Актуальность исследований.
Современная ситуация в Единой системе организации воздушного движения (ЕС ОрВД) Российской Федерации определяет особое внимание к повышению квалификации (ПК) руководителей и специалистов.
Проблемы исследования и совершенствования профессиональной подготовки персонала приобрели еще большую актуальность в условиях реформирования ЕС ОрВД на основе Указа Президента РФ от 05.09.2005 № 1049 «О федеральной аэронавигационной службе» (ФАНС).
ФАНС является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции: государственное регулирование, контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства Российской Федерацииоказание государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерацииорганизация единой системы авиационно-космического поиска и спасанияуправление государственным имуществом, лицензирование и сертификация в установленной сфере деятельности (в том числе сертификация типов систем и средств радиотехнического обеспечения полетов и управления воздушным движением, а также их производства) — установление ставок сборов за аэронавигационное обслуживание и порядка их взимания, распоряжение средствами от указанных сбороввыдача разрешений на транзитные полеты иностранных воздушных судов через воздушное пространство Российской Федерации и на пересечение ими государственной границы Российской Федерации [85].
Сегодня эта система насчитывает более 100 районных центров ЕС ОрВД (РЦ ЕС ОрВД), около 500 пунктов УВД на более чем 270 аэродромов, каждый из которых имеет только ему присущие количественные и качественные характеристики воздушного движения, радиотехническое оборудование и др.
Новая структура и многообразие функций ЕС ОрВД ожидают для своего обслуживания руководителей и специалистов нового типа, способных быстро адаптироваться в сложной информационно-технологической среде, обученных принимать управленческие и иные решения на основе теоретического анализа своей деятельности, умело управлять процессами в условиях неопределенности при решении слабоструктурированных управленческих задач.
Это потребует применения научных методов постановки учебного процесса и формирования новых стандартов ПК персонала ЕС ОрВД.
Объектом исследования в диссертационной работе является система повышения квалификации (СПК) ЕС ОрВД РФ.
СПК ЕС ОрВД имеет богатые традиции. Более 8000 специалистов и руководителей работают в гражданской части ЕС ОрВД, из которых более 4000 осуществляют обслуживание воздушного движения (ОВД) самолетов иностранных авиакомпаний. Ежегодно на различных курсах повышения квалификации (КПК), специальной подготовки (СП) и переподготовки Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПб ГУ ГА), Ульяновского высшего летного училища гражданской авиации (УВЛУ ГА), Санкт-Петербургского и Красноярского авиационно-технических колледжей, а также в филиалах ФГОУ ДПО «Институт аэронавигации» проходят обучение более 3000 специалистов и руководителей ЕС ОрВД.
В течение последних 30 лет система профессионального образования специалистов и руководителей ОрВД обеспечивалась исследованиями и учебно-методическими разработками ученых СПб ГУ ГА и УВЛУ ГА под руководством к.т.н., доцента Дарымова Ю. П., д.т.н., профессора Крыжановского Г. А., к.т.н., доцента Цепляева Ю. Ф. и др. [37].
В области влияния человеческого фактора, в том числе и квалификации на систему ОрВД посвящены многочисленные исследования зарубежных ученых и специалистов, а также международных организаций EUROCONTRL и ICAO [95, 100, 103].
Вместе с тем в настоящее время наступил период, когда тривиальные методы решения тех или иных учебно-методических проблем ПК оказываются малоэффективными. В условиях многообразия образовательных технологий особо важной является способность образовательных учреждений ПК адекватно реагировать на запросы практиков ЕС ОрВД и одновременно развивать свою роль в повышении уровня профессиональной квалификации персонала этой системы. При этом, согласно П. Г. Щедровицкому, в основу работы по повышению квалификации может быть поставлено проектирование и исследование систем, когда СПК выходит из обслуживающей роли и становится системообразующим звеном.
В связи с объединением гражданского (ГС) и военного (ВС) секторов ЕС ОрВД в составе ФАНС проводится работа, направленная на формирование единой аэронавигационной образовательной системы, которая включает существующие федеральные государственные образовательные учреждения (ФГОУ) высшего (ВПО), среднего (СПО) и дополнительного профессионального образования (ДПО), государственные образовательные стандарты (ГОС), коллективы ученых, преподавателей, инструкторов и инженеров, учебно-методические и материально-технические ресурсы.
В настоящее время организация ПК персонала ОрВД обусловлена сложностью задач стоящих перед ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и ее филиалами по укрупнению и автоматизации центров обслуживания воздушного движения (центров ОВД), оптимизации деятельности пунктов управления воздушным движением (пунктов УВД) и ЕС ОрВД в целом.
Требует тщательного теоретического анализа процедура внедрения в практику ЕС ОрВД РФ требований программы подготовки персонала ОрВД (ESSAR-5), рекомендуемой организацией EUROCONTROL.
В целом можно выделить основные противоречия между потребностями.
ЕС ОрВД в подготовке кадров и возможностями существующей СПК, присущие как практике ПК, так и теоретическим исследованиям (рис. 1).
Прежде всего, это различные школы и методики подготовки и переподготовки гражданского и военного персонала, при этом в СПК ЕС ОрВД отсутствуют какие-либо теоретические исследования и научно обоснованные модели организации ПК специалистов и руководителей ОрВД.
Проблемы совместной «г-5= Различные школы и методики деятельности ьи и i и tu ирьд «» р-обучения специалистов Орвд.
Роль человеческого фактора в новой системе ОрВД объективно повысится.
Необходимость быстрой адаптации действующих и новых-*^ специалистов.
Недостаточные исследования иквалификация выпускников КПК в области ЧФ в системе ОрВД.
Недостаточный учет всех факторов системы ОрВД.
Организация и содержание учебного процесса традиционны.
Рис. 1. Основные противоречия между потребностями ЕС ОрВД и существующими возможностями СПК.
В предполагаемых условиях функционирования ЕС ОрВД объективно возрастет роль человеческого фактора (особенно хороша знакомая, но малоизученная цена ошибки руководителя) как при непосредственном обслуживании воздушного движения (ОВД), так и при управлении диспетчерскими сменами, пунктами и центрами ОВД и ЕС ОрВД в целом.
Поэтому способность современных специалистов и руководителей ОрВД быстро адаптироваться в новой технологической среде и умело управлять про.
Развитие системы ОрВД и РТО полетов и ОВД весьма динамично цессами в условиях неопределенности при решении слабоструктурированных управленческих задач будет определяющей и потребуется применение научных методов постановки учебного процесса, формирования новых ГОС ДПО персонала ОрВД.
Новая система ОрВД потребует для своего обслуживания руководителей и специалистов нового типа, специально обученных принимать управленческие и иные решения на основе формализованных моделей своей деятельности.
Существуют принципиальные различия в образовательных запросах руководителей ЕС ОрВД выступающих заказчиками по отношению к СПК. Инновации в практике ОрВД часто опережают изменения в содержании программ базового ВПО, что требует от учреждений ПК одновременно выполнения компенсаторных функций, возникает необходимость в уровневой дифференциации программ ДПО.
Наконец, в контексте нашего исследования представляется важным также отметить отсутствие согласованных подходов к проектированию целей и содержания ПК, что не позволяет осуществлять объективную оценку образовательных результатов и регулировать вопросы управления качеством ДПО.
Одной из главных причин, обусловливающих трудности в преодолении названных противоречий, выступает, на наш взгляд, недостаточная разработанность методологических основ проектирования и моделирования СПК, учитывающих не только ее место в сфере ДПО, но также ее деятельность в ЕС ОрВД и свои внутренние механизмы развития.
Целью диссертационной работы является моделирование системы повышения квалификации специалистов и руководителей в контексте новой парадигмы развития ЕС ОрВД РФ.
Для достижения поставленной цели в работе выполнены исследования в следующих направлениях:
1) Анализ деятельности и моделирование обучения специалистов и руководителей в ЕС ОрВД для работы в конкретных условиях.
2) Определение места и роли СГЖ в ЕС ОрВД, математическое моделирование учебного процесса ПК.
3) Создание моделей разработки и планирования учебного курса ПК.
4) Разработка модели принятия персоналом ОрВД многокритериальных решений в области аэронавигационного ОВД.
5) Оценка эффективности применения обучающей компьютерной системы (ОКС) ОрВД и диспетчерского тренажера.
6) Анализ деятельности, методы и критерии оценки обученности руководителя ЕС ОрВД.
7) Разработка математической модели тренажера для обучения руководителей процедурам принятия решений в виртуальной ЕС ОрВД.
Научная проблема исследования заключается в разработке математических моделей, обеспечивающих комплексное обоснование научно-методических требований к содержанию учебного процесса ПК, использованию ОКС ОрВД и диспетчерских тренажеров (ДТ) в СПК специалистов и руководителей ЕС ОрВД.
Гипотеза исследования заключается в том, что теоретическое обоснование и реализация разработанных научно-методических требований к организации, программам, техническим средствам и технологиям ПК специалистов и руководителей ОрВД позволит обеспечить более надежную деятельность ЕС ОрВД за счет более высокой квалификации этой категории авиационного персонала.
Методы исследования. В работе была использована методология исследования процессов принятия решения, методы нечетких множеств, технической и биологической кибернетики, теория графов.
Решения задач базируются на экспериментальных данных и известных теоретических разработках в области управленческой деятельности в сложных динамических системах и математическом моделировании. Для получения гарантированных по совокупности выборки результатов применены теория планирования оптимальных экспериментов и методы решения задач с нечеткими критериями.
Достоверность и обоснованность полученных результатов подтверждается достаточной сходимостью полученных теоретических результатов с результатами апробации разработанных математических моделей учебно-методических систем при многократном проведении курсов повышения квалификации персонала ЕС ОрВД в СПб ГУ ГА, а также с результатами исследований других авторов.
Для представительности выборки в каждой из различных серий экспериментов группы испытуемых составляли от двадцати до сорока человек. Для проведения оценок привлекались 8 экспертов равной квалификации, в том числе и зарубежных, из области ОрВД и профессионального обучения.
Репрезентативность результатов обеспечивалась проведением экспериментов в различных образовательных учреждениях и в разных странах: СПБ ГУ ГА (Россия), Рижское летно-техническое училище гражданской авиации, Учебный Центр ANS (Латвия), Национальная Академия Украины (г. Кировоград), а также в ряде филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Выполнен анализ исследований отечественных и зарубежных ученых в области деятельности персонала в ЕС ОрВД, а также путей повышения качества их дополнительного профессионального образования.
2. На базе существующих исследований влияния человеческого фактора (ЧФ) на работу экипажа воздушного судна предложены новые подходы к исследованиям влияния ЧФ на эффективность системы ОрВД.
3. Предложена модель оценки работоспособности специалиста ОрВД с учетом процесса его адаптации к будущей профессиональной деятельности в форме его обучения в определенных условиях. Сформулировано понятие ресурса работоспособности специалиста ОрВД, представленного двумя составляющими: выработанным в процессе функционирования ресурсом и восполненным в процессе обучения ресурсом.
4. Определены место и роль повышения квалификации в ЕС ОрВД. Предложены концепция сферы повышения квалификации и подход, при котором система повышения квалификации принимает на себя всю полноту ответственности за проектирование, исследование и развитие ЕС ОрВД.
5. Предложены математические модели разработки и планирования учебного курса повышения квалификации, а также управления учебным процессом повышения квалификации персонала ЕС ОрВД при его дестабилизации.
6. Разработана модель повышения квалификации персонала ОрВД, в основу которой положена модель полного усвоения учебного материала (МПУ) предполагающая, что способности обучаемого коррелируются с темпом его обучения.
7. Определены требования к математическому аппарату формирования учебных планов, включающие возможность описания на вербальном уровне моделей учебных программ, а также различных этапов и задач учебного процесса ПК.
8. Разработана модель принятия специалистом ОрВД многокритериальных решений в области обслуживания воздушного движения. Зга модель апробирована экспериментально на диспетчерском тренажере и на обучающей компьютерной системе. Получен вывод, что наибольший эффект обучение с помощью ОКС ОрВД дает тогда, когда обучаемый вовлекается в активную когнитивную деятельность по осмыслению и закреплению учебного материала, применению знаний в типовых и нетиповых ситуациях например, ОКС ОрВД по учебному курсу Reduce Vertical Separation Minimum).
9. Результаты апробации моделей, полученных автором в области содержания и сочетания теоретического и практического обучения, позволяют сделать вывод, что для наиболее эффективного формирования навыков оперативной деятельности целесообразно комплексное использование тренажеров и обучающих компьютерных систем, а это дает возможность внести существенные позитивные изменения в учебные курсы подготовки специалистов и руководителей ОрВД.
10. Представлены теоретические положения по исследованию деятельности руководителя по принятию решений в задачах и ситуациях ОрВД на вербальном уровне. Проведен анализ трех основных языков моделирования задачи lip^хл.i^l.la']. /! iv^j.л.ojjiibwi^no* Оx’XiictjJИЬ±i'у. Q^LuUl^iU ±1 j) y i’iii.j-^ili'x Bb>It3GjJci r> слабо структурированных ситуациях, основанных на моделировании знаний экспертов.
11. Впервые деятельность руководителя в ЕС ОрВД представлена как последовательное решение слабоструктурированных задач, реализация которых базируется на аппарате функции полезности, нечеткой логики и методе парных сравнений Луи Терстоуна.
12. Разработаны информационные и математические модели обучения руководителей ОрВД процедурам принятия решения в среде виртуальной системы ОрВД на базе модельного тренажера и оценки обученности этих руководителей на основе аппарата предельной полезности, которые позволяют организовать процесс формирования у руководителя ЕС ОрВД навыков и умений принятия решений в рамках повышения квалификации.