Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Единство социальных и гносеологических факторов в процессе перехода от теории к практике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ имеющихся работ показывает, что основное внимание уделяется рассмотрению логико-гносеологического аспекта взаимосвязи познания и практики. Вместе с тем, за последние десять лет появился ряд работ, в которых осуществляется широкое исследование социальной природы познания, его взаимосвязи с мировоззрением, идеологией и всем комплексом общественных отношений, дается критика буржуазных… Читать ещё >

Содержание

  • РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ И ЕЕ
  • ВОПЛОЩЕНИЯ В ПРАКТИКУ. II
  • РАЗДЕЛ П. ПОТРЕБНОСТЬ — ИНТЕРЕС — ЦЕПЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПРАКТИКИ И НАУЧНОЙ ТЕОРИИ
  • РАЗДЕЛ П1. УБЕЖДЕНИЕ — СИНТЕЗ СОЦИАЛЬНОГО И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ .ЮО

Единство социальных и гносеологических факторов в процессе перехода от теории к практике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

" В эпоху перехода от капитализма к социализму наука становится одним из определяющих факторов общественного развития. В материалах ХХЛ съезда КПСС подчеркнуто, что «строительство нового общества без науки просто немыслимо» Особое внимание на современном этапе развития нашего общества партия уделяет ускорению научно-технического прогресса, широкому и быстрому внедрению в производство достижений науки и техники 2.

Задача научного познания состоит в получении адекватных знаний об объекте, правильном отражении объективной реальности. Но адекватное отражение, объяснение мира не является самоцелью познания. Подлинная цель познания — быть средством практического преобразования мира. А для этого необходимо воплощение результатов познавательной деятельности в практику. На необходимость включения, использования познания в практике со всей определенностью указывал К. Маркс в своем известном тезисе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтоо бы изменить его» .

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. 42.

2 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14 — 15 июня 1983 г. — М.: Политиздат, 1983, с. 10 -Материалы Плену ш. Центрального Комитета КПСС. 26−27 декабря 1983 г. — М.: Политиздат, 1983, с. 14 — Материалы Внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС. 13 февраля 1984 г. — М.: Политиздат, 1984, с. 14.

3 Маркс К. Тезисы о Фейербахе. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с. 4.

Процесс взаимосвязи познания и практики, особенно если речь идет о теоретическом познании, имеет, как правило, опосредованный характер. Переход от познания к практике также представляет собой сложный, многоступенчатый процесс, детерминированный различными гносеологическими, логическими и социальными факторам, без анализа которых невозможно решение проблемы усиления связи познания с производством, оптимизации перехода от первого ко второму.

Исследование данной проблемы актуально также в плане борьбы с современной буржуазной идеологией, буржуазной философией. В последней существуют две основные позиции в оценке роли научного познания в жизнедеятельности общества — сциентизм и антисциентизм. Сциентизм абсолютизирует роль естественнонаучного познания, логико-гносеологические характеристики развития науки и игнорирует социально-мировоззренческую проблематику как не имеющую познавательного значения /что, например, характерно для концепций науки, развиваемых-в рамках неопозитивизма/. Антисциентизм отмечает ограниченность возможностей научного познания, недооценивает внутреннюю логику развития науки /данные тенденции свойственны, например, экзистенциализму/. Наши идейные противники не оставляют попыток и обосновать тезис о «несовместимости» принципа отражения и принципа практики, при этом с шло отражение трактуется как пассивное, зеркальное отражение мира. Результатом такого метафизического подхода к понятию «отражение» является отрыв марксистского понимания практики и практической направленности познавательной деятельности от ленинской теории отражения.

Классики марксизма-ленинизма сформировали основные положения решения проблемы взаимосвязи познания и практики. В исследованиях советских и зарубежных философов-марксистов эти принцида получили дальнейшее развитие и конкретизацию. Различные аспекты этой проблемы глубоко проанализированы в работах Г. С. Бати-щева, М. А. Булатова, Н. В. Дученко, Б. П. Иванова, Б. М. Кедрова, О. И. Кедровского, П. В. Копнина, A.M. Коршунова, С. Б. Крымского, В. А. Лекторского, К. Н. Любутина, З. М. Оруджева, М. М. Розенталя, В. Г. Табачковского, В. С. Тюхтина, В. С. Швырева, В. И. Шинкарука, В. А. Штоффа, А. И. Яценко и др., в работах зарубежных философов-марксистов М. Корнфорта, С. Кумпфа и др.

Анализ имеющихся работ показывает, что основное внимание уделяется рассмотрению логико-гносеологического аспекта взаимосвязи познания и практики. Вместе с тем, за последние десять лет появился ряд работ, в которых осуществляется широкое исследование социальной природы познания, его взаимосвязи с мировоззрением, идеологией и всем комплексом общественных отношений, дается критика буржуазных концепций по данном проблеме /Г.С.Арефьева, В. Г. Афанасьев, С. И. Гончарук, Л. В. Губерский, В. Б. Давидович, Ю. А. Замошкин, И. Зелены — ЧССР, В. Е. Кемеров, А. КозингГДР, Т. П. Матяш, Н. В. Мотрошилова, Г. В. Платонов, Е. Н. Причепий, К. Ребане, Е. Я. Режабек, Г. В. Старк, Ю. Р. Тищенко, Л. Е. Хоруц и др./. Здесь акцент делается уже на анализе социальных факторов развития познания, его связи с практикой.

Накопленный в литературе материал по проблеме взаимосвязи познания и практики позволяет конкретизировать сделанное с точки зрения перехода от первого ко второй. Нам представляется, что наиболее продуктивным подход к анализу данного процесса будет подход, сочетающий в себе проблематику гносеологическую с проблематикой социальной.

ЦЗДЬ.исследования. Основываясь на произведениях классиков марксизма-ленинизма, программных документах КПСС и Советского правительства, опираясь на работы вышеуказанных авторов, в диссертации ставится цель: проанализировать переход от теории к практике с точки зрения единства социального и гносеологического вы данном процессе. Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

— рассматривается вопрос об исходном пункте исследуемого перехода, т. е. само понятие теории ;

— определяются этапы воплощения теории в практику — выявляются основные социальные детерминанты, присущие материальной и духовной деятельности ;

— выявляется определяющая форма синтеза социальных и гносеологических факторов в процессе перехода от теории к практике. В качестве таковой в диссертации рассматривается убеждение.

Основные результаты диссертационного исследования в виде тезисов, выносимых на защиту, могут быть сформулированы следующим образом:

— единство социальных и гносеологических факторов в процессе перехода от теории к практике раскрывается более конкретно, если теоретическое рассматривается, с одной стороны, как базирующееся на эмпирическом, а с другой — порождающее ноше эмпирические ситуации. При этом требуется дифференцированное рассмотрение как теоретического, так и эмпирического. Теоретическое выступает в двух формах: собственно теоретическое или абстрактно-теоретическое и конкретно-теоретическое. Эмпирическое выступает также в двух формах: исходное эмпирическое и конструируемое теоретическим. Последнее возможно в силу множества интерпретаций, содержащихся в собственно теоретическом, включающих генетически исходную эмпирическую интерпретацию ;

— общепринято констатировать практическую направленность теоретического знания. В меньшей степени в имеющейся литературе раскрыты непосредственные проявления данной направленности. Между тем, анализ развертывания содержания теории показывает, что практическая направленность теоретического обусловлена внутренней логикой его развития и проявляется в движении от абстрактно-теоретического, для которого определяющим является критерий его логической организации, к конкретно-^георетическому, определяющий признак которого — наличие эмпирической интерпретации с последующим продуцированием новых эмпирических ситуаций ;

— теоретическое, как правило, относят к сфере духовного производства, однако теоретическое полностью не исчерпывается рамками надстроечного явления и выступает как идеально-практическое образование. На уровне анализа отношения «материально-производственная деятельность /практическое/ - идеальная деятельность /теоретическое/» видно, что обусловленность в конечном счете теоретического практическим проявляется в многоуровневой определенности предмета теоретического, в формировании стимулов для осознания /адекватного или неадекватного/ социальной потребности в развитии теоретического ;

— социальная потребность стимулирует развитие научной теории. Однако научная теория способствует формированию социальной потребности для снятия противоречий в самой предметной деятельности, чем корректирует ее развитие. Отсюда потребность выступает тем общим началом, которое объединяет материальную и духовную деятельность. Возникновение социальной потребности с последующим развертыванием всей цепи «потребность — интерес — цель» .

— тот канал, через который социальность в концентрированном виде проникает как в процесс развития теории и практики, так в процесс перехода от первой ко второй ;

— выявленная цепь /" потребность — интерес — цель" / общих оснований социальной детерминации как теории и практики, так и перехода от первой ко второй, делает акцент на линейном характере взаимосвязи данных оснований. В действительности же взаимосвязь между ними носит более сложный характер, т.к. имеет место обратное влияние каждого последующего элемента цепи на предыдущий и на всю систему в целом. Так интерес способствует осознанию связи потребностей различных субъектов, тем самым выступает одним из звеньев, объединяющих индивидов в социальное целое, осуществляет социальную корректировку потребностей с точки зрения определенного типа общественных отношений. Анализируя условия удовлетворения определенных потребностей, интерес способствует формированию цели, достижение последней стимулирует интерес, а также порождает новые потребности, благодаря чему происходят изменения и в самой цепи ;

— переход от теории к практике детерминирован множеством гносеологических и социальных факторов. В качестве же одной из определяющих форм их синтеза в процессе перехода от теории к практике выступает убеждение, которое в первом приближении фиксирует знания, относительно верно отражающие объективную реальность — формирование убеждения — необходимое условие превращения идеального в материальное и свидетельство того, что сформировались предпосылки и существует необходимость действия для достижения поставленных целей — кроме вышеизложенных тезисов, к элементам научной новизны относятся ;

— рассмотрение интерпретации и конструирования как ведущих способов перехода от теоретического к эмпирическому ;

— выявление причин несоответствия цели и результата /неадекватное осознание потребности, некорректная формулировка цели и т. д./ ;

— установление субординации между понятиями «убеждение» и «убежденность» /первое характеризует устойчивое формообразование сознания субъекта, второе — его жизненную ориентацию/.

Практическая и теоретическая значимости исследования. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего исследования закономерностей перехода от теории к практике, социальной обусловленности данного процесса — в преподавании курса диалектического материализма /темы: «Методы и формы научного познания», «Законы и категории диалектики» и др./ -в преподавании курса исторического патернализма /теш: «Сущность и структура общественного сознания», «Политическая организация общества» и др./ - при разработке спецкурсов по диалектике научного познания. Отдельные положения настоящего исследования могут быть использованы также в лекционно-пропагандистской работе, для критики современной буржуазной идеологии.

Апробация работы. С изложением содержания, основных идей и положений диссертации автор выступал на 1У Всесоюзном теоретическом семинаре «Мировоззрение и научное познание» /г.Чернигов, май, 1982 г./, на Республиканской научно-теоретической конференции «Мировоззренческие и методологические прбблемы взаимосвязи теории и практики» /г.Киев, октябрь, 1983 г./, на теоретическом семинаре кафедры диалектического материализма и методологическом семинаре аспирантов философского факультета Киевского госуниверситета.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

1. Основные факторы социальной активности. — Проблемы философии. Киев, 1983, вып. 58. — 0,5 п.л.

2. Оценка как фактор социальной детерминации перехода от познания к практике. — Проблемы философии, Киев, 1983, вып. 59. -0,5 п.л.

3. Убеждение как синтез социального и гносеологического в процессе перехода от теории к практике. — Проблемы философии, Киев, 1984, вып. 62. — 0,5 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Гносеологический аспект перехода от теории к практике состоит в том, что теоретическое, формируясь на базе эмпирического, способно и формировать новые эмпирические ситуации. В связи с этим, эмпирическое и теоретическое было рассмотрено наш дифференцированно. Как теоретическое выступает в двух основных формах — собственно-теоретическое или абстрактно-теоретическое, так и эмпирическое также выступает в двух формах — исходное эмпирическое, на котором базируется теоретическое и конструируемое эмпирическое, которое выступает как область применения теоретического.

Практическая направленность теоретического знания обусловлена внутренней логикой развития теоретического и проявляется в движении от абстрактно-теоретического, для которого определяющим выступает признак его логической организации, к конкретно-теоретическому, определяющий признак которого — наличие эмпирической интерпретации. Данное движение обеспечивается интерпретацией. Интерпретация обеспечивает также синтез теоретического с эмпирическим как области применения теоретического. В ходе интерпретации обнаруживаются и своего рода гипотетические прообразы объектов, явлений, процессов, не имеющих места в исходном эмпирическом, которые выступают своего рода прогнозами эмпирических ситуаций.

Адекватность или неадекватность прогноза призван выявить эксперимент, что цри условии положительного результата будет означать синтез теоретического с эмпирическим. Порождение новых эмпирических ситуаций возможно благодаря множеству интерпретаций, содержащихся в собственно теоретическом, включая генетически исходную эмпирическую интерпретацию.

Практическая направленность теоретического знания обусловлена не только гносеологическими факторами, но и социальными. Материально-преобразовательная деятельность и идеальная имеют обще основания своего развития. В качестве таковых выступают: потребность — интерес — цель. Через данную цепь социальность в концентрированном виде проникает как в процесс функционирования познания и практики, так и в цроцесс перехода от первого к последней. Определяющее в конечном счете воздействие практического на теоретическое проявляется в многоуровневой заданности предмета теоретического, в формировании стимулов для осознания /адекватного или неадекватного/ социальной потребности, которая и выступает важнейшим стимулом развития теоретического. Однако и в теоретическом заложена возможность формирования социальной потребности для развития самого практического, для снятия противоречий в материальной деятельности.

Проведенный анализ социальных и гносеологических факторов процесса перехода от теории к практике позволил выделить одну из определяющих форм синтеза указанных факторов в процессе реализации теоретического в практическом. В качестве таковой нами рассмотрено убеждение, которое в первом приближении концентрирует знания относительно верно отражающие объективную реальность /речь идет о научном убеждении/ - формирование убеждения есть необходимое условие перевода идеального в материальное, свидетельство того, что сформулировались предпосылки для данного перевода и т. д.

Проведенный анализ ограничивается теми проблемами, которые непосредственно касаются цели диссертационного исследования. Поэтому недостаточно разработанным остался ряд проблем, что требует.

— Ш6 специального рассмотрения. Среди них особый интерес представляет выявление оптимальных путей формирования убеждения, анализ значения убеждения для развития самой теории, требуется специальное рассмотрение причин несоответствия целей и результатов.

Большое значение имеет рассмотрение убеждения как специфического аналога практического в теоретическом и т. д., однако такой анализ представляет собой относительно самостоятельное исследование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Письма из «&e*tscA-&*"n.Qswe4e -JtfirUcAer-'!-
  2. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.371−381.
  3. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с.1−4.
  4. К. Нищета философии. Ответ на „Философию нищеты“ г-на Пруд: она. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с. 65 185.
  5. К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.9, с.115−217.
  6. К. Введение. /Из экономических рукописей 1857−1858 годов/. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.12, с.709−738.
  7. к. К критине политической экономии. Предисловие. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.5−9.
  8. К. Замечания на книгу А.Вагнера „Учебник политической экономии“. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19,с.369−399.
  9. К. Критика Готской Программы. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.19, с.9−32.
  10. К. Капитал: Критика политической экономии. T.I. Маркс К., Энгельс Ф.Соч., 2-е изд., т.23, с.5−784.
  11. К. Теории прибавочной стоимости /17 т."Капитала», часть П/. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26, с.3−648.
  12. Н.Маркс К. Йосифу Веидемейеру. Лондон, 5 марта 1852 г.
  13. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.28, с.422−428. 12. Маркс К. Конспект книги Дж. Милля «Основы политической экономии». -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.5−40.
  14. К. Экономико-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.5−40.
  15. К. Экономические рукописи 1857−1859 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.1, с.1−508.
  16. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч. П, с.1−521.
  17. К. Экономическая рукопись 1861−1863 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.47, с.3−612.
  18. К., Энгельс Ф. Святое семейство или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.3−320.
  19. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с.7−544.
  20. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.419−459.
  21. Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.507−509.
  22. Ф. К жилищному вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.18, с.203−284.
  23. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.5−388.
  24. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.339−626.
  25. Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классическойфилософии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.269−317.
  26. Ф. Введение к работе К.Маркса «Классовая борьба во Франции». Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23, с.529−548.
  27. Ф. Арнсльду Руге. Лондон. 26 июня 1842 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.27, с.371−4373.
  28. Ф. Йозефу Блоху. Лондон 21/22/ сентября 1829 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.37, с.393−397.
  29. Ф. В.Боргиусу, Лондон. 25 января 1894 года. Соч., 2-е изд., т.39, с.174−177.
  30. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.125−346.
  31. В.И. К характеристике экономического ротнтизма. -Полн.собр.соч., т.2, с.119−262.
  32. В.И. Что делать? Полн.собр.соч., т.6, с.1−192.
  33. В.И. Шаг вперед, два шага назад. Полн.собр.соч., т.8, с.185−414.
  34. В.И. Марксизм и ревизионизм. Полн.собр.соч., т.17, с.15−26.
  35. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч.т.18, с.7−384.
  36. В.И. 0 некоторых особенностях исторического развития марксизма. Полн.собр.соч., т.20, с.84−89.
  37. В.И. Три источника и три составные части марксизма. -Полн.собр.соч., т.23, с.40−48.
  38. В.И. Рецензия. Полн.собр.соч., т.25, с. Ш-114.
  39. В.И. Карл Маркс. Полн.собр.соч., т.26, с.43−93.
  40. В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29, с. 620.41,4243,44
Заполнить форму текущей работой