Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пути и средства нравственного воспитания детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стремлениям педагогов всячески облегчить процесс обучения он противопоставил убеждение о том, что «учение — есть труд, и труд серьезный. Он должен остаться трудом, полным мысли». Этим Ушинский хотел сказать, что учение — это труд и к нему нельзя относиться несерьезно. Он писал: «Человек, привыкший трудиться умственно, скучает без такого труда, ищет его и, конечно, находит на каждом шагу». Одним… Читать ещё >

Пути и средства нравственного воспитания детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного общества. Нравственное воспитание, по его мнению, занимает главное место в педагогике, а также неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.

Важнейшим средством нравственного воспитания, по мнению автора, является обучение. В работах Ушинского утверждается необходимость теснейших связей между воспитанием и обучением, доказывается важнейшее значение воспитывающего обучения. Все учебные предметы обладают богатейшими воспитательными возможностями и все, кто причастен к делу воспитания, должны помнить об этом при всех своих действиях, во всех непосредственных контактах с учащимися, воспитанниками. Среди учебных дисциплин народной школы он особенно ценил в этом отношении родной язык и весьма убедительно представил, что, овладевая родным языком, дети не только получают знания, но и приобщаются к национальному самосознанию народа, к его духовной жизни, к моральным понятиям и представлениям.

Одним из средств нравственного воспитания Ушинский считал убеждение, при этом он предостерегал от назойливых наставлений и уговариваний, которые часто не доходят до сознания детей. Он придавал большое значение формированию у детей привычек и указывал на следующее: чем моложе человек, тем скорее в нем укореняется привычка и тем скорее и чем старее привычки, тем труднее их искоренять.

Им выдвинут ряд ценных советов по воспитанию полезных привычек у детей. Он говорил, что привычки укореняются повторением какого-либо действия, что нельзя торопиться при укоренении привычек. Закреплять сразу много привычек значит заглушать один навык другим. Ушинский доказал, что следует чаще использовать приобретенные ценные привычки.

Он также доказал, что дети, особенно в обстановке детского сада чаще перенимают пример взрослых. Отсюда доказан вред частой перемены воспитателей детского сада.

При этом он обращает внимание на то, что для искоренения какой либо привычки надо применять 2 средства:

по возможности удалять всякий повод к действиям, восходящим от вредной привычки;

направлять деятельность детей в другую сторону.

При искоренении дурной привычки нужно понять, отчего она появилась, и действовать против причины, а не против последствий.

Еще одним необходимым условием нравственного воспитания является, по мнению Ушинского, формирование у детей правильного представления о роли и значимости труда в жизни общества и развитии человека. На этот счет он высказывал замечательные мысли, которые выражены в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении»: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».

Ушинский также писал: «Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать в жизни труд для себя». С этими его утверждениями трудно не согласиться, ведь все ученые в один голос говорят о том, что без труда человек перестанет быть человеком.

Он в своих трудах решительно осуждал систему дворянского воспитания, основой которой было пренебрежение к труду и людям труда, осуждал строй, в котором воспитывают, формируя привычку к праздности, пустой болтовне, ничегонеделанию. Он выступал против педагогов, которые считали задачей педагогики всячески облегчать процесс обучения не идущими к делу прикрасами и создавали представление о его легкости и занимательности.

Он назвал такую практику «потешающей педагогикой». Он отстаивал свою точку зрения о том, что при такой организации обучения ученики мысленно будут закреплять в себе привычку проводить время «ничего не деля и ничего не думая».

Стремлениям педагогов всячески облегчить процесс обучения он противопоставил убеждение о том, что «учение — есть труд, и труд серьезный. Он должен остаться трудом, полным мысли». Этим Ушинский хотел сказать, что учение — это труд и к нему нельзя относиться несерьезно. Он писал: «Человек, привыкший трудиться умственно, скучает без такого труда, ищет его и, конечно, находит на каждом шагу».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой