Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические условия успешности деятельности практического психолога системы образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время отмечается тенденция к стабилизации деятельности службы практической психологии, инициирующей и поддерживающей инновационные процессы в образовании. В то же время в условиях активного развития практической педагогической психологии и психологических практик особую актуальность приобретает проблема успешности профессиональной практико-ориентированной психологической деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Успешность профессиональной деятельности психолога образования как предмет психологического исследования
    • 1. 1. Особенности профессиональной деятельности практического психолога образования
    • 1. 2. Взаимодействие психолога с субъектами образовательного пространства как сущностная характеристика его деятельности
    • 1. 3. Психологические условия успешности деятельности практического психолога системы образования
  • Глава 2. Содержательно-структурные характеристики образа профессии как условия успешной деятельности практического психолога образования
    • 2. 1. Организация и методы исследования 2.2 Результаты изучения содержательно-структурных характеристик образа профессии как условия успешности деятельности психолога образования

Психологические условия успешности деятельности практического психолога системы образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Обновление образовательной политики в современных условиях требует актуализации личностного и профессионального потенциала субъектов образовательного пространства. Особая роль в этом принадлежит службе практической психологии образования.

В настоящее время отмечается тенденция к стабилизации деятельности службы практической психологии, инициирующей и поддерживающей инновационные процессы в образовании. В то же время в условиях активного развития практической педагогической психологии и психологических практик особую актуальность приобретает проблема успешности профессиональной практико-ориентированной психологической деятельности. Успешная деятельность психолога образования во многом определяет социально-психологическую атмосферу образовательного учреждения, косвенно влияя тем самым на общее психологическое состояние современного общества. Рассмотрение проблемы успешности профессиональной деятельности психологов образования в столь широком социальном контексте позволяет представить важность ее решения и для отечественной психологической науки, и для педагогической практики, и для практики семейного воспитания.

Проблеме успешности деятельности посвящены работы в области психологии труда (A.M. Волков, М. А. Дмитриева, А. А. Крылов, Ю. В. Микадзе, А. И. Нафтульев, Г. Н. Солнцева и др.) — в социальной психологии большое внимание уделяется объективным и субъективным условиям, обеспечивающим успешное взаимодействие в процессе совместной деятельности (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, А. И. Донцов, Б. Ф. Ломов, Р. С. Немов, А. В. Петровский, Л. И. Уманский, Н. Н. Обозов и др.). Особое направление составляют исследования связи успешности деятельности, в том числе и профессиональной, с личностными особенностями ее субъекта (Б.Г. Ананьев, Л. Н. Анцыферова, Л. Н. Корнеева, Е. А. Климов, Г. С. Никифоров, и др.).

В последние годы активно разрабатывается проблема личностных особенностей психолога, обеспечивающих успешность его научной и практической деятельности (Г.С. Абрамова, Н. А. Аминов, Н. Н. Богомолова, JI.B. Тем-нова, Н. Ю. Хрящева и др.), условий и критериев успешности отдельных направлений деятельности практического психолога, в частности, индивидуального и управленческого консультирования (А.А. Деркач, А. Ф. Копьев, Г. И. Марасанов и др.).

Однако, обращаясь к категории успешности профессиональной деятельности типа «человек-человек», в том числе и деятельности психолога, авторы либо вообще не определяются в толковании этой категории, не выделяют критерии и, следовательно, не диагностируют ее состояние, либо выделяют только объективные критерии типа «оценка другим человеком (клиентом)», «стаж работы» и т. п.

Сложность решения проблемы успешности профессиональной психологической деятельности в условиях образования обусловливается рядом причин, важнейшими из которых являются специфика целей, объекта и предмета деятельности психолога, а также специфика построения психологом своей профессиональной реальности в культурном пространстве образования, отражающая особенности его взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Особо следует отметить тот факт, что предмет профессиональной практико-ориентированной психологической деятельности не задан apriori, его каждый раз определяет сам психолог и не заранее, а в момент взаимодействия с другим человеком (Е.А. Климов). В связи с этим в рамках психологического исследования особую значимость приобретает изучение отношения самого психолога к результатам собственной деятельности.

К сожалению, проблема успешности, переживаемая психологом как удовлетворенность результатом собственной профессиональной деятельности и собой как ее субъектом, не получила пока должного отражения в психологической литературе. В то же время решение проблемы психологических условий успешности профессиональной психологической деятельности в рамках педагогического пространства позволит не только определить ос-4 новные линии личностно-профессионального развития и саморазвития психолога, но и обогатить подход к личности психолога и его профессиональной подготовке, изменяя упрощенную «схему наложения» требований профессии на индивидуальные свойства личности (А.Г. Асмолов) на «схему соответствия» объективных требований профессии личностным особенностям психолога.

Процесс профессионального самоопределения как активного соотнесения и соподчинения требований профессии к личности субъекта психологической деятельности реализуется на этапе ее самостоятельного осуществления, когда объективные требования интегрируются с личностно значимыми. Результатом такой интеграции является формирование особого образа про-4 фессии, содержательно-структурные особенности которого могут благоприятствовать переживанию психологом успешности собственной деятельности. Исследование образа профессии в настоящей работе строится на конкретном эмпирическом материале и направлено на решение конкретных прикладных задач, связанных с успешностью профессиональной деятельности психолога в сфере образования. Выявление роли образа профессии в адекватной реализации психологами профессиональной деятельности, в становлении личности как субъекта практико-ориентированной психологической деятельности, в развитии психологической культуры как гармонии внутреннего мира психолога может рассматриваться в качестве начала конкретных прикладных ис-^ следований в этой актуальной области психологической реальности.

Анализ теоретических и экспериментальных исследований, а также изучение опыта работы практикующих психологов образования и опыта про* фессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки психологов системы образования позволили обнаружить противоречие между имеющимся научным фондом идей по психологии практикоориентированной психологической деятельности и личности психолога и недостаточной разработанностью проблемы успешности профессиональной деятельности психолога в условиях образовательного пространства.

Обнаруженное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы психологические условия успешности деятельности практического психолога образования.

Решение данной проблемы и составило цель исследования.

Гипотеза исследования: психологическими условиями успешности профессиональной деятельности психолога образования являются особенности образа профессии, который, выступая в качестве ядра субъекта профессиональной деятельности, имеет определяющее значение для личностно-профессионального роста психолога, открывает профессиональную психологическую реальность со стороны жизненных значений для конкретного психолога, а не только со стороны объективных значений и играет важную роль в субъектном становлении личности психолога.

Объект исследования — профессиональная деятельность психолога образования.

Предмет исследования — структурно-содержательные характеристики «образа профессии» как психологические условия успешности профессиональной деятельности психолога образования.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие основные задачи:

1. Определить понятие успешности профессиональной деятельности психолога образования и выделить ее критерии.

2. Смоделировать систему психологических условий успешности профессиональной деятельности психолога образования.

3. Выявить особенности структурно-содержательных характеристик образа профессии у психологов образования с разным уровнем успешности профессиональной деятельности.

4. Разработать научно-методические рекомендации по использованию результатов исследования в процессе профессиональной подготовки психологов.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи и принципы психологической теории деятельности (JI.C. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.) — системного подхода (Б.Г. Ананьев, П. К. Анохин, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Э. Г. Юдин и др.), в контексте которого образ профессии рассматривается с точки зрения основных признаков системности: целостности, структурности, иерархичности и динамичностиа также интенционально-динамического подхода к профессионально-психологической культуре и ее развитию (Н.И. Исаева).

Методы и этапы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические (аналитико-синтезирующий, сравнительно-сопоставительный, метод теоретического моделирования) — эмпирические (наблюдение, стандартизированные самоотчеты, анкетирование, изучение опыта профессиональной деятельности психологов образованияметоды обработки эмпирических данных (описательная статистика, корреляционный и факторный анализ, подсчет t-критерия) — методы анализа результатов исследования (структурно-функциональный и структурно-уровневый). Математическую обработку полученных данных мы проводили с помощью программы STADIA 6.0, профессиональная версия (автор — А. П. Кулаичев, МГУ).

В исследовании использовались методики: методика личностных конструктов Дж. Келлиметодика «Локус контроля» («ЛКв» — версия для взрослых) — модифицированный Е. Г. Ксенофонтовой вариант методики «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной и A.M. Эт-киндамодифицированный вариант методики В. А. Ядова «Логический квадрат» — техника Т. Кунаопросники, направленные на изучение целей профессиональной психологической деятельности практических психологов системы образования, специфики испытываемых трудностей в процессе работы и способов их преодоления (B.JI. Гайда, Е.И. Кимпеляйнен).

Выбор методов исследования определялся логикой исследования и задачами, решаемыми на каждом отдельном этапе.

На первом этапе (1999 — 2001гг.) проводился первичный теоретический анализ психологической, педагогической, социологической литературы по теме исследованиябыли определены цели, задачи, выдвинуты рабочие гипотезыпроведено пилотажное исследование, направленное на изучение особенностей восприятия психолога субъектами образовательного пространства и апробирование диагностического инструментария, уточнение гипотезы.

На втором этапе (2001 — 2002гг.) было проведено изучение особенностей образа профессии как системы представлений о субъекте и объекте профессиональной психологической деятельности в условиях образовательного пространства, о целях профессиональной психологической деятельности и характере трудностей их достижения. Разрабатывались и внедрялись в учебный процесс программы занятий и практик.

На третьем этапе (2002 — 2003гг.) были проведены статистическая обработка результатов исследования, которая позволила выявить содержательно-структурные особенности образа профессии у «успешных» и «менее успешных» психологов образования, систематизация содержания и результатов исследования и представление их в виде текста диссертации.

В исследовании приняли участие 116 практических психологов системы образования г. Белгорода и Белгородской области, г. Тамбова, и Тамбовской областив процессе внедрения результатов участвовали студенты социально-психологического факультета Белгородского государственного университета, в количестве 73 человек.

Научная новизна исследования обусловлена предметом исследования и логикой поставленных задач. Результаты исследования в совокупности отражают научную новизну, которая заключается в следующем:

— обосновано положение о роли образа профессии в успешной реализации психологом профессиональной деятельности, связанное с тем, что в образе профессии профессиональная действительность, как реальность и возможность, открывается со стороны ее субъективных, жизненных значений для каждого конкретного психолога, а не только со стороны объективных значений;

— разработана многоуровневая модель образа профессии психолога образования, представляющая собой гармоничное единство образа «Я — психолог», образов-эталонов и образов-стереотипов субъекта и объекта профессиональной психологической деятельности;

— выявлены психологические условия интеграции личности психолога в межкультурное образовательное пространство.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— проведен концептуальный анализ образа профессии как интегратив-ной характеристики личности психолога образования;

— разработанная модель «образа профессии психолога образования» позволяет исследовать проблемы, связанные как с личностью, формированием профессионального сознания и самосознания психолога образования, так и с его деятельностью;

— впервые психологические условия успешности профессиональной деятельности психолога образования, отражающие содержательно-структурные характеристики образа профессии, изучались у психологов в зависимости от уровня их профессионального мастерства;

— полученные результаты дополняют концепции профессии вообще и профессии психолога образования, в частности;

— выявленные психологические условия успешности профессиональной деятельности психолога образования рассматриваются как условия интеграции его личности в межкультурное образовательное пространство и определения места психолога в образовательном пространстве на принципах гармонии и единства.

Практическая значимость исследования определяется реальными возможностями использования его результатов при аттестации психологов образования в системе повышения их квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки психологов в процессе обучения в вузе.

Достоверность и обоснованность полученных данных и выводов обеспечена валидностью методик и методов предмету исследования, разнообразием и взаимодополняемостью исследовательских процедур и приемов, перепроверкой разными методическими средствами и анализом логической согласованности результатов, использованием современного аппарата статистического анализа данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Успешность профессиональной деятельности рассматривается как устойчивое субъективное состояние психолога, связанное с поиском и нахождением им вариантов решения профессиональных задач, направленных на создание условий для актуализации личностного и профессионального потенциала субъектов образовательного процессас поиском и нахождением выхода из затруднений актуальных для учителей, учащихся и родителей на момент взаимодействия с психологом. Критериями успешности являются особое эмоциональное состояние удовлетворенности от выполняемой психологом профессиональной деятельности и степень «вхождения» его в профессию.

2. Теоретическая модель образа профессии как сложного многокомпонентного и многоуровневого явления представляет собой противоречивое единство образов-эталонов и образов-стереотипов субъекта и объекта (учителя, учащегося, родителя) профессиональной психологической деятельности, образов целей профессиональной деятельности психолога и целей обращения к психологу учителя, ученика, родителя и образа «Я — психолог». При этом сами по себе образы играют разные роли: если образ «Я — психолог» образует ядро иерархии личностных смыслов профессиональной деятельности, то образы-эталоны задают направление профессиональной деятельности и профессиональному развитию психолога, а образы-стереотипы задают определенные рамки, ограничивая тем самым и профессиональную деятельность, и профессиональный рост психолога.

3. Образ профессии складывается на протяжении всей профессиональной жизни, особое значение в этом процессе имеет стадия самостоятельного осуществления профессиональной деятельности. Профессиональные представления психологов образования о субъекте, объекте, целях профессиональной деятельности и о себе как профессионале, с одной стороны, способствуют формированию профессиональной идентичности, с другой, восприятию себя как элемента педагогической системы. Педагогическая культура и различия профессиональной педагогической и профессиональной психологической культур, составляющих единое образовательное пространство, вносят изменения в содержание образа профессии психолога образования, сформированное в процессе профессиональной подготовки. Упорядочивание образа профессиональной реальности, интегрирование психолога в образовательное пространство и определение им своего места в нем строится на принципах гармонии, целостности и единства.

4.Успешность профессиональной деятельности психолога образования обеспечивается не только выраженностью, дифференцированностью и сложностью «когнитивной карты» образа профессии, целостностью и полносвяз-ностью каждой отдельной подсистемы образа профессии и образа профессии в целом, но и характером выделяемых психологом целей профессиональной деятельности, и гармоничным сочетанием представлений о целях собственной деятельности и о целях, с которыми обращаются к нему учителя, учащиеся и их родители.

5. Система представлений о целях профессиональной деятельности «успешных» психологов отличается от аналогичной системы представлений «менее успешных» психологов образования. Если в системе представлений о целях у «успешных» психологов доминируют цели, свидетельствующие о центрированности на другом человеке, о позитивном восприятии и вере в личностный и профессиональный потенциал другого, о готовности создавать условия для его актуализации, о личностном смысле выделяемых целей, то у «менее успешных» — о центрации на себе, о личностной и профессиональной амбициозности. В то же время «успешных» психологов отличают ориентация в выделении целей на преодоление внутренних барьеров на пути к самореализации, уверенность в необходимости развития прогностических способностей и актуализации у субъектов образовательного процесса потребности в саморазвитии. Совпадение целей, выделяемых психологом, с целями, с которыми обращается к нему педагог, свидетельствует о понимании им сходства стоящих перед ними задач, о готовности взаимодействовать в своей профессиональной деятельности с учителем, о наличии согласованности в действиях психолога и педагогов, направленных на создание условий для развития личности ребенка.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Воронеж, 2001) — на Всероссийских научно-практических конференциях (Армавир, 2000; Белгород, 2001; Воронеж, 2002) — на региональной научно-практической конференции (Белгород, 2002) — на 1-й Московской конференции студентов и аспирантов (Москва, 1999) — на ежегодных конференциях по результатам научных исследований профессорско-преподавательского состава Белгородского государственного университета (2000; 2003) — на научно-методических семинарах кафедры психологии развития и консультативной психологии БелГУ (2000;2003).

Внедрение основных идей и положений осуществлялось в процессе разработки и реализации программ по педагогической психологии, психологической службе в школе, при организации и проведении учебных и производственных практик на базе социально-психологического факультета Белгородского государственного университета, в процессе занятий с практикующими психологами на базе Белгородского регионального института повышения квалификации и переподготовки специалистов и Тамбовского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, и приложений. Работа включает таблицы и рисунки.

Результаты исследования показали, что выделяемые «успешными» психологами приоритетные направления профессиональной психологической деятельности адекватны специфике работы психолога в системе образования. По значимости на первом месте стоит психопрофилактика, далее следуют психологическое просвещение и консультирование, и на последнем месте — психодиагностика. У «менее успешных» психологов на первом месте — консультирование, а на втором — психодиагностика.

Сравнивая идеальные представления психологов разных групп о приоритетных направлениях деятельности в рамках педагогического пространства с реализуемыми на практике, мы обнаружили следующее. Если у «успешных» психологов представление о том, какое направление профессиональной деятельности должно быть приоритетным, совпадает с приоритетным направлением на практике, то у «менее успешных» — такое не обнаружено. Если для «успешных» психологов приоритетное и реализуемое направление профессиональной деятельности является психопрофилактика, то для «менее успешных» — психодиагностика.

Как видим, «менее успешные» психологи стремятся действовать по четко очерченной схеме, избегая тех ситуаций, где они не смогут предвидеть поведение, реакцию людей обратившихся к ним за помощью. Психологически это связано с тем, что психодиагностические процедуры обязательно имеют описание необходимых действий, что снижает риск выбора психологом непрофессиональных действий. А это, в свою очередь, снимает проблему нежелательных не только для другого, а главное, для самого психолога последствий проведения психодиагностических процедур [82, 66]. Превалирование психодиагностического направления в структуре деятельности «менее успешных» психологов можно объяснить еще и наличием технократических ориентаций в работе психологов, которые проявляются в том, что конкретные психотехники ставятся впереди человека и его ценностей. Это подтверждается данными, полученными в нашем исследовании, относительно тех психологических теорий, которыми практические психологи системы образования руководствуются в своей деятельности. «Успешные» психологи указывали культурно-историческую концепцию Л. С. Выготского, теорию деятельности А. Н. Леонтьева. «Менее успешные» психологи отдавали предпочтение методам психологического воздействия (НЛП, арттерапия, гештальт-терапия и т. п.).

Рассмотрение психологических условий успешности осуществления психологами образования профессиональной деятельности в контексте профессионально-психологической культуры и, в частности, в качестве содержания профессиональной предметно-психологической культуры, потребовало обращения к анализу системы представлений психологов о целях взаимодействия с ними участников образовательного процесса: учителей и учащихся.

Как видно из табл. 3, большинство «успешных» психологов считают, что учителя, обращаются к нему за помощью по формированию у себя чувства идентичности, развития уважения к себе, принятия себя, своей индивидуальности (90,3%). 83,9% психологов отмечают у учителей стремление научиться быть естественными, сполна переживать свои чувства, снять внутренние барьеры, препятствующие эмоциональным проявлениям своего внутреннего состояния (83,9%). Чуть больше половины психологов (64,5%) считают, что учителя испытывают трудности в разрешении внутренних конфликтов, и обращаются к психологу за помощью разобраться в себе, понять себя и истинные мотивы своего поведения.

Менее успешные" психологи видят необходимость оказания помощи педагогу по изменению сложившейся системы взаимоотношений (76,5%). Считают важным научить учителя контролировать свои эмоциональные реакции, и тем самым ослабить те эмоциональные проявления, которые являются источником проблемной ситуации (73,5%).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. — М.: МПА, 1995, — 264с.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.: МГУ, 1990. — 240с.
  3. И.В. Динамика развития профессионально-перцептивной культуры студентов-психологов: Дис… канд. психолог, наук. — Ставрополь, 2000.
  4. Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1991. — 384с.
  5. Н.А., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психол. журнал. — 1992. — № 4. -С, 104−111.
  6. .Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.- 336с.
  7. .Г. Избр. психолог, труды, т. I.- М.: Педагогика, 1980. — 230с.
  8. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. — М.: МГУ, 1978. — 269с.
  9. Г. М., Донцов А. И., Хараш А.У, Принципы исследования межличностного восприятия в условиях совместной групповой деятельности // Межличностное восприятие в группе. — М.: МГУ, 1981, 68−86.
  10. Г. М. Социальная психология. — М., 1996. — 376с.
  11. Г. М. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс, 1997.-239с.
  12. В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. — 84с.
  13. Н.К. Узловые вопросы психологических систем. — М.: Наука, 1980.
  14. Е.А. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И. Б. Ханиной. — М.: Наука- Смысл, 1999.- 350с.
  15. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог. Психопедагог. Психоисторик. — М.-Воронеж, 1996. -767с.
  16. СЕ. Роль и задачи психолога в разрешении проблемы становления личности // Актуальные вопросы психологической службы. -Воронеж, 2001.-С. 16−17.
  17. Т.Ю. К проблеме инструментария практического социального психолога//Вести. МГУ. — серия 14 Психология. — 1997.- № 4
  18. Н.А., Стафулина Н. Л. К вопросу о профессиональных способностях психолога// Сб. науч. тр. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 5. — Л., 1985.— 62−77.
  19. М.Р. Организация психологической работы в школе. — М: Совершенство, 1998 -298с.
  20. М.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.- 48с.
  21. Н.Н., Мельникова О.Т, Фоломеева Т. В. Фокус группы как метод социально-психологического исследования: Учебное пособие -М.: Магистр, 1997. — 80с.
  22. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. — Л.: ЛГУ, 1970. — 135с.
  23. А.А., Куницина В. Н., Панферов В. Н. О социальных стереотипах и их роли в оценке личности. — В кн. Человек и общество, Вып 5.-. Л.: ЛГУ, 1971
  24. А.А. О разработках психологического познания людьми друг друга // Вопр. психол.- 1980. — № 1. — 21−29.
  25. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. —М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 198с.
  26. А.А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983.-271с
  27. А.А. Психология о личности. — М.: МГУ, 1988. — 188с.
  28. А.А. Психология общения. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256с.
  29. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности// Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И, Анцыферовой. — М., 1981.
  30. Брушлинский А. В, Деятельность субъекта как единство теории и практики //Психологический журнал. — 2000. — Т. 21. — № 6. — 5−11
  31. Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам Чиксентмихайи)// Вест, МГУ серия
  32. Психология. — 1995.- № 2. — 53−61
  33. Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории //Моск. психотерап. журн. — 1992. -№ 1.
  34. Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: Автореферат дис.. доктора пед. наук. — М., 1999.
  35. Введение в практическую социальную психологию. — М., 1995−240с.
  36. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1999. -204с.
  37. Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога: Авто- реф. дисс… канд. психол. наук. — СПб, 1997. — 17с.
  38. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». — Вып. 1/ Под ред. Бурлаковой Н. С. -М.: УЦ «Перспектива», 1998. — 98с.
  39. A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. — М.: Изд-во МГУ, 1987. -216с.
  40. Н.В. Влияние экономических факторов на особенности восприятия руководителя организации подчиненными: Дисс… канд. психолог, наук. — Ярославль, 1996.
  41. Вопросы кибернетики. Психологические состояния и эффективность деятельности. — М.: ВИНИТИ, 1983.- 168с.
  42. Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга / Под ред. О. Г. Кукосяна.- Краснодар: Изд-во Кубанск. ун-та, 1981 -188с.
  43. Л.С. Собрание соч. в 6-ти томах. М.: Просвещение, 1982- 1984.
  44. В.Л., Кимпеляйнен Е. И. Развитие коммуникативной компетентности: Метод, указания. — Омск, 1990.
  45. И.С. Психология профессионального становления специалиста: Уч. пособие, — Киев: Книга, 1982. — 82с.
  46. Л.Я., Алешина Ю. Е. Взаимосвязь отношения к себе и к другим. Вестн. Моск. Ун-та. сер. 14. Психология. — 1982. — № 4. — 21−29.
  47. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: МГУ, 1987. — 176с.
  48. В.В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии// Деятельность: теории, методология, проблемы. — М., 1990.
  49. К.Е. Восприятие межличностных предпочтений в группе: Автореферат, дисс. …канд. психол. наук. -М., 1984, -24с
  50. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. — М., 1993. — 168с.
  51. А.А., Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. — М., 1996., 129с.
  52. Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Политиздат, 1990. — 366с.
  53. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 220с.
  54. А.И., Саркисян Ш. В. Динамика межличностного восприятия в условиях совместной деятельности // Межличностное восприятие в группе. — М. Изд-во Моск. Ун-та, 1981. — 96−123.
  55. А.И., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Академический психолог и психолог-практик: штрихи к профессиональному портрету // Введение в практическую психологию. — М.: Смысл, 1996. — 14−21.
  56. В.Н. Экспериментальная психология. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 320с.
  57. Ю.М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. — М., 1980. — 24с.
  58. Ю.М. Методические проблемы исследования межличностного восприятия в фуппе. // Межличностное восприятие в группе. — М. Изд-во Моск. Ун-та, 1981.- 45−67.
  59. Ю.М., Петровская Л.А, Растенников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. -М.: Изд-во МГУ, 1990. — 104с.
  60. Ю.М. Проблемы разработки практической психологии (о научных основах психологической службы).// Психол. журнал. — 1980. — Т. 1.-№ 2.-С.5−9.
  61. Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономоренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. — М.: Наука, 1986.
  62. Т.В. Психолого-педагогические особенности совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях института повышения квалификации: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. — Курск, 2003. — 20с.
  63. А.И., Степанова Г. И. Психосемантика и изучение профессионального сознания психолога // Вестник МГУ. Сер. 14. — 1989. № 3. — 20−32.
  64. A.M. Психологические основы интенсификации профессиональной подготовки: Автореф. дисс. … докт. психолог, наук. — Киев, 1989.-54с.
  65. В.П. От генезиса ощущений к образу мира // А. Н. Леонтьев и современная психология. — М., Изд-во МГУ, 1983.
  66. В.П. Миры сознания и структура сознания.// Вопр. психол. 1991.-№ 2-С.15−36.
  67. В.В. Понимание в познании и общении. — Самара: СамГПУ, 1998. -88с.
  68. В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия //Психологический журнал. — 2000. — Т. 21. — № 2. — 7−15
  69. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. — М.: МГУ, 1987. — 208с.
  70. Н.И. Разработка научных основ деятельности практического психолога системы образования // Подготовка и повышение квалификации практического психолога в системе образования. — Н.-Новгород, 1994.
  71. Н.И. Профессиональная культура практического психолога образования // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технологии. — Белгород: Изд-во БГУ, 1996, — 47−59.
  72. Н.И. Принцип экологичности в деятельности практического психолога образования. // Психология и экология человека: психологические факторы культуры мира и ненасилия современной России. — М., 1999.-С. 182−185.
  73. Н.И. Профессиональная деятельность практического психолога образования как объект исследования. // Социология управления и духовной жизни Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. — 43−49.
  74. Н.И. Профессиональная культура практического психолога: сущность, функции, этапы становления // Теория и технология формирования профессионально-педагогической культуры. — Белгород: Изд-во Бел-ГУ, 1999.-С.27−32.
  75. Н.И. Психологическая культура личности как условие диалогового построения консультативного процесса // Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия Уфа: Баш ГНИ, 1999. — 114−115.
  76. Н.И., Аксенова И. В. Развитие профессиональной направленности восприятия практического психолога образования. // Социология управления и духовной жизни. — Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. — 49−54.
  77. Н.И. Деятельностный подход к оценке качества подготовки психологов-практиков // Качество педагогического образования: история и современность педагогического образования. — Белгород: Изд-во БелГУ, 1999.-С. 38−45.
  78. Н.И. Коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры практического психолога образования// Ценностные приоритеты общего и профессионального образования. — М., 2000. — Ч. I. — 27−31.
  79. Н.И. Межличностное взаимодействие в профессионально- психологической деятельности: культурологический аспект // Социальная коммуникация в современных условиях: состояние, проблемы, перспективы. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. — 38−45.
  80. Н.И. Психологическое обоснование содержания профессиональной подготовки психолога-практика // Психология на рубеже веков: наука, практика, преподавание. — Тула: Тульский государственный университет, 2000.
  81. Н.И. Профессиональная культура психолога образования. — М.- Белгород: МПГУ, БелГУ, 2002. — 235с.
  82. Н.И. Социально-психологические проблемы коммуникационного взаимодействия. — М., 1991. — 152с.
  83. А.А. Роль психологической службы в формировании профессионального мастерства учителя // Актуальные вопросы психологической службы. — Воронеж, 2001. — 80−81.
  84. Д. Процесс каузальной атрибуции. — В кн.: Современная зарубежная социальная психология. Тексты. — М. , Изд-во МГУ, 1984. — 124−137.
  85. Е.А. Введение в психологию труда: Учебное пособие. -М.: Изд- во Московского университета, 1988.- 199с.
  86. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях.-М., 1995
  87. Е.А. Психология профессионала. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 400с.
  88. Е.А. О соотношении некоторых отраслей психологии и возможных «пограничных спорах» // Вестн. Моск. Ун-та. сер. 14. Психология.-1999.-№ 3.-С.З-12.
  89. М.В., Солнцева Г. Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности дея-тельности//Вест. МГУ серия 14 Психология. — 1999.- № 4. — 61−67 t
  90. Г. А. Психология познания людьми друг друга.// Вопр. психол. — 1993.-№ 1.- 112−118.
  91. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 1976. — 350с.
  92. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984.-383с.
  93. А.П. Психологические особенности формирования социальной перцепции у будущих учителей: Дис.канд. психол. наук. — Киев, 1985. -235с.
  94. Г. К. Предпосылки эффективности деятельности практического психолога органов внутренних дел (на материалах деятельности милиции): Дис… канд. психолог, наук. — М., 1997. — 242с.
  95. А.Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной психотерапии // Вопросы психологии. — 1986. — № 4. — 121−130.
  96. И.Б., Рогов Е. И. Психологическая культура как компонент профессионального самосознания // В помощь начинающему учителю. — Даугавпилс, 1990. — Вып. 5. -С. 15−24.
  97. Крижанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения. — М: Смысл- Академический проект, 1999. — 279с.
  98. Р.Л. К вопросу о механизме межличностного взаимодействия. — В кн.: Вопросы психологии межличностного познания и общения. -Краснодар: Изд-во Кубанск. Ун-та, 1983. — 136−145
  99. А.А. Межличностное оценивание в малых группах. — Киев: Нау- кова Думка, 1982. -159с.
  100. Е.П., Лебедева Е. Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости //Психологический журнал. — 2000. -Т. 21. -№ 6.-С. 12−23
  101. Кряж И. В, Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений // Вопросы психологии. — 1998. — № 1. — 65−76.
  102. Е.Г. Исследование локализации контроля личности — новая версия методики «Уровень субъективного контроля» //Психол. журнал. — 1999. -Т.20. -№ 2. — 103−114.
  103. B.C. Основы социальной психологии. — Ленинград, 1967.
  104. О.Г. Профессиональные особенности первого впечатления // Вопросы психологии познания людьми друг друга в процессе общения. /Отв. ред. О. Г. Кукосян. — Краснодар.: КГУ, 1978. — 118−135
  105. О.Г. Профессиональные особенности познания людьми друг друга, //XXII Международный психологический конгресс: Науч. сообщ. сов. психологов. / Ред. коллег. — Б. Ф. Ломов и др. — М: Наука, 1980. -С.291−294
  106. .Ф. Основы профессиональной психодиагностики. — М., 1984.
  107. А.П. Методы и средства анализа данных в среде Windows. Stadia 6.О.- М.: Информатика и компьютеры, 1998.-270с.
  108. И.Д. Проблемы психологической службы. — М., 1989. ПЗ. Леви Т. е. Психологические условия принятия практического психолога педагогическим коллективом: Автореф. дис… канд. психол. наук. — М., 1995.
  109. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304с.
  110. А.Н. Избранные психологические произведения, В 2-х т., Т. 2. — М.: Педагогика, 1983. — 217с.
  111. А.Н. Психология образа// Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1979.-№ 2. — З-13.
  112. А.Н. Проблема деятельности в истории советской психологии // Вопросы психологии.-1986.-№ 4.- 109−120.
  113. Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя: Дис… д-ра пед. наук. — М.: МГПИ, 2001.
  114. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии, М.: Наука, 1984.-442с.
  115. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии, — М,: Педагогика, 1991. — 29бс.
  116. .Ф. Проблемы и стратегии психологического исследования. / Рос. АН, институт психологии. — М.: Наука, 1999. — 24с.
  117. А.Ф. Знак. Символ, Миф. — М., 1982.
  118. Ю.М. Культура и взрыв. — М.: Професс, 1992.
  119. И.П. Психологические условия успешности профессиональной деятельности работников специальных социальных служб по адаптации престарелых: Дисс… канд. психолог, наук. — М., 1997. — 135с.
  120. И.П. Психологические условия успешности профессиональной деятельности работников специальных социальных служб. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. — 127с.
  121. СВ. Восприятие личностью себя и других в группах разного уровня развития: Дисс… канд. психол. наук.- М., 1985, — 176 с.
  122. СИ., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. Каталог в двух частях. — СпБ, 1993, — 282с.
  123. В.А. Развитие профессионального взаимодействия психолога и педагога: теория и практика: Д и с. доктора психолог, наук, — М, 1999. -331с.
  124. А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.-309с.
  125. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. — М., 1982.-С-108−118.
  126. Медведев Д, А. Образ мира как внутренний фактор развития личности студента педагогического вуза: Автореферат дисс… канд. психол. наук. -Ставрополь, 1999.-24С.
  127. Межличностное восприятие в группе./ Под. Ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. — 288с.
  128. В.Ю. Психотерапевтическая практика: Мифы клиентов // Вопр. психол. — 1999. — № 1. — 77−83.
  129. Л.М. Личностное и профессиональной развитие человека //Вопр. психол. -1997. — № 4
  130. Л.М. Психология профессионального развития учителя. — М.: «Флинта», Моск. психолого-социальный ин-т, 1998. — 200с.
  131. М.В. Личностные компоненты профессиональной успешности практического психолога (инструкторов учебно-тренировочных групп): Дисс… канд. психолог, наук.- М., 1994. — 178с.
  132. Ф.Ш. Педагогические условия формирования психологической культуры учителя: Дисс… канд. пед. наук. — Казань, 1995 — 297с.
  133. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. — М., 1960. — 110−125.
  134. П.А. Теория и практика в работе школьного психолога // Вопр. психол, — 1993 — № 4, — 73−79, ИО. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. — М., 1977.
  135. СВ. Психологическая практика в российском образовании XX столетия,-СПб.: «Образование», 1999.-172с. I «вания // Личность XXI века: теория и практика: Тез. докл. Всесоюзн. науч. конф. 20−23 апреля 2000 г. — М.-Армавир. — 221−233.
  136. Р.С. Основы психологического консультирования. — М., 1999- 456с.
  137. Н.Н. Психология межличностного взаимодействия: Дисс… доктора психолог, наук. — Л., 1979. — 355с.
  138. Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия //Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бода-лева.-М., 1981.-С.80−92
  139. Д.В. Становление профессиональной ментальности педагогов и психологов: Дисс. канд. психол. наук, — М., 1992. — 198с.
  140. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 304с.
  141. Общение и оптимизация совместной деятельности/ Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. — М.: Изд-во МГУ, 1987.- 301с.
  142. Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996.-352С.
  143. Я. Факторный анализ. — М.: Статистика, 1974.-198с.
  144. В.Б. Проблемы межличностных отношений в истории когнитивной психологии.- В. кн.: Вопросы общей и прикладной психологии.- Ростов-на Дону, 1978. — 143−166.
  145. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека // Вопр. психол. — 1995. — № 2. — 5−19.
  146. В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопр. психол. — 1982. — № 2. — 139−141.
  147. .Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971.
  148. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. — М.: МГУ, 1983. -177с.
  149. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 208с.
  150. Л.А. Неадекватность восприятия как фактор социально- психологического конфликта. — В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар: Изд-во Кубанск. ун-та, 1975. — 48−50.
  151. Л.А. Социально-психологический тренинг как способ оптимизации перцептивных процессов в группе // Межличностное восприятие в группе. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. — 168с.
  152. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. — 168с.
  153. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии.- М.: ИНФРА — М, 1998. -528с.
  154. В.А. Психология неадаптивной активности. — М., 1991. — 224с.
  155. В.А. Личность: феномен субъективности. — Ростов-на-Дону, 1993.-67с.
  156. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. МГУ серия 14 Психология. — 1984.- № 4. — 13−21.
  157. В.В. Воображение и познание // Модели мира. — М., 1997.
  158. В.Ф. Некоторые проблемы повышения эффективности психологической службы // Психол. журнал. -1997. — Т. 18. — № 2. — 161−168.
  159. М.И. Влияние деятельности практического психолога на гуманизацию отношений в педагогическом коллективе: Автореферат дис… канд. психол. наук. — Ставрополь, 1997.-20с.
  160. H.A. Психологический анализ условий профессиональной деятельности учителя // Качество педагогического образования: история современность / Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. — 130−133.
  161. Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации // Психологические закономерности профессионализации. — Ярославль, 1991.
  162. Я.А. Методологическое введение в психологию. — М.: Наука, 1983.-205с.
  163. A.M. Школьный психолог и психолог-консультант: общее и различия // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. — М., 1987. — 37−40.
  164. A.M. К методическому обеспечению консультативной работы с учителями // Детский практический психолог. — 1994. — № 1. — 28−37.
  165. .Ф. Социальная психология и история. — М: Наука, 1979. — 231с.
  166. Проблема общения в психологии /Под ред. Ломова Б. Ф. — М., 1981.-278с.
  167. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.: Издательство «Института психологии РАН», 1997. — 576 с.
  168. Психологическая служба школы /Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 222с.
  169. Психологическая служба: детский сад, школа, вуз / Ред И. Б. Котовой, Е. И. Рогова — Ростов-на Дону, 1991.
  170. Психологические вопросы регуляции деятельности / Под ред. Д. А. Ошанина и О. А. Конопкина. — М.: Педагогика, 1973. — 207с.
  171. Психологические вопросы эффективности и качества труда. (Москва, 1977): Тез. науч. сообщений. — М., 1977. — 53с.
  172. Психологический словарь./ Под ред. Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1979.-23 8с.
  173. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /Никифоров Г. С., Дмитриева М. А., Корнеева Л. Н. и др., Под ред. Никифорова Г. С. — СПб.: Издательство -Петербургского университета, 1991. — 152с.
  174. Психологическое сопровождение выбора профессии // Научно- методическое пособие./ Под. ред. Л. М. Митиной. — М., 1998.
  175. Психология межличностного познания /Под. ред. Бодалева А. А. — М.: Педагогика, 1981. -224с.
  176. Психология формирования и развития личности/Под ред. Л.И. Анцыфе- ровой. -М., 198L
  177. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности / Под ред. А. А. Деркача. — М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 400с.
  178. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И. В. Дубровиной — М.: Просвещение, 1991.- 303 с.
  179. А.А. Психологическая служба школы /Принципы деятельности и работы с трудными. — СпБ: Б.И., 1993.-43с.
  180. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — Кн. 1 Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.
  181. К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. / Пер. с англ. О. Кондрашо-вой, Р. Кучкаровой.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.-464с.
  182. О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности»//Вест. МГУ серия 14 Психология. — 1996.- № 3.- 60−67
  183. О.Н., Прудков П. Н. Предпосылки успеха в труде психоло- га///Вестн. МГУ серия 14 Психология. — 2000.- № 4. 55−65
  184. Г. Я. Психология познания как самостоятельное направление исследований. // Зарубежные исследования по психологии познания. — М, 1997.
  185. В.М. От традиционной парадигмы образования к новой // Техническая эстетика. — 1990, — № 6. — 10−12.
  186. Р03ИН В. М. Психологическая помощь. Психотехника. Эзотерический опыт. — М.: Изд-во РОУ, 1995. — 160с.
  187. Е.С. Психология профессионального становления личности: Автореферат, дисс… доктора психол. наук. — М., 1993 -28с.
  188. Л. Бытие и сознание.- М.: Изд-во АН СССР, 1957. -254с.
  189. Л. Основы общей психологии.- М., 1973
  190. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976. — 416с.
  191. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. — Краснодар: Изд-во КубГУ, 1995. — 168с.
  192. Е.Е. Как я понимаю психологию: в подражание М. Мамарда- швили// Журн. практ. психол. — 1999. — № 4.
  193. Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования: Дне. …доктора психол. наук.-М., 1997.-565с. t
  194. A.B. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьного практического психолога: Автореф. дне… канд. психол. наук. — Кемерово, 1996. — 24с.
  195. И.Г. Личность и профессиональная деятельность психолога: социальные представления у различных профессиональных групп: Дис… канд. психолог, наук. — Тверь, 1999. — 214с.
  196. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: психологические основы образования: Автореф. дис. …д-ра психол. наук. — М.: Психологический институт РАО, 1994.
  197. Д. Психология образа. Проблема активности психического отражения. — М., 1985. — 232с.
  198. В.А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения. — М.: Издательский центр «Академия», институт психологии РАН, 1996. — 220с.
  199. Степанова К, Сидоренко Е. В., Швецова И. В., Смирнов М. В, Кусаинова Н. И. Успешный психолог: миф или реальность. // Психологическая газета. — 2003. — № 2, февраль.
  200. B.C. Проблемы аксиологического базиса современного образования// Вопросы философии. — 1999. — № 3.
  201. В.В. Исследование порождения зрительного пространственного образа. -В кн.: Восприятие и деятельность.-М., 1972.- 12−40.
  202. СТОЛИН В. В. Самосознание личности. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983.- 286с.
  203. Г. В. Основы психологической теории деятельности. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 168с.
  204. Е.В. Системный подход и психологическая служба производственной организации. // Психолог, журнал. — 1982. — Т. 3. — № 6. — 122−124. I
  205. Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: Автореферат дис... доктора псих наук. — М., 2001.-44с.
  206. Ю.П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга: Дис… доктора психол. наук. — М., 1994, — 347с.
  207. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. —144с.
  208. Е.В. Обыденное сознание: продуктивность противоречий в развитии сознания// Мир психологии. — 1999. — № 1. — 128−140,
  209. Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность.-М., 1975.
  210. Л. Введение в теорию диссонанса //Современная зарубежная социальная психология: Тексты. — М., 1984. — 97−100.
  211. ., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство о репертуарным личностным методикам: Пер. с англ. / Общ. ред и предисл. Ю. М. Забродина и В. И. Похилько. — М.: Прогресс, 1987. -236с.
  212. А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение (к разработке интерсубъектного подхода в исследованиях познания людьми друг друга). // Психология межличностного познания. — М.: Педагогика. — 1981. — 25−42.
  213. А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования. — И,-Курс: МПГУ-КГТТУ, 1997.
  214. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 256с.
  215. Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608с.
  216. С. Мотивационные ресурсы профессионально-личностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе: Дисс. … канд. психолог, наук. — Белгород, 2002. -196с.
  217. А.С., Дымов Е. И., Сарычев СВ. и др. Организация психологической службы в школе. — Галич, 1991.
  218. А.С., Дымов, Лунев Ю.А. и др. Школа и развитие ребенка. — Курск: Изд-во ИПК и ПРО, 1995.
  219. А.С., Лунев Ю. А. Гребеньков Н.Н. Концептуальные аспекты подготовки практических психологов образования // Подготовка психологов для сферы образования. Вып. 10. — РГПУ- УМО ОППО- КГПУ. -Курск: Изд-во КГПУ. — 154с.
  220. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности.- М.: Наука, 1983.
  221. А.О. Развитие профессионального самосознания практического психолога в процессе обучения в ВУЗе :Дис… канд. психолог, наук. -Ставрополь, 2000.
  222. А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигма анализа данных // Вопросы психологии. — 1982. — № 5.
  223. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности, -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
  224. Шнейдер Л. Б Экспериментальное изучение профессиональной идентичности. — М.: ООО «Принт», 2000. — 128с.
  225. Л.Б. Профессиональная идентичность. — М.: МОСУ, 2001. — 272с.
  226. A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. — 1987. — № 6. — 20—30.
  227. . Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М.: Наука, 1978.
  228. Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы /Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: ТЦ «Сфера», 1999.- 256с.
  229. Т. Психология и школа. Опыт сотрудничества // Журн. практ. психол. — 1998.- № 2.- 32−38
  230. Cantril Н. The «way» if man’s experience, N.Y., McMillan: 1950. — 196p.
  231. Clark M.S.& Mills J. Interpersonal attraction in exchange and communal relationships. Joumal of personality and social Psychology. 1987, 31. P. 12−24.
  232. George R.L., Cristiani T.S. Counseling: Theory and Practice. 3rl Ed engle- wood Cliffs. N.Y.: Personality Hall. 1990.
Заполнить форму текущей работой