Компоненты навыка чтения
Это определение так же заслуживает внимания, т.к. в нём подчёркивается свобода быстрого узнавания букв и воспроизведения их в чтении, в звуковом оформлении. Скорость чтения зависит от способа чтения и понимания. Выразительно прочитать текст — значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя передать идеи и чувства, вложенные… Читать ещё >
Компоненты навыка чтения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Чтение — это вид речевой деятельности, в которой во взаимодействии выступают следующие компоненты: восприятие графической формы слова; перевод её в звуковую, т. е. произнесение слова по слогам или целиком в зависимости от уровня овладения техникой чтения; понимание прочитанного (слова, словосочетания, предложения, текст.
Навык чтения — это комплекс умений и навыков. Это, прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.
Навык чтения может быть представлен в общем виде такой схемой:
Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически.
В целом навык чтения складывается из двух сторон — смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической, подчинённой первой и обслуживающей её.
Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть сознательность, понимание читаемого текста. Смысловая сторона чтения — это совокупное понимание читающим:
значений слов, употреблённых в прямом и переносном смысле;
содержание каждого предложения;
содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав);
основного смысла всего содержания текста Другими словами, сознательность — понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. 2].
Техническая сторона (техника чтения) включает в себя другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп, беглость) чтения. Каждый из компонентов, образующий в целом технику чтения, имеет свои особенности.
Способ чтения — важный компонент техники чтения, который влияет на другие её стороны. Выделяют пять основных способов чтения:
- 1. Побуквенное
- 2. Отрывистое
- 3. Чтение целыми словами и группами слов
Необходимо отрабатывать продуктивные способы чтения.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. [5].
Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает:
замены;
пропуски;
перестановки;
добавления;
искажения;
повтор букв (звуков), слогов, слов;
правильно или ошибочно делает ударение в словах;
ошибки в окончании.
Выразительность — способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему. [4].
Выразительно прочитать текст — значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя передать идеи и чувства, вложенные в произведение. [2].
Выразительность чтения включает в себя умения правильно использовать паузы, делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать громко и внятно.
Беглость — это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется числом слов, прочитанных за единицу времени. [2].
Обратимся к другому определению. «Беглое чтение — чтение без затруднений». [3].
Это определение так же заслуживает внимания, т.к. в нём подчёркивается свобода быстрого узнавания букв и воспроизведения их в чтении, в звуковом оформлении. Скорость чтения зависит от способа чтения и понимания.
Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения.
Полугодие Класс. | I полугодие. | II полугодие. | |
1 класс. | ; | 25 — 30 слов в минуту. | |
2 класс. | 30 — 40 слов в минуту. | 40 — 50 слов в минуту. | |
3 класс. | 50 — 60 слов в минуту. | 65 — 75 слов в минуту. | |
4 класс. | 75 — 85 слов в минуту. | 85 — 95 слов в минуту. | |
Если результат ниже — это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их.