Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовая культура в сфере избирательного права и избирательного процесса в Российской Федерации: Вопросы теории

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно было бы назвать много государствоведов, которые касались темы настоящей работы в теоретических исследованиях конституционного устройства государства, законодательного регулирования процесса организации и проведения выборов в различные органы власти (С.А. Авакьян, А. С. Автономов, М. В. Баглай, Ю. А. Веденеев, А. А. Вешняков, А. В. Зиновьев, Т. Д. Зражевская, А. В. Иванченко, Е. И. Козлова… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Преломление компонентов правовой культуры в сфере избирательного права и избирательного процесса
    • 1. Определение правовой культуры в современной юридической науке
    • 2. Понятие правовой культуры применительно к избирательному праву и избирательному процессу
    • 3. Общая теория компонентов правовой культуры и их воплощение в избирательном праве и избирательном процессе
  • Глава 2. Правовая культура в избирательном праве Российской Федерации.7 О
    • 1. Основные источники избирательного права в Российской
  • Федерации и состояние действующего законодательства
    • 2. Развитие избирательного законодательства Российской Федерации с точки зрения общепризнанных принципов и норм международного права и общих представлений о правовой культуре
    • 3. Проблемы дальнейшего совершенствования избирательного законодательства в Российской Федерации
  • Глава 3. Правовая культура избирательного процесса в Российской Федерации
    • 1. Понятие избирательного процесса, его основные стадии
    • 2. Правовая культура субъектов избирательного процесса
    • 3. Пути повышения правовой культуры избирательного процесса в Российской Федерации

Правовая культура в сфере избирательного права и избирательного процесса в Российской Федерации: Вопросы теории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Реформирование всех сторон общественной жизни в России вызвало обновление различных правовых институтов (системы органов государственной власти, системы законодательства), в том числе форм участия граждан в управлении делам государства (как непосредственно, так и через представителейа также реализуя иные политические права, например, участвуя в митингах, пикетах, демонстрациях). Однако высшим непосредственным выражением власти народа в Российской Федерации являются референдум и свободные выборы. Поэтому в аспекте доминирования демократического правового государства в России продолжается процесс совершенствования избирательной системы. Изменение избирательного законодательства, совершенствование избирательного процесса — важные показатели общей, политической и правовой культуры, показатели развития и функционирования правовых институтов государства и отношения к ним граждан. Анализ правовой культуры в сфере избирательного права и избирательного процесса позволяет выходить на общетеоретический уровень понимания формы и механизма государства, на конкретные средства совершенствования правовой основы развития российской государственности.

Правовое сознание и правовая культура — одна из актуальных проблем теории государства и права. Но до настоящего времени научные труды по изучению правовой культуры ограничивались общетеоретическим анализом этого явления либо отдельных его составляющих. Исследования правовой культуры определенных сфер правовой жизни, в том числе избирательной, если и проводились, то в недостаточном объеме. Более того, как правило, реформирование избирательной системы рассматривалось в них как фактор отрицательного влияния на правовую культуру. Поскольку такого рода реформирование имеет продолжение (недавно были внесены существенные изменения в избирательное законодательство), представляется чрезвычайно своевременным исследовать, позволяют ли в действительности реформы управлять формированием правовой культуры общества с положительным результатом, или, напротив, сами являются следствием невысокой правовой культуры.

В настоящем исследовании предпринята попытка комплексного анализа последних изменений избирательной системы России и выявления путей их позитивного использования для формирования правовой культуры в сфере выборов. Автор, в частности, обращается к новому порядку наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также к перспективам перехода от смешанной избирательной системы к пропорциональной на выборах представительных органов государственной власти и другим изменениям избирательного законодательства, касающимся порядка организации и проведения выборов.

Тема актуальна в практическом плане, поскольку с одной стороны, повышение уровня правовой культуры личности, должностных лиц, избирательных объединений и общества в целом связано с нахождением соответствующих средств, а с другой — позволяет использовать культурный потенциал российского общества в оптимизации избирательного законодательства и избирательного процесса, в реализации основополагающих конституционных норм, предусматривающих полновластие народа и демократическое правовое государство.

Разработанность проблемы исследования.

Проблемам культуры в целом уделялось большое внимание в российской философии, культурологии, политологии. Можно отметить, в частности, труды Э. Баталова, JI.H. Гумилева, Н. С. Злобина, Л. Б. Кертмана, JI.H. Когана, Б. А. Куркина, В. В. Мшвеерадзе, Э. С. Маркаряна, А. К. Уледова, И. Т. Фролова, Д. И. Чеснокова и других.

В основу настоящей работы положены исследования правовой культуры (отдельных ее элементов), проведенные Е. В. Аграновской, Г. И. Балюк, H.JI. Гранат, И. А. Ильиным, Н. М. Кейзеровым, Е. А. Лукашевой, В. П. Сальниковым, А. П. Семитко, Т. В. Синюковой, И. Е. Фарбером.

Список теоретиков, которые так или иначе касались вопросов правовой культуры и работы которых использованы при подготовке настоящей диссертации, слишком велик, чтобы привести его полностью. Однако нельзя не отметить работы С. С. Алексеева, А. Б. Венгерова, О. А. Красавчикова, В.Н.

Кудрявцева, В. В. Лазарева, В. В. Лапаевой, А. В. Малько, Г. Н. Манова, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, B.C. Нерсесянца, В. Н. Протасова, В. М. Сырых.

Можно было бы назвать много государствоведов, которые касались темы настоящей работы в теоретических исследованиях конституционного устройства государства, законодательного регулирования процесса организации и проведения выборов в различные органы власти (С.А. Авакьян, А. С. Автономов, М. В. Баглай, Ю. А. Веденеев, А. А. Вешняков, А. В. Зиновьев, Т. Д. Зражевская, А. В. Иванченко, Е. И. Козлова, С. Д. Князев, О. Е. Кутафин, М. Л. Луговская, В. И. Лысенко, Л. А. Нудненко, А. Е. Постников, В. В. Смирнов, И. Г. Смолина, Л. В. Четверикова и другие). Но ни в опубликованных работах, ни в многочисленных диссертационных исследованиях по вопросам организации и проведения выборов системного изучения правовой культуры в избирательном праве и в избирательном процессе не содержится.

Лишь немногие авторы специально обращались к проблемам правовой культуры в сфере выборов (A.M. Величко, С. Б. Глушаченко, А. К. Кабанов, М. Е. Савкина, В. А. Туманов, С. Е. Хойман, Г. Н. Шмелев исследовали её в историческом ракурсеЮ.А. Веденеев, А. В. Иванченко, С. В. Навальный, В. В. Смирнов, Н. В. Тимошенко представили современную интерпретацию этого явленияИ.Н. Гомеров осветил политологические аспекты правовой культурыВ.И. Зубрицкий — её конституционно-правовое содержаниеО.В. Дама-скин, Е. В. Корчиго, P.P. Сеченова уделили значительное внимание исследованию правосознания избирателей).

При относительно высоком уровне разработанности общих вопросов правовой культуры ощущается явный недостаток теоретических разработок современных проблем правовой культуры в сфере выборов.

Цель диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является теоретическое осмысление правовой культуры в сфере избирательного права и избирательного процесса, системное изложение материала, а также определение путей повышения правовой культуры субъектов общественных отношений, складывающихся в процессе выборов.

• б.

Задачи исследования.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— анализа подходов к изучению и определению правовой культуры, предлагаемых в юридической литературе;

— разработки понятия правовой культуры в сфере избирательного права и избирательного процесса;

— определения основных компонентов правовой культуры в сфере выборов и их сущностных характеристик;

— исследования состояния действующего избирательного законодательства как одного из показателей правовой культуры, в том числе с учетом общепризнанных принципов и норм международного права;

— анализа состояния правовой культуры субъектов избирательного процесса с учетом исторических особенностей формирования института представительства в России;

— разработки предложений по совершенствованию правовой культуры в сфере выборов в аспекте построения правового государства.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является та сторона в форме правления российского государства, которая определяется содержанием избирательного права и избирательного процесса.

Предметом исследования выступает правовая культура в сфере избирательного права и избирательного процесса, состояние ее компонентов, проблемы и перспективы совершенствования, а также использования полученных результатов в оптимизации избирательных правоотношений, взаимоотношений органов государства между собой и с гражданами.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретической основой исследования выступает юридическая, социологическая, политологическая, а также специальная историческая литература по проблемам правовой культуры общества и личности и развития института выборов.

Правовую базу составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления Конституционного Суда РФ, постановления Центральной избирательной комиссии, нормативно-правовые акты субъектов Федерации, а также международные акты.

В работе использованы диалектические принципы и методы познания, позволившие объективно оценить значение компонентов правовой культуры в оптимизации избирательного права и избирательного процесса. Системный подход позволил автору рассматривать правовую культуру в сфере избирательного права и избирательного процесса целостно, в обусловленности самыми различными факторами: экономическими, политическими, правовыми. Исторический и сравнительный методы, формально-юридический, функциональный и прогностический анализ использовались в том числе и в обосновании соответствующих выводов и предложений.

Научная новизна диссертационного исследования.

В диссертации на монографическом уровне анализируются взаимосвязь и взаимовлияние составляющих правовой культуры в сфере выборов (избирательного законодательства и процесса организации и проведения выборов). Проводится сравнительное исследование компонентов правовой культуры в сфере выборов в России и в зарубежных странах.

Впервые предпринята попытка осмысления влияния преобразования избирательной системы (в направлении от смешанной к пропорциональной) на правовую культуру общества в целом и личности.

Предложены конкретные рекомендации по совершенствованию избирательного законодательства, направленные на повышение правовой культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1) В основу изучения правовой культуры в сфере выборов следует положить ее понимание как качественного состояния государственно-правовой жизни общества, характеризующегося уровнем развития источников права, законодательной и правоприменительной деятельности и уровнем правового развития субъектов избирательных правоотношений. Некорректно понимать правовую культуру как совокупность исключительно положительных явлений правовой жизни и допускать возможное отсутствие в обществе правовой культуры.

2) С точки зрения активной роли различных субъектов в формировании правовой культуры необходимо выделение двух ее основных видов: культуры правотворчества и культуры реализации норм права. Вместе с тем, в сфере избирательного процесса имеет место огромный пласт культуры, отражающей пассивное и негативное отношение к избирательному праву и его реализации, что в конечном счете обязательно сказывается на эволюции формы правления государства в целом.

3) В состав правовой культуры в сфере избирательного права и избирательного процесса предлагается включать:

— достигнутый уровень развития законодательства;

— уровень развития системы публичных организаций, обеспечивающих избирательный процесс (государственных органов, основными функциями которых являются создание правовых норм, их реализация и контроль за соблюдением законностиорганов местного самоуправлениянегосударственных некоммерческих организаций);

— характер избирательных правоотношений;

— состояние правосознания субъектов избирательного процесса;

— уровень законности в сфере избирательного процесса;

— характеристики правового поведения субъектов избирательного процесса.

4) Правовая культура личности в сфере избирательного права и избирательного процесса включает знание и умение применять нормы избирательного права, политико-правовую оценку лицом собственных действий, а также деятельности иных субъектов избирательного процесса и отношение к реализации своих прав и обязанностей, предусмотренных избирательным законодательством.

5) Отсутствие в Конституции РФ закрепления общепризнанных принципов проведения выборов (за исключением выборов Президента РФ) не должно рассматриваться как ущемление избирательных прав граждан, т.к. эти принципы указаны в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Однако по своему характеру данные принципы имеют конституционно-правовое значение и вполне могут фиксироваться в конституциях и уставах субъектов Федерации.

6) Избирательное законодательство по-прежнему несовершенно, и это не только показатель правовой культуры, но и фактор отрицательного влияния на ее составляющие — правоприменительную деятельность и правовое положение субъектов избирательных правоотношений. Более того, несовершенство законодательства может быть причиной возникновения отрицательного отношения граждан к государственной власти. Поэтому совершенствование избирательного законодательства рассматривается как первоочередное направление повышения правовой культуры.

7) Общие представления о правовой культуре предлагается определить как систему взглядов о должном уровне развития основных составляющих государственно-правовой жизни общества. Общие представления о правовой культуре должны основываться на общепризнанных принципах и нормах международного права, в том числе закрепленных в национальном законодательстве каждого государства, а также на практике их применения.

8) В России назрела необходимость повышения безопасности и законности в ходе проведения выборов (в первую очередь, законодательного обеспечения механизмов контроля). Институт наблюдателей достаточно эффективен, однако для обеспечения законности при проведении выборов деятельности наблюдателей недостаточно. Правоохранительные органы в России не придают правонарушениям в сфере выборов должного значения под предлогом большого количества других нераскрытых тяжких и особо тяжких преступлений, а также нехватки специалистов. Не учитывается и тот факт, что в сфере выборов совершается большое число скрытых правонарушений. В то время как в ряде иностранных государств существуют специальные под.

разделения государственных органов, в ведении которых находятся исключительно вопросы, связанные с избирательными правонарушениями, в России аналогичные структуры пока не созданы. Их формирование может стать одним из направлений повышения правовой культуры в сфере выборов.

9) Предлагается два способа повышения правовой культуры граждан в сфере выборов. Первый — это правовое воспитание посредством обучения и пропаганды. Второй путь заключается в повышении уровня правовой культуры избирателей посредством их активного включения в процесс осуществления местного самоуправления не только на уровне муниципального образования, но и на более низких ступенях (управление делами квартала, жилого дома и т. д.). Участие граждан в местном самоуправлении в различных его формах позволит повысить гражданское самосознаниеупрочить у граждан уверенность в необходимости участия в решении общих дела также спроецировать такое отношение и на решение вопросов общегосударственного масштаба посредством участия в выборах и референдумах.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Результаты исследования могут использоваться в последующих научных разработках, в преподавании курсов теории государства и права, а также конституционного права и избирательного права.

Исследование во многом носит прикладной характер. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных выводов в нормотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправленияв процессе разработки федеральных и региональных программ по повышению правовой культуры избирателей, членов избирательных комиссий. Результаты исследования могут быть использованы в правоприменительной деятельности избирательных комиссий.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования были представлены на ряде научных и научно-практических конференций и «круглых столов», в частности: «Российский конституционализм и современные тенденции развития правовой системы» (Белгород, апрель 2003 г.), «Конституция Российской Федерации и развитие законодательства в современный период» (Москва, Российская академия правосудия, февраль 2003 г.), «Рынок политических технологий. Тенденции. Перспективы» (Санкт-Петербург, декабрь 2002 г.), «Актуальные проблемы правового регулирования и практики проведения предвыборной агитации» (Москва, ноябрь 2002 г.).

Материалы исследования использовались при проведении семинаров по актуальным проблемам выборов для членов территориальных и участковых избирательных комиссий (Самара, июль 2004 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время трудно представить себе функционирование общества и государственно-правовых институтов без постоянного анализа их составляющих и их общего состояния и достигнутого уровня развития. Именно одной из таких универсальных характеристик является правовая культура.

Изучение правовой культуры в сфере избирательного права и избирательного процесса показывает, что законотворческая и правоприменительная деятельность в этой области пока далеки от идеала и нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Это еще раз подтверждает тот факт, что правовая культура — это явление, которое не может рассматриваться как исключительно положительное, представляющее собой накопленные обществом правовые ценности. Правовая культура — это качественное состояние государственно-правовой жизни общества, она существует, пока существует общество и право. Поэтому нельзя сказать, что в российском обществе отсутствует правовая культура организации и проведения выборов.

При разработке мер, направленных на повышение правовой культуры в сфере выборов, следует учитывать ее тесную связь с политической культурой. Совершенствование последней благоприятно скажется на развитии правовой культуры.

Отсутствие в Конституции РФ закрепления общепризнанных принципов проведения выборов (за исключением выборов Президента РФ) не должно рассматриваться как ущемление избирательных прав граждан, т.к. эти принципы указаны в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Однако закрепление их в Конституции послужило бы гарантией недопущения ущемления избирательных прав граждан со стороны законодателя. В то же время общепризнанные принципы проведения выборов, имеющие конституционно-правовой характер и, как представляется, могут найти свое отражение в конституциях и уставах субъектов Федерации.

Истинная проблема заключается в обеспечении надлежащих гарантий для лиц, участвующих в выборах, реализовать предоставленные им права и защитить их от произвола представителей органов власти (использование так называемого «административного ресурса»), т.к. в первую очередь нарушение избирательного законодательства должностными лицами оказывает негативное влияние на уровень правовой культуры. Несмотря на возрастающую роль судов и органов прокуратуры в контроле за соблюдением законов в ходе выборов, по-прежнему имеют место многочисленные нарушения прав избирателей и иных субъектов избирательного процесса, вызванные деятельностью органов власти.

В этой связи, обращаясь к зарубежному опыту организации и проведения выборов, можно отметить необходимость развития в нашей стране (в первую очередь, законодательное закрепление) института обеспечения безопасности выборов, то есть деятельности государственных и общественных институтов, а также граждан, направленной на защиту основ конституционного строя, гарантий прав и свобод граждан в процессе организации и проведения выборов1. Это позволит гражданам лично осуществлять контроль за реализацией своих избирательных прав. Аналогом такой деятельности в РФ можно назвать институт наблюдателей, однако его эффективность невысока, поскольку наблюдатели заинтересованы в победе одного из кандидатов (политических партий).

Основными направлениями обеспечения безопасности выборов могут стать: (1) создание эффективных форм общественного контроля за выборами, осуществляемого не представителями политических партий, а объединениями рядовых избирателей (организационно-правовой формой может быть ассоциация с разветвленной сетью региональных представительств) — (2) формирование специальных подразделений государственных органов, в ведении которых находились бы исключительно вопросы, связанные с избирательными правонарушениями (например, в США — отделение преступлений, связанных с выборами при отделе государственного контроля Управления по уголовным делам Министерства юстиции) и т. д.

Большое влияние на правовую культуру избирательного права и избирательного процесса может оказать изменение избирательной системы на.

1 См.: Красинский В. В. Правовое обеспечение безопасности выборов в зарубежных государствах // Журнал российского права. 2003, № 7. С. 90. федеральных выборах. Целесообразность перехода к пропорциональной избирательной системе представляется отнюдь не бесспорной. Развитая партийная система в России пока не создана, население по-прежнему в большинстве своем оторвано от политических партий (это одна из характерных особенностей политической культуры граждан постсоветского пространства), в то время как нормальное функционирование пропорциональной избирательной системы возможно лишь в государстве с развитой политической и правовой культурой граждан и реальной партийной деятельностью.

Совершенствование избирательного законодательства в настоящее время должно осуществляться, главным образом, в направлении устранения существующих пробелов и противоречий: в федеральном законодательстве оснований и порядка отзыва избирателями избранного должностного лица в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения им своих обязанностейрегулирование использования сети «Интернет» в ходе избирательной кампании, особенно при проведении предвыборной агитацииповышение размера предельной суммы расходов из средств избирательного фонда и т. д.

Большое внимание необходимо также уделять правовому воспитанию субъектов избирательного процесса, в первую очередь, избирателей, кандидатов и членов избирательных комиссий.

В данном случае речь идет о специальном воспитании, направленном на повышение профессионализма членов избирательных комиссий, разъяснение избирателям и кандидатам основных положений избирательного законодательства.

Эта деятельность представляется безусловно важной, однако недостаточной для повышения уровня правовой культуры граждан. Для преодоления и искоренения в российском обществе таких явлений правовой культуры в сфере выборов, как нигилизм, абсентеизм, патерналистское мышление, популизм, необходимо, во-первых, осуществлять правовое воспитание, начиная с включения в общеобразовательную программу школьного обучения курса правоведения, в котором будет уделено достаточное внимание вопросам порядка формирования органов власти и роли каждого избирателя в этом процессе, и продолжая образовательную деятельность по этим вопросам в высших учебных заведениях. Для представителей среднего и старшего поколения образование в сфере выборов должно осуществляться избирательными комиссиями не только в ходе конкретной избирательной кампании, но и в периоды между выборами.

Во-вторых, направлением борьбы с выше обозначенными негативными явлениями должно быть активное включение граждан в процесс местного самоуправления. Участие граждан в местном самоуправлении в различных его формах (в первую очередь на низовом уровне) позволит сформировать у граждан осознание прямой зависимости между личным участием в решении какого-либо интересующего их вопроса, и достигнутым результатом.

Введение

в действие с 1 марта 2005 года Жилищного кодекса РФ, предусматривающего активную, самостоятельную деятельность собственников жилья по управлению принадлежащим им имуществом и прилегающей территорией, также должно способствовать повышению ответственности и самосознания граждан. Соответственно успешный опыт участия в самоуправлении будет способствовать развитию у граждан аналогичного отношения к своему участию в выборах, что позволит говорить о постепенном преодолении негативных характеристик явлений правовой культуры.

Указанные направления повышения правовой культуры не являются исчерпывающими и единственно верными. Повышение уровня правовой культуры возможно лишь при улучшении ситуации в политической, экономической, социальной сферах жизни российского общества. Это долгий и сложный процесс, так как уровень правовой культуры в сфере выборов, как и правовой культуры в целом, постоянно меняется, но главное — правокультур-ная зрелость большинства граждан государства должна быть достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ 1993 г. // Российская газета. 25.12.1993. № 237- СЗ РФ. 1996. № з. Ст. 152, № 7. Ст. 676, 2001. № 24. Ст. 2421, 2003. № 30. Ст. 3051, 2004. № 13. Ст. 1110.
  2. Конституция СССР 1977 г. // ВВС. 1977. № 41. Ст. 617.
  3. Конституция СССР 1936 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 6.12.1936. № 283.
  4. Конституция СССР 1924 г. // Вестник ЦИК, СНК и СТО Союза СССР. 1924. № 2. Ст. 24.
  5. Конституция РСФСР 1918 г. //СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.
  6. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных -свободах человека (1995 г.) // СЗ РФ. 1999. № 13.Ст. 1489.
  7. Европейская хартия местного самоуправления (1985 г.) // СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.
  8. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. № 12.
  9. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод с прилагающимися протоколами (1950 г.) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
  10. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) // Российская газета. 10.12.1998. С. 4.
  11. Ч. 1). Ст. 3104, № 30 (Ч. 2). Ст. 3131, 3124.
  12. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171, 2005. № 30(4. 1). Ст. 3104.
  13. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 172.
  14. Ст. 4358, 2004. № 9. Ст. 831, № 24. Ст. 2335, № 33. Ст. 3368, № 35. Ст. 3607, № 50. Ст. 4950, 2005. № 27. Ст. 2708, № 30 (Ч. 1). Ст. 3104.
  15. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.
  16. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 г. № 9779-X «О порядке выдачи и свидетельствовании предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» // Ведомости ВС СССР. 1983. № 32. Ст. 492.
  17. Постановление Президиума Верховного Совета СССР «О порядке хранения документов и материалов избирательных комиссий по выборам в
  18. Верховный Совет СССР» // СЗ СССР в 2 т. Т. 1. М., 1968. Ст. 215−241.
  19. Постановление ВЦИК «О работе по кодификации законодательства РСФСР» // СУ РСФСР. 1929. № 60. Ст. 600.
  20. Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 228 «О федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 862.
  21. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 годы» // СЗ РФ. 2001. № 9. Ст. 862.
  22. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 1015 (ред. от 26.09.2004 с изм. от 21.10.2004) «О Федеральной целевой программе «Молодежь России (2001−2005 годы)» // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 172,2002. № 23. Ст. 2170, 2004. № 37. Ст. 3737.
  23. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.02.1998 г. № 332 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации» // Вестник образования. 1998. № 4.
  24. Международные избирательные стандарты: Сборник документов / Отв. ред. А.А. Вешняков- Науч. ред. В. И. Лысенко. М.: Весь мир, 2004.
  25. Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства / Отв. ред. А. А. Вешняков. М.: Издательство «Весь мир», 2004.1. СЛОВАРИ, КОММЕНТАРИИ
  26. Большая Советская Энциклопедия. Т. 5, 11, 14. М. 1973−74.
  27. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1997.
  28. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Гл. ред. Л. А. Окуньков. М., 1996.
  29. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 1997.
  30. Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий / Рук. авт. колл. и отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997.
  31. Комментарий к Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» / Под ред. С. В. Кабышева и А. Е. Постникова. М.: Формула права Издательский дом «Городец», 2003.
  32. Малая Советская Энциклопедия. 3-е издание. Т.5. М., 1959.
  33. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2003.
  34. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Отв. ред. А. А. Вешняков, Науч. ред. В. И. Лысенко. М.: Издательство НОРМА, 2003.
  35. Л.В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997.
  36. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. Издание пятое. М., 1987.
  37. Энциклопедический юридический словарь. М.: Инфра-М, 1998.
  38. Политология. Краткий словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  39. МОНОГРАФИИ, СБОРНИКИ, УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
  40. С.А. Выборы 1993−1994 гг. в Российской Федерации: правила и процедуры. М., 1993.
  41. С.А. Выборы-95 в Государственную Думу России. М., 1995.
  42. А.С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М.: ООО Фирма «Инфограф», 1999.
  43. А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления (очерки). М.: Формула права, 20 025. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука, 1988.
  44. С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971.
  45. С.С. Теория права. М., 1994.
  46. М.В. Конституционное право России. М., 1999.
  47. М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2000.
  48. М.А. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989.
  49. Г. И. Взаимосвязь правовой культуры и политической демократии. Киев, 1984.
  50. В.А. Имплементация норм международного гуманитарного права в законодательстве Российской Федерации. М., 2000.
  51. Д.Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. М.: Норма, 2004.
  52. Н.С., Джагарян А. А. Конституционная ценность избирательных прав граждан России. М.: «Формула права», 2005.
  53. Ю.А. Политическая реформа и избирательный процесс в России // Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы. М., 1995.
  54. Ю.А. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М., 1999.
  55. A.M. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб., 1999.
  56. А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М.: Весь мир, 1997.
  57. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 2003. Электоральная статистика. М.: Издательство «Весь мир». 2004.
  58. Выборы Президента Российской Федерации. 2004. Электоральная статистика. М.: Издательство «Весь мир». 2004.
  59. Гегель И.В. Ф. Феноменология духа. Соч. Т. 4. М. 1959.
  60. А.И. Собр. Соч. Т.7. М., 1950.
  61. В.В. Эффективность правового воспитания: Понятие, критерии, методика измерения. Киев, 1985.
  62. В.М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987.
  63. П.А. Социальная природа правового нигилизма. Оренбург, 1998.
  64. О.В., Корчиго Е. В., Сеченова P.P. Избирательный процесс и электорально-правовая культура: Учебно-практическое пособие. М.: Норма, 2005.
  65. Данные Центра прав человека и правовой культуры г. Перми. 2003.
  66. Ю.А., Мухачев И. В. Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации — от исторических истоков к современности. М., 1998.
  67. Е.П., Зотова З. М. Партии и выборы: опыт избирательных кампаний 2003−2004 годов. М.: РЦИОТ, 2005.
  68. A.M. Правовая культура и правосознание (проблемы, трудности, противоречия) в условиях становления тоталитарного общества: Монография. Кострома, 2001.
  69. Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Городец, 2000.
  70. Законодательство о выборах в зарубежных государствах. М.: Научно-методический совет при ЦИК РФ. 1998.
  71. Законотворчество в Российской Федерации / Под ред. А. С. Пиголкина. М.: Формула права, 2000.
  72. Зарубежное избирательное право / Под ред. В.В. Маклако-ва. М.: Издательство НОРМА, 2003.
  73. А.В., Поляшова И. С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. СПб., 2003.
  74. Н.С. Проблемы теории культуры. М.: Наука, 1977.
  75. З.М. Выборы в России: взгляд политолога. М., 1996.
  76. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов / Отв. ред. А. В. Иванченко. М.: Издательство НОРМА, 1999.
  77. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов / Отв. ред. А. А. Вешняков. М.: Изд-во Норма, 2003.
  78. Избирательное право России. М.: Изд. группа ИНФРА-НОРМА, 1996.
  79. Избирательный процесс в России: национальные особенности и европейский опыт. Материалы круглого стола, проведенного в ИЕ РАН (Москва, 19 января 2004 года). М., 2004.
  80. И.А. О сущности правосознания. Соч. в 2-х т. — Т. 1.
  81. И.А. Собр. соч. в 10-ти томах. Т. 4. М.: Русская книга, 1994.
  82. Институт государства и права. Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы. М., 1995.
  83. История государственного управления в России / Под ред. Марковой А. Н. М., 1997. С. 197.
  84. История политических и правовых учений. Хрестоматия / Сост. и ред.: Г. Г. Демиденко, Г. А. Борисов. Белгород, 1999.
  85. Т.В., Кашанин А. В. Право и экономика. М. 2002.
  86. Н.М., Смолина И. Г. Правовая культура избирательной кампании. Абакан, 1995.
  87. С.А. Правовая культура и правосознание как средства демократизации политического режима. Астрахань, 1995.
  88. А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995.
  89. Коган J1.H. Социология культуры: Учебное пособие. Екатеринбург. 1992.
  90. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юрист, 2000.
  91. Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. М. В. Баглая, Б. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М., 1999.
  92. Конституционное право как отрасль российского права // Проблемы науки конституционного права / Отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. Екатеринбург, 1998.
  93. Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. Том 1. -М., 1997.
  94. Концепция и программы курса «Основы правовых знаний» для 7, 8−9 и 10−11 классов / Никитин А. Ф., Суворова Н. Г. М.: Политекс. 1999.
  95. Культура человек — философия: к проблеме интеграции иразвития. Статья первая // Отв. ред. В. В. Мшвеерадзе. М. 1987.
  96. Культурология: Хрестоматия / Сост. проф. Гуревич. М.: Гардарика, 2000.
  97. Курильски-Ожвэн Ш., Арутюнян М. Ю. Образы права в России и Франции. М., 1996.
  98. О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М.: Юрист, 2002.
  99. О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юрист, 2001.
  100. В.В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань, 1982.
  101. Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М.: ОАО «Издательский дом «Городец" — «Формула права», 2003.
  102. ЛафицкийВ.И Правовое регулирование президентских выборов в США. М.: РЦИОТ, 2004.
  103. В.Н., Швецов А. Н. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика: в 5 т., 12 кн. М. 2002. Т. 1.
  104. Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.
  105. Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917−1993). М.: Изд-во МГУ, 2000.
  106. А.В. Конституция и общественная практика. М., 2004
  107. А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М.: Юрист, 2000.
  108. Л.С. Народ в правовом государстве. М.: НОРМА, 1999.
  109. Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль. 1983.
  110. Н.И. Общая теория права и государства / Правовой нигилизм и правовой идеализм. М. 1998.
  111. С.Н. Административный процесс: проблемы теории, перспективы правового регулирования. Воронеж, 1999.
  112. В.И. Избирательное законодательство России: этапы становления. М., 1998.
  113. Н. Право и ценности. М., 1987.81. Ницше Ф. Соч., Т. 9.
  114. П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Сочинения. М., 1995.
  115. Д. Избирательные системы. Технология и организация выборных кампаний за рубежом и отечественный опыт. М., 1993.
  116. Г. С. Правовое осознание действительности. М.: Изд. «Наука», 1969.
  117. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан в законодательстве зарубежных стран. Отв. ред. Ю. А. Веденеев. М.: Норма, 2005.
  118. И.В. Административно-процессуальная деятельность в Российской Федерации. Саратов, 2000.
  119. Е.А. Основы правовых знаний. М.: Владос. 2000.
  120. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979.
  121. Ю.С. Политическая культура пореформенной России. М., 1994.
  122. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е.Ю.- М.: Издательский дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь мир», 2001.
  123. А.Е., Алехичева Л. Г. Путеводитель по избирательному праву России: Пособие для кандидатов и членов избирательных комиссий. — М.: Права человека, 2003.
  124. Правовая культура, электоральная активность и телевидение / Отв. ред. А. В. Иванченко. М.: Студия «Викон», 1996.
  125. Правовое образование в Ростовской области: Сборник материалов научно-практической конференции «Проблемы и перспективы регионализации правового образования». Ростов н/ Дону: РГПУ, 2002.
  126. Предвыборная агитация: теория и практика/ Отв. ред. Н. С. Бондарь. М.: «ОАО Издательский дом «Городец», «Формула права», 2004.
  127. Представительная демократия и электорально-правовая культура / Отв. ред. Ю. А. Веденеев, В. В. Смирнов. М.: Изд-во «Весь Мир», 1997.
  128. Предвыборная агитация превратилась в спам // Коммерсантъ. 2004. 2 марта.
  129. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М.: Из-во НОРМА, 2001.
  130. В.Н., Гутников А. Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. СПб., 2000.
  131. Рекомендации для международных наблюдателей СНГ по наблюдению за выборами и референдумами (новая редакция) / Отв. ред. А. А. Вешняков, В. И. Лысенко. ЦИК РФ. М., 2005.
  132. .А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987.
  133. В.П. Правовая культура советского человека. Л., 1982.
  134. В.П. Теория права и государства: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юрист, 1997.
  135. А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречие, прогресс. Свердловск: Из-во Уральского ун-та, 1990.
  136. А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996.
  137. А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2000.
  138. B.C. Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1988.
  139. Сравнительное избирательное право / Под ред. В.В. Макла-кова. М.: Издательство НОРМА, 2003.
  140. В.М. Логические основания общей теории права: в 2 т. Т. 1: Элементный состав. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2000.
  141. В.М. Логические основания общей теории права. Т. 2. Логика правового исследования (как написать диссертацию). М.: ЗАО Юстицинформ, 2004.
  142. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов, 1995.
  143. Теория права и государства. Учебник / Под. ред. В. В. Лазарева. М.: Право и закон, 2001.
  144. Л.В., Туманов-М.А. Избирательный процесс в Российской Федерации: социологические и политико-правовые аспекты. М., 2004.
  145. А.К. Духовная жизнь общества: проблемы методологического исследования. М., 1980.
  146. Н. Школа в России в конце XIX начале XX века: Методическое пособие. Л., 1991.
  147. Л. Введение в американское право. М., 1993.
  148. Д.И. Исторический материализм. 2-е издание. М., 1965.
  149. А.С. Основы, права, государства и российского законодательства: программа курса и методические рекомендации для учителя. Екатеринбург. 1999.
  150. Н.И. Правовое образование в отечественной школе 30 — 90-х годов XX века. Опыт системно-генетического анализа. СПб., 2000.
  151. СТАТЬИ В СБОРНИКАХ, ЖУРНАЛАХ, ГАЗЕТАХ
  152. М.И. Согласование внутригосударственного права с международным (теоретические аспекты) // Правоведение. 1993. № 2.
  153. В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. № 6.
  154. Ю.Я., Чудинов И. А. Вопросы теории правового сознания // Правоведение. 1972. № 2.
  155. Э. Политическая культура России сквозь призму civic culture // Pro et contra. Т. 7 № 3.
  156. Э.Р. Изменяющаяся голландская правовая культура // Российский журнал сравнительного права. 2002. № 1.
  157. С.В. Правовая культура участников избирательного процесса // Выборы в механизме народовластия в Российской Федерации. Екатеринбург, 2000.
  158. И.Б. Соотношение норм международного и внутригосударственного права в вопросах избирательного процесса // Журнал российского права. 2000, № 4.
  159. Н.В. Правовой нигилизм: прошлое, настоящее и будущее России? // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. № 1.
  160. Ю.А. Политическая демократия и электорально-правовая культура граждан // Государство и право. 1997. № 2.
  161. Ю.А., Князев С. Д. Избирательные правоотношения: понятие, политико-правовое содержание и структура // Журнал российского права. 1998. № 10−11.
  162. Ю.А., Лысенко В. И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовой и технологический аспекты // Государство и право. 1997, № 8.
  163. Ю.А., Навальный С. В. Избирательное право: роль и место в системе права России // Вестник Центральной избирательной комиссии. 2003. № 2.
  164. Ю.А., Раудин В. И. Источники избирательногоправа Российской Федерации // Вестник Центральной избирательной комиссии. 2003. № 6.
  165. А.А. Развитие избирательного права укрепляет гражданское общество // Журнал российского права. 2003. № 10.
  166. Г. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 1999. № 3.
  167. И.А., Василенко А. В. К проблемам теории правоприменительных отношений// Государство и право. 1998. № 3.
  168. С.Б., Савкина М. Е. Исторический анализ нигилизма в Западной Европе и в России // История государства и права России и зарубежных стран. 2004 № 1.
  169. H.JI. Правосознание и правовая культура // Юрист, 1998. № 11/12.
  170. А.Р. Право граждан на реализацию функций местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 3.
  171. .Л. Нормы международного права в правовой системе Российской Федерации // Международное публичное и частное право. 2003. № 3.
  172. А.В. Избирательная система России нуждается в радикальной реформе // Правоведение. 1994. № 3.
  173. А.В. Конституционность как барометр правовой культуры и основа правового государства // Правоведение. 1999. N 2.
  174. Т.Д. Проблема конституционного закрепления принципов избирательной системы Российской Федерации // Право и власть. 2001. № 1.
  175. И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. № 3.
  176. Л.Б. К методологии изучения культуры и критике её идеологических концепций // Новая и новейшая история. 1973. № 3.
  177. С.Д. Избирательный процесс: понятие, особенности и структура // Правоведение. 1999. № 3.
  178. Е.И. Пропорциональная избирательная система на парламентских выборах в России: шаг вперед — два назад // Журнал о выборах. 2004. № 4.
  179. В.В., Бородин С. В. Роль правовой культуры в формировании социалистического правового государства // Советское государство и право. 1990. № 2.
  180. О.А. Основные черты и значение социалистической правовой культуры //Советское государство и право. 1968. №
  181. В.В. Правовое обеспечение безопасности выборов в зарубежных государствах // Журнал российского права. 2003. № 7.
  182. В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 1998. № 1.
  183. В.В. История земства без конъюнктуры // История государства и права. 2000. № 3.
  184. .А. Политическая культура // Советское государство и право. 1986. № 7.
  185. В.В. Политические партии в избирательном процессе // Вестник Центральной избирательной комиссии. 1996. № 8 (28).
  186. В.В. Стратегия совершенствования российской избирательной системы // Законодательство и экономика. 1997. № 11−12.
  187. В.В. Исполнительная власть в избирательном процессе II Выборы: законодательство и технологии. 2000. № 1.
  188. В.В. Закон о политических партиях: вопросы взаимодействия партий с государством // Журнал российского права. 2002. № 4.
  189. В.И. Выборы в Европейский парламент // Журнал российского права. 2005. № 4.
  190. А.Л. Законность и культура социалистического правосудия // Советское государство и право. 1981. № 3.
  191. М.Л. Политические партии в российском избирательном процессе // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2002. № 9. С. 66.
  192. А.В. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право. 2001. № 5.
  193. С.Э. Общеобразовательная многофункциональная школа с профильными классами как средство социальной защиты учащихся // Учебник в обновляющейся школе: Сборник научных трудов / Под ред. Ю. А. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО. 2002.
  194. О.В. Проблема ценностей в теории государства и права // Государство и право. 2004. № 10.
  195. О.В. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации // Государство и право. 2005. № 4.
  196. И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. 2000. № 3.
  197. Д.А. Место и роль земских учреждений в системе государственной власти России во второй половине XIX начале XX века // История государства и права. 2002. № 2.
  198. Новые инициативы перекресток мнений // Журнал о выборах. 2004. № 4.
  199. Я.А. К вопросу о субъектах непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 3.
  200. О работе Центра обучения избирательным технологиям при Избирательной комиссии Орловской области. Материалы Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. № 2.
  201. А.Н. Правосознание центральная категория философии права Ильина // Государство и право. 1999. № 6.
  202. В. Основы избирательного права и основной закон страны (опыт сдержанной критики Конституции Российской Федерации) // Российская юстиция. 2003. № 12.
  203. Е.А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России // Журнал российского права. 2003. № 10.
  204. Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, проблемы и перспективы // Государство и право. 2005. № 4.
  205. К. Пропорциональная система противоречит демократии // Журнал о выборах. 2004. № 4.
  206. А.Е. Мажоритарная и пропорциональная системы: плюсы и минусы // Народный депутат. 1993. № 12.
  207. Н.А. Правовое поведение: понятие и виды // Сибирский юридический вестник. 2004. № 4.
  208. С.М. Основные особенности советского государственного права//Правоведение. 1961. № 1.
  209. В.Г. Понятие правового нигилизма // Государство и право. 2004. № 12.
  210. А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 1992. № 10.
  211. JI.B. Деятельность судов Российской Федерации как источник права // Журнал российского права. 2001. № 3.
  212. А.А. Факторы успеха //Журнал о выборах. 2004.4.
  213. В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2002. № 10.
  214. И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан // Журнал российского права. 2002. № 1.
  215. В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8.
  216. B.C. Категория «форма» и «содержание» и их структурный анализ // Вопросы философии. 1971. № 10.
  217. А.К. К определению специфики культуры как социального явления // Философские науки. 1974, № 2.
  218. М.А. Анархизм и нигилизм как умонастроение // Социс. 1998. № 2.
  219. С.Е. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России // Советское государство и право. 1991. № 1.
  220. Е.Н. Избирательный процесс в России: понятие и стадии // Правоведение. 1998. № 2.
  221. М.Д. Отношение населения к федеральным законам и органам государственной власти // Журнал российского права. 2000. № 10.
  222. И.В. Проблема эффективности правотворчества в свете современной политико-правовой теории // Журнал российского права. 2005. № 4.
  223. АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ И ДИССЕРТАЦИИ
  224. Абу Джабаль Д. С. Избирательное право и избирательные системы в отдельных странах Ближнего Востока: вопросы теории и практики. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  225. И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект). Автореф. дис. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1998.
  226. И.Н. Электоральная культура: политологическийанализ. Автореф. дис. д-ра полит, наук. М., 1995.
  227. В.И. Правовая культура и её роль в реализации политических прав и свобод граждан. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 1998.
  228. Н.В. Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти России. Дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2001.
  229. Е.В. Конституция Российской Федерации в свете основных тенденций развития современной правовой культуры: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. СПб., 2001.
  230. С.Д. Избирательное право в правовой системе Российской Федерации: (Проблемы теории и практики). Дис. д-ра юрид. наук. Владивосток, 1999.
  231. К.В. Субъекты избирательного процесса в Российской Федерации. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2000.
  232. И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе. Дисс.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1999.
  233. М.В. Избирательный процесс в Российской Федерации. Дисс.. канд. юрид. наук. Волгоград, 1999.
  234. В.Р. Деформация правосознания граждан России: (Проблемы теории и практики). Автореф. дис.: канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000.
  235. С.В. Электорально-правовая культура: вопросы теории и практики. Дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999.
  236. В.П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект. Дисс.. докт. юрид. наук. Ленинград, 1990.
  237. А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс: (Проблемы теории и методологии). Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1996.
  238. В.Б. Российский правовой нигилизм. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2000.
  239. ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
  240. Н.Н. Основы финансирования избирательных кампаний в Российской Федерации // Право и власть. 2002. № 3. 1,2 п. л.
  241. Выборы депутатов Государственной Думы России: организационно-правовые вопросы. Научно-практическое пособие / Под ред. С.В. Ка-бышева. М.: Формула права, 2002 (в соавторстве- лично автора 1,3 п.л.).
  242. Н.Н. Гражданско-правовые договоры в избирательном праве и ответственность за их нарушение // Договор: правовые и экономические аспекты. Сб. науч. трудов. Выпуск 3. М.: МИЭП, 2003. 0,7 п. л.
  243. Г. А., Чучелина Н. Н. Юридическая ответственность субъектов избирательного процесса в Российской Федерации // Проблемы правоведения. 2003. № 1. 0,8 п. л.
  244. Н.Н. Правовая культура в сфере выборов и международное право // Формула права. 2005. № 1(4). 0,6 п.л.
  245. Н.Н. Учебно-практическое пособие по избирательному праву и избирательному процессу // Право и власть. 2002. № 3. 0,2 п. л. (Рецензия)
  246. В.В., Чучелина Н. Н. Избирательные права граждан: опыт конституционно-правового исследования // Журнал российского права. 2005. № 6. 0,3 п.л. (Рецензия)
Заполнить форму текущей работой