //Законодательство, № 1, 1998.
  58. Комментарий к ГК РФ, части первой/ Под ред. Абовой Т. Е., Кабалкина А. Ю., Мозолина В. П. М, 1996.
  59. Комментарий к ГК РФ, части первой / Под ред. О. Н. Садикова -М, 1997
  60. Комментарий к Кодексу Законов о труде РФ по состоянию на 1 июля 1996 года / под ред. К. Н. Гусова М, «ПОСТ-ФАКТУМ», 1996 год.
  61. Комментарий к Федеральному Закону «О некоммерческих организациях» / Под ред. Ю. А. Тихомирова М., 1998 г.
  62. Конституции государств Европейского Союза. Под ред. Л. А. Окунькова-М., 1997.
  63. Ю.Н.Коршунов. Комментарий к новому порядку возмещения вреда, причинённого трудовым увечьем. М., 2001.
  64. Т.В.Красильникова. Пенсионные правоотношения и общие основания их возникновения. Автореферат дис., канд. юрид. наук. М., СЮИ, 1972.
  65. М.А.Краснов. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона // Гос. и право, 1993, № 6.
  66. В.Д.Кузятин. Возмещение вреда по гражданскому кодексу и социальное страхование М., 1925.
  67. Курс российского трудового права / под ред. Е. Б. Хохлова. Т.1. Спб., 1996.
  68. М.И.Лепихов Право и социальная защита населения (социальное право). М. Былина, 2000.
  69. М.В.Лушникова. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика механизма социального партнёрства (сравнительно-правовое исследование). Ярославль, Изд-во ЯрГУ, 1997.
  70. М.В.Лушников, А. М. Лушников, Н. Н. Тарусин Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений. Ярославль, 2001.
  71. Н.С.Малеин. О социальной защищённости личности в правовом государстве // Сов. гос. и право, 1990, № 6.
  72. Н.Р.Маматказин. Доктрина права социального обеспечения о понятии правоотношения в социальном обеспечении. Пермь, 2000.
  73. Е.Е.Мачульская. Право на социальное обеспечение естественное и неотъемлемое право человека. // Вестник МГУ. Серия «Право», 1998, № 5.
  74. Е.Е.Мачульская, Ж. А. Горбачева. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М., 2000.
  75. Е.Е.Мачульская. Право социального обеспечения. Перспективы развития., М., 2001.
  76. Е.Е.Мачульская Практикум по праву социального обеспечения. М., 2001.
  77. А.Ю.Медведев. Сущность и проблемы новой системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве // Правоведение, № 2, 2000 .
  78. А. Мендра. Основы социологии М., 2000. С. 168).
  79. Т.К.Миронова. Развитие законодательства о социальном обеспечении: новые подходы //Гос. и право, 1995, № 2.
  80. Т.К.Миронова. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования в России и перспективы его развития. Автореферат дис., канд. юрид. наук. М., Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 1997.
  81. А.В.Мицкевич. Субъекты советского права. М., Госюриздат, 1962.
  82. В.П.Могила. Предупреждение производственных травм на автотранспортных предприятиях. М, Транспорт, 1983.
  83. Т.Н. Злоупотребление правом в сфере государственного социального страхования // Арбитражная практика, № 7, 2002.
  84. А. Мюллер. Рабочие секретариаты и страхование рабочих в Германии-М., 1907.
  85. Бар. А. М. Нолькен. Закон о страховании рабочих. Практическое руководство СПб, 1913.
  86. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. 1990.
  87. Основы страховой деятельности. Учебник // отв. Ред. Проф. Т. А. Фёдорова. М., Издательство БЕК, 1999.
  88. А.В.Островерхов «Единый социальный налог и организация санаторно-курортного обслуживания населения Росиии на рубеже XXI века». Журнал «Социальный мир», № 1, 2001.
  89. В.Г.Павлюченко «Формирование нового облика системы социального страхования в России». Журнал «Социальный мир», № 7, 2001.
  90. А.С.Пашков, В. Г. Ротань. Социальная политика и трудовое право.М., Юрид. Лит., 1986.
  91. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / Под общей ред. М. Э. Дмитриева и Д. Я. Травина СПб, 1998.
  92. Пенсионная реформа / под ред. Председателя правления ПФР М. Ю. Зурабова. С. 69,71.
  93. СИ. Управление в регионе: актуализация мотивов хозяйственной и трудовой деятельности. Автореферат дис., канд.экон. наук. Спб, Спб. Ун-т экономики и финансов, 1994.
  94. К. Победоносцев. Курс гражданского права. Часть 3 СПб, 1896.
  95. И.А.Покровский. Основные проблемы гражданского права.М., Статут, 1998.
  96. С.В.Поленина. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Гос. и право, 1999, № 9.
  97. С.Д.Порощук. Общетеоретические аспекты социально правовой защиты сотрудников милиции. Автореферат дис., канд. юрид. наук. М., Академия МВД РФ, 1994.
  98. Право социального обепсечения: учебное пособие // под ред. К. Н. Гусова. М., 1999.
  99. Проблемы общей теории государства и права // под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М, Инфра-М, 1999.
  100. В.Н.Протасов. Теория права и государства. Проблемы теории государства и права. М., 1999.
  101. А.М.Прудинский Пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца. Спб, 1997 г.
  102. В. К. Райхер. Общественно-исторические типы страхования М., 1948.
  103. А. В. Репенак. Страхование рабочих от несчастных случаев в Германии -М., 1911.
  104. Р.Н. Общая характеристика Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве» // Правоведение, 1999, № 4.
  105. В.Д.Роик. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве опыт западных стран // Человек и труд, 1993, № 2.
  106. В.Д.Роик. Социальная защита работника в процессе труда: проблемы теории и практики. Автореферат дис., д-ра. экон. наук. М., НИИ труда Минтруда РФ, 1994.
  107. В.Д.Роик. Защита от профессиональных рисков // Человек и труд, 1995, № 2.
  108. В.Д.Роик. Перспективы развития социального страхования в России и становления гражданского общества // Журнал «Социальный мир», № 1,2001.
  109. В.Д.Роик. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. М., НИИ Труда, 1994.
  110. Н.С.Сергеева Социальное страхование Австрии. Журнал «Социальный мир», № 3, 2001.
  111. В. И. Серебровский. Страхование М., 1927.
  112. В И Серебровский. Страховой риск / Сб. статей кафедры «Проблемы современного права» и правового факультета Харьковского института народного хозяйства, посвященный памяти акад. В. М. Гордона -Харьков, 1927.
  113. Л.И.Сиземова, Ю. Б. Ерофеев «Некоторые вопросы санаторно-курортного лечения пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Журнал «Социальный мир», № 1, 2001.
  114. В.Н.Скобелкин. Трудовые правоотношения. М., 1999.
  115. В.Т.Смирнов «Гражданско-правовая ответственность государственных предприятий за причинение увечья или смерти работникам». М., 1957.
  116. В.Т.Смирнов Регрессные иски в обязательствах из причинения вреда. М., 1960.
  117. В.К.Субботенко. Право на пенсию и процедурные правоотношения. Автореферат дис., канд. юрид. наук. М., МГУ, 1975.
  118. Г. В.Сулейманова Социальное обеспечение и социальное страхование. М., 1997.
  119. С.В.Сухорукова Проблемы и перспективы совершенствования государственного социального страхования в РФ. Пермь, 2000.
  120. JI. С. Таль. Трудовой договор. Цивилистическое исследование. Части I и II Ярославль, 1913 — 1918.
  121. Теория государства и права курс лекций. Под ред.Н. И. Матузова — М., 2001.
  122. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова М., Инфра-М, 1997.
  123. Л.Б.Тиунова. Системный подход в исследовании права. Автореферат дис., канд. юрид. наук. Л., ЛГУ, 1985.
  124. Ю.А.Тихомиров.Курс сравнительного правоведения. М. НОРМА, 1996.
  125. Ю.А.Тихомиров. Публичное право. М., 1994.
  126. Ю.К. Толстой. К теории правоотношения. Л., 1959.
  127. Ю.К.Толстой Гражданское право и гражданское законодательство / В кн.: Сборник научных трудов, посвященных памяти В. А. Рясенцева. Под ред А. Г. Калпина, А. И. Маляева, В. В. Долинской М., 1995.
  128. Трудовое и социальное право. Учебное пособие // под ред. Л. В. Анисимова. М, Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.
  129. Э.Г.Тучкова. Социальное обеспечение в России на рубеже третьего тысячелетия и теоретические проблемы права социального обеспечения / Материалы всероссийской конференции «Государство и право на рубеже веков М., 2001.
  130. В.Ю.Фалин. Содержание понятий «социальная защита» «социальное страхование» и «социальный риск» // Труд за рубежом. 1994, № 3.
  131. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с комментариями» / под общей редакцией Ю. Н. Коршунова Ю.Н./ М., Научный центр профсоюзов, 1998.
  132. А.П.Фёдоров. К вопросу о пенсионной реформе // Материалы всероссийской научной конференции «Российское трудовое право на рубеже» ч. 2, Спб, 2001.
  133. М.Ю.Фёдорова. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования Омск, 2000.
  134. М.Ю.Фёдорова. Правовые проблемы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации // Материалы всероссийской научной конференции «Российское трудовое право на рубеже» ч. 2, Спб, 2001.
  135. М.Ю.Фёдорова. Понятие социального страхования // Журнал российского права № 1, 2001.
  136. В.И.Фильев «Социальное страхование в России и в зарубежных странах». М., ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез»» 1997.
  137. Я.М.Фогель. Социальное обслуживание инвалидов и лиц пенсионного возраста. М., Юрид. лит., 1980.
  138. Б.Ф.Хрусталёв. Ответственность в трудовом праве СПб, 2000.
  139. М.Ю.Чеверева О правилах отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска — Журнал «Социальный мир», № 2, 2001.
  140. В.Ш.Шайхатдинов. Теория социального обеспечения Саратов, 1982.
  141. В.Ш.Шайхатдинов. Право социального обеспечения Российской Федерации. Учебное пособие. Вып. 1.
  142. В.Ш.Шайхатдинов. Система социального обеспечения в Российской Федерации на современном этапе // Российский юридический журнал, 1994, № 1.
  143. В.Ш.Шайхатдинов. Система социальной защиты и социального обеспечения в современной России. М., 1999.
  144. Г. Ф. Шершеневич. Общая теория права. Учебное пособие (по изданию 1910- 1912 г. г.). Том2-М., 1995.
  145. Г. Ф. Шершеневич. Учебник русского гражданского права. 6-ое изд. СПб, 1907.
  146. В.И.Шкатулла. Образовательное право. М., 2001.
  147. М.И.Шмаков. Система социального страхования под угрозой // Труд.2000.20 июня.
  148. Л.С.Якушев «Социальная защита» (учебное пособие). М., 2001.
  149. С.Ю.Янова Социальное страхование и внебюджетные фонды. М., 2001.
  150. Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах от 19 декабря 1966. Действующее международное право. М., 1996.
  151. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод с дополнительными протоколами к ней/3. Конституция СССР 1936 г. 4. Конституция СССР 1977 г. 5. Конституция РСФСР 1978 г. 6. Конституция РФ 1993 г.
  152. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.
  153. Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.
  154. Гражданский кодекс РФ 1994−2001 годов.
  155. Кодекс законов о труде РСФСР 1924 г.
  156. Кодекс законов о труде РСФСР 1971 г. 12. Трудовой кодекс РФ.13. Налоговый Кодекс РФ.14. Бюджетный кодекс РФ.
  157. Федеральный закон № 16-ФЗ от 16.07.1995 г. «Об основахобязательного социального страхования» // Российская газета, № 139, 21.07.99.
  158. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Опубликование: Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.98.
  159. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»» // Библиотечка «Российской газеты», № 10, 2002 год.
  160. Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» // Российская газета, № 143, 24.07.99
  161. Федеральный закон «О трудовых пенсиях» // Российская газета, № 247,20.12.2001
  162. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» // Российская газета, № 247, 20.12.2001
  163. Федеральный закон «О прожиточном минимуме» // Российская газета, № 210, 29.10.97.
  164. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ». Опубликование: Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, № 27, 04.07.91 ст. 920, Ведомости СНД РФ и ВС РФ, № 23, 11.06.92 ст. 1230.
  165. Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» // Собрание законодательства РФ, № 1, 05.01.98.
  166. Федерального закона № 118-ФЗ от 5 августа 2000 г. «О введении в действие части второй Налогового Кодекса РФ» // Собрание законодательства РФ, № 32, 07.08.2000.
  167. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 год» № 17-ФЗ от 12.02.2002 г. // Собрание законодательства РФ, № 7, 18.02.2002.
  168. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2003 год» № 25-ФЗ от 08.02.2002 г. // Российская газета, № 40, 01.03.2003.
  169. Федеральный закон от 29.12.2001 № 184-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год».
  170. Опубликование: Собрание законодательства Российской Федерации, № 53 (часть I), 31.12.2001.
  171. Федеральный закон № 118-ФЗ от 7.07.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»» // Российская газета от 11.07.2003 г
  172. Положение о социальном обеспечении трудящихся, утверждённое Советом народных комиссаров 31 октября 1918 года // Издание Петербургской рабочей Кассы Социального Страхования, 1918 г., № 6.
  173. Положение о Союзном совете социального страхования, утверждённое постановлением ЦИК И СНК РФ от 6.02.1925 г. // СЗ СССР. 1925, № 3.
  174. Правила обеспечения в порядке социального страхования по инвалидности и по случаю потери кормильца, утверждённые Постановлением ЦИК и СНК СССР от 14.03.1928 г. // СЗ СССР, 1928, № 17. Ст. 145,146.
  175. Положение о Союзном совете социального страхования, утверждённое постановлением ЦИК И СНК РФ от 6.02.1925 г. // СЗ СССР. 1925, № 3.
  176. Постановление СНК СССР и ВЦСПС СССР «О порядке слияния НКТ СССР с ВЦСПС СССР» от 10.09.1933 года // СЗ СССР, 1933, № 57.Ст.ЗЗЗ
  177. Постановление Совета Министров СССР от 23.02.84 № 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию». Опубликование: Собрание постановлений Правительства Союза Советских Социалистических Республик, № 8, 1984 год.
  178. Постановление Правительства РФ от 31.08.99 № 975 «Об утверждении Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска (с изменениями на 26 декабря 2001 года)» // Собрание законодательства РФ № 36, 06.09.99.
  179. Положение о Фонде социального страхования, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 года № 101 (с изменениями на 23 декабря 1999 года) // Российская газета (ведомственное приложение) № 35 от 22.02.94.
  180. Постановление Правительства РФ № 965 от 13.08.1996 г. «О порядке признания граждан инвалидами» // Собрание законодательства РФ, 1996, № 34, ст. 4127.
  181. Постановление Президиума ВЦСПС от 12.11.84 № 13−6 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию» // «Служба кадров», № 2, 1998 год.
  182. Письмо ФСС РФ от 18 февраля 2002 года N 02−18/05/1136 «О пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам» // Нормативные акты для кадровика, № 5, 2002 год.
  183. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской
  184. Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Собрание Законодательства РФ, № 27, 08.07.2002.
  185. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда России от 04.09.2001 № 3218/01 // Документ опубликован не был.
  186. Постановление Президиума Верховного Суда России от 11.08.99 N б/н // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, N 2, февраль 2000 года.
  187. Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2001 N ГКПИ 00−1468. -.
  188. Решение Верховного Суда РФ от 17.07.2001 N ГКПИ 2001−1139. Опубликование: БВС РФ, № 3, 2002 год.
  189. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.08.95 N б/н // БВС РФ, 1995, № 12.
  190. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 22.03.2002 // БВС РФ, № 9, 2002 г.
  191. Дело № 2−5407/2000 с решением федерального суда Московского района Санкт-Петербурга от 06.10.2000 г. Опубликование: Документ опубликован не был.
  192. Дело № 2−63 с решением Дзержинского федерального суда Центрального района Санкт-Петербурга от 29.04.2002 г. Опубликование: Документ опубликован не был.
  193. Дело № 2−2362 с решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 25.12.2000 г. Опубликование: Документ опубликован не был.
  194. Дело № 33−4398/2000 с определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 28.11.2000 г. Опубликование: Документ опубликован не был.
  195. Дело № 2−755 с решением Александровск-Сахалинского городского суда от 22.11.2000 г. Опубликование: Документ опубликован не был.
  196. Дело № 07−02/186 с решением Краснокутского районного суда Саратовской области от 04.08.1997 г. и постановлением Президиума Саратовского областного суда от 28.08.2000 г. Опубликование: Документ опубликован не был.
  197. Дело № 2−69 с решением Советского районного суда г. Рязани 03.06.2000 г. Опубликование: Документ опубликован не был.
  198. Дело № 2−3764−99 с решением Находкинского городского суда Приморского края от 29.07.1999 г. Опубликование: Документ опубликован не был.
  199. Дело № 2−5997 с решением федерального суда г. Новгорода Новгородской области от 24.11.2000 г. и определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 20.12.2000 г. Опубликование: Документ опубликован не был.
  200. Дело № 2−3844−00 с решением Центрального районного суда г. Омска. Опубликование: Документ опубликован не был.
  201. Дело № 2−118 с решением Базарнокарабулакского районного суда Саратовской области от 21.03.1997 г. Опубликование: Документ опубликован не был.
Заполнить форму текущей работой