Российский рынок очковой оптики диверсифицирован, ни одна крупная сеть салонов оптики, даже федеральная, не владеет более чем 1% российского рынка. По экспертной оценке в 2010 году, доля ТОП-10 сетей очковой оптики составила не более 5%.
Некоторые финансовые показатели работы оптик в России
По данным экспертов рынка, чтобы открыть частный салон оптики, сегодня требуется от $ 85 тыс. первоначальных инвестиций:
- — $ 3 тыс — оформление документации;
- — $ 10−20 тыс. — аренда и ремонт помещения;
- — $ 12 тыс. — зарплата персонала;
- — $ 20−30 тыс. — закупка офтальмологического оборудования;
- — $ 5 тыс. — стенды для очков, офисная мебель, шкафы для банка линз;
- — $ 10 тыс. — создание банка линз;
- — $ 15 тыс. — набор оправ и аксессуаров.
Для выхода на рынок контактных линз вложения намного скромнее — минимум в 1,5 раза ниже, так как не требуется дорогое оборудование.
Точный «потолок» максимального размера инвестиций в открытие салона большинству экспертов назвать трудно. Главным образом, это связано с разницей цен на производственное оборудование.
Сетевой принцип построения розничной сети оптик
На сегодня даже самые большие оптические сети насчитывают в России не более 120 салонов, для сравнения, на Западе — от 1 до 1,5 тысяч точек.
Если рассматривать только полноценные салоны оптики, без учета уличных и рыночных стендов, стендов в метро, магазинах, то сетевая розница в России это порядка 58% всех салонов оптики.
Рис. 8. Укрупненная структура российского рынка ритейла очковой оптики (по количеству салонов оптики), 2011.
Источник: эксперты рынка, РБК.research.
Сетевые салоны оптики в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллиониках контролируют значительно большую долю, чем в целом по России — на сетевые салоны приходится около 72% салонов городов.
Рис. 9. Структура рынка СанктПетербурга очковой оптики (по количеству полноценных салонов оптики), 2011
Источник: эксперты рынка, РБК.research.
По количеству салонов сетевые компании можно разделить на группы:
- — Крупные сети — 10 салонов оптики и более;
- — Средние сети — 6−9 салонов оптики;
- — Мелкие сети — 3−5 салона оптики;
- — Очень мелкие сети — 2 салона оптики.
Большинство представленных в России компаний очковой оптики имеет небольшое количество салонов. Около 85−88% сетевых компаний имеют 2 салона оптики, и это 34% салонов России.