Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Происхождение и сущность государства: теория и практика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, древнегреческий философ Аристотель считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, оно отражает родовую сущность человека как «политического животного», стремящегося к совместному проживанию. «Человек, нашедший свое завершение в государстве, — замечал Аристотель, — совершеннейшее из творений, и наоборот, человек, живущий вне закона и права… Читать ещё >

Происхождение и сущность государства: теория и практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пожалуй, ни одно явление социальной жизни не вызывало столько споров и прямо противоположных суждений, как государство. С момента своего возникновения в понятие «государство» вкладывался различный смысл, неоднозначно понималась его сущность.

Так, древнегреческий философ Аристотель считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, оно отражает родовую сущность человека как «политического животного», стремящегося к совместному проживанию. «Человек, нашедший свое завершение в государстве, — замечал Аристотель, — совершеннейшее из творений, и наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире»[1].

Напротив, английский мыслитель Т. Гоббс сравнивает государство с левиафаном — чудовищем, так описанным в Библии: «…из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас»[2].

В противовес столь пространным интерпретациям предельно лаконичное определение государства дал французский король Людовик XIV, которого придворные льстецы прозвали «корольсолнце». Когда-то он многозначительно изрек: «Государство — это я». Подобное утверждение соответствовало истине, поскольку за 72 года царствования (1643—1715) он превратил королевскую власть в абсолютную монархию, а Францию — в самую могущественную европейскую державу. Однако это было далеко не бесспорное суждение о государстве, поскольку каждая историческая эпоха вносила свое представление о нем. Эпоха абсолютизма завершилась — где революционно, а где эволюционно, и на смену абсолютистскому государству пришло современное демократическое, конституционное государство.

Американский исследователь Ч. Тилли в определении государства обращает внимание на его способность контролировать население на своей территории. В его понимании «организация, которая контролирует население, занимающее определенную территорию, является государством, если она: а) отграничена от других организаций, действующих на той же территории; б) независима и в) ее подразделения формально согласованы между собой»[3].

Совершенно очевидно, что государство многолико и многомерно. Это обстоятельство всегда служило основанием для большего числа его дефиниций. Еще более дискуссионным в науке оказывается вопрос о происхождении государства. Будучи долгое время идеологически окрашенным в силу недавнего противостояния двух мировых систем — капитализма и социализма, вопрос о возникновении государства не стал предметом непредвзятого анализа.

Парадокс истории состоит в том, что совершенно очевидной оказалась польза государства для всех и менее очевидной она была для каждого человека в отдельности. Как показывает исторический опыт, государство не может быть ни добрым, ни злым. Оно является особой организацией власти, которая призвана согласовывать несовпадающие интересы людей, групп и выражать их общезначимые потребности, опираясь на принуждение и нормы права. Создав однажды государство во имя общего блага, свободная личность в последующем тяготилась его опекой и пыталась всячески ограничить власть государства над собой. Поэтому вопрос о смыслах термина «государство» связан с вопросом: кому служит государство — обществу в целом, группе или отдельной личности?

Не меньший парадокс видится и в возникновении общепринятого понятия «государство». Дело в том, что первые государственные образования появились около 5 тыс. лет назад. Это были государства Древнего Востока: Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай. Однако само понятие «государство» в современном значении возникло лишь в начале XVI в. В науку это понятие ввел итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527). Он использовал для обозначения государства термин «stato» (от лат. status — положение, статус). До этого государственные образования обозначались по-разному: «республика», «городская община», «княжеское господство», «земля», «полис», «единовластное правление», «тирания», «олигархия» и т. д. Теперь все эти государственные образования обозначались одним термином.

  • [1] Аристотель. Политика: соч. в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 378.
  • [2] Цит. по: Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского: избр. ироизв. Т. 2. С. 193.
  • [3] Tilly Ch. Reflections on the History of European Statemaking. Tilly Ch. (ed) TheFormation of National States in Western Europe. Princeton, 1975. P. 70.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой