Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности вербализации эмоциональных представлений дошкольниками

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понимание ребенком содержательной стороны слов, обозначающих эмоции, опирается на еще не сложившуюся лексико-семантическую структуру слова, свойственную взрослому носителю языкаразвитие понимания значений, с одной стороны, идет от первоначального выделения в слове общих семантических признаков к добавлению новых, более специфических, и, с другой стороны, развитие понимания значений идет… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи речевого развития и эмоциональных представлений дошкольников.!О
    • 1. 1. Взаимосвязь развития речи и эмоций в дошкольном возрасте
    • 1. 2. Особенности усвоения языка эмоций в дошкольном детстве
    • 1. 3. Проблема осознания значения слова дошкольниками
    • 1. 4. Когнитивный аспект познания действительности дошкольниками.Гт.*.,
  • Глава 2. Выявление представлений старших дошкольников об эмоциональных сотояниях
    • 2. 1. Экспериментальное исследование эмоциональных представлений дошкольников
    • 2. 2. Понимание эмоциональной ситуации дошкольниками
  • Глава 3. Формирование эмоциональных представлений у старших дошкольников
    • 3. 1. Организация фронтального обучения
    • 3. 2. Анализ результатов экспериментального обучения
  • Выводы

Особенности вербализации эмоциональных представлений дошкольниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Соотношение эмоционального и когнитивного развития ребенка — одна из актуальных проблем детской психологии. Исследователями детского мышления подчеркивается, что для него характерно преобладание субъективных связей. Давая словесные определения, ребенок опирается прежде всего на свой социальный и эмоциональный опыт. В связи с этим является важным выявление у ребенка представлений о мире и прежде всего эмоциональном мире, путем изучения его вербальной деятельности, исследования эмоционального словаря, а также категориальных структур, опосредствующих восприятие и осознание ребенком действительности.

Проблема изучения содержания значений слов, обозначающих эмоции, редко становилась предметом анализа в отечественной психологии, а исследование понимания детьми дошкольного возраста значений слов, обозначающих эмоциональные состояния, единичны.

В этом контексте представляется существенным положение Л. С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта как важнейшем условии развития психики. А. В. Запорожец, развивая идеи Л. С. Выготского, считал, что в ориентировочной деятельности ребенка, формирующейся на основе его практического взаимодействия с окружающей действительностью, органически сочетаются как аффективные, так и познавательные процессы. В ходе такого рода эмоционально-познавательной деятельности ребенок мысленно занимает определенную позицию в предлагаемых обстоятельствах, проигрывает в идеальном плане различные варианты взаимоотношений с окружающими и таким образом получает возможность не только заранее представить, но и пережить смысл данной ситуации, предпринимаемых им действий и их возможные последствия для себя и для окружающих людей. В исследовании К. Изарда также сделана попытка объединить аффективное и когнитивное, однако о развитии их у ребенка говорится мало.

Проблема понимания семантической стороны слова представляет значительный интерес для многих взаимосвязанных между собой областей знания, таких как психология, психолингвистика, психосемантика, лингвистика, педагогика.

Рассмотрение психологического аспекта проблемы в работе базируется на анализе трудов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Ф. А. Сохина, их учеников и последователей. С точки зрения разработанной в них позиции, действительность представляется человеку через систему предметных значений и личностно-смысловых образований: мир, опосредствованный социально выработанными значениями, инвариантен и содержит общие чертымир, опосредствованный личностно-смысловыми образованиями, индивидуально-личностен. Смысловые образования, создаваясь в жизни, определяют содержание прошлого опыта субъекта, выражают отношение к осознаваемым явлениям действительности, проявляются в эмоциональных переживаниях (В.К.Вилюнас, Б. С. Братусь, В. В. Столин, Д. А. Леонтьев, Т.П.Хризман).

Исследования представленности мира в индивидуальном сознании опираются на психосемантические методы. В психологии накоплены данные в области изучения категориальных структур сознания (В.Ф.Петренко, И. И. Стенина, Е. Е. Пронина, В. В. Столин, А.П.Наминач), выделены факторы, влияющие на отбор информации (Б.М.Величковский, А. Г. Шмелев, В.И. Похилько).

В педагогике изучены условия формирования семантических пространств у детей дошкольного возраста (Ф.А.Сохин, Е. М. Струнина, О. С. Ушакова, А. А. Смага, Л. А. Колунова, А.И.Лаврентьева).

Лингвистические исследования ориентируются на изучение роли слова в языковой системе, в частности, одним из предметов научного анализа является категоризация эмоций в лексике языка, а также влияние эмоций на семантическую организацию значений (Д.Н.Шмелев, И. В .Арнольд, Н. И. Береснева, И. Г. Овчинникова, Е. Ю. Мягкова, В.И.Жельвис).

Проблема соотношения речи и эмоций рассматривалась в контексте исследования взаимосвязи эмоциональных и познавательных процессов (Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов,.

A.В.Запорожец, О. М. Дьяченко, А. Д. Кошелева, И. А. Васильев,.

B.Л.Поплужный, О. К. Тихомиров, Е.Е.Кравцова) — общения, в том числе, и речевого общения (Л.С.Выготский, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, М. И. Лисина, О. С. Ушакова, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова, Э. Л. Носенко, Н.В.Витт) — в контексте изучения влияния способности вербализации эмоциональных состояний на эмоциональное развитие (В.Петшак, Н. Е. Веракса, Е. И. Изотова, Г. Я. Кудрина, Е. Н. Ковалева, Л. В .Маликов) — реконструкции субъективного семантического пространства (В.Ф.Петренко, А.Г.Шмелев).

В данном исследовании, мы вычленяем проблему понимания эмоционального состояния дошкольниками и отражения его в речи.

Цель исследования — изучение содержания, структуры и развития эмоциональных представлений, их понимания ребенком и умения передать в слове.

Объект исследования — особенности понимания эмоциональных состояний детьми старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — взаимосвязь представлений об эмоциональных состояниях и их вербального выражения.

Гипотеза исследования — 1) В старшем дошкольном возрасте понятия, обозначающие эмоции, находятся на стадии развития. Слова, используемые детьми, обладают ситуативной соотнесенностью: в них не выделяются существенные признаки эмоциональных явлений, но вместе с тем содержится обобщение тех ситуаций, в которых эти эмоции возникли.

2)Понимание ребенком содержательной стороны слов, обозначающих эмоции, опирается на еще не сложившуюся лексико-семантическую структуру слова, свойственную взрослому носителю языкаразвитие понимания значений, с одной стороны, идет от первоначального выделения в слове общих семантических признаков к добавлению новых, более специфических, и, с другой стороны, развитие понимания значений идет от конкретного к абстрактному (от описания конкретных ситуаций к обобщению действительности). В основе представлений об эмоциональных состояниях дошкольников лежит когнитивный образ, содержащий определенный комплекс знаний об эмоциях;

3)осознание эмоционального состояния проходит определенные стадии: от понимания и обобщения ситуации, в которой возникла эмоция, через отношения с другими людьми и понимания своего поведения в этой ситуации к переживанию самого чувства.

Задачи исследования:

1)Определить исходные теоретические позиции исследования взаимосвязи речевого развития детей с их эмоциональными представлениями.

2)Выявить в словарном запасе старших дошкольников имеющиеся в их языковом сознании слова, служащие для обозначения эмоций, а также понимание детьми различных эмоциональных состояний и умение их выразить в слове.

3)Изучить содержание и структуру образов того или иного эмоционального представления, образующегося в сознании ребенка как результат его жизненного опыта.

4)Разработать содержание и методику занятий, формирующих представления детей о различных эмоциональных состояниях и развивающих умение точно их обозначать.

Методы исследования:

— теоретический анализ психологической, лингвистической, педагогической литературы по выбранной теме;

— констатирующий эксперимент, выявляющий особенности понимания дошкольниками и взрослыми эмоциональных состояний;

— формирующий эксперимент, в виде развивающих занятий, направленных на обучение детей осознанию их собственных эмоциональных переживаний;

— контрольный эксперимент, направленный на выявление результатов обучения;

— статистическая обработка полученных данных, анализ продуктов деятельности детей.

Достоверность результатов исследования определяется использованием исследовательских методов, адекватных предмету, объекту и цели исследования, применением разнообразных экспериментальных методик, статистической обработки и качественного анализа полученных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в выявлении особенностей взаимосвязи представлений об эмоциональных состояниях и уровне речевого развития дошкольников. В диссертационном исследовании впервые применен метод репертуарных решеток с целью исследования эмоциональной сферы старшего дошкольника, разработана процедура оценки данных, полученных с помощью метода свободных описаний детьми своего эмоционального состояния.

Практическая значимость исследования заключается в разработке конспектов занятий, направленных на формирование у старших дошкольников представлений об эмоцияхцелой серии заданий и упражнений, развивающих умение детей точно обозначать эмоциональное состояние, называть его признаки, придумывать способ преодоления отрицательных эмоций.

Материалы исследования могут быть использованы в чтении лекций по детской психологии на факультетах дошкольного воспитания пединститутов и университетов.

Данная методика может быть использована в диагностике, коррекции эмоциональной сферы ребенка, в психотерапевтической практике.

Положения, выносимые на защиту.

1.Понятия, обозначающие эмоции, находятся у дошкольника в стадии развития. Слова, обладая ситуативной соотнесенностью, не обеспечивают выделения существенных признаков эмоциональных явлений, вместе с тем они уже содержат в себе обобщение тех ситуаций, в которых эти эмоции возникли.

2.Развитие у ребенка содержательной стороны слов, обозначающих эмоции, характеризуется не сложившейся лексико-семантической системой, свойственной взрослому носителю языка.

3.В значении слов, обозначающих эмоции, содержится эмоционально-образный компонент, определяющий содержание прошлого опыта и содержащий в себе комплекс знаний об эмоциогенной ситуации (само событиепричина, вызвавшая эмоциюотношение к эмоциизнание об ощущениях, о физических признаках эмоционального выражениямимики, пантомимикиинтонационная выразительность голоса и др.).

4.Интерпретация объективной реальности осуществляется на основе комплекса знаний, сложившихся в процессе жизненного опыта, посредством которого ребенок оценивает эмоциональный смысл ситуации.

Апробация материалов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы в ДСУ №№ 366, 710. Ход и результаты исследования обсуждались в лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, докладывались на научных и практических конференциях Института (1996;1999г.), на координационном совещании «Проблемы развития речи дошкольников на современном этапе» (1999г.).

По теме диссертации опубликованы три научные работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы.

1. Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания. Таллин, 1984. -105 с.

2. Айдарова Д. ИПсихологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1978. — 143 с.

3. Анохин П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1964. Т.35. С. 339−357.

4. Арановская-Дубовис Д.М., Заика Е. В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника // Вопросы психологии, 1995, № 5. -С.87−99.

5. Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка. М.: Высшая школа, 1986. — 295 с.

6. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. -М.: Просвещение, 1990. 300 с.

7. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 128 с.

8. Архипкина О. С. Реконструкция субъективного пространства, означающего эмоциональные состояния // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1981, № 2. С. 40−46.

9. Блонский П. П. Развитие мышления школьника // Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т.М.: Педагогика, 1979.

10. Богатырева А. Н. Возрастные особенности понимания и употребления слов детьми 3−5 лет (на материале слов-существительных): Афтореф. дис. канд.психол.наук. -М., 1970. -21с.

11. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. ~М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 199 с.

12. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1981. № 2. -С. 46−56.

13. Брунер Дж.С. Развитие процессов представлений у детей // Вопросы психологии, 1968,№ 5. -С.135−145.

14. Васильев И. А., Поплужный В. Д., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. -192 с.

15. Величковский Б. М. и др. Представление реального и воображаемого пространства // Вопросы психологии, 1986, № 3. -С. 103−112.

16. Венгер JI.A. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. -М.: Педагогика, 1986.

17. Венгер JI.A. Соотношение речи и образа в решении дошкольниками мыслительных задач // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под.ред. Л. А. Венгера. -М.: ИНТОР, 1996. -128 с. С. 3−13.

18. Весна Е. Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе Автореф.дис. доктора.психол.наук.-М., 1998. 41 с.

19. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 142 с.

20. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -288 с.

21. Витт Н. В. Речь и эмоции. -М., 1984. -76 с.

22. Вопросы речевого развития дошкольников: Мат-лы конф.посв.70-летию Ф. А. Сохина / Под ред. О. С. Ушаковой. -М.: Изд-во РАО, 1998. -66 с.

23. Выготский JI.C. Мышление и речь // Полн.собр.соч. в 6 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1982. — С. 6 — 361.

24. Выготский JI.C. Педология подростка // Полн.собр.соч. в 6 т. Т. 4. — М.: Педагогика, 1982. — С. 6 — 242.

25. Галкина-Федорук Е. М. Современный русский язык. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1954. -204с.

26. Галунов В. И. Речь, эмоции и личность: проблемы и перспективы // Речь, эмоции и личность. Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума 27 28 февраля 1978. JI.: Научный совет по комплекс, пробл. человека и животных АН СССР, 1978. — 197с.

27. Гасица Н. А. Ассоциативная структура значения слова в онтогенезе: Автореф.дис. канд.филол.наук.-М., 1990.

28. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-471с.

29. Глотова Г. А. Человек и знак: семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. -256 с.

30. Гордеева О. В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995. № 2. -С.137−149.

31. Горелов И. Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. -Челябинск, 1974. -116 с.

32. Гридин В. Н. Психолингвистические функции эмоционально-экспрессивной лексики: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1976(6).

33. Губин В. Д. Восприятие и проблема адекватности образа // Вопросы философии. 1979. № 2. -С. 86−95.

34. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника//Вопросы психологии. 1988. № 6. -С. 52−59.

35. Дьяченко О. М. Развития воображения в дошкольном детстве: Автореф. дисс. доктора психол. наук, 1990. -31 с.

36. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1958. -370с.

37. Жинкин Н. И. Четыре коммуникативные системы и четыре языка // Теоретические проблемы прикладной лингвистики. Сб. статей. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. -С. 7- 37.

38. Запорожец А. В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка// Вопросы психологии, 1974, № 6. -С.59−73.

39. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1986.

40. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря в детской речи: Автореф.дис. канд.филол.наук. -Новосибирск, 1975. -23 с.

41. И. А. Зимняя Вероятностное прогнозирование в смысловом восприятии речи // Планы и модели будущего в речи. -М., 1975. -С. 17.

42. Изард К. Эмоции человека. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 440 с.

43. Исследование речевого мышления в психолингвистике / Под ред. Е. Ф. Тарасова. -М.: Наука, 1985. 239 с. 51 .Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 192 с.

44. Карпова С. Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. -166 с.

45. Козлова И. Н. Личность как система конструктов // Системные исследования. Ежегодник. 1975. М.: Наука, 1976. -С. 128−146.

46. Колунова Л. А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольника: Дисс. канд.пед.наук. -М., 1993. -173 с.

47. Котляр Г. М., Морозов В. П. Особенности восприятия эмоционального контекста вокальной речи слушателями разных категорий // Речь и эмоции / -Л.:Б.И., 1975. -126 с.

48. Кошелева А. Д. Взаимодействие «взрослый ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе / Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Перьмь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 1993. -205с.

49. Кукушкина Е. И. Познание, язык, культура. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 263 с.

50. Лабунская В. А Анализ процесса опознания эмоциональных состояний по выражению лица // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. -Краснодар: Кубанск. ун-т, 1977. -176 с.

51. Лабунская В. А. Невербальное поведение: (Социально-перцептивный подход) / Отв. ред. И. П. Шкуратова. -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1986. -135 с.

52. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. 307 с. 65 .Леонтьев А. А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. -М.: Наука, 1976. -С.46−73.

53. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения // Вопросы психологии понимания / Под.ред. А. А. Смирнова. Известия АПН РСФСР, 1947, вып.7. С. 3−4.

54. Леонтьев А. Н. Речь // Психология / Под ред. .Н.Корнилова, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова. -М., 1948. С.262−288.

55. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.-40 с.

56. Леонтьев А. Н. Деятельность.Сознание. Личность. -М.: Изд-во политической литературы, 1977. 304 с.

57. Леонтьев А. Н. Психология образа. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1979, № 2. -С. 3−13.

58. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-584с.

59. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М.:Педагогика, 1983.

60. Леонтьев Д. А. Субъективная семантика и смыслообразование // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1990, № 3. -С.33−42.

61. Леушина A.M. Развитие речи .-В кн. Дошк. педагогика / Под ред. Ш. И. Ганелина. М., Л., 1946, стр.219−25 5.

62. Линдслей Д. Б. Эмоции // Экспериментальная психология / Под.ред. С. С. Стивенса. -М.: ИЛ, 1960. Т.1. С. 629−684.

63. Лурия А. Р. О патологии грамматических операций // Вопросы педагогической психологии / Под.ред. А. А. Смирнова. Известия АПН РСФСР, 1946, № 3. С.61−98.

64. Лурия А. Р. Язык и сознание / Под. ред. Е. Д. Хомской. М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. -320 с.

65. Мастеров Б. М. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования: Дис. канд.психол.наук. -М., 1998. 278 с.

66. МухинаВ.С. Возрастная психология. -М.: Академия, 1997. -432с.

67. Мягкова Е. Ю. Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистческого исследования. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990. -111 с.

68. Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981. 232 с.

69. Негневицкая Е. И., ШахнаровичА.М. Язык и дети. М.: Наука, 1981. -111с.

70. Патринс{ь К. Т. Особенности понимания значения слова детьми старшего дошкольного возраста: Афтореф. дис.. канд.пед.наук (по психологии) М., 1955. — 16 с.

71. Пеньевская JI.A. Обучение родному языку // Вопросы обучения детском саду / Под.ред.А. П. Усовой. -М., 1955. С. 92−125.

72. Петренко В. Ф. К вопросу о семантическом анализе чувственного образа // Восприятие и деятельность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 320с.

73. Петренко В. Ф.

Введение

в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. -М., 1983. -175 с. 90 .Петренко В. Ф. Психосемантические исследования мотивации //IВопросы психологии, 1983, № 3. -С. 29−39.

74. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Издво Моск. ун-та, 1988. 208 с.

75. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1984, № 4. -С. 13−21.

76. Петшак В. Эмоциональное развитие глухих детей // Афтореф. дис.. доктора психол. наук. М., 1991. — 33 с.

77. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М.: Международня педагогическая академия, 1994. 680 с.

78. Платонов К. К. и др. Эмоции, чувства и воля как форма отражения действительности // Материалы 111 Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. М., 1968. Т. 1. С. 341−342.

79. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. -262с.

80. Покровский М. М. Избранные работы по языкознанию. -М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. -382 с.ЮО.Портнов А. Н. Язык, мышление, сознание. Психолингвистические аспекты. Иваново: ИвГУ, 1988. 91с.

81. Потебня А. А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993. — 192 с.

82. Похилько В. И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии, 1984, № 3. -С. 151−157.103 .Проблемы изучения речи дошкольника: Сб.науч.трудов / Под.ред. О. С. Ушаковой. -М.: Изд-во РАО, 1994.

83. Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание / Тез. докл. X Всес. симп. по психолингвистике и теории коммуникации. -М., 1991. С. 32−34.

84. Пронина Е. Е. Категориальная структура восприятия телевизионных передач. Дисс. канд.психол.наук. -М., 1987, -209с.

85. Радько С. А. Диалектика перехода от чувственного образа к понятию (на материале умственного развития ребенка). -Минск: Нука и техника, 1980.

86. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика групп детского сада. М.: Педагогика, 1988. 230 с.ПЗ.Рогожникова Т. М. Развитие значения полисемантического слова у ребенка: Афтореф. дис. канд. филол. наук. Саратов, 1986. — 14 с.

87. Романовская Л. Б. Формирование механизмов построения цельности текста (в онтогенезе): Афтореф. дис.. канд.филол.наук. С.-Петербург, 1992.

88. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989.Пб.Савушкина Е. В. Развитие образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства: Дис.. канд.пед.наук. -М.1994. -154 с.

89. Сахарный Л. В.

Введение

в психолингвистику. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. -184 с.

90. Симонов П. В. Потребностно-информационная теория эмоций // Вопросы психологии, 1982. № 6. -С. 44 56.

91. Смага А. А. Особенности понимания смысловой стороны слова детьми пятого года жизни: Дис. канд.пед.наук. -М., 1992. -165с.

92. Смирнов С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и современная психология. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 149−155.

93. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 232с.

94. Смирнова Е. А. Формирование связности речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картин: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М.1998. -165 с.

95. Смольникова Н. Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.1998. -165 с.

96. Солнцев В. М. Язык как системно-структурное образование. М.: Наука, 1977.-341 с.

97. Сохин Ф. А. Осознание речи старшими дошкольниками // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: Тез.всесоюзн. научн.конф. ч.2,М., 1971. -С.307−313.

98. Сохин Ф. А. Некоторые проблемы развития речи дошкольников в детском саду // Вопросы речевого развития дошкольников: Мат-лы конф.посв.70~летию Ф. А. Сохина / Под ред. О. С. Ушаковой. -М.: Изд-во РАО, 1998. -66 с. С. 8−12.

99. Сохин Ф. А. (ред) Развитие речи детей дошкольного возраста. -М: Просвещение, 1984. 223 с.

100. Стернин И. А. Проблемы анализа структуры значения слова. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1979. 156 с.

101. Стеценко А. П. К вопросу о психологической классификации значений //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1983, № 1. -С. 22−30.

102. Стеценко А. П. Понятия «образа мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1987, № 3. -С. 26−37.

103. Столин В. В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1982. № 3. -С. 38−47.

104. Столин В. В., Наминач А. П. Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления // Вопросы психологии, 1988, № 4. -С. 3446.

105. Стрелкова Л. П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников // Игра и ее роль в развитии ребенка. Сб. науч. трудов АПН СССР НИИ общей педагогики. М., 1978. -155 с.

106. Стрелкова Л. П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй. Обучение эмоциональной культуре дошкольников и младших школьников. -М: Интерпракс. 1995. -240 с.

107. Струнина Е. М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду: Дис.. канд.пед.наук. М., 1984. -132с.

108. Струнина Е. М., Ушакова О. С. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников // Развитие речи и речевого общения дошкольников: Сб. науч. трудов / Под.ред. О. С. Ушаковой М.: Изд-во РАО, 1995.-152с.-С. 5−26.

109. Тамбовцева А. Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: Дис.. канд.пед.наук. -М., 1983. -199 с.

110. Трофимова Е. М. Представления дошкольников о субъекте влияния (сверснике, взрослом): Дис. канд психол.наук. М., 1997. -130с.

111. Усова А. П. Обучение в детском саду. -М.: Просвещение, 1984. -175с.

112. Уфимцева А. А. Слово в лексико-семантической системе языка. -М.: Наука, 1968. 272с.

113. Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: Дис. доктора пед.наук. М., 1996. -364 с.

114. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи и речевого общения // Диагностика речевого развития дошкольников: Науч.-метод. пособие / Под.ред. О. С. Ушаковой М.: Изд-во РАО, 1997. -136 с. — С. 5−20.

115. Ушакова Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М.: Наука, 1979. 248с.

116. Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. -М.: Наука, 1989. 191с.

117. Федеравичене Э. А. Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа: Дис. канд.пед.наук. -М., 1981. -127 с.

118. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. -М.:Прогресс, 1987. -236с.

119. Холодная М. Я. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997. 392с.

120. Хризман Т. П., Еремеева В. П., ЛоскутоваТ.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. -М.: Педагогика, 1991. 232 с.

121. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. -М.: Посвещение, 1990. -128с.

122. Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997. — 480 с.

123. Шадрина Л. Г. Формирование предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М.1998. -165 с.

124. Шахнарович A.M. Онтогенез речи и формирование языковой способности человека: проблемы формирования языковой способности // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991.-238 с.

125. Швачкин Н. Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца.-М.: Межд. образоват. пед. колледж, 1995. 144 с.

126. Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. -М.: Наука, 1971. 223с.

127. Шмелев А. Г. Об устойчивости факторной структуры личностного семантического дифференциала // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982. № 2. -С. 62−65.

128. Шмелев А.Г.

Введение

в экспериментальную психосемантику. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -158 с.

129. Шмелев А. Г. Психосемантические методы в диагностическом описании субъекта межличностного познания / Вопросы^психологии межличностного познания и общения. -Краснодар, 1983. -С. 99−108.

130. Шмелев А. Г., Похилько В. И. Л. С. Выготский и 'динамическая концепция субъективных семантических пространств (сборник тезисов Всес. конф. «Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология»). М., 1981. -С. 168−171.

131. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. -М., 1977. -335с.

132. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. -428 с. 163 .Щетинина A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии, 1984, № 3. -С.60−66.

133. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. Краткий очерк. -М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1958. 116с.

134. Эмоциональное развитие дошкольника. Пособие для воспитателей детского сада / Под.ред. А. Д. Кошелевой. -М.:Просвещение, 1985. -176 с.

135. Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание. -М.: Знание, 1976. -64 с.

136. Anglin J.M. The growth of word meaning. Cambridge, Mass: The MIT Press, 1970.-108 p.

137. Dunn J., Bretherton I., Munn P. Conversations about feeling states between mother and thier young children // Dev. Psychol., 1986, V. 23, № 1. P. 132 139.

138. Bretherton I. et al. Learning to talk about emotions: A functionalist perspective // Child. Devel. 1986. V. 57. № 3. P. 529−548.

139. Clark E.Y. On opposites: studying the Child’s lexicon // Probltmes actuels en psycholinguistique. Paris, 1974. — P.99−110.

140. Davits J.H. The language of emotion. L. N.Y.: Acad. Press, 1969.

141. Harris P., Olthof T. The child’s concept of emotion // Butterworth G., Ligth P.(eds) Chicago: The University of Chicago Press, 1982. P. 188−209.

142. Keil F. C. Constraints on knowlege and cognitive development. Psychol. Review, 1981, v. 83. P. 197−227.

143. Kelly G.A. The psychology of personal constructs. V.I.: A theory of personality. -V.Y.: Norton, 1955. -556p.

144. Miller A.D., Bieri J. Cognitive complexity as a function of the stimulus objects being judged. Psychol. Rep., 1965, v. 16, p. 1203−1204.

145. Mc. Neill D. The creation of Language by Children // Psycholinguistics papers / J. Lyons and RJ. Wales (eds.). Edinburgh: Edinburgh Univer Press, 1966.-P. 99−114.

146. Mc. Neill D. The asquisition of Language // The study of developmental psycholinguistics. N.Y.: Harper and Row, 1970. 183 p. P. — 13−48.

147. Paivio A. Mental representations: A dual coding approach. Oxford, Psychol, series. № 9. N.Y.: Oxford Univ. Press.

148. Peak Т., Egli B. The language of feeleng // J. Contemp. Psychoter. 1992. V. 13. № 2. P. 162−174.

149. Ridgeway D., Waaters E., Kuczaj I.S. Acquisition of emotion-asecriptive language: Reseptive and productive vocabulary norma for ages 18 months to 6 years // Develop. Psychol., 1985, V. 21, № 5. P. 901−908.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой