Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Компоненты навыка чтения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это определение так же заслуживает внимания, т.к. в нём подчёркивается свобода быстрого узнавания букв и воспроизведения их в чтении, в звуковом оформлении. Скорость чтения зависит от способа чтения и понимания. Выразительно прочитать текст — значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя передать идеи и чувства, вложенные… Читать ещё >

Компоненты навыка чтения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Чтение — это вид речевой деятельности, в которой во взаимодействии выступают следующие компоненты: восприятие графической формы слова; перевод её в звуковую, т. е. произнесение слова по слогам или целиком в зависимости от уровня овладения техникой чтения; понимание прочитанного (слова, словосочетания, предложения, текст.

Навык чтения — это комплекс умений и навыков. Это, прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.

Навык чтения может быть представлен в общем виде такой схемой:

Компоненты навыка чтения.

Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически.

В целом навык чтения складывается из двух сторон — смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической, подчинённой первой и обслуживающей её.

Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть сознательность, понимание читаемого текста. Смысловая сторона чтения — это совокупное понимание читающим:

значений слов, употреблённых в прямом и переносном смысле;

содержание каждого предложения;

содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав);

основного смысла всего содержания текста Другими словами, сознательность — понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. 2].

Техническая сторона (техника чтения) включает в себя другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп, беглость) чтения. Каждый из компонентов, образующий в целом технику чтения, имеет свои особенности.

Способ чтения — важный компонент техники чтения, который влияет на другие её стороны. Выделяют пять основных способов чтения:

  • 1. Побуквенное
  • 2. Отрывистое
  • 3. Чтение целыми словами и группами слов

Необходимо отрабатывать продуктивные способы чтения.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. [5].

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает:

замены;

пропуски;

перестановки;

добавления;

искажения;

повтор букв (звуков), слогов, слов;

правильно или ошибочно делает ударение в словах;

ошибки в окончании.

Выразительность — способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему. [4].

Выразительно прочитать текст — значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя передать идеи и чувства, вложенные в произведение. [2].

Выразительность чтения включает в себя умения правильно использовать паузы, делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать громко и внятно.

Беглость — это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется числом слов, прочитанных за единицу времени. [2].

Обратимся к другому определению. «Беглое чтение — чтение без затруднений». [3].

Это определение так же заслуживает внимания, т.к. в нём подчёркивается свобода быстрого узнавания букв и воспроизведения их в чтении, в звуковом оформлении. Скорость чтения зависит от способа чтения и понимания.

Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения.

Полугодие Класс.

I полугодие.

II полугодие.

1 класс.

;

25 — 30 слов в минуту.

2 класс.

30 — 40 слов в минуту.

40 — 50 слов в минуту.

3 класс.

50 — 60 слов в минуту.

65 — 75 слов в минуту.

4 класс.

75 — 85 слов в минуту.

85 — 95 слов в минуту.

Если результат ниже — это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой