Конституция РФ (ст. 37) гарантирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Возросшее внимание общества к повышению эффективности защиты трудовых прав граждан нашло отражение в Федеральном законе от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». В соответствии с этим Законом в нормах Трудового кодекса РФ конкретнее сформулированы цели и задачи трудового законодательства, особенно по правовому регулированию трудовых отношений, в том числе оплаты труда, и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Вместе с тем по-прежнему самой уязвимой сферой остаются конституционные права граждан в области трудовых правоотношений. Согласно статистическим данным нарушения трудового законодательства ежегоно составляют 60 — 70% от общего числа выявляемых прокурорами правонарушений социального блока. Из года в год сохраняется тенденция их роста. Проверки органов прокуратуры РФ в хозяйствующих субъектах показали, что почти 62% всех нарушений в социальной сфере составляют нарушения законодательства о труде, в том числе нарушения законодательства об оплате труда. В числе основных причин задолженности по заработной плате: отсутствие у организаций собственных средств; недостаточное финансирование из региональных и местных бюджетов; принятие незаконных правовых актов органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления; направление целевых бюджетных средств на иные цели; невыполнение доходной части местных бюджетов, принимаемых с предельным дефицитом; погашение за счет текущего финансирования долгов прошлых лет; бездействие руководителей предприятий, не принимающих мер для погашения дебиторской задолженности; перечисление руководителями организаций денежных средств сторонним коммерческим структурам.
Контролирующие органы в регионах не всегда и не в полном объеме выполняют возложенные на них законодательством функции по защите трудовых прав граждан, в том числе в сфере оплаты труда.
В определенной степени этим обусловлен увеличивающийся ежегодно поток жалоб в государственные инспекции труда, органы прокуратуры, суд.
Целью данного исследования является рассмотрение и анализ действующего трудового законодательства, отдельных его положений, регламентирующих оплату труда, а также проведение проверок соблюдения трудового законодательства по вопросам оплаты труда. Достижение указанной цели возможно путем решения следующих задач:
— рассмотрение института правового регулирования оплаты труда;
— рассмотрение установленных Трудовым кодексом систем оплаты труда;
— изучение оснований правовой ответственности за нарушение прав граждан на оплату труда;
— изучение и анализ положений законодательства в сфере государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства по оплате труда;
— изучение основ деятельности, а также полномочий государственной инспекции труда при проведении проверок по вопросам оплаты труда.