Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование стратегии развития предпринимательской структуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стратегия развития, являясь одним из видов конкурентной стратегии организации, разрабатывается, прежде всего, на корпоративном уровне, определяя направление развития предпринимательской структуры в целом. Вместе с тем, необходима детализация стратегии развития на уровне бизнес-стратегии и функциональном уровне. Исследование проблем стратегического управления предприятием, а также рассмотрению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Стратегия роста — основа развития предпринимательской структуры
    • 1. 1. Роль стратегии в достижении конкурентных преимуществ предпринимательской структуры. 1.2. Сущность и иерархия стратегий предпринимательских структур
    • 1. 3. Классификация конкурентных стратегий
    • 1. 4. Стратегия развития (роста) как тип конкурентной стратегии предф принимательской структуры
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Исследование методов формирования стратегии развития ш
    • 2. 1. Классификация стратегий развития
    • 2. 2. Исследование моделей и инструментов разработки стратегии развития предпринимательской структуры
    • 2. 3. Методика формирования стратегии развития предпринимательской структуры
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Разработка механизма реализации стратегии развития
    • 3. 1. Анализ конкурентного положения. 3.2. Формирование альтернативных вариантов корпоративной стратегии
    • 3. 3. Оценка направлений развития и выбор стратегии
  • Выводы по главе 3

Формирование стратегии развития предпринимательской структуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование в России рыночных отношений обусловило существенные изменения в содержании управления отдельными хозяйственными субъектами. На данном этапе экономического развития наблюдается становление в России предпринимательских структур, нацеленных на повышение конкурентоспособности функционирования организации. Поскольку с повышением уровня конкурентоспособности нарастает и конкурентная борьба между предприятиями, успешные методы конкурентной борьбы служат гарантией процветания предприятия в меняющихся экономических условиях. Для достижения результатов в конкурентной борьбе необходима выработка, эффективной стратегии развития, адекватной сложившейся рыночной ситуации.

Стратегия развития является одним из важнейших направлений стратегического управления предпринимательской структурой, деятельность которой характеризуется высоким уровнем нововведений, высокой степенью риска и способностью быстро адаптироваться к переменам внешней среды.

В научной литературе к процессу формирования стратегии развития существуют различные подходы, отражающие изменения среды функционирования, экономики отрасли и страны развития научной мысли. В связи с этим, можно выделить периоды господства различных подходов к стратегическому процессу. Однако ни один из известных подходов, ни одна из моделей разработки стратегии не может рассматриваться как универсальный инструмент стратегического управления.

Необходимость использования альтернативных подходов и моделей формирования стратегии развития диктует потребность в теоретических и практических разработках в этой сфере.

Исследование проблем стратегического управления предприятием, а также рассмотрению сущности и многообразия стратегий нашло отражение в работах отечественных и зарубежных авторов: Ансоффа И., Дэл Д., Градова А. П., Корабельникова В. М., Котлера Ф., Карлофа Д., Гуркова И. Б., Панова А. И. и др.

Однако в экономической литературе не рассмотрены вопросы формирования стратегии развития предприятия предпринимательского типамало разработок прикладного характера, которые позволили высшему руководящему звену предприятия в сложившихся рыночных условиях использовать альтернативные подходы и модели стратегического развития для повышения эффективности деятельности предприятия.

Вышеуказанные обстоятельства, актуальность проблемы, недостаточная ее изученность, теоретическая и практическая значимость определили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

Целью диссертационного исследования является разработка методических положений формирования стратегии развития предпринимательской структуры, позволяющих улучшить ее конкурентное положение на рынке и определить направления деятельности на длительную перспективу.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании поставлены и решены следующие задачи:

— выявлена роль стратегии в повышении конкурентоспособности предпринимательской структуры;

— уточнено место стратегии развития в иерархии стратегий предпринимательской структуры;

— исследованы модели формирования стратегии развития предпринимательской структуры, проведена их классификация и обоснован выбор в качестве инструмента исследования алгоритмических моделей;

— определены принципы формирования стратегии развития, позволяющие провести формализацию задачи выбора оптимального варианта стратегии;

— разработаны научно-практические рекомендации по реализации механизма формирования стратегии развития предпринимательской структуры.

Предметом исследования являются научные и методические основы формирования стратегии развития организации предпринимательского тина.

В качестве объекта исследования рассматривается организация предпринимательского типа, функционирующая в условиях конкурентного рынка.

Теоретической и методологической основой исследования и разработки отечественных и зарубежных ученых в области стратегического управления, маркетинга, организации предпринимательской деятельности.

В качестве инструментов исследования использовались: системный подход, методы экономико-математического анализа, экспертных оценок, методы вариантной проработки решений.

Научная новизна диссертационного исследования. В результате выполнения исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной:

1. Уточнены сущность стратегии развития и ее место в иерархии стратегий предпринимательской структуры.

2. Обобщена и дополнена классификация конкурентных стратегий, что позволило рассматривать стратегию развития предпринимательской структуры как тип конкурентной стратегии.

3. Исследованы модели формирования стратегии развития и проведена их классификация с целыо разработки рекомендаций по их использованию.

4. Обоснована целесообразность применения алгоритмических моделей к формированию стратегии развития предпринимательской структуры и приведена формализация задачи выбора варианта стратегии развития.

5. Предложена поэтапная методика формирования стратегии развития.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке конкретных методических рекомендаций, направленных на формирование стратегии развития предпринимательской структуры, позволяющей обеспечить в долгосрочной перспективе успешное функционирование путем сочетания отличительных компетенций предприятия и ключевых факторов успеха выбранных направлений развития.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и получили положительную оценку на научных конференциях.

Отдельные практические рекомендации и методические положения исследования были применены в процессе формирования стратегии развития ООО «Полярная строительная компания».

Публикации. По материалам диссертации опубликованы печатные работы общим объемом — 0,8 п.л.

Выводы по главе 3.

1. Основой механизма формирования стратегии развития является значимость конкурентных преимуществ предприятия для различных групп клиентов.

2. Предлагаемая методика формирования альтернативных вариантов корпоративной стратегии включает несколько последовательных этапов и позволяет провести сравнительную характеристику направлений развития.

3. В качестве параметров оценки каждого альтернативного варианта стратегии развития предлагается использовать ключевые факторы успеха для каждого направления и отличительные компетенции предприятия.

4. При разработке окончательного варианта стратегии развития учитываются: тенденции рынка, предпочтительные направления бизнеса, отличительные компетенции и ключевые факторы успехаконкурентоспособность предприятияколичественные оценки привлекательности рынков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1.В современной российской экономической практике предпринимательские структуры должны придерживаться концепции формирования стратегии развития, позволяющей обеспечить достижение конкурентных преимуществ в рыночной сфере.

2. Предпринимательский подход, положенный в основу стратегии организации, создает предпосылки не только для упрочения ее конкурентного положения, но и позволяет своевременно отказаться от изжившей себя стратегии и, оценив рыночную среду, вовремя перейти на новую стратегию.

3. Стратегия развития, являясь одним из видов конкурентной стратегии организации, разрабатывается, прежде всего, на корпоративном уровне, определяя направление развития предпринимательской структуры в целом. Вместе с тем, необходима детализация стратегии развития на уровне бизнес-стратегии и функциональном уровне.

4. Многообразие существующих методов и подходов к формированию стратегии развития, разнообразие стратегических моделей, неопределенность внешней среды функционирования предпринимательских структур и другие факторы определяют неоднозначность стратегического процесса и требуют творческого подхода к разработке стратегии развития.

5. Предложенная алгоритмическая модель формирования стратегии развития и сформулированные методические рекомендации по выбору варианта стратегии развития позволяет учитывать тенденции рынка, предпочтительные направления бизнесаотличительные компетенции и ключевые факторы успехаконкурентоспособность предприятияколичественные оценки привлекательности рынков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Е., Ильенкова С. Д. и др. Экономика и статистика фирм. -М., 1996.
  2. М. М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.
  3. А. У., Согомонян С. А. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.-448 с.
  4. Ансофф //. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999.-416 с.
  5. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  6. К. Принятие экономических решений в условиях неопределенности и риска. Новосибирск, 1993.
  7. И. В. Управление развитием предприятия: стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0″, 2002. -380 с.
  8. М. А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2000, Ks 2.
  9. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азриеляна. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 1997.
  10. Ю. В. Конструирование организационной структуры управления. М.: Знание, 1982.
  11. О. С. Стратегическое управление. — М.: Гардарика, 1998.
  12. В. П., Бляхлшн JI. С. и др. Введение в менеджмент: Учеб. пособие- Санкт-Петербург. Ун-т эк-ки и финансов, Высшая экономическая школа. СПб: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та эк-ки и финансов, 1994.
  13. . Б. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. М. МНИИПУ, 1996.
  14. . М. Управление производственными системами: гибкость и эффективность. — Челябинск, 1996.
  15. М. А. Бизнес-планирование инвестиционных проектов: Учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭА, 1999.
  16. М. А. Основы информатизации предпринимательства. СПб, Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  17. Грейсон Дж.(мл.), О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991.
  18. М. Н. Адаптационное управление предприятиями в период перехода к товарно-рыночным отношениям. СПб, 1994.
  19. Г. В. Влияние неопределенности на принятие решений в управлении экономическими системами в переходных экономиках- Рос. Акад. наук. Центр регион. Политики. СПб: Петрополис, 1999. 35 1. с.
  20. Гурков //. Б. Стратегический менеджмент организации: Учеб. пособие. М.: Интел-Синтез, 2001.
  21. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / пер. с англ. М.: ФАИР-Пресс, 2002.
  22. ДэйД. Стратегический маркетинг. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
  23. Л. И. Организационные структуры управления про-мышленнььми корпорациями США. — М.: Наука, 1983.
  24. В. С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. -М.: Финпресс, 2001.
  25. П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие.-М.: Инф.-внедр. центр „маркетинг“, 1997.
  26. Иоахим Хентце, Андреас Каммель. Как преодолеть противодействие запланированным организационным изменениям // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 3.
  27. В. С., Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства: Учебное пособие по специальности 1 100 „Менеджмент“. СПб: СПбГИЭА, 1996.
  28. Т. Л/., Каретников Л/. В. Конкурентоспособность фирм. Челябинск. — 1996.
  29. Кац Иосиф. Система внутрифирменного планирования. 1999.4.
  30. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы / Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  31. Р. А/. Управление хозяйственным риском на предприятиях. Ч. 1. М.: ЦЭМИ РАН, 1999.
  32. Келлер Томас. Концепции холдинга: организационные структуры и управление (перевод с нем.). Обнинск, 1996.
  33. Керне К, Саати Т. Аналитическое планирование организационных систем.-М.: Прогресс, 1991.
  34. Г. Концепция реформирования и стратегический потенциал предприятий // Инвестиции в России. 1998. — J4b 1. — с. 8 — 10.
  35. В. Н. Адаптация и конкурентоспособность автотранспортных систем в рыночной экономике. СПб.: СПбГИЭА, 1999.
  36. М. И., Пучков В. В., Тютиков Ю. П. Стратегическое управление корпорациями. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Культ-ИнформПресса. — 2002.
  37. В. В. Организационно-экономические основы обеспечения адаптивности производственной системы в рыночной среде: Монография / Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1996.
  38. Д. Стили руководства: социологическое исследование (на примере российских предприятий) // Управление персоналом. 1999. -№ 2, с. 41 -45.
  39. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Экономика, 1987.
  40. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе: сборник статей Рос. АН, Институт истории естествознания и техники им. С. Н. Вавилова.-М., 1994.
  41. В. Л/. Стратегия предпринимательства: Учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2001.
  42. Я. Заметки об экономике переходного периода: реферат (к.э.н. А. В. Поляков, отв. ред. А. Т. Клименко). М., 1991.
  43. Ф., Армстронг Г., Сандерс Д., Ванг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Изд. дом „Вильяме“, 2000.
  44. Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 2. Ташкент: АП „Ташполиграфкомбинат“, 1997.
  45. Ламбеи Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Наука, 1996.
  46. О. Т. Методы и формы управления производством: Учебное пособие. — Л., 1990.
  47. И. И., Шапиро В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб. пособие для вузов. — М.: Экономика, 2001.
  48. Малый бизнес: методика и результаты анализа. Вопросы статистики. -1999.-Л» 8.
  49. Малые предприятия и управление // Вопросы статистики. 1999. -№ 8.
  50. В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2001.
  51. Т. Д. Системное управление реализацией маркетинговой концепции развития предприятия/ С.-Петерб. Гос. инж.-экон. акад. -СПб: СПбГИЭА, 1998.
  52. Менеджмент: Учебн. Пособие для вузов / Под ред. В.И. Под-лесных. — СПб.: Бизнесс-пресса, 2002.53. jМенеджмент в рыночных структурах: Сборник научных трудов. СПб: СПбГИЭА, 1994.
  53. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М: Дело, 1998.
  54. П., Роберте Д. Экономика, организация и менеджмент: в 2-х томах /Пер. с англ. под ред. И. И. Елисеевой. СПб.: «Экономическая школа», 1999.
  55. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2000. — 336 с.
  56. Ю. В. Адаптация и конкурентоспособность малых предприятий. СПб.: СПбГИЭУ, 2002.
  57. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. И. Подлесных. СПб.: Изд. дом «Бизнесс-пресса», 1999.
  58. У. Методы организации производства: японский и американский подходы: Сокр. пер. с англ. М: Экономика, 1984.
  59. А. II. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  60. И. Стратегический менеджмент холдинга. — СПб, 1993.
  61. Т. В. Исследование систем управления: Учебное пособие. -Ярославль: Ярославский государственный университет, 1998.
  62. М. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильяме», 2003.
  63. Портфель конкуренции и управления финансами: Книга конкурента. Книга менеджера по финансам. Книга антикризисного управляющего / Отв. ред. Рубин 10. Б. М.: СОМИНТЭК, 1996.
  64. Проблемы управления на рубеже веков: экономика, управление, информатика. Материалы международной научной конференции 17 февраля 1999 г., Владимир, 1999.
  65. В. В. Формирование новых российских рынков: трансак-ционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998.
  66. Я. Классификация видов управления // Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 4.
  67. П. Ф. Исследование систем управления: Учебное пособие. М.: МАДИ (ТУ), 1998.
  68. В. Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. М.: Дело, 1999.
  69. К. Д., Г?ргелев А. Э. и др. Управленческая деятельность: Структура, функции, навыки персонала. М: «Изд-во ПРИОР», 1999.
  70. Словарь иностранных слов. Под ред. И. В. Лехина, С.М. Локши-ной. 6 -ое, перераб. и доп. М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1964.
  71. А. Исследование о природе и причинах богатства народов.
  72. В. С. Стратегический менеджмент: Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  73. Стратегическое планирование /Под ред. Э. А. Уткина. М.: Ас-соц. Авт. и изд. Тандем — ЭКСМОС, 1998.
  74. О. П. О методах организации управления // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 5.
  75. В. Л. Государство и переходная экономика: пределы управляемости. М.: Теис, 1997.
  76. Н. Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление: Учебн. пособие для вузов.— М.: ПРИОР, 2000.
  77. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина.- 3-е изд.-М.: ИНФРА-М, 2003.
  78. В. В. Моделирование системы финансирования малого предпринимательства в регионе: Дисс. на соискание учен, степени канд. экон. наук,-СПб., 2001.
  79. А. Управление это наука и искусство. — М.: Экономика, 1992.
  80. Р. А. Организация производства: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.
  81. В. В. Экономико-математические методы и модели в маркетинге. М.: Финстатинформ, 1996.
  82. В. Н. Необходимый .минимум знаний о качестве для менеджера // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 1, с. 12−16.
  83. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие / Пер. с англ. М.: Междунар. отношения, 1993.
  84. К. Управление компанией на пороге нового тысячелетия // Консультант директора. 1999.-№ 1 (85).
  85. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  86. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Градова. СПб.: СпецЛит, 2000.
  87. А. Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: AKAJIHC, 1996.
  88. А. Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 1997. — X" 6. — С. 41.
  89. Ansoff H.I. Sullivan. Optimizing profitability in Herbulent // Long mangeplanning Oxford etc., 1993, № 5, p. 112−123.
Заполнить форму текущей работой