Организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ
Января 1993 года был подписан важнейший из документов Содружества — Устав Содружества Независимых Государств, который определил основы организационно-правового механизма нового межгосударственного образования. За два года до принятия Устава СНГ Соглашением о координационных институтах СНГ от 21 декабря 1991 года была определена структура Содружества. В состав координационных институтов были… Читать ещё >
Организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
22 января 1993 года был подписан важнейший из документов Содружества — Устав Содружества Независимых Государств, который определил основы организационно-правового механизма нового межгосударственного образования.
В Уставе Содружества определены условия членства государств в СНГ, сформулированы цели и принципы коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества, предотвращения конфликтов и разрешения споров, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях, межпарламентских связей, закреплено суверенное равенство всех его членов. Подчеркнуто, что входящие в СНГ государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
Членом Содружества может стать государство, разделяющее цели и принципы Содружества и принявшее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусмотрена также возможность присоединения к Содружеству государств, желающих участвовать в отдельных видах его деятельности в качестве ассоциированных членов на условиях, определенных отдельным соглашением.
Государства-члены Содружества строят свои взаимоотношения в соответствии с принципами уважения суверенитета и независимости, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом, развития взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, добросовестного выполнения принятых на себя обязательств.
Таким образом, в соответствии с Уставом СНГ не обладает наднациональными полномочиями и основано на основах суверенного равенства всех его членов. Государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
За два года до принятия Устава СНГ Соглашением о координационных институтах СНГ от 21 декабря 1991 года была определена структура Содружества. В состав координационных институтов были включены:
- — Совет глав государств;
- — Совет глав правительств;
- — Совет министров иностранных дел;
- — Совет министров обороны;
- — Совет командующих пограничными войсками;
- — Совет коллективной безопасности;
- — Исполнительный секретариат;
- — Межпарламентская ассамблея;
- — Межгосударственный экономический комитет;
- — Межгосударственный банк;
- — Межгосударственный валютный комитет;
- — Межгосударственный статистический комитет;
- — Экономический суд;
- — Комиссия по правам человека.
Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП), что закреплено также в Уставе СНГ.
На основе подписанных в рамках СНГ документов были созданы другие органы сотрудничества, призванные содействовать интеграционному сотрудничеству стран СНГ.
К сферам совместной деятельности государств-участников относятся:
- — обеспечение прав и основных свобод человека;
- — координация внешнеполитической деятельности;
- — оборонная политика и охрана внешних границ;
- — сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства;
- — развитие транспорта и связи;
- — охрана здоровья и окружающей среды;
- — вопросы социальной и миграционной политики;
- — борьба с организованной преступностью.
К перечисленному можно добавить еще два важнейших направления: борьба с терроризмом и развитие гуманитарных связей.
Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.
Предшествующий и последующий председатели органа Содружества являются его сопредседателями.
Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств. Значительную роль в процессе формирования нормативно-правовой базы Содружества сыграла Россия. Но ее вклад не ограничивается разработкой и анализом международно-правовых актов. Россия была призвана взять на себя роль лидера в интеграционных процессах на постсоветском пространстве.