Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика преподавания психологии в системе профессиональной подготовки студентов технического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийском совещании-семинаре «Математическое обеспечение информационных технологий в технике, образовании и медицине» (Воронеж, 1996), на Международной научно-практической конференции «Социальные, экономические и финансовые проблемы перехода экономики в стадию устойчивого роста… Читать ещё >

Содержание

  • 'i действии
    • 1. 3. Соотнесение и сочетание различных подходов к построению обучения
    • 1. 4. Активные методы обучения
  • 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕСТ-ТРЕНАЖЕРНЫХ СИСТЕМ
    • 2. 1. Методологические основы проектирования тест-тренажерных
  • 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТ-ТРЕНАЖЕРНОЙ СИСТЕМЫ
    • 3. 1. Влияние на психосемантические преобразования субъектного опыта различных дидактических форм и режимов организации занятий
    • 3. 2. Качественно-количественные психосемантические стр,
  • 1. ПРОБЛЕМА И РОЛЬ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ, ,, ,
    • 1. 1. Проблема гуманитаризации высшего образования ,
    • 1. 2. Обучение как управляемое формирование умственных систем субъектогенетической ориентации
    • 2. 2. Варианты построения тест-тренажерных занятий
    • 2. 2. 1, Занятия с использованием тестов
    • 2. 2. 2, Занятия с использованием тренинговых заданий
    • 2. 2. 3, Разбор конкретных ситуаций, игровые формы обучения, ,, показатели преобразования субъектного опыта
    • 3. 3. Проявления субъектной позиции учащихся в ходе > психосемантических преобразований их опыта под воздействием тест-тренажерных занятии ч

Методика преподавания психологии в системе профессиональной подготовки студентов технического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

действии.

1.3. Соотнесение и сочетание различных подходов к построению обучения.

1.4. Активные методы обучения.

2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕСТ-ТРЕНАЖЕРНЫХ СИСТЕМ.

2.1. Методологические основы проектирования тест-тренажерных.

3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТ-ТРЕНАЖЕРНОЙ СИСТЕМЫ.

3.1. В л ияние на психосемантические преобразования субъектного опыта различных дидактических форм и режимов организации занятий.

3.2. Качественно-количественные психосемантические стр. 4.

1. ПРОБЛЕМА И РОЛЬ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ .

1.1. Проблема гуманитаризации высшего образования. 13.

1.2. Обучение как управляемое формирование умственных.

25 33.

44 систем субъектогенетической ориентации.44.

2.2. Варианты построения тест-тренажерных занятий.58.

2.2.1. Занятия с использованием тестов.58.

2.2.2. Занятия с использованием тренинговых заданий.76.

2.2.3. Разбор конкретных ситуаций, игровые формы обучения. 92.

104 показатели преобразования субъектного опыта. 109 t.

3.3. Проявления субъектной позиции учащихся в ходе психосемантических преобразований их опыта под воздействием тест-тренажерных занятий. 123 ч.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

134 I г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 137.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 157.

ЛИТЕРАТУРА

158.

Актуальность. Процесс развития образовательных систем как в нашей так и в других странах на современном этапе оказался перед необходимостью разрешения целого ряда проблем, среди которых — отчетливо фиксируемая общественным сознанием и обсуждаемая во всем мире неудовлетворенность качеством образования. Стремительное развитие науки и техники на современном этапе сопровождается рядом особенностей, которые должны отражаться в проектировании образовательных систем:

— смена поколений техники и технологий опережает смену поколений обслуживающих ее людей;

— увеличение объема нуждающейся в оперативной переработке к информации, изменившаяся роль средств массовой информацииW.

— повышение значимости информационных технологий, что непосредственно отражает вступление мировой цивилизации в эпоху информационно-технологического развития;

— интенсивное развитие новейших отраслей науки, ускоряющее обновление техники и технологий;

— возрастание потенциальных возможностей общества при несоизмеримо низком уровне общественного интеллекта и прогностической социоуправляемости, рост глобальной ответственности человечества за принимаемые решения;

— значимость интеллектуального потенциала государства в конкурентных отношениях на мировом рынке, возросшая роль образования в сфере предметной деятельности;

— возрастание объема и интенсивности системных связей между государствами, производственными, информационными, образовательными объединениями;

— экологические проблемы, тяготение значительной части населения к псевдонаучным знаниям на фоне современных достижений науки;

— уменьшение количества людей, занятых на производстве и, соответственно, рост алкоголизма, наркомании, увеличение времени, отводимого на примитивные зрелища и компьютерные развлечения;

— отказ от общегосударственной, строго идеологизированной морали, влияние массовой культуры запада, необходимость в связи с этим передачи подрастающему поколению новых ценностных установок, нравственных и этических норм;

— отказ от государственного распределения выпускников высших учебных заведений, лишивший молодых специалистов гарантированной работы и привелегий.

Решение этих проблем связано, прежде всего, с осмыслением и постепенным включением в деятельность систем образования следуюin ях принципов и подходов:

— переориентация педагогических систем с трансляции знаний и передачи типовых алгоритмов деятельности на интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, ее способностей, стремления к самообучению и творчеству, что обеспечит высокий уровень адаптации выпускника учебного заведения к быстро меняющемуся внешнему миру;

— гуманизация образования как процесс, направленный на при. знание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей;

— гуманитаризация образования как действенная форма его гуманизации, включение обучаемого в единое пространство общечеловеческой культуры, как форма развития эмоционально-образного мышления, воображения, интуиции;

— информатизация образования, обеспечивающая, с одной стороны, адаптацию человека к быстрой информатизации общества, с другой стороны, совершенствование самого учебного процесса;

— экологизация образования, которая, в идеале интегрирует аспекты гуманизации с естественно-научным и техническим блоками содержания образования.

Демократические преобразования в нашей стране привели к переходу от традиций административного, сверхцентрализованного управления педагогическими системами к гуманистической установке на вариативность образования, на личностно-ориентированное обучение. Возрастает стремление к абсолютизации приоритета свободного развития личности, установка на максимальный учет ее интересов на фоне много лет успешно функционировавшей системы высшего профессионального образования. И в то же время в новых условиях возникла потребность общества в управляемом изменении ценностных установок, мотивов к эффективному взаимодействию субъектов учебно-воспитательного процесса, равно как и потребность в фундаментализа-ции и гуманитаризации высшего образования, которые должны обеспечить успешную адаптацию выпускника к быстро меняющимся условиям хозяйственно-производственной деятельности.

Гуманитаризация высшего образования — одна из устойчивых тенденций развития общества, которая обусловлена не столько благими пожеланиями, сколько жесткими требованиями к ответственному отношению человека к стремительному расширению границ его собственных возможностей.

Но приращение подобного рода знаний не даст желаемого результата без не менее интенсивного формирования установок на организацию жизни человеческого сообщества в соответствии с принципами гуманизма.

В основе реального гуманизма лежит глубокое понимание само* достаточной ценности любого человека, признание за каждым (именно за каждым, и никак не за кем-то одним или несколькими!) права распоряжаться своей собственной жизнью, т. е. быть ее подлинным субъектом.

Идея субъектности относится к разряду тех оснований, на которых могут быть непротиворечивым образом сведены в единую систему результаты исследований различных научных дисциплин, занимающихся изучением человека. Понятие о субъекте как о качестве, благодаря которому человек преодолевает актуальные для него противоречия между наличными возможностями и насущными потребностями, позволяет естественным образом строить научно обоснованную педагогическую практику на принципах гуманизма.

Для этого помимо теоретических и чисто научных разработок должны постоянно проводиться исследования прикладного характера. Кроме того, для соединения науки и практики должны появиться и постоянно сохраняться такие звенья, как методические разработки и уточненные, прошедшие экспериментальную проверку и отладку инструкции по их применению. В противном случае без своего логического продолжения в прикладной науке, без соответствующих опытно-конструкторских, методических разработок, без создания и отладки особого рода гуманитарных технологий самая замечательная теория в лучшем случае станет лишь объектом изучения истории науки.

В качестве примера, когда необходимость подобного рода исследований диктуется естественным развитием событий, было выбрано пока еще стихийно распространяющееся применение в ходе преподавания ч гуманитарных дисциплин психодиагностических тестов. Зачастую к их применению преподавателей подталкивает стремление повысить познавательную активность студентов. Но еще никто не выявил условий оптимального применения тестов как дидактических средств и последствий их применения.

Кроме того, при разработке эффективных дидактических средств для психологической подготовки студентов необходимо учитывать специфику вузовского образования.

Этим обусловлена актуальность темы данной диссертационной работы, заключающейся в исследовании того, как субъектогенетический подход позволяет сочетать принципы личностно-ориентированной дидактики и традиционные педагогические технологии при построении тест-тренажерных систем для подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями. В данной диссертационной работе проведено детальное исследование условий и последствий включения методов психодиагностики в учебный процесс, влияние тест-тренажера на личность учащихся.

Цель исследования — разработка и психолого-педагогическое обоснование методики применения субъектогенетического подхода в преподавании психологии в системе профессиональной подготовки студентов технического вуза.

Объект исследования — гуманитарная подготовка студентов в техническом вузе.

Предмет исследования — содержание и технологии преподавания психологии в техническом вузе, обеспечивающие личностно-ориентированный подход студентов к ее изучению.

Гипотеза — субъектогенетический подход в рамках тест-тренажерной технологии на основе гуманистических принципов обучения курсу психологии позволяет объединить научно-обоснованное обучение как трансляцию общечеловеческого опыта и эффективное учение как творческое преобразование человеком своего субъективного опыта.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены задачи исследования:

1) на основе изучения психолого-педагогической литературы провести анализ современных педагогических технологий по теме исследования;

2) определить возможности использования субъектогенетиче-ского подхода в психолого-педагогическом проектировании в системе высшего образования;

3) на основе выявленных возможностей разработать модель конкретного дидактического средства — тест-тренажерной системы;

4) выявить путем эксперимента специфику субъектогенетиче-ского подхода в формировании профессионального самосознания студентов;

5) определить оптимальные условия усвоения психологических знаний студентами посредством разработанной методики;

6) на основе анализа результатов серии педагогических экспериментов и статистической обработки экспериментальных данных определить эффективность субъектогенетического подхода в преподавании психологии в техническом вузе.

7) разработать методические указания по применению субъектогенетического подхода к преподаванию психологии в техническом вузе.

Методологическую основу исследования составили общедидактические принципы, работы в области исследования и описания психолого-педагогических систем, гуманизации и гуманитаризации процесса подготовки специалистов, нормативные документы в области реформы высшего образования в России.

Теоретическую основу исследования составили: методология комплексного исследования и системный подход к деятельности педагогических систем (Н.В.Кузьмина) — представление технологии обучения как процесса управления учебно-познавательной деятельностью (Б .Г.Ананьев, П. Я. Гальперин, З. Д. Жуковская, И. А. Зимняя, Г. Л. Ильин, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, Н. Ф. Талызина, В. Д. Шадриков, В.А.Якунин) — контекстный подход к обучению (А. А. Вербицкий) — личностно-ориентированный подход к обучению (В.В. Давыдов, Б. Д. Эльконин, И. А. Зимняя, В. Я. Ляудис, И.С. Якиманская) — ценностный подход к содержанию учебной информации (З.Д.Жуковская) — субъектогенетический подход к обучению (А.С.Огнев). Методы исследования: изучение и анализ психологопедагогиче-ской литературы по проблеме исследования и современных разработок в области построения педагогических систем, метод наблюдений, анкетирование, интервью, контентанализ, педагогический эксперимент, статистические методы обработки (факторный анализ, кластерный анализ, ранговая корреляция и т. п.) и содержательная интерпретация результатов экспериментов.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены четким определением проблемы, задач и предмета исследования, последовательной реализацией его методологических и теоретических основ, адекватностью методов исследования его целям и задачам.

На защиту выносятся:

1. Субъектогенетический подход в рамках тест-тренажерной системы, позволяющий формировать у студентов личностно-ориентированный подход к обучению.

2. Система планомерно-поэтапного формирования знаний, уме* ний и навыков в преподавании психологии, способствующая созданию основы успешности профессионального становления специалистов в вузе.

Научная новизна исследования заключается: в применении субъектогенетического подхода к педагогическому проектированию курса психологии в техническом вузев исследовании условий и последствий включения традиционных методов психодиагностики в учебный процесс в качестве дидактических средствв осуществлении педагогического проектирования тест-тренажерной системы. в изучении влияния тест-тренажерной системы на формирование у студентов навыков в использовании психологических знаний.

Теоретическая значимость работы заключается в исследовании возможностей и эффективности применения субъектогенетического подхода в проектировании методики преподавания психологии в системе высшего технического образованиявыявления условий и последствий включения психодиагностических методик в учебный процесс и влияния тест-тренажерной системы на личность студентов.

Практическая значимость работы.

Результаты исследования внедрены в практику профессиональной подготовки специалистов в ВГТУ и других вузах г. Воронежа.

Осуществлена коррекция содержания курса психологии для технических вузов.

Разработанная методика на основе субъектогенетического подхода к обучению студентов может быть использована при подготовке специалистов любого профиля (с учетом специфики специальности).

Применение разработанной методики способствует адаптации выпускников вуза в современных социально-экономических условиях.

Изданы методические указания «Тест-тренажерный практикум по прикладной психологии» и монография «Тест-тренажеры как средства подготовки субъектов квалифицированного использования психологических знаний» .

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийском совещании-семинаре «Математическое обеспечение информационных технологий в технике, образовании и медицине» (Воронеж, 1996), на Международной научно-практической конференции «Социальные, экономические и финансовые проблемы перехода экономики в стадию устойчивого роста» (Липецк, 1997), на Региональной конференции «Реализация региональных научно-технических программ центральночерноземного региона» (Воронеж, 1997), на Межвузовской научно-методической конференции «Инновационные процессы в высшей школе и проблемы совершенствования подготовки специалистов» (Липецк, 1998), на Всероссийской научно-методической конференции «Стратегия развития университетского технического образования в России» (Москва, 1998), на Международной электронной научной конференции «Современные проблемы информатизации» (Воронеж, 1998), на XXVIII На-учнотехнической конференции профессорско-преподавательского состава, научных работников, аспирантов и студентов (Воронеж, 1998).

Публикации. По материалам диссертационной работы опубликовано 11 печатных работ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Результаты исследования используются в учебном процессе кафедры психологии, педагогики и культуры в преподавании курсов «Психология и педагогика», «Прикладная психология», проводимых Баткиной И. Б., Огневым А. С. и Иевлевой И. В. (протокол заседания каф. ППиК № 9от (9.f2Jh.).

Зав. кафедрой психологии, ЫГ педагогики и культуры И. Б. Баткина.

Начальник учебно: управления.

А.И. Гончаренко.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

При построении и эксплуатации тест-тренажерных систем субъек-тогенетический подход оказывается достаточно продуктивным и в практическом плане, и для научного толкования наблюдаемых феноменов. При этом в качестве мотивационной основы учения используется стремление человека стать детерминирующим началом собственной активности, субъектом с ним происходящего и им совершаемого, что переживается им как реальное владение одной из величайших ценностей — собственной жизнью. В ходе практических занятий студенты проходят ряд этапов, стадий субъектогенеза, воспринимая приобретенные знания и навыки как личностно значимое новообразование.

При субъектогенетическом подходе к организации психологической подготовки в техническом вузе на этапе ее проектирования студент рассматривается как виртуальный субъект квалифицированного использования психологических знаний, необходимых ему для разрешения актуальных жизненных противоречий. При этом тесты рассматриваются как инструментальная составляющая такой подготовки. Тесты применяются в ней и как средства самопознания, и как тренажеры для занятий, направленных на повышение социально-психологической компетентности, перевода учащегося из положения субъекта виртуального в положение субъекта квалифицированного использования психологических знаний.

Использование метода планомерно-поэтапного формирования умственных действий позволяет построить занятия таким образом, чтобы происходило непроизвольное и эффективное усвоение знаний изучаемой дисциплины, а также формирование и отработка навыков их применения.

Проведенные исследования показали, что тесты могут использоваться и как средства управления мотивацией, и как наглядные иллюстрации понятийного аппарата психологии, и как составляющие моделируемых учебно-игровых ситуаций, а также доказали, что предлагаемая тест-тренажерная система позволяет согласовать субъектный опыт учая щегося с получаемыми знаниями, активизировать в них субъектогенетический процесс.

Создание педагогических технологий, формирующих субъектную позицию учащихся, помогающих стать ему не только субъектом учения, но и субъектом всей своей жизнедеятельности, отвечает требованиям общества на модель специалиста как высокообразованной, активной, творческой личности, осознающей всю ответственность за свои действия и их влияние на ход развития человечества.

На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Разработанная модель конкретного дидактического средстватест-тренажерной системы показала возможности использования субъ-ектогенетического подхода в проектировании методики подготовки пользователей психологических знаний.

2. Определены оптимальные условия усвоения психологических знаний студентами.

3. В результате исследований по обнаружению актов субъектоге-нетического процесса на основе предложенной методики установлено, что тест-тренажерная система активизирует сферу самосознания, повышает социально-психологическую компетентность, переводит учащегося в положение субъекта учения.

4. Показано, что предлагаемая методика преподавания психологии для технических вузов помогает организовать занятия таким обра-" зом, чтобы они непротиворечивым образом соединяли в себе на основе.

136 гуманистических принципов научно обоснованное обучение как трансляцию общечеловеческого опыта и эффективное учение как творческое преобразование человеком своего субъектного опыта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Акмеологическое понимание субъекта // Основы общей и прикладной акмеологии. — М., 1995. — С. 8595.
  2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. — 288 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.-299 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Субъект символ российского самосознания // Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995.1. С. 10−28.
  5. Г. Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности.-Рига, 1992.- 168 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды // Соч.: В 2-хт.- М.: Педагогика, 1980. Т.1. — 232 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды // Соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 288 с.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977. 380 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1968. — 340 с.
  10. А.Ф. Методика определения состава профессиональной деятельности оператора-наладчика // Проблемы управления учебно-воспитательным процессом. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — С.131.142.
  11. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 105 с.159
  12. А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. — С. 206−237.
  13. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. унта, 1990. — 367 с.
  14. Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих. М., 1995. — 144 с.
  15. Т.Ю., Беков Х. А., Аксенова Е. А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур.-М., 1995.- 112 с.
  16. И.Б. Определение особенностей интеллекта (первый пятый вариант) (учебно-методическая разработка). — Воронеж: ВПИ, 1989. -17 с.
  17. Баткина И.Б.. Ответы и объяснения к учебно-методическим указаниям «Определение особенностей интеллекта» (1−5 варианты) -Воронеж: ВПИ, 1989. 19 с.
  18. И.Б. Определение и самоопределение характерологических особенностей личности (учебно-методическая разработка). -Воронеж: ВПИ, 1991.-27 с.
  19. И. Б. Гашо Е.Г. Определение социально-психологической зрелости выпускника технического вуза (учебно-методическая разработка). Воронеж: ВПИ, 1989. -13 с.
  20. И.Б., Иевлева И. В., Огнев А. С. Активизация процесса формирования познавательного мотива студентов технического вуза // Современные проблемы информатизации.: Тез.докл. Междун. электронной науч. конф. Воронеж, 1998. С. 27 -28.
  21. И.Б., Чернов В. И., Черняховская Э. В. Социально-психологические характеристики трудововго коллектива и пути оптими160зации психологического климата (учебно-методическая разработка). -Воронеж: ВПИ, 1987. 18 с.
  22. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М., 1998. — 250 с.
  23. В.И. Проблемы качества образования в России // Актуальные проблемы качества образования. Труды Исследовательского центра. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. — С. 15 — 27.
  24. В.И. Стандартизация как способ достижения взаимосвязанных целей воспитания, обучения и развития // Проблемы качества образования в России: Материалы Всероссийской науч.-практ.конф. Уфа: УГАТУ, 1997. С. 50 — 52.
  25. .А., Бенедиктов С. В. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск: Вышэйша школа, 1983. — 224 с.
  26. В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж: ВГУ, 1977. 304 с.
  27. В.П. Программированное обучение: дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. — 300 с.
  28. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 189 с.
  29. В.П. Теория учебника: дидактический аспект. -М.: Педагогика, 1988. 160 с.
  30. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. М.: Высшая школа, 1989. -144 с.
  31. P.P. Исследование видов целеобразования. Кишинев: Штиинца, 1987. — 131 с.
  32. Н.Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. М.: ИздWво Моск. ун-та, 1992. 60 с.161
  33. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с. N
  34. .С. Психология личности в контекстве мировоззрения // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. М.: Изд-во АПН СССР, 1988. — 168 с.
  35. А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психологии РАН, 1994. — 109 с.
  36. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической психодиагностике. Киев, 1989. — 200 с.
  37. Г. А., Ермонская Д. Л., Кислюк Г. А. К проблеме индивидуально-психологических различий в теории поэтапного формирования умственных действий // Проблемы управления учебно-воспитательным процессом. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — С. 9 — 29.
  38. А.А. Психолого-педагогические основы активного обучения в высшей школе. / Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1991. — 250 с.
  39. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  40. А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. М.: Знание, 1987. — С. 3 — 46.
  41. А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. М., 1982. С. 129 — 142.
  42. А.А., Агапова О. И. Технология контекстного обучения. М.: Исследовательский центр, 1990. — 18 с.
  43. Н. Кибернетика или управление и связь в живом и машине. М.: Советское радио, 1968. 326 с.
  44. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 45 с.162
  45. ПЛ., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. -118 с.
  46. П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Б. Д. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. М. О. Шуаре. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — С. 230 — 242.
  47. П.Я., Кабыльницкая C.JI. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 101 с.
  48. Генезис сенсорных способностей / Под ред. А. А. Венгера. -М.: Педагогика, 1976. 256 с.
  49. В.И. Введение в методику преподавания психологии. Л., 1983. — 75 с.
  50. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. -М.: Педагогика, 1989. С. 64 — 89.
  51. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 236 с.
  52. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Возрастная и педагогическая психология: Тексты /
  53. . М.О. Шуаре. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — С. 243 — 259.
  54. В.В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. М. О. Шуаре. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — С. 132 -148.
  55. А.А., Огнев А. С., Гончаров Ю. Н. Психодиагностика и акмеография. Воронеж, 1997. — 192 с.
  56. П.М., Мак-Кинли Р.У. Поведение человека в организации.- М., 1993. 272 с.163
  57. Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / Под ред. В. В. Давыдоваи Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. — С. 134 — 169.
  58. М.И., Кондыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск: Изд-во Белорусского госуниверситета, 1981. — 383 с.
  59. Е.С. Вступающему в должность. М., 1985. — 128 с.
  60. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 104 с.
  61. З.Д. Методика ценностного подхода к конструированию учебной информации на всех этапах обучения будущего специалиста // Вопросы совершенствования подготовки специалистов в вузе. Сб. науч. трудов. М., 1984. — С. 23 — 34.
  62. З.Д. Моделирование учебного материала как средство управления познавательной деятельностью обучаемых // Моделирование и оптимизация сложных систем. Воронеж: ВПИ, 1986.1. С. 41−48.
  63. З.Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе. / Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. С.-Петербург, 1994. — 400 с.
  64. А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М: Педагогика, 1986. Т1. — 320 с.
  65. И. А. Гуманизация и гуманитаризация высшего технического образования // Гуманизация образования. М., 1996. — С. 2630.
  66. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. -Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с.
  67. Г. Л. Проективный вариант гуманизации инженерного и естественнонаучного образования // Гуманизация образования. М., 1996.-С. 30−35.
  68. И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1992. — 140 с.
  69. И.И. Структура и формирование процесса учения: Автореф.. докт. психол. наук. М., 1988. — 37 с.
  70. И.И. Структура процесса учения. М., 1986. — 199с.
  71. И.П. Формирование технического мышления // Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — С. 11 — 82.
  72. В.В. Зарубежные образовательные технологии (учебное пособие). С.-Петерб., 1997. 63 с.
  73. А.Ф. Изменение поэтапного формирования при его систематическом применении // Управляемое формирование психических процессов / Под ред. П. Я. Гальперина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — С. 173 — 197.
  74. Кейз-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры / Н. А. Волгин, В. И. Кушлин, Ю. Г. Одегов, АН. Фоломьев М.: Изд-во РАГС, 1997. — 124 с.165
  75. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Издво1. Н|
  76. Моск. гос. ун-та, 1988. 199 с.
  77. Е.А. Психология профессионала. Москва-Воронеж, 1996.-400 с.
  78. Е.А. Субъект как реальность глазами разнотипных профессионалов // Акмеология. 1994. — N 1. — С. 52−66.
  79. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. — 256 с.
  80. О.А. Феномен субъектности в психологии личности // Вопросы психологии. -1994. N 6. — С. 148−150.
  81. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. -119 с.
  82. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: «Высш. шк.», 1989. -167 с.
  83. Н.В. Акмеология новая область научных знаний в системе наук о человеке // Квалиметрия человека и образования. Методология и практика, ч.1. — М., 1992. — С.60−62.
  84. А.Н. Избранные произведения : В 2-х т. М.- Педагогика, 1983. — Т.2 — 305 с.
  85. А.Н. Личность. Сознание. Деятельность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  86. А.Н. Философия психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.- 287 с.
  87. Д.А. Тест смысло-жизненных отношений. М., 1990. — 16 с.
  88. Г. И. Восприятие пространственных тел, представленных на чертеже // Управляемое формирование психических процес166сов / Под ред. П. Я. Гальперина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — С. 7 -22.
  89. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  90. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992. — 318 с.
  91. В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992.50 с.
  92. В.Я. Методика преподавания психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.- 77 с.
  93. В.Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе // Инновационное обучение: стратегия и практика. М., 1994. — С. 13−32.
  94. В.Я., Богданова В. И. К проблеме ранних форм онтогенеза памяти // Проблемы управления учебно-воспитательным процессом. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — С. 66 — 86.
  95. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.308 с.
  96. А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Просвещение, 1972. — 168 с.
  97. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  98. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  99. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1992.-702 с.
  100. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. М.: Просвещение, 1990. — 256 с.167
  101. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.
  102. М.Я. Формирование обобщенных пунктуационных навыков // Управление познавательной деятельностью учащихся. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. С. 134 -162.л
  103. Э. Массовые опросы. М.: Прогресс, 1978.- 381 с.
  104. Обухова Л. Ф. Два пути формирования простой системы наf
  105. Под ред. П. Я. Гальперина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — С. 101 -112.
  106. А.С. Анализ социально-психологических особенностей производственного коллектива и деловых качеств его членов (учебно-методическая разработка). Воронеж: ВПИ, 1992. — 16 с.
  107. А.С. Введение в психологию субъектогнеза. Воронеж: ВГТУ, 1996. — 16 с.
  108. А.С. Выработка стратегии и тактики поведения в общении (учебно-методическая разработка). Воронеж: ВПИ, 1992.19 с.
  109. А.С. Деятельностный анализ индивидуальных особенностей личности (учебно-методическая разработка). Воронеж:1. ВГТУ, 1994. 20 с.
  110. А.С. Определение индивидуальных особенностей личности. Ч. 1 (учебно-методическая разработка). Воронеж: ВГТУ, 1993. -16 с.
  111. А.С. Определение индивидуальных особенностей личности. Ч. 2 (учебно-методическая разработка). Воронеж: ВГТУ, 1993.-21 с.
  112. А.С. Определение социально-психологических характеристик личности и коллектива как субъектов и объектов управле168ния. Ч. 1 (учебно-методическая разработка) / Воронеж: ВГТУ, 1995. -20 с.
  113. А.С. Определение социально-психологических характеристик личности и коллектива как субъектов и объектов управления. Ч. 2 (учебно-методическая разработка). Воронеж: ВГТУ, 1996. -20 с.
  114. А.С. Определение эмоциональной направленности личности (учебно-методическая разработка). Воронеж: ВПИ, 1991. -22 с.
  115. А.С. Субъектогенез и психотренинг саморегуляции. -Воронеж: Изд-во Воронеж, туманит, ин-та, 1997. 336 с.
  116. А.С. Теоретические основы психологии субъектоге-неза. Воронеж, 1997. — 121 с.
  117. А. С. Баткина И.Б., Иевлева И. В. Тест-тренажерный практикум по прикладной психологии.- Воронеж: ВГТУ, 1996.- 122 с.
  118. А.С., Иевлева И. В. Задачи стандартизации психодиагностических методик тест-тренажерных систем субъектогенетической ориентации // Математическое обеспечение высоких технологий: Тез. докл. Всерос. совещания-семинара. Воронеж, 1995. С. 103.
  119. А.С., Иевлева И. В. Тест-тренажеры, как средства подготовки субъектов квалифицированного использования психологических знаний. Воронеж: ВГТУ, 1998. — 176 с.
  120. С.И. Словарь русского языка. М., 1988. — 750 с.169
  121. P.O. Формирование профессиональной ориентировки высококвалифицированных рабочих: Автореф.. канд. психол.наук. -М., 1989.-20 с.
  122. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред.
  123. А.В. Петровского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 303 с.
  124. В.И. Качество социологической информации.-Киев: Наукова думка, 1986.- 207 с.
  125. Педагогика высшей школы. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1985. 192 с.
  126. Педагогика высшей школы / Под ред. Н. Д. Никандрова. JL: Изд-во Ленинград, ун-та, 1974. — 116 с.
  127. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 177 с.
  128. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во1. Моск. ун-та, 1988. 208 с.
  129. Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во1. Моск. ун-та, 1989. 216 с.
  130. А.В. Введение в психологию. М., 1995. — 496 с.
  131. В.А. Личность в психологии: парадигма субъ-ектности. Ростов-на-Дону, 1996. — 512 с.
  132. В.А. Психология неадаптивной активности.1. М., 1992. 224 с.
  133. В.А. Феномен субъектности в психологии личности.-М, 1993.-70 с.
  134. В.А., Огнев А. С. Креативный потенциал субъ-ектогенеза / Тез. докл. междунар. симпозиума «Творчество и личность». Курск, 1995.-С. 147−151.170
  135. В.А., Огнев А. С. Психолого-педагогический смысл субъектогенеза / Сб. тез. докл. науч.-практ. конф. «Психология и образование. Современное состояние, проблемы и перспективы».1. Курск, 1995. С. 41−43.
  136. В.Я. Деловые игры: разработка. Организация и проведение. М.: Профиздат, 1991. — 192 с.
  137. Н.М., Якунин В. А. Педагогика. Теория обучения (учебное пособие). С.-Петерб., 1993. 82 с.
  138. А.И. Об общетеоретических и методологических взглядах П.Я. Гальперина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14 «Психология». 1992. -№ 4.-С.10−18.j
  139. А.И. Функциональное развитие познавательной деятельности в условиях планомерного ее формирования: Автореф.. докт. психол. наук. М., 1987. — 39 с.
  140. А.И., Эльберт Д. М. Возможности использования необходимой и избыточной информации в зависимости от способа обучения // Управляемое формирование психических процессов / Под ред. П. Я. Гальперина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — С. 59 — 70.
  141. Ю.Л., Решетова З. А. Системный подход к построению учебного предмета в вузе и формирование технического мышления современного инженера // Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — С. 10 -5 *
  142. Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1990. — 141 с.
  143. Психологические механизмы целеобразования / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 259 с.171
  144. Психология подготовки специалистов для современного производства / Под ред. А. И. Подольского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.- 187 с.
  145. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  146. А.А. Культурно-историческая теория JI.C. Выготского и современная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. -116 с.
  147. И.А., Ткачук В. И. Основы педагогики высшей школы. Днепропетровск: Изд-во Днепропетр. ун-та, 1980. — 95 с.
  148. З.А. О путях формирования творческого мышления // Вестн. высш. школы, 1986. № 1. — С. 16−20.
  149. З.А. Формирование теоретического мышления учащихся в процессе обучения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14 «Психология», 1992. № 4. — С. 26 — 34.
  150. З.А., Калошина И. П. Психологические условия политехнического метода обучения // Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. — С. 17−41.
  151. З.А., Самоненко Ю. А. Системный тип ориентировки в предмете и эвристические возможности учащихся // Вестн. МГУ. Сер. 14 «Психология». 1982. — № 1. — С. 20−29.
  152. З.А., Тарлева С. Т. Характеристика знаний учащихся, формируемых при изучении объекта как системы // Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — С. 53 -101.
  153. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
  154. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач / Под ред. В. И. Матирко. М.: Высшая школа, 1991. — 255 с.172
  155. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 37 — 49.
  156. Словарь-справочник по психологической диагностике / Под ред. Л. Ф. Бурлачука, С. М. Морозова. Киев: Наук, думка, 1989. 200 с.
  157. Д. Практическая физика.- М.:Мир, 1971. 246 с.
  158. И.Н. Системный подход к организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.-С. 27−61.
  159. И.Н., Степанов С. Ю. Проблема метода и методика психологического изучения рефлексии // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. — С. 154−181.
  160. И.Н., Степанов С. Ю. Школа П.Я. Гальперина и проблема рефлексивности творческого мышления // Вестн. МГУ. Сер. 14 «Психология». 1992. — С. 34−45.
  161. В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). М., 1996. — 85 с.
  162. В.М. Теоретические основы проектирования образовательных стандартов (общедидактический аспект): Автореф. дис.. докт. пед. наук: 13.00.01. С.-Петерб., 1997. 36 с.
  163. Ю.И. История химии. М.: Просвещение, 1976.367 с.
  164. С.Ю., Полищук О. А., Семенов И. Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. М.: Изд-во РАГС, 1996. -80 с.
  165. С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 31−40.
  166. Л.П. Психологические основы развития эмпатии: Реф.. канд. психол. наук. М., 1987. — С. 24.173
  167. А.И. Проблемы фундаментализации и источников содержания высшего образования: грани государственной политики. -Кострома-М.: КГПУ, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. 332 с.
  168. Г. В. Основы психологической теории деятельности. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 168 с.
  169. Н.Ф. Пути использования теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий в практике образования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14 «Психология». 1992. — № 4. — С. 18−26.
  170. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 133 с.
  171. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаниями (психологические основы). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 345 с.
  172. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. -176 с.
  173. П.С. Управление без тайн. Симферополь: Таврида, 1993. — 480 с.
  174. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 1986.590 с.
  175. Е.А. Организация проведения деловых игр. М.: Высшая школа, 1991. — 320 с.
  176. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 108 с.
  177. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 272 с.
  178. А. А. Категория цели в современной науке и ее методологическое значение. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. — 147 с.174
  179. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  180. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Логос, 1993. — 181 с.
  181. Г. П. Деятельность и понятие деятельности // Материалы 4 Всесоюз. съезда об-ва психологов. Тбилиси: Мецниереба, 1971.-С. 30.
  182. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 158 с.
  183. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 248 с.
  184. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии. N2, 1995. — С. 31 -42.
  185. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. -1994. N2. — С. 64−77.
  186. В.А. Современные методы обучения в высшей школе. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. -114 с.
  187. В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие. М., 1994. 155 с.
  188. Bass В.М., Barrett G.V. People, Work and Organization. Boston, 1981.-673 p.
  189. Bandura A., Adams N.E. Analy of self efficacy theory of behavioral change // Cognitive Therapy and Research. -1977. -1. — P. 729 — 735.
  190. Bandura A. Self efficacy mechanism in human agency // American Psychologist. — 1982. — 37. — P. 122 — 147.175
Заполнить форму текущей работой