Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка интеллектуального капитала при организации подготовки специалистов для промышленных предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подготовка и повышение квалификации специалистов на сегодняшний день осуществляется в подавляющем большинстве высшими учебными заведениями, которые встают перед необходимостью корректировать подготовку студентов, с целью соответствовать изменившимся требованиям работодателей. Т. е. процесс эффективного функционирования на рынке образовательных услуг предполагает постоянный поиск возможностей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основы оценки интеллектуального капитала
    • 1. 1. Экономическая сущность интеллектуального капитала
    • 1. 2. Методы определения интеллектуального капитала
    • 1. 3. Объективная необходимость оценки интеллектуального капитала при подготовке специалистов
  • Глава 2. Региональная специфика взаимодействия предприятий и высших учебных заведений
    • 2. 1. Необходимость инновационного обеспечения кадрового ресурса промышленных предприятий
    • 2. 2. Корпоративное образовательное пространство — источник инноваций для предприятий и вузов
    • 2. 3. Сегментация регионального рынка образовательных услуг юго-восточного региона Московской области
  • Глава 3. Структурно-функциональная характеристика корпоративного образовательного пространства
    • 3. 1. Стратегия развития корпоративного образовательного пространства в юго-восточном регионе Московской области
    • 3. 2. Оценка интеллектуального капитала вузов, входящих в корпоративное образовательное пространство
    • 3. 3. Оценка интеллектуального капитала промышленного предприятия, составляющего корпоративное образовательное пространство

Оценка интеллектуального капитала при организации подготовки специалистов для промышленных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Промышленное производство имеет ключевое значение для устойчивого развития национальной экономики и обеспечения национальной безопасности в целом.

Реализация промышленной политики России базируется на инновационной компоненте. Государство призвано привести в действие сильные стимулы для инновационной деятельности предприятий всех форм собственности. Но установив базовые приоритеты для постиндустриального прорыва, нельзя оставлять без внимания и поддержки ряд отраслей машиностроительного комплекса, выпускающих конкурентоспособную продукцию для внутреннего потребления, и частично — на экспорт.

Основной проблемой отечественного машиностроения на современном этапе является недостаточная конкурентоспособность, снизившаяся в последние годы в результате ослабления связей с потребителями продукции. Доля машиностроительной продукции в общем объеме промышленного производства России в настоящее время не превышает 18%, тогда как к 2015 г. по сравнению с 1980 г. доля машиностроительного комплекса возрастет в США с 33,6 до 44%, в Японии — с 37,1 до 47,7%, в Германии — с 37,6 до 46,3%.

Развитие интеллектуального капитала машиностроительных предприятий России, ориентированное на потребности социально-экономического развития регионов, позволит решить проблему повышения эффективности его использования и таким образом повысить конкурентоспособность национального хозяйства. В связи с этим многие предприятия и организации сделали ставку на наращивание своего человеческого капитала, поскольку наличие персонала высокой квалификации повышает их инновационные возможности, а следовательно и конкурентоспособность.

Подготовка и повышение квалификации специалистов на сегодняшний день осуществляется в подавляющем большинстве высшими учебными заведениями, которые встают перед необходимостью корректировать подготовку студентов, с целью соответствовать изменившимся требованиям работодателей. Т. е. процесс эффективного функционирования на рынке образовательных услуг предполагает постоянный поиск возможностей существования вуза в рамках государственной политики высшего образования и требований современного рынка труда. Приобретение, сохранение и использование конкурентных преимуществ — жизненно важная стратегия не только для новых вузов, но и для тех, которые уже длительный период действуют в сфере российского высшего образования, поскольку конкурентное давление только усилится со вступлением России в ВТО и переходом системы высшего образования на нормы Болонского процесса. Конкурентоспособность вуза на сегодняшний день в основном зависит от того, насколько эффективно используется его интеллектуальный капитал.

Таким образом, разработка инновационных вариантов организации образовательных учреждений выдвигается в число важных исследовательских проблем и имеет практическое значение для подготовки менеджеров, способных эффективно работать в условиях российского бизнеса.

Степень научной разработанности темы. Проблемы стабилизации и путей повышения конкурентоспособности отечественного машиностроения в разной степени углубленности исследовались в работах A.M. Аронова, В. В. Битунова, В. Г. Горшкова, В. П. Грузинова, Н. Г. Ивановой, JI.H. Качалиной, P.M. Качалова, А. П. Ковалева, В. И. Кравцовой, Е. Г. Новицкого, А. Н. Петрова, В. М. Русинова, P.A. Фатхутдинова и других ученых.

В отечественной и зарубежной специальной литературе не получили достаточной проработки вопросы экономического обоснования минимально достаточного уровня интеллектуального капитала для предприятия, детерминирующего конкурентоспособность последнего.

В процессе экономического обоснования интеллектуального капитала того или иного предприятия важное значение имеет определение его базиса в виде человеческого капитала.

В последнее время вышли работы, посвященные вопросам измерения нематериальных активов, менеджмента знаний, интеллектуального капитала, которые более подробно и детально рассматривали вопросы, связанные с проблематикой интеллектуального капитала. Это прежде всего работы Э. Брукинг, А. Л. Гапоненко, Ю. А. Еленевой, Р. Каплана, С. М. Климова, А. Н. Козырева, Л. И. Лукичевой, В. Л. Макарова, И. Нонака, Д. Нортона, Т. М. Орловой, X. Такеучи и других ученых.

Пока еще дискуссионными являются взгляды ученых на формы и виды интеллектуального капитала. В экономической литературе. почти отсутствуют исследования, посвященные методам и критериям анализа и оценки состояния экономической среды для формирования и развития интеллектуального капитала в части его человеческой составляющей.

Образовательная деятельность в России в сфере адресной подготовки специалистов не стала пока приоритетным объектом специальных исследований, в то время как тенденции интернационализации образования, организации международных партнерских объединений, унификации программ, диффузии новейших технологий обучения требуют изучения и оценки.

Анализ опубликованных в экономической литературе работ по теме диссертации показывает, что большой круг вопросов является дискуссионным и недостаточно разработанным, а практика настоятельно требует восполнения имеющихся теоретических и методологических пробелов по рассматриваемой проблематике.

Главной целью диссертационного исследования является разработка организационно-экономических основ интеграции интеллектуальных капиталов промышленных предприятий и учебных заведений, в рамках корпоративного образовательного пространства.

Для достижения этой цели выделены следующие задачи исследования:

— разработать основы определения конкурентоспособного уровня интеллектуального капитала и методов его измерения;

— выявить специфику формирования контингента потребителей программ адресной подготовки специалистов;

— установить взаимосвязи в модели «предприятие-вуз» на основе кадровой потребности машиностроительных предприятий;

— разработать рекомендации выбора промышленным предприятием критериев экономической обоснованности совершенствования человеческой составляющей интеллектуального капитала;

— определить направления стратегического развития интеллектуального капитала (ИК) для промышленных предприятий.

Объектом исследования являются промышленные предприятия, реализующие стратегию инновационного развития и повышения конкурентоспособности посредством совершенствования их ИК.

Предметом исследования является совокупность управленческих, организационных процессов и связанных с ними социально-экономических отношений, возникающих в процессе формирования и развития интеллектуального капитала предприятия и вуза.

Теоретической базой исследования служат научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области управленческой деятельности, конкуренции и конкурентоспособности, маркетинга, экономики сферы услуг, результаты фундаментальных и прикладных исследований по проблемам рынка труда и образовательных услуг и анализа процессов развития интеллектуального капитала коммерческих организаций. В процессе проведения исследования использовались материалы научных и практических семинаров, конференций и симпозиумов по проблемам управленческой деятельности, официальная документация предприятий и вузов. В процессе исследования и обоснования направлений формирования и использования интеллектуального капитала машиностроения автор опирался на теорию экономического роста, тенденции развития национальных хозяйственных систем экономически развитых стран и мировой экономики в целом, основы маркетинга и менеджмента, основы региональной экономики и управления.

Методологической базой диссертационной работы являются V общенаучные методы познания: анализ и синтез, моделирование, методы системного, структурно-функционального и статистического анализа, методы группировки, сравнений, обобщений, метод монографического описания изучаемых объектов, метод экспертных оценок.

Информационной базой исследования являются материалы Росстата РФ и его территориальных управлений, Торгово-промышленной палаты РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства образования и науки РФ, издания периодической печати и сети Интернет, отчетные данные ведущих отечественных машиностроительных предприятий, анкетные маркетинговые ^ исследования потребителей услуг Коломенского института (филиала) Московского государственного открытого университета (КИ МГОУ), государственные стандарты, нормы и нормативы, регулирующие функционирование машиностроительного производства и образовательных учреждений.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании автором необходимости и целесообразности управления интеллектуальным капиталом отечественных промышленных предприятий и образовательных организаций.

В диссертации лично автором внесен следующий вклад в разрабатываемую проблематику:

1) дана схема формирования РЖ промышленных предприятий, предложены показатели и критерии его измерения, осуществлена его оценка;

2) определены направления стратегического развития человеческой составляющей ИК промышленных предприятий подотрасли тяжелого и транспортного машиностроения России, ориентированных на инновационные технологии;

3) выявлены характерные черты и особенности формирования интеллектуального капитала региональных вузов;

4) предложены направления по совершенствованию условий функционирования ИК интегрированной системы подготовки специалистов;

5) разработана оптимальная схема проведения учета ИК образовательных учреждений на базе сбалансированной системы показателей (ССП);

6) разработаны рекомендации по выбору программы повышения конкурентоспособности производственных предприятий на основе совершенствования человеческой составляющей их интеллектуальных капиталов, через систему корпоративного образовательного пространства.

Практическая значимость результатов исследования. Разработанная в диссертации система оценки интеллектуального капитала нашла применение ^ при разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности машиностроительных предприятий г. Коломны и коломенских филиалов московских вузов. Методические положения и практические рекомендации успешно использованы в деятельности КИ МГОУ для определения необходимого уровня обучения. Результаты диссертационного исследования могут быть востребованы при подготовке специалистов в рамках корпоративного образовательного пространства.

Апробация и реализация результатов работы. Результаты исследования автора докладывались на кафедре менеджмента и маркетинга КГПИ (2007г.) — на ХУ1-ХХ Плехановских чтениях (Москва, 2003;2007гг.) — на XVIII и XXI Всероссийских научных конференциях молодых ученых и студентов ГУУ «Реформы в России и проблемы управления» (Москва 2003, 2006гг.) — на круглом столе «Современное состояние и перспективы развития экономического образования» в РАГС при Президенте РФ (Москва, 2006 г.) — на международной научно-практической конференции, посвященной 358 летию со дня основания МГТУ ГА (Москва, 2006 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Судьба реформ и реформаторства в России» (Коломна, 2006 г.) — на VII Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы практического маркетинга в сфере услуг» (Москва, 2006 г.) — на региональной научной конференции «Проблемы и методы управления экономической безопасностью регионов» (Коломна, 2006 г.). Основные выводы и предложения автора использовались при разработке стратегии развития ОАО ХК «КЗ» и КИ МГОУ.

По теме диссертации опубликовано 17 научных статей и тезисов, общим объемом 3 п.л., в том числе 2 статьи в сборниках научных трудов, утвержденных Высшей аттестационной комиссией.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы и рекомендации.

1. Основными причинами, предопределяющими необходимость оценки интеллектуального капитала предприятий отечественного машиностроения, являются снижение темпов его роста, невысокая конкурентоспособность, недостаточная загрузка производственных мощностей, необходимость широкой модернизации или переоснащения морально и физически устаревшего производственного аппарата данной отрасли национальной экономики России.

2. В системе подготовки специалистов отсутствует конкретная стратегия ее развития, связанная со стратегией развития отраслей национальной экономики, что приводит к ошибкам управления и практическим издержкам.

3. Все компоненты интеллектуального капитала находятся в тесной взаимосвязи и должны развиваться комплексно, в противном случае система интеллектуального капитала предприятия разрушается.

4. Для измерения и оценки интеллектуального капитала машиностроительного предприятия автором предложено использовать коэффициент Тобина, метод оценки совокупного ИК по его отдельным элементам и через систему сбалансированных показателей. Экспериментальные расчеты, выполненные автором в процессе исследования на примере ОАО ХК «Коломенский завод», показали, что интеллектуальный капитал отечественного машиностроительного предприятия ориентировочно составляет 3,02 млрд руб.

5. Система оценки интеллектуального капитала посредством системы сбалансированных показателей включает в себя оперативную и стратегическую составляющие и объединяет взаимосвязанные элементы в четырех перспективах: финансы, потребители, производственные процессы, обучение персонала и рост фирмы.

6. Эффективное решение проблем высшего профессионально образования в России не может быть достигнуто без привлечения значительных ресурсов на развитие кадровой, информационной и методической базы соответствующих программ. Рыночная реформа профессионального образования приведет к быстрой смене неэффективного менеджмента вузов, к смене стратегий инерционного выживания на инвестиционные стратегии поиска и освоения новых образовательных рынков.

7. В перспективе одной из стратегических целей корпоративного образовательного пространства должно стать преобразование его в технопарк, за счет привлечением научно-исследовательских организаций. Результатом станет увеличение инноваций у предприятий-партнеров, что приведет в дальнейшем к росту конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.

8. Все основные и необходимые предпосылки в г. Коломна для создания корпоративного образовательного пространства на базе промышленных предприятий и коломенских вузов созданы.

Предложенный методический подход позволяет оценить реальные и потенциальные возможности предприятий, степень их влияния на социально-экономическое развитие территории и может использоваться в широком спектре экономико-статистических и прогнозно-аналитических исследований.

Заключение

.

В условиях глобализации рынков, нарастающих темпов внедрения новейших технологий особое значение приобретает оценка и управление интеллектуальным капиталом предприятия. Имеющийся зарубежный опыт в этой области может быть проанализирован и частично адаптирован для российской экономической практики с целью повышения эффективности управления и конкурентоспособности промышленного предприятия в современных условиях.

С этой целью в диссертации с помощью методов сравнительного анализа, синтеза, сравнений, и обобщений были достигнуты следующие научные и практические результаты.

1. Были определены роль, состав и особенности управления интеллектуальным капиталом машиностроительного предприятия по различным его составляющим.

2. Установлены существующие взаимосвязи в модели «предприятие-вуз», удовлетворяющие кадровые потребности машиностроительных предприятий и таким образом совершенствующие их человеческих капитал.

3. Выявлена специфика формирования контингента потребителей программ адресной подготовки специалистов.

4. Разработана методика использования системы сбалансированных показателей для оценки интеллектуального капитала. Проект внедрения подобной системы был апробирован на реально существующем предприятии.

5. Определены направления стратегического развития интеллектуального капитала для промышленного предприятия.

6. Разработаны рекомендации по выбору программы повышения конкурентоспособности производственных предприятий на основе совершенствования человеческой составляющей их интеллектуальных капиталов, через систему корпоративного образовательного пространства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Курс переходной экономики М: Финансы, 1997.
  2. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика М.: центр экономики и маркетинга, 1996.
  3. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999.
  4. Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.:ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. -428с.
  5. В.П. и др. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / ГУУ. ЗАО «Финстатинформ», 2000. — 127с.
  6. М.А., Джамай Е. В. Идентификация и измерение интеллектуального капитала инновационно-активного предприятия. // Экономическая наука современной России 2001 — № 4
  7. Т.Б. Оценка и налогообложение имущества предприятия: Учеб. пососбие. М.: ИНФРА-М, 2003. — 233с.
  8. И. Интеллектуальный капитал. Стиль жизни среднего русского //Эксперт. М., 2002. № 5.
  9. П.В., Гапоненко А. Л., Корниенко В. И. и др. Интеллектуальный капитал стратегический потенциал организации: Учебное пособие/ Под ред. А. Л. Гапоненко, Т. М. Орловой. — М.: Изд-во «Дом» Социальные отношения, 2003 — 184 с.
  10. Л. А. Место управления человеческими ресурсами в инновационном процессе // Трансформационные процессы в России и Германии. Научные труды РНВШУ АНХ. Вып. 5. М.: Проспект, 2006.
  11. Э. Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб. 2001.
  12. А. Умным быть выгодно // Итоги 2005 — № 52
  13. Возрождение Волги шаг к спасению России. Книга 3 роль Московского региона в возрождении Волги. Часть II Московская область, Под ред. И. К. Комарова, М.: РАУ — Университет, 2000 — 736с.
  14. Д.А. Интеллектуальный потенциал коммерческой организации как фактор повышения ее конкурентоспособности. М.: МАКС Пресс, 2004.- 105с.
  15. Гапоненко A. JL Управление знаниями. М.: Изд-во РАГС, 2001.
  16. П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями Пер. с англ. В.Егорова. М.: Фаир-Пресс, 2002
  17. С.Ю. Возможные и вероятные сценарии долгосрочного развития России: цикл публичных лекций «АКАДЕМИКИ -СТУДЕНЧЕСТВУ» / ГУУ. М., 2006. — 26с.
  18. В.В., Коробко С. Б., Маринина Т. В. Экономика знаний. СПб.: Питер, 2003 — 528с.
  19. Я. Маркетинг партнерских отношений / Пер. с англ. Под ред. O.A. Третьяк СПб. Литер, 2001. — 348с.
  20. Государственная промышленная политика России. Проблемы формирования и реализации. Руководитель разработки Примаков Е. М. -М., 2003 г.
  21. Гражданский кодекс Российской Федерации М.: ИНФРА-М, 2002 -416с.
  22. Дж. Американский менеджмент на пороге XXI в. М.: Экономика, 1991, 319с.
  23. В.В. Организация управления российским промышленным предприятием с применением контроллинга и сбалансированной системы показателей: Дис. канд. экон. наук. М., 2004 — 185с.
  24. В.П. Экономика предприятия (предпринимательская) М.: ЮНИТИ, 2002. -208с.
  25. . Опора для промышленности // Российская газета 2007 -№ 4413 от 13 июля 2007 http://www.rg.rU/2007/07/13.html#rg-4413
  26. Р. Основной ресурс XXI века. //Журнал для акционеров -2001 -№ 2.-С.ЗЗ
  27. Добрынин А. И. Человеческий капитал в транзитивной экономике, СПб, 1999
  28. Доклад Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», www.mon.gov.ru
  29. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2004. На пути к обществу, основанному на знаниях. М., 2004.
  30. П. Задачи менеджмента в XXI веке М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. -272с.
  31. В.Е., Маховикова Г. А., Терехова В. В. Оценка бизнеса. СПб.: Питер, 2006−464с.
  32. У.Г. Методические основы и методы маркетинговой деятельности в вузе: Автореферат дис. докт. экон. наук. СПб, 1994. -36с.
  33. В. Инженерная модель: Проблемы подготовки специалистов // Экономика и образование сегодня. 2006. — № 7 — С. 91−94.
  34. ЗыковаТ., Панина Т. Все к станку // Российская газета 2007 -№ 92(4355), С.4
  35. В.В. Проблемы экономического роста России: цикл публичных лекций «АКАДЕМИКИ СТУДЕНЧЕСТВУ» / ГУУ. — М., 2006. -17с.
  36. А. Оптимальная экономическая политика для России // Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. 2001 г. / РАН ИМЭМО. М.: Республика, 2001. С.93
  37. Инновационная политика высшего учебного заведения / Девяткина М. А., Мирошникова Т. А., Петрова Ю. И. и др.- Под ред. Р. Н. Федосовой. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. — 178с.
  38. Каплан Роберт С, Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп./Пер. с англ. -М: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. — 320 с.
  39. JI.H. Конкурентоспособный менеджмент. / Под ред. Кравцовой В. И. М.: «МАМИ», 2002. — 398с.
  40. Кащеев P. Balanced Scorecard: новое заклинание или стратегия управления? http://management.com.ua/strategy/str046.html.
  41. С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. СПб., 2002
  42. С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. СПб., 2000
  43. А.П. Оценка стоимости активной части основных фондов» Учебно-методическое пособие. М.: Финстатинформ, 1997. — 175 с.
  44. А.П. Стоимостный анализ: Учебное пособие. М.: Станкин, 2000.-171 с.
  45. А.П. Управление имуществом на предприятии. М.: Финстатиформ, 2002.
  46. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 1998. — 144 с.
  47. А.Н., Макаров В. Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М., 2003
  48. Концепция инновационной политики РФ на 2001−2005гг. М.: Минпромнауки, 2000.
  49. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования РФ на 2001−2005гг. Приказ Министерства образования РФ от 06.06.2000 г. № 1705.
  50. Концепция совершенствования управления региональным развитием в Российской Федерации, МГУ М., 2006
  51. Концепция формирования и реализации современной промышленной политики. -М.: Институт проблем национального производства, 2002.
  52. Коробков A. The Balanced Scorecard новые возможности для эффективного управления, http://big.spb.ru
  53. Ф. Маркетинг. Менеджмент СПб: Питер, 1999.
  54. Г. Р. Управление производительностью и качеством: 17 модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 5.-М.: ИНФРА М, 2002.
  55. Э.Н. Управленческий потенциал фактор инновационного развития экономики России // Бизнес-образование. М., 2005. № 12.
  56. М.И. Наукограды как «точки роста» общества знаний // Вестник Российской академии естественных наук. 2005 — № 3. — С. 14−18
  57. .Б. Цена интеллекта. М.: Издательский дом «Акционер», 2002, С.200
  58. С. Дурацкое занятие Резонер // Известия — 2006 — № 139 (27 180) http://www.cir.ru/docs/db/182 841 088?QueryID=779 211 &HighlightQuery=77 9211
  59. В., Козырев А. Интеллектуальная собственность: правовые и экономические вопросы формирования // Российский экономический журнал. 2003. № 5−6, с. 14−36
  60. May В. А. Логика российской модернизации. М., 2005
  61. Миллионы людей имеют дипломы, но не имеют образования интервью президента Союза ректоров, ректора МГУ им. М. В. Ломоносова Садовничего В. А. // «Газета» — 2006 — № 122
  62. .З. Управление знаниями. Эволюция и революция в организации. М., 2003
  63. С. Техностарт. // Экономика и образование сегодня. 2006. -№ 7-С. 11−14
  64. Модели инновационных вузов: Сб. статей / АНХ при Правительстве РФ- Под ред. A.A. Климова. -М., 2005. -148с.
  65. Модернизация экономики: глобальные тенденции, базовые ограничения и варианты стратегии. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
  66. Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО. Научн. рук. авт. колл. Некипёлов А. Д. РАН-НИС. М., 2001
  67. Наука и технологии в России: прогноз до 2010 г.- М., ЦИСН, 2000 г.-С.48, 59−60.
  68. Национальная промышленная политика конкурентоспособности (Опыт Запада в интересах России) М.: ИМЭ и МО, 2002
  69. Опыт формирования и реализации современной промышленной политики в развитии страны М.: ИМЭ и МО, 2002.
  70. Основные направления структурной политики и регулирования отраслевых рынков, М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
  71. Основы инновационной политики РФ на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу. (Подготовлен Советом Безопасности РФ, 2003 г.).
  72. Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу. (Утв. Президентом РФ 30.03.2002 г.)
  73. Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу. (Подготовлен Советом Безопасности РФ 2002 г.)
  74. Отраслевой анализ присоединения России к ВТО М.: МТП ВОБ, 2001.
  75. Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. -М.: Финансы и статистика, 1998. 215 с.
  76. Оценка интеллектуальной собственности: Учеб. пособие / Под ред. С. А. Смирнова М.: Финансы и статистика, 2003. — 353с.
  77. О. Деградация вузовского статуса // Газета 2006 — № 34
  78. Е.В. Рыночный потенциал предприятия. М.:ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. -559с.
  79. М. Конкуренция М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. -496с.
  80. Послание президента Федеральному Собранию Российской Федерации -11мая 2006 года // Российская газета www.rg.ru/sujet/2526.html
  81. Права на результаты интеллектуальной деятельности: Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права: Сб. нормативных актов. М., 1994. С. 33.
  82. А., Бухарова Е. Ключевой фактор: Пути развития высшего профессионального образования: ретроспектива и приоритеты будущего. // Экономика и образование сегодня. 2006. — № 7 — С. 79−80
  83. Прогноз потребности Российской Федерации в специалистах с высшим профессиональным образованием и структуры их подготовки до 2010 г. / Научно-исследовательский институт высшего образования М., 2000. -49с.
  84. В.В. Программное выступление перед доверенными лицами 12 февраля 2004 г. // Известия. 2004.
  85. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005
  86. И.Б. Организация и управление внебюджетной образовательной деятельностью государственного вуза: Дис. канд. экон. наук. Ульяновск, 2000 — 178с.
  87. И. Интеллектуальный капитал // Маркетинг 1998 — № 4 С.76
  88. А. Биржевые игры: От перестройки системы образования к перестройке преподавания. // Экономика и образование сегодня. 2006. — № 7 — С. 53−54
  89. Стимул к обновлению // Российская газета (Приложение Экономика) -2007-№ 112 (4375), С. А2
  90. П. Как измерить знания? // Computerworld Россия. 1998 № 15.
  91. Стратегия развития машиностроительного комплекса на период до 2010 г.-М.: Минпромнауки, 2001.
  92. Стратегия развития металлургической промышленности России до 2010 г. М. Минпромнауки, 2001.
  93. Стратегия развития отраслей промышленности на период до 2010 г. с учетом инновационной направленности /Материалы к заседанию Правительства РФ от 10.03.2001 г.
  94. Стратегия развития России на период до 2010 г. М.:МЭРТ, 2000
  95. A.A. Управление экономическим ростом агломерации (на примере Московской агломерации): Монография. М/.ИРЭИ, 2005. -185с.
  96. Управление современной компанией / Под ред. Б. З. Мильнера и Ф. Лиса -М.: Инфра -М, 2001.
  97. P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса. Экономика, маркетинг, менеджмент М.: Маркетинг, 2002.
  98. Фридаг Хервиг Р., Шмидт В. Сбалансированная система показателей: руководство по внедрению. / Пер. с нем. М.Реш. М.: Омега-Л, 2006. -267с.
  99. М. В России хотят свой Оксфорд // Газета 2006 — № 48
  100. Ю.С. Россия-ВТО: проблемы и последствия вступления // -Стратегические последствия экономической реформы в России: Информ.-аналит. бюл. /Под ред. Ю. С. Хромова, М.: РИСИ 2002. Вып.12 С. 47.
  101. Ю2.Шимшилов С. А. Интеллектуальный капитал организации и профессиональная компетентность персонала. // Вестник РЭА 2004. -№ 3-С. 56−69
  102. ЮЗ.Щенников С. А. Модель открытого образования как основа организации подготовки менеджеров в дистанционных формах // Системаобеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. Вып.1.
  103. Экономика, основанная на знаниях: Учебное пособие/ Под общ. ред. А. Л. Гапоненко. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 352с.
  104. Edvinsson L. Developing intellectual capital of Skandia // Long Range Planning 1997, June — Vol.30, № 3 p.366−373
  105. K.E. Sveiby The New Organisational Wealth Managing and measuring Knowledge Based Assets. San-Francisco, 1997.
  106. Kelly K. New Rules for the New Economy New York.: Viking Press, 1998
  107. T.A. Stuart. Intellectual Capital: The New Wealth of Organisations. London, 1997.
  108. Объекты интеллектуальной собственности промышленного предприятия
  109. Объектами промышленной собственности являются изобретения, полезные модели, промышленные образцы, научные открытия- товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования- право на пресечение недобросовестной конкуренции.
  110. Изобретение — новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, дающее положительный эффект. Объектами изобретения являются: устройство- способ- вещество- применение ранее известных устройств, способа, вещества по новому назначению.
  111. Под устройством понимается система расположенных в пространстве элементов, определенным образом взаимодействующих друг с другом: машины, приборы, механизмы, инструменты, транспортные средства, оборудование, сооружения и т. д.
  112. Специфика изобретений-способов, направленных на изготовление продуктов, заключается в том, что действие патента распространяется и на продукт, изготовленный непосредственно этим способом (п. 2 ст. 10 Патентного закона).
  113. К веществам относятся: индивидуальные химические соединения- высокомолекулярные соединения и объекты генной инженерии- композиции (составы, смеси) — продукты ядерного превращения.
  114. Товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров — обозначения или названия, служащие для отличия товаров или услуг одного производителя от товаров или услуг другого производителя.
  115. Товарный знак (слово, рисунок) лишь проставляется на изделии в отличие от промышленного образца, который является составной частью самого промышленного изделия (форма, цвет, рисунок изделия).
  116. Знак обслуживания — это товарный знак, связанный с предоставлением услуг. Используется знак обслуживания отелями, ресторанами, туристическими бюро, прачечными, химчистками, авиакомпаниями, агентствами по прокату и др.
  117. Указания на источник происхождения товара — наименование, выражение или знак, которые показывают, откуда поступил данный продукт («Сделано в России»).
  118. Право на пресечение недобросовестной конкуренции включено в промышленную собственность в связи с тем, что акты недобросовестной конкуренции часто являются нарушением права на объекты промышленной собственности.
  119. Программа для ЭВМ — объективная форма предоставления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата.
  120. База данных — объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
  121. Топология интегральных микросхем — зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. Она предназначена для выполнения функций электронной микросхемы.
  122. Коммерческие секреты — сведения о конъюнктуре рынка, банковских отношениях, кредитах, ссудах, долгах и объемах коммерческой деятельности- сведения о заключенных договорах- списки клиентов- деловая переписка- формы и виды расчетов и т. д.
  123. Производственные секреты — это не защищенные патентами изобретения, опытные образцы, результаты НИОКР, конструкторская, технологическая, проектная документация и т. д.
  124. Организационно-управленческие секреты — системы организации производства, маркетинга, управления качеством, персоналом, финансами.
Заполнить форму текущей работой