Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфика философского творчества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявляются сущностные черты философского произведения как конечного результата творческого процесса в философии. Философское произведение — это система всеобщих смыслов, подчиненных определенным правилам и принципам, позволяющим осуществить формирование целостного представления относительно объективной реальности и отношения человека к ней и к самому себе. В смысловых границах философского… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Историко-философский анализ проблемы философского творчества
    • 1. 1. Основные концепции о философском творчестве в истории западноевропейской философии
    • 1. 2. Русская философия о природе философского творчества
  • Глава 2. Сущность философского творчества
    • 2. 1. Особенности философского творчества
    • 2. 2. Этапы и источники философского творчества
    • 2. 3. Основные формы философского творчества
    • 2. 4. Роль метафоры в философском творчестве

Специфика философского творчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В период неустойчивости и противоречий, возникающих в обществе, особенно остро ощущается значимость философского осмысления действительности. В философском творчестве выявляются противоречия жизни человека и человеческого мира, намечаются пути их преодоления. Поэтому проблема специфики философского творчества становится особенно актуальной. В! философской литературе содержание понятия философского творчества не получило достаточно полного раскрытия, хотя этот вопрос затрагивался во многих работах.

Выявление специфики философского творчества имеет большое значение для понимания природы и' смысла философского знания. На современном этапе, когда интеграционные процессы во всех сферах жизни выдвинули потребность в целостном осмыслении философии как феномена духовной жизни общества, вопрос о сущности и специфике философского творчества стоит особенно остро.

Степень разработанности проблемы. Проблема философского творчества обсуждалась на протяжении всей истории философии. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Ф: Аквинский, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц, Т. Гоббс, И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Гегель, К. Маркс, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. Делез, Ф. Гваттари, П. Л. Лавров, B.C. Соловьев, Н. А. Бердяев, И. И. Лапшин, Н. О. Лосский, И. А. Ильин и др. Труды этих мыслителей имеют большое теоретико-познавательное значение для изучения проблемы философского творчества.

В некоторых работах отечественных авторов анализ проблемы философского творчества в связи с природой и спецификой философии дает возможность ближе подойти к его тайнам. Это работы В. Ф. Асмуса,.

В.У. Бабушкина, Б. В. Новикова, М. В, Желнова, З. А. Каменского, В. В. Соколова, В. П. Рожина, В. П. Визгина, A.JI. Никифирова, B.C. Швырева, Э. В. Ильенкова, В. И. Купцова, А. С. Богомолова, Н. В. Мотрошиловой, П. П. Гайденко, Ф. Х. Кесседи, И. С. Нарского, В. А. Лекторского и др.

В контексте философского плюрализма общая природа и социокультурная обусловленность философского творчества рассматриваются в работах B.C. Библера, Г. С. Батищева, Т. И. Ойзермана, А. С Ахиезера, В. В. Бибихина, П. А. Рачкова, A.JI. Никифорова и др.

И.И. Лапшин исследует проблему психологического источника философского творчества.

М.К. Мамардашвили рассматривает проблему личностного характера философского творчества.

А.Т. Шумилин анализирует проблему общности и различия научного и философского творчества.

Однако до настоящего времени остаются недостаточно разработанными такие проблемы, как специфика философского творчестваэтапы философского творческого процессаафоризм, диалог, философская система как формы философского творчествароль метафоры в философском творчестве и др. Ощущается недостаток концептуальных разработок этих важных проблем современного философского знания. Нет всестороннего теоретического исследования, специально посвященного природе философского творчества.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является целостный анализ феномена философского творчества, раскрытие его специфических проблем. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

— осуществить историко-философский анализ основных концепций о философском творчестве в истории западноевропейской и русской философии;

— выявить особенности философского творчества;

— определить этапы и источники философского творчества;

— охарактеризовать основные формы философского творчества;

— раскрыть роль метафоры в философском творчестве.

Объект исследования — феномен «философия».

Предмет исследования — специфика философского творчества.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются труды классиков мировой и отечественной философии, принципы диалектического мышления, системный, сравнительно-исторический подходы, структурный метод.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем осуществлен комплексный философский анализ специфики философского творчества и предложена целостная, теоретически обоснованная ее концепция. Наиболее значимые результаты исследования, конкретизирующие новизну, состоят в следующем:

— осуществлен историко-философский анализ* основных концепций о философском творчестве в истории западноевропейской и русской философии;

— осуществлено философско-методологическое осмысление философского творчества, выявлены его специфические: свойства, закономерности функционирования в контексте разных форм культуры;

— определены этапы и источники философского творчества, его личностный аспект;

— охарактеризованы основные формы философского творчества: афоризм, диалог, философская система;

— раскрыта роль метафоры как способа организации творческой деятельности философа.

В результате исследования сформулирован ряд выводов, выносимых на защиту в качестве основных положений:

— Философское творчество имеет свою специфику, происходящую из природы и особенностей самого философского знания. Поскольку философское знание относится к миру в целом, то философское творчество ведет к формированию мировоззренческих знаний, универсальных категорий, а также универсального метода, который стремится охватить все реальное и потенциальное. Создание универсального метода, его усовершенствование и теоретическое осмысление — существенная часть философского творчества. В философском творчестве смысловые формы доводятся до уровня самосознания, обеспечивающего целостность полагаемого смысла. Поэтому философия является рационально-логическим способом смыслотворчества.

— Анализ соответствующего историко-философского и теоретического материалов приводит к следующему определению философского творчества: философское творчество есть процесс выработки исходных, наиболее общих принципов и универсальных форм понимания мира! как целого, ориентирующих человека в его деятельности. Оно нацелено на самореализацию человека, на достижение единства его духовной жизни и целостности бытия. Стремление к бессмертию является основой смыслотворчества" человека. Философское творчество раскрывает его смыслообразующий* потенциал. В философском творчестве сама философия выступает идеалом для человека, человеческого мира.

— Процесс философского творчества складывается из нескольких этапов. Каждый из этих этапов отражает форму движения творческого поиска. Философское творчество часто связано с особым психологическим феноменом — состоянием вдохновения, в котором философ ощущает огромный прилив сил и проявляет удивительную активность и работоспособность. Все этапы философского творчества сопровождаются такими феноменами, как интуиция, удивление, сомнение, которые стимулируют любознательность и воображение, содействуют приливу мысли для неожиданных новых представлений, перманентно очищают место для нового творчества.

— Философский афоризм не обладает способностью к многозначному употреблению, а несет в себе одноплановый, прямой смыслсостоит из двух частей: конкретно сформулированной мысли и определенного заключения.

Заключение

афоризма содержит авторскую оценку его первой части. В афоризме мысль обладает предельной глубиной, выразительностью, точностью, четкостью и лаконичностью формулирования. Афоризм отображает то всеобщее, которое можно считать правилом, законом, принципом. Благодаря этим свойствам афоризм обладает мощной силой воздействия на сознание, побуждает к размышлению, активизирует творческий процесс.

— Диалог ориентируется на сравнение и рациональную оценку содержания вводимых понятий по степени их значимости для создания философской концепции и гармонии с другими философскими концепциями. Он позволяет оценивать альтернативные концепции с точки зрения их применимости к решению мировоззренческих проблем.

— «Философская система» трактуется как такая концепция, которая включает в себя важнейшее из предшествующего философского знания и отвечает на все основные философские вопросы. Многообразие философских систем способствует расширению смыслового пространства и творческой среды. Принцип системности философского знания^ обладает фундаментальностью: вне этого принципа невозможно теоретическое движение философской мысли, развитие философского творчества, основанного на оперировании категориями как особыми идеальными объектами.

— Метафора оказывается одним из способов организации творческой деятельности философа, поскольку с ее помощью устанавливается различие исследуемых объектов и в то же время обеспечивается объединение этих составляющих в упорядоченное целое. Метафора делает абстрактное легко воспринимаемым, выступает как важный способ предсказания свойств еще непознанного объекта на основе полученного знания о нем (когнитивная метафора).

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве методологических принципов при дальнейшем анализе проблемы философского творчества, а также при рассмотрении специфики самого философского знания. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов по проблемам теории творчества и специфики философского знания.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли свое отражение в 4 научных конференциях различного уровня, в том числе на VI Межвузовской конференции студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (Волгоград, 2001) — на VII Межвузовской конференции студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (Волгоград, 2002) — на VIII Межвузовской конференции студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (Волгоград, 2003) — на научной конференции профессорско-преподавательского состава аспирантов и соискателей ВолГУ (апрель, 2004, Волгоград), а также в 9 научных публикациях в различных изданиях.

Структура работы соответствует логике проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В конце работы помещен список использованной литературы.

Заключение

.

Выявление особенностей и сущности философского творчества позволит иметь более четкое представление о специфике самого философского знания.

В результате проделанного анализа автор диссертационного исследования приходит к некоторым общим выводам относительно специфического содержания философского творчества.

1. Философское творчество представляет собой акт, в рамках которого происходит не только переосмысление существующего и формирование нового знания об объективной реальности, но также осуществляется процесс закрепления человека в бытии. Реальность для философа — это отнюдь не мир, воспринимаемый нами как нечто внешнее по отношению к человеку, а сложнейшая проблема соединения человека и мира, проникновение человека в мир. В философской деятельности проявляется глубинное* творческое стремление человека к непрерывному поиску новых путей решения существующих проблем и к самоутверждению в мире. Философское творчество несет в себе попытки прорыва к нормальному функционированию субъекта в постоянно усложняющемся мире. В философском творчестве не только выявляется всеобщее в системе «мир-человек», но ей также дается определенная интерпретация и формируются новые смыслы. Все это позволяет находить определенный ориентир в совокупности массовых решений, смыслов, заложенных в динамично развивающемся мире.

2. Философское творчество следует отличать от других видов творческой деятельности. Творческий акт в философии рождается вместе с проблемами и попытками найти им решение, а миф уже в самом себе содержит определенный ответ, не ставя перед собой вопросов. Философское творчество генерирует рациональную картину мира, а мифотворчествоэмоционально-чувственную.

В отличие от науки, философия основана на личностном творчестве, что сближает ее с искусством, хотя художественное творчество обладает глубоко эмоциональной природой, что отличает ее от творчества в области философии. Философское творчество есть всегда движение, развитие, находящее путь к истине через разум, а не посредством веры, как это происходит в религиозном творчестве. Философское творчество есть диалектический синтез мифологической, художественной, научной форм творчества. Каждый выдающийся писатель, ученый, по существу, философ и иначе не может быть, поскольку по мере того, как он становится настоящим деятелем культуры, он поднимается к целостности осознания бытия и целостности собственного поведения196.

3. Философское творчество есть сложное многофункциональное явление, обладающее определенной. внутренней структурой, представляющей собой органическую совокупность взаимосвязанных элементов. Творческая деятельность в философии выступает в? качестве сложного, многоэтапного процесса, где каждый из этапов. отражает форму движения творческого поиска. Философский творческий процесс состоит из четырех основных этапов: 1) выявление проблемы- 2) этап формирования' замысла- 3) акт непосредственного решения проблемы- 4) оформление полученного результата. Следует заметить, что предложенная структурная схема протекания* творческого процесса в философии не является универсальной и не распространяется на другие виды творческой деятельности. Каждый из указанных этапов философского творчества обладает некоторыми особенностями, которые определяются спецификой самого философского знания.

4. В качестве основных форм изложения результатов философского творчества автором выделяются афоризм, диалог и философская система. Философский афоризм являет собой сложный эквивалент ситуации, в рамках которой осуществляются «встреча» философа и предстоящего ему еще.

196 См: Горелов, А А Философия. М, 2001 С. 374 непознанного объекта, посредством чего рождается новое знание, дающее дальнейший творческий толчок в направлении поиска истины. В смысловом пространстве философских афоризмов отображаются всеобщие свойства, взаимосвязи человека и мира. Здесь афористичность заключена в философской глубине размышлений, в формах обобщения фактов действительности.

Философский диалог является уникальной формой философствования, он включает в себя доказательство некоторой мысли либо совокупности воззрений, истинность которых утверждается или отрицается в процессе взаимодействия мнений беседующих. Философский диалог способствует созданию проблемного пространства, в рамках которого формируется истинное знание и создаются необходимые условия для возникновения новой творческой активности. Диалогические отношения между мыслителями формируются и развиваются в зависимости от активности, проявляемой со стороны беседующих и от их запаса знаний по выдвинутой проблеме.

Философская система создаетсякак совокупность смыслов, выстроенных в соответствии с определенной структурой и выражающих сущностное представление философа относительно волнующих его проблем, на основе творческого синтеза всего существующего знания и отражения самых общих свойств, связей, отношений действительности. Философские системы проясняют знание о реальности и расширяют наше представление о ней. Находясь в постоянном взаимодействии, философские системы обеспечивают непрерывность философского знания, порождают новые мировоззренческие цели, смыслы в их соотнесенности с человеческой жизнью, соответствующей данному этапу исторического развития.

5. Важным выводом является установление следующего факта: если брать во внимание влияние условий социо-культурного характера на становление философа и его творческую активность, то определяющим здесь будет влияние культурного и философского уровня эпохи. Примером в данном случае может служить тот факт, что разные исторические периоды характеризуются различной степенью творческой активности, как в философской среде, так и в других сферах деятельности. Чем выше культурный и философский уровень эпохи, тем большую совокупность плодотворных мыслителей можно встретить на данном историческом этапе.

Выделяются особенности процесса интуитивного озарения у философа. Действие интуиции в процессе философского творчества во многом зависит от жизненных ориентаций и от уровня образованности самого творца. Философ в процессе своей творческой деятельности направляет свой взор, устремляется к обретению мудрости. В мире философа царят противоречия, неразрешенность, тревога, и он направляет свою творческую активность на устранение этих условий. Философы рвутся в пограничные ситуации, выходят за грань бытия, чтобы там, за пределами найти возможности существования в прежде немыслимом бытии. Здесь важным являются предстоящие состояния исследуемых вещей, явлений и процессов — то, что пока еще не возникло, но в связи с постоянными изменениями, происходящими в действительности, возникнет в ближайшем будущем. В этой связи философское творчество следует рассматривать как нечто прогностичное по своему характеру. Так, творения некоторых философов, таких как Платон, Аристотель, Ницше и др., предвосхищали события динамично развивающейся действительности. Их идеи актуальны и действительны и сегодня. Философствующий, обращая свой взор в будущее, интуитивно разрешает противоречия, проблемы, определяющие человеческую деятельность, и тем самым стремится создать для всех людей такие условия их будущего, при которых каждый получит возможность свободно развивать человеческую природу, жить в гармонии и творить, внося в мир новые смыслообразы. Интуиция философа — это насыщенный чувством объективной реальности поиск, воплощенный затем в стройную логическую систему знания. Интуиция направляет мыслителя к подбору аргументов, постоянному накоплению его доказательств, чтобы превратить имеющееся внутреннее предчувствие в обязательное для всех знание.

6. Выявляются сущностные черты философского произведения как конечного результата творческого процесса в философии. Философское произведение — это система всеобщих смыслов, подчиненных определенным правилам и принципам, позволяющим осуществить формирование целостного представления относительно объективной реальности и отношения человека к ней и к самому себе. В смысловых границах философского произведения находят свое целостное отражение философская культура, включающая1 в свое содержание предпосылки и условия существования философии на определенном историческом этапе ее развития. Целостность философского произведения определяется его способностью к расширению человеческого знания о действительности, а также выражается в возможности формирования тех проблем, смыслов и ценностей, которые в ближайшем будущем обретут актуальность.

7. Определяется роль метафоры в процессе философствования. Автор диссертационного исследования приходит к следующим выводам. Во-первых, метафорический перенос, используемый в философском творчестве, обеспечивает сближение самых разнообразных явлений, предметов, по-новому переосмысливает их, а также позволяет вскрыть внутреннюю природу исследуемого объекта. Метафора приводит к созданию новых смыслов, дает своеобразный импульс к творчеству. Во-вторых, метафору необходимо рассматривать не только как аналогию, средство описания, но и в качестве когнитивно наполненного феномена. Метафора в философском творчестве, организуя, формулируя новое знание, выступает в качестве особого инструмента его понимания. Проясняя смысл метафор, используемых в философском тексте, можно уяснить ход рассуждений, общую линию творческого процесса.

Философское творчество, все его формы всегда имеют интеллектуально возвышенную цель — помочь человеку понять самого себя и, тем самым, жить при свете.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы // Вопросы философии. 1999. № 11. — С. 13−29.
  2. Г. Аристотель. М., 1940. — 374 с.
  3. П.В., Панин А. В. Философия. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Проспект, 1998. — 568 с.
  4. Е.А. Место эвристического диалога в проблемном обучении философии // Философские науки. 1988. № 3. — С. 85−90.
  5. Ф. Введение. Трансцендентализм и возвышение, и падение метафоры. // Философские науки. 2001. № 1. — С. 70−91.
  6. Антология мировой философии: М.: Мысль, 1969. Т.1: Философия древности и средневековья. Ч. 2./Ред — сост и авт. вс. ст. В. В. Соколов. -1969. — 936с. 4.1. — 1969. — 576 с.
  7. Аристотель Сочинения в 4-х т. Т. 4/ Пер с древнегреч- общ. Ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1984. — 830 с.
  8. Аристотель Сочинения в 4-х т. Т.1. / Ред. В. Ф. Асмус. М.: Мысль. 1975. -550 с.
  9. В.Ф. Декарт. М., 1956. — 372 с.
  10. В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1975. — 220 с.
  11. В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М.: Мысль, 1965.-312 с.
  12. А.С. Об особенностях современного философствования III. (Взгляд из России) // Вопросы философии. 1999. № 8. — С. 3 -19.
  13. В.У. О природе философского знания. М.: Наука, 1978. — 207 с.
  14. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб: изд-во РХГИ, 1997.-464 с.
  15. А. Собрание сочинений. В 4-х т. Т. 1. Пер с фр. М.: Московский клуб, 1992.-325 с.
  16. А. Творческая эволюция. Материя и память: Пер с фр. Мн.: Харвест, 1999. — 1408 с.
  17. Н. А. И мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Мир философии. 4.1. М., 1991. — С. 89−104.
  18. Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383 с.
  19. Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. -608 с.
  20. И. Назначение философии // Вопросы философии. 1999. № 5. -С.91−98.
  21. В.В. Философия и религия // Вопросы философии. 1995. № 7. -С. 34−44.
  22. В.В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993. 403 с.
  23. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. 399 с.
  24. B.C. Что есть философия? // Вопросы философии. 1995. № 1. -С. 159−183.
  25. Библия. Книги священного писания. Ветхого и нового завета. В рус. пер. с параллельными местами и приложениями. М.: Библейское общество, 1995.- 1376 с.
  26. Г. М. Диалог: социально философский анализ: Автореферат дис. д-ра филос. наук. — Иваново, 2000. — 53 с.
  27. В.В. Введение в философию. М. — Новосибирск, 2000. — 287 с.
  28. А.С. Античная философия. М.: изд-во МГУ, 1985. 368 с.
  29. А.С. Основы теории историко-философского процесса. М.: Наука, 1983.-286 с.
  30. Э. Энциклопедия афоризмов (мысль в слове). М.: ACT, 1999. -714 с.
  31. Л. де. По тропам науки. М., 1962. — 395 с.
  32. С. Н. Свет невечерний: созерцание и умозрение. М.: Республика, 1994. — 584 с.
  33. Бур М. Фихте. / Общ. ред., предисл. А. Гулыги- пер. с нем. Я. Фогеля. М.: Мысль, 1965. 166 с.
  34. Буш Г. Диалогика и творчество. Рига.: Автос, 1985. — 318 С.
  35. Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 1. -М., 1977. 567 с.
  36. Введение в философию: учебник для вузов. В 2 ч. 4.2. / Под ред. Фролова И. Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г. С. и др. М.: Политиздат, 1990. — 640 с.
  37. Вечные философские проблемы: Сб-к. научн. Трудов. / Отв. ред. Г. А. Антипов. Новосибирск.: Наука, 1991. — 208 с.
  38. В.П. Философия как речь // Вопросы философии. 1989. № 12. — С. 130- 140.
  39. В. История философии. Пер с нем. Киев.: Ника-центр, Вист-С, 1997.-554 с.
  40. Р. П. О философии. / Пер. с англ. О. JI. Безручкина, В. И. Спиридоновой. М.: Аспект Пресс, 1996. — 416 с.
  41. П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. -М.: Республика, 1997. 295 с.
  42. В.А. О статусе философии // Философские науки. 1990. — № 1. -С. 85−87.
  43. И.И. Ницше. М.: Терра, 2000. — 848 с.
  44. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. Т. 1. М., 1974. — 452 с.
  45. Г. Наука и творчество. М.: Прогресс 1979. — 365 с.
  46. Т. К читателю. О теле. // Избранные произведения в 2-х т. Т. 1. -М.: Мысль, 1965.-676 с.
  47. И.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. — 432
  48. А.А. Философия: Учеб пособие. М.: Юрайт-М, 2001. — 384 с.
  49. Грани научного творчества. М., 1999. — 284 с.
  50. . Остроумие или искусство изощренного ума//Испанская эстетика. М.: Искусство, 1977. — С. 164−186.
  51. Е.С. Художественное творчество. (Опыт эстетической характеристики некоторых проблем). -М.: Политиздат, 1970. 263 с.
  52. В.Д. Основы философии: учебн. пособие для вузов. М.: ТОН, 1999.-383 с.
  53. А.В. Гегель. -М.: Соратник, 1994. -256 с.
  54. А.В. Шеллинг. М., 1994. 316 с.
  55. А.В. Шеллинг: Философская биография. 3-е изд. испр. — М.: Соратник, 1994. — 320 с.
  56. Р. Сочинения. В 2-х т. Т. 1 М., 1989. — 301 с.
  57. ., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. С. Н. Зенкина -М.: изд-во ин-та эксперимент, соц-ии, Спб.: Алетея 1998. 286 с.
  58. О.И. Об особенностях философствования и о предмете философии // Изв. АН. ГССР. Сер. Философии и психологии. Тбилиси, 1983. -№ 1. — С.103−112.
  59. Д.В. Философия античного диалога. М.: А/О Диалог — МГУ, 1997.- 198с.
  60. Диалектика и диалог. Сб. ст./РАН. Институт философии: Отв. ред. И. З. Налетов -М., 1992. 121 с.
  61. Диалог в философии: традиции и современность: межвуз. сбор./Под ред. М. Я. Корнеева Спб.: изд-во Спб. ун-та, 1995. — 192 с.
  62. В. Сущность философии. М.: Интрада, 2001. — 159 с.
  63. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1998. — 570 с.
  64. О.А. Об этнокультурной специфике пословиц и афоризмов // Языковая личность: культурные концепты. Сб. науч. тр. / ВГПУ, ПМПУ. -Волгоград-Архангельск.: Перемена, 1996. С. 67−74.
  65. К.М. От Киркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. -М.: Искусство, 1990.-399 с.
  66. Д.И. О специфике философской проблематики и основных категориальных структурах философского знания // Вопросы философии. 1994. -№ 12. — С.122−134.
  67. М.В. Предмет философии в истории философии. Предыстория. -М.: изд-во Моск. ун-та, 1981. 720 с.
  68. А.П., Клишина С. А. Союз науки и философии: реальность или миф? // Философские науки. 1991. — № 1. — С. 167−171.
  69. В.В. История русской философии. В 2-х т. Т. 2. М.: Аст, Феникс, 1999.-540 с.
  70. Г. Сущность философии // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 7. -Харьков, 1911. С. 231- 342.
  71. А. Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Искусство, 1987. — 255 с.
  72. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
  73. И.А. Философия и жизнь // На переломе. Философские произведения 20-х годов: философия и мировоззрения. М.: Политиздат, 1990.-С. 43 -63.
  74. Интуиция, логика, творчество. М.: Наука, 1987. — 176 с.
  75. Р.У. О природе философского творчества.: Автореф. дис. канд. филос. наук. Алма-Ата, 1979. 24 с.
  76. Историческая психология и возникновение философии. Беседы с Ж-П. // Вопросы философии. 1969. № 9. — С. 84 — 105.
  77. История философии: Запад-Росиия-Восток (Книга первая. Философия древности и средневековья). М.: Греко-латинский кабинет, 1996. — 448 с,
  78. З.А. Философия как наука. Классическая традиция и современные споры. М.: Наука, 1995. 174 с.
  79. И. Сочинения: В 6-ти т. / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса и др. М., 1966. Т. 6. / Ред. Т. И. Ойзерман. — 1966. — 758 с.
  80. И. Критика чистого разума. Спб.: Тайм-Аут, 1993. — 478 с.
  81. И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. — 710 с.
  82. С.Л. Философия как пограничный феномен // Тезисы межвузовской научной конференции «Особенности философского дисскурса», 5−7 февраля. 1998. М., 1998. — С. 43−50.
  83. .М. Философия как всеобщая наука // Вопросы философии. -1962. № 5.-С. 42−50.
  84. Ф.Х. Сократ. М., 1988. — 220 с.
  85. Л.П. О будущем философии // Вопросы философии. 1996. № 7. -С.17−61.
  86. С.В. Философия самосознания и творчества. СПб.: изд-во СПб. Ун-та, 1998.-219 с.
  87. М.В. Эвристика: постигая тайны творчества. Владикавказ., 2000. — 102 с.
  88. Краткий философский словарь. Под ред. А. П. Алексеева. Издание 2-е, переработанное и дополненное. ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001 — 496 с.
  89. В. А. Что такое философия? Сущность, закономерности развития и принципы разработки. М.: Изд -во МГУ, 1989. — 216 с.
  90. В.Б. Диалогическая философия и философская антропология. // Диалог в философии: традиция и современность. Спб., 1995. — С. 64−81.
  91. В.И. Философия в современном мире. М.: Знание, 1987. — 55 с.
  92. П.Л. Три беседы о современном значении философии. // Философия и социология. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2., 1965. -704 с.
  93. В.В. Шеллинг. М.: Мысль, 1976. — 199 с.
  94. И.И. Творческая деятельность в философии // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение.- М.: Политиздат, 1990. С. 63−85.
  95. И.И. Философия изобретения* и изобретение в философии: Введение в историю философии. М.: Республика, 1999. — 399 с.
  96. Лейбниц Г, В. Сочинения в 4-х т. Т. 1/Ред. и сост. Авт вступ. Стат. И примеч. В. В. Соколов- Пер. Я. М. Борвского и др. М.: Мысль, 1982. -636 с.
  97. В.А. Субъект. Объект. Познание. / Отв. ред. В. Н. Садовский. -М.: Наука, 1980.-375 с.
  98. А.А. Философия. Ее предмет и метод // Соц. гуман. знание. -2000. № 6 С. 62 — 79.
  99. .Е. Философия и социология творчества. Саратов, 1983. — 152 с.
  100. А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. — 366 с.
  101. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -525 с.
  102. А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика: Учебная пособие. М.: Высш. шк., 1963. — 584 с.
  103. Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. -560 с.
  104. Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М.: Республика, 1995. 400 с.
  105. М.К. Как я понимаю философию / Мамардашвили М.К.- Сост. Ю. П. Сенокосова. 2-е., испр. и доп. — М.: Прогресс, 1992. — 416 с.
  106. М.К. Картезианские размышления (январь 1971 г.). / Под ред. Ю. П. Сенокосова. М.: Прогресс, Культура, 1993. — 350 с.
  107. М. К. О философии // Вопросы философии. 1991. № 5. — С. 3−10.
  108. Г. Сочинения в 8-ми томах. Т. 8. / Под общей ред. Г. Н. Знаменского и др. -М. 1958.-743 с.
  109. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е. изд. Т. 20. — М., 1961. — 827 с.
  110. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е. изд. Т.23. — М., 1960. — 907с.
  111. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е. изд. Т.З. — М., 1955. — 629 с.
  112. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е. изд. Т.26. ч. 1. М., 1962. — 476 с.
  113. К., Энгельс Ф., Ленин В. И. Афоризмы, изречения. М.: Политиздат, 1987, — 571с.
  114. Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. — 176 с.
  115. Мир философии: книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. — 672 с.
  116. В.М. Мыслить, чтобы жить по человечески // Философские науки. 1990. № 1. — С. 82−87.
  117. В. Г. Фундамент философии. СПб., 1998. — 248 с.
  118. В.П. Классификация русских метафор // Языковая личность: культурные концепты. Сб. науч. тр. / ВГПУ, ПМПУ. Волгоград-Архангельск.: Перемена, 1996.-С. 103−113.
  119. Н.В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
  120. В.В. Размышление о путях развития философии // Вопросы философии. 1993. № 9. — С. 85−93.
  121. А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества). М.: Мысль, 1972. -271 с.
  122. И.С. Западноевропейская философия XVIII века. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1973. 302 с.
  123. А.Л. Природа философии: основы философии. М., 2001. -168 С.
  124. А.Л. Философия как личный опыт // Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. М., 1990. — С. 296 — 326 с.
  125. И.В. Философия как наука. Спб.: Возрождение. Россия, 1997. -316 с.
  126. Ф. По ту сторону добра и зла // Вопросы философии. 1989. № 5. -С. 122- 150.
  127. Новая философская энциклопедия: В 4.т. Т. 3. / Ин-т философии РАН, Нац. Общ науч. фонд- Научно-ред. Совет: преде. B.C. Степин, заместители преде. А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. сек. А. П. Огурцов.- М.: Мысль, 2001. 692 с.
  128. Новая философская энциклопедия: в 4-х. т. Т.1. / Ин-т философии РАН, Нац. Общ науч. фонд- Научно — ред. Совет: пред. B.C. Степин, Заместители преде. А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. Секр. А. П. Огурцов.- М.: Мысль, 2001. 721с.
  129. Новейший философский словарь. Мн.: Интерпрессервис, 2001. — 1280 с.
  130. .В. Творчество и философия. Киев: изд-во при Киев, ун-те, 1989. — 168 с.
  131. Т.И. Философия как история философии. Спб.: Алетея, 1999. -447 с.
  132. Т.И. Главные философские направления: (теоретический анализ исторического философского процесса). 2-е изд., дораб. — М.: Мысль, 1984.-303 с.
  133. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.: Наука, 1991. -408 с.
  134. Платон Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 / Пер с древнегреч- общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи- Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев- Примеч А. А. Тахо-Годи М.: Мысль, 1994. — 654 с.
  135. Платон Федр./ Ред. Ю. А. Шичалин- Пер с нем. А. Н. Егунова. М., 1989.- 134 с.
  136. Я.А. Метафора как средство обозначения концепта гнева // Языковая личность: культурные концепты. Сб. науч. тр. / ВГПУ, ПМПУ. -Волгоград-Архангельск.: Перемена, 1996. С.183−189.
  137. Проблемы философии: республиканский межведомственный научный сборник. Вып. 88. Актуальные вопросы теории познания и методологии науки. Киев.: Либидь, 1990. — 134 с.
  138. Размышления и афоризмы французских моралистов 16−18 веков. Л.: Худ. лит. Ленингр. Отдел-ие., 1987. — 571 с.
  139. . Искусство мыслить. / Пер. с англ. Козловой Е. Н., Назаровой О.
  140. A., Сычевой С. Г. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 240 с.
  141. П.А. Философия и философствование: синонимы или омонимы // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2000. № 1. — С. 3 — 19.
  142. В.П. Специфика и функции философского знания. М., 1980. — 175 с.
  143. Роль философии в научном исследовании. / Под ред. А. А. Королькова,
  144. B.П. Бранского. Л., 1990. — 119 с.
  145. Р. Философия и будущее. // Вопросы философии. 1994. № 6. — С. 29−34.
  146. М. А. Введение в стилистику М., 1937. — 275 с.
  147. К. Д. Философия. Логика. Диалог. Ростов/н/Дону: изд-во Ростовского ун-та, 1996. — 144 с.
  148. А.Н., Солонин Ю. Н. Предмет философии и обоснование науки. СПб.: Наука, 1993. 158 с.
  149. В.В. Спиноза. М.: Мысль, 1977. 222 с.
  150. В.В. Средневековая философия: Учеб пособие для студентов вузов. М.: Высш. Школа, 1979. -448 с.
  151. B.C. Лекция «Исторические дела философии», произнесенная им 20 ноября 1880 г. В Санкт-Петербургском университете. // Вопросы философии. 1988. № 8. — С. 118 — 126.
  152. B.C. Философские начала цельного знания. Минск.: Харвест, 1999.-911 с.
  153. А.А. Философия это форма самополагания человека в мире // Философское сознание: догматизм обновления. — М.: Политиздат, 1991. -С. 175−180.
  154. .Ф. Философия и психология творчества. М., 2002. — 205 С.
  155. Социокультурное пространство диалога. / РАН- отв. ред. Э. В. Сайко. -М.: Наука, 1999.-219 с.
  156. . Избранные произведения. В 2-х т. Т. 1. М., 1957. — 632 с.
  157. B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого // Вопросы философии. 1997. № 5. — С. 3−14.
  158. Я.И. Философия и ее роль в обществе. Краснодар, 1998. — 31 с.
  159. Г. Я. Паскаль М.: Мысль, 1979. 238 с.
  160. Структура философского знания. / Под. ред. А. К. Сухотина. Томск.: изд-во Томск, ун-та, 1986. — 214 с.
  161. А.Л. Френсис Бекон. М.: Мысль, 1974. — 175 с.
  162. П.С. Философская афористика: Заповеди, притчи, наставления. -М.: Острожье, 1996. 576 с.
  163. Г. К. Предмет и структура философии, и специфика философской аргументации // Философские проблемы аргументации. Ереван, 1986. -С.132−147.
  164. Д. М. Философия и современная наука. М.: Высш. шк., 1985. -80 с.
  165. Н.Т., Сокольская Л. И. Афористика. М.: Наука, 1990. — 419 с.
  166. JI. О начале философии // Избранные философские произведения. В 2-х т. Т.1 М., 1995. — 676 с.
  167. Философия и ее место в культуре. Новосибирск.: Наука, 1990. — 242с.
  168. Философия, творчество, культура. Межвузовский сбор. науч. статей. / Редкол. С. Ф. Мартынович и др. Саратов.: Изд-во Саратовского ун-та, 1994.-59 с.
  169. Философия: Учеб пособие для вузов/Под. ред. проф. Н. С. Кожеуровой. -М.: ЮНИТИ ДАНА, Единство, 2002. — 319 с.
  170. Философы о философии. СПб.: БГТУ, 1995. — 43 с.
  171. Философское сознание: драматизм обновления. // Отв. Ред. Н. И. Лапин.1 -М.: Политиздат, 1991. 242 с.
  172. М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-447 с.
  173. М. Основные понятия метафизики. // Вопросы философии. -1989* № 9.-С. 116−164.
  174. М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993. № 8. -С. 113−124.
  175. И.В. Судьба философского текста. // Вопросы философии. -2003. № 11.-С. 43−51.
  176. А.И. Курс лекций по древнейшей философии: учеб. пособие философ, фак. и отделений ун-тов. М.: Высш. школа, 1981. — 374 С.
  177. А.Н. Аристотель. -М.: Мысль, 1981. -200 с.
  178. А. Современные когнитивные подходы к семантике: сходство и различие в теориях и целях // Вопросы языкознания. 1996. № 2. — С. 68 -79.
  179. Что такое философия? (Материалы круглого стола. МГУ им. М. В. Ломоносов. Май, 1994) // Вестник Московского Университета. Сер.7. Философия. 1995. № 2. — С. 3 -18.
  180. Шакир-Заде А. С. Эпикур. М.: Мысль, 1963. — 224 с.
  181. B.C. Образ философии и философская культура // Философское сознание: догматизм обновления. М.: Политиздат, 1991. — С. 198 — 229.
  182. Шеллинг Ф.В. И. Система трансцендентального идеализма. /Пер. с нем. -Л.: Огиз Соцэкгиз, 1936.-480 с.
  183. Шестов JI.. Апофеоз беспочвенности: Опыт догматического мышления. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 216 с.
  184. А. Мир как воля и представление. / Пер с нем. Ю. А. Айхенвальд и др. Минск: Современный литератор, 1999. — 1407 с.
  185. .П. Философия и современное общество. О диалогизации философии и современных концепций общественного развития: Монография. Н.-Новгород: Изд-во ун-та, 1993. — 200 с.
  186. А.Т. Проблемы теории творчества: монография. М.: Высш. Школа, 1989.- 143 с.
  187. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. — 291 с.
  188. В.А. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. 2003. № 6. — С. 142−155.
  189. К. Введение в философию // Путь в философию. Антология. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2001. — С. 225−264.
  190. К. Всемирная история философии. Введение: Пер. с нем. Спб.: Наука, 2000. — 272 с.
  191. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
  192. Я.В. Творчество // Новая философская энциклопедия: В 4.т. Т. 4.
  193. Ин-т философии РАН, Нац. Общ науч. фонд- Научно-ред. Совет: преде. B.C. Степин, заместители преде. А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. сек. А. П. Огурцов. — М.: Мысль, 2001. — С. 19−23.
  194. Der Aphorismus zur Geschihte zu den Formen und moglichkeiten einer literarische Gattung. Darmstadt, 1976. — 192 s.
  195. Garvay Exercitationes Anatomical. N., 1737. — 421 p.
  196. Hrusovsky J. Probleme der Philosophie. Bratislava., 1970. — 371 s.
  197. Jaspers K. Die grossen Philosophen. Miinhen., 1957. — 351s.
  198. Jaspers К. Philosophie. Bd.l. Springer- Verlag, Berlin- Gottingen-Heidelberg, 1956. — 384 s.
  199. Popper K. Objective Knowledge. Oxford, 1972. — 238 p.
  200. Richards J.A. The Philosophy of Rhetoric. Oxford., 1936. — 261 p.
  201. Weihl R. Dialog und Philosophische Reflexion. // Dialog als Methode Neue Hefte fur Philosophie. Munhen., 1972. — S. 37−51.
Заполнить форму текущей работой