Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Неформальные общности: исследовательские группы, научные традиции, школы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Часто участники подобной группы поддерживают многолетнее сотрудничество, на основе чего они могут последовательно выполнять различные проекты. Ее эффективность связана с тем, что такая группа «закалилась» в преодолении разнообразных трудностей, в ней сложились собственные подходы к творческому, успешному решению проблем. Эти признаки позволяют говорить о сложившейся неформальной исследовательской… Читать ещё >

Неформальные общности: исследовательские группы, научные традиции, школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ни один научный коллектив, создаваемый административными мерами, не сможет действовать без установления неформальных связей между его сотрудниками — связей, складывающихся в процессе и по поводу непосредственной исследовательской деятельности. Как правило, продуктивно работающая научная группа всегда демонстрирует высокий уровень солидарности в преследовании общей цели.

Часто участники подобной группы поддерживают многолетнее сотрудничество, на основе чего они могут последовательно выполнять различные проекты. Ее эффективность связана с тем, что такая группа «закалилась» в преодолении разнообразных трудностей, в ней сложились собственные подходы к творческому, успешному решению проблем. Эти признаки позволяют говорить о сложившейся неформальной исследовательской группе, которая является действительно «коллективным автором» получаемых научных результатов.

Яркий пример неформальной исследовательской группы — знаменитая «группа Ферми» в ядерной физике. Энрико Ферми был не только блестящим физиком, но и великолепным организатором. Он ввел практику «коллективного авторства», когда под каждой очередной публикацией ставили подписи все его сотрудники. Тесная сплоченность группы Ферми, участники которой проводили вместе много времени, выезжая на совместный отдых с семьями и т. п., работая в неформальной и непринужденной атмосфере, способствовала тому, что группа смогла добиться крупных научных успехов, несмотря на то что итальянская физика тогда сильно отставала от центров «большой науки» Европы и США в материальных возможностях.

Устойчивая совокупность навыков мастерства, методологических предпочтений, фундаментальных теоретических убеждений, позволяющая ее носителям эффективно продвигать научное познание, называется научной традицией. Как правило, научные традиции существуют довольно долго; они воспроизводятся благодаря вхождению в их русло новых поколений исследователей. Жизнеспособность традиции зависит от того, насколько она умеет сохранять и использовать свои лучшие внутренние ресурсы (являющиеся как бы «ядром» традиции), сочетая это с открытостью, стремлением к постоянному росту и совершенствованию.

Научные традиции, особенно имеющие славную историю, передаются по каналам тесного научного общения (образование, наставничество). Так, в Англии до сих пор можно встретить ученых и философов, чья цепочка ученичества приведет, например, к А. Смиту.

Понятие неформальной научной традиции не следует смешивать с понятием научно-исследовательской программы (в смысле Лакатоса) или исследовательской традиции (в смысле Лаудана) (см. параграф 3.5).

В термине «научная традиция» в большей степени подчеркиваются моменты, связанные с неформальным знанием, а понятия Лакатоса — Лаудана введены с целью извлечь рационально-реконструируемос содержание, которое входит в серию теорий.

Однако эти понятия частично пересекаются. Научная традиция, как правило, отдает предпочтение какой-то собственной, долгое время развиваемой научно-исследовательской программе (или склонна к программам определенного вида). Однако традиция вполне может перенять и какую-то другую программу, более прогрессивную на данный момент. Кроме того, в рамках одной и той же традиции могут обсуждаться одновременно различные научно-исследовательские программы.

Научная традиция персонализируется в виде научной школы — некоторого конкретного научного сообщества, связанного обычно с определенным научным центром (университетом, кафедрой, лабораторным комплексом). Научная школа объединяется вокруг плеяды крупных ученых, одни из которых стоят во главе се, другие, олицетворяющие собой достижения новых поколений, как бы отмечают последующие вершины ее исследовательской деятельности.

Такова знаменитая Геттингенская школа математиков, во главе которой стоял Давид Гильберт, вырастившая новых «звезд» — Г. Вейля, Р. Куранта и других. Среди отечественных математических школ в качестве яркого примера можно назвать, например, школу А. II. Колмогорова.

Для ученых, воспитаннных в той или иной научной школе, важно чувство принадлежности к ней как своей alma mater. Они сохраняют дух школы, будучи даже впоследствии рассеянными по другим научным центрам, и могут дать импульсы становлению новых, дочерних школ. Традиции серьезной научной школы имеют не только собственно познавательное, но и важное культурное значение. Существование и развитие научной школы — явление тонкое и хрупкое. Ценности школы легко могут быть разрушены внешними или внутренними обстоятельствами, а интеллектуально-культурные потери от разрыва традиции ничем не восполнимы.

Бенедикту Спинозе принадлежит верное замечание, что все прекрасное так же трудно, как и редко (omnia praeclara tarn difficilia quam rara sunt).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой