Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие инструментария управления конкурентоспособностью предприятий сферы услуг строительного дизайна

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложена методика оценки уровня конкурентоспособности предприятий сферы услуг строительного дизайна, адаптированная к применению в условиях мониторинга конкурентоспособности (посредством использования гипотетической базы сравнения) и предполагающая определение интегрального показателя конкурентоспособности предприятия на основе пяти комплексных показателей оценки: по группам… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ
    • 1. 1. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг и аналитический инструментарий в управлении конкурентоспособностью
    • 1. 2. Построение концептуальной модели анализа конкурентоспособности предприятий сферы услуг
  • 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ СФЕРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА УСЛУГ СТРОИТЕЛЬНОГО ДИЗАЙНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Специфика услуг строительного дизайна
    • 2. 2. Анализ конкурентной структуры регионального рынка услуг строительного дизайна в контексте выявления источников формирования конкурентных преимуществ предприятий
  • 3. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ СТРОИТЕЛЬНОГО ДИЗАЙНА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
    • 3. 1. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятий сферы услуг
    • 3. 2. Формирование системы показателей конкурентоспособности предприятия сферы услуг строительного дизайна
    • 3. 3. Построение методики оценки конкурентоспособности предприятия, ее апробация и результаты на примере игроков рынка услуг строительного дизайна Ростовской области

Развитие инструментария управления конкурентоспособностью предприятий сферы услуг строительного дизайна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сфера услуг относится сегодня к числу наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Повышение конкурентоспособности отечественных предприятий услуг в условиях посткризисной экономики России является одним из важнейших направлений снижения социальной напряженности и обеспечения экономической безопасности страны. Актуальность данной проблемы возрастает в преддверие вступления Российской Федерации в ВТО.

Для адаптирования отечественного бизнеса к условиям ужесточения конкуренции на рынках услуг необходимо создание адекватного механизма управления конкурентоспособностью на микроуровне экономики, поиск новых, приспособленных к условиям рыночной среды инструментальных средств обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг.

В системе формирования конкурентоспособности предприятий сферы услуг определяющая роль принадлежит аналитической составляющей процесса управления конкурентоспособностью. Только на основе глубокого анализа конкурентной среды отраслевых рынков услуг, мониторинга конкурентоспособности предприятий можно получить достоверную оценку уровня конкурентоспособности предприятий и оказываемых ими услуг и выработать наиболее целесообразную стратегию обеспечения конкурентоспособности предприятий.

Особую актуальность эти вопросы приобретают для предприятий, функционирующих в относительно новых или существенно обновляющихся сферах бизнеса, к числу которых в Российской Федерации относится сфера услуг строительного дизайна. Услуги строительного дизайна во многом способствуют повышению качества строительной продукции, обеспечению современного облика архитектурной среды. В нашей стране данная сфера услуг только формируется, в ее развитии возникает много проблем, требующих научного осмысления и создания действенного механизма обеспечения конкурентоспособности предприятий.

Степень разработанности проблемы. Теоретические основы и практико-прикладные результаты исследования проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий вообще и в сфере услуг, в частности, изложены в трудах Г. Л. Азоева, И. Ансоффа, Ю. Т. Бубнова, З. В. Вдовенко, A.A. Воронова, A.A. Демченко, Д. А. Еделева, Ю. Я. Еленевой, Т. П. Елисеевой, П. С. Завьялова, Е. А. Курносовой, М. Портера, М. В. Сероштан, A.A. Татуева, Р. В. Черняевой, P.A. Фатхутдинова, В. В. Царева, А. Ю. Юданова и др.

Исследованию аналитических аспектов в управлении конкурентоспособностью и, в частности, вопросам оценки уровня конкурентоспособности предприятий посвящены работы A.B. Березкиной, H.A. Бреславцевой, Д. С. Воронова, Д. А. Егорова, Г. О. Тащияна, О. В. Кравченко, Т. Е. Крымовой, Е. Ю. Кузнецовой, И. Максимовой, Д. А. Мильгром, А. Г. Окуневой, М. Портера, Т. Д. Поповой, A.A. Радина, О. И. Радиной, Е. В. Тереховой, Х. А. Фасхиева и др.

Несмотря на достаточно широкую разработанность проблемы конкурентоспособности предприятия в современной экономической литературе, отсутствует целостная концепция анализа конкурентоспособности, охватывающая все направления конкурентного анализа, основанная на вовлечении в данный процесс как самих предприятий, так и отраслевых профессиональных объединений. Недостаточная разработанность концептуальных и методологических подходов к анализу конкурентоспособности предприятия, необходимость учета отраслевой специфики предприятий услуг в процессе анализа конкурентоспособности обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений в области анализа конкурентоспособности предприятий сферы услуг строительного дизайна.

Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие основные задачи, отражающие логику и структуру исследования:

— конкретизировать содержание анализа конкурентоспособности предприятий сферы услуг, как одного из этапов процесса управления конкурентоспособностью;

— рассмотреть особенности, состав компонентов и основные характеристики сферы услуг строительного дизайна;

— провести анализ конкурентной структуры регионального рынка услуг строительного дизайна Ростовской области и определить привлекательность конкурентной среды этого рынка;

— выявить ключевые факторы конкурентоспособности предприятий сферы услуг строительного дизайна;

— разработать методику оценки конкурентоспособности предприятий сферы услуг строительного дизайна и апробировать ее на примере предприятий Ростовской области.

Объектом исследования являются предприятия сферы услуг строительного дизайна. Прикладные вопросы исследования рассмотрены применительно к сфере услуг строительного дизайна Ростовской области.

Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, отражающие специфику процесса анализа конкурентоспособности предприятий сферы услуг строительного дизайна, осуществляемого в рамках системы управления конкурентоспособностью.

Соответствие темы диссертационного исследования требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Исследование выполнено в соответствии с п. 1.6.109. «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка» и п. 1.6.123 «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг» Паспорта специальностей ВАК РФ по экономическим наукам 08.00.05. — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг).

Теоретическая и эмпирическая база исследования. Теоретической и методологической базой явились фундаментальные положения теории конкурентоспособности, работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме управления конкурентоспособностью предприятия, в частности, анализа и мониторинга конкурентоспособности.

Информационно-документальной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, регулирующие различные аспекты функционирования сферы услуг строительного дизайнауказы Президента России, постановления Правительства РФ и Ростовской областиданные Федеральной службы государственной статистикиматериалы, размещенные в сети Интернетпервичная информация о деятельности хозяйствующих субъектов рынка услуг строительного дизайна Ростовской области, а также результаты, полученные автором в ходе настоящего исследования и внедренческой деятельности.

Методы исследования. Исследования проводились с использованием экономико-статистических (наблюдение, сводка, группировка, табличный, графический), абстрактно-логических методов, методов экспертных оценок, расчет-но-аналитических, графо-аналитических и других методов.

Научная новизна исследования заключается в научном обосновании ряда теоретических и методических положений, направленных на совершенствование процесса анализа конкурентоспособности предприятий сферы услуг строительного дизайна.

Наиболее существенные положения, характеризующие научную новизну, состоят в следующем:

— теоретически обоснована концептуальная модель анализа конкурентоспособности предприятия сферы услуг, позволяющая обеспечить комплексность процессу анализа и включающая три блока: анализ конкурентной среды отраслевого рынка услуг, стратегический конкурентный анализ отраслевого рынка услуг, мониторинг конкурентоспособности предприятия на целевых рынках услуг, с выделением основных компонентов анализа в каждом из трех блоков и определением типового содержания аналитической работы в рамках выделенных компонентов анализа;

— установлено на основе уточнения структуры сектора строительного дизайна как вида экономической деятельности, что в нем превалирует сфера услуг дизайна, для которой конкретизирован состав компонентов, что позволило выделить шесть групп услуг дизайна: услуги дизайна строительных материалов и конструкций, услуги дизайна строительной техники, дизайна интерьера, архитектурного дизайна, городского дизайна, ландшафтного дизайна;

— предложена модифицированная модель конкурентных сил для исследования конкурентной структуры отраслевого рынка, включающая силу поставщиков, силу потребителей, угрозу появления новых конкурентов, угрозу появления услуг-заменителей, характер конкурентного взаимодействия отраслевых фирм, на основе которой выявлен характер конкурентной среды регионального рынка услуг строительного дизайна Ростовской области, что позволило установить высокую степень привлекательности для развития бизнеса в данной сфере услуг;

— выявлены ключевые факторы конкурентоспособности предприятий сферы услуг строительного дизайна на основе исследования отраслевой конкурентной среды, что позволило сформировать систему единичных показателей оценки конкурентоспособности предприятий данной сферы по трем группам параметров: организационно-производственные, маркетинговые, параметры конкурентоспособности персоналаи определить относительные веса важности показателей оценки в рамках каждой группы параметров;

— предложена методика оценки уровня конкурентоспособности предприятий сферы услуг строительного дизайна, адаптированная к применению в условиях мониторинга конкурентоспособности (посредством использования гипотетической базы сравнения) и предполагающая определение интегрального показателя конкурентоспособности предприятия на основе пяти комплексных показателей оценки: по группам организационно-производственных, финансовых, маркетинговых параметров, а также параметров конкурентоспособности услуг и персонала предприятия, при этом предусмотрено использование аддитивного оператора агрегирования единичных показателей конкурентоспособности в комплексные, а комплексных — в интегральный показатель, что позволит повысить точность оценки на основе более полного учета отраслевой специфики.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования обусловлена развитием теории конкуренции и конкурентоспособности в части разработки теоретико-методических рекомендаций по проведению анализа конкурентоспособности предприятия как одного из наиболее ответственных этапов управления конкурентоспособностью, а также конструирования методики оценки конкурентоспособности предприятия, адаптированной к условиям мониторинга и отражающей специфику сферы услуг строительного дизайна.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в диссертации результаты могут быть использованы государственными органами управления, отраслевыми профессиональными объединениями при разработке целевых программ и проектов развития сферы услуг строительного дизайна, повышения конкурентоспособности дизайн-услуг в регионе.

Результаты диссертационного исследования нашли применение в учебном процессе при изучении дисциплин «Стратегический менеджмент», «Экономика отрасли», «Управление конкурентоспособностью фирмы», «Менеджмент в сфере услуг».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации докладывались автором на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях (гг. Москва, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Нальчик, Кисловодск, Шахты), в 2009;2011гг.

Отдельные положения диссертационной работы внедрены в практику деятельности Ростовского областного отделения общественной организации «Союз Дизайнеров России», а также предприятий услуг строительного дизайна Ростовской области.

Публикации. По теме исследования опубликовано 11 научных работ, общим объемом 3,6 п.л. (доля автора 3,4 п.л.).

Структура и объем работы. Диссертация, объемом 187 страниц состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, общим объемом 158 наименований, 4 приложенийсодержит 24 таблиц, 27 рисунков.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Анализ конкурентоспособности предприятия является важнейшим этапом процесса управления конкурентоспособностью. Результаты анализа позволяют вскрыть резервы роста конкурентоспособности и сформировать ключевые направления обеспечения требуемого уровня конкурентоспособности предприятия. Логика изучения аналитической компоненты в управлении конкурентоспособностью предприятия определила последовательность ряда задач, решение которых и есть результат диссертационного исследования.

В результате исследования получены определенные выводы.

1. Процесс анализа конкурентоспособности предприятий сферы услуг является многокомпонентным, в частности, было выделено три компонента анализа: анализ конкурентной среды отраслевого рынка, стратегический конкурентный анализ отраслевого рынка, мониторинг конкурентоспособности предприятия на целевых рынках услуг. Обособление отдельных аналитических компонентов обусловлено как периодичностью выполняемой аналитической работы, так и степенью масштабности охвата отраслевого рынка. В частности, анализ конкурентной среды и стратегический конкурентный анализ выполняются для всего отраслевого рынка услуг. Мониторинг конкурентоспособности предприятия выполняется только в рамках целевых рынков услуг рассматриваемого предприятия. Анализ конкурентной среды отраслевого рынка услуг нами рекомендуется проводить с периодичностью в три-пять лет. Интервал проведения стратегического конкурентного анализа отраслевого рынка составляет порядка двух-трех лет. Мониторинг конкурентоспособности предприятия должен производиться постоянно, отслеживая основные изменения на обслуживаемых предприятием целевых рынках услуг.

2. Построена концептуальная модель анализа конкурентоспособности предприятия, включающая три выделенных компонента анализа и раскрывающая их составные элементы с наполнением каждого элемента типовым содержанием и конкретными рекомендациями по выполнению аналитической работы применительно к условиям функционирования предприятий сферы услуг. В частности, анализ конкурентной среды отраслевого рынка включает три составляющие: обзор ситуации на отраслевом рынке и основных тенденций его развития, анализ конкурентной структуры отраслевого рынка, анализ детерминантов конкурентных преимуществ отрасли. Стратегический конкурентный анализ отраслевого рынка реализуется также в рамках трех составляющих элементов анализа: стратегическое сегментирование конкурентов на отраслевом рынке, анализ ключевых факторов успеха отрасли, выявление движущих сил развития отрасли. Мониторинг конкурентоспособности предприятия на целевых рынках услуг включает девять основных элементов: определение целевых рынков услуг предприятия, выявление перечня основных конкурентов предприятия на рынке, анализ интенсивности конкуренции на рынке, построение конкурентной карты рынка, мониторинг сильных и слабых сторон конкурентов, мониторинг сильных и слабых сторон предприятия, оценка уровня конкурентоспособности предприятия по отношению к основным конкурентам и изучение его динамики, выявление уровня конкурентного отрыва или отставания по основным факторам конкурентоспособности предприятия, прогнозирование состояния конкурентной среды ближнего конкурентного окружения предприятия.

Апробация отдельных направлений анализа в рамках построенной концептуальной модели конкурентоспособности предприятия выполнена на примере сферы услуг строительного дизайна применительно к условиям регионального рынка услуг Ростовской области. В частности, выполнен анализ конкурентной структуры отраслевого рынка услуг строительного дизайна, представлен общий обзор ситуации в этой сфере услуг, построена методика оценки конкурентоспособности предприятий данной сферы с апробацией на примере хозяйствующих субъектов Ростовской области.

3. Представлена обновленная структура сферы строительного дизайна как вида экономической деятельности и ее составной части — сферы услуг строительного дизайна. К сфере строительного дизайна относят услуги дизайна интерьера, архитектурного дизайна, городского дизайна, ландшафтного дизайна.

Между тем, работы в области строительного дизайна могут выполняться структурными подразделениями промышленных и архитектурно-строительных предприятий для собственных нужд, а не в порядке оказания услуг на сторону. В этой части деятельность в области строительного дизайна не относится к сфере услуг строительного дизайна.

На наш взгляд, строительный дизайн кроме перечисленных выше элементов должен включать также компоненты, традиционно относимые к промышленному дизайну, но имеющие прямое отношение к строительной сфере. Речь идет о дизайне продукции промышленности строительных материалов, а также о дизайне средств труда в строительстве (строительная техника и оборудование, организация строительных площадок и т. п.). Несмотря на то, что зачастую такая дизайнерская работа осуществляется подразделениями этих предприятий, в сфере дизайна данной продукции работают и специализированные фирмы инжиниринговых услуг, которые, наряду с инженерно-консультационными услугами, на высоком профессиональном уровне оказывают дизайнерские услуги.

Следовательно, сфера услуг строительного дизайна не ограничивается ди-зайном-интерьера, архитектурным, городским и ландшафтным дизайном. Ее состав целесообразно расширить еще двумя компонентами: услугами дизайна строительных материалов и конструкций, услугами дизайна строительной техники.

4. Обзор ситуации в сфере услуг строительного дизайна Ростовской области показал, что данная сфера бизнеса активно развивается, в докризисный период отмечался постоянный рост числа субъектов рынка услуг строительного дизайна области. Поскольку эта сфера бизнеса в Российской Федерации является относительно молодой, в качестве игроков рынка выступают многочисленные субъекты малого бизнеса. Только на рынке услуг строительного дизайна Ростовской области присутствует более 100 хозяйствующих субъектов.

Потребителями услуг предприятий строительного дизайна являются личные домохозяйства и корпоративные клиенты. Муниципальные учреждения заказывают услуги в области городского дизайна. В связи с финансовым кризисом темпы роста рынка несколько снизились. Однако сегмент частных заказчиков продолжает предъявлять достаточно устойчивый спрос, поскольку рассматривает вложение средств в ремонт и строительство жилищ как один из наиболее надежных способов сохранения капитала от негативных последствий финансового кризиса. Наибольшая доля на рынке услуг строительного дизайна принадлежит именно сегменту физических лиц. На степень привлекательности и прибыльности сферы услуг строительного дизайна отрицательное влияние оказывает чувствительность потребителей к ценам. Корпоративные клиенты менее чувствительны к цене дизайн-услуг.

Уровень специализации субъектов рынка достаточно высокий. Лишь небольшое число игроков рынка оказывает широкий спектр услуг строительного дизайна. Среди дизайн-услуг явным лидером выступает дизайн-интерьера. Предприятия услуг строительного дизайна достаточно хорошо интегрированы «вверх» в порядке вертикальной диверсификации бизнеса. Помимо дизайн-услуг, они оказывают целый спектр сопутствующих услуг: от архитектурного проектирования до отделки «под ключ». Такая мобильность предприятий услуг строительного дизайна «вверх» позволяет им получить дополнительные конкурентные преимущества, обеспечивающие успех в конкурентной борьбе.

В сфере услуг строительного дизайна проявляется неценовая конкуренция, поскольку дизайн-услуги имеют высокий уровень дифференциации. Большое значение на данном рынке услуг имеет имидж предприятия.

5. Анализ конкурентной структуры сферы услуг строительного дизайна выполнен на примере условий регионального рынка Ростовской области с использованием модифицированной модели конкурентных сил, включающей пять конкурентных сил: сила поставщиков, сила потребителей, характер конкурентного взаимодействия отраслевых фирм, угроза появления новых конкурентов, угроза появления услуг-заменителей. Анализ конкурентной структуры показал, что конкурентные силы в целом благоприятно влияют на конкурентную структуру сферы услуг строительного дизайна области (средняя оценка «+2,4» по шкале [-4-+4]). Конкурентная сила «угроза появления новых конкурентов» обеспечивает «удовлетворительное» отрицательное влияние на конкурентную структуру данной сферы услуг. По остальным четырем силам выявлен «очень высокий уровень» положительного влияния. Все это свидетельствует о достаточно высокой степени привлекательности сферы услуг строительного дизайна и перспективности развития данного бизнеса в Ростовской области и в целом в России.

6. Сформирована система единичных показателей конкурентоспособности предприятия с учетом специфики деятельности предприятий сферы услуг строительного дизайна, и выявлены ключевые факторы конкурентоспособности по четырем группам параметров оценки, для каждого из которых установлены относительные веса их влияния на уровень конкурентоспособности предприятия в целом.

7. Построена методика оценки уровня конкурентоспособности предприятий сферы услуг строительного дизайна, приспособленная к использованию в условиях мониторинга конкурентоспособности посредством формирования «гипотетической базы сравнения», включающей лучшие значения факторов конкурентоспособности по всей совокупности анализируемых предприятий-конкурентов. Методика предполагает определение интегрального показателя конкурентоспособности предприятия на основе агрегирования значений комплексных показателей конкурентоспособности по пяти группам параметров оценки: организационно-производственных, финансовых, маркетинговых параметров, а также параметров конкурентоспособности услуг и персонала предприятия. Для расчета комплексных показателей конкурентоспособности и интегрального показателя использован аддитивный оператор агрегирования, предусматривающий линейную свертку показателей оценки. Интегральный показатель уровня конкурентоспособности предприятия находится в пределах от нуля до десяти, поскольку для процедуры нормирования показателей оценки выбрана 10-ти балльная шкала.

Разработанная методика оценки уровня конкурентоспособности предприятий сферы услуг строительного дизайна прошла апробацию на примере хозяйствующих субъектов рынка услуг строительного дизайна г. Ростова-на-Дону.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О саморегулируемых организациях» № ФЭ-315 от 01.12.2007 (принят Государственной Думой 16 ноября 2007 г.).
  2. Федеральный закон Российской Федерации № 135-ФЭ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г.
  3. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 292 001 (КДЕС Ред. 1) (принят Постановлением Госстандарта Российской Федерации № 454-ст от 06 ноября 2001 г.).
  4. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» / А. Б. Агапов М.: «Статут», 2000. — 248 с.
  5. Н.Г. Справочник по конкуренции и конкурентоспособности /Н.Г. Агеева. Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2002. — 120 с.
  6. Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А.П. Челенков-
  7. Гос. ун-т упр., Национальный фонд подготовки кадров. М.: Новости, 2000. -254 с.
  8. В.А. Россия в глобализирующейся мировой экономике / В. А. Алешин, А. Ю. Архипов, Е. М. Мартишин, Е. В. Фомичева // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. — Том 4.- № 3. -С. 150−157.
  9. А. Б. Методические основы оценки и управления конкурентоспособностью предприятия сферы услуг: автореферат дис.. канд. наук: / А. Б. Алиев- спец. 08.00.05. Махачкала, 2006. — 23 с.
  10. А.У. Управление системой потребительских организаций сферыуслуг: Монография / А. У. Альбеков, И. У. Шахгираев.- РГЭУ «РИНХ» -Ростов-н/Д, 2006. 132с.
  11. В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Маркетинг. 2004. — № 2.
  12. Архитектурный дизайн: словарь-справочник / под общ. ред. Е.С. Агранович-Пономаревой. Ростов-н/Д: Феникс, 2009. — 342 с.
  13. М. Теоретические модели конкурентоспособности /М. Ахматова, Е. Попов //Маркетинг. 2003. — № 4 (71). — С. 25−38.
  14. Г. Л. Маркетинг /Г.Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн- Под общ. ред. Г. Л. Багиева. М.: ОАО Издательство «Экономика», 1999. — 703 с.
  15. М. И. Особенности развития современного рынка услуг как ключевой составляющей социальной сферы: монография / М. И. Бархатов. СПб., 2008. 96 с.
  16. О. Н. Реализация поведенческого подхода к управлению конкурентоспособностью предприятий сферы услуг: автореферат дис.. канд. наук: 08.00.05 / О. Н Барыгина.- спец. 08.00.05. Тольятти, 2009. — 23 с.
  17. М. Д. Методика оценки конкурентоспособности услуг розничной торговли: научное издание / М. Д. Белецкий. М: Информ.-внедренческий центр «Маркетинг», 2009. 19 с.
  18. A.B. Концептуальные основы мониторинга конкурентной среды // Маркетинг. № 1 (80). — 2005. — С. 51 — 59.
  19. С. В. Бенчмаркинг в сфере услуг: монография / С. В. Богданов и др. Шахты: ЮРГУЭС, 2009. — 95с.
  20. , Д. А. Анализ и прогнозирование затрат организаций, оказывающих интеллектуальные услуги: дис.. канд. наук: Д.А. Борисочкин- спец. 08.00.12. М., 2009. — 192 с.
  21. . Развитие сферы услуг и экономический рост / Б. Бреев. М.: Экономика, 2002. 176с.
  22. Ю.Т. Методология оценки и формирования конкурентоспособного потенциала промышленного предприятия на примере машиностроительного комплекса Самарской области: Дис.. д-ра наук /Ю.Т. Бубнов- спец. 08.00.05. Саранск, 2000. — 352 с.
  23. В. Обзор: Дизайнерские и архитектурные мастерские / В. Вертий, П. Новиков, Е. Яковлева // Деловой квартал. 2007. — № 25(60). — С. 16−25.
  24. З.В. Управление конкурентоспособностью химико-фармацевтических предприятий: Монография /З.В. Вдовенко, В.А. Шаба-шев. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 2001. — 172 с.
  25. Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 1 / Н. В. Воронов. М.: «Союз дизайнеров России», 2001. — 424 с.
  26. А.А. Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции: Монография /А.А. Воронов. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. — 230 с.
  27. А. Проблема конкурентоспособности и пути ее решения /А. Воронов //Маркетинг инструмент конкуренции //Маркетинг: Спец. вып. № 15.- М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2002. 128 с. -С. 90−94.
  28. Д.С. Оценка, анализ и выявление путей повышения конкурентоспособности предприятий: Дис.. канд. наук /Д.С. Воронов- спец. 08.00.05.- Екатеренбург, 2002. 145 с.
  29. А. Стратегия повышения конкурентоспособности региона /А. Воротников // Экономические стратегии: 2001. — ЗИМА (05−06). — С. 144 146.
  30. Т.А. Маркетинговое управление / Т. А. Гайдаенко. М.: Экспо, 2008.-512 с.
  31. .И. Экономический анализ рынка платных услуг в сфере бытового обслуживания региона: Монография / Б. И. Герасимов, Л. Г. Гурова. -Издательство ТГТУ, 2004. 164 с.
  32. B.JT. Дизайн как он есть / B.JI. Глазычев. Москва: Европа, 2006. -316 с.
  33. Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе /Е.П. Голубков //Маркетинг в России и за рубежом. 1999. -№ 2.-С. 27−43.
  34. A.A. Управление конкурентоспособностью предприятия отраслевого комплекса: Монография /A.A. Демченко, Э. Н. Кузьботиев. Курск.: Курский государственный технологический университет, 2002. — 134 с.
  35. О.Н. Влияние человеческого фактора на эффективность деятельности предприятий сферы услуг: Дис. канд. экон. наук / О.Н. Демчук- спец. 08.00.01. Челябинск, 2004. — 166 с.
  36. JI. JI. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг: монография / Духовная JI. JI. и др. М.: Альтекс, 2008 217 с.
  37. Л.Г. Экспертные оценки в управлении /Л.Г. Евланов, В. А. Кутузов. -М.: Экономика, 1978.-250 с.
  38. Д.А. Оценка конкурентоспособности промышленных предприятий на основе комплексно-комбинированного подхода: Дис.. канд. наук /Д.А. Егоров- спец.08.00.05. М., 2003. — 182 с.
  39. Д.А. Научные и организационно-экономические аспекты генезиса, формирования и развития сферы услуг: монография /Д.А. Еделев и др.- под ред. д.э.н., проф. A.M. Малинина- ГОУ ВПО «ЮРГУЭС». Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. — 176 с.
  40. Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. М.: «Янус-К», 2001. — 296 с.
  41. В. И. Рынок услуг в инновационной экономике: особенности и перспективы развития: монография / В. И. Ерошин и др. М: Интеграция, 2009. -361 с.
  42. П. Конкурентоспособность и маркетинг / Росс. экон. журнал. -2005 -№ 12.
  43. В. И. Развитие регионального дизайна в условиях перехода к инновационной экономике. Опыт разработки и реализации проекта «Донской дизайн»: монография / В. И. Замшин. Ростов-на-Дону, 2006. 96 с.
  44. Е. А., Маркетинговая оценка конкурентоспособности предприятия: монография / Зайцева Е. А., В. И. Песков, Д.В. Песков- Нижний Новгород: 2007. 142 с.
  45. В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий /В.И. Захарченко //Машиностроитель. 1999. — № 11. — С. 13−17.
  46. Е. М. Конкурентоспособность предприятий на рынке пассажирских автотранспортных услуг: автореферат дис.. канд. наук: / Е. М.- Звягина- спец. 08.00.05. Санкт-Петербург, 2008. — 19 с.
  47. В.Ю. Методика оценки конкурентоспособности промышленных предприятий (на примере автомобильной промышленности): Дис.. канд. наук /В.Ю. Зудин- спец. 08.00.05. Казань, 2003. — 199 с.
  48. Г. М. Дизайн-центры в инфраструктуре дизайна промышленно развитых стран / Г. М. Исайкина // ДизайнРевю. 2006. — № 3−4. — С.24−27.
  49. А.Н. Стратегическое управление развитием крупного промышленного предприятия / Дис.. канд. экон. наук / А. Н. Карайчев: спец. 08.00.05 экономика и управление народным хозяйством, 08.00.01 — Экономическая теория: М., 2005. — 146 с.
  50. В. И. Моделирование устойчивого развития промышленных предприятий на основе регулирования тарифов на услуги естественных и локальных монополий: дис.. канд. наук / В. И. Кашин- спец. 08.00.05. -Ижевск, 2010. -201 с
  51. Е.В. Влияние конкурентоспособности на повышение эффективности деятельности предприятий сферы услуг: Дис.. канд. наук / Е.В. Келарева- спец. 08.00.05 сфера услуг. — Тольятти, 2006.
  52. Е.И. Стратегические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия: логистический подход: Дис.. канд. экон. наук / Е.И. Козлова- спец. 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством: логистика. — Ростов-на-Дону, 2009 — 179 с.
  53. О.В. Состояние и развитие малого бизнеса в сфере услуг: дисс. канд. наук: / О.В. Конева- спец. 08.00.05. Красноярск, 2006.
  54. Т.Е. Совершенствование методов анализа и оценки конкурентоспособности предприятия: Дис.. канд. наук /Т.Е. Крымова- спец. 08.00.05. -СПб., 2002.-130 с.
  55. Е.И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства: монография / Е. И. Кузнецова М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.-383с.
  56. Е.А. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг на основе формирования инновационного поведения: Дис.. канд. наук / Е.А. Курносова- спец. 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством. -Тольятти, 2009. — 177 с.
  57. А. В. Методические и организационные вопросы оценки конкурентоспособности: на примере промышленных и экономических объектов: автореферат дис.. канд. наук: / А. В.-Лазарев- спец. 05.02.22. -М., 2007. 27с.
  58. Н.Г. Конкурентоспособность угледобывающих предприятий и пути ее повышения (на примере ОАО «УК «Ленинску го ль»): Автореф. дис. канд. экон. наук /Н.Г. Лобойко- спец. 08.00.05. Кемерово, 1999. — 24 с.
  59. Е. И., Управление конкурентоспособностью: монография / Е. И Мазилкина, Г. Г. Паничкина: М.: Омега-Л, 2007. — 323 с.
  60. Мак-Дональд М. Сфера услуг. Полное пошаговое руководство по маркетинговому планированию / М. Мак-Дональд, Э. Пэйн- пер. с англ. А.Н. На-зайкина- под ред. С. М. Кировой. М.: Эксмо, 2009. — 448 с.
  61. В. В. Новая экономика: интеграция рынков финансовых и инфо-коммуникационных услуг: монография / В. В. Макаров и др. М.: ПИК ВИНИТИ, 2009: 223 с.
  62. И. Оценка конкурентоспособности предприятия /И. Максимова // Маркетинг. 1996. — № 3. — С. 33−40.
  63. С.В. Основы конкурентоспособности предприятий /С.В. Мам-бетшаев. М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. — 312 с.
  64. В.Д. Стратегический менеджмент /В.Д. Маркова, С. А. Кузнецова.- М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004. 288 с.
  65. Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий //Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 2. — С. 44−57.
  66. С.М. История дизайна / С. М. Михайлов, A.C. Михайлова. М.: Союз Дизайнеров России, 2004. — 289 с.
  67. Г. С. Экономика отрасли ГГ.С. Михалев. Красноярск.: Изд-во Сиб. аэрокосм. акад. им. М. Ф. Решетнева, 2001. — 122 с.
  68. Н.К. Международный маркетинг. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.-320 с.
  69. Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Н. К. Моисеева, Ю. П. Анискин М.: Внешторгиздат, 2003.-304 с.
  70. В.М. Методы и методика оценки конкурентоспособности машиностроительных предприятий /В.М. Мишин, Д. А. Егоров //Машиностроитель. -2003.-№ 8.-С. 5−9.
  71. Т. В. Формирование оценки корпоративной конкурентоспособности хозяйствующих субъектов региона: монография / Т. В. Миролюбова, О. В. Корабельник- Пермь: 2008. 240 с.
  72. В. И. Конкурентоспособность компаний в сфере транспортно-логистических услуг: научное издание / В. И. Моргунов, Ю. А. Максимова.- М: Информ.-внедренческий центр «Маркетинг», 2010. 55 с.
  73. А. В., Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия / А. В. Новикова, В. М. Панченко- Брянск: 2007. 222 с.
  74. И.Е. Специфика дизайна как современного средства проектирования социокультурного пространства: Автореферат дисс. канд. наук: / И.Е. Никитина- спец. 24.00.01. Ростов-на-Дону, 2007.
  75. А.Г. Критерии и методы оценки конкурентоспособности авиаагрегатного предприятия в условиях диверсификации (на примере ОАО «АВИААГРЕГАТ»): Дис.. канд. наук /А.Г. Окунева- спец. 08.00.05. Самара, 2006. — 156 с.
  76. Г. И. Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью на рынке автотранспортных услуг: монография / Г. И. Пашигорева, Е. М. Звягина. СПб., 2009. 162с.
  77. , М. А. Финансовый механизм инновационного развития экономики предприятия / М. А. Пестунов // Финансы и кредит. 2008. № 24 (312). С. 43−47.
  78. А. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей /А. Печенкин, В. Фомин // Маркетинг инструмент конкуренции // Маркетинг: Спец. вып. № 15. — М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2002. — С. 104−107.
  79. Т. Г. Конкурентоспособность в новой экономике: вопросы управления / Т. Г. Попадюк / М.: МГСУ, 2008. 200 с.
  80. М. Международная конкуренция /М. Портер // Пер. с англ. Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.896 с.
  81. М. Конкуренция /М. Портер. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. — 495 с.
  82. М. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя / М. Пресс, Р. Купер. Пер. с англ. Поплавская А. Н., науч. ред. Буландо Б. П. Минск: Гревцов Паблишер, 2008. — 352с.
  83. Д. В. Управление конкурентоспособностью региона / Д. В. Про-скура- Санкт-Петербург: ГУАП, 2008. 183 с.
  84. О.И. Информационно-аналитическое обеспечение в управлении сферой социально-бытовых услуг: монография /О.И. Радина / Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. Шахты: ЮРГУЭС, 2007. — 71 с.
  85. , О.И. Инфраструктурное обеспечение институциональной устойчивости социально-экономической системы региона: монография /О.И. Радина / Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. Шахты: ЮРГУЭС, 2006. -140 с.
  86. A.A. Методы обеспечения и оценка конкурентоспособности промышленных предприятий на российском рынке: Дис.. канд. наук /A.A. Радин- спец. 08.00.05. СПб., 2002. — 157 с.
  87. P.A. Управление экономикой /P.A. Райзберг, P.A. Фатхутдинов. -М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999, 783 с.
  88. A.JI. Организационно-экономические механизмы антикризисного управления предприятиями в сфере услуг: Дисс. канд. наук: / А. Л. Рвачев спец. 08.00.05.-М., 2006.- 181с.
  89. А.О. Формирование механизма планирования развития предприятий сферы услуг: Дис.. канд. наук / А.О. Решетин- спец. 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством: сфера услуг. — Санкт-Петербург, 2008.- 181с.
  90. А.И., Ибрагимова А. Р. Конкурентоспособность строительных предприятий: теория и практика анализа. / А. И Романова, А. Р. Ибрагимова Казань: КГАСА, 2002. 172 С.
  91. Российский торгово-экономический словарь / под ред. Бабурина С. М.: Экономистъ, — 2005. — 525 с.
  92. Ростовская область в цифрах: Крат. стат. сб. Ростовстат. Ростов-н/Д, 2010.-29 с.
  93. В.Ф. Основы теории и методологии Дизайна / В. Ф. Рунге, В.В. Сень-ковский. М.: МЗ-Пресс, 2001. — 252 с.
  94. В.Ф. Как создавался Союз дизайнеров /В.Ф. Рунге //Технологии строительства. 2006.- № 7(48). — С. 148−152.
  95. H.A. Формирование конкурентоспособности на мезоуровне: Монография /H.A. Савельева, РГЭУ «РИНХ». Ростов-на-Дону, 2004. -124 с.
  96. H.A. Управление конкурентоспособностью фирмы /H.A. Савельева. Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 382 с.
  97. H.A. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг строительного дизайна: монография /H.A. Савельева, Е. В. Терехова. Ростов-на-Дону: Институт архитектуры и искусств, 2010.- 184 с.
  98. Н.З., Сафиуллин Л. Н. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность: Монография /Н.З. Сафиуллин, Л. Н. Сафиуллин. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002. — 104 с.
  99. Р. Г. Совершенствование управления спросом на страховые услуги: дис.. канд. наук / Р.Г. Семеновская- спец. 08.00.05. СПб., 2010. -193 с.
  100. A.A. Обеспечение конкурентоспособности сферы услуг в условиях рыночной экономики / A.A. Семенова // Проблемы современной экономики. 2007. — № 4(24).
  101. А. А. Современные технологии обеспечения конкурентоспособности многофилиального коммерческого банка на рынке финансовых услуг: автореферат дис.. канд. наук: / A.A. Сергеенкова- спец. 08.00.10. -Ростов-на-Дону, 2007. 30 с.
  102. М.В. Конкурентоспособность потребительской кооперации: теория, методология, оценка: Дис.. д-ра наук /М.В. Сероштан- спец. 08.00.05. Белгород, 2000. — 309 с.
  103. М. В. Консалтинговые услуги в стратегии обеспечения национальной экономической безопасности: дис. докт. наук: / М. В Сигова- спец. 08.00.05. СПб, 2009 — 284 с.
  104. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология /Баш Л., Боброва А. и др. Издание 3-е, дополненное. М.: Цитадель-трейд, 2002. — 960 с.
  105. А. Ф. Система обеспечения ценностной конкурентоспособности предприятия: монография / А. Ф. Степусь- Ижевск: 2008. 227 с.
  106. A.A. Вопросы функционирования и развития сферы услуг / З. А. Мустафаева, A.A. Татуев- М-во образования и науки Рос. Федерации, Фе-дер. агентство по образованию, Кабард.-Балк. гос. ун-т. Нальчик: Кабард.-Балк. гос. ун-т, 2004. — 190 с.
  107. A.A. Закономерности трансформаций и социально-экономического развития региональной экономики (монография) /A.A. Татуев. ИГИ КБНЦ РАН и Правительство КБР. Нальчик: 2004. — 178 с.
  108. A.A. Научные и организационно-экономические аспекты генезиса, формирования и развития сферы услуг /A.A. Татуев, С. Н. Новоселов. Шахты: Изд.-во ЮРГУЭС, 2009. — 172 с.
  109. Г. О. Мониторинг конкурентоспособности наукоемкой машиностроительной продукции как основа оценки конкурентоспособности предприятия: на примере ООО «ПО «Юрмаш»: Дис.. канд. наук /Т.О. Тащиян- спец. 05.13.01. Томск, 2004. — 206 с.
  110. Е.В. Повышение конкурентоспособности предприятий услуг строительного дизайна: Дис.. к-та экон. наук / Е.В. Терехова- спец. 08.00.05.-М., 2010.-205 с.
  111. К. И. Формирование спроса на страховые услуги в корпоративном секторе экономики: дис.. канд. наук: 08.00.10 / К. И. Третьяков- спец. 08.00.10.-М.:, 2010. 177 с.
  112. А. В. Повышение конкурентоспособности предприятий сферы сервиса: автореферат дис.. канд. наук: / А. В. Тюник- спец. 08.00.05. Санкт-Петербург, 2006. — 19 с.
  113. О. Г. Приоритетные стратегии конкурентоспособности предприятий: монография / О. Г. Ултургашева- Красноярск: 2008. 199 с.
  114. М.В. Система качества менеджмента как основа конкурентоспособности в предпринимательстве: Дис.. канд. наук /М.В. Ульянов- спец. 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством: логистика. — М., 2007.- 155 с.
  115. В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология /В.В. Царев, A.A. Кантарович, В. В. Черныш. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 799 с.
  116. С. Н. Методические основы оценки конкурентоспособности в малом бизнесе с целью ее повышения: монография / С. Н. Цветкова и др. Шахты: ЮРГУЭС, 2008. 158 с.
  117. JI.В. Конкурентоспособность рынка кожаной обуви в республике Беларусь /Л.В. Целикова //Маркетинг. 2000. — № 3. — С. 12−14.
  118. Н. А. Формирование стандартов на государственные и муниципальные социальные услуги населению: дис.. канд. наук: / Н. А Цыбулевская- спец. 08.00.05. Екатеринбург, 2008. — 218 с.
  119. Д. О. Общественные услуги в системе экономических отношений: дис.. канд. наук: / Д. О. Цыремпилон- спец. 08.00.01. Улан-Удэ, 2009. — 162 с.
  120. Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? /Х.А. Фасхиев, Е. В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 4 (36). — С.53−68.
  121. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М. — 2000. — 312 с.
  122. P.A. Управление конкурентоспособностью организации /P.A. Фатхутдинов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Маркет ДС, 2008. — 432 с.
  123. И. Оценка маркетинговой деятельности на предприятиях сферы услуг / И. Христофорова, О. Хаев, Е. Слуцкая //Практический маркетинг.- 2005.-№ 95. С. 10−18.
  124. Р.В. Социальные издержки рынка /Р.В. Черняева. СПб.: НРИИ-Химии СПбГУ, 2000. — 160 с.
  125. И.Г. К вопросу о тенденциях и динамике развития сферы услуг / И. Г. Шакуров // Проблемы современной экономики. 2007. — № 4(24).
  126. В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории / В. Т. Шимко. Издательство — ООО «СПЦ принт» — 2003. — 297с.
  127. В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В. Д. Шкардун, Т. М. Ахтямов // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 4.
  128. Экономический анализ в сфере услуг: проблемы и решения: сб. науч. трудов / редкол.: H.A. Бреславцева и др.- Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. Шахты: ЮРГУЭС, 2008. — 64 с.
  129. Экономический словарь / Под ред. Азрилияна А. Н. М.: Институт новой экономики, 2007. — 1152с.
  130. Moore J.F. The Death of Competition. N.Y.: Harper Business, 1996.
  131. Scott В. Competitiveness: Self help for a Worrsening Problem // Harvard Bisi-ness Review. — 1989. — № 6. — Pp. 115−121.
  132. Argenti Paul. The portable MBA desk reference // An Essential Business Companion. London, 1994. — 241 p.
Заполнить форму текущей работой