Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация курсового проектирования в вузах МЧС России на основе интегративных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Переход к информационному обществу XXI века характеризуется подъёмом промышленного производства, интенсивным развитием науки, техники, культуры и связанным с этим широким размахом строительства новых объектов и обеспечением пожарной безопасности уже возведенных. Усложнение задач деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, развитие современной спасательной техники… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы повышения качества курсового проектирования в вузах МЧС России на основе применения интегративных технологий
    • 1. 1. Роль и место курсового проектирования в инженерном образовании
    • 1. 2. Интеграция как компонент современного обучения, предпосылки ее появления
    • 1. 3. Принципы интеграции пожарно-технического образования
    • 1. 4. Анализ состояния разработки проблемы организации курсового проектирования по общетехническим и специальным дисциплинам с использованием интегративных технологий
  • Глава 2. Экспериментальное исследование процесса курсового проектирования в вузах МЧС России на основе применения интегративных технологий
    • 2. 1. Организация и методика исследования проблемы применения интегративных технологий при курсовом проектировании в вузах МЧС России
    • 2. 2. Анализ возможных вариантов организации и формулировка содержания заданий на междисциплинарное курсовое проектирование в вузах МЧС России
    • 2. 3. Разработка программы эксперимента по использованию интегративных технологий в междисциплинарном курсовом проектировании
    • 2. 4. Анализ результатов эксперимента по использованию в междисциплинарном курсовом проектировании интегративных технологий

Организация курсового проектирования в вузах МЧС России на основе интегративных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход к информационному обществу XXI века характеризуется подъёмом промышленного производства, интенсивным развитием науки, техники, культуры и связанным с этим широким размахом строительства новых объектов и обеспечением пожарной безопасности уже возведенных. Усложнение задач деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, развитие современной спасательной техники, современная организация проектного дела требуют совершенствования системы подготовки инженеров пожарной безопасности и разработки новых эффективных методов профессионального обучения будущих сотрудников Государственной противопожарной службы. Проблема взаимосвязанности знаний актуальна для всех видов высшего профессионального образования, а для пожарно-технического в особенности, что, прежде всего, связано с ярко выраженным интегративно-междисциплинарным характером профессиональной инженерной деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы.

Современная модель образования, разработанная в Федеральной целевой программе «Создание системы открытого образования в России» (2000 г.) основана на мировоззрении, отличительными чертами которого являются: целостность, междисциплинарность, открытость процесса познания, интеграция различного рода информации для того, чтобы научить курсантов и студентов вузов МЧС России, видеть единый целостный мир [82]. Таким образом, принцип междисциплинарной интеграции должен выступать, как основной механизм оптимизации процесса профессиональной подготовки современного специалиста для Государственной противопожарной службы. Большой вклад в разработку теоретических основ междисциплинарных связей в системе высшего образования внесли А. П. Беляев, М. Н. Берулава, СЮ. Бурилова, Н. К. Чапаев и др. [20]. Э. В. Майков рассматривал вопросы интеграции естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин [120]. Межпредметным связям в педагогическом образовании посвящены исследования М. Н. Гладковой, C.B. Щенникова и др. К. Ю. Колесина и др. изучали взаимосвязь гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин. В. Н. Воронин, A.B. Козлов, В. В. Щипанов исследовали вопросы создания интегративных мультидисциплинарных комплексов в профессиональной подготовке специалистов.

Социально-педагогические условия интеграции профессионального обучения и дополнительного образования студентов исследовали^ Н. Ш. Валеева, А. П. Копылова и др.

Актуальное значение имеют исследования, посвященные проблеме повышения качества обучения общетехническим дисциплинам в технических вузах (В.Н. Бобриков, Т. А. Варенцова, Е. А. Веденеева, Н. Д. Жилина, Е. Ю. Кучинская, М. В. Лагунова, A.C. Мещеряков, JI.A. Найниш, В. И. Нилова, A.A. Павлова, И. А. Цвелая и др. В ряде исследований даются рекомендации по оптимизации различных частных аспектов и частных методик преподавания отдельных предметов общетехнического цикла в высшей школе (М.И. Алиев, JI.X. Зайнутдинова, И. Б. Кордонская, Л. И. Кутепова, Т. В. Моисеева, Н. Г. Плющ, С. М. Сидоренко и др.

Для научных исследований! в области профессиональной подготовки инженеров большое значение имеют труды Б. Г. Бархина, М. И. Тосуновой, М. М. Гаврилова, А. Ф. Гаевого, С. А. Усик и др., в которых излагается методика архитектурно-строительного проектирования для студентов очной формы обучения, анализируются закономерности творческого метода проектного моделирования.

Учитывая большое значение проведённых исследований, j необходимо отметить, что вопросы интеграции общетехнических и специальных дисциплин в обучении инженеров пожарной безопасности исследованы не достаточно. Это приводит к тому, что даже объективно достаточные знания студенты затрудняются перенести на решение задач новой дисциплины, в результате чего у выпускников вузов МЧС России с высокой академической успеваемостью готовность к профессиональной деятельности нарабатывается после нескольких лет практической работы по специальности в подразделениях Государственной противопожарной службы.

Вышеуказанные причины оставляют актуальным поиски научно-методических подходов к интеграции общетехнических и специальных дисциплин, обеспечивающих адекватную траекторию профессионального становления будущего инженера пожарной безопасности.

Актуальность исследования в этой области подтверждается наличием неразрешённых противоречий:

— между существующими предпосылками (социально-экономическими, профессиологическими, психолого-педагогическими, материально-техническими) для разработки дидактических условий обучения будущих инженеров пожарной безопасности общетехническим дисциплинам и недостаточной теоретической и методической обоснованностью содержательного и технологического аспектов реализации процесса обучения, основанных на междисциплинарной интеграции;

— между увеличивающимся объёмом информации вследствие научно-технического прогресса и одновременным сокращением аудиторных часов на изучение общетехнических и специальных дисциплин в учебных планах высшего профессионального образования в вузах МЧС России;

— между требованием преемственности содержательной компоненты образования, обеспечивающей образовательно-профессиональную адаптивность будущего специалиста, и сохраняющимся автономным характером преподавания общетехнического и специального циклов, а также недостаточным учётом логико-содержательных междисциплинарных и внутрицикловых связей.

Незавершенность научных разработок и наличие противоречий порождает проблему исследования: каковы методические подходы к интеграции общетехнических и специальных дисциплин в процессе обучения курсовому проектированию, способствующие повышению качества профессиональной подготовки инженеров пожарной безопасности.

Актуальность темы

Известный английский писатель В. Скотт утверждал, что «в жизни нет ничего лучше собственного опыта». Эта мысль в полной, мере относится к курсовому проектированию как одним из основных способов приобретений обучающихся в вузах МЧС России практического опыта, ибо при этом адекватно моделируется практическая деятельность будущего инженера и которая содержит практически все этапы формирования оперативно-служебной и технической документации в подразделениях Государственной противопожарной службы.

Сложившаяся практика показывает, что наибольший педагогический эффект достигается, когда тематика курсового проекта привязана к конкретному объекту, а курсант или студент имеет возможность собирать необходимую для успешного выполнения курсового проекта непосредственно на этом объекте. Для этого необходимо решить организационные проблемы, связанные с допуском на объекты курсового проектирования, получением необходимой информации от персонала, и, главное, выделением необходимого бюджета времени обучающемуся на сбор материала.

Кроме того, необходимо решить проблему организации оперативных консультаций курсантов и студентов по проблемам, возникающим в ходе сбора материалов для курсового проектирования.

Специфика организации учебного процесса в вузах МЧС России предполагает проведение значительного количества практических занятий-проводимых непосредственно на объектах народного хозяйства по дисциплинам специального цикла, при этом многие из указанных проблем могли быть решены, если интегрировать процесс сбора материалов для курсовых проектов" в качестве одного из отрабатываемых вопросов практического занятия.

Значительная педагогическая значимость поставленной проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность в психолого-педагогической литературе, потребность вузов МЧС России в практических рекомендациях по использованию современных технологий организации курсового проектирования обусловили выбор темы исследования, определили цель, объект и предмет исследования.

Цель исследования — разработка современных педагогических технологий организации курсового проектирования, позволяющих повысить качество практической подготовки будущих сотрудников Государственной противопожарной службы (ГПС).

Объектом исследования — процесс обучения специалистов в высших учебных заведениях МЧС России.

Предмет исследования — нахождение условий и поиск путей повышения эффективности процесса обучения курсантов и студентов в вузах МЧС России на основе применения интегративных технологий при организации курсового проектирования.

В процессе исследования была выдвинута рабочая гипотеза: эффективность курсового проектирования в вузах МЧС России повысится, если: увязать тематику курсового проектирования со спецификой объектов народного хозяйства, используемых при проведении практических занятий по всем изучаемым дисциплинам на данном курсепроводить междисциплинарные практические занятия с выездом на объекты народного хозяйства и использовать их, в том числе, и для сбора необходимых материалов курсового проектированияорганизовать в процессе проведения междисциплинарного занятия с выездом на объект оперативные консультации по сбору материалов для курсового проектирования.

Цель исследования и сформулированная рабочая гипотеза обусловили следующие задачи:

1. Проанализировать возможности уже существующего отечественного и зарубежного опыта использования современных интегративных технологий в учебном процессе вузов МЧС России на этапе курсового проектирования.

2. Сформулировать и обосновать психолого-дидактические требования к тематике комплексных заданий на курсовое проектирование с учетом возможностей организации практических междисциплинарных занятий с выездом на объекты.

3. Сформировать необходимые комплекты методической документации и соответствующего информационного' сопровождения учебного процесса Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России при внедрении интегративных технологий организации курсового проектирования по дисциплинам «Противопожарное водоснабжение» и «Пожарная тактика».

4. Подтвердить экспериментально эффективность использования комплексных заданий на курсовое проектирование в учебном процессе Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.

5. Дать оценку возможности распространения интегративных технологий, применяющихся при курсовом проектировании применительно к специфике учебного процесса со слушателями и студентами заочной и дистанционной форм обучения.

Методологической основой исследования явились: методологические принципы интеграции в профессиональной педагогике (А.П. Беляева, М. Н. Берулава, С. Ю. Бурилова, В. Н. Воронин, О. Н. Загора, A.B. Козлов, Э. В. Майков, A.M. Новиков, Ю. Н. Сёмин, Н. К. Чапаев, В. В. Щипанов и др.) — теоретические основы многоуровневого непрерывного образования, интенсификации учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский, С. Я. Батышев, Н. П. Бахарев, Б. С. Гершунский, СИ. Змеев, СМ. Маркова, Е. И. Машбиц, A.M. Новиков, Ю. Н. Петров,.

A.A. Червова и др.) — дидактические и психологические закономерности в учебном процессе (Ю.Г. Баскин, Н. Г. Винокурова, П. Я. Гальперин, A.A. Грешных, О. Ю. Ефремов, Ю. Н. Кулюткин, C.B. Литвиненко, Я. А. Пономарев,.

B.Н. Пушкин, Л. С. Узун, В. А. Щеголев и др.) — идеи применения информационных технологий в образовании (А.Г. Абросимов, A.A. Андреев, B.C. Артамонов, В. П. Беспалько, Г. А. Кручинина, И. В. Оноков, Е. С. Полат, Ю. Г. Репьёв, В. И. Солдаткин и др-) — системный подход в изучении педагогических явлений (С.И. Архангельский, И.В., Блауберг, В. И. Загвязинский, Ю. А. Конаржевский, К. К. Платонов, М. Н. Скаткин, В. Я. Слепов, Н. Ф. Феденко, А. Файоль и др).

В процессе исследования использовались следующие методы: В процессе исследования использовались: и.

1. Методы теоретического анализа: сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, моделирование.

2. Эмпирические методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, самооценка, обобщение независимых характеристик, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий и формирующий эксперименты.

3. Технические методы: запись на магнитные носители параметров обращений к опциям виртуальной теплотехнической лаборатории.

4. Математические и статистические методы обработки экспериментальных данных: контент-анализ, метод ранжирования.

Логика исследования:

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа в период с 2008 по 2011 годы.

На первом этапе (2008;2009 гг.) проводилось изучение педагогической, психологической, методической и технической литературы по исследуемой проблеме, производилось теоретическое обоснование темы и определение задачи проводимого исследования, сформулирована рабочая гипотеза исследования.

На втором этапе (2009;2010 гг.) в теоретическом плане было проведено уточнение гипотезы исследования, структурирование связей между компонентами методического обеспечения интегрируемых на этапе курсового проектирования учебных дисциплин. Практический аспект исследования состоял в разработке программы и проведении констатирующего и формирующего экспериментов, была проведена реализация бета-версий методических указаний по выполнению курсовых проектов.

На третьем этапе (2010;2011 гг.) в теоретическом плане произведено уточнение и доработка предлагаемых условий эффективного использования комплексных заданий на курсовое проектирование. В практическом плане — проведение контрольного измерения эффективности применения интегративных технологий при организации курсового проектирования.

На заключительном этапе был проведен теоретический анализ результатов исследования и оформление диссертационной работы.

На защиту выносится: интегративная модель организации курсового проектирования, допускающая вариацию глубины интеграции: низшая, предусматривающая практические занятия на объекте со сбором необходимых материалов для курсового проектирования по различным дисциплинамсредняя, предполагающая выполнение междисциплинарного курсового проекта по дисциплинам, изучаемых на одном семестревысшая, позволяющая выполнить междисциплинарный курсовой проект по дисциплинам, изучаемым на различных семестрах, причем результаты выполнения задания по одной дисциплине являются исходными данными для курсового проектирования по другим учебным дисциплинаморганизационно-педагогические условия повышения качества курсового проектирования, включающие: эффективное взаимодействие преподавателя и обучающегосяовладение обучающимся навыками результативного самообучениямотивациярезультативная диагностика, включающая организацию эффективного самоконтроля и рефлексивной деятельности обучающихсяспособ приближения содержания учебной работы обучаемых к их будущей практической деятельности на основе организации междисциплинарных практических занятий, одной из целей которых будет сбор материалов для курсового проектирования на реальных народнохозяйственных объектах.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— в условиях информатизации общества обоснован приоритетный подход к совершенствованию практического обучения курсантов и студентов вузов МЧС России с позиции междисциплинарной и межцикловой педагогической интеграции на основе универсализации и концентрации учебного материала по общетехническим и специальным дисциплинам, формирующего основы курсового проектированияраскрыта сущность и определены теоретико-методологические подходы к формированию заданий на курсовое проектирование, основанных на интеграции общетехнических и специальных дисциплин, обоснованы содержание и взаимосвязь структурных компонентов заданий, раскрыты особенности их реализации на основе уточнения роли и места курсового проектирования в формировании профессионально значимых качеств инженеров пожарной безопасности;

Доказана гипотеза о том, что: «эффективность курсового проектирования в вузах МЧС России повысится, если увязать тематику курсового проектирования со спецификой объектов народного хозяйства, используемых при проведении практических занятий по всем изучаемым дисциплинам на данном курсепроводить междисциплинарные практические занятия с выездом на объект и использовать их, в том числе, и для сбора необходимых материалов курсового проектированияорганизовать в процессе проведения междисциплинарного занятия с выездом на объект оперативные консультации по сбору материалов для курсового проектирования» .

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет реализовать целостность профессиональной подготовки инженера пожарной безопасности с учётом ведущих тенденций пожарно-технического образования, информатизации общества, развития педагогической интеграциикроме того, установлены и проанализированы организационно-педагогические условия повышения качества практического обучения на основе использования интегративных технологий при организации курсового проектирования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1. На основании сформулированных в ходе диссертационного исследования психолого-дидактических требований разработан комплект учебно-методических материалов для самостоятельной работы курсантов и студентов над междисциплинарным курсовым проектом по дисциплинам «Противопожарное водоснабжение» и «Пожарная тактика».

2. В педагогическую практику Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России внедрена методика проведения междисциплинарных практических занятий с выездом на объекты народного хозяйства, одной из задач которых является сбор материалов для курсового проектирования.

3. Методические наработки, найденные при создании учебно-методических материалов для самостоятельной работы курсантов и студентов над междисциплинарным курсовым проектом по дисциплинам «Противопожарное водоснабжение» и «Пожарная тактика» были использованы при создании методических материалов для организации междисциплинарных курсовых проектов по другим учебным предметам вуза: «Производственная и пожарная автоматика», «Пожарная безопасность зданий».

Надежность и достоверность научных положений, полученных результатов и обоснованность рекомендаций обеспечивалась исходными методологическими положениямиреализацией комплексной методики исследованиядлительным характером экспериментальной работе на четко локализованной базеиспользованием взаимопроверяющих независимых диагностических средствприменением • методов математической статистики и возможностей современного информационного инструментария при сборе и обработке данных, полученных в ходе экспериментасогласованностью прогнозов, сформулированных в ходе исследования и достижений педагогического опыта высших учебных заведений, а так же личным опытом преподавания.

Отличие результатов диссертационной работы от результатов, полученных другими авторами, заключается в том, что: сформирована интегративная модель организации курсового проектирования, допускающая вариацию глубины интеграциисформулированы организационно-педагогические условия повышения качества курсового проектированиянайден способ приближения содержания учебной работы обучаемых к их будущей практической деятельности на основе организации междисциплинарных практических занятий.

Апробация работы. Результаты работы докладывались на II Международной научно-практической конференции «Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы», (СПб. СПбУ ГПС МЧС России, 2009 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось непосредственно в ходе формирующего эксперимента в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России. Разработанные автором методические документы были рекомендованы к использованию в учебном процессе кафедры пожарной, аварийно-спасательной техники и автомобильного хозяйства, а так же кафедры пожарной тактики с курсантами и студентами очной формы обучения.

Публикации. Основные положения опубликованы в 5 печатных работах, в том числе одна — в издании, рекомендованных ВАК России.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.

1. Изучение отечественного и зарубежного опыта позволяет сделать вывод, что использование современных интегративных технологий в учебном процессе на этапе курсового проектирования позволяет повысить качество обучения в вузах МЧС России.

2. Разработаны интегративные модели организации курсового проектирования, допускающие вариацию глубины интеграции от низшей, предусматривающей практические занятия на объекте со сбором необходимых материалов для курсового проектирования по различным дисциплинам, до высшей, позволяющей выполнить междисциплинарный курсовой проект по дисциплинам, изучаемым на различных семестрах.

3. Увязывание тематики курсового проектирования со спецификой объектов народного хозяйства, используемых при проведении практических занятий по всем изучаемым дисциплинам на данном курсе показало свою эффективность при организации междисциплинарного курсового проектирования по дисциплинам «Противопожарное водоснабжение» и «Пожарная тактика».

1. Экспериментально доказана эффективность использования интегративной модели курсового проектирования в учебном процессе Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.

2. Представляется перспективным распространения разработанных интегративных технологий, применяющихся при курсовом проектировании применительно к специфике учебного процесса со слушателями и студентами заочной и дистанционной форм обучения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Предусмотреть освоение интегративных технологий в организации курсового проектирования в учебном процессе при проведении мероприятий организационно-методического характера, нацеленных на повышение квалификации профессорско.

— преподавательского состава вузов МЧС России.

2. При организации практических занятий на объекте с задачей сбора материалов для курсового проектирования необходимо использовать время следования на объект и с объекта для организации предварительного контроля знаний и оперативного консультирования по результатам сбора материалов для курсового проектирования.

3. Тематику курсовых проектов, как предметных, так и междисциплинарных по учебным дисциплинам, имеющих соответствующие межпредметные связи, необходимо согласовывать в ходе межкафедральных семинаров и совещаний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. С. Подготовка курсовых и дипломных работ: метод, рекомендации / И. С. Абрамовская, Н. Ф. Иванова — Новгор. гос. ун-т. — Великий Новгород: НовГУ, 2002. — 22 с.
  2. О. Демократизация образования и подготовки специалистов // Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С.73−78.
  3. А.Г. Информационно-образовательная среда учебного процесса в вузе. М.: Образование и Информатика, 2004. — 256 с.
  4. В.Г. В мире учебных технологий // Высшее образование в России. 1996. — № 2. — С. 122−126.
  5. М.Н., Кузьмин A.A., Романов H.H. Теплотехника: Методические указания по выполнению курсовой работы / Под ред. B.C. Артамонова. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009. — 72 с.
  6. М. Интегративные тенденции в обучении. София: Народна просвгга, 1986 — 176 с.
  7. A.A., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: МГОУ, 2002. — 168 с.
  8. А. Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы / А. Ф. Ануфриев — Моск. гос. открытый пед. ун-т, Фак. психологии. М.: Ось-89, 2005. — 112 с.
  9. A.B., Павлов И. Н., Сидорова Т. П. Модульно-рейтинговая система. // Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С. 121−125.
  10. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  11. Г. А. Деятельностный подход в обучении. Донецк: ЕАИ-Пресс, 2001.- 160 с.
  12. Г. А., Пустынникова И. Н. Обучение и искусственныйинтеллект, или основы современной дидактики высшей школы. Донецк: Изд-во ДОУ, 2002. — 504 с.
  13. Р. и др. Введение в математическую теорию обучения. -М.: Мир. 1969−520 с.
  14. П.Р. Технология и современное образование // Педагогика, 1996, № 2.
  15. Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования локуса субъективного контроля // Психологический журнал, 2004. Т. 5. -№ 3. -с.36 -42.
  16. A.A. Инновационные процессы в технологиях обучения: М.: Гардарики, 2005. — 288 с.
  17. Ю.Г., Грешных A.A. Метод априорной оценки эффективности учебных занятий в группах с различными социально-психологическими характеристиками. // Вестник Санкт-Петербургского института Государственной противопожарной службы МЧС России. -2005. -№ 1.
  18. И.А., Рабинович П. Д. Анализ моделей семантических сетей как математического аппарата представления знаний об учебном материале // Справочник. Инженерный журнал. — 2002. № 7 — с.55−60.
  19. Н.С., Жидков Н. П., Кобельков Г. М. Численные методы. — М.: Бином. Лабораторные знания, 2003. 632 с.
  20. М.И., Вымятнин В. М., Григорьев С. Г. и др. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий.-Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 86 с.
  21. М. В. Оформление курсовых и дипломных работ: метод. пособие / М. В. Белоделов, А. М. Чмутин — Волгогр. гос. ун-т. -Волгоград: ВолГУ, 2004. 53 с.
  22. В.П. Критерии для оценки знаний и пути оптимизации процесса обучения // В кн.: Теория поэтапного формирования умственныхдействий и управление процессом учения. М.: 1967 — с. 47.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989, — 192 с.
  24. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Ин-т проф. обр. РАО, 1995. — 336 с.
  25. В.П. Персонифицированное образование и обучение как естественная организация просвещения // Магистр. 1998.- № 6.- С. 4864.
  26. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  27. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. 263 с.
  28. А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. М-JL, Энергия, 1964. — 508 с.
  29. Е.Ы., Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Создание и использование образовательных электронных изданий и ресурсов. // Учебно-методическое пособие. / Алматы: Бшм. -2006. 136 с.
  30. H.A. Междисциплинарная интеграция в системе организации учебно-познавательной деятельности в вузе // Педагогические науки. М.: Спутник, 2008. — № 4 (32). — С.112−115. — 0,3 п.л.
  31. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  32. A.B. Мышление: процесс, деятельность, общение.-М.: Наука, 1982.- 387 с.
  33. Н. Г. Использование Интернет-технологий для визуализации итоговых выпускных квалификационных работ / Н. Г. Бурное // Телекоммуникации и информатизация образования. 2005. — N 2.-С. 46−48.
  34. Буш Р, Мостеллер Ф. Стохастические модели обучаемости.- М., 1968.- 483 с.
  35. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  36. А. А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. — М, 2006. 143 с.
  37. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М, 2006. — 206 с.
  38. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине, М.: Советское радио, 1958. с. 304.
  39. В.Т. Фрактально-кластерная теория управления образовательными структурами.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 303 с.
  40. А.И., Базарнова Н. Г., Миркин В. И., Касько Н. С. Проблемно-модульная технология обучения путь к новому качеству образования // Сб. науч. тр. IV симпозиума «Квалиметрия человека и образования» — М.: Иссл. центр, 1995 — 233 с.
  41. Е. А., Титова Г. В. Межпредметные связи в обучении. — Тула. 1980.-44 с.
  42. Е. Лазарев Д. Опыт ведения интегрированного курса естественных наук в школах Болгарии // Перспективы. 1986. — № 4. -С. 18−24.
  43. Государственный стандарт высшего профессионального образования. Требования к обязательному минимальному содержанию иуровню подготовки инженера по специальности «Пожарная безопасность». М, 2005.
  44. A.A., Холодков JLA. Педагогическая диагностика в высшей военной школе. Вестник Санкт-Петербургского института Государственной противопожарной службы МЧС России. — 2005. — № 4(11).
  45. Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа // Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С. 117−120.
  46. В.В. Методика военно-педагогического исследования.-М.:ВПА, 1976.- 64 с.
  47. H.JI. Подготовка педагогических кадров к комплексному использованию информационных и коммуникационных технологий. — Ярославль: Изд-во «Александр Рутман», 2005.- 71 с.
  48. В. А. Выпускная квалификационная работа специалистов по безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды / В. А. Девисилов // Безопасность жизнедеятельности. — N 12. — 2003. -с. 41−47.
  49. С.И. Особенности использования тестовых методик для контроля учебной деятельности студентов // Инновации в образовании.-2001.-№ 3.-С.84−94.
  50. Дик Ю.И., Пинский A.A., Усанов В. В. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. 1957. — № 9. — С. 42−47
  51. О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990. 189 с.
  52. О.Ю., Патеева Н. Е. Педагогическая диагностика в процессе изучения иностранных языков. // Вестник Санкт-Петербургского института Государственной противопожарной службы МЧС России. — 2006.-№ 4(15).
  53. JI.B. Основы педагогических технологий // Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С. 97−108.
  54. Л.В. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1990.-424 с.
  55. М.М. Креативная технология образования // Высшее образование в России. 1999. — № 3. — с. 101−104.
  56. Л.Я. Интегрированные предметы естественнонаучного цикла / Современная дидактика: теория практике / Под научной редакцией И. Я Лернера, И. К. Журавлёва. — М.: ИТП и МИО РАО. 1993. -с. 125−140.
  57. B.C. Квалиметрия уровней обученности // Стандарты и качество. 1999.-№ 1, — С.80−82.
  58. B.C. Когнитивная технология обучения студентов. — Ижевск: Шеп, 2002. 180 с.
  59. B.C. Технология обучения на основе когнитивной предметной квалиметрии // Проблемы теории и методики обучения. 1999. — № 4. — С. 8−11.
  60. Т.А. Формирование концепции педагогической технологии в современной дидактике за рубежом. М.: Знание, 1984. — С. 34−68.
  61. Т.В., Полянская Е. Е., Фабрикантова Е. В. Современные информационные технологии в обучении: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Мин-во образования и науки РФ- Оренбург, гос. пед. ун-т. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. — 92 с.
  62. Инновации в высшей технической школе России / Сб. ст. Вып.2. Современные технологии в инженерном образовании: М.: МАДИ (ГТУ), 2002. -503 с.
  63. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М.: Знание, 1981.- 96 с.
  64. B.C., Гарунов М. Г., Маркова H.A. Технологии обучения в системе научно-технического образования: Обзорная информация, в.З. М.: НИИВО, 1995. — 52 с.
  65. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.-М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
  66. .С. Информационное обеспечение непрерывного профессионального образования в университетском комплексе. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2004. — 267 с.
  67. В. Н. Курсовое и дипломное проектирование: учеб. пособие / В. Н. Карев, А. В. Ильин, Н. П. Лютов — Моск. гос. ун-т сервиса, Волгогр. фил. Волгоград: МГУС, Волгогр. фил., 2004. — 63 с.
  68. P.A. Рейтинг в вузе: Закономерное и случайное // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С. 66−77.
  69. Д.В. Общие методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Технология мяса и мясных продуктов»: Методические указания. Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2004. — 28 с.
  70. Г. И. Организация курсового проектирования по дисциплине «Основы проектирования режущих инструментов» / Г. И.
  71. Киреев //Компьютерные технологии в высшем образовании: тез. докл. науч.-метод.конф., 31 янв.-2 февр. Ульяновск: УлГТУ, 2000. — с.29−30
  72. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 223 с.
  73. К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе: дисс.. канд. пед. наук. 08.00.13 / К. Ю. Колесина. — Ростов-н/Д., 1995.-240 с.
  74. H.A. Алгоритмы и роботы. — М.: Энергоиздат, 2003. -341 с.
  75. P.E. Сжатие и поиск информации. М.: Радио и связь, 1989.- 167 с.
  76. В.И., Грушко И. М., Попов В. В. и др. Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов. М.: Высшая школа, 1989. -402 с.
  77. , Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования / Г. М. Коджаспирова — М.: Академия, 2008. — 350 с.
  78. И. М. Вовлечение студентов в научную работу через сквозное курсовое проектирование / И. М. Колганов // Современные технологии учебного процесса в вузе: тез. докл. науч.-метод. конф., 28−29 янв. Улья-новск, 2002. — с. 18−20.
  79. .В. Индивидуальное образование в развитии вузовского обучения // Международная конференция «Современные технологии обучения». СПб.: — 2005. — с.25.
  80. Компьютеры и познание. Сборник научных трудов. М: Наука.1990.-123 с.
  81. Компьютерная технология обучения: Словарь-справочник / Под редакцией В. Ю. Гриценко, A.M. Довгялло, А. Я. Савельева К.: «Наукова думка», 2002. — 366 с.
  82. В.М., Мордвинов В., Трифонов К. Психологическое обеспечение технологий образования // Высшее образование в России. -1998.-№ 2.-С. 34−41.
  83. А.Н. Технологический подход в обучении: эволюция основных понятий и особенности содержания // Химия в школе. 1993.-№ 5.-С. 20.
  84. И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учеб.-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К°, 2005. — 339 с.
  85. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. // Методы системного педагогического исследования.- Л.: ЛГУ, 1980.- 172 с.
  86. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя.- Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1985.- 32 с.
  87. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с.
  88. В.П., Найханов В. В., Овезов Б. Б., Роберт И. В., Кольцова Г. В., Юрасов В. Г. Информационные технологии в сфере образования. -М.: Янус-К, 2004.-248 с.
  89. Е. С. Моделирование: Учеб. пособие. Томск: Том. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2004.- 233 с.
  90. Ф.У. Информационно-поисковые системы: Пер. с англ. -М: «Мир», 2002. 308 с.
  91. Ларионов, В.В.' Методологические основы проблемно-ориентированного обучения физике в техническом университете. Монография / В. В. Ларионов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. 240 с.
  92. Ю.Н., Токарева B.C., Сухинина М. А. Эффективность образовательных технологий: проблемы и задачи / Обзорная информация. В.10. М.: НИИВО, 1999. — 64 с.
  93. В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. — М.: МГУ, 1989.-240 с.
  94. В.Я. Инновационное обучение и наука. М., изд-во РАН и НИИНИ, 1992.-263 с.
  95. В., Федоров И., Благовещенская М. Современные технологии в инженерном образовании // Высшее образование в России.-2003.-№ 3.-С. 117−123.
  96. М. Теория социального управления. -М, Мир, 1978.544 с.
  97. С.И. Информатизация образования: направления, средства, технологии: Пособие для системы повышения квалификации. — М.: Изд-во МЭИ, 2004. 179 с.
  98. Международная стандартная классификация образования (МСКО). Переработанная версия II. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, М, 1999.
  99. Международная стандартная классификация образования. МСКО-97/ЮНЕСКО, ноябрь 1997. BPE-98/WS/1.
  100. Методические указания по выполнению курсовой работы: компьютерная версия / Составитель: В. Ю. Шамин. 2-е изд., перер. -Челябинск: ЮУрГУ, 2005. — 22 с.
  101. В.Э. Информатизация образования как условие его модернизации. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. -464 с.
  102. Н.Г. Использование нетрадиционных педагогических технологий для реализации дифференцированного обучения. Автореферат диссертации на соискание ст. к.пед.н. Тюмень, 1997.-32 с.
  103. О.С. Интеграция как методическое явление // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2004−2005 учебный год. G index. htm -сайт ИД «Первое сентября" —
  104. Г. А. Образование как рабочее поле интеграции / Г. А. Монахова// Педагогика 1997.- № 5.- С. 52 — 55.
  105. К. Как построить свою экспертную систему. — М.: Энергоиздат, 1991, 214 с.
  106. В.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. М.: Наука. 1970. -204 с.
  107. В.Д. Об активизации учебной деятельности // Вестник высшей школы, 1983, N8, с. 31.
  108. В.В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования // Высшее образование в России. 1997. — № 1. — С. 34−44.
  109. В.Н., Кадамцева Г. Г., Пантелеев Е. Р., Тихонов А. И. Стратегия и тактика управления качеством образования — Иваново: 2003 fhttp://www.ispu.ru/library/lessons/qme/contents.html)
  110. О.П. Современные технологии обучения в вузе // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 45−50.
  111. Определения основных терминов дидактики высшей школы / Сост. Фокин Ю. Г. Обзорная информация НИИВО, вып. 4. М.: НИИВО, 1995.-60 с.
  112. Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. A.B. Петровского. М.: МГУ, 1986 304 с.
  113. Основы научной организации труда в ВУЗах. М, Военное издательство, 1979.- 230 с.
  114. C.B. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. — М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. 361 с.
  115. E.H., Митин А. И. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 217 с.
  116. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2005 г. № 4.
  117. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  118. П.И. Искусство преподавания.- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 211 с
  119. Плаус Скотт. Психология оценки и принятия решений, М., «ФилинЪ», 1998. с. 356.
  120. Положение о выпускных квалификационных работах по инженерным специальностям / Балт. гос. техн. ун-т «Военмех». — СПб.: БГТУ, 2000. 34 с.
  121. A.A. Новый подход к инженерному образованию: теория и практика открытого доступа к распределенным информационным и техническим ресурсам М.: Центр-Пресс, 2000. — 238 с
  122. Э.П. Особенности разработки и использования экспертных систем. «Искусственный интеллект». М.:. Радио и связь, с. 289.
  123. Проблемы информатизации высшей школы/ Гос. НИИ системной интеграции. М., 1995. Вып. 3
  124. Программированное обеспечение при курсовом проектировании по дисциплине «Передача и распределение электроэнергии» / А. JI. Плиско и др. // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2000. — N 1. — с. 54−56.
  125. Ю.А. Информационные и коммуникационные технологии в высшем гуманитарном образовании: Лабораторный практикум. Ч. I. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 112 с.
  126. Профессиональная педагогика. М.: Ассоциация «Проф. образование», 1999. — 904 с.
  127. В.Ф. «Математическая модель обучения» // Психологический журнал, -2004, т. 5, #4, с. 29.
  128. Проблемы информатизации высшей школы/ Гос. НИИ системной интеграции. М., 2005. Вып. 13.
  129. Психология и педагогика высшей школы. Под ред. Барабонщикова A.B. М.: Военное издательство. 1989. — с. 365.
  130. С. А. Применение ЭВМ в курсовом и дипломном проектировании дисциплины «Основания и фундаменты» / С. А. Пьянков // Современные технологии учебного процесса в вузе: тез. докл. науч.-метод. конф., 26−27янв. Ульяновск: УлГТУ, 2004. — с. 82−83.
  131. И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М: ИИО РАО, 2007. — 234 с.
  132. М. 3. Руководство по написанию курсовой работы: (практ. рекомендации) / М. 3. Родина, Н. П. Мышкина- Мордов. гуманитар. ин-т, Экон. фак. Саранск: Рузаевский печатник, 2002. — 30 с.
  133. .У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. -М.: МИФИ (ТУ), 1995 48 с.
  134. В.Н., Никитина Г. В. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. СПб, 2002. 186 с.
  135. У.К. Учителя и машины. Введение в теорию и практику программированного обучения. М.: Мир. 1968. 276 с.
  136. Н.И., Каракозов С. Д., Шуклин Д. А. Введение в теорию и практику информационно-образовательных систем. Учебное пособие. Часть 2. Система лабораторных работ. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. — 94 с.
  137. А .Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования в России // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 29−37.
  138. В.И. О диалектике элементов и структуре в объективном мире и познании. — М, Наука, 1962
  139. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  140. H.A., Татур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований к специальностям с высшим образованием: учебное пособие. М.: Иссл. центр, 1991. — 61 с.
  141. Ю.Н. Интеграция содержания профессионального образования / Ю. Н. Семин // Педагогика 2001.- № 2. — С. 20 — 25
  142. Н. О содержании курса «Технологии обучения естествознанию» // Высшее образование в России. -1997. -№ 2. -С. 97−100.
  143. Г. Н. Качество подготовки специалистов в вузах и оптимизация обучения. Челябинск: ЧПИ. 1982. — 241 с.
  144. В.В. Личностный подход в образовании. Концепция и технологии.- Волгоград: ВШУ, 1994.- 149 с.
  145. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика. 1986. — 151 с.
  146. . Обучающие машины. В кн.: Столаров Л. М. Обучение с помощью машин. М.: Мир, 1985.
  147. И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России. СПб, 1994.
  148. В.А., Исаев И. Т., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика.- М.: Пресс, 1997, — 512 с.
  149. С.Д. Технологии в образовании // Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С. 109−112-. Еще раз о технологиях обучения // Ibid. — 2000.-№ 6. — С. 113−119.
  150. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 271 с.
  151. Совершенствование теории и методики обучения физике в системе непрерывного образования / Сб. тр. II Межвузовской науч.- практ. конф. Тамбов: ТГУ, 1998. — 100 с.
  152. A.B. Об эффективности информационных технологий // Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С. 100−106- Ibid. — 2000. — № З.-С. 116−120.
  153. Р.Л. Когнитивная психология. Пер. с англ. — М.: Тривола, 1996. — 600 с.
  154. Субъектное становление специалиста как цель профессионального воспитания студентов вуза. // Материалы Второй межрегион, науч.-методич. конф. 16−17 апр. 2002 г. Воронеж, 2002. С. 3942.
  155. В.Г. Прогностическое моделирование и мониторинг региональной системы образования. — М.: Информатика и образование, 2001. 208 с.
  156. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: МГУ, 1969. — 134 с.
  157. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М.: Знание, 1983. с. 3−37.
  158. С.Н., Анашечкин А. Д., Шевченко И. П. Кафедра автоматики и сетевых технологий. Методические рекомендации по дипломному проектированию. / Под общей ред. B.C. Артамонова СПб.: СПб университет ГПС МЧС России, 2008. — 70 с.
  159. А.Н., Иванников А. Д. Информатизация российского образования и общества в целом // Международное сотрудничество. 1997. — № 4. — С. 1−3.
  160. Л.С., Проходимцева Е. М., Михайлов В. А. Особенности формирования личности специалистов в системе пожарно-технического образования. // Вестник Санкт-Петербургского института Государственной противопожарной службы МЧС России. 2006. — № 1(12).
  161. П. Избранные труды по методологии науки. М.: Знание, 1986.-304 с.
  162. В. Интеграция: дань моде или реальная потребность? // Учительская газета. 1998. — № 3. — С. 6−7.
  163. X. Мотивация и деятельность. М.: 1986. — с. 341.
  164. А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: МГУ, 2003. — 416 с.
  165. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. — 152 с.
  166. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.320 с.
  167. С., Меллор С. Объектно-ориентированный анализ: моделирование мира в состояниях. Киев, «Диалектика», — 1993. с. 311.
  168. А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.-200 с.
  169. В.А. Обучение как процесс управления. Л.: ЛГУ, 1988.160 с.
  170. The Advisory Unit Microtechnology in Education: Education, Research, Development, Consultancy. Catalogue. Hatfield, ALIO 8AU, U.K., 1988, 1990.
  171. Bloom B.S. Handbook on formative and summative evaluation of Students Learning. N.-Y.: McGrow-Hill, 1971.-923 p.
  172. Bridgman P.W. The Logic of Modern Physics. N.-Y., 1958.- 228 p.
  173. De Bone E. The direct Teaching of thinking as a skill // Phi-Delta Kappa. 1983. — V.64. — P. 703−708.
  174. The Multimedia Encyclopedia of Mammalian Biology. New integrated, interactive learning is a reality. Attica cybernetics. Ibis, Department of Life Science, The University, Nottingham. BBC Natural History Unit. UK.
  175. TopClass Technology / TopClass Curriculum 'A' Level Mathematics Computer assisted learning modules. For IBM PC, PS/2 and Compatibles- TopClass the cosplete GC SE Mathematics Curriculum covered in 9 packs. Derby.: TopClass Technology Limitted.
  176. Working with others to develop and promote effective learning. The Scottish Council for Educational Technology. Resource Centre, SCET 74 Victoria Crescent Road, Closgow G12 9JN, UK.
  177. Zuck, Roy B. and Gets, Gene A., (ed), Adult Education in the Church, (Chicago: Moody Press, 1974).
Заполнить форму текущей работой