Разработка метода синтеза оптимального управления переходными режимами авиационных ГТД
Диссертация
Очевидно, что программы управления должны оптимизировать как установившиеся (и близкие к ним) так и переходные режимы работы двигателя. Для ГТД многорежимного самолета значительную долю режимов работы составляют именно переходные режимы «в большом «, при которых диапазон изменения параметров рабочего процесса близок к максимальному. В работе указано, что «в течение ресурса двигателя число циклов… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧИ СИНТЕЗА ОПТИМАЛЬНЫХ ПРОГРАММ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕХОДНЫМИ РЕЖИМАМИ РАБОТЫ ГТД И АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ
- 1. 1. Формулировка и особенности задачи синтеза ОУ переходными режимами работы ГТД
- 1. 2. Анализ работ по синтезу оптимальных программ управления переходными режимами ГТД
- 1. 3. Анализ приближенных методов решения задач оптимального управления
- 1. 4. Основные результаты
- ГЛАВА 2. МЕТОД СИНТЕЗА ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕХОДНЫМИ РЕЖИМАМИ РАБОТЫ ГТД
- 2. 1. Проекционно — сеточный метод решения краевой задачи
- 2. 2. Учет ограничений на фазовые и выходные координаты модели ГТД и управление
- 2. 3. Выбор базисных управлений и алгоритма оптимизации. Некоторые особенности общей схемы метода
- 2. 4. Метод синтеза оптимального управления на установившихся режимах
- 2. 5. Основные результаты
- ГЛАВА 3. СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ БЫСТРОДЕЙСТВИЯ ПОЭЛЕМЕНТНОЙ МОДЕЛИ ГТД
- 3. 1. Исследование системы уравнений газовых объемов
- 3. 2. Метод интегрирования уравнений газовых объемов
- 3. 2. 1. Основной метод
- 3. 2. 2. Приближенные формулы
- 3. 3. Оценка эффективности применения предлагаемого метода для повышения быстродействия поэлементной модели ТРДДФ
- 3. 4. Основные результаты. Щ
- ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗРАБОТАННОГО МЕТОДА СИНТЕЗА ОПТИМАЛЬНЫХ ПРОГРАММ УПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ТРДДФ
- 4. 1. Оптимизация управления процессом приемистости
- 4. 1. 1. Синтез оптимального управления процессом приемистости
- 4. 1. 2. Выбор программ управления площадью критического сечения сопла
- 4. 1. 3. Выбор программ управления углами установки направляющих аппаратов вентилятора
- 4. 1. 4. Выбор программ управления углами установки направляющих аппаратов компрессора
- 4. 1. 5. Оценка оптимальных свойств выбранных программм управления
- 4. 2. Оптимизация управления процессом форсажной приемистости
- 4. 2. 1. Синтез оптимального управления процессом форсажной приемистости
- 4. 1. Оптимизация управления процессом приемистости
- 4. 2. 3. Выбор программы управления расходом топлива в форсажную камеру
- 4. 2. 4. Оценка оптимальных свойств выбранных программ
- 4. 3 Оптимизация управления ТРДДФ с регулируемыми сопловыми аппаратами турбин
- 4. 3. 1. Особенности математической модели двигателя
- 4. 3. 2. Синтез управления из условия получения наилучшей маневренности летательного аппарата
- 4. 3. 3. Синтез управления из условия минимального расходования запасов ГДУ компрессора. ig
- 4. 3. 4. Синтез управления из условия минимальной термоциклической повреждаемости лопаток турбины высокого давления
- 4. 4. Основные результаты
Список литературы
- Абруков В.П. О динамической модели камеры сгорания//Автоматическое регулирование двигателей летательных аппаратов: Сб. ст. 1976. С. 121−125 (Тр. / ЦИАМ- № 716).
- Августинович В. Г. Оптимизация управления процессом запуска
- ГТД с учетом критерия минимума повреждаемости лопаток турбины // Автоматическое регулирование двигателей летательных аппаратов Сб. ст. 1986. С.78−84 (Тр. / ЦИАМ- № 1136).
- Алексеев В.А., Добрянский Г. В., Мартынов В. Н., Пономарева В. В. Аналитическое представление целевой функции оптимизации параметров САР ГТД методом группового учета аргументов //Автоматическое регулирование двигателей летательных аппаратов: Сб. ст. 1984.
- С.218−226. (Тр. / ЦИАМ- № 1071).
- Антоник В.Г., Срочко В. А. К решению задач оптимального управления на основе методов линеаризации // Журн. вьгчисл. математики и мат. физики. 1987. Т.27, № 5.С.688−699.
- Беллман Р., Калаба Р. Квазилинеаризация и нелинейные краевые задачи. М.: Мир, 1968. 183с.
- Беллман Р. Динамическое программирование. М.: ИЛ, 1963. 400с.
- Болнокин В.Е., Чинаев П. И. Анализ и синтез систем автоматического управления на ЭВМ . Алгоритмы и программы. М.: Радио и связь, 1986. 248с.
- Буков В. Н. Адаптивные прогнозирующие системы управления полетом. М.: Наука., 1987. 232с.
- Буков В. Н. Синтез управляющих сигналов с помощью прогнозирующей модели в адаптивной системе управления. // Проблемы управления и теории информации. 1980. Т.9,№ 5. С.14−20
- Ю.Васильев О. В., Тятюшкии А. И. Об одном методе решения задач оптимального управления, основанном на принципе максимума. // Журн. вычисл. математики и мат. физики. 1981. 21, № 6. С. 1376 -1384
- Ватель И.А., Кононенко А. Ф. Об одной численной схеме решения задачи оптимального управления.// Журн. вычисл. математики и мат. физики. 1970. 10, № 1.С. 67−73
- Гилл Ф., Мюррей У., Райт М. Практическая оптимизация. М.: Мир, 1985. 509с.
- Гольберг Ф. Д., Гуревич О. С. Увеличение ресурса высокотемпературных двигателей путем оптимизации управления переходными режимами. // Авиац. техника и технология. 1996. № 2.С.34−38
- Гольберг Ф. Д., Гуревич О. С., Нэй А. В., и др. Методика 29−83. Математическое моделирование агрегатов гидромеханических систем регулирования авиационных ГТД на ЭВМ. / МАП, 1983.182с.
- Гольберг Ф. Д., Гуревич О. С., Нэй А. В., и др. Математическая модель и описание фортран-программы расчета на ЕС ЭВМ ГТД с системой управления.: Техн. отчет/ЦИАМ. Инв. № 305−500−2. 1989. 41с.
- Гольберг Ф. Д., Литинский М.А Оптимизация процесса форсажной приемистости ТРДДФ методами управления.// Авиакосм, техника и технология. 1998. № 2.С. 30−33
- Дружинин JI. Н., Швец Л. И., Ланшин А. И. Математическое моделирование ГТД на современных ЭВМ при исследовании параметров и характеристик авиационных ГТД. 1979. 32 с. (Тр. / ЦИАМ- № 832).
- Добрянский Г. В., Мартьянова Т. С. Динамика авиационных ГТД. М.: Машиностроение, 1989. 240с.
- Евтушенко Ю. Г. Методы решения экстремальных задач и их применение в системах оптимизации. М: Наука, 1982. 432с.
- Ивахненко А. Г. Индуктивный метод самоорганизации моделей сложных систем. Киев: Наукова думка, 1982. 350с.
- Интегрированное управление силовой установкой многорежимного самолета/О.С. Гуревич, Ф. Д. Гольберг, О. Д. Селиванов- Под общ. ред. О. С. Гуревича. М.: Машиностроение, 1993. 304с.
- Калман Р., Фалб П., Арбиб М. Очерки по математической теории систем. М.: Мир, 1971.400с.
- Калнин В. М. Частотные методы в теории численного интегрирования обыкновенных дифференциальных уравнений. 1975. 82с. (Тр. / ЦИАМ- № 630).
- Красовский А. А., Буков В. Н., Шендрик B.C. Универсальные алгоритмы оптимального управления непрерывными процессами. М.: Наука, 1977.
- Крылов И.А., Черноусько Ф. Л. Решение задачи оптимального управления методом локальных вариаций// Журн. вычисл. математики и мат. физики. 1970. 10, № 2.С. 203−217
- Литинский М. А. Метод синтеза оптимального управления газотурбинным двигателем, допускающий использование модели объекта произвольного вида // Транспорт. ВИНИТИ. 1992. № 9 С. 2−5
- Литинский М. А. Об одном методе повышения быстродействия поузловых динамических моделей ГТД. // Сб. реф. деп. рукописей. ВИМИ. 1995. Вып. № 2.
- Литинский М. А. Разработка способа увеличения быстродействия поузловых динамических моделей ГТД.: Техн. отчет / ЦИAM. Инв. № 12 081. 1993. 33с.
- Любушкин А. А., Черноусько Ф. Л, Метод последовательных приближений для расчета оптимального управления (обзор) // Изв. АН СССР. Техн. кибернетика. 1983. № 2.С. 147−159
- Марчук Г. И., Агошков В. И. Введение в проекционно сеточные методы. М.: Наука, 1981.416с.
- Михалевич В. С. Последовательные алгоритмы оптимизации и их применение//Кибернетика. 1965. № 1.С. 45−56- № 2.С. 85−88.
- Моисеев Н. Н. Численные методы в теории оптимальных систем. М.: Наука, 1971.424с.
- Нечаев Ю.Н., Федоров P.M. Теория авиационных газотурбинных двигателей. 41. М.: Машиностроение, 1977. 312с.
- Новиков Е. А. Одношаговые безитерационные методы решения жестких систем: Дис. д-ра физ.-мат. наук. Красноярск, 1991. 360с.
- Оптимизация многомерных систем управления газотурбинных двигателей летательных аппаратов/ А. А. Шевяков, Т. С. Мартьянова, В. Ю. Рутковский и др.- Под общ. ред. А. А. Шевякова и Т. С. Мартьяновой. М.: Машиностроение, 1989. 256с.
- Павлов Б.В., Родионов О. Е. Метод локальной линеаризации при численном решении жестких систем обыкновенных дифференциальныхуравнений//Жур. вычисл. математики, и мат. физики. 1987. Т.27, № 5.С.688−699.
- Проектирование систем автоматического управления газотурбинных двигателей (нормальные и нештатные режимы) /Ю.М. Гусев, Н. К. Зайнашев, А. И. Иванов, и др.- Под ред. Б. Н. Петрова. М. Машиностроение, 1981. 400с.
- Ракитский Ю. В., Устинов С. М., Черноруцкий И. Г. Численные методы решения жестких систем. М.: Наука, 1979. 208с.
- Роуч П. Вычислительная гидродинамика. М.: Мир, 1980. 616с.
- Синтез программ управления ГТД с помощью метода полубесконечной оптимизации //Новости зарубеж. науки и техники/ Сер. авиац. двигателестроение. 1990. № 4, С.25−32
- Современные численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений/ Под ред. Дж. Холла и Дж. Уатта. М.: Мир, 1979.312с.
- Солнцев В. Н., Лукъянчиков С. А. Иерархическая оптимизация управления силовой установкой в системе боевого маневренного самолета. // Материалы VI науч. -техн. конф. училища. 41. Иркутск: ИВВАИ, 1990. С. 183
- Сосунов В.А., Литвинов Ю. А. Неустановившиеся режимы работы авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1975. 216с.
- Справочник по теории автоматического управления /Под ред. А. А. Красовского. М.: Наука, 1987. 712с.
- Срочко В. А. Вариационный принцип максимума и методы линеаризации в задачах оптимального управления. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1989. 56с.
- Табак Д., Куо Б. Оптимальное управление и математическое программирование. М.: Наука, 1975. 280с.
- Тараненко В.Т., Момджи В. Г., Прямой вариационный метод в краевых задачах динамики полета. М. Машиностроение, 1986. 128с.
- Теория автоматического управления ракетными двигателями/ Под ред. Шевякова А. А. М.: Машиностроение, 1978. 288с.
- Теория и расчет воздушно реактивных двигателей/ Под ред. С. М. Шляхтенко. М.: Машиностроение, 1987. 565с.
- Федоренко Р.П. Приближенное решение задач оптимального управления. М.: Наука, 1978. 488с.
- Черноусько Ф.Л., Баничук В. П. Вариационные задачи механики и управления. М.: Наука, 1973. 245с.
- Шевяков А.А., Гуревич О. С., Бек В.В., Махлин А. Р. Оптимальное интегрированное управление силовой установкой самолета.// X. Всесоюзное совещание по проблемам управления: Тезисы докл. М.:1989.
- Шевяков А.А. Системы автоматического управления авиационным воздушно-реактивными силовыми установками. М.: Машиностроение, 1992. 432с.
- Шуп Т. Решение инженерных задач на ЭВМ. М.:Мир, 1982. 235с.
- Эльсгольц Л.Э. Дифференциальные уравнения и вариационное исчисление. М.: Наука, 1965. 425с.
- Энеев Т. М. О применении градиентного метода в задачах оптимального управления // Косм, исследования. 1966. IV, № 5. С. 651
- Common С., Raymond R., Arnett R. Propulsion control system designs for advanced Navy multimission aircraft. AIAA -90−2403.
- Golberg F. D., Gurevich O. S. Two-level intelligent control system for aircraft engine. //IFAC International Simposium 1TAC 91, 15−17 January 1991, Singapore.
- David A. Pope. An exponential method of numerical integration of ordinary differential equations// Comm. ACM. 1963. Vol. 6. P. 91 93/
- Fawke A.J., Saravanamuttoo H.I.H. Digital computer simulation of the dynamic response of a twin spool turbofan with mixed exhausts// Aeronaut. J. 1973. Vol IX, № 753. P. 471 — 478
- Micle A. Recent advances in gradient algorithms for optimal control problems.// JOTA. 1975. 17, № 615.
- Scira C., Agnello M. Aircraft propulsion control systems for the next century.-AIAA 90 -2034.